Олимпиада по ОПК

Положение об Общероссийской олимпиаде школьников «Основы православной культуры»

Олимпиада школьников «Основы православной культуры» проводится ОЧУ ВО «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» в соответствии с приказом Минобрнауки России от 04.04.2014 г. № 267 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников» (в редакции приказа Минобрнауки России от 10.12.2014 г. № 1563).

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об олимпиаде школьников (далее − Положение) определяет порядок организации и проведения олимпиады школьников «Основы православной культуры» (далее − Олимпиада), её организационное, методическое и финансовое обеспечение, порядок участия в Олимпиаде и определения победителей и призеров.

1.2. Основными целями Олимпиады являются:

  • формирование устойчивого интереса к научным знаниям в гуманитарной сфере учащихся средних учебных заведений на всех этапах школьного обучения;
  • вовлечение учащихся в научно-исследовательскую и познавательную деятельность в области истории и культуры Православия;
  • создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
  • содействие учащимся в их профессиональной ориентации;
  • духовно-нравственное и историко-патриотическое воспитание школьников;
  • повышение научно-методической квалификации учителей, аспирантов, студентов, научных работников, принимающих участие в проведении Олимпиады.

1.3. В Олимпиаде на добровольной основе принимают участие учащиеся 4−11-х классов государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы.

1.4. Рабочим языком олимпиады является русский язык.

1.5. Олимпиада проводится в Москве, других субъектах Российской Федерации, странах СНГ и Балтии по согласованию с местными органами управления образованием, при взаимодействии с образовательными и просветительскими структурами (школами, гимназиями, лицеями, дворцами творчества, епархиальными отделами религиозного образования и комитетами по работе с молодежью).

1.6. Официальный портал Олимпиады размещен в сети Интернет по адресу: opk.pravolimp.ru

2. Организационно-методическое и информационное обеспечение олимпиады

2.1. Координацию проведения Олимпиады осуществляет ОЧУ ВО «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» в соответствии с функциями, определенными приказом Минобрнауки России от 04.04.2014 г. № 267 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников» (в редакции приказа Минобрнауки России от 10.12.2014 г. № 1563).

2.2. Для проведения Олимпиады ежегодно формируются Центральный Оргкомитет Олимпиады, Центральная методическая комиссия и Центральное жюри, состав которых утверждается Председателем оргкомитета.

2.3. Общее руководство подготовкой и проведением Олимпиады осуществляется Центральным Оргкомитетом Олимпиады.

2.4. Председателем Центрального оргкомитета является ректор ОЧУ ВО «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет».

2.5. Для проведения отборочных этапов Олимпиады (школьного, муниципального) и заключительного (регионального) этапа на местах формируются оргкомитеты и жюри из числа научных и педагогических работников образовательных организаций общего, среднего профессионального и высшего образования на срок не более одного года.

2.6. Информация об Олимпиаде и порядке участия в ней, о победителях и призерах является открытой, публикуется в средствах массовой информации, сети Интернет (opk.pravolimp.ru, распространяется среди учащихся, учителей и родителей. Все задания и решения олимпиадных заданий после проведения Олимпиады оперативно публикуются в сети Интернет.

3. Функции оргкомитетов, центральной методической комиссии и жюри Олимпиады

3.1. Центральный Оргкомитет Олимпиады:

3.1.1. Центральный Оргкомитет Олимпиады формируется из числа научных, педагогических и административных кадров ОЧУ ВО «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет», работников высшего образования, благотворителей Олимпиады, представителей общественности.

3.1.2. Функции Центрального оргкомитета Олимпиады:

  • разрабатывает данное Положение и вносит в него изменения;
  • устанавливает регламент проведения Олимпиады;
  • обеспечивает непосредственное проведение Олимпиады;
  • рассматривает совместно с Центральной методической комиссией и жюри Олимпиады протоколы утверждения рейтинговых списков отборочных этапов Олимпиады;
  • на основании протоколов об утверждении региональных списков участников Олимпиады и лучших работ участников заключительного (регионального) этапа формирует единый общероссийский рейтинг победителей и призеров Олимпиады;
  • утверждает список победителей и призеров заключительного этапа Олимпиады;
  • награждает дипломами победителей и призеров заключительного этапа Олимпиады;
  • представляет в Российский совет олимпиад школьников ежегодный отчет по итогам прошедшей Олимпиады;
  • разрабатывает проект сметы Олимпиады;
  • готовит материалы для освещения организации и проведения Олимпиады в средствах массовой информации.

