Переславль залесский Данилов монастырь

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Житие и хождение игумена Даниила — это древнейшее описание паломничества на Святую Землю. Это прекрасный литературный памятник, который проникнут радостным узнаванием, написан рукой человека, а не напечатан на машинке человеком, который умеет быть внимательным и тщательно в деталях описывает все то, что видит.

Биография игумена Даниила

К сожалению точных данных о биографии игумена Даниила нет. Неизвестно даже то, с какого монастыря он был игуменом. В свое время М.Карамзин отождествил его епископом Даниилом, поставленным в Юрьеве – Южном в 1115 году и умершим в 1122 году.

Паломником же его назвали благодаря его хождениям в святые места в Царьград. Это путешествие, как и много других в деталях были описаны в сведении Даниила .

Из упоминаний имен некоторых князей из писания «Хождение игумена Даниила», а также правителя Константинополя , с войском которого Даниил и сделал одно из своих странствий, было сделано вывод, что время его путешествий припадало на 1106-1108 гг. или на 1113-1115 года. Конечно, первые предположения считают более правдоподобными.

Нужно отметить, что подробности жития игумена Даниила не известны и по сегодняшний день. Как предполагают историки, он скорее всего родился и жил в Черниговского области (из Киевской земли). Там он проживал до того, как решил принять монашество. После 1111 года он был назначен епископом в пограничный город Юрьев. Сегодня этот город именуется Белая Церковь.

Паломничество игумена Даниила

Свое паломничество игумен Даниил начал примерно с 1106 года. Главной целью этого путешествия было посещение Палестины. Ведь это страна, в которой жил и проповедовал Иисус Христос. В этой стране находятся священные места для всех православных людей : Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Елеонская и т.д.

Но в период с 1099 по 1187 гг Палестина находилась под контролем Крестоносцев, поэтому в это время разрушений и войны было особо тяжело путешествовать. В эти года на территории этой страны велись постоянные военные действия, поэтому эта земля подвергалась постоянному значительному опустошению.

После посещения этой земли паломник отправился в Константинополь. Это место для путешествия было выбрано не случайно. Ведь это исторический центр всего Православия.

Киевские князья были против проведения военных действий на территории Палестины. Они не поддерживали крестоносцев и арабов. Их очень сильно интересовало отношение местных правителей к Православию. Поэтому во время путешествия разобраться в сложившейся ситуации. Вместе с ним было отправлено еще двое человек. К сожалению, их имена нигде не упоминаются. Но все же главной целью хождения было совсем иное.

Куда совершил паломничество игумен Даниил

И так как уже упоминалось выше в начале 12 века русский игумен Даниил начал свой паломнический путь. Куда только не совершил паломничество русский игумен Даниил. Он посетил достаточно большое количество городов и поселков, которые и по сей день считаются святыми.

  • Весь свой путь он размечает местами, в которых он побывал. Эти места служат своеобразным ориентиром.
  • Не доходя до Средиземного моря, он замечает, что его путь расходиться на две стороны. Одна сторона ведет в Иерусалим, а другая — на Афон.
  • Также на своем пути он посетил город Эфес. В нем находится гроб Иоанна Богослова. Это место имеет сильные целебные свойства, которые усиливаются в день его памяти. Стоит отметить, что молясь над ним многие тяжело больные, исцеляются и выздоравливают. Также данный город является знаменитым среди паломников тем, что в нем находится пещера, в которой лежат тела 7 отроков, проспавших 360 лет. Тут же покоятся и тела других многих святых, в том числе и Марии Магдалены.
  • С помощью попутных кораблей Даниил достиг острова Хиоса, Родоса и многих других. После чего он попал на Кипр.
  • На острове Родос Игумен сделал интересное открытие. Им было обнаружено следы пребывания на этой земле Князя Олега Святославовича. По мнению паломника, самым интересным достопримечательным местом на Кипре является кипарисный крест. Он был поставлен на самой высокой горе святой Еленой. На кресте есть прибитый гвоздь. Тот самый, которым прибивали Христа во время распятия. Он также имеет целебные свойства. К этому кресту приезжают паломники и верующие со всего мира, чтобы избавится от множества недугов.
  • Встретив на своем пути других паломников, вместе с ними он добирается до города Яффа. Стоит отметить, что именно этот город служит началом пути на Святые Земли для многих паломников. Несмотря на то, что от Иерусалима Яффа находится совсем недалеко, путь является очень опасным. Так как тут ведут разгул разбойники арабы. Они избивают и грабят странников.
  • Удачно преодолев этот опасный участок, Даниил все же попадает в Иерусалим. Вошел он в город через Вениаминовы ворота. На Святой Земле Даниил посетил все возможные святыни. Он их детально описал в своих записях. Имеются детальные описи Церкви Святой Святых, Церковь Воскресенья, Фаворская гора и многое другое.

