Почитание родителей

Об Учителе

Учителя иметь очень важно, особенно на определённых участках пути. Учитель видит то, что человек не способен увидеть сам.

Я пишу слово «Учитель» с большой буквы, потому что Учитель – это как отец и мать. Отец и мать проводят человека в этот мир, Учитель проводит человека из этого мира в мир духа. Поэтому ему следует оказывать такое же почтение, как отцу и матери. От того, насколько ваше отношение к Учителю сердечное, открытое, зависит то, какие тайны вашего существа он вам откроет, что покажет, куда проведёт. Это в воле Учителя оставить вас у ворот или пропустить внутрь дома.

У людей есть заблуждение, что они могут сами найти знания, могут сами пройти куда-то, а издаваемые по эзотерике книги укрепляют это убеждение. Да, до определённой ступени могут, но никакая книга не заменит общения с Учителем, потому что он есть ЖИВЫЕ ВРАТА, а прочитанные в книгах знания мёртвые. Самые глубокие тайны и знания помогает открыть только Учитель: ему много дано от рождения и он многое прошёл сам, подтверждая право быть Учителем.

Если нет возможности жить рядом с Учителем, с ним нужно видеться время от времени, чтобы перезаряжать и обновлять себя, потому что время и быт потихоньку стирают, вымывают связь и сердце затухает.

Кто такой Учитель? Это человек, прошедший горло: гордиев узел. Поэтому его речь проста, а мысли ясные, прямые. Горло – гор – гуру (в нашем языке О переходит в У). Гуру – Учитель-мужчина, гурия – Учительница-женщина. Однако людей, кто прошёл горло, очень мало сейчас, поэтому учитесь у тех, кто рядом с вами. Многие люди могут сказать вам истину, которую вы ищете, только научитесь слушать то, что вам говорят.

Как узнать настоящего Учителя? Рядом с ним вопросы, на которые вы ищете ответы, сами собой проясняются и всё становится ясным, одно его присутствие воодушевляет и вдохновляет, а жизнь становится простой. Нахождение рядом с Учителем дарит свободу, если же вы чувствуете, что связаны по рукам и ногам, уходите, скорее всего, вами манипулируют.

Это счастье, если вы встретили настоящего Учителя, поэтому следуйте за ним всегда, что бы вам ни говорили вокруг. Учитель будет вас проверять, обязательно будет, иногда эти проверки будут очень болезненные, и в вас будет подниматься сомнение, настоящий ли Учитель перед вами, ваш ли это Учитель. Это время вашего роста.

Если вы выбрали какого-то Учителя, не метайтесь, не ищите других Учителей и не меняйте Учения, это растлевает душу и делает её продажной. Выбрав, идите до конца. Вы можете почувствовать, что исчерпали Учителя или Учение, по внутренней пустоте и покою, значит, действительно пришла пора перемен. Но настоящий Учитель и Учение не исчерпают себя никогда.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители. (ЕГЭ обществознание)

Данное высказывание связано с проблемой воспитания и социализации ребенка. Оно затрагивает область очень важной науки, такой как социология. Все мы знаем, что воспитание-это навыки поведения, привитые школой, семьей, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Под этой фразой я понимаю то, что мало просто дать жизнь человеку и родить его, а надо еще его воспитать, сформировать в нем нормы поведения, нормы морали, воспитать личность.

А личность-это индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Но когда не занимаются этим родители, то на помощь приходят учителя. И тогда именно они становятся для детей почтенне, чем сами родители.

Я согласна с мнением автора, так как бывают случаи когда родители не занимаются своим ребенком, когда он предоставлен сам себе, и только в школе учителя хоть как-то, но воздействуют на него, тогда для ребенка учитель будет почтеннее, чем его родители. Но чаще всего, все же, родители играют самую главную роль в воспитании своих детей. Семья является главным социальным институтом. Институтом общества называют устойчивую форму организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых-удовлетворение социальных потребностей.

Например, в произведении В.Г. Короленко «Слепой музыкант» мать с детства прививала своему сыну Петрусе любовь к музыке. С ранних лет он слушал, как его семья играет на музыкальных инструментах. Через несколько лет он сам становится великим музыкантом. Его родители с детства занимались ребенком, а учителя только дополняли его своими знаниями. Но все же главную роль для него сыграла именно родная мать.

