Павел груздев архимандрит

«Совесть потерять — самое страшное»

13 января мы вспоминаем великого старца Русской Православной Церкви архимандрита Павла (Груздева).

Я думал: «Почему после общения с отцом Павлом, за столом или в церкви, убитые горем люди и отчаявшиеся грешники становились веселыми и жизнерадостными и возвращались домой, как на крыльях?»

В этот момент батюшка обернулся ко мне и сказал вслух: «А я их исцеляю» — и опять продолжил работу.

Протоиерей Сергий Цветков

Отец Павел (в миру Павел Груздев; 1910–1996) родился в Мологском уезде Ярославской губернии в бедной крестьянской семье, с детских лет жил в монастыре, служил Богу и Церкви. 18 лет он провел в ссылках и лагерях как исповедник православной веры. Стяжал множество даров Святого Духа: прозорливость, духовное рассуждение, пламенную веру, горячую молитву и любовь Христову.

После реабилитации был рукоположен и прослужил 40 лет в Ярославской области, принимая множество людей, потянувшихся к нему за духовным советом, утешением, молитвой. После тюремных пыток почти ослеп, но продолжал служить, причем у него никогда не было ни диакона, ни знающего помощника. Духовное же зрение старца с годами только обострялось.

Он отличался крайней нестяжательностью, очень просто одевался и часто ходил босиком. Ничего не скопил за всю жизнь, раздавал всё, что привозили. Заботился и о братьях наших меньших: варил грачам по два ведра картошки.

Окончив два класса церковно-приходской школы, мог поддержать разговор на любую тему с самым ученым человеком. Юродствуя, скрывал свою духовную высоту.

Отец Павел не оставил после себя толстых томов книг и многословных поучений — поучительна сама его жизнь.

Старец почил в воскресенье, на Отдание праздника Рождества Христова, в реанимации городской больницы. Перед смертью его дважды причастили — до и после полуночи. Духовные чада вспоминали, как в больничной палате всё благоухало ароматом свежего соснового леса.

«Похороны отца Павла ясно показали его настоящее место в Церкви. Они были такими торжественными, собралось столько священства во главе с владыкой Ярославским и Ростовским архиепископом Михеем, молилось такое громадное количество верующих людей со всех концов России, что было ясно: мы хороним не обычного священнослужителя, а редкостного, удивительного, всеми любимого и чтимого старца!» (протоиерей Владимир Воробьев).

На могиле старца происходит множество случаев чудесной помощи и исцелений.

Отец Павел (Груздев) часто наставлял приходивших к нему людей своими краткими, образными и меткими афоризмами или напоминал им малоизвестные русские народные поговорки, которых он знал множество.

СОВЕТЫ И ИЗРЕЧЕНИЯ СТАРЦА

Кто без крестов, тот не Христов!

«Будь праведен в предприятиях твоих и будешь иметь Бога помощником».

«Якорь — надежда кораблю, а вера — якорь человеку на земле и на море».

«Кто без крестов, тот не Христов!»

У совести нет зубов, а она загрызет до смерти

«Родные мои… У совести нет зубов, а она загрызет до смерти… Не теряйте совесть! Совесть потерять — самое страшное».

«Если кто от тебя заплачет — ух!»

«Не бойся сильного грозы, а бойся слабого слезы»

«Лучше простить, чем мстить».

«Господи! Приведи помереть с чистой совестью, и лучше мне пострадать, нежели кто пострадает от меня».

«Лучше быть преданным, чем предателем, лучше быть оклеветанным, чем клеветником».

Лучше свой сноп, чем чужая копна

«Нищий с нищего никогда не взыщет».

«Хоть мошна пуста, да душа чиста».

«Бедный-то: ох! — а за бедным-то Бог».

«Лучше свой сноп, чем чужая копна».

«Не береги на черный день, так его и не будет».

«Блажен тот, у кого нет ничего, он не беспокоится, куда что спрятать».

«Не на груды денег надейся, а на Бога».

