Почему болеет человек

Содержание

Почему мы болеем?

Ощутить счастье здоровья как божественного дара легче тому, кто пережил страдания в болезни. Страдания боли, беспомощности, страха.

Болезнь лишает человека беззаботного существования, легкого бытия, безоглядного пользования собою, благами мира сего. Болезнь лишает человека чего-то фундаментального – ощущения ценности и радости бытия.

Болезнь ставит под сомнение, а есть ли эта радость? Не призрачно ли фундаментальное ощущение жизни – ценность бытия, или, как говорят христианские психологи, самоценность. В болезни самоценность неочевидна. Больной пребывает в постоянном сомнении, а есть ли радостная жизнь, если боль и страдания так ощутимы и очевидны, если здоровье так относительно, если возможность быть самим собой прервана, осмеяна, обесценена.

ервое и очевидное духовное испытание, ожидающее человека в болезни – проверка жизнестойкости, жизнелюбия, радости ощущения своего бытия. Болезнь все это подвергает сомнению. Как говорила одна тяжело больная женщина, «неужели есть жизнь, в которой ничего не болит?». Испытание болезнью – это испытание твердости веры в жизнь! Веры в бесценный дар жизни. Веры в Подателя жизни! Болезнь как бы восстает на дар, желает поглотить его, обесценить.

Требуется духовное усилие, духовный подвиг, устойчивость в вере и волевое трезвение, чтобы удержать в себе жизнестойкую веру и жизнелюбивое самоощущение.

Если болезнь – это только испытание, только проверка жизнелюбия, то духовная задача болезни – устоять в «неочевидном», устоять в вере в силу жизни, верить в Божественный дар.

* * *

Болезнь для человека – искажение его природного, должного образа жизни. Человек должен быть цел – целен, целостен, исцелен. И потому Иисус, придя в Галилею и позже в Иудею, первым делом исцелял всех, а потом проповедовал им. Потому врач – служение божественное, служение должное, служение праведное. Человек должен быть исцеленным, исцеленным от всех болезней.

Но что делает человека больным. Конечно же, нет возможности перечислить всё множество факторов: биологических, экологических, физиологических, психологических, поведенческих, нравственных. Можно выделить лишь основные источники болезненности человека и человеческого рода в целом. Родовое наследие, искаженная (зараженная) природа, но главное – поведение человека. Последнее есть образ греха, родового и личного.

Грех – одна из самых весомых причин болезней, но причина неочевидная. Нельзя указать конкретный грех, который мог быть причиной конкретной болезни. Причинно-следственная связь греха и болезни опосредованная, причем цепь таких опосредований чаще всего скрыта от сознания, длинна и символически запутанна.

Например, связь алкоголизма и цирроза печени может быть понятной, но нередко болезнь не наступает, потому что на это влияет ещё несколько факторов. Сами факты ненаступления болезни вследствие развитого алкоголизма заставляют сомневаться в связи «грех-болезнь».

Иногда, наоборот, наступление болезни «указывает» на причины, на грехи, однако усмотреть их не представляется возможным. Нередко больному говорят: «Покаяйся и исцелись. Бог не бывает несправедлив!» Так говорили Иову его друзья, но праведник не признал себя виноватым, и причину болезни видел в воле Бога. Это заставляет нас смотреть на связь грех-болезнь как на фундаментальную, но неосознаваемую, невидимую.

Однако некоторые святые, праведники и подвижники, видели в себе эту связь и могли говорить о себе (и только о себе), за что они страдают. Так и каждый больной может о себе предположить, что его болезнь может быть связана с конкретными поступками, делами, выборами и решениями.

Это особенно актуально при заболеваниях души, психических и личностных отклонениях. В этих случаях ещё труднее увидеть, а иногда увидеть и признать, признаться себе в связи избранных стратегий и наступивших изменений психики. Но как бы ни было тяжело найти «корень страстей» своих болезней, задача такая будет оставаться духовно обязательной для зрелого духовного пути. Поиск духовной и житейской причин собственной болезни – задача духовного исцеления.

Грех – как условие, как рыхлая, «благодатная» почва, на которой вырастает болезнь. Болезнь – как симптом и уродец. Как приспособление к почве. Болезнь – как вынужденность.

Болезнь ставит человеку духовную задачу – понять, что скрывается за ней, какое явное, а чаще неявное нарушение, искажение правды, природы вещей, несоответствия Божьему замыслу за ней стоит.

Человек может оказаться в трудном поиске правды о себе, о своем несоответствии, о грехе. Но это возможно только в том случае, если система ценностей включает в себя понятия ответственности за выбор, за поступок и понятие греха как ошибки, неисполнения заповеди, как поступка против Бога. Если же такой системы ценностей у человека нет, он может оказаться перед стеной непонимания. И тогда даже вопрос «за что это мне?» будет неуместным. Духовное измерение открывает здесь перспективу найти смысл, отказ от смысла болезни – закрывает смысловой горизонт.

Итак, можно предположить, что смысл болезни в том, чтобы получить возможность изменить что-то в своей жизни. В противном случае страдания как духовный шанс окажутся напрасны.

* * *

Наступление болезни часто связано с болью и страданиями. Страдания изменяют сознание. Нарушается привычный образ жизни. Исчезают многие возможности наслаждаться жизнью, получать удовольствие, радоваться и быть счастливым. Все это еще и еще раз изменяет сознание. Следует сказать, что больной – это человек с измененным состоянием сознания, как человек в трансе или гипнозе. И это объективная трудность для человека, попавшего в болезнь, заболевшего.

Больной воспринимает мир и себя самого сквозь мутную и нечистую призму такого измененного сознания, и его восприятие ошибочно, неверно, искажено. А потому оно может порождать ошибки, грехи, трагедии. Больному человеку очень трудно удерживать себя способным к трезвомыслию, к адекватности и критичности. В противном случае больной становится сущим наказанием для самого себя и близких. Это тем более относится к болезням психическим и духовным. Потому так важно, несмотря на болезнь, сохранить трезвомыслие, адекватность и ответственность.

Итак, третья духовная задача в болезни – адекватность сознания как особая, сверхъестественная духовная работа.

О болезни с точки зрения православия

Православный взгляд на болезнь хорошо нам известен из учения Святых Отцов Церкви. Святые Отцы полагали, что болезни и скорби могут послужить духовному возвышению человека, помочь ему приблизиться к Богу. С православной точки зрения болезнь является нормой земной жизни. Преподобный Иоанн Лествинчик писал, что «болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение». Таким образом святые отцы не считали болезнь местью за грехи, а только средством исправления грехов. Телесная болезнь и страдания болящего, без сомнения находятся в тесной связи с состоянием его духа и души. Человеку естественно задаваться вопросом: Почему именно я или близкий мне заболел, хотя по большому счету этот вопрос из числа неразрешимых. В свое время об этом спрашивал Бога преподобный Антоний Великий: «Господи! Почему одни немного живут и умирают, а другие живут до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие живут богато? Почему нечестивые богатеют, а благочестивые бедны?». И святой получил ответ, который дан нам на все времена: «Антоний! себе внимай! То –суды Божии, и тебе нет пользы знать их». Многое зависит от умения человека воспринимать все, что он встречает в жизни, по-христиански, в том числе и болезни. Поэтому в некоторых ситуациях мы можем видеть на одном полюсе людей отчаявшихся, обвиняющих в своих проблемах всех остальных и даже хулящих Бога. Такое часто встречается, когда человек испытывает сильные физические страдания. А на другом полюсе – люди, которые терпят свое болезненное состояние со смирением, с покорностью воле Божией и умудряются во всем найти что-то доброе. Кого-то болезнь делает ближе к Богу, а для кого-то становится настоящим препятствием в вере. Многие болезни остаются неизлечимыми, становятся причиной страданий и смерти. Сталкиваясь с такими недугами, православный христианин призван положиться на всеблагую волю Божию, помня, что смысл бытия не ограничивается земной жизнью, которая является приготовлением к вечности. Страдания есть следствие не только личных грехов, но также общей поврежденности человеческой природы, а потому должны переноситься с терпением и надеждой. Богу было угодно сделать страдание средством спасения и очищения, которое может быть доверием к всеблагой воле Божией.

Болеющий человек, в состоянии беспомощности и страдания, в полной мере начинает ценить человеческое соучастие и заботу, сам начинает проявлять к другим любовь, милосердие и сострадание.

Болезнь раскрывает нам нетленную ценность любви и милосердия.

Болезнь имеет силу смягчить жестокие сердца.

Болезнь научает нас сострадать ближнему и любить его.

Болезнь напоминает человеку, что он не оставлен (не забыт) Богом.

«Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов» (Святой Нифонт)

«…как тело очищается щелоком от нечистот, так и душа очищается болезнями и страданиями» (Священник Валентин Жохов)

Люди часто сталкиваются с еще одной из дилемм, когда заболевают: «Нужно ли обращаться к врачам?».

Врачебное искусство благословлено Церковью, поэтому обращаться к врачам можно и нужно. Врачом был один из апостолов и евангелистов – святой Лука. В православии почитают безмездных врачей – великомученика Пантелеимона, мучеников Косму и Дамиана, Кира и Иоанна, и других. С одной стороны, это святые нашей Церкви, а с другой – люди, которые свою жизнь посвятили врачебному искусству в том виде, в каком оно тогда существовало.

Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного — общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней.

Использованная литература.

  1. «Православный взгляд на причины болезней» Диакон Свято-Троицкого Архиерейского подворья Сергий Вогулкин.
  2. «Болезнь: довериться Богу» Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
  3. «О болезни» Церковь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Почему при болезни поднимается температура и что нужно и нельзя делать

Температура — это не патологический симптом, а естественная защита организма человека. Поэтому сбивать ее всеми силами жаропонижающими средствами не нужно. Иногда она появляется внезапно, без каких-либо ощутимых причин и также внезапно исчезает. Но все же чаще является реакцией организма на воздействие каких-либо вредных факторов, например, вирусов или бактерий во время инфекций. Может быть вызвана травмами головы, кровоизлиянием в мозг. Часто сопровождает такие опасные болезни как рак. Бывает при ревматизме, аллергии, гипертиреозе. Температура может повыситься из-за передозировки препарата, сильного стресса и даже физических нагрузок.

Почему повышается температура у детей

Повышение температуры у детей часто связано с прорезыванием зубов или прививкой. Иногда может повыситься до 40 градусов. И это может быть связано не только с острой инфекцией, но и говорить о начале простуды. Объясняется это с тем, что у детей еще недостаточно развита иммунная защита и организм быстро вступает в бой. Внезапный подъем температуры у ребенка не всегда связан с болезнью. Например, обычный перегрев на солнце, слишком много теплой одежды может привести к ее повышению.

Почему полезен подъем температуры

Температура от 37 до 38 градусов С считается субфебрильным состоянием. Когда температура ртутного столба на термометре подмышечной впадины превышает 38 градусов Цельсия, отмечается лихорадка. В жару микробы «выгорают», скорость деления и роста многих бактерий снижается. Развитие некоторых вирусов подавлено. Кроме того, лихорадка служит для стимулирования деятельности иммунной системы, способствуя выработке антител. Отсюда следует, что не следует тянуться к лекарствам, которые слишком быстро понижают температуру, потому что мы лишаем организм его защитных возможностей. Нужно дать ему шанс справиться с инфекцией.

Когда температура держится слишком долго, с ней нужно бороться. Если высокая (больше 38,5 градусов у взрослых и до 39 градусов у детей) температура сохраняется в течение нескольких дней, следует принять жаропонижающее средство.

Не спадающая несколько дней высокая температура может ослабить функции почек, вызывать головную боль, привести к обезвоживанию, которое особенно опасно для маленьких детей. Наиболее популярными и часто используемыми жаропонижающими средствами являются аспирин и парацетамол. Однако, нужно знать, что оба эти лекарственных средства имеют побочные эффекты. Поэтому принимать следует строго в назначенной врачом дозировке. Детям нельзя давать лекарства, предназначенные для взрослых. Даже в уменьшенной дозе.

Как ухаживать за больным с высокой температурой

Рекомендуется в это время пить не крепкий чай с малиновым сиропом или настоем липы. При высокой температуре, если не помогают жаропонижающие препараты, прикладывать холодные компрессы или обернуть больного влажной простыней. При этом нужно учесть, что вода должна быть не очень холодной, а всего на 2 градуса ниже температуры тела.

Обязательно регулярно проветривать комнату, в которой находится больной. Желательно, чтобы температура в комнате была около 20 градусов.

Как правило, люди с высокой температурой отказываются от еды из-за отсутствия аппетита. Постарайтесь, чтобы он пил хотя бы легкий куриный бульон. Исключить следует тяжелую, соленую, острую пищу. И больше пить.

Уважаемые читатели! Статья носит информационный характер. Не забудьте проконсультироваться с врачом или соответствующим специалистом.

Что еще почитать:

Почему теряется аппетит во время болезни. Полезно это для выздоровления или нет

Слишком низкая температура тела. Есть ли повод для беспокойства

Боль в горле как помочь себе и остановить воспаление

Как уберечь себя от простуды и что делать при первых симптомах

Почему я каждую осень перекручиваю имбирь с лимоном и медом

Я — Человек, но очень больной. И это мешает мне выполнить главное предназначение жизни человека на Земле.

Предисловие

«Я человек больной. Ревматический. Мне доктора велели ноги в тепле держать» и таблетки глотать, добавлю я. Эти слова чеховского персонажа характеризовали меня полностью ещё несколько лет назад. Но согласитесь, если какая-то болезнь начала подтачивать здоровье, то тут же набрасываются другие, словно наперегонки пытаясь откусить лучшие куски. И годам к пятидесяти, мы имеем целую кучу заболеваний. Но, благодаря успехам современной медицины, мы не умираем: только мучаемся. Так и со мной случилось.

Понятие здоровья

А что такое здоровье? Это не просто отсутствие всяких болезней. Это состояние физического, психического, социального и духовного благополучия. Все эти состояния неразрывны друг с другом.

В аюрведических трактатах говорится, что здоровье имеет четыре уровня.

  1. Первый уровень — физическое страдание, когда организм сигнализирует нам о каком-то неблагополучии в нашем теле. Но мы терпим или глотаем горстями таблетки, снимая болевые ощущения, но при этом очаг болезни остаётся в организме.
  2. Второй уровень — мирское счастье. Если человек изо дня в день выполняет работу, которую ненавидит, живёт с людьми, которых не любит, это не может не отразиться на его здоровье.
  3. Третий уровень — психическое и эмоциональное благополучие. Если человек постоянно находится в тревожном состоянии и испытывает стрессы, например, на работе, в транспорте, в семье, его здоровье также под угрозой.
  4. Четвертый уровень — состояние счастья. Когда и радости, и трудности воспринимаются как источник нескончаемого счастья, и с каждым днём его становится всё больше и больше. Вот вам и рецепт нескончаемого здоровья, и ответ на вопрос: почему некоторые люди не болеют? Им некогда болеть, они всегда счастливы (речь не идёт о клинических идиотах).

Почему люди болеют? С чем это связано?

Мы представляем себе здоровье как отсутствие болезней (физических, психических, естественно). Но наша жизнь ограничивается нашими представлениями о ней, мы мыслим фрагментарно и потому не имеем целостного восприятия. Наши глаза зашорены, как у той лошади, что изо дня в день, из жизни в жизнь продолжает тянуть лямки безпросветности, которые в ведической литературе называются невежеством.

Прокрутив в голове плёнку своей жизни, я осознала, что была просто обречена болеть сама и приносить страдания своим близким, и поняла, почему человек часто болеет. Борясь с ежедневными проблемами дома и на работе, я стала раздражительной, нетерпимой, боялась просыпаться по утрам, ожидая только неприятностей от жизни, таким образом притягивая их к себе всё сильнее и сильнее. Заболела. Остеохондрозы, артроз, спондиллёз, миома, гастрит, гайморит, ой, хватит! В конце концов ушёл муж. Мир разбился вдребезги. Вот вам и пример того, как один уровень здоровья связан с остальными, словно звенья одной цепи. Други мои! Проанализируйте свою жизнь через призму всех четырёх уровней. Думаю, это будет очень полезно для вас.

Стадии болезни

Но почему человек начинает болеть?

Казалось бы, при хорошей внешней жизни, если разобраться в себе внимательнее, то более тонкие причины скрыты глубоко внутри. Болезни бывают разные, но принцип развития их одинаков. Некоторые из них могут тянуться ещё с прошлых наших воплощений. Вы ведь помните о реинкарнации. В таких случаях у человека проявляются такие качества, как гнев, обида, зависть. Мы их можем и не замечать, но они продолжают в нас существовать и подтачивать наше здоровье, а в медицине нет такого диагноза: зависть.

Далее болезнь проявляется на телесном уровне, начинает страдать эндокринная система. При обследовании могут обнаружить гормональный сбой, а болезни пока нет. Есть усталость, апатия, безразличие ко всему. С течением времени разбалансировка работы гормонов приводит к нарушению обмена веществ, и в теле накапливаются токсины, то есть яды. Токсичная стадия приносит с собой вялость, усталость, головные боли, запах изо рта. На этой стадии болезнь ещё можно излечить, устранив причину: изменив образ жизни, применяя натуральные средства лечения. Но симптомы подавляются, и тогда болезнь переходит из стадии «трудноизлечимых» в стадию «неизлечимых».

Почему врачи не могут вылечить нас?

Медицина шагнула далеко вперёд. Квантовая физика вплотную подошла к определению Божественности и осознанию Единства мира, а сознание медиков остаётся на материалистическом уровне. Доктора до сих пор рассматривают своих пациентов как набор костей, органов и тканей. И потому, говорят врачи, сердце – это насос, который приводит в движение всю автономную систему организма. Хорошо, а кто заставляет работать эту систему? Наука по этому поводу ничего сказать не может.

Но давайте оставим эти споры высоколобым учёным и вернёмся «к нашим баранам». Итак, почему человек много болеет и не может вылечиться, применяя современнейшие фармацевтические препараты?

