О Галине вишневской

Три вопроса для Галины Вишневской

Галина Вишневская — кем была эта женщина? В этой статье Вы найдёте интервью с артисткой, а также сможете прочитать отрывок из книги «Галина. История жизни».

Галина Вишневская

Галина Вишневская

В школе учителя очень любили меня стыдить: «Полина, ты уже в пятом классе, а все еще не выучила таблицу умножения!», «С таким отношением к учебе ты станешь уборщицей!», «Физика важна не меньше литературы, она развивает ум!» И только одна Елена Маратовна, преподавательница по музыкальной литературе и сольфеджио, меня искренне жалела, потому что понимала: я никогда не смогу отличить кватру от терции не от лени к учебе, а от полного отсутствия музыкальных данных. Жалость ее ко мне была поистине христианской, потому что выражалась не в завышении оценок и поглаживании по головке, а в стремлении заинтересовать, увлечь, научить вопреки всему.

И она сделала правильную ставку: принесла мне аккуратно обернутую книгу, на обложке которой было написано «ГАЛИНА».

Я читала эту книгу день, ночь и еще полдня. Опухла от слез. Многое поняла. А через полгода каждодневных занятий выиграла городскую Олимпиаду по творчеству Прокофьева, только потому, что его любила сама Вишневская!

Так Елена Маратовна добилась своей благой цели… А я выросла, закончила музыкалку, купила себе свою «Галину» и так получается, что каждый год из моей жизни выпадают «день, ночь и еще полдня» — с возрастом вычитываешь там все новое, и новое…

Я давно мечтала встретиться с Вишневской, взять у нее интервью. Почти невозможно. Очень редко общается с журналистами, справедливо полагая, что сказала уже все, что хотела.

В конце ноября Вишневской присудили звание Почетного профессора Московского университета. Она приехала на Воробьевы горы с дочерью, много улыбалась, принимала букеты и привычно благодарила. У Вишневской столько наград и званий (среди которых, кстати, Орден Святой равноапостольной княгини Ольги), что ей не привыкать!

Мне кажется, сердце ее растопил не столько академический хор, проникновенно исполнивший «Многая лета», сколько старейший профессор университета Глеб Всеволодович Добровольский, который в чувствах признался, что они с супругой назвали своих дочерей Татьяной и Натальей не просто так, а «помня чудесные образы, которые Вы, дорогая Галина Павловна, создали на сцене Большого в 50-е годы».

В общем, все сложилась так, что Галина Павловна согласилась ответить на три вопроса. И пока мы шли метров 10 от зала официальных мероприятий до кабинета ректора МГУ Садовничего (а путь лежит среди колонн, которые украшали первый храм Христа Спасителя: после взрыва их держали в спецхране, а потом установили в главном здании университета), я поняла, что поступлю эгоистично и спрошу о том, что тревожит меня.

А потом как-то само собой выяснилось, что я не оригинальна: большинство женщин задумываются именно над этими проблемами:

Сначала дети, потом все остальное!

Галина Павловна, многие современные женщины стоят перед выбором: дети или успехи в работе. У Вас самая блестящая карьера, какую только можно себе представить и две дочери, которых Вы не только вырастили в прямом смысле этого слова, но и в которых вложили душу, например, лично занимаясь с ними музыкой, путешествуя…

— Да, да (с улыбкой оборачивается к сидящей неподалеку дочери). Мне кажется, женщина не может отдавать свою душу только детям, у каждой из нас есть призвание, и нужно совмещать воспитание детей с чем-то еще. Это нормально, ничего страшного в этом нет, никаких особых заслуг женщина не должна чувствовать: это для нее нормальное физическое состояние – выносить в себе «весь мир», ведь другим образом пока что никто не родился! И так будет во веки веков. И вообще это – самое главное предназначение женщины и отсюда надо отталкиваться: сначала дети, потом все остальное!

— Галина Павловна, Вы всегда очень элегантно выглядите, и на сцене, и в повседневной жизни. Поделитесь своим секретом! Как быть небогатым женщинам, которые не могут покупать себе дорогие дизайнерские наряды?

— ЛЮБАЯ женщина может ОЧЕНЬ хорошо выглядеть, тратя на это минимальные деньги. Надо взять в руки иголку и нитки! Постараться сделать, сшить себе такую вещь, которая украсит именно вас. Я знаю, о чем говорю: когда мне было 16 лет (уже была прорвана, но не снята блокада Ленинграда), я поступила в Театр Оперетты, и у меня вообще ничего не было, нечего было надеть. Постоянно чинила себе чулки. Дырки подгибаешь, подгибаешь, а потом уже и подгибать-то нечего… Потом научилась шить. Сшила себе первое платье, когда мне подарили темно-бордовый ситец. Как сейчас помню, на нем были маленькие-маленькие черные и белые горошинки, как ягодки! (Показывает на себе)

Я была абсолютно одна, бабушка у меня умерла… Я шила себе удивительные платья! У одного из них была такая широкая юбка (а талия у меня, была тонкая, естественно: и от голода, и от юности), рукав – фонарем, все на сборках… Надо учиться шить и делать себе шикарные платья самостоятельно! Я вообще не признаю слово «Не умею». Не умеешь – научись!

Галина Павловна, Вы, как никто другой, знаете, что такое горе. Много трудностей было на Вашем пути, и среди них — самое страшное, что может выпасть на долю женщины – смерть ребенка… Недавно Вы стали вдовой… Однако мы всегда видим Вас активной и цветущей. Что Вы посоветуете делать женщинам, если, не дай Бог, случилась беда?

— Вы знаете, рецептов здесь нет. Надо ЖИТЬ. Надо жить, и все.

А как это удается (и удается ли) – это уже другой вопрос

О Галине

В день смерти Мстислава Ростроповича моя подруга с горечью сказала: «Скоро само понятие «русская интеллигенция» станет архаизмом… И наши дети будут иметь о ней такие же смутно-лубочные представления, как мы — о дворянстве». К сожалению, с ней нельзя не согласиться, но сегодня хочется рассказать о жизни Слава Богу здравствующей, работающей, занимающейся благотворительностью и отлично выглядящей для своих лет вдове маэстро Ростроповича – великой певице и мужественной женщине, — Галине Вишневской

Страшненькая, недоношенная, горластая – плод глубоко несчастного брака между красавицей – полуцыганкой и совсем еще молодым мужчиной, она была отдана «сироткой» на воспитание бабушке. Козье молоко из бутылочки, нажеванный хлеб в тряпке и остывающая духовка – именно так выхаживали в Кронштадте будущую Галину Вишневскую.

Сиротка

Мать и хорошо обеспеченный отец передали нелюбимого ребенка в семью, и без того еле-еле сводящую концы с концами. О какой-либо помощи со стороны родителей речи даже не шло, и маленькая Галя всегда чувствовала, что ее жалеют, «и все мое детское нутро протестовало против этой унизительной жалости…» Однако бабушкина любовь сделала свое дело, и детское сердечко, отвергнутое матерью, стало постепенно оттаивать.

Жили тяжело: копеечная пенсия да зарплата младшего сына бабушки – простого рабочего («Андрей, сам полуголодный, кормил меня. Для него это было нормально, и потому считалось, что он дурак»), коммунальная квартира с особым богатством: пианино «Беккер», большой зеркальный шкаф да старинные наряды в нем (все – «наследство» от бывшего хозяина квартиры – адмирала). И горькое пьянство, покосившее, казалось, всех русских мужиков.

Галька-артистка

Прозвище, данное ребятами, всхлипы бабушки от жалобных песен и фраза первой школьной учительницы: «Думаю, у Гали будет особая судьба» — уже признание таланта, но косвенное. Прямым же послужила премия за пение, полученная в первом классе – три метра ситца!

На десятилетие мать подарила Гале патефон и пластинки с «Евгением Онегиным» Чайковского. Коммуналка стонала. Опера была выучена наизусть: «Из моей реальной жизни, до предела начиненной картинами пьянства, неприкрытой ложью и трескучими маршами, я вдруг унеслась в иной, доселе неведомый и недоступный мне мир красоты, волшебных звуков, неземной чистоты. И обратно уже никогда не возвращалась».

