О добром самарянине

Притча о милосердном самарянине

Евангелие от Луки, глава 10
25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
27 Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился
34 И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём;
35 А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
13 ноября отмечается Всемирный день доброты. Часто о человеке говорят: «Да он в душе добрый, только вот…». И дальше идёт целый перечень неприглядных поступков. Что же такое доброта? Можно ли оставаться добрым только в душе? Этого ли желает от нас Бог? Давайте поразмышляем об известной притче Христа о милосердном самарянине. Ведь притча эта о подлинной доброте — о такой доброте, которая проявляется на деле.
Направлявшемуся из Иерусалима в Иерихон путнику предстояло идти через Иудейскую пустыню. Дорога пролегала по каменистому ущелью, где было полно разбойников, здесь часто совершалось насилие. Тут-то и напали на этого человека: у него отобрали всё ценное и, израненного, избитого, бросили у дороги полуживым. Он лежал беспомощный, а мимо проходил священник. Но лишь мельком он взглянул в сторону раненого. Затем появился левит. Заинтересовавшись случившимся, он остановился, разглядывая страдальца. Тот нуждался в помощи — это было очевидно, но левиту казалось неприятным возиться с истекавшим кровью человеком. Он постарался убедить себя, что это дело его не касается.
На примере милосердного самарянина Христос наглядно раскрывает суть истинной религии. Он показывает, что религия заключается не в доктринах, не в символах веры и обрядах, а в делах любви, в заботе о благополучии ближних, в подлинной доброте.
Оба прохожих были священнослужителями и толкователями Писания. Они принадлежали к классу людей, избранных быть представителями Бога перед народом.
Божьим промыслом священник и левит оказались именно на той дороге, где лежал раненый страдалец, чтобы увидеть: он нуждается в милосердии и помощи. Всё Небо наблюдало за ними — не отзовутся ли сердца этих людей сочувствием к человеку в беде.
Милосердные предписания Божьего закона касались даже самых слабых животных, которые не могли выразить словами свою нужду и страдания: «Если найдёшь вола врага твоего или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исход 23:4, 5).
Но сейчас Иисус говорил не о животном, а о страдающем брате! Насколько сильнее сердца должны быть тронуты жалостью к человеку, чем к животному! Всё это было известно священнику и левиту. Но в своей повседневной жизни они были далеки от того, чтобы следовать подобным примерам. Прошедшие школу национального фанатизма, они стали себялюбивыми, ограниченными и нетерпимыми. Принадлежал ли раненый к их народу, они не могли определить. Подумав, что он, наверно, из самарян, они отвернулись от него.
Далее Иисус предлагает другой сюжет.
Один самарянин, путешествуя, пришёл на то место, где был страдалец. Увидев его, он сжалился и не стал задаваться вопросом: кто этот незнакомец — еврей или язычник. Допустим, это был еврей — самарянин прекрасно знал: поменяйся они местами, этот человек плюнул бы ему в лицо и с презрением ушёл бы прочь. Но самарянин не стал долго раздумывать над этим. Он снял с себя одежду и укрыл раненого. Елей и вино, припасённые на дорогу, он использовал для исцеления и подкрепления сил страдальца. Самарянин посадил избитого на своего осла и медленно, чтобы не причинять раненому дополнительных страданий, двинулся вперёд.
Добравшись до гостиницы, он всю ночь заботился о больном, а утром, прежде чем отправиться в дорогу, передал его на попечение хозяина гостиницы, заплатив за ночлег и ещё за несколько дней вперёд; затем, не довольствуясь сделанным, на случай непредвиденных расходов он пообещал хозяину: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.
Так на вопрос «Кто мой ближний?» был дан ответ на все времена. Христос показал, что наш ближний — не тот, кто принадлежит к нашей церкви или исповедует нашу веру. Ничего не значит ни национальность, ни цвет кожи, ни классовая принадлежность. Наш ближний — это каждый, кто нуждается в нашей помощи.
В повествовании о милосердном самарянине Иисус изобразил Самого Себя и Свою миссию. Сатана обманул, изувечил, ограбил, сокрушил человека и бросил его погибать. Но Спаситель был тронут нашими страданиями. Он оставил Свою славу и пришёл к нам на помощь. Мы были при смерти, но Он пришёл спасти нас. Он исцелил наши раны. Он одел нас в одежду Своей праведности и обеспечил всем необходимым.
Он умер для того, чтобы искупить нас, и, приводя Себя в пример, Он говорит своим последователям: «Сие заповедую вам, да любите друг друга», «как я возлюбил вас, и вы да любите друг друга» (Иоанна 15:17; 13:34).
Эллен Уайт, «Желание веков»
Самую большую ошибку совершает тот, кто не делает ничего, оправдываясь тем, что может сделать лишь немногое.
Эдмунд Бёрк
* * *
Самое несложное — порвать,
Самое простое — погубить,
Самое нелёгкое — понять,
Самое тяжёлое — любить.
Самое ужасное — пройти,
Cамое преступное — не внять,
Самое отрадное — найти,
Самое великое — поднять.
Наталья Щеглова
Газета «Сокрытое Сокровище» № 11 (259) ноябрь 2018 г

