Петр чагринский святой Самара красные ключи

Монастырь в миру, или Как Петр Чагринский изгоняет бесов

Монастырь в миру, или Как Петр Чагринский изгоняет бесов

Увиденное и услышанное в Красных Ключах можно рассказывать как сказку: волшебники, бесы, пророчества… Если бы не одно «но». Это — самая реальная реальность, подтвержденная очевидцами. Но для начала — немного истории.

Жил в середине ХIХ и начале ХХ века в деревне Чагры Самарской губернии Петр Иванович Колпаков. Родом из бедной крестьянской семьи, воспитанный бабушкой в строгости и послушании. Тихий, застенчивый, молчаливый. Но односельчане относились к нему настороженно. И потому невесту пришлось искать в другом селе…

А в Чаграх существовала община беседников. Со своим монастырским уставом, который заповедовал еще Серафим Саровский: обширное утреннее, вечернее и ночное молитвенное правило, невкушение мяса и полный отказ от алкоголя, а также дополнительный постный день — понедельник (для ангела-хранителя). Беседниками же они назывались потому, что после церковной службы собирались на беседы и толковали Священное Писание. Однажды, придя на одну из таких бесед, Петр увлекся и в одночасье принял их «законы». Его поддержала и молодая жена… Шли годы. Колпаков сначала стал главой местной общины, а после смерти старца — руководителем всех, кто хранил заповеди святого Серафима.

Слава к праведному Петру пришла в тот же день, когда он исцелил бесноватого. И потекли со всей округи страждущие: порченых привозили насильно, связанных веревками. Они боялись Колпакова настолько, что не могли перейти дорогу, по которой он проходил. Молитва праведного старца помогала при всех болезнях, а также в житейских ситуациях. Все, что ему приносили благодарные люди, раздавал нуждающимся. Однако самое интересное началось

после его смерти. Но об этом — чуть позже.

Откуда пошли беседники

Традиции монашества в миру пошли от святого преподобного Серафима Саровского. Среди духовных дочерей батюшки Серафима были две сестры — Анна Андреевна и Дарья Андреевна из села Большой (Базарный) Урень Симбирской губернии. Они по совету и благословению святого и по примеру Дивеевской общины образовали в своем селе общину келейниц. В ней проживали девицы и вдовицы, вели строгую, воздержанную жизнь.

По сохранившемуся преданию, в 1835 году старица Анна Андреевна перед смертью засвидетельствовала, что руководить общиной беседников будет Василий Щеглов из села Прислониха. На следующий день ему было видение святых апостолов Петра и Павла, а спустя две недели в дом к Щеглову вошли три неизвестных старца. Они велели идти ему в Заволожье Самарской губернии. Мужик-простолюдин от сохи и навоза, он смело принимается за кипучую деятельность по распространению истин христианской веры, по созданию келий и общин беседников. Несмотря на то что очень многие, среди которых были и священнослужители, отнеслись к Василию Щеглову враждебно и даже ставили вопрос о его аресте как раскольника, он смело шел в народ и призывал людей к спасению… После смерти его место заняла Анастасия Керова (в монашестве — Мария).

Личность незаурядная и сильная, она прожила 101 год и сделала так много, что к беседничеству примкнуло более 100 тыс. православных христиан. Обладала ораторскими способностями, даром прозорливости, исцеляла больных и бесноватых. Слава о ней распространилась далеко за пределы Самарской губернии. Почитание старицы было настолько сильным, что временами принимало искаженные формы. В Духовную консисторию шли доносы о том, что крестьянку Керову многие считают чуть ли не воплощением Пресвятой Троицы. И преосвященный Гурий, самарский епископ, объявил беседникам войну. Он сразу отлучил от Церкви Керову и ее 73 ближайших сподвижника. Это был самый драматический момент в истории беседничества. К Керовой съехались сотни ее почитателей со всей губернии и стали слезно умолять порвать с православием и основать какую-то свою, особую веру. Но старица молчала два дня, молилась, а потом ночью исчезла из своей кельи и пешком с палочкой отправилась в Самару. Войдя в город, она сразу направилась к епископу Гурию и упала ему в ноги. Сам владыка составил текст ее покаяния…

Запрещение с нее было снято. Но по настоянию церковных властей она вынуждена была отказаться от права учительства и изъявила желание уйти в монастырь, где после пострижения приняла имя Мария. Но люди продолжали идти к ней. И тогда ее выслали в Суздаль. В городах и селах, через которые проезжала старица, колокола звонили сами собой. Спустя годы преосвященный Гурий изменил свое мнение о беседниках. Он написал письмо бывшей послушнице Керовой и рассказал, что в сонном видении видел матушку Марию у Престола Господня. И просил от его имени попросить у монахини Марии прощение за несправедливую ссылку.

