Осяк Ростов на дону

Протоиерей Иоанн Осяк: «У нас 18 детей: 8 мальчиков и 10 девочек»

Протоиерей Иоанн Осяк с семьёй. Всех детей собрать не удалось

Отец Иоанн Осяк перевыполнил все мыслимые и немыслимые планы по строительству домов, посадке деревьев и рождению детей. Когда у него, тогда еще мирянина и отца пятерых детей, сгорел первый дом, он и представить себе не мог, что станет священником, с нуля построит десятки домов и зданий, 4 храма, епархиальное духовное училище и воскресную школу, что кроме 18 красивых, добрых, умных и любознательных детей у них с матушкой Надеждой появится 19 внуков, 8 из которых будут названы Иванами в честь дедушки, а 3 внучки будут носить имя бабушки Надежды.

Вчера, в престольный праздник Свято-Троицкого храма г. Ростова-на-Дону, его настоятель протоиерей Иоанн Осяк отметил 25-летие священнической хиротонии. Редакция портала «Православие.Ru» от всей души поздравляет батюшку с юбилеем и сегодня, в Международный день защиты детей, публикует беседу с этим замечательным пастырем о Надежде, вере, любви, пожарах и демографическом взрыве в отдельно взятой семье..

С милым рай и в сарае

Протоиерей Иоанн Осяк и матушка Надежда – Отец Иоанн, как вы познакомились с матушкой?

– Я был солдатом, когда с ней познакомился. Служил связистом в армейской разведке. Было три девочки, одна из них такая скромненькая. Я пообщался с ней и почувствовал, что боюсь эту девчонку потерять. Я понял, что она внутренне красива, а позже и вся остальная красота пришла. Понравилась она мне скромностью, загадочностью, строгостью и преданным сердцем. Мои друзья-сослуживцы рассказали мне, что, когда я возвращался из отпуска к месту службы, Надюша целый день ждала меня на автовокзале под палящим солнцем – боялась пропустить мой автобус. Самое дорогое – это душа, то, что ведет нас в вечность. Матушка правильно понимает, что с души надо начинать, в голове навести порядок. Тогда всё остальное само встанет на свои места и везде будет порядок.

– И как начиналась ваша совместная жизнь?

– Мы обвенчались поздно вечером 7 ноября 1983 года в городе Славянске на Кубани. Протоиерей Никита Гаврильчик, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы, до сих пор помнит, как я, на тот момент солдат, просил его о венчании, а Надюша пряталась, стесняясь его.

Недостатки есть у всех. Но мы помогаем друг другу с ними справляться. Если искренне любишь человека, то любишь его со всеми плюсами и минусами.

– А православная женщина должна следить за собой, или это мешает ее духовной жизни?

– Не только не запрещено следить за собой, а грешно за собой не следить. Я считаю грехом, когда человек за собой не следит. Женщина должна за собой следить. Она должна жертвовать собой ради любимого человека. А мужчина должен жертвовать ради любимой супруги. Вот и всё. А если я не буду за собой следить, она не будет за собой следить, что тогда будет? И когда детки рождаются, конечно, тоже нужно не только многодетной мамочке, а каждой мамочке следить за собой. Не обязательно ходить во всякие сауны, бани и на разные процедуры. Это можно делать и дома, в семье. Можно заняться спортом, например. И почему бы не приобрести те вещи, которые могут порадовать близких? Сделать себе что-то такое, что и самой понравится. Нельзя, глядя в зеркало, пугаться себя. И речь не только о красоте лица, одежды. Год назад мы получили диплом за то, что у нас был самый красивый двор в Ростове-на-Дону. Вместе с детьми мы ухаживаем за нашим двором.

– У вас много детей, много наград. А испытаний много было?

– Наша семья трижды пережила пожары, когда всё сгорало дотла. Трижды пришлось восстанавливать дома. Так Господь через преодоление бед и невзгод закалял нас. Сейчас мы живем в собственном благоустроенном доме.

Надежда Осяк с 5 детками. 1986 г.

– Недавно от пожаров пострадали тысячи россиян. Где же вы жили до тех пор, пока не приходила помощь?

Мы все встали на молитву – а утром узнали, что именно во время нашей молитвы произошло чудо

– В сарае жили. Двое младших детей в реанимации были, остальных отдали по родственникам. Дом сгорел, а сарай остался. Ночью, когда мы с супругой ложились спать, по нам крысы бегали. Мы крепко в одеяло завернемся и крыс сбрасываем. Очень страшно и неприятно было, но деваться некуда. А что делать? Много чего нам пришлось испытать. Это было накануне зимы 1989 года. Получилось так, что мама моя болела, мы уехали к ней, повезли лекарство буквально на час, а детки нашли спички и по неосторожности подожгли дом. Когда в доме вспыхнул пожар, пятеро детей оказались запертыми посреди бушующего пламени. Если бы не соседка Анна Новицкая… Она разбила окно и чуть не погибла сама, но спасла наших деток. Врачи сказали, что младшие дети не доживут до утра. В 3 часа ночи мы все встали на молитву: «Господи, сохрани детей, если они вырастут хорошими верующими людьми!» А утром узнали, что именно во время нашей молитвы произошло чудо: с легких сыновей стал сходить слой сажи. А на следующий день другое горе: у меня умерла мама. Самое страшное – потерять любимую маму. До этого я пережил смерть моего бесконечно любимого отца, а теперь прощался с мамой.

На руках осталось пятеро детей и любимая супруга, и я принялся за строительство нового дома. Вставал в 4 утра, ложился спать за полночь. Но через два месяца на прежнем месте уже стоял новый дом. Помогали родственники, соседи, друзья, но большая часть работы легла на наши с женой плечи. Можете себе представить, 31 декабря, ровно через два месяца после пожара, я в новом доме уже затапливал котел! У нас очень много родственников. Естественно, они помогли материально, и епархия помогла, хотя я тогда не был священником.

«Я попросил Господа научить меня строить.
И через два дня дом сгорел дотла»

Протоиерей Иоанн Осяк – А кем вы были?

В 25 лет у меня уже было пятеро детей. Трудно было, но интересно

– До женитьбы и во время службы в армии я получил специальности сапожника, автослесаря, водителя, парикмахера и радиомеханика. Всё это пригодилось в жизни. Когда мы с матушкой начинали свою жизнь, я был простым мальчишкой, алтарником кафедрального собора. В 25 лет у меня уже было пятеро детей. Трудно было, но интересно. Когда один за другим стали рождаться дети, купили небольшой домик. Занимались землей, трудились, выращивали на продажу цветы и фрукты, ловили рыбу. Дома у нас попугаи были. Кроме попугаев разводил и фреток. Это такой пушной зверек, гибрид хорька с норкой. Люди приезжали к нам, скупали их. Да много чего. Мы тогда молодые были, обеспеченные, очень неплохо зарабатывали, денег было достаточно по нашим меркам. У нас очень хорошо жизнь складывалась. Вроде, больше и не надо ничего, только ума не хватало.

Самое интересное, что накануне пожара я вышел в сад и говорю: «Господи, помоги мне, пожалуйста, научи меня строить. Деньги у меня есть, родился пятый ребенок, а положить его уже некуда. Как комнату пристроить, не знаю, опыта нет, и ума не хватает». Через два дня дом сгорел дотла. Попросил – и сразу получил. Надо только пережить. Я сразу понял, что Господь меня услышал и помогает нам, даруя опыт и разум через некое испытание. Но, слава Богу, все детки остались живы и здоровы. Потом я еще раз просил – получил, еще раз просил – получил то, что просил. И приходилось так всё проходить. К счастью, когда у нас горели дома, самым надежным моим единственным другом, которого я очень люблю, была матушка. У моей сестры тоже беда случилась. Мы все вместе поднялись. У сестры был дом ветхий, сгорел, а новый получился в десятки раз лучше. Бог дает некие испытания. Он же дает и силы, и помощь.

