Почему христианство стало мировой религией

Что такое христианство и в чём его суть?

Христианство – самая распространённая и многочисленная мировая религия. К ней относит себя каждый третий житель планеты.

Если говорить кратко, то христианин – это тот, кто верит:

— в единого всемогущего Бога, который существует в трёх лицах: Отца, Сына и Святого духа;

— в Иисуса Христа – Бога-сына, который родился от Девы Марии и Святого Духа, умер за людские грехи на кресте, воскрес, вознёсся на небеса и придёт вновь, чтобы судить живых и мертвых и воцариться навек;

— в единую апостольскую церковь;

— в крещение, очищающее от грехов;

— во всеобщее воскресение мёртвых и новую вечную жизнь.

Почему христианство стало мировой религией?

Первоначально оно было одной из многих сект другой веры – иудейской. Причём, иудеи жили под властью Римской империи, многобожной и языческой. Христианству удалось не только выжить в этом «котле», но и привлечь миллионы иноверцев, потому что оно:

— не делало различий между нациями, классами и обещало соединение всех в едином братстве;

— без больших трудностей приспосабливалось к традициям и обрядам разных народов;

— его сторонники были тверды в вере и высокой морали;

— во время преследований христиане часто становились героями-мучениками.

Кроме того, ко времени появления христианства возник и ширился явный разрыв между требованиями иудейской веры и делами её лидеров.

В Риме оно начало распространяться во времена упадка римской культуры. А уж когда христианство принял римский император Константин и его преемники, сами понимаете…

Где христианство впервые стало государственной религией?

Первой в мире христианской страной стала Армения. Это случилось примерно в 301 году, после того, как в Армянском царстве начали проповедовать Варфоломей и Фаддей, двое из 12-ти апостолов Иисуса.

Как христианство относится к верующим других религий, да и к неверующим?

У христианства долгая и противоречивая история. Были времена, когда оно утверждалось крестом и мечом, а подозрительных сжигало на кострах. Согласитесь, на фоне библейских утверждений «не убий» и «любите даже врагов ваших» это выглядело странно.

Для истинного христианина неважно, богат другой человек или беден, какой он расы, национальности, верований, взглядов – любой достоин любви и сочувствия. Если христианин знает настоящий путь исцеления, спасения от грехов, его долг – постараться благожелательно, без раздражения и вражды помочь. Да, спорить, отстаивать свою веру, но при этом слышать другого и оставаться великодушным и терпеливым.

Почему христианство не ищет объединения с другими религиями? Ведь в каждой вере есть что-то полезное, а Бог-то один…

Представьте, вы захотели, чтобы на одном дереве росли яблоки, помидоры, сирень и картошка. Кусочки разных растений можно как-то скрепить, но единым организмом они не станут. Между ними есть глубокие различия – в наборе генов. Слияние возможно только если полностью перестроить эти наборы.

Так вот, в мировых религиях есть положения, которые несоединимы друг с другом. Чтобы объединить, скажем, христианство и буддизм, нужно, чтоб одна или обе эти религии отказались от всех своих главных принципов. Но зачем это нужно?

К тому же, многие хотят объединения, стремясь облегчить себе жизнь. Чтобы не думать, какую веру и почему выбрать для себя. Чтобы во время долгой церковной службы сидеть (как католики), а не стоять (как православные). И т.п. Но разве путь «наверх» должен быть простым и лёгким?

Как оценивают личность Христа другие религии?

Для ортодоксальных иудеев Иисус вообще как бы не существовал. Лишь в одном из томов Талмуда рассказывается о некоем злоумышленнике Йешуа из Нацрата (Назарета), который выдавал себя за мессию – божьего посланца.

Его проповеди позволяли нарушать все иудейские заповеди. После его смерти возникла новая религия, основанная Йешуа. А вот сторонники религиозного направления евреев-христиан (такие тоже есть) считают Иисуса еврейским мессией, которого послал Бог, чтобы спасти человечество. Кстати, имя «Йешуа» означает «спаситель».

В Коране Иисус назван 25 раз. Здесь его имя Иса ибн Марьям (сын Марии) аль-Масих (мессия). Мусульмане почитают его как посланца аллаха, пророка и проповедника, чудотворца и основателя новой религии. Она была основана на заповедях пророка Мусы (Моисея) и оставалась единственно верной до появления пророка Мухаммеда.