Чудеса Петра Чагринского

В плеяде самарских беседнических старцев Петр Колпаков был по счету пятым. Спустя 40 лет после его кончины, 24 декабря 1965 г., останки старца решили перенести с безлюдного места на сельское кладбище. Когда открыли дубовый гроб, увидели абсолютно нетленные останки. Переложили их в обычный гроб и перезахоронили. С годами село Чагры обезлюдело и кладбище осталось без ухода. И тогда по просьбе отца Павла Алексахина (он — девятый беседнический старец) и по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия 10 сентября 1999 года состоялось второе перенесение мощей в церковную ограду с. Красные Ключи Похвистневского района Самарской области. Мощи оказались все так же нетленными и только из-за сгнившего некачественного гроба частично испорчены. Первые чудеса случились уже на кладбище в Чаграх. У копавшего мужчины прошла больная рука, а уронившая в могилу очки женщина обрела зрение. Подобных исцелений 10 сентября зафиксировано несколько десятков. Буквально несколько дней спустя в Красные Ключи приехали убитые горем родители шестилетнего мальчика. У него стремительно развивался рак руки, и ребенку грозила ампутация. Им посоветовали сделать компресс из земли с могилы старца. На следующий день мальчик избавился от постоянной боли, а спустя неделю абсолютно исцелился.

Уже в декабре 1999 года, «учитывая его праведное житие, непрекращающееся народное почитание и обильные чудотворения при жизни, а особенно по смерти», Синодальная комиссия приняла решение канонизировать праведного Петра в лике местночтимых святых. В Самарской области он стал первым святым.

24 июня архиепископ Сергий торжественно совершил чин его прославления. С того времени мощи святого праведного Петра Чагринского находятся в раке в Михаило-Архангельской церкви с. Красные Ключи. Поклониться им едут со всех российских городов. В гостинице при храме последняя перед нами запись была сделана жителями Праги, они приезжали поклониться святому, которому молятся у себя дома.

На сегодняшний день собрано около полутора тысяч свидетельств о душевных и телесных исцелениях. Вот несколько примеров. Молодой человек приобщился к черной магии и настолько в этом преуспел, что «мог вызывать бурю». Появились деньги, власть. Но с каждым днем его все больше и больше мучила нечистая сила. Дело дошло до психиатрической больницы. Врачи оказались бессильны. Посоветовали поехать на отчитку к монаху в монастырь. Не помогло. И тогда молодой человек услышал о храме в Красных Ключах и находящихся там мощах святого праведника. Приехал, зашел в храм, но к раке подойти не смог. Все присутствующие в храме стали свидетелями душераздирающей картины: он упал в конвульсиях и стал кричать звериным голосом… Ему понадобилось несколько «сеансов», чтобы исцелить свою душу. Или вот молодая богатая женщина стала жертвой зависти сотрудницы своего ресторана. На собственной помолвке съела заговоренный кусок торта и… в ту же секунду прогнала жениха. Стала болеть и тосковать. Помогло только «вмешательство» святого.

Помощь от святого — самая разная. Это и житейские ситуации, и болезни. Очень много записей сделано ульяновцами. Зафиксировано несколько случаев, когда отче Петре помогал мусульманам. Одна запись так и начинается: «Не в посрамление своей веры мусульманской, но в прославление русского святого…». В этом случае призыв к Петру Чагринскому чудесным образом избавил молодого человека от бандитов.

На чудо надейся, но сам не плошай

Все девять старцев были разными людьми, с разными судьбами и характерами. Изучая документы, ловила себя на мысли, что батюшка Павел своей неуемной энергией и кипучей деятельностью очень похож на старицу Анастасию Керову. Когда в 50-х бывший учитель стал священником и был назначен настоятелем одного из приходов, в КГБ сразу «полетел» донос: «В связи с особенно активной деятельностью священника Алексахина… посещение церкви и число обрядов в последнее время увеличилось… Систематическое чтение проповедей в церкви было призывом к искоренению пьянства, хулиганства и прочее… Зав. семилетней школой Пантелеева заявила, что с Алексахиным трудно разговаривать, т.к. у него очень сильно подвешен язык… Он настолько распоясался, что пытался вмешиваться в дела колхоза, школы, клуба. Навязывал свои религиозные убеждения председателю колхоза, являющемуся членом райкома КПСС».

Очень точная характеристика. Даже в самые трудные для православия годы Алексахин ничего и никого не боялся. В 1997 г. на праздновании 100-летия Михаило-Архангельского храма от имени патриарха Алексия II был награжден митрой — головным убором православных иерархов. А в 2001 году — апостольским посохом. Кроме того, Павел Васильевич подготовил и издал восемь книг — жития святых старцев. Сегодня готовятся материалы о прославлении и канонизации седьмого старца — Космирова Сергея Филипповича. Вместе с батюшкой документами занимается келейница Анна Павловна Маклакова. Они оба — члены Союза писателей России.

