Почему не пускают

Почему женщин не пускают на Афон?

Почему женщина не может быть священником; почему женщин не пускают на Афон, в алтарь, на соборы? Что написано в Домострое об их правах и почему женщине нельзя то, что можно мужчине?Неужели она хуже?

Почему женщин не пускают на Афон

Святая гора Афон — полуостров в Греции, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей (не считая более мелких монашеских общин). В Византии вход во все мужские монастыри женщинам был строго запрещен. Святая гора считается земным уделом Божией Матери — предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества). Сохранение запрета было одним выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз. Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт. До сих пор этого сделать не удавалось, так как формально Афон находится в частном владении — вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями. Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго — не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).

Женщины на Поместных соборах

Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалось словами апостола Павла: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор, 14, 34-35). Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века. Даже на известном количеством предлагавшихся на нем церковных инноваций Поместном соборе 1917-1918 годов женщины (включая монашествующих), хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса. Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе РПЦ в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего Патриарха Алексия II.

Согласно канонам Церкви, полноправными членами Поместных соборов являются только преемники апостолов — епископы. Канонов, предусматривающих участие в соборах клириков и мирян, нет, хотя подобные случаи в истории Церкви, особенно после падения Византийской империи, были. В России в начале ХХ века развернулась широкая полемика об участии в соборах не только епископов. В результате членами собора 1917-1918 гг. были и клирики, и миряне. Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви, принятый в 2000 году, также предусматривает участие клириков и мирян в Поместном соборе. Однако епископат удерживает за собой канонически обоснованный контроль за решениями Поместного собора: любое решение может быть принято собором только с согласия большинства присутствующих на нем епископов.

Почему женщина не может быть священником

Многовековая православная церковная традиция никогда не знала женщин-«священниц», практика «рукоположения» женщин в священнический и епископский сан не приемлется Православной Церковью.
Против женского священства есть несколько аргументов. Во-первых, «священник на литургии — это литургическая икона Христа, и алтарь — это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. …Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский» (диакон Андрей Кураев, «Церковь в мире людей»).

Во-вторых, священник — это пастырь, а женщина, созданная как помощница, сама нуждается в поддержке и совете и потому не может нести пастырское служение в полноте. Свое призвание она призвана осуществлять в материнстве.

Не менее весомым аргументом является отсутствие самой идеи женского священства в церковном Предании. «Священное Предание — это не просто традиция, — пояснил нам профессор Московской духовной академии доктор богословия А.И. Осипов. — Важно уметь отличать случайные традиции от традиций, имеющих глубокие религиозные корни. Есть веские аргументы в пользу того, что отсутствие женского священства — существенная традиция. В истории Церкви первое столетие называется веком чрезвычайных дарований. Одновременно с крещением люди получали дарование, некоторые сразу несколько: пророчество, дар языков, дар исцеления болезней, изгнания бесов… Дарования, очевидные для всех, поражавшие язычников, убеждавшие их в значимости и силе христианства. В этот век мы видим иное отношение к Закону иудейскому, из которого исторически (но не онтологически) вышло христианство. В частности, другое отношение к женщине. Среди святых того времени есть равноапостольные Мария Магдалина, Фекла — женщины, которые по своим дарованиям оказались на одном уровне с апостолами, занимались тем же — проповедью христианства. Но нигде и никогда уровень их церковного почитания не соединялся с дарованием им священства.

Более того, когда во II-III вв. в секте маркионитов появилось женское священство, это вызвало решительный протест целого ряда почитаемых святых и учителей Церкви.
Божия Матерь, почитаемая выше Ангелов, не была священником.

Вопрос недопустимости женского священства в богословской литературе подробно не освещен: есть только отдельные высказывания по этому поводу. Но дело в том, что в науке новая теория принимается только тогда, когда есть новые факты, ее подтверждающие, и принципиальные недостатки, присущие предшествующей теории. Богословие — тоже наука. Так что по общему для всех наук принципу богословские аргументы должны представить не противники женского священства, а его защитники. Аргументы эти могут быть только из двух источников — Священного Писания и учения святых отцов. Ни в Писании, ни в святоотеческой литературе нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства».

Для справки: первая женщина-«священник» в истории христианства появилась в одной из церквей Англиканского содружества (объединение англиканских церквей всего мира). Ее звали Флоренс Ли Тим Ой (1907–1992). В 1941 году, получив богословское образование, она стала диакониссой и служила в общине китайских беженцев в Макао. Когда японская оккупация Китая привела к тому, что община в Макао оказалась без окормления священника, англиканский епископ Гонконга рукоположил ее в сан священника. Это был вынужденный шаг. Так как это произошло за 30 лет до того, как какая-либо из англиканский церквей официально разрешила женское священство, доктор Ли Тим Ой прекратила священническое служение сразу после окончания Второй мировой войны. Она умерла в 1992 году в Торонто; к этому времени женское «священство» было введено в большинстве англиканских церквей, чем дальше, тем больше отступающих от апостольских установлений не только в этом вопросе. «Почему же протестанты дерзают вводить священников-женщин? Здесь есть внутреннее противоречие, — считает о. Иов (Гумеров), преподаватель Священной истории Ветхого Завета московской Сретенской семинарии. — Ведь в спорах с православными протестанты, чуть что, говорят: «А где это сказано в Библии?» Но в вопросе женского священства поступают прямо противоположным образом. Рассуждения о том, что если в Библии не сказано «нет», значит, можно — это формализм, лукавство и отказ воспринимать истинный дух Священного Писания».

Покойный митрополит Сурожский Антоний считал, что с богословской точки зрения вопрос о призвании женщины еще только должен быть проработан. «Я убежден, что мы должны вдумываться в эту проблему всеми силами ума, с полным знанием Писания и Предания, и найти ответ» («Православная Церковь и женский вопрос», Вестник РСХД, II-2002). О высоте и ответственности священнического призвания владыка писал так: «Священство — состояние, исполненное такого страха, что вожделевать его невозможно. Его можно принять почти что со священным трепетом, с ужасом, и, следовательно, сан священника — не предмет статуса, разве что мы низводим священство на уровень неквалифицированной общественной работы и проповеди и своего рода «христианского социального служения».

Известны слова Апостольских посланий обо всех верующих: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2,9). Как понимать эти слова? Митрополит Антоний Сурожский так объясняет эту мысль: «Мне кажется, можно ответить, что всеобщее священство состоит в призвании всех тех, кто принадлежит Самому Христу, кто через крещение стал Христовым… освящать этот мир, делать его священным и святым, приносить его как дар Богу. Это служение состоит в первую очередь в том, чтобы приносить Богу собственную душу и тело как живую жертву, и в этом приношении самого себя приносить — все, что наше: не только чувства, и душу, и мысли, и волю, и все тело, но все, что мы делаем, все, чего касаемся, все, что нам принадлежит, все, что мы можем своей властью освободить от рабства сатане, — действием собственной верности Богу».

