Переход на григорианский

Содержание

100 лет назад Россия перешла с юлианского на григорианский календарь

Как и в других христианских странах, с конца Х века на Руси употреблялся юлианский календарь, основанный на наблюдениях за видимым движением Солнца по небосводу. Его ввел в Древнем Риме Гай Юлий Цезарь в 46 году до н. э.

Реклама

Календарь разработал александрийский астроном Созиген на основе календаря Древнего Египта. Когда Русь в Х веке приняла христианство, вместе с ним пришел и юлианский календарь. Однако средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365 суток и 6 часов (т.е. в году 365 дней, и в каждый четвертый год добавляется дополнительный день). В то время как продолжительность астрономического солнечного года равна 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. То есть юлианский год был длиннее астрономического на 11 минут 14 секунд и, следовательно, отставал от реальной смены лет.

К 1582 году разница между юлианским календарем и реальной сменой лет составила уже 10 суток.

Это привело к реформе календаря, которая была осуществлена в 1582 году особой комиссией, созданной римским папой Григорием XIII. Разница была ликвидирована, когда после 4 октября 1582 года было предписано считать не 5, а сразу 15 октября. По имени папы новый, реформированный календарь стал называться григорианским.

В этом календаре, в отличие от юлианского, завершающий год века, если он не делится на 400, не является високосным. Таким образом, григорианский календарь имеет в каждое четырехсотлетие на 3 високосных года меньше, чем юлианский. Григорианский календарь сохранил название месяцев юлианского календаря, дополнительный день в високосном году — 29 февраля и начало года — 1 января.

Переход стран мира на григорианский календарь был длительным. Сначала реформа прошла в католических странах (Испании, итальянских государствах, Речи Посполитой, чуть позже во Франции и др.), затем в протестантских (в Пруссии в 1610 году, во всех германских государствах к 1700 году, в Дании в 1700 году, в Великобритании в 1752 году, в Швеции в 1753 году). И лишь в ХIХ—ХХ веках григорианский календарь был принят в некоторых азиатских (в Японии в 1873 году, Китае в 1911 году, Турции в 1925 году) и православных (в Болгарии в 1916 году, в Сербии в 1919 году, в Греции в 1924 году) государствах.

В РСФСР переход на григорианский календарь осуществился по декрету Совнаркома РСФСР «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» от 6 февраля 1918 года (26 января по старому стилю).

Календарная проблема в России обсуждалась неоднократно. В 1899 году при Астрономическом обществе работала Комиссия по вопросу о реформе календаря в России, в состав которой входили Дмитрий Менделеев и историк Василий Болотов. Комиссия предлагала модернизировать юлианский календарь.

«Принимая во внимание: 1) что в 1830 году ходатайство Императорской Академии наук о введении в России григорианского календаря было отклонено императором Николаем I и 2) что православными государствами и всем православным населением Востока и Запада отвергались попытки представителей католицизма ввести в России григорианский календарь, Комиссия единогласно постановила отклонить все предложения о введении в России григорианского календаря и, не стесняясь выбором реформы, остановиться на той, которая совмещала бы в себе идею истины и возможной точности, как научной, так и исторической, применительно к христианскому летосчислению в России», — гласило постановление Комиссии по вопросу о реформе календаря в России от 1900 года.

Столь длительное использование в России юлианского календаря было обусловлено позицией православной церкви, которая относилась к григорианскому календарю отрицательно.

После того, как в РСФСР церковь оказалась отделена от государства, привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность.

Разница в календарях создавала неудобства при отношениях с Европой, что и послужило причиной принятия декрета «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».

Вопрос о реформе был поднят осенью 1917 года. Один из рассматриваемых проектов предлагал постепенный переход от юлианского календаря к григорианскому, каждый год отбрасывая по суткам. Но, так как разница между календарями к тому времени составляла 13 дней, переход занял бы 13 лет. Поэтому Ленин поддержал вариант одномоментного перехода на новый стиль. Церковь переходить на новый стиль отказалась.

«Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.», — гласил первый пункт декрета. В остальных пунктах указывалось, как следует рассчитывать новые сроки исполнения каких-либо обязательств и в какие числа граждане смогут получить зарплату.

Смена дат создала путаницу с празднованием Рождества. До перехода на григорианский календарь в России Рождество отмечалось 25 декабря, теперь же оно переместилось на 7 января. В результате этих изменений, в 1918 году Рождества в России не было вовсе. В 1917 году встречали последнее Рождество, которое пришлось на 25 декабря. А в следующий раз православный праздник отмечался уже 7 января 1919 года.

В России введен григорианский календарь (новый стиль)

Вы знаете, что произошло в России в период с 1 по 13 февраля 1918 года по новому стилю? Ничего! Ни одного события – никто не родился, не крестился, не женился, не умер… Разве такое возможно? Оказывается, да. Этих дней в российском календаре нет. Период с 1 по 13 февраля 1918 года выпал из российского календаря.
24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введен григорианский календарь, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток. После 31 января 1918 года в России наступил день 14 февраля – в стране был введен календарь нового стиля (григорианский).
В практике датировки событий все события и документы, относящиеся к периоду до 1 февраля 1918 года, датируются по юлианскому календарю («старый» стиль), с 1 февраля 1918 года – по григорианскому («новый» стиль). Основной дате может сопутствовать дата другого стиля, помещенная рядом в круглых скобках.

До 1 февраля 1918 года в круглых скобках помещается дата григорианского календаря, после 1 февраля 1918 года – дата юлианского календаря.
Двойной датой датируются события и документы в тех случаях, когда требуется указать «старый» и «новый» стиль.
Например, для юбилейных дат, основных событий во всех работах биографического характера и дат событий и документов по истории международных отношений, связанных со странами, где григорианский календарь был введен раньше, чем в России. В этом случае основной датой является дата юлианского календаря, в скобках указывается дата григорианского календаря.
При датировке документов по истории гражданской войны в некоторых случаях также следует ставить двойную дату. Но основной датой в этих датировках является дата григорианского календаря.
Необходимо оговаривать все случаи отступления от этих принципов и указывать стиль даты.
Для справки:
При пересчете дат со старого, юлианского на новый, григорианский стиль:
От 5 октября 1582 года по 28 февраля 1700 года – добавляется 10 дней
С 1 марта 1700 года по 28 февраля 1800 года – +11 дней
С 1 марта 1800 года по 28 февраля 1900 года – +12 дней

Юлианский и Григорианский календари: сходства и различия

Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан — Пасхи.

Юлианский календарь

Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был «солнечным» календарем.

Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Григорианский календарь

Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.

Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.