Место настоятеля храма (трудно представить, что в маленьком селе стоит такая красивая и безупречная во всех отношениях церковь) занимает отец Георгий Аношкин. Родился и вырос он в Ульяновске. Учился и работал в Санкт-Петербурге. В 36 лет, имея все по стандартным меркам нашей мирской жизни, задумался о ее смысле. Встреча с отцом Павлом круто изменила жизнь. Горожанин стал жителем маленького села. Вместе с ним в Красные Ключи уехали его родители. Галину Дмитриевну (когда-то она была Долорес Дмитриевна) знают многие сотрудники «Кометы», а Александра Васильевича — на «Марсе». Кроме них в православной общине есть еще несколько наших земляков.

У общины — свое большое хозяйство. Две гостиницы для паломников. Пасека, сельхозугодья, техника. По настоянию Павла Васильевича все келейницы водят автомобили. Да так лихо, что дадут фору любому мужчине. У каждой свое послушание. Коровники, огороды, работы в храме. Тяжелый физический труд, молитва (особенно сложно соблюдать полунощницу — ночную полуторачасовую молитву), а на лицах женщин — ласковая улыбка и удивительная доброта.

В декабре этого года батюшке Павлу исполнится 86 лет. В последние годы стал слаб здоровьем, но тем не менее в курсе абсолютно всех событий и передвижений не только в своей общине, но и в селе. Помогает местной школе, нуждающимся семьям. Еще несколько лет назад непременно бывал на утренних оперативках в правлении колхоза. Когда встал вопрос о газификации села, самолично доставал (приходилось ездить в другие области) все нужные детали. Архиепископ Ульяновский и Мелекесский Прокл, который знаком с ним очень давно, образно подметил: «Отец Павел — это бриллиант в оправе Московского патриархата, пример для подражания пастырям наших дней…».

Красные Ключи. Храм Михаила Архангела

Красные Ключи. Храм Михаила Архангела

Этот маршрут для желающих прикоснуться к духовной святыни.Поклонится святым мощам, и испить чистой родниковой воды из святого источника.Основной достопримечательностью села, Красные Ключи является храм Михаила Архангела, в котором находятся мощи святого праведника Петра Чагринского.

Как добраться

На общественном транспорте до села можно добраться автобусом, который идет ежедневно с Центрального автовокзала. Направление Самара – Похвистнево. Время в пути около 3часов.На автомобиле по трассе Р -225 «Самара – Бугуруслан».140км.

Описание маршрута

Красные ключи – старинный поселок, расположенный на границе Самарской и Оренбургской областей. Настоящее, исконное его название – Архангельские ключи. Родников в окрестностях, действительно, бьет немало, но имя поселку подарил тот, что струится неподалеку от Михаило — Архангельского храма. А определение «красные» появилось в названии уже в более позднее, советское время.

Едва свернув к селу с трассы, видна церковь. Она возвышается над селом, как бы парит над ним. Невозможно оторвать взгляд от блеска куполов и небесно – голубого цвета стен храма. Первая церковь в Ключах была построена в середине восемнадцатого века, вскоре после основания поселка. Через сто лет она обветшала, и сельчане поставили новый храм – тот самый, что мы видим сегодня. Он также сложен из дерева. Сейчас это памятник культуры 19века. В Советское время храм закрывался только на 5 лет.В конце 1930года вновь открылся по просьбе верующих.Людям удалось сохранить все иконы и всю утварь. Сейчас в иконостасе 53 иконы 19 века, обрамленные деревянной резьбой.

Из истории

В русской церкви много святых. К их мощам и местам мирского обитания тянет многих паломников. Михайло-Архангельская церковь — не исключение. С 2000 года под ее сводами покоятся мощи праведника, святого старца Чагринского. 100 лет назад старец жил неподалеку от Красных Ключей, в деревеньке Чагры, молился, постился и делал добрые дела; творил, исцелял, изгонял бесов. Когда умер, односельчане решили перезахоронить его мощи.

Это случилось через 40 лет, в атеистическом 1965 году. Тогда-то и обнаружилась их нетленность! А еще через 34 года мощи вторично перенесли – уже в ограду церкви. Но и в этом случае оказалось, что рука времени не коснулась мощей. Кстати, сей факт подтвердила комиссия епархии. С тех пор — то и начали твориться в Красных Ключах чудеса!

