Петр 1 могила

Список захороненных в Петропавловском соборе

Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проектов.
Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии.

Хронологический (по дате смерти) список захороненных в Петропавловском соборе (не включая Великокняжескую усыпальницу; см. в статье о ней список захоронений).

  1. Екатерина Петровна (1706—1708), великая княжна
  2. Наталия Петровна (старшая) (1713—1715), великая княжна
  3. Маргарита Петровна (1714—1715), великая княжна
  4. Марфа Матвеевна (1664—1715), царица, великая княгиня
  5. Шарлотта Кристина София Брауншвейг-Вольфенбюттельская (1694—1715), принцесса
  6. Павел Петрович (1717—1717), великий князь
  7. Алексей Петрович (1690—1718), царевич и великий князь
  8. Мария Алексеевна (1660—1723), царевна
  9. Пётр I Алексеевич (1672—1725), император
  10. Наталья Петровна (младшая) (1718—1725), великая княжна
  11. Екатерина I Алексеевна (1684—1727), императрица
  12. Анна Петровна (1708—1728), великая княжна
  13. Анна I Иоанновна (1693—1740), императрица
  14. Елизавета I Петровна (1709—1761), императрица
  15. Пётр III Фёдорович (1728—1762), император
  16. Екатерина II Алексеевна (1729—1796), императрица
  17. Павел I Петрович (1754—1801), император
  18. Александр I Павлович (1777—1825), император
  19. Елизавета Алексеевна (1779—1826), императрица
  20. Мария Фёдоровна (1759—1828), императрица
  21. Константин Павлович (1779—1831), великий князь
  22. Александра Михайловна (1831—1832), великая княжна
  23. Анна Михайловна (1834—1836), великая княжна
  24. Мария Михайловна (1825—1846), великая княжна
  25. Александра Александровна (1842—1849), великая княжна
  26. Михаил Павлович (1798—1849), великий князь
  27. Николай I Павлович(1796—1855), император
  28. Александра Фёдоровна (1798—1860), императрица
  29. Николай Александрович (1843—1865), великий князь
  30. Александр Александрович (1869—1870), великий князь
  31. Елена Павловна (1806—1873), великая княгиня
  32. Мария Александровна (1824—1880), императрица
  33. Александр II Николаевич (1818—1881), император
  34. Ольга Фёдоровна (1839—1891), великая княгиня
  35. Николай Николаевич (1831—1891), великий князь
  36. Екатерина Михайловна (1827—1894), великая княгиня
  37. Александр III Александрович (1845—1894), император
  38. Алексей Михайлович (1875—1895), великий князь
  39. Георгий Александрович (1871—1899), великий князь
  40. Михаил Николаевич (1832—1909), великий князь
  41. Николай II Александрович (1868—1918), император
  42. Александра Фёдоровна (1872—1918), императрица
  43. Ольга Николаевна (1895—1918), великая княжна
  44. Татьяна Николаевна (1897—1918), великая княжна
  45. Анастасия Николаевна (1901—1918), великая княжна
  46. Боткин Е. С. (1865—1918), лейб-медик
  47. Трупп А. Е. (1856—1918), камер-лакей
  48. Демидова А. С. (1878—1918), горничная («комнатная девушка»)
  49. Харитонов И. М. (1870—1918), повар
  50. Мария Фёдоровна (1847—1928), императрица

Список похороненных в Петропавловском соборе, чьи останки были впоследствии перенесены

Прах Александры Георгиевны в 1939 году был перенесён в Грецию (королевское кладбище Татой), надгробие над пустой гробницей осталось в соборе. Захоронения остальных перечисленных в этом списке членов императорского дома после постройки в 1908 году рядом с Петропавловским собором Великокняжеской усыпальницы были перенесены в неё из собора.