Человечество рассматривает болезни как некие изъяны человеческого тела. В результате такого представления официальная медицина стала применять симптоматическое лечение, когда врачи прописывают больному лекарства для снятия боли при каком-то заболевании. А сама болезнь продолжает своё существование в теле. Мало того, в различных органах оседает большое количество вредных химических веществ, которые неизбежно приносят ему ещё больший вред: заболевание переходит в хроническую стадию и поселяется в человеке на долгие годы (если не навсегда).

Да и кто нас лечит? Люди, которые сами имеют массу вредных привычек, больны и несчастны. Им самим нужна помощь, а тут мы со своими болячками. Не хочу быть голословной. Как-то пришлось навестить сестру в поликлинике. Мне пришлось ждать её минут пятнадцать, но они не были проведены мною даром: скучно не было. Мимо меня проходил медицинский персонал этого лечебного учреждения, и на минуту показалось, что я нахожусь в какой-то кунсткамере или в «Королевстве кривых зеркал». Бросалось в глаза то, как выглядели люди, призванные нас лечить: вот проковыляла хромая медсестра; со шваброй в руках откуда-то выскочила горбатая санитарка; рядом остановился врач-терапевт в линзах, напоминающих корабельный бинокль; из двери с надписью «Бак. лаборатория» пулей выскочила молоденькая медсестра, вся заплаканная и с размазанной тушью на лице.

Здравствуй, я – твой кишечник

Вы рассмеётесь, прочитав эту фразу, но погодите крутить пальцем у виска, заглядывая в конец статьи, чтобы найти фамилию автора и уничтожить его презрением. Погодите, успеете. Если бы вы прислушались к своему кишечнику, вы бы многое услышали, много такого, что заставило бы вас содрогнуться. Как сказал Шекспир: «Нет повести печальнее на свете…».

Почему? Всё хорошо, друг, – говорите вы, поедая аппетитный кусок жаренного мяса, даже не задумываясь о том, каким путём он пришёл на ваш стол. Но это, скорее, нравственная проблема и тема другой статьи.

Есть исследования, которые напрямую связывают вопрос: почему люди болеют? с увеличением потребления мяса. Съедая кусок говядины или свинины, мы получаем чужеродный животный белок, на усвоение которого затрачивается огромное количество драгоценной энергии. Вы сами замечали, как после плотного обеда вы чувствуете усталость: это желудок мобилизовал все силы для переработки пищи.

Между тем, наш организм способен сам производить необходимые ему белки. Этого не происходит только потому, что кишечник изнутри покрыт толстым слоем каловых масс (извините за мой «французский»), местами они настолько затвердели, что превратились в камни и оставили тонюсенький просвет для продвижения проглоченной нами пищи. Ворсинки кишечника и должны вырабатывать так необходимые нашему организму вещества. Но не могут: они, словно пластилином, замазаны слизью, гноем, продуктами распада. Кишечник, словно верный слуга, работает на нас до последнего, но мы не заботимся о нём. Кидаем, словно в топку, что попало: всякие бургеры, тортики, «чиккены», то есть всё самое вредное для него. Сейчас моими устами глаголет авторитетный в медицинской среде Норман Уокер. Очистите кишечник, – пишет он, – и многие болезни исчезнут. Как это сделать? Об этом будем говорить в другой статье. Договорились? А сейчас скажу, основываясь на собственном опыте, что можно прекрасно жить, и не употребляя в пищу «братьев наших меньших».

Куда уходят наши деньги?

В мире существует мощнейшая индустрия здоровья: медицинская наука, медицинские институты, клиники, санатории, здравницы, аптеки. Все они призваны лечить нас. На самом деле их главная цель — привлечь и удержать приверженцев, ведь мы с вами есть для них золотая жила, вытягивающая из наших кошельков разной толщины денежки, заработанные непосильным трудом. Большинство из нас живёт в полусознательном состоянии, поэтому реагирует на кричащую со всех сторон рекламу медикаментов, скрытый смысл которых заключается в том, что мы все предрасположены болезням, что это нормально, поэтому мы постоянно должны лечиться. Косметички женщин заполнены не только тушью, кремом от морщин, тенями. Там чёртова куча фарм. препаратов. Вот думаю, Боже, как я несовременна: уже лет двадцать не пользуюсь никакими лекарствами. Кроме горчичников. Только травы, глина, ягоды, лимоны. Имбирь хорош! Да мало ли природных лекарств!

Для чего существуют болезни?

Настоящие причины болезни не расследуются ни медициной, ни религией, ни философией. Медицинские препараты лишь нейтрализуют симптомы болезни, а внутренние душевные проблемы, которые и вызвали болезненное состояние, остаются и продолжают подтачивать организм. Вопрос: болезнь – зло или добро? Уверена, большинство людей ответит, что болезнь – это зло, ведь она приносит страдания и смерть. Не жалеет даже младенцев и детей. Нам это кажется несправедливым.

Но мир сам по себе нейтрален: он не плохой и не хороший. Это только наши умственные конструкции, которые вырастают из полученного нами жизненного опыта, воспитания, образования, навязанного социумом. И каким бы странным это ни показалось, но у болезни есть своё предназначение: через страдания заставить человека преодолеть свою инерцию, лень, пробудиться от невежества и познать смысл бытия. Заболевание — вопиющий сигнал о том, что энергетические структуры человека не находятся в гармонии, пребывают на грани разрушения. Больному человеку следует обратиться к своей внутренней сути.

В христианстве болезни – это божья кара. Но болезни – это лишь плата за наше нежелание идти нравственным путём, когда нужно самосовершенствоваться. Между тем, каждый симптом болезни указывает на то, что мы зацепились за материальные ценности, заменив ими духовные цели. Болезнь угрожает нам возможностью расстаться с ними и делает нас агрессивными. И мы глубоко заблуждаемся, когда начинаем бороться с ней. А нужно быть благодарным ей, ведь преодоление трудной ситуации делает нас сильнее.

ИщИте радость в постоянном!

Материя не вечна. Посмотрите вокруг. Всё несёт на себе печать тленности. Деревья, трава, жучки, в ней копошащиеся – всё уйдет из этого мира. Потрогайте своё тело. Возможно, оно сильно и упруго сейчас, но пройдет каких-нибудь 30 лет, и вы увидите в зеркале морщинистое лицо, а суставы в коленях дадут о себе знать ноющей болью. Говорю вам и больные суставы ручками потираю.

Или вот, например, радости мало в сердце. Ничто не радует. Всё плохо. Психолог не поможет. Ему надо денежку заплатить, а их-то как раз негусто. Зато холодильник родной и рядом. Он для многих — лучший транквилизатор. Действительно, после съедения кусочка торта, ваш ум успокаивается. Но только на короткое время. Почему? Потому что мы ищем успокоения в материальном, а оно непостоянно! Вы идёте в поликлинику. Жалуетесь. А доктора разводят руками: лекарства не помогли. Тогда время останавливается для нас. Почему? Потому что пришло время остановить «крысиные бега» и задуматься о своей жизни.

Самодисциплина – залог здоровья

Помню случай, когда одна женщина попросила травяной сбор для лечения аллергии. «Я все лекарства перепробовала, — сказала она, — на каких только диетах ни сидела, какие только таблетки ни пила. Аллергологи со мной работали — ничего не помогло». Я, значит, даю ей сбор и объясняю способ применения. Отмечаю, что при этом не следует ждать результатов мгновенных. Притом нужно увеличить физические нагрузки, но самое главное — соблюдать режим питания. «Ой, а если я захочу покушать перед сном? Я ведь не засну, пока не поем…»,— сказала дама. Где проблема у этой женщины? Да, в голове. А в результате страдает тело. Поэтому, пока не перестроится мышление, очень трудно добиться каких- либо результатов в любой области нашей жизни, а в лечении болезней – особенно. Если вы хотите вылечиться, но при этом наедаетесь на ночь и плюёте на физические упражнения, все благие намерения так и останутся пустым сотрясением воздуха.

Болезнь — страдание

Даже не зная четырех благородных истин Будды Шакьямуни, вы, несомненно, скажете, что болезнь — это страдание, особенно, когда вы вырваны из обычного круговорота жизни в результате, допустим, несчастного случая. Тогда медсестра сможет записать в дневнике наблюдений: «Больной в постели активен: иногда меняет позы». Или обнаружена опухоль в какой-то части тела. Часто боль физическая уходит на второй план, и на первый выходит осознание своей безпомощности. Тогда приходят отчаяние и страх, которые усугубляют положение. Часть людей просто сдаются, спиваются. Некоторые начинают подумывать о суициде, что тоже не является решением проблемы. А нужно мобилизовать все свои силы и искать способы лечения, отличные от лечения официальной медицины, особенно, если врачи и их лекарства не помогли.

Духовное самосовершенствование — вот путь к здоровью!

Вдохновляющие примеры, почему некоторые люди никогда не болеют, и как они переносят недуги, связанные с материальным телом, можно найти в жизнеописаниях святых разных времён и народов. Путеводной звездой нам будет яркая подвижническая жизнь великого йогина Миларепы, который дал себе обет не спускаться с гор, пока не познает Истину, даже если заболеет смертельной болезнью. Страдая телом от кровоточащих ран и тяжёлой физической работы, он не отступал от своей цели и достиг Просветления. А задумывались ли вы над своими целями? Насколько они смогут продвинуть вас на пути к вашему главному предназначению на Земле?

