Нужно ли бояться

Рабдофобия: как проявляется боязнь наказания и как от нее избавиться?

Все мы в детстве совершали проступки, а затем с замиранием сердца ждали реакции родителей. Как правило, за проступком следовало наказание, величина которого определялась тяжестью детского “преступления”. Если человек вырос, а страх быть наказанным остался, следует обратиться за помощью к психотерапевту, ведь именно так проявляется одна из распространенных фобий – рабдофобия.

Причины развития фобии

Родители-деспоты – одна из самых распространенных причин развития рабдофобии

Рабдофобия – страх, пришедший прямиком из детства. Его причины очевидны – сильное наказание за детский проступок, оказавшее серьезное влияние на психику человека.

Психологи рассматривают рабдофобию как результат деятельности естественного механизма защиты психики. С таким нарушением во взрослом возрасте сталкиваются люди, выросшие в неблагополучных семьях. Чаще всего страх наказания во взрослом возрасте связан с физическим или психологическим насилием в детстве.

Эта фобия не имеет социальных триггеров, поэтому протекает в форме тревожного расстройства. Рабдофобия способна сильно изменить жизнь человека, сделав его трусливым и раздражительным, так как нахождение в состоянии постоянного стресса от ожидания наказания приводит к истощению нервной системы.

Страх наказания может быть следствием:

  • домашнего психологического или физического насилия;
  • насмешек в школе;
  • конфликта с преподавателями;
  • конфликтов со старшими братьями и сестрами.

Боязнь наказания присуща детям, которые выросли в религиозно-фанатичных семьях. Нередко рабдофобия развивается из-за страха перед кем-то старшим и сильным, например, старшим учеником в школе, который издевается над ребенком, или старшим родственником. По каким-то причинам ребенок не может рассказать о проблеме родителям и вынужден терпеть насмешки и издевательства, которые могут протекать в форме наказания.

Это же происходит в том случае, если ребенок совершил какой-то проступок, а взрослые или старшие братья грозят наказанием, запугивают его, но самого наказания не следует. Из-за постоянного ожидания расплаты за проступок, ребенок начинает бояться самого факта свершения наказания.

Симптомы рабдофобии

Рабдофобия протекает в форме тревожного расстройства. Человек с этим нарушением постоянно находится в состоянии стресса, анализируя любой свой поступок с точки зрения неминуемого наказания. Другими словами, любое действие подвергается самокритике. Люди с рабдофобией склонны к самокопанию, недовольству собой, нередко это перфекционисты с множеством скрытых комплексов.

Симптомы нарушения можно разделить на две группы – физические и психические. Физические симптомы представляют собой симптомокомплекс панической атаки.

Физические проявления

Появляется звон в ушах или мигрень

Эти симптомы рабдофобии проявляются в момент совершения какого-либо неправильного поступка, который, по мнению пациента, может повлечь за собой наказание. Проявления панических атак следующие:

  • дрожь в руках и голосе;
  • чувство страха и нарастающая паника;
  • повышение давления и ускорение пульса;
  • давящая головная боль;
  • нехватка воздуха, одышка;
  • желание убежать;
  • чувство дереализации (“это происходит не со мной”);
  • головокружение и дезориентация в пространстве.

В особо тяжелых случаях такой приступ может завершиться обмороком. Проблема рабдофобии заключается в том, что человек не может избавиться от ощущения грядущего наказания, поэтому приступ очень сложно купировать, в отличие от других фобий, при которых паническая атака проходит, стоит лишь убрать из поля зрения пациента предмет, вызывающий страх.

Достаточно часто рабдофобия сопровождается страхом совершить ошибку, так как любая ошибка расценивается пациентом как повод для наказания.

Пациенты с рабдофобией представляют собой отличных исполнительных работников, но никогда не проявляют инициативы, поэтому не могут похвастаться карьерными успехами. Если фобию не лечить, человек навсегда останется на низкооплачиваемой должности, так как точно уверен, что выполняет свою простую работу правильно, а значит ему не грозит наказание со стороны начальства. Угроза выговора и лишения премии может спровоцировать паническую атаку.

Психологические симптомы

Человеку с рабдофобией зачастую трудно уснуть

Боязнь наказания сопровождается рядом психологических признаков, которые присутствую постоянно, но периодически могут усиливаться.

Пациент постоянно не доволен своими действиями и решениями, склонен слишком критично относится к себе. У людей с этим расстройством патологически низкая самооценка. Любое совершенное действие или принятое решение рассматриваются пациентом с ощущением неудачи, за которой обязательно последует наказание.

Рабдофобия сопровождается:

  • нервозностью;
  • постоянной тревогой;
  • бессонницей;
  • недовольством собой.

Человек с этим заболеванием испытывает проблемы со сном, так как в конце дня все его мысли поглощены произошедшими событиями и анализом того, что он сделал не правильно. Нередко запущенная рабдофобия приводит к развитию невроза или депрессии.

При страхе наказания, проблема заключается именно в мыслях человека, так как боязнь направлена на ожидание неминуемой расплаты. Достаточно часто за наказание человек может принять какие-то обычные жизненные неурядицы, например, внезапно порвавшийся шнурок, разбитый стакан или простуду. В этом случае человек связывает эти события со своими “проступками”: проспал на 5 минут, наказание – ушел автобус, забыл купить хлеб – разбил любимую чашку.

