Почему Маша и медведь

Секрет «Маши и Медведя». Как российский мультфильм стал одним из лучших в мире

За месяц исследования международное агентство Parrot Analytics проанализировало 20 тысяч детских мультфильмов. Из них выбрали всего пять самых востребованных у аудитории, среди которых — «Маша и Медведь». Серию «Маша плюс каша» на YоuТube посмотрели более четырех миллиардов раз — именно она открыла мультфильму дорогу в главную книгу рекордсменов. Сейчас серии «Маша и Медведя» переведены на 36 языков и идут в более 100 странах мира.

С мультфильмами так сложилось давно — если интересно или хотя бы смешно смотреть не только детям, но и их родителям, значит, удался. В наших самых любимых мультфильмах обязательно было что-то, чего дети еще не понимали, зато понимали родители. И как же им от этого было весело! Еще веселее было детям, которые смотрели мультик через несколько лет, когда взрослые темы становились понятны.

Например, в замечательном советском мультфильме «Летучий корабль» были такие персонажи — Бабки-Ежки, они пели частушки Юрия Энтина, когда к ним за инструментами для летучего корабля пришел Трубочист. Пока ты ребенок, слова «я была навеселе и летала на метле» воспринимаешь без подвоха, но для взрослых вспоминать свое наивное и буквальное восприятие всего вокруг может быть очень смешно. И таких примеров много — не хватит времени описать.

Секрет популярности мультика «Маша и Медведь» очень прост и понятен любому взрослому, хватит даже одной серии. Машенька — квинтэссенция большей части детей в современном мире. А несчастный Медведь, тщетно пытающийся воспитать непослушную гиперактивную девочку, — типичный хороший родитель такого ребенка. Замученный, но еще не отчаявшийся.

Причем многие — как простые люди, так и психологи, — называют «Машу и Медведя» не только вредным, но и опасным мультиком. Некоторые даже диагностируют Машеньке ряд психических расстройств! Но почему-то мультфильм все равно нравится сотням и сотням тысяч людей по всему миру.

Можно предположить, что такое количество людей ошибается, бывали и такие случаи. Но все же хочется найти в мультике что-то хорошее. Ведь наверняка его смотрят и дети, и взрослые не из-за садистских наклонностей, которые приписывают маленькой девочке в розовом сарафанчике. Может быть, Машенька все же напоминает нам о счастье и непосредственности детства — серии всегда заканчиваются хорошо, даже если она очень много шалит. Да и Медведь все-таки получает свое — с заботой смотрит на угомонившуюся или довольную Машу, гуляет со своей Медведицей…

Да, ему сложно, но кто говорил, что родительство — легкая работа? Может, поэтому «Маша и Медведь» хороши — они честные. Они оба не идеальные, но они оба готовы заботиться. Пусть забота Маши чаще приводит к проблемам для Медведя, но ведь с детьми так бывает часто — они только учатся. Маша знает, что она может побыть шалуньей, а Медведь все равно будет ее любить. И это очень важно: позволять ребенку быть ребенком. Иначе потом из него не получится взрослый.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

