Патриотические клубы России

Содержание

Военно-патриотический клуб

Военно-патриотический клуб (также детско-юношеский военно-патриотический клуб, сокр. ДЮВПК) — общее наименование некоммерческих общественных организаций, занимающихся патриотическим воспитанием молодёжи, подготовкой к службе в вооружённых силах, пропагандой здорового образа жизни и т. п. В отличие от своих аналогов в других странах, в русскоговорящих странах военно-патриотический клуб является уникальным общественным явлением — он появился как форма народной инициативы в ответ на рост негативных тенденций в вооружённых силах и в среде молодёжи.. В 1980-х — 90-х гг. клубы образовывались стихийно и бессистемно, но уже начиная с середины 2000-х в военно-патриотическом движении России и стран СНГ начались объединительные процессы. В Российской Федерации деятельность военно-патриотических, военно-спортивных и военно-исторических клубов осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ «О военно-патриотических молодёжных объединениях».

Возникновение

Как отмечает научный сотрудник Федерального института развития образования А. В. Баранов, молодёжные военно-патриотические организации в России стали появляться в конце XIX в., и в разных формах их развитие продолжается до настоящего времени, и на протяжении всего периода своего существования эти организации показали себя как явление, имеющее особое общественное значение.

Первые военно-патриотические клубы стали появляться в СССР в середине 1970-х гг., и создавались они на базе общественных организаций ветеранов Великой Отечественной войны. Однако расцвет их деятельности пришёлся на вторую половину 80-х гг., когда из Афганистана стали возвращаться офицеры и солдаты, для которых участие в Афганской войне сделало очевидными многочисленные недостатки в системе допризывной подготовки молодёжи в СССР. Ветераны-афганцы, ведомые чувством долга, а не какими-либо указаниями «сверху» заложили основу уникальной системы военно-патриотического воспитания, в основу которой легли любовь к Родине, армии, передовые на тот момент армейские методики и боевой опыт. Появление военно-патриотических клубов стало своеобразным ответом неиспортившейся части русского офицерского корпуса на всеобщее равнодушие и ханжество, захлестнувшие общество и армию в перестроечные годы.

Обращаясь к недавней истории, необходимо также вспомнить о масштабном Юнармейском движении, которое зародилось в конце 1980-х гг. Это движение объединило возникшие в СССР военно-патриотические клубы. Инициатором Юнармейского движения были государственные структуры в лице Министерства обороны, комсомола. Ежегодно проводились областные, республиканские и всесоюзные слеты, а также крупные военно-тактические игры. Распад Советского Союза фактически прекратил существование Юнармейского движения, как целостного явления. Хотя в некоторых регионах России традиции проведения слетов и военно-тактических игр «Зарница» и «Орлёнок» проводятся и в настоящее время.

Советская система патриотического воспитания

В советское время централизованная система патриотического воспитания тесно перекликалась с идеологической составляющей политического режима, а также имела ряд отличий от царской системы. В целом можно выделить следующие системообразующие элементы:

  • Воспитание в рамках октябрятского – пионерского – комсомольского движений;
  • ДОСААФ;
  • Суворовские и Нахимовские военные училища;
  • Молодёжные военно-патриотические объединения и клубы.

Профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, ведущий научный сотрудник НИИ семьи и воспитания Российской академии образования В. И. Лутовинов отмечает, что эта система являлась образцом для подражания многих зарубежных государств, в том числе западноевропейских, которые немало заимствовали в тот период из советского опыта при решении проблем ВПВ молодёжи и подготовке её к военной службе.

Образовательный потенциал

Наблюдения показали: Школьный военный клуб, работающий на базе учебного заведения (школы, училища, техникума) во внеурочное время, обладает большими возможностями для организации военно-патриотического воспитания школьников, учащихся данного учебного заведения и других учебных заведений, расположенных поблизости. В его образовательном и воспитательном пространстве сочетаются военно-теоретическая и физическая подготовка, параллельно решаются вопросы духовного и физического развития, и как утверждает Баранов, сочетание этих факторов положительно выделяет его из других существующих ныне форм организации внеурочной деятельности школьников. Каждый такой клуб может иметь определённую направленность, благодаря чему в одном районе будет представлен весь спектр военно-патриотической работы с подрастающим поколением, что является большим преимуществом крупного города. При этом деятельность каждого такого клуба должна быть направлена на решение задач военно-патриотического воспитания, включающего военно-прикладную и физическую подготовку подростков и построенного с учётом индивидуальных психологических особенностей обучающихся, социально-психологических особенностей их проживания, материально-технического оснащения клуба, педагогических возможностей воспитательного персонала.

  1. Кравченко А. Военно-патриотический клуб как общественное явление (HTML). Стяг: Учебно-методический, информационный и организационный портал военно-патриотического воспитания (8 января 2010). Архивировано из первоисточника 2 сентября 2012. Проверено 26 октября 2011.
  2. 1 2 Объединительные процессы в российском военно-патриотическом движении (HTML). Стяг: Учебно-методический, информационный и организационный портал военно-патриотического воспитания (23 октября 2007). Архивировано из первоисточника 2 сентября 2012. Проверено 26 октября 2011.
  3. Баранов А. В. Роль военно-патриотических клубов в духовно-нравственном воспитании молодежи // Среднее профессиональное образование : Журнал. — 2011. — № 2. — С. 28. — ISSN 1990-679Х.
  4. Система патриотического воспитания в Советской России // Национальный институт развития современной идеологии Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи : Материал к заседанию государственного-патриотического клуба ВПП «Единая Россия». — М.: Единая Россия, 2010. — С. 8.
  5. Лутовинов В. И. Военно-патриотическое воспитание в России: проблема, ее понимание и подход к решению : концептуально-аналитическая записка // Молодежь и общество : Журнал. — 2008. — № 3. — С. 104–113.
  6. Баранов А. В. Особенности системы клубного военно-патриотического воспитания молодёжи // Среднее профессиональное образование : Журнал. — 2011. — № 1. — С. 21. — ISSN 1990-679Х.

Чему можно научиться в военно-патриотическом клубе ребенку в России?

Военно-патриотические клубы в сегодняшней России стремительно набирают популярность. Патриотическое воспитание ставится в них во главу угла наряду с физической подготовкой, ведь мальчишкам и некоторым девчонкам предстоит армия. Идеи, которые вкладываются в умы молодых россиян, будущего поколения страны — довольно важный вопрос, чтобы пускать его на самотек.

Пример, который приводят журналисты — курсантка одного из клубов “Юный десантник”. Девушка настроена выполнять приказы командира в точности и не раздумывая, даже стрелять в людей по его приказу. Если командир назвал человека врагом, тот подлежит уничтожению, вероятность ошибки девушку не беспокоит. Она убеждена, ее дело стрелять, а думать и решать будет руководство. Она приучена к субординации и к тому, что приказы не обсуждаются.