  1. Александра Максимилиановна Лейхтенбергская (1840—1843), княжна Романовская, дочь Марии Николаевны
  2. Александра Николаевна (1825—1844), великая княжна
  3. Мария Николаевна (1819—1876), великая княжна
  4. Сергей Максимилианович, герцог Лейхтенбергский (1849—1877)
  5. Александр Владимирович (1875—1877), великий князь, сын Владимира Александровича
  6. Вячеслав Константинович (1862—1879), великий князь
  7. Александра Георгиевна (1870—1891), великая княгиня
  8. Константин Николаевич (1827—1892), великий князь
  9. Наталия Константиновна (р. и ум. 1905), княжна императорской крови, дочь Константина Константиновича

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 убиты в Екатеринбурге в 1918 году, перезахоронены в соборе в 1998 году
  2. умерла в Дании, прах перенесен в собор в 2006 году

На январь 1730 г. в Москве была назначена свадьба Петра II и княжны Екатерины Долгоруковой. За несколько дней до торжества император заболел оспой и 19 января умер. С его смертью династия Романовых прервалась в прямом мужском колене.

Похороны Петра II состоялись только 11 февраля, когда новая императрица Анна Иоанновна прибыла из Митавы в Москву. Был составлен специальный церемониал траурной процессии с телом Петра II в Архангельский собор Московского Кремля. Открывали шествие унтер-офицеры лейб-гвардии с алебардами, шталмейстер и гоф-фурьеры. За ними шли маршалы, генерал-майоры, камергер, бригадиры, иностранные купцы, высшие офицеры несли знамена и штандарты, большой государственный герб и земельные гербы. Затем следовало духовенство и за ними несли символы императорской власти – государственные мечи, орденские кавалерии, короны, державу и скипетр. В центре процессии располагался гроб Петра II, углы у покрова держали тайные советники, над гробом балдахин за штанги бригадиры, за шнуры от балдахина удерживали генерал-майоры, по обеим сторонам гроба шли кавалергарды и 66 человек с зажженными свечами. Из родственников последнего мужчину из Дома Романовых провожала в скорбный путь его тетки цесаревна Елизавета Петровна и царевна и герцогиня Екатерина Ивановна Мекленбург-Шверинская. Далее в процессии следовали придворные дамы, военные, гражданские и придворные чины империи, малороссийское шляшетство и казацкие старшины, московское знатное купечество. Императрица Анна Иоанновна не участвовала в погребении племянника.

Danchik-1 ›
Блог ›
Петропавловский собор.Императорская усыпальница.Петербург.5 часть.

Всем привет!
Ну вот мы и внутри. То что я увидел, меня впечатлило очень сильно.Доча конечно не дала толком гида послушать и вила верёвки, устала с нами гулять.Позже я уже дома поискал информацию и узнал для своих сделанных фото более точную информацию.Для меня это было важно.А значит Вам покажу, а кому интересно ещё и расскажу, что получилось найти интересного в соц.сетях и не только.Фото без обработок.Они тут не нужны.Сделано их было очень много.Мучительно выбирая, я с трудом влез в 20-ку.

Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами. Роспись стен принадлежит художникам Воробьёву и Негрубову. Лепной декор собора выполнили И. Росси и А. Квадри, плафоны в центральном нефе — Пётр Зыбин, картины на евангельские сюжеты на стенах собора под общим руководством Андрея Матвеева нарисованы художниками Г. Гзелем, В. Ярошевским, М. Захаровым, В. Игнатьевым, И. Бельским, Д. Соловьевым, А. Захаровым.

Пространство собора освещается пятью люстрами из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Люстра, висящая перед алтарём является подлинником XVIII века, остальные — восстановлены после Великой Отечественной войны.

подлинник XVIII века.
Царские врата в Петропавловском соборе.

Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров исполнен в 1722—1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой. 43 иконы, размещённые в киотах, были написаны в 1726—1729 годах московскими иконописцами М. А. Меркурьевым и Ф. Артемьевым. Это образы святых покровителей Петербурга: святого Александра Невского, апостолов Петра и Павла, святых князей из династии Рюриковичей: князя Владимира, княгини Ольги, мучеников Бориса и Глеба. Иконы были написаны по эскизам М. Аврамова, организатора и директора Петербургской типографии и Рисовальной школы. Иконостас был изготовлен в Оружейной палате Кремля, по частям привезён из Москвы, а смонтирован в соборе. Все декоративные детали и скульптурные элементы иконостаса вырезаны из липы, каркас конструкции выполнен из лиственницы.

