Почему сорок сороков

>Вопрос:

Что означает выражение «сорок сороков»?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Все храмы Москвы по решению Стоглавого собора (1551 г.) были распределены на старо́ства или благочиния, которые назывались «сорока́ми» (см. ст.: Сорок // Даль В.И. Словарь живого великорусского языка). Название происходит от древнерусской меры сорокъ, означавшей мешок, вмещающий четыре десятка соболиных шкурок (часто встречается в грамотах ХIV–ХV вв.). Во главе каждого сорока́ был «поповский староста». Стоглавый собор определил для Москвы семь поповских старост. «В царствующем же граде Москве достоит быти седми старостам поповским и седми сбором по уложению царскому, да к ним избирати десятцких – добрых же священников, искусных житием, непорочных же» (Стоглав. Гл. 6).

Еще в конце XVII века в Москве было шесть сороков: Китайский, Пречистенский, Никитский, Сретенский, Ивановский и Замоскворецкий. Постепенно число их росло. В начале XX века было уже 40 сороко́в. Реально соро́к не включал в свой состав 40 церквей. Их было меньше. Сорок сороков предполагает наличие 1600 церквей (40×40 = 1600). Но по статистике в начале XX столетия храмов в Москве было около 800.

Иногда встречается утверждение, что надо брать число престолов, потому что в каждом храме имелось их несколько – всего 1620. Получается более сорока сороков. Однако этот подсчет достаточно искусственный, потому что выражение «сорок сороков» предполагает именно число храмов. Это видно из литературы. Так, в рассказе М. Булгакова «Сорок сороков» (1923) читаем: «На самую высшую точку в центре Москвы я поднялся в серый апрельский день. Это была высшая точка – верхняя платформа на плоской крыше дома бывшего Нирензее, а ныне Дома Советов в Гнездниковском переулке. Москва лежала, до самых краев видная, внизу. Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков». Писатель смотрел на Москву с крыши самого высокого в те годы здания – 10-этажного дома, построенного в 1912 году.

Откуда пошло выражение “Сорок сороков”?


Сегодня в обиходе выражение “сорок сороков” используется редко, оно считается устаревшим фразеологизмом. Однако в литературе и в культурной речи такой оборот допустим и может встречаться повсеместно. Некоторые люди, даже употребляя фразеологизм, не знают истории его происхождения. Чтобы разобраться в этом, для начала надо установить, откуда пошло числительное “сорок”, образованное совсем не типичным образом.

В отличие от числительных “двадцать” или “пятьдесят”, слово “сорок” было образовано нетрадиционным способом. Эта единица отсчета возникла среди восточных славян, которые использовали мужские сорочки для укладки соболиных шкурок. В один такой “сорок” (сорочку) могло поместиться ровно 40 шкурок. Так и появилась система отсчета. Позже для того, чтобы указать количество, не стали создавать нового числительного, а использовали уже привычное.

“Сорок сороков” – выражение, которое может означать, по данным некоторых исследователей, бессчетное множество чего-либо. Однако при точном подсчете получится число 1600. В православии “сорок сороков” – это количество храмов в Москве. По словам иеромонаха Иова (Гумерова), в 16 веке Стоглавый собор решил разделить количество храмов в Москве на так называемые “сороки”. То есть было решено создать староства (со старостами во главе), в каждое из которых войдет по 40 храмов.

Это позволило бы организовать некую систему, которой удобно управлять. В каждом сороке был свой староста, наблюдающий за порядком. Он также узнавал о проблемах и нуждах приходов.

Историческое постановление о создании “сорока сороков” не оправдывается статистически. Если указ появился в 16 веке, то в 17 на территории Москвы было только 6 сороков. В 20 веке сороков действительно стало 40, только каждый из них не включал в себя 40 храмов. В среднем в каждом объединении было по 20 церквей. Поэтому получается, что “сорок сороков” – это не 1600, а 800.

Возможно, в 16 веке представители Стоглавого собора решили создать некий план по развитию церквей. Вряд ли в тот момент на территории столицы было более полутора тысяч храмов. Зато создать такое число церквей можно было со временем.

