Они любить умеют только мертвых Пушкин

Содержание

Читать онлайн «Борис Годунов» автора Пушкин Александр Сергеевич — RuLit — Страница 9

Мне счастья нет. Я думал свой народ

В довольствии, во славе успокоить,

Щедротами любовь его снискать –

Но отложил пустое попеченье:

Живая власть для черни ненавистна.

Они любить умеют только мертвых –

Безумны мы, когда народный плеск

Иль ярый вопль тревожит сердце наше!

Бог насылал на землю нашу глад,

Народ завыл, в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы –

Они ж меня, беснуясь, проклинали!

Пожарный огнь их домы истребил,

Я выстроил им новые жилища.

Они ж меня пожаром упрекали!

Вот черни суд: ищи ж ее любви.

В семье моей я мнил найти отраду,

Я дочь мою мнил осчастливить браком –

Как буря, смерть уносит жениха…..

И тут молва лукаво нарекает

Виновником дочернего вдовства –

Меня, меня, несчастного отца!….

Кто ни умрет, я всех убийца тайный:

Я ускорил Феодора кончину,

Я отравил свою сестру царицу –

Монахиню смиренную…. всё я!

Ах! чувствую: ничто не может нас

Среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто… едина разве совесть.

Так, здравая, она восторжествует

Над злобою, над темной клеветою – –

Но если в ней единое пятно,

Единое, случайно завелося;

Тогда – беда! как язвой моровой

Душа сгорит, нальется сердце ядом,

Как молотком стучит в ушах упрек,

И всё тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах……

И рад бежать, да некуда…. ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

КОРЧМА НА ЛИТОВСКОЙ ГРАНИЦЕ.

МИСАИЛ И ВАРЛААМ, БРОДЯГИ-ЧЕРНЕЦЫ; ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ МИРЯНИНОМ; ХОЗЯЙКА

Х о з я й к а.

Чем-то мне вас подчивать, старцы честные?

В а р л а а м.

Чем бог пошлет, хозяюшка. Нет ли вина?

Х о з я й к а.

Как не быть, отцы мои! сейчас вынесу.

(Уходит.)

М и с а и л.

Что ж ты закручинился, товарищ? Вот и граница Литовская, до которой так хотелось тебе добраться.

Г р и г о р и й.

Пока не буду в Литве, до тех пор не буду спокоен.

В а р л а а м.

Что тебе Литва так слюбилась? Вот мы, отец Мисаил, да я грешный, как утекли из монастыря, так ни о чем уж и не думаем. Литва ли, Русь ли, что гудок, что гусли; всё нам равно, было бы вино…. да вот и оно!…

М и с а и л.

Складно сказано, отец Варлаам.

Х о з я й к а (входит).

Вот вам, отцы мои. Пейте на здоровье.

М и с а и л.

Спасибо, родная, бог тебя благослови.

(Монахи пьют; Варлаам затягивает пecню: Как во городе было во Казани…)

В а р л а а м (Григорию).

Что же ты не подтягиваешь, да и не потягиваешь?

Г р и г о р и й.

Не хочу.

М и с а и л.

Вольному воля….

В а р л а а м.

А пьяному рай, отец Мисаил! Выпьем же чарочку за шинкарочку…. Однако, отец Мисаил, когда я пью, так трезвых не люблю; ино дело пьянство, а иное чванство; хочешь жить как мы, милости просим – нет, так убирайся, проваливай: скоморох попу не товарищ.

Г р и г о р и й.

Пей, да про себя разумей, отец Варлаам! Видишь: и я порой складно говорить умею.

В а р л а а м.

А что мне про себя разуметь?

М и с а и л.

Оставь его, отец Варлаам.

***

Авторы Произведения Рецензии Поиск О портале Вход для авторов

Составитель: литературный дневник

Геннадий Титов — http://stihi.ru/avtor/geliy

Любите поэтов, пока они живы!

Они любить умеют только мёртвых…
А.С. Пушкин, «Борис Годунов».

Любите поэтов, пока они живы,
Пока неудобны, легки на порывы!
А после — прошу Вас — не стоит, не надо,
Посмертная слава — пустая награда…
Как клетка, — холодной, железной ограды,-
Поэты-поверьте — ей вовсе не рады…
Пока они живы, тогда и любите —
Встречайте, ругайте, прощайте и ждите
Ночами холодными, в призрачном свете,
Поэты, пока они живы, как дети…
Заблудятся в людях, как в тёмном лесу,
Но верьте поэтам, но верьте — прошу —
Пускай они заняты чУдной игрой,
С подругой своей неподкупной — судьбой,
Но с миром они — до конца откровенны,
Как самоубийцы, открытые вены…
И кровь протечёт, и она нам расскажет,
Что жизнь — это долгая, долгая жажда!
И хочется вдоволь водицы напиться,
Без боли вглядеться в любимые лица…
Но лишний глоток, как опасная бритва,
По горлу, по венам, — и только молитва —
Поможет зажать эти страшные раны,
Поэты уходят так рано, так рано…
И пусть не от мира сего их мотивы —
Любите поэтов, пока они живы!

© Copyright: Геннадий Титов, 2010
Свидетельство о публикации №110072102954
http://stihi.ru/2010/07/21/2954

Вот в чём вопрос!

Душа твоя, как чистый лист, пуста,
В дни страстные Великого поста.
Когда ты встал на край, поднялся над…
Познаешь рай — пройдя сомнений ад!

Мне — тридцать три — пора встречать Христа,
Пойти за ним сейчас или предать…
Ещё свободны крайние места —
На тех крестах, где рай души и ад.

Понятно всё и истина проста,
И в выборе сомнений больше нет…
И лишь один вопрос — где был Поэт?
Когда кричали все: — Распни Христа!

© Copyright: Геннадий Титов, 2010
Свидетельство о публикации №110040205092
http://stihi.ru/2010/04/02/5092

Стихи, Стихира — близкие слова!

С Добрым годом, Стихиряне!
Дивных образов Творяне!!!

Стихи, Стихира — близкие слова!
Поэту петь необходимо,
Ничто он не пропустит мимо,
Ему на целый мир даны права.

Глаза людей прозревших небеса,
И вольных птиц, волшебных, голоса,
Ему подскажут главные слова, —
Вот только б уцелела голова…

И вечность, скинув покрывала,
В его стихах затрепетала,
И будущего дня открыта явь,-
Поэт!
Ты, словом верным, мир сей правь!

Стихи=Стихия — верные слова!!!

© Copyright: Геннадий Титов, 2011
Свидетельство о публикации №111020204164
http://stihi.ru/2011/02/02/4164

Прислушайтесь — поэт поёт…

Прислушайтесь — поэт поёт,
Поэт рассказывает сказки.
У неба ищет он подсказки,
А звуки у земли берёт…

© Copyright: Геннадий Титов, 2011
Свидетельство о публикации №111120409255
http://stihi.ru/2011/12/04/9255

© Copyright: Составитель, 2013.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.01.2013.
  • 01.01.2013. ***

Авторы Произведения Рецензии Поиск Кабинет Ваша страница О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

А. с. пушкин. «борис годунов»

А. С. Пушкин. «борис годунов»

(7 класс литература)

Цели: показать, как автор отразил драматическими средствами эпоху, народ, отдельные личности Смутного времени; развивать умение характеризовать героев, опираясь на их мысли, поступки, отношение к людям.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение новой темы.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя.

– Что называется трагедией? Обратимся к краткому словарю лингвистических терминов.

– Что называется трагедией? (Трагедия – буквально «козлиная песнь» – вид драмы (произведение, предназначенное для сцены), изображающий борьбу, личную и общественную катастрофу, которая нередко заканчивается гибелью героя.)

Слово учителя. В трагедии Пушкин обратился к одному из самых интересных периодов русской истории – к царствованию Бориса Годунова.

Царь Борис, в изображении Пушкина, умный и дальновидный политик, энергичный, поэтому он, получивший престол не по наследству, не как потомок царя, оттеснил родовитых (знатных) бояр, расчистив дорогу к престолу. Царь понимает пользу просвещения, иногда проявляет заботу о нуждах народа. Но душа его неспокойна. Бориса тяготит преступление – убийство царевича Дмитрия, двенадцатилетнего наследника царской фамилии, который должен был занять престол по закону.

У нас в учебнике помещен отрывок из трагедии.

3. Чтение отрывка из трагедии.

4. Выполнение заданий.

Беседа по вопросам.