Это необычное сооружение напоминает триумфальную арку, открытую со всех сторон и выражающую в аллегорической форме идею победы в Великой Северной войне. В иконостас Петропавловского собора, наряду с орнаментальной резьбой, введена объёмная скульптура: по сторонам от царских врат расположены фигуры архангелов Гавриила и Михаила. По бокам от центральной иконы Воскресения Христова находятся изображения Давида и Соломона, а на верху — ангелы вокруг Господа Саваофа. Сквозь ажурные царские врата видена золочёная сень, поднятую над престолом на четырёх витых колоннах.

В соборе у четвертого пилона правого ряда находится императорское место — небольшой невысокий помост, на котором, в случае своего присутствия в соборе на богослужении, стоял император. Над помостом — деревянная резная сень с изображением размещенных на подушке императорских регалий — короны, скипетра и меча. Среди украшений сени вы опять увидите урны и прапорцы. С нее спускаются завесы из малинового бархата; на задней завесе, прикрывающей пилон, вышит государственный орел.
По особенностям изображения последнего можно предполагать, что императорское место, автор проекта которого неизвестен, в нынешнем своем виде было создано не ранее начала 1830-х годов и не позднее середины 1850-х годов, поскольку всадник на московском гербе, находящемся на груди орла, обращен в геральдически левую сторону (так он изображался лишь до 1856 года), а на крыльях орла помещены казанский, астраханский, сибирский, польский, херсонесский и финляндский гербы (впервые эти гербы вместе появились здесь в 1832 году).

Сейчас в средней части Петропавловского собора находятся тридцать два надгробия членов дома Романовых, но погребений под ними тридцать одно, так как надгробие с именем великой княгини Александры Георгиевны, дочери греческого короля Георга I, стоит над пустой могилой: гроб с останками Александры Георгиевны был в 1939 году передан Советским правительством правительству Греции для перезахоронения в королевской усыпальнице в Афинах.

Одиннадцать погребенных из тридцати одного — это правившие в России императоры и императрицы Романовского дома: скончавшиеся в XVIII веке Петр I, Екатерина I, Анна I, Елизавета I, Петр III и Екатерина II (в правом нефе) и скончавшиеся в XIX веке Павел I, Александр I, Николай I, Александр II и Александр III (в левом нефе).

с права покоится Пётр I.

Тридцать из тридцати двух надгробий — беломраморные с бронзовыми вызолоченными досками, где написаны имена покойных, их титулы, даты рождения и смерти и т. д. При этом на углах надгробий, стоящих над могилами правивших в России императоров и императриц, а также супруг правивших императоров (формально — соправительниц последних), укреплены изображения государственного орла. До 1844 года лишь над частью могил в соборе имелись низкие надмогильные памятники.

В 1844—1865 годах над семью новыми захоронениями, появившимися в соборе, были установлены первые беломраморные надгробия. В 1865—1867 годах беломраморными надгробиями заменили и большинство прежних памятников. Текст досок на новых надгробиях Петра I и некоторых других лиц составлял крупный русский историк Н. Г. Устрялов, автор десятитомной «Истории царствования Петра Великого», в которой, в частности, впервые были опубликованы документы, связанные с делом скончавшегося в Санкт-Петербургской крепости в 1718 году царевича Алексея — сына Петра.

Однако десять из них в 1906—1908 годах из собора убрали. Восемь надгробий сняли в связи с переносом останков восьми лиц в построенную рядом с собором Великокняжескую усыпальницу. Два надгробия у северной стены — над могилами императора Александра II и его супруги императрицы Марии Александровны — заменили новыми, резко отличающимися по форме и материалу от всех остальных.

Новое надгробие Александра II высекли из монолита алтайской волнистой яшмы, а новое надгробие Марии Александровны — из монолита уральского розового орлеца. Изготовленные в 1888—1906 годах по проекту архитектора А. Л. Гуна, они представляют собой великолепные образцы русского камнерезного искусства конца XIX — начала XX века. В притворе, под лестницей, ведущей на колокольню, вы можете осмотреть еще три надгробия, но уже иного типа — в виде вделанных в стену мраморных плит. Одна из них отмечает место захоронения царевича Алексея, единственного взрослого сына Петра I. Кроме того, в средней части собора, у его северных дверей, укреплена на стене бронзовая доска с именами погребенных где-то рядом пяти детей Петра, умерших в младенчестве.