Кто-то считает, что “сорок сороков” – это число престолов в храмах Москвы. Однако православные отцы не считают такое мнение достоверным. Да, в каждом храме было порой по несколько престолов. Но вряд ли в Стоглавом соборе их подсчитывали. Сама система кажется несколько искусственной и надуманной.

Сорок сороков

У этого термина существуют и другие значения, см. Сороки (праздник).

Со́рок сороко́в — устаревший фразеологизм, обозначающий неопределённо большое количество чего-либо. «Сорок раз по сорок» — указывает не точное число предметов, а их великое, «неисчислимое» множество.

Происхождение

Существует две версии происхождения устойчивого словосочетания «сорок сороков» — как нестандартно образованной единицы счёта и как результата слияния числительного 40 и существительного «сорок», обозначавшего церковное объединение.

Происхождение числительного «сорок» в русском языке

По этой версии считается, что русское числительное «сорок», не образованное по правилам других количественных числительных (два+дцать, три+дцать и т. д.), использовалось восточными славянами для обозначения мешка или рубахи (предполагается также, что «сорок» — это мужской род от слова «сорочка» в смысле «исподняя рубашка»), в котором содержалось сорок (древнее «четыре десяте») шкурок соболя, куницы и др. Один сорок — мешок с четырьмя десятками шкурок. Позже слово «сорок» вытеснило первоначальное «четыре десяте» и стало использоваться, как самостоятельная счётная единица в так называемом счёте «по сорокам». Например, существовали и широко применялись сорокавёдерные бочки, 1/40 часть ведра именовалась «сороко́вка». В итоге сформировалось выражение «сорок сороков», которое образно указывало на большое, несчётное количество чего-либо.

См. также этимологию этого слова в Викисловаре.

Церковный термин

По другой версии выражение «сорок сороков» применяли, указывая на обилие храмов в Москве. При буквальном подсчёте такого количества церквей в столице не набирается ни в один период. Однако, количество 1600 (сорок раз по сорок) могло получиться приблизительно при подсчёте не храмов, а всех их престолов. К 1917 году в московских церквях их насчитывалось 1620. Согласно древним канонам, престол по происхождению является отдельным храмом, пристроенным к основному и должен быть наглухо отделённым от него, имея общими лишь притвор и галерею. Кроме того, над церковным приделом обычно ставится малая главка, так же указывающая на его обособленность.

Некогда существовало также слово «сорок», обозначавшее церковную административно-территориальную единицу — «старо́ство», «церковное благочиние». Такое деление было учреждено указом Стоглавого собора Русской Православной церкви в 1551 году. Согласно ему было образовано семь московских благочиний, которые образно назывались сорока́ми: Кремлёвское, Сретенское, Никитское, Китайгородское, Замоскворецкое, Ивановское и Пречистенское. Каждый сорок имел главную церковь/приход, руководил которой поповский староста. В одно благочиние входило не менее сорока приходов.

Выражение «сорок сороков» могло возникнуть именно в ту пору, когда проводился всемосковский крестный ход, на который собиралось огромное число людей — всё городское духовенство с прихожанами согласно приписке к благочинию — со́року.

Само число «сорок» уже несёт в себе дополнительное значение со смыслом «большое количество», «неопределенное множество чего-либо». Отдельно оно несколько раз фигурировало, например, в библейских сюжетах, указывая не на точное число повторений, а, скорее, на длительность события: дождь всемирного потопа продолжался 40 дней и 40 ночей; Иисус провёл 40 дней в пустыне, Моисей 40 лет водил евреев по пустыне и др. Насекомое сороконожка получило название не по точному количеству ног, а по их «бессчётности».

Словосочетание «сорок сороков» подчёркивает большое множество, «неисчислимость» самого предмета и в этом смысле соседствует с выражением тьма тьмущая.

