Нравственный характер

Нравственность Современного общества

Библиографическое описание:

Баранова Л. В. Нравственность Современного общества // Вопросы исторической науки: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 40-43. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/53/1556/ (дата обращения: 04.01.2020).

Мораль… никогда не падает и не рушится,

она просто меняется.

Александр Никонов

Нравственность Современного общества основана на простых принципах: разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей; права всех людей равны. Поскольку главный лозунг Современного общества — «максимум счастья для максимального числа людей», то моральные нормы не должны быть препятствием для реализации желаний того или иного человека — даже если кому-то эти желания не нравятся. Но только до тех пор, пока они не наносят ущерба другим людям.

Необходимо заметить, что из этих двух принципов проистекает третий: «Будь энергичен, добивайся успеха своими силами». Ведь каждый человек стремится к личному успеху, а наибольшая свобода дает максимум возможностей для этого. Очевидно, что из этих принципов следует и необходимость порядочности. Например, обман другого человека — это, как правило, причинение ему ущерба, а значит осуждается Современной нравственностью.

Нельзя непосредственно покушаться на чужое: жизнь, здоровье, имущество, свободу — вот минимум требований. Живи, как знаешь, и не суйся в чужую жизнь, если не просят — вот главное правило морали завтрашнего дня. Его можно еще сформулировать так: «Нельзя решать за других. Решай за себя». Это во многом работает в самых прогрессивных странах уже сейчас. Где-то это правило крайнего индивидуализма работает больше (Нидерланды, Дания, Швеция), где-то меньше. В продвинутых странах разрешены «аморальные» браки между гомосексуалистами, легализованы проституция, курение марихуаны и пр. Там человек имеет право распоряжаться собственной жизнью, как ему заблагорассудится. В этом же направлении развивается и юриспруденция. Законы дрейфуют в направлении, который указывает тезис «нет пострадавших — нет преступления» .

Если открыть «Большой энциклопедический словарь» и посмотреть статью «Нравственность», мы увидим следующее описание: «Нравственность — см. мораль». Пришла пора разделить эти понятия.

Мораль — это сумма установившихся в обществе неписаных нормативов поведения, сборник социальных предрассудков. Мораль ближе к слову «приличия». Нравственность определить уже сложнее. Она ближе к такому понятию биологии, как эмпатия; к такому понятию религии, как всепрощение; к такому понятию социальной жизни как конформизм; к такому понятию психологии, как неконфликтность. Проще говоря, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне неагрессивен, мудр и потому понимающ — можно сказать, что это нравственный человек.

Главное различие между моралью и нравственностью в том, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект: социальная мораль — общество, толпу, соседей; религиозная мораль — Бога. А нравственность — это внутренний самоконтроль. Нравственный человек более глубок и сложен, чем моральный. Так же как автоматически работающий агрегат сложнее ручной машинки, которую приводит в действие чужая воля .

Ходить голым по улицам — аморально. Брызгая слюной, орать голому, что он негодяй — безнравственно. Почувствуйте разницу. Мир движется в сторону аморализма, это правда. Зато он идет в сторону нравственности. Нравственность — штука тонкая, ситуативная. Мораль более формальна. Ее можно свести к неким правилам и запретам.

Все приведенные рассуждения фактически направлены на расширение индивидуального выбора людей, но не учитывают возможных отрицательных общественных последствий такого выбора. Например, если общество признает гомосексуальную семью нормальной, то часть людей, которые ныне скрывают свою сексуальную ориентацию и имеют гетеросексуальные семьи, перестанут это делать, что может отрицательно повлиять на рождаемость. Если мы перестанем осуждать употребление наркотиков, то количество наркоманов может увеличиться за счет тех, кто ныне избегает наркотиков из страха наказания.

Концепция Современного общества исходит из того, что в подобных вопросах нужно не допускать несправедливости и дискриминации. Например, если мы хотим бороться с низкой рождаемостью, то порицанию и наказанию должны подвергаться все бездетные люди, а не только гомосексуалисты.

Свобода слова приводит к тому, что начинает публиковаться порнография и сцены жестокости. Многие люди считают, что это, в свою очередь, отрицательно влияет на семейные ценности и поощряет к насилию. С другой стороны, по словам основателя организации Internet Freedom Криса Эванса, «60 лет исследований влияния СМИ на общество не обнаружили связи между жестокими изображениями и жестокими действиями». В 1969 году Дания отменила все ограничения на порнографию, и количество преступлений на сексуальной почве сразу пошло вниз . Есть основания полагать, что дедовщина в армии в гораздо большей степени воспитывает в человеке привычку к насилию, чем самые кровавые кинобоевики.

Изменение моральных норм интерпретируется некоторыми людьми как «разложение» и «загнивание», которое приведет к «краху нашей цивилизации». Исторический опыт показывает, что крах ожидает как раз тех, кто застыл на месте и не меняется.

Следует ли бороться с негативными явлениями путем введения запретов и применения насилия в случае их нарушения? Как показывает исторический опыт, бороться с объективными закономерностями развития общества бессмысленно. Как правило, негативные и позитивные результаты развития взаимосвязаны и невозможно бороться с негативом без разрушения позитива. Поэтому в тех случаях, когда такая борьба оказывается успешной, общество платит за это отставанием в развитии — причем негативные тенденции просто переносятся на будущее .

Более конструктивным представляется иной подход. Необходимо без эмоций изучить закономерности общественных изменений и понять, к каким положительным и отрицательным последствиям они ведут. После чего общество должно предпринять действия, направленные на усиление положительных сторон имеющихся тенденций и ослабление отрицательных.

Увеличение свободы всегда приводит к тому, что некоторые люди употребляют ее себе во вред. Например, возможность приобретать водку ведет к появлению алкоголиков, свобода выбирать образ жизни приводит к появлению бомжей, сексуальная свобода увеличивает число заболевших венерическими болезнями. Поэтому более свободные общества всегда обвиняются в «загнивании», «нравственном разложении» и т.п. Однако большинство людей достаточно рациональны и употребляют свободу себе во благо. В результате общество становится более эффективным, развивается быстрее.

Когда говорят о «здоровье» и «нездоровье» общества, то забывают о том, что состояние общества не может быть описано в терминах здоров/нездоров/третьего не дано. Несвободные общества гораздо более «здоровы» в смысле отсутствия маргиналов (к примеру, в фашистской Германии даже душевнобольных уничтожили). Но они гораздо менее здоровы в смысле отсутствия людей, нацеленных на развитие. Поэтому несвободные, чрезмерно зарегулированные общества (в т.ч. зарегулированные слишком жесткими моральными нормами) неизбежно проигрывают. Да и запреты, как правило, не слишком эффективны — сухой закон, к примеру, не столько борется с алкоголизмом, сколько порождает мафию. Наилучший выбор — максимум свободы при жестком подавлении агрессивных маргиналов (в т.ч. уничтожении преступников).

Современная нравственность пробивает себе дорогу и в России. Новое поколение значительно индивидуалистичнее и свободнее. Большинство российских предпринимателей говорят, что нанимать молодежь на работу выгодно — молодые честнее, энергичнее и реже воруют. В то же время, в переходный период наблюдаются кризисные явления, в т.ч. и в сфере нравственности. Так было, например, при переходе от аграрного к индустриальному обществу, в частности, Англия начала-середины XIX века испытывала серьезный кризис, сопровождавшийся ростом алкоголизма, распадом семей, беспризорностью и т.д.

