О Даниил сысоев

Содержание

Кто-то в 35 считает себя молодым и только начинает карьеру, а некоторых Господь благословляет с юности крепко встать на ноги и укреплять Царство Божье на земле. Отец Даниил Сысоев — священник РПЦ, настоятель Церкви святого Фомы, несущий православие в мир мусульманам, староверам, атеистам и протестантам, за что был расстрелян прямо в храме.

Семья и детские годы

Даня Сысоев появился на свет 12 января 1974 года в русско-татарской семье, исповедующей православие. Оба родителя работали художниками, отец Алексей Николаевич при этом служил клириком в Ясеневском Петропавловском храме. Анна Мидхатовна, в девичестве Амирова, была внучкой муллы.

О других православных проповедниках:

  • Биография Александра Меня
  • Священномученик Серафим Чичагов
  • Священномученик Владимир Богоявленский

В детстве любимой книгой мальчика была «Детская Библия», он с удовольствием посещал богослужения. В начальной школе мальчишка подвергался насмешкам за попытки проповедовать слово Божье, в то же время он наполнялся восхищением и радостью при пении Литургии в храме. Искреннее пение ребенка восхищало взрослых прихожан.

Иерей Даниил Сысоев

Сысоеву младшему было всего 14 лет, а он уже наравне с взрослыми отправился восстанавливать монастырь Оптину пустынь. Там Господь даровал ему встречу с Василием Росляковым, рукоположенным в будущем в иеромонахи и убитым 18 апреля 1993 года за христианскую веру.

Путь от семинариста к священничеству

17-летний Сысоев после окончания школы по рекомендации священника Артемия Владимирова зачислен семинаристом Московской духовной семинарии, где вскоре становится певцом и уставщиком в смешанном хоре школы регентов.

Не достигнув еще 20-летия, будучи семинаристом, он уже:

  • имел стойкое убеждение в спасительной силе православия;
  • знал все каноны;
  • вел жаркие дискуссии, как со студентами, так и преподавателями, если видел, что кто-то идет на компромисс.

В 1994 году епископ Магаданский Ростислав (Десятов) посвящает еще семинариста Сысоева в чтецы. Его жизнь напоминает стремительный полет, как бы предчувствуя беду, Господь благословляет молодого человека успеть прожить отведенное ему время по максимуму.

В возрасте 20-и лет Даниил знакомится с дочерью бизнесмена Юлией Михайловной Брыкиной и женится на ней. После окончания в 1995 году семинарии рукополагается в священный чин диакона, в том же года поступает на заочное отделение Московской духовной академии.

Дьякон гончаровского храма Успения Пресвятой Богородицы, видя компромиссы в служении архимандрита Бориса (Добрева), не боится говорить о них с настоятелем церкви.

Отец Даниил в 2000 году оканчивает духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Антропология Адвентистов седьмого дня и Общества сторожевой башни и ее анализ».

Важно! В начале 2001 года Святейший патриарх московский и всея Руси Алексий ІІ рукополагает Сысоева в сан иерея.

Клирик Сысоев служит в храме Петра и Павла в Ясеневе, где игуменом поставлен Мелхиседек (Артюхин), далее переходит на Крутицкое подворье священником храма Воскресение Словущего при настоятеле Анатолии Берестове.

По благословению патриарха Алексия Второго в 2003 году начинает самостоятельный путь, организовывает общину в Кантемировском районе и приступает к руководству строительством новой церкви в честь пророка Даниила, своего небесного покровителя.

В светлый праздник Воскресения Господнего 2004 года за верное служение Православной Церкви награждается правом ношения камилавки — головного убора священника.

Преподавательская и миссионерская деятельность

К 2006 году возводится и освящается временный престол апостола Фомы, где настоятель Даниил основывает миссионерскую школу, обучая прихожан проповедовать на улице, призывая к православной вере прохожих. Жена Юлия Сысоева, на то время мать трех дочерей, во всем поддерживает мужа, являясь надежным тылом.

Преподавательскую деятельность священник Сысоев начал, будучи студентом, в 1995 году, читая Закон Божий в Православной классической гимназии.

С 2000 года он работает преподавателем литургики на Московских Богословских курсах при подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни.

С 2004 года на протяжении пяти лет преподает литургику и миссиологию студентам Перервинской православной духовной семинарии при Николо-Перервинской обители.

Отец Данииил на богослужении

Несение вести о вечной жизни и Царстве Небесном в широкие массы называл батюшка миссионерством. С 1997 года, вначале на Крутицком подворье, а с 2006 года в церкви апостола Фомы каждый четверг собирал прихожан — миссионеров, делая детальный разбор Библии, используя толкования, сделанные Иоанном Златоустом и другими Отцами Церкви.

Особое внимание уделял отец Даниил миссионерству в отдаленных селениях Татарстана, в 2007 году совершив миссионерскую поездку к кряшенам, этническому татарскому народу.

Во время миссионерской поездки в 2008 году в Киргизию помимо проповедей в православных церквях проводил беседы с местным населением, совершил несколько крещений, нес слово Божье и во время посещения мусульманского города Ош.

2009 год отмечен новой поездкой миссионерской группы в Татарстан, помимо этого Сысоев совершает личные поездки по многим российским городам и приходам Македонии.

Интересно! Горячий поборник православный веры ведет дискуссии с мусульманскими проповедниками, диспут «Библия или Коран являются откровениями Бога?» вызвал много комментариев с обеих сторон, особенно после того, как отец Даниил заказал написание святого образа «Собор святых из ислама в Православие обратившихся».

Не обошел священник стороной и старообрядцев, проведя тематические встречи «Обряд и вера», «Старые и новые обряды» и другие. Проповеди Даниила Сысоева демонстрируют по радио и телевидению.

Активная православная позиция

Еще каких-то двадцать лет тому назад трудно было представить, что в Москве, матери русского православия будут убивать священников за проповедь христианской веры. Миссионерская работа отца Даниила была направлена на проповедование и обращение в истинную веру выходцев из татарского, чеченского народа.

Он вел постоянные полемики и дискуссии с мусульманскими проповедниками, говоря о патриотизме, креационизме. Его резкие высказывания против ислама критиковали даже православные служители, на ярого защитника православия сыпались угрозы со сторон скинхедов, старообрядцев, оккультистов и сектантов.