«Маша и медведь» — это прекрасный мультипликационный сериал, для разнообразия не американский, а российский. Эти мультфильмы вполне милы, но в них есть дополнительный слой, мрачный и тяжелый, скрытый под двойным дном. Его могут заметить взрослые, а дети, как обычно, проглотят, не глядя.
Сериал основан на русской сказке: Маша, заблудившись в лесу, попадает к медведю в плен и становится его служанкой, пока не сбегает от него благодаря своей хитрости. В мультсериале Маша — маленькая девочка, которая одна живет в лесу, рядом с железной дорогой, на старой станции Транссибирской магистрали. Как она там оказалась, мультфильм не объясняет.
У нее есть домашние животные — собака, козел и свинья. А в диком лесу живут волки, заяц, еж и белка. Все звери сторонятся Маши, потому что она заставляет их играть в ее игры, которые им совсем не нравятся. А медведь там вроде добродушного деда, который ушел из цирка на пенсию.
Отношения Маши с медведем находятся в постоянном напряжении. Маша хочет играть с медведем, а медведь хочет убежать от нее. Маша пробуждает в нем чувство вины и чувство долга перед ней. И он остается. Он изо всех сил старается порадовать ее, надеясь, что если она будет довольна, то прекратит делать пакости и не будет давать выход своей энергии.
Медведь предпочел бы жить без Маши. Она мешает ему, мешает так же, как и всем другим лесным обитателям. Маша — чужая в этом окружении, которое принимает ее от безысходности — как удар судьбы. Такое впечатление, что Маша очень боится быть брошенной. Ее гиперактивность маскирует этот страх под желание все время играть с медведем и полностью владеть его вниманием. Ее диктаторское поведение служит еще одним примером инфантильности и одновременно дымовой завесой. Медведь хочет уйти, и если Маша отпустит поводок, он исчезнет.
Это не самые принятые отношения между ребенком и взрослым, который несет за него ответственность. Хотя Маша очень веселый на вид трехлетний ребенок, ее гложет страх одиночества. Даже если бы медведь был ее воображаемым другом, такой воображаемый мир не только мил, но и мрачен. И если медведь — ее воображаемый друг, то она придумала его уже после того, как свершилась трагедия — ее бросили.
Посттравматический синдром выражается в том, что воображаемый друг порывается бросить ее (по ее вине, поскольку она невыносима), и тем самым повторить травму. Только девочка, пережившая травму оставленности, может выдумать такого воображаемого друга. И ее героические усилия удержать его, с одной стороны, направлены на исправление, а с другой — разбивают сердце. Почему бы ему не остаться? Она очень славная. Наблюдая за ней, дети встречают свои самые сокровенные страхи. По мере просмотра серий гнетущее впечатление становится все сильнее.
Девочка, где же твои папа и мама?

Кому за пятьдесят

Маша и Медведь: Воспитываем ребенка-эгоиста

“Маша и Медведь” – российский мультипликационный сериал, ориентированный в первую очередь на детскую аудиторию (от 3 до 9 лет). Мультфильм сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не всё, что нравится ребенку, ему полезно.

Исторически так сложилось, что в России женщина — та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует. Максимальное воплощение этой роли — любящая и бескорыстно отдающая свою любовь мать. Именно эта позиция женщины столетиями помогала нашей стране преодолевать трудности, сохраняя себя. Сейчас, благодаря появлению информационных технологий, созданные кем-то мультипликационные фильмы может увидеть множество детей. Какие образы они закладывают в них и насколько эти образы соответствуют нашей ментальности?
Давайте немного поговорим о том, что дети видят на экране. Если анализировать видеоряд, то можно увидеть, что картинки в мультфильме меняются достаточно быстро — у ребенка, который часто и много смотрит серии мультика может возникнуть логоневроз, поскольку когнитивная информация, которую он получает, не усваивается.

В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями.

Мы ещё не видим всех, но, как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных – все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна.

С самого начала закладывается противодействие ребенка и природы. Как психологи, мы знаем, что маленькие дети, наоборот, часто ассоциируют себя с животными, они воспринимают себя как часть природы и находится в гармонии с ней. Авторы мультфильма эту связь разрушают, показывая ребенку, что окружающий мир и все, кто в нем живет — всего лишь средства для достижения твоей цели.

Как развивается сюжет дальше? Мы видим, что героине очень сложно определить границы своего поведения. Мы можем вспомнить старинную русскую сказку о Маше и медведе: придя в дом к медведям, героиня этой сказки не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть — место младшего. К сожалению, героиня мультфильма ведет себя иначе, проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом, отца можно использовать как угодно.

Послание, которое скрыто получают девочки при просмотре этого мультфильма: «Мир — это интересное место, где ты — главная, ты можешь играть с этим миром и делать всё, что хочешь. Даже если ты нарушишь все социальные табу, с тобой всё будет хорошо».

На детей это действует страшно, потому что позитивное подкрепление учит их тому, что такое поведение — безопасное и желательное. Но, как взрослые люди мы знаем — это не так.

Спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен — даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все её эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний – ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это всё. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно — в одной из серий она создает очень трудную ситуацию для Деда Мороза (сакральный, архетипический персонаж) и забавляется этим. И таких примеров можно привести множество.

