Почему Россия третий Рим

Почему Москву называют Третьим Римом?

Впервые Москву «третьим Римом» назвал православный монах Филофей, писавший в 1523-1524 гг. послания московскому великому князю, где призывал бороться с ересью. Московское княжество, по мнению монаха, оставалось последним оплотом истинной веры. «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, – утверждал Филофей в одном из посланий. – Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».

Первый Рим в терминологии Филофея – это настоящий Рим, столица Римской империи, объединившей под своей властью десятки народов. В IV веке христианство постепенно стало доминирующей религией в изначально языческой империи, и Рим стал христианской столицей мира.

Ему наследовал Константинополь, главный город Византийской империи, где после раскола христианской церкви на католическую и православную (1054 г.) укоренилось православие. С точки зрения православных, католический Рим пал, впав в ересь, а столицей истинно христианского мира, «вторым Римом» стал Константинополь.

После крещения Руси в X веке русские признавали авторитет византийского императора как покровителя всех христиан, отмечает историк Светлана Лурье. Но через несколько веков рухнул и «второй Рим»: в 1453 г. Османская империя завоевала ослабленный политическими кризисами Константинополь и переименовала его в Стамбул.

Главной православной столицей стала Москва, в XV-XVI веке как раз объединявшая вокруг себя разрозненные русские земли.

Забытая идея

Как пишет американский историк Маршалл По, автор работы «Moscow, the Third Rome: The Origins and Transformations of a „Pivotal Moment“», идею «Третьего Рима» на Западе часто используют для объяснения советской, а потом российской внешней политики: якобы в ее основе лежат экспансионистские идеи о создании империи вроде Римской.

Сам По считает такой подход неверным: «Подобная идея не имеет ничего общего с долгосрочными перспективами внешней политики России или национальной психологией».

Историк поясняет: значение концепции преувеличивают. На самом деле после того, как монах Филофей в конце XVI века высказал идею «третьего Рима», на три века о ней благополучно забыли. Русское государство расширялось, но не из-за мечтаний правителей о православной империи, а по более естественным причинам: борьба за ресурсы, выход к морям и т.д.

Впервые об идее Филофея вспомнили уже во второй половине XIX века, при императоре Александре II, когда его послания опубликовали широким тиражом. Концепцию «Москва – третий Рим» взяло на вооружение российских движение панславистов, мечтавших об объединении славянских народов под эгидой Российской империи. Но после революций 1917 г. и прихода к власти коммунистов панславистские идеи сошли на нет.

«Город на семи холмах»

Помимо статуса имперской столицы, восходящего к Средним векам, Москву мало что объединяет с Римом – в столице России совершенно другая архитектура и куда более суровый климат. Одна из немногих общих черт – Москва, как и Рим, якобы стоит на семи холмах.

Историк-москвовед Александр Фролов, впрочем, говорит, что выражение «город на семи холмах» не соответствует действительности. Он поясняет, что при перечислении «холмов» в летописях упоминаются небольшие пологие возвышения, которые сложно считать холмами. Единственный настоящий холм – Боровицкий, на котором и сейчас стоит московский Кремль. Остальное Фролов называет красивой легендой. «Плод воображения романтиков, – говорит историк. – Очень уж хотелось назвать Москву Третьим Римом».

«Как водка…», «Зачем Путин…». Мы собрали самые популярные поисковые запросы пользователей, имеющие отношение к России. В серии статей «Почему Россия» мы детально ответим на каждый вопрос.

§ 8–9. Полицентризм на Руси



Опишите по карте их географическое положение, указав преимущества и недостатки.

Черниговское и Переяславское княжества находились на юге. Преимуществом такого положения были плодородные земли черноземья, которые давали обильные урожаи. Недостатком являлась близость к степи, откуда часто с набегами приходили половцы.

Киевское княжество, которое располагалось также на юге, несколько западнее двух предыдущих, обладало теми же преимуществами чернозёмных земель, но кроме того у Киева осталось наследие периода единого государства – столица княжества была большим процветавшим городом, с оживлённой торговлей и разнообразными ремёслами. Преимуществом было и то, что княжество находилось на Днепре – на торговом пути «из варяг в греки». Недостатком также были набеги половцев, а также – частые разорения в ходе усобиц. Именно за престол Киева воевали все князья, потому именно Киеву чаще других городов приходилось принимать на себя удары войск с разных сторон.

Галицко-Волынское княжество находилось на крайнем юго-западе древнерусских земель. Его преимуществом были те же чернозёмные почвы. Близость с Польшей и Венгрией могла также стать преимуществом, потому что князья этой земли хотели распространить своё влияние на соседние королевства. Но в итоге это соседство стало недостатком, потому что борьба на соседних землях отнимала силы, а в итоге привела наоборот к влиянию венгров и поляков в галицко-волынских землях (значительная часть которых в итоге была присоединена к Польше).

Смоленское княжество занимало центральное положение, а Полоцкое находилось к западу от Смоленского. Недостатком положения этих княжеств было то, что они находились в лесной полосе, потому их земли оказались менее плодородными, чем на юге, урожаи там оказывались хуже. Преимуществом было то, что эти княжества также находились на торговом пути «из варяг в греки» (в основном Полоцкое, Смоленское в меньшей степени).

Наибольшую выгоду от этого торгового пути получали Новгород и Псков, которые находились на крайнем северо-западе русских земель. Они были не только речными, но и фактически морскими балтийскими портами, потому что Нева у самого моря имеет слишком болотистые берега, чтобы там в то время возник крупный город. Основную территорию княжеств составляли сами Новгород и Псков, а также их округи. Остальные обширные территории, закрашенные зелёным цветом на карте принадлежали племенам, которые платили этим городам дань. Недостатком положения городов было то, что на прилегающих территориях почти не возможно было заниматься сельским хозяйством из-за болот и сурового климата, потому большую часть продовольствия для многочисленного населения приходилось закупать.

Турово-Пинское княжество находилось на западе (ещё западнее находилось только Галицко-Волынское). Его недостатком были лесистые, часто болотистые не очень плодородные земли, преимуществом – крупные реки, по которым проходили торговые пути, хотя и не самые оживлённые на русских землях.

Муромо-Рязанское княжество находилось на крайнем востоке. Его недостатком были лесистые, часто болотистые не очень плодородные земли. Преимуществом были эти самые леса и удалённость от крупных центров. Благодаря этому на этих землях редко появлялись войска других княжеств.

Но наибольшие преимущества такого рода получало Владимиро-Суздальское княжество, которое находилось на крайнем северо-востоке, также в густых лесах. Кроме того, его преимуществом был торговый путь из Балтийского моря в Каспийское, который проходил по Волге. Недостатком были всё те же малоплодородные, покрытые лесами земли.

Вопрос ко II пункту. Вспомните, с чем было связано прозвище Большое Гнездо.

Прозвище Большое Гнездо Всеволоду Юрьевичу Владимирскому дали из-за обильного потомства – у князя было 8 сыновей и 4 дочери.

Вопрос к параграфу №1. Каковы причины возникновения полицентризма на Руси?