Потянулись паломники к Самарской святыни не только из города и области, но и из соседних областей. Верующие утверждают, что молитвы, произнесенные в Михайло-Архангельском храме рядом с мощами самарского святого, помогают людям избавиться от алкогольной и наркотической зависимости, от душевных и физических недугов, есть много сведений о излечении гинекологических заболеваний, астмы и язвенной болезни, и многих других проблем. Способствуют тому и бьющие из-под земли студеные ключи.

При храме Михаила Архангела есть две гостиницы, проживание и питание в которых бесплатное. А вот помощи по хозяйству местная община будет рада. В сельской местности, рук всегда не хватает.

В окрестностях села не менее великолепная природа. Это и заливные луга с сочной травой, и небольшие озерца с чистой родниковой водой. Бескрайние поля и могучие лесные массивы.

Удачных Вам путешествий.

В Самарской епархии скончался старейший клирик протоиерей Павел Алексахин

Самара, 8 апреля 2008 г.

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля, на 89-м году жизни скончался старейший клирик Самарской епархии митрофорный протоиерей Павел Алексахин, сообщает SFI.Ru. Он стоял во главе православной общины в селе Красные Ключи Самарской области — небольшой части когда-то мощного духовного движения, получившего в своем начале наименование «беседников» (от регулярных бесед на темы Священного Писания и христианской жизни).

Традиция «беседников» восходит к преподобному Серафиму Саровскому и насчитывает чуть менее 200 лет. Она представляет собой попытку осуществить в миру идеал монашеской жизни. Основа жизни самарских «беседников» — обновление христианской жизни путем трезвения, включая «трезвость ума» и послушания старцу. С конца ХIX века у них сложилась строгая преемственность старцев: каждый из них перед кончиной выбирал своего духовного наследника.

Отец Павел стал старцем в 1977 году, девятым в движении «беседников». Пережил гонения в советское время: на него писали доносы в КГБ за слишком большое усердие в церковной службе, яркие проповеди, ссылали в отдаленные приходы. В начале 90-х годов он легализовал общину, выведя ее из подполья после окончания гонений на церковь в СССР. Душевная простота и мудрые советы батюшки привлекали к нему не только местных жителей, но и людей из других мест.

Как сообщается на сайте dionisij2006.narod.ru, Павел Васильевич Алексахин родился 11 декабря 1919 года в башкирском селе Исянгулово в крестьянской многодетной семье. Детство его проходило в трудовой бедности. Первоначальные навыки христианской веры и молитвы мальчик получил в своей семье. Закончив школу, Павел поступил на курсы учителей. По их завершению был направлен учительствовать в сельскую начальную школу Оренбуржье, где через два года его назначили заведующим, хотя ему не исполнилось еще и 20-ти лет.

За год до начала Великой Отечественной войны Павла Васильевича призвали на службу в армию, присвоили звание младшего сержанта. В боях под Полтавой тяжело раненый в голову, он в бессознательном состоянии попал в плен. Победа застала в германском городе Любеке, где наших военнопленных освободили англичане. Как учителя его одного из первых после проверки демобилизовали. Приехал на родину в Оренбуржье и продолжил учительствовать. Только на одном месте долго трудиться не приходилось. Как побывавшему в немецком плену власти не доверяли ему. То и дело сокращали, и приходилось ехать в очередную сельскую глухомань. Скитания по родной земле с ним делила жена Надежда, трудолюбивая и в работе ловкая.

Всего в школах Оренбургской области Павел Васильевич проработал больше 12-ти лет. Он очень любил свою учительскую работу, умел найти подход к каждому ребенку, с каждым найти общий язык, привлечь и заинтересовать детей, направить их в нужном правлении. Дети отвечали ему искренней любовью.

В городе Бузулук Оренбургской области проживал старец, Сергей Филиппович Космиров, до него дошли хорошие отзывы о Павле Алексахине, и он захотел встретиться с верующим молодым учителем.

Встреча эта состоялась и вылилась многолетнюю и тесную духовную связь со старцем Сергием, а позже старцем Степаном, она определила всю дальнейшую жизнь Павла Васильевича. По благословлению о. Сергия он поступает на учебу в Саратовскую духовную семинарию. По окончании второю курса 7 июля 1956 года, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, Павел Алексахин был рукоположен в сан диакона, а на следующий день — в сан священника.

Некоторое время он служил в Покровском соборе Куйбышева, а затем был направлен в с. Заплавное. Отец Павел проявлял активную деятельность. За эго усердное служение по докладу бдительных органов и под предлогом повышения по службе его перевели настоятелем в с. Владимировку Хворостянского района Куйбышевской области, на бедный приход.

В выписке из архива КГБ написано: «В связи с особенно активной деятельностью священника Алексахина, назначенного в июле 1956 года в церковь с. Заплавное Борского района, посещение этой церкви и число обрядов в последнее время увеличилось, значительно поднялся доход церкви в сравнении с другими сельскими церквями.

