Почему мы не

Содержание

Голос целомудрия — совесть

«Как добрый пастырь, собирает оно своих овец, то есть божественные мысли, вокруг и внутрь себя, а невоздержность, как бешеного пса, убивает удалением от вредного…» — так говорил про добродетель целомудрия священномученик Петр Дамаскин. В современном мире ни одна другая добродетель не подвергается таким жесточайшим нападкам. Политика с ее уклоном к «толерантности», «лояльности» и «плюрализму», масс-медиа с насаждением потребительского отношения ко всему и всем… И только Церковь продолжает говорить о важности целомудренной жизни, называя вещи своими именами. Почему, не взрастив в себе эту добродетель, невозможно достичь спасения, и как ее стяжать? Об этом мы поговорили с клириком храма в честь Сошествия Святого Духа г. Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии протоиереем Сергием Ксенофонтовым.

— Отец Сергий, давайте для начала дадим определение: что же такое целомудрие в христианском понимании? Очень часто люди отождествляют его с хранением девственности до брака.

— Нет, это понятие шире. Слово «целомудрие» состоит из двух корней: «целостность» и «мудрость». То есть можно сказать, что это знание о целостности. В святоотеческой литературе под стяжанием целомудрия подразумевается процесс собирания человека в ту гармоничную личность, которую изначально задумывал Творец. Бог — Личность, и потому человек, лишь становясь целостной личностью, обретает способность к подлинному богообщению.

— То есть изначально, в раю, человек был целомудренным, а после грехопадения утратил это свойство? И взращивание целомудрия — это по сути возвращение в райское состояние?

— Именно так. Первородный грех передается из поколения в поколение, человек уже рождается с искаженной слабостями душой. Беззаконие, нарушение заповедей Божиих, удовлетворение раздраженной похоти и противопоставление себя Богу — такая жизнь неизбежно ведет к распаду личности. С христианской точки зрения человек собирается в целостную личность именно в свете Личности Бога, становясь отражением Божества, через прямое действие Бога на человека. Дух Божий оживотворяет человеческую природу: разум наполняет мудростью, тело — здравием, а психику — радостью и возможностью реализовывать данные Господом таланты. Если же грех прерывает цепь взаимоотношений Духа и души, то душа попадает под действие страстей и естественные возможности ума, тела и психики оборачиваются против личности. В зависимости от устроения человека какая-то страсть в душе может возобладать. Если в жизни человека, скажем, преобладают грехи эмоционально-чувственные, то остальные стороны личности, находясь в подчинении этим грехам, страдают. Человек может дойти до того, что ему все равно, что он ест, в каких условиях он живет, в каком состоянии находится его тело. Такая поврежденность нередко встречается в среде творческой интеллигенции, при этом, безусловно, страдает и творчество этих людей, на него накладывает отпечаток эта нецелостность. Если же человек более примитивен, в нем могут возобладать грубые телесные страсти: физические инстинкты подчиняют ум, и развиваются обжорство, пьянство, блуд. А может быть и так: человек высокого ума, крупный ученый, гений даже. Но ум — седалище гордыни. И этот ум занимает ведущее место, он начинает диктовать свою правду, которая сводится к одному: я могу быть мерилом всех вещей. Это та самая гордыня, которая низвела Адама с положения сына Божия до положения ниже твари — и с любым человеком от нее происходит примерно то же самое. Поэтому для того, чтобы восстановить связь с Богом, мы должны привести в полное подчинение Духу психику, тело и ум и тем самым восстановить равновесие. Это и означает стать целомудренными.

— А как это достигается?

— В основном — через постовое делание. Часто люди думают, что пост нужен только для воздействия на физическую природу — на тело. Но на самом деле поститься нужно и душе, и уму. Физический пост — самый легкий, поскольку тело легче всего привыкает к послушанию. Это нужно знать и не останавливаться только на посте в пище. А бывает чаще всего иначе: когда человек привыкает к физическому посту и начинает ощущать, что этого уже недостаточно, он усугубляет воздержание в пище и может довести себя до физического истощения, которое оборачивается болезнями и унынием. А нужно было вместо этого обратить внимание на пост ума и души.

— Как могут поститься ум и душа?

— Пощение ума происходит, когда мы читаем Евангелие, святоотеческие книги, размышляем о вечности, о смерти, ходим на богослужения. Все это позволяет вывести ум на простор бытия, направить на поиски своей истинной роли. Что касается поста душевного — это прежде всего ограничение себя в развлечениях. Сами по себе развлечения не грех, но постоянное желание получать от них удовольствие начинает властвовать над человеком, лишая его возможностей созидания. Ведь что такое развлечение? Это извлечение человека из процесса его работы — состояние, когда он тратит силы и время ни на что, все это уходит в пустоту. Когда же мы лишаем чувства праздности и настраиваем себя на труд, душа получает возможность восстановления своего главенства над личностью человека — правда, при одном условии: если она поклонится Богу. Поэтому, как бы мы ни упражнялись в смирении чувств, только через Таинства Исповеди и Причастия мы можем обрести дух целомудрия, то есть реальную возможность восстановить свою целостность.

Что же касается хранения девства, которое действительно многие воспринимают как синоним целомудрия, то это очень важный вопрос, но, к сожалению, он неверно осмысливается нашими современниками. Это связано с потерей исторических и культурных ценностей. Если мы возьмем, к примеру, житие святой Пелагеи Антиохийской, то увидим, что эта 15-летняя девушка, когда за ней пришли воины-язычники, чтобы сохранить свою непорочность, бросилась с крыши дома. Фактически она покончила жизнь самоубийством, но Церковь причислила ее к лику святых, потому что понятие девства для христианской аскетики очень важно, и в особенности для стяжания добродетели целомудрия.