3.2. Оргкомитеты Олимпиады на местах:

3.2.1. Оргкомитеты отборочных туров (школьного, муниципального) и заключительного (регионального) тура формируются из числа работников местных органов управления образованием, епархиальных образовательных отделов и комитетов по делам молодежи.

3.2.2. Функции оргкомитетов Олимпиады на местах:

  • обеспечивают непосредственное проведение Олимпиады на местах;
  • утверждают финансовый план и смету затрат на проведение Олимпиады;
  • определяют источники финансирования Олимпиады;
  • формируют составы жюри соответствующих этапов Олимпиады;
  • утверждают списки победителей и призеров соответствующих этапов Олимпиады, направляют их в Центральный оргкомитет Олимпиады;
  • направляют в Центральный Оргкомитет Олимпиады утвержденные рейтинговые списки участников, победителей и призеров соответствующих этапов Олимпиады и лучшие работы участников заключительного тура;
  • награждают дипломами победителей и призеров заключительного этапа Олимпиады;
  • организуют освещение Олимпиады в средствах массовой информации на местах.

3.3. Центральная методическая комиссия Олимпиады:

3.3.1. Центральная методическая комиссия формируется из числа научных и педагогических кадров ОЧУ ВПО «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет», преподавателей ведущих вузов РФ, а также учителей средних учебных заведений РФ, специалистов в гуманитарных областях знаний.

3.3.2. Функции Центральной методической комиссии:

  • разработка материалов олимпиадных заданий, критериев оценки выполненных олимпиадных заданий, методических рекомендаций по организации и проведению Олимпиады для всех этапов;
  • определение формы проведения и технического обеспечения заключительного этапа Олимпиады;
  • представление в оргкомитет Олимпиады предложений по вопросам, связанным с совершенствованием организации проведения Олимпиады;
  • рассмотрение совместно с Центральным оргкомитетом Олимпиады и жюри апелляций участников Олимпиады;
  • публикация решений олимпиадных заданий и других видов испытаний.

3.4. Центральное жюри Олимпиады:

3.4.1. Центральное жюри Олимпиады формируется из числа ведущих научно-педагогических кадров, специалистов и руководства различных подразделений ОЧУ ВО «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет», организаций высшего образования, научно-исследовательских институтов и центров.

3.4.2. Функции Центрального жюри Олимпиады:

  • проверка и оценка результатов выполнения олимпиадных заданий;
  • определение кандидатур победителей и призеров Олимпиады;
  • утверждение единого рейтингового списка победителей и призеров Олимпиады;
  • рассмотрение совместно с Центральным оргкомитетом и Центральной методической комиссией Олимпиады апелляций участников Олимпиады.

4. Порядок участия в Олимпиаде и определение победителей и призёров

4.1. Олимпиада проводится с 1 сентября 2019 года по 1 апреля 2020 года в три этапа: школьный (отборочный), муниципальный (отборочный), региональный (заключительный).

4.2. Общее количество победителей и призёров каждого из отборочных этапов не должно превышать 45% от общего фактического числа участников отборочного этапа Олимпиады. Количество победителей заключительного этапа Олимпиады не должно превышать 8% от общего фактического числа участников заключительного этапа Олимпиады. Общее количество победителей и призеров заключительного этапа Олимпиады не должно превышать 25% от общего фактического числа участников заключительного этапа Олимпиады.

4.3. Призерами каждого из отборочных этапов Олимпиады, в пределах установленной Центральным Оргкомитетом и Центральной методической комиссией квоты, признаются все участники данного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

4.4. Победители и призеры отборочных этапов Олимпиады награждаются дипломами.

4.5. В школьном (отборочном) этапе Олимпиады принимают участие: учащиеся 4–11-х классов.

4.6. В муниципальном (отборочном) этапе Олимпиады принимают участие учащиеся 4–11-х классов, победители школьного этапа Олимпиады текущего учебного года, а также призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года, набравшие необходимое для участия в муниципальном (отборочном) этапе Олимпиады количество баллов в пределах установленной Центральным оргкомитетом и Центральной методической комиссией квоты.