Юные защитники страны заявляют, что стадное чувство людей, вырабатываемое армией — это правильно. У людей возникает верное понимание ситуации и общий подход, позволяющий чувствовать себя единым целым и понимать друг друга. Ребята убеждены: синхронный марш учит дисциплине, в это время и в жизни, и в голове все укладывается по полочкам.

Патриотический настрой

Руководители детских организаций военной направленности убеждены, что суть патриотизма в защите страны от внешнего врага. Нападения они ждут отовсюду разом: от Америки и Азии, Европы и внутренних диверсантов. Собственный народ воспринимается также враждебно, как источник беспорядков, которые должна подавлять та же армия. Таким образом, люди, носящие военную форму словно встают над всеми остальными людьми.

Базой для воспитания патриотизма становится история второй мировой. Напоминают детям также про афганские события, про историю Сирии и Чечни. При этом, военные пропагандисты затрудняются связать защиту родины с событиями в удаленных странах вроде Сирии, но ведь всегда можно отдать приказ прекратить задавать вопросы…

Завуалированные опасности также преподносятся детям в виде абсолютного зла: смешивается в кучу и растление детей, и инакомыслие, и терпимость. Все, с чем не согласны командиры, немедленно объявляют тлетворными веяниями с Запада, а ведь там враги, и они не дремлют.

Недовольны они даже законом, который сейчас обсуждается в Госдуме. Речь о семейном насилии: идею пожаловаться на действия родителей объявляют враждебной русскому духу, происками либералов, которым не место в духовном пространстве страны.

Духовность

Парадоксальным образом в воспитание военной молодежи в клубах встраивается и православная линия, а священники зачастую носят воинские звания. Несмотря на отделенность церкви от государства с точки зрения закона, никого не смущает смешивание святого и воинского. Апеллируют к святцам, многие русские святые прославились на поле брани.

Ребятам промывают мозги с помощью удивительных историй, не всегда правдоподобных.

Русского бойца-спецназовца захватили в плен, но он не хотел жить под властью врагов. Он предпочел взорвать под собой гранату. Враги погибли, а мужчина-герой остался жив. Его пытались убить двумя выстрелами в голову, но и пули его не взяли. Молитва помогла спецназовцу остаться живым, ведь каждый раз, как только он начинает молиться, он знает, Господь отведет пули.

В церковь воспитанников клубов отправляют регулярно. Но многие из них в жизни не открывали Библию и не в курсе заповедей. Даже те, на кого священники обращают особенное внимание, стараются стать воинами, а не церковными деятелями. Ведь Святая Русь нуждается в защите, а враги… Ну, понятно.

Священники не устают напоминать юным доверчивым сердцам: как только дьявольские происки врагов начинали давить на родину, начинались исторические события вроде Бородинского сражения, Курской дуги или Куликова поля. Победили с божьей помощью, а погибшие попадут в рай, ведь они за родину воевали.

Враждебный Запад

Детей обучают презирать Запад и уровень жизни цивилизованных людей. Учителя убеждают, думать о материальном — значит забросить надежду на жизнь в раю после смерти. Духовность — отказ от мира и аскеза, русский не должен быть изнеженным, иначе Запад сломит Россию.

Инструкторы убеждены: сейчас весь мир враждебен нашей стране, поэтому военруков срочно нужно возвращать в школы. Подрастающему поколению придется биться с врагами, их нужно готовить к этому. Родину нужно защищать, она права, даже если не права.

Какие льготы есть для волонтёров при поступлении в ВУЗ в 2019 году

Ссылки

Законы

  • ЗАКОН РФ «Об обороне»(извлечения) №3521-1 от 24.07.92 г. Диск. «Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшее направление воспитания Российской молодёжи: концептуальные и программные информационные основы». Опыт регионов России\Калуга\Normativ\15 < 2.2.
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» ð 2.3.
  • ДОКТРИНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РФ. Диск. «Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшее направление воспитания Российской молодёжи: концептуальные и программные информационные основы». Опыт регионов России\Калуга\Normativ\28 < 2.4.
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «Об основах государственной молодёжной политики в РФ». Принят Государственной Думой 27 октября 1999 года Одобрен Советом Федерации 11 ноября 1999 года. Диск. «Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшее направление воспитания Российской молодёжи: концептуальные и программные информационные основы». Опыт регионов России\Калуга\Normativ\10 < 2.5.
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений». Принят Государственной Думой 26 мая 1995 года. Диск. «Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшее направление воспитания Российской молодёжи: концептуальные и программные информационные основы». Опыт регионов России\Калуга\Normativ\11 < 2.6.
  • КОНЦЕПЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН РФ Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.). ð 2.7.
  • КОНЦЕПЦИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ Рассмотрена и одобрена Координационным Советом при Президенте РФ по воспитательной работе в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах 6 марта 1998 г.. ð

Примеры

  • Ерёмин В. А. Отчаянная педагогика. М.: Владос, 2008 г. (разм. на страницах Пед. музея А. С. Макаренко с разр. автора.); предыдущее изд. книги в изд. АПК и ППРО, М., 2006 г.
  • Патриотическое воспитание мурманчан

К патриотизму слишком долго призывали,
а его нужно воспитывать с самого раннего возраста
Д.С. Лихачев

Целями Общественной организации являются:

— Объединение детей, подростков и молодежи для реализации программ в сфере патриотического воспитания и духовного возрождения России;

— Решение проблем детей, подростков и молодежи на региональном уровне;

— Поддержание и развитие высоких духовно-нравственных традиций, представляющих собой составную часть гражданского общества России;

— Воспитание населения, особенно молодых граждан, как патриотов Отечества, в том числе личным примером безупречного служения Отечеству на гражданском и военном поприще;

— Патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения на основе традиций армии и флота, основанных на чести, достоинстве, мужестве, благородстве и других духовных ценностях, связанных с общностью духа;

— Оказание всесторонней помощи и поддержки, в защите их прав и интересов, укрепление дружбы, сотрудничества и взаимопомощи и взаимопонимания между ними на базе общности духа и воспитания;

— Установление и укрепление связей с общественными объединениями, государственными комитетами, ведомствами, муниципальными образованиями и иными учреждениями и организациями в интересах повышения уровня оборонно-массовой работы;

— Сохранение и развитие научно-технического и образовательного потенциала в сфере физической культуры, военно-прикладных видов спорта, систем самозащиты и прикладного туризма;

— Содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

— Создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

— Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

— Реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи;

— Координация деятельности членов Общественной организации при достижении целей, представляющих совместный интерес, на основе утвержденных руководящими органами Общественной организации приоритетных долгосрочных программ и проектов.