«Лучше быть нищим и праведным, чем богатым и неправедным».

«“Деньги есть, в них счастье, ясно. Денег нет — не жди отрад”. — Полагают так напрасно, мир душевный — лучший клад!»

Об унынии

«Унывать грешно, а скорбеть должно».

«Праздники и песни — душа народа».

«Добрый смех — не грех».

«Скорбей у Бога не проси, а пошлет — терпи».

Кто мало потрудился, тот мало и приобрел

«Что легко приобретается, то легко и теряется. Таков естественный порядок: кто мало потрудился, тот мало и приобрел».

«Употреби труд, имей мерность — богат будешь! Не объедайся, не опивайся — здоров будешь! Твори благо, избегай злаго — спасен будешь!»

Добро делай

«Вежливым быть хорошо, а добрым лучше».

«Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу».

«Добро делай — верующему ли, неверующему. Не нам судить! Пьянице ли, разбойнику… Не пьянице делаешь ведь, человеку. Помни: первым разбойник вошел в Небесное Царство: “Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!” И Господь сказал: “Сегодня же будешь со Мной в раю!” И ты — делай, как разбойник благоразумный, и Господь тебя помилует».

«Чего не любишь сам, не делай того и другим».

«Делай добро во всю твою жизнь, и не постигнет тебя зло».

О семейной жизни

Старец нередко помогал семейным людям в разрешении конфликтов и проблем, утешал: «И горшки в печи лбами стукаются».

«Не ищи красоты, а ищи доброты».

Не делай явно, а делай тайно

«Не кажите себя перед людьми праведниками! А будет — не делай явно, а делай тайно. И Господь тебе воздаст! Вот так, родные мои!»

О суете и бесполезном провождении времени

«На помойную яму не напасешься хламу!»

«Ни светила, ни кадила — всё суета распотрошила».

«Ни в какую суету не вдавайся, хлопотливых дел остерегайся».

Хранящие язык свой избегают многих бед

«Лучше молчать, чем говорить неподобающее».

«Хранящие язык свой избегают многих бед».

«Грамотный убеждает не ревом, а добрым словом».

«Лучший ответ на оскорбленье — сдержанность и терпенье».

О молитве

«День трудись, а ночь молись».

Когда отца Павла спрашивали, как надо молиться, он отвечал: «Как умеешь, так и молись».

«Молитва везде действует, хотя не всегда чудодействует».

«На молитву надо вставать поспешно, как на пожар, а наипаче монахам».

«Не гневи Бога ропотом, а молись Ему шепотом».

«Родные мои! Молитесь! Как птица без крыльев — так человек без молитвы жить не может».

«Да, Господи, утром-то встал: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа!” Разок хоть перекреститься правильно, чем сто раз махать руками. Обед пришел. Помолиться бы и “Отче наш” прочитать — да и забыли. Дак опять: “Господи, благослови!” Вечер пришел. Радикулит какой-то, да у кого давление бывает, а у кого и нет. Дак хоть подойди к постели да с мыслями-то сообрази: “Слава Тебе, Господи! День прошел — благодарю Тебя, Господи”. Вот эти маленькие три-то молитвы, а их желательно каждый день повторять. Это очень желательно, а кто кроме того — так и похвально».

О монашествующих и священнослужителях

«Монаха сколь ни черни — но он всё равно чернее мантии не будет».

«Пост и молитва — доктора монахов».

«Если верующие в церковь не пришли, служить надо ангелам».

«Плох тот священник, который мзды ради служит».

О посте

«Постись духом, а не только брюхом!»

«Поститься да молиться, когда люди не видят…»

«Ты молоко-то пей, а из людей кровь не пей».

«Есть не грешно, а человека есть грешно!»

Одной слишком разговорчивой женщине старец советовал: «Дай пост устам твоим!»

«Пост — телу чистота, душе красота! Пост — ангелов радование, бесов горе. Но надо помнить: в наше время лучше совсем не поститься, чем поститься без ума».