Протопресвитер Николай Афанасьев в своей известной работе «Церковь Духа Святого» разделяет служение царственного священства — общее всем верным, и служение управления — пастырство или «особое», иерархическое священство. Царственное священство понимается единственным образом — как сослужение всей церковной общины в совершении Евхаристии. Но собрание верных не может существовать без предстоятеля, пастыря, получившего особые дары управления. «Управление принадлежит только особо призванным, а не всему народу, члены которого даров управления не получали, а без благодатных даров не может быть служения в Церкви. Поэтому служение пастырей отлично от служения народа Божьего». Именно к такому пастырскому служению (пресвитерскому и епископскому), согласно Преданию, не допущены женщины.

Всегда ли женщин не пускали в алтарь?

Стать алтарницей — то есть убирать в алтаре, подавать кадило, читать, выходить со свечами, — могут вдовы, девы или монахини после 40 лет. На Святой Земле в храме Гроба Господня в Кувуклию — пещеру, где воскрес Христос и которая служит алтарем храма, — может войти любой паломник или паломница и приложиться к смертному ложу Спасителя, то есть к св. престолу. Многих смущает тот факт, что при Крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет. Однако известно, что до XIV века всех детей на сороковой день после рождения воцерковляли («всороковляли») — вносили в алтарь. Мало того, и мальчиков, и девочек прикладывали к св. престолу. Крестили же детей примерно в три года, а младенцев — только в случае опасности. Позже, после того как крестить детей стали раньше, чин воцерковления стал совершаться уже не до, а сразу после Крещения, и тогда девочек перестали вносить в алтарь, а мальчиков — прикладывать к св. престолу.

Куда исчезли диакониссы

Диакониссы как особое женское церковное служение появились около IV века по Рождестве Христовом (хотя о диакониссе Фиве упоминается в Послании апостола Павла к римлянам, историки считают, что в то время чин поставления в диакониссы еще не сложился). В последующей византийской традиции диакониссами могли стать незамужние женщины старше 50 лет: вдовы, девы, а также монахини. Порядок чинов рукоположения диакониссы и диакона почти не различался (но молитвы поставления, конечно, были разными) — диакону в конце поставления вручали Чашу, и он шел причащать верующих, а диаконисса ставила Чашу обратно на св. престол. Этим выражалось то, что диаконисса не имела богослужебных обязанностей (единственная известная самостоятельная роль диаконисс в богослужении была связана с соблюдением благопристойности при Крещении женщин: после того, как епископ или священник возливал св. елей на лоб крещаемой, остальные части тела помазывала диаконисса). Диакониссы выполняли административные функции в благотворительных учреждениях, руководили женскими общинами. В Византии диакониссы просуществовали до XI века (к этому времени диакониссой могли стать лишь схимонахини), на Западе они исчезли примерно на полтысячелетия раньше — во многом из-за разрушения той социальной структуры, в рамках которой требовались. В Византии необходимость в диакониссах отпала по схожим причинам — социальные благотворительные институты перестали испытывать в них потребность. Позже институт диаконисс не восстанавливался, так как в них не было необходимости. Правда, несколько диаконисс было рукоположено святителем Нектарием Эгинским (1846–1920), основателем женского монастыря на греческом острове Эгина, но этот опыт не имел продолжения. В России диаконисс никогда не было — в древнейшей славянской рукописи чинов рукоположений (архиерейский Требник РНБ. Соф. 1056, XIV в.) чин поставления диакониссы отсутствует.

Почему мужчины и женщины в некоторых храмах стоят отдельно?

По традиции, восходящей к раннехристианским временам, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов. В Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы стояли женщины.

Только ребро или целая половина?

По одному из толкований Библии Бог сотворил женщину не из мужчины Адама, а из человека Адама, разделив его на две половинки: мужскую и женскую. Митрополит Антоний Сурожский так комментирует этот отрывок: «Переводы Библии часто говорят, что Бог взял ребро Адама (Быт.2:21). Еврейский текст предлагает другие переводы, один из которых говорит не о ребре, а стороне. Бог не отделил ребро, а разделил две стороны, две половины, женское и мужское. Действительно, когда читаешь текст по-еврейски, ясно становится, что говорит Адам, когда лицом к лицу встречается с Евой. Он восклицает: она жена, потому что я муж (Быт. 2:23). По-еврейски это звучит: иш и иша, одно и то же слово в мужском и женском роде. Они вместе составляют человека, и они видят друг друга в новом богатстве, в новой возможности перерастать то, что уже дано, в новую полноту.

Ужасы Домостроя преувеличены

Почему-то считается, что все ужасы традиционного семейного быта описаны в «Домострое» — русском семейном уставе XVI века (знаменитый священник Сильвестр был автором только одной из редакций «Домостроя»). Однако в этой книге мы находим только одну цитату, которую можно интерпретировать как поощряющую телесные наказания для женщин: «А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает, тогда уж пусть так все делает, и уважить ее да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того не исполняет (о чем в этой книге сказано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа — жить всегда в любви и согласии».

Никто не обижен?

Насколько распространено среди церковных женщин недовольство тем местом, какое отводит им Церковь? Мы cпросили об этом нескольких заметных православных женщин. Признаемся честно — начиная опрос православных соотечественниц, мы ожидали, что выбранные нами успешные, профессионально состоявшиеся, осуществившие свое призвание женщины острее других чувствуют и лучше других могут выразить ту женскую обиду, которая звучит в письме из Зарубежной Церкви. К нашему удивлению, ни одной обиженной среди наших собеседниц не нашлось!

Может быть, дело в том, что в Церкви любой разговор с позиции «я имею право» совершенно неплодотворен? Никто из нас — мужчин или женщин, неважно — не может ничего требовать «для себя» — потому что любовь не ищет своего. Требовать можно только с себя самих. Как хорошо, что женской, более мягкой и уступчивой природе легче это понять!

А что делать тем, кто все же обижен: мужчины слова не дают сказать? Я думаю, утешение есть. Если тебе действительно есть что сказать, и содержание твоей души и твоих слов действительно важно — можно не бояться, ты будешь услышана. Как были услышаны святые жены — да так, что память о них и их слова сохранились через века.

Тему «женщина в Церкви» невозможно ограничить объемом одного номера. О том, в чем истинное призвание женщин и одно ли оно на всех, чем опасна для нее активная общественная или церковная деятельность, ущербна ли ее жизнь, если она не замужем, почему сейчас так непросто найти «вторую половину», — этом читайте в следующем номере «Нескучного сада».

Афон для женщин

Ковчег с частью Креста ГосподняПояс Пресвятой БогородицыДесница Иоанна Крестителя

В солнечной и гостеприимной Греции есть много замечательных мест. Но, пожалуй, самое удивительное и таинственное — Святая гора Афон — часть полуострова Халкидики, которую занимает монашеское государство. Это именно государство — со своим правительством, законами и границами. Границу государства Афон, состоящего из двадцати мужских монастырей, не разрешается пересекать женщинам. Такая «дискриминация» вызывает много нареканий, споров и обид, но существует она уже много веков и свято соблюдается монахами.