— То есть человеку, девство не сохранившему, невозможно стать целомудренным? А как же брак, рождение детей, продолжение рода?

— Нет, так вопрос не стоит. Исходя из своего устроения, способностей, талантов человек может выстраивать свою жизнь по-разному и при этом стремиться к целомудрию. Целомудренным можно быть и в браке, с супругом и детьми, а можно жить одному, сохраняя физическое девство, но целомудренным не быть.

Один из признаков правильной целомудренной жизни — то, что человек спокоен за результат своей деятельности и жизни вообще. Это позволяет ему выбирать подходящую для себя форму бытия: семейную или монашескую, многодетность или девство. Созидать целомудренную личность можно и через служение людям, через начальствование, через учительство. Кто каким от Бога талантом награжден, тот так Богу и служит.

— Современный христианин, желающий сохранить девство, испытывает очень сильное давление социума. Девушка, говорящая, что для нее неприемлемы интимные отношения до брака, почти всегда услышит предостережение, что останется старой девой. На одиноких женщин давят врачи, утверждающие, что женские болезни — от отсутствия интимной жизни. Как противостоять этому давлению?

— Нужно понимать, что нападки на целомудрие — это часть войны сатанинских сил против Бога и Церкви, которая была всегда и продолжится до скончания века. Отстаивание целомудрия нельзя рассматривать отдельно от борьбы человека за свое спасение. Собственно, эта борьба — неотъемлемая часть нашего спасения. Если мыслить иначе, может произойти подмена цели средством. Мы можем начать считать девство целью, а спасение останется где-то на периферии. Поэтому очень важно правильно выстроить приоритеты. Господь сказал нам в Евангелии: ищите прежде всего Царствия Божия и правды его (Мф. 10, 16–18). Бог по любви Своей поставляет нас в такие условия, которые наилучшим образом способствуют нашему совершенствованию. Поэтому все столкновения с миром, по поводу целомудрия или каких-то других добродетелей, нужно рассматривать как самые обычные искушения, попущения, призванные нас в добродетели укреплять. «Искушения — это те шипы роз нашего спасения, которых невозможно избежать»,— говорил преподобный Анатолий Оптинский. Отвечая на искушения по-христиански, мы выстраиваем в себе целостную личность, которой и хочет видеть нас Бог.

— Мера целомудрия у каждого своя?

— Думаю, да. Но эту меру нам со стороны у другого человека очень трудно определить. Даже опытный духовник точно не скажет своему духовному чаду ту меру добродетели, на которую это чадо способно. Но при внимательной духовной жизни мы можем увидеть в самих себе признаки того, что мы можем сделать, а чего не можем.

— У целомудрия есть голос? Что может подсказать человеку, целомудренно он живет или нет?

— Голос целомудрия — это голос совести. Чистая совесть — показатель того, что человек живет богоугодно. Если же совесть в чем-то обличает, это повод задуматься, что не так. Хотя, опираясь на опыт святых отцов, которые подходили к концу жизни с ощущением, что они — самые последние грешники, совесть всегда найдет, о чем в нас побеспокоиться. Но это беспокойство — хорошее, правильное, без него духовное движение прекратится.

— Можно ли жить целомудренно вне стен Церкви?

— Не думаю. Страсти поврежденной грехом человеческой природы и воздействие врага рода человеческого настолько велики и сильны, что человек сам по себе не может им противостоять. Без Меня не можете творити ничесоже,— говорит Господь (Ин. 15, 5). И это так. Мы же собираем себя в единое целое не просто так, а по образу Божию. Образ Божий — это Христос. А Христос — это Церковь. Так что жизнь в Церкви — самое главное средство для восстановления целомудрия.

— Бывает же так, что человек живет нецеломудренно, а потом в один момент — под действием благодати Божией — меняется и становится другим? Так произошло с преподобной Марией Египетской. Чем это обуславливается?

— Да, такие истории есть, но, к сожалению, гораздо чаще бывает наоборот: человек, которого можно было бы назвать целомудренным, в одночасье падает и потом совершенно меняется. Церковь предлагает нам положительные примеры исправления грешников, чтобы мы в нашей духовной брани могли на них опереться. Но жизнь нам предлагает еще больше примеров противоположных. Один из весьма интересных можно найти в истории Литвы. В 1246 году литовский князь Миндовг принял Православие, этому примеру последовал и его сын Войшелк, который принял монашеский постриг и ушел в монастырь. Спустя некоторое время Миндовг пал от рук заговорщиков, после чего его сын снял монашескую рясу, объявил себя князем и приступил к мести за отца. Расправившись с мятежниками, Войшелк вернулся в монастырь. Насколько искренним было его покаяние, мы не знаем, но такой пример в истории есть. Нужно понимать, что нельзя достичь какой-то меры целомудрия и успокоиться на этом, считая, что теперь с нами все в порядке. Нет никакой гарантии, что какое-то экстраординарное обстоятельство не выбьет нас из колеи. Если мы взглянем на известный образ лествицы, возводящей человека к Небу, то увидим, что больше всего бесы орудуют крюками на последней ступеньке перед Царствием Божиим, сдергивая с нее праведников. Самые тяжелые, ужасные формы искушений, в том числе и соблазны грехов против целомудрия, враг применяет именно тогда, когда человек начинает выходить на прямую дорогу к спасению. Многие люди — неверующие или маловерующие — вообще не подвергаются таким соблазнам. А чем ближе человек к Богу, тем сильнее и страшнее брань. Очень хорошо это описано в повести Л.Н. Толстого «Отец Сергий». Почему так уязвимо целомудрие? Потому что естественные возможности человека всегда с ним. Даже престарелые, просвещенные и духовно преуспевшие люди могут страдать от блудных помыслов.