Здесь, кстати, следует упомянуть об одном распространенном мифе. Древний Рим рухнул не в результате «нравственного разложения», а потому что перестал развиваться. Главное преимущество Рима заключалось в наличии правового государства и эффективного гражданского общества. С переходом от республики к имперской диктатуре эти общественные институты были постепенно подорваны, развитие прекратилось, и в результате Рим превратился в типичную нестабильную империю, не имеющую фундаментальных общественных преимуществ по сравнению с варварским окружением. С этого момента его гибель стала лишь вопросом времени.

Но общество ждет гибель и в том случае, если свобода перешагнет определенные рамки и у одних людей появится безнаказанная свобода причинять ущерб другим. Фактически это означает, что свобода одних урезается за счет увеличения прав других, т.е. свобода уничтожается. Именно поэтому мораль Современного общества заключается в полной свободе, за исключением права на причинение непосредственного ущерба другому человеку. Более того, Современное общество должно быть нетерпимым к любым попыткам причинять такой ущерб, т.е. ограничивать свободу кого-либо. В этом Современное общество должно быть бескомпромиссно и даже жестоко: как показывает опыт, основные проблемы наиболее Современных стран заключаются именно в чрезмерном гуманизме по отношению к нетерпимым и агрессивным людям.

Можно возразить, что «вседозволенность допустить нельзя!». И этот тезис абсолютно верен. Вседозволенность — это дозволение одному человеку причинять вред другому. Например, безопасный добрачный секс не является вседозволенностью, т.к. каждый из участников не видит в этом какого-либо ущерба для себя. А вот «высокоморальный» Иран — это государство вседозволенности: в уголовном кодексе этой страны, основанном на нормах шариата, предусмотрена казнь женщин через забрасывание камнями за некоторые «сексуальные преступления». Причем специально оговаривается, что камни не должны быть слишком большими, чтобы жертва не умерла сразу. Подобное садистское убийство несомненно является вседозволенностью.

Мораль Современного общества (в отличие от религиозной морали) — это мораль, основанная на разуме. Такая мораль эффективнее морали на основе эмоций: эмоции работают автоматически, тогда как разум позволяет действовать более тонко в зависимости от ситуации (при условии, разумеется, что разум наличествует). Точно также как человеческое поведение на основе эмоциональной нравственности эффективнее животного поведения на основе врожденных инстинктов.

Человек переходного периода (переход от индустриального общества — к постиндустриальному, Современному) неосознанно испытывает чувство вины из-за продолжающегося действия традиционных моральных установок. Религиозные деятели все еще обладают высоким моральным авторитетом и они осуждают Современное общество.

Отсюда и все разговоры о якобы имеющейся «гнилости» и «разложении», хотя в действительности безнравственности стало гораздо меньше (более того, носителями наивысшей формы безнравственности — насилия и агрессивности — являются как раз люди традиционных культур, особенно фундаменталисты).

Религиозные деятели, осуждая нравственность Современного общества, обычно рассуждают так: отход от религиозной нравственности приводит к отмене нравственных установок вообще, в результате чего люди начнут воровать, убивать и т.д. Они не хотят замечать, что нравственность Современных людей движется в прямо противоположном направлении: в сторону осуждения насилия и агрессии в любой форме (и, к примеру, в сторону осуждения воровства, ведь Современные люди — это, как правило, зажиточный средний класс).

Как показывают исследования, наименьшая степень как религиозности, так и преступности наблюдается среди высокообразованных людей. Т.е. отход от традиционной нравственности вовсе не приводит к падению нравственности вообще. Но для традиционного, малообразованного человека рассуждения религиозных деятелей полностью оправданы. Для этих людей нужна «наказывающая дубинка» в виде ада; впрочем, зато они легко идут на насилие «во имя Бога».

Господствующая в переходном обществе мораль некомфортна для человека, потому что она противоречива, а значит не дает ему силы. Она пытается совместить несовместимое: либеральное право человека на выбор и традиционные корни, которые такое право отрицали. Решая это противоречие, одни уходят в фундаментализм, другие бросаются в эгоистическую «жизнь ради развлечений». И то, и другое не способствует развитию и, следовательно, бесперспективно. Поэтому нужна непротиворечивая мораль, следование которой обеспечивает успех как отдельному человеку, так и всему обществу.

Нравственные ценности Современного общества заметно отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей не работают пять: три, посвященные Богу (т.к. вступают в противоречие со свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим временем), и «не прелюбодействуй» (противоречие со свободой личной жизни). И наоборот, некоторые необходимые заповеди в религии отсутствуют. Аналогичная картина не только с Библией, но и с установками других религий.

У Современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах были далеко не на первом месте (и даже рассматривались как отрицательные):

— «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;

— «саморазвивайся, учись, становись умнее — тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»;

— «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке — тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»;

— «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность» .

Основной акцент делается на саморазвитии, что приводит, с одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а с другой стороны, — к «непотребительскому» отношению к другим людям (т.к. главный ресурс — свои способности — за счет других увеличить невозможно). Разумеется, сохраняются (а точнее — усиливаются) все классические нравственные императивы: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям». И эти базовые установки уже не будут нарушаться во имя Бога, чем грешат большинство религий (особенно по отношению к «иноверцам»). Причем в наибольшей степени усилится самая проблемная заповедь — «не лги» — что радикально повысит уровень доверия в обществе, а значит и эффективность общественных механизмов, включая уничтожение коррупции. Ведь человек, который постоянно развивает себя, всегда уверен в собственных силах и ему незачем лгать. Ложь ему не выгодна — она может подорвать его репутацию профессионала. Более того, ложь не нужна, потому что многие вещи перестают быть «стыдными» и их не нужно скрывать. Кроме того, установка на саморазвитие означает, что свой главный ресурс человек видит внутри себя и ему незачем эксплуатировать других.

Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для Современного общества — это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно оправдание насилия во имя Бога, cовременная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость (хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие). С точки зрения Современной нравственности, традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и «нарушителям традиций» (зачастую нелепых), высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п.

Важным нравственным императивом Современного общества является уважение к закону и праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами.

Общество, где все эти ценности работают в полном объеме, было бы, пожалуй, самым эффективным, сложным, быстроразвивающимся и богатым в истории. Оно было бы и самым счастливым, т.к. предоставляло бы человеку максимум возможностей для самореализации.

Необходимо отметить, что все вышеперечисленное — не есть придуманная, искусственная конструкция. Это лишь описание того, чему уже следуют миллионы людей — Современных людей, которых становится все больше и больше. Это и есть мораль человека, который упорно учился, который с помощью собственных усилий стал профессионалом, который ценит свою свободу и терпимо относится к другим людям. Мы — большинство в развитых странах, скоро мы будем большинством и в России.

Современная нравственность — это не потакание эгоизму и «низменным инстинктам». Современная нравственность предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала от него ничего сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно.

Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира. Кроме того, саморазвитие, повышение профессионализма приводит и к обретению материального богатства, дает достаток и процветание уже «в этой жизни». Вне всякого сомнения, Современная нравственность уничтожает многие бессмысленные правила и запреты и в этом смысле делает жизнь легче и приятнее. Но одновременно современная нравственность жестко предъявляет к человеку требование быть именно человеком, а не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства. Эта нравственность требует проявлений разума, а не примитивных эмоций вроде агрессии, мести, желания подчинять других людей или подчиняться авторитету, который «все за нас устроит и решит». И далеко не просто стать толерантным, перебороть в себе личные и общественные комплексы .

Но главное — Современная нравственность делает упор не на «ублажении себя любимого» и не на самоотверженном (точнее самоуничижительном) достижении «великих целей», а на самосовершенствовании и совершенствовании всего, что окружает Современного человека. В результате людям нечего делить — никому не нужно что-либо отнимать у других, чтобы сосредоточить у себя больше ресурсов. Ведь невозможно развить себя за счет других — это можно сделать лишь в результате собственных усилий.

