Петровский монастырь в Москве

Высоко-Петровский монастырь

Монастырь изначально был создан за пределами Москвы, в селе Высоком – отсюда и соответствующая приставка в его названии. Его основание связывается с именем митрополита Петра, перенесшего свою кафедру из Владимира в Москву в 1325 году. Расцвет обители приходится на 1680-1690-е годы, когда его главными жертвователями были Нарышкины – родственники Натальи Кирилловны, второй жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. Именно в это время формируется в целом существующий облик Высоко-Петровского монастыря.

С 1514 года сохраняется практически в неизменном виде собор митрополита Петра, по которому монастырь получил свое название. Небольшая столпообразная одноглавая церковь в плане представляет собой восьмилистник, крупные выступы которого направлены по сторонам света, а малые расположены между ними. Собор строился архитектором-итальянцем Алевизом Фрязиным – ранее таких церквей в Москве было несколько, схожим образом выглядел храм святой Варвары на Варварке, но до наших дней дошел только собор в Высоко-Петровском монастыре. Две других соборных церкви построены позже: холодная, в честь Боголюбской иконы Божией Матери, в 1684–1685 годах, а также теплая, во имя преподобного Сергия Радонежского, в 1690 году. В Боголюбской церкви на средства царя Петра I создана фамильная усыпальница Нарышкиных, его родственников по материнской линии. Церковь выстроена в традиционном русском стиле. Сергиевский же храм построен в память о событиях 1689 года, когда Петр I был вынужден спасаться от заговора стрельцов и царевны Софьи в Троице-Сергиевом монастыре. В нем нашла воплощение стилистика нарышкинского барокко: богаты украшенные белокаменной резьбой порталы, оконные наличники с «разорванными фронтонами» и раковины вместо традиционных кокошников, венчающие четверик, с пятиглавием.

Другие монастырские храмы играли вспомогательную роль. Так, в 1694 году на Петровке были построены новые Святые врата, над которыми появилась трехъярусная колокольня с надвратной церковью Покрова Богородицы, служившей в качестве домового храма настоятелей монастыря – их корпус примыкает к Святым вратам с севера. Южнее расположен храм Толгской иконы Божией Матери, созданный архитектором И.Ф. Мичуриным на средства статс-дамы А.К. Нарышкиной в 1744 году в память спасения Петра I от стрельцов, которое произошло в день памяти этого богородичного образа. Западный фасад этой церкви разрывает стену и выходит на Петровку, но входа здесь не существовало – ранее тут был киот для иконы. Наконец, над южными хозяйственными воротами, выходящими в Крапивенский переулок, в 1753–1755 году возведена церковь святого Пахомия Великого, позднее переосвященная во имя святых апостолов Петра и Павла. Она возникла на основе существовавших ранее на этом месте белокаменных ворот усадьбы Нарышкиных. Ими же были созданы палаты на углу Петровки и Крапивенского переулка, превращенные в монастырские кельи: их фасад украшен богатыми оконными наличниками с завершениями в виде ступенчатых гребней.

Монастырь был упразднен в 1926 году, но окончательно богослужения прекратились в 1929 году, когда был закрыт последний храм – Боголюбский. Здания оказались заняты различными конторами, бывшие нарышкинские палаты оказались в ведении Государственного Литературного музея. Возвращение богослужений началось в 1992 году, когда Сергиевский храм передали верующим, а в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Церкви Высоко-Петровского монастыря получили статус патриаршего подворья, а в 2009 году он был возобновлен как монашеская обитель. В южном пролете Святых врат создан новый храм Казанской иконы Божией Матери. Реставрация монастырских построек еще продолжается.

Сообщества ›
Это интересно знать… ›
Блог ›
Высоко-Петровский монастырь. Москва ул.Петровка

Высоко-Петровский монастырь (Петропавловский, Петровский, Петра митрополита, Петровский Высокий, с начала XVIII века — Высоко-Петровский]) — мужской ставропигиальный монастырь Русской православной церкви в Москве; расположен на улице Петровке.

