Никто не видел

Объясните Бога никто и никогда не видел. Ведь Иисуса видели. Как понять?

Отвечает: Александра Ланц

Мир сердцу вашему, Евгений!

Проблема нашего с вами восприятия библейских текстов кроется в том, что мы с вами из язычников, воспитанных на моделях греческого мышления, которое логично, линейно, раскладывает всё по полочками, но при этом отвергает возможность того, что многое из существующего мы просто не в состоянии описать словами и схемами. Еврейский же способ мышления совсем другой, он подразумевает возможность понимания непостижимого, но не через линейную логику, раскладывающую всё по линейным полочкам, а через гармоничное соединение образов и понятий в одно, как частей одной единой картины.

Попробую привести самый простой пример того, как это работает. Вот если на банке с маринованными огурцами написано «кисло-сладкие», то наше с вами греческое мышление сразу ведёт нас к определению понятия «кислый», а потом к определению понятия «сладкий», и после этого, пытаясь соединить их в одно, противится такой возможности. Скорее всего именно поэтому многие их нас колеблются в покупке такого продукта, потому что оба понятия в некотором роде исключают друг друга, а если и дополняют, то такое дополнение с трудом укладывается в нашей голове.

Я понимаю, что данный пример не идеален, однако я надеюсь, что вы увидите главную мысль, которую я пытаюсь высказать. Давайте обратимся к более сложным примерам, записанным в Библии? Вот в послании к Ефесянам апостол Павел, человек, воспитанный в традициях еврейского мышления, говорит о том, что молится, чтобы Бог помог уверовавшим «и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Евр.3:19).

Наш с вами «греческий» ум, если позволить ему задуматься над тем, что здесь написано, начнёт пробуксовывать и сопротивляться: с одной стороны речь о том, чтобы нам уразуметь (понять) любовь Христа, а с другой стороны, Его любовь превосходит всякую попытку уразуметь её. А вот для еврея Павла такой оксюморон не представлял никаких проблем. И даже более того, если вы внимательно прочитаете все его послания, то найдёте в них множество примеров подобных высказываний.

И дело здесь не в противоречиях, а именно так наше линейное мышление видит подобные высказывания Библии, а в том, что кроме того времени и пространства, в котором мы, люди, обитаем, если ещё бесконечно количество времён и пространств, в который обитает Бог, при этом разум сотворённого существа, да ещё падшего, не может вместить и мизерную часть информации о Боге.

Как объяснить четырёхлетнему ребёнку, что такое компьютор? Объяснить, конечно, можно, но разве это будет вся полнота информации?

Как объяснить ограниченному плотью человеку то, что Бог безграничен? Как передать человеку информацию о том, что даже если ты видишь Бога, ты всё равно не видишь Его Всего и увидеть не в состоянии, потому что Он, будучи Творцом, всегда бесконечно выше, больше, могущественне любого Своего творения?

1Ин.4:12 «Бога не видел никто и никогда» — это истинная правда.

Ин.1:18 «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» — и это истинна правда.

Быт.32:30 «И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, , я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» — и эти слова Иакова, боровшегося с Кем-то в ночи, потом хромавшего всю жизнь, истинная правда.

Да, дорогой Евгений, мы потому и называем себя верующими, что очень и очень многое нам приходится принимать верою, особенно то, что касается Творца неба и земли. Лично я избираю верить тому, о чём говорит Библия: да, Бога невозможно увидеть, и да, во Христе Иисусе нам явлен Бог. Да, познать всю силу Божией любви невозможно, и да, у нас есть возможность наполниться познанием этой бесконечно сильной любви.

С уважением,

Саша.

Православные призывают сделать Светлый понедельник выходным в России

-А А+ Фото: rublev.com

Представители общественности собирают подписи под интернет-петицией с призывом сделать выходным Светлый понедельник (первый день после Пасхи).

«Учитывая значение православия в жизни России и конструктивный характер государственно-церковных отношений, предлагается ввести официальный выходной, связанный с главным христианским праздником — Пасхой… Такой новой праздничной датой должен стать Светлый понедельник — первый день после Пасхи», — говорится в петиции, опубликованной на сайте Change.org.

«К числу немногих православных стран, в которых Светлый понедельник не является официальным выходным, относится Россия. Это не соответствует не только историческим традициям России, но и современной практике множества стран мира, прежде всего государств с православным наследием», — сказано в тексте.

