О чем говорит притча

О чем говорит притча о Блудном сыне?

Что полезного в плане воспитания детей можно извлечь из притчи о Блудном сыне? Ответы пастырей в связи с Неделей о Блудном сыне.

Художник: Eugene Burnand

Когда человек останется с этим миром один на один, ему многое откроется

Какое это счастье, что где-то кто-то продолжает тебя любить

Священник Александр Дьяченко:

– Мы прививаем своим детям те нравственные установки, которые ценны именно для нас. Их ценность доказана жизненным опытом. Часто дети не слушают родителей, потому как ещё не имеют этого самого жизненного опыта. С детства мы, как правило, растём эгоистами и думаем, что весь мир кружится вокруг нас, любимых. Стоит только близким «ошибиться», сделать что-то не так, как бы тебе хотелось, – тут же обиды и вывод, универсальный во все времена: «Меня никто не понимает».

Любить ребёнка – значит воспитывать его, учить главному: как быть человеком. И не нужно быть навязчивым, воспитывайте собственным примером. Сейчас, пока он ещё на вашем иждивении, он многого не понимает, но придёт время, человек останется с этим миром один на один, и ему откроется. Молитесь, чтобы это случилось.

Священник Александр Дьяченко

Лично для меня оно открылось, когда по окончании института я был призван в армию и отслужил свои полтора года в звании рядового. Именно тогда в моём сознании всё встало на свои места. Только тогда до меня дошло, что я, оказывается, «никто» и звать меня «никак». И какое это счастье, что где-то кто-то продолжает тебя любить. Эта исцеляющая мысль делает тебя человеком, способным на благодарность.

Не должно быть давления, но мудрые беседы о ложности иллюзорных радостей

Священник Лев Аршакян:

– Самое главное тут – любовь и мудрость отца. Господь дает человеку свободу человека, свободу выбора. Она – очень важная составляющая образа Божия, которым все мы являемся. Удерживать подросшего ребенка насилием опасно и практически невозможно. Это возможно только до поры до времени, пока человек не сформируется, не почувствует той свободы, что ему дана Богом, и не уйдет в эту «страну далече», в этот мир иллюзий, фантазий, ложных радостей и удовольствий, которые заканчиваются смертью, если не будет притягивающей силы любви.

Притча напрягает ситуацию до предела. Понятно, что в жизни может быть по-другому. Степень отхода наших детей, то, как далеко они уйдут в эту «страну далече», зависит от того, насколько мы их сами притягиваем, насколько им уютно и радостно находиться рядом с нами, родителями.

В «страну далече» подросшие дети все равно уходят. Главное – чтобы они не ушли слишком далеко

Но, так или иначе, в «страну далече» подросшие дети все равно уходят. Главное – чтобы они не ушли слишком далеко. Главное, чтобы им помогала любовь и мудрость родителей, умение сопереживать проблемам в этом тяжелом переходном возрасте, когда рушатся иллюзии, и они видят, что мир не идеален и что не идеальны родители. Бесовская ложь выводит детей на желание преображения мира, внушает им, что уж я-то буду жить как надо, все изменю, и у меня все будет правильно и хорошо, одни удовольствия.

Но ведь эти удовольствия всегда сомнительного плана, всегда основаны на страстях. Чистыми и незапятнанными земными страстями остаются лишь избранники Божии. Но, кстати, как раз по этим избранникам и можно понять хотя бы отчасти, как они стали такими. Это Божия Матерь, Иоанн Предтеча, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский – перечислять можно еще долго. Но заметим, что все их родители жили совершенно благочестивой жизнью. Их родители были святые, которые своей жизнью, своей любовью и мудростью подарили своим детям правду и мир подлинной радости, а не мир иллюзий. Поэтому их дети никогда и не уходили в «страну далече».

Священник Лев Аршакян

Слава Богу, блудный сын из притчи пришел в себя и вернулся к отцу, который ни разу его не укорил, все время лишь ждал его, любил его и молился за него. Тогда только случилось то, что должно было случиться. Иллюзии рухнули, вся временная, ложная красота спала и прошла, и осталось то, что и есть в этом мире: смерть, страх, холод, болезни и горькая оставленность, когда ты никому не нужен, если ты нищий и больной. И сын готов был вернуться к отцу уже даже не как сын, а как наемник.

Это ключевой момент. Человеку все же надо уйти в «страну далече». Дети должны, так или иначе, познать этот мир, мир иллюзий, фантазий и бесовской лжи, и вернуться туда, где им хорошо. Все познается в сравнении. Не познав разницы, не сделав верный выбор, человек так и будет мучиться. Поэтому очень важно окружать детей настоящей христианской правдой, любовью и свободой, искренностью. Говорить о тех вещах, с которыми им придется столкнуться, в меру их возраста и понимания. Чтобы не получилось так, что мы их держали и рафинировали до 18 лет, а потом ребенок вырывается, потому что видит в своей семье неискренность, лицемерие и насилие.