— Может ли человек от рождения быть целомудренным или эта добродетель всегда достигается через труд?

— Есть такая пословица: «Легко быть добрым, трудно быть не злым». Можно родиться добродушным, в этом не будет твоей заслуги. А вот если ты родился с другим устроением, но всю жизнь боролся в себе с гневливостью, то этот труд и будет вменен тебе как добродетель. Добродетель потому так и называется, что это результат доброго делания.

— Какие книги могут помочь современному христианину понять, как стяжать добродетель целомудрия?

— Конечно, главная книга — это Евангелие. Еще я бы предложил «Добротолюбие для мирян». Можно обратиться к духовному наследию Оптинских старцев и, конечно, архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В своих письмах духовным чадам он изложил «Добротолюбие» на понятном нам языке. И, самое главное, подтвердил его своей жизнью.

Газета «Православная вера» № 22 (642)

Храм и жизнь

— «Почему мы столько лет ходим в храм, а наша жизнь не меняется, какой должна быть правильная духовная жизнь, как нужно жить христианину»?

— Вы задали чрезвычайно важный вопрос, который касается практически всех верующих без исключения. Действительно, можно сто лет ходить в храм, и каким я был – таким остался. Почему это происходит? По очень простой причине, простой и печальной: само понимание Православия мы свели к исполнению чисто внешних церковных предписаний. Ходим в храм, исповедуемся, причащаемся, венчаемся, соблюдаем посты, подаем записки, ставим свечи, читаем молитвы. Такого христианина называют воцерковленным. А при всем этом, оказывается, что он ни разу не помолился. Молится, когда его постигнет какая-то болезнь, скорбь, когда предстоит что-то ответственное — тогда кому только не молится. О самом же главном – о грехах — редко молимся, вяло, формально. Но без молитвы не может быть никакой духовной жизни. Речь идет не о вычитывании молитв, а о молитве, которая только тогда таковой называется, когда совершается с вниманием, благоговением и покаянием. Так, святитель Игнатий Брянчанинов писал: без внимания любая молитва «не молитва. Она мертва! Она — бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие».

Духовная жизнь невозможна без решимости христианина жить по всем заповедям Евангелия и без искреннего покаяния в их нарушении. Если же этого нет, когда о заповедях не помним, а выполняем лишь внешние церковные обычаи, обряды и предписания, когда не боремся с завистью, тщеславием, с неприязнью и прочими вещами, которым нет числа, когда, кажется, каемся, но опять спокойно продолжаем жить по-прежнему, то, естественно, никакого духовного изменения в нас произойти не может. Не может быть изменений, если сама исповедь – не покаяние с решимостью не повторять этих грехов, а лишь отчет о проделанных грехах, если Причастие – обычай. А где же борьба со страстями, где любовь к ближнему, в котором, по Отцам, наше спасение? Потому и остаемся без плода.

Почему мы не помним себя в младенческом возрасте

Правообладатель иллюстрации SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Младенцы впитывают информацию как губка — почему же тогда у нас уходит столько времени на формирование первого воспоминания о себе? Обозреватель BBC Future решил выяснить причину этого явления.

Вы встретились за обедом с людьми, которых вы знаете уже достаточно давно. Вы вместе устраивали праздники, отмечали дни рождения, ходили в парк, с удовольствием поглощали мороженое и даже ездили с ними в отпуск.

Между прочим, эти люди — ваши родители — потратили на вас немало денег за все эти годы. Проблема в том, что вы этого не помните.

Большинство из нас совершенно не помнит первые несколько лет своей жизни: с самого ответственного момента — появления на свет — до первых шагов, первых слов, а то и до детского сада.

  • Вы правда всё это знаете или прочитали в интернете?
  • Почему, едва перешагнув через порог, мы забываем, куда шли
  • Летологика: когда слово вертится на языке

Даже после того, как у нас в голове появляется драгоценное первое воспоминание, следующие «зарубки в памяти» получаются редкими и обрывочными вплоть до более старшего возраста.

С чем это связано? Зияющий провал в биографии детей огорчает родителей и на протяжении вот уже нескольких десятилетий ставит в тупик психологов, неврологов и лингвистов.

Отец психоанализа Зигмунд Фрейд, который более ста лет назад ввел в оборот термин «младенческая амнезия», и вовсе был одержим этой темой.

Исследуя этот ментальный вакуум, невольно задаешься интересными вопросами. Соответствует ли наше первое воспоминание действительности или оно выдумано? Помним ли мы сами события или только их вербальное описание?

И можно ли однажды вспомнить все то, что как будто не сохранилось в нашей памяти?