Иса, повествует Коран, не был казнён, аллах вознёс его живым на небо. Иса вернётся накануне Судного дня и станет участником последней битвы с силами зла.

Почему христианство стало мировой религией

Дальнейшие события показали, что содержание новой духовности (а она была реализована не только в проповеди, но и в самой жизни Иисуса и его ближайших учеников) имеет значение, выходящее далеко за пределы маленькой Иудеи. В это время Римскую империю охватывает постепенно нарастающий духовный (смысловой) кризис: на гигантских просторах империи люди чувствуют себя духовно потерянными, они становятся лишь винтиками огромной бюрократической машины, без которой невозможно управлять империей. Традиционные языческие боги выражали чувство душевной сопричастности к жизни космоса, продолжением которого воспринималась жизнь античного города-государства (полиса). Но вот Рим фактически перестал быть полисом, разросся до размеров империи, и это чувство исчезло вместе с прежним укладом политической и экономической жизни. Старые боги потеряли свой смысл для человека. Человек остался наедине с собой и жаждал новой смысловой опоры, связанной уже лично с ним, искал Бога, обращенного к каждому, а не ко всем вместе. Христианство сумело дать эту смысловую опору. Более того, оно сделало возможным духовную общность людей, принадлежащих самым разным расам и национальностям, ибо христианский Бог стоит над внешними различиями и распрями этого мира, и для него, по словам апостола Павла, «…Нет ни Эллина, ни Иудея, …Варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

Христианское учение быстро приобрело многих сторонников. Первоначально это были рабы и некоторые представители аристократических семей. Широкие слои приняли христианство, ибо видели в Христе сына плотника, который прошел путь страданий из любви к человечеству, умер, как раб — на кресте, показав, что путь страдания, любви и прощения возможен для каждого человека, независимо от его положения в обществе. Христианство открыло, как тогда думалось, реальные, а не абстрактные цели к общему благу: установление на земле царства Божьего для всех и достижение для своих последователей вечного блаженства после смерти. Следом за простыми смертными и власти начали относиться к христианству благосклонно, видя в нем надежду сплотить разваливающуюся римскую империю и вернуть ее былое величие. Поэтому уже император Константин I признал христианскую церковь и счел христианство полезным для армии, а в 392 году император Феодосий I запретил языческие культы, и христианство стало единственной государственной религией.

Установление христианства не проходило гладко и безоблачно; его быстрее принимали варвары и жители провинций, чем гордые римляне, к тому же христиане распространяли свое влияние не только мирным путем. Тогда же появились блестящие проповедники христианства, такие, как Иероним — универсальный мыслитель, восхищавший образованностью, Иоанн Златоуст, епископ Константинополя. Яркую, эмоциональную “Исповедь” пишет Августин Аврелий, прозванный Блаженным. В ней он показывает путь своих исканий истины и блага от язычества до христианства: “Я любил согласие, порождаемое добродетелью, и ненавидел раздор, порождаемый порочностью. В первой я увидел единство, во второй — разделенность. Это единство представлялось мне как совместность разума, истины и высшего блага; разделенность — как некая неразумная жизнь и высшее зло”.

Так христианство начало свое шествие по миру и охватило не только западную часть Римской империи и Византию, но и многие варварские племена Европы. Именно Рим всей своей историей и укладом, всеми событиями и обстоятельствами пришел к утверждению христианства как мировой религии. Духовный универсализм позволил христианству стать мировой религией, заложив основы понимания самоценности человека безотносительно к его расе, национальности, сословию, классовой принадлежности.

Христианская вера изменила само устройство души европейского человека. Изменилось глубинное мироощущение людей: открыв в себе личность и свободу, встали перед такими вопросами бытия, до которых не доходила ни античная мысль, ни античное чувство. Прежде всего, этот духовный переворот был связан с нравственностью. Новые проблемы человеческого существования ярко и глубоко выражены в Нагорной проповеди Иисуса (он произнес ее стоя на холме — «с горы»).