Возможно, ваши болезни и есть точка отсчета?

Попробуйте посмотреть на свои недуги не как на зло, наказание, кару, а как на величайший подарок судьбы, который привёл вас на путь дальнейшего эволюционного развития, ведь неслучайно же вы получили человеческое рождение, ох, неслучайно!

Исцелить себя можно только через духовное самосовершенствование.

Поэтому не стоит хвататься за полы белых халатов, как за спасательный круг. Примените лучше «метод Мюнхгаузена», это принесёт вам больше пользы. Ведь если Творцом нам дана болезнь, значит, он дал и средство для исцеления. И вы обязательно его найдёте. Только внимательно изучите себя и своё тело. Вы заметили? Вы — не только это тело, вы есть нечто большее, требующее внимательного рассмотрения. Согласитесь, вы себе нужнее, чем чужому дяде или тёте в белых халатах. Прислушайтесь к себе. Где-то что-то болит? У врача были? Не помогло? Ага, значит, пора! Приняться за себя любимого!

ЙОГА поможет вам это сделать. Познав самого себя, вы увидите и причины своих болячек, и средства исцеления от них. «Сайт клуба «Оум. Ру» есть, поистине, неисчерпаемый источник материалов о йоге.

Ах да! Может, кто забыл про «метод Мюнхгаузена». Напомню. Этот замечательный герой Распе (автор этих рассказов) попал в болото и чуть было не утонул, но присущая ему смелость и смекалка не подвели его и на этот раз: он схватил себя за волосы, с силой потянул их и спас от неминуемой гибели не только себя, но и своего коня. Но только надо стараться! Тогда и вы сможете помочь сначала себе, потом за вами потянутся окружающие вас люди! Вперёд, к подвигам! Вас ждут великие дела по личному исследованию, исцелению, а врачи… Врачи пусть отдыхают, у них и без нас работы хватает.

Почему болеют святые?

Почему болеют святые? За что их-то наказывает Бог?
Юра

Отвечает Ирина ДМИТРИЕВА, редактор православной газеты Якутии «Логос»

Юра, в Православии вопрос «за что?» не актуален. Разумнее искать ответ на вопрос «для чего?». По поводу «наказания» тоже не всё так просто. То, что грешный человек воспринимает как кару Господню, для святого – милость Божия, проявление Его любви к нему.

Болезнь и немощь – удел не только больших грешников. «Более того, – писал учёный и богослов Н.Е.Пестов, – слабое, болезненное состояние тела типично для носителей высокого Духа». Но я не дерзну отвечать на Ваш вопрос, а попробую переадресовать самим святым. Что они-то говорят по этому поводу?
Святитель Тихон Задонский учил: «Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу… научается смирению, терпению, памяти смертной и от неё усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты… О, болезнь горькое, но целебное средство! Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы… так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям… зарождаться в нас. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя… Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо».

Преподобный Варсонофий Великий советовал: «Желающим угодить Богу надобно пройти через небольшие скорби. Как же мы ублажим святых мучеников за страдания, которые они претерпели Бога ради, если сами не можем переносить и горячки?». О себе святой пишет так: «Будучи болен, я никогда не ложился и не оставлял своего рукоделия, хотя и сильные болезни меня постигали. Но незадолго до того, как я заключился в келию, тщеславие ухитрилось и не стало допускать ко мне болезней: скорблю теперь, желая терпения, а что терпеть – не знаю».

Святитель Григорий Богослов говорил: «Стражду от болезни и изнемогаю телом… Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше».

А ещё очень важно свидетельство врача и пастыря, который не причислен к лику святых (жил совсем недавно – 1914-2003), но многие современники не сомневаются в его святости. Митрополит Антоний Сурожский, автор книги «Жизнь. Болезнь. Смерть», знал об этих предметах не понаслышке. Он окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны, служил хирургом во французской армии, а в период немецкой оккупации – врачом в антифашистском подполье. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда был призван к священству. На его руках умирали во Франции русские эмигранты первой волны, в Англии он проводил в последний путь среди множества православного народа родную мать. Подвижник, аскет сам тяжко болел в последние годы жизни. В своей проповеди «О болезнях» Владыка Антоний так ответил на этот вопрос:
«Но почему болеют святые? Почему они, как бы вкраплённые в Божию благодать, могут болеть?.. Тут другой момент, тот же самый момент, который является перед нами в страшные минуты распятия Христа и Его смерти. Святой несёт на себе крест всей земли, святой – это человек, который вместе со Христом несёт на себе последствия человеческого греха. Я вспоминаю сейчас одного валаамца. Он был послушником в течение пятидесяти лет, на работах потерял ногу, был уже стариком, когда его встретил отец Афанасий, посетивший тогда Валаам в поисках духовной жизни. Он спросил этого старика: “Скажи, почему ты, после пятидесяти лет, не принимаешь пострига, остаёшься послушником?” И тот ответил: “Я не готов. Я не научился сострадать и плакать плачем всея земли”. Вот почему и святой может болеть, может страдать: потому что умеет сострадать, разделять страдание и плакать над страданием, над греховностью, над отпадением от Бога всей земли».

Источник. Православная газета Якутии Логос, май 2009.

— Владыка, тема нашей сегодняшней беседы выбрана неслучайно. Болезни — это то, с чем сталкивается каждый человек. Болеют люди любого возраста, начиная от самых маленьких. Тяжелая болезнь — это настоящее испытание: не только физическая боль, но и душевные переживания и для самого больного, и для его близких. Почему же люди болеют? Есть ли у болезней духовный смысл?

— Действительно, болезни сопровождают человека всю его жизнь. Как мы знаем из Священного Писания, скорбь, болезнь, смерть и тление — это последствия грехопадения, отступления человека от Бога. Физическая болезнь является внешним проявлением глубокого духовного повреждения, которое нанес грех человеческой природе. И пока существует этот мир, нет и не будет на земле людей, способных избежать болезней, несмотря на все усилия врачей и достижения медицины.

Поэтому для христианина вопрос о том, есть или нет в болезни духовный смысл, не стоит. Безусловно, есть.

— Если ты тяжело заболел, нужно ли задавать себе вопрос: почему или для чего меня постигло это испытание?

— Человеку естественно задаваться вопросом: почему именно я или близкий мне человек заболел, хотя по большому счету этот вопрос — из числа неразрешимых. Вопрос о существовании болезней и смерти, так же как и о страданиях невинных людей — это в общем-то вопрос теодицеи , он всегда стоял перед человеческим сознанием. В свое время об этом же спрашивал Бога преподобный Антоний Великий: «Господи! Почему одни немного живут — и умирают, а другие живут до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие живут богато? Почему нечестивые богатеют, а благочестивые бедны?». И святой получил ответ, который дан нам на все времена: «Антоний! себе внимай! То — суды Божии, и тебе нет пользы знать их» .

На самом деле здесь очень важно христианское отношение к жизни в целом. Довольно часто мы, хоть и считаем себя верующими людьми и называем себя христианами, в своей жизни руководствуемся теми же критериями, что и люди неверующие. Если мы убеждены, что жизнь, наше благополучное земное существование — это самодостаточная ценность, выше которой ничего быть не может, тогда, конечно, тяжелая болезнь и смерть — это катастрофа, полный крах того миропорядка, которым живет человек. Если же мы верим в то, что наша жизнь не кончается со смертью, что наша душа вечна, тогда смерть при всем ее ужасе все-таки не становится такой кошмарной зияющей пропастью, как в сознании неверующего человека. Тогда мы становимся способными несколько иначе относиться ко всему, что с нами в жизни происходит, в том числе и к болезни.

Думаю, что большинство людей, ведущих хотя бы отчасти внимательную жизнь, понимают: «У кого-кого, а у меня причин для того, чтобы заболеть, более чем достаточно». Причин как внешних (ведь мы знаем, что огромное количество болезней вызвано неправильным образом жизни), так и внутренних, духовных. И в большинстве случаев, если человек честен с самим собой, он это осознает. «Посылает Бог иное в наказание, как епитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтобы терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтобы очистить от какой страсти, и для многих других причин» — такое рассуждение привел в одном из своих писем святитель Феофан Затворник .

При этом нужно хорошо запомнить очень важное правило. Мы можем и должны видеть причины многих наших болезней и испытаний в себе самих, но ни в коем случае не должны высматривать эти причины в других людях. Я могу сказать себе, что болею из-за своих грехов и «достойное по делом моим приемлю». Но я не должен говорить другому человеку: «Вот, ты заболел, потому что ты грешник». То есть, максимально строго относясь к самому себе, я не имею права даже задумываться над тем, какие недостатки, какие грехи и страсти довели до болезни другого человека. Это та грань, которая отделяет настоящего христианина от человека, который только называет себя этим именем.

— Владыка, наверное, каждый из нас видел тяжелобольных людей, которые способны поддержать здоровых, показать им пример не только терпения, но и радости, полноты жизни, духовной крепости. Но бывает и наоборот: человек оказывается буквально сломленным болезнью. Встречали ли Вы такие случаи? От чего это зависит?