Казалось бы, нет такой стороны мирской жизни, о которой бы не писал священник. Йога, карате и танец живота находил безнравственными и запрещенными для христиан. Его позиция в «уранополитизме» основывалась на том, что все мы родственники по крови Иисуса Христа, а национализм ведет к отходу от истинного христианства.

Негативное отношение к коммунизму активировал в призывах снести мавзолей и этим совершить акт покаяния. Книга Сысоева «Брак с мусульманином» буквально взорвала мусульманский мир, отца Даниила обвиняли в разжигании межнациональной ненависти, не раз подавали на него иски в суд.

Книга Д. Сысоева «Имена Бога Всевышнего»

Старообрядцев возмутила книга Сысоева «Размышления о протопопе Аввакуме, церковной смуте и любви к Родине», они приписывали автору скандальной книги клевету, ложь, искажение истории разжигание межрелигиозной вражды. Результатов выяснения этой проблемы стали дискуссии вокруг круглого стола, организованные по предложению Патриарха Кирилла.

Не оставлял в покое неугомонный священник и православных верующих, обращаясь к ним в книгах:

  • «Зачем ходить в храм каждое воскресение?»
  • «Кто, как Бог?»
  • «Замуж за неверующего»
  • «Почему ты еще не крещен» и многие другие.

Убийство в храме и посмертное почитание

Этот день 19 ноября 2009 года не предвещал беды. После Литургии батюшка совершил Таинство Причащения и сам причастился, затем совершил Крещение ребенка и взрослого человека, который ранее отступил от истинной веры и впал в оккультизм.

Во время библейских бесед в церковь апостола Фомы ворвался человек в медицинской маске и двумя выстрелами смертельно ранил Иерея Даниила, после чего тот скончался 20 ноября во время операции.

Заупокойная лития была совершена Патриархом Кириллом после отпевания усопшего 23 ноября 209 года в церкви Петра и Павла в Ясенево архиепископом Арсением (Епифановым). В своем слове Патриарх Кирилл подчеркнул, что смерть ради православной веры является самым сильным словом, если противники православия не нашли другого пути против христианской правды.

В храме по время литии было более тысячи прихожан и 237 священнослужителей. Могила отца Даниила Сысоева находится на московском Кунцевском кладбище около храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни.

Причиной убийства единогласно названа активная позиция отца Даниила в вопросах ислама. По мнению политолога Станислава Белковского священника убрали по заказу крупной компании, претендующей на земельный участок храма апостола Фомы.

Отец Даниил был настоятелем храма апостола Фомы в Москве

По словам иеромонаха Иова (Гомерова) Божьих воинов нельзя убить, их можно только увенчать, это же подчеркнул в своем последнем слове и иеромонах Дмитрий (Першин) словами из Библии, что не надо бояться убивающих тело.

Версии и последствия убийства

Уголовное следствие так и не нашло исполнителя этого кровавого злодеяния, приписали его стороннику мусульманского амира Доку Умарова, несмотря на обещанную награду в 1 миллион рублей, убийца так и не был арестован.

Угрозы в сторону священнослужителей не исчезли и после убийства иерея Сысоева, 5 декабря того же года, буквально через 2 недели после похорон расстрелянного священника был избит отец Виталий, священник церкви апостола Фомы.

Миссионерский центр пророка Даниила остановил пикет в память 40 дней после смерти настоятеля храма, чтобы не спровоцировать бойню на межнациональной почве.

На заметку! Вдова Юлия 14 октября 2010 года основала фонд Даниила Сысоева для реализации задуманных при жизни Даниила проектов по распространению миссионерской и благотворительной деятельности среди русского народа.

Даниилу Сысоеву было всего 35 лет, время расцвета, его жизнь была настолько насыщена событиями, что для описания их нужна целая книга. Мечтой этого неугомонного проповедника было распространение православия по всему миру, он боролся за сохранение нравственности и духовности в современном суетном мире, призывая людей быть в мире со всеми.

Его душа и сердце были переполнены любовью к Христу, он даже создал теорию уранополитизма, подчеркивая родство всех в Царстве Небесном. Мученическая смерть за Христа и слово Божье не означает конец его учений, а открывает двери для работы оставшимся на земле христианам продолжать миссионерскую деятельность иерея среди заблудших овечек Божьих.

Фильм о священнике Данииле Сысоеве>иерей Даниил Сысоев

На пути к пастырству

Священник Даниил Сысоев — известный проповедник, миссионер, писатель, богослов.

Родился в Москве, 12 января 1974 года, в интеллигентной семье. Отец Данила, А. Н. Сысоев, и мать, А. М. Амирова, были учителями, художниками.

В 1977 году Даниил принял Крещение. Этот решение со стороны его родителей было ответственным, взвешенным и обдуманным. Отныне они более или менее регулярно участвовали в храмовом богослужении. Главным образом, семья посещала церковь святителя Николая Чудотворца, располагавшуюся в Кузнецкой слободе.

В период, когда отец Даниила, А. Н. Сысоев, трудился алтарником в храме села Афинеево, он часто брал сына с собой. Даниил с интересом следил за ходом развития служб, всматривался в действия священнослужителей, вслушивался в песнопения, чтения, молитвы, иногда сам пел на клиросе, иногда помогал отцу в алтаре. Так он приобщился к вере Христовой.

В 1988 году он принимал живое, деятельное участие в работе по восстановлению Оптиной Пустыни, возрождению храма бывшей Новоалексеевской обители. Кроме того там он пел на клиросе. Тогда священник Артемий Владимиров, видя в нем искру Божию и ревность о Господе, благословил его поступать в Московскую духовную семинарию.

В семинарию он попал сразу по окончании средней школы. Шёл 1991 год. Учился Даниил увлеченно, много читал. Помимо учебы, исполнял послушание уставщика хора Регентской школы и певца, и, как отмечают, делал это с радостью. В 1994 году был посвящен в звание чтеца.

22 января 1995 года, взяв надлежащее пастырское благословение, соединился узами христианского брака с Юлией Брыкиной. В том же году в молодой семье родилась дочь. По взаимному согласию супругов её назвали Иустиной.

Весной 1995 года, незадолго до завершения обучения в семинарии, Д. Сысоев был возведен епископом Верейским Евгением в сан диакона. Успешное окончание семинарии дало возможность продолжить образование в Московской духовной академии, что он и сделал, поступив на Заочное отделение.