1) Назовите действующих лиц, ведущих диалог.

2) Кто такой Пимен? (Бывший патриарх, попавший в опалу (немилость), теперь он в монашеской келье, он летописец. Летопись – записи по годам.)

3) Какой завет Бога он выполняет? («Еще одно…», «исполнен долг» – Бог наградил его долгой жизнью, памятью, научил («вразумил») писать и читать, чтобы потомки знали судьбу своей родины, поминали добром царей добрых и молились за «темные деянья» жестоких.)

4) Что узнаем мы о Пимене из слов Григория? («Он летопись свою ведет… ни жалости, ни гнева».)

5) О чем расспрашивает инок (чернец, монах, инок – молодой монах) Пимена с глубоким интересом? («Хотелось мне тебя спросить… был в Угличе. Каких был лет царевич убиенный?)

Задание: комментарий последней реплики Григория. («Каких…
лет..?)

6) Какова главная черта летописца? (Объективность, правдивость. «Спокойно зрит… ни жалости, ни гнева».)

7) Попробуйте домыслить историю жизни Григория. (Гришки Отрепьева, сбежавшего из монастыря и направляющегося через границу в Польшу.)

8) В чем завидует Григорий Пимену? («Как весело… роскошь Иоанна.)

9) О чем мечтает? («Зачем и мне не тешиться… обитель затворится.)

Вывод. Пушкин с уважением относится к собрату по перу, восхищается им, добровольным затворником, часто безвестным, его желанием донести до потомков события, свидетелем которых он был.

IV. Подведение итогов урока.

– Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России?

Домашнее задание: составить небольшой словарик слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена (задание 2, с. 119 в учебнике); читать повесть «Станционный смотритель».

«Борис Годунов»
1. Автор произведения «Борис Годунов»:
а) М.Ю. Лермонтов б) Н.В. Гоголь в) А.С. Пушкин г) Л.Н. Толстой
2. По жанру «Борис Годунов»:
а) комедия б) рассказ в) повесть г) трагедия
3. Кто такой Борис Годунов?
а) двоюродный брат царя Ивана б) брат жены царя Федора в) самозванец, севший на престол г) сын Ивана Грозного
4. Между какими фамилиями разгорелась борьба за власть?
а) Б. Годуновым и М. Бельским б) Б. Годуновым и М. Воротынским в) Б. Годуновым и В. Шуйским г) Б. Годуновым и А. Милословским
5. События первой сцены трагедии происходят:
а) на Красной площади б) в палатах Патриарха в) в лесу г) в Кремлевских палатах
6. Кто не является персонажем трагедии «Борис Годунов»?
а) Карамзин б) Мнишек в) Шуйский г) Пушкин
7. В каком преступлении обвиняли Б.Годунова?
а) в убийстве Ивана б) в убийстве Федора в) в убийстве Дмитрия г) в убийстве Григория
8. Где погиб царевич Дмитрий?
а) в Москве б) в Угличе в) в Пскове г) в Новгороде
9. Сколько лет было убитому царевичу Дмитрию в момент смерти?
а) 9 лет б) 10 лет в) 7 лет г) 12 лет
10. Что делает отец Пимен, когда Григорий спит?
а) молится б) пишет летопись в) поёт псалмы г) размышляет о судьбе Григория
11. О чём, проснувшись, просит Пимена Григорий?
а) помолиться за него б) помочь ему спрятаться в) благословить его г) помочь ему бежать
12. Что советует Пимен Григорию?
а) смирять себя постом б) уйти в монахи в) не прекращать борьбу г) собрать войско
13. Чем, по словам Пимена, русский народ прогневал Бога?
а) неверием б) несоблюдением постов в) великой греховностью г) тем, что сделал владыкою цареубийцу
14. Как автор относится к народу в трагедии «Борис Годунов»?
а) восхищается его грозной и могучей бунтарской силой б) осуждает за рабскую покорность и безразличие к своей судьбе в) сочувствует его бедственному положению г) видит в нем безвольную силу, которой можно манипулировать
15. Как автор относится к Григорию – герою трагедии «Борис Годунов»?
а) восхищается его смелостью, смекалкой и решительностью б) осуждает за жажду власти, честолюбие в) сочувствует безрадостной жизни мальчика-монаха г) подчеркивает его смиренность, простодушие и наивность
16. Какие слова являются заключительной ремаркой произведения «Борис Годунов»?
а) шум народный б) народ безмолвствует в) народ в ужасе молчит г) народ ужасен
17. Каков в описании Пушкина царь Борис?
18. Каким образом он вступил на престол?
19. Почему его душа неспокойна?
20. Кто же такой Пимен? Какой завет Бога он выполняет?
21. О чем расспрашивает инок Пимена?
22. Можно ли назвать сон Григор ия Отрепьева, о котором он рассказывает Пимену, вещим? Какую черту характера этого героя раскрывает сон?
23. Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола?
24. Как Григорий оправдывает свои желания стать «самозванцем», т.е. выдать себя за царя?

Анализ трагедии «Борис Годунов» Пушкина: суть, смысл, идея

Все материалы по творчеству Пушкина

Анализ трагедии «Борис Годунов» Пушкина: суть, смысл, идея

(С. Бонди, комментарии к книге «А. С. Пушкин. Драматические произведения», 1943 г.)
«Борис Годунов» написан Пушкиным в важный для него момент перелома в его творчестве: он знаменует переход Пушкина от романтизма к реализму, к объективности, к истории, к народности…
Основный замысел трагедии… показать на историческом примере, как происходят восстания, какие исторические силы играют роль в судьбе государства, какова роль отдельных общественных групп в подобных бурных событиях — роль народа, высших классов и иностранного вмешательства.
Эпоха, выбранная Пушкиным, казалась ему крайне поучительной для понимания современности: Борис Годунов, достигший престол с помощью преступления, напоминал Александра I, также вступившего на престол после убийства его отца, в котором он принимал косвенное участие; аналогичным было и недовольство царем. <…>
…Пушкин вовсе не имел в виду включать историческую пьесу какие-либо намеки на современность… <…> Связь с современностью в замысле Пушкина была не в намеках и иносказаниях, а в том, что, изображения… события XVII века, он тем самым отвечал на вопросы, которые волновали его самого и его передовых современников, декабристов: как происходят революции в истории? что ими движет? какую роль в них играет народ? чем вызывается их успех?
Таков был у Пушкина замысел исторической трагедии. Пушкин в ней стремился полностью отказаться от всяких литературных и театральных эффектов, от выражения собственного мнения об изображаемых событиях; ему хотелось просто «воспроизвести историческую эпоху и исторических лиц»…
Конечно, в полной мере Пушкину не удалось «отказаться от своего образа мыслей, дабы полностью переселиться в век изображаемый»… <…> Точно также не удалось Пушкину избежать и фактических исторических ошибок: они были вскрыты позднейшей наукой.
Создавая свою трагедию, Пушкин нашел образец для нее в драмах Шекспира, преимущественно в… «Ричард II», «Генрих IV»… <…> Пушкин и самую форму своего «Бориса Годунова» заимствовал у Шекспира. Он отказался от единства места и времени, ввел в трагедию комические сцены, заменил обязательные пять длинных актов большим количеством маленький сцен и вместо рифмованного шестистопного ямба написал драму белым, нерифмованным стихом, а отдельные сцены — и прозой.
Основным источником для Пушкина при изображении исторических событий царствования Бориса Годунова была «История Государства Российского» Карамзина. <…> Весь ход действия «Бориса Годунова», речи действующих лиц полны намеками на те или иные события той эпохи, на различные связанные с ними обстоятельства и отношения. Для того чтобы полностью понимать содержание пушкинской драмы, необходимо знать эти события, обстоятельства и отношения. <…>