Причины:

— стали экономически усиливаться другие города, кроме Киева;

— лествичная система была заменена на вотчинную – в каждом из удельных центров утвердилась своя ветвь Рюриковичей;

— местная знать в каждой из земель была заинтересована в самостоятельности этой земли;

— разные удельные центры стояли на различных торговых путях, потому их интересы различались;

— природные условия и хозяйственная жизнь разных княжеств сильно отличались друг от друга, потому у разных удельных центров были разные интересы.

Вопрос к параграфу №2. Охарактеризуйте особенности положения отдельных земель и княжеств в XII – начале XIII в.: время обособления, географическое положение, природно-климатические условия, хозяйственное и культурное развитие, политическое устройство, отношения с соседями. (Используйте карту на с. 57.) Обобщите эти сведения в виде таблицы.

Вопрос к параграфу №3. Сравните методы борьбы за власть и политику князей различных русских земель XII – начала XIII в. Дайте свою оценку их деятельности.

Основным методом борьбы за власть был военный – князья с помощью дружин и в меньшей степени ополчений брали города друг друга, иногда казнили соперников. Но с князьями боролись также бояре, которые нередко использовали заговоры, дворцовые перевороты. Порой в политическую борьбу вмешивалось вече, которое изгоняло неугодных князей. Так происходило в Новгороде и Пскове — вече навсегда изгнало единоличных правителей и стало приглашать князей по договору.

Вопрос к параграфу №4. Проанализируйте мнения историков о роли и значении периода полицентризма в истории государственности Руси. (Используйте памятку 6 в конце учебника.)

Долгое время раздробленность считали исключительно негативным явлением. Это было идеологической конструкцией, которая оправдывала объединение земель вокруг Москвы в ходе следующего периода. Отмечались военные разорения усобиц и ослабление Древнерусского государства в целом перед лицом внешней угрозы. Кроме того, раздробленность Древнерусского государства называли феодальной, такой же, как в Западной Европе.

Однако в последние годы отмечается, что экономика и культура удельных центров в этот период расцвела. Каждое из княжеств стало почти самостоятельным государством. Потому в данном периоде стали отмечать и положительные моменты, хотя при этом не перестали отмечать то, что войны между княжествами вели к большим разорениям. Раздробленность Древнерусского государства перестали считать феодальной, она стала называться удельной и признана исключительно русским неоднозначным явлением.

Доклад на тему

Доклад на тему » Полицентризм на Руси.»

Первый раздел земель произошел при Владимире Святославиче. Вместо экономического моноцентризма появился феномен экономического полицентризма. Каждый представитель княжеского рода прилагал все возможные усилия, чтобы его вотчина бы более развитой, чем владения его родственника-врага.

С его правления начинают разгораться княжеские распри, пик которых пришелся на 1015-1024гг, когда из двенадцати сыновей Владимира в живых остались только трое. Разделы земель между князьями, усобицы лишь сопутствовали развитию Руси, но не определяли ту или иную политическую форму государственной организации. Они не создавали нового явления в политической жизни Руси. Сущность феодальной раздробленности заключается в том, что она была новой формой государственно-политической организации общества. Именно такая форма соответствовала комплексу сравнительно небольших феодальных мирков не связанных друг с другом и государственно-политическому сепаратизму местных боярских союзов.

Среди причин феодальной раздробленности можно выделить внутри– и внешнеполитические и экономические. Сторонники формального подхода к истории допускали ряд неточностей, когда анализировали феодальную раздробленность с учетом личности того или иного великого князя. Нужно отметить, что феодальная раздробленность на Руси не была из ряда вон выходящим явлением, через нее прошли все страны Западной Европы и Азии.

Причины феодальной раздробленности Киевской Руси:

1) экономические причины:

а) господство натурального хозяйства;

б) экономическая самостоятельность княжеских вотчин;

в) замкнутость хозяйственно-экономических единиц;

г) рост и укрепление русских городов, совершенствование технологии изготовления товаров.

2) политические причины:

а) усиление власти феодалов в своих вотчинах, рост боярского землевладения;

б) территориальные конфликты представителей рода Рюриковичей.

В связи с этим обстоятельством следует вспомнить о потери киевским престолом своего прежнего статуса лидера и политического значения. Центр тяжести смещался в уделы. Если раньше князья стремились занять великокняжеский престол, то теперь каждый думал об усилении собственного удела, а киевское княжение было почетным, но ничего реально не значащим занятием.

3) внешнеполитические причины раздробленности:

а) относительное спокойствие на рубежах Киевского княжества;

б) разрешение противоречий дипломатическими, а не силовыми методами.

Именно отсутствие внешней опасности, которая бы сплотила князей, позволило им заниматься внутренними проблемами и развязывать братоубийственные войны.

В ходе раздробленности выделяются три центра: Северо-Восточная Русь (Владимиро-Суздальская земля), Юго-Западная Русь (Галицко-Волынское княжество) и Северо-Западная Русь (Новгородская республика).

Раньше других русских земель обособилась та, которой никогда не угрожала половецкая опасность, – Новгородская. У этой территории были свои тесные торгово-экономические связи и политические контакты со странами Западной Европы, что, безусловно, усиливало ее безопасность. В 1136 г. восстанием новгородцев против киевских ставленников завершилось отделение этой земли от центральной власти. Северо-Западная Русь не могла похвалиться теплым климатом. Напротив, суровые климатические условия делали невозможным хлебопашество. Зато процветали ремесла и торговля пушниной, медом, воском. Новгородцы сажали овощи и ловили рыбу. На рынках Новгорода можно было услышать разную речь и увидеть представителей всех религий. Этот богатый край отличался и особым политическим устройством: он был феодальной республикой. Городом правил посадник, ему помогал военный предводитель, прозванный тысяцким. Религиозными делами ведал архиепископ.

Владимиро-Суздальское княжество становится политически независимым во время правления сына Владимира Мономаха – князя Юрия Долгорукого (1154–1157). Довольно безопасное географическое положение княжества (вдали от района вторжения кочевников) обеспечило массовый приток населения. Основные занятия жителей – земледелие и скотоводство, добыча соли; процветали ремесла. Среди так называемых «старых» городов наиболее известны Ростов, Суздаль, Ярославль, среди «молодых» – Нижний Новгород, Москва, Звенигород и др. Столицей земли при князе Андрее Боголюбском (1157–1174) становится Владимир-на-Клязьме.

Галицко-Волынское княжество в XII–XIV вв. было самым крупным в южной Руси и пользовалось значительным влиянием в Западной Европе. Расположенное в основном в горах, оно было довольно безопасным местом. Основными занятиями его жителей были земледелие, скотоводство, охота. Большие торговые пути, среди которых выделялся так называемый «соляной» из Галича в Киев, обеспечивали большой объем торговли. Среди князей этих земель наиболее известны Ярослав Осмомысл (1152–1187). Территория Галицко-Волынского княжества граничила с Польшей и Чехией. Это был благодатный край, не раз становившийся яблоком раздора. Апогея своего политического влияния край достиг при князе Данииле Романовиче (1221–1264 гг.). Князь применял разного рода дипломатические уловки, чтобы сохранить независимость своей вотчины от монголотатар, прибегая к помощи польского короля. Но ему все-таки пришлось признать вассальную зависимость от них.

