Паисий святогорец том 1

Слова. Том III Духовная борьба

Том I * Том II * Том IV * Том V * Том VI

Аудио

Предисловие

Часть первая. О брани помыслов Глава первая. О помыслах добрых и злых Сила доброго помысла Помыслы «слева» – величайшая болезнь Добрые помыслы приносят человеку духовное здравие Тот, кто имеет добрые помыслы, все видит добрым Помыслы освятившегося человека и помыслы человека лукавого Помыслы человека – показатель его духовного состояния. Глава вторая. О хульных помыслах Какие помыслы являются хульными Откуда происходят хульные помыслы Презрение к хульным помыслам В каких случаях мы виновны в хульных помыслах сами Глава третья. О доверии помыслу Доверие помыслу – начало прелести Доверие помыслу приводит к душевным болезням Причуды начинаются с помысла Больные собственным воображением Послушанием преодолевается все Глава четвертая. О борьбе против помыслов Возделывание добрых помыслов Очищение ума и сердца Ставьте вопросительные знаки после помыслов подозрительности Собеседование с помыслами Сосложение с помыслом Часть вторая. О справедливости и несправедливости Глава первая. О том, как принимать несправедливость Надо правильно расположить себя по отношению к несправедливости Радость от принятия несправедливости Принятие несправедливости – прибыльное дело Вклад в небесную сокровищницу Святое притворство. Глава вторая. О том, что самооправдание отгоняет от нас Благодать Божию Самооправдание препятствует духовному преуспеянию Причиной того, что человек оправдывает себя, является его эгоизм Тот, кто оправдывается, не может получить духовной помощи Если ты не оправдываешь себя, тебя Бог оправдает Кто исследует себя правильно, тот себя не оправдывает Самооправдание не приносит покоя душе Будем брать на себя тяжесть Глава третья. О справедливости Божественной и человеческой Правосудие Божие То, на что монах имеет право, Христос сберегает для жизни иной Люди создали себе другое «евангелие» Часть третья. О грехе и покаянии Глава первая. О том, что грех мучает человека Очищение сердца Избавление от греховной тьмы Грехи по произволению Будем делать добро от любви ко Христу Искушения в нашей жизни У грешников есть много исходного материала для смирения Глава вторая. О том, что необходимо попечение о совести Будем испытывать свою совесть Заглушенная совесть Искаженная совесть Ложное не приносит человеку покоя Неиспорченная совесть дает неложное извещение Глава третья. О необходимости наблюдения за собой и познания себя Исследование себя Опыт от наших падений Надо приковывать врага к одному месту и наносить ему удар Надо смотреться в других, как в зеркало Тот, кто познает себя по-настоящему, имеет смирение Нам надо узнать, чем мы больны Глава четвертая. О том, что осознание нами своей греховности приводит Бога в умиление Признание своей ошибки Осознание греховности и преуспеяние в борьбе Надо смиренно просить милости Божией для нашего исправления Печаль за наши согрешения Нам следует самоукорение, а не отчаяние Духовное делание с увеличительным стеклом Глава пятая. О том, что покаяние обладает великой силой «В себе́ же прише́д…» Слезы покаяния Бесконечное рукоделие покаяния Изменение жизни «…гре́х мо́й пре́до мно́ю е́сть вы́ну» Вынужденное покаяние Покаяние приносит человеку божественное утешение Часть четвертая. Черные силы тьмы Глава первая. О колдовстве Колдуны используют и различные бесовские «святыни» Те, кто занимаются колдовством, придумывают и много лжи Бесовские колдовские действия Диавол никогда не может сделать добра В каком случае колдовство имеет силу Каким образом может быть разрушено колдовство Сотрудничество колдунов и бесов Глава вторая. Об одержимых нечистым духом Имея диаволъскую гордость, человек может стать одержимым Бесноватый реагирует на любую святыню Не придавайте значения словам бесноватого человека Помощь бесноватым Об отчитке У бесноватых мученическая жизнь Глава третья. Страшные прелести Подвижничество и прелесть Внимание к воображению Диавол является в виде ангела света Сны лживы Внимание к видениям Отличительные черты прельщенного человека Прелесть и сумасшествие Надо быть внимательным с прельщенными Дешевые дарования прельщенных Исправление прельщенного Глава четвертая. «Прельща́юще и прельща́еми» О прелести пятидесятников Об огнеходцах Перевоплощение Об аскетических упражнениях в индуизме Индуизм причинил много зла Как обольщаются люди Возвращение в Православие Часть пятая. О силе исповеди Глава первая. О необходимости духовного руководителя С помощью исповеди человек освобождается Бог хочет, чтобы человек исправлялся посредством человека В духовной жизни необходим духовный руководитель Посылайте людей к духовнику «Лечащий духовник» Духовник в семье Смена духовника Глава вторая. О том, как правильно исповедоваться Надо перебинтовывать свою рану Необходимость исповеди Правильная исповедь Оправдывая себя во время исповеди, мы отяжеляем свою совесть После исповеди Доверие духовнику Правильная связь с духовником Глава третья. О том, что духовник – это врач души Необходимость в хороших духовниках Рассуждение и опыт духовника То, как часто верующий причащается, определяет его духовник Разрешительная молитва Глава четвертая. О работе духовника над душами людей Умение обращаться с душой – дело тонкое Не будем давать человеку успокаиваться в своих страстях Как относиться к людям, впавшим в отчаяние К бесстыдным нужно относиться строго, к любочестным – снисходительно Доброта вредит нераскаянному человеку Уважение к чужой свободе Любовь духовника к исповедующемуся

Предисловие

Видя, что грех «вошел в наши дни в моду», Блаженной памяти Старец Паисий особенно подчеркивал необходимость покаяния и исповеди. То, какое огромное значение Старец придавал покаянию, видно из последней главы П тома его «Слов». «Покаяние и исповедь, – говорил нам Старец, – необходимы сегодня больше всего. Они нужны для того, чтобы диавол был лишен тех прав, которые дали ему люди. Люди дают диаволу права, и в результате этого он терзает мир».

С помощью Старца Паисия многие впервые приступили к Таинству Исповеди и изменили свою жизнь. Сейчас эти люди подвизаются как любочестные чада Божии и уже в сей жизни переживают райскую радость. «Ведь люди-то очень хорошие! – радостно делился с нами отец Паисий. – Ни разу не было такого, чтобы я посоветовал человеку поисповедоватъся и он этого не сделал». Конечно, этому способствовала и великая любовь Старца, изменявшая душу человека, с которым он соприкасался, и из бесплодного суглинка превращавшая ее в пригодную к возделыванию землю.

Настоящий Ш том «Слов» Старца Паисия издается по благословению нового правящего архиерея нашей епархии Высокопреосвященнейшего митрополита Кассандрийского Никодима. В томе собраны наставления Старца, способные помочь измученному грехом человеку приобрести добрую обеспокоенность и начать духовную борьбу, чтобы освободиться от связавших его греховных пут. Живя в покаянии, христианин сможет совлечься своего ветхого человека, этого, по словам Старца, «живущего в нас злого квартиросъемщика». Отец Паисий говорил, что для изгнания злого постояльца мы должны «разрушить дом и начать возводить новое здание – строить нового человека».

По Святоотеческому учению, начало греха – это злой помысл. Поэтому выбранные из духовного наследия Старца поучения о помыслах мы поместили в первой части настоящего тома. «Помыслы, – говорил Старец, – это показатель нашего духовного состояния». Добрый помысл обладает великой силой – он духовно изменяет человека. И напротив – помысл злой человека мучает. Когда человек изгоняет злые и возделывает добрые помыслы, его ум и сердце очищаются и в нем живет Божественная Благодать.

Вторая часть книги говорит о том, что, терпя несправедливости и относясь к этому духовно, человек приемлет от Бога великое благословение. Часто эта истина неведома даже духовным людям, которые, оправдывая себя, доходят до того, что «сочиняют свое собственное евангелие» и таким образом изолируют себя от Бога, потому что человеческая правда не имеет с духовной жизнью ничего общего. Если мы хотим сродниться со Христом, то нам подобает стать причастниками Божественной правды, «которая содержит в себе любочестие, благородство, жертвенность».

В третьей части тома речь идет о грехе. Земная жизнь человека от греха превращается в адскую муку, однако посредством духовной борьбы наша жизнь может стать Раем. Если человек хочет «выйти из греховной тьмы», он должен внимательно испытывать свою совесть – этот данный ему от Бога «первый божественный закон» – и смиренно признавать свои ошибки и погрешности. Это делание приводит к «бесконечному рукоделию покаяния» и дает душе божественное утешение.

В четвертой части отец Паисий обличает сатанинские силы, которые действуют в мире через свои послушные орудия – колдунов, экстрасенсов, «ясновидящих» и других прельщенных. Старец подчеркивает, что сами по себе темные силы бессильны, однако они становятся разрушительными для человека, если он совершил какой-то тяжкий грех и тем самым наделил их правами над собой, а потому подвергается бесовскому воздействию. Чтобы освободиться от этого воздействия, человеку необходимо найти причину греха, то есть осознать его, покаяться, поисповедоватъся и стать сознательным членом Церкви.