Авторы напомнили, что этот день был праздничным в Российской империи, по всей стране в дни Светлой седмицы «было принято участвовать в массовых играх, гуляниях, ходить по соседям петь песни».

Инициаторы петиции призвали президента РФ Владимира Путина и патриарха Московского и всея Руси Кирилла «добиться внесения Светлого понедельника в число официальных праздничных дней в Российской Федерации».

О Пасхальной седмице и Светлом понедельнике

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю, от собственно Пасхи до недели Фоминой. Эта неделя называется «Светлая Пасхальная седмица». Каждый день недели тоже называется светлым — Светлый понедельник, Светлый вторник и т.д., а последний день — Светлая суббота.

В Пасхальную седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

Фото: Гомельская епархияВсю неделю, после каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа.

Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжении седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей.

Согласно библейскому преданию, в первый день после воскресения Иисус явился своим ученикам. Он также неузнанным явился двум из Своих учеников, разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин. «И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Лк., 113-е зач., 24:12-35).

Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием, читается Евангелие о явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Иоан. 20:19-25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу.

Праздничный статус Светлого понедельника с древнейших времен был утвержден канонами Православной церкви. В частности, в 680-681 гг. на VI Вселенском соборе было утверждено 66-е правило, которое гласит: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися, во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся».

Византийский император святой Феодосий Великий (IV век) запретил в течение всей Пасхальной седмицы судопроизводства, а Феодосий II Младший — театральные и цирковые представления.

1 мая 2016 13 апреля 2015 10 апреля 2015 теги: Пасха, церковные праздники

Толкование Евангелия на каждый день года. Светлый понедельник

Ин., 2-е зач., 1: 18–28

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

В Пасху нам дается откровение благодати и истины – то, что бесконечно превосходит все, что было дано когда-либо человеку. Ибо Закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа. И во второй день Пасхи мы слышим: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын Отчий, Он явил. Никто до этого никогда не видел Бога. Ничто духовное не может быть увидено телесными глазами, тем более Сам Бог.

Потому мы живем верою, которою видим Невидимого. Эта вера дана нам Тем, Кто видел Бога и Кто Сам Бог. Кто знает Отца как Сын, и в Ком лучше узнается Отец, чем в Сыне? Он – Сын Его Возлюбленный, в Нем – Его благоволение. И все сокровенное в Отце Сын явил. Ясность и полноту откровения, волю Отчую, путь спасения. Это и есть благодать и истина Воскресения Христова.

И мы слышим свидетельство Иоанна испытующим его иудеям: Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. Он дает ответ словами Писания, чтобы показать, что Писание исполнилось в нем. Он дает ответ в очень смиренных, исполненных самоуничижения словах. Он как бы говорит им, что сам он не имеет никакого значения: «Я глас, я только глас». Но так произносит он эти слова, что они не могут не слушать его. Ибо он поистине глас, – глас, пробуждающий от сна, открывающий истину.

Служители Бога – только голос, через который Богу угодно говорить с миром. И когда священник восклицает: «Христос воскресе!» – вся земля, не только те, кто стоит в храме, отвечают ему громоподобным: «Воистину воскресе!»

Вся земля? Или скоро это тоже будет глас вопиющего в пустыне? И Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? Служители Бога призваны к такой огненной проповеди победы Божией, чтобы воскресли многие умершие от холода апокалиптической зимы души. «Покайтесь, потому что Христос воскрес, и приблизилось, как никогда, Царство Божие». «Исправьте путь Господу». Перестаньте обманывать себя относительно путей Господних. Книжники и фарисеи соделали их кривыми. Но сегодня Церковь, как Предтеча, возвышает свой голос, чтобы все возвратились к первоначальной чистоте, к той, которую дает Сам Бог. Кто очистит этот сегодняшний мир от смрада и грязи? Нет такой воды, нет таких слез, которые могли бы это совершить! Предтеча крестит в воде – и это все. Но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Среди пасхального нашего ликования стоит воскресший Христос, как стоял Он на Иордане среди простых людей, и был одним из них.