На протяжении всего своего пути, посещая святые места, паломник Даниил воспринимая свое путешествие как общерусское дело, молился о боярах и всех православных людях. Сначала всех их поминал, а потом себя.

Но в этих записях самым ценным является каждое описание сделанное игуменом. Особенно описания всех святых мест, храмов и церквей, находящихся в самом Иерусалиме.

Это путешествие было невероятно увлекательным. Его нельзя сравнить с современными путешествиями, которые происходят в комфортных условиях поездов или самолетов. Ведь в те времена такого транспорта не было и основную часть пути путешественники преодолевали пешком. Конечно, основную часть своего пути Даниил совершил по морю.

И напоследок хотелось бы отметить, что «Хождение» на сегодня стало не просто древнейшим описанием путешествия на Святую Землю. Это одно из самых ярких древнерусских произведений литературы, читать которую не только легко, но и неимоверно интересно.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о хождении игумена Даниила:

ДАНИИЛ

«Хожение» игум. Даниила. Список посл. трети XV в. (РГБ. ОИДР. № 189. Л. 202)
«Хожение» игум. Даниила. Список посл. трети XV в. (РГБ. ОИДР. № 189. Л. 202)

«Хожение» Д. дошло почти в 150 списках (самые ранние датируются 2-й пол. XV в.), к-рые делятся на 2 группы (независимо друг от друга отражающие протограф), сложившиеся в основном не позднее XV в.: Основную и Минейную сокращенную (названа по Великим Четьим-Минеям). Группы подразделяются в свою очередь на ряд редакций. Списки 2-й группы отличаются от списков 1-й группы меньшим числом подзаголовков, пропуском гл. «О горе Армафем» и сокращенным пересказом молитвы Авраама о жителях Содома. Ряд списков 2-й группы, выделяемых М. В. Веневитиновым в 3-ю редакцию, имеет в начале послесловия указание на время путешествия Д.: «Ходил есми тамо во княжение руское великаго князя Святополка Изяславича, а внука Ярослава Володимиря Киевскаго». Уникальный характер имеет один из древнейших списков «Хожения» (РГБ. Ф. 205. ОИДР. № 189, посл. треть XV в.), в к-ром текст снабжен глоссами из рассказа о святынях Иерусалима и Палестины Арсения Солунского (см.: Гюрова С. Разказът на солунския дякон Арсений в контекста на гръцката и руската поклоническа проза през XIV-XVII вв. // Palaeobulgarica. 1991. № 1. С. 96-108; Кобяк Н. А. Чудовская и Оксфордская редакции Индекса ложных книг, приписываемых митрополитам Киприану и Зосиме // Там же. 1997. № 4. С. 101-102).

Отправной и конечной точкой описания паломничества Д. является К-поль (Царьград), сведений о путешествии из Руси в К-поль и обратно в «Хожении» нет. Описывая плавание из К-поля через острова Эгейского м. к Св. земле, Д. упоминает, что на о-ве Родос в течение 2 лет находился рус. кн. Олег (Михаил) Святославич. В рассказе «О Кипрском острове» сообщается, что на Кипре 14 (в нек-рых списках 20) епископий, «митрополия же едина, а святых в нем без числа лежит».

