О передаче имущества

Содержание

Рассмотрение вопросов о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в собственность муниципальных образований и субъектов РФ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», пунктом 71 Положения о Минобороны России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве постоянного (бессрочного) пользования или оперативного управления подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации.

Реализация указанных полномочий Минобороны России осуществляется Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее – Департамент) в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 110.

Таким образом, решение о передаче недвижимого имущества в муниципальную собственность принимает Департамент с последующим изданием распорядительного акта Минобороны России.

Передача высвобождаемого недвижимого военного имущества (имущества не планируемого к использованию в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации) в муниципальную собственность и собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»», в следующем порядке:

  1. Получение Минобороны России обращений глав субъектов или муниципальных образований о передаче
  2. Издание распорядительных актов Минобороны России «О передаче имущества …»
  3. Подписание актов приема-передачи имущества между муниципальными органами или главами субъектов и Минобороны России
  4. Регистрация перехода права на недвижимое имущество.

Кроме того, передача высвобожденного военного имущества в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации определяется Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в следующем порядке:

  1. Получение Минобороны России обращений глав субъектов или муниципальных образований о передаче (при отсутствии обращения решение о передаче может быть принято на основании данных о прекращении использования имущества в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации)
  2. Издание распорядительных актов Минобороны России «О передаче имущества …»
  3. Регистрация перехода права на недвижимое имущество.

Мероприятия по передаче военного имущества осуществляются только в отношении тех объектов, перспективы использования которых для нужд обороны и безопасности государства отсутствуют.

При рассмотрении вопроса о передаче в муниципальную или иную собственность земельных участков, расположенных в границах лесничеств Министерства обороны Российской Федерации, необходимо учитывать, что пунктом 12 Порядка закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» (далее – Постановление) установлено, что в случае прекращения права пользования участками земель обороны прекращается
и право пользования расположенными на них лесами. Эти леса подлежат возврату в лесной фонд.

При этом, в соответствии с разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 июля 2013 г. № 04-16-36/13361, передача земельного участка, относящегося к участкам леса, в муниципальную собственность возможна, если участок входит в границы земель населенных пунктов при утверждении или изменении генерального плана городского округа, поселения, схемы территориального планирования муниципального района. В данном случае пункт 12 Постановления не применяется.

Относится ли недвижимое имущество, передаваемое религиозным организациям, к имуществу религиозного назначения?

Пункт 1 ст. 2 закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», содержит следующее определение:

«Имущество религиозного назначения — недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей)».

Для наглядности, оставим только то, что подчеркнуто: Имущество религиозного назначения — недвижимое имущество, построенное для осуществления и (или) обеспечения деятельности религиозных организаций.

Согласно определению, данному в п.1 ст.8 закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», «религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица». То есть, к недвижимому имуществу религиозного назначения можно отнести только имущество, строительство которого производилось в целях осуществления и (или) обеспечения деятельности юридического лица со строго определенной организационно-правовой формой.

Раскрывая понятие «религиозной организации», применительно к имуществу религиозного назначения, получаем: «Имущество религиозного назначения — недвижимое имущество, построенное для осуществления и (или) обеспечения видов деятельности добровольного объединения граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованного в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица».

Таким образом, рассматривать, например, храм 17-го века в качестве имущества религиозного неправильно. Его просто не могли построить в целях осуществления деятельности юридического лица, зарегистрированного в соответствии с законом Российской Федерации, хотя бы потому, что такого понятия как Российская Федерация просто не существовало. Как мы знаем, передача таких объектов религиозным организациям производится, но основана ли такая практика на законе?

Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (с изменениями и дополнениями)

Урегулирован порядок передачи религиозным организациям государственного и муниципального имущества.

Оно передается безвозмездно в собственность или в пользование.

Речь идет об имуществе религиозного назначения. Закон определяет, что к нему относится. Это, в частности, недвижимое имущество: помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов России, монастырские, храмовые и иные культовые комплексы, построенные для богослужения, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, обучения религии, профессионального религиозного образования, монашества, паломничества. Это также предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений и те, что используются для религиозных целей. Возможна передача другого имущества, предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый и иной культовый комплекс.

Вопрос о передаче имущества рассматривается в течение месяца со дня представления религиозной организацией письменного заявления и обосновывающих документов. Срок самой передачи составляет до 6 лет с момента принятия соответствующего решения.

Закон содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в передаче имущества. Например, если оно уже находится в безвозмездном пользовании другой религиозной организации. Также отказывают иностранным религиозным организациям и их представительствам.

Планы передачи имущества религиозного назначения утверждаются Правительством РФ, региональными и местными органами.

Объекты культурного наследия федерального значения могут передаваться в собственность только централизованным религиозным организациям.

Для рассмотрения возможных разногласий, а также обеспечения публичности этого процесса создаются специальные комиссии. Информация о передаче имущества религиозным организациям размещается в Интернете.