Юнармия

Юнармия


Логотип движения

Административный центр

  • Большой Знаменский переулок, Хамовники, Центральный административный округ Москвы, Москва, Россия
  • ДОСААФ

Адрес

Москва, 1-ый Краснокурсантский проезд, дом 1/4, строение 1

Тип организации

государственная детско-юношеская организация под патронажем Министерства обороны РФ

Руководители

Начальник Главного штаба Юнармии

Романенко Роман Юрьевич

Основание

Указ Президента Российской Федерации № 536 О создании РДШ

29 октября 2015 года

Инициатива по созданию

январь 2016 года

Регистрация юридического лица

29 июля 2016 года

Гимн
песня «Служить России»

Газета
«Юнармия»,
журнал «Юнармеец», «Юнармия»

yunarmy.ru

Медиафайлы на Викискладе

Юнармия — всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение (ВВПОД), созданное в январе и зарегистрировано 29 июля 2016 года. Соучредителями движения является: ДОСААФ России, Ветеранская общественная организация Вооруженных сил России, ЦСКА в лице его заместителя Светланы Хоркиной, а также Валентина Терешкова и Валерий Востротин.

С 2018 года начальник Главного штаба Юнармии Роман Романенко.

Цели движения

Униформа движения «Юнармия»

1) участие в реализации государственной молодежной политики Российской Федерации;

2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;

3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;

4) сохранение и приумножение патриотических традиций;

5) формирование у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.

Механизм достижения целей: воспитание у молодежи высокой гражданско-социальной активности, патриотизма, приверженности идеям интернационализма, противодействия идеологии экстремизма; изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины; развитие в молодежной среде ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей; формирование положительной мотивации у молодых людей к прохождению военной службы и подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; укрепление физической закалки и физической выносливости; активное приобщение молодежи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству; развитие материально-технической базы Движения.

Участниками Движения могут быть дети (физические лица), достигшие 8 лет, и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям Движения и (или) его конкретным акциям, признающие Устав Движения и выполняющие программные документы, акты руководящих органов Движения, участвующие в деятельности Движения. Предполагается, что члены движения в свободное от учёбы время будут заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в культурных и спортивных мероприятиях, получать дополнительное образование, навыки оказания первой помощи. Региональные штабы открыты во всех 85 субъектах Российской Федерации, а также в некоторых других странах.

Создание

Юнармейское движение зародилось ещё в 1990 году на основе детско-юношеской добровольной общественной организации «Движения юных патриотов» (ДЮП), которая была образована путем слияния военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок», «Гайдаровец», постов у Вечного огня Славы, военно-патриотических клубов и других. Девиз организации звучал так: «Во славу Отечества!».

По инициативе министра обороны РФ Сергея Шойгу в январе 2016 года была создана ВВПОД «Юнармия». 28 мая 2016 года был утверждён устав, 29 июля движение получило государственную регистрацию, и с этого момента организация получила свой флаг, эмблему, и зарегистрировано как юридическое лицо. А 1 сентября 2016 года организация официально начала свою работу.

Движение создано в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. Движение призвано объединить все организации, органы, занимающиеся допризывной подготовкой граждан. Предполагалось, что структура движения будет привязана к местам дислокации воинских частей, военно-учебных заведений, инфраструктуре Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) и Центрального спортивного клуба армии. От Минобороны России движение курирует статс-секретарь — заместитель Министра обороны России Николай Панков. С 2018 года данную работу возглавил заместитель Министра обороны Российской Федерации — начальник Главного военно-политического управления генерал-полковник Картаполов Андрей Валериевич.

Для проведения мероприятий под эгидой движения используется инфраструктура Министерства обороны Российской Федерации, ЦСКА и ДОСААФ. До 2020 года на территории России планируется создать более 100 центров военно-патриотического воспитания, часть из них станут специализированными, где будут подготавливать отряды юных десантников, летчиков и танкистов.

Масштабные мероприятия проходят в военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооруженных сил Российской Федерации «Патриот», где открыт сектор «Юнармия». Там же на 1-м слёте движения в июне 2016 года Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу вручил «Юнармии» знамя.

Организация зарегистрировала газету «Юнармия» и журнал «Юнармеец»..

Отличительным знаком юнармейца является ярко-красный берет. Официальный гимн движения — песня «Служить России» (авторы Эдуард Ханок и Илья Резник).

Численность движения

Герой Советского Союза Николай Антошкин принимает в ряды Юнармии. Республика Башкортостан, 2019 год

22 мая 2016 года в Ярославском центре военно-патриотического воспитания ДОСААФ имени Валентины Терешковой в рамках пилотного проекта в ряды военно-патриотическое движение «Юнармия» вступили первые 104 школьника. На конец октября 2016 года количество участников военно-патриотическое движения «Юнармия» составляло более 26 000 человек в возрасте от 11 до 18 лет. Членство в организации является добровольным и открытым. Вступить в ряды военно-патриотического движения «Юнармия» может любой школьник, общественная организация, клуб или поисковый отряд. На апрель 2017 года численность движения составила 70 000 членов, штабы открыты во всех 85 субъектах Российской Федерации. На июнь 2017 года движение насчитывало более 117 тысяч человек, в сентябре 2017 года — более 160 тысяч членов.В мае 2018 года, согласно заявлению начальника Военно-воздушной академии генерал-полковника Геннадий Зиброва, численность участников движения превысила 230 тысяч человек.

Отделения «Юнармии» открыты также в Армении, Таджикистане и Абхазии.

Практическая деятельность

Этот раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Сводный отряд Юнармии впервые на Параде на Красной площади 9 мая 2017 года

Юнармейцев обучают стрелять, оказывать медицинскую помощь, ориентироваться по карте. В свободное время, юнармейцы будут нести вахту памяти у Вечного огня, заниматься волонтерской деятельностью, вести работу по сохранению мемориалов, а также принимать участие в других мероприятиях. Кроме того, участников движения планируется привлекать к ликвидации чрезвычайных ситуаций, поисковым работам в местах боев Великой Отечественной войны и помощи ветеранам.

В каждом образовательном учреждении и общественной организации, где будут сформированы юнармейские отряды, планируется открытие Комнаты Юнармейца, предназначенной для учёбы и творческих занятий, где будут храниться знамя, книга отряда, а также разнообразная литература.

В качестве учителей предполагается привлекать преподавателей, военнослужащих, офицеров запаса. Военное и спортивное направления должны быть основополагающими в программе обучения участников движения. Кроме того, в базовый курс войдут отечественная история и основы православной культуры, дополнительные программы останутся на усмотрение региональных властей.

Летом 2017 года в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот» впервые начал работать летний лагерь «Юнармии». 10 сентября 2018 года на базе 154-го отдельного комендантского Преображенского полка открыт Дом «Юнармии».

Руководство

Соучредителями движения «Юнармия», являются: ДОСААФ России, Ветеранская общественная организация Вооруженных сил России, ЦСКА → в лице его заместителя Светланы Хоркиной, а также Валентина Терешкова, Валерий Востротин.

Руководители региональных отделений выбираются на слетах участников «Юнармии». Руководителем столичного отделения движения в октябре 2016 года избран экс-командующий ВДВ Владимир Шаманов. Региональный штаб Московской области возглавляет олимпийский чемпион Александр Легков. В Главный штаб военно-патриотического движения «Юнармия» входят известные спортсмены, космонавты и актёры, такие как: космонавт Сергей Крикалёв, комментатор Дмитрий Губерниев, актёр Михаил Галустян и др.