Построив свою трагедию на перечисленных событиях, Пушкин в основу ее положил определенную идею, которая состояла в том, что не боярские интриги, не польская интервенция, не слабость сопротивления Бориса… являются причинами успеха восстания, руководимого Самозванцем, и гибели Бориса Годунова, а народ, его настроение, его участие в этом восстании.
Пушкина упрекали современные ему (а также позднейшие) критики в том, что он неудачно выбрал героем трагедии такое лицо, как Борис Годунов, который с самого начала ведет себя как обреченный, почти не сопротивляется, не борется. Кроме того, по словам критиков, внимание зрителя и читателя двоится между двумя героями, Годуновым и Отрепьевым, и трудно сказать, кто из них настоящий герой пьесы. Эти упреки несправедливы и основаны на непонимании главной мысли пушкинской драмы. Ни Борис, ни Отрепьев не являются героями трагедии: ее герой — народ, который в конечном счете и решает судьбу всех действующих лиц. <…>
Глубокий трагический образ Бориса Годунова, страстного честолюбца, не останавливающегося перед преступлением для достижения намеченной цели, способного на хитрую и сложную интригу — и в то же время умного, искренне желающего делать добро России и ее народу, любящего и нежного отца. Все эти противоречивые качества его характера прекрасно разработаны в ходе драмы.
Ему противопоставлен смелый, веселый, решительный и несколько легкомысленный авантюрист Григорий Отрепьев, привлекательный своей всесторонней талантливостью и простодушием баловня судьбы. Рядом с этими главными лицами Пушкин рисует образы бояр, духовенства, монахов, поляков, простого народа, иностранных офицеров-наемников. Среди них самые замечательные — Шуйский, хитрый и бесцеремонный интриган, «лукавый царедворец», монах-летописец Пимен, бродяга и пьяница Варлаам с его колоритной народной речью, честолюбивая, холодная авантюристка Марина.
Создав в своей драме целый мир живых людей… показав яркую картину исторической эпохи, насыщенную глубокой и верной мыслью, Пушкин имел все основания быть довольным.
>Анализ пьесы Пушкина «Борис Годунов»

Мифологический метод исследования в литературе

Мифологический метод исследования в литературе — это способ восприятия, анализа и оценки произведения, где за основу берётся религия и фольклор. Его предтечей была средневековая герменевтика (искусство понимания смыслов и интерпретации текстов) и поздние исследования братьев Гримм в области фольклора. Зародился Мифологический метод в 30-е годы XIX века в Западной Европе под воздействием Шеллинга и братьев Шлегелей, которые утверждали, что в основе каждой культуры лежит мифология. В России получил распространение в середине XIX века и связан с именами Буслаева, Афанасьева и Проппа. В эпоху Символизма в XX веке этот метод получил второе рождение в неомифологической школе.

Загадки «Бориса Годунова»

Трагедия Пушкина «Борис Годунов» считается одной из самых сложных в его творчестве, и бытует мнение, что ещё ни одному режиссеру не удавалось поставить её действительно хорошо. Литературоведы посвятили ей множество исследований, но так и не смогли разгадать её загадку. Есть версии, что в образе Самозванца Пушкин изобразил себя (внешнее и внутреннее сходство), в а образе Бориса — правившего тогда Александра I (они оба цареубийцы), что сцена в корчме на Литовской границе заимствована из оперы Дж. Россини «Сорока-воровка», а Гришка Отрепьев — это предвестник декабристского восстания («умён, приветлив, ловок», пушкинский Димитрий, кстати, напоминает декабриста хотя бы романтическим возгласом «стократ священ союз меча и лиры!»).

Тема власти в произведении

Главная тема трагедии Пушкина — это власть, к которой стремятся почти все персонажи, они страстно желают заполучить её, проявляя тем самым свою гордыню. А между тем, по православной традиции, царская власть — это священная обязанность правителя перед Богом и народом, так сказать, крест, который он должен нести. Но никто из героев не относится к ней подобным образом, а значит, власть Бориса, Димитрия и кого бы то ни было из дворян не может быть богоугодной.

Народ молится Богу за царя, а так как царь отвечает за благоденствие народа, значит, он молится сам за себя. Таким образом, возникает прочная взаимосвязь Бога, народа и монарха, их взаимоответственность, отсюда и фраза «прогневали мы Бога, согрешили: // Владыкою себе цареубийцу // Мы нарекли». Следовательно, начало всем описанным бедам народным положило убийство Димитрия, и власть Годунова в основе своей греховна. Интересно, что сам исторический факт убийства царевича не доказан, возможно, поэтому эта мрачная и тем самым притягательная история уже стала нашим национальным мифом.

Образ исторической личности: Димитрий (Лжедмитрий)

Образ Самозванца в трагедии Пушкина целиком пропитан христианской символикой. Во-первых, сразу читается мотив воскресения царевича (а может, и Иисуса, но судя по настроению произведения, писатель слабо верит в его счастливую возможность). Во-вторых, проводится параллель между истинным Димитрием, принятым «в лик ангелов небесных», и Самозванцем, «неким духом в образе царевича», которого «Тень Грозного усыновила». И если первый ассоциируется с Христом, то второй — явно, с Антихристом. По церковным преданиям, души умерших приходят не просто так, а в связи с «бесовски мне мечтаниями», а идея Димитрия о самозванстве и его жажда власти вполне подходят под это определение. К тому же, Гришка в Литве не скупится на несбыточные обещания, как Антихрист в начале своего прихода, когда он казался всем добрым и щедрым.

Образ Бориса Годунова

Образ Бориса обрисован Пушкиным неоднозначно и, в целом, схож с реальной исторической личностью. С одной стороны, это идеальный правитель, заботящийся о народе, ищущий его любви и обладающий «высоким духом державным» (сразу приходит на ум Софокловский Эдип, тоже, кстати, цареубийца). Он всячески стремится подчеркнуть законность своего престолонаследия и продолжить государственную традицию. Борис трепетно относился к детям, есть исторические свидетельства, что он проводил с ними гораздо больше времени, чем другие правители и находил в этом душевное успокоение. В пьесе про него говорят: «А он умел и страхом, и любовью, // И славою народ очаровать», и вот здесь мы переходим к отрицательной стороне личности Годунова. Слово «очаровать» во времена Пушкина употреблялось в значении «околдовать», монах Пимен говорит о Борисе: «Его любимая беседа: кудесники, гадатели, колдуньи» (то, что реальный правитель к ним обращался — факт исторический), а в православии это считается грехом. К тому же, Борисово алкание власти свидетельствует о том, что его либеральная политика вызвана не любовью к народу, а желанием возбудить к себе его любовь, потешить самолюбие, потому и наступает разочарование: «Вот черни суд: ищи ж его любви!».

Ещё одна деталь: Годунов воспринимает совесть как голос Божий, основу душевного равновесия (Иоанн Златоуст, кстати, говорил о том же), а если она не чиста, «тогда беда! Как язвой моровой // душа сгорит..» — тут снова параллель с православием: апостол Павел говорил о «сожжённых совестью», а Иоанн Златоуст, что «огнём поедает совесть». В этом же своём монологе Борис упоминает о «мальчиках кровавых в глазах». Это, известное в те времена, Псковское выражение о крайнем напряжении, связанном с приливом крови, в устах царя звучит практически как признание своей вины.

Идея трагедии «Борис Годунов»

Основная идея пьесы заключается в том, что Бориса погубило его властолюбие. На протяжении всего действия он находится в конфликте со своей совестью, и единственный выход для него — это покаяние, но не в современном понимании этого слова, а в древнегреческом — » перемена мнения» — то есть отказ от престола и пострижение в монахи. Проблема в том, что Годунов так чужд православия, что даже на смертном одре не спешит каяться: «Повремени, Владыко патриарх, // я царь ещё…», — ему просто некогда — он передает власть сыну и советует, как должно себя вести. С одной стороны, это демонстрация любви к своему ребёнку, но с другой, «кто любит сына или дочь более, нежели Меня, тот не достоит Меня…».

Итак, само стремление Бориса к власти и пути её достижения наложили проклятие на него и на народ русский, но искупление греха невозможно, ввиду его человеческой природы. Воскресение богоугодного царевича тоже недостижимо. И в финальном мрачном «народ безмолвствует» заключается все настроение пьесы и её посыл.

Анастасия Баркова

Отношение автора к борису годунову. Характеристика речи одного из персонажей трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Несколько интересных сочинений

Кончина Ивана Четвёртого Грозного в 1584 году стала началом свирепой борьбы за власть и престол среди бояр. Основной причиной данного соперничества был наследник царя, слабый и безвольный царевич Фёдор Иванович, который просто не мог стать во главе державы. Именно это обстоятельство вынудило Грозного перед своей кончиной сформировать регентский совет по дальнейшему управлению государством.

Среди пяти бояр в составе этого совета присутствовала волевая личность Борис Годунов, который до этого был опричником царя. Со временем, отстранив от власти всех конкурентов и пользуясь связями родни, он единолично стал править государством.

В 1598 году Земским собором закрепляется право на царствование Бориса.