Люди с рабдофобией склонны сами притягивать в свою жизнь наказания, наделяя этой характеристикой любые случайные события.

Из-за такого отношения к жизни, рабдофобию практически невозможно победить самостоятельно, так как любая неудача в терапии воспринимается пациентом как наказание за какие-то проступки. В то же время, большинство людей с этой проблемой не осознает наличие фобии.

Принципы лечения

Рабдофобия со временем будет только прогрессировать, поэтому нарушение необходимо лечить своевременно. Здесь на помощь придут профессиональные методы, так как самостоятельно победить эту проблему очень сложно. Пациенту необходимо обратиться к психотерапевту, чтобы определить причины развития страха наказания, проработать события, произошедшие в далеком детстве, и избавиться от чувства вины за все свои поступки.

Самолечение

Регулярные занятия йогой помогут чувствовать себя значительно увереннее

Боязнь наказания самостоятельно вылечить можно только в одном случае – если она впервые проявилась во взрослом возрасте, а это случается очень редко. Здесь необходимо убедить себя в правильности всех своих поступков. Человеку нужно избавиться от чувства вины и самокритики. Для этого можно воспользоваться аффирмациями и аутотренингом. Также полезно заниматься дыхательными практиками, йогой и медитацией, для того чтобы не допускать деструктивного влияния стресса и контролировать свои мысли.

Гештальт-терапия

Этот метод необходим людям с несчастным детством и незакрытыми гештальтами – обидами на мать или отца, чувством вины перед родителями, недостатком внимания к младшим братьям или сестрам. Этот метод психотерапии позволяет разрешить все прошлые конфликты и отпустить их, тем самым уменьшая подсознательное чувство вины, которое может перерасти в страх наказания.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Этот метод является золотым стандартом в лечении различных фобий. Суть заключается в изменении собственного мышления с ответной сменой набора поведенческих реакций. Другими словами, человек придется отслеживать ход своих мыслей и менять свои поведенческие реакции так, чтобы опровергнуть проявления фобии, в данном случае – уверенность в скором наказании. После курса такой терапии, человек учится принимать свои поступки как правильные, которые заслуживают поощрения, а не наказания.

Экспозиционная терапия

Этот метод представляет собой постепенное сближения с предметом страха. В случае рабдофобии, человеку предстоит перенести наказание, которого он так боится, а затем понять, что жизнь не закончилась и в целом не случилось ничего действительно страшного и непоправимого. Метод требует сильной вовлеченности психотерапевта и большой поддержки со стороны врача и редко используется в лечении фобий без вещественного предмета страха, который можно увидеть или пощупать.

Гипнотерапия

Необходимо, чтобы сеанс проводил только опытный специалист

Метод направлен на работу с подсознанием пациента. Врач-гипнолог поможет определить скрытые страхи и события из прошлого, которые привели к развитию фобии. Гипнотерапия редко применяется как самостоятельный метод лечения фобий, а скорее рассматривается как подготовка к другим способам терапии, в случаях, когда невозможно определить момент первичного проявления иррационального страха.

Медикаментозная терапия

Препараты назначают в дополнение к психотерапии в случаях сильного нервного перенапряжения из-за постоянного чувства тревоги. При неврозоподобных состояниях назначают транквилизаторы и анксиолитики, при депрессивной симптоматике – антидепрессанты. Также пациенту могут быть рекомендованы лекарства, улучшающие метаболические процессы, протекающие в головном мозге, и простые седативные средства для улучшения качества сна.

Советы психологов

Основная проблема рабдофобии заключается в неправильной оценке пациентом всех своих действий и поступков. Как показывает практика, стоит лишь нормализовать самооценку и сместить фокус внимания с собственных неудач на успехи, как от страха перед наказанием не остается и следа. Так как самостоятельно посмотреть на свое поведение под другим углом очень сложно, рекомендуется обратиться к психотерапевту, который скорректирует неправильные мыслительные и поведенческие установки, тем самым избавив от психопатологии.

Боязнь наказания

Здравствуйте Уважаемые читатели!

Наказание – понятие древнее. Характерный смысл его сводится к доставлению человеку нарочито неприятных для него переживаний, лишений. Усугубляется восприятие наказания еще и тем, что страдальцу вменяется сугубая провинность, понижающая его в правах.

Справедливость наказания – очень сложная философская категория. Недаром, мудрость пророков учит не осуждать ближнего, поскольку людская справедливость весьма относительна и субъективна.

Понятно, что столь зыбкое поприще в психологии – благодатная почва для сомнений и страхов. В этой статье мы разберемся с очередным видом необычных хронических опасений – рабдофобией. Ее рассматривают как боязнь наказания.

Кто преследует ребенка?

Как и большинство подобных психологических «зажимов», явление рабдофобии, зачастую, родом из детства. Оно и понятно – ведь детская психика особо податлива и уязвима. А боль и сильные эмоциональные потрясения обязательно перестраивают какую-то часть сознания.

Нормально развивающийся ребенок связывает свои действия с последствиями лишь после некоего чувствительного эффекта. Скажем, проливать жидкость из чашки на стол – занятие довольно увлекательное. Но оно перестанет быть таковым, если в опрокинутой посуде окажется обжигающий чай.