Есть такое выражение – «к Богу не тянут, к Богу притягивают». Притягивают любовью, мудростью и радостью

А насилие, повторюсь, очень опасно тем, что всегда вызывает некое напряжение. И как только силы уравновешиваются, и физические, и умственные, человек словно выстреливает, вырывается в мир, который ранее был от него закрыт. Им овладевают бесовские иллюзии, что в мире сплошная красота и радость, а от тебя это раньше скрывали. Конечно, человек может тогда захлебнуться и сильно повредиться. Поэтому не должно быть никакого давления и напряжения, а мудрые беседы о ложности иллюзорных радостей. И жизнь родителей – настоящая христианская, а не лицемерная. Потому что дети очень травмируются, если родители говорят одно, а делают другое. Для них это настоящая катастрофа, когда рушится иллюзия идеальных родителей.

Дай Бог, чтобы они потом нашли родителей в лице Бога, Матери Божией и Церкви. Но это очень непросто. Такими родителями и для нас самих должны быть Бог, Церковь и Матерь Божия. И дети должны это видеть, чтобы они от одного родства плавно перешли к другому, более настоящему.

Но есть такое выражение – «к Богу не тянут, к Богу притягивают». Притягивают любовью, теплотой, светом, мудростью и радостью. Если родители живут так, то и «страны далече» практически не бывает, потому что детям и так хорошо, и уходить им никуда не надо.

Серьезные утраты способны стать прекрасным жизненным уроком

Священник Валерий Духанин:

– Притча о блудном сыне – это притча о том, что в воспитании детей не стоит отчаиваться. Даже если твое чадо, не дай Бог, заблудилось, ушло на страну далече и промотало там всё, то и тогда не стоит опускать рук. Серьезные лишения, утраты способны стать прекрасным жизненным уроком. В этом тоже есть Божий Промысл. Потому что только так в упомянутой притче блудный сын наглядно увидел, насколько любовь ближних для него лучше, ценнее, чем глупая свобода возле корыта свиней.

Еще эта притча о том, что воля детей с определенного момента уже неподвластна родителям, но даже в самых неприглядных случаях ребенок поменяет свое неразумное решение, если пред ним спасительным маяком сияет любовь родителей.

Младший сын в притче – выразитель бунтарского настроения, которое пробуждается, как правило, в подростковом возрасте, но может проявиться и в самое разное время. «Я хочу сам и отдельно» – вот его жизненный принцип. Но это очень недальновидно, и в итоге такая позиция терпит крах. Попытки рано обособиться от близких завершаются для чада огромными проблемами. Он принимает заведомо неверные решения и остается ни с чем.

Священник Валерий Духанин

Как мы видим в притче, отец, не теряя любви к непослушному сыну, позволил на время воспользоваться столь искомой свободой, чтобы, когда ребенок получит первые удары судьбы, принять его вновь. Такое отношение к судьбе ребенка кажется жестоким. Конечно же, Евангелие не призывает нас потакать прихотям детей. Но вот небольшая история из жизни.

Знакомая женщина, Вера, имея своих собственных детей, взяла на попечение ребенка шести лет из неблагополучной и, в общем-то, развалившейся семьи. Что показательно, в той семье маленького Ваню кормили чем придется, в том числе отрубями со свинофермы.

Вера не представляла всех трудностей, которые будут связаны с этим ребенком. Например, Ваня сбегал из дома с друзьями искать маму, потом они решили бежать в Африку и даже проехали на электричке несколько остановок, а обратно шли пешком. Так длилось года три. Никакие вразумления не помогали. И вот, после очередного побега позвонила опека и сказала, что через три дня заберут мальчика. Деваться было некуда, Вера посадила ребенка рядом с собой и без каких-либо нотаций, просто сказала: «Ты прожил у нас три года, сейчас тебя хотят забрать по таким-то причинам, есть у тебя два дня, решай и говори мне, опеке, чего ты хочешь».

Вот здесь-то у ребенка включилось соображение. Слёзы полились ручьем. Девятилетний Ваня сам позвонил в опеку и упросил оставить его. Удивительно, но впоследствии он стал самым трудолюбивым из всех детей (дело в том, что Вера, помимо своих двоих, воспитала десять приемных детей). Она отвела Ваню в кружок игры на гитаре, а заодно сама ходила с ним и тоже научилась играть. Ваня увлекся резьбой по дереву, и Вера пошла вместе с ним, тоже научилась резать по дереву. Ваня вырос и смог обрести свое место в жизни.

Вот такие удивительные случаи бывают. Что стоит за подобными историями? Это – поразительное терпение, рассудительность и какая-то немыслимая по своей глубине и в то же время трезвая любовь к своим чадам, по подобию отца из притчи о блудном сыне.

>Блудный сын: потерянный и найденный

Блудный сын — известная православная притча. Но какой посыл она в себе несёт? Об этом Вы узнаете из нашей статьи.

Толкование притчи о блудном сыне

«Блудный» – значит потерянный. Чтобы стать найденным и спасенным.