4.7. В региональном (заключительном) этапе Олимпиады принимают участие: учащиеся 5–7-х и 8–11-х классов, победители муниципального этапа Олимпиады текущего учебного года; призеры муниципального этапа Олимпиады текущего учебного года, набравшие необходимое для участия в заключительном этапе Олимпиады количество баллов в пределах установленной Центральным Оргкомитетом и Центральной методической комиссией квоты; победители и призеры заключительного этапа Олимпиады предыдущего года в случае, если они продолжают обучение в образовательных организациях, при условии выполнения ими обязательного домашнего задания, загружаемого на официальный сайт Олимпиады в установленные Оргкомитетом сроки и прошедшие обязательную персональную регистрацию на региональный этап;

4.8. Квоту на участие в заключительном этапе Олимпиады устанавливает Центральный Оргкомитет Олимпиады. Победители и призеры Олимпиады определяются по результатам регионального (заключительного) этапа Олимпиады.

4.9. Центральный Оргкомитет оставляет за собой право публиковать результаты заключительного (регионального) этапа на сайте олимпиады opk.pravolimp.ru не ранее одного календарного месяца после даты окончания регионального тура, но не позднее 10 апреля 2020 года.

4.10. Количество победителей заключительного этапа Олимпиады не должно превышать 8% от общего фактического числа участников заключительного этапа Олимпиады. Общее количество победителей и призеров заключительного этапа Олимпиады не должно превышать 25% от общего фактического числа участников заключительного этапа Олимпиады.

4.11. Заключительный (региональный) этап Олимпиады проводится в очной форме.

4.12. Заключительный этап Олимпиады и выполнение заданий в его рамках проводится в форме проверочной письменной работы, включающей в себя научно-исследовательские и творческие блоки.

4.13. Итоги заключительного этапа Олимпиады подводятся жюри для каждой возрастной категории и оформляются в виде дипломов 1-й степени для первых 8% от общего числа участников финального этапа и дипломов 2-й и 3-й степени, но не более чем для 25% от общего числа участников финала.

4.14. Центральный оргкомитет Олимпиады оставляет за собой право аннулировать результаты заключительного (регионального) этапа в одном или нескольких регионах при несоблюдении или нарушении региональными организаторами Положения и Регламента проведения Олимпиады.

4.15. Центральный Оргкомитет Олимпиады оставляет за собой право награждения участников заключительного этапа в рамках дополнительных номинаций, учрежденных партнерами проведения Олимпиады.

5. Права победителей и призёров

5.1. Победителями Олимпиады считаются участники, показавшие лучшие результаты и награжденные дипломами 1-й степени. Призёрами Олимпиады считаются участники, награжденные дипломами 2-й и 3-й степени.

  • Участники Олимпиады могут награждаться сертификатами, грамотами, памятными подарками.
  • Дипломы победителей и призеров подписываются председателем (заместителем председателя)Ооргкомитета Олимпиады.

5.2. Представление списков победителей и призеров Олимпиады в Российский совет олимпиад школьников, размещение информации о победителях и призерах на сайте Олимпиады осуществляется в срок, установленный РСОШ.

5.3. Участники заключительного этапа Олимпиады после объявления результатов могут подать заявление на апелляцию в течение 5 дней после публикации списка победителей и призеров. Информация о процедуре проведения апелляции размещается на сайте Олимпиады.

5.4. Льготы победителям и призерам Олимпиады по предмету (комплексу предметов) могут быть представлены при поступлении в высшие учебные заведения, согласно действующему законодательству, на специальности (направления подготовки) в соответствии с профилем Олимпиады. Список общеобразовательных предметов, соответствующих профилю отдельной Олимпиады по предмету (комплексу предметов), и специальностей (направлений подготовки), по которым могут быть предоставлены льготы победителям и призерам Олимпиады, определяется Перечнем олимпиад школьников.

6. Финансовое обеспечение олимпиады

6.1. Финансовое обеспечение школьного этапа Олимпиады осуществляется за счёт средств Попечительского совета Олимпиады, привлеченных к организации и проведению мероприятий Олимпиады спонсоров и меценатов.