В тот период он служил в качестве штатного клирика церкви Успения Пресвятой Богородицы, располагавшейся в Гончарах; это служение он совмещал с преподавательской деятельностью: обучал старшеклассников гимназии «Ясенево» Закону Божьему.

С 1996 года трудился при Крутицком Патриаршем Подворье, оказывая помощь людям, пострадавшим от рук представителей оккультизма и деструктивных сект. Со времени начала функционирования Душепопечительного центра, возглавлявшегося иеромонахом Анатолием (Берестовым), входил в состав его коллектива.

В период с 1998 по 2007 год состоял членом редакционной коллегии издания «Благодатный огонь». Журнал изначально позиционировался как православный. Отец Даниил опубликовал на его страницах множество богословских, миссионерских, просветительских статей.

В 2000 году закончил МДА со степенью кандидата богословия. Тема его диссертационного исследования была очень важна и актуальна. Она касалась учения и деятельности Общества Сторожевой Башни, Адвентистов седьмого дня. С распадом СССР и крушением марксистско-ленинской идеологии роль всевозможных сектантских течений в нашей стране, в том числе упомянутых в диссертации, росла с каждым днём.

Пастырство

В январе 2001 года отец Даниил был возведен в иерейское достоинство. Примечательно, что его рукоположил сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Местом священнического служения отца Даниила стал храм в Ясенево, освященный во имя апостолов Петра и Павла.

В том же году в семье отца Даниила родилась ещё одна дочь: Дорофея.

В последний период своей земной жизни отец Даниил Сысоев вел активную миссионерскую, просветительскую и антисектантскую деятельность, был в числе ведущих сотрудников нескольких учреждений: «Центра… имени святого праведного Иоанна Кронштадтского», «Шестоднева», основанной им же «Школы уличных проповедников». Кроме того, он содействовал организации и развитию миссионерских школ в других городах Российской Федерации: в Ульяновске, Мурманске, Саратове.

Покушение на убийство, смерть и прощание

В связи с довольно жесткой полемикой с мусульманами отец Даниил не раз подвергался как критике с их стороны, так и угрозам. Угрозы были неоднократными. Но это не заставило его замолчать, сойти с им же выбранного крестного пути. По его собственному признанию, он даже смог привыкнуть к угрозам.

19 ноября 2009 года, вечером, в храме апостола Фомы, где тогда пребывал отец Даниил, разыгралась кровавая трагедия. В храм ворвался вооруженный убийца. Его лицо было скрыто под медицинской маской. Выстрелы из пистолета, один в область груди, а другой в голову Даниила Сысоева оказались смертельными: он умер около полуночи. Вместе с ним пострадал регент В. Стрельбицкий. Пуля попала ему в грудь. Убийца скрылся.

Отпевание и прощание с отцом Даниилом состоялось 23 ноября, в Ясенево, в церкви апостолов Петра и Павла. На отпевании присутствовало множество представителей духовенства и мирян. Святейший Патриарх Кирилл, прибывший в храм после отпевания, произнес архиерейское слово, а затем совершил возле гроба усопшего заупокойную литию. Тело отца Даниила было погребено на территории московского Кузнецовского кладбища.

Биография священника Даниила Сысоева очень интересна, несмотря на то, что прожил он недолгую жизнь. Настоятель московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской, человек активный, имеющий свою позицию, всю свою жизнь он посвятил вере и людям. Он основал Школу Православного Миссионера, активно проповедовал людям. Он погиб, будучи совсем молодым — в возрасте 35 лет, от руки ненайденного убийцы в храме, во время исполнения своих священнических обязанностей. Люди, приходившие к нему, считают, что батюшка Даниил — священномученик, должен быть удостоен канонизации.

Детство Даниила

Детство будущего священнослужителя проходило в Москве в 70-ые годы. Его детство было маленькой пророческой летописью всей его последующей взрослой жизни: первые попытки рассказать о своей вере в государстве, которое к вере относится с презрением, насмешки одноклассников и учителей и старательное радостное пение Символа веры во время Литургии, восхищавшее даже взрослых.

Искренний свободолюбивый ребенок, готовый отстаивать свои взгляды и не стесняющийся их, таким он оставался всю свою жизнь.

Происхождение и рождение

Сысоев родился в Москве 12 января 1974 года в семье двух художников. Как он сам говорил, он был наполовину татарином, наполовину русским. Его отец впоследствии стал клириком храма Петра и Павла в Ясеневе. Прадед матери был муллой.

Семья

Семья мальчика была воцерковлена, и оба родителя приняли Крещение. Но ребенка под давлением бабушек и дедушек, настроенных категорически против религии, долго боялись крестить. И лишь когда мальчик тяжело заболел, они решились на этот шаг, это произошло в 1977 году.

После они вместе с родителями начали посещать церковные богослужения, в основном бывая в церкви Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе. Папа Даниила трудился алтарником в Афинеево и в то время часто брал сына с собой. Мальчик приобщался к православной вере, с удовольствием наблюдая за службой, участвуя в пении на клиросе, чтениях и молитве.

По воспоминаниям его матери, Анны Мидхатовны Амировой, вместе с тем, как их сын шел к вере и рос, и они совершали тот же путь, также возрастая духовно.

Когда ему было 14, он участвовал в восстановительных работах Оптиной пустыни, где священник Артемий Владимиров дал ему благословение на поступление в Московскую духовную семинарию.

Юношеские годы и молодость

Юность и молодость были началом серьезной духовной учебы, а затем и настоящей церковной службы. Это были времена его студенчества, обретения семьи, рождения первой дочери, появления новых друзей. В это же время он начал миссионерство и задумал свой проект возведения храма.

Студенческие времена

О временах его студенчества вспоминает друг Петр Мещеринов. Он выделил его сразу из всего большого потока пришедших учиться. Даниил любил читать. Он всегда бывал на лекциях, но редко их слушал, потому что уже почти все читаемое знал. Садился всегда в конце аудитории поближе к окошку и погружался в книгу.

Другие друзья и знакомые по семинарии о Сысоеве вспоминали как о человеке, который не только веру исповедовал, но и проповедовал ее, о человеке искренне любящем и заботливом.