Заканчивая осмотр собора внутри, обратите внимание на развешанные по южной, западной и северной стенам точные копии некоторых из тех знамен, которые висели до революции в его средней части (скопированы знамена, являвшиеся трофеями, взятыми русскими войсками во время войн со Швецией и Турцией в XVIII веке).

Следует подчеркнуть, что Петропавловский собор — это своеобразнейший пример необычайно смелого сочетания западноевропейских художественных образцов с традиционными особенностями православных храмов. Это замечательный памятник не только русской, но также и мировой художественной культуры.

На этом пока всё, но я продолжу.Всем спасибо и до встречи.

Места, где похоронены правители

1Царская усыпальница в Архангельском соборе Московского Кремля

Обычай погребения правителей и высших сановников в церкви пришел на Русь из Византии, он лег в основу традиции возведения великокняжеских храмов-усыпальниц для представителей одной династии. Таким родовым некрополем является и Архангельский собор Московского Кремля. Здесь хоронили представителей московских правящих династий — Рюриковичей и Романовых.
Архангельский собор Ивана Калиты стал первой великокняжеской усыпальницей. К началу XVI века Иван III решил разобрать прадедовскую усыпальницу и построить новую, более просторную. Через четыре года в заново построенную усыпальницу возвратили каменные гробницы предков. Но сначала в соборе был положен сам его основатель, Иван III, скончавшийся 27 октября 1505 года.
Захоронения князей Рюриковичей расположены вдоль стен собора в определенном порядке. Вдоль южной стены погребены в основном великие московские князья; вдоль западной — удельные, близкие родственники великих князей; вдоль северной — князья, впавшие в немилость и умершие насильственной смертью. У северо-западного и юго-западного столпов захоронены принявшие православие представители татарской знати, находившиеся при русском дворе.
При Иване Грозном в дьяконнике — южной части алтарного помещения собора — была устроена царская усыпальница. Создание особой усыпальницы диктовалось принятием Иваном IV царского титула. Помимо гробницы самого Грозного, там находятся захоронения его сыновей — Ивана Ивановича, пострадавшего от отцовского гнева, и Федора Ивановича, правившего после смерти отца. В Архангельском соборе покоится и младший сын Ивана IV — царевич Дмитрий, погибший в Угличе в 1591 году в возрасте неполных девяти лет. С 1606 года рака со святыми мощами царевича Димитрия находится у юго-восточного столпа собора.
Гробницы царской династии Романовых расположены у столпов в центральной части собора. Здесь обрели покой основатель династии царь Михаил Федорович, а также цари Алексей Михайлович, Федор Алексеевич и Иван Алексеевич. Российских же императоров начиная с Петра I хоронили в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. В Архангельском соборе покоится только император Петр II, внук Петра I, умерший в Москве в 1730 году от черной оспы.
Погребения совершали в белокаменных саркофагах, их опускали под пол в землю. Над захоронениями устанавливали кирпичные надгробия с белокаменными плитами, украшенными тонким резным растительным орнаментом и эпитафиями, выполненными славянской вязью. В начале ХХ века надгробия заключили в латунные застекленные футляры с накладными крестами и надписями. Всего в соборе под сорока четырьмя надгробиями и двумя памятными плитами находятся пятьдесят четыре захоронения.