Священник Филипп Парфенов. Презентация книги о. Алексия Уминского. Фото Анны Гальпериной

Таков основной смысл самой притчи о Блудном сыне, главным героем которого оказался младший из двух сыновей, пожелавший отделиться от своего отца и быстро растративший полагавшуюся ему часть состояния. В евангельском тексте, как и в богослужебных песнопениях Недели о блудном сыне, в греческом оригинале он называется ασώτος («асотос»), что значит распутный, беспутный, расточительный, но еще точнее и буквальнее – потерянный, погибший, неспасенный! Это слово – однокоренное со словами σωτήρ или σωτηρία (спаситель, спасение), а приставка α здесь означает отрицание указанного состояния. Это гораздо более емкое понятие, нежели просто блудник в смысле неразборчивых связей, который тогда назвался бы «порнос».

Не случайно ведь перед повествованием этой притчи Иисус приводит в пример образы заблудившейся овцы и потерянной драхмы. И какую радость получает пастух от того, что находит одну из ста овец, отбившуюся от стада, переживая именно о ней, а не об остальных 99! – «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 10).

Потерянными и потерявшими первозданный рай оказались первые люди, родоначальники всего человечества. Потерянными после оказались целые их поколения, смытые всемирным потопом. Потерявшимися в пустыне стали многие из израильтян, избавленные Богом от египетского рабства, но недошедшие до обещанной им земли за ропот, бунт и неверие.

Когда человек или целый народ противится Божией воле, он за-блуж-дается и теряется, ставя себя в рас-путье или бес-путье. Своим идолопоклонством, жестокосердием, эгоистичностью. Иногда в Библии такое поведение приравнивается впрямую к блуду или прелюбодеянию как супружеской измене. Великие пророки нередко уподобляли Израиль и святой град Иерусалим блуднице: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы» (Ис. 1, 21); «Господь сказал мне во дни Осии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево, и там блудодействовала… И видела это вероломная сестра ее Иудея. И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла, и сама блудодействовала» (Иерем. 3, 6-8). Пророк Иезекииль поэтически уподобляет Иерусалим возлюбленной, нарядной, блистательной и красивой, но неблагодарной и неверной жене (гл. 16).

«БЛУДНЫЙ СЫН». Давид Вилкерсон

За всё своё распутство и беспутство израильтяне неоднократно подвергались разных скорбям, из которых наиболее продолжительным испытанием стал их семидесятилетний плен в Вавилоне, далекой стране на востоке, земле изгнания… «На реках Вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс. 136). Плакал и Адам, вспоминая о первозданном Рае и оказавшись изгнанным из него. И этот плач Адама проникновенно изобразил старец Силуан Афонский:

«Скучал Адам на земле и горько рыдал, и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил: «Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Когда я был с Ним, душа моя была весела и покойна, и враг не имел ко мне доступа; а теперь злой дух взял власть надо мною, и колеблет, и томит душу мою, и потому скучает душа моя о Господе даже до смерти, и рвется дух мой к Богу, и ничто на земле не веселит меня, и ничем не хочет душа моя утешиться, но снова хочет видеть Его и насытиться Им. Не могу забыть Его ни на минуту, и томится душа моя по Нему, и от множества скорби стоном плачу я: «Помилуй мя, Боже, падшее создание Твое». Так рыдал Адам, и слезы лились по лицу его на грудь и землю, и вся пустыня слушала стоны его; звери и птицы замолкали в печали; а Адам рыдал, ибо за грех его все потеряли мир и любовь».

Эта притча – не только о каждом из нас в определенные моменты жизни, но и об Адаме, и обо всём человечестве в целом. Но у любящего отца из данной притчи был еще и другой сын, всегда верно служивший ему. По-своему загадочен образ этого праведника, старшего брата, если учесть, что пир был так быстро устроен, что его даже не дождались, пока он работал в поле, даже вовремя не позвали его… Похож ли он был на фарисея из другой притчи, благодарившего Бога всякий раз за то, что он, чувствуя себя не таким, как прочие люди, хранил все заповеди, постился регулярно и давал милостыню (Лк. 18, 9-14)? Или просто был преданным и верным работником отца своего, трудившимся, не покладая рук, не ждавшего специально никакого вознаграждения за свой ежедневный труд и почитавшего себя за раба, делавшего то, что должен был делать? (сравним Лк. 17, 7-10).

В любом случае, следует понять его чувства, не порицая их: отец, возрадовавшись до самозабвенья, как будто не вспомнил вовремя о своем верном многолетнем помощнике. Но в то же время нет у старшего ни малейшей радости, что его брат, пропавший без вести, наконец, нашелся! Вместо этого – обида и гнев. Всегда есть риск в своем доброделании, в своей праведности, правоверии и близости к Отцу стать сухим и беспощадным к другим, неправедным и неправильным грешникам – блудникам, прелюбодеям, еретикам, иноверцам… По замечанию архиепископа Иоанна (Шаховского),

«Необходимо православным получить дух смиренности и покаянности, который только и является «печатью царской» Православия и явным о нем удостоверением. Православный стыдится тщеславного подчеркивания своего православия или своей первоклассности в праведности и не разглашает о ней. Имя «православный» — православные несут, радуясь о истине Господней и стыдясь за себя, свою недостаточность. И это не мешает им быть смелыми, когда надо, в исповедании веры. Отдалившиеся же от духа православия, воспринимают свою «православность», привилегию, как Старший Брат в притче о Блудном сыне, воспринимал свое старшинство и большую близость к Отцу. Чувствуя свое «старшинство в вере», некоторые православные зазирают сперва нехристиан, потом «не таких, как они», христиан, и кончают осуждением тех православных, которые не принадлежат к их малой группировке. Разве мы не видим этого и в наши дни? И, по мере зазирания других людей, эти мнимо-православные считают себя все более чистыми, все более избранными. Так порождается в мире вдвойне отвратительное новозаветное фарисейство: утешение не Божьей, а «своей» святыней» («Трудность высоких наименований»).