Литература: 1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания. — СПб., 2008. 2.Бердяев Н.А. О назначении человека. — М., 1993. 3.А.Печчеи. Человеческие качества. // Мир философии, ч.2. — М., 1991. 4.Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. — М.,1992. 5.Тейяр де Шарден. Феномен человека. — М., 1987. 6.Карл Ясперс. Духовная ситуация времени. // Человек и его ценности. — М., 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): Современное общество, Современная нравственность, общество, мораль, свобода, нравственность, имя Бога, индустриальное общество, исторический опыт, личной успех.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Понятие «нравственность» произошло от корня «нрав» и появилось в русском языке в XVIII веке став синонимом понятия «мораль». Зачастую понятия «мораль» и «нравственность» отождествляются. Но это не верно. Мораль — это внешний фактор, регулирующий человеческие отношения. Нравственность же это те внутренние качества человека, которые определяют соответствие его поведения нормам, принятым в обществе. Г.В. Плеханов утверждал: «если человек черпает все свои ощущения, знания из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком. Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества…» . Мы видим, что нравственность в его понимании это все то, что человек приобретает из опыта и окружающего его мира.

Нравственность — философское понятие, это внутренняя оценка человеком норм поведения с точки зрения добра. Нравственное — это то, что в действиях человека ведется добром и благом, то, что является основой гуманности, а безнравственное, в свою очередь — недопустимое, этически безобразное и недостойное нравственного человека. Это некий не писанный внутренний закон души человека, которому он должен следовать и продолжать соблюдать в процессе своей жизни. Это закон доброты и ответственности, любви, совести, благого бытия.

К сожалению, нужно признать, что в истинном понятии «нравственность» мало известна современному обществу, прежде всего от того, что значение сильно искажено. Мы пытаемся идти в ногу со временем, стараемся соответствовать моде, говорим так как модно, ведем себя так как приписывают нам наши «эталоны». Получается, что общество пропагандирует, навязывает нам безнравственность? И из этого следует, что быть нравственным не модно.

В свое время Гераклит понимал под нравственностью мудрость, следование природным законам, а Демокрит рассматривает внутренний мир человека. Идеал нравственности для него — мудрец, презревший суетность жизни. Он говорил: «Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков». Демокрит особо выделял такие ценности как справедливость, истина, честность, теплые доверительные отношения между людьми.

Молодежь перестала стесняться темы разврата. Более того, жить «гражданским браком» стало нормой. Не будем далеко ходить. Спросите у своих бабушек и дедушек: «Приемлемо ли было жить женщине и мужчине без штампа в паспорте?». Поступит однозначный ответ. Сейчас «блудное сожительство» наоборот поддерживают, считая это пользой для пары. Нивелируется понятие ответственности перед семьей, нет бывалого крепкого, негасимого семейного очага. Пожил, не устроило, ушел. Казалось бы, что в этом такого? Появилась новая норма, в конце концов у нас плюрализм. Хочешь — вступай в «гражданский брак», хочешь — храни целомудренность до свадьбы. Никто нас не заставляет жить по уставу. Ты сам отвечаешь за свои поступки. Стоит полагать, что из-за такой свободы в выборе человек теряет частичку нравственности.

Целомудрие — безусловная добродетель. Это своего рода «чистая душа», которая играет не последнюю роль в формировании души и личности. Возникает вопрос: «Почему намечается такая тенденция, что целомудренным быть стыдно?» В действительности, многие девушки стыдятся быть таковыми, я не говорю уже о парнях. Получается, что молодежь стыдится духовной и телесной чистоты. На сегодняшний день такая чистота редкость, и должна цениться еще дороже. Но, к сожалению, она не ценится, а напротив, вызывает насмешки, будто это какое-то уродство. Но уродство ни коем образом не зависит от человека, либо он рождается таковым, либо так сложились обстоятельства. А хранение чистоты это личный выбор каждого.

Еще Питирим Сорокин в своей книге писал: «… сексуализация сознания людей ведет к разрушению семьи: росту разводов, возрастающей неспособности к совместной жизни, упадку родительской любви, отказу от деторождения и к увеличению числа брошенных детей. Поскольку беспорядочная сексуальная жизнь подрывает физическое и психическое здоровье, мораль и творческие возможности ее приверженцев, то такое же воздействие она оказывает на общество, значительную часть которого составляют развратные люди. И чем больше их число и чем более развратно поведение, тем тяжелее последствия этого для всего общества» . Таким образом, это пагубно воздействует на общество, на его нравственное состояние, на этику и его ценности.

Нравственные ценности — это то, что еще в давние времена греки называли «этическими добродетелями», античные мудрецы считали ценным доброжелательность, справедливость и благоразумие. А в христианстве, исламе нравственные ценности однозначно связываются с Богом, с верой и семьей.

Семья — это очень влиятельная социальная общность. Прежде всего, она выступает важнейшим фактором формирования нравственного человека, она передает социальный опыт из поколения в поколение, этнокультурные традиции, тем самым вносит вклад в нравственное воспитание общества. И уже ни для кого не секрет, что воспитание, ориентация в культуре и прочие важнейшие категории души человека во многом зависят от семейного воспитания.

Семейная традиция — это некая категория, которая принадлежит процессу создания членами семьи норм и ценностей, которые регулируют жизнь семьи. Как и нравственность, семейные традиции неписанным законом. Эти традиции воспитывают членов семьи, затрагивают отношение ребенка к самому себе как к личности, к остальным людям и всему миру. Семейные, общественные традиции и нормы безусловно являются некой базой в процессе нравственного воспитания детей. А теперь представьте на минуту, что будет, если семья перестанет соблюдать эти сложившиеся традиции. Не трудно догадаться, что семья перестанет существовать, а если семья перестанет чтить традиции, то и общество даст «трещину».

Поэтому не стоит забывать и об общественном воспитании. Подрастающее поколение обязаны воспитывать не только семья, но и общество, в частности учебные заведения. Конечно, само по себе образование никоем образом не гарантирует высокого духовного и нравственного воспитания, так как воспитанность человека зависит только от него самого, оно проявляется в повседневном поведении, его отношению к другим людям.

Таким образом, воспитание у молодежи нравственности и достойный культурный уровень является самой важной задачей в процессе становления личности.

Нравственное воспитание учебными заведениями отнюдь не легкая задача, поскольку нравственные устои в семье не всегда совпадают с требованиями школы. Кроме того, это кропотливый труд, результаты которого видны по истечению длительного времени. Причем заострять воспитание исключительно на нравственности не правильно. Одновременно нужно развивать трудовые, умственные, эстетические, физические, творческие и другие способности ребенка. А это, как правило, очень серьезная и сложная задача, которая ложится на плечи воспитателя.

В свою очередь сам воспитатель должен соответствовать требованиям как профессиональным, так и духовным. Иначе чему научит воспитатель, который не соблюдает культурные и нравственные традиции? И какой с него спрос?

В учебных заведениях России введены программы, которые помогают учащимся воспитывать себя как физически, так и духовно. В большинстве своем они направлены на патриотическое воспитание, на совместные работы школы и семьи, на здоровый образ жизни, эстетическое развитие детей. У ребенка должны сформироваться внутренние стимулы развития личности. Он должен привить себе такие качества как долг, толерантность, любовь, милосердие, честь, совесть, достоинство и другие. Когда ребенку помогают воспитать в себе все эти качества, он значительно лучше воспринимает их. И когда воспитаны эти чувства, то ребенок правильно сформировывает отношение к окружающему миру.