Последняя, пятая часть тома посвящена Таинству Исповеди. Старец заостряет наше внимание на том, что для прощения грехов христианину необходима исповедь, а для безопасного духовного роста ему нужно иметь духовного наставника. Отец Паисий проводит четкую грань между деятельностью психиатра и служением духовника (в наши дни это подчас смешивается) и делится собственным опытом работы над душами людей.

Как и в предыдущих томах, отец Паисий кратко отвечает на вопросы, которые ему предлагаются. Ответы Старца не являются систематическим изложением той или иной темы и не претендуют на то, чтобы быть исчерпывающими. Цель поучений в другом – в том, чтобы помочь человеку спастись. «Спасение души человека, – говорил Старец, – это мое утешение и радость».

Видя то, что способно помочь собеседнику в его духовной борьбе в каждом конкретном случае, Старец говорит с человеком в соответствии с духовной необходимостью, подкрепляя его необходимым «духовным витамином». Нередко отец Паисий раскрывает смысл своих слов с помощью подходящего примера. Старец был убежден в том, что положительные примеры приносят огромную пользу. «Если бы у меня было время, то я написал бы о некоторых людях, честно проживших свою жизнь, о тех девушках и юношах, о тех отцах и матерях, чья жизнь отличалась святостью, – делился он с нами. – Такими добрыми примерами обличаются те, кто ввел грех в моду. От обличения зла часто не бывает никакой пользы. Однако, когда мы показываем доброе, зло обличается само по себе».

Как известно, вопросы, на которые отвечал Старец, задавали монахини. Но, несмотря на это, ответы отца Паисия касаются любого человека, который подвизается «подвигом добрым» или хочет приступить к этому подвигу. «И монахам и мирянам, – говорит Старец в одном из своих писем, – даны одни и те же заповеди. И Рай тоже один «. Кроме этого отец Паисий часто отмечал, что есть миряне, живущие высокой духовной жизнью и совершающие над собой тонкое духовное делание.

Благодарим всех тех, кто благосклонно согласился прочесть рукопись настоящего тома и своими советами помог нам завершить подготовку к его изданию.

«Пусть Благий Бог просвещает нас и дает нам доброе покаяние, чтобы всем нам сподобиться Доброго Рая, который Он уготовал нам, как нежно любящий нас Отец», – говорил Старец.

Молитвенно желаем, чтобы его слова исполнились на деле. Аминь.

11 февраля 2001 Неделя о блудном сыне Игуменья обители Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова монахиня Филофея с сестрами во Христе.

Добрые помыслы приносят человеку духовное здравие

– Геронда, каковы отличительные особенности слабого помысла?

– Что ты имеешь в виду? Впервые слышу .

– Вы говорили, что, принимая помысл «слева» и обижаясь на чье-то поведение, человек…

– И я назвал такой помысл «слабым»?

– Я вспомнила, как кто-то хотел остаться у Вас послушником и Вы ему сказали: «Я не возьму тебя, потому что у тебя слабый помысл».

– Нет, я сказал ему по-другому. «Я не беру тебя в послушники, потому что ты не имеешь духовного здоровья», – вот что я ему сказал. «А что значит «духовное здоровье»?» – спросил он. – «У тебя нет добрых помыслов, – пояснил я. – Как у человека, у меня могут быть недостатки, а как у старого монаха – могут найтись и какие-нибудь добродетели. Но если у тебя нет доброго помысла, то и мои недостатки, и мои добродетели пойдут тебе во вред». Это о малом ребенке можно сказать, что, пока он еще незрел, его помысл слаб. Но о взрослом человеке сказать такого нельзя.

– Геронда, а все ли взрослые люди зрелы?

– У некоторых незрелая голова. Речь сейчас идет не о тех, у кого она просто не варит. Если человек не ведет себя просто, то его помысл направляется ко злу и все истолковывает наперекосяк. Такой человек не имеет духовного здравия, и ему не помогает даже добро. Даже от добра такой человек терзается.

– Геронда, а если происходит какой-то беспорядок, бесчинство, то есть ли смысл искать виновного?

– Ты сперва поищи, не виновата ли в этом ты сама. Так-то оно будет лучше!

– Геронда, однако если другие сами дают мне повод ?

– А сколько раз такой же повод давала им ты? Поразмыслив об этом, ты поймешь, что, относясь к происходящему подобным образом, ты совершаешь ошибку.

– А говоря: «Скорее всего, произошел по вине такой-то сестры», мы принимаем помысл «слева»?

– Ты уверена, что сестра действительно виновата?

– Нет, но она делала подобное и раньше.

– Раз не уверена, значит, это помысл «слева». А кроме того, даже если эта сестра действительно виновата, то кто знает, как и почему она так поступила.

– Геронда, однако если я вижу, что, к примеру, у такой-то сестры есть определенная страсть?

– Ты что, игуменья? Это игуменья несет ответственность и поэтому должна следить за вашими страстями. Но вы-то почему следите за тем, какие страсти есть друг у друга? Вы еще не выучились работать над собой. Если хотите научиться работать над собой, то не исследуйте, чем занимаются другие, но включайте в работу добрые помыслы о том, что видите в них. Независимо от того, какую цель преследует человек, – включайте в работу добрые помыслы. Добрый помысл содержит в себе любовь. Он обезоруживает человека и подвигает его отнестись к тебе по-доброму. Помните монашек, которые приняли разбойника за Старца? Когда он им открылся, они решили, что это Христа ради юродивый и поэтому изображает разбойника. После этого они стали относиться к нему с удвоенным почтением. И в конце концов эти монахини спасли и самого разбойника, и его сообщников.

– Геронда, а как быть, если сестра говорит мне неправду?

– А если она была вынуждена сказать эту неправду по твоей вине? Или, может быть, она забыла о чем-то и сказанное тебе – это не ложь? Например, гостиничная просит у поварихи немного салата, та говорит, что у нее нет, но первая знает, что есть. Если у гостиничной нет добрых помыслов, то она скажет: «Вот лгунья!». Однако, если у нее есть добрые помыслы, она скажет: «Бедняжка, замоталась с работой и забыла, что у нее остался салат». Или же она может оправдать сестру таким помыслом: «Видимо, она решила приберечь салат для какого-то другого случая». Так и ты: мыслишь подобным образом, потому что у тебя нет духовного здравия. Если бы оно у тебя было, то даже нечистое ты видела бы чистым. Одинаково ты смотрела бы и на плоды фруктовых деревьев, и на навоз, потому что навоз помог произрастить их плоды.

Тот, у кого есть добрые помыслы, духовно здрав и зло претворяет в добро. Помню, как во время оккупации те из детей, у кого был крепкий организм, за обе щеки уплетали краюху кукурузного хлеба и отличались отменным здоровьем. А дети богатых родителей ели пшеничный хлеб со сливочным маслом, однако оставались болезненными, потому что их организмы были слабы. В жизни духовной дело обстоит точно так же. Взять, к примеру, человека, имеющего добрые помыслы. Даже если кто-то его несправедливо ударит, он скажет: «Бог попустил это, чтобы я искупил свои прежние грехи. Слава Богу!» Если же добрых помыслов у человека нет, то, даже если ты захочешь его ласково погладить, он подумает, будто ты замахиваешься, желая нанести ему удар. Поглядите на пьяных: человек злой в пьяном угаре крушит все подряд. Если же у пьяного добрая душа, он плачет и всех прощает. Один такой добряк, напиваясь, начинал бормотать: «Ты вот на меня смотришь недружелюбно… Ладно… Я тебя золотом осыплю. Прямо из ведра!».

Тот, кто имеет добрые помыслы, все видит добрым

Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: » не знаю. А вот консервных банок, навоза, нечистот во-он в той канаве полным-полно». И муха начнет по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала. А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!» И пчелка начнет перечислять тебе множество разных цветов – садовых и полевых. Видишь как: муха знает только о помойках, а пчелка – о том, что неподалеку растет лилия, а чуть подальше распустился гиацинт».

Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а другие на муху. Те, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивают что-то плохое и занимаются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доброго. Те, кто похож на пчелу, находят доброе во всем. Человек поврежденный и мыслит поврежденно. Ко всему он относится с предубеждением, все видит шиворот-навыворот, тогда как тот, у кого добрые помыслы, – что бы ни увидел, что бы ему ни сказали – включает в работу добрый помысл.

Однажды ко мне в каливу пришел мальчик – ученик второго класса гимназии. Он постучал железным клепальцем в дверь калитки. Хотя меня ждал целый мешок непрочитанных писем, я решил выйти и спросить, что он хочет. «Ну, – говорю, – что скажешь, молодец?» – «Это, – спрашивает, – калива отца Паисия? Мне нужен отец Паисий». – «Калива-то, – отвечаю, – его, но самого Паисия нет – пошел купить сигареты». – «Видно, – с добрым помыслом ответил паренек, – батюшка пошел за сигаретами, потому что хотел оказать кому-то услугу». – «Для себя, – говорю, – покупает. У него кончились сигареты, и он, как угорелый, помчался за ними в магазин. Меня оставил здесь одного, и я даже не знаю, когда он вернется. Если увижу, что его долго нет, – тоже уйду». В глазах у паренька заблестели слезы, и он – опять с добрым помыслом – произнес: «Как мы утомляем Старца!» – «А зачем он тебе, – спрашиваю, – нужен?» – «Хочу, – говорит, – взять у него благословение». – «Какое еще благословение, дурачок! Он же в прелести! Такой беспутный человечишка – я его знаю как облупленного. Так что зря не жди. Ведь он, когда вернется, будет сильно не в духе. А то еще и пьяный заявится – он ведь вдобавок ко всему и за воротник не прочь заложить». Однако, что бы я ни говорил этому пареньку, ко всему он относился с добрым помыслом «Ну ладно, – сказал я тогда, – я подожду Паисия еще немного. Скажи, что ты хочешь, и я ему передам». – «У меня, – отвечает, – есть для Старца письмо, но я дождусь его, чтобы взять у него благословение».