Приплыв в Яффу (Палестина), Д. с группой паломников направился в Иерусалим, где поселился в мон-ре св. Саввы (см. Саввы Освященного лавра в Иерусалиме), в к-ром прожил 16 месяцев. В течение этого времени Д. при помощи провожатых — насельников мон-ря св. Саввы — осмотрел город и его окрестности, ходил на Иордан и к Мёртвому м., посетил Вифанию, Гефсиманию, Сион, Вифлеем, Хеврон и др. Во время пребывания в Иерусалиме Д. встречался с иерусалимским кор. Балдуином I (королевство возникло в 1099 в результате 1-го крестового похода), любезно принявшим рус. паломника. С разрешения короля Д. вместе с отрядами крестоносцев, двигавшимися к Дамаску, совершил путешествие в Галилею, дошел до верховьев Иордана, в течение 10 дней осматривал окрестности Тивериадского (Геннисаретского) оз., побывал на горе Фавор, в Вифсаиде, Назарете, Кане Галилейской, Кесарии и через Самарию вернулся в Иерусалим. Пользуясь расположением Балдуина, Д. не только посетил места, куда обычно паломников не допускали, но и поставил в Великую пятницу в ногах камня Гроба Господня лампаду «от всея Русьскыя земля». В Великую субботу он (вместе с др. рус. паломниками — новгородцами и киевлянами) стал свидетелем чуда схождения благодатного огня и принял участие в пасхальном богослужении в иерусалимском храме Воскресения.

В мон-ре св. Саввы Освященного Д. записал для поминовения имена 9 наиболее влиятельных рус. князей, их жен и детей. По предположению В. Л. Янина, в этом перечне нашла отражение система старшинства, предложенная вел. кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом и утвержденная на княжеских съездах рубежа XI и XII вв. для предотвращения усобиц. Пробыв в Св. земле ок. 2 лет, Д. по морю добрался до К-поля.

«Хожение» было оформлено в самостоятельное произведение, по-видимому, после возвращения Д. на Русь, хотя во время поездки он, вероятно, вел записи, мн. описания составил со слов провожатых-греков. Целью создания «Хожения», по словам Д., было стремление удержать читателей от самостоятельного паломничества, чтобы те не впали в грех, возгордившись своим поступком. Указывая расстояние и направление своих передвижений, Д. подробно описывает палестинские святыни (состояние, размеры, материал, из к-рого они изготовлены), особое внимание обращает на храмы и монастыри. Паломник посещал как правосл., так и католич. обители (число последних увеличилось в Св. земле благодаря крестовым походам). При этом Д. отчетливо осознавал себя православным и в своем сочинении отметил преимущества Православия перед «латинством» (рассказ о чудесно зажженных лампадах правосл. мон-рей). Тщательность и подробность описаний Д. делают «Хожение» важным источником для изучения исторической ситуации в Палестине, сложившейся в нач. XII в., после 1-го крестового похода, а также для исследования древнерус. систем линейных мер, географических представлений древнерус. человека.

Др. целью написания «Хожения» было желание свидетельствовать об истинности событий священной, в первую очередь евангельской, истории. Повествуя о том или ином пункте путешествия, Д. постоянно цитирует Свящ. Писание, к-рое является главным лит. источником «Хожения», при этом основное внимание автора обращено к Евангелиям. Библейские цитаты составляются соединением разных текстов, зачастую в свободном изложении автора, придающего им свое толкование. Значительное место в «Хожении» Д. отводит проверке на месте апокрифов и местных легенд, услышанных во время путешествия или вычитанных из книг. Произведение содержит немногочисленные цитаты из апокрифов, в частности из Первоевангелия Иакова.

Авторы последующих древнерус. хожений использовали произведение Д. в качестве образца.

Ист.: Сахаров И. Путешествие игум. Даниила по святым местам в начале XII столетия // Путешествия рус. людей в чужие земли. СПб., 18372. Ч. 1. С. I-XIX, 1-90; Путешествие игум. Даниила по Св. земле в нач. XII в.: (1113-1115) / Ред.: А. С. Норов. СПб., 1864; Житье и Хождение Данила, Русьскыя земли игумена: 1106-1108 гг. / Ред.: М. А. Веневитинов // ППС. 1883. Т. 1. Вып. 3; 1885. Т. 3. Вып. 3; Веневитинов М. А. Лицевой список Хождения Даниила паломника. СПб., 1881. (ПДП; № 5); Хождение игумена Даниила / Подг. текста, пер. и коммент.: Г. М. Прохоров/БЛДР. 1997. Т. 4. С. 26-116.