Но есть примеры и того, когда, действительно, учителя повлияли на ребенка больше, чем родители. Например, Александра Сергеевича Пушкина с самого детства воспитывала няня Арина Родионовна. Она с раннего детства читала ему сказки, которые в будущем оказались для Пушкина смыслом жизни. Чаще всего он называл ее «няней» или «матушкой». Родная мать Пушкина была занятой женщиной, с детьми Надежда Осиповна была строга с ранних лет. А отношения между ней и старшим сыном были всегда прохладными. Поэтому именно няня больше всего занималась воспитанием Пушкина. Он много чем обязан Арине Родионовне, для него она являлась идеалом женщины, с которой, вскоре, он брал характер и поведение для героинь своих произведений.

Так и в обычной жизни. Если родители не занимаются своим ребенком, не воспитывают его, не учат, то он, скорее всего, вырастит таким же безответственным и равнодушным человеком, так как у него нет примера для подражания. А если родители не выполняют своих обязанностей по отношению к ребенку, то его могут отправить в детский дом, а родителей лишить родительских прав-прав, которые они обретают одновременно со взятием на себя обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка. Такие дети буду обязаны воспитанием своим учителям, воспитателям, которые действительно учат их, вкладываю в них душу, делают все возможное, чтобы они выросли хорошими людьми.

Таким образом, если воспитанием ребенка занимаются только учителя, то для него, учитель будет намного почтеннее, чем родитель, и именно он будет служить для него настоящим примером.

Почитание родителей и послушание родителям

Некоторое время назад на портале Православие.ру была опубликована статья «Родительская неприкосновенность» (журнал «Виноград» № 6, 2017 г.). Статья вызвала у читателей множество вопросов. Мы предложили ответить на эти вопросы протоиерею Димитрию Рощину, настоятелю храма Свт. Николая на Трех горах, и игумену Августину (Заярному), главному редактору журнала «Виноград».

Семочки. Художник: Леонид Баранов

– Могут ли родители своими злыми делами в отношении детей совершить самоотпадение от пятой заповеди?

О. Димитрий:

– Заповедь о почитании родителей дана не для родителей, а для детей. Поэтому независимо от того, как ведут себя родители, дети обязаны ее исполнять. Другой вопрос, что не все ясно представляют себе, в чём это почитание должно заключаться. На мой взгляд, почитание – это неосуждение. Мы не вправе выносить суд над своими родителями. Мы, дети, не можем обсуждать или осуждать их деяния. Это и есть почитание. Конечно, родители бывают разными. Есть равнодушные, злые, грубые родители. Но здесь полезно вспомнить еще одну заповедь – она уже не о родителях, но о людях вообще: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). Если ненавидящими и обижающими вас оказались ваши родители – Господь заповедал благословлять их и творить им добро. Это высший идеал христианства, к которому нужно стремиться.

О. Августин:

– Пятая заповедь – очень глубокая, очень действенная, это не просто какое-то пожелание. Есть такой духовный закон, по которому воля Божья возвещается детям в том числе и через родителей, какими бы они ни были. У нас в Псково-Печерском монастыре при отце Иоанне (Крестьянкине) не брали в монастырь человека, у которого не было благословения отца и матери на монашество. Приходит молодой человек, говорит: «Я хочу в монастырь». Отец Иоанн его спрашивает: «А родители как?» – «Да они у меня нецерковные, они против». И отец Иоанн не благословлял такому человеку оставаться в монастыре.

Есть духовный закон, по которому воля Божья возвещается детям в том числе и через родителей

Даже если родители ведут себя неподобающим образом, не являются христианами, грубо влезают в жизнь своих детей – ни в одном из этих случаев пятая заповедь не прекращает свое действие. Нет ни одной причины, по которой дети могли бы отречься от родителей. Конечно, взрослые дети должны охранять свою семью, в том числе и от навязчивых родственников; но это не значит, что родители должны стать им чужими.

– Как почитать мать, которая оскорбляет взрослых детей, требует выполнения своих указаний, предъявляет бесконечные претензии?

О. Димитрий:

Не нужно путать почитание и послушание

– Почитание родителей и послушание родителям – это разные вещи. Я повторю, что для меня почитание – это неосуждение. Мы не осуждаем поступки родителей, их наклонности, человеческие слабости. Но оказывать послушание своим родителям мы обязаны лишь до определенного момента – до начала самостоятельной жизни. А дальше родители могут быть только советчиками для своих детей, но не деспотами. Не нужно путать почитание и послушание. Если родители велят нам делать что-то, что не совпадает с нашей точкой зрения, с нашим устроением, слушаться их мы не обязаны. Можно прислушаться, взять на заметку, но не выполнять, как по приказу. Тем более – если то, что они говорят, противоречит заповедям.