Когда счастье отвернется, тогда и от киселя ломаются зубы

«Счастье пучит, беда крючит».

«Когда счастье отвернется, тогда и от киселя ломаются зубы».

«Поживши на веку, повертишься и на спине, и на боку».

О смерти

«Как ни живи, а умирать обязательно надо. Приведи, Господи, умереть христианской кончиной и чтобы помянули добрым словом. Да я сроду никому не желаю плохого, а Церковь с детства люблю как родную мать. А кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец».

«Любовь никогда не перестает быть».

«Я вас всех там еще лучше буду видеть».

«Где родился, там и пригодился, а умру, от вас не уйду».

Прямит, беда крючит (посл.) — слово из 7 букв

Определения из сканвордов слова РАДОСТЬ

  • чувство, испытываемое холостяком, когда у него отбили очередную девушку
  • чувство удовлетворения
  • «… не вечна, печаль не бесконечна» (пословица)
  • «… прямит, беда крючит» (посл.)
  • «спи, моя …, усни»
  • «старость не …» (посл.)
  • антоним огорчение, печаль, грусть
  • балет якутского композитора Г. И. Литинского «… Алдана»
  • веселое чувство
  • веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения
  • веселое чувство, ощущение душевного удовлетворения
  • веселое, приподнятое дело
  • веселый, приподнятый настрой
  • весёлое чувство
  • выступ в виде валика, ограничивающий спереди ладью ушной раковины
  • горючее сердца
  • ж. веселье, услада, наслажденье, утеха, противопол. скорбь, грусть, горе, печаль и пр. внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая самое событие или предмет, возбудивший эти душевные чувства. Сказать вам радость? т. е. радостную весть. Моя радость, утеха моя, что или кого люблю, чему или кому радуюсь, утешаюсь, услаждаюсь. От радости я обезумел. радостью готов послужить тебе. Захотел на этом свете радости! нашего старосты три радости: корова пала, изба сгорела да жена померла. Наши радости (потехи) перед Богом гадости. Одна была радость (детище), и ту Бог прибрал! Старость не радость, горб не корысть. Моя радость в тебе, а твоя во мне. На старости дожили до радости. Нет лучше веселья, кому сердечная радость. Радость не вечна, печаль не бесконечна. радости сыщут, а в горести забудут. Радость по радости Макар с товарищами! Богатому старость, а убогому радость. один день по две радости не живет. Жена-красавица безочному радость. Одному с женою радость, другому горе. Не от радости и
  • лето, сообщающее румянец и зрелость плодам души
  • одно из чувств, для выражения которого Эллочка Щукина использовала возглас «Хо-хо!» (И. Ильф и Е. Петров)
  • от какого чувство у вороны в зобу дыханье сперло
  • от чего «в зобу дыханье сперло»
  • отрада
  • ощущение душевного удовлетворения
  • подоплека мажорного лада
  • рассказ А. Чехова
  • синоним веселье
  • сказка Корнея Чуковского
  • состояние человека
  • стихотворение русского поэта XIX века А. Майкова
  • стихотворение русского поэта К. Батюшкова
  • счастливое событие
  • то, от чего в зобу дыханье сперло
  • удовольствие
  • чувство на всех одно
  • чувство от встречи с близким
  • чувство со слезами на глазах

>Веселое, приподнятое дело

Ответ на кроссворд из 7 букв, на букву Р:

РАДОСТЬ

Что значит слово РАДОСТЬ в словарях:

  • «РАДОСТЬ любви измеряется ценою, какою она приобретена»
  • «РАДОСТЬ от спиртного испытываешь только в момент его покупки»
  • «РАДОСТЬ прямит, беда крючит»
  • «РАДОСТЬ прямит, беда крючит» (пословица)
  • «Если над вами постоянно смеются, значит, вы приносите людям РАДОСТЬ»
  • «Если над вами смеются, значит, вы приносите людям РАДОСТЬ»
  • «Не дано холостым испытать РАДОСТЬ полной свободы, закрывшись в туалете или в ванной»
  • «Спи, моя РАДОСТЬ, усни»
  • «Старость не РАДОСТЬ» (пословица)
  • «Со временем РАДОСТЬ от спиртного испытываешь только в момент его покупки»
  • «Спи, моя РАДОСТЬ, усни! В доме погасли огни»
  • Балет якутского композитора Г.И.Литинского «РАДОСТЬ Алдана»
  • Без чего была любовь, если «разлука будет без печали»
  • Весёлое чувство
  • Весёлый, приподнятый настрой
  • Веселое чувство, ощущение душевного удовлетворения
  • Вопрос: Веселое, приподнятое дело — ответ: РАДОСТЬ
  • Внутренняя РАДОСТЬ отражается на лице»
  • Герой этого рассказа Чехова сперва попал под лошадь, затем прочёл о происшествии в газете и был безмерно счастлив: ведь теперь о нём знала вся Россия!
  • Настроение «в мажоре»
  • Одно из чувств, для выражения которого Эллочка Щукина использовала возглас «Хо-хо!» (И. Ильф и Е. Петров)
  • От какого чувства у вороны в зобу дыханье спёрло
  • От какого чувство у вороны в зобу дыханье сперло?
  • От чего «в зобу дыханье спёрло»?
  • От чего у героини Крылова в зобу дыханье спёрло?
  • Ощущение душевного удовлетворения
  • Правильно ответив на этот вопрос, вы её же испытаете
  • Приятный повод «оказаться вне себя»
  • Рассказ Антона Чехова
  • Рассказ Чехова
  • Сказка Корнея Чуковского
  • Старость — не она
  • Стихотворение русского поэта 19 века А.Майкова
  • Стихотворение русского поэта К.Батюшкова
  • Счастливое событие
  • То, от чего в зобу дыханье сперло
  • Уносит все печали прочь
  • Чувство на всех одно
  • Чувство от встречи с близким
  • Чувство со слезами на глазах
  • Чувство удовлетворения

Веселое чувство, ощущение душевного удовлетворения

Весёлый балаганный зазывала

Имя ярославского старца архимандрита Павла (Груздева) почитаемо на Валааме и на Афоне, в Москве и Петербурге, на Украине и в Сибири. Все, кто общался с батюшкой, кто слушал его рассказы, вспоминают в один голос, что уезжали от отца Павла как на крыльях.

Архимандрит Павел прожил долгую жизнь (1910–1996), которая пришлась на самое трудное время как для нашей страны, так и для Церкви. Преследования за веру, тюрьмы, нищета — все это старец пережил сполна. Но трудности не сломили его: он всегда оставался добрым, жизнерадостным человеком, и сохранял непоколебимую веру в Бога. Возможно, это и привлекало к отцу Павлу людей, постоянно обращавшихся к нему за советом. Многие приезжали к батюшке в абсолютном отчаянии, ощущая себя загнанными жизнью в угол, а уезжали окрыленными, полными сил, решимости преодолевать любые невзгоды и надежды на помощь Божию.

Сейчас жизненные советы о. Павла можно получить через книги. Они идут от его сердца, подкреплены мудростью и способны помочь в решении духовных и житейских проблем читателя.

Исполнитель: Сергей Степанов
Жанр: Жизнеописания
Издательство: Россия. Радио «Благо»
Год выпуска: 2005

Архимандрит Павел (Груздев)

ВОЕНКОМАТ ИЗ МОЛОГИ

В ОБИТЕЛИ ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА, ХУТЫНСКОГО ЧУДОТВОРЦА

МИТРА ЗОЛОТАЯ, ГОЛОВА СЕДАЯ

«ДАВАЙ, СЫНУШКА, БЕСПОРТОШНИЦУ ХЛЕБАТЬ»

ОТ СУМЫ ДО ТЮРЬМЫ

«ГЛАВНОЕ — ВЕРЬ В БОГА!»