Как специалиста меня больше всего беспокоит, что авторы мультипликационного сериала по каким-то причинам, сознательно или неосознанно, создали для наших детей героиню, которая лишена способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала — принятия, сочувствия и нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать этот мир, подражая любимым героям. Образ героини — это пример, на который будет ориентироваться маленькая девочка, поэтому психологам и родителям нужно очень внимательно посмотреть на тот образ героини, которые создали авторы, и решить для себя — хотят ли они, чтобы дети воспринимали мир и общались так, как общается Маша? А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям?

Ведь не секрет, что современные матери часто отказываются кормить грудью своего ребенка, боясь испортить фигуру, и отказывают им во внимании и любви, когда они плачут в трехнедельном или в трехмесячном возрасте, или ближе к году, считая, что ребенок манипулирует ими своим криком. А на самом деле у ребенка просто кишечные колики или начинают резаться зубки, ему просто больно и страшно. Достаточно маме его обнять и прижать к себе, и боль и страх уходят, но для этого выросшая Маша должна уметь чувствовать чужую боль как свою, а вот наша Маша из мультфильма этого практически не испытывает.

На фоне веселого и увлекательного действия, на втором плане отчетливо проявляется суть взаимоотношений взрослого и ребенка. Что же моделируют создатели фильма? Какие отношение они ставят в пример современному обывателю – рядовому зрителю данного м/ф.

Показано типичное поведение избалованного ребенка-эгоиста “без ограничений и рамок”, где его родители являются по жизни “номером шестнадцать” – только инструментом для добычи игрушек и развлечений.

Девочка “стоит на ушах” – прыгает на постели в незнакомом доме, мешает спать взрослому, мешает заниматься делами, требует постоянных игр и развлечений, никакой созидательной деятельности, никакой помощи взрослому, никакого уважения и т.п.

Но самое главное не то, что показывают ребенка, не умеющего себя вести, а то, что в м/ф взрослый не делает никаких попыток пресечения такого поведения. Он потакает ребенку: дает сладости, чтобы хоть немного отдохнуть, “ведется” на мнимые слезы… короче, не показывает, что делать можно, а чего нельзя. Не показывает где “плохо”, а где “хорошо”, не воспитывает, а “плывет по течению”, идет на поводу у ребенка.

Я считаю, что это самый главный вирус м/ф. Что видят дети, смотря его: что можно бесконтрольно вести себя и тебе за это ничего не будет. Наоборот, получишь сладости, подарки, исполнение желаний.

Все это замаскировано искрометным юмором. Смотреть фильм действительно прикольно, и это отлично помогает внедрению закладок в сознание россиянца.

В чем отличие “Маши и медведя” от советских м/ф?

Советские м/ф ВОСПИТЫВАЛИ.

Там в ответ на такое поведение всегда приходит наказание – ушел без спросу гулять в лес – испугался, заблудился (“непослушный котенок”,СССР, 1953); не накормил котенка, позаботился только о себе – он нашел другого хозяина; убрал за собой игрушки – сразу стал большим (“как стать большим”,Союзмультфильм, 1967 г.) и т.д.

Вывод: хороший качественный, профессионально-сделанный продукт для либерально-ювенального воспитания подрастающего поколения. Отточенное оружие для стрельбы по нашему будущему.

От модератора: А что, не так? Хотя, м/ф красивый и веселый.

Я попробовала поставить эту тему на сайте дочери, по системе Монтессори. Собственно, дочь его почти забросила, так что я время от времени подбрасываю туда темы. Люди молчат! Но, как оказалось, читают! Потому что на этот пост пошли яростные комментарии по поводу категорической непозволительности ребенка вообще ограничивать. Как всегда — крайние высказывания — что же, привязать ребенка?

Я убрала там тему — там должен педагог (на педагогическом сайте) полемизировать. У дочери руки дойдут — вновь выставлю, пусть разговаривает с папами-мамами.

А мы можем поговорить просто по-человечески — по своему восприятию.