Кроме указанных выше можно назвать следующие достаточно крупные земли Древней Руси удельного периода: Черниговская (левобережье Днепра и верхнее течение Оки), Смоленская (Верхнее Поднепровье), Полоцкая(верховья Западной Двины), Рязанская (среднее течение Оки).

Для русской культуры в период раздробленности характерно становление полицентризма – появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров. К этому времени относится формирование местных архитектурных, художественных и летописных школ. Так, в период XII–XIII вв. летописание помимо Киева и Новгорода стало вестись в центрах феодальных княжеств – Чернигове, Владимире и др. городах.

В к. XII в. было создано одно из наиболее выдающихся произведений мировой средневековой литературы – «Слово о полку Игореве». Кроме того, известны другие произведения литературы того времени – «Слово Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли». В период раздробленности продолжают развиваться каменное строительство и церковная живопись. В архитектуре наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западно-европейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи особо могут быть выделены церковь Покрова на Нерли, Золотые Ворота во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

Конечно, в этот период раздробленности было много различных междоусобиц. Но несмотря на высокую степень конфликтности, на территории Киевской Руси народ не перестал считать себя единым целым.

Чувство единства сохранилось благодаря общей культуре и духовным корням, влиянию православной церкви: именно единая вера позволила русским консолидироваться в момент тяжелых испытаний во времена монголотатарского нашествия.

Почему Москву называют третьим Римом?

В 455 году пала великая Римская империя, а в 1453 году не стало её наследницы — Византии. Православная церковь была вынуждена искать новый «дом». Нашла она его на Руси. С этого момента именно Русь становится оплотом веры для православных христиан.

Москва, как и вся Русь, была названа третьим Римом не просто из-за размеров и внушительной боевой мощи. Это выражение имеет философский, духовный и исторический подтекст. Москва — не просто третий Рим, а последний.

Откуда берёт свои корни знаменитое выражение «Москва — третий Рим» и кто придумал это сравнение? Фактрум расставил по местам основные факты об известном крылатом выражении.

Герб Священной Римской империи

Для того, чтобы понять, почему Москва — это третий Рим, необходимо вспомнить первые два. Римская империя, подарившая миру классическое право, архитектуру и искусство войны, была грозным противником вплоть до V века. Рим считался оплотом культуры и образования. В 313 году официальной религией римлян становится христианство, что положило конец религиозным распрям. Через сто лет Римская империя потерпела поражение. В 455 году, после длительной осады Рим был разграблен и разрушен.

В V веке на мировой арене появилась новая великая империя — Византийская. Именно она «приютила» православное христианство. Византия не просто перенимает духовные ценности Рима. Новая империя наследует также и историю, и достижения науки, и культуру. Константинополь стал мировым центром православного христианства, византийские патриархи считались наиболее почитаемыми. Второй Рим просуществовал тысячу лет, а в 1453 году Византия пала под натиском турецко-османских войск.

Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)

Суть теории «Москва — третий Рим»

Герб Российской империи

«Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать», — так в письме русскому князю выразился Филофей Псковский. Преемственность была подкреплена царскими брачными узами между князем Иваном III и византийской принцессой Софьей Палеолог. Таким образом Палеологи и Рюриковичи в 1472 году официально объединяют свои династии. Русь на весь мир заявляет о своём желании следовать за Римской и Византийской империями.

«Москва — третий Рим» — не просто красивое выражение. В XV веке эта фраза отражала главную политическую линию страны. Русь считалась непобедимой. Правящая элита верила, что стране уготована великая и светлая судьба. Святая Русь (как её называли православные) была призвана защищать православное христианство от вражеских нападок.

Как известно, Иван Грозный укрепил статус Руси как непобедимой державы, хранимой Богом. Православная Церковь перестаёт быть просто церковью, она возведена в ранг патриаршества, то есть практически поставлена на один уровень с Византией. На Руси стараются придерживаться её традиций. Так, в 1515 году в Москве под руководством итальянских архитекторов заканчивается модернизация Кремля — на византийский манер.

Третий Рим и православие

Общенациональная идея о том, что Россия — третий Рим, сплотила народ духовно. На политическом уровне это убеждение активно продвигалось именно из-за своей объединяющей силы. Правящей элите было выгодно поддерживать позицию, которая фактически укрепляла самодержавие (власть царя едина с властью Бога).

В XX веке идею начали активно переосмысливать. Некоторые историки намекали, что концепция имеет тоталитаристский подтекст и пропагандируется исключительно для политических нужд. Фраза «Москва — третий Рим» активно использовалась Западом во время холодной войны. С помощью этой идеи европейские страны как бы подчёркивали культурные и духовные различия между Россией и Западом. Следует отметить, что за пять веков меткое выражение Филофея своей актуальности не потеряло, и Россия до сих пор остаётся надёжным оплотом христианской веры.

Читайте также: 10 малоизвестных фактов о Древнем Риме, которые могут шокировать

Ещё: 10 малоизвестных фактов о Древнем Риме, которые могут шокировать

Почему Москва — третий Рим?

Кариночка Долматова 486 3 года назад девочка-припевочка

Древний Рим считался вечным и непобедимым. В 313 году христианство было признано в этой стране официальной религией. Империя стала называться христианской, вместо одного царя появилось два – духовный и светский. Однако в 476 году Великая Священная Римская империя пала.

В процессе разделения Великого Рима на Восточную и Западную империи произошел раскол и в церкви. После крушения Западной империиВизантия стала законной исторической и культурной преемницей Великого Рима. Константинополь превратился в мировой центр христианства. Но и эта держава пала в 1453 г.

Считалось, что Русь является наследницей Византии. И два рима пали. Третий незыблимо стоит. Станец Филофей написал письмо великому князю Василию III, что два Рима пали, третий незыблемо стоит, а четвертому не бывать. Данное утверждение стало главной политической концепцией государства Российского в XV-XVI веках.

Процесс формирования новой идеологии сопровождался царствованием Ивана Грозного, затем превращением Русской Церкви в Патриаршество. Вера в духовную непобедимость Святой Руси наложила на государство важную миссию: сохранять православие и защищать его от посягательств врагов. Таким образом и сложилось, что Москва – это третий Рим.

>История России

§8-9. Полицентризм на Руси

Вспомните! Феодальная раздробленность. Земли и княжества Руси.

На протяжении XII в. на Руси шел процесс формирования самостоятельных ветвей княжеской династии в отдельных землях. В результате на карте появилось 12 княжеств.

Опишите по карте их географическое положение, указав преимущества и недостатки.

В девяти княжествах власть закрепилась за определенными ветвями рода Рюрика, а три стола — Киевская земля, Великий Новгород и Переяславское княжество оставались общерусскими. За них велась ожесточенная борьба, прежде всего между черниговскими, волынскими, смоленскими и суздальскими князьями.