Предположительно, основан в 1315 году святителем Петром, митрополитом Киевским, Владимирским и всея Руси. Известен по письменным источникам с 1317 года. Основная часть современного архитектурного комплекса монастыря сооружена в XVII—XVIII веках. В 1929 году был закрыт большевиками. Деятельность монастыря возобновлена с 2009 года. В 2015 году отмечалось 700-летие со дня основания монастыря
Ктиторами монастыря в различное время были: князья Дмитрий Донской, Иван Калита, Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Пётр I.

Полный размер

Вид со стороны Церкви С.Радонежского

Ансамбль монастыря

Высоко-Петровский монастырь — комплекс памятников архитектуры, построенных, по большей части, на средства бояр Нарышкиных в конце XVII — начале XVIII века.Расположен на углу улицы Петровки и Петровского бульвара, дом 28.

Первоначально монастырь был деревянным, в 1514 году итальянским архитектором Алевизом Новым был построен первый каменный храм Петра митрополита и деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, разобранный позже. В начале XVII века территорию монастыря обнесли каменной стеной.

Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Полный размер

Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1690-1696

Полный размер

Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1690-1696

Надвратная церковь построена в 1690—96 годах по указу Петра I в память Ивана и Афанасия Нарышкиных над западными воротами монастыря с двухъярусной колокольней над ними.

Квадратная в плане, перекрытая сомкнутым сводом церковь с тройными колоннами по углам. Окна с наличниками в виде колонок, с разорванными фронтонами. Колокольня из двух восьмериков с арочными проемами, декорирована пилястрами, завершающимися фиалами на кровле, филёнками, увенчана небольшой главкой.

Престол в церковь перенесли из разобранной деревянной церкви, на месте которой была построена Боголюбская церковь. Церковь келейная настоятельская, специальным проходом сообщается с резиденцией настоятеля монастыря.

После Отечественной войны 1812 года церковь была разорена, её упразднили и восстановили только в 1865 году. После Октябрьской революции в 1924 году церковь снова была закрыта. Повторно освящена малым чином в день трёхсотлетия — 14 октября 1998 года

Собор святителя Петра, митрополита Московского

Полный размер

Собор святителя Петра, митрополита Московского 1514-1517
Изначально на месте собора находилась деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. После смерти и канонизации митрополита Петра храм в 1339 году переосвятили в его честь. В 1514—1517 годы деревянный храм был перестроен в камне архитектором Алевизом Новым.

Собор построен в виде восьмигранной башни, увенчанной шлемовидной главой, которая возвышается над восьмилепестковым нижним ярусом. Иногда ошибочно классифицируется как «восьмерик на четверике». Собор является одним из самых ранних примеров столпообразных храмов в русском зодчестве. Собор невелик, он соответствует невысокой деревянной застройке первоначального ансамбля монастыря. Восьмилепестковый ярус храма несёт световой восьмерик, перекрытый сводом и завершённый гранёным шлемовидным покрытием. Большие «лепестки» нижнего яруса расположены по странам света и вместе с диагонально лежащими меньшими перекрыты конхами. В северном, южном и западном размещены входы в собор, в остальных прорезаны окна. Декорация фасадов проста и лаконична. Пилястры, акцентирующие углы восьмерика завершены поясом кирпичного карниза, по низу которого идет аркатура. Округлые формы нижнего яруса объединены антаблементом и высоким цоколем.

В 1690 году собор был частично перестроен Нарышкиными в стиле московского барокко. Узкие окна растесали, плоскость стен украсили живописными наличниками и нарядными порталами, пилястрами и аркатурным пояском под карнизом. В XVI веке собор с 3 сторон был окружен крыльцами; в конце XVII века к западному порталу было пристроено крыльцо со сводом на 4 столпах.