— Отношение человека к болезни — это крайне сложная тема, и здесь меньше, чем когда-либо, я хотел бы выступать с поучениями. Мы все слабые люди, и я слабее всех. Я совершенно не уверен, что, когда для меня настанет время испытания, я смогу быть кому-то примером. Могу только повторить: многое зависит от умения человека воспринимать все, что он встречает в жизни, по-христиански, в том числе и болезни. Поэтому в подобных ситуациях мы можем видеть на одном полюсе людей отчаявшихся, обвиняющих в своих проблемах всех остальных и даже хулящих Бога. Такое часто встречается, когда человек испытывает сильные физические страдания. В таком случае, мне кажется, лучше вообще не обсуждать его слова и поступки, потому что бывает такая мера человеческих страданий, которую здоровый просто не может себе представить. А на другом полюсе — люди, которые терпят свое болезненное состояние со смирением, с покорностью воле Божией и умудряются во всем найти что-то доброе. Такие люди есть, и они — пример и укор для нас, живущих обычной невнимательной жизнью. Подобное поведение зависит прежде всего от внутреннего устроения человека, от навыка одинаково принимать от руки Божией и радость, и скорбь. Это очень трудно дающийся навык, его имеют очень немногие люди. И нельзя сказать, что если у человека это получилось однажды, то будет получаться и в дальнейшем. Поэтому мы говорим о тех или иных конкретных случаях не для того, чтобы их оценить, а для того, чтобы лишний раз самим себе напомнить, как должно себя вести в подобных ситуациях.

— Кого-то болезнь делает ближе к Богу, а для кого-то становится настоящим препятствием в вере. Особенно тяжело видеть страдания детей. И часто люди говорят: «Если Бог милосерд, как же Он допускает страдания заведомо безвинных?». Подскажите, что здесь можно ответить, ведь практически каждому из нас приходилось слышать такой вопрос.

— Что касается детских болезней и страданий людей добродетельных, это опять же вопрос теодицеи: почему Господь попускает страдания? Здесь нельзя дать общий ответ, подходящий всем и для всех случаев жизни. Наверное, главное, что можно посоветовать: говорить таким людям, чтобы они старались смириться с волей Божией. Пусть даже мы ее сейчас не понимаем, но она благая. Все, что с нами происходит, — происходит ради нашего спасения.

— Недавно я была в паломнической поездке, где с нами в группе оказалась семья с ребенком — тяжелым инвалидом. Мама этого мальчика постоянно повторяла: «Это нам за грехи». Она рассказывала, что часто слышит это не только от духовника, но и от окружающих, верующих людей, в храме. Но мне кажется это совершенно неправильным. Нужно ли говорить такие вещи страдающим людям?

— Еще раз повторю: мое глубокое убеждение — страдающим людям, родителям больных детей об этом говорить нельзя. Другое дело, если взрослый, верующий человек сам это осознает. Тут не надо с ним спорить: «Нет, что вы, вы такой хороший, не может быть»… Но, когда, встретившись с такими семейными трагедиями, о «виновности» родителей говорят посторонние люди или даже священник — это категорически недопустимо. Наша вера не отменяет элементарных правил человеческого общежития. Во-первых, это бестактно, во-вторых, очень грубо, и, в-третьих, совершенно нерассудительно с духовной точки зрения, потому что ничего, кроме обиды и отторжения, такое отношение не вызовет.

— Владыка, а какой должна быть духовная помощь в болезни? Наверное, верующий человек постарается исповедаться и причаститься. Есть еще соборование — таинство во исцеление. Как можно принять в нем участие?

— Духовная помощь в болезни — это прежде всего молитва, в том числе о прощении своих грехов. Люди, переболевшие тяжелыми болезнями, которых Господь исцелил, обычно очень сильно меняются. Они становятся глубже, у них меняется система ценностей, многие вещи становятся на свое, правильное место.

Конечно же, обязательно надо исповедоваться. Болезнь — это время, когда человеку, даже самому легкомысленному, свойственно подводить итоги прошедшей жизни. Может быть, жизнь еще будет долгой, но, пребывая в тяжелой болезни, оценку своих поступков нужно сделать. Поэтому необходимы глубокая, искренняя и полная исповедь и Причастие.

Действительно, одно из таинств, к которым надо прибегнуть в болезни, — это соборование. По слову апостола Иакова, болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего (Иак. 5, 14–15).

Если человек в состоянии ходить, соборование над ним совершают в храме, а если нет, то священник призывается к больному на дом.

— А если тяжело заболел кто-то из наших близких, и этот человек еще не ходит в храм постоянно и осознанно, надо ли уговаривать его прибегнуть к таинствам? Я слышала о случаях, когда человек после исповеди и Причастия выздоравливал и в корне менял свою жизнь. Но вижу, что встречается и магическое отношение: люди причащаются и причащают детей, «чтобы не болеть»…

— Если заболел человек, который пока еще не ходит в храм, но, по крайней мере, не отрицает существования Бога и церковных таинств, то для него это хорошая возможность стать ближе к Церкви. Действительно, есть такие случаи, когда человек выздоравливает и на основании опыта своей болезни меняет свою жизнь. Это очень хорошо. А что касается магического отношения, конечно, с ним надо бороться, и это, прежде всего, дело священника. Если он видит, что человек не просто не верит, но и не хочет отказываться от своих заблуждений, а Причастие и соборование для него — просто еще одно лечебное средство, «на всякий случай» (как часто это бывает: и к бабке сходим, и к экстрасенсу, и в Церковь причаститься — вдруг да поможет), это профанация церковных таинств. И, конечно, это не приведет ни к чему доброму.

— Кому и как молиться в болезни? Есть традиция читать акафисты святителю Луке, в случае онкологии — святителю Нектарию, Божией Матери пред иконой «Всецарица»…

— Молиться всегда, во всех случаях жизни нужно Богу. Действительно, есть традиция молиться святым в тех или иных болезнях, но это вовсе не значит, что иначе Бог нас не слышит. Традиция эта в принципе объяснима. Скажем, святитель Лука при жизни был выдающимся врачом. Святитель Нектарий страдал от рака, и ему молятся при онкологических заболеваниях. Это благочестивый обычай, от которого не надо отказываться, но ни в коем случае не стоит придавать ему чрезмерное значение и превращать наш церковный календарь в некую лекарственную энциклопедию — какому святому молиться от какой болезни, и в каких количествах это «средство» принимать.

— Владыка, если человек заболел, у кого ему искать помощи? Можно ли обращаться к врачам, и как относиться к нетрадиционной медицине — гомеопатии, иглоукалыванию и так далее? Какой здесь может быть критерий?

— Врачебное искусство благословлено Церковью, поэтому обращаться к врачам можно и нужно. Врачом был один из апостолов и евангелистов — святой Лука. Мы почитаем безмездных врачей — великомученика Пантелеимона, мучеников Косму и Дамиана, Кира и Иоанна и других. С одной стороны, это святые нашей Церкви, а с другой — люди, которые свою жизнь посвятили врачебному искусству в том виде, в каком оно тогда существовало. И хотя с точки зрения сегодняшнего дня методы древних врачей могут казаться устаревшими, тем не менее это была научная медицина своего времени. Поэтому нужно обязательно бороться с распространенным на нижних этажах церковно-фольклорного сознания мнением, что к врачам ходить не надо. Бывает еще: «Батюшка не благословил в больницу идти». Если батюшка так сказал, значит, он в прелести. Никогда, ни при каких условиях Церковь не отметала врачебное искусство, потому что оно тоже дано человечеству Богом, Творцом всяческих.

Другое дело, что есть так называемая нетрадиционная медицина. К ней бывает разное отношение. Скажем, лично я совершенно не признаю гомеопатию, считаю ее шарлатанством. Но есть люди, которые гомеопатию очень почитают. Иглоукалывание — скорее, медицинский метод, только относящийся к другой системе. Гораздо хуже, когда начинают ходить к экстрасенсам, биоэнергетикам и всяким бабкам.

— Недавно к нам на епархиальный сайт пришло письмо от женщины, которая заявляет, что никогда не обращается к врачам и от всех болезней лечится в святых источниках. Как Вы относитесь к подобным вещам?

— Чрезмерное внимание к источникам у нас иной раз принимает совершенно чудовищные формы, характерные, скорее, для древнего язычества с его поклонениями духам леса, духам воды и тому подобным вещам. Язычества тут больше, чем христианства. Помолиться и окунуться в источник рядом с монастырем очень хорошо, особенно если он был ископан святым, как, например, источники преподобных Сергия Радонежского, Саввы Сторожевского возле Троице-Сергиевой Лавры. Но это не заменяет ни церковных таинств, ни врачебной помощи.

— «Дороже всего на свете здоровье», «Здоровье не купишь» — есть много таких поговорок. Сегодня многие люди стараются вести здоровый образ жизни — заниматься спортом, правильно питаться. Вроде бы, это хорошо и правильно. Но все ли здесь допустимо? Как Церковь относится к восточным практикам — йоге, китайской гимнастике цигун? Они сегодня очень популярны. Люди говорят, что это действительно помогает справляться со стрессами и болезнями.