Тем более странным кажется этот запрет, что Афон называют Уделом или Садом Пресвятой Богородицы — Девы, избранной Богом стать Матерью Спасителя мира. Богородица и апостол Иоанн Богослов стали первыми, кто проповедал здесь язычникам веру в Господа Иисуса Христа. На Афоне хранится большое число чудотворных икон Божией Матери, реликвии, связанные с Ее земной жизнью, в том числе Пояс, сплетенный Ею из верблюжьей шерсти. Монахи афонских монастырей ежедневно совершают сугубое моление Пресвятой Богородице. Почему же в Сад Пресвятой Девы не пускают женщин?..

Когда и почему появился этот обычай? В самом первом типиконе, своде законов Афона, нет упоминания о запрете женщинам посещать полуостров. Однако «аватона» (греч. αβατον — место, куда нет прохода) с глубокой древности придерживались многие мужские монастыри.

Православная энциклопедия объясняет: «Аватон — греческий термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определенных категорий лиц за стены монастыря во избежание соблазна. В монастырях Святой горы этот запрет действует без исключений (распространяясь также и на животных женского пола), а его нарушение карается тюремным заключением от двух месяцев до года».

Запрет для женского пола посещать Святую гору Афон законодательно принят в IX веке по указу византийского императора Михаила Палеолога. Но еще с V века женщины перестали совершать паломничество на Афон по причине, которую Предание описывает так. Византийская царевна Плакидия, дочь императора Феодосия, приехала на Афон и направилась к одному из храмов. Но перед входом услышала голос Пресвятой Богородицы, повелевший ей немедленно покинуть монашеский полуостров: «Отныне ни одна женщина не должна вступать на эту землю».

Спустя десять веков после царевны Плакидии еще одна женщина, привезшая богатые дары для монастырей, сербская царевна Маро, была остановлена ангелом с повелением вернуться на корабль.

Иными словами, женщины на Афон не допускаются не человеческим повелением, а велением свыше.

Однако в последние годы у «обделенного» пола появилась уникальная возможность не только увидеть запретный полуостров, но и прикоснуться к его святыням. Ее предоставляет паломнический круиз «К святыням Афона», который совершается по благословению старцев Святой горы.

Взглянуть и прикоснуться

В неповторимом храме природы, где небо соединяется с землей и куда направится паломнический корабль, хранятся великие святыни. Участники круиза смогут на расстоянии всего 500 метров от берега полюбоваться неземной красотой древних обителей и услышать рассказ об их истории. Пока корабль будет неспешно идти вдоль побережья, опытный православный гид проведет обзорную экскурсию, во время которой даже самый просвещенный человек сможет открыть для себя что-то новое.

Паломничество — это не только приятная морская прогулка и получение новых знаний. Во время круиза на корабле создается особая атмосфера. Здесь царят благоговение, общая молитва, духовный подъем. Исчезает земная суета, бытие человека обретает иное измерение — духовное. Когда монахи одного из афонских монастырей появляются на лодке далеко в море, у присутствующих захватывает дух. Душа радостно трепещет, ожидая встречи со святыней.

На борт корабля по очереди приезжают монахи двух из четырех афонских обителей: Ватопеда, Ксенофонта, Дионисиата и скита святой Анны. Каждый афонский монастырь — это сокровищница святынь и кладезь священных преданий.

Монастырь Ватопед, по преданию, был основан византийским императором Феодосием в благодарность за чудесное спасение его малолетнего сына. Во время шторма мальчика смыло за борт кораб­ля, но вынесло на берег, где слуги нашли его лежащим около колючего кустарника. С этим связывают и смысл названия монастыря: «вато» — куст, «педион» — ребенок.

В Ватопеде пребывают семь чудотворных икон Пресвятой Богородицы, а главное — он является хранителем Пояса Божией Матери. Этот Пояс Она изготовила Своими руками и носила в земной жизни, и сейчас, в наши дни, Богородица являет от него множество чудес. Пояс Пречистой Девы и икону «Всецарица», прославившуюся чудесами исцеления, особенно от раковых заболеваний, привозят на борт корабля монахи обители.

Монастырь Ксенофонт очень древний, он был основан в конце X века. В нем хранятся две чтимые мозаичные иконы XI века — великомученика Георгия Победоносца и великомученика Димитрия Солунского, а также множество святынь, некоторые из которых монахи привозят на борт корабля: частицу Животворящего Креста Господня, десницу великомученика Георгия Победоносца, часть главы великомученика и целителя Пантелеимона и мощи святой Марии Магдалины.

Монастырь Дионисиат был основан в XIV веке и посвящен святому Пророку и Предтече Иоанну Крестителю. Монахи обители привезут на корабль мощи Предтечи Господня Иоанна, а именно его десницу, ту самую правую руку, которую он возлагал во время Крещения на главу Господа Иисуса Христа. Вторая великая святыня Дионисиата, приносимая на корабль, — мощи святой Параскевы, покровительницы семьи.

Скит святой Анны — самый древний и большой скит Афона. Скитом обычно называют небольшой монашеский поселок, где живут отшельники. Но есть и общежительные скиты, где монахи живут не каждый сам по себе, а общиной. Общежительным является и скит святой Анны. Посвящен он святой праведной Анне, матери Пресвятой Богородицы, бабушке по плоти Господа Иисуса Христа. Святые Иоаким и Анна родили Дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака и потому особенно помогают бездетным супругам стать родителями, а также исцеляют больных детей. Монахи скита привозят на корабль нетленные чудотворные мощи — стопу святой Анны.

Нужно только верить

Круиз «К святыням Афона» начинается ранним утром – корабль отправляется с пристани поселка Ормос Панагиас полуострова Халкидики и возвращается туда же после четырех часов дня.

«Я вернулась совершенно другим человеком, — признается одна из участниц круиза, — у меня было тяжелое подавленное состояние, а сейчас просто летаю на крыльях».

По глазам, по выражению лиц тех, кто сходит с корабля, видно, что с ними что-то произошло. Какой-то внутренний свет снизошел на каждого. Люди стали иными.

После круиза «К святыням Афона» происходили и явные чудеса: исцеление от бесплодия, разрешение тяжелой жизненной ситуации, создание семьи. Конечно, чудо по молитвам — это не волшебство. Чудо происходит тогда, когда человек с болью сердца, горячей верой и глубоким смирением просит Бога, Богородицу и святых о своих нуждах. И помощь приходит.

Вот, например, рассказ Анны, гида греческого православного паломнического центра «Солунь», который по благословению старцев Святой горы Афон является организатором круиза «К святыням Афона».