  • Важнейший документ недели с 14 по 20 декабря 2010 года

Федеральный закон от 30.11.2010 N 327-фз «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»

(7 kb)

14.12.2010 вступает в силу Федеральный закон от 30.11.2010 N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее — Федеральный закон N 327-ФЗ).
Возможность передачи на безвозмездной основе такого имущества религиозным организациям закреплена в Федеральном законе от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (п. 3 ст. 21, п. 2 ст. 22), а также в п. 2 ст. 50, п. 1 ст. 56 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Данные нормы приняты в развитие положений ст. 28 Конституции РФ о праве граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию (п. 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 23.05.2006 N 145-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы войсковой части N 22220 на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 21 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Однако в указанных нормативных актах отсутствуют положения, регулирующие порядок такой передачи.
В настоящий момент действует Постановление Правительства РФ от 30.06.2001 N 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», которое не затрагивает передачу религиозным организациям имущества субъектов РФ и муниципальных образований. Основания и порядок передачи имущества религиозного назначения, находящегося в собственности субъектов РФ, а также в муниципальной собственности, закреплены в различных нормативных актах субъектов РФ и муниципальных образований.
Однако в соответствии с ч. 3 ст. 212 ГК РФ особенности прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, могут устанавливаться лишь федеральным законом.
Федеральный закон N 327-ФЗ, а также принятый вместе с ним Федеральный закон от 30.11.2010 N 328-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее — Федеральный закон N 328-ФЗ) призваны внести единообразие в регулирование передачи имущества, находящегося в публичной собственности, религиозным организациям.
Имущество религиозного назначения
К имуществу религиозного назначения в соответствии с Федеральным законом N 327-ФЗ отнесено: — недвижимое имущество, под которым данным Законом понимается следующее: здания, строения, сооружения, включая памятники истории и культуры народов РФ, монастырские, храмовые и иные культовые комплексы, построенные для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как богослужения, молитвенные и религиозные собрания, другие религиозные обряды и церемонии, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), включая здания для временного проживания паломников, помещения в не относящихся к имуществу религиозного назначения зданиях, строениях, сооружениях, предназначенные либо предназначавшиеся для совершения и обеспечения указанных видов деятельности религиозных организаций;
— движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей).
Как видно из приведенного выше легального определения, имуществом религиозного назначения может быть признано и имущество нерелигиозного назначения, если оно обеспечивает религиозную деятельность. Подобная проблема уже возникала в судебной практике, когда Верховный Суд РФ признал законной передачу Николо-Угрешскому монастырю гостиниц (Решение Верховного Суда РФ от 28.07.2009 N ГКПИ09-517).
Согласно ст. 10 Федерального закона N 327-ФЗ религиозная организация обязана использовать переданное имущество религиозного назначения в соответствии с законодательством РФ и целями деятельности, определенными уставом такой организации. Если организации будет передан объект культурного наследия, она не вправе ограничивать доступ к этому объекту, а также обязана поддерживать его в надлежащем состоянии (ст. 3 Федерального закона N 328-ФЗ).
В ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 327-ФЗ имеется специальная оговорка относительно имущества изначально не религиозного назначения, которое на момент вступления в силу данного закона перепрофилировано (целевое назначение которого изменено) или реконструировано для осуществления и (или) обеспечения видов деятельности религиозных организаций, указанных в ст. 2 указанного Закона, и передано религиозным организациям в безвозмездное пользование.
Действие Федерального закона N 327-ФЗ в соответствии с ч. 2 ст. 1 и ч. 2 ст. 12 данного Закона не распространяется на имущество религиозного назначения, находящееся в музейных, архивных и библиотечных фондах РФ.
Форма передачи имущества
Согласно ст. 4 Федерального закона N 327-ФЗ государственное или муниципальное имущество религиозного назначения может передаваться в собственность или в безвозмездное пользование религиозной организации. Такая передача осуществляется в случае, если:
1) предложена самой религиозной организацией;
2) данное имущество не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности;
3) данное имущество является помещением, находящимся в здании, строении, сооружении, не относящимся к имуществу религиозного назначения.
Порядок передачи имущества религиозным организациям
Государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозным организациям по их письменным заявлениям. В заявлении необходимо изложить просьбу о передаче государственного или муниципального имущества с указанием:
— наименования имущества,
— его назначения,
— места нахождения,
— истории создания и использования,
— целей использования,