Фото: http://hram-troicy.prihod.ru

За реформу выступали также папы Сикст IV, Климент VII. Работу над календарем, в числе прочих, вел орден иезуитов.

Юлианский и Григорианский календари — какой популярнее?

Юлианский и Григорианский календари продолжили существовать вместе, но в большинстве стран мира используют именно Григорианский календарь, а Юлианский остается для расчета христианских праздников.

Россия приняла реформу в числе последних. В 1917 году, сразу после Октябрьского переворота «мракобесный» календарь заменили на «прогрессивный». В 1923 году Русскую Православную Церковь пытались перевести на «новый стиль», но даже при давлении на Святейшего Патриарха Тихона, от Церкви последовал категорический отказ. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю.

Вопрос о календарях — это также богословская проблема. Несмотря на то, что Папа Григорий XIII считал основном вопросом астрономический, а не религиозный аспект, позднее появились рассуждения о правильности того или иного календаря по отношению к Библии. В православии считается, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение пасхалии. Ученый-астроном профессор Е.А. Предтеченский в своей работе «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи» отмечал: «Этот коллективный труд (Прим.ред. — пасхалия), по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели». Кроме того, схождение Благодатного огня у Гроба Господня совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю.

Словарь «Правмира» — Календарь — 2017

Как большевики потеряли 13 дней при переходе на Григорианский календарь?

В первые две недели февраля 1918 года в Российской республике не случилось ни одного события. Да, 1918 год на 13 дней короче привычного календарного года. Земля, конечно, быстрее вращаться вокруг Солнца не стала, но первых февральских дней действительно нет в календаре.

Церковь календарный переворот проигнорировала. В результате западные и восточные христиане отмечают церковные праздники в разные дни. Зачем большевики отказались от привычного юлианского календаря?

Календарная реформа: потерянное время

В 1918 году была самая длинная ночь: с 31 января по 13 февраля. Страна перешла на григорианское летоисчисление. Большевики рассматривали и другой проект реформации. Предполагалось сокращать каждый год на 24 часа, тогда через 13 лет даты в России полностью совпали бы с григорианским календарём. Однако Владимир Ленин одобрил именно резкий переход. И 13 дней просто исчезли из 1918 года.

Новое летоисчисление ввели в РСФСР не просто так. Большевики преследовали практичные и вполне объяснимые цели.

Проблемы юлианского календаря

Григорианский календарь появился в XVI веке. В 1582 году папа римский Григорий издал предписание: всем католикам отказаться от астрономического календаря, введённого Юлием Цезарем. Дело в том, что юлианский год длится на 11 минут дольше солнечного, каждые 128 лет набегал один лишний день. В 1582 году верующие потеряли 10 дней: после 4 октября наступило 15 октября. Почему же тогда большевики потеряли 13 суток?

Календари отличаются количеством високосных годов. За 300 лет разница как раз составила 3 дня. К 2300 году разрыв увеличится до 15 дней. Сегодня григорианское летоисчисление называют Новым стилем, а юлианское, соответственно, Старым стилем.

Новый западноевропейский календарь

Представьте ситуацию, когда на международных переговорах календарь одной стороны сильно отстаёт от календаря другой. Подписание международных документов в таких условиях невозможно, не может же на бумагах стоять двойная дата. Для того, чтобы избежать затруднительных ситуаций в будущем, большевики приняли время, которым пользовалась Европа. Григорианский календарь — западноевропейский. 24 января Ленин подписал Декрет.

Религиозно настроенные граждане были убеждены, что принятие григорианского календаря — чисто идеологическая инициатива. Тем самым большевики хотели оставить в прошлом «мракобесно-черносотенный» календарь. Главной целью Декрета была консолидация с Европой, однако на русской церкви переход сказался тяжело.

Календарная реформа: разные христианские праздники

Церковь не последовала за обществом. В РПЦ отвергли календарь папы Григория ещё в XVI веке. Из-за этого главные праздники у католиков и христиан не совпадают. Например, рождество в Европе и США приходится на 25 декабря, а православные празднуют его 7 января.

В 1923 году русский патриарх Мелетий предложил ввести новоюлианское летоисчисление — компромисс между несовместимыми, на первый взгляд, календарями. Однако протесты русских православных христиан вынудили руководство РПЦ отказаться от нового календаря.

Сегодня в христианских церквях летоисчисление ведётся тремя способами: по григорианскому или юлианскому календарю или же смешивая стили. Сочетают летоисчисление греки, которые отмечают «юлианскую» Пасху. РПЦ до сих пор сохраняет верность юлианскому календарю.

Читайте также: Как большевики боролись с Пасхой

Проекты стабильного календаря

Календарь

Данные о календаре

Тип
календаря

Солнечный

Другие календари

Армелина · Армянский: древнеармянский, христианский · Ассирийский · Ацтекский · Бахаи · Бенгальский · Буддийский · Вавилонский · Византийский · Восточнославянский · Вьетнамский · Гильбурда · Григорианский · Грузинский · Дариский · Древнегреческий · Древнеегипетский · Древнеперсидский · Древнеславянский · Еврейский · Зороастрийский · Индийский: древнеиндийский, единый · Инки · Иранский · Ирландский · Исламский · Кельтский · Киргизский · Китайский · Конта · Коптский · Малайский · Майя · Масонский · Миньго · Непальский · Новоюлианский · Пролептический: юлианский, григорианский · Римский · Румийский · Симметричный · Советский · Стабильный · Тамильский · Тайский: лунный, солнечный · Тибетский · Трёхсезонный · Тувинский · Туркменский · Французский · Хакасский · Ханаанейский · Хараппский · Чучхе · Шведский · Шумерский · Эфиопский · Юлианский · Яванский · Японский

Запросы «Всемирный календарь», «Постоянный календарь», «Стабильный календарь» и «Календарная реформа» перенаправляются сюда.

Стаби́льный календа́рь (постоя́нный календарь, всеми́рный календарь) — проект календаря, в котором номера дней, дни недели, месяцы и год согласованы лучше, чем в григорианском календаре, причём за каждым днём года закрепляется постоянный день недели. Предлагалось множество подобных проектов, один из них — календарь Армелина — обсуждался в 1953—1954 годах в ООН.