«Я буду артисткой, я буду певицей!» — решение было принято раз и навсегда (всего через 15 лет Вишневская споет партию Татьяны на сцене Большого театра).

Война

Детство кончилось, когда пришла война. В 1941 Гале исполнилось 14. А потом началась Блокада. Мать в это время жила с новым мужем на Дальнем Востоке, а отец воровал продукты из воинского склада для новой любовницы, которая в 1942 лакомилась жареным гусем!

Галя с бабушкой пухли от голода. Пережили все ужасы, которые только можно было… Бабушка в итоге умерла от ожогов: на ней загорелось платье и не было сил отойти от буржуйки, которую топили мебелью… В феврале 1942 похоронили ее в братской могиле. Добрую, милосердную и великодушную русскую женщину, Дарью Александровну Иванову…

Учиться!

Осталась Галина одна. Чудом дожила до весны («подступило равнодушие, безразличие к своей реальной судьбе, то состояние, которое, в общем-то, помогло мне выжить»). Попала в «Голубую дивизию» (отряд из 400 женщин, несших на себе поистине нечеловеческий труд по расчистке города) и в джаз-оркестр морской воинской части. Пережила и гауптвахты, и ремонт вручную городской канализации… И первую любовь. Он был моряком и вскоре погиб. Наверное, именно эта, последняя потеря («тошно и беспросветно стало мне после его гибели!») привела шестнадцатилетнюю девчонку к решению: «Учиться!» Однако через полгода, потеряв верхние ноты (непрофессионализм педагога), Галина вновь остается один на один с Северной Пальмирой…

Первый брак

«В конце концов мое одиночество привело меня к замужеству. Летом 1944 года я вышла замуж за Георгия Вишневского, молодого моряка. Уже через неделю стало ясно, что брак наш ошибка. Он не хотел, чтобы я пела, чтобы училась, чтобы я шла на сцену». Он ревновал молодую жену даже к старику-педагогу, подкарауливал, следил… Окончательный скандал разразился после поступления Галины в Театр оперетты, он же положил конец браку. «Мы расстались навсегда после двух месяцев супружеской жизни, и только фамилия – Вишневская – напоминает мне о том, что это действительно было».

Артистическая карьера

Солисткой Галина стала по «классическому» сценарию: буквально через три месяца после поступления в театр случилась паника: солистка сломала ногу, а на гастролях один состав, замен нет. Директор обращается к хору:

— Девушки, кто может выручит нас, сыграть сегодня?

Галина только и ждала этого момента!

— Я могу!

— Роль знаете?

— Знаю.

— Скорей на репетицию!

Работали в страшных, нечеловеческих условиях, давая по 25 концертов в месяц. Искусство – тяжелый, изнурительный труд, — поняла Галя. И приняла правила игры.

Второй муж

Ему – 40, ей – 18. Она – солистка, он – директор театра. Они поженились. Появилась настоящая семья. «Родила я сына. Только успела лоб перекрестить, начался родовой припадок эклампсии…» А кончилось тем, что ребенок умер двух с половиной месяцев. Ужасы тех дней и описать невозможно: «Не могу и представить себе, как же я все это вынесла? И было-то мне всего 19 лет». Еще через несколько месяцев похоронила она маму, та умерла в страшных мучениях от рака матки, перед смертью слезно просила у дочери прощения и наказала: «Берегись туберкулеза и не доверяйся мужчинам, все они ничего не стоят…»

Весной обнаружили запущенный туберкулез. Нужно накладывать пневмоторакс (поддуть, жать легкое) – конец певческой карьере, иначе – смерть. Больная предпочла последнее и соскочила с операционного стола. Благодаря Богу и спекулятивному стрептомицину болезнь отошла. Первым делом – на уроки к Вере Николаевне Гариной, которая за два года вернула Вишневской утерянное сопрано.

«Большой театр…

…СССР объвляет конкурс в стажерскую группу». Случайно увидела афишу. Спела сложнейшую арию из «Аиды» почти без подготовки, произвела сенсацию, победила и с благословением любимой учительницы уехала в Москву. Сцена Большого покорилась Вишневской сразу. Отдел кадров – нет: анкета на 20 страниц и 58-я у отца. Если докопаются – не видать театра! Но свершилось!!! » Я стала артисткой одного из лучших театров мира! Мне было 25 лет».

Москвичка

Полгода пришлось мыкаться по чужим углам, потом мужу удалось обменять комнату в Ленинграде на десятиметровую конуру в Москве. Это был бывший черный вход бывшей семикомнатной квартиры на пересечении Столешникова и Петровки. Цементный пол, чад и лестница вместо потолка. Так четыре года жила с мужем ведущая солистка Большого. «Но я не воспринимала свое положение трагически: разрешили московскую прописку, есть крыша над головой, до театра – три минуты ходьбы». Здесь проходила работа над Леонорой в «Фиделио», Татьяной в «Онегине» , Купавой в «Снегурочке», мадам Баттерфляй…

Виолончелист

Его представили ей в «Метрополе» в 1955, и к тому времени она была замужем уже 10 лет, правда жила с мужем скорее как с другом, разрыв был уже неминуем.

Вторая встреча с Мстиславом Ростроповичем произошла на гастролях в Праге. Некоторые эпизоды тех дней в подробностях знает весь мир. О ландышах («вышли мы с ним на улицу, возле отеля – женщина с полной корзиной ландышей. Он всю охапку вынимает – и мне в руки!»), о соленых огурцах («бежим по улице: «Смотрите, Слава, соленые огурцы! Жаль, что магазин закрыт»). И о ландышах с огурцами: «Пришла к себе в комнату, открываю шкаф, а в нем, как белое привидение, стоит огромная хрустальная ваза, а в ней ландыши и соленые огурцы! Ну, когда же он успел?!»

Через четыре дня они решили, что по приезде в Москву поженятся.

Ростропович кинулся покупать сервизы, люстры и одеяла. В России господствовал дефицит.

Вишневская и Ростропович

Вишневская и Ростропович

ЗАГС принадлежал к тому же району, что и Большой театр, и к артистам его –отношение особое. И вот

— Ах, Галина Павловна, какая радость Вас здесь видеть! Замуж выходите?

— Да, замуж.

— Садитесь, пожалуйста, давайте Ваш паспорт, душенька…

И — к Славе, уже холодно-официально, даже с легким вздохом, дескать, бывает же людям такое счастье:

— Давайте Ваш паспорт тоже.

Значит, пишем имя супругов: Галина Павловна Вишневская и М-стислав — Господи, какое трудное имя — Ле о поль до вич Рост… Роср… Товарищ, как Ваша фамилия?

— Ростропович.

— Товарищ Рассупович, ну что за фамилия! Вот сейчас у Вас такая счастливая возможность — перемените фамилию и будете — она закатила глаза и даже не проговорила, а как бы пропела: Вишне е е евский!

«Сюрпризом оказалось то, что он – большой музыкант, а я — хорошая певица. Но первое восприятие осталось навсегда главным в наших отношениях: для меня он – тот мужчина, женой которого я стала через четыре дня знакомства, а я для него – женщина, перед которой он вдруг опустился на колени».

Галина Павловна

Через полгода семейной жизни в коммуналке, со свекровью и сестрой мужа, молодожены переехали в собственную кооперативную стометровую квартиру, купленную Ростроповичем на Сталинскую премию. Галина Павловна вспоминает, как долго не могла привыкнуть к огромному жилому пространству….

На восьмом месяце беременности записывалась в «Мелодии» первая оперная пластинка («Онегин»). А к родам Ростропович вернулся с очередных гастролей с кучей подарков, среди которых была шикарная шуба («Хоть от схваток мне и было уже невмоготу, а все же я, надев новую шубу, к ужасу моего мужа, скорчившись пошла к себе в комнату полюбоваться на себя в зеркало»).