6.2. Финансовое обеспечение муниципального этапа Олимпиады осуществляется за счёт средств Попечительского совета Олимпиады, привлеченных к организации и проведению мероприятий Олимпиады спонсоров и меценатов, городских целевых программ, иных средств.

6.3. Финансовое обеспечение регионального этапа Олимпиады осуществляется за счёт средств Попечительского совета Олимпиады, привлеченных к организации и проведению мероприятий Олимпиады спонсоров и меценатов, региональных целевых программ, иных средств.

6.4. Организаторы каждого этапа Олимпиады имеют право создавать попечительские советы Олимпиады, привлекая к организации и проведению мероприятий Олимпиады спонсоров и меценатов.

6.5. Взимание платы (в какой-либо форме) за участие в Олимпиаде не допускается.

Скачать Положение об Олимпиаде 2019–2020

Скачать Регламент проведения Олимпиады 2019–2020

Скачать Сборник заданий Олимпиады 2009–2013

Рекомендуемая литература

Задания Олимпиады по ОПК — проверь себя!

12 апреля в Православном Свято-Тихоновском Богословском Университете проходит федеральный тур второй всероссийской Олимпиады школьников по основам православной культуры.

В финал вышли 150 человек из 45 тысяч ребят, принимавших участие в начальных этапах Олимпиады. Возраст участников – от 14 до 18 лет, большинство из них — победители и призеры олимпиад не только по ОПК, но и по обычным школьным предметам. Смотрите фоторепортаж об Олимпиаде: Как проходила Олимпиада по Основам православной культуры в ПСТГУ

Вот некоторые из вопросов и заданий Олимпиады:

  1. Этот праздник возник в России еще в XVII в., но стал торжественно отмечаться только с ХХ в. Поместный собор 1917-1918 гг. постановил праздновать его ровно через неделю после дня всех святых (т.е. во 2-ое воскресенье по Пятидесятнице). В 1941 г. с этим праздником совпало начало Великой отечественной войны.
  2. В каком году в СССР была введена в эксплуатацию первая ветка метрополитена, а также разрешена новогодняя елка?
  3. Псалтирь, книга, написанная царем и пророком Давидом, начинается словами «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…». А какими словами она заканчивается?
  4. Эта благочестивая девушка вышла замуж за Византийского императора Феофила, бывшего убежденным иконоборцем. После смерти супруга ей пришлось управлять целой империей, пока не подрос ее сын Михаил. В период ее правления был одержан ряд военных побед, пополнена государственная казна, а главное – собран церковный собор, восстановивший иконопочитание в империи. В память этого события был установлен особый праздник.
  5. Кто эта святая и как называется праздник?
  6. Что общего у слова метаморфоза с названием одного из двунадесятых праздников?
  7. В романе Ф.М.Достоевского Семен Мармеладов при встрече с Родионом Раскольниковым восклицает: «Се человек!» Откуда взята эта фраза и кому она принадлежит?
  8. В скобках укажите православный праздник, в день празднования которого произошли события, относящихся к Великой Отечественной войне (нужно указать только цифру, под которой записан праздник).

9. Перед Вами фрагмент «Слова на 1000-летие Крещения Руси», составленного великим подвижником благочестия ХХ века архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). 11 апреля, исполнилось 100 лет со дня его рождения. О каких новопрославленных святых идет речь?

«Ныне, в юбилейный год, даровал Господь России новых ходатаев, исполненных Божией благодати. В разное время они жили и разными дорогами шли по пути Божию в Царство Небесное, но так ярко горели их сердца любовью к Богу, что свет этот не угас во времени, но достиг и нас и нам светит теперь на нашем пути к Богу…

Ныне на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном юбилею 1000-летия Крещения Руси… возгласил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен: «Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих:

Схиархимандрита ___________________(__________________________) (1722-1794). Он возродил на Руси школу старчества.

Епископа _________________________(_________________________) (1807-1867), подвижника благочестия, учителя христианской жизни и писателя духовного.

Иеросхимонаха _____________________________________(1812-1891) – старца, пастыря и проповедника, делателя любви к Богу через людей.