«Мне выпало счастье сопровождать этот паломнический круиз, который проходит каждую неделю, по понедельникам. Почти всегда на борт корабля монахи обители Ватопед привозят Пояс Пресвятой Богородицы. Почти, но не всегда. Иногда погодные условия — сильный восточный ветер и волна — препятствуют им совершить долгий путь от Ватопеда.

Однажды ко мне подошла немолодая женщина с ребенком на руках и взволнованно спросила, привезут ли сегодня Пояс. Погода была хорошая, и я ответила, что, скорее всего, привезут. Потом я увидела эту женщину у Пояса Пресвятой Богородицы: все так же с ребенком на руках она стояла у святыни и не могла отойти — слезы текли по ее щекам, но в выражении лица не было страдания или горя.

На обратном пути я снова увидела эту женщину, которая играла со своим веселым мальчиком, и подошла к ней. Мы познакомились. Женщину звали Елена, она приехала из России. Всю жизнь у них с мужем не было детей, пока они не сподобились приложиться к Поясу Пресвятой Богородицы, который тогда привезли в Москву. После этого, почти в пятьдесят лет, как сказала Елена, у них родился сын Ванечка. Сейчас вместе с Ваней она приехала поблагодарить Пресвятую Богородицу и вновь приложиться к Ее всечестному Поясу. Действительно, великие чудеса происходят и в наши дни, — нужно только верить».

Сейчас в Евросоюзе много спорят о том, не ущемляет ли права женщин запрет посещать Афон. Но, оказывается, совсем не обязательно разрушать многовековые традиции, чтобы прикоснуться к тайне Афона. Достаточно просто отправиться в морской паломнический круиз к его берегам.

Анастасия Горюнова-Борисова

Фото предоставлены греческим православным паломническим центром «Солунь»

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Почему женщина не может быть священником?