Систематическое чтение проповедей в церкви было призывом к искоренению пьянства, хулиганства и прочее. Безотказным совершением обрядов в домах верующих и, как молодой служитель культа с хорошим голосом, Алексахин в короткий срок привлек к себе внимание верующих.

Член КПСС, учительница тов. Гребенникова говорит:

— При Алексахине увеличилось число обрядов и число прихожан церкви. До Алексахина говорили, что церковники пьянствуют, грабят и прочее, а при нем прекратились такие разговоры.

Счетовод сельсовета тов. Сундеев говорит:

— При Алексахине внимание верующих к церкви усилилось. Старухи говорят, что таких верующих попов еще не было в церкви с. Заплавное.

За короткий срок он приобрел среди верующих значительную популярность. Его разъезды по сёлам района с требами ещё больше активизировали верующих.

Зав. семилетней школой Пантелеева заявила, что с Алексахиным трудно разговаривать, т.к. у него очень сильно подвешен язык.

В результате такой деятельности Алексахина и организованного им актива увеличилось посещение церкви, количество обрядов, стала ходить а церковь молодежь. Не случайно, в 1957 году венчалось в церкви 8 комсомольцев. Даже коммунист Лисенко, 45 лет, кузнец Борской МТС, венчался в церкви и сын комбайнера Телегин, окончивший среднюю школу, поступил в Саратовскую духовную семинарию».

Отец Павел два года служил в Кинель-Черкассах, а в июле 1962 года его перевели в село Красные Ключи, где он неустанно заботился о делах церковного прихода и села, ставшего ему родным, о своих многочисленных духовных чадах. О. Павел до преклонных лет присутствовал практически на всех церковных богослужениях, пел в церковном хоре, им же организованном. За время службы прочитывал свои поминания о здравии и о упокоении, которые включают более 6000 имен (эти поминания прочитывались ежедневно также дома утром, вечером и ночью). В конце службы он обязательно выходил с хором на молебен или акафист. После службы о. Павел принимал по разным вопросам людей, каждого внимательно выслушивал, обстоятельно отвечал. Такие беседы затягивались часто до 11 часов вечера.

Отец Павел Алексахин, несмотря на свой преклонный возраст, руководил многочисленной общиной беседников. Он ещё в начале 90-х вывел своих единомышленников из полуподпольного состояния, в котором община беседников пребывала практически в течение всего ХХ века, и утвердил новое положение православных беседников в обществе и Церкви.

Сегодня, благодаря подвижнической и активной проповеднической деятельности о. Павла Алексахина, последователи беседников имеются в Самаре, селениях Красноярского, Похвистневского и других районов области, а также во многих городах не только России, но и бывших республик Советского Союза. Строгих исполнителей этого аскетического направления несколько сотен человек.

С 1992 по 1998 год протоиерей Павел Алексахин издал большим тиражом восемь ранее написанных им небольших книг — жития святых старцев. Он также помог изданию еще шести таких же книжечек своей послушницы и помощницы — псаломщицы Анны Маклаковой. За свою литературную деятельность они оба были приняты в творческий Союз профессиональных литераторов России. Издательско-просветительская деятельность на приходе с. Красные Ключи не прекращается и в настоящее время — издаются детские книги, духовные песнопения, житие и чудеса местночтимого святого — праведного Петра Чагринского.

Как сторонник и проповедник безусловной трезвости о. Павел избирался делегатом всероссийского форума Общества трезвости, и на всероссийском уровне стал известен своей яркой проповедью против пьянства.

Первому из священнослужителей Самарской епархии отцу Павлу Алексахину летом 1999 года было присвоено редкое мирское отличие – он стал первым Почетным гражданином своего Похвистневскою района.

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, в ходе празднования в 1997 году 100-летнего юбилея Красноключевского храма, от имени Патриарха Алексия II наградил сельского священника митрой. А когда в селе районе отмечали 80-летие своего первого Почетного гражданина, архиепископ Сергий отметил о. Павла другой высокой и почетной наградой — апостольским посохом. В этот же день ценный подарок о. Павел получил и от главного светского должного лица губернии — губернатора Константина Титова. В 2002 году за 40-летнее служение на приходе с. Красные Ключи митрофорный протоиерей Павел Алексахин был награжден орденом святого преподобного Сергия Радонежского.