Данный правитель смог в короткий срок проявить себя в роли талантливого реформатора и политического деятеля. Основной упор внутренней политики Бориса Годунова был сделан на устройство и сохранение внутреннего порядка в народных массах страны. Являясь сторонником жёсткой власти, ему были известны «перегибы» Ивана Грозного. Однако, Годунов продолжил закрепощать крестьян, так как, согласно его мнению, именно политика закрепощения крестьян являлась единственным путём вывода государства из состояния полного запустения.

С 1597 года вводятся так называемые «урочные лета», которые представляли собой сыскной срок в пять лет в которые беглых крестьян могли возвратить хозяину. Кроме того, существенно была усилена зависимость холопов, которые утратили право на выкуп собственной свободы, оставаясь до смерти в распоряжении господина. Люди, которые служили по вольному найму по завершении годичного срока службы автоматически превращались в холопов.

Именно в период правления Бориса Годунова возникают такие города как Воронеж, Уфа, Царицын, Самара и Саратов.

Осуществляя внешнюю политику Годунов также выступал в роли умелого стратега и дипломата. Благодаря его усилиям Руси удалось заключить очень выгодный для неё мировой договор со Швецией, которая обязалась вернуть все исконно русские территории, которые были долгое время во владениях Швеции.

Борис Годунов скончался в 1605 году, оставив после себя двоих детей: дочку Ксению и сына Фёдора, который позже был убит в результате спровоцированного Лжедмитрием мятежа.

Внешняя и внутренняя политика Бориса Годунова стали началом нового периода восстановления Руси из пепла опричнины Ивана Грозного.

В русской истории Борис Годунов — видная фигура. По происхождению он боярин с примесью татарской крови, а позднее — Государь, Царь и Великий Князь всея Руси. Александр Сергеевич Пушкин создал драму «Борис Годунов» и обозначил ее как историко-политическую трагедию. В произведении представлена авторская точка зрения на реальные события, имевшие место на рубеже XVI и XVII веков.

Одним из первых слушателей драмы стал Николай I, которому она пришлась по душе. Пушкин создал свое произведение, будучи в ссылке. Заглавные строки говорят читателю о том, что предпосылкой для этого стало прочтение труда Н.М. Карамзина «История государства Российского». Большая часть текста, а работа над ним длилась почти 6 лет, написана белым стихом, и только несколько сцен описаны в прозе. Та судьбоносная встреча с императором и чтение отрывков привели к завершению ссылки Александра Сергеевича.

Характеристика героя

(Картина Ильи Глазунова «Борис Годунов», 1967 )

На протяжении всего повествования писатель раскрывает перед нами образ Бориса Годунова, показывая его с разных сторон: правитель, муж, отец, человек. В его характере тесно сплелись достоинства и недостатки. При всем богатстве ума и стремлении сделать жизнь людей в стране лучше, ему не удается завоевать доверие со стороны ближайшего окружения и простых людей.

Восшествие на престол сопровождалось убийством царевича Дмитрия. Это, а еще и то, что именно в царствование Годунова укрепилось крепостное право, вызывало тихий, а порой и явный ропот в народе. Каждый шаг навстречу в виде послабления в налогах, благодеяний и щедрых пожертвований преподносились как лицемерные. Это одна из причин, почему в финале повествование завершается трагичной развязкой.

(Опера «Борис Годунов» в Большом театре, 1948 г. )

Умный и не злой государь отлично понимает, в чем состоит его долг перед страной, чего ожидают от него бояре и простые люди. А ведь на тот момент Русь — огромна, но притом и разнородна. Басманов, ближайший соратник царя, назовет его понимание долга «духом державным». Об этом же читателю повествует сцена, где умирающий Годунов дает последние наставления сыну. Он предостерегает его от ненадежных союзников и скоропалительных нововведений, «заигрываний» с простым людом. Но просит его поддержать церковный устав, не давать поводов для пересудов, а еще придерживаться заветов предков.

При этом царь не обольщается показной людской благодарностью. Несмотря на все, сделанное им с благими целями, рефреном звучит мысль: «Живая власть для черни ненавистна». А между тем и ему не чуждо ничто человеческое. Хитрость прослеживается в речи Годунова перед патриархом и боярами после избрания на царство. С одной стороны, он льстит, называя соратников, с другой, не забывает подчеркнуть разницу между государем и всеми прочими.

Человеческие черты героя вызывают симпатию. В нем хорошо видны забота о семье, судьбе наследника, дочери. В мечтах видит свою страну могущественной и образованной.

Образ героя в произведении

(Сцена из 2-го действия оперы, Большой театр, 1948 г. )

Хотя название драмы «Борис Годунов» и царь — центральная фигура в повествовании, не ему автор отводит главную роль. Она по праву принадлежит народу, движущей силе российской истории. Попытка проломить волю людей, манипулировать ею в угоду собственным интересам заканчивается для рода Годуновых уничтожением.

Муки совести на протяжении всего царствования не дают покоя герою, постепенно сводя его с ума. Страх разоблачения подспудно меняет его характер. Ценитель науки и любящий народ человек увлекается суевериями и дает добро на возобновление казней и пыток. Пушкин преподносит душевные терзания своего героя, как искупление за совершенное преступление. Сцена перед смертью вызывает у читателя сострадание.

Образ Бориса Годунова

Основная тема трагедии -царь и народ — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову.
Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.
Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха:
Что, Ксения, что милая моя?
В невестах уж печальная вдовица!
Всё плачешь ты о мёртвом женихе…
Безвинная, зачем же ты страдаешь? «
Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке:
Учись, мой сын, наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни…
Учись, мой сын, и легче и яснее-
Державный труд ты будешь постигать.
Борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны пего время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.
Несмотря на все эти качества, народ не любит царя. Борис Годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иначе IV. Борис продолжим политику Ивана IV — сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе па служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и сто свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев лень задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому п тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками «.
Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.
Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.
Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже
рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но, в противоположность
писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением
объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его
неудачу основать царскую династию Годуновых.
Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное — против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силён не «польскою помогою» п не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ — основная, решающая сила истории.
Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье п мятеж».
Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.

Образ Бориса Годунова (2 вариант)

В своей трагедийной поэме «Борис Годунов» А.С. Пушкин рассматривает в качестве основной темы взаимоотношения царя и народа. Поэтому автор с разных сторон раскрывает образ самого Бориса Годунова.Остановимся сначала на положительных. Пушкин наделяет своего героя умом, несгибаемой силой воли, думами о народном благополучии. Он трев как политик, который пытается браком дочери укрепить международные отношения России. Царь отлично понимает двусмысленность отношения к нему бояр и на смертном одре наставляет наследника, дает ему ценные советы и обличает маски придворного окружения.Годунов отзывчив и как хороший отец и сострадает дочери, когда та теряет жениха. По-отцовски он радуется достижениям сына в науке.
Но народ не любит своего царя. Его самодержавие слишком классично. Он консерватор, который правит по традициям. Единолично. И если в подданных он может принять ум, а не происхождения, то по отношению к народу он склонен придерживаться строгости. Он хочет отменить Юрьев день – и этой мерой только противопоставляет себя народу.
Подрывает его авторитет еще и тот факт, что к власти он взошел не путем наследования престола, а убив царевича Димитрия, сына Ивана IV. Годунов мучается деяниями прошлого – и это также показывает в нем человека со слабостями и недостатками.
Но трагическая судьба пушкинского героя, все же, обусловлена классовой борьбой, когда на Годунова ополчились буквально все: и народ и боярство, и донские казаки, и польская шляхта. Простые люди в нем вдели деспота и свергли царя силой большинства своего мнения.

Образ Бориса Годунова (3 вариант)

Пушкин изображает Годунова преступным потому, что узурпация престола была распространённым явлением, за единичным случаем стояло историческое обобщение. Однако поэт никогда не показал бы Годунова преступным, если бы сам не был глубоко убежден в его вине. Был ли Годунов действительно виновен в смерти девятилетнего царевича Дмитрия? Историки по сей день не могут с точностью дать ответ на этот вопрос, ведь столь искусно были скрыты следы преступления, если оно действительно было совершено. Разумеется, не потому Пушкин изображает Годунова преступным, что следует за версией «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, у которого сомнения не возникало в том, что злодеяние было совершено «по воле Бориса Годунова»: «правитель достиг престола злодейством», «… Совесть терзала его, а надежда затмевалась навеки или до нового злодейства, ещё страшного и для злодея!» Рисуя картину происходившего, Карамзин сопровождает её своим психологическим комментарием: «Пономарь Соборной церкви… ударил в набат, и все улицы наполнились людьми, встревоженными, изумлёнными; бежали на звук колокола; смотрели дыма, пламени, думая, что горит дворец; вломились в его ворота, увидели царевича мёртвого на земле; подле него лежали мать и кормилица без памяти; но имена злодеев были уже произнесены ими». «Углич… опустел навеки, в память ужасного Борисова гнева на смелых обличителей его дела».