Сам он говорил, что во время учебы окончательно убедился в том, что лишь православие несет в себе истину, и имея широкие познания, спорил со студентами и преподавателями, убеждая их в правильности своих суждений.

Семинарию он закончил в 1995 году, после чего был рукоположен в сан диакона, и в том же году поступил в Московскую Духовную Академию, а в 2000 году закончил и ее со степенью кандидата богословия.

Личная жизнь

Общие друзья из семинарии познакомили парня с его будущей женой Юлией Сысоевой (в девичестве Брыкиной). Молодые люди быстро поняли, что они очень друг другу подходят, и 22 января 1995 года с благословения пастыря они поженились.

В браке у них родились три дочери: старшая Иустина, средняя Дорофея и младшая Ангелина. Они были прекрасной семьей, Даниил показывал себя, как любящего мужа и отца.

Матушка Юлия стала со временем писательницей православных книг.

Церковная служба

Свое диаконское служение он проходил в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, где бескомпромиссно следовал уставу и требовал того же от других, из-за чего не смог найти общий язык и был в плохих отношениях с настоятелем храма. Также с 1996 года служил при Крутицком Патриаршем подворье, где также оказывал помощь людям, пострадавшим от действий различных сект и оккультных обществ. Входил в состав Душепопечительного центра.

В 2001 был рукоположен самим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сан иерея, после чего служил в храме Петра и Павла в Ясеневе клириком, а в 2004 году им же к празднику Святой Пасхи был удостоен права ношения камилавки за усердное служение Церкви Божией.

С 2006 года начал служение во временном деревянном храме, чей престол был освящен во имя апостола Фомы, где Сысоев стал настоятелем. Там же он начал активно развивать свою миссионерскую деятельность.

Основание храма

В 2003 году отцом Даниилом была задумана и организована самостоятельная приходская община, располагавшаяся в районе станции метро Кантемировская, а в ноябре 2003 года, получив благословение от патриарха Алексия II, он начал организацию строительства храма в честь святого пророка Даниила (пророк Даниил — его небесный покровитель) на территории Южного административного округа Москвы.

Из-за небольших разбирательств по поводу земель, отведенных под храм, строительство затянулось и происходит и по сей день. На официальном сайте продолжается сбор средств, а также принимается любая помощь. Храм был мечтой Даниила, воплощение которой ему так и не удалось увидеть.

Зрелый возраст

Будучи уже в зрелом возрасте, отец Даниил не оставлял своих стремлений и целей, поставленных в молодости. Помимо служения в церкви в его жизни появилось преподавание студентам, а миссионерская деятельность развивалась все активнее. Кто знает, каких высот бы добился он на своем поприще, если бы жизнь священнослужителя не оборвалась так рано из-за совершенного убийства.

Преподавание

Окончив духовную семинарию, Сысоев был приглашен для преподавания.

Он вел свою просветительскую деятельность в различных учебных заведениях:

  • с сентября 1995 года начал преподавать закон Божий в старших классах Православной классической гимназии «Ясенево»;
  • с 2000 по 2004 был преподавателем литургики на вечерних Богословских курсах при храме апостолов Петра и Павла в Ясеневе;
  • с 2004 по 2009 вел лекции литургики и миссиологии в Перервинской православной духовной семинарии.

Миссионерская деятельность

Под данной деятельностью он понимал прежде всего проповеди о Христе, о его жизни и сподвижниках. Литургия — значит, темой его становилось слово по прозвучавшему на ней Евангельскому чтению, всенощное бдение — значит, рассказывал об отмечаемом церковью празднике. А с 1997 года регулярно стал проводить Библейские беседы (храм пророка Даниила на Кантемировской до сих пор проводит их каждый четверг с 19:00 до 20:00). Они устраивались по четвергам сначала на Крутицком подворье, а затем в храме апостола Фомы, который находился на Кантемировской.

Также им были организованы миссионерские поездки:

  • 2007 год — поездка по кряшенским селениям в Татарстане;
  • поездки в Македонию в 2007 и 2008 годах;
  • поездка группы в Киргизию в 2008 году, часть группы также совершила путешествие в мусульманский регион у города Ош;
  • поездка в город Заинск в 2009 году.

Он был одним из активных участников открытых диспутов с мусульманами «Библия или Коран являются откровением Бога?» и «Представление о Боге» , а также со старообрядцами — «Обряд и вера», «Символ веры» «Старые и новые обряды».

Убийство и отпевание

19 ноября 2009 года неизвестный в медицинской маске ворвался в храм апостола Фомы и несколько раз выстрелил в отца Даниила, в результате чего тот скончался от полученных ранений на операционном столе. Также был ранен регент хора.

Основной версией остается религиозная, постольку поскольку Сысоев множество раз высказывался об исламе, критикуя его учения. Вдохновленные его проповедью о Христе, немало мусульман приняли христианство, за что ему могли отомстить. Он и сам множество раз заявлял об угрозах, поступивших к нему после его неоднократных выступлений, в которых ему обещали, что будут его убивать.

23 ноября в храме Петра и Павла в Ясеневе, где в последнее время перед смертью служил священник, было проведено его отпевание. Заупокойную литию у гроба покойного совершал патриарх Кирилл, а проститься с почитаемым отцом Даниилом пришло больше двухсот священнослужителей и более тысячи простых мирян.

16 марта 2010 года следственные органы заявили, что тот, кто убил священника, был застрелен при сопротивлении во время своего задержания в Махачкале. Им оказался некто по имени Бескултан Карыбеков, он гражданин Киргизии, и, как считает следствие, был причастен к одной из экстремистских группировок. Однако существует мнение, что был истреблен ненастоящий убийца Сысоева.

14 октября 2010 года в его память вдовою Юлией Сысоевой был учрежден Благотворительный фонд и Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева.

Книги Даниила Сысоева

За его жизнь им было написано более 30 статей и книг на религиозную тематику, в том числе была и на латышском языке. Название этого произведения батюшки в переводе означает «Инструкция для бессмертных». Его труды несомненно играют огромную роль для всего современного православного мира.

Нравственно-аскетические труды

К его нравственно-аскетическим трудам относятся «Замуж за неверующего», «Зачем ходить в храм каждое воскресенье» и многие другие.