Можно к этому добавить, что такими «старшими братьями» нередко становятся вчерашние «блудные сыны». Принятые в отчий дом с распростертыми объятьями, недавние блудные дети привыкают к этой любви, осваиваются в доме, развивают кипучую деятельность, командуют… И принимают последующие поколения их товарищей по злоключениям, прибившихся к отцовскому пристанищу с большим опозданием, с ревностью многоопытных и много потрудившихся работников.

Все темы подготовительных воскресений к Великому посту так или иначе связаны друг с другом. Покаяние мытаря сродни обращению Блудного сына, а благочестие фарисея, приправленное тщеславным возношением перед нерадивым мытарем, весьма напоминает ревность старшего правоверного брата в отношении младшего беспутного, над которым им был уже утвержден собственный приговор. Если богослужебные песнопения первого воскресенья предостерегают не обольщаться своими добродетелями, в частности, постом, то песнопения второго воскресенья призывают не отчаиваться от своих грехов, какие бы они ни были, но довериться любви и милости Бога. Третье подготовительное воскресенье добавляет тему ответственности перед Богом и людьми: полагаясь на милость Господню, каждый призван быть милостивым в отношению к ближним своим: «Ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13).

Последнее воскресенье перед постом, вспоминающее изгнание Адама из рая и перекликающееся тем самым с темой Блудного сына, напоминает в том числе, что этот рай снова открыт всем, через Крест и Воскресение Христа: «Темже потщимся вси время подъяти поста, послушающе Евангельских преданий: да сими благоугодни бывше Христу, рая жилище паки воспримем». Что любящий Отец всех нас ждет принять в Свои объятья и приготовить для нас трапезу точно так же, как отец из притчи заколол для вернувшегося сына откормленного теленка: «Трапеза полна: насладитесь все. Телец велик: пусть никто не уйдет голодным. Все наслаждайтесь пиром веры; все получите часть богатой благости» (из Пасхального слова свят. Иоанна Златоуста).

Священник Филипп ПАРФЕНОВ

Вы прочитали статью Блудный сын — кто это? | Толкование притчи. Читайте также:

Старший сын

Неделя о блудном сыне

О блудном сыне

Возвращение в отчий дом

Неделя (седмица) о блудном сыне в 2018 году — 4 февраля: толкование, проповеди, иконы

Блудный сын: понятные и непонятые образы

Однажды к священнику пришла женщина и сказала:

– Ты два года назад поженил меня с мужем. А сейчас разведи нас. Я не хочу с ним больше жить.

– Какова же причина твоего желания развестись?- поинтересовался священник.

Женщина так объяснила:

– У всех мужья вовремя возвращаются домой, мой же супруг постоянно задерживается. Из-за этого дома каждый день скандалы.

Священник, удивившись, спрашивает:

– Причина только в этом?

– Да, я не хочу жить с человеком, обладающим таким недостатком, – ответила женщина.

– Развести-то я вас разведу, но при одном условии. Возвращайся-ка ты домой, испеки большой вкусный хлеб и принеси мне. Но когда будешь печь хлеб, ничего не бери в доме, и соль, и воду, и муку попроси у соседок и обязательно объясни им причину своей просьбы, – сказал священник.

Эта женщина отправилась домой и, не откладывая, принялась за дело.

Зашла к соседке и сказала:

– Мария, одолжи мне стакан воды.

– У вас, что, вода закончилась? Разве во дворе не вырыт колодец?

– Вода есть, но я пошла к священнику, чтобы пожаловаться на мужа и попросила развести нас, – объяснила та женщина, и как только она закончила, соседка вздохнула:

– Эх, если бы ты знала, какой у меня муж! – и начала жаловаться на своего супруга. После женщина отправилась к соседке Асе, чтобы попросить соль.

– У тебя соль закончилась, просишь всего одну ложку?

– Соль есть, но я пожаловалась священнику на мужа, попросила развода, – говорит та женщина, и не успела она закончить, как соседка воскликнула:

– Эх, если бы ты знала какой у меня муж! – и начала жаловаться на своего супруга.

Так, к кому эта женщина ни заходила, чтобы попросить, ото всех слышала жалобы на своих мужей.

Наконец, она испекла большой вкусный хлеб, принесла священнику и отдала со словами:

– Спасибо тебе, отведай мой труд вместе со своей семьей. Только не думай развести меня с мужем.