Будем просить у Господа благословения, а у всех русских святых – молитв на вступление во второе тысячелетие, чтобы их молитвами не оскудела на Руси православная вера во всей чистоте, чтобы не забыли ни мы, ни наши потомки Божиих заповедей и заветов. И еще будем благодарить Господа за ушедшее в вечность тысячелетие.

Боже наш, слава Тебе за все и за вся во веки веков! Аминь».

10. Опишите первую фотографию: что на ней запечатлено, в какой временной интервал она могла быть сделана? Что связывает эти два снимка?

Задания Олимпиады по ОПК

Олимпиада ОПК

ОЛИМПИАДА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ОЛИМПИАДА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Примерные темы на ближайшие пять лет (2016–2021)
Основная тема каждого учебного года связана с юбилейными датами того календарного года, которым учебный год кончается. Основная тема совпадает (полностью или частично) с темой ближайших Рождественских чтений и утверждается после официального оглашения темы чтений.
Кроме основной темы, задания каждого года связаны с темой локальной, имеющей географический признак. Географически ограниченная тема позволяет ближе познакомиться с историей, лицами, художественными и литературными памятниками избранного региона.
Темы для 2016/2017 года окончательно утверждены 6 мая 2016 г.
Темы для осени 2017 года и далее указаны приблизительно; впоследствии возможно внесение методистами Олимпиады корректив и дополнений.
2016/2017 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Русь уходящая»: русская культура перед лицом гонений
В 2017 году отмечается 100-летие Поместного Собора Русской Церкви, восстановившего Патриаршество. Собор проходил в 1917/1918 годах, что дает особое основание для посвящения учебного года 2017/2018, прежде всего, памяти этого исторического собора, его участников и современников. Часть участников Собора прославлена в лике новомучеников и исповедников. Это люди, воспитанные в Синодальный период; их жизнь, культурные и интеллектуальные ценности и мировоззрение заслуживают изучения.
Юбилеи, связанные с темой:
• Крушение Российской Империи (февральский и октябрьский перевороты) – 2017
• Восстановление Патриаршества в Русской Церкви – 2017
ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Русское Присутствие на Святой Земле»
Тема приурочена к юбилеям 2017 года:
• 200-летие со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина; 1817–1894) – самого известного начальника духовной миссии в Иерусалиме, выдающегося пастыря, ученого-византиниста, начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, при котором ее деятельность достигла наибольшего расцвета в дореволюционный период.
• 170-летие основания Русской миссии в Иерусалиме (1847 г.)
2017/2018 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Подвиг последних Романовых»
Тема, прежде всего, связана с главным – трагическим – юбилеем 2018 года: убийством Царской семьи и великих князей, ставших символом православной России, с которой жестоко расправлялась новая власть. Эта страница жизни последних Романовых и связанных с ними людей характеризуется словами «страстотерпчество» и «мученичество». Но, кроме внимания к последнему совершенному ими христианскомуподвигу, тема подразумевает изучение «подвига повседневности» – внимание к тем годам жизни Царской семьи, которые предшествовали гонениям, изучение того духовного багажа и опыта социального служения, с которыми представители царского дома подошли к эпохе гонений.
Юбилей:
• в 2018 году 150-летие со дня рождения св. имп. Николая II
• 2018 год – столетие гибели Царской семьи, кн. Елизаветы Федоровны и других великих князей
ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Царский Крым»(Крым при Романовых)
Крым был любимым местом пребывания последней Царской семьи. Именно там они хотели провести остаток дней после свержения монархии. Богатая и, как водится, непростая история полуострова была украшена этой глубокой привязанностью царского дома. Тема позволяет нам совершить заочное путешествие в Царский Крым и постараться понять, что именно вызвало царские симпатии и что сам Крым получил в наследие от любивших его царей.
2018/2019 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Умозрение в камне»: каменное церковное зодчество Древней Руси
Тема обращает внимание на историю появления храмов и монастырей в период каменного строительства, их архитектуру, инициаторов и архитекторов, систему росписи, а также воспоминания о храмах, отражение образов и судьбы этих храмов в живописи и литературе.
Юбилеи:
• В 2019 году – 540 лет со дня завершения строительства Успенского собора Московского Кремля (1479)
• В 2019 году – 1030 лет с начала строительства первого известного каменного храма древней Руси – Десятинной Церкви (989 год)
• В 2018 году – 1030 лет Крещения Руси.
ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Славянский мир в эпоху свв. Кирилла и Мефодия»
даты 2019 года:
• 1250 лет со дня кончины равноапостольного Кирилла, одного из братьев (869 г.)
• 800-летие получения Сербской Православной Церковью автокефалии (1219 год)
• 1100 лет провозглашения автокефалии Болгарской Церкви (919 год)
Тема позволяет вникнуть в миссию святых братьев, лучше понять их подвиг, рассмотреть плоды миссии в славянских странах – прежде всего, в Болгарии и Сербии, в которой их труды способствовали окончательному утверждению христианства. Тема позволяет увидеть культурные связи России с другими славянскими странами и значение миссии для распространения и утверждения христианской веры на русской земле.
2019/2020 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Эпоха святого Александра Невского»
Юбилей:
• в 2020 году – 800-летие со дня рождения св. князя Александра Невского
Примерное содержание темы: воинский подвиг (самого князя и вообще), защита веры, святые и несвятые современники князя из князей, мирян и духовенства; княжеская семья; почитание и храмы, связанные с его именем.
ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА (два варианта):
I. «Соловки: прошлое и настоящее»
Юбилей:
• в 2020 году – 300-летие преставления прп. Иова Анзерского.
Тема связана с новомучениками и вообще сонмом пострадавших за Христа на архипелаге: прп. Иову было от Божией Матери откровение, что Соловки станут Русской Голгофой. Но история монастыря интересна и до страшного ХХ века.
II. «Православие в Америке»
Американская православная Церковь – это дочерняя Церковь для Русской. Тема года включает в себя такие аспекты: история американской миссии, появление и распространение Православия в Америке, подвиг русских миссионеров и святителей, русские монастыри в Америке и т.д.
Юбилейные даты:
• в 2020 году – 50-летие автокефалии Американской Православной Церкви (1970).
• В 2019 году – 225 лет со дня появления первых русских миссионеров на Аляске (1794 год), прп. Герман Аляскинский.
2020/2021 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Русская школа в новое время(от Петра Великого до 1917)»
Юбилей:
• в 2021 году исполнится 300 лет учреждения Славянской школы при Петре I при Александро-Невском монастыре.
Тема позволяет познакомиться с типами школ и путями получения образования в XVIII–XIX века, продолжительностью, ступенями и качеством образования, уровнем знаний выпускников, системой подготовки учителей. С темой связан общий вопрос об отношениихристиан к получению образования.
ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Православие в Японии»
Юбилей:
• в 2021 году исполняется 160 лет со времени прибытия в Японию в 1869 г. русского миссионера архимандрита Николая (Касаткина).
• И вторая дата 2021 года: 120 лет со дня выхода полного перевода Нового Завета на японский язык, подготовленного свт. Николаем (1901 г.).
Файл: Загрузить