Видите как! Что бы я ни говорил – он все принимал с добрым помыслом. Я ему сказал: «Этот Паисий, как угорелый, помчался за сигаретами», а он, услышав это, начал вздыхать, на глазах появились слезы. «Кто знает, зачем он за ними пошел? – подумал он. – Наверное, хотел сделать доброе дело». Другие столько читают . А здесь – ученик второго класса гимназии имеет такие добрые помыслы! Ты ему портишь помысл, а он мастерит новый, лучше прежнего, и на основании его приходит к лучшему заключению. Этот ребенок привел меня в восхищение. Такое я увидел впервые.

Помыслы о святившегося человека и помыслы человека лукавого

– Геронда, понимает ли человек, который имеет святость, кто лукав ?

– Да, он понимает как человека лукавого, так и человека святого. Он видит совершаемое кем-то зло, но одновременно видит в творящем зло и его внутреннего человека. Он различает, что это зло – от искусителя, что оно приходит в человека извне. Своими душевными очами он видит собственные прегрешения великими, а прегрешения других – малыми. Он действительно видит их малыми, а не обманывает себя. Он может понимать, что совершаемое кем-то – это преступление, но – в добром смысле этого слова – оправдывать лукавство злого человека. Он не презирает таких людей, не считает их низшими себя. Он даже может считать таких людей лучшими себя и сознательно – по многим причинам – терпеть совершаемое ими зло. К примеру, видя злобу преступника, такой человек думает, что этому преступнику никто не помог, и поэтому тот опустился до того, что стал совершать злодеяния. А еще он понимает, что и сам мог бы оказаться на месте этого несчастного, если бы Бог оставил его без Своей помощи. подобным образом, такой человек приемлет многую Благодать. А с человеком лукавым происходит обратное. Видя святость праведника, он не знает его добрых помыслов – подобно тому как не знает их и сам диавол.

Новые книги о старцах

При тяжелых жизненных обстоятельствах совсем не случайно тысячи верующих людей обращались именно к духоносным старцам. Ведь даже непродолжительная беседа с истинным старцем оживотворяет унывающего, дает добрую надежду, а мудрые старческие советы действительно помогают людям разобраться в душе и преодолеть жизненные напасти.

В интернет магазине «Зерна» появилась литературные новинки — книги «За помощью к старцам» и «Янтарная глава».

Из книги «За помощью к старцам» можем узнать о бесценном наследии православных старцев. В ней собрано самое необходимое для православного христианина — духовные советы и рекомендации по разным вопросам, молитвы и притчи, которые душеполезны и актуальны даже в нашем двадцать первом веке. Хотя стоит ли этому удивляться? Советы духоносных людей актуальны во все времена.

Другая книга – «Янтарная глава» удивительна по содержанию. Главу за главой читатель прочтет без устали. Описанные в ней удивительные истории складываются в живое предание, которе называется старчеством. Автор /Воробьевский Юрий/ продолжает тему, которую начал разрабатывать в своих ставших популярными книгах «Незримые старцы», «Наступить на аспида», «Потаенная Россия». Эта тема на примере афонских и кавказских подвижников Афона и Кавказа заключает в себе раскрытие особого духовного подвига, а именно старчества. Воробьевский пишет не только о монашествующих. Есть и в миру люди, которые еще во времена Царства Ромейского назывались «тайными Божьими слугами»…

Напомним, что Юрий Воробьевский- известный православный писатель, журналист, исторический исследователь и режиссер. Родился он в Куйбышеве, в 1956 году. Закончил государственный Ленинградский университет. С 1978 года работает в журналистике, в начале 90-х годах на первом телеканале вышла его передача «Черный ящик». Ее темами стали материалы о спекуляции российскими алмазами, о черном рынке трансплантатов, о психотропном оружии и др. Потом последовал показ сериала «Тайны века», посвященного оккультизму в подоплеке фашизма. Воробьевский был у истоков создания православного журнала «Русский Дом». С 1997 года работал в качестве заместителя главного редактора журнала и шеф-редактора программ телевизионной компании «Москва». В конце 1990-х, начале 2000-х годов работал в ТАСС, являлся в этом агентстве политическим обозревателем. В 2001 году снял о восстановлении Богородичной Канавки в Дивеево полнометражный фильм. Воробьевский — член Попечительского Совета в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре.