Игумен Августин (Заярный) О. Августин:

– Конечно, есть такие родители, которые хотят контролировать детей до самой своей смерти – это неправильно. Мы должны понимать, что если ребенок уже взрослый и у него есть своя семья – в эту семью нельзя вмешиваться, в ней нельзя командовать. Даже советовать нужно очень аккуратно, чтобы никого не раздражать. Нужно понимать, что семья твоего ребенка – это, по сути, чужая семья. Не твоя, не совсем твоя. Дедушка, бабушка должны осознавать, что их функция теперь заключается в молитве за своих детей, в посильной помощи – если о ней просят. В совете, если его спрашивают. Всегда полезно помнить, что советовать можно только человеку, который просит совета, иначе это просто слова на ветер.

Бывает много примеров, когда мамы хотят, чтобы в семье детей было всё по их желанию. Если таким мамам дать власть, они могут разрушить семью. Как правило, такие женщины очень конфликтные, скандальные, поэтому общение с ними лучше ограничивать. Стараться не вступать в ссоры, хранить мир, насколько это возможно; как-то приспосабливаться, находить приемлемый уровень общения. Главное, не устанавливать расписания: раз в неделю звоним, раз в месяц встречаемся. Расписание – это признак охлаждения отношений.

– Ребенок по отношению к родителю всегда находится в слабой позиции. Как защитить себя от родительских ошибок?

О. Димитрий:

– Если родитель злоупотребляет своей властью, ребенок, пока он мал, ничего не может с этим сделать. Но я не согласен, что ребенок всегда пребывает в зависимом состоянии. Когда родители приближаются к старости, дети и родители меняются местами. Если раньше родители были великодушны по отношению к ребенку и терпели его младенчество, переходный возраст, то теперь дети должны быть великодушны к своим родителям. Мы терпим их немощи, старческие или человеческие. Но если родители обижали нас – это не даёт нам морального права поступать с ними так же. Отвечая добром на зло, мы ничего не теряем, только приобретаем.

О. Августин:

Если ты обидел сына или дочь, нужно просить прощения

– Любой христианин, родитель или ребенок, может ошибаться. Как христиане мы должны понимать, что любая ошибка в отношении другого человека требует покаяния. Если ты обидел сына или дочь, нужно просить прощения. Это естественная вещь. Проблема в том, что такие простые, естественные вещи многие люди не понимают. То есть они понимают, что неправы, но не могут этого признать – им не позволяет гордость, может быть, страх за свой родительский авторитет. Однако это заблуждение: в педагогике авторитет взрослого только возрастает, если он просит у ребенка прощения. Если преподаватель в университете на заданный вопрос честно ответит «Я не знаю» – он не уронит, а поднимет свой авторитет. Родителям полезно признавать свои ошибки. Но ребенок не должен требовать, чтобы родитель просил у него прощения, даже если родитель явно неправ. Ребенок может желать этого, молиться об этом, но требовать не может.

Во всех спорных ситуациях навстречу идет более духовный человек. Чужую агрессию лучше всего покрывать любовью. Если это понимают обе стороны, проблема разрешится сама собой. Если нет, вопрос сможет разрешить та сторона, которая на данный момент является более духовной.

– Насколько полезно для родителей требовать от детей традиционного почитания? Не станет ли пятая заповедь поводом для родителей оправдывать свои страсти?

Протоиерей Димитрий Рощин О. Димитрий:

– Уважение и любовь к себе нужно заслужить определенным образом. Требовать почитания мы не можем. Если мы требуем от другого исполнения заповедей, мы и сами должны их исполнять, иначе мы бессильны. Я могу быть священником, даже епископом, но если я сам не исполняю заповеди – меня слушать никто не будет. Я должен являться примером, иначе все мои слова – пустые звуки. Мы даем человеку свободу, разумную свободу. Пока ребенок находится в нашей власти, до его совершеннолетия, мы имеем право требовать послушания, но это требование непременно должно быть сопряжено с любовью. И мы должны понимать, что изначально растим человека, который нам не принадлежит. Мы не владыки над своими детьми, поэтому мы должны готовить детей к свободе. Это как отношения Бога и человека: Бог дает человеку свободу, человек ее принимает и почитает Бога за то, что Он дает ему возможность быть свободным – то есть подобным Себе.