Олимпиада по ОРКСЭ (модуль опк) для 4 класса.

Олимпиада по ОРКСЭ (модуль ОПК) 4 класс

Задание 1. Выберите правильный ответ

1.1.Что такое «религия»?

а) верование, особое поведение, участие в ритуалах;

б) выступление, чтение священных книг, посещение святых сооружений;

в) участие в крестном ходе, чтение молитв, посещение святых сооружений;

г) вера в бога, чтение Библии, участие в религиозных ритуалах.

1.2.Традиционные религии России:

а) христианство, буддизм, ислам, католицизм;

б) христианство, буддизм, ислам, иудаизм;

в) христианство, буддизм, протестантизм, ислам;

г) христианство, ислам, католицизм.

1.3Какой народ первым поверил в Единого Бога?

а) русские;

б) евреи;

в) индейцы;

г) мусульмане

1.4. В каком городе родился Иисус Христос?

а) в Древнем Риме;

б) в Древней Греции;

в) в Иерусалиме;

г) в маленьком городе Вифлееме

1.5.Какое имя дал народ Владимиру I Святославовичу?

а) Благодетель;

б) Красное Солнышко;

в) Освободитель;

г) Креститель.

1.6.Как называется самое священное место в христианском храме?

а) престол;

б) алтарь;

в) притвор;

г) иконостас.

1.7.Как соотносятся между собой Библия и Евангелие?