Почему женщина не может быть священником?
Почему женщина может быть святой, может быть главой страны, но не может быть священником? Почему же церковь так решила?
Войдите в любой действующий храм, и вы убедитесь, что основной приход молящихся составляют женщины. Они опора любой современной церкви. Женщины стараются приводить в храмы своих детей. Казалось бы церковь должна чтить женщину и возвести ее выше мужчины, которые в большинстве своем больше равнодушны или критичны к религии. Фактически храмы заполнены женщинами на 70- 80%, но в алтарь нельзя женщине вступить и осквернить святое место, ведь женщина не чиста по церковным понятиям.
Практика рукоположения женщин в сан традиционно не принята не только в православной, но и в католической церкви.
» Женщина — это веревка, по которой мужчина спускается в ад» — восточная пословица перекликается с аргументами средневековых теологов-мужчин о том, что женщина есть сосуд дьявола или сосуд греха, первая женщина Ева была сотворена из ребра первого мужчины Адама, затем соблазнившего Адама, уже мало приводят и становится все более забытым. Епископы и «святые отцы» на Маконском христианском соборе 585 года всерьез обсуждали есть ли душа у женщины или нет. Слава Богу, они решили, что Иисус Христос называл себя Сын Человеческий. Значит, Дева Мария — одновременно и Богородица и женщина — человек, отсюда следует, что есть душа у женщины! Мужская логика теологов и здравый смысл не разошлись, на этот раз. Тем не менее вопрос женщина — это человек или животное
еще долго волновала и бередила умы мужчин-теологов. В 1595 году вышел в свет труд В. Ацидилия » Диссертация о том, что женщины не люди». Автор ссылается на Ветхий Завет — » …и сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника». То есть женщина сотворена как помощник человеку, мужчине, для продолжения его рода. Казалось бы, все просто и логично. Но автор блестяще продемонстрировал схоластические приемы аргументации: » Не над людьми властвовать сотворил Господь человека, сказав: владычествуй над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным: откуда и следует, что женщины не люди». Следующий аргумент часто использовался теологами, стоящими на страже Священного писания: » Перелистав Библию, мы нигде не найдем такого места, где бы женщина названа человеком. Но во многих местах сказано, что она человеку в помощники. Но молоток, данный человеку в помощь, разве сам кузнец? Перо, врученное сочинителю, само-то ведь не пишет? Или ножницы, без которых не обходится портной, разве сами шьют? Так и женщина тоже помощь человеку, но сама не человек». Теологи ортодоксы, стоящие на страже буквального толкования священных текстов, с удовольствием упражнялись в построении подобных заключений. При этом они спокойно и уверенно с чувством собственной правоты убеждали в своих заблуждениях верующих женщин.
Новые аргументы и заблуждения теологов-мужчин — стражей чистоты трактования Священного писания более логически утончены с опорой на Евангелие. Однако эти аргументы также являются заблуждениями и не отвечают жизни.
Дьякон Кураев вывел формулу — архетип священника может быть только мужчина, так как Иисус Христос дал нам такой пример как мужчина. Он сказал своим ученикам апостолам, не женщинам: » Как послал Меня Отец, и я посылаю вас».
Апостолы-мужчины по священной традиции рукополагают священников-мужчин, которых церковь рассматривает как наместников Христовых на земле. Сами апостолы откровенно ставят мужчин над женщинами. Женщины должны слушаться и подчиняться мужчинам.
» Также и вы жены, повинуйтесь своим мужьям,чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» ( 1-е Послание Петра 3:1)
«…Всякому мужу глава Христос, жене — глава муж, а Христу — глава Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову, ибо это тоже, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над не, для Ангелов» ( 1-ое послание Павла коринфянам )
Во времена апостолов в церквях была должность дьяконисс. Избираться могли только девственницы или вдовицы. Они наблюдали за порядком во время богослужений в женских отделениях,наставляли женщин, пожелавших креститься, прислуживали при их крещении, исполняли поручения епископов, касающихся женщин. Название «братьев и сестер», которое было в употреблении христиан первого времени не было пустым звуком.
На 4-ом Халкидонском соборе было принято постановление, чтобы женщина не наставляла мужчин,хотя бы даже она была ученой и святою.
Церковная традиция как застывшая лава древних предрассудков…
В церковной традиции священное писание — главный аргумент. Объявляя женщину существом низшего порядка, церковь возвысило мужчин и унизило женщин, которая выглядит в умных глазах брутальных мужчин роли глупой самки, производящее потомство.
Жизнь — вот главный аргумент! Жизнь доказала, что тысячелетнее пребывание в замкнутом мире семьи под властью мужчины оказало на духовность женщин негативное влияние. Жизнь в современном мире доказала, что женщина, если захочет, то может быть наравне с мужчиной во многих профессиях и областях жизни. Тесты свидетельствуют, что на 3% степень умственной одаренности у женщин выше, чем у мужчин. Если женщина владеет своими эмоциями и включает мозги, то ее умственная способность находить правильное решение не хуже чем у мужчин. Ученые неврологи доказали, что мозг женщин работает значительно сложнее мужского. У женщин лучше нервные связи между правым и левым полушарием головного мозга. Это дает возможность двум полушариям обмениваться информацией.
Главное, для женщины развивать свое левое полушарие, развивать память и логическое мышление и научиться управлять своими правым полушарием, управлять своими эмоциями и речью.
В современном мире такие женщины-управленцы часто занимают ведущие роли. Женское движение сильно на Западе.
Женщина в настоящее время может быть премьер-министром или президентом отдельной страны, министром, губернатором, мэром, руководителем на производстве, но не может быть священником или епископом,или даже патриархом или папой Римским?!
Где тут логика? Логика отсутствует, присутствует только церковная традиция , иерархии БОГ — папа Римский или патриарх(синод) — епископ — священник — мужчина- женщина. Вся католическая и православная традиция опирается на букву Священного писания, поэтому отрицательно относится к изменению положения женщин в иерархии.
Однако, новое время диктует свои права и требует обновления и реформирования старой церкви.
В противном случает консервативная церковь не будет удовлетворять духу новой эпохи.
Женщина в новую эпоху с высоким духом, сердцем и интеллектом может быть духовным и религиозным лидером, а значит быть священником или епископом!
В жизни много примеров. Реформаторские течения в протестантизме и иудаизме признают за женщинами право быть священнослужителями. В лютеранской церкви женщины служат пасторами и прекрасно справляются со своей работой, и они понятия не имеют об этих надуманных лукавым дьяконом Кураевым священническом архетипе.
Что хочет женщина, того хочет Бог.
Если женщина хочет быть и достойна, чтобы стать священником или епископом — значит она может быть священником и выполнить эту работу не хуже мужчины.
Несколько женщин стали епископами в Германии. Одна из них Илзе Юнкерман является главой Церкви Центральной Германии, объединяющей лютеран Саксонии и Тюрингии.
Женщина также как мужчина может быть священником, духовный пастырем. Не допустив женщин войти в алтарь мужчины установили свою духовную и интеллектуальную монополию над женским началом. Церковь православная и католическая тем самым нарушила Божественный закон — закон Равновесия Начал, Мужского и Женского начала во Вселенной. К сожалению, большинство христиан по старому шаблону не приемлют рукоположения женщин. Законопроект, разрешающий рукоположения женщин в сан епископа был принят Англиканской Церковью в 2009 году.Это решение вызвало волну возмущения среди мужчин-епископов. Женщина борется за свои права и отвоевывает их у мужчин. Что хочет женщина, того хочет Бог!
В США епископальную Англиканскую церковь возглавляет женщина-епископ Кэтрин Джеффертс Шори. В 2013 году она встречалась с иерусалимским патриархом Феофилом.
Жизнь в мироздании происходит от вечного взаимодействия женского и мужского начала, энергии инь-ян. Взаимодействие, равновесие, гармоничное сотрудничество Начал Женского и Мужского есть необходимое условие продолжения жизни и нормального гармоничного развития жизни на земле. Это не вражда, не соперничество начал, а гармоничное и взаимовыгодное сотрудничество во имя продолжения жизни. Мужская и Женское Начало различны, но равноценны и равнозначны, о духовном преимуществе и преобладании мужского начала нельзя утверждать. Одно без другого не может существовать во имя продолжения жизни.
«Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает» — так сказано в древнем китайском трактате «Ней-цзин» 3 век до н.э.
Дисбаланс женского и мужского начал рождает духовные проблемы в социуме. В результате войны, грубое насилие,жестокость. Главенство и диктат мужчин и подавление свободной воли женщины, делает из женщины рабыню для ублажения мужчины. Под знаком преобладания мужского начала, под знаком унижения и тяжелого положения женщины прошла целая эпоха, которой характерно постоянные войны и сражения мужчин. Порабощение женского начала привело к такому упадку нашу интеллектуальную и воинственную мужскую цивилизацию, что поставило её перед реальной угрозой, на грань полного взаимоуничтожения.
Если в какой-то области жизни безраздельно господствует и доминирует одно из Начал, то неизменно в этой области происходят застой, замедление развития или наоборот ускоренное уничтожение и подавление. Иначе говоря, нарушение закона ведет к различным видам тормозам и извращениям духовной жизни, к катастрофам и бедствиям.
Женщина во многих странах под влиянием религии умалена в правах и считается низшим существом по сравнению с мужчиной. Женщина не способна ответить на насилие насилием. Этим пользуются мужчины. Достаточно, посмотреть как евреи разделили стену плача на две неравные половины, чтобы понять как нарушен Закон Равновесия Начал в Израиле.
Чтобы понять как нарушался Закон Равновесия Начал в России приведем отрывок из повести А.С.Пушкина » Арап Петра Великого»:
» Петр спросил Ибрагима:
— Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал на прошедшей ассамблее?
— Она, государь, очень мила и, кажется, девушка скромная и добрая.
— Так я ж тебя с нею познакомлю покороче. Хочешь ли ты на ней жениться?
— Я, государь?
— Послушай, Ибрагим, ты человек одинокий, без роду и племени, чужой для всех, кроме меня одного. Умри я сегодня, завтра что с тобой будет, мой бедный арап? Надобно тебе пристроиться, пока есть еще время; найти опору в новых связях, вступить в союз с русским боярством.
— Государь, я счастлив покровительством и милостями вашего величества. Дай Бог мне пережить своего царя и благодетеля, более ничего не желаю; но если б и имел в виду жениться, то согласиться ли молодая девушка и ее родственники? Моя наружность…
— Твоя наружность! Какой вздор! Чем ты не молодец! Молодая девушка должна повиноваться воли родителей, а посмотрим, что скажет старый Гаврила Ржевский, когда я сам буду твоим сватом?»
В многих арабских странах девушка и женщина вообще не решает свою судьбу. За нее все решают сначала родители, а затем муж. Ее могут продать как товар. Женщина унижена до роли служанки или рабыни мужчины. Родители выбирают жениха и решают за кого их дочь выйдет замуж. Если сравнить состояние народов Азии, в которых женщина пассивна и порабощена, с положением женщины в свободной Америке, в которой женщина сравнительно активна, полноправна и свободна, то можно увидеть разницу в духовном состоянии этих народов.
Но труднее всего победить предрассудки и переубедить восточных мужчин, что восточная женщина имеет равные права с ним. Мужчина — охотник и добытчик. Он менее чувствителен и сильнее физически, у нег более развита логика. Женщина — мать и жизнедательница, хранительница очага. Она сильна в области сердца, в области интуиции и чувств.Женщина обладает особыми нравственными качествами и мышлением, обладает способностью принимать близко сердце боль и страдания незнакомых людей, чувства безгранично жалости и сострадания, способность сопереживать и участвовать в чужой судьбе, забывая о своей.
Закон Равновесия Начал требует от мужчин и женщины равноправные отношения, основаны на взаимном одухотворенном сотворчестве, бескорыстной любви, дружбы, уважения и понимания необходимости гармоничного отношения друг к другу во имя продолжения, улучшения и совершенствования жизни человеческой цивилизации на земле, несмотря на все противоречия, разность и разъединенность людей.
Отрывок из апокрифа — Евангелие от Фомы ( не принят официальной церковью):
» Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал: Смотрите, я направляю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в Царствие Небесное».
Следовательно,внешний и внутренний синтез энергий Инь- Янь, их гармоничное взаимодействие — энергий мужского и женского начала дает внутреннее перерождение и внешнее рождение гармоничных форм, творит новые формы жизни и новые творения! Новое сознание входит в нашу жизнь постепенно, старому уже нет места. Жизнь идет вперед! А старые, слепые стереотипы и комплексы создают плотину в эволюционном развитии сознания, и вызывают осуждение здравомыслящих людей. Однажды плотина обязательно прорвет и вода зальет много земли. И горе тем, кто шел против и сдерживал поток чистой воды Жизни, Любви и Эволюции.
Да здравствуют те женщины,которые становятся во главе благотворительных, культурных, научных, социальных организаций в обществе!
Эпоха Водолея — эпоха раскрытия женского духовного потенциала!
В заключение я приведу отрывок из мудрой книги «Грани Агни Йоги» 1972г п.515
» Именно женщине суждено стать восприемницей тонких энергий и опередить в этом мужское начало. Дары эволюции даются в распоряжении человека. Но их надо принять, их надо сознательно взять, чтобы могли они быть утверждены в жизни. Переходный период тяжек необычайно, ибо последыши уходящей расы задерживают эволюцию и яро сопротивляются в безнадежном усилии ее задержать. Но мощный поток жизни сметет все преграды, и погибнут все противодействующие течению космической эволюции. Светло и сияюще будущее человечества».