Употребление

Оборот считается устаревшим и в современной разговорной речи практически не встречается, однако можно найти его в литературе XX и XIX вв, например:

  • Михаил Булгаков: «Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков.
  • Ансамбль «Песняры»: «Сорак саракоў ляжыць глухіх дарог

Паміж тым што ёсць і што я маю знаць».

  • Владимир Высоцкий:

… На берег тихо выбралась Любовь — И растворилась в воздухе до срока, А срока было — сорок сороков …

  • Поговорка: «Продли Богъ вѣку на сорокъ сороковъ!»
  • Виктор Коркия:

«И пепел десяти веков на нищих духом оседает, и тайно сорок сороков во тьме, как матери, рыдают».

  • Николай Гоголь (само числительное «сорок» в смысле «неопределённо много»):
    Петрушка, думая о Чичикове: «И ты, однако, хорош; не надоело тебе сорок раз повторять одно и то же».
  • Марина Цветаева:

… Царю Петру и вам, о царь, хвала! Но выше вас, цари, колокола. Пока они гремят из синевы — Неоспоримо первенство Москвы. И целых сорок сороков церквей Смеются над гордынею царей! … > См. также

  • 40
  • Тьма
  • Кириллическая система счисления
  • Сорок сороков (книга)
  1. К 1917 году в Москве, вместе со строящимися, было около тысячи храмов и часовен, из них 842 православных и 88 — других конфессий
  2. Собор Василия Блаженного имел к 1917 году 11 престолов
  3. Судьба московских храмов
  4. Китайский сорок
  5. Михаил Булгаков. Сорок сороков
  6. Песняры. Дайнова
  7. Владимир Высоцкий. Баллада о Любви
  8. Яндекс словари
  9. В. Коркия. Поэма «Сорок сороков»
  10. Н. В. Гоголь. Мертвые души. Том первый, глава вторая
  11. «Наследие Марины Цветаевой»
  • Справочник по фразеологии
  • Сорок сороков и тьма-тьмущая
  • Сорок сороков — это сколько?
  • А сроку было — сорок сороков

Кириллическая система счисления

Единицы

1 = А (аз) | 2 = В (веди) | 3 = Г (глаголь) | 4 = Д (добро) | 5 = Е (есть) | 6 = S (зело) | 7 = З (земля) | 8 = И (иже) | 9 = Ѳ (фита)

Десятки

10 = I (и) | 20 = К (како) | 30 = Л (люди) | 40 = М (мыслете) | 50 = Н (наш) | 60 = Ѯ (кси) | 70 = О (он) | 80 = П (покой) | 90 = Ҁ (коппа), Ч (червь)

Сотни

100 = Р (рцы) | 200 = С (слово) | 300 = Т (твердо) | 400 = У (ук) | 500 = Ф (ферт) | 600 = Х (хер) | 700 = Ѱ (пси) | 800 = Ѡ (омега) | 900 = Ц (цы)

Тысячи, миллионы и т. п.

10 000 = Тьма | 100 000 = Легион | 1 000 000 = Леодр | 10 000 000 = Вран | 100 000 000 = Колода

См. также

Алфавитная запись чисел | Глаголица | Кириллица | Русская система мер | Сорок сороков | Счёты | Титло | Числа с собственными именами

Число не от мира сего

«Продли Бог веку на сорок сороков» – русская пословица

Число 40 образовалось не по правилам количественных числительных, ведь после «двадцать», «тридцать» должно бы следовать «четыредцать»,но люди почему-то придумали «сорок».

Истинное значение этого странного мифологического термина давным-давно забыто. Попробуем до него докопаться. Но вначале придётся вспомнить, какой смысл вкладывают в словосочетание «сорок сороков» современные исследователи.

По их учёному мнению

«Сорок сороков» – это число, имеющее неопределённо большое значение, подобно словосочетанию «тьма тьмущая». Или это «сорок раз по сорок», то есть число 1600. Кто-то предположил, что это нестандартная, неизвестно откуда появившаяся система счёта сороками. Были фантазёры, полагавшие, что число «сорок» служило для обозначения мешка, в котором умещалось 40 шкурок пушного зверя (соболя, белки, куницы), или даже большой рубахи! Мол, «сорок» – это мужской род от слова «сорочка», в смысле «исподняя рубашка». То есть «один сорок» – это один мешок (или рубаха) с четырьмя десятками шкурок.