Освящение храма было совершено в присутствии царей Петра и Ивана Алексеевичей.

В 1689-90 годах собор был отремонтирован, была построена белокаменная открытая галерея-паперть вокруг храма. Собор повторно освятили в присутствии Петра I. В 1691 году Климом Михайловым был закончен иконостас. В 1713—1714 узкие окна собора были расширены в широкие квадратные проемы.

В 1920-е годы вместе с монастырём собор был закрыт. Иконостас сохранялся в нём до начала 1940-х годов. До 1980-х годов собор использовался как склад Дирекции художественных фондов Министерства культуры РСФСР. В 1984 году собор был восстановлен в формах архитектуры XVI века архитектором Б. П. Дедушенко во время реставрации комплекса монастыря.

В 1990-е годы собор был передан Патриаршему подворью Высоко-Петровского монастыря. Для храма создали новый иконостас и выполнили фресковую живопись в соответствии с современными представлениями о росписях древнерусских храмов. 3 января 1998 года состоялось освящение храма.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери

Полный размер

Собор Боголюбской иконы Божией Матери 1684-1685
Собор Боголюбской иконы Божией Матери возведен в 1684—1685 годах на месте деревянного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы XVI века над могилами убитых в 1682 году во время стрелецкого бунта Ивана и Афанасия Нарышкиных по велению Петра I. По завершению строительства в 1684 году, царица Наталья Кирилловна и Петр привезли из Боголюбского монастыря список с древней чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери.

Собор служил усыпальницей Нарышкиных до 1771 г., в нём были похоронены 18 представителей рода.
Это второй по значению храм монастыря. Он является традиционной для второй половины XVII века композицией. Первоначально храм с трёх сторон обвивала низкая открытая галерея. В 1805 году часть галереи застроили при увеличении трапезной. Другие участки галереи скрылись вместе с наросшим культурным слоем. В декоре фасадов преобладают элементы традиционного узорочья: спаренные колонки, многопрофильный крепованный карниз, килевидные кокошники в обрамлении окон и в основании барабанов, которые украшены аркатурно-колончатым поясом. Однако вытянутые пропорции верхнего ряда больших прямоугольных окон, единообразие в их оформлении — это черты сравнительно новые. Внутри пространство трапезной раскрыто тремя широкими арками в четверик, что придаёт обширность интерьеру храма. В южной апсиде храма сделана антресоль, где размещалась ризница, в которую вела внутренняя лестница. Арка, соединившая расположенный под ризницей дьяконник с центрально апсидой, заложена позднее. В трапезной над захоронениями Нарышкиных прежде стояли белокаменные надгробия 17—18 веков

На протяжении своего существования собор почти не подвергся переделкам, однако сильно пострадал во время взятия Москвы Наполеоном и после Октябрьской революции 1917 года.

Уникальный иконостас, выполненный Климом Михайловым в 1687 году, с иконами мастеров Спиридона Григорьева, Федора Зубова, Тихона Филатьева и Михаила Милютина сохранялся до закрытия собора в 1929. После революции иконы выломали из иконостаса и, по свидетельству советского скульптора Сосланбека Тавасиева, сожгли.

В 1929 году собор был закрыт, каменные надгробья Нарышкиных, а также купол и крест уничтожены в 1930 году и восстановлены только в 1982 году, вместе с позакомарным покрытием, утраченным в XVIII веке. Внутри храма остались фрагменты лепнины 1740-х годов и академическая живопись XVIII—XIX веков.

В настоящий момент, интерьер собора нуждается в реставрации.

21 декабря 2013 года в соборе провели первое, с момента закрытия в 1929 году, богослужение.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского

Полный размерЦерковь (храм) Преподобного Сергия Радонежского 1690-1702
Полный размерЦерковь Преподобного Сергия Радонежского 1690-1702

Полный размер

Внизу сбор надгробий
Построена как трапезная церковь в 1690—1702 годах на месте южного деревянного корпуса монастыря в стиле нарышкинского барокко. Одновременно с церковью построены братские кельи, соединённые с ней арочным переходом. Внутренние работы и иконостас завершены в 1697 году. Над центральной главой церкви было помещено изображение царской короны.