— Допустимо то, что не имеет в своей основе чуждых христианству духовных практик. Если та или иная гимнастика возникла на основе той или иной духовности — тибетской, ламаистской, индуистской, лучше ею не заниматься, потому что из духовной системы нельзя вычленить какую-то одну психосоматическую составляющую и как-то ее нейтрализовать. Это невозможно. Все равно до некоторой степени это будет измена своей вере.

— Владыка, среди церковных людей есть и такое устоявшееся представление: поскольку болезни — от грехов, а грехи дают возможность вселиться в нас врагу рода человеческого (бесам), то в тяжелой болезни может помочь отчитка. И люди ездят на отчитку, возят детей с неврологическими нарушениями, мужей, больных алкоголизмом… Правильно ли это, как к этому относиться?

— Я отношусь к этому очень осторожно. Так называемую отчитку священник должен совершать только по благословению архиерея. Самочинное занятие этим делом ничего хорошего не приносит — ни тем, кого отчитывают, ни тому, кто отчитывает. И примеров тому множество.

Я знаю отца Германа в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было благословлено совершать это чинопоследование ныне покойным Патриархом Алексием II. Знаю, что Патриарха об этом просил духовный собор Лавры, потому что туда приезжает много людей, которые хотели бы, чтобы над ними было совершено это чинопоследование. Это водосвятный молебен с особыми прошениями о людях, мучимых нечистыми духами. Люди такие есть, мне самому приходилось их видеть, и это страшное зрелище.

К сожалению, сегодня на отчитку едут все кому не лень, иногда просто так, на всякий случай. Это проявление духовного инфантилизма, когда человек, не умея, не желая и даже не пытаясь научиться работе над собой, мобилизовать свои внутренние силы на борьбу с грехом, хочет, чтобы ему что-то сделали. Знаете, есть сейчас такое выражение — человек приходит в храм и говорит: «Мне сделали». — «Что?». — «Да что-то плохое»… И в противовес этому человек хочет, чтобы ему «сделали» в Церкви что-то хорошее. И тоже чтобы не сам он делал, а батюшка что-то прочитал, помазал, покропил…

Что касается больных алкоголизмом, думаю, что в каких-то случаях можно привезти их на отчитку. Мне приходилось видеть случаи, когда люди после этого чинопоследования действительно менялись, внутренне и внешне. Не могу сказать, что это что-то совершенно бесполезное, но далеко не всегда необходимое. Обязательно должно быть двуединое действие — человека и Бога. Господь подает помощь тому, кто сам пытается чего-то добиться. Если человек лежит на диване и ждет, когда кто-то что-то с ним сделает, — ничего не получится. У болгар есть хорошая поговорка: «В Божий гроб да го сложишь» (то есть хоть в гроб Господень в Иерусалиме его помести), а ничем не поможешь. То есть если сам человек не прилагает усилий, то ничего и не будет.

— Кстати, вопрос из почты нашего сайта. «Мой муж — запойный алкоголик. Мучается сам, и все мы вместе с ним (я, дети, мама). Я в отчаянии уговариваю его “зашиться” или закодироваться, но не знаю, как на это смотрит Церковь?»

— Очень редко это кодирование и «зашивание» приводит к устойчивым положительным результатам по тем причинам, о которых я только что говорил. Кодирование — это вообще обман, примитивный гипноз, который действует очень недолго. Когда я был еще настоятелем на Подворье, у нас было несколько хороших молодых ребят, которые нуждались в духовной помощи в связи с этой проблемой. И я нашел чин обета трезвости, который был составлен в Русской Церкви в начале XX века. Служился специальный молебен (обычно для каждого человека отдельно), потом читалась молитва, и человек, положив руку на Евангелие, в присутствии священника давал обещание Богу не употреблять спиртных напитков. Вы знаете, довольно многие бросили пить. Кому-то не удавалось бросить совсем и сразу, но держались год, два, три, потом опять приходили и брали такое благословение. Это помогало, я видел это сам. Но опять же это были люди, которые сами очень хотели избавиться от этого своего греха. Они старались, молились, прилагали усилия — и Господь им помогал.

— И такое письмо пришло в нашу редакцию от Ольги: «У меня есть подруга, ее дочка больна ДЦП. Она считает себя верующим человеком, ходит в храм. Но еще постоянно ищет, где „принимают” старцы. И в Дивеево они ездили, и в монастырь в Калужской области к прозорливому батюшке, и к разным бабкам. На мои попытки сказать, что это неправильно, она отвечает: „Когда такое происходит с твоим ребенком, то поверишь во всё, так что ездим и по бабкам. Говорят все диагнозы по фото, кто им силу дает?”». Что можно сказать в таких случаях, Владыка?

— Уважаемая Ольга! Ваша подруга сказала Вам очень горькие, но верные слова: «Когда такое происходит с твоим ребенком, поверишь во всё». Конечно, плохо, что она ездит к бабкам. Плохо, но это от отчаяния. И кто бросит в нее камень? На Вашем месте я не стал бы ее упрекать за то, что она ездит в монастыри к старцам, ищет прозорливых батюшек. От посещений всяких бабок, колдуний или экстрасенсов, конечно, попытался бы мягко отговорить. Но, если бы увидел, что не получается, я бы оставил эти попытки. Таким людям можно только помогать. Больной ребенок — это страшное горе. Уже то хорошо, что человек не оставил своего ребенка (а таких случаев множество), взял на себя крест, который он будет нести всю свою жизнь. И я думаю, что Господь очень многое ей простит, в том числе и некую духовную неразборчивость.

— Говоря о болезни, нельзя избежать такой тяжелой темы, как эвтаназия. Например, при онкологических заболеваниях и ряде других человек испытывает неимоверные страдания. Допустим, совершенно очевидно, что он уже не выздоровеет, не сможет вернуться к нормальной жизни. Разве не гуманнее эти страдания прекратить?

— Церковь категорически против эвтаназии, и об этом можно подробно прочитать в социальной концепции . Дело в том, что эвтаназия включает в себя два самых страшных греха: и самоубийство, и убийство. Хотя порой совершенно очевидно, что человек не выздоровеет, болезнь доставляет ему невообразимые страдания. Нужно стараться помочь такому больному всеми возможными средствами, но эвтаназия — не выход. Пафос тех, кто выступает в защиту эвтаназии, в общем-то объясним, но за ним часто кроется лукавство. В современном западном мире эвтаназия — это одно из проявлений сознательного отказа от христианства. И дело здесь не только и не столько в желании облегчить страдания людей, сколько в бунте против Бога, причем со стороны идеологов эвтаназии — совершенно осознанном и планомерном.

— В заключение нашей беседы приведу еще несколько вопросов от наших читателей; эти вопросы кажутся мне типичными, многие люди задаются подобными.

«Жить хочу нормально. А у меня вечные болячки. Как упросить Бога, чтобы быть здоровой? Или смириться?».

«Я верующая, но, наверное, маловерная. Боюсь смерти, не могу представить себе вечность, и в болезни очень унываю…».

«Уже несколько моих знакомых в молодом возрасте заболели раком. Я им очень сочувствую, но у меня самой развивается самая настоящая канцерофобия. Грех ли — такая мнительность?».

Владыка, что тут можно посоветовать?

— Думаю, надо и просить Бога о здоровье, и в то же время смиряться.

Все люди боятся смерти, и все мы, пока живем на земле, не можем представить, какой будет вечность. Фантазировать на эту тему не нужно. Но в любой болезни надо стараться не унывать. Надо усиленно, от всего сердца молиться Богу и во всем положиться на Него.

Мнительность — это, конечно, плохо. От нее надо избавляться даже просто ради того, чтобы жить нормальной, полноценной жизнью. А чтобы избавиться, нужно понять, что жизнь — это такое приключение, которое все равно окончится смертью. Конечно, любому из нас хочется жить как можно дольше. Но христианину надо себя приучать к памяти смертной. Не изгонять смерть, не отворачиваться, как это принято в современной культуре, а помнить о ней и ничего не бояться.

Да, мы не стремимся к смерти, не делаем ничего для того, чтобы ее приблизить. Но мы и не должны впадать в ужас и прострацию при мысли о ней. Рано или поздно Господь все равно призовет, никто из нас не останется на этой земле дольше положенного срока.

И здесь мы опять возвращаемся к необходимости стать христианами не по имени, а по жизни. Если мы молимся Богу, верим Евангелию, если у нас есть хоть малый опыт Божьего присутствия в нашей жизни, можно понять и принять слова апостола Павла: Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение… Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп. 1, 21, 23).

Теодицея — богословско-философские доктрины, имеющие целью согласовать идею благого Божиего Промысла о мире с наличием в мире зла. Термин «теодицея» (от греч. «Бог — справедливость») введен Г. В. Лейбницем в 1710 г., сама же проблема теодицеи ставилась с древнейших времен.

Древний патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Гл. 15, п. 1.

Феофан Затворник, святитель. Собрание писем. Вып. 1, п. 42.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви — официальный документ Русской Православной Церкви, утвержденный на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. В нем изложены базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем.

Журнал «Православие и современность» № 39 (55)

Психосоматика. Почему мы болеем?