Символ Веры

Женщины, которым до сих пор запрещено пересекать границу Афона, получат доступ к уникальному духовному и историческому памятнику в результате реализации проекта цифрового музея Афонского культурного наследия стоимостью 2 миллиона евро, сообщает портал .

Статья 186-я Устава Святой горы Афон («Трагос») гласит: «В соответствии с древним обычаем, запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой горы».

На Афон допускаются только мужчины любого вероисповедания, которым для посещения необходимо получить специальное разрешение – дипмонитирион. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность – до 12 месяцев лишения свободы.

Планируется, что посетители музея смогут оценить необычайное богатство монастырей и насладиться редкой красотой первозданной природы, а так же будут иметь возможность узнать о духовной и повседневной жизни обитателей Святой Горы и проследить всю историю Афона.

Трехмерный показ экспонатов цифрового музея будет доступен сразу в двух местах. В центре культуры города Иериссос, в котором помимо традиционных выставочных залов имеется и амфитеатр с самым современным оснащением для показа высококачественных фильмов в формате 3D и на территории монастыря Зигу, который является воротами в монашеское государство.

Экспонаты музея будут распределены по следующим темам: природное окружение монастырей, культурное богатство каждого монастыря, повседневная жизнь монахов. Также здесь можно будет узнать об особенностях архитектуры монастырей, библиотеках, чудотворных иконах.

Местные власти гордятся идеей создания цифрового музея Афонской горы и надеются на то, что в мире найдется много желающих «ощутить» духовную атмосферу и познакомиться с ценностями православия, которыми испокон веков живет этот всемирный памятник христианства.

Афонская монашеская республика принадлежит Вселенскому Патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинопольского трона и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ.

СПРАВКА

Женщина на Афоне

Афон хранит в себе много тайн. Все знают, что сегодня полуостров – это поселение православных монахов. Но в Древней Греции Афон тоже считали святым местом, здесь были построены храмы Аполлону и Зевсу. Святилище последнего называлось Афос, отсюда и возникло название полуострова. Еще одна особенность этого острова – сюда не пускают женщин. Для начала, чтобы понять подобную несправедливость, нужно узнать историю и нравы местных монахов, а потом уже я расскажу, есть ли возможность у женщины побывать на полуострове.

История и мифы

Когда греки приняли христианство, как гласит придание, в 44 г. после Рождества Христова мать Иисуса вместе с апостолами отправилась на остров Кипр, но по дороге корабль попал в бурю как раз рядом с Афоном. Как только судно приблизился к берегу, языческие храмы рухнули, а мраморные идолы человеческим языком возвестили прибытие на полуостров Богородицы. Все видевшие это чудо мгновенно уверовали и покрестились, а сам Афон с тех пор стал земным уделом Богоматери. Тогда же, по легенде, на Афон по воде пришла икона Иверской Божьей матери. Считается, что когда она покинет Святую Гору, наступит конец света.

Но долгое время поселение православных монахов было небольшим. Первый крупный монастырь был основан в 963 г. святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сейчас обитель св. Афанасия известна как Великая Лавра. А всего через полвека после ее основания, в 1016 г., появился и первый русский монастырь под названием Ксилургу. Позже русской общине передали обитель Святого Пантелеймона.

Во времена своей славы Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке н.э., а статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году. Через несколько столетий Византия потеряла былую силу под напором крестоносцев с одной стороны и тюркских племен с другой… Афону пришлось существовать самостоятельно, терпеть гонения со стороны папства, платить подати завоевателям региона.

В результате «выжили» всего 25 монастырей. Лишь к середине ХIХ века, после провозглашения независимости Греции, для Святой Горы наступили мирные времена.

Русские монахи появились здесь еще во времена крестителя Руси св. равноапостольного князя Владимира, а русская обитель на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря была основана в конце XVIII столетия. Монастырь, который когда-то населяли 3 тысячи монахов (сегодня всего 40), хранит главу св. великомученика Пантелеимона, многочисленные святые мощи, чудотворные иконы, бесценные книги и рукописи.

Существует легенда, что в тайных кельях на Афоне с древних времен живут 12 старцев-отшельников, которые почти никогда не являются людям, даже самим афонским монахам. Если один из старцев умирает, остальные хоронят его в скалах и взамен призывают к себе нового послушника. По преданию, в час конца света эти 12 старцев выйдут из своих келий и будут служить последнюю литургию.

Сейчас все монастыри на Афоне живут по законам и уставам, сложившимся в византийскую эпоху. Даже существующие правила посещения Святой Горы основаны на Золотой булле византийского императора Константина Монаха (1060 г.), которая была лишь немного изменена за прошедшее тысячеление.

Несмотря на то, что в начале XX века православная церковь Греции перешла на григорианский календарь (новый стиль), на Афоне продолжают пользоваться юлианским календарем (старый стиль), как и в России.

Быт и нравы

Афон — это самостоятельное государство. Оно находится во владении особого православного монашеского объединения. Управление осуществляют сообща представители каждого из 20-ти монастырей. А высшая церковная власть на Афоне принадлежит не афинскому патриарху, а константинопольскому, как и в византийскую эпоху.

