Отличие католиков от православных

Содержание

Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий

Католицизм — это одна из трех основных христианских конфессий. Всего существует три конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самая молодая из трех — протестантизм. Он возник вследствие попытки реформировать католическую церковь Мартином Лютером в XVI веке.

Разделение на православие и католицизм имеет богатую историю. Началом послужили события, которые произошли в 1054 году. Именно тогда легаты правящего в то время Папы Льва IX составили акт отлучения на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь. Во время литургии в соборе Святой Софии они положили его на престол и удалились. Патриарх Михаил в ответ созвал собор, на котором, в свою очередь, отлучил от Церкви папских послов. Папа принял их сторону и с тех пор в Православных Церквах прекратилось поминовение пап на богослужении, а латиняне стали считаться схизматиками.

Мы собрали основные отличия и сходства православия и католицизма, информацию о догматах католицизма и особенности конфессии. Важно помнить, что все христиане — это братья и сестры во Христе, поэтому ни католики, ни протестанты не могут считаться «врагами» православной Церкви. Тем не менее, существуют спорные вопросы, в которых каждая конфессия находится ближе или дальше от Истины.

Православные и католики: рана до сих пор не исцелена

Особенности католицизма

У католицизма более миллиарда последователей во всем мире. Во главе католической Церкви стоит Папа Римский, а не Патриарх, как в православии. Папа Римский — это верховный правитель Святого Престола. Ранее в католической церкви так называли всех епископов. Вопреки расхожему мнению о тотальной непогрешимость Папы, католики считают непогрешимыми лишь вероучительные высказывания и решения Папы. В данный момент во главе католической Церкви стоит папа Франциск. Его избрали 13 марта 2013 года, и это — первый Папа Римский за долгие годы, который встретился с Патриархом православной Церкви. В 2016 году Папа Франциск встретился с Патриархом Кириллом, чтобы обсудить важнейшие для католицизма и православия вопросы. В частности, — проблему гонения на христиан, которая существует в некоторых регионах и в наше время.

Догматы католической церкви

Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.

  • Filioque — это Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.
  • Целибат — это догмат о безбрачии духовенства.
  • Священное Предание католиков включает в себя решения принятые уже после семи Вселенских соборов и Папские послания.
  • Чистилище — догмат о промежуточной «станции» между адом и раем, где можно искупить свои грехи.
  • Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении.
  • Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства — Телом и Кровью.

Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.

Кто такие католики

Наибольшее число католиков, людей, которые исповедуют католицизм, живет в Бразилии, Мексике и США. Интересно, что в каждой стране католицизм имеет и свои культурные особенности.

Регион Страна Численность населения % католиков Численность католиков
Южная Америка Бразилия 186 112 794 73,6 136 979 016
Северная Америка Мексика 108 700 000 89-91 101 456 786
Северная Америка США 301 139 947 22 68 115 001

Отличия католицизма от православия

  • В отличие от католицизма, в православии считается, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, о чем говорится в Символе веры.
  • В православии целибат соблюдают только монашествующие, остальное духовенство может вступать в брак.
  • Священное предание православных не включает в себя кроме древней устной традиции, постановлений первых семи Вселенских соборов еще и решения последующих церковных соборов, папские послания.
  • В православии не существует догмата о чистилище.
  • В православии не признается учение о «сокровищнице благодати» — переизбытке добрых дел Христа, апостолов, Девы Марии, которые позволяют «черпать» из этой сокровищницы спасение. Именно это учение допустило возможность индульгенций, что в свое время стало камнем преткновения между католиками и будущими протестантами. Индульгенции было одним из тех явлений в католицизме, которые глубоко возмутили Мартина Лютера. В его планы входило не создание новой конфессий, а реформация католицизма.
  • В православии миряне Причащаются Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя».

Католики и православные. Что мы думаем друг о друге?

Кроме того, православная Церковь не признает латинский культ сердца Иисуса и Пресвятой Богородицы. Это учения породили видения католической монахини Маргариты Марии Алякок (она умерла в 1690 г.). По ее словам, в видениях ей являлся Господь Иисус Христос и говорил о Своей чрезвычайной любви к людям, показывал ей Свое сердце, и обучив ее почитанию сердца, приказал ввести ей это служение вначале в монастыре (Франция), а потом распространить между всеми верующими. То же касается и почитания сердца Богородицы. Православная Церковь не признает эти видения истинными.

