Ночная литургия в храме гроба господня

29/11/2013
Очень хочется написать еще раз отдельно о ночных греческих литургиях в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. За эти несколько недель, что я в Израиле, я побывала уже трижды, и стараюсь не упускать возможность съездить туда, хотя это стоит денег и сил.
Эти службы по благодатности особенные… Хотя кому-то с непривычки служба может показаться непонятной, не молитвенной, не такой красивой, как русская. Все-таки служат здесь у Гроба греки. Для многих это непривычно и почти все непонятно. Но я полюбила ночные литургии у Гроба Господня с самого первого раза (). И теперь меня тянет туда как магнитом.
Сегодня ночью — Литургия на Голгофе. Сегодня наступает пятница. Мы приехали небольшой группой из монастыря на заказном микроавтобусе. Сестры, трудницы и несколько паломников. Идешь по ночному старому Иерусалиму, все торговые лавки уже наглухо закрыты, и шумные днем узкие улицы превращаются в пустынные тихие каменные коридоры. Встретишь лишь мусор, нескольких иудеев с пейсами, спешащих домой перед шаббатом да бездомных кошек. И только молчаливые шаги христиан, спешащих на службу, стучат в этот поздний час по мраморным плитам улиц Иерусалима…
Сегодня, сейчас в храме Гроба Господня мало народу – потому что будний день и ночь. И это самый лучший момент, чтобы быть здесь. Это такое чудесное ощущение – когда в кажущимся ночью огромном храме нет никого… Когда с темных и пустых (и потому непривычных) улиц Иерусалима стремительно «влетаешь» в храм Гроба, падаешь ниц у Камня Помазания, ощущая этот до боли знакомый острый запах иерусалимского мира (благовонное масло) и всегдашний сквозняк у огромных древних ворот. А вокруг – почти никого. Только безмолвные лапмады сверху… Когда в Кувуклию очереди нет совсем никакой (неслыханная редкость!), и можно положить три земных поклона месту нашего Спасения и задержаться внутри в теплой «пещерке» на минуту… Когда поднимаешься на Голгофу – и там тоже нет никакой очереди. Когда эхом разносится по пустому храму из Кафоликона (основной греческий предел Воскресения Христова) обычное чтение утрени на греческом языке – от этого почему-то по-особенному замирает сердце, а из католического предела – внезапные, но как-то совершенно уместные здесь и сдержанные звуки органа…
И все это так знакомо, так где-то глубоко в душе и памяти запечатлелось навсегда, все эти запахи, звуки и ощущения вызывают изнутри какие-то прошлые первые воспоминания, что кажется, что так было и будет всегда, что никуда ты отсюда не уезжала и не уедешь. И накрывает такой неизъяснимой благодарностью за то, что в моей жизни выпал такой шанс посещать это место, молиться здесь ночью уже так много раз в спокойствии, с возможностью поразмыслить обо всем происходящем…
Я долго мечтала о том, чтобы побывать здесь хоть раз. А Господь даровал уже много таких шансов. Мне больше этого в жизни ничего и не нужно, правда. Самое главное и самое лучшее в моей жизни уже совершилось и совершается… Здесь теряется и останавливается время. Зримо. Греческие священники со свечами в облачениях, поющие по древнему, служащие древнюю Литургию по неизменному многовековому обычаю, в древнем храме, преломляющие перед твоими глазами хлеб, как и в первые века, воздевающие руки к Небу. Ты и сама уже вне времени. Ты не думаешь о том, что «что-то было когда-то с Христом где-то далеко». Ты здесь и стоишь, где все Евангелие брало начало, совершалось и есть и поныне. Все в этой Литургии дышит древностью, или вневременностью… Не скажешь, какой сейчас век и год, и ничто вокруг не напомнит в эту минуту…