Строительство Свято-Троицкого храма г. Ростова-на-Дону

Свято-Троицкий храм г. Ростова-на-Дону. Современный вид

– Неужели дом сгорел в ответ на ваши молитвы?

Когда вы очень хотите чего-то попросить у Бога, то подумайте, прежде чем просить

– Когда мы просим у Бога помощи или молимся за родных и близких, то нужно четко понимать, что Господь порой не сразу посылает помощь нам, а по мере нашего духовного возрастания. Всегда и за всё нужно благодарить Бога, а наглядным примером должен быть для нас Иов Многострадальный. У него мы пример и ответы найдем. И когда становимся на молитву, должны понимать, что просим ведь часто не то, что полезно, а то, что хочется, а это не всегда приносит человеку пользу. Очень важно в молитве говорить такие слова: «Не как я хочу, Господи, а как Ты знаешь, что мне нужно для спасения души». И если мы хотим, чтобы Бог нас слышал, мы должны быть сосредоточенны на молитве и слышать себя. Когда мы молимся, просим Бога о чем-то, но сами себя не слышим, то как Бог нас услышит? Я всегда говорю своим прихожанам: «Когда вы очень хотите чего-то попросить у Бога, то подумайте, прежде чем просить».

Вот я просил Бога, чтобы он научил меня строить и жить, просил ума, и Господь научил меня, но какой ценой! И если вы готовы измениться в корне, многое порой нужно пережить, а бывает так, что с нашими характерами и гордостью нужна срочная духовная операция. Много всего мы пережили, а теперь у нас большой красивый дом, его нам помог построить Владимир Иванович Якунин, президент ОАО «РЖД», который и вручал матушке знаки премии Андрея Первозванного «Вера и верность». Мы благодарны ему и его супруге Наталье Викторовне, которая делает такое благое дело – руководит всероссийской программой «Святость материнства».

Про чудеса, любовь и семейное счастье

– А были ли в вашей семье чудеса?

– Я уже сказал, что в силе Божиего Промысла мы убедились после первого пожара, когда двое младших деток могли умереть в реанимации, но мы с матушкой молились, и дети выжили. А однажды правящий архиерей предложил мне построить Свято-Троицкий приход. Я служил тогда на приходе в селе Ряженое, о карьере и не думал. Не хотелось менять налаженную жизнь на приходе в селе на работу над землей, которую еще нужно было взять, а потом построить храм. После беседы с митрополитом, который меня выслушал, но отказ не принял, а дал три дня на обдумывание, нашей тяжело больной дочери Елене стало еще хуже и наутро она начала сильно задыхаться. Я ее на руках носил, матушка уже была без сил, борясь за ее жизнь семь месяцев. Дочь на руках у меня стала задыхаться, сильно мотала ручками и ножками, но дыхание прекратилось, и она умерла. Она уже не дышала, и тогда я попросил Бога вернуть ее к жизни и дал обет, что приложу все усилия, чтобы построить храм. А матушка пообещала, что если дочь оживет, то она будет петь в храмовом хоре. И сразу после этого мне пришла мысль дунуть дочке в рот. Когда я это сделал, у нее рывками стало появляться дыхание. Теперь храмы стоят, дочь наша стала матушкой и регентом хора, у нее с мужем трое деток. Их первый сын был назван Иваном с благодарностью Богу.

Отец Иоанн Осяк с детками

– Как вам удалось сохранить при всех ваших несчастьях свою любовь?

– Жизнь такая короткая. Я многие моменты сразу и не вспомню. Когда садимся за стол, то у нас с детками бывает очень интересная и долгая беседа. Оказывается, всё, что было, пролетело, такая красота пролетела, ничего нет такого, что бы было досадно. Слава Богу за всё! Очень много испытаний было, но благодаря всем несчастьям, которые мы пережили, и мы становились на ноги, и дети крепче становились.

Новорожденная тетя для пятерых внуков

– Расскажите о ваших детях.

– Всего у нас 8 мальчиков (Иван, Алексей, Евгений, Александр, Владимир, Григорий, Сергей и Серафим) и 10 девочек (Ольга, Елена, Мария, Татьяна, Анна, Надежда, Евдокия, Дарья, Ксения, которая трагически погибла, и Анастасия). Старшие – уже вполне состоявшиеся образованные люди. Иван – предприниматель. Алексей и Евгений получают третье высшее образование: позади Ставропольская духовная семинария, Институт кавказских народов, Питерская духовная академия. Два моих зятя – священники, а еще один сын – диакон. В общем, всё слава Богу.

Белгород. Семья Осяков направляется для вручения премии «Родительский рекорд». 2012 г.

– Как вы выживаете, ведь всех надо поднять, накормить, воспитать, дать образование?

В большой семье всё налажено. Чтобы понять многодетную семью, нужно в ней несколько дней пожить

– Необходим личный пример во всем. В большой семье всё налажено. Чтобы понять многодетную семью, нужно в ней несколько дней пожить, – и всё станет понятным. Вся жизнь – это труд, труд и труд, но это не рабство, а настоящее счастье. Господь сказал: «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть». Мы все верим и знаем, что Он нами руководит и во всём помогает.

– Прочитала, что, когда у вас уже было пятеро внуков, они ждали из роддома вашу новорожденную 18-ю по счету дочь, которая приходится им тетей.

– Наша Настя поспешила со своим появлением: роды у матушки были преждевременные. Их принимали профессор Александр Ромашевский и врач Елена Лавренова. Дочка родилась весом всего 1200 граммов и находилась в кувезе на доращивании. Прямо в больничной палате ее окрестил мой племянник – отец Валерий. За Настеньку и матушку молился, наверное, весь православный город. Так как 18-я доченька ранняя и матушке грозила опасность. Всё было очень серьезно. Меня вызвали на консилиум, и шесть профессоров просили молиться, и Господь вновь проявил милость. И матушка, и Настя живы и здоровы.

Храм в честь прп. Серафима Саровского г. Ростов-на-Дону. Восстановлен отцом Иоанном Осяком

– Для многих многодетность ассоциируется с бедностью, неблагополучием, с различными трудностями, материальными лишениями. Помню, как наши друзья ютились с тремя детьми в крохотной комнатушке. Многие родители с трудом могут одеть своих детей, а отсюда комплексы, которые мешают им во взрослой жизни.

– Да, всё это наша реальная жизнь. Жаль, что многодетные семьи часто считаются «социальными иждивенцами», хотя имеют очень скромные льготы, а размер детских пособий просто смешон. Немногим многодетным семьям сейчас удается быть обеспеченными и благополучными. Но никакие трудности не могут помешать им быть счастливыми. В таких семьях, как наша, многодетность ассоциируется с чувствами любви, дружбы, уважения, ответственности, сплоченности, взаимопомощи, доброжелательности и самостоятельности.

Об абортах и планировании семьи

– Сейчас многие боятся иметь большие семьи, планируют рождение детей.