Правообладатель иллюстрации Simpleinsomnia/Flickr/CC-BY-2.0 Image caption Дети впитывают информацию как губка — невероятными темпами, но при этом не могут ясно запомнить то, что с ними происходит

Это явление вдвойне загадочно, поскольку во всем остальном младенцы впитывают новую информацию как губка, ежесекундно формируя по 700 новых нейронных связей и пуская в ход навыки изучения языков, которым мог бы позавидовать любой полиглот.

Судя по данным последних исследований, ребенок начинает тренировать мозг еще в утробе матери.

Но и у взрослых информация со временем утрачивается, если не предпринимать попыток сохранить ее. Поэтому одно из объяснений состоит в том, что младенческая амнезия является всего лишь следствием естественного процесса забывания событий, имевших место в течение нашей жизни.

Ответ на этот вопрос можно найти в работе жившего в XIX веке немецкого психолога Германа Эббингауза, который провел ряд новаторских исследований на себе самом, чтобы выявить пределы человеческой памяти.

Для того чтобы сделать свой мозг в начале эксперимента подобным чистому листу, он придумал использовать бессмысленные ряды слогов — слова, составленные наобум из случайно подобранных букв, такие как «каг» или «сланс», — и принялся запоминать тысячи таких буквосочетаний.

Составленная им по итогам опыта кривая забывания свидетельствует о наличии поразительно быстрого спада в способности человека вспомнить выученное: в отсутствие особых усилий человеческий мозг отсеивает половину всех новых знаний в течение часа.

К 30-му дню человек помнит лишь 2-3% того, что учил.

Один из самых важных выводов Эббингауза заключается в том, что такое забывание информации вполне предсказуемо. Чтобы выяснить, насколько память младенца отличается от памяти взрослого человека, достаточно просто сравнить графики.

В 1980-х годах, произведя соответствующие подсчеты, ученые установили, что человек помнит на удивление мало событий, имевших место в его жизни в период с рождения до шести-семилетнего возраста. Очевидно, тут кроется что-то еще.

Правообладатель иллюстрации SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0 Image caption Формирование и развитие нашей памяти может определяться культурными особенностями

Интересно, что завеса над воспоминаниями приподнимается у всех в разном возрасте. Некоторые люди помнят, что с ними было в два года, а у некоторых не сохранилось никаких воспоминаний о себе вплоть до возраста 7-8 лет.

В среднем, обрывки воспоминаний начинают появляться у человека примерно с трех с половиной лет.

Что еще интереснее, степень забывчивости разнится в зависимости от страны: средний возраст, в котором человек начинает помнить себя, может отличаться в разных странах на два года.

Могут ли эти выводы пролить хоть какой-нибудь свет на природу такого вакуума? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, психолог Ци Ван из Корнельского университета (США) собрала сотни воспоминаний в группах китайских и американских студентов.

В полном соответствии с национальными стереотипами, у американцев рассказы были длиннее, подробнее и с явным акцентом на себе самом.

Китайцы высказывались лаконичнее и с упором на факты; в целом, детские воспоминания начинались у них на полгода позже.

Эта закономерность подтверждается множеством других исследований. Более подробные рассказы, сконцентрированные на себе самом, судя по всему, вспоминаются легче.

Считается, что личный интерес способствует работе памяти, поскольку при наличии собственной точки зрения события наполняются смыслом.

«Все дело в различии между воспоминаниями ‘В зоопарке были тигры’ и ‘В зоопарке я видел тигров, и хотя они были страшные, мне было очень весело'», — поясняет Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори (США).

Проводя тот же опыт повторно, Ван опросила матерей детей и установила точно такую же закономерность.

Иными словами, если воспоминания у вас остались смутные, в этом виноваты ваши родители.

Первое воспоминание в жизни Ван — прогулка по горам в окрестностях родного дома в китайском городе Чунцине вместе с матерью и сестрой. Ей тогда было около шести лет.

Однако пока она не переехала в США, никому не приходило в голову спросить ее о том, с какого возраста она себя помнит.

«В восточных культурах детские воспоминания никого не интересуют. Люди только удивляются: ‘Зачем это тебе?'», — рассказывает она.

Правообладатель иллюстрации Kimberly Hopkins/Flickr/CC-BY-2.0 Image caption Некоторые психологи убеждены, что способность формировать яркие воспоминания о себе приходит только с овладением речью

«Если общество дает вам понять, что эти воспоминания важны для вас, вы их сохраните», — утверждает Ван.

Раньше всего воспоминания начинают формироваться у малолетних представителей новозеландского народа маори, для которого характерно большое внимание к прошлому. Многие люди помнят, что с ними было в возрасте всего двух с половиной лет.

На то, как мы рассказываем о своих воспоминаниях, могут влиять и культурные особенности, причем некоторые психологи полагают, что события начинают сохраняться в памяти человека только после того, как он освоит речь.

«Язык помогает структурировать, организовать воспоминания в форме повествования. Если изложить событие в форме рассказа, полученные впечатления становятся более упорядоченными, и их легче помнить в течение долгого времени», — утверждает Фивуш.

Однако некоторые психологи скептически относятся к роли языка в запоминании. К примеру, дети, которые рождаются глухими и растут, не зная языка жестов, начинают помнить себя примерно с того же возраста.

Это наводит на мысль о том, что мы не можем вспомнить первые годы своей жизни только лишь потому, что наш мозг еще не оснащен необходимым инструментарием.

Это объяснение стало итогом обследования самого знаменитого пациента в истории неврологии, известного под псевдонимом H.M.

После того, как в ходе неудачной операции с целью вылечить эпилепсию у H.M. был поврежден гиппокамп, он утратил способность запоминать новые события.