Из библейских историй многим людям знакомо выражение «добрый самаритянин», вошедшее в нашу жизнь из притчи, рассказанной Иисусом своим ученикам. В ней он поведал об ограбленном путнике и человеке, спасшем его. Тот неизвестный спаситель был самаритянином. С тех пор для христианского мира эти люди стали олицетворением доброты и бескорыстия.

Общепринятое мнение

В словарях caмаритянин толкуется как человек, бескорыстно помогающий другим. В языке это выражение применяется с 17 века, причиной тому стали библейские притчи.
Путник, следуя из Иерусалима, встретился с разбойниками, которые его ограбили, избили и бросили полуживого умирать на дороге. Оказавшийся рядом священнослужитель равнодушно прошел мимо него. Так же поступил и идущий мимо левит. Третий прохожий, увидев лежащего на земле избитого разбойниками мужчину, подошел к нему. Им был добрый самаритянин. Он омыл раны пострадавшего вином и маслом, забинтовал их. Положил его на ослика, подстелив свой плащ, отвез в гостиницу. Прохожий оставил его там на попечение хозяина. Заплатил этот человек и за проживание, и за уход за больным.
В конце повествования Иисус спросил: «Кто же из троих, по-твоему, был ближним?» Священнослужитель ответил, что ближним, конечно, был третий прохожий. Иисус посоветовал ему поступать так, как поступил самapитянин.
Священник и левит относились к бедным и несчастным людям свысока, не считали их ближними. Не было в их сердцах любви к людям. А библейская заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с ним так, как желал бы, чтобы поступали с тобой». Описанный случай показывает, что самаритянин – это воплощение добра и любви к человеку. Он не испугался, что разбойники могут вернуться и жестоко расправиться с ним. Повел себя достойно.

Кто такие самаритяне на самом деле

Правда, что это за народность, как она появилась в Иудее, абсолютное большинство людей имеют весьма смутное представление.
На самом деле самаритяне (в некоторых источниках они именуются сaмарянами) представляют собой этно-религиозную группу с довольно длинной историей. По мнению некоторых теоретиков иудаизма, эта народность ведет начало от человека по имени Сэмэр – неиудея, ушедшего вместе с евреями из Египта. Сами они считают себя потомками еврейского колена Иосифа – одного из первых жителей Израильского царства.
Однако для большинства евреев самaритяне являются переселенцами, прибывшими в Израиль из расположенного в Месопотамии города Куты вместе с людьми, возвращавшимися из Вавилонского плена. Для них даже существует термин «кутим», что четко указывает на их принадлежность к данному городу. Появились эти люди в Палестине после 722 до н. э., когда под ударами ассирийских завоевателей пало первое Израильское царство. Тогда значительную часть коренного населения Израиля увели в так называемый вавилонский плен. Пустующие территории начали заселять иноземцы, которые со временем и дали начало новому народу.