См. далее — За помощью к старцам

См. далее — Янтарная глава

Близкие Богу и людям. Простые истории о святости

. Предисловие – 3_______ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ
Венедикт-Акакий – 5
Связи радиста – 6
«Выполнять приказания не буду» – 7
Кому помогает Бог – 8
«Он сделал меня человеком» – 9
«Мы сами найдем свой путь» – 11
По-простому – 12
Забвение от изобилия – 13
Соловей-миссионер – 14
Девять с половиной часов – 15
«Лучше, чем в аду» – 16
По силам – 18
Вразумление – 19
Помощь святого человека – 20_______ПАТРИАРХ СЕРБСКИЙ ПАВЕЛ
Зачем тебе вспышка? – 23
Находчивость – 23
Не мешайте нам – 24
Вартбург-пежо – 25
Лучшие люди – 26
«Ослабление» поста – 27
Акт справедливости – 27
«Каждый видит то, что хочет» – 28
По послушанию – 29_______ИЕРОМОНАХ ВАСИЛИЙ (РОСЛЯКОВ)
Щит – 31
Сила Духа – 31
Как ты живешь?! – 32
«Ошибка» – 32
«С чего это попу честь отдают?» – 33
Нестяжание – 34_______ИНОК ТРОФИМ (ТАТАРНИКОВ)
«Сейчас подумаю» – 37
Как киска умывается – 37
Осознанная молитва – 38
«Доброделатель» – 38
Часы – 39
Учитель молитвы – 39
Молитвенники с багажом – 40_______ИНОК ФЕРАПОНТ (ПУШКА РЕВ)
Несовершенный инок – 43
Хлебное место – 43
Записка – 44_______АРХИМАНДРИТ ИОАНН (КРЕСТЬЯНКИН)
С кем посоветоваться? – 47
Мир без красоты – 47
«Нельзя так!» – 48_______ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ ГУРЬЯНОВ
Гнездо ласточки – 51
Совет буддисту – 51
«Милость Божия с тобой» – 52
Заступился за березки – 52
Красота во всём – 53
Угощение для – мухи – 53
На дорожку – 54
Хороший подрясник – 54_______ГЕРОНТИССА ГАВРИИЛИЯ (ПАПАЯННИ)
«Я должна сказать им «да»» – 57
Пять языков – 57
Помощь преподобного Симеона Столпника – 58
Банк на небе – 59
Образ и подобие – 59
Великий дар жизни – 60_______СТАРЕЦ КЛЕОПА (ИЛИЕ)
Блаженны милостивые – 63
Шутка – 64
Украденные вещи – 65
Ради Христа – 67
«А вы сами что скажете?» – 68
Совет боссу – 68
Два кукурузных початка – 70
Одна душа – 71
Ель на вершине горы – 72_______ИЕРОСХИМОНАХ ТИХОН (ГОЛЕНКОВ)
Старец и вор – 75
Кто самый чистый – 76_______АРХИМАНДРИТ ГАВРИИЛ (УРГЕБАДЗЕ)
Встряска – 79
«Слава Господу Иисусу Христу» – 79
Что такое пост – 80
Какая молитва в грех – 80
О послушнице, которая хотела учиться – 81
Стакан воды – 82_______МИТРОПОЛИТ СУРОЖСКИЙ АНТОНИЙ (БЛУМ)
Что имеет значение – 85
Хозяин розария – 85
Молитва и морковка – 86
«Провались» – 87
Послушание «по святым отцам» – 88
Поединок – 89
Православие — «не диетическая религия» – 90
На войне – 90
Встреча – 91
Реинкарнация – 92
Пакетики с продуктами – 93_______СХИАРХИМАНДРИТ ВИТАЛИЙ (СИДОРЕНКО)
Теплые лепешки – 95
Хлеб для Христа – 95
Как прошел день – 96
Передачи – 97
Зонтик-прикрытие – 97
Барашки – 98
Встреча – 98
«Звонкие» сапоги – 99
Помощник – 99_______АРХИМАНДРИТ ПАВЕЛ (ГРУЗДЕВ)
Счастливый день – 103
Краска – 104
Без остатков – 105_______АРХИМАНДРИТ СЕРАФИМ (ТЯПОЧКИН)
Божия милость – 107
«На все воля Божия» – 107
Отец – 108_______СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН (МАКСИМОВИЧ), АРХИЕПИСКОП ШАНХАЙСКИЙ И САН-ФРАНЦИССКИЙ
Случай в семинарии – 111
Смелый поступок – 112
Строгий пастырь – 113
Побег – 113
Две бутылки китайской водки – 114
Епископ не «по ошибке» – 115
На балу – 115
Послушание важнее поста – 116
Ничего не случится – 117
Что вам нужно? – 117
Ботинки – 118
Хозяин миноносца – 119
Снежные крепости – 120_______СЕРЕЖИК СТАРК
«Раненый солдатик» – 123
Знакомая – 123
Письмо – 124
«Христос воскресе!» – 124_______ИЕРОМОНАХ СЕРАФИМ (РОУЗ)
Гостеприимство – 127
Философия религии – 128
Долгий путь к Богу – 129
Разряжение обстановки – 130_______ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ ГОЛУБЦОВ
По-дружески – 133
Дезертирство – 133
Скорби – 134_______ПРАВЕДНЫЙ АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ
Баночка варенья – 137
Рождественский подарок – 138
По-отечески – 139
«Войди в чужое горе» – 140
Служба в непогоду – 140
Мудрая дура – 141_______СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ПОЛТАВСКИЙ
Спор – 145
За Истину – 146
Землетрясение – 148
Монах с зеркалом – 149
Короткий разговор – 151_______ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ
Милостыня – 155
Спасение лошади – 157
Исцеление «больного» – 158
«Кабы не ряса» – 159
«Ведь я же — настоятель» – 159_______ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИСАВЕТА
Сестра милосердия – 163
Добрый человек – 164_______СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Допрос патриарха – 169
В заточении – 171_______СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ (НЕВСКИЙ), МИТРОПОЛИТ АЛТАЙСКИЙ
«Пустите детей приходить ко Мне…» – 175
Температура от – молока – 175
Шишки – 176_______СТАРЕЦ ИЕРОНИМ ЭГИНСКИЙ
Как попасть в рай? – 179
«Ему виднее» – 180
Пятьдесят два воскресенья – 181
«Доброго дня» – 182
Богохульник – 183
Помощь другу – 184
«Господи, не забери меня…» – 185_______СВЯТИТЕЛЬ НЕКТАРИЙ ЭГИНСКИЙ, МИТРОПОЛИТ ПЕНТАПОЛЬСКИЙ
Бог обладает всем – 187
Директор-уборщик – 188
Епископ без денег – 190
Чудо умножения еды – 191
Божественное Провидение – 192_______ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ
Добрый совет – 195
Мера веры – 196
В кабаке и на Афоне – 197
Спустя полгода – 198
В чем польза? – 198
Суд – 199
Что такое безмолвие – 200
Миссионер – 201
Неученый монах – 203
Любовь – 203
«Зови меня собакой» – 204
Молитва и газета – 204_______СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ), МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ
Доклад – 207
Митрополичьи покои – 209
Против табакокурения – 210
Наказание и поощрение – 211
Воздалось четверицею – 212
Не судья – 215
Выговор-исповедь – 216
Снисходительность – 216
Грязью грязи не смоешь – 217
Болезнь — леность – 218
«Христос меня позабыл» – 218
Клевета – 219
Нелюбимые извинения – 219
Начало дружбы – 220_______ПРЕПОДОБНЫЙ ЛЕВ ОПТИНСКИЙ
«Верую…» – 223
Схимонах и бабы – 224
Вериги – 225
«Всё тот же Леонид» – 226
Увидел «насквозь» – 227
«Смотрины» – 228
Лишь бы тепло было – 229_______ПРЕПОДОБНЫЙ МОИСЕЙ ОПТИНСКИЙ
Кружка на стене – 231
Народная поговорка – 232
Вера – 233
Самонаказание – 233
Молитва перед выговором – 234
«И я при этом находился» – 235
Мудрый руководитель – 236
Новое небо и новая земля – 237
Селедки – 237
Кроты и вороны – 238
Куча мусора – 239
«Благодарствую» – 240
По-монашески – 240
Чай и сахар – 241
«Добрый крестьянин» – 242
Назидание – 243
Разговор с помыслом – 244
Один рубль – 245
Без инструкций – 246
Негодяй – 246
Старые хомуты – 247
«Каинова жертва» – 248
Замечание – 248
Справедливость – 249
Пожар в гостинице – 249_______ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ОПТИНСКИЙ
Скрипучая дверь – 253
Иосиф Прекрасный – 254
Миротворец – 257
Выкупили – 257
Слезокапка – 258
Любовь всему верит – 258_______ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ
«Если Господу угодно…» – 261
Конфеты – 262
«Лицемер» и Вера – 262
Шутка – 263
Машки да Таньки – 264
Водопровод – 264
Индюшки – 265
Обличение – 266_______ПРЕПОДОБНЫЙ АНАТОЛИЙ (ПОТАПОВ)
Хорошие люди – 269_______ПРЕПОДОБНЫЙ АНАТОЛИЙ (ЗЕРЦАЛОВ)
Господь слышит – 273
Всякий спасается своим путем – 273
Молитва о смерти – 274_______ПРЕПОДОБНЫЙ ИСААКИЙ ОПТИНСКИЙ
«Пеки хлебы» – 277
Брат начальник – 277
Умен игумен – 278_______ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ
Незлобивый старец – 281
По молитвам ребенка – 283
«Ты должен иметь терпение» – 284
Друзья – 285
Живи как живешь – 287
Тихий характер – 288
Спасаться можно везде – 289
«Меня нет дома» – 289
Крест – 290
Благословение на непослушание – 291_______СВЯТИТЕЛЬ МИТРОФАН ВОРОНЕЖСКИЙ
Причина благовеста – 293_______ИОАНН МИЛОСТИВЫЙ, ПАТРИАРХ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Испытание – 297
Двенадцать монет – 298
Господа – 299
По заповеди Христовой – 300
Приемная патриарха – 301_______ПРЕПОДОБНЫЙ ДАНИИЛ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ
Высшая добродетель — рассудительность – 303
«Непотребный» архимандрит – 304
«Господь защитит…» – 305_______ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
Решето с хлебом – 309
Пророк-нищий – 310
Примирение – 312_______ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
Возница – 315
Отчего вкусна монастырская пища – 316_______ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ
Обращение жреца – 319
Оклеветанный монах – 320_______ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ
Подвижник и кожевник – 323
Гнев праведника – 324
Лук и стрелы – 325
Поучение – 326
Что первоначальнее? – 326
«Не знаю» – 327
Как спастись? – 327_______ABBA ИОАНН КОЛОВ
«Брат мой — ангел» – 331
Путешествие – 332
Мзда – 332
«О чем ты плачешь?» – 333
Зажги свечу – 335
Ум, устремленный к небу – 336_______ABBA ПИМЕН
«Во сто раз более» – 339
Аскеты – 340
Бревно и сучок – 340
По закону – 341
Плач детей – 342
Ветхий человек – 342_______Список литературы – 344

Поучения старца Паисия Афонского

Старец из кельи Панагуда на Святой Горе — это богослов опыта. Отец Паисий не имеет мирской образованности. Он закончил начальную школу, и его профессией в миру было столярничество. При письме старец делает орфографические ошибки, а в разговоре не отличается риторским искусством. Но его писания (на сегодня опубликованы три книги) поразительны, его слова — это выражение опыта. Старец — великий учитель православия. Сказанное им становится широко известным и убеждает людей. Даже совершенно мирские люди принимают его слова, и поэтому пытаться записать его поучения не только похвально, но и необходимо, дабы они не были забыты с течением времени.
Мы приводим здесь некоторые поучения отца Паисия, которые, как мы полагаем, особенно интересны для христиан, живущих в миру.
Старец сказал: «Добрый христианин любит сначала Бога, а потом и человека. Избыточествующая любовь изливается и на животных, и на природу». То, что мы, современные люди, разрушаем окружающую среду, показывает, что мы не имеем избытка любви. Может быть, мы имеем любовь хотя бы к Богу? К сожалению, нет. Это показывает сама наша жизнь.

* * *

Милостыня — это выражение любви. Современные христиане почти забыли эту добродетель. Старец напоминает не только о ее необходимости, но и о ее духовных плодах: «Духовного изменения, которое происходит в душе, и сердечного ликования от одной только милостыни или благодеяния ближнему, не может дать даже величайший лекарь, если ты и дашь ему целый мешок долларов. Пенсионеры пусть жертвуют своими временем и деньгами, чтобы спасти беззащитных детей какой-нибудь разбитой семьи».

* * *

Есть монахи, достигшие многого в духовной жизни, и Бог дает им дар прозрения. Отец Паисий говорит, что они имеют духовный телевизор и являются радистами Бога.

* * *

Старец сказал: «Четки — это как рукоятка ручного зажигания в механизмах, провернув которую несколько раз, мы прогреваем мотор, и он начинает работать сам. Нечто подобное происходит и при молитве по четкам. Мы произносим молитву, и согревается наша душа».

* * *

Старец сказал: «Творить молитву мы должны везде. Как-то один водитель на Арнее сбил ребенка своим автомобилем. Ребенок совершенно не пострадал, потому что водитель творил молитву и во время езды». И в другой раз он сказал: «Как находящиеся в опасности корабли посылают сигналы «SOS», так и человек должен постоянно творить молитву: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Молитва должна быть простой».