…Чем особенны литургии на Голгофе, так это то, что весь голгофский придел становится алтарем, и это особенная возможность всем людям присутствовать как бы в алтаре храма при совершении всей Литургии. Жертвенник находится слева от престола, а Престол – это каменный стол, накрывающий собой место, где стоял Крест Господень. Днем обычно люди прикладываются к месту Креста прямо под этим столом, заходя на коленях под него. Таким образом, Евхаристия совершается прямо над местом распятия Иисуса Христа.
Священники стоят по обе стороны за спиной служащего перед Престолом. А вокруг – все пришедшие помолиться люди, паломники, монашествующие. Так все соучаствуют в Литургии и видят все, что совершается в Алтаре до и во время Евхаристии. Я стояла так близко к Престолу, что хорошо видела Агнца и Чашу и то, как архиерей приносил Дары, хотя в момент «Тебе поем» просто не можешь смотреть на Престол, не достойна…
Поют греки просто. Как правило, 1-2 певца и непонятные для нашего русского слуха одноголосные мелодии. Но когда уже привыкаешь, то такое пение становится привычным, узнаваемым и начинает особо нравиться. «Нравится» – не совсем то слово. Просто оно не отвлекает от молитвы, и ощущаешь в таком пении смысл и некоторую приятность. В наших храмах нередко очень отвлекаешься на то, что слушаешь «КАК поют». Особенно я, как сама поющая в хоре. А здесь… текст на греческом языке, хотя прекрасно знаешь, что поют в этот момент. И внутренне сосредотачиваешься только на молитве, на обращении к Богу, даже не на тексте или на невольном повторении знакомого напева… Только на этих литургиях я действительно могу молиться.
Хотя всегда выстоять такую службу физически тяжелее, чем нашу литургию, даже если по времени она и короче. Просто лично для меня литургии на Гробе или на Голгофе – это всегда напряженный молитвенный и физический труд.
Ночь, ты после трудового дня уставшая, чаще всего и после полной вечерней службы в монастыре, иногда сильно клонит в сон, более часа приходится ждать начала литургии, пока греки закончат утреню, в это время – если воскресенье – сильно теснит множество народа, молишься в ожидании о чем-то своем (вернее, пытаешься), читаешь помянник, устают ноги, все тело устает, но присесть нет возможности, иногда очень холодно от сквозняков, на службе приходится сильно напрягать ум, переводя в памяти на славянский греческие прошения, в итоге ложишься спать в четвертом часу утра…
Мне такие литургии физически не даются легко никогда. Но я их все равно очень люблю (и на следующий день после Причастия ощущаю действительную бодрость и прилив сил). Особенно, особенно в будни, когда мало людей в храме! Потому что благодать Божья сходит здесь потоками! Потому что служба совершается на Гробе Господнем или на Голгофе (в ночь на пятницу). И ты сам стоишь своими ногами вот здесь, на той же самой Голгофе, видишь своими глазами эти самые камни под стеклом или мерцающие красные лампады над таинственным входом в Гроб Господень. И понимаешь, что центр Мира и Мировой Литургии этого дня – он здесь, именно здесь, где совершалось все-все то, из-за чего мы и служим теперь Литургию по всему миру, уже почти 2000 лет… Это удивительно! Это трудно вместить умом, только душой ощутить можно. Но просто в какой-то момент чувствуешь такую близость Бога в этом месте, что ощущаешь, как будто ты просто стоишь перед Самим кротким Христом, стоишь, прислонившись щекой к прохладному камню стен, с сокрушенной поникшей головой, и остается только тихо ронять неожиданно накатывающие слезы в благодарности Богу за все…
ИНФОРМАЦИЯ для тех, кто хочет попасть трудницей в Горненский монастырь>>>