В завершение следует остановиться на том вкладе, который внесло христианство в становление европейской культуры. Признав в качестве высшей ценности свободную творческую личность, христианство вдохнуло новую жизнь в европейскую культуру:

  • — открыв понятие исторического прогресса (в противовес античному пониманию цикличности времени);
  • — заложив в сознании людей принципиально новые гуманистические установки;
  • — сформировав условия для реализации идеи создания правового государства, в котором гарантируются и соблюдаются права человека;
  • — обратив особое внимание на самые сокровенные внутренние переживания человеческой души.

Библейские сюжеты и образы стали главными темами литературных, театральных, архитектурных, живописных художественных произведений, вплоть до сегодняшнего дня. Творческая активность человека побуждала развитие естествознания и техники, стимулировала научное познание и образование. Таким образом, в процессе своего исторического развития христианство обеспечивало целостность, всеобщность, универсальность всей европейской культуры.

> Христианство как духовный стержень европейской культуры

Исторические предпосылки христианства

Вера во всемогущего Бога берет свое начало в иудаизме — религии древних евреев. Эта вера выражает трагическую историю народа, описанную в Ветхом Завете. Ветхозаветная история исполнена скитаний и надежды, горечи вавилонского и египетского плена.

Бог древних евреев, Бог Ветхого Завета был прообразом христианского Бога. Несмотря на существенные различия представлений Ветхого и Нового Завета, именно у ветхозаветных мудрецов впервые появляются те духовные запросы, на которые смогло ответить христианство.

Бог Ветхого Завета обращен ко всему народу в целом, а Бог Нового Завета обращен к каждой личности.

В Ветхом Завете можно увидеть жажду человека к подлинной встрече с Богом и стремление духовно освободиться от подчинения внешней стороне жизни. Это стремление к духовному преодолению внешней стороны бытия особенно проявляется на рубеже нашей эры. В Ветхозаветной истории Бог исполнил свое обещание, дал народу место для самостоятельной жизни. Теперь же оставалось ждать спасителя, но спаситель не приходил, и оставалось только задуматься: а может быть, ожидаемое спасение будет иметь не национально-государственный, а духовный характер? Именно с такой проповедью и выступил Иисус.

Традиционные языческие боги выражали чувство душевной сопричастности к жизни космоса, продолжением которого воспринималась жизнь античного города-государства (полиса). Но вот Рим практически перестал быть полисом, разросся до размеров империи, и экономической жизни. Старые боги потеряли свой смысл для человека. Человек остался наедине с собой и жаждал новой смысловой опоры, связанной уже лично с ним, искал Бога, обращенного к каждому, а не ко всем вместе.

Христианство сумело дать эту смысловую опору. Более того, оно сделало возможным духовную общность людей, принадлежащих самым разным расам и национальностям, ибо христианский Бог стоит над внешними различиями и распрями этого мира, и для него, по словам апостола Павла, «…Нет ни Эллина, ни Иудея, … Варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». Духовный универсализм позволил христианству стать мировой религией, заложив основы понимания самоценности человека безотносительно к его расе, национальности, сословию, классовой принадлежности.

Христианская вера изменила само устройство души европейского человека. Изменилось глубинное мироощущение людей: открыв в себе личность и свободу, встали перед такими вопросами бытия, до которых не доходила ни античная мысль, ни античное существо. Прежде всего, этот духовный переворот был связан с нравственностью. Новые проблемы человеческого существования ярко и глубоко выражены в Нагорной проповеди Иисуса (он произнес ее стоя на холме — «с горы»).

Значение христианства для развития европейской культуры

Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовывалась главным образом в духовно — нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения и стала выражаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного знания. Мы не имели бы знакомого нам европейского искусства без характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самым сокровенным внутренним переживаниям. «Исповедальность» европейского искусства есть качество, сформированное христианской духовностью. Без этого обостренного внимания человека к своей личности не было бы и знакомых нам гуманитарных наук. Сама идея о том, что существование мира и человека есть восходящий исторический процесс, пришла к нам от христианства.