Его труды рассказывают о тесном сплетении наших житейских переживаний с религиозными, о проблемах и о решениях, которые предлагает нам православная вера. Он говорит о том, что каждый человек грешен, каждый совершает свои ошибки, но каждый также имеет шанс их исправить, и каждый будет прощен Господом.

Богословские книги

В своих богословских книгах он рассказывает о библейских событиях и личностях. Такие рассказы содержат в себе толкование тех или иных событий, заповедей, а также рассуждения о Боге и его единстве, о представлении его в других религиях, и о правильности этого представления с православной точки зрения.

В числе таких книг:

  • «Толкование книги пророка Даниила»;
  • «Простыми словами о тайне Троицы»;
  • «Прогулка протестанта по православному храму».

Другие статьи и работы

Существует достаточно большое количество публикаций его статей, большинство из которых были напечатаны в журнале «Благодатный огонь», а также в нескольких сборниках.

Все они посвящены все тем же темам, что и его книги: житейские проблемы простого человека, его душевные терзания, повествования о православных святых и церковных праздниках и обычаях, рассуждения об отношениях между конфессиями, о причинах ссор между ними и о взгляде на все это со стороны православного христианства, о том, кто есть Бог, о верности учений о нем и о его единстве.

Видео лекция Даниила

Лекция отца Даниила для студентов в Димитровградском филиале Ульяновского государственного университета.

Священник Даниил Сысоев убит в московском храме

Священник Даниил Сысоев

Священник Даниил Сысоев убит в православном храме святого Фомы на юге Москвы, сообщил РИА Новости источник в правоохранительных органах столицы.

По сообщению, неизвестный застрелил одного священника, второй был ранен в православном храме святого Фомы на юге Москвы по адресу: улица Москворечье, дом 4. Источник отметил, что настоятель Сысоев Даниил 35-ти лет был убит выстрелом в грудь и в голову. Владимир Стрельбицкий 41 года, получил огнестрельное ранение в грудь, он госпитализирован.

Убийства и нападения на священников в России в 1990-2009 гг. Справка

Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по факту убийства в четверг в Москве священника, сообщил РИА Новости руководитель следственного управления СКП РФ по Москве Анатолий Багмет. По его словам, дело возбуждено по статьям 105 (убийство) и 30.105 (покушение на убийство). «Проводятся необходимые следственные действия, на месте преступления работают эксперты», — сказал Багмет.

Отец Даниил писал об угрозах в своем интернет-дневнике: «А у меня опять новость. Сегодня, вы будете смеяться, но мусульмане опять пообещали меня убить. Теперь уже по телефону. Ну надоело. Уже 14-тый раз. Я уже привык, а то раньше это напрягало. А так Бог не выдаст, ислам не съест.
А так всех прошу помолиться. Сейчас уже не боюсь. Отбоялся я уже лет пять назад. А сейчас просто привык жить под постоянной угрозой. Мне ведь и органы об этой же исламской угрозе сообщали, а не только сами мусульмане. А так все в руках Бога. А если что, так сразу в рай и без мытарств. — Это же здорово!»

Последнее интервью иерея Даниила Сысоева: «Бегите в небо!»

Священник Даниил Сысоев о целительстве: Бог, сатана, человек или космос?

О миссионерской школе отца Даниила Сысоева: Ловцы человеков: разведка боем

О миссионерских поездках о.Даниила: По следам апостола Фомы: миссионеры в Киргизии

Священник Даниил Сысоев

«Я, священник Даниил Алексеевич Сысоев, родился 12 января 1974 года в г. Москве, в семье учителей — художников. Мой отец, священник Алексей Николаевич Сысоев, ныне настоятель храма ап. Иоанна Богослова при Православной Классической Гимназии “Ясенево” и клирик храма Петра и Павла в Ясенево, а мать, Анна Мидхатовна Амирова – преподает в той же Гимназии Закон Божий.

31 октября 1977 года я удостоился Таинства святого Крещения в храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах свящ. Евгением. Начиная с 1977 года мы стали постоянными прихожанами храма свят. Николая Чудотворца, что в Кузнецкой слободе. Затем мы ходили также в малый Собор Донского монастыря, храм Ризоположения на Шаболовке. Когда мой отец работал алтарником в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи в с. Афинеево Московской обл., я помогал ему в алтаре и пел на клиросе. Летом 1988 года участвовал в восстановительных работах в возрождающейся Оптиной Пустыни. Когда началось возрождения храма Всех Святых быв. Новоалексеевского монастыря, я там также пел на клиросе и настоятель о. Артемий Владимиров рекомендовал меня к поступлению в Московскую Духовную Семинарию.

После окончания средней школы в 1991 году, я поступил в Московскую Духовную Семинарию. Учась в Семинарии я нес послушание певца и уставщика смешанного хора Регентской школы. 19 декабря 1994 года Преосвященный Ростислав еп. Магаданский и Чукотский хиротесировал меня во чтеца.

22 января 1995 года я венчался с девицей православного вероисповедания Иулией Михайловной Брыкиной. Таинство Венчания было совершено в гимназическом храме ап. Иоанна Богослова свящ. Дионисием Поздняевым. В этом же году у меня родилась дочь Иустина.
13 мая 1995 года Преосвященный Евгений еп. Верейский рукоположил меня в сан диакона. 14 июня 1995 года я закончил Московскую Духовную Семинарию по первому разряду и поступил на Заочный Сектор Московской Духовной Академии, которую закончил в 2000 году. 9 июня 2000 года Совет Московской Духовной Академии утвердил за мной тему кандидатской диссертации “Антропология Адвентистов 7 дня и Общества Сторожевой Башни и ее анализ”.

По окончании Семинарии я назначен Патриаршим Указом штатным клириком храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах — Болгарского Подворья.

С сентября 1995 года я преподаю Закон Божий в старших классах Православной Классической Гимназии “Ясенево”. 24 мая 2000 года за преподавание я награжден благодарственной грамотой Отдела религиозного образования и катехизации.

Начиная с августа 1996 года, по благословению Святейшего Патриарха, я веду миссионерские библейские беседы с людьми пострадавшими от деятельности сект и оккультистов на Крутицком Патриаршем Подворье. После создания Душепопечительского центра имени св. прав. Иоанна Кронштадтского под руководством иером. Анатолия (Берестова), я стал его сотрудником.
В 1999 году по благословению Святейшего Патриарха издательство Сретенского монастыря выпустило мою книгу “Летопись начала”, посвященною защите святоотеческого учения о сотворении мира.