Основная теория изменения григорианского календаря

С астрономической точки зрения современный григорианский календарь является достаточно точным и по существу не требует никаких изменений. Говоря о его реформе (уже несколько столетий), имеют в виду не изменение типа календаря или введение новых приёмов счёта високосных годов. Речь идет исключительно о таком перегруппировании дней в году, чтобы уравнять длину месяцев, кварталов, полугодий, чтобы ввести такой порядок счёта дней в году, при котором новый год приходился бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье (а также — первый день квартала, ещё лучше — первый день месяца). Недостатки григорианского календаря:

  • разная продолжительность месяцев, кварталов и полугодий
  • дни недели не совпадают с датами
  • число рабочих дней колеблется от 23 до 27 в месяц при шестидневной и от 19 до 23 дней в месяц при пятидневной рабочей неделе.
  • начало года не связано с астрономическими или иными природными явлениями

История

В 1849 году французский философ Огюст Конт (1798—1857) предложил календарь с 13 месяцами, каждый из которых длится по четыре недели (28 дней), годы в котором начинаются 1 января, которое всегда приходится на понедельник, Месяцы в его календаре были названы именами Аристотеля, Архимеда, Гомера, Данте, Цезаря, Шекспира и т. п. Недостаток 13-месячных календарей в том, что в них год нельзя разделить на равные полугодия или кварталы.

Итальянец Марко Мастрофини (англ.)русск. (1763—1845) предлагал проект календаря с «пустыми»/»вненедельными» днями, которые не являлись бы днями недели или месяца в календарном году длинной 364 дня (52 недели).

В статье «Реформа календаря» Густав Армелин изложил свой проект на конкурс Французского астрономического общества на лучший проект всемирного календаря. Этот календарь делился на четыре равных квартала по 91 дню (13 полных недель). Для согласования календарного и тропического года перед первым января вводился вненедельный день под названием «первый день нового года».

Кумранский календарь из пещеры близ поселения Хирбет Курман (Иордания, побережье Мёртвого моря) также делился на 4 одинаковых квартала по 91 дню. Новый год всегда начинался со среды.

Недостатки григорианского календаря

  • Неодинаковая продолжительность месяцев (28, 29, 30, 31 день);
  • неравенство кварталов (90, 91, 92 дня);
  • неравенство полугодий (181, 182, 184 дня);
  • несогласованность номеров дней в месяце с днями недели;
  • наступление каждого нового года начинается с другого дня недели;

Последствия этих недостатков:

  • усложняется работа плановых и финансовых органов;
  • неделя начинается в одном месяце или квартале, а заканчивается в другом.

Вопрос о реформе календаря стал обсуждаться ещё в XIX веке, когда были названы указанные недостатки действующего календаря. Однако из-за астрономически определённой длины солнечного (тропического) года в сутках, выражающейся не кратным 7 и даже нецелым числом, составить универсальный календарь, который подходил бы на каждый год как трафарет, невозможно.

Проекты, нарушающие непрерывность счёта дней семидневной недели

Календарь Армелина

Проект Календарь Армелина предлагает календарный год считать содержащим 4 квартала по 91 дню (по 13 полных недель). Продолжительность года 364 дня; начало каждого квартала всегда приходится на один и тот же день недели. Для согласования с тропическим годом в конце каждого года необходимо добавлять один вненедельный день («День мира») и один раз в 4 года после 30 июня добавлять второй вненедельный день («День високосного года»).

Этот вариант календаря предлагает Всемирная ассоциация календарей. В 1954 году он был одобрен Экономическим и социальным советом ООН, однако его введению из религиозных соображений воспротивились некоторые страны, в том числе США и Великобритания.

Недостаток этого проекта в том, что он нарушает непрерывность счёта семидневной недели. Именно с днями недели определяются религиозные праздники, например пятница — в исламе, суббота — в иудаизме и воскресенье в христианстве. На воскресенье всегда приходится Пасха, Вход Господень в Иерусалим и День Святой Троицы.

Всемирный календарь
1-й квартал Январь Февраль Март
Воскресенье 1 8 15 22 29 5 12 19 26 3 10 17 24
Понедельник 2 9 16 23 30 6 13 20 27 4 11 18 25
Вторник 3 10 17 24 31 7 14 21 28 5 12 19 26
Среда 4 11 18 25 1 8 15 22 29 6 13 20 27
Четверг 5 12 19 26 2 9 16 23 30 7 14 21 28
Пятница 6 13 20 27 3 10 17 24 1 8 15 22 29
Суббота 7 14 21 28 4 11 18 25 2 9 16 23 30
2-й квартал Апрель Май Июнь
Воскресенье 1 8 15 22 29 5 12 19 26 3 10 17 24
Понедельник 2 9 16 23 30 6 13 20 27 4 11 18 25
Вторник 3 10 17 24 31 7 14 21 28 5 12 19 26
Среда 4 11 18 25 1 8 15 22 29 6 13 20 27
Четверг 5 12 19 26 2 9 16 23 30 7 14 21 28
Пятница 6 13 20 27 3 10 17 24 1 8 15 22 29
Суббота 7 14 21 28 4 11 18 25 2 9 16 23 30
*
3-й квартал Июль Август Сентябрь
Воскресенье 1 8 15 22 29 5 12 19 26 3 10 17 24
Понедельник 2 9 16 23 30 6 13 20 27 4 11 18 25
Вторник 3 10 17 24 31 7 14 21 28 5 12 19 26
Среда 4 11 18 25 1 8 15 22 29 6 13 20 27
Четверг 5 12 19 26 2 9 16 23 30 7 14 21 28
Пятница 6 13 20 27 3 10 17 24 1 8 15 22 29
Суббота 7 14 21 28 4 11 18 25 2 9 16 23 30
4-й квартал Октябрь Ноябрь Декабрь
Воскресенье 1 8 15 22 29 5 12 19 26 3 10 17 24
Понедельник 2 9 16 23 30 6 13 20 27 4 11 18 25
Вторник 3 10 17 24 31 7 14 21 28 5 12 19 26
Среда 4 11 18 25 1 8 15 22 29 6 13 20 27
Четверг 5 12 19 26 2 9 16 23 30 7 14 21 28
Пятница 6 13 20 27 3 10 17 24 1 8 15 22 29
Суббота 7 14 21 28 4 11 18 25 2 9 16 23 30
**

* — День високосного года.
** — День мира и дружбы народов — ежегодный международный праздник.

Календарь Конта

В году также 364 дня. Год в календаре Конта состоит из 13 месяцев, месяц из 4 недель, неделя из 7 дней. Один вненедельный день вставляется после XIII месяца. В високосном году ещё один вненедельный день вставляется после VI месяца. Данный календарь также можно разделить на 2 полугодия по 26 недель и 4 квартала по 13 недель.