– Не надо бояться. Проблема в том, что человек боится и планирует семью. Вот это беда. Вы знаете, самое главное: прежде, чем вы захотите создать семью, тысячу раз отмерьте и один раз отрежьте. Очень важно подойти к этому ответственно. Если мужчина решил венчаться с супругой, он должен понять, что это на всю жизнь. Если он этого не понял, если еще думает, жениться или не жениться, то не надо этого делать, лучше не жениться. И супруга, если сомневается, то не нужно выходить замуж, чтобы не совершить большую ошибку. А вот если они оба поняли, что до смерти оба готовы жить и всё пережить, тогда нужно создавать семью. А что касается планирования семьи… Нельзя планировать! Бог дает детей. Если парень и девушка полюбили друг друга и Бог дал им, что они зачали, и появился ребенок – это самое лучшее, что есть в жизни. Самый лучший ребенок тот, который родится.

На дне свв. Петра и Февронии Муромских

Женщина, идя на детоубийство, убивает любовь своего мужа

Диавол нападает на супругов, внушая им разные мысли, что, может, не хватит средств, здоровья не хватит, еще чего-то. Женщина должна понимать, что, когда она делает аборт, идет на детоубийство, она убивает любовь своего мужа. С каждым убитым ребенком она всё больше теряет мужа. То же самое, если муж подталкивает женщину, свою супругу к тому, чтобы она сделала аборт. Этим он убивает ее любовь к себе. Это неизбежно. Это происходит незаметно, а потом смотришь – семья распалась.

– А вы с матушкой на эту тему размышляли?

– Когда матушка ждала первого ребенка, мы планировали, сидя на крылечке: родим двоих, а третьего годам к сорока. Но Господу было виднее. Если я люблю женщину и она мне родила ребенка, как же я не буду любить этого ребенка? Среди наших прихожан есть супруги, у которых уже четверо деток, хотя в их планах было рождение не более двух детей. Они активно помогают детским домам. И многие подруги матушки Надежды начинают рожать много детей. А раньше они считали детей помехой в карьере и личной жизни. Не нужно планировать. Послал Господь ребеночка – радуйтесь. Что Бог ни дает, всему радуйтесь. Дети не обуза, а радость.

Иван Осяк с новорожденным

– Многие женщины, может быть, и хотели бы много детей, но здоровье не позволяет.

– Жене тоже говорили: «Вы умрете, и ребенок умрет». Всякое было. Но Господь нас хранил. Если Бог посылал нам ребеночка, Он давал и здоровье, и всё остальное. Если забеременела супруга, ни она сама, ни муж не должны даже помыслить об аборте. Ведь это не просто рождается ребенок папы и мамы. Рождается разумная душа. Господь его посылает в мир. Рождение ребенка – это от Бога посылаемое.

О красоте

Протоиерей Иоанн Осяк и матушка Надежда – В сознании многих образ многодетной мамы – это измученная женщина, которая разрывается между мужем, домашним хозяйством, детским садом и школой. А ваша жена такая молодая, ухоженная, стройная, такая умница и красавица. В чем тут секрет?

– Я думаю, прежде всего, в наших корнях. Самое главное – это благодарность нашим родителям. Мы с матушкой родились в многодетных православных семьях. У моих родителей было 18 детей. Я был десятым ребенком. У родителей матушки тоже было много деток. В наших семьях мы трудились и жили тем, что выращивали. Родители воспитывали детей в любви к себе и друг к другу. И когда у нас с матушкой тоже появилось много деток, это было интересно и легко, казалось, что ничего сложного нет. Когда-то матушка сказала мне: «Я живу для Бога, для тебя и для детей». Может, в этом ее секрет?

В семье ростовского священника родился 18-й ребенок

В самой многодетной в Ростовской области семье настоятеля храмов Серафима Соровского и Святотроицкого, священника Иоанна Осяка родился 18-й ребенок, передает во вторник корреспондент РИА Новости.
«У нас родилась девочка, назвали мы ее Анастасия. Жена с ребенком еще около двух недель будут в больнице, но уже все хорошо, и мы все ждем их дома», — сказал Осяк.
Он уточнил, что теперь в их большой семье десять девочек и восемь мальчиков. Самому старшему — 25 лет, а 17-му ребенку — Ксенье — чуть больше года. Дети в семье священника почти все погодки. Сам священник десятый ребенок в семье, матушка — пятая.

В начале 2008 года президент России Дмитрий Медведев вручил семье Осяк и еще семи многодетным семьям ордена «Родительской славы», присуждаемые за заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей.

Нет ни нянек, ни бабушек

— Честно говоря, мы с матушкой и представить не могли, что у нас будет столько детей, — признался отец Иоанн. — 24 года назад, когда мы поженились, думали: ну двое у нас будет деток, ну трое. Ведь и это уже немало, уже хорошо…
— Вообще же, — уверен отец Иоанн, — столько деток Господь нам посылает ещё и потому, что мы очень им рады. А если Бог управит и у нас родятся ещё малыши, будем только счастливы, — продолжает он. — Ведь каждый ребёнок — это дар Божий.
Причём в этой большой семье нет ни бабушек, ни нянек. Главная ответственная за ведение хозяйства — матушка.
— Конечно, сейчас, когда появились всевозможная кухонная техника, стиральная машина, стало полегче, — говорит отец Иоанн. — А вот раньше… Никогда не забуду момент: у нас как раз родился десятый ребёнок, и я глянул на руки матушки, а они стёрты до ран! Вот тогда мы срочно все свои сбережения сложили и купили стиральную машину.
Впрочем, сейчас матушке Надежде уже помогает сама детвора. Даже за маленькими закреплены определённые посильные обязанности: одни убирают дом, другие — двор, третьи моют посуду, четвёртые помогают с приготовлением еды и т.д.
Впрочем, кухня в этой семье — особая статья. Матушка активно приобщает дочерей к приготовлению еды, но и сама любит готовить и делает это мастерски. Её борщами, котлетами, варениками, салатами, пирогами, тортами и др. восторгаются все, кто знает эту семью!
— Бывает, стряпня женщине в тягость. А тут человека не выгонишь из кухни, — смеётся отец Иоанн.

18 детей плюс четверо внуков…

Старший сын отца Иоанна, тоже Иоанн, тоже стал священником. Двое других сыновей — Лёша и Женя сейчас учатся в Ставропольской семинарии.
— А вот Саша, ему сейчас 17 лет, ещё не понял до конца, кем хочет быть. Так что, видимо, как ему исполнится 18, пойдёт в армию, — говорит отец Иоанн.
Что же касается будущего дочерей, то в отношении одной из них, круглой отличницы Лены, родители убеждены: окончив школу, пойдёт в высшее учебное заведение.
А вообще, кроме 18 детей, у отца Иоанна Осяка и матушки Надежды подрастают ещё и четверо внуков — дети старшего сына и второй по старшинству дочери Оли.
— Не говорят ли нам с матушкой дети, что побьют наш рекорд и заведут ещё больше деток? Нет, — усмехается отец Иоанн. — Они говорят: «Папа, мы вряд ли когда-нибудь сможем такое повторить…» Но ведь как знать? Это одному Богу известно…

Иерей Евгений Осяк: «Хочешь помощи? Хорошо. Вот тебе швабра, вот тебе тряпка»

Руководителю Социального отдела Ростовской епархии — всего 27. В семье он четвертый из 18 братьев и сестер. Храм, где он настоятель, — кладбищенский. Но у о. Евгения есть харизма — умеет не унывать

Иерей Евгений Осяк. Фото диакона Андрея Радкевича.

Про харизму

Кроме всего вышеперечисленного, о.Евгений — настоятель еще одного храма и организатор крупнейшего в Ростовской области Центра гуманитарной помощи. Иерей Евгений Осяк «просто не видел для себя иного пути», кроме как священнического. Семья священника Иоанна Осяка, отца иерея Евгения, известна на всю Ростовскую область. И не только потому, что у них 18 детей. Протоиерей Иоанн, благочинный приходов Западного округа Ростовской и Новочеркасской епархии, построил в Ростове четыре храма, епархиальное училище и воскресную школу. Социальные проекты, которые он организовал и возглавил, долго перечислять.