В октябре 2017 года руководителем аппарата Главного штаба «Юнармия», назначена двукратная чемпионка мира по прыжкам Елена Слесаренко.

С 2018 года наставником общественного движения «Юнармия» является Никита Михалков.

Начальник Главного штаба

  • Романенко Роман Юрьевич (с 21 июля 2018)
  • Труненков Дмитрий Вячеславович (2016—2018)

Оценки

Создание «Юнармии» встретило неоднозначную реакцию в российском обществе. Критики указывали на растущую милитаризацию страны и вовлечение детей в политику, проводя параллели с Гитлерюгендом — молодежной организацией НСДАП. Министр обороны Сергей Шойгу заявил, что движение не ставит своей целью милитаризировать молодежь, однако должно противодействовать тому что «делают в отдельных субъектах с молодыми людьми» и тому что «показывают на экранах телевизоров».

Ведомственные награды

В январе 2018 года был введен знак «Юнармейской доблести», для которого имеется три степени и ленты на планках к ним.

Примечания

  1. 1 2 3 4 В России создано военно-патриотическое движение «Юнармия»
  2. 1 2 Балаковские школьники и студенты дали клятву юнармейцев (рус.). Дата обращения 6 февраля 2018.
  3. Юнармия
  4. О Юнармии. Юнармия. Патриотическое движение. Дата обращения 5 июля 2018.
  5. 1 2 Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия».
  6. Анастасия Анушевская. Что такое движение «Юнармия» и зачем оно нужно?, Аргументы и Факты (13:05 04/08/2016).
  7. Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот»
  8. Перечень наименований зарегистрированных СМИ, Юнармия
  9. Перечень наименований зарегистрированных СМИ, Юнармеец
  10. У «Юнармии» появятся свои печатные издания
  11. В Уссурийске около 1000 юношей и девушек стали юнармейцами. Министерство обороны Российской Федерации (12 сентября 2017). Дата обращения 12 сентября 2017.
  12. Военно-патриотическое движение «Юнармия» обратилось к депутатам Госдумы : Министерство обороны Российской Федерации
  13. В летнем лагере «ЮНАРМИИ» началась первая смена : Министерство обороны Российской Федерации
  14. Движение «Юнармия» оправдало стратегические цели своего создания : Министерство обороны Российской Федерации
  15. Евгений Биятов. Численность участников движения «Юнармия» уже превысила 230 тысяч человек. РИА Новости (19 мая 2018). Дата обращения 6 июля 2018.
  16. Отделения «Юнармии» могут быть открыты в Белграде и Любляне : Министерство обороны Российской Федерации
  17. В летнем лагере «ЮНАРМИИ» началась первая смена / mil.ru
  18. В Москве открыли Дом «ЮНАРМИИ» / tvzvezda.ru
  19. Каньшин: численность «Юнармии» в России может достигнуть сотен тысяч. РИА Новости (2 июня 2016). Дата обращения 9 февраля 2019.
  20. Глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов избран руководителем московского отделения Юнармии : Министерство обороны Российской Федерации
  21. Глава Минобороны пообещал создать в России сотни центров для подготовки юнармейцев — Новости — Эхо Москвы, 28.05.2016
  22. Елена Слесаренко: восхищаюсь Россией, гимн до мурашек трогает меня
  23. Руководитель аппарата Главного штаба Елена Слесаренко встретилась с севастопольскими юнармейцами из ЦСКА
  24. Никита Михалков стал наставником общественного движения «Юнармия» / mil.ru, 11.02.2018
  25. Will Stewart. Putin’s youth army: Russian strongman sets up Soviet-style pioneer scheme for schoolchildren but faces web claim it’s echo of HITLER. Daly Mail Online (30 мая 2018). Дата обращения 5 июля 2018.
  26. Шойгу опроверг планы милитаризации молодежи с помощью «Юнармии». Интерфакс (19 сентября 2018). Дата обращения 5 июля 2018.
  27. Шойгу ввел знаки отличия для активистов «Юнармии». versia.ru (18 января 2018). Дата обращения 9 февраля 2019.

Литература

  • Пасякин В. «Юнармия» завоевывает высоты (рус.) // Ориентир : журнал. — 2016. — № 10. — С. 29.
  • Миранович Г. «Юнармия» крепнет (рус.) // Красная Звезда : газета. — 2016. — 13 октября. Архивировано 23 февраля 2017 года.
  • Первый день рождения (рус.) // Российское военное обозрение : журнал. — 2017. — Май (т. 157, № 05). — С. 19.
  • Официальный сайт Юнармии
  • «Юнармия» на сайте Минобороны России
  • Новости «Юнармии» на сайте Минобороны России
  • Юнармия возвращается — KP.RU
  • Как прошел слет движения «Юнармия»

В Москве прошло заседание правления Ассоциации военно-патриотических клубов ДОСААФ России

В аппарате Центрального совета ДОСААФ России состоялось заседание правления Ассоциации военно-патриотических клубов ДОСААФ России.

В мероприятии приняли участие председатель ассоциации Андрей Тимофеев, члены правления организации: Герой России Вячеслав Сивко, начальник управления по работе с молодежью ДОСААФ России Мария Бабалаева, генеральный директор Союза десантных клубов Евгений Иванов и бизнесмен Андрей Павлов.

ДОСААФ России было представлено статс-секретарем – заместителем председателя Николаем Стаськовым, и.о. директора департамента военно-патриотического воспитания Олегом Нагавкиным, начальником управления информации и коммуникаций Игорем Филимоновым, помощником статс-секретаря — заместителя председателя Владимиром Лутовиновым. На заседании также присутствовала заместитель председателя регионального отделения ДОСААФ Москвы Сусанна Фириджанова.

Открыл мероприятие Андрей Тимофеев. В своем выступлении он подвел итоги работы вверенной ему организации за текущий год и доложил о планах на 2019 год.

«На сегодняшний день членами ассоциации являются 972 военно-патриотических клуба из 73 субъектов Российской Федерации. Общая численность членов этих клубов за этот год возросла с 16 до 30 тыс. человек», — сказал председатель Ассоциации военно-патриотических клубов ДОСААФ России.

По словам Андрея Тимофеева, самые активные региональные отделения ДОСААФ в области военно-патриотического воспитания: белгородское, волгоградское, ярославское, челябинское, красноярское и крымское.

«Отдельно хочу выделить региональное отделение Крыма, которое проводит в своем регионе масштабные и массовые военно-патриотические мероприятия, регулярно информирует об их результатах», — отметил председатель оборонной ассоциации.