«Злодейство», «злодеянье», «злодей» — слова с этим корнем стоят в пушкинской трагедии рядом со словами «ужасное», «ужас». Это соседство имеет особый смысл: где «злодеянье», там и «ужас».

Когда Годунов только ещё вступал на престол, бояре были поражены тем, как искусно играл он роль непричастного к произошедшему в Угличе. Сила характера и выдержка Бориса удивили Шуйского: «Он мне в глаза смотрел как будто правый…» Шуйский убежден и в том, что отказ Бориса от престола — притворство. Еще более утончена игра Бориса Годунова, когда он первый раз появляется перед приближенными. Царю нужно показать людям, что он искренен с ними — так много значит одно его признание: «Обнажена… душа».

Не только из честолюбивых целей хотел занять престол Годунов, не одни лишь своекорыстные намерения руководили им. Годунов наметил планы обширных государственных преобразований. И он действительно многое сделал. Укрепилось могущество Русского государства, его границы. Но что бы Годунов ни делал, как ни старался делать благо, народ видел в нем причину всех бед, несчастий, происходивших с кем бы то ни было и где бы то ни было:

Кто ни умрёт, я всех убийца тайный:

Я ускорил Феодора кончину,

Я отравил свою сестру царицу —

Монахиню смиренную… всё я!

«Всё я…» — царь упрекает людей в несправедливости. В его словах горечь. Но краски им, конечно же, сгущены: страшная тяжесть лежит на душе Бориса. Погруженным в тяжелые думы видят его окружающие. Мрачность — обычное состояние духа Годунова: ни радости на его лице, ни улыбки. Пошел уже шестой год царствования Годунова, и ощущение ужаса от некогда совершенного охватывает самого виновного. Страдание, крик души слышны в его словах: «…мальчики кровавые в глазах», «жалок тот, в ком совесть не чиста».

Мучимый угрызениями совести, страдающий царь Борис пытается найти утешение в обращении к силам потусторонним, в гадании и ворожбе. Также он ищет опоры и в религии. Даже дочери Годунов говорит о своей вине, хотя и не открывает, в чем именно она состоит. После признания Ксении Годунов умирает. Годунов признаётся в преступлении лишь самому себе, только тогда, когда остаётся один на один со своей совестью. В одиночестве страдания — сила духа Годунова, но и трагизм его человеческой судьбы.

На протяжении нескольких лет характер Бориса Годунова менялся. Если, вступая на престол, Годунов был непроницаемым для окружающих, то с годами воля его оказывается сломленной. Невольно царь начинает проговариваться о том, что терзает его душу.

Личность Бориса Годунова была привлекательна для многих историков, писателей и поэтов. Ведь его достижения были стремительными, а кончина — трагичной. Он начал свою службу обыкновенным дворянином, а затем стал правителем огромной державы. Образ Годунова является поистине трагическим. Желающий добра народу, царь стремится поступить дальновидно, однако он ненавистен людям как притеснитель, преступным образом завладевший престолом.

Основные черты

Образ Бориса Годунова в трагедии Пушкина раскрыт великим русским поэтом широко и разносторонне. Прежде всего, в главном персонаже привлекает ум, его отзывчивость, умение сострадать. Он искренне сочувствует своей дочери, которая потеряла жениха, называет ее «в невестах уж вдовицей». Кроме того, он очень хорошо разбирается в политике, ясно понимает, как к нему относятся бояре. Образ Бориса Годунова в трагедии Пушкина — это прежде всего образ мудрого человека и искусного политика. Он дает ценные советы в завещании своему сыну, а просватав дочь за шведского принца, думает заранее о том, чтобы укрепить связи между Россией и европейскими государствами.

Политика Годунова

В те непростые времена, когда Годунов преступным образом захватывает власть, страна вступает в полосу тяжелых испытаний. Огромные стихийные бедствия на несколько десятилетий подрывают ее экономику, а долгая война завершает их дело. Однако, несмотря на все эти достоинства, народ не благосклонен к царю. Он является представителем типичного самодержавия, которое складывалось на территории Киевской Руси еще начиная со времен Ивана III.

Борис Годунов продолжает курс, который был взят Иваном VI, — вся государственная власть была сосредоточена в руках правителя. Он также борется с боярством, и в своей борьбе старается опереться на служилое дворянство. По отношению к народу он также идет по тому пути, которого придерживались его предшественники, считая, что сдержать его можно, только применяя «неусыпную строгость».

Отношение к крестьянам

Образ Бориса Годунова в трагедии Пушкина нельзя назвать полностью положительным, ведь он продолжает политику дальнейшего закабаления бедных крестьян, и даже хочет полностью отменить Юрьев день — возможность каждого крепостного в один из дней переходить от власти одного помещика к другому. Тем самым Годунов хочет окончательно закрепить за помещиками власть над крепостными. И такая политика сначала способствует нарастанию недоверия, а затем и враждебному отношению к царю народа.

Расплата за зло

Однако образ Бориса Годунова в трагедии Пушкина раскрывает перед читателем вовсе не того правителя, который взошел на престол согласно правилам законного наследования. Борис Годунов стал царем в результате преступления. Некоторые писатели тех времен свидетельствуют о том, что в XVII веке Годунова считали убийцей настоящего царевича, сына Ивана VI. С этим же мнением согласен и историк Карамзин.

Трагедию Бориса Годунова он рассматривает как закономерное наказание, постигшее его за совершенные грехи. В анализе образа Бориса Годунова в трагедии Пушкина следует упомянуть тот факт, что убийство царевича действительно приносит главному герою душевные страдания, однако оно не является основной причиной его трагически сложившейся судьбы. Ведь гибель его вызвана прежде всего причинами социальными.

На путь борьбы с царем выступило боярство, казаки, шляхта, но самое главное — сам народ. Он отвернулся от царя именно по той причине, что увидел в нем самого настоящего деспота — именно так можно описать кратко образ Бориса Годунова. Основной причиной смерти Годунова является народ. Именно он является и решающей силой всей истории. В нем он видит прежде всего преступника, детоубийцу.

Там, где совершено преступление, там и зло

Для того чтобы описать образ самозванца в трагедии «Борис Годунов», Пушкин использует специальную лексику. «Злодеяние», «зло» — именно слова с таким корнем постоянно стоят в трагедии рядом со словами «ужас», «ужасный». Поэт стремится подчеркнуть, что там, где совершено преступление, всегда царит ужас и отчаяние. Когда Борис Годунов только вступает на престол, бояре удивляются, насколько искусно он играет роль непричастного к преступлению, которое имело место в Угличе. Впоследствии Шуйский будет убежден и в том, что даже отказ Годунова от престола является не более чем притворством. Еще более утонченной становится игра Годунова в тот момент, когда он впервые оказывается перед своими приближенными. В его словах слышится страдание, крик души.

Именно страдающим, мучимым постоянными угрызениями совести предстает перед нами образ Бориса Годунова в трагедии Пушкина. Краткое содержание произведения таково. Борис Годунов отказывается от престола, так как Шуйский обвиняет его в том, что именно он убил царевича. Однако Годунов вынужден подчиниться народной воле, и становится царем. Далее читатель знакомится с беседой Пимена и Григория, они говорят о том, что на престоле сейчас детоубийца. Григорий сбегает из монастыря в столицу, надеясь стать правителем.

Правление Годунова длится в течение шести лет, однако он понимает, что народ не любит его. Наконец приходит весть о самозванце. На литовской границе появляется войско. Поначалу побеждает самозванец, но потом Годунов. Вскоре после этого Годунов погибает. Руководство войском берет на себя Басманов. Он выносит предложение, чтобы царем стал законный Дмитрий. Род Годуновых оказывается проклят. Один из бояр, Мосальский, сообщает о том, что вся семья Годуновых отравилась. Боярин также обращается и к народу, чтобы он приветствовал царя. Но народ остается безмолвным.

Главным образом в пьесе Александра Пушкина » » является . Но образ царя тоже важен, так как именно ему противостоит народная сила.

Борис Годунов – московский царь, который приходит на смену несостоявшемуся правителю Федору.