Лит.: Пономарёв А. К истории древнерус. письменности и лит-ры: Игум. Даниил и его «Хождение» в Св. землю // Странник. 1880. Дек. С. 467-492; Веневитинов М. А. Заметки к истории хождения игум. Даниила // ЖМНП. 1883. Май. С. 1-13; 1887. Янв. С. 11-67; он же. Хождение игум. Даниила в Св. землю в нач. XII ст. // ЛЗАК за 1876-1877 гг. 1884. Вып. 7. С. 1-138; Заболотский П. Легендарный и апокрифический элемент в Хождении игумена Даниила // РФВ. 1899. № 1/2. С. 220-237; № 3/4. С. 237-273; Кузьмина В. Д. Сведения об арабах и арабской культуре в Палестине нач. XII в. по «Хождению» игумена Даниила // Вестн. истории мировой культуры. М., 1959. № 6. С. 82-87; Янин В. Л. Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и «Хождение игум. Даниила» // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 112-131; Водовозов Н. В. «Хождение» Даниила и первый крестовый поход // УЗ МГПИ. М., 1962. Т. 178. С. 16-35; Глушакова Ю. П. О путешествии игум. Даниила в Палестину // Проблемы обществ.-полит. истории России и слав. стран. М., 1963. С. 79-87; Прокофьев Н. И. Рус. хождения XII-XV вв. // УЗ МГПИ. 1970. Т. 363. С. 27-64; Заборов М. А. Известия рус. современников о крестовых походах // ВВ. 1971. Т. 31. С. 84-107; Творогов О. В. Даниил // СККДР. Вып. 1. С. 109-112 ; Гардзанити М. «Хожение» игумена Даниила в Св. землю: Лит-ра и богословие на Руси XII в. // Славяноведение. 1995. № 5. С. 22-37; Пентковский А. М. Историко-литург. анализ повествования игум. Даниила «О свете небесном, како сходит ко Гробу Господню» // БТ. 1999. Вып. 35. С. 145-161; Малето Е. И. Хожения рус. путешественников XII-XV вв. М., 2000; Назаренко А. В. Др. Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001 (по указ.); Письменные памятники истории Древней Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания / Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 85-88 .