Благовест-инфо

Недавно была память о. Павла Алексахина, удивительного священника и настоящего старца, которого я лично имела радость знать. Некоторые воспоминания уже опубликованы, хотелось и мне внести свой скромный вклад.
К беседникам я попала первый и единственный раз в 2007 году, хотя планировалось, что попаду туда годом раньше, но не пустила мама 😉
Про устав жизни беседников я слышала и знала до поездки, а потому не было неожиданности в том, что кушали мы строго два раза в день, на молитву вставали рано утром, работали целый день и без всяких перерывов, кроме того каждую ночь мы вставали посреди сна на молитву. Конечно, сказать, что всё это было легко, будет нечестно. Было трудно, но как-то благодатно и внутренне легко. Говорят же, что послушание превыше поста и молитвы, так и здесь получалось.
В первый же день мы попали на личную встречу с о. Павлом, т.к. нас с сестрами распределили трудиться в хозяйстве о. Павла (мы перебирали свеклу). С каждым о. Павел говорил лично, спрашивал о жизни, удивлялся тому, какие мы разные, какая жизнь разная, но радовался, что мы вместе, что приехали к ним потрудиться. Потом было еще несколько личных встреч. Больше всего в о. Павле меня поразила свобода духа и веры! И благодаря этому он находил слова для каждого человека — каждому свои.
Прожили мы у беседников неделю. Успели погрузиться в их быт и ход жизни. И на всю жизнь в памяти останутся эти лица и эта Жизнь.
Через полгода о. Павла не стало. Это было очень неожиданно. В один день, 7 апреля 2008 г., Господь призвал к себе двух своих друзей — о. Павла и о. Виталия Борового. Было и грустно, и радостно одновременно.
Но даже после кончины о. Павла я с ним встретилась еще раз. В то время я регулярно по усопшим близким людям и родственникам читала псалтирь. И когда узнала о кончине двух знакомых мне священников, то долго сомневалась читать-не читать псалтирь. В первый день не стала. По священникам же читают евангелия. А как это делать, я не знала. И вот в первую ночь мне приснился о. Павел и во сне меня отругал — «Читай псалтирь и не пропускай». Сам взял книгу и со мной вместе во сне прочитал первую кафизму. После этого я читала псалтирь каждый день — послушание есть послушание — и вспоминала о. Павла с радостью 😉

В Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь со всей страны едут паломники за утешением и исцелением. Корреспондент «Комсомолки» тоже оказалась в их числе.

В середине января кинотеатры ломились от желающих увидеть фильм «Остров» Павла Лунгина. Главный герой — монах отец Анатолий (актер Петр Мамонов) — больше тридцати лет молился о прощении смертного греха. Прознав о его особом целительском и провидческом даре, к нему на остров потянулись толпы страждущих.

Между тем в нашей суетной жизни старцы — одна из вечных загадок. К ним на Руси издревле особое почтение и интерес. Люди обращались к ним кто за советом, кто за исцелением — даже в богоборческие советские времена. Есть такие старцы и сейчас — «Комсомолка» уже писала о том, в каких монастырях находятся их обители. Об одном из старцев я сначала узнала от своей приятельницы. Она с упоением рассказывала, что собирается поехать в Боровский мужской монастырь, где живет отец Власий. Он якобы видит людей насквозь и может дать мудрый житейский совет. Вернулась подруга обескураженной. Как только она зашла к батюшке, он тут же ей сказал: «А крест-то на тебе чужой!» — она действительно попросила его у подруги перед поездкой. И строго заметил, что нужно в церковь ходить, молиться, а спрашивать, как удержать сразу двух мужчин, — нехорошо… Знакомая на самом деле запуталась между мужем и любовником… «И как он узнал?» — удивлялась она. И тут же рассказывала о чудесах, которые происходят в монастыре. Вот девочка, мол, одна плохо видела. А отец Власий ее в лоб поцеловал, и она прозрела… Словом, решила я поехать к старцу, чтобы самой во всем убедиться…

В очередь за чудом

В старинный городок Боровск, что в семидесяти километрах от Москвы, я попала накануне Крещения.

— Не подскажете, как к отцу Власию добраться? — спрашиваю у продавщицы тыквами.

— На маршрутку садись, у рощи остановит. А там по тропинке. Народ дорожку туда протоптал. Но к старцу сразу не попадешь. Мы рядом живем, а все — никак. Это надо в очереди сутками стоять, караулить.

У входа в монастырь меня останавливает вратарник:

— И куда собралась, девица?

— К отцу Власию. Можно мне в монастырь?

Но что-то мне внутри подсказало — не стоит сразу домой поворачивать. Вижу, еще две женщины к собору идут. Я — за ними. Разговорились.

— Отец Власий моей подруге помог, — поделилась со мной одна из них. — У них с мужем долго ребеночка не было. Старец сказал, что нужно им обвенчаться. Так они и сделали. И родила моя подруга недавно. А вообще он каждого человека насквозь видит.

— Как это?

— И прошлое твое, и будущее знает. Только если что говорит, все исполнять надо. А это порою так трудно!

…Дорожка сама повела к двухэтажному зданию. Поднялась я по лестнице. Вижу, по лавкам народу немало.