НИКОЛА ЗИМНИЙ

«И С НЕБА ОГОНЬ СХОДИЛ НА ЭТО ДОМИШКО»

«ВОТ ЗЕМЛИ ЦЕЛИННОЙ КРАЙ… «

ЕСЛИ АПОСТОЛЫ ИЗ РЫБАКОВ

«ЖАТВЫ МНОГО, А ДЕЛАТЕЛЕЙ МАЛО»

«БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ, ВСЕГДА ДОРОГАЯ…»

КОМПЛЕКСНЫЙ ОБЕД

«РОДНЫЕ МОИ… «

Архимандрит Павел (Груздев)

Родные мои

Рассказы архимандрита Павла (Груздева)

ВОЕНКОМАТ ИЗ МОЛОГИ

Груздевы, породненные с Мологским Афанасьевским монастырем, были частыми гостями у игуменьи Августы, особенно отец, Александр Иванович. И игуменья, чем могла, помогала большой груздевской семье: то семян даст для посева, то лошадь. Игуменья Августа и документы оформляла на Павла Груздева — так же, как и на других насельников монастыря. Но, бывало, год припишет или, наоборот, отнимет — кому для пенсии, кому еще для чего.

По записи игумений Августы в паспорте Павла Александровича Груздева значился год рождения 1911 — и, 3 августа старого стиля. Но отец Павел говорил, что он родился 3 (16) января 1910 года, по другим сведениям — 10 (23) января 1910 г., во всяком случае, своим Ангелом он называл преподобного Павла Обнорского, и день Ангела праздновал 23 января по новому стилю. В доме Груздевых сохранился фотоальбом с выгравированной надписью: «В день Ангела 23 января 1959 года», подаренный отцу Павлу незадолго до его пострижения в монашество. А когда Павел Груздев принял постриг, то Ангелом его стал святитель Павел, патриарх Константинопольский (празднование 19 ноября н. ст.).

Судя по всему, игуменья Августа убавила год с лишним Павлуше Груздеву для отсрочки призыва в армию. Но время призыва все-таки наступило — год 1928-29.

Отец Павел вспоминал:

«Игуменья говорит:

— Павлуша, военкомат требует из Мологи.

Ладно. Запрягли лучшего коня — Бархатного, Мане-фа на козлы села. Манефа в подряснике, белом апостольнике, в перчатках — на козлах, я — в подряснике хорошем, белый воротничок, белые обшлага, скуфейка бархатная была — в пролетке. Приехали в военкомат. Военком поглядел, говорит: «Это что за чудо?»

— А это Груздев на призыв едет с монастыря.

— Давайте с заднего хода!

Начали беседовать, вопросы всякие задавать.

— Война будет — пойдешь воевать?

— А как же, я обязан.

— А как?

— А как Господь благословит.

Повели меня испытывать, такие турники есть. «Полезай», — говорят. «Я не полезу». «Полезай!» «Нет, гобаться я не буду». (Гобаться — это значит, как куры на насесте).

Поглядели, поглядели, доктора постукали по спине, по брюху, на язык посмотрели — написали бумагу.

Приезжаем в монастырь. Стол накрыт, что ты! Чай крепкий заварен, сахару! Все собрались, ждут. Несут игумений тарелочку, на тарелке салфеточка, на салфетке — письмо от военкома. Игумения — Анне Борисовне: «Аннушка, почитай!» Анна читает: «Груздев Павел Александрович. К военной службе признан негодным. Слабого умственного развития». Отец говорит: «Мать, так он дурак. Вырастила мне».

С тех пор дураком и живу».

В ОБИТЕЛИ ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА, ХУТЫНСКОГО ЧУДОТВОРЦА

«3 (16) января 1930 года была последняя служба в храме, — пишет отец Павел о закрытии Мологского Афанасьевского монастыря. — После окончания Литургии всех верующих вытолкали из храма, а все колокола поскидали и перебили».