— вида права, на котором предлагается осуществить передачу такого имущества.
К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие право религиозной организации на передачу ей имущества религиозного назначения.
Решение о передаче имущества принимает орган, который наделен полномочиями на передачу имущества религиозным организациям в соответствии со ст. 2 Федерального закона N 327-ФЗ. Это может быть федеральный орган исполнительной власти, или орган государственной власти субъекта РФ, или орган местного самоуправления, которые уполномочены на принятие решений о передаче религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения (далее — уполномоченный орган).
Статья 11 Федерального закона N 327-ФЗ предусматривает публичность процесса принятия решения о передаче имущества религиозной организации. Уполномоченный орган обязан опубликовать на своем официальном сайте информацию о получении заявления религиозной организации с просьбой о передаче имущества, решение, принятое в соответствии с полученным заявлением, а также решение комиссии по спору относительно передачи имущества религиозного назначения. Указанная информация должна быть опубликована в недельный срок.
Уполномоченный орган должен в месячный срок рассмотреть заявку религиозной организации на передачу ей соответствующего имущества. По результатам рассмотрения может быть принято решение об отказе в передаче государственного или муниципального имущества или решение, по которому имущество может быть передано религиозной организации или включено в план передачи недвижимого имущества религиозного назначения (в случае, если такая передача приостановит деятельность государственных или муниципальных учреждений или унитарных предприятий).
В случае принятия решения о передаче такое имущество должно быть передано в течение двух лет со дня принятия этого решения. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 327-ФЗ земельный участок, на котором расположено имущество религиозного назначения, передается религиозной организации в собственность бесплатно или на праве безвозмездного срочного пользования в соответствии с земельным законодательством РФ. К аналогичным выводам ранее приходила и судебная практика, применяя п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ к данным отношениям (Постановление ФАС Поволжского округа от 05.03.2009 по делу N А49-3976/2008).
Федеральным законом N 328-ФЗ ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» была дополнена указанием на то, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
Решение об отказе в передаче имущества религиозного назначения должно быть мотивированным. Достаточным основанием для отказа в соответствии со ст. 8 Федерального закона N 327-ФЗ может быть одно из следующих обстоятельств:
1) данное имущество не является имуществом религиозного назначения;
2) заявленная религиозной организацией цель использования данного имущества не соответствует целям деятельности, предусмотренным уставом религиозной организации или федеральным законом;
3) заявление о передаче данного имущества подано иностранной религиозной организацией или ее представительством;
4) решение суда, вступившее в законную силу, предусматривает иной порядок распоряжения данным имуществом;
5) данное имущество находится в безвозмездном пользовании другой религиозной организации;
6) данное имущество не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с федеральным законом;
7) данное имущество является помещением в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения.
Как можно заметить, одним из оснований для отказа в передаче имущества публичных образований религиозной организации может быть нерелигиозное назначение такого имущества. Это обстоятельство вызывает некоторые вопросы. Так, определение имущества религиозного назначения, данное в ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 327-ФЗ, предусматривает, в том числе, признание таковым и имущества нерелигиозного назначения. Подобные несоответствия в тексте данного Закона могут привести к неопределенности в практике его толкования и применения.
Споры о передаче имущества религиозного назначения
При рассмотрении заявлений религиозных организаций с просьбой о передаче имущества религиозного назначения возникающие разногласия должны рассматриваться специальными комиссиями. В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 327-ФЗ в них должны участвовать представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, руководящих органов религиозных организаций, а также специалистов, в том числе специалистов в области религиоведения, культурологии, права.
В комиссии по спорам о передаче государственного или муниципального имущества могут обращаться физические и юридические лица, которые считают, что их права могут быть нарушены в связи с передачей указанного имущества или принятием иного решения по заявлению религиозной организации. Также такие лица могут обращаться в уполномоченную организацию. Если же физические или юридические лица полагают, что их права были нарушены в связи с принятием решения по поводу передаче имущества религиозной организации, то они могут обратиться в суд. Порядок создания и деятельности таких комиссий должен быть утвержден Правительством РФ.
Документы, являющиеся героями текущего обзора — Федеральный закон от 30.11.2010 N 327-фз «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», можно .