О. Августин:

– Если мама все время жалуется, что ей мало уделяют внимания, что её мало любят – это неправильно. Это говорит о том, что ей хочется быть в центре внимания, поэтому она требует этого внимания с утра до ночи. Такие женщины могут быть даже воцерковленными – и тем не менее считать, что раз она приехала в дом, все должны ей служить. Корень этой довольно частой проблемы – элементарный эгоизм. Взрослым детям в таком случае нужно постараться занять среднюю позицию: бросать маму нельзя, но жить жизнью мамы или жить только для мамы – неправильно. Нужно очень мягко игнорировать, не обращать внимания на скандалы. Лучше не ругаться. Необходима мудрость; если ее нет – смиряться и терпеть, закусив губы.

– Много говорят о том, что дети должны уважать родителей. А родители разве не должны уважать детей?

О. Димитрий:

– У каждой стороны есть своя заповедь. У детей есть заповедь о почитании родителей. Но и у родителей есть заповедь в отношении детей. Апостол говорит: «Не раздражайте детей ваших» (Еф. 6, 4). Святитель Феофан Затворник даёт на эту заповедь такое толкование: «Образом своего на них действования не доводите их до того, чтоб они могли возыметь на вас неудовольствие, серчание, досаду, гнев». Неважно, выполняет ли противоположная сторона заповедь или нет – мы всё равно должны выполнять свою часть. Каждый отвечает только за свою собственную заповедь.

Неважно, выполняет ли противоположная сторона заповедь или нет – мы всё равно должны выполнять свою часть

Когда ссорятся родители со взрослыми детьми, я всегда говорю родителям, что они должны делать первый шаг, потому что они мудрее и старше. Неважно, кто прав, а кто нет. Попытка примирения должна исходить от родителей.

О. Августин:

– Обязанность родителей – с трепетом относиться к детям. Обязанность ребенка – почитать родителей. Но если ребенок говорит родителям: «Вы мне должны!», а родители говорят ребенку: «Ты нам должен!» – это тупиковая ситуация. В конечном счете проблема отцов и детей трудноразрешима, потому что люди несовершенны. И всё же дети, как правило, многие вещи понимают лучше родителей. Они более начитанны, более духовны, как это ни парадоксально. Они и должны выравнивать ситуацию. Терпение, молитва и труд все перетрут.

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». Пятая заповедь о почитании родителей — единственная, в которой Господь обещает человеку великую награду уже в нынешней жизни. Вдумайтесь: «да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле», то есть время нашей земной жизни и благополучие человека непосредственно связаны с исполнением заповеди о почитании родителей. О том, каковы последствия пренебрежения главной обязанностью детей поговорим с настоятелем Михаило-Архангельского храма села 2-е Пересыпкино Гавриловского района священником Владимиром Авсеенко.

— Батюшка, почему отношение к родителям так важно для Господа?

Если посмотреть в начало бытия, то мы увидим, что Господь создал Свой закон — закон совести, по которому жили люди. Но с течением времени, произошло страшное событие — богоотступничество. За это люди в лице Адама и Евы были изгнаны из благостного состояния рая и стали забывать нравственный закон. Господь, желая спасти людей, через пророка Моисея на горе Синай дает второй закон на скрижалях. Это было десять заповедей, которые образно разделены на две части. Первая часть напутствует на любовь к Богу, а вторая — определяет отношение человека с ближними своими. Так вот сразу после заповедей о любви к Богу следует заповедь о почитании родителей. Потом уже идут: «Не убий», «Не укради» и все остальные. Уже из этого можно заключить, какое значение придает Сам Господь исполнению Его воли о почитании родителей.

Дети, рожденные в ветхозаветное время, за непочтение к родителям или произнесенные скверные слова в их адрес могли лишиться жизни. Так страшно наказывались чада за преступление пятой заповеди.

— В чем должно выражаться почтение родителям?

В первую очередь родителей нужно любить, быть им искренне благодарными, слушаться их во всем, что не противоречит воле Божией. Также не судить их поступки, быть терпеливыми к их немощам, заботиться о них до самой их смерти, а по отшествии их из этого мира, усердно молиться об их упокоении. Все это – наш святой долг перед Богом, перед самими родителями, перед нашими детьми, которые воспитываются, в первую очередь, не на словах, а на наших поступках. И, несомненно, долг перед самими собой, если мы хотим себе благо в жизни, как и сказано в заповеди.

— Отец Владимир, часто современные дети пренебрегают исполнением заповеди о почитании родителей. Отчего это происходит?