Позитивный календарь
I квартал II квартал III кв.
I месяц II месяц III месяц IV месяц V месяц VI месяц VII месяц
Воскресенье 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22
Понедельник 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23
Вторник 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 17 24
Среда 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25
Четверг 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26
Пятница 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27
Суббота 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28
III квартал IV квартал
VIII месяц IX месяц X месяц XI месяц XII месяц XIII месяц
Воскресенье 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22
Понедельник 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23
Вторник 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 17 24
Среда 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25
Четверг 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26
Пятница 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27
Суббота 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28

Симметричный календарь

Симметричный календарь
I квартал II квартал
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
Понедельник 1 8 15 22 1 8 15 22 29 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22 29 1 8 15 22
Вторник 2 9 16 23 2 9 16 23 30 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23 30 2 9 16 23
Среда 3 10 17 24 3 10 17 24 31 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 11 24 31 3 10 17 24
Четверг 4 11 18 25 4 11 18 25 32 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25 32 4 11 18 25
Пятница 5 12 19 26 5 12 19 26 33 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26 33 5 12 19 26
Суббота 6 13 20 27 6 13 20 27 34 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27 34 6 13 20 27
Воскресенье 7 14 21 28 7 14 21 28 35 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28 35 7 14 21 28
III квартал IV квартал
Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Понедельник 1 8 15 22 1 8 15 22 29 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22 29 1 8 15 22
Вторник 2 9 16 23 2 9 16 23 30 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23 30 2 9 16 23
Среда 3 10 17 24 3 10 17 24 31 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 11 24 31 3 10 17 24
Четверг 4 11 18 25 4 11 18 25 32 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25 32 4 11 18 25
Пятница 5 12 19 26 5 12 19 26 33 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26 33 5 12 19 26
Суббота 6 13 20 27 6 13 20 27 34 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27 34 6 13 20 27
Воскресенье 7 14 21 28 7 14 21 28 35 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28 35 7 14 21 28

Календарь Гильбурда

Табель-календарь на 1939 год. Фактически — это календарь на любой год, единственное отличие — наличие или отсутствие 29 февраля. Поэтому, с одной стороны этот календарь можно назвать постоянным. Однако, шестидневки (то есть недели) — были не сплошными, поскольку 31-е числа месяцев в шестидневки не входили. Также, после четвёртого дня шестидневки — 28 февраля — идёт сразу первый день шестидневки — 1 марта.

В этом календаре 31 декабря бывает только в високосном году.

Проект постоянного всемирного календаря
I квартал II квартал
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
Понедельник 1 7 13 19 25 1 7 13 19 25 1 7 13 19 25 1 7 13 19 25 1 7 13 19 25 1 7 13 19 25
Вторник 2 8 14 20 26 2 8 14 20 26 2 8 14 20 26 2 8 14 20 26 2 8 14 20 26 2 8 14 20 26
Среда 3 9 15 21 27 3 9 15 21 27 3 9 15 21 27 3 9 15 21 27 3 9 15 21 27 3 9 15 21 27
Четверг 4 10 16 22 28 4 10 16 22 28 4 10 16 22 28 4 10 16 22 28 4 10 16 22 28 4 10 16 22 28
Пятница 5 11 17 23 29 5 11 17 23 29 5 11 17 23 29 5 11 17 23 29 5 11 17 23 29 5 11 17 23 29
Шестница 6 12 18 24 30 6 12 18 24 30 6 12 18 24 30 6 12 18 24 30 6 12 18 24 30 6 12 18 24 30
Семница 31 31 31
III квартал IV квартал
Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Понедельник 1 7 13 19 25 1 7 13 19 25 1 7 13 19 25 1 7 13 19 25 1 7 13 19 25 1 7 13 19 25
Вторник 2 8 14 20 26 2 8 14 20 26 2 8 14 20 26 2 8 14 20 26 2 8 14 20 26 2 8 14 20 26
Среда 3 9 15 21 27 3 9 15 21 27 3 9 15 21 27 3 9 15 21 27 3 9 15 21 27 3 9 15 21 27
Четверг 4 10 16 22 28 4 10 16 22 28 4 10 16 22 28 4 10 16 22 28 4 10 16 22 28 4 10 16 22 28
Пятница 5 11 17 23 29 5 11 17 23 29 5 11 17 23 29 5 11 17 23 29 5 11 17 23 29 5 11 17 23 29
Шестница 6 12 18 24 30 6 12 18 24 30 6 12 18 24 30 6 12 18 24 30 6 12 18 24 30 6 12 18 24 30
Семница 31 31 31

Недостатки проектов

  • Нарушение непрерывности счёта дней семидневной недели.
  • Крупные разногласия и критика людей, привыкших к обычному календарю.

Проекты, не нарушающие непрерывности счета дней семидневной недели

Решение недостатка у первых двух проектов

Этот недостаток может быть преодолён путём включения не отдельных вставных дней, а целой вставной недели. Порядок добавления вставной недели: в 62-летнем цикле 51 год простой (364 дня) и 11 лет високосных (364+7 дней). 62-летний цикл позволит устранить смещение начала года по сезонам (расхождение в 1 сутки за 3875 лет).

При этом 53-ю неделю високосного года предлагается сделать нерабочей и использовать для проведения международных праздничных мероприятий, спортивных игр (типа олимпийских) и т. д.

Год делится либо на 13 месяцев по 28 дней (4 недели), либо в каждом из 4 кварталов 3 месяца (31, 30, 30 дней).

13-месячный календарь с високосной неделей

Каждый месяц всегда начинается с понедельника.

Позитивный календарь (со вставной неделей)
I квартал II квартал III кв.
I месяц II месяц III месяц IV месяц V месяц VI месяц VII месяц
Понедельник 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22
Вторник 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23
Среда 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 17 24
Четверг 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25
Пятница 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26
Суббота 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27
Воскресенье 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28
III квартал IV квартал Високосная
неделя
VIII месяц IX месяц X месяц XI месяц XII месяц XIII месяц
Понедельник 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22 1
Вторник 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23 2
Среда 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 17 24 3
Четверг 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25 4
Пятница 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26 5
Суббота 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27 6
Воскресенье 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28 7

12-месячный календарь с високосной неделей (по 28 и 35 дней в месяце)

Каждый месяц всегда начинается с понедельника.