Сознание ребенка сопоставит неприятные ощущения от горячих брызг с необходимостью осторожного отношения к кипятку. Наказание, последовавшее от безобидной, сперва, чашки, выстроит в дальнейшем свои правила обращения с ее содержимым.

Такая утрированная модель вполне подходит для любой ситуации с неожиданными и неприятными последствиями. Воспринимаемые как наказание, они создадут своевременный психологический барьер, ограничивающий человека в некоторых привычных действиях.

Ребенок может подвергаться неприятному порицанию, побоям, чувствовать
грубую перемену отношения к себе. Бездушный родительский деспотизм создает у детей ощущение незащищенности перед миром взрослых.

Произвол наказаний приводит к тому, что ребенок, становясь беззащитной жертвой, не понимает, как исправить ситуацию. Он и рад бы не совершать поступка, вызывающего гнев горе-воспитателей. Но что делать, если такое все же произошло и ничего нельзя уже поменять? А наказание все равно неотвратимо последует… Нервирование безысходностью нагнетает в детском сознании панический страх, который, повторяясь, перерастает в скрытую фобию.

Бывает и так, что родители, сами того не желая, участвуют в образовании факторов личностной изоляции ребенка. Они не прибегают к явным «поучающим» действиям, но ведут себя слишком надменно, властно. Внутренний мир ребенка игнорируется ради дисциплинирующего регламента его жизни.

Приучаемый таким образом к несущественности, второстепенности своих желаний, малыш обрастает комплексами подавленного эго. Он начинает бояться искреннего проявления своих чувств, ожидая, что будет поставлен на место логикой воспитания. Подрастая, ребенок предпочитает не раскрываться в общении, оставаясь замкнутым и социально не приспособленным.

Порой, робкие попытки таких детей душевно раскрепоститься встречают грубые, нелицеприятные проявления внешнего мира. Они воспринимаются тогда, как наказание за нарушение привычного режима замкнутого существования. Это сложные формы детской рабдофобии, требующие наиболее деликатного подхода к реабилитации.

Родители спешат на помощь

Что делать родителям, чтобы выправить ситуацию с погружением ребенка в зависимость от страха наказания? Психологи предлагают на такой случай особые «ролевые» игры. В них нужно проникнуться абсолютным уважением к маленькому участнику.

Вот, например, сценарий игры «оплеухи», основанной на принципе психологической конверсии:

Родители заинтересовывают малыша некой интригой увлекательного действа. Вредный, но не злой, сказочный персонаж папы (например, старый гном-ворчун) горазд на раздачу оплеух. Он всегда недоволен и сыплет шутливые подзатыльники за любой, с его точки зрения, беспорядок в игрушках.

В то же время, добрая фея (мама) помогает малышу исправить дело так, чтобы гному не на что было уповать. При этом она каждый раз восхищается правильными действиями ребенка и подбадривает его в случае неудачи.

В этой игре заложено существенное воспитательное зерно. Оно в том, чтобы приучить малыша к несерьезной, игровой форме наказаний – веселым оплеухам. Ребенок должен осознать также, что ими вполне можно управлять, проявляя расторопность и выдержку.

Играя, важно «дискредитировать» фактор страха. Малышу надлежит почувствовать себя полноправным участником доброжелательных отношений. Для этого можно, со временем, усложнить версию «оплеух», меняясь ролями персонажей. Правда, делать это нужно аккуратно, следя за поведением малыша. Важно, чтобы в его психике не образовался перекос в сторону вседозволенности или даже мстительности.

Накажет ли жизнь?

Источником рабдофобии может быть зацикливание человека на материальных или социальных ценностях. Имеются в виду вещи, недвижимость, а то и положение в обществе, которые становятся во главе угла существования.

Конечно же, с ними будет связана боязнь потери. Человек может изводить себя мыслями о невозможности жить по-другому. Психологическая зависимость от объектов владения или статуса будет постоянно усугубляться, преобразовываясь в фобическую паранойю.

Взрослый человек, в отличие от ребенка, вполне осознает свою подверженность данной напасти. В связи с этим ему приходится решать проблемы психологической маскировки в социуме, самобичевания, подавления панических симптомов. Как оптимизировать эти меры, очередной раз отнимающие энергию и здоровье?

Зачастую, существующая настройка на боязнь жизненного наказания, является у взрослых несоответствующей конкретным предпосылкам рабдофобии. Поэтому лучше всего честно проанализировать такие ситуации «ложного» срабатывания личных страхов. Связанные с этим ощущения следует взять на вооружение как убедительный инструмент при очередном накатывании приступа фобии.

Очередной этап борьбы за реабилитацию своей психики стоит начать, руководствуясь следующим правилом. Если вы снова подверглись фобической атаке, связанной со страхом наказания, примите это как свершившийся факт. Однако, задайте себе вопрос – с каких это пор ошибки или неудачи являются приговором?

Логика личного прогресса такова, что отрицательный результат тоже является частью поступательных наработок. К тому же, у любой неудачи всегда есть два безусловных плюса. Первый – в том, что она уже пережита, а суть второго – в заключении, что она становится частью опыта.