Андрей Тимофеев рассказал, что в планах ассоциации на 2019 год создать единую концепцию работы структуры, провести ряд образовательных семинаров с руководителями военно-патриотических клубов на площадках региональных отделений ДОСААФ, оказывать клубам методическую и консультационную поддержку, проводить масштабные мероприятия, в том числе юнармейской и киберспортивной направленности.

В вопросе методической и консультационной поддержки его поддержал статс-секретарь — заместителя председателя ДОСААФ России Николай Стаськов.

«Задачи аппарата Центрального совета ДОСААФ и Ассоциации военно-патриотических клубов — разрабатывать и доводить до регионов научно-методические пособия по военно-патриотическому воспитанию и подготовке граждан к военной службе, заниматься обучением руководителей организаций и клубов ДОСААФ в субъектах, осуществлять планирование и контроль их работы», — пояснил Николай Стаськов.

В конце заседания Герой России Вячеслав Сивко предложил пересмотреть состав правления Ассоциации военно-патриотических клубов ДОСААФ России с целью повышения эффективности её деятельности. Его предложение было поддержано единогласно.

В рамках заседания в члены ассоциации был принят Верхнеднепровский военно-спортивный клуб «ВДВ» (Смоленская область).

Военно-патриотическое воспитание и основы подготовки к военной службе

Одним из приоритетных направлений военно-патриотического воспитания является значительное улучшение допризывной подготовки молодежи, совершенствование учебно-материальной базы.
Военно-патриотическое воспитание будущего защитника начинается в школе. Оно требует стройной, научно-обоснованной системы, активной целенаправленной работы педколлектива, учитывающей существенные изменения в военном деле, в способах ведения вооруженной борьбы, в общественно-политическом строе, сроке и характере службы, в отношениях общества к выполнению воинского долга, в международном и внутригосударственном военно-политическом положении, а также уровня общеобразовательной подготовки юношей допризывного и призывного возрастов.
В недалеком прошлом проблему военно-патриотического воспитания молодежи брала на себя компартия страны и через молодежные комсомольские организации регулярно осуществляла руководство патриотическим и интернациональным воспитанием юношей и девушек.
С развитием плюрализма и ликвидацией одного из военно-политических блоков — Варшавского договора – политические партии и общественные организации уменьшили внимание к военно-патриотическому воспитанию населения, особенно молодежи.
Средства массовой информации «вешали» российскому патриотизму самые унизительные ярлыки, давали грубые клички: от шовинизма до фашизма, от расизма до «черной сотни», от антисемитизма до нацизма, от «имперского мышления» до национальной ограниченности и т.д. Вместе с тем молодежь как основной объект военно-патриотического воспитания нуждается в помощи.
Военно-патриотическое воспитание является той областью деятельности, которая формирует чувства, мысли, идеи, понятия, поступки, связанные с защитой своего Отечества.
Военно-патриотическое воспитание молодежи имеет четыре основных направления:

  • идейно-политическое;
  • морально-психологическое;
  • физическое воспитание;
  • военно-техническая подготовка.

Российский патриотизм и интернационализм невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Сегодня сущность военно-патриотического воспитания состоит в выработке гибкой системы, на основании которой следует вести целенаправленную работу по формированию у молодежи любви и преданности Родине, чувства уважения к ратному труду, воинской службе, к героическим традициям российского народа и его Вооруженных Сил.
Военно-патриотическое воспитание – сфера творчества. Оно имеет множество форм и методов подготовки и проведения, зависит от уровня школьных классов (начальные, средние, старшие). Какие из форм наиболее интересны для ребят, увлекают, «прижились»? Из опыта работы гимназии, по военно-патриотическому воспитанию следует, что там, где администрация учебного заведения заблаговременно планирует эту работу, включая весь педагогический коллектив, родительский и ученический актив в зависимости от периода года, «красных» дат календаря, Дней воинской славы, эти мероприятия военно-патриотического содержания проходят интересно, увлекательно, полезно.
К таким мероприятиям в урочное время можно отнести следующие:

  • уроки мужества, встречи с ветеранами войн и тружениками тыла, воинами Вооруженных Сил РФ;
  • занятия по строевой, огневой, тактической подготовке на уроках с юношами и девушками 9-11 классов и на учебных сборах с юношами 10 –х классов;
  • организация военно-спортивных соревнований с юношами на учебных сборах;
  • планирование и проведение военно–патриотической работы во время прохождения учебных сборов с юношами 10-х классов;
  • спортивные соревнования по военно–прикладным видам спорта (стрельба, кросс, метание гранат, силовые единоборства, тяжелая атлетика и т.д.);
  • изучение текста военной присяги, знаков различия, формы одежды, воинских званий с акцентом на историю их возникновения, изменения в связи с историческими реформами Вооруженных Сил;
  • изучение наград, почетных званий, степеней отличия, истории их зарождения;
  • изучение типов боевой техники и оружия, истории их создания, модификационных изменений и их преимущественных отличий от зарубежных аналогов;
  • изучение правил обращения с оружием, порядка разборки, сборки, хранения и ухода за ним;
  • организация встреч с выпускниками посвятившими себя служению Отечеству;
  • изучение биографий и подвигов сверстников в годы Великой Отечественной войны;
  • изучение воинских и патриотических ритуалов и их значения для военной службы;
  • обсуждение произведений литературы и искусства на патриотическую тему,
  • просмотр тематических передач на телеканале «Звезда» с последующим обсуждением;
  • написание сочинений, посвященное ратному подвигу земляка;
  • краткая информация о выходе нового военного законодательства;
  • конкурс рисунка ко Дню защитника Отечества или ко Дню Победы, Дню освобождения города (села) от захватчиков;
  • краткая информация или беседа о военно-политическом положении в мире и стране;
  • краткое сообщение о целях, сроках и порядке первоначальной постановки юношей на воинский учет, профориентационная работа военной направленности с юношами и девушками (рассказ о военных учебных пунктах при гражданских высших учебных заведениях и правилах приема в военные институты).