От своеволия, гордыни, от того, что человек забывает, кому он обязан своей жизнью и своим бытием. Почтение родителей — значит почтение Богу. Исполняя пятую заповедь, мы призываем имя Божие и, смиряясь, призываем благодать и силу Его.

Очень важно учиться смирению от самих родителей. Оно берется от уважения и почтительного отношения супругов друг к другу. Если в семье нет уважения и почтения, то это плохой пример. Дети не должны видеть недостойное отношение к старшему поколению в семье, иначе они обязательно переложат на своих родителей такое же отношение.

— Что делать, если кто-то из родителей оказался в беде – пристрастился к алкоголю, хуже того, к наркотикам – как помочь? И самое главное, как научиться и в этом случае оставаться почтительным к родителю?

— Конечно, очень трудно, когда родители занемогли. Как поступать детям? Как Господь поступал с нами, когда пришел в этот мир спасти нас. Помним ведь, что Господь сказал, когда пришел на землю: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Кто окружал нашего Господа Иисуса Христа, когда Он был на земле и освящал святыми стопами землю? В основном это были страшные грешники, блудники, истерзанные нуждой и прочими тяготами жизни, отпавшие от Бога. Они тысячами ходили за Ним. Их сердце было в простоте, и они чувствовали, что Бог есть любовь, и они шли за Ним, раскаиваясь. Для нас это должно быть примером.

Снисхождение к немощи, оказание милости падшим – вот чему учит нас Спаситель. В случае с родителями это больно и тяжело. Есть дети, которые понимают и относятся с печалью, но и проявляют усердие по уходу за ними. А бывают и те, которые в тяготах забывают о пятой заповеди.

Разумеется, это очень страшно, когда родители выпивают или принимают наркотики. Как поступать в такой ситуации? Надо приходить к Богу и просить Его об исцелении. Мы получили такой недуг не от Бога, а по причине того, что отошли от Него. Теперь надо трудиться и искренне просить Его, как дети просят родителей, и тогда Господь услышит нас и ниспошлет нам милость Свою: дух крепкий и здравие для наших родителей.

— Каковы последствия непочитания родителей детьми?

Последствия эти очень серьезные и приводят к печальному концу. Это болезни и потрясения, разрушение семьи и общества, ранняя смерть. Заповеди Божии непреложны, их силу и действие никто не может отменить. Когда сегодня говорят о крайне низкой продолжительности жизни в нашей стране, о невысоком благосостоянии, почему-то забывают вспомнить о миллионах брошенных стариков, о страшном порой отношении к старшим, которое смертельно поражает наше общество уже из поколения в поколение.

А стоило бы ведь только обратить внимание на стариков, воздать им должное и в духовно-нравственном и в материальном смысле – как многое бы переменилось!

Будем просить Бога, чтобы укреплялась наша вера и были здоровы родители. Будем почитать родителей — тех, кто дал нам жизнь, и Бог даст нам счастье. Не зря Господь говорит: «Родительское благословение созидает дома детей».

— Спаси Вас Господь за интересную беседу.

Очень часто, рассказывая детям что-либо о Боге, о православии, о благочестивой жизни, родители и преподаватели допускают грубую и непростительную ошибку.

Ошибка заключается в том, что мы забываем об особенностях детского восприятия информации, забываем о небольшом жизненном опыте ребёнка и в итоге объясняем достаточно сложные вещи весьма заумным языком. При этом нам кажется всё простым и логичным, но взрослая «простота» в лучшем случае не находит отклика в детском сердце и не остаётся в чистой душе, а в худшем – приводит к внутреннему протесту со стороны маленького христианина.

Одним из злободневных вопросов, который мы с завидной регулярностью стараемся объяснить нашим детям, является вопрос о послушании. Говоря о послушании как таковом, не стоит усиленно концентрировать внимание ребёнка на том, что «надо слушаться», «непослушание – это твой главный грех», «не забудь на исповеди сказать батюшке о непослушании». Если ребёнок поймёт, что такое настоящее послушание, то у него никогда не возникнет сомнения в том, что ситуации, когда он не слушается, являются неверными и греховными. Здесь важны два основных момента, которые должны быть поняты и приняты ребёнком.