Церковь стоит в середине монастырского комплекса, разделяя его территорию надвое. Представляет собой двусветный трёхапсидный четверик с примыкающей с запада трапезной и парадным крыльцом, на подклете, с гульбищем на аркадах. Этот тип композиции широко разработан в трапезных крупных монастырей. Изначально церковь была одноглавой, но в 1702—1705 годах свод и главы были переделаны. Стены четверика были надстроены, и на них был возведён новый свод с пятиглавым завершением, четверик был украшен кокошниками с раковинами. Главный престол — преподобного Сергия Радонежского. Над рундуком высокого крыльца прежде размещался балкон, предназначавшийся для царских выходов во время торжественных богослужений или крестных ходов. Во внешнем декоре здания обильно использован белый камень, из которого выложены сложные обрамления окон и порталов, раковины в кокошниках, основания шеек глав и другие детали.

В 1808 году была разобрана галерея-паперть и надарочный переход, соединявший паперть церкви с галерей Братского корпуса. В 1862—1863 годах церковь была отремонтирована, были обустроены и освящены приделы святителя Алексия Московского и святителя Митрофана Воронежского, позже не восстановленные.

В 1919 году церковь закрыта, а помещение отдано Центральной медицинской библиотеке, а затем заводу. В 1930-х годах главы с крестами были разрушены и восстановлены Б. П. Дедушенко в 1960-х. В 1980-х годах в церкви располагался репетиционный зал танцевального коллектива «Березка».

В 1992 году в церкви проведено малое освящение патриархом.

В начале 2000-х годов крыльцо церкви преподобного Сергия Радонежского постройки 1690—1696 годов разрушено и без согласований заменено новоделом

Церковь Толгской иконы Божией Матери

Полный размерЦерковь Толгской иконы Божией Матери 1744-1750

Одноглавую церковь на подклети, прямоугольную в плане, бесстолпную, с 5-гранной апсидой в стиле барокко возвели между колокольней и Братским корпусом. Западный фасад, на котором раньше в центре была икона, выходит на Петровку. Стены снаружи декорированы сдвоенными пилястрами, главка прорезана узкими окнами и украшена волютами. Проект храма принадлежит, предположительно, И. Ф. Мичурину или его ученику. Церковь построена на средства статс-дамы Н. А. Нарышкиной, родственницы Петра I по материнской линии.

Церковь была построена в 1744—1750 годах между колокольней и Братским корпусом Высоко-Петровского монастыря и освящена в честь Толгской иконы Божией Матери. Список Толгского образа был выполнен в 1740-х годах Иваном Андреевым. В настоящее время икона находится в запасниках Государственного исторического музея.

Церковь была заложена в день празднования в честь этой иконы, так как 8 августа по старому стилю, Пётр I спасся в стенах Троице-Сергиевой Лавры от стрелецкого бунта 1689 года.

Толгскую церковь закрыли после Октябрьской революции в 1926 году. Сначала в ней располагались коммунальные квартиры, затем склад Росизопропаганды. Отреставрирована Б. П. Дедушенко. Заново освящена 10 октября 1999 года малым чином.