2Императорская усыпальница в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге

При Петре I в России появилась новая усыпальница для монарших особ и членов их семей. Эту функцию выполнял Петропавловский собор Санкт-Петербурга. Он возводился в 1721—1733 годы, но погребения в нем производились и раньше. В северном приделе нынешнего собора у дверей, ведущих в великокняжескую усыпальницу, помещены бронзовые доски над предполагаемым местом захоронения сына и четырех малолетних дочерей Петра I и Екатерины. В январе 1716 года у входа в собор было предано земле тело царицы Марфы Матвеевны — вдовы царя Федора Алексеевича. Потом под недостроенной колокольней появилась третья усыпальница, где была похоронена принцесса Брауншвейгская-Люксембургская Шарлотта — супруга царевича Алексея, скончавшаяся вскоре после родов сына — будущего императора Петра II. В последние дни июня 1718 года, в присутствии Петра I, рядом было предано земле и тело ее замученного мужа. Позднее в Петропавловском соборе упокоилась Мария Алексеевна — сестра Петра I. Но ранг императорской усыпальницы Петропавловский собор приобрел только после смерти Петра I, скончавшегося 28 января 1725 года.
Постоянную усыпальницу Петру I соорудили только в 1731 году, а еще через два года Петропавловский собор был освящен. Гроб с телом императора предали земле у южной стены. С этого момента собор становится усыпальницей членов русской императорской фамилии. Здесь похоронены почти все русские императоры и императрицы, кроме Петра II и императора Иоанна VI. Рядом с Петром Великим погребены его ближайшие родственники и преемники, в том числе и императрица Екатерина I. Над гробницей Анны Иоанновны до революции находились две иконы — Иерусалимской Божьей Матери и Святой Анны Пророчицы. Неподалеку от Анны Иоанновны похоронены две дочери Петра I и Екатерины I — старшая Анна и младшая — императрица Елизавета Петровна. Петра III первоначально погребли в Александре-Невской лавре, а по восшествии на престол Павла I останки убитого монарха торжественно перенесли в Петропавловский собор. Это произошло 5 декабря 1796 года одновременно с погребением императрицы Екатерины II.
Надгробия над захоронениями изначально были каменными. Но в 70-е годы XVIII века их заменили надгробиями из серого мрамора. В повседневности они были накрыты темными суконными покрывалами с вышитыми на них гербами. По торжественным же случаям надгробия покрывали парчой, обшитой мехом горностая. Во второй половине XIX века над новыми захоронениями стали устанавливать надгробия из белого мрамора. Новые надгробия существенно отличались внешне от старых, поэтому в 1865 году император Александр II повелел все надгробия сделать одинаковыми беломраморными. К надгробиям прикрепили бронзовые доски с именами и титулами усопших, датами рождения, вступления на престол и смерти. Сверху надгробия украсили позолоченными бронзовыми крестами, а для императоров и императриц еще и государственными гербами. На новые надгробия перестали стелить покровы.
Очередное изменение произошло по решению Александра III, решившего над могилами своих родителей установить надгробия из яшмы (Александру II) и родонита (Марии Александровне). А Николай II в начале своего царствования решил пристроить к собору специальную усыпальницу для членов императорской фамилии. К этому времени в соборе уже было 46 захоронений, места для новых могил оставалось мало, поэтому в нем планировалось хоронить только императоров и императриц. Первое захоронение в новой усыпальнице состоялось осенью 1908 года, погребли великого князя Алексея Александровича, сына Александра II. Похороны в усыпальнице проводились до 1915 года, когда был погребен великий князь Константин Романов. В усыпальнице не предусматривались надгробия, а вровень с полом устанавливались мраморные плиты с выбитыми на них сведениями о похороненных.
Весной 1919 года Петропавловский собор был закрыт. К счастью, сам собор практически не пострадал, и прах усопших потревожен не был. Первые после революции похороны в усыпальнице состоялись в июле 1998 года, когда здесь предали земле останки императора Николая II, его семьи и погибших вместе с ними слуг. К настоящему времени в Петропавловском соборе находятся 52 захоронения.