Подчеркивает, что есть в Борисе Годунове много неплохих черт. Это и его ум, и сильная воля, и умение сочувствовать близким людям. Когда его дочь овдовела, он за нее переживает.

Годунов хорошо понимает, что образование приносит пользу государству и поэтому отправляет молодых людей за границу учиться. Так же он доволен успехами своего сына в учебе.

Как опытный политик Годунов видит сложную обстановку в стране и то, что многие бояре настроены против него. Он пытается задобрить народ своими «милостями». С целью укрепить связи с западными странами царь выдает дочку замуж за шведского королевича. В своем завещании Годунов оставляет умные советы по управлению государствам своему сыну.

Но старания царя перечеркивает ряд неудач: неурожай, пожар. Он поступает в стиле всех самодержцев – усиливает поборы с народа. Люди начинают негодовать и копить гнев на своего царя.

Борис Годунов не является новатором в области политики, а по традиции самодержавного строя сосредотачивал всю власть в своих руках. Так же он продолжил борьбу с недовольными боярами. Поддержку царь видел только в служилом дворянстве. Назначая на должность командующего войском, Годунов учитывал не знатность рода, а ум кандидата. И выбор пал на Басманова, который славился своим умом.

Чтобы усмирить народ, царь действовал строго и беспощадно. Только так можно было сдержать народное недовольств – думал он. Борис окончательно упрочил крепостное право. И теперь крепостные даже не имели права переходить по своему желанию от одного хозяина к другому. Народ стал относиться после этого к царю враждебно.

Но самое худшее – это то, что Борис пришел к власти незаконным путем. По его приказу избавляются от юного царевича Дмитрия. Слух об этом приводит позже к появлению самозванца, который будет пытаться отнять у царя трон на правах законного наследника.

Сам Годунов тоже мучился угрызениями совести. Мысль о том, какую цену пришлось заплатить за трон, ему причиняла душевные муки. Но честолюбие оказалось выше его совести.

У Бориса Годунова трагическая судьба, и не только потому что он неверным путем пришел к власти, но и потому что он не имел поддержки у дворян, бояр, казаков. И главное – его не любил народ. Люди видели в нем тирана, который ужесточил поборы, закрепил крепостное право помещиков. А те небольшие милости, которые оказывал им царь, народ воспринимал, как жалкую подачку и метод оставаться на троне.

Образ Бориса Годунова – это образ типичного в то время самодержавца, который заканчивает правление трагично, потому что не учитывает значение и силу народа.

Характеристика Бориса Годунова

19 декабря 2013 админ Просмотров: 24026

Вариант 1

В своих трагедиях Пушкин показал себя великим знатоком человеческого сердца. В исторической драме «Борис Годунов» рассказана трагедия царя Бориса, достигшего престола неправым путем. Пушкин рисует характер Бориса всесторонне: и как честолюбца, которого мучит совесть, и как мудрого правителя, который искренно желает принести пользу народу, но не может сделать чуда, не может осчастливить разоренную, истерзанную Смутным временем, войнами, болезнями, голодом, боярской эксплуатацией и всякими напастями Русь.

Борис представлен не только как правитель, как царь, но и как человек, семьянин, отец, заботящийся о судьбе своих детей. Пушкин понимал, что не бывает людей абсолютно плохих, как не бывает и абсолютно хороших. Добро и зло в человеческой душе причудливо переплетаются, и очень трудно дать человеку окончательную оценку.

Центральный образ трагедии — Борис Годунов. Изображая царя Бориса, Пушкин в основном следовал Карамзину, видевшему в царе Борисе преступника, убийцу малолетнего царевича Димитрия. Но творческий гений Пушкина преодолел влияние Карамзина. Пушкин дал в трагедии не односторонний образ царя-убийцы, а живой образ человека во всей глубине, сложности и противоречивости его психологии.

Царь Борис предстает в трагедии как «царь умный, способный и опытный» (Белинский), как человек, наделенный целым рядом положительных свойств. Это не изверг по натуре. Убийцей сделала его неудержимая страсть властолюбия, и Борис всю жизнь жестоко терзается от сознания совершенного им преступления.

Борис, прежде всего, — мудрый и опытный правитель. Еще при царе Федоре он фактически обладал всей полнотой власти, так как «царь на все глядел очами Годунова» . Вступив на престол, он стремится завоевать расположение народа:

«В довольствии, во славе успокоить,

Щедротами любовь его снискать …»

Сначала это ему удается. Боярин Воротынский, враг Бориса, признает:

«А он умел и страхом и любовью

И славою народ очаровать.»

Басманов тоже отмечает у Бориса «высокий дух державный» и верит, что царь сотворит еще в России много добра. Ум, энергия, попытка найти поддержку в народе, мудрые правительственные реформы вроде проекта уничтожения местничества («Не род, а ум поставлю в воеводы») — все это характеризует Бориса как опытного правителя страны.

Положительным качеством Бориса является также его взгляд на просвещение. Борис признает высокое значение науки. Он говорит сыну:

«Учись, мой сын: наука сокращает

Учись, мой сын, И легче и яснее

Нам опыты быстротекущей жизни…

Державный труд ты будешь постигать.»

В сцене разговора Бориса с сыном Феодорам и дочерью Ксенией выступает еще одна положительная черта царя. Он — любящий и нежный отец, глубоко сострадающий горю дочери и с искренней заботливостью воспитывающий сына, своего будущего преемника. Теплотой и задушевностью веет от его беседы с Феодорам и Ксенией.

Мудрый правитель, умный человек, нежный отец, Борис оказывается в то же время глубоко несчастным. Образ его полон истинного трагизма. Почему? Борис когда-то проложил себе дорогу к власти убийством царевича Димитрия. Это превратило всю его жизнь в мучительную трагедию, наполнив его душу тяжкими угрызениями совести. Свое тягостное душевное состояние он выражает в следующих словах:

«И все тошнит, и голова кружится,

… И рад бежать, да некуда … ужасно!

И мальчики кровавые в глазах…

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.»

Ни власть, ни жизнь не веселят Бориса. Он предчувствует «небесный гром и горе», то есть неминуемое возмездие за преступление, и сознание обреченности преследует его на протяжении всего царствования. Самый характер его под влиянием тяжелой душевной борьбы изменяется: Борис делается подозрительным, вводит в систему доносы и шпионство, допускает ряд жестокостей. Он страшен и жесток, когда борется за корону.

Изнемогая под тяжестью мрачной тайны своего преступления, Борис чувствует, что народ начинает относиться к нему с упорным недоверием. Виновником этого недоверия было отчасти боярство, враждебное Борису, умевшее «народ искусно волновать». Но в основе недоверия народа лежал взгляд на царя как на убийцу.

Народ обвиняет Бориса даже в тех преступлениях, которых он не совершал: и в смерти жениха Ксении, и в ускорении кончины царя Федора, и в отравлении царицы, жены Федора (сестры Бориса). Отмена Юрьева дня, в которой народ обвинял Бориса, окончательно отшатнула от него народную массу. Призрак народной любви рассеялся. Годунов тяжело переживает такое отношение к нему народа, но изменить его он бессилен. Он приходит к мрачному выводу:

Живая власть для черни ненавистна. Они любить умеют только мертвых … Борису приходится выдерживать в конце царствования двойную борьбу: под Севском, Путивлем, Крамами — с Самозванцем, а в Москве — с народом и боярами. Он ясно сознает, что успех его борьбы с Самозванцем зависит от настроения народной массы, и говорит Басманову:

«Лишь дай сперва смятение народа

Мне усмирить.» Но «мнение народное» было против него. Сознание непрочности

своего положения и душевный разлад надломили сильный организм

царя. «Шапка Мономаха» досталась ему ценой таких тяжелых мук, которых он не вынес.

Так Пушкин подчеркнул в трагедии зависимость судьбы царя от отношения к нему народа. Это усилило трагизм образа Бориса, сделало этот образ еще глубже, выразительнее, жизненно правдивее. Но Пушкин дает в трагедии не только моральную, но и политическую оценку личности Бориса. Борис — носитель идеи самодержавия. Все добрые намерения его разбиваются о смутное, глухое недоверие народа не только потому,

что народ видит в нем убийцу царевича Димитрия, но и потому, что Борис — сила, политически противостоящая народу. Сам Борис говорит так:

«Лишь строгостью Мы можем неусыпное

Сдержать народ. Так думал Иоанн,

Смиритель бурь, разумный самодержец.