В 2000 году я окончил Московскую Духовную Академию. Кандидат богословия. Рукоположен в сан священника в 2001 году. В том же году родилась вторая дочь — Дорофея.

Служил в храме ап. Петра и Павла в Ясенево (Москва). Секретарь Миссионерско-просветительского центра “Шестодневъ”. Сотрудник центра реабилитации жертв тоталитарных культов и псевдорелигиозных движений во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. Автор книги “Летопись начала” (М.1999), редактор сборника “Шестоднев против эволюции” (М.2000) и альманаха “Божественное Откровение и современная наука”. Опубликовал более десятка статей креационной и противосектантской направленности.»

За активную миссионерскую деятельность и полемику с мусульманами, часто подвергался критике со стороны мусульман и получал угрозы.

19 ноября 2009 года был смертельно ранен во дворе храма Пророка Даниила (по другим данным — прямо в помещении храма) двумя выстрелами из пистолета. Убийце, бывшему в маске, удалось скрыться.

У отца Даниила осталась жена и трое детей.

«Хочешь увидеть чудеса – иди в миссионеры…»

Отец Даниил Сысоев – настоятель храма святого апостола Фомы и организатор общины строящегося храма в честь пророка Даниила на Кантемировской. Поводом для нашей встречи стало открытие миссионерского центра во имя святого апостола Фомы. С о. Даниилом беседует Ольга Курова.

— Отец Даниил, повод для нашего разговора – открытие миссионерского центра. Несложно догадаться, что этому предшествовала большая предварительная работа. Расскажите, пожалуйста, как всё начиналось.

— Если вспомнить самое начало, наверное, это будет 1993 год, когда я миссионерствовал прямо на улицах. А с августа 1996 года я уже совершенно официально, по благословению Святейшего Патриарха, веду миссионерские библейские беседы на Крутицком Патриаршем подворье. Эти беседы сначала предназначались для обращения протестантов, потом стало появляться всё больше оккультистов и жертв разнообразных «чародеев». А затем я занялся миссией среди мусульман. Так что наш центр открыт и для пострадавших от экстрасенсов и тоталитарных сект, и для молодёжи, желающей познакомиться с основами христианства, и для иноверцев.

— Какие цели вы ставите перед собой?

— Не так давно мы освятили временный храм во имя св. апостола Фомы. Строится большой миссионерский храм в честь пророка Даниила, в котором будет придел апостола Фомы. Этот придел сегодня уже функционирует, пока как отдельный храм. Одна из наших целей – обращение ко Христу нехристиан, по большей части нерусских. Район Кантемировской, где он расположен, – это район различных диаспор. Кроме того, здесь очень активно действуют секты. Недалеко от храма находится крупный центр мормонов, есть в районе и баптисты, адвентисты, оккультисты. А православных до недавнего времени не было.

Мы окрыли огласительную школу об основах христианства. У нас каждые пять недель проходит цикл из пяти огласительных бесед, для тех, кто хочет принять крещение или просто больше узнать о христианстве. При храме уже действует Общество Православных татар и разворачивает свою деятельность Информационное агентство святого Ахмета.

В ближайшее время мы хотим провести День открытых дверей: расклеим по всему району объявления, что в такой-то день все желающие могут прийти в храм и задать любой вопрос священнику. В дальнейшем мы хотели бы устраивать такой День раз в три месяца.

Ещё мы работаем с молодёжью – рядом находится МИФИ (Московский инженерно-физический институт). Странно, что мы первые, кто догадался проводить молебны перед сессией. Молебны перед началом учебного года уже стали во всех православных храмах традицией, а ведь сессия – куда более напряжённое время. Но почему-то студенты ограничиваются тем, что иногда ставят свечки. Мы же совершаем молебны перед сессией после литургии и приглашаем всех студентов.

— Неужели вы, батюшка, справляетесь со всей этой массой дел в одиночку? У вас есть помощники, какая-то инициативная группа?

— Да, инициативная группа есть, она сформировалась ещё на Крутицком подворье. Это и татарская православная община, которая существует с 2003 года. Но, конечно, в деле миссии участвуют самые разные христиане, принадлежащие к самым разным народам. После праздника Крещения Господня мы надеемся открыть миссионерские курсы. Возможно, позднее на их базе мы создадим миссионерский институт, который будет готовить проповедников Евангелия. Проповедь будет всякая: уличная, интернетовская, в вузах. Мы хотим отобрать у сектантов их оружие.

— Как вы работаете с диаспорами? Вот живут на Кантемировской, например, азербайджанцы. Как можно войти в их среду, о чём можно с ними говорить?

— Насчёт азербайджанской общины ничего сказать не могу, потому что я пока не наладил с ними контакты. Много могу рассказать о татарской диаспоре. Я неоднократно выступал в Татарском культурном центре, ездил с выступлениями в Казань. Татары – третья по численности национальность в Москве. И наша работа идёт достаточно успешно: многие татары, особенно молодые, принимают христианство. С 2003 года провожу молебны на татарском языке об обращении заблудших.

Наша задача – разрушить преграды, которые существуют в культуре различных народов и мешают им принять православие. Новость о том, что православие – вселенская вера, в которую призваны все народы, до сих пор скандальна.

— А как должен вести себя со сверстниками настоящий юный миссионер?

— Миссионер должен первым начинать разговор о Боге, иначе он никакой не миссионер. Но, в то же время, нужно трезво оценивать свои силы и знания. Нужно знать ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы сверстников о христианстве. Нужно помнить, что лучшая самооборона – это наступление. Никогда не нужно стесняться говорить, что ты прав, а они не правы. Не нужно расшаркиваться перед каждым слушателем. Но, в то же время, доказывая свою правоту, нельзя унижать другого человека. За каждого человека умер Христос. Нужно помнить, что уважать следует человека, а не его заблуждения. Должно быть отторжение лжи, а к человеку любовь.