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )

В Древнем Риме имущество, выделяемое главой фамилии (семьи) в пользование ее членам (сыновьям, рабам)

Для Римской империи последних веков характерны такие явления, как патронат, пекулий и пр., которые вместе с колонатом вообще являются аналогией именно родственных отношений и построены на использовании родственных и личных связей, а не на прямом и механическом воздействии.

Это — нечто похожее на рабский пекулий римского права или на отарицу древнейшего права русского; владельческий крестьянин эпохи Уложения по имущественному своему состоянию возвращался в положение своего социального предка, ролейного закупа Русской Правды.

лишенных собственных участков или прав на общинный надел), и рабов, многие из которых, однако, имели не только права, но подчас и собственное имущество, определенные привилегии, а то и собственных рабов (оставаясь при этом рабами хозяина, получавшего за это от них немалый оброк – пекулий).

Собирая пекулий, он не растрачивал его, как соседские рабы, на вино и продажных женщин, желая помочь Эвбулиду, когда подземный бог позовет его в свое царство.

С каждого хорошего урожая я буду давать тебе денег в твой пекулий.

Более того, невольники могли получить пекулий с обязательством выплаты части дохода своим господам.

постепенно сложился военный пекулий, когда имущество находилось в полном распоряжении сына.

Так, раб, посаженный на пекулий и даже обрабатывающий его путём эксплуатации других рабов, остаётся рабом, ибо и пекулий, и все средства производства, и рабы раба представляют собой собственность рабовладельца, распоряжающегося окончательно и безапелляционно и самим рабом, и всем, чем он владеет.

Такое имущество называлось пекулием; господин имел право отобрать пекулий в любое время.

>О Положении «О порядке приема и оформления имущества из других форм собственности в муниципальную собственность» (с изменениями на 5 августа 2014 года)

О Положении «О порядке приема и оформления имущества из других форм собственности в муниципальную собственность»

ТОМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 2 июля 2004 года № 687
О Положении «О порядке приема и оформления имущества
из других форм собственности в муниципальную
собственность»

(с изменениями на 5 августа 2014 года)
_________________________________________________________
Отменено с 29.06.2018 на основании
Решения Думы Города Томска от 19 июня 2018 года № 847
___________________________________________________________

_______________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Решением Думы Города Томска от 05 августа 2014 года № 1065

Решением Томской городской Думы от 31.10.06 г. N 307

Решением Томской городской Думы от 19.07.05 г. № 968
_______________________________________________________

С целью установления единого порядка приема в муниципальную собственность города Томска имущества из федеральной собственности, государственной собственности Томской области и других форм собственности, руководствуясь Уставом Города Томска
(Преамбула в редакции, введенной в действие Решением Думы Города Томска от 05 августа 2014 года № 1065
Томская городская Дума РЕШИЛА:
1. Утвердить Положение «О порядке приема и оформления имущества из других форм собственности в муниципальную собственность» согласно приложению.
2. Решение Томской городской Думы от 09.01.1996 г. № 37 «О порядке передачи объектов в муниципальную собственность» считать утратившим силу.
3. Администрации г.Томска (А.С.Макаров) привести свои правовые акты в соответствие с настоящим решением.
4. Настоящее решение вступает в силу с момента официального опубликования.
5. Контроль исполнения настоящего решения возложить на комитет по бюджету, экономике и собственности Думы Города Томска (К.Л.Новожилов).
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Думы Города Томска от 05 августа 2014 года № 1065
Председатель Томской Мэр города Томска
городской Думы
____________Н.А.Николайчук _____________ А.С.Макаров

Положение о порядке приёма и оформления имущества из других форм собственности в муниципальную собственность

Приложение к решению
Томской городской Думы
от 2 июля 2004г. № 687

Положение
о порядке приёма и оформления имущества из других форм собственности в муниципальную собственность

1. Общие положения

1.1. 1.1. Положение о порядке приема и оформления имущества из других форм собственности в муниципальную собственность (далее по тексту — Положение) устанавливает единый порядок и условия приема в муниципальную собственность Города Томска имущества из всех форм собственности на основании:
— Гражданского кодекса Российской Федерации;
— Земельного кодекса Российской Федерации;
— Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
— Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Томской городской Думы от 31.10.06 г. N 307
1.2. В установленном законом и настоящим Положением порядке могут приниматься в муниципальную собственность Города Томска (далее по тексту — муниципальная собственность) объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в том числе:
— объекты, обеспечивающие нужды органов социальной защиты населения, в том числе детские дома, дома ребёнка, дома для престарелых, интернаты, госпиталя и санатории для инвалидов, детей и престарелых;
— объекты здравоохранения, культуры, образования и спорта, предназначенные для обслуживания населения Города Томска;
— детские оздоровительные комплексы (дачи, лагеря);
— жилищный фонд и объекты его инфраструктуры;
— объекты транспорта, транспортного и инженерного обеспечения, эксплуатационно-ремонтные участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, машины и механизмы, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
— объекты инженерной инфраструктуры и энергетики (тепловые, водопроводные и водоотводные сети, котельные, бойлерные, сети электроснабжения и трансформаторные подстанции, телефонные и радиотрансляционные сети, центральные тепловые пункты и т.п.);
— объекты внешнего благоустройства (дороги, мосты, парки, скверы, путепроводы, подземные переходы, сети улично-дорожного освещения, объекты инженерной защиты сооружений и т.п.);
— иные объекты, предназначенные для удовлетворения социально-культурных и коммунально-бытовых потребностей и нужд муниципального образования «Город Томск» и населения г. Томска (далее по тексту объекты, указанные в п. 1.2, именуются Имущество).