Страшный гнев руководства

Взрослому человеку не уйти от причастности к разносторонней общественной жизни. Независимо от того, хочет он этого или нет. Люди, с которыми нам приходится общаться, тоже разнятся в своих качествах, мировосприятии и отношении к нам.

Наказание, страх которого мы переживаем, зачастую связано с конкретными субъектами. Работа на предприятии или в офисе подразумевает систему управления и подчинения.
Каждый работник находится в перекрестье требований своего производства.

Правами претворять эти требования и воздействовать на подчиненных, наделены индивидуумы самого разного склада. Оцените их положение в вашем социуме, правомерность в осуществлении определенных полномочий. Быть может, имеет смысл воспринимать исходящую от них угрозу наказания как объективную трудность.

Важно определить, сопряжено ли наказание с унижением вашего личного достоинства. Если это не прослеживается, то лучше всего отнестись к возникшей неурядице «технически».

Например, когда при катании на лыжах возникает необходимость спуска с крутого склона – это тоже страшно. Однако нам не приходит в голову обвинять в своем страхе гору. Гора для нас безлика, мы просто решаем задачу по ее прохождению, сообразуясь со своими возможностями. Зато, совершив спуск, мы реализуем собственный потенциал самоутверждения. И в восторге от полученного удовлетворения мы благодарны даже горе.

Рассмотрим случай, когда наказание, вызывающее вашу фобию, окружено сомнительной подоплекой, в которой фигурирует унижение личности.

Эта ситуация, пожалуй, даже проще предыдущей. Ибо субъект, который посягает на достоинство другого человека, автоматически лишается серьезного к нему отношения. Причем, не зависимо от занимаемого им статуса в социуме.

В образном сравнении с горой, данное недоразумение не дотягивает даже до проблемы с крутым спуском. Здесь, скорее, просто лыжный переход через небольшой холм. Не целесообразно связывать с ним страхи, лучше сосредоточиться на более «достойных» возможных препятствиях на лыжне.

Возьмите мысленно в союзники людей, которые являются вашими доброжелателями. Ведь мы живем с уважительной оглядкой и опорой на многих из них. Рабдофобия, как и любая паника страха, любит прогрессировать в замкнутом, отрешенном сознании.

Поэтому привлекайте в подавление своих фобических наклонностей, в абстрактном представлении, своих близких, друзей и кумиров. Старайтесь посмотреть на ситуацию их глазами. Доказано, что такие мысленные рассуждения психологически сильнее природы панических страхов. Нужно только выработать настойчивость в подобном мышлении, не позволяя ему быть замещенным волнами рабдофобии.

Страх – не благо

Страх ожидаемого наказания, доводящий человека до паники, может родиться и из гипертрофированного суеверия. Считая себя погрязшим в непотребном образе жизни, кто-то проникается мыслью о неотвратимом возмездии свыше. Вместо того чтобы не следовать порочным искушениям, такие люди смиряются со слабостями своей натуры. В результате прогрессирующего слабоволия рождается убежденность в последующей каре за нажитые грехи.

В другой категории возводящих боязнь наказания за грехопадение в крайнюю степень – очень благочестивые люди. Их психика зациклена на яростном отрешении от всего низменного, не соответствующего канонам надуманной праведности. Здесь даже не стоит говорить о религиозной подоплеке. Потому что в истинно духовном благочестии нет места суеверному ханжеству.

Помочь в этих случаях способно, видимо, лишь одно средство – обращение к представителям соответствующих религиозных конфессий.

Итак, в статье предпринята попытка систематизировать случаи рабдофобии. Приведены и некоторые советы по преодолению симптомов этой напасти, основанные на наиболее известных методиках.

Надеюсь, что читателей, обладающих волей к преодолению подобных психологических трудностей, ободрит моя дружеская поддержка.

Однако, есть главное правило борьбы с фобиями. Это принятие помощи от профессионалов. Никакая теория не заменит живого визита к психологу или психотерапевту. Потому что только они увидят в вас того человека, коим вы являетесь. И именно ваша личная история станет главной для них заботой.

Желаю всем оставаться здоровыми духовно и физически. Буду признательна, если вы посчитаете правильным поделиться этим материалом со своими друзьями.

С Уважением автор блога Наталия Миновская

Навязчивый страх церкви, причины и методы лечения

Слава Профина 25.07.2018 нет комментариев 1

Практически каждый человек замечал, что некоторые вещи, места, состояния или животные вызывают неприятные эмоции, иногда даже настолько, что абсолютное спокойствие мгновенно сменяется настоящей паникой. В психологии это называется фобиями, и возникают они по разным причинам. Одна из них — экклезиофобия (Ecclesiophobia), означает навязчивый страх церквей, и несмотря на кажущийся абсурд, знакома многим людям.

Причины боязни святынь и храмов

Человек, страдающий экклезиофобией, не может заставить себя подойти даже близко к церкви, не говоря о том, чтобы войти внутрь и провести там какое-то время. При одном виде храмов или святынь может возникать панический, неконтролируемый страх, который проходит так же быстро, как и возникает, по мере удаления человека от неприятного для него места.