Первый храм, в котором отца Евгения поставили настоятелем, оказался «сложным». В Покровском соборе на Северном кладбище Ростова-на-Дону отпевают покойников и утешают плачущих. Отец Евгений сразу ввел правило — после каждого отпевания обязательно разговаривать с родными умершего.

Сначала было тяжело, гробы шли потоком. Не успевали заколачивать. Отпевание — похороны, отпевание — похороны… Настроение в храме соответствующее. Тогда о. Евгений распорядился служить там каждый день литургию. И все встало на свои места: жизнь и смерть. Пошло утешение. «Я Богу очень благодарен за все моменты в жизни. Я никогда ни о чем не жалею, никогда не унываю».

Когда стало ясно, что поток беженцев, прибывающих из Донбасса, не прекращается, рискуя выходом из под контроля, отец Евгений объединил вокруг своего Отдела «хорошие, серьезные организации». Умение объединить вокруг Церкви что-то серьезное – тоже харизма о. Евгения. Среди таковых был фонд продовольствия «Русь», известный своими «Народными обедами». Чтобы хранить собранную помощь, Отдел арендовал помещение под гуманитарный склад, который очень быстро превратился в крупнейший в Ростовской епархии церковный Центр гуманитарной помощи.

«Почти всю работу по фасовке «народных обедов» сделали сами беженцы, ставшие моими добровольными помощниками. Они нафасовали их более 300 000. Я даже удивлялся, когда по утрам видел очередь из беженцев, не пришедших за помощью, а желающих помочь. Люди вроде сами нуждались …», — недоумевал о. Евгений.

Сейчас беженцы работают на строительстве нового храма – совершенно безвозмездно.

В Центре помогают не только беженцам, помогать приходится всем, кто обращается. Только в начале сентября было зарегистрировано около 9 000 адресных заявок. Помощь отправляется адресно, или выдается в руки. Всего удалось ответить на более чем 50 000 заявок, не считая помощь, которую развозили по храмам Ростовской области.

Про жалость

Бывает и так, что просят помощи люди, у которых все всегда «не слава Богу» — «хроники». Отец Евгений таких тоже жалеет. «У них всегда виноваты во всем все, кроме них самих. Вот, государство плохое, тот плохой, этот плохой… Я сразу таким говорю: Ты Бога благодари, что, жив, здоров, что руки, ноги есть, голова есть, и крыша над головой есть. Но им тоже надо помогать, потому что такой человек нуждается в утешении, участии, сострадании».

Но эти люди для о. Евгения – не «бедненькие». «Я их жалею, но не так, чтобы дать ему прямо вот все, сложенное в пакетик. Я с такими общаюсь. Они говорят: «почему вы только беженцам помогаете, а другим нет». А я им: «Хорошо, ты хочешь помощь получить? Вот тебе, пожалуйста, швабра, тряпка, веник, у нас площадь огромная, надо помыть».

Официальную зарплату в Отделе получают совсем немногие. Остальные работают добровольцами. Отец Евгений никого не увольняет, но и никого не держит. С одной стороны, он притягивает людей своим оптимизмом, а с другой стороны, люди могут и не вынести его рабочего ритма. Команда вокруг батюшки сформировалась не сразу, был период текучки кадров. «Не знаю, какой я начальник, требовательный или нет, но без дела сидеть сам не могу и другим условий не создам, — говорит он. — Если человек не подходит, он отсеивается сам. Но, слава Богу, уговаривать остаться добровольцев еще не приходилось».

Про Церковь и Range Rover

Центр гуманитарной помощи «чисто церковный». Там «государственного нет вообще ничего». Потому что, считает отец Евгений, для людей важно – от Церкви они помощь получают, или от государства. Он бывает на складе почти каждый день. «Однажды подъезжает Range Rover. Номера украинские. Вылезает солидный мужчина с пакетиком, идет на склад. А у нас же, как в большом супермаркете: заходишь – полочки стоят, идешь, берешь, все это накладываешь в корзину, подходишь на стол, оформляешь – и поехал. Вот он набрал и начинает оформлять.

Меня это смутило. Не выдержал, подхожу к нему, и говорю: «Вот скажите, пожалуйста, вы на таком дорогом автомобиле приехали, наверняка квартиру снимаете где-нибудь, и у вас есть возможность какая-то существовать?» А он мне: «А почему вы мне этот вопрос задаете?» Я говорю: «Вы взяли очень много. А посмотрите в зал. Видите, люди копошатся в «бэушных» вещах? Вам разве такие вещи нужны?» А он отвечает: «Ну, и что теперь? Вы обязаны выдавать «гуманитарку» – вот и выдавайте!». Я говорю: «А с чего вы взяли, что мы обязаны?» Он говорит: «Ну, вы же – Центр гуманитарной помощи». Я говорю: «Церковный Центр, не государственный. Мы – не политическая организация и никому не обязаны и государство нам не помогает. Нам помогают спонсоры, фонды и все те, кто неравнодушен к беде людей. Вы видите, какие тут женщины и бабульки копошатся в ношеных вещах? Вы разве такой?».

И что вы думаете? Часа через два подъезжает этот Range Rover обратно на склад. Меня зовут: «Батюшка, батюшка, приехал тот мужчина!» Я подхожу, сам в волнении – ну, сейчас разбираться будет, наверное. Он выходит из машины, открывает багажник и начинает выгружать мешки: сахар, макароны, рис. Все заносит на склад. «Вот, – говорит, – для беженцев». И такие случаи у нас часто бывают».

Про кризис

Недавно у о. Евгения открылся новый проект — «Социальное такси». Для тех, кого нужно перевезти из дома в какое-то медицинское учреждение, в храм или еще куда-то, при Отделе теперь существует группа добровольцев с машинами. Сейчас их больше 50-ти. Кто эти добровольцы? Прихожане храмов, беженцы в том числе, социальные работники храмов…

«У нас есть телефон горячей линии. Мы сначала узнаем поподробнее о человеке, который обратился за помощью. Когда достоверность этой информации подтверждается, за ним высылается машина», — объясняет о. Евгений. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий всю работу Отдела контролирует лично. О. Евгения митрополит благословил на это послушание, когда тому было 24 года. За три года работы о. Евгений поработал с многими людьми. Социальное служение Церкви – довольно новый проект, поэтому «кадровых сотрудников» брать было неоткуда, их обучение шло в процессе. «Я сам выучил своего секретаря, ведь Отдел – структура серьезная, с большой отчетной деятельностью и документооборотом. Пишутся рапорты, письма, ведется работа с просителями, так что человек должен быть грамотный, ответственный, бдительный».

Про людей

Работа в «социалке» для отца Евгения – разгрузка. На ней он не устает. Наверное, сыграла роль преемственность, ведь до о. Евгения Социальный синодальный отдел епархии почти пятнадцать лет возглавлял его отец, протоиерей Иоанн Осяк. «Мне всегда очень нравилась его работа, я ездил с ним почти на все мероприятия, меня это заводило… Мне нравится работать с людьми, слушать их, разговаривать, понимать, вникать в их нужды».

Омрачается радость общения с людьми только тогда, когда приходится их ругать. К этому отец Евгений все никак не привыкнет. «Ведь хочется, чтобы все думали так, как ты думаешь. Но ведь часто начальник оказывается прав. Если Господь дал начальнику мозги – значит, что-то в этом есть? А порой, бывает, требуешь от человека, а вот как об стенку горох! Не слышит тебя, и все. Делает по-своему, и все, а потом приходится переделывать. Вот от этого я устал. А от всего остального – нисколько».