Так думал и — его свирепый внук.»

Народ чувствует это и отказывает Борису в поддержке.

А. 3ерчанинов, Н. Колокольцев, В. Литвинов

Вариант 2

Основная тема трагедии — царь и народ — определила то важное место, которое отвел Пушкин в своей трагедии образу Бориса Годунова, раскрытому широко и разносторонне: Борис показан и как царь, и как отец, и как личность. Привлекательны человеческие качества Бориса: его огромный ум, могучая воля, отзывчивость на страдания людей, искреннее желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить, щедротами любовь его снискать». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясенной неожиданной смертью жениха. Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он хочет, чтобы его сын вырос человеком культурным, И радуется его успехам в науке.

Борис — опытный и мудрый исторический деятель, правитель. Он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложность обстановки в стране и дает разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав дочь за шведского королевича, он думал об укреплении связей Руси с западноевропейскими государствами. Но царь Борис — типичный представитель царского самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и достигло расцвета при Иване IV. Борис продолжает политику сосредоточения всей государственной власти в руках царя, проводившуюся Иваном III и Иваном IV. Он продолжает их борьбу с родовитым

боярством, которое возглавляли потомки удельных князей, и, как Иван Грозный, опирается в этой борьбе на служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». И дальше царь сообщает Басманову о своем намерении вообще отменить местничество и таким образом лишить боярство его привилегии

Борис продолжает политику московских царей и по отношению к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн III, смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и — его свирепый внук» (Иван IV). Но в закабалении крестьян Борис идет еще дальше своих предшественников. Он «Юрьев день задумал уничтожить», то есть лишить крестьян права переходить от одного помещика к другому, тем самым окончательно прикрепив крестьян к помещикам.

Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа. Характеризуя правление Годунова, Афанасий Пушкин говорит Шуйскому:

«А легче ли народу?

Им посулить старинный Юрьев день,

Спроси его. Попробуй самозванец

Так и пойдет потеха.»

Но в изображении Пушкина Борис типичный московский царь не во всем: он отличается от своих предшественников тем, что он царь-узурпатор, ставший на престол при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII в., как об этом говорят письменные источники того времени, Бориса Годунова считали убийцей царевича Димитрия, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин.

Мало того, Карамзин самую трагедию Бориса рассматривает как следствие его преступления: Бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца. Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже рисует Бориса как цареубийцу, но, в противоположность авторам XVII в. и Карамзину, он не этим преступлением объясняет несчастливое царствование

Бориса и постигшую его неудачу основать царскую династию Годуновых. Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, обостряет нелюбовь народа к нему, но не оно главная причина трагедии Бориса.

Гибель Бориса обусловлена социальными причина ми, борьбой классовых сил. На борьбу с Борисом выступило боярство, донские казаки, пославшие Карелу к Самозванцу с обещанием помочь ему достичь престола, Польша, поддерживавшая Самозванца из своих соображений, но главное — народ. Гаврила Пушкин правильно говорит Басманову, что Самозванец силен не «польскою помогай» и не казаками, а «мнением народным».

Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ — основная, решающая сила истории. Народ же отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нем деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство помещикам; видел в нем убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как средство «удержать смятенье и мятеж».

Так Пушкин, раскрывая образ Бориса, ответил на вопрос о взаимоотношении царя и народа. Он показал, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви, доверия и поддержки народа.

С. Флоринский

Вариант 3

В изображении характеров своей трагедии Пушкин старался подражать Шекспиру, что яснее всего видно на характере Бориса. Годунов, изображенный Пушкиным, наделен многими положительными качествами. Как правитель он обнаруживает высокий ум: назначает воеводой Басманова, человека незнатного рода, обещая уничтожить гибельный обычай местничества и тем возвысить личные достоинства каждого, его ум, а не происхождение.

Борис попечительный и заботливый отец семейства: он интересуется учебой сына, искренно сострадает горю Ксении, оплакивающей своего жениха. Однако когда Борисом овладевает страсть властолюбия, она заглушает в нем доброе начало. Достигнув трона путем преступления, Борис начинает осознавать свой грех; им овладевают чувство страха и угрызения совести.

Он делается суеверным, обращается к колдуну и ворожеям, гадает, как «красная невеста»; его оставляет доверие к людям, и потому он становится подозрительным и жестоким, преследует бояр, подвергая их опале или осуждая на позорную смерть. К народу, которому прежде оказывал благодеяния, Борис теперь относится со злобой и говорит о нем: » …твари добро — не скажет он спасибо; грабь и казни — тебе не будет хуже».

Душевная тоска всецело овладевает Борисом, и под влиянием ее он теряется: выдает себя Шуйскому, когда тот рассказывает о появлении Самозванца, принявшего на себя имя убитого царевича Димитрия; во время рассказа Патриарха о чудесном исцелении перед гробом царевича обливается потом, бледнеет и, наконец, неожиданно прерывает совещание думы.

С.Бураковский

Вариант 4

Трагедия «Борис Годунов» начинается целым рядом сцен, сопровождавших избрание Бориса на царство. Еще из разговоров бояр Воротынского и Шуйского мы узнаем, что

Борис был тайный убийца царевича Димитрия. Действительно, подобные слухи ходили в народе, и поддерживало их главным образом старинное боярстве, которое не любило Годунова как человека, получившего боярское звание при Иоанне Грозном и правившего государством при его преемнике Феодоре.

Разумеется, Годунов воспользовался своим положением, чтобы заблаговременно подготовить себе дорогу к престолу. Уже при Феодоре он расположил к себе мелкопоместных дворян, часть духовенства вместе с Патриархом также было на его стороне. Наконец наступил момент, когда старая родовая знать должна была сознаться, что

Вчерашний, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха …

Борис ничем не был связан с преданиями знатных родов, которые гордились своим древним происхождением. Не в этих преданиях он искал опоры для своего могущества, а в самом себе, в своей личной энергии:

… он умел и страхом и любовью

И славою народ очаровать.

Он стремился достигнуть московского престола — и вот … вся Москва

Сперлася здесь; смотри: ограда, кровли,

Все ярусы соборной колокольни,

Главы церквей и самые кресты

Унизаны народом.

Перед ним выборные люди, бояре, вся Москва и сам владыка-патриарх; все плачут, рыдают и зовут его на престол:

Будь наш отец, наш царь!

Годунов, пролив кровь, совершив убиение царевича, упрямится, он отказывается и медлит, так как хорошо знает, что обязанности царя тяжелы. Медлит Борис также и оттого, что хочет видеть всю Россию у своих ног, молящую его взойти на престол в Москве, если уже

суждено быть ему царем. И наконец —

Венец за ним! он царь! он согласился!

Не совсем искренни слова Годунова, сказанные Патриарху и боярам тотчас после избрания его:

Обнажена душа моя перед вами:

Вы видели, что я приемлю власть

Великую со страхом и смиреньем.

На эту хитрость Годунова Шуйский обратил внимание Воротынского, который припомнил в эо время слова Шуйского:

Народ еще повоет, да поплачет, И наконец по милости своей

Борис еще поморщится немного, Принять венец

Что пьяница пред чаркою вина, смиренно согласится …

На самом же деле Борис не мог перед всеми обнажать свою душу с ее роковой тайной, которая и была главной причиной его страха и смирения. Разумеется, в эту торжественную минуту проявлялись лучшие чувства его души. Он полагал, что Россия найдет в нем достойного царя, который будет стараться все сделать для счастья народа; он искренно верил, что сможет дать это счастье и тем самым залечить свою душевную рану. Это видно из его молитвенного обращения к ангелу-царю, Феодору:

И ниспошли тому, кого любил ты,

Да правлю я во славе свой народ,

Священное на власть благословенье:

Да буду и праведен, как ты.

Изображая светлые стороны души царя, Пушкин выводит личность Годунова как правителя с душою русскою, благоверного царя. Борис согласился на принятие царского достоинства и стремится ознаменовать первые минуты в этой новой жизни:

Теперь пойдем, поклонимся гробам

Почиющих властителей России,

А там — сзывать весь наш народ на пир,

Всех, от вельмож до нищего слепца;

Всем вольный вход, все гости дорогие.

Вглядываясь в эту черту Бориса, невольно замечаешь в нем русского царя-батюшку. Как царь, он стремится принять всех подданных в свое царское жилище, за одним столом он хочет потчевать всех подданных, власть над которыми ему дал сам Бог. Но шесть лет спустя после начала царствования Борис разочаровывается в жизни:

Ни власть, ни жизнь меня не веселят.