Бог учил нас любви ко всем людям, а, тем более, к братьям по вере во Христа, поэтому люди, которые исповедуют католицизм не являются нашими противниками и врагами. Лучший способ показать, что именно православие — правильное исповедание веры в Иисуса Христа — пример добродетельной жизни, а не жаркие споры в попытке доказать истину. Кроме того, есть общие проблемы, которые объединяют христиан перед лицом опасности. К сожалению, и сейчас в некоторых регионах существует печальное явление — христианофобия. За веру в Бога страдают православные, католики и протестанты. В борьбе с этим явлением объединяются главы Церквей и христиане по всему миру. Именно поэтому нам стоит быть вежливыми и деликатными с представителями других конфессий, обсуждать спорные моменты в форме дискуссии и быть толерантными к другим людям. Быть толерантным — это не значит быть согласным или равнодушным, но значит быть кротким, милосердным и любящим, как этому и учил нас Господь.

Христиане, но разные: в чем разница между католиками и православными людьми?

Христианские праздники отмечает почти весь мир, сегодня сложно найти человека, которому не знакома рождественская елка или крашеные яйца. Более того, наше летоисчисление ведется с момента рождения Иисуса. И кажется, что все понятно и просто: чуть больше 2000 лет назад родился младенец, за которым пошли люди, провозглашая его сыном Божьим, царем, пророком.

Его апостолы понесли весть народу. Люди воздвигли церкви и храмы, а называть себя стали христианами. Но что же тогда такое католичество, православие и протестантство? Почему в одних храмах прихожане стоят, а в других сидят? Почему священники выглядят по-разному, а иконы и святые настолько отличаются? Об этих и других вопросах подробно в этой статье.

Христиане – общее

К христианам относит себя большая часть людей на нашей планете. Но все они делятся на разные церкви. Важно понимать, что у этих церквей своя иерархия власти, свой глава, есть свои отдельные принципы и даже свое толкование библейских событий.

Наиболее знаменитые и многочисленные из церквей: католичество, протестантство и православие. Все христиане считают своей главной книгой Библию. Каждый последователь религии признает, что Иисус Христос был реально существующим человеком, которого родила дева Мария от непорочного зачатия.

Все верят в существование рая и ада, в существование ангелов, их помощь и возможное явление людям.

Библия – это книга, состоящая из Ветхого и Нового заветов. Новый Завет – фактически собранные разными авторами свидетельства о жизни Иисуса Христа. Текст Нового и Старого заветов для всех церквей один, а вот трактование может отличаться.

Разделение церквей

В чем разница между православием и католицизмом? Это сложно понять, не зная событий прежних дней. Начнем с истории. До 1054 года христианство было единым, но спор за земли в Южной Италии положил конец миру и спокойствию.

Дело происходило в Византии, патриарх Михаил Керуларий потребовал закрытия множества храмов Константинополя. Его не устраивало то, что греческие обряды вытеснены латинскими.

Патриарх претендовал быть не только Константинопольским, но и Вселенским. Рим не соглашался. К миру стороны так и не пришли. Более того, Гумберт (римский кардинал) обвинил Михаила Керулария в ересях.

Западная церковь отделилась от Восточной. Первая продолжила вести службы на латинском языке, а вторая –- на греческом. Дальше в истории случались Крестовые походы, притязания на чужие земли, борьба за власть, нападения и войны. Все это только усугубляло отчуждение.

Сегодня историки называют события тех лет Великим расколом, или Великой схизмой. Удивительно, но взаимные анафемы тех дней были сняты современными Вселенским патриархом и Папой Римским, а вот разделение стало уже невозможно предотвратить.

Христианство в наши дни

Итак, после 1054 году Восточная и Западная церкви (Православная и Католическая) стали строить свою иерархию, пошли разными дорогами. В XVI веке из-за политических разногласий католиков появилось протестантство.