3Некрополь у Кремлевской стены

Некрополь у стен Московского Кремля начал складываться с ноября 1917 года, тогда там появились первые братские могилы. Первая одиночная могила у Кремлевской стены появилась в 1919 году. В ней был погребен Я. М. Свердлов. В начале 20-х годов в одиночных могилах были захоронены многие известные деятели партии и правительства: М. В. Фрунзе, Ф. Э. Дзержинский, М. В. Калинин и другие.
С 1924 года центром Кремлевского некрополя стал Мавзолей, в котором покоилось тело В. И. Ленина. 9 марта 1953 года в мавзолее было помещено и тело Иосифа Сталина. Там оно покоилось до 1961 года, когда на XXII съезде коммунистической партии было вынесено решение о перезахоронении вождя на Красной площади, у стен Кремля, за Мавзолеем. Вынос тела Сталина состоялся в обстановке строжайшей секретности. 31 октября, поздним вечером, под предлогом очередной репетиции торжественного парада 7 ноября, была оцеплена Красная Площадь. Вырытая могила и вход в Мавзолей при этом были укрыты фанерными щитами. Свидетелями переноса тела были только многочисленная охрана, комиссия по перезахоронению и похоронная команда. В 1970 году на могиле вождя был установлен памятник, созданный скульптором Томским.
15 ноября 1982 года в 12 ч. 45 мин. после торжественной траурной церемонии, воспроизводящей в общем виде похоронный ритуал по И. В. Сталину и В. И. Ленину, у Кремлевской стены был захоронен Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, умерший 10 ноября. Бюст работы скульптора И. М. Рукавишникова был установлен над могилой в 1983 году.
14 февраля 1984 года в Кремлевском некрополе появилась могила генсека Юрия Андропова. А последним лидером СССР, похороненным у Кремлевской стены, был К. У. Черненко, погребенный там 13 марта 1985 года.

4Усыпальница французских королей в Сен-Дени

Место, на котором сегодня высится базилика Сен-Дени, считается святым еще с III века н. э. По легенде, именно здесь окончил свои дни Святой Дионисий. В V веке Святая Женевьева благословила возведение первой часовни на этом месте. Впоследствии вокруг церкви вырос крупный монастырь — в 630 году его основал король Дагобер I.
В 30-х годах XII века аббат Сугерий начал перестройку главной монастырской церкви. Работы длились около 20 лет. Базилика Сен-Дени была полностью закончена и освящена в 1281 году. А в начале XIII века Людовик IX Святой приказал перенести в базилику прах своих предшественников и создать для них надгробия. С этого момента церковь служила усыпальницей французских королей.
В Сен-Дени были похоронены 25 французских королей (начиная с Дагобера I), 10 королев и 84 принца и принцессы. Особенно замечательны гробницы Людовика, сына Людовика Святого, Людовика XII и его супруги Анны Бретонской, Генриха II и его супруги Екатерины Медичи (работы Жермена Пилона), Дюгеклена, Франциска I и мозаичный надгробный памятник Фредегунды.
Во время Великой французской революции аббатство было разграблено и закрыто, а останки погребённых монарших особ выброшены в ров. В 1814 году при реставрации Сен-Дени кости королей и членов их семейств были собраны в оссуарий. В крипте здания были перезахоронены казненные во время революции Людовик XVI и Мария-Антуанетта, а также умершие в эмиграции принцы и принцессы. В 1820 году здесь же был погребен убитый Лувелем герцог Беррийский, а в 1824 — Людовик XVIII. С июльской революцией 1830 года захоронения в аббатстве прекратились.
9 июня 2004 года в церкви было захоронено сердце Людовика XVII, малолетнего, признанного правительствами многих европейских государств и США, но фактически не взошедшего на престол, короля Франции, сына Людовика XVI и Марии-Антуанетты.