Первый момент заключается в происхождении послушания. По сути своей послушание – это самое первое задание, которое дал Бог Адаму и Еве. Для чего нам даются задания? Чтобы чему-то научиться. Бог хотел научить человека доверию. Доверие – это твёрдая уверенность в том, что Бог, родители, учителя, наставники знают многое и, когда дают какое-либо задание, то искренне желают только добра. Но первые люди, вкусив запретный плод, не справились со своим заданием. И только из этого проступка появилось множество других неверных действий: боязнь наказания, попытки обмануть Бога и спрятаться от Него, нежелание попросить прощения, перекладывание вины друг на друга… Конечным результатом явилось изгнание из рая. И дело тут не в том, что Бог строг, а в том, что нашим прародителям, которые не справились с заданием, не научились доверию, стало бы невероятно трудно жить в раю. Ведь как можно жить в одном месте с Богом, Которому не доверяешь? Поэтому Бог решил дать человеку, если он захочет, возможность в земной жизни научиться доверять своему Творцу, а потом уже жить вместе с Ним в райских обителях.

Второй момент – само понятие послушания. Для того чтобы доступно объяснить его, следует вместе с ребёнком разобрать слово по составу. Тогда получится, что по–слушание – это действие, которое совершает человек после того, как у–слышит, что ему говорят и что от него хотят увидеть. Услышать бывает очень трудно. Трудно не только потому, что нам не хочется что-либо выполнять, но и потому, что взрослые тоже могут ошибаться и в неправильной форме излагать свои мысли. Например, пришёл усталый папа с работы. А тут из комнаты выбегает взмыленный Петя и всем своим видом показывает, что сейчас самое главное для него – игра, но при этом уроки-то у него ещё не сделаны. Папа быстро оценивает ситуацию и сразу с раздражением кричит: «Ну-ка, иди быстро делай уроки!» Что первое почувствует Петя, если он еще не научился послушанию? Он почувствует обиду. Но ведь именно в этом и заключается настоящее по-слушание, что даже через папино раздражение, через папину усталость, Петя должен у-слышать, что папа искренне не желает ему зла и расстроен тем, что сын не сделал уроки.

Таким образом, по-слушание – это полезное задание, которое направлено на то, чтобы научить нас чему-либо. А чтобы правильно выполнить это задание, нужно суметь услышать то, что нам говорят старшие. Ведь они говорят с нами из своего опыта и искренне желают нам только добра.

РЕБЁНОК.RU

Василий Сухомлинский

Почему бабушка вышла?

Мама собирала третьеклассницу Марийку в школу.

Она погладила Марийке платьице и помогла его надеть. Потом повязала Марийке галстук, ведь недавно девочка вступила в пионеры. Потом помогла Марийке обуть красные туфельки.

Красные туфельки не понравились Марийке. Она сказала:

– Хочу зеленые туфельки.

Мама подала зеленые туфельки и помогла надеть. Но и зеленые туфельки были девочке не по вкусу. Она сняла их и сказала маме:

– Хочу черные туфельки…

Мама подала черные туфельки и помогла надеть.

Возле окна сидела бабушка. Она смотрела на Марийку, качала головой. Когда Марийка сказала, что ей и черные туфли не нравятся, бабушка тяжело вздохнула и вышла из хаты.

Почему она вышла?

Василий Сухомлинский

Каждый человек должен

Мама с маленьким Петриком сели в поезд. Они едут в далекий южный город, на берег теплого моря – отдыхать. Мама стелет на полке постель для себя и на отдельной полке – для Петрика. Мальчик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лег Петрик на мягкую постель и спрашивает:

– Мама, вы говорили, что поезд ведет машинист. А кто же ночью ведет поезд? Неужели он идет сам?

– Ночью тоже ведет поезд машинист.

– Как? – удивляется Петрик. – Неужели он ночью не спит?

– Не спит, сынок.

– Мы спим, а он не спит? Целую ночь? – еще больше удивляется Петрик.

– Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы и мы погибли бы.

– Но как же это так? – не может понять Петрик. – Ведь спать-то ему хочется?

– Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек – должен.

Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что он должен работать ночью.

– И я должен? – спрашивает Петрик.

– И ты должен.

– Что же я должен?

– Быть человеком, – ответила мама. – Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю.

Петрик долго не мог уснуть.

Людмила Ганаго

Дочь

Лизе было два года, когда умерла ее мать. Вся деревня жалела малышку, но куда ее девать? В каждой семье – свои дети. Уже совсем хотели было отвезти сиротку в детский дом, но тут Мария Петрова – мать пятерых детей – заявила, что они с мужем решили ее удочерить.

– Что ты, Мария, – отговаривали ее односельчане, – тебе и со своими справляться нелегко, частенько голодают, а тут еще чужой ребенок.