Во многом этой работе способствует наличие у нас в Краснодарском крае региональной программы курса ОБЖ для учащихся 9–11 классов (автор Ю.Я. Леонтьев). В отличие от федеральных программ (авторы: А.Т. Смирнова «Просвещение», В.В. Маркова и В.Н. Латчук «Дрофа»), в региональной программе преподавание раздела «Основы военной службы начинается уже с 9 класса, это позволяет получить необходимые знания и навыки в строевой, тактической, огневой подготовке выпускниками средней школы, а для обучающихся в 10–11 классах предусмотрено преподавание этого раздела с увеличением количества часов до 52. Это способствует военно–патриотическому воспитанию юношей и девушек и более полной подготовке юношей к военной службе.
При проведении занятий по тактической подготовке изучаются способы и приемы ведения боя в горах, лесу, городских условиях, изучаются операции проводимые антитеррористическими группами «Альфа», «Вымпел» по материалам открытых публикаций. При изучении используются современные технологии и возможности интернета. Учащиеся создают сайты в сетях: «Последний звонок Беслана», «Норд-Ост», «Внимание террор». Учащиеся старших классов, после просмотра фильма об агрессии Грузии против Южной Осетии, горячо обсуждали и одобряли военную помощь России народу Осетии, чтили память российских миротворцев погибших при исполнении воинского долга.
Неравнодушие к ратным подвигам ветеранов и нынешних воинов, черта прививаемая в повседневной учебе и внешкольной работе. Учащиеся выступают с сообщениями об интересных фактах биографии земляков героев, были и интересные случаи в их изысканиях. Например, с интересными фактами из биографии Героя России Звягинцева А.Н. Его имя, наряду с именами Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена «Славы», начертано на мемориальной доске на площади перед администрацией города Сочи, наш земляк офицер, водолаз–спасатель, удостоен этого высокого звания за мужество и героизм при проведении спасательной операции АПЛ «Курск». Выяснилось, что в школьные годы он увлеченно занимался спортом, играл в волейбол, неоднократно выступал на соревнованиях в составе сборной города Сочи. Член сборной России по волейболу, чемпион Всесоюзной спартакиады школьников, кандидат в мастера спорта, он неоднократно подчеркивал, что спорт ему очень помогал и помогает в службе.
Или еще: в одной из телевизионных передач на телеканале «Звезда», посвященному первым применениям установок залпового огня «Град», рассказывалось о вооруженном конфликте между СССР и КНР на острове Даманский и о мужестве советских воинов пограничной заставы им. И.И. Стрельникова. Я попросил учащихся 9-10-х классов, увлекающихся военной тематикой, подготовить сообщение об установках залпового огня и событиях вокруг спорной территории о. Даманский. Учащиеся не только собрали материал, но и обратили внимание на то, что один из награжденных пограничников, Бубенин Виталий Дмитриевич — Герой Советского Союза, проживает в г.Сочи в Красной Поляне (месте строительства олимпийского комплекса зимней олимпиаде 2014 года). Он в марте 1969 пришел на помощь пограничникам заставы И.И. Стрельникова. Будучи раненым и контуженным продолжал руководить боем до подхода основных сил.
Такие случаи более полного подхода к решению поставленной задачи характерны для учащихся, увлеченных военной тематикой, их сообщения всегда интересны и выслушиваются с особым вниманием и уважением к их работе. Конечно не все учащиеся так усердно подходят к данному виду деятельности, лучше, как правило, c этим справляются дети военнослужащих, «стреляльшики» — любители компьютерных игр, кстати они неплохо разбираются в оружии и боевой технике, играют под флагом России и берут в «бой» наше оружие, они имеют наиболее «продвинутые» знания не только о боевой технике и оружии, но и разбираются в тактике ведения боя и стратегии. Увлеченно спорят с другими и со знанием дела отстаивают свою точку зрения с конкретными аргументами; часто среди них нахожу желающих участвовать в олимпиадах по ОБЖ. В 2011 году на муниципальном этапе олимпиады по ОБЖ четверо учеников стали призерами: один 9-классник («cтреляльщик»), двое из 10 -х классов и еще один из 11 класса. Необходим индивидуальный подход к каждому ученику и в этой кропотливой работе.
Во внеурочное время можно проводить следующие мероприятия:

  • поисковая и исследовательская работа ;
  • турпоходы и экскурсии (тематические); походы по местам боевой славы;
  • вахты памяти, недели славы;
  • посещение и поздравление, помощь ветеранам, «экспедиция милосердия»;
  • тематические вечера по случаю праздников видов Вооруженных Сил, Дней воинской Славы России;
  • День защитника Отечества, День Победы;
  • организация и посещение клуба будущего воина «Десантник», «Гренадер»;
  • олимпиады по ОБЖ;
  • военно-спортивные кружки;
  • посещение воинской части, совместные вечера «А ну-ка, парни!»;
  • шефство над могилами, памятниками, памятными досками, установленными в честь погибших защитников Отечества;
  • посадка деревьев на аллеях памяти погибшим землякам или защитникам села, города;
  • работа экспедиции «Летопись Великой Отечественной»;
  • викторина на тему: «Земляк, герой, патриот»;
  • смотры строя и песни;
  • несение почетного караула у монументов, памятников воинской славы;
  • совместные с РОСТО (ДОСААФ) мероприятия военно-патриотической направленности;
  • стрелковые соревнования;
  • оформление и работа в зале (комнате) боевой и трудовой славы;
  • конкурс (примерный): «Гражданином быть обязан»;
  • военно-профориентационная работа с юношами и их родителями;
  • шефство над инвалидами войны и труда;
  • школьные конкурсы-смотры военно-патриотической работы;
  • проведение месячника оборонно-массовой работы;
  • проведение акции «Георгиевская ленточка»;
  • проведение спортивных соревнований с допризывной молодежью по военно-прикладным видам спорта. (Спартакиада допризывной молодежи посвященная Дню Победы, легкоатлетический кросс в честь Дня призывника, проверка по физической подготовке допризывной молодежи, соревнования по гиревому спорту).