Столько подлинно драгоценного сокрыто от мира! И Бог часто бывает ближе к нам, чем мы думаем. Царство Божие охватывает весь мир, и оно уже посреди нас. Мы недостойны этого дара. Если больший из рожденных женами считал себя недостойным приблизиться ко Христу, чтобы как раб развязать ремень у обуви Его, – что сказать о нас? Но после того, что мы узнали в Пасху Господню, для нас невозможна жизнь вдали от Него.

Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. Вифавар означает «дом перехода». Пасха Господня и есть этот наш переход от смерти к жизни, и от земли к небесам.

Толкования Священного Писания

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил

Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Бог, сый в лоне Отчи, Той исповеда. Обрати внимание также и здесь на предусмотрительность Духоносца. Не не ведал он, что кто-либо, строже исследуя изречения относительно Единородного, может, конечно, сказать, обращаясь к Евангелисту: ты сказал, что «видел славу Его, славу как Единородного от Отца», – потом, так как надлежало сообщить нам об этом тонкое изъяснение и выразить превышнее и Божественное достоинство (Единородного), ты употребил доказательство от превосходства Его над Моисеем и Иоанном, как будто невозможно было иначе узреть славу Его, хотя блаженный пророк Исаия и говорит: «видех Господа» Саваофа «седяща на престоле высоце и превознесенне, и исполнь дом славы Его: и Серафими стояху окрест Его, шесть крил единому и шесть крил другому, и двема убо покрываху лице, и двема покрываху ноги, и двема летаху: и взываху друг ко другу и глаголаху: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его» (Ис. 6:1–3); также и Иезекииль ясно и громко высказал нам, что он мог видеть Херувимов, имевших твердь, как бы в виде сапфира висевшую над головами их, на престоле же подобие Господа Саваофа, говоря буквально такими словами: «и се», – говорит, – «глас превыше тверди сущия над главою их и над твердию, яже над главою их, яко видение камене сапфира, подобие престола на нем, и на подобии престола подобие якоже вид человечь сверху. И видех яко видение илектора от видения чресл и выше, и от видения чресл и даже до долу, и видех яко видение огня, и свет его окрест, яко видение дуги, егда есть на облацех в дни дождя, тако стояние света окрест: сие видение подобия славы Господни» (Иез. 1:25, 2:1). Итак, поскольку нетрудно было ожидать, что нечто подобное могут сказать нам не малочисленные из невежд, то блаженный Евангелист спешит пресечь возражение их, говоря: «Бога никто не видал никогда», ибо Сам «Единородный», будучи «Бог, сущий» в недрах Бога и «Отца», сообщил нам сие «изъяснение», весьма ясно сказав священноначальнику Моисею, что никто не увидит «лице Мое, и жив будет» (Исх. 33:20), а также некогда Своим ученикам: «не яко Отца видел есть кто, токмо сый от Бога, сей виде Отца» (Ин. 6:46). Одному только по природе Сыну видим Отец, и притом именно так, как можно умопредставлять себе, соответственно Божественным свойствам, возможность видеть Божественную природу и быть видимою, – другому же из бытий никому. Посему отнюдь не выскажет лжи слово святых пророков, восклицающих, что они видели Господа Саваофа, ибо они не утверждают того, чтобы природа Божия могла быть созерцаема такою, какова она есть по самой своей сущности, но, напротив, сами ясно восклицают: «сие видение подобия славы Господни» (Иез. 2:1). Итак, вид Божественной славы отображался прикровенно по подобию с нашими предметами и был, вернее сказать, подобием, как бы отпечатлевавшим на доске свойственную Божеству славу, так как истинное существо ее превышает границы нашего разума и слова. Ввиду этого весьма премудрым оказывается Евангелист, если к словам: «и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» – приводит доказательство от превосходства Его над всеми. Как «от красоты созданий соответственно» (Прем. 13:5) созерцается сила Творца всего и «небеса» безгласно «поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18:2), так опять и Единородный должен оказаться высшим и превосходнейшим по славе, – как Бог, Он превосходит восприемлющую силу глаза, но мыслится и прославляется по тем свойствам Своим, коими Он превосходит тварь. Такую именно, полагаю, а не другую заключает в себе мысль толкуемое изречение. Но надо также обратить внимание на то, что и называет Сына «Единородным Богом», и говорит, что Он есть «в недрах Отца», дабы оказывался опять и находящимся вне единоприродия с тварью, и имеющим особое из Отца и в Отце существование. Ведь если Он действительно есть «Бог Единородный», то как может не быть другим по природе сравнительно с теми, кои суть боги и сыны по усыновлению? Единородный не может быть мыслим (как один) между многими братьями, но как единственный из Отца. А так как, по слову Павла, хотя и много есть или и называется как на небе, так и на земле богов (1Кор. 8:5), но Сын есть «Бог Единородный», то, очевидно, Он должен быть вне других и не принадлежать к числу богов по благодати, но, напротив, быть истинным (Богом) вместе с Отцом, что и Павел вслед за вышеприведенными словами утверждает: «нам же един Бог Отец, из Него же вся, и един Господь Иисус Христос, Имже вся» (1Кор. 8:6). Так как один по природе есть Бог Отец, то сущее из Него и в Нем Слово не должно оставаться вне бытия-Богом, украшаясь (Божественными) свойствами Родившего и по существу восходя к равному (с Ним) достоинству, именно в отношении бытия-Богом по природе.