– Ничего, – ответила Мария, – где пятеро за столом, там и шестомуместо найдется.

И она увела девочку к себе. Шли годы. Лиза росла послушной и ласковой девочкой. Она не доставляла особых хлопот новой матери, даже никогда не болела, видно, Ангел-Хранитель защищал ее. Нашлись, правда, «услужливые» люди, объяснившие девочке, что она не родная в этой семье, а только приемыш. Узнав это, Лиза не огорчилась. Напротив, она еще больше привязалась к своим родителям и часто, обнимая мать, шептала:

– Ты все равно моя самая настоящая мамочка!

Выросли родные дети и разъехались по разным городам. Осталась с родителями только четырнадцатилетняя Лиза. Из ребенка она превратилась в красивую девочку с ясными глазами, всегда спокойную и приветливую.

Лиза взяла часть работы по дому на себя и делала это так легко и незаметно, что даже злые языки, которые продолжали ее называть приемышем, вынуждены были умолкнуть, втайне завидуя Марии.

Однажды Мария пошла на речку полоскать белье. Дело было ранней весной, лед у берега был еще крепкий. Подойдя к ближайшей полынье, она поставила таз с бельем и хотела уже приняться за работу. И тут послышался страшный треск, лед на середине реки вздыбился, треснул, показалась вода.

– Лед пошел, лед пошел! – закричали ребятишки и кинулись на берег.

Посмотреть на ледоход вышли и взрослые. Забыв про белье, как зачарованная, смотрела Мария на грозную картину. И тут льдина, на которой она стояла, оторвалась и медленно двинулась к середине реки. Мария могла бы еще перепрыгнуть на землю, но растерялась, а полоска воды между ней и берегом становилась все шире и шире. Увидав это, женщина в ужасе закричала. Началась паника: кто кричал о лодке, кто о канате, а льдина все удалялась.

Вдруг все увидели бегущую к берегу Лизу. Не останавливаясь, она просто взлетела на близлежащую льдину и, перепрыгивая с одной на другую, стала приближаться к матери. Мать, увидев дочь, в отчаянии крикнула:

– Лиза, вернись! Мы обе погибнем!

Но девочка не слушала и уже через несколько секунд очутилась рядом с матерью, взяла ее за руку и твердо сказала:

– Успокойся, мама, Бог спасет нас!

Лиза зорко следила за льдиной, на которой они стояли, и как только та налетела на большую, резко скомандовала:

– Прыгай!

Обе благополучно перепрыгнули. Так, перебираясь по льдинам, они приближались к берегу. Лиза почти тащила обезумевшую от страха мать, и та целиком ей подчинялась. Добравшись до земли, мать с рыданьем упала без сил. Подбежавшие женщины отвели их домой.

Народ долго не расходился. Все восхищались поступком девочки, удивлялись ее смелости и любви к неродной матери.

После этого события уже никто в деревне не называл Лизу приемышем, а только младшей дочерью Петровых.

Василий Сухомлинский

Капля воды

Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристского похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.

А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и пионеры подошли к колодцу одновременно.

На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.

Когда пионеры напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

Василий Сухомлинский

Кому идти за дровами

На краю села живет вдова с тремя сыновьями. Два сына уже юноши – высокие, статные, сильные. А младший, подросток Юрко, маленький, тонкий, как жердинка.

Было это зимой. Выпал глубокий снег, подул северный ветер, разгулялся мороз.

Мама и говорит тихонечко, будто сама себе, но так, чтобы дети слышали:

– Холодно. А топить нечем. Кто же пойдет за дровами? Молчат старшие. Наклонили головы, смотрят в землю.

– Я пойду за дровами, мама, – сказал младший.

– А мороза ты не боишься? – спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает.

– Нет, не боюсь, – отвечает Юрко, а сам уже одевается.

– Ну что ж, сын, иди, – сказала мать, вздыхая. И поцеловала его.

Ушел Юрко. И сразу в доме стало тихо-тихо: Все словно прислушивались, что же будет дальше. Даже ветер на дворе затих.

Старшие братья подняли головы, посмотрели в материнские глаза и сказали:

– Мы тоже пойдем в лес, мама:

– Идите, дети, – прошептала мать и облегченно вздохнула.

Василий Сухомлинский

Мама прислала

Мальчики играли в мяч на лугу. Игорь похвастался:

– Я самый меткий!

Ребята смеялись:

– Игорь, ты хвастун.