– Почему, что случилось, дочка? – спросил священник.

– Мой муж, оказывается, лучше всех, – ответила ему женщина.

Библейская притча о блудном сыне: краткое содержание и смысл

Притчу о блудном сыне рассказывает Иисус Христос своим ученикам. Она приведена в пятнадцатой главе Евангелия от Луки. Сюжет притчи используется во многих произведениях мирового искусства.

Ниже будет рассказано краткое содержание притчи о блудном сыне. Она является наиболее популярной у христиан, независимо от их конфессии, так как учит прощению.

Библейская притча о блудном сыне: краткое содержание

У отца было двое сыновей. Один взял свою часть имущества и вдалеке от семьи промотал все. Когда подступила нужда, он голодал и решил вернуться к отцу, чтобы стать у него наемником, так как чувствовал свою вину. Но его отец был счастлив, что сын вернулся невредимым, и устроил пир по этому поводу. Старший брат был недоволен, что отец так хорошо принял беспутного младшего. Но отец сказал, что ничем не ущемляет его, ведь он всегда был рядом в довольстве и владеет всем вместе с отцом; младший же сын был как мертвый неизвестно где, и теперь нужно радоваться его возвращению.

Сюжет притчи, подробный пересказ

Один человек имел двух сыновей. Младший попросил отдать ему причитающееся наследство, и отец уступил сыну, поделив имущество между братьями. Спустя некоторое время младший взял своё и ушёл в далекую страну, где кутил и распутствовал.

Потратив всё, что имел, он стал бедствовать. Нанялся он в услужение, стал пасти свиней. И рад был бы он поесть хотя бы то, что ели свиньи, но не давали ему. И тут он вспомнил отца, какое у него богатое имение и сколько слуг не имеют нужды, и задумался: зачем умирать от голода, вернусь к отцу и попрошу принять меня в наёмники, ведь сыном ему называться уже недостоин.

И направился к отцу. А отец увидел его ещё издали и пожалел сына, побежал к нему навстречу, обнимал и целовал. Младший сын сказал: «Отец, на мне грех перед небом и тобой, и сыном тебе я уже быть недостоин». А отец приказал рабам принести ему самую хорошую одежду, обувь и перстень на руку и заколать упитанного теленка, чтобы есть и праздновать. Потому что был его младший сын мертвым, но стал живым, был пропавшим без вести, но нашёлся. И стали все веселиться.

Старший сын тем временем был в поле, когда вернулся, услышал из дома песни и ликующие возгласы. Позвав слугу, он спросил, что случилось. Ответили ему, что вернулся брат и отец от радости, что сын невредим, заколол целого теленка. Старший сын осерчал и не захотел войти к празднующим, а отец вышел, чтобы его позвать. Но старший сын сказал: «Столько лет я с тобой, работаю, всегда слушаюсь тебя, но ты даже козла мне не давал, чтобы попировать с друзьями; а этот сын, прокутивший всё твоё имущество с распутницами, вернулся, и ты сразу для него заколол упитанного телка». Отец же ответил на это: «Сын, ты всегда был рядом и все моё принадлежит тебе, а радоваться нужно оттого, что младший твой брат был мертвым и стал живым, был пропавшим без вести и нашелся».

Притча о блудном сыне: в чем смысл?

Краткое содержание притчи о блудном сыне и её пересказ были представлены выше. В этой притче Господь Иисус Христос иносказательно показывает отношение Бога к людям и к нашим падениям, отхождению от веры, Его милосердие и прощение.

Человек, знакомый с христианством, верящий в Бога, который Отец всему живому, может отойти от веры, соблазнившись земными развлечениями и суетой. Взять своё имущество и уйти в далекую страну – отойти далеко от Бога, потерять с ним всякую связь. Какой-то запас благодати и духовной силы у него будет, как были деньги поначалу у блудного (или заблудшего) младшего сына. Но с течением времени силы иссякнут, на душе станет пусто и тоскливо. Придет голод, как пришел он к младшему сыну, только не физический, а духовный. Ведь люди, по христианскому учению, созданы Богом для общения и единения с Ним и друг с другом.

И если человек тогда, отчаявшись, вспомнит о своём Отце Небесном, то захочет вернуться. Но будет чувствовать раскаяние и недостоинство быть Сыном Божиим, как и младший сын в притче чувствовал, что недостоин называться сыном. Тогда мы возвращаемся к Богу с покаянием, умоляя его помочь, утешить нашу опустошенную душу, наполнить её светом веры хоть немного – уже не в качестве детей Божиих, а хотя бы как его наёмники (не зря в православных молитвах говорится «рабы Божии»).

Но Бог есть Любовь, как сказано в Евангелии от Иоанна. И Он в своей любви не гневается на нас и не вспоминает наших согрешений – ведь мы вспомнили о Нём, возжелали Его добра, вернулись к Нему. Поэтому Он радуется нашему прозрению и возвращению к истине. Мы были мертвы во грехе, но ожили. И покаявшимся, вернувшимся к вере людям Господь даёт многое, часто счастливо устраивая судьбы, и всегда посылая в измученные души спокойствие и благодать. Также как отец в притче дал вернувшемуся сыну всё лучшее, что имел.