Кабинет о. Евгения полон людей, не только просителями, но и желающими помогать. «Бывает, человек только заходит в кабинет, еще ничего не успел сказать, а уже становится понятно, куда его поставить. Я даже удивляться перестал».

Про труд

У отца Евгения два храма, и при каждом живет и трудится какой-нибудь «бедолага», иногда несколько. «Бездомные совершенно. Каждый из них пришел ко мне в кабинет и говорит: «Дайте мне помощь. Поддержку дайте мне». Я говорю: «Вот территория храма, (я ж на кладбище служу, а там большая территория), иди к садовнику, бери косилку и коси». А он мне говорит: «А вы мне одежду дадите?» Пьяный стоит, сам синий, ноги синие, вот просто страшный. Я говорю: «Я тебе вещей дам, накормлю тебя, одену, не переживай. Иди, трудись». Он идет. Выходит на улицу, ложится на газончик, спит. Буквально минут сорок встает. Я смотрю в окно, что он делать будет. Смотрю – трудится. Мне уже вечером уезжать из храма, ко мне подходит сторож и говорит: «Батюшка, а как с этим человеком быть?» — «Ну, вот лавочка у нас есть, вынесешь подушки, положишь ему. С утра его искупаете, оденете, и пускай трудится». Все. Уже два года прошло, как он при храме живет».

Часто приходят люди с уголовным прошлым. «И тоже – пошлешь работать, и если согласится человек, пойдет, смотришь – восстанавливается».

Про семью

«Я был футболистом раньше. Чего в голове только ни творилось! Сейчас совершенно по-другому к жизни отношусь. Чувствую, как меняет меня семья, жена.

Я не загадываю, но как я просил первого мальчика, вторую девочку, так Бог и дал. Вот в сентябре месяце будет вторая девочка», — рассказывает о. Евгений. О том, чтобы и у него родилось 18 детей, он пока не думает.

Матушка отца Евгения доучивается в университете, но работать не собирается. «Ну, это для диплома. Вот я приезжаю домой – и у меня всегда ужин есть. И я никогда ни о чем не переживаю».

В семье Осяков, кроме отца, протоиерея Иоанна, священниками стали три сына, а родителей здесь традиционно называют на «вы». «Я единственный из семьи, кто не получал ремешка, это точно. При этом я ни разу в жизни не повысил голоса на отца и на мать, никогда. Это для меня было бы все равно, что помереть – вот настолько я их люблю».

Семья Осяков пережила три пожара, смерть одного из детей. Когда надо было кормить семью, строить дом, Иван Осяк и тюльпаны на продажу и перепелов и тушканчиков каких-то выращивал, и чем только не занимался. «Моей самой младшей сестре Настеньке только пять лет. Отцу еще много детей поднимать. Поэтому от родителей помощи не жду, моя семья живет самостоятельно. Но, конечно, помогаем друг другу кто чем, так что опыт общинной жизни большой».

Статьи, очерки, зарисовки

Рассказ о станичных храмах стоит начать со времен основания Темерницкой таможни, от которой, впоследствии, пошёл город Ростов.
Указом Императрицы Елизаветы Петровны от 15 ноября 1749 года на Дону выше устья реки Темерник была учреждена таможня для сбора тарифов и пошлин с ввозимых и вывозимых из России товаров. Чуть позже, в 1751 году в таможне была устроена часовня во имя святителя Николая. Во время закладки Ростовской крепости в 1761 году епископ Кирилл дал благословение на переименование часовни в церковь «во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского». К этой церкви были причислены крепостные инженерная и артиллерийская команды, а также все живущие по обе стороны от крепости обыватели, в том числе и жители Гнилой тони.
С перенесением из крепости св.Анны соборной Покровской церкви в крепость святителя Димитрия православное население, живущее вокруг крепости было разделено на два прихода: все проживающие вверх по течению Дона были причислены к Покровской церкви, а Гниловской стан и хутора, расположенные вниз по Дону – к Димитриевской церкви.


В связи с тем, что жителям стана было трудно добираться до Димитриевской церкви в непогоду по грязи и во время разливов Темерника, они упросили инженера Ригельмана устроить им часовню, выделив для неё одного из священников Дмитриевской церкви.
Так в Гниловском стану в 1765 году появилась первая деревянная часовня. Освящена она была во имя Святой Живоначальной Троицы. Утварь для богослужений доставили из Димитриевской церкви. В отсутствие Ригельмана жители Гнилой тони выхлопотали себе отдельного священника, Ивана Калошина.
В 1784 году вместо часовни заложили Троицкую деревянную церковь, которую освятили 27 июля 1785 года. Церковный клир тогда составили священник Мартын Петров и дьякон Петр Петров. Церковь располагалась на Троицком спуске (сегодня это улица Рельефная).
А 1855 году на месте обветшавшей деревянной церкви возвели каменный храм с двухярусной колокольней.
Храм Святой Живоначальной Троицы. Рисунок Е. Малаховского
Ниже приведен клир Троицкой церкви с 1781 по 1918 гг.






Храм дожил до 30-х годов ХХ века. Затем он, как и многие российские церкви, был подвергнут разрушению. Но в годы Великой Отечественной войны службы ненадолго возобновились в стоявшем рядом с храмом здании школы.

Здание бывшей школы
В 1955 на месте руин возвели жилые бараки для речников.
Спустя 40 лет, в 1995 году благодаря Атаману станицы Гниловской Олейникову и казакам на территории бывшего подворья церкви удалось построить часовню, которую позднее преобразовали в небольшой храм.
В 1997 году в год празднования 250-летие присвоения поселению статуса станицы Гниловская на праздник Троицы была проведена первая служба. В 1998 году завершили строительство храма.

Троицкий храм (ул. Рельефная)
Казаки обратились с просьбой к Владыке рукоположить священника из числа казаков. И в этом же году первым священником храма-часовни стал иерей Константин Иванович Садчиков (из казаков).
Одновременно с Троицким храмом на современной Рельефной улице существует Троицкий храм на Международной улице.

Троицкий храм (ул. Международная)
История этого Свято-Троицкого прихода начинается в 1994 году.
На месте храма был пустырь. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир назначил настоятеля храма великомученика Георгия Победоносца села Ряженое иерея Иоанна Осяка настоятелем будущего прихода.
В 1995 году земля, на которой расположен сейчас Свято-Троицкий комплекс, была передана приходу в аренду на 49 лет.
В апреле 1996 года в железном контейнере устроили временную Троицкую часовню и заложили требную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (архитектор Б. Райченков), которая через год была освящена иерейским чином.

Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского
Строительство основного храма во имя Святой Троицы началось в 2001 году, а с 2003 года в храме стали проводить регулярные богослужения.
На праздник Святой Троицы 2005 года состоялась первая престольная служба, на которой присутствовало множество жителей города Ростова-на-Дону и области.

В нашей семье уже 55 человек, и мы ждем новых внучат!

5 июля 2016 года исполнится два года со дня преставления Предстоятеля Украинской Православной Церкви (УПЦ), Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана). С промыслительной встречи с ним началась священническая жизнь протоиерея Иоанна Осяка. 3 июня 1990 года владыка Владимир, тогда митрополит Ростовский и Новочеркасский, Патриарший Экзарх Западной Европы, управляющий делами Московской Патриархии, рукоположил диакона Иоанна в сан иерея. Это было в день Святой Троицы. Уже 18 лет протоиерей Иоанн Осяк является членом епархиального совета, настоятелем храма Святой Троицы, благочинным приходов Юго-Западного округа, секретарем митрополита Ростовского и Новочеркасского по г. Ростов-на-Дону. Кроме того, он руководит Центром помощи многодетным семьям Юго-Западного благочиния «СемьЯ» и активно участвует во всероссийской программе «Святость материнства».