1.3. Не подлежит приёму в муниципальную собственность Имущество, отнесённое федеральным законодательством исключительно к федеральной собственности, имеющее по своим социально-экономическим характеристикам областное значение, а также относящееся к общему имуществу кондоминиума отдельно от права собственности домовладельцев на помещения в кондоминиуме.
1.4. Настоящее Положение не распространяется на правоотношения, возникающие при передаче имущества в муниципальную собственность из федеральной собственности или государственной собственности Томской области в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 №374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации».
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Томской городской Думы от 31.10.06 г. N 307
1.5. Недвижимое имущество, транспортные средства, а также вклады, доли, паи и иные имущественные и неимущественные права принимаются в муниципальную собственность на основании постановления администрации Города Томска. Движимое имущество, за исключением транспортных средств, принимается в муниципальную собственность на основании муниципального правового акта руководителя уполномоченного отраслевого органа, осуществляющего управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью (далее — уполномоченный отраслевой орган).
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Думы Города Томска от 05 августа 2014 года № 1065

1.6. Принятое в состав муниципальной собственности Имущество передается в хозяйственное ведение и оперативное управление соответствующим муниципальным учреждениям, специализированным муниципальным предприятиям в соответствии с видами деятельности, предусмотренными их учредительными документами, или остаётся в муниципальной казне.
Передача Имущества, принятого в муниципальную собственность, в хозяйственное ведение и оперативное управления муниципальным предприятиям (учреждениям) производится на основании постановления Мэра Города Томска приказом департамента недвижимости Администрации Города Томска (далее по тексту — департамент недвижимости).
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Думы Города Томска от 05 августа 2014 года № 1065

1.7. Уполномоченный отраслевой орган совместно с уполномоченным органом (лицом) передающей стороны в установленном действующим законодательством порядке оформляет, подписывает договоры, соглашения, акты приема-передачи, направленные на приобретение права собственности на имущество, заключаемые от имени муниципального образования «Город Томск».
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Думы Города Томска от 05 августа 2014 года № 1065
1.8. Отдельные объекты из числа переданных в муниципальную собственность и поступивших в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальных предприятий (учреждений) могут оставаться на обслуживании у передающей Имущество организации по договору о совместном их использовании и финансировании, который заключается между передающим юридическим лицом и муниципальным предприятием или учреждением, принимающим Имущество на баланс.
1.9. Передача Имущества в муниципальную собственность возможна только после совместного проведения за счет средств передающей Имущество стороны технической инвентаризации объектов недвижимости, получения технических паспортов и иной необходимой технической документации, при наличии оформленных прав землепользования, документов о регистрации Имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При передаче Имущества объекты инфраструктуры и энергетики (наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, телефонизации и другое имущество), приватизированные квартиры и нежилые помещения, а также их стоимость должны быть выделены передающей стороной из стоимости жилого дома (здания).
1.10. Отсутствующие технические и правоустанавливающие документы на передаваемое Имущество должны быть восстановлены передающим Имущество лицом и за его счёт до момента передачи.
1.11. Передача в муниципальную собственность жилого фонда, объектов коммунально-бытового назначения осуществляется одновременно с передачей объектов, их обслуживающих, и инженерной инфраструктуры.
Допускается упреждающая приёмка объектов инженерной инфраструктуры до приёма жилых домов (зданий, сооружений) в муниципальную собственность по соглашению передающей Имущество и принимающей сторон.
1.12. Передача в муниципальную собственность Имущества производится с приложением перечня юридических и физических лиц, обладающих какими-либо правами в отношении этого Имущества (аренды, безвозмездного пользования, залога и др.), а также договоров и иных документов, являющихся основанием для возникновения у них указанных прав.
1.13. Обязанность по подготовке документов для государственной регистрации права муниципальной собственности на принимаемое Имущество и представительство в органе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним возлагается на передающее Имущество лицо и департамент недвижимости.

1.14. Право муниципальной собственности на Имущество, принимаемое в муниципальную собственность в соответствии с настоящим Положением, возникает с момента государственной регистрации права в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Департаментом недвижимости принятое Имущество включается в реестр муниципальной собственности.

2. Порядок приёма и оформления в муниципальную собственность Имущества, относящегося к федеральной собственности и находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных предприятий, федеральных казённых предприятий и федеральных государственных учреждений

(Раздел исключен Решением Томской городской Думы от 31.10.06 г. N 307

3. Порядок приема и оформления Имущества в муниципальную собственность из государственной собственности Томской области

3. Порядок приема и оформления Имущества в муниципальную
собственность из государственной собственности Томской области

(Раздел исключен Решением Томской городской Думы от 31.10.06 г. N 307

4. Порядок приёма и оформления Имущества, состоящего на балансе приватизированных и находящихся в стадии приватизации предприятий, в муниципальную собственность