1. Общерусские столы

К ХII в. Киев в значительной степени утратил статус и авторитет «матери городов русских». Причины, по-видимому, заключались в смене географии крупнейших мировых торговых путей, от которых Киев оказался в стороне, в постоянной угрозе вторжения степных кочевников, что вынуждало население мигрировать на северо-восток. Тем не менее сильнейшие княжеские династии продолжали соперничать за обладание Киевом. С чем это было связано? Во-первых, Киев продолжал оставаться крупным экономическим центром Руси. Его площадь, по разным данным, составляла от 200 до 400 га, а население по приблизительным подсчетам составляло около 50 тыс. человек (в Париже в это же время проживало 100, в Лондоне — около 30 тыс. человек). В городах Киевского княжества, которых было более 30, развивались различные ремесла, строились мощные крепостные стены, храмы. Во-вторых, Киев оставался центром единой русской митрополии, что было немаловажно с политической точки зрения. После монгольского нашествия борьба за Киев практически прекратилась.

Территория Новгородской земли была самой обширной на Руси XII-XIII вв.

Новгород, в отличие от большинства других древнерусских городов, имел четкую структуру.

Река Волхов разделяла его на две стороны — Софийскую и Торговую. Стороны делились на концы, а те, в свою очередь, на улицы.

Русь в XII — первой четверти XIII в.

Новгород. Панорама города второй половины XI в. Вид с севера. Реконструкция

Собор Святой Софии. Великий Новгород

Новгородский Кремль. Современный вид

В городе трудились плотники, ювелиры, кузнецы, гончары, лучники и др. Ремесленных корпораций, подобных западноевропейским цехам, в городе, видимо, не было, а сведения о купеческих объединениях встречаются. Широко распространена была грамотность.

Новгородская берестяная грамота

Верхушку новгородского общества составляла замкнутая каста бояр. Новгородским боярином нельзя было стать, им можно было только родиться. Считается, что местное боярство сформировалось из местной племенной знати и не имело тесных связей с княжеской властью, как в других землях. Своим могуществом новгородские бояре были обязаны не князю, а огромным земельным владениям и доходам от торговли. Их экономическое могущество вызвало к жизни и политическую активность и независимость.

Писала

Политический строй Великого Новгорода характеризуется в исторической литературе как боярская республика. Характерной ее чертой являлось сочетание республиканских порядков и княжеских органов власти. На вече избиралась высшая новгородская администрация — посадник, тысяцкий и архиепископ.

Схема управления Новгородской республикой

Посадник был правой рукой князя и выступал посредником между князем и городом, председательствовал на вече, судил вместе с князем, ведал внутренним управлением. Первоначально он назначался князем, но примерно с начала XII в. эта должность стала выборной. Тысяцкий занимался сбором налогов, вел переговоры с иностранцами, возможно, выполнял какие-то военные функции. Его должность стала выборной с конца XII в. Сначала тысяцкие избирались из «меньших» людей или купцов, а с XIV в. — из бояр. Архиепископ был не только главой новгородской церкви, он благословлял начало военных действий, контролировал эталоны мер и весов, выступал посредником между враждующими и т. д.

Своей княжеской династии в Новгороде не было, князя приглашали. В X-XI вв. новгородский стол, как правило, занимал сын киевского князя. Князья занимались обороной новгородских рубежей, строительством крепостей, возглавляли войско. Помимо этого князья вершили суд, являлись адресатами дани и закупаемого Новгородом в других землях хлеба, олицетворяли собой единство города и осуществляли его связь с внешним миром. Однако со временем (в исторической литературе принято считать с 1136 г.) решающее значение стали иметь постановления вече.

Взаимоотношения Новгорода с князем строились на договорных началах. Ничего подобного в других русских городах не встречалось. По условиям договора князь не мог распоряжаться местными землями, раздавать их своим приближенным, действия князя ограничивало боярство.

Третий общерусский стол — Переяславское княжество. Большинство войн XI-XII вв. с печенегами, торками и половцами происходило на его территории. В XII в. княжеством владели потомки Владимира Мономаха, к началу XIII в. контроль над Переяславлем перешел к Всеволоду Большое Гнездо.

2. Владимиро-Суздальская Русь

Одним из самых древних городов Северо-Восточной Руси был Ростов (первая столица княжества), в 1024 г. упоминается Суздаль, в 1108 г. Владимиром Мономахом был основан Владимир-на-Клязьме. Интерес к Северо-Восточной Руси начал проявляться во времена Владимира Мономаха. Его шестой сын Юрий Долгорукий стал первым самостоятельным суздальским князем. Таким образом, в этом княжестве закрепилась династия младших Мономаховичей.

1147 г. принято считать датой основания Москвы, хотя раскопки показывают, что она уже существовала не менее 50 лет.

А.М. Васнецов. Торг в Новгороде. Фрагмент

А.М. Васнецов. Постройка первых стен Кремля

В годы княжения Юрия велось активное градостроительство, княжество обрело четкие границы, его столицей стал Суздаль. Однако политические интересы князя выходили далеко за пределы его владений. Прозвище Юрию дали не современники, а потомки (в летописании XV в. он назван «Долгой рукой»), по-видимому, за стремление князя вмешиваться в дела Новгорода и далекого Киева. Юрий в 1155 г. занял Киев и перенес туда свою резиденцию.

Андрей Боголюбский. Реконструкция М.М. Герасимова

Новым суздальским князем стал его сын Андрей, избранный на княжение вечевыми собраниями Ростова и Суздаля. Отличавшийся огромным военным опытом, силой воли, решительностью и крутым нравом, он прежде всего изгнал из своих владений младших братьев и племянников, бояр и приближенных отца, перенес столицу княжества во Владимир, приложив много сил к его обустройству.

Князь Андрей явно стремился не только к политической, но и к религиозной независимости княжества, обратился к константинопольскому патриарху с просьбой о создании самостоятельной митрополии. Получив отказ, он в противовес Киеву и Новгороду стал распространять особое почитание Богородицы. Действительно, многие храмы Владимиро-Суздальской Руси связаны с богородичными праздниками: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, храм Рождества Богородицы в Боголюбове и др.

Храм Покрова на Нерли. 1165 г.

Богоматерь Владимирская. Икона. Нам. XII в.

Успенский собор во Владимире. Сер. XII в.

Андрей Боголюбский контролировал ситуацию на юге, однако, в отличие от отца, князя вполне устраивало, чтобы на киевском, переяславском и новгородском столах были его ставленники. В 1169 г. Киев, который после смерти Юрия Долгорукого переходил из рук в руки, взяли войска сына Андрея Боголюбского. Однако, впервые в истории соперничества за киевский стол, Андрей не остался в поверженном городе, а посадил там своего брата. В 1174 г. против князя Андрея был составлен заговор, причины которого до сих пор окончательно неясны. Возможно, что им были недовольны не только слуги, которых он казнил и миловал по своему усмотрению, но также ростовские и суздальские бояре, изгнанные из княжества родственники.