Симметричный календарь (со вставной неделей)
I квартал II квартал
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
Понедельник 1 8 15 22 1 8 15 22 29 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22 29 1 8 15 22
Вторник 2 9 16 23 2 9 16 23 30 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23 30 2 9 16 23
Среда 3 10 17 24 3 10 17 24 31 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 17 24 31 3 10 17 24
Четверг 4 11 18 25 4 11 18 25 32 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25 32 4 11 18 25
Пятница 5 12 19 26 5 12 19 26 33 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26 33 5 12 19 26
Суббота 6 13 20 27 6 13 20 27 34 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27 34 6 13 20 27
Воскресенье 7 14 21 28 7 14 21 28 35 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28 35 7 14 21 28
III квартал IV квартал Високосная
неделя
Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Понедельник 1 8 15 22 1 8 15 22 29 1 8 15 22 1 8 15 22 1 8 15 22 29 1 8 15 22 1
Вторник 2 9 16 23 2 9 16 23 30 2 9 16 23 2 9 16 23 2 9 16 23 30 2 9 16 23 2
Среда 3 10 17 24 3 10 17 24 31 3 10 17 24 3 10 17 24 3 10 17 24 31 3 10 17 24 3
Четверг 4 11 18 25 4 11 18 25 32 4 11 18 25 4 11 18 25 4 11 18 25 32 4 11 18 25 4
Пятница 5 12 19 26 5 12 19 26 33 5 12 19 26 5 12 19 26 5 12 19 26 33 5 12 19 26 5
Суббота 6 13 20 27 6 13 20 27 34 6 13 20 27 6 13 20 27 6 13 20 27 34 6 13 20 27 6
Воскресенье 7 14 21 28 7 14 21 28 35 7 14 21 28 7 14 21 28 7 14 21 28 35 7 14 21 28 7

12-месячный календарь с високосной неделей

Первый месяц квартала всегда начинается с понедельника.
Второй месяц квартала всегда начинается с четверга.
Третий месяц квартала всегда начинается с субботы.

Всемирный календарь (со вставной неделей)
1-й квартал Январь Февраль Март
Понедельник 1 8 15 22 29 5 12 19 26 3 10 17 24
Вторник 2 9 16 23 30 6 13 20 27 4 11 18 25
Среда 3 10 17 24 31 7 14 21 28 5 12 19 26
Четверг 4 11 18 25 1 8 15 22 29 6 13 20 27
Пятница 5 12 19 26 2 9 16 23 30 7 14 21 28
Суббота 6 13 20 27 3 10 17 24 1 8 15 22 29
Воскресенье 7 14 21 28 4 11 18 25 2 9 16 23 30
2-й квартал Апрель Май Июнь
Понедельник 1 8 15 22 29 5 12 19 26 3 10 17 24
Вторник 2 9 16 23 30 6 13 20 27 4 11 18 25
Среда 3 10 17 24 31 7 14 21 28 5 12 19 26
Четверг 4 11 18 25 1 8 15 22 29 6 13 20 27
Пятница 5 12 19 26 2 9 16 23 30 7 14 21 28
Суббота 6 13 20 27 3 10 17 24 1 8 15 22 29
Воскресенье 7 14 21 28 4 11 18 25 2 9 16 23 30
3-й квартал Июль Август Сентябрь
Понедельник 1 8 15 22 29 5 12 19 26 3 10 17 24
Вторник 2 9 16 23 30 6 13 20 27 4 11 18 25
Среда 3 10 17 24 31 7 14 21 28 5 12 19 26
Четверг 4 11 18 25 1 8 15 22 29 6 13 20 27
Пятница 5 12 19 26 2 9 16 23 30 7 14 21 28
Суббота 6 13 20 27 3 10 17 24 1 8 15 22 29
Воскресенье 7 14 21 28 4 11 18 25 2 9 16 23 30
4-й квартал Октябрь Ноябрь Декабрь Високосная неделя
Понедельник 1 8 15 22 29 5 12 19 26 3 10 17 24 1
Вторник 2 9 16 23 30 6 13 20 27 4 11 18 25 2
Среда 3 10 17 24 31 7 14 21 28 5 12 19 26 3
Четверг 4 11 18 25 1 8 15 22 29 6 13 20 27 4
Пятница 5 12 19 26 2 9 16 23 30 7 14 21 28 5
Суббота 6 13 20 27 3 10 17 24 1 8 15 22 29 6
Воскресенье 7 14 21 28 4 11 18 25 2 9 16 23 30 7

> См. также

  • Советский революционный календарь
  • Французский республиканский календарь

> Ссылки

  • Всемирный постоянный календарь

Примечания

  1. Володомонов Н. В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. — С. 43—44. — 80 с. — 310 000 экз.
  2. 1 2 3 4 5 С.И. Селешников. История календаря и хронологии. — Рипол Классик, 2013. — С. 170—178. — 230 с. — ISBN 5458419049. — ISBN 9785458419048.
  3. Первое полугодие на три-четыре дня короче второго.
  4. Радио «Эхо Москвы», 02.01.2010 13:38
  5. Всемирная ассоциация календарей
  6. Всемирный календарь со вставной неделею.

Календарная реформа: плюсы и минусы

Нововведение предусматривает радикально новый способ исчисления. Согласно новому календарю, у нас будет 365 дней, но каждый год, начало которого происходит в воскресенье, будет иметь один-единственный дополнительный день — вторую субботу. Такая ситуация будет как раз в 2012 году.

Конкурс на новый календарь объявила больше 10-ти лет назад Организация объединенных наций. Экспертизу в ООН сейчас проходит еще один вариант: так называемый Симметричный календарь — его идея в том, что каждый новый месяц начинается с понедельника. Каждый месяц этого календаря состоит из четырех недель (28 дней). Каждый квартал года начинается с еще одной, дополнительной «квартальной недели». Квартальной неделей должно начинаться каждое время года — зима, весна, лето, осень. Таким образом, в каждом квартале года будет 91, а в году — 364 суток. В предлагаемом календаре понедельнику всегда соответствует 1, 8, 15 и 22-е числа каждого месяца любого квартала и года. Кроме того, меняются високосные годы. Они станут длиннее обычных на пять дней. В 28-летнем цикле високосными годами будут 4, 9, 15, 20 и 26-й годы.

Григорианский календарь
Юлианский год продолжительностью 365 суток 6 часов длиннее истинного солнечного на 11 минут 14 секунд, поэтому с течением времени наступление сезонных явлений по юлианскому календарю приходилось на все более ранние даты. Особенно сильное недовольство вызывало постоянное смещение даты Пасхи, связанной с весенним равноденствием. В 325 н.э. Никейский собор издал декрет о единой дате Пасхи для всей христианской церкви. В последующие столетия было внесено много предложений по усовершенствованию календаря.

Наконец, предложения неаполитанского астронома и врача Алоизия Лилия (Луиджи Лилио Джиральди) и баварского иезуита Кристофера Клавия были одобрены папой Григорием ХIII. Он 24 февраля 1582 закрепил два важных дополнения в юлианский календарь: из календаря 1582 года изымалось 10 суток – после 4 октября следовало 15 октября. Это позволяло сохранить 21 марта как дату весеннего равноденствия, каковой она была, вероятно, в 325 н.э. Кроме того, три из каждых четырех лет следовало считать обычными и только те, которые делятся на 400, считать високосными. Таким образом, 1582 стал первым годом григорианского календаря, часто называемого «новым стилем».