4.1. Инициатива органа по управлению федеральной собственностью или государственной собственностью Томской области реализуется в следующем порядке:
4.1.1. Орган по управлению федеральной собственностью или государственной собственностью Томской области направляет Мэру Города Томска утверждённый план приватизации предприятия (изменения, внесённые в план приватизации предприятия) и перечень Имущества, не включённого в состав приватизируемого имущества, с приложением копии свидетельства о государственной регистрации права федеральной собственности или государственной собственности Томской области на передаваемое Имущество, сметы расходов на содержание Имущества, техническую документацию на передаваемое Имущество.
4.1.2. Департамент недвижимости в 10-дневный срок со дня получения письменного поручения (резолюции на документах) Мэра Города Томска рассматривает представленные документы и направляет их копии в соответствующий уполномоченный отраслевой (территориальный) орган для подготовки предложений о дальнейшем использовании Имущества, а также для подготовки заключения о потребности в средствах на финансирование расходов по содержанию передаваемого Имущества.
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Думы Города Томска от 05 августа 2014 года № 1065.
4.1.3. Уполномоченный отраслевой (территориальный) орган в десятидневный срок со дня получения копий документов, указанных в пункте 4.1.2 настоящего Положения, представляет соответствующие предложения и заключение с приложением смет расходов в департамент недвижимости и департамент финансов, который на основании указанного заключения готовит заключение о возможности, наличии или отсутствии источников финансирования из бюджета Города Томска передаваемого Имущества.
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Думы Города Томска от 05 августа 2014 года № 1065
4.2. Инициатива органов местного самоуправления Города Томска реализуется в следующем порядке:
4.2.1. Инициатива о необходимости или целесообразности передачи и приёма Имущества в муниципальную собственность может исходить от Томской городской Думы, Администрации Города Томска, уполномоченных отраслевых (территориальных) органов, департамента недвижимости.
4.2.2. Уполномоченный отраслевой орган в 10-дневный срок со дня получения письменного поручения (резолюции на документах) Мэра Города Томска обращается в соответствующий уполномоченный отраслевой (территориальный) орган для подготовки предложений о дальнейшем использовании передаваемого Имущества, для подготовки заключения, а также о потребности в средствах на финансирование расходов по содержанию передаваемого Имущества в орган по управлению государственной собственности Томской области с предложениями о внесении изменений в план приватизации предприятия, если Имущество, подлежащее передаче в муниципальную собственность, в нём не выделено.
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Думы Города Томска от 05 августа 2014 года № 1065
4.2.3. Уполномоченный отраслевой (территориальный) орган в 10-дневный срок со дня письменного обращения уполномоченного отраслевого органа, указанного в пункте 4.2.2 настоящего Положения, предоставляет соответствующие предложения и заключение с приложением смет расходов в департамент недвижимости и департамент финансов, который на основании указанного заключения готовит заключение о возможности, наличии или отсутствии источников финансирования из бюджета Города Томска передаваемого Имущества.
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Думы Города Томска от 05 августа 2014 года № 1065
4.3. Инициатива юридического лица (приватизированного или находящегося в стадии приватизации предприятия), на балансе которого состоит подлежащее передаче в муниципальную собственность Имущество, реализуется в следующем порядке:
4.3.1. Юридическое лицо (приватизированное или находящееся в стадии приватизации предприятие), на балансе которого состоит передаваемое в муниципальную собственность Имущество, направляет Мэру Города Томска план приватизации предприятия (изменения, внесённые в план приватизации предприятия) и перечень Имущества, не включённого в состав приватизируемого имущества, с приложением копии свидетельства о государственной регистрации права федеральной собственности или государственной собственности Томской области на передаваемое Имущество, сметы расходов на содержание Имущества, технической документации на передаваемое Имущество.
4.3.2. Департамент недвижимости в 10-дневный срок со дня получения письменного поручения (резолюции на документах) Мэра Города Томска рассматривает представленные документы и направляет их копии в соответствующий уполномоченный отраслевой (территориальный) орган для подготовки предложений о дальнейшем использовании Имущества, а также в департамент финансов для подготовки заключения о возможности, источниках и объёме финансирования расходов по содержанию Имущества.
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Думы Города Томска от 05 августа 2014 года № 1065.
4.3.3. Уполномоченный отраслевой (территориальный) орган и департамент финансов в десятидневный срок со дня получения копий документов, указанных в пункте 4.3.2 настоящего Положения, представляют соответствующие предложения и заключения в департамент недвижимости.
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Думы Города Томска от 05 августа 2014 года № 1065
4.4. Департамент недвижимости в 10-дневный срок со дня получения соответствующих письменных предложений и заключений, а также изменений в план приватизации, если подлежащее передаче в муниципальную собственность Имущество в нем не выделено, разрабатывает проект постановления Мэра Города Томска о приёме Имущества в муниципальную собственность и передаче его в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным предприятиям или учреждениям.
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Думы Города Томска от 05 августа 2014 года № 1065
4.5. Департамент недвижимости в 10-дневный срок с момента подписания предоставляет в уполномоченный отраслевой (территориальный) орган акты приёма-передачи Имущества, а также постановление Мэра Города Томска о приёме Имущества в муниципальную собственность.
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Томской городской Думы от 19.07.05 г. № 968.
4.6. Уполномоченный отраслевой территориальный орган направляет в департамент финансов акты приема-передачи Имущества, сметы расходов.
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Томской городской Думы от 19.07.05 г. № 968.
4.7. Департамент финансов при наличии соответствующих источников в бюджете Города Томска производит финансирование расходов на содержание Имущества, принятого в муниципальную собственность, на основании актов приема-передачи, технико-экономических расчетов и иных установленных действующим законодательством документов.
(Пункт дополнительно включен Решением Томской городской Думы от 19.07.05 г. № 968).