* * *

Молитва нуждается в подготовке. Старец всегда советовал: «Прежде молитвы читайте несколько строчек из Евангелия или Патерика. Так согреется ваша мысль и перенесется в духовную страну».

* * *

Старец сказал: «Предатели, ослабляющие молитву, — это духовная сухость и холодность. Против них нужно использовать краткие молитвы, а главным образом — молитву Иисусову, прилежное чтение Священного Писания и духовных книг. Также предохраняют нас от греха и помогают нам мысли о смерти, суде, рае, аде и благодеяниях Божиих. Бог наблюдает за нашим сердцем и проверяет, куда оно склоняется».

* * *

Старец сказал: «Молясь, вы должны стоять со смирением и простотою маленького ребенка, дабы удостоиться отеческой заботы. Признавайте свою немощь и ничтожество, чтобы вас покрыла милость Божия, потому что как тень следует за предметом, так и милость Божия — за простотою и смиренномудрием. Тот, кто чувствует свою греховность и воздыхает из глубины души, выше того, кто может воскресить мертвого и своим учением помогать всему миру. Кто достиг познания своей духовной немощи, тот достиг совершенного смирения».

* * *

«Всегда имей добрый настрой. Чтобы ты понял меня, я расскажу тебе два случая, бывшие здесь. Однажды пришел мальчик, лет семнадцати, и постучал, чтобы я открыл ему. «Я хочу видеть отца Паисия», — говорит он мне. Я, чтобы немного испытать его настрой, говорю ему: «Его нет здесь. Он ушел на Карею купить сигарет». — «Хорошо, я его подожду», — отвечает мальчик, имея всегда в уме хороший помысел. «Уходи! — говорю ему. — Зачем ты его ждешь?» «Нет, батюшка, я хочу его увидеть!» — настаивал мальчик. Этот молодчина имел хороший настрой, и я не мог смутить его, несмотря на то, что долго его терзал. Он не принимал плохого помысла. Это была хорошая душа.
В другой раз пришел один человек и просил меня помолиться за его ребенка, который был тяжело болен. «Я что-нибудь сделаю, — сказал я ему, — но должен и ты помочь. Конечно, ты не умеешь ни молиться, ни поститься, ни класть поклоны и т.д. Но избавься от одного своего недостатка». «Какого недостатка, батюшка?» — спросил он меня. «Брось курить», — сказал я ему. Он внимательно выслушал меня, и, когда я открыл ему церковь, чтобы он зашел и приложился к иконам, незаметно для меня он оставил на одной стасидии пачку сигарет и зажигалку.
Тот же час пришел другой, вошел в церковь, поглядел из любопытства и вышел наружу. Он пошел и сел вот на эту каменную приступку, которая у стены церкви, зажег сигарету и курит без зазрения совести. Я вышел наружу и увидел его. «Ба, дорогой, да ты куришь здесь, где церковь? Иди вон туда, под деревья, и кури там, а не здесь!» — говорю я ему. Но он имел плохие и лукавые помыслы и ответил мне с наглым видом: «Тебе-то какое дело до того, что я курю? Ты куришь в церкви, а я, куря снаружи, поступаю плохо?» Я ему снова сказал, чтоб он ушел отсюда, но он упирался и говорил мне те же слова. «Но что он говорит?» — спросил я себя. Я не мог его понять. Вхожу в церковь и вижу пачку сигарет, оставленную исстрадавшимся отцом. Я тут же догадался, что этот человек неправильно меня понял и думал, что это мои собственные сигареты и я курил в церкви! Я ему объяснил, что случилось на самом деле, но он имел дурной помысел. У него не было желания получить пользу. Он искал оправдания своему злу, чтобы сохранить его в себе. А тот мальчик, как я сказал прежде, имел хороший настрой».

* * *

Старец сказал: «Сатана до последнего нашего вздоха не перестанет сеять в нашем уме лукавые и нечистые помыслы. Не будем придавать им значения. Оставим их пролетать мимо нас, как пролетают птицы в воздухе. Пустим в ход фабрику добрых помыслов. Что мы дадим ей, то и получим. Дадим железо — и получим железо. Дадим золото — золото и получим. Увиденное нами зло будем всегда превращать в добро. На все будем смотреть с простотою».

* * *

Снова сказал старец: «Пусть не остается в вас надолго плохой помысел, ибо он наносит вред. Он подобен мухе, садящейся на мясо и откладывающей яйца. Вскоре в мясе появляются черви. Так и плохой помысел, когда он остается в уме, причиняет большой вред».

* * *

«Хульные помыслы изгоняются только равнодушием и презрением к ним. Когда они нас атакуют, будем петь. Они не наши, а чужие».

* * *

Старец сказал: «Благой Бог оставляет демонов свободными на некоторое время, чтобы они помогали нам своей злобой сдавать духовные экзамены на земле и достигать вечной небесной жизни. Пока живет человек на земле, он имеет право сдавать эти духовные экзамены. Переэкзаменовки не бывает. Итак, будем подвизаться, чтобы набрать духовный балл и пройти в рай».

* * *

Старец писал: «В начале духовной жизни подвизающийся прогоняет плохие помыслы духовным поучением, непрестанной молитвой и усердным подвигом. Потом приходят уже только благие помыслы. Позже останавливаются и благие помыслы и чувствуется некая пустота, и затем приходит к человеку Божественное просвещение».

* * *

Старец сказал: «Нужно терпение, а не злоба в сердце. Один человек во Фракии стал христианином. Однако его жена не только не последовала его примеру, но и сильно препятствовала ему и жестоко с ним обращалась. Но он терпел и отвечал ей любовью. Со временем жена склонилась перед его терпением и любовью и сказала: «Должно быть, истинен и велик Бог, в Которого он верит». И тоже стала христианкой».

* * *

Беседуя с семинаристами, между прочим он сказал и следующее: «Избегайте поводов ко греху. Приведу один пример. Если кто-либо болеет сахарным диабетом и не должен есть сладостей, может ли он этого избежать, шатаясь по кондитерским? Будьте внимательны к искушениям. Все начинается с мысли, которой мы увлеклись. Чем более духовен человек, тем меньше прав он имеет в жизни. Величайшая радость — это служение другому человеку и прощение ему ошибок. Принимающий благодеяние чувствует человеческую радость, а творящий его — радость божественную».

* * *

Старец сказал: «Длительные занятия богословием приносят вред. Нужны простота и исполнение на деле полученных знаний».

* * *

Старец, обращаясь к юношам, сказал: «Духовная работа должна быть с малого возраста, потому что, когда человек молод, он может работать и имеет на это силы. Когда же он постареет, ему будет трудно работать. Теперь я питаюсь тем, что накопил в молодости. И вы работайте сейчас, пока молоды».

* * *

Старец сказал: «Наша жизнь должна быть простой. Не имейте больших запросов, не ищите удобств. Однажды один немец принес мне машинку для резки хлеба. Он подарил мне ее для удобства. «Но что это? — сказал я ему. — Я в этом не нуждаюсь. Потом, у меня и хлеб не всегда бывает».

* * *

Один посетитель отца Паисия спросил у него, почему он не чувствует Божественного Причащения так, как чувствовал его, будучи маленьким, и старец ему ответил: «Если у тебя есть дети, ты можешь это понять. Отец дает маленьким детям сладости. Позже, когда они вырастут, они должны будут покупать сладости сами. Так и Бог вначале дает благодать Свою даром, но потом желает нашего личного подвига, чтобы мы почувствовали Божественное Причащение».

* * *

Старец сказал: «Сердце очищается слезами и воздыханиями. Одно воздыхание с болью душевной равнозначно двум ведрам слез. Будем плакать о своих грехах, надеясь всегда на любовь и милость Божию. Погрузим душу в источники слез. Не ограничивайте молитву только словами. Сделайте всю свою жизнь молитвою к Богу».

* * *

Семинаристам, посетившим его и спросившим о борьбе со злом, которое существует в мире, и о демонических воздействиях, которые они ощущают, старец сказал: «Послушайте, не все вещи дьявольские. Вот, скажем, кофе. Кофе не является дьявольским, но, когда кто-нибудь пьет много кофе, то его нервная система начинает расстраиваться, и он прибегает к помощи психиатров. Я ничего не говорю против, есть и хорошие психиатры, но они не нужны, если есть хорошие духовники. То же самое происходит и с вином. Вино освящается и благословляется, но когда его пьешь много, теряешь контроль над собой, и тогда диавол находит удобный случай, чтобы использовать это твое состояние».

* * *

Мирские люди интересуются внешним, а о внутренней жизни совершенно не подозревают. Их образ мысли старец изобразил следующим примером: «Мирские люди не хотят, чтобы у них во дворе были мусор и грязь, поэтому подметают двор и наводят порядок до тех пор, пока не будет все чисто. Собранный мусор они заносят в дом, чтобы он не был виден со двора. Так делают мирские люди. А внутри пусть будет мусор, но не снаружи, потому что это видят люди. А духовные люди, напротив, вычищают дом, выбрасывая мусор и не интересуясь тем, что скажут другие».