Я, честно сказать, не вдумывалась, просматривая м/ф, но где-то все время мелькало: надо же, какая оторвяга, до невозможного оторвяга! Но красочно, весело — сидишь и смотришь. Взрослый человек. И вспоминаешь в раннем детстве поведение гиперактивного внука. Но на людях-то он вел себя достаточно сдержанно. Объясняли же, что люди вокруг, им может быть неудобно, понимая, что у него это от болезненно взвинченной нервной системы, а не от избалованности.

Вот и пойми сейчас — может, воспитали в человеке двойную мораль? Что можно в одном месте, то нельзя в другом?

Каждый взрослый до сих пор помнит свое нетерпение в ожидании маленького чуда — времени просмотра мультфильмов, где любимые герои жили в каком-то сказочном и увлекательном мире.

Сегодня, всё больше родителей задумываются о пользе мультиков для ребёнка. Пользе, кроме той, что малыша можно занять на время, пока мама готовит ужин или занята другими делами. Некоторые недальновидные родители недооценивают глубокий смысл просмотра мультфильмов для детей. Сегодняшний мир мультфильмов почти не имеет границ, что ставит множество вопросов перед взрослыми.

Мнения психологов и специалистов о пользе и вреде мультфильмов на развитие детей многообразны, но все убеждены, что эта роль огромна. Многие специалисты убеждены, что до трёх лет вообще нежелательно смотреть телевизор и влияние на зрение играет тут далеко не главную роль, поскольку в мультфильмах содержится множество и информации мировоззренческого содержания. Другие предлагают целый комплекс развивающих и обучающих программ для детей уже с 1—1,5 лет. Сызмальства у детей развивается способность копировать и повторять действия других людей и даже животных, поэтому герои мультов, ставшие для ребёнка авторитетом, объектом для подражания, могут в какой-то мере научить сопереживать другим, быть добрым и справедливым или, наоборот, — злым и жестоким. С этой точки зрения мультфильм является мощным средством воздействия на воспитание и развитие мировоззрения детей.

В статье мы писали о стереотипах поведения, которые формируют у детей некоторые мультфильмы, и на развитие каких качеств подрастающего поколения направлено их содержание. Объектом же сегодняшнего рассмотрения будет мультсериал «Маша и медведь». Тема эта значима, поскольку сам мультфильм достаточно популярен, персонажи — бренд, американский журнал «Animation Magazine» внёс мультсериал в список из 250 проектов, которые по их мнению могут стать классикой будущего, а его продюсер и сценарист Андрей Добрунов назначен новым директором «Союзмультфильма».

В этой публикации мы вспомним:

  • какова задача кино и мультипликации в культуре общества;
  • какие стадии формирования проходит детская психика; (как формируется детское мировоззрение)
  • кто, как и для чего может влиять на этот процесс;
  • приведём краткое сравнение пропагандируемых в мультсериале ценностей с традиционными семейными, поскольку в сети достаточно много примеров;
  • выясним, что несёт обществу на перспективу те образы и модель поведения, которые преподносятся через мультфильм;
  • почему либералам от искусства нужны именно такие мультфильмы.

Мультфильмы — важнейшее из искусств

10 июня 1936 года в Советском Союзе появилась киностудия «Союздетмультфильм». Вероятно, идея его создания принадлежит лично И.В. Сталину. Содержание мультфильмов, как и фильмов он воспринимал как пропаганду, своего рода инструмент для просвещения, обучения, средства донесения определённой информации и формирования у людей того или иного мировоззрения:

«Кино есть величайшее средство массовой агитации. Задача — взять это дело в свои руки».

В наибольшей степени Сталин был склонен программировать именно кино. И как вид искусства, более государственный, чем другие, то есть требовавший с самого начала работы государственного разрешения на неё и государственных затрат, и потому ещё, что он в своих представлениях об искусстве относился к режиссёрам не как к самостоятельным художникам, а как толкователям, осуществителям написанного.

— вспоминал писатель Константин Симонов.

Иосиф Сталин понимал значимость искусства кино и мультипликации, их силу воздействия на человеческие умы, поскольку люди не рождаются самодостаточными в морально-этическом плане, и до юношеского возраста проходят определённый путь психического становления, в котором нравственности отведено важное место.