Предчувствую небесный гром и горе.

Мне счастья нет.

Не любит его народ — в этом все его горе. Ничего не щадил он, чтобы «в довольствии народ свой успокоить», особенно во время голода и пожара. Но, принимая щедроты и милости царские, народ проклинал самого царя как виновника всех бед. Борис расценивает это так:

Живая власть для черни ненавистна.

Они любить умеют только мертвых …

Преследуемый различного рода бедствиями, он желает узнать свое будущее, а потому зовет к себе кудесника. Бедствия народа приводят Годунова, к отчаянью и в исступлении он произносит: «Все я … » Царь не нашел в народе нравственной опоры для своей власти. Ядовитое жало клеветы проникло даже в его семейную жизнь: говорили, что он отравил сестру свою, вдову покойного царя Феодора, и жениха своей дочери, королевича Датского.

Это было в высшей степени жестоко и несправедливо, потому, что Борис был примерным отцом семейства. Итак, ему не оставалось ничего другого, как искать опоры в самом себе. И он ищет ее.

Ах! чувствую: ничто не может нас Над злобою, над темной клеветою.

Среди мирских печалей успокоить; Но если в ней единое пятно,

Ничто, ничто … едина разве совесть. Единое, случайно завелося,

Так, здравая, она восторжествует Тогда — беда! ..

В сознании своей невинности он произносит слово «совесть», и вдруг замечает, что он не поддается тому течению мыслей, которое направлено было к обвинению народа. Обвинитель щадит себя и не хочет признаться себе в том, что хотел быть «благим» царем, но никогда не был «праведным», что его желание народного счастья было не что иное,

как сделка с совестью. Понятно, что он искал не столько народной любви, сколько популярности, которая была для него необходима как защита от врагов. Когда же царь заглянул в свою совесть, он понял ее ответ и сам признался, что «жалок тот, в ком совесть нечиста». Совесть окончательно сгубила Годунова. Она была послана из могилы убитого по его приказанию царевича Димитрия, а самого царя теперь

.. .все тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах.

Еще один раз проглядывают светлые стороны души Бориса, когда он беседует со своими детьми: утешает дочь, оплакивающую своего жениха, советует сыну учиться и хвалит сладкий «плод ученья». Сцена эта служит образцом простой, задушевной, семейной беседы отца с детьми. Предположение Шуйского о возможности восстания народа после

появления воскреснувшего Димитрия при водит царя в отчаяние; он запинается и не знает, за какую мысль ухватиться, велит удалиться царевичу, приказывает оградить Россию от Литвы заставами, насмехается

над тем, что мертвые могут

Допрашивать царей, царей законных,

Назначенных, избранных всенародно,

Увенчанных великим патриархом.

Он требует и от Шуйского смеяться над этой вестью, и здесь проглядывает еще одна черта его характера — хитрость. Борис будто бы он не знает о смерти царевича Димитрия, заклинает Шуйского сказать ему всю правду и грозит жестокой казнью за неправду.

Шуйский клянется, что своими глазами видел труп Димитрия. Но Годунов не мог не сознавать правды в словах Шуйского: «Толпу безумцев привлечет Димитрия воскреснувшее имя». Конечно, если бы Годунов не был участником убиения Димитрия, то мог бы спокойно вступить в борьбу с мнимым Димитрием или добровольно уступить свое место действительному Димитрию. Но положение его было совершенно иное: недаром ему тринадцат лет «сряду все снилося убитое дитя». В каком положении окажется он,

если дитя это в свое время не было убито, а теперь найдутся свидетели преступлений царя? Тогда и отречение от престола не помогло бы ему, не сняло бы с него позора, и он не нашел бы поддержки ни в ком, даже в своем сыне. Разумеется, ему было важно знать, кто враг его. Это было для него равносильно вопросу: быть или не быть, можно ли рассчитывать на успех в это борьбе или нет. Слишком далеко зашел он в своем честолюбии, и падение с той высоты, на которой он теперь находился, было бы ужасным.

Таким образом, отступление назад уже было невозможно, тем более что Шуйский решительно заявил: » … Сомненья нет: Димитрий во гробе спит». Слова эти давали Борису опору для самозащиты от обманщика, который сеет смуту в государстве:

Кто на меня? Пустое имя, тень — На признак сей подуй — и нет его.

Ужели тень сорвет с меня порфиру, Так решено: не окажу я страха, —

Иль звук лишит детей моих наследства? Но презирать не должно ничего …

Безумец я! чего ж я испугался? Ох, тяжела ты шапка Мономаха!

Тем не менее пришедшие бояре своими новостями заронили в душу Годунов держит в боярской думе совещание, на котором Патриарх советует:

… во Кремль святые мощи

Перенести, поставить их в соборе

Архангельском; народ увидит ясно

Тогда обман безбожного злодея,

И мощь бесов исчезнет яко прах.

Борис слушал, а бояре видели, как

.. .государь бледнел

И крупный пот с лица его закапал.

Тревога царя растет, он чувствует потребность в посторонней поддержке и просит:

Владыка патриарх,

Прошу тебя пожаловать в палату:

Сегодня мне нужна твоя беседа.

Однако тревога не мешает царю сделать нужные приготовления к войне, и первоначально это имело успех. Войска Лжедимитрия разбиты полками Годунова, но эта победа в сущности ничего не меняла. Народ продолжает переходить на сторону Самозванца.

Тревожимый извне и потрясаемый изнутри, чувствуя, что трон начинает под ним колебаться, Борис внезапно заболевает; он чувствует приближение смерти и дает предсмертные наставления сыну о том, как править государством. Самые нежные чувства и заботы, самая глубокая политическая мудрость высказывается в последних словах Годунова.

Обнимемся, прощай, мой сын: сейчас

Ты царствовать начнешь … о Боже, Боже!

Сейчас явлюсь перед Тобой — и душу

Мне некогда очистить покаяньем.

Но чувствую — мой сын, ты мне дороже

Душевного спасенья …

Будь милостив, доступен к иноземцам,

Доверчиво их службу принимай.

Со строгостью храни устав церковный;

Будь молчалив; не должен царский голос

На воздухе теряться по-пустому;

Как звон святой, он должен лишь вещать

Велику скорбь или великий праздник.

Храни, храни святую чистоту

Невинности и гордую стыдливость:

Кто чувствами в порочных наслажденьях

В младые дни привыкнул утопать,

Тот, возмужав, угрюм и кровожаден,

И ум его безвременно темнеет.

В семье своей будь завсегда главою;

Мать почитай, но властвуй сам собою

Ты муж и царь; люби свою сестру,

Ты ей один хранитель остаешься .

После наставления сыну наступил последний в этой жизни час для царя.

Все кончено — глаза мои темнеют,

Я чувствую могильный хлад …

Ударил час, в монахи царь идет-

И темный гроб моею будет кельей …

В последние минуты земной жизни царь хочет со всеми помириться, дабы с миром и в мире отойти к источнику мира — Богу:

Я доволен. И вольные и тайные обиды …

Простите ж мне соблазны и грехи Святой отец, приближься, я готов.

Таковы последние слова Годунова.

Таким образом, Пушкин создал образ Годунова ярко и всесторонне, со всеми положительными и отрицательными чертами, показав его добрую и светлую, мрачную и безотрадную стороны. Он хитер, он по-царски щедр и велик; у него светлый ум и широта взгляда — «высокий дух державный», но совесть его зазорна, больна; тяжелое пятно лежит на ней. Совершеннее образа Годунова, каким он вышел у Пушкина, нельзя представить. Он уловил все те черты, которыми русский народ определил историческое лицо Годунова.

В трагедии «Борис Годунов» проводится мысль о том, что за преступление, подобное совершенному Годуновым, небесное правосудие карает беспощадно. Преступление это постоянно преследуется личными, семейными и государственными бедствиями.

Карамзин в своей «Истории Государства Российского» пишет: «Святая кровь Димитрия требовала крови чистой; и невинные пали за виновного, да страшатся преступники и за

своих ближних». Пушкин рассматривает Годунова так же, как Карамзин, то есть принимает за истину, что Борис был убийцей царевича. И невольно припоминаются слова: «И не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от Божьего суда!». Трагизм усиливается последними словами: «народ безмолвствует». Это молчание народа выражает собой ужас, охвативший народ при виде гибели невинных детей Годунова — искупительной жертвы за преступление отца.

Б.Маков

style=»font-size:14px;»>