Христианство сегодня можно охарактеризовать наличием следующих канонических церквей:

  • католицизм: Католическая церковь, Римско-католическая церковь, Восточнокатолические церкви, Старокатолицизм, Католики-традиционалисты;
  • православие: Русская православная церковь и Константинопольская православная церковь.
  • протестантство: Протестантская церковь.

Католическая и православная церковь, различия

Итак, рассмотрим наиболее значимые отличия православия от католицизма в наши дни.

Разные календари

Обычные верующие считают, что главное отличие православия от католицизма в том, что две эти христианские церкви празднуют Рождество в разные дни.

Естественно, по факту это лишь вершина айсберга, заметное для мирян различие. Дело в том, что одни отмечают по старому Юлианскому календарю, а вторые – по Григорианскому.

Немногие христианские церкви выбрали более современный вариант, хотя он и более точен, так как учитывает ошибки в подсчетах времени ранних астрономов.

Многих смущает тот факт, что даты по Григорианскому календарю будут постоянно меняться. Например, через сто лет православным Рождество придется праздновать 8 января, а еще через сто и вовсе 9-го. В нашу страну это нововведение привнесла Советская власть.

Стоит отметить, что идеи о переходе к Юлианскому календарю для отмечания памятных дней постоянно ведутся, христиане могут в будущем праздновать все вместе.

Непорочность Девы Марии

Разница между католиками и православными для кого-то заключается в устройстве храма, но для духовенства она гораздо более серьезна. Догмат о том, что дева Мария родилась безгрешной от непорочного зачатия, принят на Западе и совсем не находит поддержки у нас.

Православие считает ее обычным праведным ребенком, избранной богом девушкой, матерью сына Божьего, ставшей святой после смерти.

От священнослужителей можно услышать такое предание, как перед смертью дева Мария боялась прохождения через мытарства (согласно писанию, все души должны пройти через этот этап после отхождения в мир иной).

И Иисус Христос сам забрал свою мать, чтобы она не пугалась. Понятно, что такие слова были бы совершенно неуместны, если бы Богоматерь была изначально святой.

Обет безбрачия в католической церкви (целибат)

Все православные священники женятся один раз. После смерти жены они остаются в одиночестве, часто уходят в монашескую службу. Монахи и в православии, и в католицизме дают обет безбрачия.

Но католические священнослужители дают обет не только в монашестве, а с самого начала своей службы. Они отрекаются от плотских отношений с женщинами на всю жизнь, и жениться просто не имеют права.

Разная система иерархии

В православии допускается иметь патриарха в каждой церкви (например, один патриарх в России, другой в Греции и т. д.). В католицизме же все – и американцы, и итальянцы, и французы – считают своим верховным главой Папу Римского.

Отношения с государственным аппаратом

Отличие католицизма от православия еще и в том, что глава первой церкви считается выше любой власти на земле, а в православии наш патриарх подчиняется главе государства.

Отношение к иконам

Следующее отличие православной церкви от католической в том, что православные изображают на иконах не только Иисуса Христа, богоматерь и ангелов.

У нас широко распространены изображения святых. Более того, в нашей стране православные молятся святым, иконам. Для католиков икона лишь некий портал, который вызывает определенные чувства (близко к искусству), передает Всевышнему слова и молитвы.

На Руси, к примеру, иконы возвышали, перед ними благоговели. Как много преданий сохранилось в истории русского государства о том, что сама икона спасала города от врагов и болезней. А что уж говорить о том, что лики святых на именных иконках есть почти у каждого гражданина нашей страны.

Чистилище

Все христиане верят в ад и рай. Но католики также убеждены в существовании чистилища – места, где душа может измениться, стать чище или наоборот. Душа выжидает своего часа, а не отправляется сразу на суд Божий.

Непогрешимость Папы

Можно отнести в отличия католической церкви от православной и тот факт, что католики не только провозгласили Папу Римского главой всей церкви, но и считают его единственным безгрешным человеком на земле.

Для ортодокса такое понимание чуждо. Единственным безгрешным человеком был Иисус Христос. Все остальные люди грешат много – вольно или невольно, мысленно, желая того или нет.

Грехи отпускает священнослужитель, но нет и не может быть человека, которому удалось бы избежать порока в каком-либо виде.