Жизнь монахов в афонских монастырях проходит в трудах и молитвах, она целиком посвящена служению Богу. Богослужения проводятся в строгом соответствии с уставом в утренние и вечерние часы. В свободное от молитв время монахи возделывают землю, ухаживают за домашними животными, пишут иконы, изучают писания святых отцов православной церкви.

Монастыри Афона — настоящие музеи византийских времен. Это величественные крепости, построенные прямо на каменистых горных уклонах, с толстыми неприступными стенами, чтобы обеспечить защиту от врагов. Даже во время войн ни турки, ни гитлеровские войска не тронули обители из уважения к монахам. Вот почему в монастырях до сегодняшнего дня сохранились уникальные собрания древних книг, обширные библиотеки, собрания драгоценной церковной утвари, бесценных древних фресок и мозаик. Здесь же хранятся наиболее важные христианские реликвии: пояс Пресвятой Богородицы, частицы Честнаго Древа Креста Господня, нетленные мощи святых, в том числе голова святого мученика Пантелеймона в русском монастыре. Главная же афонская святыня — Дары Волхвов, находящиеся в монастыре Святого Павла. Их тайно перенесли сюда из Константинополя после падения византийской столицы в 1453 году.

Женщины могут приобщиться к Афонской святыне только издалека, совершив плавание вокруг афонского полуострова. Теплоходы, отправляющиеся из города Урануполис, плывут у юго-западного побережья полуострова на расстоянии, достаточном, чтобы рассмотреть монастыри, и в том числе знаменитый русский монастырь Св. Пантелеимона.

Желающие посетить Святую Гору Афон должны получить специальное разрешение – «диамонитирион». Священнослужители должны иметь благословение Вселенского Патриарха либо местного архиерея.

Про женщин

Пускали или не пускали женщин на этот остров в древние времена — вопрос спорный, так как в первом типиконе Святой горы, который хранится в Протате, в 16-й статье говорится, что на Афон запрещается вход детям, отрокам и евнухам — и, разумеется, всех их запрещено постригать в монахи. О женщинах тут ничего не говорится — но, скорее всего, подразумевалось, что женщинам в мужских монастырях и подавно делать нечего. Традиция аватона (так называется запрет появляться женщинам на острове) была закреплена при императоре Мануиле II Палеологе в начале XV века. Такова история. И большинство путеводителей вам расскажет, что нога женщины не ступала сюда никогда.

Правда, существует легенда о том, что в начале V в. Палакидия, дочь византийского императора Феодосия, возвращаясь из Рима в Константинополь, пожелала поселить Святую Гору и в особенности один из монастырей, построенный на средства ее отца. Как только Плакидия приблизилась к входу в храм, она услышала голос Богородицы, исходивший от иконы в стенной нише. Голос приказал Плакидии удалиться, если она считает себя добродетельной христианкой и не хочет своим присутствием вводить в искушение монахов. Потрясенная царевна удалилась, а вход с тех пор запрещен для женщин и даже для домашних животных женского пола. По народным поверьям, птицы и те не вьют на Афоне гнезд и не выводят птенцов, подчиняясь воле Богоматери.

Также существует придание, что в 1470 году, сюда прибыла на роскошном корабле сербская царевна Маро, супруга султана Мурата 1. Она привезла здешним обитателям богатые дары, но даже ей не удалось пройти по этой земле больше десяти шагов. По легенде, ее встретил ангел и попросил вернуться на корабль. Она и вернулась.

Местные экскурсоводы очень любят рассказывать туристам кровавую байку про французскую феминистку, которая пробралась на остров в мужской одежде. А когда поняла, что ее принимают за мужчину, разделась и пошла купаться. Откуда ни возьмись появилась акула и пообедала смелой, но неудачливой женщиной.

Но это предание, а правда звучит так: недавно многие СМИ шумели о том, что нелегальные эмигрантки из Молдавии случайно оказались на острове Афон. Потрясенные монахи увидели на своей земле четырех прекрасных молодых женщин, после чего немедленно вызвали полицию. Когда стражи порядка прибыли на место, выяснилось, что прекрасные женщины – уроженки Молдавии 27‑32 лет, пытавшиеся нелегально перебраться в Грецию из Турции. С ними также был их земляк мужского пола 41 года, который и организовывал поездку. По их словам, они заплатили 6300 долларов украинским контрабандистам, живущим и работающим в Турции, и рассчитывали на их знание местной географии. Но в результате компания все же заблудилась и высадилась на одиноком полуострове, который и оказался Афоном. По словам полицейских, путешественники извинились перед монахами, сказав, что не были в курсе местных законов, и «женщины были прощены монахами». По законам, принятому в 2005 году, ступившая на Афон дама может быть осуждена на год тюрьмы. Закон тоже приняли не случайно, так как в век феминизма и эмансипации запретить что-то женщине очень сложно.

Тем более, что помимо древних цариц, мифической француженки и беглых молдованок, на острове побывало очень много женщин. Судите сами:

Из наиболее старых случаев нарушения аватона отметим укрывание беженцев на Афоне после так называемого Орловского восстания в 1770 году, в 1821 году — после общегреческого восстания против турецкого владычества, в 1854 году — после неудачного восстания против турок на севере Греции. Беженцы прибывали с семьями и укрывались на Афоне.

В 1931 году французская журналистка Мари Суази пробыла на Афоне значительное время и написала об этом книгу «Месяц с мужчинами» (источник этой информации не уточнен – прим автора). С той же целью прославиться здесь были и первая гречанка, завоевавшая титул «Мисс Европа», Алики Диплараку (1929) и Элени Скура (1932), будущая первая женщина-депутат греческого парламента.

В 1940-м году во время греческо-итальянской войны сюда пришли беженцы обоих полов из Кавалы. В 1948 году Эвгения Пейю, 17-летняя участница отряда партизан-коммунистов, укрывалась на Афоне после разгрома, учиненного в ходе греческой гражданской войны. Пейю вспоминала в одном из интервью, что когда она поняла, где находится, ее обуял страх и раскаяние. Она отказалась войти в монастырь и была оставлена нести караул снаружи. Девушка все время молилась, чтобы в поле ее зрения не появился враг и ей не пришлось бы покуситься на убийство в святом месте.

В 1954 году группа женщин, специалистов-византологов, высадилась из лодки на берег и прошла к оградам монастырей. В том же году гречанка-журналистка вошла тайком на Святую гору и написала об этом серию статей в газету.

В конце 60-х пятеро туристок из Франции и Италии прошли на территорию Афона, а будучи задержаны, заявили, что ничего не знали о запрете.

Наконец, в 1989 году парочка из Германии прибыла на каменистый берег монастыря Симонопетра и предалась там любовным утехам.