— К кому вы? — спрашиваю.

— К отцу Власию, — девушка подняла лицо от молитвенника.

— А кто в очереди последний?

Народ отмалчивался. Потом одна женщина пояснила:

— Тут те, кого отец Власий по многу лет знает. С праздником поздравить пришли.

Из комнатки старца выходят молодые муж с женой, она держит на руках мальчика и улыбается счастливо:

— Слава богу, нет у Сашеньки болезни, что врачи ставили. Батюшка сказал, надо пить козье молоко и есть курагу.

Рядом со мной одевалась миловидная женщина.

— Ой, как я рада, что к нему сегодня попала, — затараторила она. — Говорил же мне батюшка: «Не ешь, Катя, перед телевизором». Ведь не слушала. Желудок заболел. Врачи поставили опухоль, сказали, надо делать операцию. Я — к батюшке. Думаю, даст благословение — решусь. Он сказал мне: «Слушай врачей. Они все сделают как надо». Все, пойду ложиться в больницу!

Рассказали мне в очереди про уникальный случай. Привезла мать сына, молодого парня, вся в слезах: «Врачи сыну СПИД поставили. Ночами не спит — задыхается». Отец Власий лоб парню перекрестил, дал масло, привезенное из Иерусалима. Парень принял масло и в первую же ночь уснул. Вскоре оба снова приехали к старцу с радостной вестью: врачи в анализе крови СПИДа не обнаружили… И задыхаться парень ночами перестал…

Говорили, что к отцу Власию несколько лет подряд ездил писатель Александр Солженицын с супругой Натальей Дмитриевной. И еще много людей известных. Только имена их держатся в тайне.

Чаще всего приезжают к старцу с серьезными проблемами. Но бывают и курьезы. Одна бабушка все никак не могла попасть на прием и уговорила его водителя: «Ой, милок, помоги!» Тот сжалился и бабушку провел, а потом получил от отца Власия выговор. Старуха-то чего просила: холодильник у нее старый, и она решить не могла — покупать ей новый или нет.

…»Больше отец Власий принимать не будет», — пронеслось по рядам.

Вышел из кельи крепкий мужчина с длинной бородой, в очках и в рясе. Все тут же повскакивали, кто-то попытался за подол его ухватить… Пожилая женщина успела на ходу вопрос задать:

— Батюшка, ну что мне с работой делать?

— Я же в прошлый раз говорил: слушай свое начальство, не спорь, — строго сказал ей старец. — Что ж ты не выполнила! Ешьте пироги с грибами, держите язык за зубами…

Затем отец Власий всех оглядел. Кивнул:

— Господи, благослови вас…

А одну женщину вдруг за нос ухватил и быстро ушел.

— А чего это батюшка меня за нос? — удивилась та.

— Так батюшка, говорят, грехи вытягивает, — кто-то, смеясь, ответил ей в толпе.

Я расстроилась, что не попала к старцу. Меня успокоила девушка Лена, что была передо мной в очереди:

— Не переживай. В следующий раз попадешь. Всех, кому надо, Господь к нему обязательно приведет.

Тут я поняла, что еле на ногах стою. Целый день не ела. И Лена меня пригласила:

— Пойдем, я в трапезной договорилась. Нас покормят.

Такого вкусного борща с ароматным белым хлебом я давно не ела. Поев, мы убрали посуду, крошки со стола стерли. Здесь так принято. В трапезной кормят трудников — мирян, которые приходят в монастырь работать.

Уезжая в Москву, я знала, что еще вернусь…

Батюшка вылечился от рака

У самого отца Власия — удивительная история. Бабушка его была монахиней, от нее-то и пошла его любовь к Богу. Учился он в мединституте в Смоленске, дружил с девушкой, но вынужден был скрыть от нее свою веру. Ходил в собор тайком, а девушка подумала, что он к кому-то на свидания бегает. Выследила его в храме и доложила в ректорат. Из-за травли молодой студент из института ушел. Уехал в Закарпатье и через пять лет постригся в монахи. Стали величать его отцом Власием. Потом служил в храме в Тобольске. Там тоже испытал гонения, после чего принял схиму — отказался от всех мирских радостей. В Боровске — с 79-го. Когда отец Власий поселился в здании сельхозтехникума (он был в здании монастыря), первое время в лунные ночи откуда-то раздавались стоны. А еще местные жители рассказывали, что видели призрак — монаха. Считали, что это дух святого Пафнутия святыню охраняет. А стоны по ночам объясняли тем, что обитель на костях стоит. В 1610 году поляки прорвались в монастырь и за ночь уничтожили около 5 тысяч дружинников, монахов и жителей. Тела захоронены здесь в двух братских могилах.