Франция перешла на новый стиль в том же году. Некоторые другие католические страны приняли его в 1583. Постепенно на новый стиль перешли и другие страны. Ретроспективное исправление дат стало причиной большой путаницы на многие годы, поскольку папа Григорий XIII распорядился внести поправки во все прошлые даты, вплоть до Никейского собора.

Григорианский календарь используется сегодня во многих странах, включая США, Россию (и Украину). От восточного (юлианского) календаря на территории России отказались лишь после Октябрьской (в действительности – ноябрьской) большевистской революции 1917. Григорианский календарь не абсолютно точен: он на 26 секунд длиннее тропического года. Разница достигает одних суток за 3323 года. Для их компенсации вместо исключения трех високосных лет из каждых 400 нужно было бы исключать один високосный год из каждых 128 лет; это поправило бы календарь настолько, что лишь за 100 000 лет разница между календарным и тропическим годами достигла бы 1 суток.

Реформа календаря
Хотя григорианский календарь очень точен и вполне согласуется с природными явлениями, его современная структура не вполне соответствует потребностям общественной жизни. Уже давно ведутся разговоры об усовершенствовании календаря и даже возникают различные ассоциации по проведению такой реформы.

Недостатки григорианского календаря. Этот календарь имеет около дюжины дефектов. Главным среди них является переменность количества дней и недель в месяцах, кварталах и полугодиях. Например, кварталы содержат 90, 91 или 92 дня. Существуют четыре основные проблемы:

1) Теоретически гражданский (календарный) год должен иметь ту же продолжительность, что и астрономический (тропический) год. Однако это невозможно, поскольку тропический год не содержит целого числа суток. Из-за необходимости время от времени добавлять в год дополнительные сутки существует два типа годов – обычный и високосный. Поскольку год может начинаться с любого дня недели, это дает 7 типов обычных и 7 типов високосных лет, т.е. всего 14 типов лет. Для их полного воспроизведения нужно ждать 28 лет.

2) Продолжительность месяцев различна: они могут содержать от 28 до 31 дня, и эта неравномерность приводит к определенным трудностям в экономических расчетах и статистике.

3) Ни обычный, ни високосный годы не содержат целого числа недель. Полугодия, кварталы и месяцы также не содержат целого или равного количества недель.

4) От недели к неделе, от месяца к месяцу и даже от года к году изменяется соответствие дат и дней недели, поэтому трудно устанавливать моменты различных событий. Например, день Благодарения всегда приходится на четверг, но число месяца при этом меняется. Рождество всегда приходится на 25 декабря, но на разные дни недели.

Предлагаемые усовершенствования
Существует множество предложений по реформе календаря, из которых перечисленные ниже обсуждаются чаще других:

Возможно, что в 2012 году в мире будет введен новый календарь Международный фиксированный календарь (International Fixed Calendar). Это улучшенная версия 13-месячного календаря, предложенного в 1849 французским философом, основоположником позитивизма О.Контом (1798–1857). Разработал ее английский статистик М.Котсворт (1859–1943), основавший в 1942 Лигу фиксированного календаря.

Этот календарь содержит 13 месяцев по 28 дней в каждом; все месяцы одинаковые и начинаются с воскресенья. Оставив первым шести месяцам из двенадцати их привычные имена, Котсворт вставил между ними 7-й месяц «Соль» (Sol).
Один лишний день, названный Днем года, следует после 28 декабря. Если год високосный, то вставляют еще Високосный день после 28 июня. Эти «уравновешивающие» сутки в счете дней недели не учитываются.
Котсворт предлагал упразднить названия месяцев и использовать для их обозначения римские цифры. 13-месячный календарь весьма равномерен и удобен в употреблении: год легко делится на месяцы и недели, а месяц делится на недели. Если бы в экономической статистике вместо полугодий и кварталов использовался месяц, то такой календарь имел бы успех; но 13 месяцев трудно поделить на полугодия и кварталы. Проблемы вызывает и резкое отличие этого календаря от ныне действующего.

Всемирный календарь (World Calendar). Этот 12-месячный календарь разрабатывался по решению Международного коммерческого конгресса 1914 и усиленно пропагандировался многими сторонниками. В 1930 Э.Ахелис организовала Ассоциацию всемирного календаря, издающую с 1931 «Журнал реформы календаря». Основной единицей Всемирного календаря служит квартал года. Каждые неделя и год начинаются с воскресенья. Первые три месяца содержат 31, 30 и 30 суток соответственно. Каждый следующий квартал такой же, как первый. Названия месяцев сохраняются нынешними. День високосного года вставляется после 30 июня, а День окончания года (День мира) – после 30 декабря. Противники Всемирного календаря считают его недостатком то, что каждый месяц состоит из нецелого числа недель и поэтому начинается с произвольного дня недели. Защитники же этого календаря считают его преимуществом подобие ныне действующему календарю.

Вечный календарь (Perpetual Calendar). Этот 12-месячный календарь предлагает У.Эдвардс из Гонолулу (Гавайи). Вечный календарь Эдвардса разбит на четыре 3-месячных квартала. Каждая неделя и каждый квартал начинаются с понедельника, что весьма выгодно для бизнеса. Первые два месяца каждого квартала содержат по 30 дней, а последний – 31. Между 31 декабря и 1 января располагается праздник – День нового года, а раз в 4 года между 31 июня и 1 июля появляется День високосного года. Приятной особенностью Вечного календаря является то, что пятница в нем никогда не попадает на 13-е число. Несколько раз в Палату представителей США даже вносили законопроект об официальном переходе на этот календарь.

По материалам сайтов «Синтез новостей», «Глобалист», «Коммерсант».

Календарный переворот

Календарный раскол между западными и восточными христианами (верующие стали праздновать главные праздники в разное время) произошел в XVI веке, когда Папа Римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Одержимым идеей мировой революции и интернационализма большевикам, конечно, не было дела до Папы Римского и его календаря. Как сказано в декрете, переход на западный, григорианский стиль был сделан «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени»…». На одном из первых заседаний молодого советского правительства в начале 1918 года рассматривали два проекта реформы времени. Первый предполагал постепенный переход к григорианскому календарю, каждый год отбрасывая по 24 часа. На это потребовалось бы 13 лет. Второй предусматривал сделать это одним махом. Именно он понравился вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину, превзошедшему нынешнего идеолога мультикультуризма Ангелу Меркель в глобалистских проектах.