Некоторые исследователи склонны считать, что выражение «сорок сороков» обозначает церковное объединение. Ведь его употребляли и для обозначения количества храмов в Москве, несмотря на то что такого количества церквей в Москве не было за всю её историю, даже если считать не только храмы, но и престолы храмов. У В. Даля читаем: «По преданию, в Москве сорок сороков церквей (1600), но их только около тысячи, а разделены они по сорокам на староства или благочиния, хотя в сороке и менее сорока церквей».

От Ноева потопа до наших дней

А теперь давайте обратимся к древним библейским текстам. Потоп продолжался 40 дней и 40 ночей; Иисус 40 дней провёл в пустыне; 40 лет странствовал народ во главе с Моисеем по пути в Землю обетованную; 40 дней провёл Моисей на горе Синай, прежде чем получил Скрижали Завета; 40 дней продолжается Великий пост; 40 дней – срок, который минул между Воскресением и Вознесением Иисуса, и т. д.

Вот ещё несколько примеров. Запрещённых видов работ у иудеев в шаббат (субботу)ровно 40, но исполняется только 39, так как последняя работа – созидание (сотворение мира) – доступна только Богу.При наказании бичеванием в Иудее назначали 40 ударов. На 40-й день после смерти душа человека до Страшного Суда в загробном мире отправляется в рай или в ад.Сороковины– большие поминки по усопшему, упокойная память, молитва в 40-йдень. Считается, что в сороковины покойник последний раз трапезничает в родном доме. У мусульман сороковина – это ежегодная религиозная подать, составляющая сороковую часть наличного имущества.

Мифологический термин «сорок» прочно вошёл в литературу и быт всех народов Земли. Например, в России бочка, вмещающая 40 вёдер, называлась мерной, а 1/40 часть ведра (250 мл) называлась»сороковка», сороковик– безмен, взвешивающий до 40 фунтов, то есть один пуд, сорокобратчина – застольное товарищество, сорокобарщина – бестолочь от многоначалия.

Не менее характерна символика числа 40 в архитектуре. Например, купол храма Святой Софии в Константинополе (Стамбуле) имеет 40 окон, расположенных по кругу. Знаменитый Баальбекский храм в Ливане имеет40колонн (столько же колонн имели и некоторые храмы древнего мира). Считается, что в империи инков было40провинций, а единицей переписи населения – число40. Знаменитое предместье Бахчисарая в Крыму называлось «Сорок Святых» (Кырк Азислар).

Непрекрасная незнакомка

Так откуда же сорок, а не «четыредцать» или, как в словаре Даля, четыредесять?

Прежде чем изложить свою гипотезу, ставшую результатом размышлений, расчётов, анализа общеизвестных и общепризнанных фактов, которые могли бы пролить свет на историю возникновения библейских мифов и легенд, я хотел бы напомнить читателю о том, что библейские тексты – это вполне научная, хотя и своеобразно изложенная («смотрел и не видел, читал и не понял»), опоэтизированная история Земли и её народов, тесно увязанная с учением о «комете-возмездии».

С незапамятных времён европейским астрономам была известна версия древних шумеров, согласно которой между Марсом и Юпитером проходит орбита неизвестной планеты, имеющая очень большой период обращения, но доказать факт её существования не удавалось никому. И вот в 1766 году немецкий математик Даниель Тициус установил странную эмпирическую закономерность для известных уже планет Солнечной системы. Оказалось, что средние расстояния планет от Солнца (в ас. ед.) подчиняются определённому математическому правилу и составляют математический ряд. Позже Иоганн Элерт Боде популяризовал это правило, и оно получило название «правило Тициуса – Боде». В 1781 году Уильям Гершель открыл планету Уран, орбита которой проходит на расстоянии 19,2 ас. ед. от Солнца, в точном соответствии с математическим рядом Тициуса. Тогда учёные обратили внимание на огромную брешь между орбитами Марса и Юпитера. И вспомнили версию шумеров.