Эти обязательные соревнования проводятся в нашем регионе в ОУ и на районном, муниципальном, зональном и краевом уровнях, — все это связано с подготовкой юношей к военной службе.
Трудно переоценить значение планирования военно-патриотической работы. Перед началом учебного года я, совместно с заместителем директора по учебно–воспитательной работе, с председателем Совета старшеклассников, составляем проект плана работы по военно–патриотическому воспитанию учащихся. Вносим в проект уже наработанные мероприятия (месячник оборонно–массовой и спортивной работы, военно-шефская работа, проведение вахты Памяти) и обязательно учитываем календарь знаменательных дат. Это, к примеру, юбилеи Дней воинской Славы России – 300-летие первой победы русского флота у мыса Гангут, 100-летие ВВС и т.д. Обязательно рассчитываем возможности Совета старшеклассников по проведению того или иного мероприятия, их активное участие в военно–патриотической работе имеет большое значение, юноши и девушки четко знают интересы сверстников. Не обойтись и без участия классных руководителей и мудрого слова директора. Конечно, план не догма, поэтому в работу вносятся коррективы, и это нормально.
Особое внимание при проведении спортивных соревнований по военно–прикладным видам уделяю проведению Спартакиады допризывной молодежи как итоговой работе за годы учебы. Успеху на этих соревнованиях во многом способствует военно-патриотическая работа, позволяющая сплотить команду для достижения высоких результатов. Обязательное условие – комплексный и индивидуальный подход к формированию и подготовке команды. Обязательно проводить ротацию спортсменов с проведением обмена опытом участия в соревнованиях старших товарищей. Это наиболее характерно для сборной команды и тут без помощи учителей физкультуры не обойтись. Дело в том, что десять человек должны показать результат в пяти номинациях, по два участника в одном виде (подтягивание, стрельба, разборка-сборка АК, бросок гранаты на дальность, челночный бег) и командное прохождение с песней, торжественным маршем, и комбинированная эстафета. В отдельных видах набрать участников команды по видам не особенно сложно, а вот состыковать это со строевой подготовкой и прохождением с песней — большая проблема. Тут приходит на помощь подготовка и проведение смотра песни и строя, который предшествует спартакиаде.
Строй сплачивает коллектив способствует согласованности действий, взаимопониманию. Стимулирующий фактор смотра – предоставление права нести почетный караул в День Победы у мемориалов памяти.
Подбор однообразной формы одежды, эмблем, умение отвечать на приветствие, сдавать рапорт, выполнять повороты на месте и в движении, движение походным и строевым шагом, все это дисциплинирует, как весь коллектив, так и отдельных учащихся и в будущем помогает в военной службе.
К формированию группы учащихся для несения почетного караула (парадной группы) необходим определенный подход. Туда включаются не только победители смотра строя, а и учащиеся из других классов, показавшие хорошие навыки в строевой подготовке независимо от учебной параллели. Учащиеся старших классов составляют основу почетного караула, а младшие выполняют роль дублеров, это не означает, что они только тренируются, они тоже несут караул, но меньшее время. В процессе тренировок и подготовки к выполнению почетной обязанности, учащиеся изучают историю «Вахты памяти», традиции, устройство автомата, правила обращения с оружием.
Значительное время уделяется отработке элементов строевой выправке и подтянутости, четкости и слаженности выполнения элементов ритуала одиночно, в паре и четверке. Ученики гордятся этим высоким доверием и не без гордости подчеркивают, что стоят в почетном карауле и их показывают в новостях по ТВ.
Как одной из форм военно–патриотической работы является ежегодное участие учащихся в проведении вечеров Памяти воинам афганцам–десантникам, которые организует и проводит «Центр военно-патриотической и допризывной подготовки молодежи». Там звучат песни афганской поры, выступают участники боевых действий с рассказами о мужестве и отваге советских воинов, просто о жизни на войне, патриотизме и интернационализме воинов выполнивших свой воинский долг. Звучат имена воинов занесенных в книгу памяти, в их честь и память о них зажигают свечи, звучит реквием. Важным атрибутом этих встреч является присутствие флагов России, Краснодарского края, Воздушно – десантных войск, звучание гимнов России и Кубани.
Ученики гимназии в центре ВП и ДПМ «Десантник» участвуют не только в военно-патриотической работе, но и готовят себя к военной службе, горной подготовка, занятиям армейским рукопашным боем, стрельбе, — вот далеко не полный перечень предметов. Осваивать эти премудрости армейской жизни (воспитывать силу, ловкость, терпение) им помогает пример воинов–афганцев и других мужественных людей.
Работа по военно–патриотическому воспитанию является неотъемлемой частью обязательной подготовки юношей к военной службе и от ее проведения зависит, каким будущий воин придет на службу Отечеству в той или иной области службы.
Военно–патриотическая работа по воспитанию молодежи может проводиться при подготовке и проведению спортивных мероприятий.
Так выглядит сценарий открытия зональных соревнований по гиревому спорту среди допризывной молодежи с акцентом на военно–патриотическом воспитании (опускаем место и время).
Судья-информатор: «К торжественному маршу, в колонну по два шагом марш».
Звучит торжественный марш
Судья-информатор (на фоне марша при выходе участников):
— Приветствуем команду Апшеронского района: их земляки в годы войны мужественно выполняли свой долг перед Родиной — трое удостоены звания «ГСС» и двое стали полными кавалерами Ордена «СЛАВЫ», среди них Славянский Иван Павлович – командир батальона, удостоенный высокого звания за мужество и героизм, проявленные при форсировании Вислы.
— Приветствуем команду г. Белореченска: трое земляков в годы войны удостоены звания «ГСС» и двое стали полными кавалерами Ордена «СЛАВЫ», среди них Голенев Степан Трофимович,принимавший участие в обороне г.Туапсе и г.Новороссийска и удостоенный звания «ГСС» за мужество в боях на » Малой Земле».
— Команда г. Геленджик впервые принимает участие в наших зональных соревнованиях – мы знаем о подвиге их земляка , летчика транспортной авиации Шульженко Леонида Владимировича , звание ГСС ему было присвоено за умелое выполнение спец. Задания Правительства в 1949г. пожелаем и команде успешного выступления на нашей земле.
— Приветствуем команды Динского района и профессионального училища №63. Команда Динского района – фаворит соревнований, уже дважды становилась победителем в зональных и краевых фестивалях по гиревому спорту. Четверо их земляков в годы войны стали «ГСС» и 3 человека полными кавалерами Ордена «СЛАВЫ». Ковалев Федот Иванович — артиллерист противотанкового орудия, прошел всю войну и в боях за освобождение Польши и Чехословакии проявил мужество и героизм.
— Западный Округ г. Краснодара представил свою команду гиревиков, сильные ребята они знают о 26 ГСС — Краснодарцах и чтят их память, среди них братья Игнатовы, партизаны–разведчики, в их честь названы улица в г. Краснодаре и школа в г. Геленджик.
— Выходит команда Усть-Лабинского района, их земляк, Ободовский Василий Георгиевич проявил мужество и героизм при форсировании Днепра, пожелаем и мы команде стойкости на пути к победе.
— Замыкает торжественную церемонию открытия команда г. Сочи и профессионального лицея №19 — финалист зональных соревнований прошлого года. Спорт давно и прочно прописался на Сочинской земле, он всегда помогал в трудные минуты. Герой России — Звягинцев Андрей Николаевич, водолаз-спасатель, удостоен этого звания за мужество проявленные при подъеме «АПЛ» КУРСК, в школьные годы был победителем спартакиады школьников СССР по баскетболу, успешно представляя г. Сочи.
— Судья-информатор: «Мужество и сила, ловкость и бесстрашие – эти качества необходимы для службы в армии и они присущи воспитанникам военно-спортивного клуба «Гренадер» Сочинского городского центра внешкольной работы. Руководитель клуба – Касьянов Сергей Анатольевич, педагог дополнительного образования.
Звучит музыка. Начинаются показательные выступление по рукопашному бою воспитанников клуба.
— Судья-информатор (после выступления):
«Право поднять флаг России, флаг соревнований предоставляется капитану команды Динского района как команды-победительницы прошлогоднего фестиваля по гиревому спорту. Парад, смирно! Равнение на флаг»
Звучит гимн России.
Список использованной литературы
Закон Р.Ф. «О дня воинской Cлавы России»;
Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»;
Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010, на 2011 – 2015 годы» (постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422, постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795), опирающихся на Концепцию патриотического воспитания граждан РФ 2003 года, а также программы «Военно–патриотического воспитания: 3 я пятилетка»

Геополитическое противостояние и накал международной обстановки просто обязывает со всей ответственностью относиться к защите своей Родины. Одним из способов защиты своей родной земли является военно-патриотическое воспитание молодежи в России. Цель воспитания – вырастить морально зрелых людей, верных своему воинскому и конституционному долгу.