Согласно Иосифу Флавию, этими переселенцами были хуфейцы (в современном прочтении гутии). Переселяясь из Ассирии на территорию покоренного Израиля, они компактно размещались на территории Самарии. Именно здесь находился последний центр самого первого Израильского царства, ведущего начало от царя Амврия. Осев в Самaрии и вокруг нее, переселенцы постепенно приняли иудейскую веру и некоторые местные традиции, хотя в ряде случаев сохранили свою идентичность.
Так, в частности, самаритяне называли себя единственными истинными хранителями Ветхого завета, из которого священными ими признаются лишь книга Иисуса Навина и Самаpитянское Пятикнижие. А вот Талмуд и книги Пророков ими отвергаются начисто. Подобные тонкости связаны с тем, что cамаритяне исповедуют одну из версий допрофетического иудаизма, являющегося лишь отдаленной ветвью иудаизма классического.
Однако не это является основным разногласием между иудеями и самаритянами. Спор между этими народностями возник по поводу разъяснения слов Моисея о выборе места для строительства Храма. По версии иудеев, Моисей говорил об Иерусалимской горе Мориа, но самаритяне придерживаются мнения, что он называл гору Гаризим, расположенную западнее реки Иордан поблизости от Наблуса (другое название города Шхем). Эти разночтения слов Моисея привели к длительной вражде между данными народами.
Имея свой собственный календарь, самaритяне, тем не менее, признают шабат, а также традиционные для истинных евреев обычаи приема пищи. Их ритуал умерщвления животных, идущих в пищу, идентичен еврейскому. Однако празднование Пасхи у самаритян происходит на горе Гаризим. По издавна ведущейся традиции там приносятся в жертву семеро ягнят.
История показывает, что иудейский народ был далек от единства. С древних времен имели место культурные различия между севером и югом Ханаана. Когда же из Вавилона начали приезжать и оседать в Самарии люди, обогащенные иной культурой, размежевание между коренными евреями и самaритянами достигло своей кульминации. Это вылилось в долговременную взаимную вражду, а также различное отношение к происходившим вокруг событиям.
Воспользовавшись завоеванием Иудеи Александром Македонским, самаpитяне воздвигли на горе Гризим свой храм. Однако спустя 2 столетия царь Хасмонеи разрушил его. С приходом в Иудею римлян caмаритянам была предоставлена автономия. Но за это они должны были чтить языческих богов, что категорически отвергали истинные евреи. Иудейские войны против Рима привели к резкому уменьшению в Иудее людей еврейской национальности. Это повлекло повышение процента самapитянского населения, которое от этих войн пострадало в меньшей степени. Значительные общины стали появляться в районах, ране им не принадлежащих: Кесарии, Эммаусе, Бет-Шеане и др. После распада Римской империи и подчинении израильских земель Византии cамаpитяне осуществили несколько восстаний, и даже дважды объявляли свою независимость, возводя на престол собственных царей. Однако эти выступления были подавлены.

Современные самаритяне

После неудачных восстаний численность самаритян стала постоянно уменьшаться. К началу ХХ века их количество упало до критической цифры в 146 человек. Но все же данный этнос сумел сохраниться. Чтобы эта народность полностью не растворилась среди евреев, в 1954 году в Израиле было принято решение собрать самаритян воедино. Сейчас их число составляет более 700 человек, которые компактно проживают в селении Кирьят-Луза неподалеку от Наблуса и в пригороде Тель-Авива, в квартале Неве-Пинхас города Холона. Сохранилась также и письменность самaритян. Она имеет собой близкий к финикийскому древнееврейский алфавит. Общение между людьми производится на двух языках: древнем арамейском диалекте и арабском.