В 2005 году от имени Патриарха Московского и всея Руси Алексия II за многочадие и благотворительность матушке был вручен орден Святого благоверного царевича Димитрия Угличского. Когда в Кремле за материнское мужество и исключительный пример духовно-нравственного воспитания детей матушке Надежде вручали международную премию Андрея Первозванного «Вера и верность», многотысячный зал встал, приветствуя элегантную многодетную маму и бабушку.

В 2009 году, когда у Осяков было 17 детей и их семья считалась самой большой и дружной в России (сейчас в этой семье более 55-ти человек!), за большие заслуги перед Отечеством в воспитании детей и укреплении семейных традиций матушка и батюшка были удостоены награды Президента Российской Федерации — ордена «Родительская слава», учрежденного Указом Президента России в 2008 году. Среди других церковных, государственных и общественных наград отца Иоанна — медаль Свт. Димитрия Ростовского 1 степени (2004), крест с украшением (2005), орден «За веру и верность» (от Академии проблем безопасности обороны и правопорядка, 2005), орден святых благоверных князей Муромских Петра и Февронии 1 степени с лентой (2008), орден Преподобного Серафима Саровского 2 степени (награда Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, 2009), орден Петра Великого 2 степени с лентой (2008), медаль «За возрождение казачества на Дону» (2009), медаль святого Блаженного Павла Таганрогского 1 степени (2011), медаль «За содействие органам наркоконтроля» (награда Российской Федерации, 2011), право ношения митры (2013), многие другие медали, грамоты и благодарственные письма.

Когда у него, тогда еще мирянина и отца пятерых детей, сгорел первый из трех домов, он и представить себе не мог, что станет священником, с нуля построит десятки домов и зданий, 4 храма, епархиальное духовное училище и воскресную школу, что кроме 18 красивых, добрых и умных детей у них с матушкой Надеждой будет 25 внуков. Старшие дети назвали своих первенцев в честь своего отца Ванями, и чтобы не путать между собой 8 Иванов, дедушка называет внуков по отчеству их отцов. А пять внучек названы в честь любимой бабушки Надежды.

Можно много говорить о любви, а можно просто посмотреть на фотографии отца Иоанна и матушки Надежды, глаза которых светятся от счастья. Если россияне будут брать пример с таких семей, как многодетная семья протоиерея Иоана Осяка, демографическая проблема в России будет решена. Однако дело не только в количестве детей, но и в том, что все члены этой удивительной семьи не понаслышке знают, что такое вера и верность, надежда и любовь, уважение и дружба, взаимопомощь и ответственность, радость и счастье.

— Отец Иоанн, 1 июня 2016 года в Москве впервые отметили новый праздник — День детей и родительского счастья и день общей памяти святых благоверных великого князя Димитрия Донского и великой княгини Евфросинии (в миру Евдокии) Московской, родивших и воспитавших 12 детей (http://sm.cnsr.ru/ru/news/org/V_Moskve_vpervie_otmetili_Den__detej_i_roditel_skogo_schast_ya/). У вас с матушкой 18 детей. Ваша дружная семья — пример для подражания. Что, на Ваш взгляд, является залогом родительского счастья?

— Залогом семейного и родительского счастья является искренняя любовь, которая заключает в себе и единомыслие, и единодушие, хотя у каждого из супругов может быть свой взгляд на проблемы. Но любовь все это правильно сглаживает. Любящие родители подают прекрасный пример своим детям. Очень важно, чтобы дети видели труды отца, его заботу о них, любовь к их матери. Все это я видел, глядя на своих родителей. Отец всегда был для нас примером. На судьбу ребенка очень влияют взаимоотношения между родителями, их жизненный пример. Чтобы ребенок вырос счастливым и добрым, он должен ходить с родителями в храм, читать Священное Писание. Если у него на первом плане будет вера в Бога, то ему легко будет понять, что такое хорошо и что такое плохо. Не знаю, насколько сильно любят нас наши дети, но мы счастливы, что воспитали таких сыновей, дочерей, зятьёв и невесток. Сейчас у нас 25 внуков, а вся семья уже далеко за пятьдесят человек перевалила!

— Отец Иоанн, как Вы стали священником?

— Я родился в глубоковерующей православной семье 17 января 1964 года и, конечно, вырос, посещая храм. В безбожные времена приходилось терпеть гонения, но любовь к Богу, переданная родителями, нас укрепляла. Достойно отслужив в армии, я получил образование в Московской Духовной Семинарии. В сан диакона был рукоположен на светлой седмице в праздник Иконы Божией Матери «Живоносный Источник», а в день Святой Троицы меня рукоположил в сан священника наш правящий Архиерей Митрополит Владимир (Сабодан). Вот так и началась моя священническая жизнь. Очень интересен момент, как я вошел в алтарь. Как-то раз я поехал на рыбалку. Я любил ловить руками раков, ныряя на глубину. Было очень солнечно, и я нырял весь день. Вынырнув в последний раз, увидел, что кто-то машет мне, чтобы я уплывал в другую сторону и не мешал рыбалить. Я присмотрелся. Это был мой старший брат Игорь, а рыбалил владыка Владимир. Я, конечно, быстро вышел на берег и стал собираться домой. Вдруг вижу, «Волга» Митрополита подъезжает ко мне. Владыка интересуется моим уловом. Ну, я и говорю: «Поймал 20 средних и трех совсем маленьких раков». Владыка просит меня продать ему их. Я говорю: «Берите бесплатно, я никогда денег с архиерея не возьму». Тогда владыка берет 20 раков и дает мне 10 рублей. В 1984 году это были большие деньги. Я отказываюсь, а брат мне говорит: «Если владыка дает, скажи спасибо и все». Владыка оставляет мне трёх малышей и говорит: «Зайди в воду и полови еще». Я сказал, что пойду, а сам, конечно, очень не хотел, потому что был вечер, вода уже прохладная. Но послушание нужно было выполнить, и я нехотя пошел в воду. К моему удивлению, во всех норах, которые я уже прошел, вновь оказались раки — только не большие, а огромные! И на каждого оставленного владыкой маленького рака я наловил по двадцать штук больших. Получилось, что я отдал владыке 20 средних раков, а поймал 60 огромных плюс три малыша, оставленных митрополитом для свидетельства веры. Позже, узнав об этом, владыка взял меня архиерейским иподьяконом. Это и стало началом моего служения Богу.

— Потрясающая история. Отец Иоанн, сейчас Фонд Андрея Первозванного, издательство «Никея» и журнал «Батя» реализуют проект «Быть отцом!» (http://rusbatya.ru/byit-ottsom/). Расскажите, пожалуйста, о своем отце, о родителях.

— Для нас наши отец и мама — это святые люди. Они прожили нелегкую жизнь. Мы видели, как они любят друг друга. Мы с матушкой родились в многодетных православных семьях. У моих родителей было 18 детей, а у родителей матушки было семеро деток. В наших семьях мы трудились и жили тем, что выращивали. Моя мать была матерью-Героиней, но государство никак нам не помогало по одной причине — мы были богомольной семьей. На любую просьбу был один ответ: «Пускай вам Бог помогает!»