Кино, после своего появления, действительно играет важнейшую роль в развитии культуры, но мультфильмы — более важны, поскольку их аудиторией являются только будущие зрители кинематографа, у которых только только формируется нравственность.

О том, что нравственность в человеке нужно целенаправленно воспитывать утверждали и ранее, например, П. Гольбах:

Говорить, что нравственные идеалы врождённы или представляются результатом инстинкта, — это всё равно что утверждать, будто человек способен читать, не зная ещё букв алфавита.

или Джон Локк:

Нравственные правила нуждаются в доказательствах, следовательно, они не врождённы.

Овидий говорил:

Воспитывать нравственную составляющую человека — основная задача искусства. Искусства смягчают нравы.

Если же под воздействием различных обстоятельств культура искажает искусство, то высока вероятность того, что и общество, живущее в ней, будет неправедным и безнравственным в массовой статистике.

Понимание этого было уже в далёком прошлом. В качестве примера можно привести историю с Диогеном (412 до н.э. — 323 до н.э.), который ходил днём по городу Синопу с зажжённым фонарём и на вопрос о том, что он делает, отвечал: «Ищу человека», чем не признавал людей того общества в полной мере состоявшимися Человеками.

Управление и нравственность

В связи с этим политика Сталина была направлена не только лишь на ликвидацию безграмотности населения (ликбез проводился большевиками с 1919 года), поскольку она сама по себе не решает всех общественных проблем. В управлении любыми процессами важны не только знания и навыки, но и способность применить их в праведном русле развития общества, ответить на вопрос не только о том, каким быть обществу и его культуре, но и для чего им быть — для реализации каких целей, решения каких вопросов и достижения каких задач.

К сожалению нынешние управленцы зачастую не отвечают этому требованию, примером чему является — непрекращающийся кризис во всех сферах деятельности человека — экологической, экономической, социальной, культурной, экологической и т.п. Несмотря на высокие достижения «запада» в области технологий, мы живём в период всеобщего управленческого кризиса, который чаще называют биосферно-культурным.

Владимир Путин так же неоднократно заострял внимание на повышении качества управления. Например, в декабре 2014 года в Послании Федеральному собранию он указывал, что именно от качества управления зависит дальнейшая жизнь страны. При этом он подчёркивал, что это не просто заурядный вопрос, что это вопрос безопасности государства. Напоминал он об этом и в Санкт-Петербурге на Международном Экономическом Форуме: “Одним из важнейших шагов должен стать запуск механизма постоянного совершенствования управленческих кадров.”

Русская народная пословица говорит: Не научился Ванечкой — Иван Иванычем не научишься!

Она в достаточной мере выражает ту суть того, что совершенствование управленческих кадров начинается задолго до поступления в ВУЗы — в раннем возрасте и вся та информация, что человек получает позднее — загружается в уже сформированную систему стереотипов и нравственные установки воспитанные в детстве проецируются на результат управленческой деятельности, опыт и образование будущего общества, поскольку именно нравственность, как система оценок «нравится»/»не нравится»/»безразлично» связывает эти составляющие в психике каждого человека.

Стадии развития психики детей

Чтобы понимать, как именно люди формируют будущее, нужно знать какие стадии развития проходит психика — алгоритмика мышления человека в детстве и какие факторы оказывают определяющее на неё влияние.

После рождения психика во многом аналогична психике представителей животного мира — ребёнок управляется в основном инстинктивными программами разного уровня и основными его потребностями являются еда и сон.

Взрослея, ребёнок начинает как обезьянка копировать поведение окружающих и хотя основную часть он перенимает от родителей, но не меньшее влияние на него имеют персонажи книг, кино или видеоигр. Поэтому в этот период не менее важно следить за тем, какой пример они подают детям и как он на них реагирует.