«Это средоточие нашей способности к обучению и запоминанию. Если бы не гиппокамп, я бы потом не смог вспомнить нашу беседу», — поясняет Джеффри Фейген, который исследует вопросы, связанные с памятью и обучением, в Университете Сент-Джонс (США).

Интересно, однако, отметить, что пациент с травмой гиппокампа мог тем не менее усваивать другие виды информации — в точности как младенец.

Когда ученые попросили его срисовать пятиконечную звезду по ее отражению в зеркале (это сложнее, чем кажется!), он совершенствовался с каждой попыткой, хотя ему всякий раз казалось, будто он рисует ее впервые.

Возможно, в раннем возрасте гиппокамп просто недостаточно развит для формирования полноценных воспоминаний о происходящих событиях.

В течение первых нескольких лет жизни у детенышей обезьяны, крысят и детей к гиппокампу продолжают добавляться нейроны, и в младенческом возрасте никто из них не способен запоминать что-либо надолго.

При этом, по-видимому, как только организм перестает создавать новые нейроны, они внезапно приобретают эту способность. «У маленьких детей и младенцев гиппокамп развит очень слабо», — говорит Фейген.

Но означает ли это, что в недоразвитом состоянии гиппокамп со временем теряет накопленные воспоминания? Или же они не формируются вовсе?

Правообладатель иллюстрации SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0 Image caption Свои ранние воспоминания не всегда можно считать точными — иногда они видоизменяются по итогам обсуждения того или иного события

Поскольку события, имевшие место в детстве, могут продолжать влиять на наше поведение еще долго после того, как мы о них забываем, некоторые психологи полагают, что они наверняка остаются в нашей памяти.

«Возможно, воспоминания хранятся в каком-нибудь месте, которое сейчас недоступно, но это очень сложно доказать эмпирическим путем», — поясняет Фейген.

Впрочем, не следует чересчур доверять и тому, что мы помним о той поре, — не исключено, что наши детские воспоминания во многом ложны и мы помним события, которые никогда с нами не происходили.

Элизабет Лофтес, психолог из Калифорнийского университета в городе Ирвайне (США) посвятила свои научные изыскания именно этой теме.

«Люди могут подхватывать идеи и начинать их визуализировать, в результате чего они становятся неотличимы от воспоминаний», — рассказывает она.

Воображаемые события

Лофтес и сама не понаслышке знает, как это бывает. Когда ей было 16 лет, ее мать утонула в бассейне.

Спустя много лет одна родственница убедила ее в том, будто именно она обнаружила всплывшее тело.

На Лофтес нахлынули «воспоминания», однако через неделю та же родственница перезвонила ей и объяснила, что ошиблась, — труп нашел кто-то другой.

Конечно, никому не понравится услышать, что его воспоминания ненастоящие. Лофтес понимала, что ей нужны бесспорные доказательства, чтобы убедить сомневающихся.

Еще в 1980-е годы она набрала добровольцев для исследования и сама начала подбрасывать им «воспоминания».

Лофтес придумала изощренную ложь о детской травме, которую они якобы получили, потерявшись в магазине, где их потом нашла какая-то добрая старушка и отвела к родителям. Для большей правдоподобности она приплела к рассказу членов семьи.

«Мы говорили участникам исследования: ‘Мы пообщались с вашей матерью, и она рассказала нам о том, что с вами случилось'».

Почти треть испытуемых попалась в расставленную ловушку: некоторые умудрились «вспомнить» это событие во всех подробностях.

На самом деле, иногда мы бываем более уверены в точности своих воображаемых воспоминаний, чем в тех событиях, которые имели место на самом деле.

И даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, вполне возможно, они были впоследствии переформулированы и переформатированы с учетом бесед о событии, а не собственных воспоминаний о нем.

Помните, когда вы подумали, как весело будет превратить свою сестру в зебру с помощью несмываемого фломастера? Или вы просто видели это на семейном видео?

А этот потрясающий торт, который мама испекла, когда вам исполнилось три года? Может быть, вам рассказал о нем старший брат?

Пожалуй, самая большая загадка состоит не в том, почему мы не помним свое ранее детство, а в том, можно ли вообще верить нашим воспоминаниям.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Почему мы не помним как родились?

Память — это способность хранить информацию и сложнейшая совокупность биологических процессов. Она присуща всему живому, но наиболее развита у людей. Человеческая память очень индивидуальна, свидетели одного и того же события запоминают его по-разному.

Что именно мы не помним?

Воспоминания принимают уникальный отпечаток психики, которая способна частично их менять, замещать, искажать. Память малышей, например, способна хранить и воспроизводить абсолютно придуманные события как реальные.

И это не единственная особенность детской памяти. Совершенно удивительным представляется факт, что мы не помним, как родились. Кроме того, практически никто не может восстановить в памяти первые годы своей жизни. Что уж говорить о том, что мы не в состоянии вспомнить хоть что-нибудь о времени пребывания в утробе матери.

Феномен этот получил название «детской амнезии». Это единственный вид амнезии, имеющий общечеловеческие масштабы.

По наблюдениям ученых, большая часть людей начинает отсчет детских воспоминаний примерно с 3,5 лет. До этого момента лишь некоторые могут вспомнить отдельные, очень яркие жизненные ситуации или обрывочные картинки. У большинства даже самые впечатляющие моменты стираются из памяти.