Одна из основных причин, из-за которой возникает необъяснимый страх церкви, — подсознательные переживания, перенесенные во взрослую жизнь еще из раннего детства. Родители часто предупреждают малышей, что нужно вести себя послушно и хорошо, иначе их накажет Боженька. Не осознавая до конца, кого или чего именно нужно бояться, маленькие дети начинают испытывать чувство тревоги перед неизвестными для них силами. Впоследствии все вещи, изделия, запахи и даже звуки, которые связаны с церковью, ассоциируются с чем-то опасным и страшным.

Еще одна весомая причина — боязнь непосредственно самой религии. Если человек невольно стал свидетелем или участником другого вероисповедания, которое ненадежно, сомнительно или даже опасно, у него может в подсознании отложиться чувство страха перед всеми аналогичными кощунственными местами. Сразу ощущается дискомфорт, внутренний страх, желание поскорее покинуть неприятное место.

Некоторым людям не понять переживания других, и потому они не могут почувствовать то, что чувствует человек, страдающий экклезиофобией. Психологи выделяют и ряд других факторов, из-за которых многие отказываются посещать церковь. К ним относятся:

  1. Скопление большого количества икон и святых образов (создаётся впечатление, что на человека пристально и пронзительно смотрят из каждого уголка сотни глаз).
  2. Специфический запах в помещении церкви (его сложно описать, но он абсолютно неповторим и ассоциируется с ладаном, восковыми свечами и другими церковными атрибутами).
  3. Присутствие священнослужителей (психологи утверждают, что эти люди у большинства ассоциируются с похоронами и смертью).
  4. Звуки колокола (не все могут отличить торжественный звон от трагического).

На самом деле, только отказ от познания духовной сферы жизни приводит к такому негативному восприятию церкви и всего, что связано со святыми храмами и даже часовнями. Прежде чем бороться с возникающим страхом перед церковью, необходимо выяснить, что же послужило причиной боязни.

Лечение и борьбы с экклезиофобией

Ошибочным является мнение, что церквей боятся только не православные и не считающие себя религиозными люди. Даже те, кто регулярно причащается, посещает службы или просто приходит на исповедь к батюшке, могут страдать экклезиофобией. Правда, среди таких людей подавляющее большинство старается бороться со своими страхами, разговаривая о них со священнослужителями и читая молитвы. Кроме обычных задушевных разговоров, существуют и специальные методы лечения, воздействующие на психику человека.

Экклезиофобия относится к психическим расстройствам, имеет несколько степеней тяжести от незначительного страха до навязчивых панических атак. В таких случаях сложно обойтись без специалиста, способного справиться с состоянием пациента. Чтобы подобные страхи не ограничивали человека в жизни и не мешали ему чувствовать себя полноценным членом общества, используются несколько методов лечения:

  1. Терапия посредством гипноза (введение пациента в транс и внушение ему на подсознательном уровне, что он не боится церквей и не испытывает неприязни к церковным атрибутам).
  2. Медикаментозное лечение (прием психотропных препаратов, антидепрессантов, других средств).
  3. Употребление препаратов непродолжительного действия (бензодиазепины), использующихся однократно перед редкими походами в церковь, например, перед венчанием, на крестины и т. д.
  4. Медитация.

Если человек испытывает незначительный страх перед посещением службы в церкви или просто колеблется в раздумиях, прежде чем зайти в храм и поставить свечку, ему достаточно проконсультироваться у хорошего психотерапевта. Лечение в большинстве случаев проходит в форме легкой непринужденной беседы, в ходе которой специалист пытается выяснить первоначальную причину возникшей фобии и объяснить ее бессмысленность, беспочвенность.

Современные техники и приемы

По мере того как развивается психология как наука, появляются и новые, более современные и эффективные методы психокоррекции. Специалисты могут изучить постороннего человека, попавшего на прием впервые, настолько хорошо, что смогут помочь ему избавиться от фобий наиболее комфортным для него способом, незаметно и безболезненно. Наиболее популярные методики на сегодняшний день:

  1. Самоирония, юмористическое отношение к проблеме: этот подход базируется на принципе «что смешно, опасным быть не может». У пациента последовательно на нескольких занятиях вырабатывается способность видеть позитив вместо черного «пятна» страха.
  2. Расслабление — техника, помогающая клиенту максимально снять напряжение, которое он ощущает в мышцах и во всем теле, как только видит церковь или связанные с ней предметы.
  3. Моделирование ситуаций — приемы психотерапии, направленные на развитие навыков поведения в присутствии объектов, вызывающих панику (часто практикуются на детях и подростках).
  4. Виртуальная реальность — воспроизведение фобических сцен в игровой форме, в результате чего пациент максимально приближается к реальным условиям, но при этом воспринимает ситуацию без паники, так как осознает ее виртуальность и в любой момент может прекратить неприятный для него эпизод.

На фоне ярко выраженных симптомов экклезиофобии психокоррекция может проводиться комбинированием нескольких способов терапии, например, гипноз вместе с курсом медикаментов.

Если фобию оставлять без лечения и не пытаться от нее избавиться, она может стать разрушающим фактором в повседневной жизни. Впоследствии безрезультатные попытки самостоятельно преодолеть собственные страхи могут привести к развитию невроза, а с ним бороться уже гораздо сложнее.