* * *

Старец сказал: «Ныне человек искалечил природу. Ты видишь, здесь, на Святой Горе, деревья прекрасны. Одни маленькие, другие побольше. Другая растительность, видишь, тоже со множеством оттенков. Везде большое разнообразие. Но если ты едешь по Халкидикам, где деревья сажают люди, то видишь, что эти деревья похожи на итальянских солдат 1940 года. Они единообразны, и в этом нет красоты».

* * *

Из беседы старца с его посетителями-мирянами: «Отче, мы боремся со множеством семейных проблем». — «Мы сами себе сильно затрудняем жизнь погоней за материальными благами. Мы не догадываемся о том, что, чем больше благ цивилизации мы имеем, тем больше проблем прибавляем себе и своей семье». — «Отче, какие проблемы, создаваемые погоней за благами, ты имеешь в виду?» — «Мы вдаемся в чрезмерную суету, теряя при этом драгоценное спокойствие. Мы распыляемся. Женщина вынуждена работать потому, дескать, что нам не хватает денег. А в результате дети лишаются своей матери… Мы не сводим концы с концами, потому что хотим иметь видео, телевизор, новую машину, множество украшений. Нас засасывает суета, и мы никак не можем остановиться, мы желаем все большего и большего, а в результате дети остаются без внимания. Это огромная ошибка — вот что мы должны понять. Пусть работает только один член семьи, и мы будем довольствоваться немногим. Тогда проблема перестанет существовать».

* * *

Старец сказал: «Насколько удаляются люди от простой, естественной жизни и предаются роскоши, настолько они умножают и свой страх за завтрашний день. И насколько развивается мирская вежливость, настолько же теряется простота, радость и естественная человеческая улыбка».

* * *

Старец, обращаясь к мирянам, сказал: «Если бы вы, миряне, могли осознать опасности, среди которых вы живете, то вы бы молились в десять раз больше нас, монахов».

* * *

Старец сказал: «Как-то ко мне пришел скорбный отец, сын которого болел белокровием, и просил помолиться. Я сказал ему: «Я буду что-нибудь делать, но должен и ты помочь. Конечно, ты неопытен в духовном, но брось хотя бы курить». Он с готовностью принял мой совет и, уходя, благодарил меня. Здоровье ребенка стало улучшаться день ото дня. Отец увидел чудо, но со временем забылся и снова начал курить. В результате возобновилась болезнь ребенка. Через два года отец его снова приехал и рассказал мне о случившемся. Я спросил, почему он оставил свой духовный подвиг, и сказал, что Бог желает видеть некоторое старание и с нашей стороны. Вот так. Недостаточно молитвы другого человека. Нужно, чтобы и мы сами проявляли старание и молились».

* * *

Старец писал: «Бог попускает некоторым праведникам быть оклеветанными для того, чтобы виновные не приходили в отчаяние. Великая любовь Божия, чтобы не погибла какая-нибудь немощная душа, попускает и праведникам быть осужденными и оклеветанными, но в конце бывает являема истина».

* * *

Старец сказал о сопротивлении возникающим нравственным соблазнам: «Требуется внимание. Брату нужно помочь. Будем принимать то, что он говорит в свое оправдание, и помогать с любовью. А если все будут его презирать, то что же тогда получится? Нет дороги на Луну, чтобы убежать ему туда. Нужны внимание и любовь. Мы должны встать на место другого, чтобы понять его».

* * *

На вопрос, за какую партию должны голосовать христиане, старец ответил иносказательно: «Предпочитайте надкушенные оливки. Если таких нет, то предпочитайте те, которые хотя бы немного надкушены, потому что по ним видно, что это за оливки».

* * *

Старец сказал: «Диавол всегда внушает нам сравнивать себя с тем, кто хуже нас». И в другой раз он сказал: «Великую тайну скрывает диавол».

* * *

Старец сказал: «Единственная ценность жизни — это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье». И в другой раз он сказал: «Когда разрушится семья, будет разрушено все: и духовенство, и монашество».

* * *

Старец сказал: «Часто государство из орла, которым оно должно быть, превращается в ворона, разрывающего своих граждан. На словах оно готово умереть за них, но в действительности не делает ничего».

* * *

В наше время много говорят о магии, поэтому представляет особенный интерес один рассказ старца, который я привожу так, как записал его посетитель отца Паисия: «Ребенок подвергается демоническим воздействиям, но, когда он чист, не может искусить его диавол. Когда же ребенок начнет не слушаться своих родителей и изворачиваться, тогда удаляется от него Божия благодать. Вы должны знать, что демоны побуждают человека на зло во сне. Но, чтобы они вошли в него, человек должен дать им для этого серьезный повод. Иначе они не могут ничего сделать.
Чтобы вам это стало понятным, я расскажу один характерный случай с 40-летней учительницей и ее 15-летним учеником. Об этом случае она написала мне недавно сама. Итак, она была незамужней, как говорится, старой девой, и разгорелась нечистой страстью к одному 15-летнему ученику гимназии. Она пошла к магу, чтобы он помог ей. Но, поскольку ребенок был чист, маг не мог ничего ему сделать и поэтому посоветовал ей ввергнуть его в грех, и тогда магия найдет в нем свое место, то есть найдет открытой дверь его души, чтобы делать с ним все, что захочет. Она привела ребенка к себе домой, соблазнила и ввергла его в грех. Дьявол тут же использовал удобный момент и вошел в него. С этой минуты ребенок, обладаемый силами зла, стал хиреть, болеть, истощился и был близок к смерти».

* * *

Старец сказал: «Неофиты стараются оправдать ошибки своей жизни, используя творения Святых Отцов. Они превратно толкуют Священное Писание, чтобы оправдать ветхого человека. Они оправдывают свои грехи фальшивым и подогнанным под их мерки христианством».

* * *

Старец сказал: «Величайшая болезнь нашего времени — это приносящие беспокойство суетные помыслы мирских людей. Эту болезнь исцеляет только Христос при помощи душевной тишины, но нужно, чтобы человек покаялся и обратился ко Христу».

* * *
Изречения отца Паисия

«Добро побеждает по-доброму»;
«Телесное увечье может уцеломудрить душу»;
«Мы сдаем экзамены, чтобы пройти в вечную жизнь. Мы должны набрать хотя бы проходной балл»;
«Богу служат, а не учатся»;
«Зло начинается с недостатка веры в иную жизнь»;
«Верующая и благоговейная женщина ценнее, чем икона какой-нибудь святой, ибо эта женщина — живая икона».

Беседа старца о воспитании детей

Достойна внимания беседа, которую имел старец о религиозном воспитании детей. Здесь я помещаю ее главные моменты.
— Много искушений и опасностей сегодня для молодежи, батюшка. Мы обеспокоены этим, несмотря на свои старания, чтобы наши дети были внутри церковной ограды.
— За детей, с малого возраста напоенных благочестием, не бойтесь. Если они и отойдут немного от Церкви с возрастом или из-за искушений, то потом вернутся опять. Они — словно дверные косяки, которые мы смазываем маслом, и их не берет гниль.
— Как ты считаешь, батюшка, с какого возраста дети становятся восприимчивыми, и как мы, родители, должны поступать, чтобы не бояться нечаянно повредить им своими крайностями?
— Прежде всего дети копируют нас самих, и, конечно, с самого младенчества. Вот с тех пор и должны мы обращаться с ними, как с часами. Как только ослабнет их пружина, будем сразу ее заводить, но внимательно и потихоньку, чтобы она не лопнула от чрезмерного усилия.
— Часто, батюшка, дети противятся различным благочестивым обычаям.
— Когда что-то не в порядке, этому всегда есть причина. Может быть, вы подаете им плохой пример? Может быть, виновны какие-то недостойные зрелища, дурные поступки, плохие слова в доме? Во всяком случае, будем давать детям благочестие в виде молока, а не сухой и твердой пищи. Никогда нельзя давить на них или приказывать им, но прежде всего быть самим примером для детей.
— В случае плохих поступков приносит ли пользу телесное наказание?
— Будем, насколько возможно, избегать этого. Если же и допускаем его, то это ни в коем случае не должно быть постоянным. Телесно наказывать нужно так, чтобы ребенок понял, за что мы его наказываем. Только тогда это принесет пользу.
— Батюшка, несмотря на то, что мы все это исполняем, дети наши становятся необузданными. Иногда они переходят все границы. Мы не знаем, что нам делать.
— Будем давать иногда отвертку в руки Христа, чтобы Он Сам навел порядок, подкрутив некоторые винтики. Не будем думать, что со всем мы можем справиться сами.
— Если, батюшка, ребенок ходит в церковь, но с какого-то возраста поведение его начинает изменяться и он убегает из храма, как мы должны действовать?
— Спокойно. Если же будет что-то серьезное, то вмешайтесь. Но будем внимательны, чтобы ребенок не ожесточился и не случилось еще чего-нибудь худшего.
— Когда ребенок свяжется с дурными компаниями и покинет свой дом, еще не стяжав хотя бы немного Христовой благодати, есть ли надежда на его возвращение?
— А вынес ли он оттуда любовь? Когда в доме любовь и самого ребенка мы окружаем любовью, то если он и уйдет, и свяжется с дурными компаниями, то в один прекрасный момент он увидит, что там нет любви. Он увидит, что повсюду лицемерие, и вернется домой. Но если он будет помнить о враждебности и ненависти в доме, то его сердце не заставит его направить свои стопы обратно.
— Если мы познали Христа поздно, когда дети наши уже выросли, что нам делать, чтобы наставить их на путь Божий?
— Здесь только молитва приносит плоды. Мы должны со многой верой просить у Бога милости для этих детей, которые не виновны в своем неверии. Признаем, что ответственность лежит только на нас, смиримся и покаемся искренно, и Бог им поможет. Он все же бросит им какой-нибудь спасательный круг, чтобы спаслись и они.
Печатается по кн. свящ. Дионисия Тациса «Архондарик под открытым небом», М. 1998.