Великий СССР

Вишневская и Ростропович жили слишком активно: премьеры, многочисленные гастроли зарубежом, две дочери, диссидент Солженицын, живущий у них на даче, громкие споры с власть имущими… Президиум Верховного Совета СССР не выдержал такого «нахальства» и 15 марта 1978 года постановил лишить гражданства СССР Ростроповича М.Л. и Вишневскую Г.П., учитывая то, что они «систематически совершают действия, наносящие ущерб престижу Союза ССР и несовместимые с принадлежностью к советскому гражданству». Захлебываясь рыданиями, Галька артистка, она же примадонна Большого театра, мировая звезда Галина Павловна Вишневская и ее семья покидали Родину. Казалось, навсегда…

Борис Покровский писал: «Актриса с большой буквы, она вынуждена была расстаться с Большим театром в пору своей творческой зрелости, успеха, известности. Почему? Почему театр должен был лишиться одной из своих главных художественных сил? Потому что нравственная ответственность Актрисы перед судьбой мужа, великого музыканта, победила даже любовь к Большому театру».

Триумфальное возвращение

В 1992 году в Большом театре устроили грандиозный вечер, посвященный 45-летию творческой деятельности Галины Вишневской: «И я вышла на сцену родного театра. И вновь, после 18 лет отсутствия, испытала все прежние чувства — любви, упоения, страха, восторга — и каждую минуту, в течение всего вечера, ощущала, как меня, капля за каплей, покидает давняя боль…». Вечер был грандиозный, прямая трансляция из театра шла 3 часа, Первый канал даже отменил вечерний выпуск новостей.

Еще одно громкое событие — празднование 50-летия свадьбы в «Метрополе». Праздник был грандиозный. На столах стояли вазочки с ландышами и солеными огурцами.

Смерть мужа

Мстислав Ростропович, которого признают лучшим виолончелистом XX века, скончался 27 апреля этого года в московской больнице в возрасте 80 лет . За несколько дней до этого он с большим размахом отметил сво й юбилей в Кремле. Владимир Путин успел наградить его орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени за несколько дней до смерти.

Вдова

Вишневская продолжает работать. Когда бывает в Москве — живет либо в Газетном переулке, либо в собственном Центре оперного пения, где есть квартира-студия. Галина Павловна утром спускается на один этаж вниз, к студентам. Вечером — домой. «Поем, помою посуду и спать». Простая жизнь женщины, ставшей мифом.

Все цитаты даны по книге Галины Вишневской «Галина. История жизни» — Русич, 1999

Фото Анны Подольской

Татьяна Ларина и Наташа Ростова

Вишневская Галина Павловна

Родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург), но почти всё детство провела в Кронштадте.

Отец был репрессирован перед войной. Пережила блокаду Ленинграда, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО. Одновременно участвовала в концертах: пела в сопровождении джаз-оркестра на кораблях, кронштадтских фортах, в землянках.

Отец — Павел Андреевич Иванов, рабочий (1904—1958).
Мать — Зинаида Антоновна Арбидан, полуцыганка, полуполька (1906—1950).
Первый муж — Георгий Вишневский, военный моряк (брак продлился несколько месяцев в 1944 году).
Второй муж — Марк Ильич Рубин, директор Ленинградского областного театра оперетты (неофициальный/недооформленный брак с 1944 по 1955).
Сын — Илья Рубин (умер в младенчестве в 1945 году).
Третий муж — Мстислав Леопольдович Ростропович (1927—2007), дирижёр, виолончелист (брак с 1955 по 2007).
Старшая дочь — Ольга Мстиславовна Ростропович (род. 1956), виолончелистка, возглавляет музыкальный фонд М. Ростроповича, помогающий молодым музыкантам и проводящий ежегодные фестивали, также в настоящее время — художественный руководитель Центра оперного пения.
Младшая дочь — Елена Мстиславовна Ростропович (род. 1958), пианистка, руководит международным медицинским фондом «Вишневская — Ростропович», который занимается вакцинацией детей по всему миру.
Шестеро внуков: Иван, Сергей, Настасья, Олег, Александр, Мстислав.

Почётные звания и награды

  • Заслуженная артистка РСФСР (1955)
  • Народная артистка РСФСР (1961)
  • Народная артистка СССР (1966)
  • Премия Правительства Российской Федерации в области культуры за 2011 год — за создание школы оперного пения
  • Премия Правительства Санкт-Петербурга (2008) — за исполнение главной роли в фильме «Александра»
  • Благодарность Президента Российской Федерации (25 октября 2001) — за большой вклад в развитие музыкального искусства и активную благотворительную деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, многолетнюю педагогическую и просветительскую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996) — за большой личный вклад в развитие музыкального искусства
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006) — за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю плодотворную творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (1 декабря 2012) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства
  • Орден Ленина (1971)
  • Медаль «За оборону Ленинграда» (1942)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945»
  • Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
  • Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга»
  • Офицер ордена искусств и литературы (Франция, 1982)
  • Командор ордена Почётного легиона (Франция, 1983)
  • Орден Святой равноапостольной княгини Ольги 1 степени (РПЦ, 2004)
  • Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени (РПЦ, 2011) — во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 85-летием со дня рождения
  • Алмазная медаль города Парижа (1977)
  • Орден Петра Великого I-й степени (Академия проблем безопасности обороны и правопорядка, 2004)
  • Знак чести «Серебряный крест» (2004, общественная организация «Георгиевский союз»)
  • Международная награда — орден «За вклад в Победу» (2005)
  • Царскосельской художественной премии (2000)
  • Национальная премия общественного признания достижений женщин России «Олимпия» (Российская Академия бизнеса и предпринимательства, 2002 и 2007
  • Международная премия имени Дж. Пуччини (2002)
  • Национальная премия «Россиянин года» (2005) — за беззаветное и талантливое служение искусству, гражданское мужество, силу и щедрость человеческого духа
  • Кинопремия «Белый слон» в номинации «Лучшая женская роль» (фильм «Александра», Гильдия киноведов и кинокритиков России, 2007)
  • Премия «Хрустальный симург» лучшему исполнителю 26-го Международного кинофестиваля «Фаджр» (Тегеран, 2008)
  • Почётный доктор Российского химико-технологического университета (2006)
  • Почётный профессор МГУ им. Ломоносова (2007)
  • Доктор гуманитарных наук honoris causa Ривер-колледжа (Нашуа, Нью-Хемпшир, США)
  • Почётная степень доктора музыки Гамильтонского колледжа (Онтарио, Канада)
  • Доктор музыки университета Сент-Лоуренс (Кантон, штат Нью-Йорк, США)
  • Почётный профессор Московской консерватории
  • Почётный гражданин города Кронштадта (1996)
  • Почётный гражданин Нижегородской области (2002)

Творчество

Ленинградский областной театр оперетты
«Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова — Яринка
«Продавец птиц» К. Целлера — Христина
«Фиалка Монмартра» И. Кальмана — Нинон

Оперные премьеры

Большой театр

  • 1953 — «Евгений Онегин»П. И. Чайковского — Татьяна
  • 1954 — «Фиделио» Л. ван Бетховена — Леонора
  • 1955 — «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова — Купава
  • 1957 — «Укрощение строптивой» В. Шебалина — Катарина
  • 1957 — «Свадьба Фигаро» В. Моцарта — Керубино
  • 1957 — «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини — Баттерфляй
  • 1958 — «Аида» Дж. Верди — Аида
  • 1959 — «Пиковая дама» П. И. Чайковского — Лиза
  • 1959 — Война и мир» С. С. Прокофьева — Наташа Ростова
  • 1962 — «Фальстаф» Дж. Верди — Алиса Форд
  • 1962 — «Фауст» Ш. Гуно — Маргарита
  • 1962 — «Каменный гость» А. С. Даргомыжского — Донна Анна
  • 1962 — «Судьба человека» И. И. Дзержинского — Зинка
  • 1964 — «Травиата» Дж. Верди — Виолетта
  • 1964 — «Октябрь» В. Мурадели — Марина (Большой театр)
  • 1965 — «Человеческий голос» Ф. Пуленка — Героиня
  • 1970 — «Семён Котко» С. С. Прокофьева — Софья
  • 1970 — «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова — Марфа
  • 1971 — «Тоска»Дж. Пуччини — Флория Тоска
  • 1973 — «Франческа да Римини» С. Рахманинова — Франческа
  • 1974 — «Игрок» С. С. Прокофьева — Полина

Другие театры

  • 1964 — «Турандот» Дж. Пуччини — Лиу (Ла Скала, Милан)
  • 1969 — «Отелло» Дж. Верди — Дездемона (Москва)
  • 1976 — «Макбет» Дж. Верди — Леди Макбет (Эдинбург)
  • 1981 — «Иоланта» П. Чайковского — Иоланта (Вашингтон)
  • 1983 — «Тюрьма» М. М. Ландовского (Экс-ан-Прованс)