Потому-то и говорит, что Он есть в недрах Отца, дабы ты опять разумел бытие в Нем и из Него, по сказанному в Псалмах: «из чрева прежде денницы родих Тя» (Пс. 109:3). Как здесь выражение «из чрева» полагает собственно в значении истинного рождения «из Него», как бы опять по подобию с нами, ибо рождаемые от людей дети выходят из чрева; так и когда употребляет выражение «в лоне», то как бы желает выразительно указать на рождение Сына Отеческим лоном, наподобие богоприличного воссияния и неизреченного некоего исхождения к собственной ипостаси, имеющим (лоном) в то же время Его в себе, так как не чрез отсечение или отделение по телу произошло из Отца Божественное Рождение (Сын). О сем и Сын в одном месте говорит, что Он – в Отце и со Своей стороны имеет в Себе Отца (Ин. 14:10–11), ибо само свойство сущности Отца, естественно переходя к Сыну, являет в Нем Отца; так же опять и Отец имеет в Себе Сына, как вкорененного непреложным тожеством сущности и как рожденного из Него, однако же не чрез отделение или местное расстояние, но как всуществующего (в Нем) и всегда существующего (с Ним). Так должны мы благочестиво понимать изречение, что Сын есть в недрах Отца, а не как истолковывают некие из обыкших богоборствовать, «на коих суд праведный есть» (Рим. 3:8): все правое извращают они, по слову Пророка (Мих. 3:9), прельщая слух простецов и неосмотрительно «согрешая против братьев, за коих Христос умер» (1Кор. 8:12).

Однако ж необходимо сказать о том, как они думают и говорят и пытаются учить других. Если святой Евангелист говорит, что «Сын» есть «в лоно» (лоне) Бога и «Отца», как правильно понимают это и чада Церкви и на этом основании утверждают, что Он существует из Отца и в Отце, и со всею справедливостью стараются сохранить истинный образ рождения, но, напротив, те, опьяненные невежеством, тотчас же осмеивают это и дерзают даже говорить так: «Вздор говорите вы, ибо неблагопристойно представляете о Боге, думая, что посредством изречения о рождении Сына в лоне Отца указывается на рождение из сущности Его, и неразумно предполагая, что Он есть плод Нетварной Природы. Или, говорят, вы не слышали в Евангельских притчах, когда Сам Христос говорил о богаче и Лазаре, что умер Лазарь и отнесен был Ангелами «в лоно Авраама» (Лк. 16:22)? Разве из того, что Лазарь оказался в лоне Авраама, будете заключать, что он существует из него и в нем по естеству, или же справедливо откажетесь говорить так и сами согласитесь с нами, что под лоном разумеется любовь? Посему и мы утверждаем, что изречение о бытии Сына в лоне Бога и Отца употреблено вместо выражения: «в любви», как и Сам Он в одном месте говорит: «Отец любит Сына» (Ин. 3:35).