а) Библия входит в состав Евангелия

б) Это две совершенно разные отдельные книги

в) Евангелие входит в состав Библии

1.8.Новый Завет, который является частью Библии – СвященногоПисания христиан включает Четвероевангелие (четыре Евангелия)

а) От Петра, от Марка, от Луки, от Иоанна;

б) От Луки, от Ионы, от Матфея, от Марка;

в) От Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна

1.9.Укажите самый древний из перечисленных монастырей

а) Александро-Невская лавра

б) Ипатьевский монастырь

в) Киево-Печерская лавра

г)Троице-Сергиева лавра

1.10. Центральное место в архитектурном ансамбле монастыря обычно занимает…

а) колокольня

б) ризница

в) соборный храм

г) трапезная

1.11.Российское государство ведёт отсчёт своей истории с:

а) 826 года

б) 682 года

в) 862 года

Задание 2. Вставь пропущенные слова.

БОГ сотворил мир за …дней.начале БОГ сотворил небо и ….

И назвал БОГ свет днём, а тьму-….

Во второй день БОГ создал твердь посреди воды и назвал твердь небом.

В третий день сотворения мира БОГ собрал воду, которая под небом, в одно место, и явилась суша. Бог назвал сушу землёю, а воды -….

И повелел БОГ на земле произрастать красивым цветам, …. и …..

В четвёртый день по Божию повелению засияли на небе светила: солнце, …и звёзды.

В пятый и шестой дни бог сотворил живых существ: животных и человека.

И сотворил БОГ человека:

По Божью образу его Он сотворил.

И сотворил их- мужа и жену.

И звали их А…и Е.. .

А седьмой день БОГ назвал…. отдыхом от дел.

Задание 3. Прочитайте краткую справку по эпохе гонений. Ответьте на вопросы.

После революции 1917 года в нашей стране началась эпоха гонений на веру. Были закрыты и разрушены многие православные храмы и монастыри.

В Российской империи (по данным на 1914 год) насчитывалось 54 174 православных храма, 25 593 часовни, 1025 монастырей.

К концу эпохи гонений на веру (по данным на 1987 год) в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей.

Знаком окончания эпохи гонений стало принятие в 1990 году центральной властью закона о свободе совести и вероисповедания, к работе над которым были привлечены также и представители Русской Православной Церкви.

2.1. Сколько всего священных сооружений было разрушено в период с 1917 по 1987 год? ______________

2.2. В течение скольких лет продолжалась эпоха гонений на веру в нашей стране? __________________

Задание 4.Священные места на Святой Земле.

Найдите и выделите в филворде названия святых мест, связанных с библейской историей. Запишите их в таблицу напротив описаний этих мест.

Сад близ Иерусалима, называемый также Оливковый, или Масличный. Здесь Иисус Христос молился перед взятием под стражу и Крестными страданиями.

Место распятия Иисуса Христа, дословно переводится как «Лобное место».

Река в Святой Земле – место крещения Иисуса Христа.

Город, где под Мамврийским дубом патриарху Аврааму явился Бог в виде трех Ангелов

К

П

О

И

И

Н

С

А

В

Р

А

Г

О

Л

Г

О

Ф

А

И

И

П

О

И

К

С

О

Р

Х

Ф

О

Н

С

О

Ы

Р

А

И

Е

Л

С

Д

А

Р

Я

Ж

М

У

В

Е

И

О

П

Д

С

Д

М

Ь

Р

Е

А

Ц

О

А

С

О

Е

М

О

М

С

К

О

Н

Н

С

Ц

У

Н

И

С

Г

Е

Ф

С

И

М

А

Н

И

Я

Город, в котором родился Иисус Христос. Его название в переводе с еврейского означает «дом хлеба».

Задание 5. Перечисли важнейшие Христианские православные праздники.

Ключи к заданиям ОПК

Задание 1. Выберите правильный ответ

1.1.Что такое «религия»?

а) верование, особое поведение, участие в ритуалах; — 1 балл

1.2. Традиционные религии России:

б) христианство, буддизм, ислам, иудаизм; — 1 балл

1.3Какой народ первым поверил в Единого Бога?

б) евреи; — 1 балл

1.4. В каком городе родился Иисус Христос?