Как утверждает один из блогеров, который общался с известным святогорским старцем Августином из Скита Агиу Василиу, он слышал от него такую историю: «Во время Восстания на Афоне оказались женщины, и монахи тех монастырей, к которым они прибились, воспользовались этим обстоятельством и приспособили их к хозяйственным работам. И так им это понравилось, что захотели они отменить аватон. Для сего они призвали отшельников-келлиотов и велели им отправиться с соответствующим посольством к патриарху, пригрозив в случае отказа лишить их довольствия от монастырей, которое они получали. Они знали, что тогдашний монахолюбивый патриарх особенно почитал отшельников. И вот келлиоты, хотя или нехотя, отправились в патриархию. Но в то же время в Городе по каким-то своим делам находился некий святогорский старец Арсений, пользовавшийся у патриарха нарочитым авторитетом. И вот, приняв делегацию, патриарх пригласил и его принять участие в беседе. И когда те старцы высказали пожелание святогорцев об отмене аватона, то патриарх, будучи готов уже согласиться с их доводами, спросил все же и Арсения, дабы развеять последние сомнения. Но тот сказал: «Если ты оставишь на Горе женщин, святый владыко, то умножится род монахов». И тогда патриарх отказал делегатам.

Тот же о. Августин говорил мне: «Если отменят аватон, мы уйдем с Горы» — «Но почему, геронда? Ведь куда вы ни уйдете, там тоже будут женщины, так какая же тогда разница?» — «Ты не понимаешь: приличная женщина сюда не пойдет, а пойдут одни шлюхи, чтобы соблазнять монахов».

Вот такая история. Из которой можно сделать вывод, что очень упорная женщина на Афон все-таки проберется.

Обычных же женщин ждет на Афоне табличка «Женщинам вход воспрещен» и загорелые парни на открытых джипах с закрепленными на крыше пулеметами, которые высматривают в толпе паломников-мужчин авантюристок в мужских платьях.

Несколько бесплатных кемпингов специально обустроены вне границ полуострова — узкой полоски суши длиной 70 км — для недальновидных путешественников, захвативших с собой жен или дочерей. Ожидая мужчин, дамы купаются и загорают, а те в это время, выжимая от пота рубахи, забираются с рюкзаками на высоту 2000 метров и прикладываются к иконам на самой вершине Святой горы. По одну сторону границы ходят в бикини, по другую — мужчинам нельзя даже надеть короткие шорты. Запрещено курить и есть мясо, играть в карты и слушать легкую музыку.

Правда, ходят слухи, что женщины впервые за столетия могут получить доступ к одной из святынь Афона, монашеского государства на севере Греции. По сообщению греческого Агентства церковных новостей, местные власти постановили разрешить доступ в монастырь Зигу — древнейшую афонскую обитель — всем желающим, в том числе женщинам.

Монастырь Зигу может стать исключением из правил, поскольку находится примерно в сорока метрах вне официальной границы Афона, которую запрещено переступать женщинам. Монастырь расположен примерно в двух километрах от города Урануполиса, откуда начинают путь на Афон паломники, и легко доступен для посещения.

Византийский монастырь Зигу, один из старейших на Афоне, впервые упоминается в хрониках под 942 годом нашей эры. Монастырь продолжал свое существование до конца XII века. До наших дней остались крепостные стены монастыря с одиннадцатью башнями, а также развалины собора, построенного в начале XI века. В настоящее время здесь идут обширные раскопки, которые проводит министерство культуры Греции.

Когда монах умирает, его хоронят без гроба, заворачивая в мантию. Над могилой ставят крест. Через три года после смерти тело усопшего вновь извлекают. Если оно истлело — значит, подвижник всепрощен и пребывает на небесах. Если же тело не истлевает значит, монах перешел в другой мир с нераскаянными грехами. В этом случае тело закапывают еще на один год, в течение которого усиленно молятся за спасение души усопшего. По истечении этого срока тело, как правило, истлевает. Тогда череп с вычерченным на лбу именем, реже с кратким жизнеописанием, помещают в костницу на специальные полки. Остальные кости складывают в углу этого склепа. Сейчас в костнице русского монастыря находятся 2040 черепов.

Поделиться Святая гора Афон

Некоторые церковные традиции, появившиеся много веков назад, сегодня могут вызвать вопрос – а почему должно быть именно так, а не иначе? Наиболее обсуждаемым в этом смысле является афонский обычай не пускать на территорию Святой горы Афон женщин. В наш век равноправия полов такое ограничение некоторые называют настоящей дискриминацией представительниц слабого пола. Однако же, это совсем не так.

Действительно – вот уже более тысячи лет женщины не имеют права пересекать границы Афона, особого монашеского государства на севере Греции. Появление такого запрета связано с церковным преданием о том, что Святая гора Афон находится под особым покровительством Богородицы Марии. Ещё в первом веке по Рождестве Христовом Богоматерь посетила Афон и поражённая красотой этих мест, попросила Бога сделать Афон Её земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Неё, не может ступить на землю Афона. Официально традиция не допускать на территорию Афона женщин была закреплена в 1045 году указом византийского императора Константина IX Мономаха.

Запрет на нахождение женщин на Афоне существовал и после падения Константинополя. Турецкие султаны подтвердили право афонитов жить в соответствии с их древними принципами. В новое время особый статус Афона был закреплён указом президента Греции от 1953 года. Согласно ему женщина, сознательно нарушившая древнюю традицию и проникшая на Афон, может быть подвержена тюремному заключению на срок от двух до двенадцати месяцев.

Конечно же, запрет на посещение Афона женщинами – это никакая не дискриминация, а защита формы жизни, почти позабытой сегодня. Женщины не допускаются на Афон не потому, что в Церкви имеется желание их как-то ущемить. А потому, что Афон – место особого молитвенного подвига монахов-мужчин. И ничто, и никто не должны монахов от этого подвига отвлекать. Вот в чём смысл древнего обычая.

О том, что никакого пренебрежения у афонитов к женщинам нет, свидетельствуют исторические факты. Например, во время турецкого пленения, а также во время гражданской войны в Греции 1946–1949 годах монахи на время отменяли древний обычай и женщины — беженки находили себе пристанище на Святой Горе. Кроме того, раз в день от Уранополиса (так называется пристань, с которой на Афон ходят паромы) отплывает особый катер. На него садятся почти исключительно женщины. Этот катер поочередно подходит к каждой из монастырских пристаней. На причале в ожидании катера стоят монахи, держащие монастырские святыни (мощи и другие реликвии). И пассажирки особого катера могут выйти на причал и поклониться святыням.

Когда в начале 2000-х годов Греция вступала в Евросоюз, Европарламент пытался добиться от властей страны, чтобы древний обычай Афона был отменён и туристки со всего света могли наконец-то посетить Святую Гору. Данная инициатива не осуществилась. Ведь Афон по всем документам лишь формально является частью Греции, его земли находятся во владении афонских монастырей. Потому изменение традиционного уклада жизни Святой Горы в будущем вряд ли предвидится.