Концертные премьеры

  • 1957 — Девятая симфониял. ван Бетховена — партия сопрано
  • 1958 — «Реквием» Дж. Верди — партия сопрано
  • 1961 — «Сатиры» Д. Д. Шостаковича
  • 1962 — «Песни и пляски смерти» М. П. Мусоргского в инструментовке Д. Д. Шостаковича
  • 1962 — Торжественная месса Л. ван Бетховена (Эдинбург)
  • 1963 — «Военный реквием» Б. Бриттена (Лондон)
  • 1963 — Вторая симфонияГ. Малера (Вена)
  • 1965 — «Эхо поэта» Б. Бриттена
  • 1965 — Четвёртая симфония Г. Малера
  • 1967 — Вокальный цикл Д. Д. Шостаковича на стихи А. А. Блока
  • 1969 — Четырнадцатая симфония Д. Д. Шостаковича
  • 1972 — Вокальный цикл «Без солнца» М. П. Мусоргского с оркестром
  • 1979 — «Ребёнок зовёт» М. М. Ландовского (Вашингтон)
  • 1981 — Те Deum К. Пендерецкого (Вашингтон)
  • 1983 — «Польский реквием» К. Пендерецкого (Вашингтон)

Фильмография
Роли в кино

1966 — Катерина Измайлова (фильм-опера) — Катерина Львовна Измайлова
1972 — Звезда в ночи — Аделина Патти
1993 — Провинциальный бенефис (по мотивам пьес А. Н. Островского) (режиссёр А. А. Белинский) — Кручинина
2007 — Александра (реж. А. Н. Сокуров) — бабушка Александра Николаевна.
Озвучивание
1958 — Евгений Онегин (фильм-опера) — Татьяна Ларина (роль А. В. Шенгелая)
1961 — Вольный ветер — Стелла (роль Л. И. Пырьевой)
1964 — Укрощение строптивой (фильм-спектакль) — вокал
1969 — Эгмонт (фильм-спектакль) — вокал
1989 — Борис Годунов (фильм-опера) — Марина Мнишек (роль Д. Форест) / хозяйка корчмы
1992 — Леди Макбет из Мценска — вокал
Участие в фильмах
1990 — Мстислав Ростропович. Возвращение (документальный)
1992 — Наш любимый юный дед (документальный)
1994 — Альфред Шнитке. Портрет с друзьями (документальный)
2006 — Элегия жизни. Ростропович. Вишневская (режиссёр А. Н. Сокуров) (документальный)
2008 — Женское лицо войны. «Катюша» (документальный)
2009 — Двое в мире. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович (документальный)
2010 — Владимир Максимов (из цикла документальных фильмов Острова на телеканале «Культура»)
2011 — Свидетели. Галина Вишневская. Роман со славой (режиссёр А. Гречиха) (документальный)

В 1943—1944 годах в течение полугода училась Музыкальной школе для взрослых им. Н. А. Римского-Корсакова в Ленинграде, в классе сольного пения И. С. Дид-Зурабова.

Имея от природы поставленный голос, в 1944 году поступила в хор Ленинградского областного театра оперетты, затем стала исполнять сольные партии. С 1947 года работала в Ленинградской филармонии. С 1951 года брала уроки вокала у В. Н. Гариной в Ленинграде, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы.

В 1952 году приняла участие в конкурсе в стажёрскую группу ГАБТ, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре (по образному выражению Б. А. Покровского) стала «козырной картой в колоде Большого театра», ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий.

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, 1965

В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства, вышла замуж в третий раз за знаменитого впоследствии виолончелиста М. Л. Ростроповича, в ансамбле с которым (М. Л. Ростропович — сначала в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра) выступала на самых престижных концертных площадках мира. В это время певице покровительствовал находившийся последние годы на службе Н. А. Булганин.

Выступала в «Ковент-Гарден» (Лондон) «Метрополитен-Опера» (Нью-Йорк), Парижской национальной опере, Ла Скала (Милан), Венской государственной опере, Баварской государственной опере, Опере Сан-Франциско.

В 1966 году окончила экстерном Московскую консерваторию, снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (режиссёр М. Г. Шапиро).

Много выступала с концертами. В камерном репертуаре певицы — произведения М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. Шумана, Р. Вагнера, К. Дебюсси, Р. Штрауса, М. де Фальи и др. Была первой исполнительницей ряда посвящённых ей сочинений Д. Д. Шостаковича, Б. Бриттена и других выдающихся современных композиторов. Под впечатлением от прослушивания её записи «Бразильской бахианы» написано стихотворение А. А. Ахматовой «Слушая пение» (1961).

Выступала и записывалась с крупнейшими дирижёрами: Г. фон Караяном, О. Клемперером, И. Б. Маркевичем, Г. Абендротом, А. Ш. Мелик-Пашаевым, Б. Э. Хайкиным и др. Была партнёршей выдающихся певцов: С. Я. Лемешева, И. С. Козловского, Г. М. Нэлеппа, И. И. Петрова, И. К. Архиповой, за рубежом — Д. Фишера-Дискау, П. Доминго, Н. Гедды и др. Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля 1964 года театра «Ла Скала» (Милан) «Турандот» Дж. Пуччини, где она выступила вместе с Ф. Корелли и Б. Нильсон, зафиксировала её триумфальный успех в партии Лиу).

Обширная дискография певицы содержит записи опер и камерной музыки.

В сентябре 1969 года Г. Вишневская и М. Ростропович предложили проживать на своей даче А. И. Солженицыну, в октябре 1970 года написали открытое письмо в его поддержку. В ответ на это власти практически полностью исключили упоминание о певице в СМИ, ввели ограничения творческой деятельности. Тем не менее певица продолжала выступления в Большом театре, с успехом гастролировала за рубежом, в 1971 году была награждена Орденом Ленина. В марте 1974 года вместе с мужем обратились к Л. И. Брежневу с просьбой о разрешении выезда за границу, которая была удовлетворена. В том же году выехала с мужем и детьми за границу на длительный срок, что было оформлено как командировка Министерства культуры СССР. Во время пребывания за рубежом, в марте 1978 года, Г. Вишневская и М. Ростропович были лишены советского гражданства и государственных наград — «за действия, порочащие звание гражданина СССР».

Проживали в США, во Франции. Певица выступала в крупнейших театрах мира, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли. Прощальное выступление Г. Вишневской состоялось в парижской Гранд-Опера в октябре 1982 (в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, дирижировал М. Ростропович), после чего оставила профессиональную сцену и занялась преподавательской деятельностью. Продолжала концертную деятельность, записывала пластинки, проводила мастер-классы.

В январе 1990 года, после обращений ряда деятелей искусств, Г. Вишневской и М. Ростроповичу было возвращено гражданство СССР, Указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении государственных наград был отменён. В феврале 1990 года вернулась в СССР, стала почётным профессором Московской консерватории. От гражданства отказались, заявив, что они не просили его у себя ни отбирать, ни возвращать. До конца своих дней прожила со швейцарским паспортом.

С 1993 года выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ имени А. П. Чехова в Москве (роль Екатерины Второй в пьесе Е. А. Греминой «За зеркалом»), сыграла главные роли в фильмах «Провинциальный бенефис» (по мотивам пьес А. Н. Островского, режиссёр А. А. Белинский, 1993) и «Александра» (режиссёр А. Н. Сокуров, 2007).

С 2002 года — руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве. С 2006 — председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге.

В 1984 году ею была написана книга «Галина», в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне отрицательно оценивает общественный строй в СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. В СССР книга была издана в годы Перестройки. 24 октября 2011 года Г. Вишневская представила новое издание книги «Галина. История жизни», приуроченное к её юбилею.