г) в маленьком городе Вифлееме- 1 балл

1.5.Какое имя дал народ Владимиру I Святославовичу?

б) Красное Солнышко; -1 балл

1.6.Как называется самое священное место в христианском храме?

б) алтарь;- 1 балл

1.7. Как соотносятся между собой Библия и Евангелие?

в) Евангелие входит в состав Библии- 1 балл

1.8.Новый Завет, который является частью Библии – СвященногоПисания христиан включает Четвероевангелие (четыре Евангелия)

в) От Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; -1 балл

1.9. Укажите самый древний из перечисленных монастырей

в) Киево-Печерская лавра- 1 балл

1.10. Центральное место в архитектурном ансамбле монастыря обычно занимает…

в).соборный храм-1 балл

1.11. Российское государство ведёт отсчёт своей истории с:

в) 862 года-1 балл

Задание 2. Вставь пропущенные слова.

БОГ сотворил мир за 6 дней.В начале БОГ сотворил небо и землю

И назвал БОГ свет днём, а тьму-ночью

Во второй день БОГ создал твердь посреди воды и назвал твердь небом.

В третий день сотворения мира БОГ собрал воду, которая под небом, в одно место, и явилась суша. Бог назвал сушу землёю, а воды — морями

И повелел БОГ на земле произрастать красивым цветам, кустами деревьям

В четвёртый день по Божию повелению засияли на небе светила: солнце, луна и звёзды.

В пятый и шестой дни бог сотворил живых существ: животных и человека.

И сотворил БОГ человека:

По Божью образу его Он сотворил.

И сотворил их- мужа и жену.

И звали их Адами Ева .

А седьмой день БОГ назвал покоем(выходным)отдыхом от дел.- 10 баллов ( по одному баллу за слово)

Задание 3. Прочитайте краткую справку по эпохе гонений. Ответьте на вопросы.

После революции 1917 года в нашей стране началась эпоха гонений на веру. Были закрыты и разрушены многие православные храмы и монастыри.

В Российской империи (по данным на 1914 год) насчитывалось 54 174 православных храма, 25 593 часовни, 1025 монастырей.

К концу эпохи гонений на веру (по данным на 1987 год) в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей.

Знаком окончания эпохи гонений стало принятие в 1990 году центральной властью закона о свободе совести и вероисповедания, к работе над которым были привлечены также и представители Русской Православной Церкви.

2.1. Сколько всего священных сооружений было разрушено в период с 1917 по 1987 год? 73884 -2 балла

2.2. В течение скольких лет продолжалась эпоха гонений на веру в нашей стране? 73 -2 балла

Задание 4.Священные места на Святой Земле.

Найдите и выделите в филворде названия святых мест, связанных с библейской историей. Запишите их в таблицу напротив описаний этих мест.10 баллов ( за каждое выделенное слово по 1 баллу)

К

П

О

И

И

Н

С

А

В

Р

А

Г

О

Л

Г

О

Ф

А

И

И

П

О

И

К

С

О

Р

Х

Ф

О

Н

С

О

Ы

Р

А

И

Е

Л

С

Д

А

Р

Я

Ж

М

У

В

Е

И

О

П

Д

С

Д

М

Ь

Р

Е

А

Ц

О

А

С

О

Е

М

О

М

С

К

О

Н

Н

С

Ц

У

Н

И

С

Г

Е

Ф

С

И

М

А

Н

И

Я

Город, в котором родился Иисус Христос. Его название в переводе с еврейского означает «дом хлеба».

вифлеем

Сад близ Иерусалима, называемый также Оливковый, или Масличный. Здесь Иисус Христос молился перед взятием под стражу и Крестными страданиями.

гефсимания

Место распятия Иисуса Христа, дословно переводится как «Лобное место».

голгофа

Река в Святой Земле – место крещения Иисуса Христа.

иордан

Город, где под Мамврийским дубом патриарху Аврааму явился Бог в виде трех Ангелов

хеврон

Задание 5. Перечисли важнейшие Христианские православные праздники.

Благовещение

Рождество Христово

Крещение

Сретение

Вербное воскресение

Пасха

Вознесение

Троица

Преображение

Успение Божьей матери

Рождество богородицы

Введение во храм Богородицы

-12 баллов.