5. Порядок приёма и оформления в муниципальную собственность Имущества из собственности физических и юридических лиц

5.1. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в муниципальную собственность может приниматься безвозмездно Имущество, принадлежащее на праве собственности физическим и юридическим лицам.
5.2. Физическое или юридическое лицо, желающее безвозмездно передать Имущество, принадлежащее ему на праве собственности, в муниципальную собственность, подает письменное заявление на имя Мэра Города Томска.
К письму прилагаются решение органа юридического лица, уполномоченного решать вопросы отчуждения Имущества, о безвозмездной передаче Имущества в муниципальную собственность (для юридического лица), мотивированное обоснование необходимости или целесообразности передачи Имущества в муниципальную собственность, перечень передаваемого Имущества, следующие документы на Имущество:
— нотариально заверенные учредительные документы (для юридического лица);
— свидетельство о государственной регистрации права собственности юридического, физического лица на передаваемое Имущество;
— справки о балансовой и остаточной стоимости Имущества на конкретную дату для (юридического лица);
— технические паспорта и иная техническая документация на передаваемое Имущество;
— смета расходов на содержание передаваемого в муниципальную собственность Имущества (жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и т.д.) в расчете на год;
— правоустанавливающие документы на земельный участок;
— акты технического состояния жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и другого передаваемого Имущества;
— заключение независимых экспертов о техническом состоянии и стоимости передаваемого Имущества;
— утвержденная в установленном порядке выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие сведения о наличии или отсутствии ограничений (обременений) прав на передаваемое Имущество.
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Томской городской Думы от 19.07.05 г. № 968.
5.3. Департамент недвижимости по поручению Мэра Города Томска в 10-дневный срок с момента получения поручения рассматривает представленные передающей стороной документы и обращается в соответствующий уполномоченный отраслевой (территориальный) орган для подготовки заключения о целесообразности и необходимости такой передачи, а также для подготовки заключения о потребности в средствах на финансирование расходов по содержанию передаваемого Имущества.
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Томской городской Думы от 19.07.05 г. № 968.
5.3.1. Уполномоченный отраслевой (территориальный) орган в течение 10 дней со дня письменного обращения уполномоченного отраслевого органа, указанного в пункте 5.3 настоящего Положения, представляет соответствующее заключение с приложением смет расходов в департамент недвижимости и департамент финансов, который на основании указанного заключения готовит заключение о возможности, наличии или отсутствии источников финансирования из бюджета Города Томска передаваемого Имущества.
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Думы Города Томска от 05 августа 2014 года № 1065
5.4. Департамент финансов в течение 10 дней со дня получения заключения, указанного в пункте 5.3.1 настоящего Положения, представляют соответствующие заключения в департамент недвижимости.
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Думы Города Томска от 05 августа 2014 года № 1065
5.5. Департамент недвижимости, получив заключения, разрабатывает проект постановления Мэра Города Томска о приёме Имущества в муниципальную собственность и передаче его в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальному предприятию или учреждению.
5.6. При принятии Мэром Города Томска решения о приеме Имущества в муниципальную собственность, передающая сторона и департамент недвижимости заключают договор о безвозмездной передаче Имущества в муниципальную собственность, и оформляет акты приёма-передачи с передающим лицом.
5.7. Имущество передается в муниципальную собственность в состоянии, пригодном к эксплуатации.
Передающая сторона вправе заключить соглашение с Администрацией Города Томска или уполномоченным ею органом о порядке участия в расходах (целевому финансированию) по содержанию, эксплуатации и (или) ремонту Имущества, передаваемого в муниципальную собственность.
Обязанность по содержанию и обслуживанию передаваемого в муниципальную собственность Имущества возлагается на передающую сторону до дня подписания актов приема-передачи Имущества, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
5.8. Департамент недвижимости в 10-дневный срок с момента подписания предоставляет в департамент финансов акты приёма-передачи Имущества, а также постановление Мэра Города Томска о приёме Имущества в муниципальную собственность.
5.9. Департамент финансов при наличии соответствующих источников в бюджете Города Томска производит финансирование расходов на содержание Имущества, принятого в муниципальную собственность на основании актов приема-передачи, технико-экономических расчетов и иных установленных действующим законодательством документов.
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Томской городской Думы от 19.07.05 г. № 968.