И. Н. Данилевский, А. А. Турилов

Свято-Троицкий Данилов монастырь, Переславль-Залесский

    • Туризм в Переславле-Залесском
    • Отели Переславля-Залесского
    • B&B/мини-отели в Переславле-Залесском
    • Турпакеты в Переславль-Залесский
    • Авиабилеты в Переславль-Залесский
    • Рестораны Переславля-Залесского
    • Развлечения Переславля-Залесского
    • Форум путешественников о Переславле-Залесском
    • Фото Переславля-Залесского
    • Карта Переславля-Залесского
    • Все отели Переславля-Залесского
    • Спецпредложения отелей в Переславле-Залесском
    • Горящие туры в Переславле-Залесском
    • По типу отеля
        • Переславль-Залесский: мотели
        • Хостелы: Переславль-Залесский
        • Переславль-Залесский: кемпинги
        • Лучшие семейные отели Переславля-Залесского
        • Переславль-Залесский: отели бизнес-класса
        • Романтические отели Переславля-Залесского
        • Переславль-Залесский: спа-курорты
        • Отели со въездом на территорию на лыжах: Переславль-Залесский
        • Курорты: Переславль-Залесский
    • По классу отеля
        • Переславль-Залесский: 3-звездочные отели
    • Популярные удобства
        • Отели в Переславле-Залесском, где разрешено проживание домашних животных
    • Популярные категории в Переславле-Залесском
        • Отели с балконами в Переславле-Залесском
        • Отели Переславля-Залесского с номерами для курящих
        • Отели Класса Люкс в Переславле-Залесском
        • Отели С Трансфером в Переславле-Залесском
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — Свято-Троицкий Данилов монастырь
        • Отели рядом — Дом Берендея
        • Отели рядом — Городские валы
        • Отели рядом — Музей старинных швейных машин
        • Отели рядом — Музей Александра Невского
        • Отели рядом — Святой источник Никиты Столпника
        • Отели рядом — Церковь Петра Митрополита
        • Отели рядом — Церковь Александра Невского
        • Отели рядом — Клещинский комплекс
        • Отели рядом — Святой Варварин источник
    • Аэропорты поблизости
        • (SVO) Аэропорт Шереметьево: отели поблизости
        • (DME) Аэропорт Домодедово: отели поблизости
        • (VKO) Аэропорт Внуково: отели поблизости
    • Переславль-Залесский: все рестораны
    • Рестораны поблизости Свято-Троицкий Данилов монастырь
    • Переславль-Залесский: все развлечения
    • Свято-Троицкий Данилов монастырь: развлечения поблизости.
        • Троицкий собор
        • Храм Похвалы Божией Матери
        • Храм иконы Божией Матери Тихвинской
        • Храм Всех Святых
        • Переславский дендрологический сад имени С. Ф. Харитонова
        • Музей радио
        • Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
        • Свято-Никольский монастырь
        • Музей Александра Невского
        • Горицкий Успенский монастырь
        • Памятник Юрию Долгорукому
        • Собор св. Феодора Стратилата
        • Церковь Сорока мучеников
        • Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы
        • Храм иконы Божией Матери Казанской
    • Переславль-Залесский: Достопримечательности и культурные объекты
        • Переславль-Залесский: Древние руины
        • Переславль-Залесский: Архитектурные достопримечательности
        • Переславль-Залесский: Мосты
        • Переславль-Залесский: Священные места и религиозные достопримечательности
        • Переславль-Залесский: Исторические достопримечательности
        • Переславль-Залесский: Исторические места для прогулок
        • Переславль-Залесский: Памятники и статуи
        • Переславль-Залесский: Культурные объекты и достопримечательности
        • Переславль-Залесский: Обзорные площадки
        • Переславль-Залесский: Церкви и соборы
    • Популярные категории в Переславле-Залесском
        • Переславль-Залесский: Музеи
            • Переславль-Залесский: Художественные галереи
            • Переславль-Залесский: Музеи искусств
            • Переславль-Залесский: Исторические музеи
            • Переславль-Залесский: Специализированные музеи
        • Переславль-Залесский: Природа и парки
            • Переславль-Залесский: Геологические образования
            • Переславль-Залесский: Национальные парки
            • Переславль-Залесский: Природные и заповедные зоны
            • Переславль-Залесский: Парки
        • Переславль-Залесский: Туры
            • Переславль-Залесский: Обзорные экскурсии
            • Переславль-Залесский: Пешеходные экскурсии
            • Переславль-Залесский: Гастрономические туры
            • Переславль-Залесский: Туры по местам культурно-исторического наследия
            • Переславль-Залесский: Частные туры
            • Переславль-Залесский: Однодневные поездки
        • Переславль-Залесский: Покупки
            • Переславль-Залесский: Художественные галереи
        • Переславль-Залесский: Концерты и представления
            • Переславль-Залесский: Представления
        • Переславль-Залесский: Ресурсы для путешественников
            • Переславль-Залесский: Туристические центры
        • Переславль-Залесский: Активный отдых на открытом воздухе
            • Переславль-Залесский: Аренда снаряжения
        • Переславль-Залесский: Еда и напитки
            • Переславль-Залесский: Гастрономические туры
    • Что обычно ищут в Переславле-Залесском
        • Место для медового месяца
        • Подходит для пар
        • Подходит для больших групп
        • Недорого
        • Подходит для дождливого дня
        • Бесплатный вход
        • Подходит для детей
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры

Свято-Троицкий Данилов монастырь в Переславле-Залесском – памятник служению преподобного Даниила

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Луговая, д. 7
Дата основания: 1508 год
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной с церковью Даниила, церковь Похвалы Божией Матери, церковь Всех Святых, церковь Тихвинской иконы Божией Матери
Координаты: 56°43’12.8″N 38°50’17.1″E

Жизнь создателя обители Даниила Переяславского

История Свято-Троицкой обители

Архитектурные памятники на территории монастыря

Современное состояние и режим посещения

Как добраться до монастыря

Списки монастырей Переславля-Залесского

Свято-Троицкий Данилов монастырь на карте

Старинный монастырь стоит на южных окраинах Переславля вот уже более 500 лет. Его Троицкий собор – второй по древности в городе после Спасо-Преображенского. Этот великолепный храм, построенный в 1530-32 годах, много веков удивляет своей красотой и лаконичностью форм и радует прекрасно сохранившимися фресками XVII века – настоящими шедеврами монументальной живописи.