Смысловые основы современного естествознания также сформировались под определяющим влиянием христианской духовности. Христианство ликвидировало смысловую пропасть между «естественным» и «искусственным», ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога. Но то, что создано творчеством, может и должно познаваться в контексте творческого преобразования. Так были заложены смысловые основы для появления экспериментальной науки. Конечно, необходимо отличать появление общих смысловых предпосылок от адекватного сознания и практической реализации новых смыслов. Поэтому между возникновением христианства и появлением первых ростков нового естествознания лежит полтора тысячелетия.

Гонения на христиан

Гонения на христиан начались с первых дней утверждения новой веры и продолжаются до сих пор. Чтобы хоть как-то проследить их масштаб и историю — не хватит десятка статей, поэтому мы решили выделить из них лишь самые известные и знаковые.

ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В МИРЕ С ПЕРВЫХ ВЕКОВ ДО НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Римская империя

(I-IV века)

“Факелы Нерона” г. Семирадский, 1882 г.

Гонения в Риме шли с разной интенсивностью. Первый пик связан с императором Нероном (64–68 гг.), когда, среди прочих, были казнены апп. Петр и Павел. Но и в «спокойное» время исповедание Христа могло стоить жизни. Не помог даже Миланский эдикт императора Константина — начавший утверждение христианства в качестве государственной религии. Уже после него приняли смерть, например, знаменитые 40 севастийских мучеников. А следующий император — Юлиан (361–363 гг.), получивший имя Отступник — попытался реставрировать язычество и вновь прибег к гонениям.

Европа (VIII-IX века)

Утверждение христианства в варварских странах привелок к новой волне гонений. Особо сильными они были в Англии, где сторонники друидов убивали христиан, видя в них угрозу своей вере и образу жизни. Одновременно с этим началось завоевание арабами Испании, где также пролилась христианская кровь.

Европа (VIII-IX века)

Кельтский поклонный крест. Фото В. Ештокина

Утверждение христианства в варварских странах привелок к новой волне гонений. Особо сильными они были в Англии, где сторонники друидов убивали христиан, видя в них угрозу своей вере и образу жизни. Одновременно с этим началось завоевание арабами Испании, где также пролилась христианская кровь.

Европа и Ближний Восток (Х-XI века)

Сбитая мусульманами фреска, Каппадокия. Фото В. Ештокина

Средние века ассоциируются у нас с безраздельным господством христианской Церкви. Но и тогда в Европе продолжались преследования верующих. Особенно сильны они были опять же в Англии, куда в этот период вторглись язычники-датчане.

На тоже время пришлись и одни из самых сильных гонений в истории Ближнего Востока, их в 1009 году провел халиф аль-Хаким.

Балканы (XIV-XVI век)

Христианские страны Балканского полуострова подверглись нашествию турок. Все это обернулось репрессиями против верующих.

Япония (XVII век)

На фоне колониальных претензий Европы японские правители закрыли страну для всех внешних влияний. Одновременно были приняты указы о запрете миссии и исповедания христианства. До 50-х годов ХIХ века христиане составляли в стране гонимое меньшинство.

Ближний Восток

(XIX век)

Снова противостояние Востока и Запада привело к пролитию христианской крови. В 1870 году в Корее было казнено около 8000 христиан. В 1898-1901 годах в Китае случилось восстание «боксеров», входе которого националистами было убито около 30 тысяч христиан разных конфессий. В Русской Православной Церкви канонизировано 222 китайских мученика.

ГОНЕНИЯ НА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Цифры и даты:

По оценкам специалистов ПСТГУ, в России в XX веке за веру пострадали от 500 тысяч до 1 миллиона человек. На настоящий момент в Базе данных ПСТГУ собраны документы более чем на 34 тысячи репрессированных за веру. На 1 января 2012 года прославлены в чине новомучеников и исповедников российских 1774 человека. Пик гонений приходится на 1937 год: 162 500 арестов, 89 600 расстрелов. 7 февраля — Собор новомучеников российских.