Галина Павловна Вишневская скончалась 11 декабря 2012 года в Москве, в кругу родных на 87-м году жизни. Церемония прощания проходила 13 декабря в Центре оперного пения. 14 декабря состоялось отпевание в Храме Христа Спасителя. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Память

В честь Г. Вишневской названы:

Улица Галины Вишневской в московском районе Новокосино. 26 июня 2013 года Правительство Москвы решило присвоить проектируемому проезду № 326, расположенному на территории района Новокосино Восточного административного округа города Москвы между Суздальской и Новокосинской улицами, наименование — улица Галины Вишневской.
Лайнер Airbus A321 авиакомпании «Аэрофлот» «Г. Вишневская»
Колледж музыкально-театрального искусства № 61 имени Г. Вишневской в Москве
Детская музыкальная школа № 8 в Кронштадте названа именем Г. Вишневской
Именем Г. Вишневской названа малая планета Солнечной системы № 4919

Учебное заведение в Москве, включающее оперный театр. Располагается в специально выстроенном здании на ул. Остоженка (дом 25), являющемся типичным образцом лужковского стиля.

Руководитель — оперная певица Г. П. Вишневская (с 2002 по 2012 год). Под руководством Вишневской и других опытных вокалистов выпускники музыкальных вузов проходят в Центре оперного пения двухлетнюю стажировку.

Выпускники Центра оперного пения — российские и зарубежные вокалисты — выступают на таких сценах мира, как Большой театр, Брюссельская королевская опера, Боннский оперный театр, Дрезденская опера, Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

В репертуаре театра — оперы «Кармен» Ж. Бизе, «Дидона и Эней» Г. Пёрселла, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова. В 2002—2006 годах главным дирижёром театра был В. А. Понькин.

Центр оперного пения — один из учредителей Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской, который проходит раз в два года (впервые состоялся в 2006 году).

Постановки в центре оперного пения

За 13 лет, прошедших с открытия Оперного Центра, он занял достойное место в культурном ландшафте столицы. С момента открытия здесь были осуществлены одиннадцать оперных постановок: «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Фауст» Ш. Гуно, «Риголетто» Дж. Верди, «Вампука» В. Эренберга, «Иоланта» и «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Кармен» Ж. Бизе, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Паяцы» Р. Леонкавалло, музыкальный спектакль «Женитьба и другие ужасы» по произведениям Н.В. Гоголя; прошли многочисленные камерные концерты, получившие высокую оценку публики и музыкальных критиков. Сцена Оперного Центра, по признанию музыкальной общественности и публики, стала одной из лучших концертных и театральных площадок Москвы. Здесь выступают не только воспитанники школы Галины Вишневской, но и звезды мировой культуры; проходят камерные и симфонические концерты, музыкальные фестивали, театральные постановки. Великолепный зал в итальянском стиле на 350 мест, оснащенный современным осветительным и звуковым оборудованием, рассчитан на проведение самых эксклюзивных проектов.

Центр Оперного Пения Галины Вишневской открылся в Москве в 2002 году. Mама всегда мечтала о создании школы для молодых певцов, о настоящей сцене, где ее воспитанники могли бы учиться и работать, постигая основы профессии оперного артиста. Однако мечтают многие, но только Вишневская смогла осуществить свою мечту, только силой ее характера, воли и убежденности в Москве смог появиться поистине уникальный Оперный Центр, ныне носящий ее имя.

Я много разговаривала с мамой и могу с полной уверенностью сказать – Центр Оперного Пения был делом всей ее жизни. Блистательная оперная актриса с огромным опытом, она точно знала, что нужно певцу для того, чтобы заявить о себе, сделать яркую карьеру. Мама всегда говорила, что легких путей в искусстве не бывает и профессия певца – это тяжелый труд. Она требовала от своих учеников отдавать себя служению искусству без остатка, потому что только так можно стать первым в своем деле и постичь секреты мастерства, идти к своей цели, не сворачивая и не останавливаясь на достигнутом.

Как и раньше, сердце Галины Вишневской – здесь, с нами. В классах занимаются ученики, которыми она гордилась и которых любила, работают педагоги – ее единомышленники, на сцене идут оперные постановки, которые она создавала – не только от первой до последней ноты, но и от разработки афиши до костюмов героев. Из окон Центра всегда льются звуки музыки: утром наши студенты учат партии, репетируют на сцене, вечером снова репетируют, выступают на публике. Главное для нас – ни на шаг не отклониться от пути, определенного Галиной Павловной, выполнить ее духовное завещание. Так было, есть, и так будет

Художественный руководитель
Ольга Ростропович

ОЛЬГА РОСТРОПОВИЧ: «ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ МАМА И ПАПА ПОСВЯТИЛИ СЛУЖЕНИЮ МУЗЫКЕ…»

Ольга Ростропович переняла эстафету своих великих родителей и продолжает начатое ими дело. Фонд Мстислава Ростроповича, Центр оперного пения Галины Вишневской – эти культурные институты хорошо известны во всем мире.

Недавно в Сочи завершился Международный оперный фестиваль Галины Вишневской, и Ольга Мстиславовна поделилась с нашим изданием мыслями о прошедшем мероприятии и о будущих проектах Фонда и Центра.

— Центр существует на протяжении 15 лет. Что входит в миссию Центра Оперного Пения Галины Вишневской, помимо обучения молодых оперных певцов?

— Безусловно, воспитание молодого поколения оперных артистов – наша приоритетная задача. Именно с целью ее реализации Центр и был создан. В его основе лежит уникальная методика, разработанная Галиной Вишневской, которая не просто дает студентам необходимые профессиональные навыки, но всесторонне развивает их, раскрывает индивидуальные особенности каждого голоса, каждого таланта. Мы не только готовим своих воспитанников к встрече с публикой, к выходу на «большую» сцену, но и предоставляем им эту возможность: к моменту завершения обучения каждый наш студент имеет в своей биографии выступления на концертах, в спектаклях, а также на крупнейших фестивалях страны, участие во всевозможных конкурсах, в том числе и международных. Это тот бесценный опыт, который необходим каждому оперному артисту, и достигается он исключительно практикой – методом бесконечных проб.

Однако деятельность Центра не ограничивается учебным процессом, а имеет другие интересные аспекты. Ежегодно мы организуем и проводим различные проекты, среди которых Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской, Международный оперный Фестиваль имени Галины Вишневской в Сочи. Кроме того, Центр активно гастролирует, принимает участие в фестивалях и сотрудничает с молодежными программами оперных театров Европы и США, в их числе Баварский и Берлинский государственные оперные театры, Академия Пласидо Доминго при Лос-Анджелесской опере, Академия бельканто Миреллы Френи и другие.

Мы стремимся сделать так, чтобы Центр развивался, а его деятельность год за годом становилась все более разноплановой и обширной. Это особенно важно сегодня, когда уровень профессионализма во всех сферах катастрофически снижается, и оперный театр, к сожалению, не исключение. Россия всегда занимала одно из главных мест в сфере оперного искусства, и необходимо активно работать, чтобы этот высокий уровень сохранялся.

— Уже во второй раз в Сочи проходил Международный оперный фестиваль имени Галины Вишневской. Студенты Центра представили публике оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Алеко» С. Рахманинова и концерт камерной музыки. Как вас встретили зрители?

— Второй год подряд в Сочи нам оказывают самый радушный и теплый прием, который только можно себе вообразить. Именно это стало одним из решающих факторов, побудивших нас сделать Фестиваль ежегодным. В этом прекрасном городе уникальная публика – люди, открытые для восприятия искусства и жаждущие с ним соприкоснуться. До прошлого года опера не была представлена в летней столице России, Фестиваль стал важным событием в культурной жизни Сочи и настоящим праздником искусства для жителей и гостей города. Можно сказать, что мы нанесли Сочи на оперную карту мира, открыв город для других международных оперных проектов.

Участие студентов Центра в Фестивале – одна из ключевых составляющих его концепции. Очень важно, чтобы именно молодые таланты, воспитанники созданной мамой школы, были его главными участниками. Очень надеюсь, что это станет традицией, и гости Фестиваля получат возможность год за годом убеждаться в том, как совершенствуется мастерство наших солистов, как они растут и становятся настоящими профессионалами.

— Фестиваль будет ежегодным?

— Да, мы очень на это надеемся и активно работаем над тем, чтобы оперный праздник приходил в Сочи каждый год. Уже сейчас мы готовим Фестиваль будущего года. Свое участие подтвердили такие всемирно известные артисты, как Даниэль Орен, Лео Нуччи, Барбара Фриттоли, Владимир Галузин, Георгий Гагнидзе, Людмила Монастырская, Рене Папе и другие. Пока что не буду раскрывать всех секретов, скажу лишь одно: программа Фестиваля 2018 года будет грандиозной, а его гостей ждет много приятных музыкальных сюрпризов.