Дети очень быстро перенимают поведение ярких и запоминающихся персонажей, таких как Маша из рассматриваемого мультфильма. К тому же она — доминирующая модель поведения, тогда как медведь несёт в себе пассивную, подчинённую модель поведения. Дети охотнее копируют активную Машу, которая несёт в себе вполне определённые стереотипы поведения, однако при этом Маша — как пример ущербна, она показывает не полное развитие лучших сторон человека, к чему и следует стремиться подрастающему поколению, а, наоборот, тормозит развитие детей, прививая при этом ещё и негативные стереотипы. Множество «мам» не понимают, на каком уровне тормозит развитие ребёнка мультфильм «Маша и Медведь» и чему он учит их чадо. Например, группы ВК, где даётся информация о вреде «Маши и Медведя» — малочисленны, а вот групп обожания «Маши» — море, что очень плачевно для общества, поскольку именно мамы заражены «Машей» больше всего, именно мамы дают своим детям перенимать её стереотипы, а потом плачутся на форумах:

Мультфильм Маша и Медведь нравится мне до боли, и яркий и красочный, но вот только последнее время начала замечать за дочкой копирование этой самой Маши. На мой взгляд, мультик хороший, весёлый — но для взрослых. Дело в том, что маленькие дети не до конца понимают суть смешных событий, они берут пример с понравившегося персонажа. Так у нас и получилось с фильмом «Маша и медведь». Дочка полностью копирует девочку. То она у меня ложкой по столу стучит, требуя каши. То пытается из всего, что попадёт сварить варенье, тут ставила палочки (Как на доске), так моя кроха нарисовала Мишку на обоях. Дочка очень хорошо запомнила фразу «ещё» когда даёшь конфеты. Это был финиш в гостях мою дочь угостили, а она громко вытянув руку сказала ЕЩЁ. И смех и грех. ()

Дети, по сути, в этот период перенимают стереотипы и программы поведения, принятые в данной социокультурной среде, формируют образное представления об окружающем мире. Особенностью этого этапа является прямое копирование без нравственных оценок поведения копируемого. Это подобно тому, как мы записываем программы в память нашего компьютера, чтобы потом ими пользоваться. И если в этот период формирования психики дети столкутся с наглым, неуважительным по отношению к старшим и жестоким по отношению к животным поведением как у Машеньки, то оно будет принято по умолчанию как естественное и нормальное.

К тому же её поведение порой бывает совершенно не таким, как подобает вести себя девочкам: короткая стрижка, кожаная куртка и гитара делают образ субкультур привлекательным для детей.

Позднее у ребёнка просыпается и начинает активно развиваться интеллект (начало этого этапа характеризуется тем, что ребёнок начинает говорить о себе в первом лице — «я хочу», а не «Вася хочет»). Особенность этого периода в том, что ребёнок начинает творчески подходить к собственной психике — самостоятельно вырабатывать модели своего поведения, экспериментировать с пределами дозволенного родителями и пределами поведения в окружающем мире (это можно охарактеризовать словами: «как будто специально шкодит»).

В этот период ребёнок активно занимается оценкой окружающего на основе сформировавшихся на предыдущем этапе нравственных установок и стереотипов.

Нужно пояснить, что психика — многокомпонентная информационная система — это алгоритмы (шаблоны) мышления или порядок обработки имеющейся у человека и поступающей извне информации. Алгоритмы человек способен формировать сам, но их так же можно «подгрузить», минуя сознание прямиком на подсознательные уровни психики, словно вредоносные программы на компьютер, которые система не воспринимает за угрозу и даёт им права «администратора» — «полное право доступа» к системе и обработке информации. Если ребёнку удалось внедрить алгоритмы безнравственного поведения, то с большой долей вероятности впоследствии в психику можно «ввести» и поддерживать прочие «установки», например, представление о том, что цель жизни — постоянное получение удовольствий и веселье (гедонизм), так называемые «западные ценности», на основе которых можно в течение жизни одного или нескольких поколений строить индустрию потребления и воспитывать бездумную толпу, или, как выразился бывший министр образования Фурсенко — «квалифицированного потребителя».

По словам заместителя Председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы РФ, Председателя движения «Образование для всех» Олега Смолина, Андрей Фурсенко на ежегодном молодёжном форуме на Селигере 23 июля 2007 года сказал, что по его мнению:

…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других.