Специалисты рекомендуют не зацикливаться на собственных переживаниях и не превращать любой возникший страх в фобию. Новомодным словом совсем недавно пополнились словари большинства развитых стран. Боязнь зайти в церковь по той или иной причине проходит по мере того, как человек удаляется от неприятного ему объекта или долго не посещает храмы. Фобия же является состоянием постоянным, она охватывает все сферы деятельности человека, всю его повседневную жизнь и даже влияет на принятие любых решений.

Чем отличается социофобия от агорафобии с и без панического расстройства? Агорафобия всегда наступает в людных местах, почему же это не социофобия?

Иван Чистяков 2751 3 года назад Аспирант ВШЭ по психологии, психотерапевт, веду блог не.психология Пользователю можно задать вопрос

Агорафобия — страх открытых пространств, который встречается в составе панического расстройства. Правильно говорить о паническом расстройстве с агорафобией, а не об агорафобии с паникой. Иногда, агорафобия выглядит как избегание людных мест (например, торговых центров), но страдающий от панических атак избегает любых ситуаций, в которых может возникнуть паника. Это могут быть как людные места (например, страх рвоты на людях во время приступа или страх потери контроля над мочевым пузырем), так и безлюдные (страх потерять сознание во время приступа и умереть без медицинской помощи).

Социофобия — расстройство, которое характеризуется избеганием определенных социальных ситуаций (например, общения с незнакомыми людьми, публичных выступлений etc). Социофоб тоже может беспокоиться будучи в торговом центре, но это только внешнее совпадение — триггеры тревоги / избегающее поведение социофоба и агорафоба отличаются. Например, агорафобы избегают опасений при помощи дополнительных походов в туалет, голодания перед выходом в опасное место, подготовки бумажек с домашним адресом, оповещения всех кого можно о том, куда они идут и подготовки «аптечки» на случай паники. Социофобы, боящиеся взаимодействия с незнакомцами, избегают опасности через перемещение по торговому центру без лишних контактов с незнакомцами.

Ничто не мешает одному и тому же человеку страдать от панических атак, агорафобии и социофобии одновременно — по этой причине психотерапевты часто ставят диагноз «Неуточненное тревожное расстройство».

Иван Чистяковотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 4 0

Нужно ли бояться собственного страха?

Эдвард Мунк. Крик Каждый день находится какой-то повод для страха. Мы боимся бед, которые могут обрушиться на нашу голову: болезней близких, увольнения с работы, экономического кризиса, того, что дети вырастут неучами, беспомощными, больными, что сына возьмут в армию… Боимся продуктов с вредными химикатами, преступности на улицах городов, боимся, что власть может начать настойчивей вмешиваться в нашу жизнь, боимся экологических катастроф, конца света. Если наш ребенок поехал в школу, на кружок, пошел во двор гулять, нам страшно, как бы с ним чего не случилось. То же самое бывает, когда кто-то из домашних задерживается где-то после работы. Если сегодня у нас нет никаких личных причин бояться, на нас нагонят страху телевизионные новости, угрожая возможными войнами и другими несчастьями. Страхи владеют сердцами многих людей. И очень многое из того, что люди делают каждый день, бывает продиктовано не их собственным желанием или необходимостью, а страхом.

Могут ли присутствовать подобные страхи в душе и мыслях христианина? И должен ли вообще христианин испытывать страх? Часто говорится о страхе Божием в том смысле, что бояться нужно только Бога и что тот человек, который боится Бога, ничего другого бояться не должен. На деле же часто получается, что христианин боится и Бога, и всех мирских «страшных» вещей одновременно, и страх Божий становится для человека не избавлением от страхов, а как бы «главным, верховным страхом», страхом, господствующим над другими страхами его жизни.

Спасает ли вера от всех страхов вообще? Полностью ли бесстрашным должен быть христианин? Что делать, если, несмотря на то, что мы являемся верующими, воцерковленными христианами, мы все-таки боимся? Нужно ли бояться Страшного суда? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться, как влияют на человека страхи, чем они вредны для нас.

Люди, чья душа заполнена страхом, защищаются тем, что злятся на других

Люди в состоянии страха ведут себя по-разному. Кого-то страх парализует, а кто-то приходит в беспокойство, начинает активно двигаться, куда-то торопиться, пытается что-то предпринять, при этом все его действия остаются безрезультатными и напоминают бег на месте. В любом случае, страх повергает человека в состояние беспомощности, недоверия ко всему, что его окружает. Мир становится для него злой, враждебной средой, каждый человек в нем – источником потенциальной опасности. Как реакция на враждебность окружения у человека возникает озлобленность. Мы время от времени встречаем людей, которые критикуют и осуждают всех подряд, метко подмечают и высмеивают чужие «недостатки». Чаще всего это люди, чья душа до краев заполнена страхом, боязнью людей, их злых поступков по отношению к себе, и человек защищается тем, что торопится злиться на людей сам.

Чувствуя себя беспомощными и озлобленными, мы вряд ли откликнемся на чью-то просьбу о помощи. В состоянии страха каждый сам за себя. Считая другого человека врагом, способным в любую минуту напасть на нас, мы вряд ли будем щедры и добры к нему.