Но если любители брани и способные к одним только порицаниям думают поразить нас такими словами, то и мы со своей стороны можем вопреки им противопоставить правое учение истины. Лоно, любезнейшие, по-вашему означает любовь, как это мы только что слышали от вас. Но если «возлюби Бог мир» (Ин. 3:16), по слову Спасителя, и «любит Господь врата Сионя» (Пс. 86:2), по святому Псалмопевцу, то неужели осмелимся сказать, что как мир сам, так и врата Сиона находятся в недре Бога и Отца? А с другой стороны, когда говорит к священноначальнику Моисею: «вложи руку твою в недро твое» (Исх. 4:6), то неужели, скажи мне, повелевает ему любить свою руку, а не скрыть ее? Потом, разве не окажемся за это подлежащими великому осмеянию, даже более – не впадем в нечестие против Самого Отца, утверждая, что все находится в недрах Его, и всем прочим существам сообщая исключительное Одного только Единородного качество, так чтобы Сын не имел ничего большего пред тварью?

Так, распрощавшись с невежественным мнением их, перейдем к правильному раскрытию истины в том смысле, что когда о Сыне говорится, что Он в недре Отца, то указывается на Него (Сына), как сущего из Него и в Нем. Тщательно исследовав значение мыслей (этого изречения), мы найдем, что это действительно так, а не иначе. «Единородный», – говорит, – «Бог, сый в лоне Отца, Той исповеда». Как только назвал «Единородным» и «Богом», то тут же присоединяет: «сый в» недрах «Отца», дабы Сын разумелся природно сущим из Него и в Нем, употребив «лоно Отца» вместо «сущности» и взяв сравнение от телесных предметов; ибо видимые явления служат иногда образами духовных предметов и бывающее у нас руководствует к пониманию того, что выше нас. Так, нередко в качестве образа берутся предметы телесные и сообщают нам уразумение возвышеннейших умозрений, хотя и понимаются в свое время так, как представляется сказанным, каково, думаю, и есть сказанное при Моисее: «вложи руку твою в недро твое». Также и выражение, что Лазарь находился в недре Авраама, нисколько не вредит нашему учению, но, напротив того, согласуется с ним и соответствует нашим умозрениям. Ведь Писание говорит почти так: умерший Лазарь и отрешившийся от жизни с телом отнесен был в лоно Авраама, вместо: вчинен между сынами Авраама, ибо Отцем многих народов поставил его Бог, как в одном месте написано о нем: «яко отца многих язык положих тя» (Быт. 17:5; ср. Рим. 4:17).

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.

Поп-культура (Pop-culture)

Ну, с Богом…

Золотые цепи, дорогие часы
Я скажу тебе в лоб — это не фотошоп
В муке от просфоры испачканы носы
Никто не скажет «Стоп», когда в здании поп
Что ни день, то пьем вино и кадилом дымим
Свои офшорные счета сами себе благословим
Мочим сухарики в вине и кладем вам в рот
Оплачивающий икру нам причастный оборот
В нашей жизни все сложилось также, как на шапке — крест
От православных купюр в карманах тупо нет мест!
Мы знаем, что такое swag, как «Отче наш»
Обменяем веру на бабло — баш на баш!
Лью лампадное масло на моделей я
А ваши тёлки еще площе, чем Земля
Каждый день сотни сук целуют крестик мне
Твоя баба течет и я хожу по воде!
На все воля Божья — воля жить богато
Да, наши хейтеры дышат, но они дышат на ладан
«Кстати, я не видел Бога — это значит его нет!»
А я не видел твой хрен — получай мой ответ!
О, тебе кажется, что я не крут? Перекрестись!
Я отлучу тебя от тусы и тебе не спастись
Настигну твою тёлку, как стихийное бедствие
А потом приду опять — второе пришествие!
От самых грешных дам у нас отбоя нет
Пока кормил ее с ложки, рассказала мне секрет
Добро пожаловать с Богом в приватный чат
Я так хорош, что все бабы мироточат!
На приватном джете летаю возле Бога
«Иже еси на небеси» и скатертью дорога!
В джакузи трахаю шлюх перед Ивана Купала
Мой союз с твоей женой стабильней телеканала
«На колени стань» — она ответил: «Да!»
Её лицо окропила святая вода
«Приложись к мощам, заплати и иди —
В очереди благодати не последняя ты!»
Эй, нищеброд, скидывай на храм
На мой роскошный Rolls-Royce и элитных дам
Мы жгли в Средние Века и будем жечь сейчас
Вы не найдете никого богаче нас!
Я — главный посредник между Богом и баблом
За символическую сумму отмолю любое зло!
Всем легче на душе, стоит стих прочесть
Лишь одно меня пугает: а вдруг Бог есть?..