Жизнь создателя обители Даниила Переяславского

Основатель монастыря, почитаемый верующими как святой, появился на свет в 1460 году в Переславле. В миру его звали Дмитрием Константиновым. В 17 лет он принял решение и самостоятельно ушел в калужский Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, где и стал монахом. Спустя 12 лет, Даниил возвратился в родной Переславль и стал жить в Никитском, а после 1495 года — в Горицком монастыре. Здесь он в течение 30 лет прошел путь от монаха до архимандрита.

Собор Троицы Живоначальной с церковью Даниила

Особое подвижническое устремление Даниила было в поиске умерших на дорогах странников, убитых разбойниками, замерзших и других людей, получивших нечаянную смерть в пути, кого не забирали родные. Найденные тела Даниил хоронил по христианским обычаям в скудельницах. Так раньше называли погосты и места массового погребения.

В 1508 году Даниил построил на месте захоронения несчастных деревянный Всехсвятский храм. С помощью бояр Челядниных, у которых он был духовником, Даниил получил от великого князя Василия III Ивановича разрешение возводить у храма кельи для нового монастыря. Так он стал настоятелем новой мужской обители, поначалу носившей имя Всехсвятской по названию храма.

По настоянию Василия III в 1525 году Даниил ушел из Гориц и полностью посвятил себя служению в созданном им новом монастыре. Перед смертью, по просьбе Даниила, настоятелем был назначен его ученик Илларион. Умер основатель монастыря в 1540 году. Церковью он канонизирован как святой (1653 г.).

История Свято-Троицкой обители

До самой своей смерти (1533 г.) Василий III покровительствовал монастырю, он почитал Даниила как своего духовника и многократно приезжал в Переславль. По случаю появления на свет долгожданного наследника Василий III выделил деньги на строительство большого Троицкого собора, а Даниил стал крестным отцом сына Василия III, будущего государя Ивана Грозного (1530 г.). Покровительствовал обители и младший брат Василия III – Дмитрий Иванович Жилка, правивший Угличем.

Собор Троицы Живоначальной с церковью Даниила

Когда Иван Грозный стал царем, он приказал одному из монастырских послушников составить жизнеописание преподобного Даниила, включив в него все имевшиеся на то время сведения об основателе обители. Этот труд проделал один из учеников Даниила — Афанасий, позднее ставший митрополитом Всея Руси.

В Смутное время мужской монастырь сильно пострадал. Его постройки разорили и сожгли, крестьян, находившихся в подчинении у обители, убили, а их дома разграбили (1615 г.). Уцелели только каменные строения, возведенные еще при Данииле. Позже монастырь потратил много сил и средств на восстановление. И жизнь в нем, как и во всем Переславле, к середине XVII века начала налаживаться.

За последующие полвека монастырь становится одним из самых богатых в округе. Ему принадлежали многие села и деревни с проживающими в них людьми. На то время он единственный из всех переславских обителей был полностью отстроен в камне. Много помогали монастырю деньгами бояре Барятинские. Иван Петрович Барятинский последние свои годы прожил в нем и был погребен здесь в 1701 г., как старец Ефрем.

В XVIII веке на монастырской территории разместили городскую духовную семинарию, а позже – училище. И до 1918 года он считался второклассным монастырем по управлением Владимирской и Суздальской Епархии. В середине 20-х годов прошлого века монастырь закрыли. В годы советской власти на его территории разместили машинно-тракторную станцию, в 1945 году – лагерь для немецких военнопленных и учебную воинскую часть. Церковные богослужения возобновили в монастырских стенах в 1995 году.

Слева направо: Собор Троицы Живоначальной с церковью Даниила, церковь Всех Святых

Архитектурные памятники на территории монастыря

Самой первой каменной постройкой монастыря был Троицкий собор (1530 г.). Для его строительства пригласили известного ростовского зодчего Григория Борисова. Он работал с собственной артелью мастеров, из которых до наших дней дошли имена Третьяка Борисова и Пахомия Горяинова. Ростовские мастера прославились строительством соборов в Борисоглебском монастыре под Ростовом Великим и Успенской церковью в Спасо-Каменном монастыре на оз. Кубенском.