Компетентно

Историк религии Алексей Юдин — о том, как христианские церкви празднуют Рождество:

— Во-первых, сразу внесем ясность: говорить, что кто-то празднует 25 декабря, а кто-то 7 января — некорректно. Все отмечают Рождество 25-го, но по разным календарям. В ближайшие сто лет, с моей точки зрения, никакого объединения празднования Рождества ждать не приходится.

Старый юлианский календарь, принятый при Юлии Цезаре, отставал от астрономического времени. Реформа папы Григория XIII, которую с самого начала назвали папистской, была крайне негативно воспринята в Европе, особенно в протестантских странах, где уже прочно утвердилась реформация. Протестанты были против прежде всего потому, что «это задумано в Риме». А этот город в XVI веке уже не был центром христианской Европы.

Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря (1925 год). Фото: Wikipedia.org

Реформу календаря при желании, конечно, можно назвать расколом, имея в виду, что христианский мир уже раскололся не только по принципу «восток-запад», но и внутри запада.

Поэтому григорианский календарь был воспринят как римский, папистский, а значит, непригодный. Постепенно, правда, протестантские страны его приняли, но процесс перехода занял века. Так обстояли дела на западе. Восток на реформу папы Григория XIII не обратил внимания.

Советская республика перешла на новый стиль, но это, к сожалению, было связано с революционными событиями в России, ни о каком папе Григории XIII большевики, естественно, не думали, просто считали новый стиль наиболее адекватным своему мировоззрению. А у Русской православной церкви появилась дополнительная травма.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором приняли решение об исправлении юлианского календаря.

Представители Русской православной церкви, понятно, не смогли выехать за рубеж. Но патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на «новоюлианский» календарь. Впрочем, это вызвало протесты среди верующих, и постановление быстро отменили.

Вы видите, что было несколько этапов поиска совпадения на календарной почве. Но к окончательному результату это не привело. Пока в серьезной церковной дискуссии этот вопрос вообще отсутствует.

Опасается ли Церковь очередного раскола? Безусловно, какие-то ультраконсервативные группы внутри Церкви будут говорить: «Предали священное время». Любая Церковь — очень консервативный институт, особенно что касается обихода и богослужебных практик. А они упираются в календарь. И церковно-административный ресурс в таких вопросах неэффективен.

Каждое Рождество Христово всплывает тема перехода на григорианский календарь. Но это политика, выгодная медийная подача, пиар, что хотите. Сама Церковь в этом не участвует и неохотно эти вопросы комментирует.

Позиция

Почему Русская православная церковь пользуется юлианским календарем?

Отец Владимир (Вигилянский), настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ:

— Православные церкви можно условно разделить на три категории: те, что служат все церковные праздники по новому (григорианскому) календарю, те, что служат только по старому (юлианскому) календарю, и те, которые смешивают стили: к примеру, в Греции Пасха отмечается по старому календарю, а все остальные праздники — по-новому. Наши церкви (Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская и афонские монастыри) никогда не меняли церковный календарь и не смешивали его с григорианским, чтобы не было никакой путаницы в праздниках. У нас единая календарная система, которая привязана к Пасхе. Если перейти на празднование, скажем, Рождества по григорианскому календарю, то «съедаются» две недели (помните, как в 1918 году после 31 января настало 14 февраля), каждый день которых несет для православного человека особую смысловую значимость.

Церковь живет по своему порядку, и в нем многие значимые вещи могут и не совпадать со светскими приоритетами. К примеру, в церковной жизни есть четкая система поступательности времени, которая привязана к Евангелию. Каждый день читаются отрывки из этой книги, в чем есть логика, связанная с евангельской историей и земной жизнью Иисуса Христа. Это все закладывает определенный духовный ритм жизни православного человека. И те, кто пользуется этим календарем, не хочет и не будет его нарушать.

У верующего человека весьма аскетическая жизнь. Мир может меняться, мы видим, как на наших глазах у сограждан появляется масса возможностей, к примеру, для отдыха во время светских новогодних каникул. Но Церковь, как пел один наш рок-исполнитель, «не будет прогибаться под изменчивый мир». Ставить в зависимость от горнолыжного курорта нашу церковную жизнь мы не будем.

Большевики ввели новый календарь «в целях одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Фото: Издательский проект Владимира Лисина «Дни 1917-го 100 лет тому назад»

Вопрос:

Почему Православная Церковь не переходит на григорианский календарь? Многие искренне убеждены, что существует два Рождества – католическое 25 декабря и православное 7 января. Разве переход на григорианский календарь не избавит человека от необходимости делать лишний раз выбор между правдой и лукавством? У моей подруги мать искренне верующий человек и все годы, что я ее знаю, для нее Новый год – это противоречие между постом и всеобщим праздником. Мы живем в светском государстве со своими правилами и нормами, которое в последние годы сделало много шагов навстречу Церкви. Пусть эти шаги исправляют прошлые ошибки, но если идти навстречу друг другу, можно встретиться гораздо быстрее, чем, ожидая встречи и не двигаясь самому.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Календарная проблема несоизмеримо серьезней, чем вопрос о том, за каким столом мы будем сидеть один раз в год в новогоднюю ночь: за скоромным или постным. Календарь касается священных времен народа, его праздников. Календарь определяет порядок и ритм религиозной жизни. Поэтому вопрос об изменениях календаря серьезно затрагивает духовные основы общества.

Мир существует во времени. Бог Творец установил определенную периодичность в движении светил, чтобы человек мог измерять и упорядочивать время. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (Быт.1:14). Системы счета больших промежутков времени, основанные на видимых движениях небесных тел, принято называть календарями (от сalendae – первый день каждого месяца у римлян). Циклическое движение таких астрономических тел как Земля, Солнце и Луна имеет главное значение для построения календарей. Потребность упорядочить время появляется уже на заре человеческой истории. Без этого немыслима общественная и хозяйственно-практическая жизнь любого народа. Однако не только эти причины сделали календарь необходимым. Без календаря не возможна и религиозная жизнь ни одного народа. В мировоззрении древнего человека календарь был зримым и впечатляющим выражением торжества Божественного порядка над хаосом. Величественное постоянство в движении небесных светил, таинственное и необратимое движение времени наводили на мысль о разумном устройстве мира.