Отношение к изучению Бога

Православие верит в чудо. Святые отцы призывают своих прихожан доверять чувствам, находить Бога через ощущение, понимание. Человек не может Бога увидеть или изучить, согласно православным традициям. Католики же утверждают, что, мысля аналитически, Бога можно описать, определяя и структурируя.

Небольшие различия

Для обывателей, мирян Бог начинается в храме, а разница между православием и католицизмом порой заключается лишь в том, что одни могут сидеть всю службу, а другие вынуждены стоять, как бы тяжко им ни было.

Итак, какие отличия католицизма от православия особенно заметны:

  • при крещении католики окропляют водой, а православные стараются человека окунуть;
  • крещение происходит во младенчестве, а также имеет второй этап в возрасте 11-12 лет для католиков (конфирмация). Для православных совершается единожды и полностью;
  • православные крестятся тремя пальцами справа налево. Католики – всей ладошкой слева направо;
  • в храмах у христиан преобладают иконы, у католиков это скульптуры;
  • службы у католиков проводятся пышнее, задействуются все органы чувств человека;
  • православные храмы наполнены прекрасным пением, которое распространяется благодаря акустике. Католики активно используют органную музыку;
  • Патриарх может развести супругов, если они этого просят. В католицизме разводы до сих пор запрещены.

Христианство – не только самая распространенная религия на земле, но и самая терпимая. Христиане должны быть добрыми ко всем людям и по возможности максимально толерантными. Не важно, католический или православный храм, для человека, который хочет помолиться и обратиться к Богу. Ни одна, ни другая религия не должны ограничивать человека в этом чувстве.

Видео по теме

Об отличиях православия от католицизма в видеоролике:

К сожалению, ничто не вечно, и православные и католики в определенный момент истории пошли разными дорогами. Сегодня существуют глобальные различия в их вере, есть множество мелких отличий, но нельзя забывать о главном. Важно не то, когда одна или другая церковь празднует Рождество, важно то, что все восхваляют рождение Спасителя.

«Чем отличается Католическая Церковь от Православной?»

11 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает свой первый пастырский визит в страны Латинской Америки, который продлится до 22 февраля и охватит Кубу, Бразилию и Парагвай. 12 февраля в международном аэропорту имени Хосе Марти кубинской столицы глава РПЦ встретится с папой римским Франциском, который сделает остановку на пути в Мексику.Готовившаяся 20 лет встреча предстоятелей Русской православной и Римско-Католической церквей пройдет впервые. Как отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, предстоящая историческая встреча вызвана необходимостью совместных действий в вопросах помощи христианским общинам стран Ближнего Востока.»Хотя многие проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными, защита ближневосточных христиан от геноцида — тот вызов, который требует срочных совместных усилий», — сказал Легойда. По его словам, «исход христиан из стран Ближнего Востока и Северной Африки — катастрофа для всего мира».

Какие же проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными?

Чем вообще отличается Католическая Церковь от Православной»? На этот вопрос католики и православные отвечают несколько по-разному. Как именно?

Католики о православии и католицизме

Суть католического ответа на вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:

Католики – это христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Так, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Католики об отличиях католической и православной церквей

1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь.

Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).

Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:

«Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном… Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе».

Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:

Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.

Основные расхождения в догматике

Триадологические:

• Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).

• Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

• Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

• Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.

В Православном Символе Веры, который мы читаем каждое утро, о Святом Духе говорится следующее: «И в духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца Исходящего…». Эти слова, как впрочем, и все остальные слова Символа Веры находят себе точное подтверждение в Священном Писании. Так в Евангелии от Иоанна (15, 26) Господь Иисус Христос говорит, что Дух Святой исходит именно от Отца. Спаситель говорит: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит”. Мы верим в единого Бога в Троице Святой поклоняемого – Отца и Сына и Святого Духа. Бог один по существу, но троичен в лицах, которые еще называют Ипостасями. Все три Ипостаси равночестны, равнопокланяемы и равнославимы. Отличаются они только своими свойствами – Отец нерожден, Сын – рожден, Дух Святой исходит от Отца. Отец является единственным началом (ἀρχὴ) или единственным источником (πηγή) для Слова и Святого Духа.

Мариологические:

• Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

• В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.

• Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.

Прочие:

• Православие признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.

• Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

• Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».

• Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.

• Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.

При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).