Золото Евангельской мудрости: О милосердном самарянине

Золото Евангельской мудрости: Притчи
О милосердном самарянине
Сегодня мы поговорим об одной из самых известных притч Христовых, о притче, в которой начертываются основы христианской этики… Вы все, конечно, знаете эту притчу. И все же, сперва прочитаем ее:
И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Евангелие от Луки. 10, 25-37).
Прежде чем мы перейдем к комментированию притчи, сделаем несколько интересных уточнений, которые помогут нам глубже понять смысл притчи.
1. Каждый из героев этой притчи представляет широкий круг людей, или класс, к которому они принадлежат:
Человек, на которого напали разбойники, – представляет обычного человека.
Священник и левит – представители духовных вождей иудеев.
Самарянин – символизирует человека-врага. (Напомню, что самаряне воспринимались евреями как еретики, религиозные предатели и, по сути, как враги.)
Поэтому ни в коем случае нельзя рассматривать притчу как частный эпизод, касающийся только нескольких людей, которые в ней приводятся. Эта притча – универсальна, то есть она описывает, как вообще человек должен строить отношения с другими.
2. Современные ученые убедительно доказывают, что по логике развития событий, которой ожидали слушатели Иисуса, помочь несчастному должен был бы обычный израильтянин. Многие простые труженики были настроены антиклерикально и с иронией относились к храмовому священству. Развитие сюжета, в котором мимо несчастного израненного проходят священник и левит, было, в общем, ожидаемым. Следующим должен был появиться простой человек… То, что появляется отрицательный персонаж, для сознания обычного иудея, скорее, враг, полностью сбивало слушателей с толку. Это, как если бы в современном варианте притчи мы сказали, что все прошли мимо и вдруг появился… иеговист (или кришнаит) и помог несчастному.
Нежданное появление самарянина шокировало слушателей. Но именно в этом и содержится поразительная сила притчи. Тот, кого ты воспринимаешь врагом, тебе протягивает руку…
3. Обратим внимание на указание конкретного места, на котором произошли драматические события, описанные в притче. Это дорога из Иерусалима в Иерихон. В те времена эта 27-километровая дорога печально славилась криминальными историями. Но не только поэтому приводит конкретную дорогу Иисус. Дело в том, что, если бы происшествие случилось на дороге в Иерусалим, то священник и левит имели бы извинение своему равнодушию. Это бы даже в глазах слушателей характеризовало их как благочестивых людей: они шли в святой город и не хотели нарушать закон ритуальной чистоты. А вот на дороге из Иерусалима в Иерихон они такого оправдания не имеют. Никакой чистоты они бы не нарушили.
В Иерихоне жило много священников, и приведенные персонажи возвращались домой, отслужив свою череду в храме. Возможно, с гостинцами для семьи, возможно, спешили… Но разве окровавленный человек на дороге не побудил бы нас остановиться и оказать помощь?
Здесь я бы обратил внимание еще на одну деталь. В нашем переводе сказано: По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Выражение прошел мимо (греч. антипарилфен) правильнее перевести прошел по противоположной стороне дороги.
Перешел на другую сторону, чтобы не соприкасаться с человеческим горем, болью. Как это характерно для многих людей – избегать соприкосновения с чужим горем, прятаться от чужих проблем.
4. А вот самарянин ведет себя прямо противоположным образом. Он возливает на раны несчастного человека оливковое масло и вино – так советовала медицина того времени, то есть, заботится о нем самым старательным образом.
Он дает хозяину гостиницы 2 динария. В те времена суточное содержание в гостинице стоило 1/12 динария, то есть, по сути, он платит за 24 дня пребывания. Более того, обещает, если это потребуется, восполнить на обратном пути потраченную на больного сумму.
5. Обратим внимание и вот на что. В конце этой шокирующей притчи Спаситель спрашивает законника: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Законнику (то есть, специалисту по изучению Закона и обрядовых предписаний) непросто произнести слово самарянин. Он выходит из положения таким ответом: Он сказал: оказавший ему милость.
Но Христос понимает, что к радикализму христианской этики надо еще привыкнуть. Хорошо, что человек уже сделал правильные выводы, хотя они ему нелегко даются. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
6. Наконец, еще один момент: наша помощь ближнему должна быть конкретной.