Раннее детство — самый насыщенный информацией период. Это пора активного и динамичного обучения человека, ознакомления его с окружающим миром. Конечно, люди учатся практически в течение всей своей жизни, но с возрастом процесс этот замедляет свою интенсивность.

Зато во время первых лет жизни малышу приходится перерабатывать буквально гигабайты информации в сжатые сроки. Именно поэтому говорят, что маленький ребенок «впитывает все, как губка». Почему же мы не помним такой важнейший период своей жизни? Этими вопросами задавались психологи и нейробиологи, но до сих пор нет однозначного, признанного всеми, решения этой головоломки природы.

Исследования причин феномена «детской амнезии»

И снова Фрейд

Первооткрывателем феномена считается всемирно известный гуру психоанализа Зигмунд Фрейд. Он и дал ему наименование «инфантильной амнезии». В процессе своей работы он заметил, что пациенты не припоминают события, относящиеся к первым трем, а иногда и пяти годам жизни.

Австрийский психолог стал исследовать проблему глубже. Его окончательный вывод оказался в рамках традиционных для его учения постулатов.

Причиной амнезии детства Фрейд считал раннюю сексуальную привязанность младенца к родителю противоположного пола, и, соответственно, агрессию к другому, однополому с малышом родителю. Такая эмоциональная перегрузка не под силу детской психике, поэтому вытесняется в бессознательную область, где и остается навсегда.

Версия вызвала множество вопросов. В частности, она никак не объясняла абсолютную неизбирательность психики в этом случае. Далеко не все младенческие переживания имеют сексуальную окраску, а память отказывается хранить все события этого периода. Таким образом, теория не была поддержана практически никем и так осталась мнением одного ученого.

Сначала было слово

Определенное время популярным объяснением амнезии детства была следующая версия: человек не помнит того периода, в котором еще не умел полноценно говорить. Ее сторонники считали, что память, при воссоздании событий, облекает их в слова. Речь полностью осваивается ребенком примерно к трем годам.

До этого периода он просто не может соотнести явления и эмоции с определенными словами, не определяет связи между ними, поэтому не может зафиксировать в памяти. Косвенным подтверждением теории являлась и слишком буквальная трактовка библейской цитаты: «В начале было Слово».

Между тем, это объяснение также имеет слабые стороны. Есть немало деток, прекрасно говорящих уже после первого годика. Это не обеспечивает им устойчивых воспоминаний об этом периоде жизни. Кроме того, грамотное трактование Евангелия указывает, что в первой строке под «словом» подразумевается вовсе не речь, а некая мыслеформа, энергетический посыл, нечто нематериальное.

Невозможность формирования ранних воспоминаний

Ряд ученых считает, что феномен объясняется отсутствием абстрактно-логического мышления, неумением выстроить отдельные события в цельную картину. Ребенок также не может связывать воспоминания с конкретным временем и местом. Дети раннего возраста не имеют еще чувства времени. Получается, что мы не забываем наше детство, а просто не в состоянии сформировать воспоминания.

«Недостаток объема» памяти

Другая группа исследователей выдвинула интересную гипотезу: в первые годы детства человек поглощает и перерабатывает такой невероятный объем информации, что новые «файлы» уже некуда складывать и они записываются поверх старых, стирая все воспоминания.

Недоразвитость гиппокампа

Существует несколько классификаций памяти. Например, по длительности хранения информации ее делят на краткосрочную и долговременную. Так вот, некоторые специалисты считают, что мы не помним наше детство, потому что в этот период работает только краткосрочная память.

По способу запоминания выделяют семантическую и эпизодическую память. Первая откладывает отпечатки первого знакомства с явлением, вторая — результаты личного контакта с ним. Ученые считают, что хранятся они в разных частях мозга и способны объединяться только по достижении трехлетнего возраста посредством гиппокампа.

Пол Фрэнкланд, канадский ученый, обратил внимание на функции особой части мозга — гиппокампа, которая отвечает за рождение эмоций, а также за преобразование, транспортировку и хранение человеческих воспоминаний. Именно она обеспечивает переход информации из краткосрочной памяти в долговременную.

Изучив этот отдел мозга, Фрэнкланд выяснил, что при рождении человека он недоразвит, а растет и развивается вместе со взрослением индивидуума. Но даже после полного становления гиппокампа, он не может упорядочить старые воспоминания, а обрабатывает уже текущие порции данных.

Потеря или подарок природы?

Каждая из вышеописанных теорий пытается выяснить механизм детской потери памяти и не задается вопросом: а для чего мироздание так распорядилось и лишило нас таких ценных и дорогих воспоминаний? В чем смысл такой невосполнимой потери?

В природе все сбалансировано и все неслучайно. По всей вероятности, то что мы не помним наше рождение и первые годы нашего развития, должно нести какую-то пользу для нас. Этого момента в своих исследованиях касается только З.Фрейд. Он поднимает вопрос травмирующих психику переживаний, которые вытесняются из сознания.

Действительно, весь период раннего детства вряд ли можно назвать абсолютно безоблачным, счастливым и беззаботным. Может быть, мы просто привыкли так думать, потому что не помним его?

Давно известен факт, что младенец при рождении испытывает физическую боль не меньшую, чем его мать, а эмоциональное переживание малыша при родах сродни переживанию процесса смерти. Дальше начинается этап ознакомления с миром. А он не всегда бел и пушист.