Когда отец Власий стал читать псалтырь, стоны по ночам исчезли. Однажды 14 мая — на день Пафнутия Боровского — обвалился купол в соборе Рождества Богородицы и открылись фрески, которые расписывал Дионисий, ученик Андрея Рублева. И монастырь стали восстанавливать.

Владыка предложил отцу Власию стать игуменом монастырским. Но тот отказался. Как рассказывают, отец Власий узнал, что болен раком, и уехал на греческий Афон. Пять лет он был в уединении — затворе. Когда вернулся в Боровск, паломников к нему стало еще больше.

Диагноз ставит по глазам

Рассказывать о том, что кому сказал отец Власий, здесь не любят. Одна из паломниц мне пояснила: сам старец предупреждает, чтобы все сбылось, сокровенные вещи нужно держать при себе. Молчать труда нет, а польза великая.

Хотя какие-то случаи все же до прихожан доходят. Например, как-то мужчина пришел, а батюшка ему говорит:

— Вижу, сердце больное. Куришь много. Выйдешь отсюда, курить не будешь.

Мужчина удивился. Но вправду больше сигарету в рот не взял. И сердце отпустило.

Сам отец Власий так объяснял свой дар видеть болезни:

— Людская молва разнесла, что я чуть ли не экстрасенс. А я раньше изучал иридодиагностику и по радужной оболочке глаз могу диагносцировать разные заболевания. Вообще почти все болезни тела напрямую зависят от болезней души. Стоит человеку устать, омрачиться, ослабнуть, как тотчас врываются недуги.

Плату за прием батюшка не берет. Но народ обычно все равно пытается его отблагодарить. Кто немного денег оставит, кто яблочком угостит или пирогом. Эти дары идут на нужды монастыря, на стол к монахам и паломникам-трудникам.

Как я исповедалась в мужском монастыре

Через неделю я узнала, что очередь к старцу расписана на полторы недели вперед.

— Поживите дней пять в гостинице, может, и пораньше попадете, — посоветовали мне по монастырскому телефону. — А вообще в воскресенье отец Власий проводит исповедь.

Я выехала заранее — в субботу. Сутки не ела скоромной пищи, как положено. Остановилась у добрых людей на ночлег. Хозяйка приютила еще троих паломниц. Мне подсказали, что грехи, в которых я раскаиваюсь, лучше написать на бумаге. И отдать отцу Власию. А то люди обычно теряются на исповеди и забывают, что хотели сказать.

Я три листа исписала, всплакнула — не так-то просто в грехах каяться. Вместе с соседкой прочла канон. В три часа ночи мы пошли занимать очередь. У монастырских ворот уже кто-то в валенках переминался с ноги на ногу.

— Девочки, предупреждаю, со мной еще восемь человек, — сказала пожилая женщина. — Можно я пойду? А то уже два часа здесь стою.

Откуда-то прибежал рыжий кот и стал тереться возле нас… Мороз! В соборе Рождества Богородицы исповедь началась в семь часов утра.

До меня человек двадцать прошли. К отцу Власию подходили по одному.

С кем-то он разговаривал шутливо. С кем-то — очень строго.

Одной девушке, которая жаловалась на нескончаемые болезни, сказал:

— Сначала душу лечить надо, потом — все остальное.

Мое сердце затрепетало. Внимательно прочел отец Власий мои листочки. Несколько раз вздохнул сочувственно. Посмотрел в глаза.

— А теперь, — говорит, — покажи мне свой крест.

Подержал крестик в руках. Потом встала я на колени. Помолился батюшка. Поцеловала я крест и псалтырь. И тихонько отошла в сторону.

И будто плита бетонная упала с моих плеч. Так вдруг в сон потянуло. Прислонилась я к стене и отключилась.

Пришла в себя, когда служба началась и полилось под своды купола красивое пение. Открыла глаза и от удивления обомлела. Прямо передо мной стоял известный танцор Андрис Лиепа с букетом белых роз. Я подошла к нему и спросила, не к отцу ли Власию он приехал.

— К нему. Мы дочку у отца Власия крестили восемь лет назад. Потом он в затвор на Афон уходил. И как снова появился в монастыре, мы к нему приезжаем постоянно. Удивительный человек! Я не знаю, как мы без отца Власия были бы…

Потрясенная, провела я эти полдня в монастыре. На выходе кто-то окликнул меня. Андрис Лиепа! Он решил подарить мне свой календарь и подписал его: «Светлане — на память».

И тут я призналась ему, что журналистка.

— Знаете, Андрис, в прошлом году ваша жена Екатерина вручала мне диплом на конкурсе «Папарацци года».

Мы с ним вместе посмеялись такому совпадению.

А вообще, подумала я, случайностей в нашей жизни не бывает. Значит, все это просто мне было нужно.