Всеволод Большое Гнездо. «Титулярник»

После убийства Андрея Боголюбского в течение нескольких лет княжество терзали усобицы, поскольку города приглашали на княжение разных родственников князя. В итоге новым князем стал один из его братьев — Всеволод, названный в дальнейшем Большое Гнездо.

Вспомните, с чем было связано прозвище Большое Гнездо.

За годы правления (1176-1212) Всеволод подчинил Рязанское княжество, провел несколько удачных походов на Волжскую Булгарию. Его влияние чувствовалось и в Новгороде, и на юге, а после смерти князя началась борьба за престол между сыновьями, усилились центробежные тенденции. Накануне монгольского нашествия на территории Владимиро-Суздальской Руси сложилось несколько самостоятельных княжеств: Владимирское, Ростовское, Переяславское, Ярославское, Углицкое и Муромское.

Северо-восток заселялся позже других русских земель, руководили процессом колонизации князья. Поэтому главной особенностью политического устройства Северо-Восточной Руси была сильная княжеская власть, зачастую пренебрегавшая мнением дружины, бояр и веча. Зерна «самовластья», отношений подданства, брошенные в благодатную почву Северо-Восточной Руси, со временем дали обильные всходы в виде деспотического самодержавия московских князей.

3. Смоленское княжество

Смоленск известен с IX в., однако в то время он располагался к западу от современного города у села Гнездово, где археологи нашли городище и крупнейший в мире курганный могильник. Важными городами Смоленской земли были Торопец, Мстиславль, Дорогобуж и др.

Существование Смоленского княжества как самостоятельной политической единицы началось с 1125 г., когда эти земли получил внук Владимира Мономаха Ростислав Мстиславич, ставший основателем местной династии. Вплоть до конца XV в. здесь княжили его потомки, Ростиславичи. Их усилению способствовало единство княжеского рода и отсутствие серьезных распрей. В начале XIII в. обострилась борьба между смоленскими, черниговскими и Волынскими князьями за доминирующее положение на юге. К 20-м гг. XIII в. Ростиславичи укрепили свое влияние над большей частью южной Руси, однако накануне монгольского нашествия их роль, по-видимому, снова снизилась. Ослабление княжества исследователи связывают с уходом части смоленского боярства в южнорусские земли во время пребывания сильнейших смоленских князей в Киеве и Галиче, а также с мором 1230-1231 гг., когда погибло несколько десятков тысяч человек. С середины или со второй половины XIII в. смоленские князья признали главенство великого князя владимирского.

4. Галицко-Волынская земля

До 1199 г. Галицкое и Волынское княжества развивались самостоятельно. Галицкое княжество располагалось на северо-восточных склонах Карпат и в бассейне Днестра. Волынская земля простиралась по течению реки Буг и в верховьях реки Припять. Речные пути связывали его с Черным и Балтийским морями, сухопутные вели в страны Западной Европы, например в Венгрию. Это был благодатный край с плодородными почвами и мягким климатом, обширными лесами, значительными залежами каменной соли — основной статьей торговли. Важной особенностью географического положения Галицко-Волынского края была большая протяженность границ с иностранными государствами — Венгерским королевством, Польшей, землями Тевтонского ордена, и как следствие этого — вовлеченность иноземцев во внутриполитические дела княжеств.

Династия галицких князей восходила к Владимиру; старшему сыну Ярослава Мудрого. Одним из самых известных правителей этой ветви был Ярослав Осмомысл (1152-1187), его княжение осложнялось постоянными конфликтами с местным боярством и внутрисемейными распрями.

В 1199 г. галицкий стол занял волынский князь Роман Мстиславич. Династия волынских князей восходила к старшему внуку Владимира Мономаха Изяславу Мстиславичу. Роман, объединивший под своей властью оба княжества, был одним из наиболее сильных правителей Южной Руси, особенно после захвата им в начале XIII в. Киева. В 1205 г. он погиб во время похода в Саксонию, и в его землях началась эпоха смут и междоусобиц. Его наследник, четырехлетний князь Даниил вместе с матерью был изгнан из Галича, а затем и из Владимиро-Волынского княжества, вынужден был перебраться в Польшу, потом в Венгрию, долгое время проведя на чужбине.

В этом крае существовало крупное вотчинное землевладение, мощные укрепленные боярские усадьбы. Независимое местное боярство оказывало большое влияние на политику князя. Противостояние с боярством осложнялось вмешательством венгров и поляков. Только в 1238 г., накануне монгольского нашествия, Даниилу удалось восстановить единство Галицко-Волынской земли.

5. Черниговское княжество

Географическое положение Черниговского княжества в целом было менее выгодным, чем Смоленского или Владимиро-Суздальского, поскольку его южные и восточные границы были уязвимы для набегов кочевников. Из-за постоянной угрозы вторжения степняков население постепенно уходило на север, в леса. Основными водными магистралями Черниговской земли являлись Днепр и Десна, на которой стояли основные города — Новгород Северский, Трубецк и сам Чернигов. Чернигов с середины XI в. стал родовым владением одной княжеской ветви.

Герб Чернигова

Основателем династии был сын Ярослава Мудрого — князь Святослав. Потомки Святослава, Ольговичи, к 70-м гг. XII в. разделились на две ветви — старшую и младшую. В конце XII — начале XIII в. княжество было одним из самых сильных в Южной Руси. Важно, что на его территории не было ни одной крупной войны, однако, в отличие от Смоленской земли, Черниговская была сильно раздроблена — в первой половине XIII в. насчитывалось 5-7 мелких княжеств. Накануне монгольского вторжения силы здешних князей были подорваны длительной борьбой за Киевское и Галицкое княжения.

6. Оценка периода полицентризма в истории древнерусской государственности

Период, обычно именуемый в исторической литературе «феодальной раздробленностью», вплоть до последнего времени историки оценивали негативно. «Кризис», «распад», «ослабление Руси» — такие оценки можно встретить в работах отечественных и зарубежных историков. С давних времен вошло в традицию называть русские княжества XII—XIII вв. «полугосударствами», подчеркивая тем самым их ущербность по сравнению с «мощной Киевской державой». В результате этому периоду в нашей истории было, по существу, отказано в праве на самоценность; он рассматривался прежде всего как время, когда постепенно вызревали предпосылки для создания единого Русского государства. А между тем каждый этап развития государства и общества имеет самостоятельное значение.

XII — начало XIII в. — это время складывания на Руси полицентричной государственной структуры, предусматривавшей многовариантность дальнейшего политического развития. Например, некоторые историки полагают, что, если бы не иноземное вторжение, на карте Руси со временем могло бы возникнуть 2-4 крупных государственных образования. Русские княжества той эпохи были практически самостоятельными политическими единицами.

Давая оценку этому периоду, нельзя забывать о том, что это было время политического, экономического и культурного расцвета многих русских княжеств. Князья занимались обустройством своих родовых владений, строили города, приглашали мастеров. Именно в эту эпоху в отдельных землях появляются архитектурные и живописные школы, возникают литературные традиции, создаются шедевры древнерусской культуры.