Наш любимый отец трудится как раб, чтобы мама была счастлива, а дети сыты, одеты и обуты. Отец был простым сапожником, но его очень уважали и соседи, и товарищи по работе. Был интересный случай, когда отец, сделав сапоги одной женщине, отправил меня отнести ей их. Она обрадовалась и передала отцу 10 рублей, но отец взял 3 рубля, а остальное заставил меня отнести ей, сказав, что это много. В ответ на это соседка дала мне кулек шоколадных конфет, положив туда семь рублей, и сказала: «Отдай папе, пускай он потратит на деток». Вот такой чистоты и бескорыстия был мой отец.

Еще один факт: в 1982 году, когда он умер в 60 лет, на его похороны пришел, как мне тогда казалось, весь район. Несколько километров очень большое количество народа шло крестным ходом до места погребения отца. По его просьбе отца похоронили в селе Новониколаевка под Ростовом. Там он родился, там прошла их с мамой молодость. Сельчане вышли навстречу с иконами, прибитыми к палкам. Прощались с ним более двух часов. А через семь лет умерла и мама, которая с момента смерти отца ни на один день не оставляла храм. Она была певчей хора. Часто обнимала могилку отца и всегда просила, чтобы он забрал её к себе. Мама очень сильно его любила. И мы его очень любили. Когда он умер, я служил в армии, откуда приехал на похороны. Я всегда очень хотел быть похожим на отца не только внешностью, но и своей жизнью. Это и есть мой путь к Богу.

Священное Писание учит жену повиноваться мужу во всем. И муж должен любить свою жену больше жизни. Будущее семьи лежит на плечах отца — труженика, кормильца, ответственного за семью, за супругу, любящего своих детей. Самое главное — это благодарность родителям, которые воспитывали нас, детей, в любви к себе и друг к другу. Когда у нас с матушкой родилось много деток, оказалось, что это очень большой труд, но с взаимной любовью он преодолим. Как-то матушка сказала мне: «Я живу для Бога, для тебя и для детей».

«Тебе крест зачем надели? Неси его с послушанием!»

— Отец Иоанн, были ли чудеса в вашей жизни?

— Чудом я могу назвать событие, которое произошло после моего рукоположения. В 1990 году я был направлен для прохождения моего служения в село Ряженное. Все храмы в округе были разрушены, и только храм Георгия Победоносца в этом селе не закрывался. Это был необыкновенный приход, необыкновенные люди. Хотя после моего перевода в Ростов-на-Дону в 1994 году прошло 22 года, у меня осталась очень добрая память о моем первом приходе, и дружба со многими прихожанами продолжается по настоящее время. Ну, а сам перевод произошел необычно. В то время правящим архиереем был Митрополит Владимир (Котляров). Он вызвал меня в епархию и предложил основать приход и построить Свято-Троицкий храм. О карьере я не думал. Не хотелось менять налаженную жизнь на приходе в селе. Ко всему этому мои соседи стали просить Митрополита, чтобы меня назначили на это послушание, не согласовав со мной и даже не спросив моего мнения. Я, конечно, рассердился, так как за четыре года у меня сложился прекрасный приход, мы много чего успели сделать. В городе же на предполагаемом месте строительства даже забора не было — один бурьян да свалка стихийная.

А самое главное — в тот момент очень тяжело болела моя доченька Леночка. Ей было всего семь месяцев, и было понятно, что беды не миновать. В последнее время прием пищи у неё едва доходил до 50 грамм. В таком состоянии я и пришел к Митрополиту на прием с просьбой оставить меня в селе. Но он взял в руки висящий у меня на груди крест и сказал слова, которые остались в моей памяти на всю жизнь: «Тебе крест зачем надели? Так и нести его нужно с послушанием! Но учитывая твою семейную проблему — болезнь дочери, дай ответ через три дня». Эти три дня были бессонными. Дочка угасала на глазах. Матушка уже была без сил, борясь за ее жизнь. На третий день рано утром Леночке стало еще хуже, она начала задыхаться. Я носил ее на руках. Вдруг она перестала дышать и умерла. Я не переставал делать ей массаж сердца, хотя понимал, что уже ничего не исправить. Она уже не дышала. И вдруг меня осенила мысль, что я обязан выполнить послушание и взяться за строительство храма. Поворачиваюсь к иконам, прошу Бога вернуть дочку к жизни и даю обет, что приложу все усилия, чтобы построить храм, что возьмусь за это святое дело. А матушка со слезами обещает, что научит дочь петь в церковном хоре, если Леночка оживет. И сразу после этого меня осенило, что нужно дунуть дочке в рот. Когда я это сделал, дочка задышала. А тут прибыла машина скорой помощи, и ее отвезли в реанимацию. Там она пробыла около месяца, но врачи так и не смогли понять причину ее болезни и объясняли ее выздоровление чудом. Сейчас Елена замужем за прекрасным человеком. Она матушка и регент хора. У них четверо детей. Первенца, конечно, Ваней назвали с благодарностью Богу. И мой обет был выполнен, потому-то Господь мне послал очень много помощников, которым я безмерно благодарен. Сначала я был назначен настоятелем будущего Троицкого прихода и продолжал служить по совместительству в селе, а осенью того же года был окончательно переведен в Ростов и назначен настоятелем Серафимовского храма. За эти годы построены Троицкий и Серафимовский храмы, храм Сергия Радонежского, семинарский храм Феодоровской иконы Божией Матери.

Про любовь и фреток, пожары и силу молитвы

— Отец Иоанн, как Вы познакомились с матушкой? Как начиналась ваша совместная жизнь?

— Когда я служил связистом в армейской разведке, как-то увидел скромненькую девочку. Общался с ней в течение полутора лет и почувствовал, что боюсь ее потерять. Поздним вечером 7 ноября 1983 года протоиерей Никита Гаврильчик, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы, обвенчал нас в городе Славянске на Кубани. Надюша понравилась мне скромностью, загадочностью, строгостью и преданным сердцем. Самое дорогое — это душа, то, что ведет нас в вечность. Если искренне любишь человека, то любишь его со всеми плюсами и минусами. До женитьбы и во время службы в армии я получил специальности сапожника, автослесаря, водителя, парикмахера и радиомеханика. Всё это пригодилось в жизни.

— Батюшка, многие многодетные живут очень бедно. А как вам живется?

— Когда мы с матушкой поженились, я был алтарником кафедрального собора. В 25 лет у меня уже было пять детей. Купили небольшой домик. Много трудились на земле, выращивали на продажу цветы и фрукты, разводили попугаев и фреток — пушных зверьков (гибрид хорька с норкой), ловили рыбу. Были тогда молодыми, обеспеченными, очень неплохо зарабатывали. Хорошо жизнь складывалась, только ума не хватало. Наша семья за прожитые годы трижды пережила пожары, когда всё сгорало дотла. Трижды пришлось восстанавливать дома. Так Господь через преодоление бед и невзгод закалял нас. Сейчас мы живем в собственном благоустроенном доме.

Самое интересное, что накануне первого пожара я вышел в сад и говорю: «Господи, помоги, пожалуйста, научи меня строить. Деньги у меня есть, родился пятый ребенок, а положить его некуда. Не знаю, как комнату пристроить, опыта нет, и ума не хватает». Попросил — и сразу получил: через два дня дом сгорел дотла. Господь меня услышал. Это было накануне зимы 1989 года. Моя мама болела, мы повезли ей лекарство — буквально на час, а детки нашли спички и по неосторожности подожгли дом. Пятеро детей оказались запертыми посреди бушующего пламени. Спасибо соседке Анне Новицкой. Она разбила окно и спасла наших деток. Слава Богу, все детки остались живы и здоровы. Потом я еще раз просил Бога — получил, еще раз просил — получил то, что просил. Бог помогает нам, даруя опыт и разум через некие испытания. Много чего нам пришлось испытать.