Образ старшего брата здесь – люди, которые формально не отходили от веры, не совершали тяжелых грехов, но забыли главную заповедь – о любви. Старший брат с обидой и ревностью говорит отцу, что он старался все делать правильно, а младший сын нет. За что же ему почет? Так бывает и у верующих, которые осуждают «грешников» и могут в церкви обсуждать чужие наряды, неподходящие к случаю, или неверное поведение. И забывают при этом, что если человек пришёл в церковь, обратился к вере — нужно радоваться за него, ведь все люди — наши братья и сестры, также сотворенные Господом, который бесконечно рад их возвращению из тьмы.

Ещё один смысл притчи

Притчу о блудном сыне, краткое содержание в особенности, можно рассматривать и более прямолинейно. Она применима не только по отношению Бога к людям, но и по отношению любящих друг к другу. Можно сказать, что это притча о любви.

Любой близкий человек может нас покинуть – муж или жена, ребенок, друг, даже родители порой бросают детей. Но если сердце у нас чистое и в душе есть любовь, то мы станем подобны отцу из притчи и сможем простить предательство. И тогда, встречая беспутного сына, изменившего мужа, пропадавшего отца, забывшего про нас друга, даже в голову не придёт обвинять их или слушать недобрых людей, не понимающих христианского всепрощения – нам достаточно будет того, что они рядом, нашлись, вернулись, живые.

Что такое притча?

В Евангелии очень много притч — вымышленных историй, в которых заложен глубокий смысл. Иисус Христос притчами рассказывает своим ученикам и слушателям о Боге. Это не случайно: притча как форма передачи знания, откровения часто достигает большего результата, чем просто изложенная мысль. Приведу пример. Наверное, каждый из нас задумывался над тем, что такое «вечность» и что такое «бесконечность». Если поговорить об этом с математиком, он напишет цифру в бесконечной степени. Физик или астроном объяснит, каково отношение известных нам расстояний к световому году, сколько световых лет разделяет ближайшие звезды, и расскажет, что есть звезды, которые находятся еще гораздо, гораздо дальше. И мы можем попытаться представить, сколько поколений людей летело бы к этим далеким звездам на самой максимальной скорости.

Древняя притча говорит нам о вечности и о времени больше, короче и ярче: стоит одинокая огромная скала, раз в тысячу лет на вершину спускается орел, чтобы поточить об нее клюв; когда он сточит скалу, вечность только начнется. Ни одной цифры, но сразу ясно: вечность непознаваема, несоизмерима с кратким мгновением человеческой жизни.

Фото Erik Drost

Христос прибегает к притче, потому что она застревает в уме и в течение долгого времени побуждает думать. Когда ученики просили его разъяснить притчу о сеятеле, Он сказал: «Вам дано знать тайны. Остальным — в притчах» (см. Мк 4: 11) и объяснил им притчу о сеятеле. Кстати, раз объяснил, значит, ученики тогда еще не знали тайн. А главное, тому, кто думает над притчами и понимает их, тайны начинают открываться. Что за тайны? Самые важные — каков Бог, каков человек и каковы их отношения. Что Бог ждет от человека, что ему нравится в нас, что не нравится, что вызывает радость, а что гнев и отторжение; что главное в нашей жизни, а что второстепенное.

Знания в виде притчи западают в сознание, как семена, прорастают там и дают плоды. Смыслом, которым они проросли, мы наполняем свою жизнь.

Евангельские притчи очень разные. Есть длинные, есть короткие. Есть известные и не очень; одна из самых известных — притча о блудном сыне. В Эрмитаже больше всего народу стоит перед знаменитой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». Увидеть ее очень трудно, если ты не двухметрового роста, потому что она загорожена спинами людей, которые смотрят на нее по двадцать, тридцать, сорок минут, по часу. Что они пытаются там увидеть? Зачем столько времени глядеть на картину? Благодаря гению великого нидерландского художника она так глубоко раскрывает притчу о блудном сыне, что каждому становится понятен вложенный Христом смысл. Эта притча дана нам в ответ на вечный вопрос человека: «Господи, кто я Тебе и Кто Ты для меня?»

Это самый главный, самый острый и страшный вопрос для любого верующего. Много раз в течение жизни он встает перед каждым из нас, особенно когда приходит беда, горе, постигают испытания. Нам иногда кажется, что Господь перестал быть нашим Отцом, что нам слишком тяжело, что Отец не может послать сыну такое суровое наказание. Но в эти минуты стоит вспомнить слова 90-го псалма, где Господь говорит через Своего пророка Давида, что Он с нами в наших скорбях: с ним есмь в скорби… Бог Сам полностью погрузился в человеческую скорбь, до самой глубины, до предела. Он не мог ее отменить, потому что скорбь неизбежно следует за грехом, но Он пришел и встал рядом с нами. Когда у человека горе, — допустим, у вашего друга умер отец, погиб в автокатастрофе, — с ним не надо говорить, а просто прийти, сесть рядом и обнять, быть рядом. И если вы переживали подобную потерю, он будет чувствовать, что ваше сердце рядом с его сердцем. Вот и Христос вошел в самую страшную скорбь, возможную для человека, чтобы укрепить нас в наших скорбях. У Марины Цветаевой есть такие слова: «Бог… Ты не был женщиной на земле». Вот говорят: «Он не был одиноким стариком, не был больным…» Был! Он был Человеком, Который испытал все скорби. Предательство — ученики разбежались, все оставили… Претерпел бичевание, избиение, поругание и казнь совершенно несправедливо, вообще ни за что! Испытал полную меру человеческой подлости до самого дна.