Ресурсы в Интернете:

Фонд памяти мучеников и исповедников Русской Православной Церкви

База данных ПСТГУ “За Христа пострадавшие”

График гонений построен на основе базы данных ПСТГУ “За Христа пострадавшие”

ПРЕСЛЕДОВАНИЯ И ДИСКРИМИНАЦИЯ ХРИСТИАН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Христиане являются самым гонимым религиозным сообществом на планете. В настоящее время в разных странах мира подвергаются преследованиям около 100 миллионов христиан. Не менее 75% всех преследований по религиозному признаку в мире происходят по отношению к христианам. Каждые пять минут в мире за веру умирает христианин. Каждый год 100 тыс. христиан убивают за веру в результате межрелигиозных конфликтов (не считая жертв гражданских столкновений и войн). В той или иной степени христиане подвергаются преследованиям в 130 странах мира. Международная благотворительная правозащитная христианская организация «Open Doors» собирает информацию о преследованиях за веру и оценивает уровень опасности для христиан этих стран.

Основные причины усиления

гонений на христиан:

1 Экстремизм и идеология ненависти, прикрываемая религией в ряде мусульманских стран.

2 Агрессивное миссионерство евангелических церквей.

3 Комплекс политических и экономических причин, обуславливающих заинтересованность ряда государств в разжигании межрелигиозной вражды.

4 Отказ Европы от христианской идентичности.

5 Отождествление мусульманами искажений, допускаемых частью протестантского мира в вопросах нравственности и морали, с общехристианскими ценностями.

По материалам доклада председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на Международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» (Москва, 30 ноября 2011 г.) и данным международной благотворительной правозащитной христианской организации «Open Doors», которая с 1978 года занимается мониторингом ситуации, связанной с положением христиан в мире.

Уровень опасности для христиан

Чем меньше цифра рейтинга, тем хуже отношение к христианам

Афганистан, 02

Религия: ислам

Население: 32,4 млн.

из них христиане: тысячи

Саудовская Аравия, 03

Религия: ислам

Население: 28 млн.

из них христиане: 1,25 млн.

Сомали, 04

Религия: ислам

Население: 9,6 млн.

из них христиане: несколько

Мальдивы, 06

Религия: ислам

Население: 320 тыс.

из них христиане:

несколько человек.
Йемен, 08

Религия: ислам

Население: 24,8 млн.

из них христиане: неск. тыс.

Ирак, 09

Религия: ислам

Население: 32,6 млн.

из них христиане: 300 тыс.

Пакистан, 10

Религия: ислам

Население: 177 млн.

из них христиане: 5,3 млн.

Эритрея, 11

Религия: ислам/Православие

Население: 5,4 млн.

из них христиане: 2,5 млн.

Лаос, 12

Религия: буддизм

Население: 6,3 млн.

из них христиане: 167 тыс.

Нигерия, 13

Религия: ислам

Население: 70 млн.

из них христиане: 27 млн.

Египет, 15

Религия: ислам

Население: 80,5 млн.

из них христиане: 10 млн.

Северный Судан, 16

Религия: ислам

Население: 33,4 млн.

из них христиане: неизв.

Катар, 22

Религия: ислам

Население: 1,8 млн.

из них христиане: 90 тыс.

Алжир, 23

Религия: ислам

Население: 35,9 млн.

из них христиане: 25 тыс.

Ливия, 26

Религия: ислам

Население:

нет данных.

Оман, 27

Религия: ислам

Население: 2,8 млн.

из них христиане: 35 тыс.

Кувейт, 30

Религия: ислам

Население: 2,8 млн.

из них христиане: 421 тыс.

Индия, 32

Религия: индуизм

Население: 1,2 млрд.

из них христиане: 71 млн.

Мьянма, 33

Религия: буддизм

Население: 48,3 млн.

из них христиане: 4,6 млн.

Тунис, 35

Религия: ислам

Население: 10,6 млн.

из них христиане: 23,5 тыс.

Сирия, 36

Религия: ислам

Население: 21 млн.

из них христиане: 1,9 млн.

Арабские эмираты, 37

Религия: ислам

Население: 7,9 млн.

из них христиане: 405 тыс.

Индонезия, 43

Религия: ислам

Население: 242 млн.

из них христиане: 37 млн.

Палестина, 44

Религия: ислам

Население: 4,2 млн.

из них христиане: 40 тыс.

Бангладеш, 49

Религия: ислам

Население: 150.5 млн.

из них христиане: 1.4 млн.

Малайзия, 50

Религия: ислам

Население: 28.9 млн.

из них христиане: 2.6 млн.