Страх «плохих» людей и «плохих» событий загоняет нас в подчинение обстоятельствам

У человека, для которого страх стал состоянием хроническим, возникает ощущение своей неизбежной зависимости от тех, кто, по его мнению, может испортить ему жизнь: от работодателя, чиновников, полицейских, государства. Так, мы часто слышим от некоторых людей местоимение «они», применяемое к любым неопределенным группам людей, от правительства до продавцов рынка: это те «они», от которых неизвестно чего ждать, которые «всё захватили» или «только и думают, что из нас еще выжать», «только о себе заботятся» или «заняли наши рабочие места». Также человек может чувствовать себя зависимым от тех экономических и природных процессов, из-за которых растет стоимость доллара, случаются наводнения и цунами. Так страх «плохих» людей и «плохих» событий загоняет нас в подчинение обстоятельствам, которые кажутся нам непреодолимыми. Вместо того чтобы покоряться воле Бога, мы покоряемся нашим «неразрешимым ситуациям», «непреодолимым трудностям», перестаем строить свою жизнь в соответствии со своими желаниями и убеждениями, перестаем действовать самостоятельно, легко подчиняемся чужой, внешней воле. Мы перестаем следовать словам апостола Павла, говорившего: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2).

Душа человека, который находится в постоянном страхе, чувствует себя скованно, она напоминает замерший в утробе матери плод перед тем, как может случиться выкидыш. И нередко люди в состоянии страха решаются на суицид, желая поскорее покинуть мир, где им так страшно. Такое состояние души сказывается на способности человека к деятельности. Мне знакомы люди, способные на многое, но загнанные в угол своими страхами и боязнью преодолевать обстоятельства, так и не принесшие полезного для людей плода. Затянувшийся страх мешает человеку осуществлять замыслы, которые развивают его личность, растят душу. В его жизни наступает некая остановка, которая может затянуться на долгие годы!

Например, одному моему знакомому регулярно стали отказывать на собеседованиях. Один раз отказали, два, три – в результате он решил, что не будет больше устраиваться на работу. Стал сидеть дома и в качестве «диванного критика» комментировать всё происходящее за окном.

Люди, скованные страхом, склонны все важные дела откладывать на потом, на то несбыточное время, когда обстановка в мире будет более благоприятной, то есть на такое время, когда мир будет полностью соответствовать чувству безопасности напуганного человека. Время же такое не наступает никогда. Я встречался с семейными парами, которые так и не решились иметь детей «в наше время, когда такая экономическая (политическая, экологическая и т.п.) обстановка», и лишили продолжения свой род, отказались от тех перемен в своей духовной жизни, которые дают материнство и отцовство.

Беспокойство о близких часто вытесняет любовь к ним, подменяет ее

Также я часто встречался с такой проблемой: родители в страхе за детей мешают их личностному и духовному развитию. Например, один молодой человек под давлением матери отказался от продолжения учебы: мать не отпускала его уехать учиться в другой город. Иногда дело касается не только детей, но братьев, сестер, родителей, других близких родственников. Беспокойство о близких часто вытесняет собой любовь к ним, подменяет ее, занимает место любви. Мать может духовно «накормить» ребенка любовью, а может напитать беспокойством и страхом на всю жизнь. Люди, полные страха, стараются всегда держать своих близких при себе, мешают им совершать какие-то перемены в жизни: жениться, поступить в институт, переехать в другой город, страну. Для них комфорт в том, что они называют «стабильностью» – это когда всё и вся вместе с ними не меняется и стоит на месте.

Страх и вера не совместимы

Задумавшись обо всем этом, мы видим, что страх не совместим с верой, с доверием к Богу, упованием на Него. Качества, важные для христианина: душевная щедрость, любовь к людям, сострадание, готовность деятельно помочь другому человеку, поддержать, наделить уверенностью и душевным покоем, не может развивать в себе человек, оцепеневший от страха. Человек, который хочет давать окружающим любовь, развиваться, приносить плоды, не должен бояться; тот, кто всегда находится в руке Бога, не должен беспокоиться. Противоположность страху – доверие. Доверие к Богу!

При этом любой человек, в том числе и христианин, не может стать абсолютно бесстрашным. Существует естественный, природный страх – как средство самозащиты в момент опасности. Понятно, что перед лицом реальной угрозы своей жизни и жизни близких человек боится. Такой страх – сигнал к тому, что человек должен сконцентрироваться и найти оптимальный способ к преодолению опасности. Молитвенное обращение к Богу в такие моменты помогает выбрать единственно правильное действие. Часто, как только человек начинает действовать в правильном направлении, страх уходит.

Три отрока в печи вавилонской

Теперь о страхе Божием. По-разному понимают эти слова. Можно бояться, что Бог накажет за грехи сейчас, в этой жизни; можно бояться возмездия после смерти – преисподней и Страшного суда. У многих людей первые шаги на пути веры начинаются с такого страха, с ужаса перед совершенным грехом и боязни расплаты. Некоторые начинают совершать «добрые дела» механически, потому что Церковь требует от них покаяния, – из страха перед будущим наказанием за совершенный грех, и это тоже приносит свою пользу. Только позднее их труд становится сознательным, совершаемым потому, что он необходим другим, а страх расплаты покидает душу!