Некоторое время Павел Груздев жил дома, с родными. А был у отца его Александра Ивановича фронтовой друг еще со времен Первой Мировой войны, принявший постриг в обители преподобного Варлаама Хутынского в Новгороде — иеродиакон Иона Лукашов. В тяжкие дни войны с германцами, когда их взвод попал в окружение и голодать пришлось так, что варили и ели кожаные ремни, помощник командира взвода Лукашов (а командиром был сам Александр Иванович Груздев, в то время унтер-офицер) дал обет: если удастся выжить, посвятить свою жизнь Богу. К нему-то, бывшему своему боевому товарищу, а ныне отцу Ионе, и обратился с письмом Александр Иванович: «Я к тебе пришлю Павёлку». Монахов в Хутыни было в то время уже очень мало, наместником до последних дней оставался архимандрит Серафим. И Хутынская братия с радостью приняла двадцатилетнего изгнанника из разгромленной Мологской обители, чтеца и звонаря Павлушу Груздева.

«Льется монастырский благовест волной,

льется над широким Волховом рекой,» —

запоет, бывало, отец Павел среди застольной беседы, вспомнив любимый Новгород. «Как я любил этот красавец город!» — признается он в своих дневниках.

В Хутыни Павел Груздев пел и читал на клиросе с монастырской братией, звонил в колокола по мологской своей выучке, следил за порядком и чистотой у раки со святыми мощами преподобного Варлаама. Возле раки Хутынского чудотворца в соборе находились его вериги, весом в полпуда, и власяница, длинная рубашка, сплетенная из конского волоса. В ризнице, по словам о. Павла, также хранились личные вещи преподобного: металлический крест, фелонь, подризник и поручи.

«Собор иконами не изобиловал, — вспоминает о. Павел, — за исключением очень древнего иконостаса (видимо, еще из прежней церкви), да возле раки преподобного стояла чудная икона большого размера Троеручицы Пресвятой Богородицы, присланная со святой горы Афон, она считалась чудотворной. Возле левого клироса помещалась св. икона в ризе преподобного Варлаама, писаная во весь рост. Эту икону носили в первую пятницу Петрова поста за крестным ходом».

В этот день, празднуемый в Новгороде, торжественно вспоминается чудесное предсказание Варлаама Хутынского о снеге, выпавшем в необыкновенное время — летом, и оказавшемся благодетельным для полей.

«Хутынский звон был слышен в Новгороде», — говорил отец Павел, а богослужения в обители не прекращались до 1932 года.

В то время в Хутыни жили иеромонах Виталий Летенков, регент, игумен Нифонт, иеромонахи Никодим, Савватий, Мелетий, Серпион, Анатолий параличный, два иеродиакона — Иона Лукашов и Пантелеймон и еще 3–4 послушника, среди них Василий Горбатый.

Живя в Хутыни, Павел Груздев работал на Деревяницкой судостроительной верфи, что находилась на территории бывшей женской обители в Деревяницах, в четырех километрах от города на берегу Волхова. Монастырь ликвидировали недавно, в 1931 году, а в Деревяницах устроили производство малотоннажных речных судов. Павел Груздев работал пильщиком на пилораме в бригаде, которую возглавлял бригадир товарищ Мот-рак.

«Подъеду я бывало к нему «на козе» под праздник, рыбки ему вяленой и еще к рыбке чего-нибудь, — рассказывал о. Павел. — Так, мол, и так, слушай, бригадир, товарищ Мотрак! На праздник отпусти в обитель помолиться! Он у меня из рук всё это возьмет, посмотрит и говорит: «Валяй, Павёлко, три дня свободен, беги, молись!» Низко я ему поклонюсь за это и бегу в милую сердцу обитель».

А до Хутынского монастыря от Деревяниц — более шести километров по берегу Волхова. Так и бегал Павел Груздев по воскресеньям и в праздники из Деревяниц в Хутынь на службу. Но в начале мая 1932 года, возвращаясь под вечер с Деревяницкой судоверфи в обитель, увидел он у входа в монастырь постового в милицейской форме, который всем от ворот — поворот!

— Ты чего здесь? — спросил Павел.