В процессе взросления на человека ложится самостоятельное нравственное воспитание. Теперь он сам должен отвечать за свои поступки и действия. К моменту взросления у него должна сформироваться система нравственных ценностей, которым впоследствии он научит своих детей. Как правило, среди таких ценностей любовь, семья, добро, счастье, ценность жизни, человеколюбие и другие. И в зависимости от того, какие ценности человек ставит в приоритет, определяется какими будут его поступки — нравственными или безнравственными. И поэтому стоит сказать, что нравственность — это исключительно самостоятельный выбор человека.

Идеал русского человека

«Христианин истинный верой ходит и, пребывая на земле, смотрит в Небесная, и там разумеет вечное Отечество свое». Преп. Георгий затворник Задонский

Для всякого здравомыслящего и совестливого человека естественно алкать и жаждать правды Божией, стремиться к познанию истинной Премудрости. Поэтому для таковых людей наличие идеала в их миросозерцании есть жизненная необходимость. Для них идеал не есть что-то теоретическое, расплывающееся в воздухе, идеал для них реальный духовный ориентир, в зависимость от которого они ставят весь строй своей жизни.

Для православного христианина абсолютный идеал это Иисус Христос. Русский человек со времен Древней Руси полюбил этот идеал Христов, благодаря которому явился своего рода «град-Китеж» — Святая Русь. На территории Святой Руси дикий славянин-язычник преображался в русского человека, умеющего любить Бога и почитать Его святыни. Даже находясь в состоянии нравственного падения, русский человек знал, что сможет ему помочь снова встать. Он помнил о всепрощающей любви Христовой.

В наше время не всякого русского по крови и происхождению повернется язык назвать русским человеком. Многие так называемые русские — это «иваны, не помнящие родства», которые не знают истории своего Отечества, равнодушны к ужасной судьбе его святынь, а вместо идеалов у них в душе гнездятся низменные страсти. Все-таки точно рассудил Ф.М. Достоевский, что звания русского человека заслуживает только человек православный. Ведь «русскость» это некое духовное явление, лучшие качества русской души воспитались на духовно-нравственных идеалах Святой Руси.

Отсюда возникает потребность говорить о лучших представителях Святой, Христовой Руси, можно даже сказать, об идеальных русских людях. Ибо возможность стать идеальными люди приобрели через пришествие на землю Абсолютного Идеала – Господа Иисуса Христа. Конечно же, главным качеством такового идеального русского человека, прежде всего, должна являться его личная святость, духовное совершенство. При этом внешняя сторона его жизни должна быть неким отражением основных моментов жизни русского общества его времени и значительных явлений русской истории.

История России это история героев и подвижников. Чаще всего русский человек прославлял свое Отечество или в воинском звании на поле брани, или в звании духовном, подвизаясь в молитвенном делании. Многих славных воинов и подвижников духовной жизни явила миру Русь-матушка. Но при сложении всех составляющих взор часто почему-то останавливается на одном удивительном человеке. При этом так и хочется воскликнуть: «Вот идеал русского человека!».

Речь идет о затворнике Задонского Богородицкого монастыря Георгии. Этот великий человек вместил в себя самые лучшие явления русской жизни своего времени. «Дворянин, воин, он сложил с себя оружие вещественное, чтобы вступить в поприще брани духовной…», — так отзывается о Задонском затворнике Георгии свт. Игнатий Брянчанинов.

Георгий Алексеевич Машурин (1789-1836) был родом из старинного, славящегося своими храмами и монастырями, русского города Вологды, этой столицы Северной Фиваиды. Принадлежал Георгий к небогатому дворянскому роду Машуриных. Появился он на свет уже осиротевшим, так как его отца убили разбойники незадолго до рождения Георгия. Всю тяжесть воспитания сына и дочери Надежды понесла на себе мать.

Боголюбивая Анна так воспитывала сына и дочь, что у еще малых детей сердечным желанием было молитвенное общение с Господом в храме, а не игры и развлечения со сверстниками. Благодаря воспитанию матери Георгий еще с детства выделялся кротостью, молитвенностью и нищелюбием, был очень послушен. В учебе он утешал свою родительницу успехами в науках.

Предназначением всякого русского дворянина было служение Отечеству своему на военном поприще. Поэтому в 18 лет юный Георгий поступает юнкером в Лубенский гусарский полк. Хотя не все в армии, в нравственном отношении, ему нравилось, но он все терпеливо сносил, добросовестно и честно исполняя свой воинский долг. Поэтому сослуживцы и уважали Георгия за его серьезность, исполнительность и готовность всегда прийти на выручку. При этом он не был человекоугодлив, избегал соблазнительных кампаний, в разгульных застольях не участвовал.

Несмотря на встречающиеся на военной службе препятствия, Георгий твердо и неуклонно вел церковный образ жизни: был воздержен, неукоснительно исполнял молитвенное правило, любил уединяться для духовного чтения. Глядя на такое его поведение, можно было подумать, что ему более бы приличествовало нести службу в воинстве ангельском. Таким офицером несомненно гордился бы великий русский полководец А. В. Суворов. Сам будучи набожным человеком, он и воинству своему прививал любовь к благочестию, без молитвы не начиная никакого дела. Его известный призыв к воинам своим красноречиво свидетельствует сам за себя: «Чудо-богатыри! Бог наш генерал, от Него победа!».

Удивляя своих сослуживцев и командиров примером высоконравственной и чистой жизни, офицер Георгий Машурин этим только подтверждал ту истину, что военная служба, исполненная немалых опасностей, должна человека приближать к Богу, а не удалять от Него. Ни к кому смерть так не близка, как к человеку военному, тем более он должен быть всегда готовым предстать на Суд Божий с чистой совестью. Отсюда, по крайней мере, странным и нелепым видится образ военного, не боящегося блудить, пьянствовать, обижать обывателей. С идеалом православного Христолюбивого воина он не имеет ничего общего. Своим примером Георгий учил, что исполненная различных злоключений суровая жизнь воина должна того побуждать жить по совести, чище и нравственнее даже обычного христианина, живущего в миру.

Промысл Божий ведет Георгия через важные страницы русской истории. Неся службу уже в Казанском драгунском полку, он участвует в Отечественной войне против наполеоновских завоевателей, в заграничных походах. За время военной службы он не однократно сталкивался со смертельной опасностью. Вот его собственные впечатления от перенесенных им скорбей в военных походах: «Меня и на реках смерть алчная искала, и в море ад мне отверзала…В степи с людьми я замерзал …мороз и вихрь меня терзал». Но Господь всегда спасал Свой избранный сосуд от гибели. Георгий, ощущая всегдашнее о себе спасительное Промышление Божие, все больше укреплялся мыслью послужить Царю Небесному службой усердной и благодарной.

Через одиннадцать лет безупречной службы своему Отечеству и царю земному поручик Георгий Машурин, уйдя в отставку, оказывается в Задонском Богородицком монастыре. Это был 1818 год – время непростое для Православия в России. Немалая часть русского образованного сословия игнорируя родную веру, увлекалась модными в то время мистическими и сектантскими учениями, которым покровительствовал министр духовных дел, президент Библейского общества князь А.Н. Голицын. Многие аристократы предпочитали больше послушать заезжих протестантских и католических проповедников, чем посетить православный храм. При всем этом в России получили распространение тайные масонские общества, вылившиеся в недалеком будущем в декабристский мятеж. Здесь мы наблюдаем очевидную связь между отступлением от Православия и следующей за этим гибельной угрозой самой Российской государственности.