Поисками «таинственной незнакомки» занялся международный «отряд небесной полиции». Результатом стало открытие, но не планеты, а целого пояса малых планет – астероидов. И пояс этот располагался точно на том расстоянии, где согласно правилу Тициуса – Боде должна была проходить орбита неизвестной планеты. К сожалению, в то время предположение немецкого астронома Генриха Ольберса, будто пояс астероидов образовался в результате взрыва этой планеты, было признано ошибочным, и на самом факте её существования поставили точку.

В наше время к этой теме вернулись, уже публикуются версии, что раскололась планета в результате столкновения с гигантской кометой… А вот древние шумеры знали о ней и называли «планетой-возмездием», знали, что период её обращения чуть более 4008 лет, что у неё сильно вытянутая эллиптическая орбита, наклонённая к плоскости эклиптики под углом приблизительно в 45 градусов. Каждые 40 столетий она дважды, с интервалом в 104 года, обогнув Солнце, пересекает пояс астероидов. Считается, что движется «планета-возмездие» в огромном облаке метеорных тел, удалённых от неё на значительное расстояние. При пересечении орбиты Земли облако это накрывает нашу планету. Вот почему его появление на ночном небосклоне несёт с собой вселенский ужас глобальных земных катастроф – кару Бога за грехи людей.

Древним грекам были известны даты трёх парных катаклизмов, связанных с появлением этого небесного тела в Солнечной системе: 9612 и 9508 гг. до н. э. – гибель Атлантиды, 5604 и 5500 гг. до н. э. – т.н. сотворение мира; 1596 и 1492 гг. до н. э. – Критская катастрофа.

Трижды святой день Шакьямуни (Будды) – день рождения, озарения и смерти, произошедший в день майского полнолуния, – расставляет временные вехи трёх катаклизмов и определяет временной промежуток между ними в 40 столетий, в масштабе год за век. Как известно, Шакьямуни умер в день своего рождения в возрасте 80 лет. Его озарение, то есть начало проповеднической деятельности, произошло также в день его рождения, совпавший с днём майского полнолуния, в возрасте 40 лет (0 – 40 – 80).

Мера времени

Так вот, «сорок»образовано от слова «срок», которым обозначался урочный срок появления «кометы-возмездия», период обращения которой составлял 40 столетий(точнее, 4008 лет). То есть выражение «сорок сороков» дословно обозначало » срок сорока столетий». Проще говоря, мифологический термин»сорок сороков»(«срок сроков»)обозначал время очередной глобальной космической катастрофы. Вспомните, что «сорочка» – это чистая белая рубаха, которую надевали перед смертью. В православной христианской традиции воинам перед смертельным боем полагалось надевать чистое исподнее бельё. То есть число 40 представляет собой меру времени, одинаково важную для всех жителей Земли. Кстати, в венгерском и словацком языках число 40 обозначается словом, очень близким по звучанию к русскому»мера» (meru, мero). А от греческого quaranta (досл. «сорок») образовались слова гарантия и карантин, который во время эпидемий чумы и оспы накладывался на40дней. По указу Стоглавого собора Русской Православной церкви, принятому в 1551 году, все московские приходы образовывалисемь благочиний,которые назывались «сороками»: Замоскворецкое, Ивановское, Китайгородское, Кремлёвское, Никитское, Пречистенское и Сретенское (семь– также сакральное число, которое означало семь полных индиктионов, составляющих период обращения «кометы-возмездия»). Таким образом, 40 – это ещё и церковная административно-территориальная единица Святой Руси.

В настоящее время в разговорной речи выражение «сорок сороков» почти не встречается, но в ХIХ веке оно было употребляемым. И ещё напомню, что в кириллице число 40 обозначалось буквой «М» (мыслете), будто специально для того, чтобы мы задумались о значении этого слова.

Михаил Бударин