Маленький человек, несомненно, подвергается огромному количеству стрессов. Поэтому многие современные ученые считают, что Фрейд был прав, как минимум, в том, что младенческая амнезия имеет охранную для психики функцию. Она оберегает малыша от неподъемных для него эмоциональных перегрузок, дает силы развиваться дальше. Это дает нам очередной повод поблагодарить природу за ее предусмотрительность.

Родителям же стоит принять во внимание факт, что как раз в этом нежном возрасте закладывается фундамент психики ребенка. Некоторые самые яркие фрагменты воспоминаний все-таки могут обрывочно оставаться в памяти маленького человека, и в силах отца и матери сделать эти моменты его жизни полными света и любви.

Нужны ли праведники сегодня? мини-сочинение (Школьные сочинения)

«Человеческая натура несовершенна, а потому странно было бы видеть на земле одних только праведников». Антон Павлович Чехов.

С высказыванием данного писателя я полностью согласна. Но давайте сначала разберемся, кто же такие эти праведники?

«Праведник»-это такой человек, который живет праведно, то есть благочестиво, жизнь такого человека основана на правде и морали. Я считаю, наш мир многогранен, поэтому должны в нём жить не только праведники, но и грешники. Я считаю, что должен быть баланс между добром и злом. Однако в последнее время я стала больше замечать, что зло преобладает во многих людях этого мира. Поэтому, я считаю, что сейчас праведники как никогда нам необходимы, чтобы наставить людей на правильный и честный путь, который никому бы не причинил вреда.

Праведники улучшают наш мир, мировоззрения людей, внося в него добро, искренность и мораль, которые уже начинают, к сожалению, терять свою значимость. Праведники однозначно нужны этой планете, ведь именно они наша опора, которая не даёт всему миру утонуть во зле и несправедливости. На мой взгляд, человечество уже давно забыло, что такое «добро».Дети в наше время живут озлобленными на весь мир, ругаются плохими словами, а их родители на это даже не обращают внимание, считают это за норму. Смотреть на это очень печально, ведь таким образом планета постепенно катится в бездну деградации и жестокости. Мимо этого не нужно проходить, нужно меняться всему миру, а в первую очередь, начать с себя, со своих детей и близких, друзей.

Нужны ли праведники в наше время?

Не лучше ли спросить: «Есть ли праведники в наше время?»
Но, кто такие эти праведники? В современном обществе есть два понятия праведника: религиозный и идеалистический, но готов поспорить, что если спросить любого прохожего на улице «Кто такой праведник?» и потом спросить второго и третьего, у всех будут совершенно разные мнения на это, и они будут отличаться от вашего.
Религиозное понятие праведник, очень просто. Если ты веришь в Бога, живешь по канонам в церкви и святым заповедям и самое главное служишь в церкви, то ты праведник. Идеалистическое понятие намного сложнее. Праведник – это человек, который трудолюбив, терпелив, дружелюбен, бескорыстен и т.д.Но самое главное, это справедливый человек, ведь праведник произошло от слова правда.
Моё же мнение многим отличается от общего. Мне кажется, что праведник – это человек, которому живётся легче других. Говоря легче я не имею в ввиду, легче физически. Я подразумеваю духовную легкость. Многие из вас чествуют душевную боль, завидуют, обижаются и от этого становится тяжелее, чем от многолетней беспрерывной тяжёлой физической работы. Праведники не понимают этого, им не в тяготу работать физически, потому что духовно они отдыхают. Они не испытывают чувство греха и его груз, и от этого жизнь намного веселее. Возможно, люди называют их странными, потому что они не делают, то, что делают другие, т.е. греха.
Не знаю, разделил ли моё мнение Александр Исаевич Солженицын в своей повести «Матрёнин двор». Но мне кажется, что он очень хорошо показал образ праведника. В этом образе он изобразил Матрёну. И мне ,кажется, она и вправду была праведником, даже по моему мнению. Она была постоянна радостная и жила легко, и ей не был тяжёл физический труд. Но она, как и все праведники, без исключения, была, как говорится в народе » Козлом отпущения». Но ей от этого было не тяжело. А даже легче, потому как ещё больше безгрешности или благодати поливался на её дух. И Если честно я очень легко могу её понять.
И теперь, выяснив, кто такой праведник. Мы можем ответить на основной вопрос!
В наше время необходимы праведники больше, чем какое-либо другое. Потому как праведник ведут людей и являются примером для них. Праведник – это путеводная звезда. И сейчас вам более, чем необходим её свет. Ведь сейчас возможно осталась только одна полярная звезда.

За просмотр хентая будут давать от 3 до 10 лет тюрьмы

Депутаты Государственной Думы единогласно приняли поправки Елены Мизулиной в закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции». В частности, речь там идет о том, что один из видов аниме, хентай, теперь попадает под определение «детская порнография», а значит, государство должно полностью запретить его.
По поправкам Мизулиной изображение полового акта, в котором участвуют несовершеннолетние и совершеннолетние, изображающие несовершеннолетних (девушки в школьной форме, например), — это самая настоящая детская порнография. Под определение порнографии из законопроекта попадают многие виды хентая — сетакон, лоликон и те, в которых фигурирует японская школьная форма.
Все преступления будут передаваться Следственному комитету. Наказанием за просмотр детской порнографии станет от 3 до 10 лет лишения свободы.
Законопроект был предложен уже 2 года назад, еще в ноябре 2014. В течение 2 недель он должен быть принят и закреплен окончательно. Любителям копаться в заумных формулировках законопроектов — оригинальный текст.