Поэтому русскому народу просто необходимы были истинные светильники веры Христовой, которые могли бы рассеять и прогнать тьму лжеучений, помрачившую многие русские умы. И Господь призвал Георгия к особому подвигу затворничества, чтобы он стал одним из таковых маяков веры для своих соотечественников. По словам свт. Игнатия (Брянчанинова), духовная жизнь монаха тем больший имеет успех, чем благочестивее он жил в миру. И здесь мы должны воздать должное матушке Георгия Алексеевича, Анне, которая, можно сказать, по-монашески воспитывала своих детей. Ей принадлежит немалая доля в будущей духовной славе затворника Георгия.

Свидетельствует бывший келейник Затворника, впоследствии оптинский монах Порфирий (Григоров): «Георгий сложил одежду воинскую и облекся в скромную одежду монашескую; оставив начальство над подчиненными, он в глубочайшем смирении всего себя обрек на строгое послушание другим, решась твердо и непоколебимо последовать Иисусу Христу в терпении и злострадании. Труды его были беспрерывны, повиновение беспрекословно; в непрестанной пребывая молитве, тело изнурял он строгим постом, соблюдал сердце незлобивое и уста до такой степени молчаливые, что и о нужном редко говорил, а тем более страшился произносить что-либо праздное… так что многие легкомысленные за то, что не отвечал на их праздное любопытство, с посмеянием называли его немым…».

Если царю земному Георгий служил по чувству долга, то Царю Небесному всего себя отдал, пламенея к Нему любовью. «Любовь» — это его самое любимое слово, оно чаще всего и встречается в его письмах. Если евангелиста Иоанна Богослова называют Апостолом любви, то с не меньшим основанием Георгий Задонский достоин называться Проповедником любви. Всякий согласится с этим утверждением, ознакомившись с жизнью и писаниями этого подвижника веры Христовой.

В своем 17-тилетнем затворе Георгий достиг необычайных духовных высот. Восхищавшийся Затворником свт. Игнатий (Брянчанинов) ставит его в один ряд с древними Отцами, причисляя к таковым столпам Церкви, каковыми являются преподобные Антоний Великий, Иоанн Дамаскин и Сергий Радонежский. Высокая степень святости Георгия Затворника для него очевидна: «Представим ответ из святой опытности святых Божиих. Наш современник и соотечественник, украшение и слава позднейшего монашества, Георгий, затворник Задонского монастыря, муж, достигнувший христианского совершенства…», «Вот духовный писатель, ушедший далеко от всех духовных писателей нашего времени… С пера его текут струи благодатные…», «книга писем святого Затворника … имея значительное достоинство духовное и не имея плотского: ибо письма произнесены благодатью… Предуховная книжка, наполненная утешительнейших наставлений для страждущих».

Вообще, Георгия Задонского можно назвать любимым святым многих наших уже канонизированных подвижников веры и праведников, еще не прославленных Церковью в лике святых. Его почитали и оптинские старцы: именно, преп. Макарий оптинский первым стал издавать его письма, старец Амвросий держал его портрет у себя в келье. Почитали Затворника, высоко отзываясь о нем, святители Феофан Затворник и Филарет (Дроздов); а святители Антоний (Смирницкий) и Филарет (Амфитеатров) вели с ним переписку и посещали его.

Известный старец Югской пустыни Адриан, окормляя своих духовных чад, часто отсылал их к руководству затворника Георгия: «Будем чаще прибегать к Затворнику Георгию… Пролог вас да вразумляет; Георгий да подкрепляет». А чего только стоят слова, исполненные духовного восторга, ученика старца, также подвижника духовной жизни, Ивана Ивановича Троицкого: «Очень рад и благодарю Господа, что вы полюбили читать письма Георгия Затворника Задонского. Драгоценно это руководство, утешительно, премудро, светло, многоопытно и любвеобильно… В письмах этих найдёте удовлетворительные решения всех ваших задушевных вопросов».

За решением своих задушевных вопросов обращался к писаниям Затворника и великий русский писатель Н.В. Гоголь. Ведя дружескую переписку с бывшим келейником его монахом Порфирием (Григоровым), Николай Васильевич писал: «Много благодарю вас… за книгу Затворника. Как она пришлась мне кстати в наступивший Великий пост!». А поэт В.А. Жуковский намеренно приезжал в Задонский монастырь навестить могилу затворника Георгия, о чем он записал в дневнике: » Посетил могилу знаменитого Затворника Георгия».

Задонского затворника знала вся Россия. Не только простой народ, но и князья, дворяне, епископы и генералы считали за счастье пообщаться с преп. Георгием. Все они видели в нем некое отражение идеала Христова, некий образец, ориентируясь на который, они надеялись исправить собственную жизнь по правде Божией. Действительно, Георгий Затворник жизнью своей явил один из высших образцов служения Богу, России и ее народу – и на поле брани, и в монашеской келье. Глядя на него, приходишь к выводу, что вот таким и должен быть настоящий русский человек.

К сожалению, наш народ часто забывает или просто даже не знает, по-настоящему, лучших своих представителей, которые и составляют истинную славу России. Немало в истории Отечества нашего существует примеров, когда людей порочных, совершивших тяжкие преступления и не раскаявшихся в них, прославляли и возносили на пьедестал, их до сих пор называют «великими», именами их названы города и села, улицы и площади. Легко как-то забывается современными поколениями, сколько горя и бед эти деятели принесли русскому народу.

И большая часть общества нашего относится к этому странному явлению спокойно, без всякого негодования и сердечной боли. Поэтому, как должное, и принимают люди навязываемый им образ «настоящего русского» — этакого «рубахи-парня», блудника и пьяницы, матерщинника и вора, не боящегося ничего, даже и Самого Бога. Разве это не унижение, не оскорбительная ли это клевета на многие славные страницы истории России? И тот факт, что народ наш по этому поводу не беспокоится, только в очередной раз свидетельствует о его духовно-нравственном нездоровье.

У общества нашего нет выбора: если оно хочет сохранить свою самобытность или хотя бы то, что от нее осталось, ему просто необходимо вспомнить об истинной славе русской – лучших людях нашей Родины. Только подражая их стремлению к идеалу Христову, современные поколения русских людей имеют шанс сделать Россию духовно крепкой и политически могучей. Сила идеальных русских людей в том, что неважно, в какое время они жили на русской земле, главное, что они имеют молитвенное дерзновение перед Богом, непрестанно ходатайствуя о бывшем своем земном Отечестве.

А преп. Георгий Задонский, действительно, идеальный русский человек. Каждый из нас получит великую пользу для души, если будет помнить о нем и почитать его.

Моральные качества — что это такое

Любое общество выработало определенные моральные нормы. Они нигде не закреплены на законодательном уровне, а передаются из уст в уста или через специальную литературу. За нежелание следовать за моральными нормами не полагается никаких санкций. Максимум, на что может нарваться тот, кто их не выполнил, – на общественное порицание.

Добрый ребенок

Не стоит слепо следовать за чужим мнением. Развитые моральные качества являются основой взаимодействия с людьми и достижения успеха. Поэтому тренировать их важно как взрослому, так и детям.

Что такое моральные качества

Моральные качества тесно связаны с понятиями добра и зла. Определенные действия в конкретном обществе считаются положительными, другие – отрицательными. Любой человек должен уметь нести ответственность за свои поступки, и моральные качества являются ориентирами, указывающими на направление, в котором стоит двигаться, а чего делать не следует.

Определение в психологии

Было дано множество определений понятию «моральные качества». Наиболее общее из них звучит так. Морально-нравственные качества – это совокупность всех характеристик, говорящих о человеке как о сознательной личности. Они выражаются в действиях и манерах человека. По его поведению посторонние могут судить о наличии или отсутствии конкретных черт характера.