Ещё в греческой философии и медицине было известно о влиянии души на тело. Связь психики и тела давно доказана: наше тело неразрывно связано с нашим внутренним миром, мыслями, чувствами. Все мы не раз слышали выражение » все болезни от нервов» и, часто за физическим недугом лежат не только объективные физические причины (плохая экология, вирусы, нездоровая пища, генетическая предрасположенность), но и психологические, такие, как

внутренние конфликты вторичные выгоды от болезни психотравмы идентификация с эталоном родительское программирование самовнушение через фразы и реплики

Это может проявляться в виде незначительных мышечных зажимов и напряжения, а иногда, если доходит дело, и в виде хронических, трудноизлечимых заболеваний.

Именно такого рода болезни, имеющие глубокие психологические корни, и называют психосоматическими (от греч. «психо»- душа, «сома»- тело) Одним словом, накапливаясь в психике, недуги начинают проявляться на физическом уровне, в теле и в его состоянии.

Хорошая новость в том, что осознавая корни психологических проблем, гораздо легче избавиться от физического недуга. Психологи и психотерапевты давно изучают причинно-следственную связь психики и заболеваний и выделяют основные причины психосоматических проблем:

Внутренний конфликт.

К психосоматическому заболеванию может привести внутренний конфликт человека. В основе любого конфликта лежит противоречие между нашими потребностями, желаниями, убеждениями, чувствами, запретами, социальными правилами. Как правило, неразрешенный конфликт подавляется и скрывается в бессознательном, и на поверхности существует лишь видимость победы одной части личности над другой.

Подавляемый годами конфликт на самом же деле никуда не исчезает, а начинает проявляться в виде психосоматических проблем.

Вторичные выгоды от болезни.

Часто проблемы со здоровьем связаны тем, что наше бессознательное за счёт заболевания пытается удовлетворить скрытую потребность и получить определенную выгоду.

Так, Карл и Стефани Саймонтоны (руководители Далласского центра онкологических исследований и консультаций) в течение многолетних исследований выяснили, что существует пять основных бессознательных смыслов и выгод от болезни:

а) Болезнь «дает разрешение» уйти от неприятной ситуации или от решения сложной проблемы.

Так, например, школьник может заболеть перед важной контрольной, чтобы избежать ее написание по уважительной причине – болезни.

Или работающий человек может заболеть, чтобы избежать выгорания на работе.

Бывает, маленькие дети неосознанно проявляют через болезнь свое желание соединить /помирить родителей, если в семье конфликт или угроза развода.

б) Болезнь — это способ получить заботу, любовь, внимание окружающих.

В детстве, когда мы болеем, родители оказывают внимание нам, бегают вокруг, переживают. Бессознательно ребенок может сделать логичный вывод – чтобы получить больше любви и заботы, нужно просто заболеть.

К сожалению, такой механизм «получения счастья» будет продолжать действовать в любом возрасте. Как результат — слабый иммунитет (такие люди легко, например, подхватывают ОРЗ) или серьезная хроническая болезнь.

в) Болезнь «дарит» условия для того, чтобы переориентировать свои силы, чтобы решить проблему или пересмотреть свое понимание ситуации.

Перегрузка, например, в спорте, или в изнурительной работе может проявиться в виде болезни суставов, как защитный механизм, чтобы человек перестал перегружать организм или позволил себе отдых. Какая-либо травма, ограничение физической деятельности может также указывать на необходимость остановки для пересмотра жизненной ситуации.

Болезнь часто останавливает привычный ход нашей жизни и как бы дает возможность человеку переосмыслить жизнь.

г) Болезнь дает стимул изменить себя или изменить привычные стереотипы поведения.

Появление какой-либо болезни в нашей жизни может стать мощным толчком для роста, а так же реальной мотивацией для изменения своего поведения, отношения к чему-либо, например, к себе, к людям, к миру.

Это момент, когда болезнь не дает альтернатив и, словно как катализатор, подталкивает к реальным изменениям и трансформации.

д) Болезнь убирает/отменяет необходимость соответствовать тем высочайшим требованиям, которые предъявляют окружающие или вы сами.

Современное общество предъявляет большие требования к человеку: быть успешным, быть лучшим, быть сильным, быть привлекательным. Предлагается слишком много ролей и масок по жизни, в которых необходимо быть на высоте.

И в таком случае болезнь часто становится простым способом ухода от необходимости соответствовать этим требованиям.

Ведь к больному человеку, как правило, меньше претензий и ожиданий со стороны общества.

Психотравма и опыт прошлого.

Существенную роль в формировании психологически обусловленных заболеваний играют события, окрашенные страхом или ужасом, — одним словом, психотравмы.

Бессознательное подавляет в себе очаги неутоленной боли: неприятности, которые произошли в вашей жизни (чаще всего в детстве) застревают в вашей психике — как непрожеванные куски пищи застревают в горле. И несмотря на то, что травматический эпизод мог произойти давно, он продолжает влиять на человека в настоящем, и опыт пережитого словно отпечатывается в психике и теле.

Так, заикание или нервный тик могут быть связаны с пережитым испугом в детстве.

А проблемы со зрением могут развиться вследствие какого-то страшного зрелища, вызвавшего у человека страх, чувство вины или стыд, и, таким образом, болезнь «помогает» не видеть того, чего видеть не хочется.

Идентификация с эталоном.

Психосоматические заболевание может появиться вследствие идентификации с человеком, как правило, имеющим уже подобный симптом или недуг.

Неосознанное копирование и подражание может быть следствием сильной эмоциональной привязанности к человеку.

Часто дети подражают родителям и перенимают не только взрослые манеры и привычки, но и заболевания. Так часто совсем юная девочка начинает страдать ожирением, неосознанно копируя свою тучную мать.

Родительское программирование.

К сожалению, в силу своей неосведомленности и неопытности, родители допускают серьезные ошибки в воспитании детей.

Бессознательное ребенка может очень легко подхватить случайную реплику и превратить ее в непреложную истину. Так, например, услышанные от родителей фразы: «мужчины живут до 60 лет», «у нас эта болезнь семейная», » мы толстые — это наследственность», » будешь беситься – заболеешь», — коренным образом могут изменить физическое развитие ребенка и создать проблемы со здоровьем в будущем.

Самовнушение через фразы и реплики.

Также программирование на заболевание как самоубеждение может проявляться в обыденной речи человека. По привычке используемые человеком фразы, например: «меня тошнит уже от…», «в печенках сидит»,»за него сердце болит» , «голова идет кругом…», «не перевариваю…», — могут впоследствии привести к психосоматическим недугам.

Самонаказание.

Часто несчастные случаи и травмы являются следствием бессознательного самонаказания, которое обусловлено чувством вины, как правило, за ошибки прошлого как реальные, так и часто надуманные (например, в детстве), но вполне влияющими на человека по сей день.

Самоедство, влечение к мазохизму, непосредственное желание заболеть облегчает внутреннее чувство вины, – все это может быть причиной недуга, существенно осложняющего жизнь.

Из вышесказанного видно, что лечить тело надо грамотно: не только лекарствами и процедурами, но и работой на уровне психики.

И тогда на пути к выздоровлению при комплексном подходе болезнь – это указатель на внутренние проблемы и потенциал для саморазвития.

Отталкиваясь от информации, которую преподала нам та или иная болезнь, мы можем научиться лучше распознавать свои потребности и удовлетворять их. Так болезнь может принести реальную пользу.

Здоровье – это самое ценное, что есть в нашей жизни. Без него нам не нужно ничего, ведь когда мы болеем, жизнь нас не радует. Вместо легкости и счастья мы получаем борьбу за хорошее самочувствие и страдания. Так почему же мы часто не ценим здоровье, почему безалаберно относимся к нашему телу, запихивая в него яд в виде откровенно вредных продуктов и алкоголя.

А потом ждем, что наше тело после всего этого будет здоровым и прекрасным. Свое тело мы отравляем не только некоторыми продуктами, табаком и алкоголем, но и различными деструктивными эмоциями. А также отсутствием движения и достаточного количества воды и кислорода.

Почему мы болеем: 4 основных фактора

Есть четыре основных фактора возникновения заболеваний. На наше здоровье влияет питание, жидкость внутренних средств (ее текучесть), скорость внутренних средств и состояние нашей нервной системы (от которой зависит ширина просветов сосудов и течение всех наших химических реакций). Если проще, то это еда и вода, состояние нашей лимфы и крови, наша активность и движение, и состояние нашей нервной системы (психосоматика).

В нашем теле есть кровь, клетки и межклеточное пространство, заполненное межклеточной жидкостью, которая потом становится лимфой, куда клетка отдает весь ненужный мусор. И есть наша еда, которую мы отправляем в наше тело. Но только ли от еды зависит состояние нашего здоровья? Ведь тогда все люди, которые едят только полезную пищу, были бы здоровы. Но это далеко не так. На эту тему читайте статью Как жить долго и не болеть?

В каждом продукте есть что-то полезное, и что-то не полезное. Нет абсолютно вредной и абсолютно полезной еды. Я говорю не о чипсах и газировках, что вообще не является едой, а об обычных нормальных продуктах. Есть продукты, которые приносят больше пользы и меньше вреда и наоборот, продукты, которые приносят много вреда и мало пользы. Но вещества, которые организму нужно будет усвоить и которые нужно будет вывести, есть в абсолютно каждом продукте. Эти вещества попадают в кровь, а затем в клетки, где вредные вещества должны быть утилизированы и выведены из организма (здоровый организм быстро и легко выводит лишнее), а полезные вещества постепенно перерабатываются, что-то усваивается, а что-то тоже выводится (продукты распада, например).