5Усыпальница английских королей в Вестминстерском аббатстве

Вестминстерское аббатство основал на месте старых церквей еще в 1065 году Эдуард Исповедник. Все следующие короли Англии украшали и расширяли аббатство. Строительство современного здания аббатства началось в 1245 году по указанию Генриха III и под руководством королевского каменщика Генри Рейнского. Планировалось построить сооружение в готическом стиле, предназначенное не только для богослужений, но и для коронаций, также оно должно было стать местом захоронения монархов. Освящение церкви прошло 13 октября 1269 года, хотя к этому времени была реализована лишь часть проекта, новая восточная часть церкви примыкала к старому нефу.
В XIV веке значительный вклад в строительство аббатства сделал английский архитектор Генри Йевель. Под его руководством в 1362 году были построены Дом Аббата, неф и западный клуатр, а также гробницы Эдуарда III, Ричарда II и кардинала Саймона Лэнгэма.
На протяжении многих веков Вестминстерское аббатство было усыпальницей английских королей и великих людей Великобритании. Сначала здесь хоронили только монархов, затем, начиная с 17 века, появилась традиция захоронения лучших представителей науки и культуры, великих государственных деятелей. Всего на территории аббатства расположено более 3300 могил.
Надгробия Вестминстерского аббатства можно разделить на два стиля: английский и итальянский. К итальянскому стилю можно отнести гробницы Эдуарда Исповедника и Генриха VII. Гробница Генриха VII и его жены, последней из рода Йорков, в часовне Богородицы считается одним из самых величественных и изящных памятников своего времени. Она выполнена итальянским скульптором Торриджиано из Флоренции в 1518 году.
Английский стиль хорошо представлен в надгробиях монархов 13 — 14 веков, расположенных вокруг алтаря. Объединяет их использование готических архитектурных элементов в оформлении, таких как стрельчатые арки, ниши с фигурками рыцарей и святых, использование растительного узора и мозаики. На верхней части саркофага обычно располагались выполненные в полный рост фигуры умерших, одетых в богатое, тщательно вырезанное платье. В некоторых надгробиях мастера добивались портретного сходства.

Тайна саркофага. Зачем вскрывали гробницы царей и что из этого вышло

Полвека назад из-за этих споров даже вскрыли гробницы царя и его сына.

«АиФ» решил вспомнить, что из этого вышло и какие ещё известные гробницы вскрывали.

Иван Грозный и его сын Иван покоятся в Архангельском соборе Московского Кремля — усыпальнице русских царей. Решения о вскрытии могил в 1963 г. добился известный учёный Михаил Герасимов.

Отравили ли Грозного?

В официальном протоколе сказано, что, когда с саркофага царя начали сдвигать тяжёлую плиту, она «словно кусок льда, разломилась надвое». Случай напоминал тот, что произошёл, когда Герасимов в июне 1941 г. участвовал в раскопках могилы Тамерлана в Самарканде. Утром 21 июня 1941 г. с захоронения Тамерлана начали снимать массивную плиту, но она вдруг раскололась, а в мавзолее погасли установленные там осветительные приборы. Якобы в день вскрытия могилы Тамерлана учёным передали слова местных старейшин, что делать этого нельзя — начнётся война. Война и вправду началась на следующий день, 22 июня. Справедливости ради заметим: о пророчестве заговорили задним числом, спустя десятилетия после вскрытия гробницы.

Скульптурное воспроизведение головы царя Ивана Грозного. Реконструкция по черепу из захоронения в Архангельском соборе Московского Кремля. Скульптор М.М. Герасимов. Фото: www.globallookpress.com

Экспедиция учёных в Самарканд широко освещалась в прессе. Чего нельзя сказать о вскрытии гробниц в Архангельском соборе. Герасимов особо обговорил с коллегами: «Работа не должна быть помпезной и шумной». Когда же учёных всё-таки приехало снимать телевидение, то из этого ничего не вышло (см. «Листая подшивки «АиФ»).

Вскрытие могилы Тамерлана. 1941 г. Фото: Public Domain

Внутри гробница царя Ивана Грозного оказалась простым монашеским погребением — незадолго до кончины государь принял великую схиму с именем Иона. Проведение химико-токсикологических исследований останков показало в костях Ивана Васильевича и его сына Ивана многократное превышение ртути, в то время как у другого сына царя — Фёдора, чью могилу также вскрыли, ртуть не превышала естественный уровень. Эксперты не исключили, что царь и его старший сын Иван могли быть отравлены. А вот версия, что Грозный убил сына ударом посоха в голову, доказана не была.