Ко времени рождения христианской государственности человечество имело уже достаточно разнообразный календарный опыт. Существовали календари: еврейский, халдейский, египетский, китайский, индусский и другие. Однако по Божественному Промыслу календарем христианской эры стал Юлианский календарь, разработанный в 46 г. и пришедший с 1-го января 45 года до Р.Х. на смену несовершенному лунному римскому календарю. Разработал его александрийский астроном Созиген по поручению Юлия Цезаря, который соединял тогда власть диктатора и консула с титулом pontifex maximus (верховный жрец). Поэтому календарь стал называться юлианским. В качестве астрономического года был взят период полного обращения Земли вокруг Солнца, а год календарный был определен протяженностью в 365 суток. Существовала разница с астрономическим годом, который был немного больше – 365,2425 суток (5 часов 48 минут 47 секунд). Для устранения этого расхождения был введен високосный год (annus bissextilis): каждые четыре года в феврале добавлялся один день. В новом календаре нашлось место и выдающемуся инициатору его: римский месяц квинтилий был переименован в июль (от имени Юлий).

Отцы I-го Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее, определили отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. В то время по юлианскому календарю весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Святые отцы Собора, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана), была бы независима от нее и всегда праздновалась позже. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Это было настолько значимо для отцов Собора, что они пошли на то, чтобы этот главный христианский праздник был передвижным. При этом солнечный календарь был соединен с календарем лунным: в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз. Для вычисления фаз Луны употреблялись так называемые циклы Луны, т. е. периоды, по прошествии которых фазы Луны возвращались приблизительно на те же дни юлианского года. Существует несколько циклов. Римская церковь почти до VI века употребляла 84-х летний цикл. Александрийская церковь еще с III века пользовалась наиболее точным 19-летним циклом, открытым афинским математиком V века до Р.Х. Метоном. В VI веке Римская церковь приняла александрийскую пасхалию. Это было принципиально важным событием. Все христиане стали праздновать Пасху в один день. Продолжалось это единство до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено. Реформу календаря предпринял папа Григорий XIII. Подготовка ее было поручено комиссии во главе с иезуитом Хрисофом Клавдиусом. Разработал новый календарь преподаватель университета Перуджи Луиджи Лилио (1520-1576 гг.). В расчет брались только астрономические соображения, а не религиозные. Поскольку день весеннего равноденствия, который во время Никейского собора был 21 марта, сместился на десять дней (ко второй половине XVI в. по юлианскому календарю момент равноденствия наступал 11 марта), то числа месяца сдвигались на 10 дней вперёд: сразу же после 4-го числа должно было быть не 5-е, как обычно, а 15-е октября 1582 года. Продолжительность григорианского года стала равной 365.24250 суток тропического года, т.е. больше на 26 секунд (0.00030 суток).

Хотя календарный год в результате реформы стал ближе к тропическому году, однако григорианский календарь имеет ряд существенных недостатков. Вести счет больших периодов по григорианскому календарю трудней, чем по юлианскому. Продолжительность календарных месяцев различна и колеблется в пределах от 28 до 31 дня. Месяцы разной продолжительности чередуются беспорядочно. Различна продолжительность кварталов (от 90 до 92 дней). Первое полугодие всегда короче второго (на три дня в простом году и на два дня в високосном). Дни недели не совпадают с какими-либо постоянными датами. Поэтому не только годы, но и месяцы начинаются с различных дней недели. Большинство месяцев имеет «расщепленные недели». Все это создает немалые трудности для работы плановых и финансовых органов (усложняют расчеты оплаты труда, затрудняют сравнительной оценки итогов работы за различные месяцы и т. д). Не мог григорианский календарь сохранить за 21 числом марта и день весеннего равноденствия. Смещение равноденствия, открытое еще во II в. до Р.Х. греческим ученым Гиппархом, в астрономии называется прецессией. Оно вызывается тем, что Земля имеет форму не шара, а сфероида, сплюснутого у полюсов. На разные части сфероидальной Земли по-разному действуют силы притяжения от Солнца и Луны. В результате при одновременном вращении Земли и движении ее вокруг Солнца ось вращения Земли описывает конус около перпендикуляра к плоскости орбиты. Из-за прецессии точка весеннего равноденствия перемещается вдоль эклиптики к западу, т. е. навстречу видимому движению Солнца.

Несовершенства григорианского календаря вызывали недовольство еще в 19 веке. Уже тогда стали выдвигаться предложения провести новую календарную реформу. Профессор Дерптского (ныне Тартуский) университета И.Г. Медлер (1794–1874 гг.) предложил в 1864 году вместо григорианского стиля употреблять более точный счет, с тридцатью одним високосным годом в каждые 128 лет. Американский астроном, основатель и первый президент Американского астрономического общества Саймон Ньюком (Newcomb) (1835-1909) высказывался за возвращение к юлианскому календарю. Благодаря предложению Русского астрономического общества в 1899 году была образована при нем особая Комиссия по вопросу о реформе календаря в России. Эта Комиссия заседала с 3 мая 1899 г. по 21 февраля 1900 г. В работе принял участие выдающийся церковный исследователь профессор В.В.Болотов. Он решительно выступил за сохранение юлианского календаря: «Если полагают, что и Россия должна отказаться от юлианского стиля, то реформа календаря, не погрешая против логики, должна выразиться в следующем:

а) неравномерные месяцы должно заменить равномерными;

б) по мерке солнечного тропического года должно сократить все годы условного принятого летосчисления;

в) поправку Медлера должно предпочесть григорианской, как более точную.

Но сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательной. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря Юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, что еще несколько столетий удержать в жизни Юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю». В 1923 г. Константинопольская Церковь ввела новоюлианский календарь. Календарь был разработан югославским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879 – 1956 гг.). Этот календарь, который основан на 900 летнем цикле, будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года). 11 Поместных Православных Церквей, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам.

Прежде всего, переход на григорианский календарь (именно о нем речь идет в письме) означает разрушение той пасхалии, которая является великим достижением святых отцов IV века. Наш отечественный ученый-астроном профессор Е.А.Предтеченский писал: «Этот коллективный труд, по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели». (Предтеченский Е. «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи».СПб., 1892, с. 3-4).

Переход на григорианский календарь приведет и к серьезным каноническим нарушениям, ибо Апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями: Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина (правило 7). Григорианский календарь приводит католиков к нарушению этого правила. Они праздновали Пасху прежде иудеев в 1864, 1872, 1883, 1891 годах, вместе с иудеями в 1805, 1825, 1903, 1927 и 1981 годах. Так как переход на григорианский календарь добавил бы 13 дней, то на это же число дней сократился бы Петровский пост, поскольку он оканчивается ежегодно в один и тот же день – 29 июня / 12 июля. В некоторые годы Петровский пост бы просто исчезал. Речь идет о тех годах, когда бывает поздняя Пасха. Нужно задуматься и над тем что Господь Бог Свое Знамение у Гроба Господня (схождение Благодатного огня) совершает в Великую Субботу по юлианскому календарю.