А какие факторы влияют на здоровую переработку пищи и быстрое выведение ненужных веществ? Вот это важно! И речь здесь не столько о здоровом желудке, сколько о текучести и скорости движения лимфы и ширине просвета сосудов. Именно от этого зависит скорость выведения всякого мусора, шлаков и токсинов.

Итак, что нам важно для здоровья? Чистота продуктов (насколько это возможно), текучесть лимфы (чем она жиже, тем лучше обмен), скорость движения лимфы (чем быстрее скорость, тем быстрее будут выводиться шлаки и токсины) и ширина просвета сосудов (чем они шире, тем быстрее выходит мусор).

Дело в том, что в лимфатических протоках, в отличие от кровеносной системы, нет сердца, которое бы прокачивало и толкало лимфу, к тому же лимфа довольно густая, по сравнению с кровью и сердцу было бы трудно ее толкать. Поэтому природой было все задумано так, что движение лимфы осуществляется движением мышц. То есть, сокращение мышц толкает эту лимфу по протокам, следовательно, чем человек больше двигается, тем быстрее передвигается лимфа. А если человек не двигается, то лимфа или не течет или течет очень медленно. Итак, для хорошего течения лимфы должна быть хорошая физическая активность.

То есть, все описанное выше – это то, как должно быть в идеале. Это то, что нужно для того, чтобы быть здоровым и бодрым. А что приводит к заболеваниям?

Откуда берутся болезни

1. От перекошенных и спазмированных сосудов крови и лимфы. Например, человек испытал какую-то негативную эмоцию, например, страх. Но он его не принял и не нейтрализовал, то есть не прожил, не выразил, не сделал какое-то действие, которое бы убрало негативные последствия этой эмоции. Или злость, или обиду, или зависть, в-общем, какую-то эмоцию, которая его напрягла. Особенно если человека что-то долго напрягает и это не находит выхода (какая-то ситуация дома или на работе). Это всегда приводит в дисбаланс симпатическую и парасимпатическую нервную систему (более подробно об этих системах и их правильной работе я писала в статье Самое эффективное лекарство, которого нет в аптеках), что приводит к спазмам мышц и сосудов.

2. От вредной еды, вред которой усиливается перекошенными и спазмированными мышцами и сосудами. И от малоподвижного образа жизни. Если в еде мусора гораздо больше, чем каких-то полезных веществ, то здоровый организм быстро выведет весь этот мусор. Но из-за вышеописанных причин организм не сможет вывести его быстро. К тому же, если человек мало двигается, лимфа у него густая, сосуды сужены или пережаты, как организму вывести всю эту грязь? Или это все выводится медленно, или, что гораздо хуже, вообще не выводится из-за слишком суженых или пережатых сосудов.

Такие зоны называются «зоны-консервы», в них трудно доходит кровь, там происходят постоянные застои и в них легко накапливаются шлаки, токсины, паразиты, канцерогены, и так далее. Со временем это приводит к тому, что в организме накапливается все больше и больше мусора, организм начинает болеть, стареть и увядать. Клетки погибают, сосуды засоряются и деформируются, начинаются различные воспалительные и дегенеративные процессы.

Инфекционные заболевания возникают там, где есть застой, там, где есть куча мусора, там снижен иммунитет, и инфекция может расти и развиваться. Там нет достаточного количества кислорода, там плохо доходит кровь и лимфа, которая содержит в себе лимфоциты, клетки, отвечающие за иммунитет. В итоге иммунитет слабый и инфекция может легко расти и разрастаться.

Возникают и дегенеративные заболевания, потому что чем больше токсинов накаливается в определенном месте, тем больше изменений в течении биохимических процессов.

И давайте опять посмотрим на эти четыре фактора, которые влияют на загрязнение организма, и сделаем вывод. Чем больше мусора в еде, тем больше мусора в теле. Каждый раз, когда вы кладете что-то себе в рот, давайте себе отчет, чего в этом продукте больше – полезных веществ или мусора, который организм не всегда может быстро и легко вывести.

Но еда – это, все же, не основополагающий фактор, так как здоровый организм, с жидкой и текучей лимфой и чистыми и широкими сосудами, может вывести весь мусор легко и быстро. Не зря говорят, что движение – это жизнь. Когда люди много двигаются, они меньше болеют и дольше живут, потому что лимфа у них жидкая, быстрая и текучая, а не густая и медленная. У таких людей кожа чистая и подтянутая, они бодрые и энергичные, хотя и некоторые из них могут кушать не очень полезную пищу. Их организм быстрее очищается, у них более быстрый обмен веществ и более быстрое выведение продуктов распада.

И еще один важный фактор – это ширина просвета сосудов, потому что именно ширина влияет на скорость течения. Вспомните физику, где скорость течения жидкости через трубу пропорционально срезу, через который эта жидкость двигается. Плюс еще важна упругость стенок, если они жесткие и зажатые, то движение не может нормально происходить, оно очень сильно затормаживается.

Почему мы болеем

А что же из этих факторов наиболее важно? Не так важна еда, как вода. А еще более важна физическая активность. Но самое важное – это состояние психики! И, собственно, психосоматика. То есть, правильная работа симпатической и парасимпатической нервных систем. Потому что если просветы сосудов сужены, вследствие напряженной психики из-за каких-то деструктивных и негативных эмоций, который человек в себе зажал и не выпускает наружу, то обмен веществ будет замедлен.

Токсины и шлаки будут выходить медленно, и даже если человек ест только супер полезную и здоровую пищу, то все равно, даже в самом полезном продукте есть определенные вещества (продукты распада), которые нужно будет вывести из организма. А если они не будут выводиться из-за сужения сосудов, то там будут накапливаться токсины.

Вы наверняка встречали людей, которые едят все подряд и при этом чувствуют себя отлично. Чаще всего это оптимисты, которые честны и искренни в своих эмоциях и которые не застревают в обидах и негативных переживаниях. А есть люди, которые заморочены на здоровом питании, сыроеды или вегетарианцы, но у них проблема на проблеме. Потому что правит всем наша психика, и если нервная система не в порядке, то сначала надо заняться ею, а потом уже переходить на сыроедение.

Такой образ питания должен вам нравиться, он не должен вас напрягать. Вы должны получать от такого питания удовольствие, а не думать о том, как бы продержаться еще один день. И винить себя за съеденный лишний кусочек или жестко подавлять свое чувство голода. Ну не приведет это вас к здоровью, потому что загвоздка вся – именно в состоянии психики. Я видела людей, которые не заморачиваются здоровым питанием, и они бодры, веселы и добродушны. И видела веганов, которые злы и напряжены, и не очень дружелюбно относятся к тем, кто не разделяет их принцип питания.

Я не хочу никого задеть или обидеть, каждый человек выбирает тот образ жизни, который хочет и никто не имеет права его критиковать или осуждать. Я просто хочу донести, что здоровое питание просто само по себе, без спокойной психики и активного движения, может и не привести вас к полному здоровью. Если у человека расслаблена нервная система (не всегда, хотя это в идеале, но большую часть времени), у него легко текут все среды, у него здоровые сосуды и мышцы, то весь мусор у него будет отлично выходить.

Поэтому не на питании надо зацикливаться, а на состоянии своей психики и сознания. На тех эмоциях, которые вы испытываете. Подавляете ли вы их в себе или разрешаете всему быть? Куда и на что вы направляете свой фокус внимания – на плохое или на хорошее? Дополнительно советую прочитать статьи Как сделать так, чтобы везло во всем и всегда и Как снять нервное напряжение и стресс.

И больше двигайтесь, занимайтесь спортом (но только тем, который вам нравится!), больше ходите пешком, гуляйте, танцуйте! Просто любите свое тело и слушайте его, оно само вам подскажет и что оно хочет есть и как именно оно хочет двигаться.

О связи заболеваний и эмоций уже давно написала Луиза Хей, можете посмотреть ее таблицу болезней. Но все же направляйте больше внимания на себя, слушайте себя. Осознайте, какие моменты у вас вызывают напряжение, от чего вы напрягаетесь, что вам не нравится в вашей жизни или в окружающих вас людях. Какие чувства вы испытываете и выражаете ли вы их. Возможно, вы осознаете, что накопили в себе много чувства стыда или вины, или что вы постоянно находитесь в каком-то страхе и напряжении, или что вы взвалили на себя больше, чем можете вытянуть, и от этого испытываете чувство бессилия или беспомощности.

Эти все моменты можно просто выписать. Взять тетрадь и начать выписывать и описывать те эмоции, которые вы испытали за день. И отследить, как вы их проживаете или не проживаете.

Почувствуйте себя и «разморозьте» свое тело, на эту тему читайте статью Исцеление тела через его оживление и размораживание.

Расслабьтесь, научитесь доверять жизни и вселенной, прекратите бороться со всем и со всеми, слушайте себя и свое тело и будьте счастливы!

Если эта статья была полезна для Вас, и Вы хотите рассказать о ней своим друзьям, нажмите на кнопочки. БОЛЬШОЕ Спасибо!