А Игорю хотелось доказать, что он самый меткий. Он сказал:

– Видите, во дворе висит белая сорочка. Брошу мяч и попаду в нее.

Это был двор бабушки Ярины, она жила рядом с Игорем.

Бросил Игорь мяч, попал в сорочку, и осталось на ней черное пятно.

Увидела бабушка Ярина, кто бросил мяч. Пошла к маме Игоря, пожаловалась.

Пришел мальчик домой, а мать уже знает об озорстве. Говорит мать Игорю:

– Бабушка старенькая, тяжело ей стирать белье. Постирала она сорочки, повесила сушить. А ты запачкал. Опять бабушке надо стирать…

Игорь стоит, наклонив голову.

– Пойди к бабушке, попроси прощения, – говорит мама.

Пошел Игорь к бабушке Ярине, подошел к ней, стал и молчит.

– Что ты хочешь сказать, Игорь? – спросила бабушка.

– Мама прислала, чтобы я попросил у вас прощения.

Бабушка молча смотрела на мальчика. Потом вздохнула тяжело, пошла в хату.

Василий Сухомлинский

Просьба внука

К дедушке Тарасу пришли на баштан трое внуков – Петя, Ивась и маленький Тарасик. Долго гостили они у дедушки. Угощал он внуков и арбузом, и дыней, и медом, и яблоками, и вишневым соком.

На прощание каждому дал по большому арбузу. Проводил внуков за курень, к кустарнику, который рос рядом с баштаном. Дедушка уже подходил к куреню, вдруг слышит: Тарасик, семилетний внук, возвратился из кустарника и окликает:

– Дедушка Тарас!

Дед спрашивает:

– Что такое, Тарасик? Почему ты возвратился?

– Позвольте нам, дедушка, один арбуз украсть…

От неожиданности дедушка растерялся. Уже рот открыл, чтобы

накричать: «Ах, шалуны, разбойники…», но, взглянув на умоляющие глаза Тарасика, на его облупленный от жары нос, что-то вспомнил и, боясь улыбнуться, сказал строго:

– Смотрите мне… чтобы не больше одного арбуза… И берите, то есть крадите, вон с той стороны…

Дед Тарас повернулся и пошел в курень, шел и все время улыбался, вспоминая свое детство.

Внук Тарасик, подпрыгивая, побежал к кустарнику сообщать радостную весть: дедушка разрешил украсть один арбуз…

Рассказы собрала Тамара Ломбина

Член Союза писателей России, кандидат психологических наук.

Автор 11 книг. Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую книгу для детей «Наш огромный мир»

Что говорят родители, и что слышат их дети

  • 100 19 97 53k

    5 токсичных фраз, которые не должна слышать ни одна девочка. Но родители все равно их произносят

  • 101 3 82 32k

    Пользователи сети вспомнили 20+ вещей, которые все делают, но мало кто в этом признается

  • 56 35 84 28k

    7 детей, которые делают этот мир лучше, пока мы с вами сидим в интернете

  • 105 10 76 132k

    20+ человек, которые изменились так круто, что теперь выглядят совершенно другими людьми

  • 130 9 91 71k

    20+ свекровей, которые помешаны на опеке и обожают лезть в чужую жизнь

  • 157 6 104 129k

    20 доказательств того, что мужская находчивость не знает границ

  • 48 6 177 29k

    Как избавиться от стресса за 5 минут, если он застал вас на рабочем месте

  • 78 11 108 89k

    Мужчины признались, каким неожиданным подаркам они радуются как дети

  • 74 14 30 142k

    12 отечественных актеров, бешеная популярность которых сошла на нет

  • 104 13 88 84k

    20+ вещей, на которые тратят деньги неприлично богатые люди (Мы о многом и не слышали)

  • 127 6 36 7k

    Бразильский дедушка с витилиго вяжет кукол, чтобы поднять самооценку детей, живущих с этим заболеванием

  • 124 5 87 41k

    Рассказ о том, что порой рядом с нами живут великие люди, а мы об этом и не подозреваем

  • 54 17 34 56k

    Как изменились 15 отечественных звезд со времен своих первых клипов

  • 162 5 79 147k

    20+ человек, которые поделились с миром кусочком своего счастья

  • 111 17 138 68k

    Типы родителей, которых вы непременно встретите на школьном собрании (И в родительском чате!)

  • 95 8 65 26k

    Пользователи сети рассказали о глупых вопросах и поступках, которые однажды поставили их в тупик