— В этом году исполнилось 90 лет со дня рождения великого музыканта Мстислава Ростроповича. Какие мероприятия прошли в его честь?

— Юбилей папы стал праздником не только для нас, но и для всего музыкального сообщества, а также для многих других людей, далеких от искусства. Мстислав Ростропович был личностью невероятного масштаба, он всегда стремился объять весь мир, и сегодня, когда его уже нет с нами, мир продолжает его помнить. Именно поэтому празднование его 90-летия приобрело международные масштабы: торжественные мероприятия прошли в разных частях света — от Москвы и до Вашингтона. Множество талантливых музыкантов отдали дань уважения, любви и благодарности папе.

Организаторами главных мероприятий в его честь стали Фонд Мстислава Ростроповича и Центр Оперного Пения Галины Вишневской. Юбилейный год папы по традиции начался с Международного Фестиваля Мстислава Ростроповича, который проходил в восьмой раз с 27 марта по 4 апреля в Москве и Санкт-Петербурге. Это был подлинный праздник искусства: на Фестивале выступили ведущие мировые коллективы, среди которых Вашингтонский национальный симфонический оркестр, приехавший в Россию впервые с 1993 года, заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, оркестр Йокогама Симфониетта и Филармонический хор Токио – японские коллективы, впервые выступившие для российской публики. Фестиваль собрал целое созвездие знаменитых музыкантов и дирижеров, в числе которых Кристоф Эшенбах, Юрий Темирканов, Казуки Ямада, Алиса Вайлерштайн и Максим Венгеров. Звучали произведения Я. Сибелиуса, М. Равеля, Д. Шостаковича, Э. Элгара, Ф. Шуберта, С. Рахманинова.

Празднование юбилея Маэстро продолжилось в его родном городе Баку, где с 23 по 27 апреля состоялся IX Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. В нем приняли участие музыканты Камерного оркестра «Вена-Берлин», Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Темирканова, солисты Дрезденской Штаатскапеллы и многие другие. Мы подготовили очень насыщенную и разнообразную программу, для жителей прекрасного Баку прозвучали шедевры мировой классической музыки. Фестиваль прошел с большим успехом, собрав огромное количество восторженных зрительских откликов и получив высокую оценку музыкальных критиков.

Следующим важнейшим этапом в юбилейном году стало возрождение традиции Волжского турне, которое Мстислав Ростропович и Галина Вишневская впервые провели в 2004 году. Тогда вместе со своими учениками они отправились в плавание по Волге и дали концерты в ее главных культурных центрах: Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Ульяновске. Однако идея подобного музыкального тура восходит еще к 1973 году, когда мама и папа провели серию концертов в волжских городах вместе с Ульяновским симфоническим оркестром. Волжское турне-2017 было очень важным и долгожданным событием для нас. Особую радость вызывает то, что нам удалось осуществить этот проект именно в год папиного юбилея. Солисты и оркестр Центра Оперного Пения Галины Вишневской, а также стипендиаты Фонда Мстислава Ростроповича совершили музыкальный тур на корабле «Мстислав Ростропович» и выступили для жителей Череповца, Ярославля, Костромы, Плеса, Нижнего Новгорода. Мы привезли в Поволжье интереснейшую музыкальную программу, в том числе нашу последнюю премьеру – оперу «Алеко» С. Рахманинова в концертном исполнении. Волжское турне-2017 прошло прекрасно, можно даже сказать, триумфально; во всех городах нам оказали невероятно теплый и радушный прием, и мы надеемся, что удастся сделать подобные музыкальные гастроли ежегодной акцией.

Еще одним этапом празднования юбилея Маэстро стал II Международный оперный фестиваль имени Галины Вишневской в Сочи, который в этом году был также посвящен папе.

Последним, но не менее важным звеном в череде праздничных мероприятий, посвященных папиному дню рождения, станет Фестиваль в Оренбурге, куда мы отправимся в декабре. Папа с большой любовью относился к этому городу, с ним самым тесным образом связана судьба нашей семьи, поэтому Фестиваль, который вот уже пять лет мы проводим в Оренбурге, имеет особое значение. В этом году на Фестивале мы представим два спектакля — «Алеко» и «Евгений Онегин», также для оренбуржцев прозвучат произведения Л. Бернстайна, В. Лютославского, Д. Шостаковича в исполнении Государственного симфонического оркестра республики Татарстан под управлением А. Сладковского.

Мне очень отрадно осознавать, что юбилейный год папы полон таких замечательных музыкальных событий и что его память и богатейшее творческое наследие продолжают жить.

— Вы следите за тем, как складывается судьба ваших выпускников?

— Центр Оперного Пения Галины Вишневской – это не просто учебное заведение: для каждого из студентов, однажды попавших сюда, эти стены становятся по-настоящему родными. В какой-то степени, это дом, где всех знают, любят и всегда ждут – именно поэтому многие наши выпускники продолжают возвращаться и принимать участие в постановках Центра уже после его окончания. Мы всегда радуемся успехам наших студентов – это наши общие победы, для достижения которых мы работаем не покладая рук. Среди наших выпускников солисты Большого театра России, Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Новой Оперы, Геликон-оперы, крупнейших театров Санкт-Петербурга, Перми, Екатеринбурга, Челябинска и других городов России; многие из наших воспитанников прославляют русскую оперную школу на таких знаменитых европейских сценах, как Римская опера, Брюссельская королевская опера, Валлонская королевская опера в Льеже, Stadt Theater в Бонне, Зальцбургский фестиваль и многие другие.

— Вам уже есть кем гордиться?

— Мы гордимся всеми нашими учениками, и уже давно.

— Как вам кажется, вы продолжаете дело своих родителей в полной мере?

— Всю свою жизнь мама и папа посвятили служению музыке: они верили, что она есть та великая созидательная сила, способная объединить людей, наполнить мир красотой, преодолеть конфликты и разобщенность. Одной из главных их миссий была помощь молодым музыкантам – они верили, что наша страна богата талантами, которые необходимо направить, поддержать на пути профессионального становления. Именно с этой целью был создан Фонд Мстислава Ростроповича, равно как и Центр Оперного Пения Галины Вишневской, и я все силы свои направляю на воплощение прекрасных идей моих родителей, чья жизнь до последнего дня была отдана музыке.

Галина Вишневская — биография, информация, личная жизнь

Галина Павловна Вишневская (урождённая Иванова). Родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде — умерла 11 декабря 2012 года в Москве. Советская и российская оперная певица (сопрано), актриса, театральный режиссёр, педагог. Народная артистка СССР (1966).

Галина Вишневская родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург).

Практически все ее детство прошло в Кронштадте.

Отец был репрессирован перед войной. Перенесла блокаду Ленинграда, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО. Одновременно участвовала в концертах: пела в сопровождении джаз-оркестра на кораблях, кронштадтских фортах, в землянках.

В 1943—1944 годах в течение полугода училась Музыкальной школе для взрослых им. Н. А. Римского-Корсакова в Ленинграде, в классе сольного пения И.С. Дид-Зурабова.

Имея от природы поставленный голос, в 1944 году поступила в хор Ленинградского областного театра оперетты, затем стала исполнять сольные партии.

С 1947 года работала в Ленинградской филармонии.

С 1951 года брала уроки вокала у В. Н. Гариной в Ленинграде, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы.

В 1952 году приняла участие в конкурсе в стажёрскую группу Большого театра, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре, по образному выражению Б.А. Покровского, стала «козырной картой в колоде Большого театра», ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий.

Галина Вишневская в молодости

В это время певице покровительствовал находившийся последние годы на службе Н.А. Булганин.

Выступала в «Ковент-Гарден» (Лондон) «Метрополитен-Опера» (Нью-Йорк), Парижской национальной опере, Ла Скала (Милан), Венской государственной опере, Баварской государственной опере, Опере Сан-Франциско.

В 1966 году окончила экстерном Московскую консерваторию.

В 1966 году снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (режиссёр М. Г. Шапиро).