— Где же вы жили после пожара?

— Дом сгорел, а сарай остался. Двое младших детей в реанимации были, остальные — у родственников. Ночью в сарае по нам крысы бегали. Мы крепко в одеяло завернемся и крыс сбрасываем. Очень страшно было. А что делать? Врачи сказали, что младшие дети не доживут до утра. В 3 часа ночи мы все встали на молитву: «Господи, сохрани детей, если они вырастут хорошими верующими людьми!» А утром узнали, что именно во время нашей молитвы произошло чудо: с легких сыновей начал сходить слой сажи. На следующий день другое горе: у меня умерла мама. Самое страшное — потерять любимую маму. До этого я пережил смерть моего бесконечно любимого отца, а теперь прощался с мамой.

— Отец Иоанн, как быстро Вы построили новое жилье?

— Когда у нас сгорел дом, на руках было пятеро детей и любимая супруга, мой самый надежный друг. И я принялся за строительство нового дома. Вставал в 4 утра, ложился спать за полночь. Нам помогли материально родственники, соседи, друзья, и епархия помогала, но большая часть работы легла на наши с женой плечи. 31 декабря, ровно через два месяца после пожара, я уже затапливал в новом доме котел. У моей сестры тоже ее ветхий дом сгорел. Зато новый получился в десятки раз лучше. Бог дает некие испытания. Он же дает силы и помощь.

— Если дом горит во время молитв о выздоровлении тяжело больного родственника, что это значит?

— Становясь на молитву, мы должны понимать, что просим часто не то, что полезно, а то, что хочется. Очень важно говорить: «Не как я хочу, Господи, а как Ты знаешь, что мне нужно для спасения души». Я всегда говорю своим прихожанам: «Когда вы очень хотите чего-то попросить у Бога, то подумайте, прежде чем просить». Прося у Бога помощи или молясь за родных и близких, нужно четко понимать, что Господь порой не сразу посылает помощь, а по мере нашего духовного возрастания. Всегда и за всё нужно благодарить Бога, а наглядным примером должен быть для нас Иов Многострадальный. Я просил у Бога ума, чтобы Он научил меня строить и жить, и Господь научил меня, но какой ценой! И если вы готовы измениться в корне, многое порой нужно пережить. Бывает, что с нашими характерами и гордостью нужна срочная духовная операция.

«Даже мысли не должно быть об аборте!»

— Вы давно сотрудничаете с программой Фонда Андрея Первозванного «Святость материнства». Что делается для защиты жизни нерожденного ребенка на вашем приходе?

— При нашем храме Святой Троицы создан клуб «СемьЯ», в который входят более 60-ти многодетных семей. Своим примером они показывают, какое счастье иметь детей. Когда матушка ждала первого ребенка, мы планировали, сидя на крылечке: родим двоих, а третьего годам к сорока. Но Господу виднее. Среди наших прихожан есть супруги, у которых уже четверо деток, хотя в их планах было рождение не более двух детей. Они активно помогают детским домам. И многие подруги матушки Надежды начинают рожать детей. А раньше они считали детей помехой в карьере и личной жизни. Нельзя планировать рождение детей! Если Бог дал возможность зачать ребенка, — это самое лучшее, что есть в жизни. Даже мысли не должно быть об аборте. Ведь это не просто рождается ребенок папы и мамы. Рождается разумная душа. Господь его посылает в мир. Рождение ребенка — это от Бога посылаемое. Послал Господь ребеночка — радуйтесь. Что Бог ни дает, всему радуйтесь. Дети не обуза, а радость. Бог дает детей. Хотя немногим многодетным семьям сейчас удается быть обеспеченными и благополучными, не нужно бояться трудностей. Они не могут помешать быть счастливыми. Аборт губительно действует не только на женщину, но и на всю семью. Сделав аборт, женщина убивает и ребенка, и любовь супруга. С каждым убитым ребенком она всё больше теряет мужа. И муж, подталкивая супругу к аборту, убивает ее любовь к себе. Это происходит незаметно, но неизбежно, а потом смотришь — семья распалась. Чем больше абортов, тем больше супруги отдаляются друг от друга. С потерей любви разрушается семья, которая до этого казалась необыкновенно счастливой. В эту пропасть супруги попадают по наущению диавола. Он внушает им мысли, что, может, не хватит средств или здоровья, еще чего-то. Не надо бояться. Очень важно ответственно подходить к созданию семьи: нужно тысячу раз отмерить и один раз отрезать. Если мужчина решил венчаться с супругой, он должен понять, что это на всю жизнь. Если есть сомнения, то лучше не жениться. А вот если оба поняли, что до смерти готовы жить и всё пережить, тогда нужно создавать семью рожать детей.

— Среди многих направлений моей деятельности киностудия — это лишь одно из них. В 2003 году правящий Архиерей Архиепископ Пантелеимон (Долганов) назначил меня руководителем пресс-службы и пресс-центра, поставив задачу организовать телестудию, чтобы как можно больше людей могли увидеть и священнослужителей, и простых людей в Церкви во всем многообразии их трудов. В течение трех месяцев была открыта телестудия «Православный Дон». Задача была выполнена благодаря моим друзьям. Это генеральный директор телекомпании «Рен-ТВ» Андрей Витальевич Киселев и Арминак Тодосович Артемьев (Кочконян). Очень быстро мы начали вещание на десяти каналах, охватив всю Ростовскую область. Параллельно занялись выпуском документальных фильмов. Семь из них стали победителями международных и всероссийских кинофестивалей. Эти и другие фильмы отмечены дипломами Государственной Думы и многими другими наградами. Это фильмы «Единение» (2005), «Родом из Православия» (2005), «Возвращение к истокам» (2006), «Мама, я за тебя молюсь» (2006), «Пребывание честной десницы Святого Иоанна Предтечи» (2006), «С чего начинается Дон» (2007), «Жизнь — это дар Божий» (2007), «Семнадцать мгновений любви» (2008), «Душу мою обрати» (2009), «Дух православного воина» (2009).

— Наверное, пора снимать фильм «18 мгновений любви», ведь у вас теперь 18 детей. Расскажите о них, пожалуйста.

— У нас 8 мальчиков и 10 девочек. Старшие — уже вполне состоявшиеся образованные люди. У нас было пять внуков, когда матушка родила 18-ю дочь. Роды были преждевременные. Дочка родилась весом всего 1200 граммов и находилась в кувезе на доращивании. Прямо в больничной палате ее окрестил мой племянник — отец Валерий. На консилиуме шесть профессоров просили меня молиться за Настеньку и особенно за матушку, которой грозила опасность. За них молился, наверное, весь православный Ростов, и Господь вновь проявил милость. И матушка, и доченька здоровы. Нашим внукам Настенька приходится тетей. Недавно двое сыновей закончили образовательные учреждения: один — семинарию, другой — школу. Вся наша жизнь — это труд и только труд, но это не рабство, а настоящее счастье. «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть», — сказал Господь. Мы верим, что Он нами руководит и во всём помогает. Жизнь такая короткая. Когда садимся за стол и подолгу беседуем с детками, понимаем, сколько было хорошего, ничего нет такого, что вызвало бы досаду. Благодаря испытаниям и всем несчастьям, которые мы пережили, мы с детьми становились крепче и сильнее. Слава Богу за всё!

Беседовала Ирина Ахундова

Фото из семейного архива протоиерея Иоанна Осяка