Вопросы и задания

1. Каковы причины сложившегося полицентризма на Руси? 2. Охарактеризуйте особенности отдельных земель и княжеств XII — начала XIII в.: время образования, географическое положение, природно-климатические условия, хозяйственное, культурное развитие и политическое устройство, отношения с соседями. Обобщите сведения в виде таблицы. 3. Сравните методы борьбы за власть, политику правителей разных княжеств Руси XII — начала XIII в. Изложите свою оценку деятельности князей. Как менялась их политическая направленность? 4. Проанализируйте мнения историков о сущности и значимости периода полицентризма в истории государственности Руси. (Используйте памятку б.)

Точка зрения

В исторической литературе приводились разные оценки политического строя Новгорода.

В дореволюционной историографии было распространено представление о вечевых республиках как своеобразном оплоте средневековой демократии (из советских историков тезис о демократическом характере новгородской республики поддержали В.В. Мавродин, В.Т. Пашуто, П.П. Толочко). Другие историки подчеркивали ее аристократический характер с перерастанием в олигархию (В.Л. Янин).

По-видимому, Новгород не являлся «чистым» образцом той или иной политической формы, поскольку присутствовали элементы демократического (кончанско-уличанского), аристократического (общегородское вече) и монархического (княжеская власть) устройства. Его своеобразие заключалось в причудливом переплетении всех этих начал.

Анна Дмитриевна БарышеваОтечественная история. Шпаргалка

1 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

В настоящее время в исторической науке сохраняют свое влияние две основные версии о происхождении восточнославянского государства. Первая получила название норманнской.

Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами.

В 862 г. был приглашен варяжский князь Рюрик с дружиной, он и стал основателем первой русской царской династии.

Авторами данной концепции стали ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Позднее эту теорию приняли М. М. Щербатов и Н. М. Карамзин.

Историки-норманнисты рассуждали примерно так: славянские племена не могли договориться о мире, поэтому им помогла третья сила в лице Рюрика.

Факт пребывания варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не подлежит сомнению, он исторически доказан. Варягами назывались те, кто приходил из-за моря, а это могли быть и византийцы, и арабы. Но можно ли считать 862 г. датой образования Древнерусского государства? Эту теорию поддерживали и развивали М. В. Ломоносов, И. Е. Забелин, С. А. Гедеонов, Д. И. Иловайский, М. С. Грушевский, В. А. Пархоменко, Б. А. Рыбаков.

Славянский политогенез происходил на территории родоплеменных союзов с периода образования племенной знати и формирования аппарата принуждения.

Но первым политическим лидером славянского государства наука однозначно признает Рюрика (862–879 гг.). Последний передал власть своему родственнику Олегу, оставив малолетнего сына Игоря.

В 882 г. Олег завоевал Киев, объявив его столицей, отстранив от власти Аскольда и Дира, покорив поэтапно древлян, северян, радимичей. Князь самостоятельно установил размер дани, приказал построить ряд оборонительных крепостей в степи.

В 907 г. был подписан договор с Византией о привилегиях для русских купцов, выбитый силой русского оружия. В 911 г. еще один русско-византийский договор регламентировал отношения двух стран по политическим и правовым вопросам.

В 912 г. к власти приходит сын Рюрика Игорь. Он остро конфликтовал с древлянами и использовал печенегов для своих политических маневров против Хазарского каганата.

В 945 г. Игоря убивают древляне из-за возложенной на них непомерно тяжелой дани. Его вдова Ольга (945–957 гг.) проводит линию на установление политических отношений с Византией, куда совершает визит в 955 г.

Ее сын Святослав (957–972 гг.) предпочитает громкую славу воина четкой политической линии правителя, он конфликтует с печенегами и Византией, по наущению последней и гибнет.

2 ДРЕВНЯЯ РУСЬ В ПЕРИОД X—НАЧАЛА XII ВВ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

В 980 г. после братоубийственной войны власть узурпировал младший сын Святослава Владимир (980—1015 гг.). Он проводит активную внешнюю политику.

В 981 г. князь совершает поход на Польшу, Перемышль, Червень и вятичей. В 958 г. совершает успешный военный поход против Болгарии.

В отличие от отца Владимира больше интересовала охрана родных рубежей и границ. Он создает четыре оборонительных рубежа на юге на расстоянии друг от друга 10–25 км, чем предупреждает нападение кочевников.

Однако главной политической задачей для киевского князя остается Византия, в 988 г. благодаря умелой дипломатической игре Владимир женится на византийской принцессе и принимает христианство. Вслед за этим следует христианизация всей Руси. Владимир понимал, что язычество отжило свой век. Сначала он хотел создать новый пантеон во главе с Перуном, но эта идея провалилась. А между тем единая религия спрограммировала бы славян на крепкую централизованную власть. Новой религией стало христианство, потому что:

1) сказалось политическое влияние Византии;

2) эта вера уже была распространена на Руси;

3) она отвечала менталитету славян в отличие от иудаизма и ислама.

После принятия христианства началось ниспровержение старых богов, которых в соответствии с христианской мифологией объявили бесами. Но было ли введение христианской религии бесспорным и логически обоснованным?

По мнению Д. С. Лихачева, распространение христианства проходило мирно. И новая религия была нужна как мощный объединяющий фактор. А И. Я. Фроянов придерживается другой точки зрения. Он считает введение христианства делом преждевременным, так как основная часть славян продолжала верить в старых богов вплоть до XIV в., когда объединение страны стало неизбежным и религия выступала как мощный интегрирующий фактор. В X в. принятие христианства лишь обострило отношения киевской знати с соседями.

Крещение новгородцев сопровождалось массовым кровопролитием, репрессиями, кроме того, христианские нововведения долго не приживались в обществе: славяне называли детей старыми именами, церковный брак не был обязательным, кое-где довольно долго сохранялись пережитки родового строя (многоженство, кровная месть). Эти архаизмы не только не приветствовались христианской моралью, но и были ему противны. Христианству еще только предстояло стать религией русских.

Но византийского варианта все-таки не получилось: произошел синтез языческих верований и христианский идей, прежние религиозные представления славян гармонично влились в новую веру. Некоторые прежние языческие божества почитались под именами святых: Перун – Илья-пророк, Велес – власий.

3 РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Русская церковь с момента своего создания стала рассматриваться как часть Вселенской константинопольской. Митрополит назначался патриархом. Отчасти это обстоятельство имело место из-за желания Византии контролировать политику Киевского княжества. Но тем не менее русская внешняя политика сохраняла свою независимость благодаря упорству первых князей. Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского священника Иллариона, чем поставил точку в споре с греками.

И все же трудно не оценить влияния русской церкви на жизнь славян. Если посмотреть на произошедшие изменения, то они затрагивали все сферы: политику, экономику, культуру и духовную жизнь.

Церковь никогда не бедствовала с экономической точки зрения: князь жертвовал ей собственную десятину. Кроме того, появились новые хозяйствующие субъекты – монастыри. Свою продукцию они частично реализовывали на рынке, а частично запасали впрок.