Для человека верующего самое страшное – утратить связь с Богом, не чувствовать, не слышать Его

Но более серьезное понимание страха Божиего для православного христианина скорее в том, чтобы бояться (вернее, не хотеть) оказаться вне Божиих рук, снаружи, в поле, где действует зло. Страх Божий – страх совершить злое. В первой главе Исхода мы читаем о том, как египетский фараон отдал приказ повивальным бабкам убивать новорожденных еврейских мальчиков: «Но повивальные бабки боялись Бога, и не делали так, как говорил им царь египетский, и оставляли детей в живых». Для человека, который имеет какой-то опыт в вере, именно это обычно и становится самым страшным: нарушить один из законов любви и тем самым утратить связь с Богом, не чувствовать, не слышать Его. Находясь в таком страхе Божием, христианин постоянно печется о том, чтобы всегда оставаться чистым перед Богом, делами и молитвой поддерживать связь с Ним. Отчасти это может быть похоже на страх неверующего человека заразиться какой-нибудь инфекцией: его привычкой становится регулярное мытье рук. Так, боясь выпасть из рук Божиих, христианин привычно заботится о чистоте своей души. «Свет, войдя в темный дом, изгоняет из него тьму и освещает его. Так страх Господень, войдя в сердце человеческое, разгоняет мрак его, наполняет его всеми добродетелями и премудростью», – говорит о страхе Божием преподобный Антоний Великий.

Беспокоясь о близких, будем поручать их Богу своей молитвой

Что же делать, если мы, будучи христианами, всё же беспокоимся о своих близких, об их здоровье? Да хотя бы даже о том, чтобы с ними ничего не случилось, пока они находятся в дороге?

Поручать их Богу своей молитвой. Вот, например, что говорится в утренней молитве Оптинских старцев:

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. На всякий час этого дня наставь и поддержи меня так, чтобы видеть волю Твою для меня и окружающих меня. Какие бы я ни получил известия в течение этого дня, научи меня принять их со спокойной душою и с твердым упованием, что на всё святая воля Твоя. В самых делах и словах руководи моими мыслями и чувствами, во всех непредвиденных случаях не дай забыть, что они ниспосланы Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи, никого не смущая и не огорчая. Дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события этого дня предать воле Твоей. Научи меня молиться, надеяться, верить, любить и прощать. Аминь».

А еще: «Ложусь я, и сплю, и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня», – читаем мы в 3-м псалме Давида.

Мы живем в эпоху, когда явно видимые чудеса происходят не часто, и иногда склонны принимать за художественный образ или преувеличение рассказы о чудесах в Ветхом Завете, как, например, рассказ в книге пророка Даниила о трех мужах, брошенных в огненную печь и вышедших оттуда живыми:

«И собравшись, сатрапы, наместники, военачальники и советники царя усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волоса на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них» (Дан. 3: 27).

Почему мы, современные христиане, чувствуем себя не так уверенно в руках Божиих, как ветхозаветные мужи? Может быть, для нас слова «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10: 28) менее значимы, чем для первых христиан, если мы всё же продолжаем бояться? Наши обстоятельства более обременительны, чем обстоятельства людей древности? Или: «доверяй, но проверяй»?

Кроме молитв с просьбой о помощи, избавлении и защите, будем молиться о благословении наших близких. Такие молитвы принесут покой и бесстрашие и нашей собственной душе. О чем мы можем беспокоиться, если доверили жизнь нашего близкого человека Богу, и что может угрожать тому, кого Бог по нашей просьбе благословил?

Режиссер: Райнер Вернер Фассбиндер В ролях: Бригитта Мира, Эль Хеди бен Салем, Барбара Валентин, Ирм Херманн, Эльма Карлова, Анита Бучер, Густи Крейссл, Дорис Маттес, Маргит Саймо, Катарина Херберг, Райнер Вернер Фассбиндер Укрывшись от дождя в баре для иностранцев, 60-летняя вдова Эмми Куровски (Бригитта Мира), которая работает уборщицей, знакомится с Али (Эль Хеди Бен Салем), молодым рабочим из Марокко. Али танцует с Эмми, они разговаривают друг с другом, он провожает ее домой и остается на ночь. В итоге они становятся мужем и женой. Окружающие не могут понять этот брак. Трое взрослых детей Эмми стыдятся своей матери, соседи судачат, владелец магазина отказывается ее обслуживать. Коллеги Эмми по работе тоже презирают ее. Не выдержав этого давления, Эмми и Али уезжают на несколько недель в отпуск. Вернувшись домой, они поражаются неожиданной дружелюбности детей, соседей и коллег. Но эта перемена объясняется прежде всего деловыми интересами. Когда внешнее давление на Эмми и Али ослабевает, у пары возникают внутренние проблемы. Несмотря на угрызения совести, Али снова встречается с хозяйкой бара (Барбара Валентин). Когда, прийдя за Али, Эмми, как в начале фильма, снова танцует с ним, он падает в обморок. В больнице у него обнаруживают язву желудка, которая, как объясняет врач, вследствие стресса является очень распространенным заболеванием в среде гастарбайтеров. Даже если Али поправится, через полгода он снова попадет в больницу. Эмми намерена это предотвратить. В этой драме не много действия, да и рассказанная история не является каким-то неожиданным откровением — это скорее попытка изучить, рассмотреть даже не самих героев, выделившихся из толпы своим бесстрашием, а общественный фон, неуверенный, нервный и озлобленный.