…Однажды я был в числе большой группы людей на встрече с одним американцем. Это был крупный бизнесмен, который одновременно был протестантским проповедником. Прощаясь и раздавая визитки со своими координатами, он обратился к собравшимся со словами: «Если вы окажетесь в Америке и у вас не будет денег, вы не будете знать, куда идти и что делать, позвоните мне. И я помолюсь за вас!»
Конечно, это была шутка, и он расхохотался своей шутке первым. Но такой подход на самом деле нередко можно встретить у людей. Пока речь не идет о конкретной помощи, мы готовы сочувствовать и жалеть других. Но, когда вопрос ставится конкретно: как мы можем помочь бедняге, многие пытаются скрыться… В этой притче Христос говорит, что подлинная помощь, настоящее сочувствие требуют нашего конкретного участия в судьбе человека.
В притче достаточно настойчиво звучит мысль, что помощь эта может быть связана с тратами (возлил масло и вино, заплатил за гостиницу), связана с потерей нашего времени и затратой сил (положил раненого на осла, а сам пошел рядом и др.)… Но другого варианта не дано: встреча с любым несчастьем должна восприниматься нами как попущенная Богом, как происходящая по Его воле.
А теперь, наконец, о чем говорит нам притча?
О чем эта притча? Прежде всего, это ответ на вопрос о том, кто является ближним. Напомню, что именно этот вопрос и задал законник Иисусу.
Для иудея ближним считался единоверец. Нам, воспитанным на христианской культуре, странно будет представить, что заповедь Божию «не пожелай жены ближнего твоего» иудеи воспринимали, как заповедь не желать жены иудея, но спокойно желать жены иноверца. Но, тем не менее, это было так. Ближний – это иудей. К нему следует относиться более или менее порядочно, милосердно, приветливо. Все остальные – дальние, неверные.
Но притча, рассказанная Христом, опровергает эту модель. Твой ближний – всякий человек, оказавшийся рядом!
Так христиане понимали эту притчу всегда. И понимали, и применяли на практике… В те годы, когда большевики формировали новую нравственность, согласно которой твой друг – только человек, разделяющий большевистские взгляды, а все остальные – враги, христиане продолжали придерживаться евангельского принципа отношения к людям. В 1918 году в Екатеринбурге содержалась в заключении семья последнего русского Императора. С Императорской семьей, верный присяге, последовал их личный врач, лейб- медик Евгений Сергеевич Боткин. Ему было предложено покинуть царя, но Евгений Сергеевич сказал, что для него подобное предательство неприемлемо. Он был нужен и без того растерянным, униженным людям, на руках у которых был еще и страдающий гемофилией царевич.
Поразительно и для красноармейцев – тюремщиков Императора необъяснимо, что Евгений Сергеевич, кроме оказания врачебной помощи царской семье, лечил их самих и их близких. Казалось бы – они по разные стороны баррикады, но Боткин не отказывал в помощи никому, кто в ней нуждался. Когда царскую семью спустили в подвал для расстрела, Евгений Сергеевич взял царевича на руки и нежно прижал к себе. Он догадался, куда их повели. Когда раздались выстрелы, врач своим телом пытался заслонить Императора и царевича от пуль…
Итак, самый первый и важный смысл притчи в том, что ближним является всякий человек, оказавшийся рядом. К каждому ты должен проявлять любовь и заботу.
Есть и другие смыслы. Например, для израненного человека было откровением, что руку помощи ему протянул самарянин. Этот несчастный открыл для себя ту истину, что твоим другом может оказаться враг. Притча ненавязчиво подводит нас именно к этой идее: люди на самом деле сложней и… прекрасней, чем мы обычно думаем. Меняй свое представление о людях!..
И разве жизнь наша, когда помощь приходила от совершенно нежданных людей, не учит нас тому же?
Еще один смысл притчи, о котором мы тоже не должны забывать: внешнее благочестие и религиозность отнюдь не спасают человека от нравственной нищеты и не гарантируют способность любить. Скольких мы видели внешне благочестивых людей, а то и служителей Церкви, в которых было мало любви, мало сострадания… Этой притчей Христос напоминает, что религия без любви – не имеет смысла. Богу не нужны наши посты, коленопреклонения, вычитывания длинных молитвословий, если мы не будем замечать человека, оказавшегося рядом с нами и нуждающегося в помощи.
P.S. У святых отцов мы можем встретить очень глубокие аллегорические токования на эту притчу. Согласно такому способу толкования каждый элемент этой притчи имеет сокровенный смысл. Человек, израненный разбойниками, – это любой потомок Адама, милосердный Самарянин – Христос, гостиница – Церковь, масло и вино – масло, которым помазываются при Таинстве Крещения, и вино Евхаристии и мн. др. Таким образом, вся эта притча говорит нам о подвиге Иисуса Христа, предпринятом им ради спасения человечества.