Ночная служба в Храме Гроба Господня

Данная экскурсия проводится по определенному расписанию с выездом из гостиниц, расположенных на Мертвом море, на курортах — Эйн-Бокек, Неве Зоар и Эйн Геди.

Ночная Воскресная литургия в Храме Гроба Господня.

Поездка в Иерусалим, в Старый город на ночную Божественную Литургию. Храм Гроба Господня находится в христианском квартале Иерусалима и возведен в том месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Господь Иисус Христос. Литургии в храме Господнем служатся каждую ночь, но открытым храм бывает лишь накануне воскресенья, больших праздников, а также если службу возглавляет какой-нибудь архиерей. В остальных случаях, несмотря на службу, храм закрыт для паломников. Первую Литургию на Гробе Господнем с полуночи до 3.00 всегда служат православные, потом – армяне-григориане, далее – в своих приделах копты и католики. Стоит отметить, что служба проводится на греческом языке.

Выезд из отелей Мертвого моря по субботам в 21-30. Возвращение в отели в 06-00.

Просьба обратить внимание!

  • туристам необходимо быть на месте сбора на экскурсию за 5-10 минут до указанного времени выезда.
  • возможны незначительные изменения маршрута.
  • посещение святых мест разрешено в скромной одежде (не допускаются открытые колени и плечи).
  • в дни государственных, религиозных еврейских и христианских праздников возможны изменения в графике проведения экскурсии.
  • возможно ожидание туристами автобуса до 30 мин.
  • компания оставляет за собой право менять время выезда на экскурсию, о чем накануне сообщается туристу.
  • за утерянные вещи фирма ответственности не несет.

Условия отмены экскурсии:

  • при неявке или опоздании на экскурсию деньги не возвращаются;
  • при отказе менее чем за 48 часа до начала экскурсии удерживается 100% ее стоимости;
  • при переносе экскурсии на другие даты удерживается 50% ее стоимости.

Братство Святого Гроба

Флаг Святогробского братства

Бра́тство Свято́го Гро́ба Госпо́дня (греч. Ἡ Ἱερά Ἁγιοταφιτική Ἀδελφότης, также Святогробское братство, Хранители Святого Гроба) — общество, объединяющее монашествующих Иерусалимской Православной Церкви. Резиденция братства, располагающаяся в монастыре святых Константина и Елены в старом городе Иерусалима. Главой братства является Патриарх Иерусалимский.

История

Свою историю возводит к братству «Знамение» в Иерусалиме, которое было основано, как считается, в 313 году (что соответствует Миланскому эдикту и легализации христианства в Римской империи). Древние рукописи подтверждают существование Знаменского братства до посещения царицей Еленой Святого града в 326 году. Задачей этого монашеского братства было «служение паломникам, молитвы и в основном псалмопение в славной церкви Святой Гробницы». Братство «Знамения» получило поддержку императора и расширило свою деятельность за пределы Иерусалима на главные Святые места Палестины.

В 638 году братство было признано халифом Омаром ибн Хаттабом и впоследствии его преемниками. В последующие столетия все завоеватели Палестины так или иначе признавали права православных монахов этого братства заботиться о Святых местах.

Постоянным условием деятельности братства на протяжении многих веков сделалось соперничество со стороны антихалкидонитов и римо-католиков, разными путями старающихся захватить попечение о Святых местах. Будучи лишённым поддержки единоверного государства в Святой земле, Святогробское братство оказалось вынуждено вести нескончаемую борьбу за доказательство и подтверждение своих прав на поддержание Святых мест. С умалением православного присутствия в Святой земле, всё большая доля клириков Иерусалимского Патриархата оказалась также членами Святогробского братства — главнейшего заведения Церкви.

Как писал П. И. Ряжский в 1915 году «В руках Святогробского братства было сосредоточено управление церковными делами и имуществом Иерусалимской Церкви, во главе которой стояли патриарх, Синод и отцы Гроба Господня. Все они были греками, православные других национальностей, особенно славянских, в братство не допускались».

Несмотря на убывание и почти полное исчезновения греческого и греко-язычного населения в Святой земле, братство в последние столетия неизменно сохраняло преимущественно греческий характер. Это стало причиной напряжения и периодических волнений в Иерусалимской Церкви, более девяти десятых паствы которой составляют арабы и арабоязычные местные жители.