Христианские распятия — православные, католические эпохи Возрождения — очень красивы, художники наслаждаются прекрасным образом Умершего на Кресте. И только один немецкий живописец XVI века Маттиас Грюнвальд не наслаждается, а ужасается: на расписанных им алтарях — позеленевшая мертвенная кожа, впившиеся шипы, кровоподтеки, сведенное в мучительной агонии тело Господа, вывернутые в предсмертных судорогах руки и пальцы. Эти изображения не дают спокойно дремать, будят нас, напоминают, что это было за страдание, что за крест мы на себе носим. Не просто так древнеримский историк Тацит называл распятие самой страшной казнью, которую придумало человечество. а уж на что римляне были жестоки… Например, по римским законам, показания раба не принимались без пытки, даже если он проходил по делу как свидетель, а не как обвиняемый. Почему Христос пошел на такую казнь, почему ему не отрубили голову? Он добровольно принял самую страшную муку, потому что отменить это было нельзя — каждое преступление неизбежно влечет за собой наказание.

Я недавно прочел рассказ об одном грузинском князе (когда Грузия вошла в состав российской империи, все помещики, в том числе по российским меркам мелкопоместные, получили право на княжеский титул): случился голод, в селении объединили запасы еды, но кто-то их воровал, и князь отдал приказ, что, если вор будет найден, он должен получить 50 ударов плетью. И оказалось, что воровала его мать. Собралось все село, старую женщину положили на лавку, а сын лег сверху и принял на себя эти 50 ударов. Позволить хлестать мать плетью он не мог, но и отменить приказ нельзя, потому что это будет беззаконие.

Фото peter burge

Христу надо разбудить нас к новой жизни. Как это сделать, как добраться до сердцевины человека? Надо сделать что-то такое, чтобы все поняли: любовь — это главное.

У всего Евангелия задача не дать нам успокоиться. Закон, который был до Евангелия, можно выполнить и успокоиться, а Евангелие вы- полнить нельзя. Как исполнить слова будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк 6: 36) или будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48)? Когда Христос молится: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин 17: 21), это разве значит, что мы, люди, можем быть так же едины, как Лица Святой Троицы? Не можем. Нам даны в Евангелии невыполнимые заповеди. У Бога задача нас разбудить — чтобы мы не спали, беспокоились и думали о том, что угодно ему.

Поэтому и притчи Христовы услышишь, ходишь с этим, размышляешь, и они тебя будоражат. В них всегда остается непонятая, недосказанная часть, так специально задумано, чтобы мы все время к ним возвращались. Ведь очень хочется уложить Евангелие в схемы, спрятать в футляры, обезопасить себя — но Евангелие острое, оно, как апостол Павел говорит, острее всякого меча обоюдоострого (Евр 4: 12). Об него можно порезаться, пойдет кровь и будет больно, потому что там слова, которые нас обличают, Христос говорит их нарочно, чтобы разбудить нас и привести к Себе.

Это отрывок из книги протоиерея Федора Бородина “Возрастай с Евангелием. Как воспитать ребенка в евангельском духе. Притчи Христовы” издательства “Никея”.

Автор расскажет юным читателям о контексте каждой из 27 евангельских притч. Через яркие и интересные примеры из современной жизни, литературы и собственного опыта отец Федор раскроет для мальчишек и девчонок удивительный и глубокий смысл Евангелия.

Фото на заставке jun560

Притча

У этого термина существуют и другие значения, см. Притчи. Рембрандт «Возвращение блудного сына» (ок. 1666-69, Эрмитаж)

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль).

Понятие притчи

Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере».

  1. Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием («поучением»), например, «Притчи Соломона», новозаветные притчи о десяти девах, о сеятеле и др.
  2. Эпический жанр в литературе XIX—XX веков, в основе которого лежит принцип параболы; характеризуется предельной заострённостью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка. К жанру притчи обращались Лев Толстой, Франц Кафка, Бертольд Брехт, Альбер Камю и др.

По мнению Василия Великого, термин происходит от корня -течь- (идти) или -ткнуть- (встретиться). В обоих случаях он означает припутное изречение — такое, которое служит указателем пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям.