Городские ворота Иерусалима
Рисунок из книги: Мириам Вамош. Жизнь и быт во времена Иисуса Христа. Израиль. 2010
Историк Страбон, живший во времена Христа, сообщает, что многочисленных разбойников, промышлявших на этой дороге, постоянно истреблял римский полководец Помпей. Но даже он не смог с ними справиться.
В 5-м веке блаженный Иероним, живший в Палестине, также рассказывает об опасностях, подстерегающих путников на этой дороге. В его время эту дорогу называли Красной, или Кровавой.
Естественно, что Иисус не придумывает новый смысл слова ближний, а показывает исконное значение этого слова. Древнееврейское понятие ближний (реа) означало «товарищ, партнер, сосед». Сужение этого понятия до представителя только твоего народа и твоей религии произошло под влиянием учения раввинов. Фарисеи, например, пошли еще дальше. Под ближним они имели в виду только такого же, как они, ученого и благочестивого человека, преимущественно фарисея. В учении кумранитов ближним считался только член их общины, а остальные часто назывались «сынами тьмы».

99. Вопрос законника о вечной жизни и о ближнем; притча о милосердном самарянине

Лк. X, 25-37: 25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? 27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. 28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. 29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. 36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Руководство к изучению Четвероевангелия
Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
По книге «Закон Божий», 1957.

Главная заповедь Иисуса Христа – любовь к Богу и ближнему

(Мф. XXIII, 35-40; Мк. XII, 28-34; Лк. X, 25-28)

Не один раз люди спрашивали Иисуса Христа, что самое главное в Его учении, чтобы получить вечную жизнь, в Царстве Божием. Одни спрашивали для того, чтобы узнать, а другие, чтобы найти против Него обвинение.

Так вот, однажды иудейский законник (т. е. человек, занимавшийся изучением Закона Божия), желая испытать Иисуса Христа, спросил Его: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?»

Иисус Христос ответил ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Это значит: все, чему учит Закон Божий, о чем говорили пророки, все это целиком содержат в себе эти две главные заповеди, то есть: все заповеди закона и учение его говорят нам о любви. Если бы мы имели в себе такую любовь, то не могли бы и нарушить все остальные заповеди, так как все они есть отдельные части заповеди о любви. Так, например, если мы любим ближнего, то мы его и не можем обидеть, обмануть, тем более убить, или ему позавидовать, и, вообще, не можем пожелать чего-либо худого ему, а, наоборот, жалеем его, заботимся о нем и готовы жертвовать для него всем. Потому Иисус Христос и сказал: «Другой большей заповеди, чем эти две, нет» (Марк. 12, 31).

Законник сказал Ему: «хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что любить Бога от всей души и любить ближнего, как самого себя, есть больше и выше всех всесожжений и жертв Богу».

Иисус же Христос, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: «недалеко ты от Царствия Божия».

Притча о милосердном самарянине

(Лк. X, 29-37)

Один еврей, законник, желая оправдать себя, (так как евреи считали «ближними своими» только евреев, а всех остальных презирали), спросил Иисуса Христа: «а кто мой ближний?»

Чтобы научить людей считать своим ближним всякого другого человека, кто бы он ни был, из какого бы народа ни происходил и какой бы веры ни был, а также, чтобы мы были сострадательны и милосердны ко всем людям, оказывая им посильную помощь в их нужде и несчастье, Иисус Христос ответил ему притчею.

«Один еврей шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

Случайно тою дорогою шел еврейский священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо.

Также и левит (еврейский церковный служитель) был на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо.

Затем, по той же дороге ехал самарянин. (Евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними). Самарянин, увидев израненного еврея, сжалился над ним. Он подошел к нему, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария (динарий – римская серебряная монета) и сказал: «позаботься о нем и, если издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе».

После этого Иисус Христос спросил законника: «как думаешь ты, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?»

Законник ответил: «оказавший ему милость, (то есть самарянин)».

Тогда Иисус Христос сказал ему: «иди, и ты поступай так же».