Сейчас Хранители Святого Гроба управляются советом из 18 членов с председателем Иерусалимским патриархатом.

Примечания

  1. П. И. Ряжский. Вопросы, связанные с восстановлением деятельности Императорского Палестинского общества в Святой Земле по окончании войны с Турцией. Б. м., 1915. С. 10.

Ссылки

  • Хранители Святого Гроба или Братство Святого Гроба // pravoslavie.ru

Irusalimland’s Blog

Интересные подробности сообщил специалист по Иерусалиму, лично сопровождавший премьер-министра Украины по Старому городу. Оказалось, что почти на каждом шагу Николай Азаров находил объекты, построенные украинскими миллиардерами.

Орден Святогробского Братства, которым награждают Предстоятелей Церквей и глав государств за выдающиеся заслуги перед Православной Церковью, вручен премьер-министру Украины Николаю Азарову в ходе его официального визита в Израиль.

На сайте Кабмина Украины сотрудники пресс-службы записали Азарова в католики:

Патриарх Иерусалимский Теофил III посвятил премьер-министра Украины Николая Азарова в рыцари Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского. Церемония посвящения состоялась в резиденции ТеофилаIII в Иерусалиме (Израиль).

Рыцарский Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского (лат. Ordo Equestris Sancti SepulcriHierosolymitani) — рыцарский орден, учрежденный Святым Престолом и непосредственно от него зависящий. 27 июня 2007 года Кардинал Джон Патрик Фоли был назначен Папой Бенедиктом XVI Великим Магистром Ордена. Членами Ордена по всему миру являются представители королевских семей, преуспевающие бизнесмены, политики и научная элита. Согласно отчету, датированному концом 2008 года, численность Ордена составляет 25 тыс. 835 членов.

Штаб-квартира Ордена находится в Городе-Государстве Ватикан, центр духовной деятельности Ордена находится в монастыре при церкви Сант-Онофрио-аль-Джаниколо

Об этом писал Украинский обозреватель

Еще более развеял наши сомнения глава пресс-службы УПЦ Василий Онисимов. Он высказал сомнения в остроте ума сотрудников пресс-службы Кабмина и предположил, что они попросту “напутали с переводом”. По словам Онисимова, в Иерусалимской православной церкви существует как организация не орден, а Братство гроба господня, или Святогробское братство. Орден же Святогробского братства — это награда Иерусалимского православного патриархата

Итак чтобы покончить с путаницей……..

Справка :

Братство Святого Гроба (Ἡ Ἱερά Ἁγιοταφιτική Ἀδελφότης) — общество объединяющее монашествующих Иерусалимской Православной Церкви.

История

Свое историческое наследние Братство святого Гроба Господня ведёт от братства “Знамения” в Иерусалиме. Древние рукописи подтверждают существование Знаменского братства даже до посещения святой царицей Еленой Святого града в 326 году. Задачей этого монашесого братства было “служение паломникам, молитвы и в основном псалмопение в славной церкви Святой Гробницы”. Братство “Знамения” получило поддержку императора и расширило свою деятельность за пределы Иерусалима на главные Святые места Палестины.

В 638 году братство было признано халифом Омаром и впоследствии его преемниками. В последующие столетия все завоеватели Палестины так или иначе признавали права православных монахов этого братства заботиться о Святых местах. Однако, постоянным условием деятельности братства на протяжении многих веков сделалось соперничество со стороны антихалкидонитов и римо-католиков, разными путями старающихся захватить попечение о Святых местах. Будучи лишенным поддержки единоверного государства в Святой земле, Святогробское братсово оказалось вынуждено вести нескончаемую борьбу за доказательство и подтверждение своих прав на поддержание Святых мест. С умалением православного присутствия в Святой земле, всё бо́льшая доля клириков Иерусалимского Патриархата оказалась также членами Святогробского братства — главнейшего заведения Церкви. Поэтому во многих смыслах Святогробское братство стало на деле синонимом Иерусалимской Православной Церкви — “экзарх Святого Гроба” это зарубежный представитель Иерусалимской Патриархии; “юрисдикция Святогробского братства” соответствует канонической территории Иерусалимской Церкви; и т.п.