Почему иногда мы не совершаем необходимой борьбы для того, чтобы исправиться, несмотря на то что нас обличает совесть?

— Это может случиться и от какого-то душевного надлома. Если человек охвачен паникой из-за нашедшего на него искушения, то он хочет подъять подвиг, однако не имеет для этого расположения, не имеет душевных сил. В этом случае ему нужно внутренне упорядочить себя с помощью исповеди. С помощью исповеди человек утешается, подкрепляет свои силы и Благодатью Божией снова находит решимость для борьбы. Если же человек не упорядочит себя подобным образом, то на него может обрушиться и какое-то еще искушение. В результате, находясь в таком скорбном подавленном состоянии, он надламывается еще больше, его душат помыслы, он приходит в отчаяние и потом не может подвизаться совсем.

— А если то, о чем Вы говорите, происходит часто? Если это происходит часто, то и приводить себя в духовный порядок тоже надо часто. Человек должен открывать свое сердце духовнику, чтобы снова получать решимость, силу в борьбе. А приведя себя во внутренний порядок, человек должен разогнать свою духовную машину, он должен любочестно и напряженно подвизаться, для того чтобы наступать на пятки убегающему диаволу.

Геронда, а в чем причина того, что я не чувствую необходимости в исповеди?

— Может быть, ты не следишь за собой? Ведь исповедь – это Таинство. Ходи на исповедь и просто говори духовнику о своих грехах. Ты что, думаешь у тебя их мало? Разве у тебя нет упрямства? А эгоизма? Ты не ранишь сестру? Никого не осуждаешь? Думаешь, я, когда прихожу на исповедь, каюсь в каких-то особенных грехах? Нет, я исповедуюсь: “Согрешил гневом, осуждением…”, и духовник читает надо мной разрешительную молитву. Однако маленькие грешки тоже имеют свою тяжесть. Когда, не имея каких-то серьезных грехов, я приходил на исповедь к батюшке Тихону, то он говорил: “Песочек, сынок, песочек!” Маленькие грешки собираются в целую песочную кучу, которая по весу может превышать один большой камень. Человек, совершивший большой грех, постоянно думает о нем, кается и смиряется. А у тебя – множество малых грешков. Однако, сравнив те условия, в которых выросла ты, и условия, в которых вырос человек, совершивший этот большой грех, ты увидишь, что ты хуже него.

Кроме того, старайся быть во время исповеди конкретной. На исповеди не достаточно только назвать свои грехи, к примеру, “я завидую, гневаюсь” и тому подобное, нужно поисповедовать и свои конкретные падения для того, чтобы получить помощь. А уж если ты исповедуешься в тяжелом прегрешении, в таком, например, как лукавство, то должна подробно признаться и в том, что ты думала, совершая этот грех, и в том, каковы были твои конкретные действия. Не совершая такой конкретной исповеди, ты смеешься над Христом. Если человек не исповедует духовнику истины, не открывает ему своего греха, для того чтобы духовник мог ему помочь, то он сильно повреждается, подобно больному, который наносит здоровью большой вред, скрывая свою болезнь от врача. Тогда как если человек показывает себя духовнику в точности таким, каков он есть на самом деле, то духовник может понять этого человека лучше и помочь ему более результативно.

Кроме этого, тот, кто несправедливо поступил с человеком или ранил кого-то своим поведением, должен сперва пойти к обиженному им, смиренно попросить у него прощения, помириться с ним, а затем ему надо поисповедовать свое падение духовнику, чтобы получить разрешение. Таким образом приходит Благодать Божия. Если человек поисповедует такой грех духовнику, не попросив предварительно прощения у того, кого он ранил, то его душе невозможно прийти в мирное устроение, потому что \согрешивший\ человек в этом случае не смиряется. Исключением является случай, когда обиженный человек умер или же его невозможно разыскать, потому что он сменил место жительства, и нельзя попросить прощения хотя бы в письме. Но если у кающегося есть расположение сделать это, то Бог, видя это расположение, его прощает.

Геронда, а если мы попросили прощения у человека, обиженного нами, а он нас не прощает?

— В этом случае будем молиться, чтобы Бог умягчил его сердце. Однако Бог может не умягчать сердце этого человека и по той причине, что, если он нас простит, мы можем легко впасть в тот же самый грех снова.

Геронда, а допустимо ли, совершив какой-то тяжелый грех, исповедовать его не сразу?

— А зачем оставлять его на потом? Для того чтобы он прокис? Ведь чем дольше ты не выбрасываешь какую-нибудь тухлятину, тем больше она тухнет. Зачем ждать два-три месяца, а потом идти исповедоваться в тяжелом грехе? Надо идти как можно быстрее. Если мы имеем открытую рану, разве надо ждать, пока пройдет месяц, и только потом ее лечить? Нет. В таком случае даже не надо ждать, когда у духовника будет больше времени или больше возможности уделить нам внимание. Надо тут же бежать к духовнику, кратко исповедовать ему совершенный грех, а потом, когда у духовника будет больше времени, можно пойти к нему, чтобы побеседовать или получить духовное наставление.

Для того чтобы обрисовать духовнику положение, в котором мы находимся, много времени не нужно. Если совесть работает правильно, то человек описывает свое состояние в двух словах. Однако если внутри у человека сумбур, то он может произносить много слов и при этом не давать духовнику представления о своем состоянии. Некоторые люди присылают мне целые тетради с рассказами о себе и о своих проблемах. По двадцать – тридцать страниц мелким почерком, а в конце еще несколько страниц постскриптума… Хотя все, о чем они пишут, могло бы уместиться на одной странице.

Геронда, оправдано ли после исповеди ощущать на душе какую-то тяжесть?

— Зачем ощущать какую-то тяжесть? Правильной исповедью все старое стирается. Открываются новые “кредитные книги”. Приходит Благодать Божия, и человек полностью меняется. Пропадают смущение, озлобленность, душевная тревога, и приходят тишина, умиротворение. Это изменение настолько заметно даже внешне, что я советую некоторым людям сфотографироваться до исповеди и после нее, чтобы они тоже уверились в этом добром изменении, происшедшем с ними.

Ведь внутреннее духовное состояние человека отображается на его лице. Таинства Церкви совершают чудеса. Приближаясь к Богочеловеку Иисусу Христу, человек и сам становится богом , вследствие чего он излучает свет и Божественная Благодать выдает его другим.

Геронда, то есть сразу же после искренней исповеди покаявшийся чувствует радость?

— Не всегда. Сначала можно не почувствовать радости, но потом радость потихоньку будет рождаться у тебя внутри. После исповеди покаявшемуся необходимо любочестное признание того, что Бог оказал ему милость. Нужно чувствовать себя так, как человек, которому простили его долг, и он от любочестия чувствует себя благодарным и обязанным своему благодетелю. Благодари Бога, но одновременно с этим переживай псаломские слова: “…беззако́ние мое́ а́з зна́ю и гре́х мо́й пре́до мно́ю е́сть вы́ну”, для того чтобы не дать себе воли и не впасть снова в те же самые грехи. Геронда, я где-то читала, что в будущей жизни бесы будут мучить нас даже за один злой помысл, который мы не поисповедовали. — Гляди, когда, покаявшись и не имея намерения что-то скрыть, человек скажет духовнику о том, что он помнит, то вопрос закрыт – тангалашки не имеют над ним никакой власти. Однако если он не поисповедует какие-то из своих грехов сознательно, то за эти грехи будет мучиться в жизни иной. Геронда, если человек, поисповедовавшись в своих юношеских грехах, снова думает о них и мучается, то такое отношение ко грехам правильное?

— Если, сильно сокрушаясь о своих юношеских грехах, человек их поисповедовал, то причины для страданий нет, поскольку, с того момента как он сказал об этих грехах на исповеди, Бог их ему простил. После этого не нужно расковыривать свои старые, особенно плотские грехи, поскольку, делая это, можно повредиться. К примеру, во время боя рядом с солдатом падает граната, однако Бог хранит этого солдата, и граната не разрывается. Но вот бой закончился, солдат находит неразорвавшуюся гранату, берет ее в руки, начинает раскручивать, с любопытством рассматривать – и в итоге граната разрывает его в клочки не в бою, а после него

ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Просмотры (241)

7 наставлений старца Паисия

Паисий Святогорец – один из наиболее почитаемых православных святых XX века, монах и старец святой горы Афон. «Фома» собрал подборку цитат из писем и проповедей старца Паисия.

Благодарим за подготовку материала православный фестиваль «Артос. Россия-Эллада».