Задача воспитания потребителя — основная идея либерально-экономической системы основанной на принципе «извлечения максимальной прибыли несмотря ни на что» и является одним из средств доминирующей концепции глобализации направленной на недопущение становления людей в качестве полноценных Человеков, остановке развития психики на одном из предыдущих этапах, поскольку от того какие алгоритмы в психике обладают наивысшим приоритетом зависит наше поведение.

Следующий этап формирования устройства психики ребёнка заключается в том, что он начинает осознавать, что в окружающем мире есть определённые пределы дозволенного, причём не только родителями, другими взрослыми и обществом в целом, но сама жизнь когда мягко, а когда жёстко корректирует поведение человека теми или иными жизненными обстоятельствами. И в какой-то момент он понимает, что просчитать с помощью интеллекта всё это многообразие ситуаций не представляется возможным, и возникает вопрос: Как пребывать в ладу с этой неограниченностью жизни? И тут внимание ребёнка должно быть обращено на такие компоненты психики, как интуиция и совесть, которые могут давать нерационализированные оценки тех или иных поступков, тех или иных намерений.

Настоящим состоявшимся Человеком с большой буквы является тот, кто в своём поведении, в первую очередь, следует рекомендациям совести, как канала поступления безошибочной информации о наилучшей линии поведения в конкретной ситуации, опирается при этом на интуитивные прозрения, вырабатывает необходимые новые программы или выбирает уже имеющиеся в психике модели поведения с помощью интеллекта, не забывая и о инстинктивных потребностях организма.

Таким образом, структура психики любого индивида такова, что она не запрограммирована однозначно, а может быть различной, и формируется под воздействием воспитания. Этим человек отличается от других биологических видов на Земле.

Вне зависимости от расовой и национальной принадлежности индивид может быть:

  • аналогичен животному, если всё его поведение безусловно и безоговорочно подчинено инстинктам, которые скрываются под разного рода оболочками, сложившимися в культуре;
  • аналогичен автомату, который сам не способен выйти за пределы заложенной в него культурой программы;
  • аналогичен демону, действующему по своему разумению без каких-либо нравственно- этических ограничений по принципу «что хочу, то и ворочу» в пределах тех возможностей, которые ему позволяют реализовать неподвластные ему социальные и природные факторы. Маша из мультфильма учит именно этому, вкупе с ворохом социальных стереотипов. Носители именно этого устройства психики пытаются реализовать с незапамятных времён глобальное «элитарно»-невольничье государство, в котором все скованы иерархией взаимного паразитизма. Маша в мультфильме — главный паразит, а Медведь — её невольник.
  • состоявшимся же Человеком является только тот представитель биологического вида «Человек разумный», который задумывается об объективной сущности Добра и Зла в конкретике их проявлений в жизни, и делает свой осознанный выбор в пользу Добра, поддерживая верность своему выбору в любых обстоятельствах осмысленно волевым порядком. Таким образом, настоящий Человек — это тот индивид, который живёт под диктатурой совести и никогда не лжёт.

Данное распределение по типам психики не подразумевает никакой сертификации, потому что каждому индивиду — любой расы, пола, национальности, вне зависимости от типа устройства психики, в котором он пребывает, дана возможность состояться как Человеку и научиться всегда и всюду поступать по совести. Только сам человек может судить о том, при каком типе строя психики он живёт и действует в разных обстоятельствах, потому что работа совести — дело внутреннее и никакой сертификации извне не поддаётся.

В русском языке слово Совесть — это аббревиатура — С+овестью ВО+дительство, БО+гом ДА+нное. Такое определение ёмко раскрывает всё вышесказанное.

Различие взрослых по типам строя психики — результат остановки или извращения развития личности в процессе взросления в результате неправильного воспитания в семье и воздействия порочной исторически сложившейся культуры общества.

Человечный тип строя психики единственно способный нести идею и практику реализации человеком справедливого устройства жизни и соответственно — лада в обществе среди людей и лада людей с Природой, поскольку совесть — безошибочна, а человек живущий под её диктатурой — никогда не лжёт.

Искусство для детей — какое оно?