Военно-патриотическое воспитание заключается в трех основных направлениях:

  • Приобщение к военным победам российского народа.
  • Организация военно-спортивных игр.
  • Взаимосвязь между воинскими и школьными коллективами.

Значительную роль в патриотическом воспитании играет школа, семья, а также специально организованные центры. Основные направления школьного патриотического воспитания дал Президент России, Владимир Путин.

Жизнь поставила совершенно новые задачи, мы оказались в центре самой настоящей войны. Вот только она ведется не пушками и ракетами, а словом. Словом, можно ранить и вылечить, поэтому нужно растить таких молодых людей, которые будут готовы отличить правду от лжи и всегда оставаться верными своему Отечеству.

Государству нужно воспитать мужественных, здоровых и смелых людей, готовых учиться и работать на ее благо, а не смотреть в сторону эмиграции в призрачно лучший западный мир. Правильно воспитанная молодежь должна стать на защиту своей семьи, родного края и государства.

В свете подобных задач заметно возрастает роль правильного военно-патриотического воспитания молодежи. Именно это воспитание внесет вклад при подготовке сильных и умелых защитников России.

Три направления патриотического воспитания молодежи

  1. Приобщение к боевым традициям народа, почитание его побед.

Это направление включает следующие мероприятия:

  • Увековечивание погибших в борьбе за независимость России. Для этого организовывают не только разовые посещения памятников и братских могил в большие государственные праздники, но и учат брать шефство над братским захоронением. Поощряется участие в почетном карауле в рамках вахты памяти. Уход за памятниками становится не обязанностью, а делом чести.
  • Проводятся уроки Мужества, организовываются встречи с ветеранами войны. Важно правильно настроить молодежь, подготовить морально к подобным мероприятиям. Воспитанники участвуют в поздравлениях, сами придумывают программу, вкладывают душу.
  • Празднование памятных дат – к великим праздникам, связанными со славными победами в военной истории России, организовывается посещение музеев, проводятся выставки, конкурсы, викторины, просмотр тематических видеофильмов.

Важно Самое главное – помнить, что военно-патриотическое воспитание является системным процессом. Его основы закладываются в детском саду и школе.

  1. Организация военно-спортивных игр.

Сложные и местами пафосные в сознании молодежи речи нужно подкреплять более интересными развлекательными мероприятиями. Среди них можно выделить военно-спортивные игры. Например, «Зарница» или «Орленок».

Рекомендуется проводить военно-спортивные эстафеты, игры по ориентированию на местности, а также по выживанию в полевых условиях.

  1. Налаживание взаимосвязи между школьным и воинским коллективами.

Некоторую часть школьной программы лучше поручить преподавать военным. Это касается не только допризывной подготовки юношей. Можно приглашать военных на уроки истории, особенно ценны такие встречи для учеников выпускных классах. Военные с высоты своего профессионального и жизненного опыта могут доступнее для учеников изложить основы истории. Само по себе общение с военным человеком станет незабываемым приключением для учеников. Приветствуются любые проекты, связанные с глубоким изучением славного военного прошлого и настоящего России.

Также нужно организовать посещение юношами, особенно выпускных классов, воинских частей. Возможно, что кто-то найдет здесь свое призвание, профессию на всю жизнь. Общение с военными укрепляет дух патриотизма, который делает обычных людей Гражданами своего Отечества.

Создание кабинета ОБЖ

Внешкольное воспитание – это интересно и продуктивно, но основные скрепы по патриотическому воспитанию закладываются именно на уроках. Важным уроком в плане формирования гражданского сознания является ОБЖ.

В школах иногда легкомысленно относятся к этому предмету, считая его подобием вспомогательного факультатива. Специальный кабинет есть далеко не во всех образовательных учреждениях, поэтому дадим базовые советы по его созданию. Важно обустроить уголок боевой Славы, здесь размещают материалы по воспитанию школьников на традициях предыдущих поколений. На стенах размещают символику России, можно указать информацию о соотечественниках-героях России.

Кабинет ОБЖ можно использовать не только для профильных занятий по предмету. На его базе проводят уроки Мужества, занятия по истории или литературе с патриотической составляющей, здесь организовываются встречи с военнослужащими и ветеранами. В специализированном кабинете ОБЖ удобно проводить просмотры патриотических видеофильмов и занятия военно-прикладных кружков.

Путин о патриотическом воспитании молодежи

Президент России призвал воспитывать молодежь еще патриотичнее, бороться с фальсификациями истории. По словам Владимира Путина, патриотическое воспитание просто обязано стать органичной частью общества. Об этом президент заявил в процессе 37-го заседания российского оргкомитета «Победа», которое проводилось в Большом Кремлевском дворце.

Владимир Путин четко обозначил задачи, которые стоят перед современным российским обществом в плане воспитания подрастающего поколения:

  1. Уважение к ветеранам.

Общество просто обязано помнить своих героев, которые ценой своей жизни и здоровья сделали возможным мирное небо над головой россиян в наше время. Одним из главных направлений патриотического воспитания является почитание ветеранов всех войн. Молодежь учат оказывать им посильную помощь.

  1. Пресечение попыток «оболгать прошлое и исказить исторические события».

Некоторые деятели в угоду своим узким партийным интересам бросают порочащую тень на целые исторические эпохи. Молодежь из-за своего юного возраста и отсутствия большого практического жизненного опыта не всегда может отличить правду от лжи, правильно дать оценку услышанной из СМИ информации. «Нужно пресекать все попытки спекуляций на нашей истории, без ее знания нет будущего», – так высказался Владимир Путин о патриотическом воспитании молодежи.

  1. Умение отвечать на вызовы современных реалий.

В это непростое время нужно воспитывать поколение думающих людей, умеющих сопоставлять услышанное с историческими фактами. Не стоит воспринимать на веру все сказанное, нужно учиться критически относиться к информации. Особенно это касается данных из непроверенных источников, не заслуживающих безоговорочного доверия.

Центры патриотического воспитания

Главной целью деятельности центров патриотического воспитания является подготовка юношей к несению воинской службы. Также осуществляется поддержка ученических и студенческих инициатив, которые связаны с воспитанием чувства гражданственности. В центры приходят люди, искренне любящие свою школу, университет, родной край, страну в целом. Должно быть стойкое желание изменить общество, начав с себя.

Чем занимаются центры патриотического воспитания?

На центры возложены следующие обязанности:

  • Обучение основам несения воинской службы путем проведения военных сборов для учащихся старших классов.
  • Проводится повышение уровня физической подготовки юношей, чтобы она стала надлежащей для несения воинской службы.
  • Ориентация на успешную сдачу норм ГТО по физической подготовке.
  • Организация мероприятий по военно-патриотическому воспитанию и подготовке к военной службе.

От каждого из нас зависит правильное военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Не стоит бездействовать и возлагать всю ответственность за процесс на педагогов. Посильный вклад в развитие сознания молодежи может сделать каждый, начинать нужно со своей семьи и со своего близкого окружения.