Белокаменные саркофаги царевича Иоанна Иоанновича и царя всея Руси и великого князя московского Федора Иоанновича. Архангельский собор Московского Кремля. Фото: РИА Новости/ Г. Щербаков

Результаты работы в царской усыпальнице Архангельского собора были строго запротоколированы. А подробности произошедшего в Петропавловском соборе Петербурга теперь приходится восстанавливать по крупицам. Этот собор — ещё одна усыпальница русских государей, где захоронения начались с Петра I. В 20-х гг. ХХ в. во время кампании по изъятию церковных ценностей вскрывались и они. Вот что писал профессор В. Касурский: «Не так давно производилось вскрытие царских гробниц. Особенно сильное впечатление произвело вскрытие гробницы Петра I. Тело Петра хорошо сохранилось… На груди у него был большой золотой крест, весивший очень много. Производилось изъятие из гробниц… Гробница Александра I пуста». Член Академии художеств Граббе, присутствовавший при вскрытии царских могил в 1921 г., рассказывал: «Пётр I лежал в гробу как живой. Красноармеец, который помогал при вскрытии, в ужасе отшатнулся. Гробница Александра I оказалась пустой».

Возможную сохранность останков Петра I эксперты объясняют тем, что император после кончины был забальзамирован и похоронен только через шесть лет после кончины — когда был возведён Петропавловский собор.

Император стал старцем?

А то, что могила императора Александра I оказалась пустой, говорит в пользу версии о том, что самодержец инсценировал свою смерть. Скоропостижная кончина царя-освободителя Александра I в 1825 г. сразу породила волну недоверия. Императору было 48 лет, он отличался отменным здоровьем. Александр I заболел, возвращаясь из Крыма. По прибытии в Таганрог слёг с лихорадкой. А вскоре сообщили, что государь скончался. Удивительный факт — императрица не была на панихиде по почившему супругу в таганрогском соборе. Она также не сопровождала траурную процессию в Москву, а затем в Петербург на похороны.

Почвой для разного рода предположений стал и тот факт, что тело императора народу не показали. В Москве из-за опасений народных волнений к Кремлю, где гроб для прощания установили в Архангельском соборе, стянули войска. Однако прощание не было всенародным. Гроб был открыт ночью лишь для самых близких — тех, кто был посвящён в тайну императора. Считается, что он мог принять решение покинуть престол из-за угрызений совести, связанных с гибелью своего отца Павла I. Напрямую Александр I его не убивал, но, зная о готовящемся перевороте, не предотвратил кровавого исхода. Как расплату за тяжкий грех он воспринял и кончину двух своих малолетних дочерей. Он решил «умереть» для мира и посвятить себя Богу. Есть масса доказательств того, что Александр I — старец Фёдор Кузьмич, который появился в Сибири после мнимой кончины императора. Уже в наше время РПЦ канонизировала старца как праведного Феодора Томского в составе Собора Сибирских святых. Последним аргументом в пользу того, что император и старец — одно лицо, могло бы стать теперь уже официальное вскрытие могилы Александра I, но пока об этом речи не идёт.

Зато в 2015 г. произошло вскрытие захоронения Александра III в Петропавловском соборе с целью проведения генетической экспертизы. Останки из царской гробницы планировалось сравнить с теми, что найдены в Свердловской области и приписываются его сыну — императору Николаю II. Пока об итогах расследования не сообщалось.

Листая подшивки «АиФ»

Галина Лебединская много лет возглавляла лабораторию пластической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН. В 1999 г. она рассказала нашему журналисту о странностях, которые творились в лаборатории, когда ей пришлось восстанавливать облик Ивана Грозного по его черепу.

Галина Лебединская. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Могилу царя и его сыновей вскрыли в 1963 г. Иван Грозный был погребён в монашеском одеянии, скелет его сохранился хорошо, а вот череп сына Ивана буквально на глазах рассыпался в крошку. Поэтому не удалось ответить на вопрос: действительно ли царевич был убит ударом посоха в висок?

Когда начали восстанавливать облик царя, в лабораторию приехали кинодокументалисты. С этого момента начали происходить какие-то малообъяснимые вещи. Сначала у киношников взорвался юпитер, затем загорелась плёнка. Фотограф попросил попозировать с черепом царя — перегорела фотовспышка.

Через несколько дней в лаборатории неожиданно погас свет. Сотрудники зажгли свечу и ради шутки (тогда все были атеистами) стали вызывать дух великого царя всея Руси. Вдруг свеча упала, затухла и одновременно громко хлопнула входная дверь. Как будто душа потревоженного царя вырвалась наружу. Все очень испугались.