Библейские притчи

В русской Библии словом «притча» переводятся два греческих слова:

  • Παροιμία (буквально «припутное») — краткое изречение, выражающее правило жизни, умозрительную истину либо наблюдение за ходом человеческой жизни, таковы многие притчи Соломона.
  • Παραβολή — целый рассказ, использующий образы и явления, взятые из повседневной жизни людей, но иносказательно выражающий высшие духовные истины и служащий для того, чтобы облегчить их познание духовно-огрубевшим людям. Такими притчами изобилует Евангелие.

Отдельные сюжеты, например, об Иове, Аврааме и т. д. тоже можно условно назвать притчами, но в них ещё нет окончательного разделения времени и вечности, принципиально отличающего евангельскую притчу.

Притчи Соломона — «премудрость, «изложенная как житейский совет, обоснованная волей единого Бога, придающий мудрости объективный и непреходящий характер». Их толкование по характеру не идентично евангельскому. Толкования, которые Иисус Христос даёт своим притчам, говорят о вечной, небесной, истинной, духовной жизни, а соломоновы притчи целиком обращены к повседневной бытовой и ритуальной практике человека. Фабула, связующая земное, временное и небесное, вечностное, фабула, говорящая об индивидуальном нравственном выборе и индивидуальной ответственности за этот шаг — вообще отсутствует.

Притчи Иисуса Христа призваны сделать более «осязаемыми» какие-либо истины, идеи христианства. Толкование в ней — это её суть, главная задача фабулы проиллюстрировать толкование. То есть существуют некие элементы сознания, не доступные чувственному человеческому восприятию, ведь и Бога, и Царствие Небесное нельзя ни увидеть, ни объять разумом, а притча делает эти идеи, принципиально лишённые зрительного и осязательного образа, «видимыми и ощутимыми». В притче происходит постепенное развоплощение земных реалий в сторону духовной абстракции. В евангельской притче толкование — часть неотъемлемая, в отличие от последующих эпох.

> См. также

  • Басня
  • Афоризм
  • Парабола (литература)
  • Аггада

Примечания

  1. ПРИТЧА это что такое ПРИТЧА: определение — Педагогика.НЭС. didacts.ru. Дата обращения 9 февраля 2019.
  2. Поликовская Л. Притча // Энциклопедия Кругосвет: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.
  3. 1 2 Классное чтение. Литературная Газета. Дата обращения 9 февраля 2019.
  4. Культура письменной речи. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА — Словарь литературоведческих терминов. gramma.ru. Дата обращения 9 февраля 2019.
  5. . azbyka.ru. Дата обращения 9 февраля 2019.
  6. . azbyka.ru. Дата обращения 9 февраля 2019.
  7. Агранович С. З., Саморукова И. В. Гармония-цель-гармония: Художественное сознание в зеркале притчи. М., 1997. — С. 51

Литература

  • Притча // Большая российская энциклопедия. Том 27. — М., 2015. — С. 529.
  • Агранович С. З., Саморукова И. В. Гармония-цель-гармония: Художественное сознание в зеркале притчи. М., 1997.
  • Берестовская, Л. Е. Библейские притчи в контексте религиозной когнитологии // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. — Пятигорск, 2000. — N 2. — С. 60-63.
  • Давыдова Т.,Пронин. В. Басня и притча // Лит. учёба. — М., 2003. — N 3. — С. 195—197.
  • Данилова Т. В. Архетипические корни притчи // Рациональность и семиотика дискурса. — Киев, 1994. — C. 59-73.
  • Кафка Ф. О притчах // Кафка Ф. Превращение. М., 2005.
  • Кузьмина Р. И. Притча как условная художественная форма // Метод, жанр, поэтика в зарубежной литературе. — Фрунзе, 1990 — С. 19-37.
  • Кушнарева Л. И. Эволюция притчи // Сфера языка и прагматика речевого общения. Краснодар, 2002.
  • Кушнарева Л. И. Притча как жанр // Язык. Этнос. Сознание = Language, ethnicity and the mind. — Майкоп, 2003. — Т. 2. — С. 205—208.
  • Левина Е.Притча в искусстве XX века : Музыкальный и драматический театр, литература // Искусство XX века. В 2 т. — Н.Новгород, 1997. Т. 2. — С.23-39.
  • Мельникова С. В. Роль евангельской традиции притчеобразных форм в русской литературе //Высшая школа : проблемы преподавания словесности. — Улан-Удэ, 2003. — С. 144—148.
  • Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Притча как средство инициации живого знания // Философские науки. — 1989. — № 9. — С. 101—104.
  • Смирнов А. Ю., Чикина О. Н. Использование притч в психологической поддержке, мотивации, профориентации // Изд. Навигатум. М., 2016
  • Товстенко О. О. Специфика притчи как жанра художественного творчества : Притча как архетипическая форма литературы // Вестн. Киев. ун-та. Ром.-герм. филология. — Киев, 1989. — Вып. 23. — С. 121—124.
  • Тумина Л.Е. Притча как школа красноречия. — М.: Эл УРСС, 2008. — 368 с. — ISBN 978-5-382-00457-0.
  • Тюпа В. И. Грани и границы притчи // Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. С. 381—387.
  • Цветков А. Возможности и границы притчи // Вопросы литературы. — 1973. — № 5. — С. 152—170.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Викифицировать статью.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.