Все эти морально-этические качества делятся на три категории:

  1. Можно. Это права личности, которые не вступают в конфликт ни с общественными нормами, ни с ценностями конкретного человека. Они не вредят другим людям, но поступать так необязательно. Например, каждый имеет право распоряжаться своими деньгами так, как захочет.
  2. Нельзя. Это действия, которые могут вызывать у посторонних негативные эмоции или вовсе наносить им ущерб. Часть из них прописана в уголовном кодексе. Пример правила из категории «нельзя» – запрещается распоряжаться чужими деньгами, если владелец их не дал в долг или не разрешил.
  3. Нужно. Это правила, имеющие общественную ценность, но не являющиеся важными для самого человека.

Важно! Моральные качества могут конфликтовать между собой. Например, врач не хочет лечить убийцу и насильника, но желает ответственно выполнять свою работу.

В основе нравственных качеств личности лежат интеллект, воля и эмоции. Человеку приходится постоянно решать этические задачи. Не всегда ответ, как более правильно поступить, находится на поверхности.

Если человек делает что-то неприемлемое, он чувствует вину, у него просыпается совесть, когда он совершает что-то неправильно. Этот механизм показывает, что в дальнейшем этих действий совершать не следует. Совесть – это эмоциональный компонент моральных качеств.

Добрый ребенок любит кота

Воля реализуется тогда, когда общественно значимое действие не имеет ценности для самого человека.

Показатель нравственной зрелости личности

В быту нравственность является синонимом понятия «высокоморальная личность». Чтобы стать таким, необходимо стать психологически зрелым. Вот некоторые критерии нравственной личности:

  1. Ответственность – способность человека понимать, что его действия имеют и последствия.
  2. Внутренний локус контроля. Нравственно зрелый человек не будет перекладывать ответственность на других людей. Вместо того, чтобы искать виноватых, он будет думать, как решить проблему или исправить совершенные им ошибки.
  3. Адекватная самооценка. Любая нравственная личность трезво оценивает свои сильные и слабые стороны и действует, исходя из них. Первые активно применяет, а вторые компенсирует или пытается исправить. Зрелая личность не будет склоняться и в другую крайность – гиперответственность. Не все от нее зависит, поэтому она четко разграничивает, какие ситуации спровоцированы, а какие получились случайно.
  4. Способность к рефлексии: анализу своего мышления, действий и ситуации, в которую человек попадает. Это позволяет сделать выводы и ввести их в жизнь.
  5. Готовность понести наказание или ощутить на себе неприятные последствия своих действий. Отсутствие желания бегать от проблем, спровоцированных ошибками.
  6. Умение предсказывать последствия своих поступков до того, как они совершены. Например, зависимый от спиртного человек не думает о последствиях своей пьянки. Если бы он всерьез об этом задумался до того, как нальет себе рюмку, у него бы получилось воздержаться.

Таким образом, морально-нравственная зрелость идет рука об руку с личностной зрелостью. Центральное ее понятие – ответственность, которая включает все описанные пункты.

Добрый слон – пример моральности

Важно! Становление высокоморальной личности – процесс долгий, который начинается, еще когда человек является дошкольником. В детских садах используются разные методы для того, чтобы воспитывать толковую личность, которая будет проявлять уважение к себе и другим людям. В школе преподают обществознание, где рассказывают о нравственности.

Типы моральных качеств

Существует множество классификаций типов моральных качеств, если их обобщить, получатся следующие категории:

  1. Этические. Нормы, предписывающие то, что считать положительным, а что – негативным.
  2. Нравственные. Правила поведения, основанные на любви к ближнему. Хотя на первый взгляд этические и нравственные нормы не отличаются друг от друга, это не совсем так. Даже у преступных группировок есть своя этика, которая разрешает убивать, воровать и насиловать. Но такие действия не являются нравственными, потому что не содержат в себе любви к ближнему. Также этик может быть много, а нравственность – одна.
  3. Религиозные. Это моральные качества, считающиеся идеальными в определенной религии. Раньше именно они считались основными, а в ряде теократических государств внесены в законодательство и сейчас.
  4. Микрогрупповые. Это нормы, принятые в определенной группе. Они могут как быть тождественными морали, принятой на определенной территории, так и быть независимыми от нее.

Весы – распространенный пример моральных качеств

Важно! Деление это довольно условное. Например, представление о том, что такое любовь к ближнему, отличается у разных людей. Религиозные убеждения также строятся на нравственности.

Основные моральные качества

Деление качеств на хорошие и плохие является лишь условным. Одна и та же характеристика считается полезной или вредной в зависимости от ситуации. Например, рассудительность может перерастать в нерешительность. Бесконфликтность может перерастать в слабохарактерность. Экономность может казаться скупостью. Гордость перерастает в гордыню. В любом случае есть ряд качеств, считающиеся положительными или отрицательными.

Положительные черты характера

Положительным считается качество, которое помогает человеку жить и приносит пользу людям. Такими высокими, достойными с духовной точки зрения характеристиками считаются:

  1. Решительность. Способность производить резкие перемены в жизни, с готовностью принимая возможные последствия.
  2. Смелость. Качество, с которым человек может делать что-то, несмотря на страх.
  3. Сила воли. Способность противостоять сиюминутным соблазнам в пользу благополучного будущего.
  4. Щедрость. Когда человек легко расстается со своими ресурсами на пользу другому. Хотя щедрость обычно ассоциируется с деньгами, могут быть и другие ресурсы, например, время. Порой последнее ценится близкими даже больше. В общем щедрым можно быть в широком и узком смысле.
  5. Целеустремленность. Особенно позитивным это качество считается, когда человек и его ближайшее окружение стремятся к одинаковым результатам. Тогда он становится лидером, благодаря ему, все члены группы начинают жить лучше. Если целеустремленность сосредоточена исключительно на целях самого человека, она может быть деструктивной, поскольку не учитывает интересов других людей.
  6. Порядочность, честность. Сюда относится отсутствие желания что-то скрывать от своих близких людей, открытость перед ними.
  7. Эмпатичность. Способность чувствовать эмоции другого человека и действовать согласно им.

Все эти позитивные качества могут сыграть злую шутку, как с самим человеком, так и с другими людьми. Поэтому важно сохранять гибкость и адаптироваться под ситуацию.

Негативные качества

По аналогии с позитивными качествами негативными считаются те черты личности, которые вредят ей и окружающим. Многие из них – противоположность положительных сторон: транжирство, нерешительность, черствость, лживость и другие. Вот еще некоторые негативные качества:

  1. Неадекватный карьеризм. Тот случай, когда чрезмерная целеустремленность оказывает негативное воздействие на других людей.
  2. Агрессивность. Когда человек не умеет грамотно перенаправлять негативные эмоции, нанося ущерб окружающим.
  3. Безответственность – бездумное совершение поступков, имеющее заведомо негативные последствия.
  4. Паразитирование – когда человек берет ресурсы другого лица, не давая ничего взамен.
  5. Взяточничество.

Способы развития морально-нравственных качеств

В основе развития любой позитивной характеристики лежит выработка соответствующих привычек. Проще всего начать с одного доброго дела в день, пусть даже маленького. Через некоторое время это войдет в привычку, помогать людям человек начнет на автомате.

Можно себя поощрять за волевые победы. Например, если получилось не проявить негативное качество, можно себя похвалить и сделать добро.

Итак, морально-этические качества – это характеристики личности, которые можно описать через понятия добра и зла. В разных ситуациях одни и те же качества могут проявляться по-разному, но есть определенный набор характеристик, которые люди считают преимущественно положительными или отрицательными.