***

Притча о милосердном самарянине, кроме прямого и ясного смысла – о любви ко всякому ближнему, – имеет еще, как учат святые отцы, и другой иносказательный, глубокий и таинственный смысл.

Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, есть никто иной, как наш праотец Адам, а в лице его и все человечество. Не устояв в добре, лишившись райского блаженства, Адам и Ева вынуждены были покинуть «Иерусалим небесный» (рай) и удалиться на землю, где их сейчас же встретили бедствия и всевозможные невзгоды. Разбойники – это силы бесовские, которые позавидовали невинному состоянию человека и толкнули его на путь греха, лишив наших прародителей верности заповеди Божией (райской жизни). Раны – это язвы греховные, обессиливающие нас. Священник и левит, это закон, данный нам чрез Моисея и священство в лице Аарона, которые сами по себе не могли спасти человека. Под образом же милосердного самарянина следует разуметь Самого Иисуса Христа, Который для исцеления наших немощей, под видом масла и вина, дал нам новозаветный закон и благодать. Гостиница – это Церковь Божия, где есть все необходимое для нашего лечения, а гостинник – это пастыри и учители церковные, которым Господь поручил заботу о пасомых. Утренний выход самарянина – это явление Иисуса Христа после воскресения, и Его вознесение, а два динария, данные гостиннику, – это Божественное Откровение, сохраняемое посредством Писания и Священного Предания. Наконец, обещание самарянина на обратном пути зайти опять в гостиницу для окончательного расчета, есть указание на второе пришествие Иисуса Христа на землю, когда Он «воздаст каждому по делам его» (Матф. 16, 27).

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

27. Притча о милосердном самарянине

(Лк. X, 25-37)

Притчу эту передает только один св. Лука, как ответ Господа на вопрос искушавшего, т.е. желавшего уловить Его в слове, книжника: «что сотворив, живот вечный наследую?» Господь заставляет лукавого законника самого дать ответ словами Второзакония 6:5 и кн. Левит 19:18 о любви к Богу и ближним. Указав законнику на требования закона, Господь хотел тем заставить его глубже вникнуть в силу и значение этих требований и понять, как далеко законник отстоит от исполнения их. Законник, видимо, почувствовал это, почему и сказано, что он, «желая оправдать себя», спросил: «А кто мой ближний?» – т.е. хотел показать, что, если он и не исполняет требований закона, как должно, то – по неопределенности этих требований, так как неясно, напр., кого следует понимать под «ближним». В ответ Господь рассказал чудную притчу о человеке, «впавшем в разбойники», мимо которого прошли и священник и левит, и которого пожалел только самарянин – человек, ненавистный для иудеев и презираемый ими. Этот самарянин лучше священника и левита понимал, что для исполнения заповеди о милосердии нет различия между людьми: все люди в этом отношении для нас равны, все – ближние нам. Как мы видим, притча эта не вполне соответствует вопросу законника. Законник спрашивал: «Кто есть мой ближний?», а притча изображает, как и кто из всех троих, видевших несчастного, сделался ближним для него. Притча, след., учит не тому, кого надо считать ближним, а как самому делаться ближним для каждого человека, нуждающегося в милосердии. Различие между вопросом книжника и ответом Господа имеет большое значение потому, что в Ветхом Завете, ради ограждения избранного народа Божия от дурных влияний, устанавливались различия между окружающими людьми, и «ближними» для еврея считались только его соотечественники и единоверцы. Новозаветный нравственный закон отменяет все эти различия и учит уже всеобъемлющей евангельской любви ко всем людям. Законник спрашивал: кто мой ближний, как бы опасаясь возлюбить людей, которых он не должен любить. Господь же поучает его, что он должен сам сделаться ближним тому, кто в нем нуждается, а не спрашивать, ближний он ему или нет: не на людей должно смотреть, а на свое собственное сердце, чтобы не было в нем холодности жреца и левита, а было милосердие Самарянина. Если будешь рассудком различать между ближними и неближними, то не избежишь жестокой холодности к людям и будешь проходить мимо несчастных, нуждающихся в твоей помощи, как прошел мимо «впадшаго в разбойники» и священник и левит хотя он, как иудей, был им ближний. Милосердие – условие наследования жизни вечной.