Не смотря на убывание и почти полное исчезновения греческого и греко-язычного населения в Святой земле, братство в последние столетия неизменно сохраняло подавляюще греческий характер. Это стало причиной напряжения и периодических волнений в Иерусалимской Церкви, более девяти десятых паствы которой составляют арабы и арабо-язычные местные жители. На начало XXI века члены Святогробского братства — будущие клирики Иерусалимской Церкви — привлекаются преимущественно из Греции и Кипра.

Устройство

Главой Святогробского братства является сам патриарх Иерусалимский. Его членами являются все монашествующие — архиереи, архимандриты, иеромонахи, иеродиаконы, монахи и послушники — Иерусалимского Патриархата. По некоторым данным единственным женатым священником – членом Святогробского братства был отец Илия Шмаин.

Братство святого Гроба Господня управляется своим Монашеским Уставом. Делом братства является поддержание Православия в Святой земле, сохранение её Святых мест, духовное окормление православной паствы. Высшим управляющим органом братства является Священный Синод Иерусалимской Православной Церкви во главе с патриархом. Патриарх назначает членов Синода, и патриарх вместе с Синодом благословляют новых членов на вступление в братство.

Главной резиденцией Святогробского братсва является Константино-Еленинский монастырь в Старом городе Иерусалима, близ соборного храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня). При этом, по устройству Святогробского братства вся Иерусалимская Патриархия представляет собой монастырь во имя святых Константина и Елены , почему члены братства служат в монастырях и иных учреждениях Иерусалимской Церкви в Святой земле и заграницей. При этом, внутри братства есть некоторое количество “Хранителей Святого Гроба”, несущих службу по охранению Часовни Гроба Господня. По крайней мере один из них неизменно присутствует в Кувуклии, в пределе Ангела. Они обеспечивают соответствующее почтительное поведение паломников у Гроба Господня.

С христианством разобрались. А что же с иудеями ?

Глава правительства Украины Николай Азаров, чей официальный визит в Израиль завершился на этой неделе, нашёл время в своём насыщенном рабочем графике для осмотра достопримечательностей Старого города Иерусалима. Личным гидом премьера стал Игорь Трибельский – один из лучших экскурсоводов Израиля и автор книги “Иерусалим: тайна трёх тысячелетий”. Он сообщил интересные подробности прогулки Николая Азарова по святым местам иудаизма.

Проходя по Еврейскому кварталу, Азарову указали на синагогу “Хурва”, которую весной 2010 года возродили украинские богачи Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов и Вадим Рабинович. Далее, спускаясь к Стене плача, премьер-министр Украины остановился у золотого семисвечника-меноры, и Азаров прочитал, что она является даром Вадима Рабиновича из Украины. “Нам он такие подарки не делает”, — произнёс премьер, на что гид ему ответил: “Зато вам он другое делает, развивает бизнес в Украине – кому что нужно”. В целом Трибельский отметил, что у Азарова было хорошее настроение, и он находился под большим впечатлением от увиденного.

По словам гида, у Стены плача украинского высокопоставленного гостя “поразило трепетное отношение евреев к этому месту”. Азарова встретил главный раввин святых мест Иерусалима Шмуэль Рабинович, который показал гостю раскопки с южной стороны Храмовой горы. Затем Азаров прошёл по тоннелю вдоль Стены плача, дойдя до наиболее близкой точке к “святая святых” Иерусалимского Храма. “Он не положил записку — сказал, что просто подумает в этом месте”, — рассказывает гид.

После этого гость поднялся в маленькую синагогу, которая находится внутри тоннеля возле “ворот коэнов”. Там было указано, что эта синагога построена на средства Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова из Украины. “Ему прямо показали эту надпись о спонсорах, и он сказал, что ему очень приятно видеть имена именно украинских бизнесменов в этом святом месте”, — сообщил Игорь Трибельский.