В православии существуют две точки зрения на католиков.

• Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).

• Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Некоторые различия между византийским и латинским обрядом

Существуют обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера — существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении (см. Грекокатолики) и православные общины латинского обряда (см. Западный обряд в православии). Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики:

В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

Отцы Церкви во многих своих трудах говорят именно о погружательном Крещении. Святитель Василий Великий: «Великое Таинство Крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатывался в нас и просветились души крещаемых через предание им Боговедения»

Так крестил в Петербурге в 90-е годы о. Владимир Цветков — до позднего вечера, после Литургии и молебна, не присев, ничего не вкушая, пока не причастит последнего крещаемого, готового к Причастию, а сам сияет и говорит уже почти шепотом: «Шестерых покрестил», как будто «Шестерых я сегодня родил во Христе и сам заново родился». Сколько раз это можно было наблюдать: в пустом огромном храме Нерукотворного Спаса на Конюшенной, за ширмой, на закате дня, батюшка, никого не замечая, пребывая где-то, откуда его не достать, ходит вокруг купели и водит за собой вереницу таких же отрешенных, облаченных в «ризы правды» наших новых братьев и сестер, которых не узнать. А батюшка уже совсем нездешним голосом славит Господа так, что все оставляют свои послушания и сбегаются на этот голос, доносящийся из другого мира, которому теперь сопричастны новокрещенные, новорожденные, запечатленные «печатью дара Духа Святаго.(о. Кирилл Сахаров).

Миропомазание в латинском обряде совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»), в восточном обряде — сразу же после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследние (за исключением приёма немиропомазанных при переходе из других конфессий).

Окропительное крещение пришло к нам из католичества…

В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы, отсутствующие в византийском.

В православных и грекокатолических храмах алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарём именуется сам престол, расположенный, как правило в открытом пресвитерии (но может сохраняться алтарная преграда, ставшая прообразом православных иконостасов). В католических храмах отступления от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных.

В латинском обряде долгое время вплоть до II Ватиканского собора было широко распространенно причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). После II Ватиканского собора вновь распространилось причастие мирян под двумя видами.

В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

В западном обряде Литургия совершается на пресном хлебе (Гостия), в восточной традиции на квасном хлебе (Просфора).

Крестное знамение у православных и грекокатоликов совершается справа налево, и слева направо у католиков латинского обряда.

У западных и восточных священнослужителей различаются богослужебные облачения.

В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника. Рождественский пост (в западном обряде — Адвент) имеет разную продолжительность.

В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство. При этом в настоящее время и в грекокатолических, и в православных храмах в разных странах распространены не только традиционные стасидии вдоль стен, но и ряды скамеек «западного» типа параллельно солее.

Вместе с отличиями, между богослужениями византийского и латинского обряда существует соответствие, внешне скрытое за различными названиями, принятыми в Церквях:

В католичестве принято говорить о пресуществлении (лат. transsubstantiatio) хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы, в православии чаще говорится о преложении (греч. μεταβολή), хотя термин «пресуществление» (греч. μετουσίωσις) также употребляется, а с XVII века соборно кодифицирован.

В православии и католичестве расходятся взгляды на вопрос о расторжимости церковного брака: католики считают брак принципиально нерасторжимым (при этом заключённый брак может быть признан недействительным в результате открывшихся обстоятельств, служащих каноническим препятствием законному браку), согласно православной точки зрения, супружеская измена разрушает брак по факту, что даёт возможность невиновной стороне вступить в новый брак.

Восточные и западные христиане используют различные Пасхалии, поэтому даты Пасхи совпадают только в 30 % случаев (при этом некоторые восточнокатолические церкви используют «восточную» Пасхалию, а Финляндская Православная Церковь — «западную»).

В католичестве и православии существуют праздники, отсутствующие в другой конфессии: праздники Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др. в католичестве; праздники Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. в православии. Следует иметь в виду, что, например, ряд праздников, считающихся значимыми в Русской Православной Церкви, отсутствуют в других поместных православных церквях (в частности, Покрова Пресвятой Богородицы), причём некоторые из них имеют католическое происхождение и переняты уже после раскола (Поклонение честным веригам Апостола Петра, Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца).