Церковь богатела быстрее, чем великие князья, поскольку борьба за власть обходила ее стороной, разрушения материальных ценностей не было даже в позднейшие годы монголотатарского нашествия.

Христианская мораль внесла свои коррективы в политическую жизнь: отношения господства и подчинения стали рассматриваться как правильные и богоугодные, а церковь получала место гаранта и арбитра в политической реальности. Племенной сепаратизм и вольности пресекались как бесовские происки, кроме того, введение единобожия ставило под сомнение целесообразность родоплеменной организации и приоритета почитаемых местных богов. Одна вера и один правитель всей Руси – вот формула новой религии.

Нельзя не оценить вклад христианской церкви в культуру древнерусского общества: появились первые священные книги, братья-монахи Кирилл и Мефодий из Болгарии придумали славянскую азбуку.

Среди населения киевского княжества увеличился процент грамотных.

Если князь Владимир Святославович не умел читать, то его сын Ярослав сам мог насладиться творчеством древнегреческих поэтов.

Для славян, живших по законам языческого мира, христианские нормы казались необычными: «не убий», «не укради» и формировали новый образец поведения.

Христианство предоставило возможность всем славянам почувствовать себя подданными одной страны, которых объединяет одна религия, язык и духовные отцы.

Международный авторитет Киевского княжества возрос: с русскими князьями как с равными пожелали породниться королевские дома Европы. Дочери Ярослава Мудрого стали супругами французского, венгерского и норвежского королей. А сам он был женат на норвежской принцессе Ингигерд.

4 РУСЬ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА И ЯРОСЛАВА МУДРОГО. РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ

При Владимире Киевская Русь уже приобрела черты раннефеодальной монархии. Впоследствии при Ярославе Владимировиче эти черты получили дальнейшее развитие. Структура политического устройства Руси выглядела так: в Киеве правил старейший в роде Рюриковичей князь, ему подчинялись князья племенных союзов. Как правило, это были сыновья и племянники великого князя.

В 1023 г. Ярослав Владимирович разделил с братом Мстиславом сферы влияния, Ярославу достался запад Руси с Киевом, а Мстиславу – юго-восток Руси с Черниговом. Братья совершают поход против Польши в 1030–1031 гг.

В 1036 г. после смерти Мстислава Ярослав стал единым правителем Руси. Со временем он принимает решение разделить подвластную ему территорию между своими сыновьями: Изясла-ву он отдает Новгород, Святославу – Чернигов, а Всеволоду – Переславль.

Ярославу принадлежит редакция законодательного сборника «Русская правда», в котором были приняты все меры по защите представителей высшего социального слоя Киевской Руси, вводимый штраф за убийство боярина составлял 80 гривен, что в 2 раза больше, чем за убийство простого общинника.

В это время происходит дальнейшая дифференциация социальной структуры раннефеодальной монархии: появляется категория экономически зависимых людей, или закупов.

Если закуп вовремя не отрабатывал долг, то он становился холопом своего кредитора.

Дальнейшей дифференциации подвергся и высший слой: появляется боярское землевладение. А представители младшей дружины вливаются в бюрократический аппарат при князе, исполняя административные обязанности в мирное время. Так, мечниками назывались судебные чиновники, мытниками – сборщики торговых пошлин. Отдельно стояли тиуны, они заведовали всем княжеским хозяйством.

Князья назначали посадников, своих наместников в городах, воевод и тысяцких.

После череды междуусобных войн, когда княжеский престол переходил по очереди к детям и внукам Ярослава, относительное спокойствие наступает во время правления Владимира Мономаха. Споры за великое княжение объясняются во многом порядком наследования: власть переходила не от отца к старшему сыну, а по принципу родового старшинства: правил тот, кто был старшим в роду Рюриковичей.

В 1097 г. по инициативе Мономаха собирается княжеский съезд в Любече, где князья разграничивают сферу своего политического влияния и что приведет впоследствии к феодальной раздробленности.

Владимир Мономах, получив великокняжеский престол, проводит линию на погашение княжеского сепаратизма и провизантийскую внешнюю политику и активно борется с печенегами. Время его правления (1113–1125 гг.) и годы правления его сына, Мстислава Великого (1125–1132 гг.), считают последним днем перед бурей.

5 КИЕВСКАЯ РУСЬ В ПЕРИОД РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Среди причин феодальной раздробленности можно выделить внутри– и внешнеполитические и экономические. Сторонники формального подхода к истории допускали ряд неточностей, когда анализировали феодальную раздробленность с учетом личности того или иного великого князя. Нужно отметить, что феодальная раздробленность на Руси не была из ряда вон выходящим явлением, через нее прошли все страны Западной Европы и Азии.

Феодальная раздробленность – неизбежное состояние, очередной этап всемирного исторического процесса, окрашенный местной спецификой.

Причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) экономические причины:

а) господство натурального хозяйства;

б) экономическая самостоятельность княжеских вотчин;

в) замкнутость хозяйственно-экономических единиц;

г) рост и укрепление русских городов, совершенствование технологии изготовления товаров.

Вместо экономического моноцентризма времен Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича появился феномен экономического полицентризма. Каждый представитель княжеского рода прилагал все возможные усилия, чтобы его вотчина бы более развитой, чем владения его родственника-врага;

2) политические причины:

а) усиление власти феодалов в своих вотчинах, рост боярского землевладения;

б) территориальные конфликты представителей рода Рюриковичей.

В связи с этим обстоятельством следует вспомнить о потери киевским престолом своего прежнего статуса лидера и политического значения. Центр тяжести смещался вуделы. Если раньше князья стремились занять великокняжеский престол, то теперь каждый думал об усилении собственного удела, а киевское княжение было почетным, но ничего реально не значащим занятием. Со временем княжеский род разрастался, вотчины подлежали дроблению, что вело к фактическому ослаблению Киевской Руси. Если в середине XII в. насчитывалось 15 удельных княжеств, то в начале XIII в. их было уже 50;

3) внешнеполитические причины:

а) относительное спокойствие на рубежах Киевского княжества;

б) разрешение противоречий дипломатическими, а не силовыми методами.

Именно отсутствие внешней опасности, которая бы сплотила князей, позволило им заниматься внутренними проблемами и развязывать братоубийственные войны.

Но несмотря на высокую степень конфликтности, на территории Киевской Руси народ не перестал считать себя единым целым.

Чувство единства сохранилось благодаря общей культуре и духовным корням, влиянию православной церкви: именно единая вера позволила русским консолидироваться в момент тяжелых испытаний во времена монголотатарского нашествия.

6 РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII–XIV ВВ. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ

В середине XII в. Киевская Русь представляет собой аморфное образование без единого, четко зафиксированного центра тяжести. Политический полицентризм диктует новые правила игры.

Выделяются три центра: Северо-Восточная Русь (Владимиро-Суздальская земля), Юго-Западная Русь (Галицко-Волынское княжество) и Северо-Западная Русь (Новгородская республика).

Отношения между данными центрами напоминают в указанный период скорее межгосударственные, чем внутригосударственные.

Нередкими были и военные столкновения при участии кочевого племени – половцев.