Когда Николай Азаров зашёл в Александровское подворье русской зарубежной православной церкви, ему поставили угощение из свежайших фруктов, клубники, арбузов и дынь.

Высокого гостя приветствовала старшая сестра Иерусалимского Свято-Елисаветинского сестричества Екатерина, которая ознакомила премьер- министра и сопровождавших его лиц со святынями и достопримечательностями Александровского подворья. С южной плоской крыши подворья Н. Азаров и делегация украинского правительства смогли осмотреть с высоты Иерусалим и Елеонскую гору.

Трибельский отметил, что всё это – из израильского урожая, снятого в эти дни. “Азаров посмотрел по сторонам и говорит: у нас же в Украине не такой засушливый климат, как у вас, а мы завозим иностранные фрукты”, — рассказывает гид. Украинский лидер с уважением отметил, что маленький Израиль сумел с помощью новейших технологий выращивать то, что пока не может сделать Украина на своих чернозёмах с огромными водными ресурсами.

Экскурсовод также отметил любопытную деталь: на горе Сион украинские туристы узнали своего премьер-министра, обступили его и тепло пообщались с ним, наперебой благодаря за свободный безвизовый въезд из Украины в Израиль.

Долгая ночь в храме Гроба Господня в Иерусалиме

К стенам Святого Града Иерусалима мы подошли в двадцать два часа. Было темно. Мы должны были крестным ходом пройти путем Скорби к храму Гроба Господня. Древний Иерусалим ночью совсем не то, что днем.
Узкие улочки. Все двери и окна наглухо закрыты. Трудно поверить, что днем здесь один сплошной базар.
Темнота, узкие улочки. Процессия растянулась. На корабле нас предупреждали, что детей надо крепко держать за руку. Перед нами во время ночного крестного хода пропал ребенок пяти лет. Его так и не нашли.
Во время этого пути я потеряла из виду одного батюшку, затем и другого, да и сына тоже. Удержать подростка за руку было невозможно. Он считал себя большим.
По процессии волной пронесся душу раздирающий крик. Другой волной тишины его накрыло. Было очень тихо и темно. Оставалось только напряженно молиться. Позже выяснилось, что это всего лишь кошка напугала кого-то, а он или она всех остальных.
Наконец мы зашли в храм и за нами закрыли двери. Впереди были целая ночь и утро.
Сначала с экскурсоводом прошли все приделы. Затем была целая ночь до литургии. Мы свободно переходили от одного придела к другому. Подолгу оставаясь в нем. Ни кто и ни что не мешало нам находиться и молиться сколько угодно времени.
Больше всего меня поразило, что в одном храме, под одной крышей сконцентрировано все самое важное в истории человечества.
Захоронение первого человека, Центр Земли, Страдания, Распятие и Воскресение Господа Иисуса Христа.
В Кувуклии на Гробе Господнем я побывала раза три — четыре. Да и весь храм, неспеша, обошли несколько раз. Столб бичевания, некоторые прислонившись, слышали удары бича.
Спустившись вниз, увидели череп первого человека. Поднявшись, оказались на Голгофе. Голгофа располагается прямо над захоронением первого человека. У Господа нет ничего случайного.
В результате случившегося землетрясения образовалась расселина в земле, которая доходила до останков первого человека. Получается необразно, а буквально Господь омыл грех первого человека.
В каждом храме есть Распятие с Голгофой из камушков и изображение черепа первого человека, как напоминание нам, что сделал ради нас Господь.
Сына своего нашла на Голгофе, там была скамейка. Умаявшись, он задремал на этой скамейке до начала Литургии.
Затем была Литургия, и мы причастились у Кувуклии, в которой расположен Гроб Господень.
Я уже писала, какое незабываемое счастье для меня, была ночь на скамейке напротив мощей Святого Амвросия Оптинского.
А тут целая ночь в храме Гроба Господня, что более значимое в жизни может быть.