Подростку часто бывает сложно пойти против коллектива, стать «белой вороной», но необходимо иметь смелость. Раньше, в дни моей юности выделяться, быть непохожим на других считалось престижно, думаю, нужно возрождать такую традицию. «Белая ворона» — благородная птица. Настоящий христианин должен понимать это. А если не хватает сил, просить у Бога. Юный миссионер, конечно, должен быть готов к тому, что его слова могут вызвать скандал и возмущение. Не стоит этого бояться. Миссия наша состоит и в том, чтобы неприятные вещи говорить. Вы обратили внимание, что когда читаешь Библию, бывает тяжело на душе: эта Книга начинает тебя судить. Но это не значит, что правду нужно скрывать. Сам Господь сказал — горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо.

Ещё одна ошибка, которая может подстерегать миссионера, — это попытка заострить миссию на какие-то группы людей. Появляется миссия для детей, миссия для молодёжи… Многие умные, глубокие молодые люди эту миссию не принимают. Почему? Да потому, что когда мы обращаемся к молодёжи на её языке, как бы снисходя, мы их фиксируем на уже достигнутом уровне. А мы их должны поднимать выше, поднимать к мудрости, а не оставлять на том уровне, который они уже, возможно, переросли. Даже с детьми лучше говорить как с взрослыми, чем как с детьми. Макаревич, помните, очень по-христиански спел: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир». Это должно стать лозунгом не только миссионеров, но и всех православных христиан.

Ну и, конечно, нельзя забывать молиться и ходить в храм, потому что иногда неправильно понятное миссионерство увлекает человека настолько, что он не молится и в храм не ходит.

— А почему в храм нужно обязательно ходить каждое воскресенье?

— Потому что Господь дал такую заповедь: шесть дней себе, седьмой день – Господу Богу. Он вправе потребовать, чтобы мы отдали Ему часть своего времени как жертву. Второе – мы должны помнить о Небесном Господине, о Небесной Родине.

Если угодно, все мы, христиане – террористы. Мы члены повстанческой армии, которая поднимает восстание против князя мира сего (диавола). Церкви – это места связи. Там мы получаем указания от нашего руководства: шифровки (Евангелие), получаем подкрепление (Святое Причастие), получаем поддержку через взаимное общение. Мы учимся разным хитростям, как правильно проводить террористические акты против князя мира сего, то есть делать добрые дела. Естественно, если агент Царствия Небесного манкирует посещением штаба и не выходит на связь с Центром, он рискует потеряться, обессилеть и погибнуть. По правилам Церкви, человек, который без уважительной причины три воскресенья подряд не был на Божественной Литургии, отлучается от причастия.

Часто те, кто не посещает храм, начинают очень быстро уставать. Если кто-то думает, что отоспится в воскресенье за всю неделю вместо посещения литургии, он очень скоро поймет, что воскресный сон оказывается ему совсем не в радость. Можно съесть барана, но остаться голодным, можно проспать 25 часов, но чувствовать себя невыспавшимся. Если Бог не даст тебе сил, ты нигде и ни в чем их не почерпнешь.

Если ты в кого-то влюблен, то постоянно хочешь видеть предмет своей любви, общаться. Тебя ведь не надо заставлять идти на свидание? Христианство построено на любви между Богом и человеком.

Ещё очень важно не искать себе оправданий, если пропускаешь церковную службу. Извинений мы найдем тысячу, но нам от этого будет только хуже. Нужно беспощадно бороться с грехом, с ленью. Христиане – это существа иного вида. Есть хомо сапиенс, а есть хомо христианус. Христиане должны общаться с представителями своего вида.

— А почему у христиан другая природа?

— Христианин – это человек плюс Божественная сила, данная ему в Крещении. А нехристианин – это просто человек, к тому же порабощенный диаволом. Дух Святой в сердце или диавол в сердце – есть разница?

— У каждого путь в храм свой. Но у вас, как у миссионера, наверняка накопилось множество поразительных историй об обращении людей.

Зачем далеко ходить — у нас в храме есть Татьяна Имрановна, моя ближайшая помощница. Она пришла из ислама в оккультизм, а оттуда, натолкнувшись на неприятные вещи, которые её испугали, — в Православие. Пришла она ко Христу – сначала просто как к спасению. А потом начала и воцерковляться. И чем глубже она воцерковлялась, тем хуже к ней относились родственники. Но вот ведь странно — чем хуже они к ней относились, тем больше у них стало проблем. Например, обругали её, выкинули иконы – у них в ту же ночь сгорела дача. Вот вам пример того, как Бог за своих заступается.

Есть и примеры чудесных исцелений. Однажды ко мне пришли родители ребенка, пятидесятники. Одно время они водили ребёнка по всяким «экстрасенсам». В результате у него поднялась температура до 39 градусов и держалась в течение трех месяцев. Ничем они её не могли сбить. Мы его крестили, причём очень торжественно, на Крещальной литургии. Он стоял, конечно, очень слабенький, но живо всем интересовался. После мы его причастили, и он поехал домой. Лёг спать, просыпается – 36,6. И с тех пор уже несколько лет не болеет.

Нередко бывает так, что всё объяснил человеку, разложил, он умом с тобой соглашается, а сердцем не приемлет. А помолился за него – он тут же изменился. У меня всегда после молебнов об обращении заблудших несколько человек крестятся.

Так что если хочешь увидеть много чудес – иди в миссионеры или в мученики. Говорят, если хочешь кого-то помазать миром, — сначала нальешь себе на руку и заблагоухаешь, а потом уже и другого помажешь. Так и тут – если хочешь другим рассказать о силе Бога, сначала сам её в себе почувствуешь.