Григорий Борисов построил в Переславле монументальный храм с изящными пропорциями. Его основу составляют четыре массивных столпа, а объем имеет почти кубическую форму. Большая глава этой церкви стоит на высоком и широком световом барабане.

Изначально закомары этого храма были килевидными. Но теперь это не заметно, так как они скрыты под созданной позднее практичной четырехскатной кровлей. Внутренне пространство храма освещено за счет узких окон барабана и стен. Собор получился на славу и сразу стал архитектурной доминантой всех южных окраин Переславля.

В 1660 году к Троицкому собору над тем местом, где был погребен основатель монастыря преподобный Даниил, пристроили отдельный небольшой храм. И эта одноглавая изящная церковь составила гармоничный ансамбль с массивным величественным собором.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Двумя годами позже внутренние помещения собора начала расписывать знаменитая артель костромских и ярославских живописцев, возглавляли которую Сила Савин и Гурий Никитин. Но в связи с большим количеством заказов от царского двора, делали они это с перерывами и завершили роспись предположительно только в 1668 году. Некоторые фрески этих мастеров хорошо сохранились, и мы можем любоваться ими и сегодня, например, изображением Спаса Вседержителя на соборном куполе или выразительной сценой Страшного Суда.

В 1689 году к Даниловскому пределу зодчие, приглашенные из Костромы, пристроили шатровую колокольню. Ее нижний этаж монахи стали использовать под хозяйственные нужды, а наверху разместили монастырскую ризницу.

С востока от главного собора расположена небольшая церковь Всех Святых (1687 г.). Этот каменный храм возвели на месте самой первой деревянной церкви монастыря силами костромских мастеров. Каменную церковь венчает красивая главка на высоком барабане, украшенном рядом кокошников. Первоначально ее построили при больнице. Но больничное здание до наших дней не дошло.

Церковь Всех Святых

В юго-восточной части монастыря стоит прекрасная церковь Похвалы Божией Матери (1695 г). Этот храм недаром относят к настоящим памятникам древнерусского зодчества. Он очень красив внешне. Внимание привлекают затейливые резные капители и наличники, искусно сделанные декоративные «раковины» и колонки. На втором этаже этого храма расположена большая по размерам Трапезная палата, а также множество разнообразных хозяйственных построек. Все это здание сейчас активно восстанавливается.

Монахи традиционно жили в двухэтажном Братском корпусе (1696 г.), который стоит с южной стороны от Трапезной палаты. Он состоит из монашеских келий и помещений, предназначенных для хозяйственных нужд. Раньше к корпусу примыкал хозяйственный двор с конюшнями, сеновалами и сараями. В подвалах Братского корпуса на льду монахи хранили продукты.

Последним каменным храмом монастыря является надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1889 г.). Она венчает Святые Врата, сделанные в каменной монастырской ограде. Раньше над этими массивными воротами стояла церковь, построенная в 1700-1702 гг.

Церковь Похвалы Божией Матери

Современное состояние и режим посещения

Сегодня в монастыре живет 20 монахов. В 2000-е годы здесь были проведены большие реставрационные работы по восстановлению каменной ограды, башен и ворот, а также частичному восстановлению храмов.

Попасть на территорию монастыря можно в любой день с 8.00 до 20.00. Все желающие могут бесплатно вести на территории фото- и видеосъемку. Нельзя снимать только монахов и церковные службы. Утренние службы проходят по будним в 6.30, а по выходным и праздникам – в 8.30. Вечерние службы – ежедневно в 17.30.

Как добраться до монастыря

Монастырь расположен по адресу: ул. Луговая, 17. Его архитектурный ансамбль прекрасно виден с пересекающей город московской дороги (трасса М8).

Рейтинг достопримечательности

1 1 1 1 1 Рейтинг 3.80

Монастыри Переславля-Залесского

Горицкий монастырь

Никитский монастырь

Федоровский монастырь

Никольский монастырь

Свято-Троицкий Данилов монастырь

← Ярославская область

Переславль-Залесский

Россия →

Свято-Троицкий Данилов монастырь на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Казань

Суздаль