6. Порядок приёма и оформления Имущества в муниципальную собственность от организаций, признанных банкротами

6.1. Приём в муниципальную собственность имущества от организаций, признанных банкротами, в том числе имущества, оставшегося после завершения расчётов с кредиторами и не подпадающего под признаки социально-значимых объектов и жилищного фонда социального использования, производится в соответствии со ст. 132 и ст. 148 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» либо ст. 104 и ст. 118 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»(если процедура конкурсного производства осуществляется по правилам данного закона) и положениями настоящего раздела. Настоящий раздел положения распространяется на Имущество, являющееся собственностью либо находящееся в хозяйственном ведении организаций, признанных банкротом, и не распространяется на Имущество этих же организаций, подлежащее передаче в муниципальную собственность в ином порядке, установленном законодательством РФ.
6.2. Конкурсный управляющий организации, признанной банкротом, в собственности или хозяйственном ведении которой находится подлежащее передаче в муниципальную собственность Имущество, направляет письменное уведомление на имя Мэра Города Томска и в департамент недвижимости с приложением проекта договора, содержащего все существенные условия. К уведомлению также прилагаются правоустанавливающие документы, документы о государственной регистрации права собственности на Имущество в случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом, и техническая документация.
6.3. Департамент экономики в течение 5 дней со дня получения письменного поручения (резолюции на документах) Мэра Города Томска делает заключение о размере компенсации либо убыточности эксплуатации предаваемого Имущества и направляет его в департамент недвижимости. В случае необходимости при подготовке заключения департамент экономики привлекает независимых экспертов.
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Думы Города Томска от 05 августа 2014 года № 1065
6.4. Департамент недвижимости по результатам заключения департамента экономики готовит проект постановления Мэра Города Томска о приёме Имущества в муниципальную собственность:
1) на условиях договора, предложенного конкурсным управляющим, либо

2) на безвозмездной основе, либо
3) по цене, определенной в установленном порядке.
6.5. Департамент недвижимости в двух последних случаях, предусмотренных в п. 6.4 настоящего Положения, в 5-тидневный срок со дня подготовки проекта постановления администрации Города Томска, указанного в пункте 6.4 настоящего Положения составляет протокол разногласий и направляет его конкурсному управляющему.
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Думы Города Томска от 05 августа 2014 года № 1065
6.6. Департамент финансов:
6.5.1. При возмездной передаче Имущества в муниципальную собственность осуществляет выделение средств из бюджета Города Томска при наличии средств в бюджете на очередной финансовый год на основе представленных департаментом недвижимости договора и иных документов.
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Томской городской Думы от 19.07.05 г. № 968.
6.5.2. Предусматривает расходы на содержание Имущества, принятого в муниципальную собственность на основании актов приема-передачи, технико-экономических расчетов и иных установленных действующим законодательством документов.

Председатель Томской Мэр города Томска
городской Думы
______________ Н.А.Николайчук _____________ А.С.Макаров

МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Перечень документов, необходимых для передачи имущества из муниципальной собственности в собственность области:

— перечень передаваемого имущества, оформленный по форме согласно приложениям № 1 и № 2 к постановлению Правительства РФ от 13.06.2006 № 374;

— решение представительного органа местного самоуправления об утверждении перечня имущества, передаваемого из муниципальной собственности в собственность области — оригинал;

— предложение органа местного самоуправления о передаче муниципального имущества в собственность Амурской области – оригинал;

— выписка из реестра муниципального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе — оригинал;

— выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в министерство – оригинал;

— копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или иного пользования муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению соответственно (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);

— документы, подтверждающие право собственности муниципального образования на предлагаемые к передаче земельные участки (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним) — оригинал;

— справка организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о технических характеристиках и адресах предлагаемых к передаче объектов — в случае передачи отдельных помещений в зданиях в целях индивидуализации предлагаемого к передаче имущества — оригинал;

— кадастровый паспорт земельного участка, содержащий описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости — оригинал;

— согласие (письмо) муниципального предприятия, муниципального учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или иного пользования соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо) — оригинал;

— заверенная в установленном порядке копия устава муниципального предприятия, муниципального учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или иного пользования соответственно, предлагается к передаче;

— выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении муниципального предприятия, муниципального учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или иного пользования соответственно, предлагается к передаче — оригинал;

— бухгалтерский баланс муниципального предприятия, муниципального учреждения — в случае их передачи как имущественных комплексов — оригинал;

— пообъектная расшифровка статей бухгалтерского баланса муниципального предприятия или учреждения — «Основные средства», «Капитальные вложения в основные средства»;

— документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, — в случае принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность Амурской области, если указанное имущество используется органами государственной власти Амурской области, государственными унитарными предприятиями области, государственными учреждениями области в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам — оригинал;

— предложение отраслевого органа государственной власти Амурской области о передаче в собственность Амурской области имущества с обоснованием необходимости осуществления передачи такого имущества и с указанием организации, за которой предлагается закрепление имущества — оригинал;

— обращение государственного предприятия области или государственного учреждения области о принятии имущества в собственность области, в случае, если отраслевым органом государственной власти Амурской области, в ведении которого находится такая организация, предлагается закрепление имущества за ней — оригинал;

— заверенная в установленном порядке копия устава организации, за которой предлагается закрепление имущества — оригинал;

— выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении организации, за которой предлагается закрепление имущества — оригинал.