Образ современной Маши взят с героини русских народных сказок, примерно семи лет от роду. Из-за своей непослушности она заблудилась в лесу, но благодаря сообразительности и доброте, сумела избежать опасности и вернуться домой.

Вряд ли по мотивам современного мультфильма можно будет сочинить такую-же поучительную сказку, ведь ключевыми словами в ней будут такие: «сломала», «испугала», «отняла», «разозлила», «ударила» и т.п. Это худшие примеры поведения для воспитания ребёнка, если только мы не хотим получить маленького «зверька», «робота» или «демонёнка». Как альтернатива — пример человечного поведения для детей, предлагаем посмотреть в старом советском мультфильме «Фантик».

Не вся информация одинаково полезна. Мультфильмы играют активную роль в интеллектуальном и эмоциональном развитии ребёнка. Наряду с чтением книжек и рассказами родителей они учат малыша ценить добро и красоту, осуждать зло и насилие, отличать вымысел от реальности, помогают ориентироваться в сложных взаимоотношениях между людьми, либо уродуют ребёнка — лепят из него эгоиста, садиста и беcчувственного недолюдка. Будьте внимательны к тому, какие мультфильмы смотрит ваш ребёнок!

Предлагаем ознакомиться с брошюрой от проекта «Научи хорошему», которая не только является путеводителем по миру современных мультфильмов, но и позволяет самостоятельно научиться отличать хорошие мультфильмы от плохих и понять механизм воздействия мультфильмов на детей.

По материалам: inance.ru

Мультсериал «Маша и Медведь» попал в список «классики будущего»

Российский сериал, рассказывающий о веселых приключениях и непростых взаимоотношениях маленькой озорной Маши и ее добродушного лесного приятеля, вошел в список из 250 лучших анимационных проектов, составленный к своему юбилею (выходу 250-го номера) американским профильным журналом Animation Magazine. По мнению специалистов, у «Маши и Медведя» есть все шансы в будущем стать классикой анимационного кино.

При этом «Маша и Медведь» – единственный российский мультфильм, попавший в список наряду с такими известными анимационными работами как «Мой маленький пони», «Злые птички», «Юная Лига справедливости», японское аниме «Вторжение титанов».

Примечательно, что пока что «Маша и Медведь» не транслируется ни одним американским каналом, увидеть мультсериал американский зритель может только на DVD или в Интернете. C этого августа приступить к трансляции намерен популярный потоковый видеосервис Netflix: Интернет-канал купил права на демонстрацию 52 серий (двух сезонов) «Маши и Медведя», уже закончена работа по озвучанию сериала. По-английски Маша заговорит голосом Элси Фишер – как и Агнес из мультфильма «Гадкий я».

«Попадание в рейтинг Animation Magazine означает, что сериал имеет определенные перспективы внутри США» – считает программный директор Большого фестиваля мультфильмов Мария Терещенко.

Для творческого коллектива, который работает с проектом «Маша и Медведь», попадание в топ-лист американского журнала весьма значимо. Как прокомментировал исполнительный продюсер шоу Дмитрий Ловейко, такая оценка – хороший стимул для дальнейшей работы. А что касается самого проекта, то скоро «Маша и Медведь» обретет новый формат: команда готовится приступить к работе над полнометражным вариантом мультфильма, для большого экрана.

Сериал, который стал любимым для множества российских детей и их родителей, популярен и за рубежом: сегодня «Машу и Медведя» смотрят в 30 странах мира, его транслируют, в частности, британские телеканалы Cartoon Network и Cartoonito, французские France 5 и NBC Universal, итальянский RAI, немецкий Sony Music, испанский телеканал Panda.

На Интернет-сервисе YouTube канал мультфильма «Маша и Медведь» занимает 20-е место в рейтинге популярного контента, причем аудитория сериала «прирастает» быстрее, чем у Disney Car Toys, ежемесячно у мультфильма появляется около 280 миллионов новых зрителей, а общее число просмотров канала уже подошло к 4 миллиардам.

Напомним, в этом году работа российских аниматоров получила также премию Kidscreen Awards в номинации Best Animation и попала в конкурсную программу анимационного фестиваля во французском Аннеси.