Некрополь

Полный размерНекрополь Полный размерНадгробные плиты и саркофаги, извлечённые из монастырского некрополя, где ныне устроена игровая площадка детского сада Полный размерНекрополь

Монастырское кладбище с XV века было местом погребения братии Высоко-Петровского монастыря и знатных жителей Москвы. С советских времён и поныне эту неотъемлемую монастырскую территорию, врезаясь в неё клином, занимает детский сад № 878, который устроил на монастырском погосте прогулочно-игровую площадку. В ходе археологических раскопок, проведённых Институтом археологии АН СССР в 1955-1986 годах, за алтарной апсидой Петровского собора на монастырской территории, ныне занимаемой детским садом, были обнаружены хорошо сохранившиеся захоронения XVI-XVII столетий с саркофагами и надгробными плитами, на которых можно прочесть надписи. Ныне извлечённые из земли саркофаги и надгробные плиты выставлены для обозрения и в ожидании надлежащего погребения у южной стены Церкви Преподобного Сергия Радонежского. Проблема возвращения монастырю незаконно занимаемой детским садом территории древнего православного некрополя и его восстановления в подобающем виде является важным направлением возрождения ландшафтного и архитектурного ансамбля Высоко-Петровского монастыря. В настоящее время затянувшийся территориальный спор между Высоко-Петровским монастырём и дошкольным учреждением решается Правительством Москвы.

Полный размерзвонная Полный размерМонастырская стена Полный размерплан)
Древнейший собор Москвы /Андрей Рублёв/Спасо-Андроников монастырь www.drive2.ru/b/549989186304738059/Высокопетровский ставропигиальный мужской монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Ставропигиальные монастыри

Контактная информация

[email protected] 8-(495) 650-13-10 http://vpmon.ru/ Адрес: Москва, ул. Петровка, 28

  • Ставропигия:да
  • Тип монастыря:мужской
  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):Ежедневно в Сергиевском храме:
    8:00 братский молебен у иконы основателя монастыря святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца.
    9:00 — Божественная литургия.
    17:00 — вечернее богослужение.
    В праздничные дни:
    7:00 ранняя Божественная литургия
    8:00 водосвятный молебен
    9:30 поздняя Божественная литургия
    Ежедневно в 14:00 в Толгском храме монастыря служится акафист перед чудотворной Толгской иконой Божьей Матери.
    Ежедневно в Казанской часовне служится акафист перед чудотворной Казанской иконой Божьей Матери.
  • Наместник:Игумен Петр (Еремеев).
  • Престольные праздники:
    • апостола Петра — Январь 29 , Июль 12
  • Святыни:Крест с частицей Креста Господня
    Мощи Спиридона Тримифунтский, Серафима Саровского, Митрофана Воронежского Ковчег с мощами Киево-Печерских святых
    Мощи преподобного Нила Столобенского
    Икона святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси с частицей его мощей
    Чудотворная икона Казанской Божьей Матери
    Чудотворная икона Толгской Божьей Матери
    Частица мощей преподобного Алексия Зосимовского (2 сентября и 2 октября)
    Частица мощей преподобного Германа Зосимовского (14 сентября и 30 января)
    Частица мощей священномученика Фадея архиепископа Тверского (11 февраля и 31 декабря)
    Частица мощей преподобного Иова Анзерского (19 марта и 11 июня)
    Частица мощей святителя Спиридона Тримифунтского (25 декабря)
    Частица мощей праведного Иоанна Кормянского (31 мая) Частица мощей преподобного Сергия Радонежского (18 июля и 8 октября)
    Частица мощей, и часть мантии преподобного Серафима Саровского (15 января).
  • Краткая историческая справка:Высокопетровский монастырь был основан в XIV в. свт. Петром, митр. Киевским, Московским и всея Руси. Среди его строителей и ктиторов были свв. блгв. кнн. Димитрий Донской и Иоанн Калита, вел. кн. Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Пётр I, свт. Филарет, митр. Московский. В стенах обители совершали богослужения свт. Митрофан Воронежский и свт. Тихон, Патриарх Московский и всея России. 1926 г. монастырь был закрыт. Возрождён мужской Высокопетровский монастырь в нач. 1990-х гг., имея статус Патриаршего подворья. В его стенах работает Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии. Священный Синод РПЦ 10 окт. 2009 г. принял решение об открытии этой обители для возобновления в ней монашеской жизни.