Формирование Русского государства в большей степени продолжалось на территории Вла-димиро-Суздальского княжества, нежели всех остальных.

Во времена раннефеодальной монархии в эти места бежал народ в целях обеспечения свой безопасности. Густые леса надежно укрывали беглецов. Землепашество было возможным лишь на отдельных участках, но зато развивались огородничество, охота, бортничество.

Княжеством правили потомки Юрия Долгорукого, младшего сына Владимира Мономаха. В их подчинении были старые русские города: Ростов, Суздаль, Муром. Потомки Юрия Долгорукого сталкивались с проблемой боярской вольницы, его сын Андрей Боголюбский пал жертвой заговора мятежного окружения. Однако брат князя Андрея, Всеволод Большое гнездо, благодаря дипломатии выправил ситуацию в свою пользу.

Территория Галицко-Волынского княжества граничила с Польшей и Чехией. Это был благодатный земледельческий край, не раз становившийся яблоком раздора. Апогея своего политического влияния край достиг при князе Данииле Романовиче (1221–1264 гг.).

Князь применял разного рода дипломатические уловки, чтобы сохранить независимость своей вотчины от монголотатар, прибегая к помощи польского короля. Но ему все-таки пришлось признать вассальную зависимость от них.

Северо-Западная Русь не могла похвалиться теплым климатом. Напротив, суровые климатические условия делали невозможным хлебопашество. Зато процветали ремесла и торговля пушниной, медом, воском. Новгородцы сажали овощи и ловили рыбу. На рынках Новгорода можно было услышать разную речь и увидеть представителей всех религий. Этот богатый край отличался и особым политическим устройством: он был феодальной республикой. Городом правил посадник, ему помогал военный предводитель, прозванный тысяцким. Религиозными делами ведал архиепископ.

Князь, если была необходимость в военной силе, приглашался из числа наиболее сильных светских владык.

Как правило, это был князь из Владимирской земли, получившей при монголотатарских завоевателях ярлык великого княжества.

7 МОНГОЛОТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ

Весной 1223 г. к Днепру вышли полчища новых кочевников под командованием Чингисхана. Это были монголотатары. Их общество переживало закат военной демократии при переходе к раннефеодальной монархии. Войско кочевников отличалось строжайшей военной дисциплиной: за побег одного казнили десяток, за побег десятка гибла сотня.

К Днепру монголотатары вышли, чтобы наказать половцев, хан последних, Котян, обратился за помощью к своему зятю – галицкому князю Мстиславу Романовичу.

Русские встретили захватчиков на р. Калке 31 мая 1223 г. Первое столкновение показало бесперспективность попыток русских войск помочь союзникам. Отсутствие единой организации и слабость командования сделали дальнейшее сражение бессмысленным для русских.

Зимой 1237 г. монголотатары под командованием Батыя вступили на территорию СевероВосточной Руси. Их первой жертвой стал русский город Казань, затем захватчики разграбили Коломну.

01.02.1238 г. пала столица Северо-Восточной Руси – Владимир.

18.10.1239 г. кочевники покорили Чернигов.

06.12.1240 г. пал стольный Киев.

Захват русских городов сопровождался нечеловеческой жестокостью, жителей убивали, несмотря на пол и возраст. Единственной структурой, которой не коснулась война, была православная церковь. Завоеватели как язычники не вмешивались в религиозную сферу завоеванных стран. С монастырей не брали дань. Вообще монголотатары всячески стремились привлечь на свою сторону церковных деятелей.

Русь подпала под власть ордынского протектората, хан вручал ярлык на великое княжение Владимирское и контролировал ситуацию на всей территории. Ярлык был желанной целью для русских князей и причиной феодальных раздоров. Завоеватели всячески поощряли феодальную раздробленность, стравливая потомков Рюрика между собой, поэтому монголотатар-ское завоевание только сыграло роль катализатора при дележе территории и сфер влияния. Этой специфической чертой отличалась борьба Московского и Тверского княжеств в более поздний период. Как следствие, возросла эксплуатация зависимого населения на местах.

Для сбора дани отправлялись ханские чиновники (баскаки). Их действия отличались крайней жестокостью. Они брали в полон людей и переписали все население Северо-Восточной Руси в 1257–1259 гг. с легкой руки князя Александра Невского, оценки политической деятельности которого мы еще коснемся.

Итог завоевания был печален: города и деревни сожжены, талантливые ремесленники уведены в рабство, посевные площади пришли в негодность, а внешнеэкономические связи Руси непоправимо нарушены. Монголотатар-ское завоевание завершило историю Древней Руси в 1240 г.

8 НЕМЕЦКО-ШВЕДСКАЯ ЭКСПАНСИЯ

Шведские и немецкие феодалы не могли не воспользоваться сложившейся на Руси ситуацией. Их привлекала территория Прибалтики, где проживали племена западных славян (эстов, латов, киршей). Разобщенность последних делала их легкой добычей.

XII в. был временем экспансии Запада на Восток, римская католическая церковь щедро раздавала индульгенции за военные преступления. Католики надеялись распространить сферу своего влияния и на Северо-Западную Русь.

В 1201 г. был основан немецкий орден Меченосцев, в 1237 г. немецкие рыцари основали Ливонский орден.

Летом 1240 г. шведы поднялись по Неве. Новгородский князь Александр Ярославович собрал достаточные силы. 15 июля 1240 г. русские при численном перевесе захватчиков. Однако вскоре немецкие рыцари захватили Псков и Изборск. Новгородцы, несмотря на ссору с Ярославовичем, опять призвали его дружину на помощь.

Князь Александр освободил захваченные города, а 05.04.1242 г. произошла битва, получившая название «Ледовое побоище».

В результате была сохранена независимость Северо-Восточной Руси и остановлена экспансия на Восток. По мнению С. М. Соловьева, деятельность Александра Невского имела ярко выраженную золотоордынскую ориентацию. Князь считал, что драться с Ордой за независимость Руси не имеет смысла, так как страна очень слаба. Он выступал за дипломатические отношения с Ордой и не раз гостил в ставке уБа-тыя. А воевать со шведами и немцами (как злом меньшим) представлялось ему весьма возможным.

Можно спорить о том, достоин ли был этот государственный деятель причисления к лику святых, если он проводил политику умиротворения агрессоров-кочевников, стравливая русских князей.

Унижаясь перед Батыем, Александр Ярославович приобрел ярлык на великое княжение владимирское.

В вотчине он успешно боролся против боярской вольницы при поддержке русской православной церкви.

Быть новгородским князем для любого представителя дома Рюрика означало иметь неплохой старт, не более того. Ведь все популярные в народе князья, от Владимира Святого и далее начинали свою политическую деятельность с новгородского княжения.

Но Новгород в ту пору обладал экономической и политической самостоятельностью, кроме того, это был единственный неразграбленный край, куда не дошли полчища Батыя. Данные обстоятельства позволяли Новгороду вести себя весьма независимо, не прислушиваясь к мнению соседей.

Новгородская феодальная республика успешно просуществовала до времени правления Ивана III, завершившего объединительную политику московских князей.