12 качеств, которые отличают суперуспешных людей

Консалтинговая компания TalentSmart провела масштабное исследование феномена успешности. Изучив данные более миллиона человек, сотрудники компании обнаружили, что суперуспешные люди имеют много общих черт. Например, 90% из них умеют управлять своими эмоциями, сохраняют сосредоточенность, спокойствие и продуктивность в сложных ситуациях. Доктор Трэвис Брэдберри (Travis Bradberry), руководитель TalentSmart, выделил 12 основных стратегий, которые используют суперуспешные люди, чтобы достигать своих целей. Какие-то из этих стратегий могут показаться очевидными, но проблема заключается ещё и в том, чтобы научиться вовремя их применять.

1. Они владеют собой

Суперуспешные люди умеют контролировать свои эмоции, понимают их и используют своё понимание, чтобы сохранять самообладание в сложных ситуациях. Когда дела идут не очень хорошо, суперуспешные люди остаются спокойными и сдержанными (что иногда раздражает тех, кто склонен драматизировать). Они знают, что всё меняется и, если обстоятельства против них, значит, нужно просто адаптироваться к новым условиям, стараясь сохранить позитивный настрой и контроль над событиями.

2. Они познают

Сверхуспешные люди знают больше, чем другие, так как постоянно ищут и получают новые знания. Они стараются расти, заполнять каждый свободный час самообразованием. И делают это не потому, что «так нужно» — они испытывают удовольствие от процесса познания. Они не боятся выглядеть глупо, задавая вопросы. Суперуспешные люди скорее предпочтут узнать что-то новое, чем казаться всезнающими.

3. Они обдумывают

Суперуспешные люди принимают решения после тщательного обдумывания, они обращаются за советом и не действуют сгоряча. Они считают (и небезосновательно), что импульсивное поведение с опорой на инстинкты неэффективно. Способность взять паузу и подумать логически помогает увидеть все нюансы проблемы.

4. Они говорят уверенно

От сверхуспешных людей редко услышишь такие фразы, как: «Ну-у….», «Я не уверен», «Мне кажется, что…» и подобные. Успешные люди говорят уверенно и утвердительно. Это помогает им донести свои идеи до других людей и побудить их следовать этим идеям.

5. Они используют язык тела

Использование положительных невербальных сигналов привлекает людей и делает любого более убедительным. Уверенный тон, нескрещённые руки, зрительный контакт с собеседником, лёгкий наклон в его сторону — это лишь часть из того, что используют суперуспешные люди, чтобы расположить к себе других. Язык тела определяет, как вы говорите, и часто это важнее того, что вы говорите.

6. Они сразу производят впечатление

Исследования показывают, что мы составляем впечатление о человеке в течение первых семи секунд знакомства. И потом всеми способами стараемся это впечатление подкрепить. Успешные люди пользуются моментом первой встречи, чтобы сразу произвести хорошее впечатление. И в этом тоже очень помогает язык тела: сильная поза, крепкое рукопожатие, открытый взгляд, расправленные плечи, улыбка.

7. Они одерживают маленькие победы

Суперуспешный человек любит бросить вызов самому себе и победить, он делает это даже в мелочах. Любая одержанная победа приводит к возникновению новых андрогенных рецепторов в зонах мозга, ответственных за вознаграждение и мотивацию. Рост числа этих рецепторов увеличивает влияние тестостерона на организм, что повышает уверенность в себе и готовность решать будущие проблемы. Эффект от серии маленьких побед может длиться несколько месяцев.

andresr/.com

8. Они не боятся

Опасности реальны. Но страх — это всего лишь эмоция, подпитываемая в основном воображением. Страх — это своего рода выбор. Суперуспешные люди знают это лучше кого бы то ни было, поэтому они выбрасывают страх из головы. Они не только преодолевают свои страхи, но и получают от этого удовольствие.

9. Они вежливы

Суперуспешные люди сочетают в себе силу и мягкость. Они не прибегают к запугиванию и манипуляциям, чтобы отстоять свою точку зрения, вместо этого они пользуются уверенностью в себе и вежливостью. Слово «мягкость» часто используют в негативном ключе, особенно по отношению к сфере бизнеса. Но в действительности вежливость позволяет добиться того, чего никогда не достичь грубой силой.

10. Они честны

Сверхуспешные люди верят, что честность, хоть и бывает болезненной, выгодна в долгосрочной перспективе. Честность позволяет наладить прочные отношения с людьми, а ложь в конце концов оборачивается против лгуна. Специалисты из Университета Нотр-Дама (Австралия) выяснили, что правда улучшает наше психическое здоровье, а ложь, напротив, связана с проблемами в этой сфере.

11. Они благодарны другим

Суперуспешные люди знают, как много сил и времени они потратили, чтобы получить то, что имеют. Они также знают, что в их успехе огромную роль сыграли другие: семья, коллеги, учителя, друзья. Успешные люди не греются в лучах славы, а испытывают искреннюю благодарность ко всем, кто помог им на трудном пути.

12. Они умеют ценить то, что у них есть

По-настоящему успешные люди достигли столь многого благодаря способности остановиться и трезво оценить то, что они уже имеют. И они признают, что своим позитивом, выдержкой и мотивацией они во многом обязаны правильной оценке тех возможностей, которые дала им судьба.

По мнению Трэвиса Брэдберри, выработав у себя эти качества, каждый может стать успешнее. А вы как думаете?