27 августа в рамках фестиваля «Артос.Россия-Эллада» состоится специальный показ цикла документальных фильмов о святом блаженном Паисии Святогорце, одном из самых уважаемых греческих старцев и духовных светил греческого народа XX века.

Фильм основан на книге жития блаженной памяти Старца Паисия, воспоминаниях и свидетельствах его духовных чад, соотечественников, родных, духовенства и мирян. Фильм снимался в местах земной жизни святого- на Святой Горе, в городах материковой Греции и острове Керкера.

Расписание кинопоказов:

12:00 – 13:40 – 1+2 серия

Начало земного пути Старца Паисия Святогорца, детство и юность в горах Коницы, служба в армии во время гражданской войны. Начало монашеского пути Старца Паисия и восстановление обители Стомион ради исполнения обета, данного им в юности Пресвятой Богородице.

14:00 – 15:40 – 3+4 серия

Пребывание Старца Паисия на Синае, в монастыре Святой Екатерины, подвиг безмолвия и отшельничества, духовная борьба и особая любовь к ближним- бедуинам, насельникам монастыря, паломникам. Возвращение Старца Паисия на Афон, его отшельническая жизнь в каливе Честного Креста и переход в монастырь Ставроникита для восстановления монашеской жизни братии.

16:00 – 17:40 – 5+6 серия

Пребывание Старца Паисия в Афонской келии Панагуда, расцвет его духовной жизни. Последние годы жизни старца, когда он был вынужден покинуть Афон и остаться на материке. В это время Старец Паисий основал женские и мужские монастыри, духовным наставлением и теплой молитвой утешал и исцелял множество людей, неся мученический крест тяжелой болезни.

18:00 – 18:50 – 7 серия

Фильм седьмой «Прославление» посвящен великому событию для православного мира – причислению к лику святых старца Паисия Святогорца в 2015 г. В дни прославления святого старца Паисия Святогорца о нем рассказывают представители духовенства, родные и самые разные люди, встретившие в переломные моменты своей жизни, этого удивительного человека и познавшие силу его молитвы и любви.

Тест по литературе к урокам по творчеству И.А. Гончарова в 10 классе тест по литературе (10 класс) на тему

Тест по литературе

к урокам по творчеству И.А.Гончарова в 10 классе.

  1. Роман И.А. Гончарова «Обломов» вышел в свет

А) в 1859 году в журнале «Отечественные записки»;

Б) в 1852 году в «Литературной газете»;

В) в 1860 году в журнале «Современник»;

Г) в 1858 году отдельным изданием.

2. Писатель создал его за короткое время. За какое?

А) За год;

Б) за месяц;

В) за семь недель;

Г) за два года.

3. В романе

А) 2 части — 20 глав;

Б) 3 части — 28 глав;

В) 1 часть – 25 глав;

Г) 4 части — 22 главы.

4. Роман начинается с

А) подробного описания образа жизни Обломова;

Б) посещения Обломова приятелями;

В) сообщения о заемном письме;

Г) встречи со Штольцем.

5. Кем был для Обломова Штольц?

А) Братом;

Б) посторонним человеком;

В) приятелем;

Г) другом.

6. Какие слова относятся к описанию внешности Обломова?

А) «Приятная наружность» и «отсутствие всякой определенной идеи»;

Б) «человек неопределенных лет с неопределенной физиономией»;

В) «он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул»;

Г) «если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

7. Кто сказал об Обломове, что он «наспал свои недуги»?

А) Штольц;

Б) Захар;

В) Алексеев;

Г) Тарантьев.

8. Любимый предмет одежды Обломова:

А) восточный халат;

Б) строгий фрак;

В) белая блуза с жабо;

Г) светлые панталоны.

9. Что символизирует диван Обломова?

А) Тунеядство;

Б) пассивность;

В) упадничество;

Г) склонность к размышлениям.

10. Чем для Обломова было учение?

А) Радостным событием;

Б) скучной обязанностью;

В) средством познания мира;

Г) наказанием, ниспосланным Богом за грехи.

11. Голова Обломова представляла собой:

А) сборище умных мыслей;

Б) пустой барабан;

В) сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий;

Г) склеротический мозг.

12. Испытания любовью Обломов не выдержал, так как считал

А) к сближению с женщинами ведут большие хлопоты;

Б) любовь – это вообще ерунда;

В) главное в любви – это материальная составляющая;

Г) он не должен опускаться до любви к женщине.

13. Обломов день за днем, лежа на диване, следил,

А) как за окном воркуют голуби;

Б) как солнце опускается за четырехэтажный дом напротив его окна;

В) как по улице движутся люди;
Г) как ходит по комнате Захар и подбирает его вещи.

14. Обломовка для Обломова – это

А) символ любви к природе;

Б) символ деревенской жизни;

В) символ безмятежного существования;

Г) символ барства и праздности.

15. Интересы семьи Обломова (эпизод «Сон Обломова») сосредоточены на

А) чтении книг;

Б) игре на рояле;

В) занятии спортом;

Г) еде, домашних заботах и сне.

16. Как относятся к Обломову-ребенку?

А) Воспитывают способность противостоять трудностям;

Б) балуют, не отпускают ни на шаг;

Г) стараются привить навыки трудолюбия;

Д) развивают навык самостоятельности.

17. Обломов – ребенок – это

А) веселый, озорной мальчуган;

Б) шалун, которому все прощают;

В) экзотический цветок в теплице;

Г) вредный, капризный барчонок.

18. Идеал Обломова –

А) обняв жену за талию, считать минуты счастья, как биение пульса;

Б) совместное семейное чтение;

В) путешествия по миру;

Г) занятие любимым делом, готовность посвятить ему жизнь.

19. Что ценил Обломов в Агафье Пшеницыной?

А) Веселый нрав;

Б) умение вести себя в обществе;

В) круглые локти, мягкость, уверенность в себе;

Г) резкость, деловитость.

20. После Обломова остается сын

А) Илья;

Б) Иван;

В) Андрей;

Г) Захар.

21. Увертюрой всего романа Гончаров считал эпизод

А) «Сон Обломова»;

Б) «Объяснение с Ольгой Ильинской»;

В) «Письмо Ольге»;

Г) «Встреча со Штольцем».

22. «…ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая

была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души…» О

ком эти слова?

А) Об Обломове;

Б) о Штольце;

В) об Ольге;

Г) о Пшеницыной.

23. «Обломовщина» — это

А) активный образ жизни;

Б) система взглядов на общество;

В) принадлежность к светскому обществу;

Г) пассивный образ жизни.

24. «Пылкая голова», «вулканическая работа души», «гуманное сердце» — то, что

ценят в герое окружающие. О каком герое идет речь?

А) Об Обломове;

Б) о Судьбинском;

В) об Ольге;

Г) о Штольце.

25. И.А.Гончаров писал: «Мне кажется, об обломовщине, то есть о том, что она такое,

уже сказать после этого ничего нельзя». О какой статье идет речь?

А) Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»

Б) А.В. Дружинин. «Обломов». Роман И.А. Гончарова».

В) И.Ф. Анненский. «Гончаров и его Обломов».

Г) Д.С. Мережковский. «Начало нового идеализма в произведениях И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и Л.Н.Толстого».

26. В городе Ульяновске (бывшем Симбирске) находится предмет интерьера, отража-

ющий сущность Обломова:

А) диван;

Б) халат;

В) тапочки;

Г) золотой портсигар.

27. Единственный в мире музей И.А. Гончарова находится

А) в Москве;

Б) в Казани;

В) в Ульяновске;

Г) в Петербурге.

Какую болезнь можно было бы приписать Илье Обломову по современной классификации психических расстройств?

Артём Новиченков 646 4 года назад Литературовед, http://t.me/thinking_reed

Гончаров писатель-реалист. А что такое реализм? Ну, если коротко, то отображение действительности, жизни, как она есть, как бы без условностей, присущих искусству. Поэтому русский реализм (или натурализм, если мы говорим о 1840-х годах) не интересовался захватывающим сюжетом или описаний сильных эмоций и чувств, что присуще больше, конечно, романтизму.

Теперь об «Обломове». Гончаров писал главного героя в большей степени с себя. А сам автор был человеком одиноким и относительно замкнутым. Прожил и умер он в одиночестве, не женившись (есть одна довольно драматичная и, признаться, типичная любовная история) и не оставив потомства, а мог бы воспользоваться (всё-таки дворянин), как вот, например, Тургенев, который отчасти и «сломал» Гончарова (тоже другая история).

Короче говоря, Гончаров страдал депрессией в ту эпоху, где такого диагноза ещё, в общем, не существовало. Такой же диагноз можно поставить и Илье Ильичу в критические моменты его жизни. Теперь сравните реалистического героя Обломова с главными литгероями той эпохи: Онегин, Печорин и Базаров. Идентичный диагноз.

Наконец, следующее мнение уже скорее из области конспирологии и принадлежит литературоведу Вадиму Рудневу, который считает, что у Обломова нарушено психосексуальное развитие, а именно, нарушена оральная фаза. Причём оральная фиксация наблюдается у всех героев Обломовки. Вот цитата:

«Но главной заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом; и престарелая тетка приглашалась к совету. Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу. <…> Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

Забавно же то, что Обломовка является проекцией на всю Россию.