Много выступала с концертами. В камерном репертуаре певицы — произведения М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. Шумана, Р. Вагнера, К. Дебюсси, Р. Штрауса, М. де Фальи и др. Была первой исполнительницей ряда посвящённых ей сочинений Д. Д. Шостаковича, Б. Бриттена и других выдающихся современных композиторов. Под впечатлением от прослушивания её записи «Бразильской бахианы» написано стихотворение А. А. Ахматовой «Слушая пение» (1961).

Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля 1964 года театра «Ла Скала» (Милан) «Турандот» Дж. Пуччини, где она выступила вместе с Ф. Корелли и Б. Нильсон, зафиксировала её триумфальный успех в партии Лиу).

Обширная дискография певицы содержит записи опер и камерной музыки.

В сентябре 1969 года Г. Вишневская и М. Ростропович предложили проживать на своей даче А. И. Солженицыну, в октябре 1970 года написали открытое письмо в его поддержку. В ответ на это власти практически полностью исключили упоминание о певице в СМИ, ввели ограничения творческой деятельности. Тем не менее певица продолжала выступления в Большом театре, с успехом гастролировала за рубежом, в 1971 была награждена Орденом Ленина.

В марте 1974 года вместе с мужем обратились к Л.И. Брежневу с просьбой о разрешении выезда за границу, которая была удовлетворена. В том же году выехала с мужем и детьми за границу на длительный срок, что было оформлено как командировка Министерства культуры СССР.

Во время пребывания за рубежом, в марте 1978 года, Г. Вишневская и М. Ростропович были лишены советского гражданства и государственных наград — «за действия, порочащие звание гражданина СССР».

Проживали в США, во Франции. Певица выступала в крупнейших театрах мира, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли. Прощальное выступление Г. Вишневской состоялось в парижской Гранд-Опера в октябре 1982 (в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, дирижировал М. Ростропович), после чего оставила профессиональную сцену и занялась преподавательской деятельностью. Продолжала концертную деятельность, записывала пластинки, проводила мастер-классы.

В январе 1990 года, после обращений ряда деятелей искусств, Г. Вишневской и М. Ростроповичу было возвращено гражданство СССР, Указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении государственных наград был отменён.

В феврале 1990 года вернулась в СССР, стала почётным профессором Московской консерватории. От гражданства отказались, заявив, что они не просили его у себя ни отбирать, ни возвращать. До конца своих дней прожила со швейцарским паспортом.

С 1993 года выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ им. Чехова в Москве (роль Екатерины Второй в пьесе Е. А. Греминой «За зеркалом»), сыграла главные роли в фильмах «Провинциальный бенефис» (по мотивам пьес А. Н. Островского, режиссёр А. А. Белинский, 1993) и «Александра» (режиссёр А. Н. Сокуров, 2007).

С 2002 года — руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве.

С 2006 — председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге.

В 1984 году ею была написана книга «Галина», в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне отрицательно оценивает общественный строй в СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. В СССР книга была издана в годы Перестройки. 24 октября 2011 года Г. Вишневская представила новое издание книги «Галина. История жизни», приуроченное к её юбилею.

Скончалась 11 декабря 2012 года на 87-м году жизни в Москве. Церемония прощания проходила 13 декабря в Центре оперного пения. 14 декабря состоялось отпевание в Храме Христа Спасителя.

Похоронена на Новодевичьем кладбище вместе с Мстиславом Ростроповичем.

Могила Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича

В честь Галины Вишневской названы:

— Улица Галины Вишневской в московском районе Новокосино. 26 июня 2013 года Правительство Москвы решило присвоить проектируемому проезду № 326, расположенному на территории района Новокосино Восточного административного округа города Москвы между Суздальской и Новокосинской улицами, наименование — улица Галины Вишневской.
— Лайнер Airbus A321 авиакомпании «Аэрофлот» «Г. Вишневская».
— Колледж музыкально-театрального искусства № 61 имени Г. Вишневской в Москве.
— Детская музыкальная школа № 8 в Кронштадте названа именем Г. Вишневской.
— Малая планета Солнечной системы № 4919.

Галина Вишневская

Рост Галины Вишневской: 161 сантиметр.

Личная жизнь Галины Вишневской:

Трижды была замужем.

Первый муж — Георгий Вишневский, военный моряк. Брак продлился несколько месяцев в 1944 году.

Второй муж — Марк Ильич Рубин, директор Ленинградского областного театра оперетты. Гражданский и официальный брак продлился с 1944 по 1955 год. У пары родился сын — Илья Рубин (умер в младенчестве в 1945 году).

Третий муж — Мстислав Леопольдович Ростропович (1927—2007), дирижёр, виолончелист.

Вышла за него замуж в 1955 году — спустя четыре дня после знакомства. Впоследствии в ансамбле с ним выступала на самых престижных концертных площадках мира (М.Л. Ростропович сначала работал в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра).

Состояли в браке с 1955-го по 2007-й год.

У них родились две дочери.

Старшая дочь — Ольга Мстиславовна Ростропович (род. 1956), виолончелистка, возглавляет музыкальный фонд М. Ростроповича, помогающий молодым музыкантам и проводящий ежегодные фестивали, также в настоящее время — художественный руководитель Центра оперного пения.

Младшая дочь — Елена Мстиславовна Ростропович (род. 1958), пианистка, руководит международным медицинским фондом «Вишневская — Ростропович», который занимается вакцинацией детей по всему миру.

Шестеро внуков: Иван, Сергей, Настасья, Олег, Александр, Мстислав.

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович

Фильмография Галины Вишневской:

1966 — Катерина Измайлова (фильм-опера) — Катерина Львовна Измайлова
1972 — Звезда в ночи — Аделина Патти
1990 — Мстислав Ростропович. Возвращение (документальный)
1992 — Наш любимый юный дед (документальный)
1993 — Провинциальный бенефис (по мотивам пьес А. Н. Островского) (режиссёр А. А. Белинский) — Кручинина
1994 — Альфред Шнитке. Портрет с друзьями (документальный)
2006 — Элегия жизни. Ростропович. Вишневская (режиссёр А. Н. Сокуров) (документальный)
2007 — Александра (реж. А. Н. Сокуров) — бабушка Александра Николаевна
2008 — Женское лицо войны. «Катюша» (документальный)
2009 — Двое в мире. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович (документальный)
2010 — Владимир Максимов (из цикла документальных фильмов Острова на телеканале «Культура»)
2011 — Свидетели. Галина Вишневская. Роман со славой (режиссёр А. Гречиха) (документальный)

Работы Галины Вишневской в Ленинградском областном театре оперетты:

«Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова — Яринка
«Продавец птиц» К. Целлера — Христина
«Фиалка Монмартра» И. Кальмана — Нинон

Галина Вишневская — Аида

Оперные премьеры Галины Вишневской:

Большой театр:

1953 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского — Татьяна
1954 — «Фиделио» Л. ван Бетховена — Леонора
1955 — «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова — Купава
1957 — «Укрощение строптивой» В. Шебалина — Катарина
1957 — «Свадьба Фигаро» В. Моцарта — Керубино
1957 — «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини — Баттерфляй
1958 — «Аида» Дж. Верди — Аида
1959 — «Пиковая дама» П. И. Чайковского — Лиза
1959 — Война и мир» С. С. Прокофьева — Наташа Ростова
1962 — «Фальстаф» Дж. Верди — Алиса Форд
1962 — «Фауст» Ш. Гуно — Маргарита
1962 — «Каменный гость» А. С. Даргомыжского — Донна Анна
1962 — «Судьба человека» И. И. Дзержинского — Зинка
1964 — «Травиата» Дж. Верди — Виолетта
1964 — «Октябрь» В. Мурадели — Марина
1965 — «Человеческий голос» Ф. Пуленка — Героиня
1970 — «Семён Котко» С. С. Прокофьева — Софья
1970 — «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова — Марфа
1971 — «Тоска» Дж. Пуччини — Флория Тоска
1973 — «Франческа да Римини» С. Рахманинова — Франческа
1974 — «Игрок» С. С. Прокофьева — Полина

Другие театры:

1964 — «Турандот» Дж. Пуччини — Лиу (Ла Скала, Милан)
1969 — «Отелло» Дж. Верди — Дездемона (Москва)
1976 — «Макбет» Дж. Верди — Леди Макбет (Эдинбург)
1981 — «Иоланта» П. Чайковского — Иоланта (Вашингтон)
1983 — «Тюрьма» М. М. Ландовского (Экс-ан-Прованс)

Галина Вишневская — Болеро

Концертные премьеры Галины Вишневской:

1957 — Девятая симфония л. ван Бетховена — партия сопрано
1958 — «Реквием» Дж. Верди — партия сопрано
1961 — «Сатиры» Д. Д. Шостаковича
1962 — «Песни и пляски смерти» М. П. Мусоргского в инструментовке Д. Д. Шостаковича
1962 — Торжественная месса Л. ван Бетховена (Эдинбург)
1963 — «Военный реквием» Б. Бриттена (Лондон)
1963 — Вторая симфония Г. Малера (Вена)
1965 — «Эхо поэта» Б. Бриттена
1965 — Четвёртая симфония Г. Малера
1967 — Вокальный цикл Д. Д. Шостаковича на стихи А. А. Блока
1969 — Четырнадцатая симфония Д. Д. Шостаковича
1972 — Вокальный цикл «Без солнца» М. П. Мусоргского с оркестром
1979 — «Ребёнок зовёт» М. М. Ландовского (Вашингтон)
1981 — Те Deum К. Пендерецкого (Вашингтон)
1983 — «Польский реквием» К. Пендерецкого (Вашингтон)

Галина Вишневская, дети

Мстислав Ростропович, в браке с которым на свет появились дети Галины Вишневской – дочери Ольга и Елена, был третьим мужем звезды российской и мировой оперной сцены. В первый раз она вышла замуж в семнадцать лет за морского офицера Георгия Вишневского, но их семья распалась через два месяца после свадьбы, а фамилия первого мужа осталась с Галиной Павловной до конца жизни.

Вторым мужем певицы стал Марк Рубин – директор Ленинградского театра оперы и балета. Он был на двадцать два года старше Вишневской и относился к ней очень бережно и нежно. Их семье пришлось пережить несколько трагических моментов – смерть двухмесячного ребенка в 1945 году, а потом тяжелую болезнь Галины Павловны.

На фото — семья Галины Вишневской

Этот брак разрушила новая любовь Галины Павловны – на фестивале молодежи в Праге она познакомилась с талантливым виолончелистом Мстиславом Ростроповичем, и между ними вспыхнул головокружительный роман. В 1955 году они поженились, а потом с разницей в два года появились на свет дети Галины Вишневской.

Старшая дочь Ольга вспоминает, что до вынужденного отъезда из СССР их семья жила на улице Огарева в доме, в котором жили многие известные музыканты. Их дом был очень гостеприимным, и в гости к Вишневской и Ростроповичу любили приходить многие известные люди.

С раннего детства дети Галины Вишневской приучались к правилам поведения за столом и хорошим манерам, а теперь Ольга и Елена передают эти навыки своим детям – внукам Галинам Павловны. После того, как их семья уехала из СССР, Ольга и Елена оказались в швейцарском монастыре-пансионе, в котором жили и учились только девочки. Им запрещалось выходить за пределы монастыря, и привыкать к новому образу жизни детям Галины Вишневской было очень нелегко. Позже Ольга и Елена Ростропович поступили в Джульярдскую академию в Нью-Йорке, где родители, сами жившие в Париже, снимали своим дочерям квартиру. За девушками всегда присматривал кто-то из знакомых, которых у Ростроповича и Вишневской всегда было очень много по всему свету.

на фото — Галина Вишневская с дочерьми

Ольга и Елена почти сорок лет прожили за границей, но всегда продолжали считать себя русскими. Сейчас Ольга Мстиславовна Ростропович возглавляет музыкальный фонд имени ее отца, оказывающий поддержку молодым музыкантам, организующий ежегодные фестивали и руководит Центром оперного пения. Елена Мстиславовна руководит международным медицинским фондом «Вишневская-Ростропович», занимающийся вакцинацией детей по всему миру.
Вам также будет интересно узнать: Маргарита Дробязко, дети и Марина Зудина, дети

«Умирая, она думала не о себе, а о том, как помочь новой жизни»

Немногие знают, что великая русская певица Галина Павловна Вишневская была глубоко верующим православным человеком. Сегодня, в девятый день по ее отшествии ко Господу, мы вспоминаем эту замечательную женщину вместе с настоятелем Иоанно-Предтеченского храма в Вашингтоне протоиереем Виктором Потаповым, который ради отпевания своей бывшей прихожанки прилетал в Москву.

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович

– Отец Виктор, почему вы решили приехать в Москву?

– Мы с матушкой Марией знали Галину Павловну тридцать пять лет. В 1977 году, когда Мстислав Леопольдович Ростропович стал музыкальным руководителем оркестра «Национальная симфония» в Вашингтоне, я как раз начал вести на радио «Голос Америки» религиозную программу, – тогда мы и познакомились и с ним, и с его супругой.

Ростропович был церковным человеком. Все семнадцать лет, что он возглавлял «Национальную симфонию», Мстислав Леопольдович был нашим прихожанином. Помогал строить храм. Стал крестным нашей дочери Сони, – сейчас она матушка, замужем за моим помощником, о. Александром Ресниковым. Мы крестили старшего внука Ростроповича, Ваню, двух его зятьев. Я венчал их дочерей, Ольгу и Елену.

Он очень любил Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, в 1978 году купил тысячу акров земли неподалеку, надеясь больше времени проводить в этих благословенных местах. Но его, выдающегося музыканта с мировой славой, приглашали везде выступать, и он, можно сказать, жил в самолете.

Когда Галина Павловна заболела, – ее лечили в Германии, – семья пригласила меня приехать, чтобы исповедовать ее. Это было в ноябре …

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская

– Трудно поверить, что прошло менее месяца.

– Да, это было 24 ноября, в день моего Ангела и в празднование Иверской Монреальской иконы Божьей Матери.

Я исповедовал и причастил Галину Павловну. Меня поразило, с каким сокровенным вниманием она восприняла совершенные над нею Таинства.

За каждым богослужением мы просим у Господа дать нам христианскую кончину – безболезненную, непостыдную, мирную, и доброго ответа на страшном Суде Христовом. Вот ей Господь дал именно такую кончину, – Галина Павловна осознавала, что грядет смерть, и спокойно относилась к этому.

– Что было после?

– Вскоре ее перевезли в Москву. Галина Павловна еще два раза причастилась и умерла в присутствии своих дочерей, на той самой знаменитой даче, где некогда получил убежище Александр Исаевич Солженицын (за что семью Ростроповичей и выдворили из СССР).

Ее комната на первом этаже была превращена в часовню, – мы сняли все светские картины, повесили на их место иконы, читали Псалтирь… и так, под чтение кафизм, она отошла ко Господу.

– Было ли что-то, о чем Галина Павловна беспокоилась перед смертью?

– Да, и это прекрасно ее характеризует. Незадолго до своей кончины Галина Павловна узнала об одном больном младенце, решила взять на себя расходы по его лечению и на смертном одре только и говорила, что о нем.

Умирая, она думала не о себе, а о том, как помочь новой жизни. Бог даст, задуманное ею осуществится, и благодаря Галине Павловне ребенок пройдет необходимый ему курс.

М. Ростропович и Г. Вишневская. 2001 г.

– Какими были ее похороны?

– Как Пасха! Все поздравляли друг друга. Конечно, была и скорбь, но не та, что сопровождает кончину человека нецерковного, не подготовленного к смерти.

Галина Павловна завещала Храму Христа Спасителя огромную икону Николая Чудотворца, которую, по ее мнению, оттуда некогда конфисковали – они с Ростроповичем в свое время купили этот образ в Лондоне.

Вишневская и Ростропович много сделали для России. Когда их изгнали из СССР, они нашли в себе силы не обидеться, вернулись при первой возможности, чтобы продолжить служить своей родине, – и трудились на этом поприще до последнего дня.

У Галины Павловны был дар от Бога, который она умножила, потрясающий голос, но самое главное, что она осознала и умножила духовный талант и получила христианскую кончину. Царствие ей Небесное!