Православные не совершают коленопреклонения в воскресение, а католики совершают.

Католический пост менее строг, чем православный, при этом его нормы официально послаблялись с течением времени. Минимальный евхаристический пост в католицизме составляет один час (до II Ватиканского Собора обязательным был пост с полуночи), в православии — не менее 6 часов в дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.)и перед Литургией Преждеосвященных Даров («однако воздержание перед причащением <на Литургии Преждеосвященных Даров> с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» — согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года), а перед утренними Литургиями — с полуночи.

В отличие от православия, в католичестве принят термин «благословение воды», тогда как в восточных Церквях — «освящение воды».

Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.

Сейчас популярным является распространение так называемого экуменизма, то есть стремления объединить все христианские конфессии в единую веру. В целом концепция выглядит вполне целесообразной и полезной, но, если обратить внимание на некоторые принципиальные отличия между ветвями христианства, становится понятной трудность такого объединения. Взять, к примеру, католические иконы в сравнении с православными, тут практически каждая деталь говорит о принципиальной и существенной разнице между традициями. Также эти различия позволяют глубже понять, чем отличаются данные школы христианства.

Есть ли иконы у католиков

В строгом православном смысле католики практически не используют иконы как таковые, они пользуются картинами на религиозную тематику, которые могут изображать святых, Христа и других, скажем так, тематических персонажей.

Таков главный вектор, но есть и нечто общее.

К примеру, существует Серафимо-Дивеевская икона Умиление, которая относится к католической традиции, но перед этой иконой молился Серафим Саровский. Также и католики почитают многие православные иконы, в основном Божией матери. Православные могут использовать образ иконы католической церкви Моление о чаше, которая изображает Христа в Гефсиманском саду.

Тем не менее, указанные факты являются частностями, а в общем есть различия и весьма существенные, основными являются:

  • каноны – в католичестве таковые практически отсутствуют, каждый пишет икону, исходя из собственного понимания эстетики и религиозных догм;
  • авторство — иконы в католической церкви пишутся конкретным автором и немалое количество известных живописцев создавало такие художественные произведения, в православии даже известные авторы (такие как Рублев, например) создавали зачастую работы не одни, а в соавторстве с учениками или другими иконописцами и авторство никогда не являлось фактором , о котором вообще говорили особым образом, все подчинялось канону;
  • цель – католики не часто молятся перед самими иконами, они могут использовать таковые только для создания атмосферы и соответствующего настроения, но как таковое почитание икон в форме молитвы там не распространено;
  • символизм – в православии мощная школа символики, которая устанавливается каноном, каждый цвет имеет значение, каждый символ раскрывает дополнительные подробности образа, в католицизме цвета и формы могут использоваться просто для художественной выразительности;
  • детали – есть отличия во многих деталях, к примеру, у католиков сверху располагается левая ладошка у изображаемого святого (у православных — правая) нимб в католицизме больше напоминает корону и располагается сверху над головой, а в православии нимб окружает голову полностью и как бы является всепронизывающим свечением.

Теперь не трудно понять есть ли иконы в католической церкви – они там практически повсюду, но больше похожи на картины и созданы для того чтобы формировать особую молитвенную атмосферу.

Поэтому они могут просто располагаться по стенам, там может отсутствовать пространство перед ними для молитвы. Также они создаются не специально подготовленными иконописцами, которые передают традицию и опыт веры (в православии) а профессиональными художниками.

Интересные факты

Наиболее почитаемыми являются католические иконы Божией матери, которые отличаются особенной художественной выразительностью. На них Дева Мария предстает юной и невинной, утонченной девушкой. Выражение лица может включать в себя массу различных мимолетных эмоций.

Распространенными являются католические иконы Девы Марии наподобие Непорочного сердца, где композиция дополняется символами, такими как сердце Богоматери поверх одежд. Такие символы наводят на размышления и пробуждают эмоции. В чем-то они даже являются назидательными.

К примеру, католическая икона Девы Марии с младенцем не просто пробуждает молитвенное настроение и стремление к божественному, но и множество дополнительных размышлений, в том числе и весьма «земных»: о красоте мира, о чуде материнского отношения. В подобном заключается одно из основных отличий между православными и католическими иконами.