Нравственный кризис России

Морально-нравственные устои — это то, что выгодно отличает любое человеческое общество. С древнейших времен люди по мере возможностей старались вести жизнь благообразную, призывая к этому друг друга. Особенно сильно стремление к сохранению мира и благочестия внутри себя процветало в христианских общинах, где люди поддерживали друг друга словом и делом. Но сегодня во всем мире «правят бал» политика дехристианизации и мультикультурализма, что в итоге приводит к падению морально-нравственных устоев общества. Не обошла эта беда стороной и нашу Родину. Россия — самая большая страна в мире, мощное государство, имеющее значительный международный статус, но и очевидные проблемы с нравственным уровнем населения. Россия занимает первое место среди стран Европы и СНГ по количеству убийств, разводов и абортов. В России самая низкая продолжительность жизни среди стран с развитой и переходной экономикой, а смертность превышает рождаемость — происходит естественная убыль населения. Причины столь плачевных статистических показателей кроются в резком падении морального уровня российского общества, деградирующего с каждым днем все сильнее.

Известный исследователь Л. В. Кудрявцев отмечает: «крепкое и благополучное в социальном отношении государство не может существовать без достаточно высокого уровня его граждан, при котором ценятся нравственные поступки, а безнравственные и даже просто непорядочные — осуждаются. Стабильность и жизнеспособность государства определяется прежде всего нравственным и духовным уровнями его населения».
Данные ВЦИОМ свидетельствуют о пессимистичных настроениях большинства россиян на улучшение условий своей жизни в новом году, также большинство опрошенных говорят, что 2012 год не стал лучше предыдущего ни в масштабах страны, ни для каждого конкретного человека. Больше всего россиян волнуют проблемы ЖКХ и коррупции, обеспокоенность вопросами морали, культуры и нравственности показывают лишь 18% опрошенных. Аналогичную статистику приводит и Левада-центр, исследование которого также свидетельствует о низкой заинтересованности россиян этическими вопросами.
По данным июльского (2007 г.) социологического опроса, проведенного аналитическим центром «Левада-Центр», большинство россиян все еще не видят для себя новых возможностей для существенного улучшения качества жизни. Около 43 % опрошенных испытывают трудности с приобретением продуктов питания и одежды, в том числе 12 % — едва сводят концы с концами, 22 % заявляют, что им приходится ограничивать себя в большом и малом. Общее состояние современного российского общества последних лет выглядит очень тревожным. Численность жертв несчастных случаев, таких как случайные отравления алкоголем и ДТП, свидетельствуют если не о массовом суициде, то, по крайней мере, о безразличном отношении многих наших сограждан к своей и к чужой жизни.
При этом огромную проблему составляет вопрос безработицы и уровень жизни населения. Общий уровень безработицы в России за последние 7 лет практически не изменился. Он колеблется от 4.3 млн. чел. доходя до внушительной цифры в 7.1 млн. чел. Таким образом, ежегодно около 5.5 млн. россиян в среднем находятся без работы. Подобная статистика также способствует увеличению уровня напряженности в обществе, что обратно пропорционально росту нравственности и морали. При отсутствии работы население лишается главного источника своих доходов, а значит оно не сможет удовлетворить свои основные потребности, если не найдет другой источник доходов. Чем ниже общий уровень безработицы, тем выше уровень жизни населения.
Еще одна проблема современной России — преступность. В нашей стране насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключенных. Ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения, а от жестокости родителей страдают 2 млн. детей, еще 50 тыс. — убегают из дома. Но самое ужасное заключается в том, что темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности, при этом детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн. человек. Агрессивно настроенная молодежь демонстративно не уступает места в транспорте пожилым людям, а порой подростки способны убить за сделанное им замечание. Ужасный случай произошел в г. Кольчугино, где компания молодых людей, распивавшая водку на мемориале героям Великой Отечественной войны, убила и сожгла на «Вечном огне» человека, попытавшегося их усовестить.
Интернет переполнен фильмами, где в деталях показано, как ученики избивают своих учителей, пожилых людей убивают ради того, чтобы завладеть их квартирами, широко распространены секты, практикующие помимо всего прочего и человеческое жертвоприношение, а типичной реакций значительной части нашей молодежи на гибнущего рядом человека стал … смех. Налицо процесс ожесточения подрастающего поколения, стирания нравственных границ между понятиями «хорошо» и «плохо». Подобные явления воспринимаются как привычные, а не из ряда вон выходящие, как нормы современной жизни.
К. Н. Брутенц отмечает, что «россияне почти без всякого протеста и нравственного неприятия выживают в условиях тотальной коррупции, всеохватывающего взяточничества, сопровождающего едва ли не каждый их шаг, разгула криминалитета». Таким образом, формируется терпимость к злу, переходящая впоследствии в полную подмену им добра.
Эти процессы следует охарактеризовать общим термином «моральная деградация современного российского общества». По мнению исследователя О. Т. Богомолова «нарушения общественной морали, норм социальной справедливости, представлений о гражданской чести и ответственности встречаются у нас на каждом шагу». Удивительно, что согласно результатам социологических опросов, падение нравов не воспринимается нашими согражданами как одна из главных проблем современной России, отходя на второй план за обсуждениями личной благоустроенности жизни.
Моральная деградация современного российского общества констатируется представителями самых различных наук. Психологи утверждают, что «Россия на долгие годы оказалась «естественной лабораторией», где нравственность и правовое сознание граждан проходили суровые испытания». Экономисты отмечают, что «среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России — пренебрежение нравственно-психологическим миром человека», подчеркивая «интенсивное искоренение морально-этической составляющей их социального бытия». Философы связывают происходящее в современной России с тем очевидным фактом, что свобода приводит к высвобождению не только лучшего, но и худшего в человеке, и, соответственно, должна предполагать ограничения на высвобождение худшего. «Что сделает из политической свободы человек, который не созрел для нее и переживает ее как разнуздание? — задавался вопросом И. А. Ильин и отвечал: он сам становится опаснейшим врагом чужой и общей свободы».
Во многих сферах жизни мы повсеместно наблюдаем нарушение нравственных норм и запретов, особенно в рекламе, СМИ, масскультуре. Происходит манипулятивное воздействие телевидения и рекламы с популяризацией «гедонистического проекта», который предлагает «получать от жизни все», а значит и попробовать и алкоголь, наркотики и другие «радости жизни», что приводит к изменению ценностных установок. Учитывая масштабное использование зарубежных материалов в рекламных и даже просветительских целях в СМИ и сети Интернет можно говорить и о целенаправленном влиянии западных спецслужб на российский менталитет, направленном на уничтожение титульной русской нации и ослабление государства.
Общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным якорем. Рост потребительства, вседозволенности, распущенности — признаки того, что общество погружается в омут моральной деградации. Ценности, пропагандируемые в современном мире — это возведение в культ, потакание своим прихотям, поощрение явного насилия, жестокости и половой распущенности и преподношение всего этого, как нечто нормального.
Понимая все это, многие говорят о необходимости создания национальной идеи, которая стала бы плацдармом для внесения морально-нравственных ценностей в массы. В России национальные проекты не являются составной частью цельной, взвешенной и легитимной в глазах общества долгосрочной социальной стратегии. Такой стратегии в России еще нет, хотя дискуссии вокруг этой проблемы в последние годы активизировались. В проектах отсутствует системность, а выделенные ресурсы и имеющиеся институциональные возможности недостаточны для достижения поставленных целей.