Что стоит за убийством Даниила Сысоева

В четверг вечером на юге Москвы в храме святого Фомы совершено покушение на известного священника-миссионера Даниила Сысоева. 35-летний настоятель храма скончался в машине скорой помощи по дороге в городскую больницу. Во время покушения также был ранен 41-летний регент Владимир Стрельбицкий, который госпитализирован в Боткинскую больницу.
Уголовное дело возбуждено по трем статьям уголовного кодекса РФ: убийство, покушение на убийство двух и более лиц, а также незаконный оборот огнестрельного оружия.
Разноречивая информация поступает о предполагаемых мотивах совершенного преступления. Сысоев вел активную миссионерскую деятельность, помогал пострадавшим от сектантов и оккультистов. Священник ранее сообщал, что неоднократно получал угрозы. По информации РИА Новости, на электронную почту настоятеля храма приходили странные письма, в которых неизвестные вынесли ему 11 смертных приговоров.
Вот что говорит ведущий программы «С христианской точки зрения» на Радио Свобода, священник Яков Кротов:
— Отец Даниил Сысоев выделялся из московского духовенства, Московского патриархата одной особенностью — он посвятил, можно сказать, себя не столько проповеди Евангелия, сколько борьбе с исламом…
Владимир Кара-Мурза: Вечером 19 ноября около 23 часов в храме Святого апостола Фомы в Ногатинском районе столицы было совершено нападение на настоятеля храма священника Сысоева и регента Владимира Стрельбицкого. От полученных огнестрельных ранений Даниил Сысоев скончался, Владимир Стрельбицкий был госпитализирован с тяжелым ранением в грудь. Убитый священник был не только настоятелем православного храма, но и главой миссионерского движения, которое противостояло сектантам и обращало в православные десятки верующих. Он сообщал, что за последние два года в храме покрестили более 80 мусульман, среди них татары, узбеки, чеченцы и дагестанцы. Полтора года назад отец Даниил открыл при своем храме Апостола Фомы на Кантемировской на юге Москвы школу православного миссионера. Занятия проводились два раза в неделю, в этом году в школе состоялся первый выпуск. Священник Даниил Сысоев незадолго до смерти рассказал, что год назад ФСБ уже предотвратило покушение на него. Рост религиозной нетерпимости, жертвой которой стал отец Даниил Сысоев, мы анализируем с бывшим членом комитета по свободе совести Верховного совета РСФСР Виктором Аксючицем, президентом фонда Русские университеты. Можно ли говорить о нездоровье общества, если в этом обществе убивают священников?
Виктор Аксючиц: Конечно, все эти случаи трагичны и ужасны. Но если обобщать ситуацию в целом, я бы не сказал, что у нас можно говорить о России, как о стране религиозной нетерпимости. Такого рода явления в России не больше, чем во многих других христианских странах, и уж тем более они несравнимы с нехристианскими странами, религиозная нетерпимость, если сравнить с азиатским странами. Я думаю, что все-таки вот эта проблема религиозной нетерпимости несколько взнуздывается средствами массовой информации. Понятно, что их интересуют какие-то происшествия, в первую очередь такого рода явления обсуждаются. Это одна сторона. И так же такого рода явления усиливаются всегда при прозелитизме, то есть при попытке какого-то вероисповедания вытеснить другое вероисповедание, которое является традиционным для какой-то территории. Я думаю, что у нас, безусловно, на сегодняшний день нет конфликта между традиционными конфессиями, а именно между православием и традиционным исламом. Вместе с тем сам факт убийства священника симптоматичен, но в другом роде. Об том поговорим попозже.
Владимир Кара-Мурза: Евгений Никифоров, руководитель православного общества «Радонеж», скорбит о потере единомышленника.
Преступление, которое заключается в совершенно бездумной несистемной миграционной политике. Совершенно непродуманный допуск на нашу территорию гигантского количества конфессионально чуждых нам людей без всякой системы адоптации этих людей к нашей культуре
Евгений Никифоров: Я очень хорошо знал отца Даниила. Замечательный пастырь, большой умница. Человек очень благочестивый. С 14 лет этот мальчик ездил по монастырям России, сам совершал паломничества, помогал. Очень талантливый замечательный человек, потеря которого, во-первых, это большая потеря для нашей церкви, вообще для русского народа. Во-вторых, то, что произошло — это преступление нашей власти. Преступление, которое заключается в совершенно бездумной несистемной миграционной политике. Совершенно непродуманный допуск на нашу территорию гигантского количества конфессионально чуждых нам людей без всякой системы адоптации этих людей к нашей культуре. В этом и причина гибели отца Даниила, потому что он был, будучи наполовину татарином по крови, проповедовал среди татар, проповедовал среди исламской части нашего населения, очень корректно, с большим пониманием ситуации. Но даже он не мог достучаться до их сердец.
Владимир Кара-Мурза: На будущий год исполнится 20 лет со дня первого такого резонансного убийства отца Александр Меня. Как вы считаете, становится ли это опасной тенденцией в нашем обществе?
Виктор Аксючиц: Я думаю, что это не тенденция, это в каждом конкретном случае разные причины, разные до противоположности. Если говорить о версиях, почему это случилось сейчас, то я думаю, что это либо маньяк-экстремист, в том числе представитель какой-то секты радикальной. Маниакальность может иметь разную природу, убивают и сексуальные маньяки. Фобия, тема фобии у маньяка может быть различная. Либо это радикальные исламисты, то есть не традиционный ислам, а представители нетрадиционного ислама ваххабиты и радикальные исламисты именно для того, чтобы столкнуть православие и традиционный ислам в России. Вообще это похоже на провокацию. Надо сказать, что субъекты в таких провокациях часто используют и маньяков. Нельзя исключать влияние зарубежного фактора, именно спецслужб иных государств, которые тоже заинтересованы в столкновении традиционного ислама и православия. Они тоже могут использовать разного рода маньяков. И третья версия — это могут быть представители тех, о ком сейчас говорилось — это представители рабочих, которых очень много в Москве и на которых была, в частности, направлена миссионерская деятельность отца Даниила – гастарбайтеров. Но если это так, то это опять же какое-то маниакальное проявление кого-то из них, либо радикальное влияние на них же радикального ислама.
Владимир Кара-Мурза: Политолог Алексей Малашенко, член научного совета московского Центра Карнеги, специалист по исламу, неохотно допускает исламскую версию.
Алексей Малашенко: Человек выступал против сект, вел достаточно активную пропаганду, не всегда корректно отзывался лоб исламе. Если исключить возможность обыкновенного бандитизма, то я могу допустить, что это действительно вязано с религиозной нетерпимостью, тем более, что людей, готовых ее выражать и действовать так против своих религиозных противников, уж нас полно. Уже пошли разговоры, что было там замечено лицо кавказской национальности. Если вдруг окажется, что будет разрабатываться это направление, то это будет печально, потому что для нас проще, простите за цинизм, если бы это было дело рук каких-то сектантов ярко выраженных. У нас есть определенные секты, которые действительно заслуживают того, чтобы вести себя с ними построже. Но если выяснится, что действительно каким-то образом связано с исламом, то это очень печально и очень некстати для нашей нынешней ситуации.
Полный текст программы появится на сайте РС в ближайшее время.