Духовно-нравственную организацию человека принято рассматривать на уровне высших инстанций структуры личности, ее формирует социокультурная и экономическая среда, в том числе государственная политика и воздействие СМИ. Какой же тип личности целенаправленно формируется государством, всеми его идеологическими и экономическими рычагами в современной России? В поисках объективности обратимся к взгляду человека со стороны, к интервью греческого писателя Никоса Зерваса, опубликованному в еженедельнике «Аргументы и факты» (№ 5 за 2006 г.) под названием «…Иногда стыдно за русских». Сначала автор излагает традиционные взгляды о российской культуре, основанной на православии, как «культуре совести». Далее говорится следующее: «Совесть позволяла русскому человеку отделить грех от правды: в собственной душе и в окружающей жизни. А что происходит сейчас? Посмотрите правде в глаза: основным культурологическим типом стал человек без совести… люди восточного типа христианской цивилизации — русские и греки — в этом очень похожи: если мы остаемся без совести, то теряем все».
Особое место в России занимает культура потребления. Журналист А. Заспа в статье «Грешный креатив» в газете «Невское время» (2007 г.) пишет: «Из нас пытаются сделать безмозглых, алчных, завистливых и блудливых существ — идеальную машину для скупки всего, что залежалось на полках». Общество потребления — метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества.
Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведет к «оболваниванию» людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование сознанием, так как темных, невежественных людей очень легко обмануть. При этом очень сильно заблуждаются те, кто утверждает, что такое общество деятельно и двигает вперед прогресс. Для функционирования общества потребления достаточно лишь тонкой прослойки людей, обеспечивающих прогресс. К ним предъявляются повышенные требования. Остальная, большая часть общества занимается тем, что обеспечивает бесперебойную работу техники.
Современное российское общество потребления уже не руководствуется понятиями морали и нравственности, эти вопросы слабо беспокоят людей, сознание которых определяют СМИ и реклама. Одними из самых не популярных проблем нашего общества сегодня являются расслоение на богатых и бедных, рост наркомании, недоступная медицина, ухудшение состояния окружающей среды — эти вопросы российские граждане считают второстепенными.
Если же нравственные идеалы человеком не будут усвоены или усвоены плохо, то их место в качестве детерминанты поведения займут иные качества, которые можно охарактеризовать прилагательным «безнравственный», понимая под этим и социально пассивное поведение. В этих условиях первоочередной задачей должно стать развитие института семьи, активная популяризация семейных ценностей. Пренебрежение со стороны родителей и школы воспитанием детей способствует развитию всех пороков, которые есть в современном обществе. На формирование моральных ценностей ребенка влияют в первую очередь родители, потом школа и социальное окружение. Исследователи выяснили, что большинство детей, которые не смогли реализовать себя во взрослой жизни и превратились в алкоголиков, наркоманов, преступников, не получили нужного количества тепла и любви со стороны родителей, которые не занимались должным воспитанием своих детей. Именно самоотверженная любовь родителей, их собственный пример и является главным критерием воспитания у детей моральных качеств. Поэтому родители, а потом школа, ВУЗы должны формировать в сознании и душе ребенка положительные образы.
Несколько лет назад был произведен социологический опрос москвичей на тему «Духовно-нравственное состояние современного российского общества». В опросе приняли участие свыше 1000 жителей Москвы. Как показали результаты опроса, большинство москвичей неудовлетворительно оценивает состояние российского общества с точки зрения соблюдения норм морали и нравственности в повседневной жизни людей. 42% полагают, что в этой области много проблем, 29% считают ситуацию практически катастрофической. 21% разделяют убеждение, что ситуация в целом нормальная, и только 2% — что моральное состояние общества хорошее.
При этом 58% респондентов согласились с довольно жестким утверждением: «мы живем в обществе корысти, бездуховности, нравственные нормы забыты и обесценены» (32% «полностью согласны», 26% — «скорее, согласны»). Доля «скорее» или «полностью» несогласных с этим тезисом составила 36%.
По мнению 67% опрошенных, современное телевидение оказывает негативное воздействие на детей и подростков в России, разрушает их моральные качества, приучает к жестокости. Лишь 14% разделяют противоположную точку зрения: телевидение оказывает позитивное влияние на молодежь, воспитывает свободных и инициативных людей, приспособленных к реальной жизни. 13% участников опроса не видят какого-либо заметного влияния электронных СМИ на нравственное состояние молодого поколения россиян.
Что касается традиционных институтов формирования моральных норм — религиозных организаций, то в отношении к ним участники опроса разделились на две примерно равные части. 54% опрошенных позитивно оценивают усиление роли религиозных организаций в воспитании детей и молодежи, полагая, что это приведет к оздоровлению нравственного климата в обществе. 42% скорее или полностью не согласны с этим утверждением.
Кроме того, исследователи пришли к выводу, что телевидение пропагандирует распущенность, ведь в 91% эпизодов, которые показывают сексуальную связь между мужчиной и женщиной, партнеры не состоят в браке. Если взрослый человек еще может критически оценивать такую телепродукцию и отмежевывать выдумку от реальности, то ребенок часто воспринимает телевизионные схемы как план для реализации в жизни, и у него постепенно формируется криминальный стиль мышления. Если тебя обидели — ты должен дать сдачи и уничтожить обидчика, если ты понимаешь, что не можешь достичь желаемого законным путем — не страшно в чем-то переступить черту; если ты богат и силен — закон для тебя не писан. Так дети усваивают ложную истину, что основной путь решения большинства проблем — насильственный, и у них формируются довольно странные идеалы или образцы для подражания (положительный герой боевика стреляет и убивает в четыре раза больше, нежели герой отрицательный). По данным социологического исследования кандидата психологических наук О. Дроздова (Институт психологии им. Г. Костюка АПН Украины), 58% молодежи стремятся копировать поведение телегероев, преимущественно из зарубежных фильмов, а 37,3% молодежи готовы совершить противоправные действия, беря пример с телегероев.
Нравственное оскудение в российском обществе всегда приводило к плачевным для нашей страны последствиям. Совершая краткий экскурс в историю, можно констатировать, что падение морали каждый раз вносило коррективы в жизнь и быт всего государства. 17 век в России ознаменовался формализмом в отношении религии, бывшей главной основой нравственного закона в русском обществе. Потребительское отношение к православной вере привело сначала к разделению религиозного социума на два противоборствующих лагеря — старообрядцев и никоновцев, а после смерти Петра Великого — к смутным для России временам дворцовых переворотов. Дальнейшее оскудение морали можно проследить на примере романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», где отчетливо были показаны «плоды» излишней приобщенности русского общества к западу: эмансипированные женщины легкого поведения, доступ к наркотикам, отказ от традиционного русского патриархального семейного уклада — обесценивание семьи. Самой жестокой ошибкой российского общества стал отказ от царской власти и попытка заменить ее сурогатом демократического правления в лице временного правительства и большевиков, что вылилось в кровавые события октябрьской революции и гражданской войны.
Поэтому защита и сохранение традиционных духовных ценностей российского общества (особенно таких, как коллективизм, добродушие, сострадательность, милосердие), его менталитета становятся жизненно необходимыми задачами современного общества. Наше общество деградирует с большим ускорением. Мы должны думать не только о себе, о своей душе, но и о других людях, о своей Родине, о своем народе. И наш долг — спасти нацию от уничтожения, от вымирания, защитить наше достояние, наших детей. В этом состоит долг перед Родиной, перед нашими предками, пролившими кровь за нашу землю, за нас, за наши жизни. Благодаря их подвигу мы живем.
Определение и стремление к нравственному закону для всего общества сегодня крайне необходимо российскому государству, находящемуся «над пропастью» в условиях высокой социальной напряженности. Для оздоровления российского общества, а вместе с ним и всего государства в целом, потребуются масштабные преобразования во всех сферах культурной, экономической и политической жизни страны — только таким образом можно будет достичь желаемого результата.

Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев