Подарок священнику на день ангела

Содержание

Воцерквленные люди периодически сталкиваются с проблемой выбора подарка для своего духовника, для настоятеля того храма, который обычно посещают, или для любого священника, к которому чувствуется расположение. Определиться с презентом для духовного лица в разы сложнее, чем для светского человека. А праздничных дат в церковном календаре немало.

Среди праздников – Пасха, Троица, Рождество, день ангела, день тезоименитства священнослужителя, день его рукоположения, храмовый праздник. А как же подарок батюшке на день рождения? Идей презентов может оказаться меньше, чем поводов для них. Из этой статьи вы узнаете, что можно подарить священнику на день рождения или в знак благодарности. Наши рекомендации непременно помогут вам преподнести хороший подарок духовному лицу.

Что можно подарить священнику – универсальные презенты

  1. Церковная одежда. Большая часть священников предпочитает богослужебные одежды, а как вариант – ткани комплектом – для пошива. Подризник, фелонь, подрясник, ряса – подарите священнику эти готовые изделия или ткани для шитья: бархат, парчу, лен, плотный шелк. Для подризников подойдут габардин, белый шелк, атлас и сорочечная ткань, для рясы и подрясника – натуральный лен, черный габардин, мокрый шелк, креп, полушерсть, костюмная ткань, хлопок. Лучше до покупки поинтересоваться у батюшки, какого цвета облачение ему бы хотелось носить.
  2. Ладан. Не знаете, что подарить священнику? Преподнесите в подарок ладан, и вы не ошибетесь. Вариантов презента множество – ладан афонский, греческий, иерусалимский, пасхальный, архиерейский, вифлеемский. Выбирают ладан по запаху – важно, чтобы аромат был нерезким и приятным. Найти ладан можно на церковной выставке-ярмарке.
  3. Светские подарки. Несмотря на сильную занятость, у батюшек могут быть и мирские хобби. Увлеченному рыбалкой священнику приятно получить в подарок новенький спиннинг, интересующемуся компьютерными технологиями – «наворот» к компьютеру. Того, кто интересуется иконописью или рисует, порадует художественный альбом с качественной полиграфией. Хороший подарок для священника – это и диск с духовной музыкой или классической.

Белое духовенство – люди в том числе семейные. И их порадует не только личный подарок, но и что-то полезное в быту, нужное в доме, детишкам или супруге.

Что подарить священнику в этом случае? Спросите о возможных подарках матушку. Как правило, все заботы, связанные с хозяйством – на ней.

Индивидуальный подход к подаркам батюшке

Прежде были названы варианты универсальных подарков духовным лицам. Но если вы хотите вручить презент посолиднее, с индивидуальным подходом, рассмотрите еще несколько идей. Священники с радостью принимают в подарок:

  1. алтарные богослужебные предметы,
  2. старинные издания Жития святых или Библии,
  3. заключенный в кожаный переплет карманный требник,
  4. кофр для облачений,
  5. закладку для Евангелия,
  6. аудиоцентр для воскресной школы,
  7. конкретную икону.

Нужды батюшек различны. И чтобы действительно порадовать виновника торжества, эти нужды лучше выяснить заблаговременно. Названные подарки могут оказаться довольно дорогими и дорогими настолько, что приобрести их отдельный прихожанин вряд ли сможет. В этом случае, когда бюджет ограничен, лучшее решение – объединиться. Группа прихожан сможет сделать священнику более дорогой подарок. Да, каждый стремится выразить свою признательность духовному лицу. Но в случае с коллективным презентом важно понимать: проявляется забота, прежде всего, о батюшке, не о себе.

Часто духовенству дарят церковную литературу, утварь, иконы. Но лучше подумать, прежде чем дарить подобные подарки – не дерзки ли они со стороны мирян. В жизни духовной, определенно, священники преуспели больше мирского люда. И не мирянам подсказывать батюшкам, что именно тем почитать. Исключение составляет тот случай, когда точно известна конкретная книга, которая нужна или нравится священнику. Это может быть, например, сборник проповедей.

Наверняка, иконы есть в доме батюшки, притом им самим выбранные. А если вешать на стены все подаренные ему, то этих стен может не хватить. Об этом тоже стоит подумать.

То же относится к всевозможным православным сувенирам, различным святыням, которые привозят из паломнических поездок. У священников их предостаточно. Часто они вынуждены передаривать подобные презенты духовным чадам. Не нужно обижаться на это, даже лучше оговорить такую возможность, вручая подарок.

Духовная жизнь батюшек намного сложнее жизни мирян. Первым просто необходима молитвенная помощь. Молиться за них могут не только благодарные прихожане храмов, но и более опытные воцерквленные люди или служители культа. Закажите для батюшки монастырские требы. Представители различных монастырей всегда есть на православных выставках-ярмарках, и вы можете выбрать наиболее любимый батюшкой монастырь. Вам выпишут соответствующее свидетельство о проведении требы, и оно станет подарком.

Если в качестве подарка священнослужителю рассматривать спиртные напитки, которые нередко дарят священникам, следует помнить, что выбор презента должен быть очень внимательным.

Кто-то из церковников такие дары не приемлет, кто-то воспринимает как элитарные, если речь идет о кагоре с Афона, например.

Какую книгу подарить священнику

Если позволяют средства, священнику можно подарить полезную книгу в кожаном переплете с качественной полиграфией, с состаренным обрезом, способную стать семейной ценностью:

  1. Евангелие;
  2. Требник или Служебник удобного формата – священнику;
  3. Молитвослов – иерею.

Ценность книг – не в одном лишь эксклюзивном оформлении. Их ценность еще и в их духовном посыле, в дороге к Богу из букв и слов. И важно не просто сделать роскошный подарок священнослужителю. Важно вложить в презент частицу души, внимания.

Как известно, Богу отдается лучшее. Вот почему и подарочные книги тем, для кого первейшее дело – молитва, должны быть лучшими. Подобный презент особенно актуален для монаха или священника в первые годы его служения. Такой подарок становится получателю особенно дорог. Многие пожилые священники и монахи трепетно относятся как раз к тем изданиям, которые преподносили им в молодости.

Духовного человека радует духовная пища. И поэтому хорошей книге он всегда рад. Удачный выбор презента – Евангелие или Библия, жития святых в виде серии книг – полного собрания.

Другой вариант подарка – книга по иконописи или любимого автора. В последнем случае следует заранее поинтересоваться у священника, что ему нравится читать.

Актуальные подарочные книги для священника могут быть одновременно и подарком для храма.

Потребность в них велика в особенности, если храм новый. Хороший выбор в таком случае – книги для служб:

  1. Комплект Миней,
  2. Псалтирь,
  3. добротные требники,
  4. Жития Святых
  5. молитвословы,
  6. акафистники.

Духовная книга – прекрасный подарок священнику на день ангела или рождения, любой другой праздник. Роскошное издание Апостола, Евангелия, Псалтири – презент, всегда желанный, тем более если приход небогат, что не редкость.

Дарите священнику хорошие духовные книги – возможно, годы спустя очередной чтец на клиросе будет проводить службу, листая их страницы, намоленные сотнями человек и уже многими поколениями. Время скроет имя дарителя, а его благодеяние останется и будет помянуто добрым словом и молитвой христианина.

12 идей для подарка священнику

Чтобы вы могли точно и быстрее решить, что подарить батюшке, мы составляли ля вас список беспроигрышных вариантов подарка. Вот несколько вариантов презента для батюшки:

  1. цветочный букет и коробка конфет, если конфеты дарятся не во время поста – вот что можно подарить батюшке в знак благодарности или по любому другому поводу. Такой презент считается универсальным и всегда уместным;
  2. ткани – костюмная, атлас, габардин, шелк, полушерсть, натуральный лен, перед покупкой лучше уточнить у батюшки его цветовые предпочтения;
  3. одежда для богослужения – качественное церковное облачение (подрясник, подризник, ряса, скуфья), которое наиболее уместно дарить на юбилей и можно приобрести в церковных лавках;
  4. икона ручной работы – вышитая или написанная на заказ;
  5. ладан – незаменимый атрибут на богослужении, который быстро расходуется;
  6. церковная утварь – это может быть карманная ладаница из серебра, свечи, масло;
  7. закладка для Служебника или Евангелия – может быть куплена в церковной лавке или выполнена вручную дарителем. Преподнесите в подарок закладку, если не знаете, что подарить батюшке на именины, день рождения или в знак благодарности;
  8. компакт-диск с духовной музыкой – церковными песнопениями, композициями церковных бардов или колокольным звоном;
  9. книги – уникального издания или в эксклюзивном оформлении;
  10. чехол на сотовый телефон – может быть украшен изображением распятия или текстом молитвы;
  11. домашняя утварь – например, набор кастрюль, комплект вышитых полотенец или столовых предметов;
  12. набор элитного чая, натурального кофе или травяных сборов.

Часто батюшки очень многое делают для мирян, помогая им не только молитвами, но и человеческим участием, дружеской поддержкой, психологической помощью, посильным трудом.

В дни праздников или без повода стоит одаривать их, прежде всего, искренней теплотой и любовью, и только потом подарками, но непременно радующими духовных лиц.

Просмотрели: 7 828

ТОП проверенных подарочных магазинов в России- Выбирай!

  • dolina-podarkov.ru- популярный магазин подарков по всей России!
  • timesprint.ru- Газета «Правда» — оригинальный подарок на День рождения!
  • instaphoto.ru- именные сувениры с вашим фото в подарок!

Что подарить батюшке на день рождения и юбилей?

В определенный момент перед каждым верующим человеком встает вопрос, какой подарок можно преподнести батюшке в день его рождения или в день тезоименитства – именин священника. Выбор подарка для священнослужителя процесс очень сложный и деликатный. Подарки могут быть, как духовной направленности, так и мирские. Слишком личные вещи человеку церковного сана дарить не следует.

https://www.13idei.ru/muzhchine/chto-umestno-podarit-svyashhenniku-batyushke-13-idej-podarkov-duxovnomu-pokrovitelyu/ А эти 13 подарков НЕ стоит дарить духовным лицам

13 идей подарков священнику на день рождения

1. Букет цветов и коробка конфет

Самым недорогим и простым подарком являются цветы и конфеты.

Священнослужители не привязаны к материальным вещам, поэтому получить на день рождения от прихожанина красивый букет цветов и вкусные шоколадные конфеты будет больше чем приятно.

Только нужно помнить, что в пост конфеты будут неуместны.

реклама

2. Ткани

Большинство батюшек отдают предпочтение такому подарку, как ткани. Из них можно пошить одежду для служения или повседневную одежду. Ткани на подарок подойдут самые разнообразные.

Можно купить атлас, шелк, габардин, полушерсть, костюмную ткань, натуральный лен и тому подобное.

Перед покупкой лучше уточнить у священника его цветовые пристрастия, чтобы не ошибиться в выборе.

3. Одежда для богослужения

Самым шикарным подарком для батюшки является одежда для богослужения. Еще ее называют церковным облачением. Такой презент лучше преподнести на юбилейную дату. Подарить можно подрясник, рясу, подризник или скуфью.

Вещи обязательно должны быть очень хорошего качества. Продаются они в специальных церковных лавках. Стоят достаточно дорого.

4. Икона ручной работы

Прекрасным подарком станет икона ручной работы. Это может быть писаная под заказ икона или, например, вышитая собственными руками.

В первом случае подарок будет стоить немало денег, поэтому не каждый прихожанин может себе позволить его приобрести. Во втором случае придется потратить много усилий на создание иконы, но такой презент точно порадует священника.

5. Ладан

Ладан является обязательным атрибутом на церковном богослужении. Так как он всегда быстро израсходуется, то преподнеся такой подарок, прихожанин точно не ошибется.

Разновидностей ладана существует достаточно много – вифлеемский, афонский, архиерейский, греческий и другие. Выбирать его нужно по запаху. Приобрести можно в специализированных магазинах, а также на предпраздничных православных ярмарках.

6. Церковная утварь

Перед тем, как дарить церковную утварь, необходимо поинтересоваться у священника, в чем именно он нуждается. Серебряная карманная ладаница, масло, свечи – все это может стать хорошим подарком для церкви и батюшки.

реклама

7. Закладка для Евангелия или Служебника

На именины священнослужителя можно приобрести красивую закладку для Евангелия или Служебника. Готовые закладки продаются в церковных лавках. Но если прихожанин хочет приятно удивить своего духовного наставника, то при наличии творческих умений закладку можно сделать самостоятельно, например, вышить бисером или нитками.

8. Компакт-диск с аудиозаписями духовной музыки

Необычным подарком на день рождения священника станет компакт-диск с духовной музыкой. Православная музыка очистит дом и наполнит его гармонией и радостью. Существуют диски с аудиозаписями церковных песнопений, колокольного звона или с пением церковных бардов.

реклама

9. Книги

Если выбор пал на духовную литературу, то нужно помнить, что подобных книг у священника много. Поэтому при покупке такого подарка необходимо обратить внимание на уникальность издания. Например, можно приобрести старинную редкую Библию или молитвослов в качественном кожаном переплете с золотым тиснением.

13 лучших изданий православных книг в подарок

10. Чехол на мобильный телефон

У каждого батюшки имеется в наличии мобильный телефон. Очень практичным и полезным подарком станет чехол для мобильника.

В наше время ассортимент чехлов очень большой, поэтому можно найти необычные экземпляры на церковную тематику. Например, купить чехол с изображение креста или напечатанной на нем молитвой.

Совет: подходящий однотонный чехол для мобильника можно купить, а рисунок на него нанести самостоятельно (нарисовать, вышить, выжечь и т.д.) или заказать печать в принт-студии.

Можно подобрать очень красивые разные чехлы для телефона (деревянные( или заказать индивидуальный чехол с библейским сюжетом. В сети встречаются чехлы, оформленные в стиле старой библии.

11. Домашняя утварь

Хорошим подарком на день рождения станет различная кухонная утварь. Набор кастрюль и сковородок, красивые вышитые полотенца, набор столовых предметов – все это пригодится священнослужителю в хозяйстве.

Не нужно бояться дарить мирские подарки, ведь батюшки — такие же люди, как и все остальные, и, помимо церковной жизни, у них есть и своя личная семейная жизнь.

12. Сертификат на покупки в магазин бытовой техники

Батюшки очень ценят свою семью и домашний очаг. Отличным подарком станет подарочный сертификат на покупку бытовой техники.

Там семья священника сможет приобрести то, чего им не хватает в быту.

13. Набор хорошего чая или кофе

Священнослужители, как и обычные люди, любят пить чай и кофе. Поэтому хорошим подарком станет набор таких напитков.

Вместо стандартного черного или зеленого чая, можно подарить различные полезные травяные сборы. Кофе лучше выбирать натуральный, а не растворимый.

13 подарков, которые не стоит преподносить священнослужителю

А чтобы вы подарили знакомому батюшке на день Рождения?

Матфей (Мормыль)

Матфей (Мормыль)

награждение архимандрита Матфея (Мормыля) орденом святителя Макария митрополита Московского II степени. 2 мая 2008 года, Троице-Сергиева Лавра
Дата рождения 5 марта 1938
Место рождения
  • Архонская, Пригородный район, Северная Осетия, РСФСР, СССР
Дата смерти 15 сентября 2009 (71 год)
Место смерти
  • Сергиев Посад, Московская область, Россия
Страна Россия
Место службы Троице-Сергиева лавра, Московская духовная академия
Сан архимандрит
Духовное образование МДАиС (1963)
Светское образование
  • Московская духовная академия
Церковь Русская Православная Церковь
Награды


(1976 год) (1968 год) (1988 год)
  • Патриаршая грамота (1964 год)
  • наперсный крест (1965 год)
  • сан игумена (1968 год)
  • орден Святого Креста Иерусалимской Церкви
  • крест с украшениями (1970 год)
  • сан архимандрита (1971 год)
  • Патриаршая грамота (1985 год)
  • право ношения второго креста
  • орден святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси II степени (2008 год)

Архимандри́т Матфе́й (в миру Лев Васи́льевич Мо́рмыль; 5 марта 1938, станица Архонская, Пригородный район, Северо-Осетинская АССР — 15 сентября 2009, Троице-Сергиева Лавра, Сергиев Посад) — священнослужитель Русской православной церкви, регент, церковный композитор, аранжировщик, заслуженный профессор Московской духовной академии, кандидат богословия, член Синодальной богослужебной комиссии.

Руководитель объединённого хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московских духовных академии и семинарии (с 1961 года). По словам ректора МДА архиепископа Амвросия (Ермакова): «Отец Матфей — это легенда. Он так же, как и отец Кирилл, был лицом Лавры, её сердцем. В первую очередь в Лавру ехали к преподобному Сергию, а во вторую очередь — послушать хор отца Матфея. Пение лаврского хора было эталоном. Его невозможно превзойти, несмотря на усилия многих людей, на талантливейшие подражания, несмотря на то, что многие сейчас пытаются воспользоваться методами отца Матфея». Его усилиями в Лавре, а затем и во всей Русской православной церкви произошли изменения в литургической практике, возвращающие богослужения к уставным требованиям.

Биография

Лев Мóрмыль родился 5 марта 1938 года на Северном Кавказе, в станице Архонская бывшей Терской области (ныне — Пригородном районе Северной Осетии-Алании), в семье казаков с потомственными музыкальными традициями.

В 1956 году окончил среднюю школу и, намереваясь стать священником, поступил в Ставропольскую духовную семинарию, которую окончил в 1959 году. В классе церковного пения обучался у известного регента, знатока и любителя обиходных мелодий — В. П. Пестрицкого, последователя традиции певческой школы знаменитого хорового дирижёра и педагога К. К. Пигрова (1876—1962). С 1957 года, по окончании первого класса семинарии, нёс послушание псаломщика и регента левого клироса в Никольской церкви города Ессентуки, где познакомился с известным на Северном Кавказе регентом диаконом Павлом Звоником (ум. 1964), оказавшим на него огромное влияние и положившим начало в формировании в молодом семинаристе собственного регентского стиля.

С 1959 по 1963 год обучался в Московской духовной академии.

Весной 1961 года подал прошение в Троице-Сергиеву Лавру, а 21 июня 1961 года принимается в число её послушников и назначается уставщиком и старшим регентом монастырского хора.

С 1961 года — уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководитель объединённого хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных академии и семинарии.

В декабре 1962 года пострижен в монашество с именем Матфей в честь апостола и евангелиста Матфея. 30 марта 1963 года рукоположен во иеродиакона, а 29 марта 1964 года — во иеромонаха.

В 1963 году успешно защитил кандидатскую работу на тему: «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов». С 1963 по 2005 гг. — преподаватель МДАиС и регентской школы (Церковный устав, Священное Писание Ветхого и Нового Завета и Литургика).

В 1968 году возведён в сан игумена, а в 1971 году — в сан архимандрита.

С 1969 по 1974 года — преподаватель Регентского класса. В марте 1984 года присвоено звание доцента. В январе 1988 года утверждён в звании профессора. В 2004 году ему присвоено звание заслуженного профессора Московской духовной академии.

Скончался в ночь на 15 сентября 2009 года, похоронен 18 сентября, за алтарем Церкви Св. Духа в Троице-Сергиевой лавре.

Творчество

Особой заслугой является создание и распространение особой культуры пения больших мужских церковных хоров, воспитание и раскрытие певческого таланта у десятков тысяч семинаристов МДАиС — ставших священнослужителями Русской Православной Церкви. Как церковный композитор создал ряд новых литургических песнопений, в том числе приуроченных к знаменательным датам истории Русской Православной Церкви:

  • Возобновлению празднования Всем Святым в земле Российской просиявших (1963)
  • 50-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви (1967)
  • 1000-летию Крещения Руси (1988—1989)
  • 2000-летия Христианства (2000)

Как литургист и канонист (уставщик) участвовал в подготовке некоторых поместных соборов РПЦ и составлении служб (сочинении богослужебных текстов) новопрославленным святым.

Известный стих «Чтоб красиво петь до гроба…» часто ошибочно приписывается ему, хотя настоящим автором является оперный певец Юрий Аркадьевич Шкляр.

Дискография

  • 1968 — (запись на фирме Мелодия)
  • 1971 — (запись в англиканской церкви св. Андрея в Москве)
  • 1978 — «Пасха Христова»
  • 1980 — К 70-летию Патриарха Московского Пимена (Извекова)
  • 1981 — К 600-летию Куликовской битвы
  • 1985 — К 75-летию Патриарха Московского Пимена (Извекова)
  • 1987 — «Песнь всяку духовную принесём Богородице»
  • 1988 — «О дивное чудо!» (к 1000-летию Крещения Руси) (Париж)
  • 1995 — «Академия у Троицы»
  • 1999 — К 2000-летию Христианства (триптих)

Награды

В 1964 году почтён Патриаршей грамотой; в 1968 году награждён орденом Святого Креста Иерусалимской Церкви и орденом св. кн. Владимира III-й степени; в 1973 году ко дню Святой Пасхи награждён Патриаршей грамотой; в 1976 году удостоен ордена св. кн. Владимира II степени; в 1985 году в связи с 300-летием Московской Духовной академии награждён Патриаршей грамотой.

19 марта 1987 года в связи с 650-летием основания Троице-Сергиевой лавры награждён орденом преп. Сергия II степени; 9 июня 1988 года в связи с 1000-летием Крещения Руси удостоен права ношения второго креста; 6 марта 1998 года в связи с 60-летием со дня рождения (к многолетнему служению Святой Церкви) награждён орденом св. благоверного князя Даниила Московского III степени. 2 мая 2008 года за многолетние усердные труды и в связи с 70-летием награждён орденом святителя Макария, митрополита Московского II степени.

Примечания

  1. Матфей (Мормыль) Архивная копия от 19 декабря 2010 на Wayback Machine на сайте Некоммерческого благотворительного фонда «Русское Православие» г. Москва.
  2. Архимандрит Матфей (Мормыль) награждён орденом святителя Макария митрополита Московского II степени. Русская православная церковь. Московский патриархат. Дата обращения 2 июля 2009. Архивировано 7 августа 2012 года.
  3. архимандрит Матфей (Мормыль) (недоступная ссылка). Московская православная духовная академия. Дата обращения 2 июля 2009. Архивировано 7 августа 2012 года.
  4. http://www.taday.ru/text/1245341.html
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-izmeneniyah-v-klirosnoy-i-bogosluzhebnoy-praktike-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-hh-veke
  6. «Что Церковь, то и я». Беседа с архимандритом Матфеем (Мормылем) (недоступная ссылка — история ). Информационно-аналитический портал Саратовской епархии «Православие и современность». (недоступная ссылка)
  7. Батя. Памяти отца Матфея (Мормыля) на сайте Православие и мир.
  8. Архимандрит Матфей (Мормыль). «На чужом основании никогда ничего не строил». «сайт Православие и мир» (15 сентября, 2009). Дата обращения 20 сентября 2009. Архивировано 5 января 2013 года.
  9. заветы вокалистов — НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ Музыкальной школы имени Николая Андреевича (недоступная ссылка)
  10. Острый угол моей жизни. Мысли вокалиста

Библиография и публикации

  • Литургические традиции Троице-Сергиевой Лавры // Богословские труды. М., 1989, № 29, с. 194—200.
  • На чужом основании никогда ничего не строил… // Московская регентско-певческая семинария. Сборник материалов 1998—1999. М.: Святитель Киприан, 2000. С. 66-91.
  • На чужом основании никогда ничего не строил: Беседа с архимандритом Матфеем (Мормылем) (недоступная ссылка). Сайт «Московская регентско-певческая семинария». Дата обращения 29 декабря 2009. Архивировано 24 мая 2012 года.
  • «Что Церковь, то и я». Беседа с архимандритом Матфеем (Мормылем). Православие и современность (26.05.2009). Дата обращения 2 июля 2009.
  • Кавказский крест России. интернет-версия газеты «Русский Вестник» (23.04.2008). Дата обращения 2 июля 2009. Архивировано 24 мая 2012 года.
  • Памяти архимандрита Матфея (Мормыля). Часть 1
  • Памяти архимандрита Матфея (Мормыля). Часть 2
  • Георгий Поляченко: «Пою Господеви дондеже есмь»

Троицкий синодик. День памяти архимандрита Матфея (Мормыля, † 2009)

15 сентября 2019 г. исполнилось 10 лет со дня преставления приснопамятного архим. Матфея (Мормыля), постриженника и многолетнего насельника обители прп. Сергия, профессора Московских духовных школ, а также легендарного регента лаврского братского хора. Предлагаем вниманию наших читателей статью насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Макария (Веретенникова), повествующую о жизненном пути этого уникального человека.

Самородок нашего времени

В утренней предрассветной мгле 15 сентября 2009 г. двенадцать ударов лаврского колокола печально возвестили о кончине насельника Троице-Сергиевой обители, знаменитого регента архим. Матфея, заслуженного профессора МДА. Он отошел ко Господу на 72-м году жизни после продолжительной болезни.

Архим. Матфей (в миру – Лев Васильевич Мормыль) родился 5 марта 1938 г. в ст. Архонской в Северной Осетии в семье крестьян. Крещен был 15 апреля 1938 г. в православном Ильинском храме города Орджоникидзе. В сентябре 1945 г. поступил в среднюю школу в станице Архонской, которую окончил в 1955 г. с оценками «хорошо» и «отлично». С 20 июля 1955 г. по 25 июля 1956 г. он был псаломщиком в Александро-Невском молитвенном доме ст. Архонской Ставропольской епархии.

Начало духовному образованию архим. Матфея было положено в Ставропольской ДС, в которую он поступил в 1956 г. сразу во второй класс. Окончил он Семинарию по первому разряду, в его характеристике говорится: «Хороший нравственный юноша. Старательный. Способный. Был регентом семинарского хора». По окончании Семинарии он короткое время был псаломщиком в Никольском храме города Ессентуки и в том же 1959 г. поступил в МДА. 11 сентября 1961 г. студент III курса академии Лев Мормыль подал прошение ректору прот. Константину Ружицкому, испрашивая благословение перейти «в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, оставаясь в то же время студентом родной нашей Академии». Он поступил в Лавру вместе с Сергеем Лозинским . Монашеский постриг студента Л. Мормыля совершил 19 декабря 1962 г. наместник Лавры архим. Пимен (Хмелевский), назвав его во имя ап. еванг. Матфея. Отец Матфей особо чтил своего небесного покровителя и всегда в день памяти ап. Матфея торжественно совершал Всенощное бдение и Божественную литургию, а на клиросе пел хор, мастерством которого он жил.

30 марта 1963 года он был рукоположен в храме Антиохийского подворья архиепископом Леонидом Можайским (Поляковым) в сан иеродиакона. С 1961 года – уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководитель объединенного хора Лавры и Московской Духовной академии и семинарии. В 1963 году он окончил Академию, успешно защитив кандидатскую диссертацию на тему: «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов» (Загорск. Троице-Сергиева Лавра, 1962-1963 уч. год. 274 стр.).

Был оставлен в качестве преподавателя по Церковному уставу. Распоряжением от 6 декабря 1963 года И.В. Воробьев был освобожден от ведения уроков Священного Писания во втором классе Семинарии, которые были поручены иерод. Матфею. В письме на имя Патриарха Алексия I от 26 марта 1964 г. за подписью ректора Академии прот. Константина Ружицкого и секретаря Совета Академии прот. Алексия Остапова испрашивалось благословение на рукоположение преподавателя иерод. Матфея в сан иеромонаха. «Иеродиакон Матфей состоит преподавателем Церковного устава и Священного Писания Ветхого Завета в Семинарии, а также регентом правого хора. Наместник Троице-Сергиевой Лавры архим. Пимен поддерживает данное ходатайство Академии». 17 марта последовала резолюция: «Согласен ПА». 29 марта 1964 г. в Покровском академическом храме иерод. Матфей был рукоположен в сан иеромонаха еп. Варфоломеем (Гайдаровским).

В 1964 г. Академия отмечала 150-летие своего пребывания в обители прп. Сергия, и на престольный праздник Покрова 14 октября 1964 г. молодой преподаватель был награжден Патриаршей грамотой . В это время нагрузка о. Матфея была такова: дежурный преподаватель на будних службах в Академическом храме в праздничные дни он управлял вторым академическим хором . В Лавре управлял любительским смешанным хором, братским хором. С июля 1961 г. управлял народным хором, который пел ежедневные ранние Литургии в Трапезном храме. 1 августа 1963 г. он назначен регентом лаврского хора. 22 ноября 1964 г. наместник архим. Пимен издал распоряжение, в котором говорилось: «В целях улучшения монастырского клиросного пения старшим регентом Троице-Сергиевой Лавры назначается иером. Матфей (Мормыль). Помимо управления братским хором в обязанности о. Матфея входит всестороннее наблюдение за строгостью, благоговейностью и церковностью клиросного пения в Лавре, а также устройство систематических спевок с братией из числа поющих на клиросе». 14 декабря 1964 г. на Филаретовском акте иером. Матфей прочел доклад «Митр. Филарет (Дроздов) и Московская духовная академия» .

24 апреля 1965 г. троицкий насельник был награжден наперсным крестом, 18 апреля 1968 г. возведен в сан игумена. В 1968 г. Русская Церковь праздновала 50-летие восстановления Патриаршего Престола в России. На торжества прибыли Предстоятели автокефальных Церквей. Иерусалимский Венедикт наградил игум. Матфея орденом Святого Креста Иерусалимской Церкви, а Патриарх Алексий I – орденом блгв. кн. Владимира III степени. В 1969 г. Совет Академии выразил благодарность о. Матфею «за труды в подготовке и проведении Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами, проходившей в Троице-Сергиевой Лавре с 1 по 4 июля 1969 г.». 25 апреля 1970 г. была получена последняя награда от Патриарха Алексия I – крест с украшением.

«25 февраля 1970 г. исполнилось 100 лет со дня освящения академического храма. 17 февраля после полдника в актовом зале состоялось открытое заседание Совета Академии, посвященное этому юбилею. С докладами выступили игум. Матфей – «О духовном значении храма»…»

В 1971 г. на Поместном Соборе Русской Церкви был избран новый Предстоятель Русской Церкви – Патриарх Пимен. Совет МДА на своем заседании от 14 июня выразил о. Матфею благодарность за «участие в работах по подготовке и проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г.». 11 июля 1971 г. ректор Академии епи. Дмитровский Филарет возвел его в сан архимандрита в академическом Покровском храме. В Указе от 14 ноября 1971 г. архим. Матфей был назначен «Определением Его Святейшества… уставщиком и главным регентом Троице-Сергиевой Лавры и одновременно регентом правого хора».

С 1963 по 1974 гг. о. Матфей преподает в Семинарии Церковный устав, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, литургику. При этом ведется постоянная работа с хором. М.X. Трофимчук так описывает выступление хора на Филаретовском вечере в Академии в 1967 г.: «Объединенный хор Лавры и академии под управлением отца Матфея (Мормыля) исполнил несколько церковных песнопений». Это выступление явилось генеральной репетицией в присутствии Патриарха Алексия перед грамзаписью .

С 1969 по 1974 гг. он был одновременно преподавателем Регентского класса. В 1972 г. был подготовлен сборник «Песнопения осмогласия для мужского хора Обиходного распева». На обороте титульного листа указаны имена составителей: Архим. Матфей (Мормыль), свящ. Алексий Ширинкин, Матвеев Н.В., Трофимчук М.X. Текст был перефотографирован, отпечатан, фотографии склеены и переплетены. Данный сборник является поныне учебным пособием для студентов Семинарии.

За пожертвованные в библиотеку Академии книги архим. Матфею в 1972 г. была выражена благодарность: «Совет Московской Духовной академии и семинарии приносит Вам сердечную благодарность за пожертвование в библиотеку нашей Академии». Позднее, в 1974 г. ему вместе с игум. Макарием (Васькиным) и архидиак. Борисом (Бален-де-Балю) Советом Академии была выражена благодарность «за работу в библиотеке». В 1974-1977 гг. архим. Матфей был благочинным Лавры. Ко дню святой Пасхи в 1979 г. был награжден Патриаршей грамотой. С мая месяца 1983 г. и до последних дней архим. Матфей являлся членом духовного собора Лавры.

С 1983 г. читал лекции по литургике в Академии (I и II к), а также Священное Писание Нового Завета (IV к). На итоговом совещании педсовета Академии в 1984 г. было объявлено о присуждении архим. Матфею звания доцента. В декабре 1984 г. подал прошение в Совет Академии об утверждении темы магистерской диссертации «Двунадесятые праздники: история и богословие». В этом контексте можно рассматривать тему его доклада на академическом акте в 1984 г.: «Эортология и богословие Рождества Христова» (ЖМП. 1985. № 1. С. 71-78; №2. С. 64-66). В 1985 г. МДА, история которой восходит к Славяно-греко-латинской академии, праздновала свое 300-летие. Отец Матфей к этому торжеству был удостоен Патриаршей грамоты.

В 1987 г. в Академии в день летней памяти прп. Сергия прошла конференция, посвященная 350-летию со дня основания Троице-Сергиевой Лавры . Отец Матфей выступил на ней с докладом «Литургические традиции Троице-Сергиевой Лавры», который затем был опубликован в «Богословских трудах» (М., 1989. Сб. 29. С. 195-200). В связи с этим юбилеем Патриарх Пимен наградил о. Матфея орденом прп. Сергия II степени, а еще ранее – орденом кн. Владимира II степени (1976 г.)

В рамках празднования 1000-летия Крещения Руси в Русской Церкви в различных странах прошли научные конференции и праздничные мероприятия. Евангелическая Церковь Германии провела научную конференцию в мае 1987 г. в Тутцинге. На конференцию были приглашены различные ученые, «которые благодаря своим историческим, философским и теологическим публикациям пользуются огромной репутацией среди экспертов и членов нашей Церкви», – говорится в присланном архим. Матфею в 1986 г. письме-приглашении. При этом подчеркивалось, что к таким ученым относится и он.

В год празднования 1000-летия Крещения Руси Святейший Патриарх Пимен своей резолюцией от 31 января утвердил архим. Матфея в звании профессора в связи с пятидесятилетием. Сразу после юбилейных торжеств архим. Матфей 9 июня 1988 г. был удостоен высокой патриаршей награды – правом ношения второго креста, который возложил на него митр. Ростовский Владимир.

В январе 1988 г. последовала поездка в Израиль для концерта в связи с проведением выставки, посвященной 1000-летию Крещения Руси. Следующая поездка во Святую Землю была в 2000 г. в связи с празднованием 2000-летия христианства. Хору под управлением о. Матфея рукоплескали во Франции, Германии. В странах Западной Европы познакомились с лучшими традициями русского церковно-певческого искусства. Приходилось петь и на Патриарших богослужениях в Москве, а также в других городах и епархиях. В 2001 г. с 14 по 16 сентября «хор Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии под управлением архим. Матфея сопровождал Святейшего Патриарха Алексия II в его поездке по Тульской епархии» .

В письме Святейшему Патриарху Алексию II от администрации Вологодской области от 06.07.93 говорится: «Позвольте выразить Вам нашу искреннюю признательность за ту духовную радость, которую мы испытали во время посещения Вологодской земли братским хором Троице-Сергиевой Лавры, который по Вашему благословению дал жителям Вологодчины прикоснуться к великому наследию русской духовной музыкальной культуры. Выступления хора оставили в памяти всех, кто имел счастье его слышать, неизгладимые воспоминания о встрече с той частью русской культуры, к которой наш народ был лишен возможности прикоснуться долгое время».

В именинном поздравлении ректор Академии еп. Дмитровский Филарет писал в 1993 г.: «Вместе с самыми теплыми благопожеланиями выражаю Вам чувства глубокой признательности и благодарности за Ваш многолетний и преподавательский труд в Московских духовных школах и не менее самоотверженный труд главного регента Лавры прп. Сергия. Ваша педагогическая и регентская деятельность снискала Вам глубокое уважение как среди нашей учащейся молодежи, братии Лавры, так и среди широких кругов церковной общественности Москвы и далеко за ее пределами».

Святейший Патриарх Алексий II в своем письме архим. Матфею от 29 июня 2004 г. писал: «Сердечно благодарю Вас и возглавляемый Вами хор за участие в праздничном концерте, состоявшемся 11 июня с. г. в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя по случаю празднования Нашего 75-летия и Дня Патриаршей интронизации. Своим мастерством Вы сделали этот вечер праздником духовного единения как церковных, так и светских людей. Концерт произвел на всех присутствовавших неизгладимое впечатление, стал поистине кульминацией юбилейных торжеств». Патриарх Алексий II наградил о. Матфея орденом блгв. кн. Даниила Московского III степени (1998 г.) в связи с 60-летием и свт. Макария, митр. Московского II степени (2008 г.) в связи с 70-летием. С 2004 г. о. Матфей является заслуженным профессором МДА. В последние годы он возглавлял церковно-практическую комиссию в Академии.

В наше время в результате канонизаций Русской Церкви прославлено множество отечественных святых, которым необходимо составлять службы. Для этого решением Синода от 16 октября 1989 г. была учреждена Синодальная богослужебная комиссия во главе с митр. Харьковским Никодимом, в состав которой был включен архим. Матфей. 27 декабря 1995 г. она была реорганизована и ее председателем стал епископ Орехово-Зуевский Алексий. Будучи членом Синодальной богослужебной комиссии, архим. Матфей принимал активное участие в составлении служб новоканонизованным святым. Требования к составляемым богослужебным текстам многосторонни – необходимость соответствия содержанию жизнеописания святого, стилистика церковнославянского языка, соответствие гимнографического текста особенностям церковного пения. Поэтому, чтобы отшлифовать новосоставленный литургический текст, его порой бывает необходимо пропеть. Во всем этом активно участвовал лаврский регент, уставщик, знаток Церковного устава – архим. Матфей.

В конце XIX – начале XX в. в Лавре подвизался иером. Нафанаил , гармонизации которого исполняются ныне хорами Лавры и Академии. Теперь мы можем сказать, что в конце XX – начале XXI в. в Лавре подвизался архим. Матфей, который много сделал для создания современного репертуара монастырского пения . В этом отношении плодотворным было его сотрудничество с церковным композитором о. Сергием Трубачевым († 1995). «Архимандрит Матфей был первым слушателем и рецензентом его сочинений. Для хора о. Матфея были созданы отдельные песнопения из служб Погребения Пресвятой Богородицы, Пассии, Последования Царских часов, Рождества Христова и Утрени Великого Пятка <…> Вместе с о. Матфеем были написаны песнопения к службе в память 1000-летия Крещения Руси» .

В 2007 г. произошло объединение нашей Церкви с Зарубежной. На личном уровне у о. Матфея такое объединение произошло значительно раньше. Он давно уже общался с зарубежным духовенством, происходил обмен нотными произведениями, встречи и т.д.

…Гроб с телом почившего был установлен в Духовском храме, где братия постоянно читала Святое Евангелие. 18 сентября после братского молебна гроб был перенесен в Успенский собор. Божественную Литургию служили Ректор Академии архиеп. Верейский Евгений, Наместник Лавры архиепископ Феогност, еп. Барнаульский Максим, еп. Брянский Феофилакт, еп. Саратовский Лонгин, еп. Гатчинский Амвросий, еп. Бронницкий Тихон и епископ Серафим. Молились архиепп. Владимирский и Суздальский Евлогий и Орехово-Зуевский Алексий, а также братия Лавры и множество духовенства и все учащиеся Московских Духовных школ.

Перед началом отпевания архиеп. Феогност произнес слово. Он подчеркнул, что у старцев есть духовные дети, ученики. Старчество о. Матфея было особенным. Он был верным чадом Церкви Христовой, он был правдив, не лукавил, был искренним, научив многих церковному пению. Мы благодарны Богу за его пример. Не все приехали сегодня в Лавру на отпевание о. Матфея, но во многих епархиях сегодня молятся о упокоении его души. Затем он зачитал соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священноархимандрита Троице-Сергиевой Лавры:

«Ваше Высокопреосвященство!

Скорбью отозвалось в моем сердце известие о кончине одного из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архим. Матфея (Мормыля). Отец Матфей на протяжении многих десятилетий нес послушание в стенах обители прп. Сергия, не словом, но самим делом являя пример христоподражательного подвига терпения, любви и твердости в вере.

Его труды на ниве сохранения и преумножения сокровищ духовного пения, участие в работе по составлению служб новопрославленным святым нашей Церкви стяжали ему уважение не только среди братии Лавры, но и далеко за пределами монастыря.

Заботами почившего пастыря братский хор Лавры получил поистине мировую известность, став еще в советские годы ярким свидетельством преемства монашеского подвига, соединенного с творческим осмыслением традиций церковного регентства и хорового исполнительского мастерства. В эпоху гонений на веру и Церковь это было одной из самых действенных форм проповеди православной веры как в нашем Отечестве, так и по всему миру.

Покойный немало сил и времени уделял подготовке будущих пастырей. На протяжении многих лет он щедро делился с воспитанниками семинарии и студентами академии знаниями в области Нового Завета, Церковного устава и церковного пения.

Длительное время он мужественно и стойко боролся со своим недугом, черпая силы в молитве и возлагая упование на милость Божию, памятуя, что «надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5, 5).

В этот печальный день возношу сугубые молитвы Владыке жизни и смерти, моля Его, дабы Он даровал верному Своему рабу архимандриту Матфею упокоение от трудов праведных и вселил его душу «на месте злачнем и прохаднем».

Выражаю соболезнование Вам, владыко Феогност, всем насельникам Троице-Сергиевой Лавры и всем, кто лично знал покойного пастыря и ревностного инока.

Вечная память новопреставленному рабу Божию архим. Матфею.

+ Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси».

На отпевании архим. Матфея пел братский хор, академический, а также женский состав смешанного хора Лавры.

Перед выносом гроба литию совершил архиеп. Евлогий, затем – шествие вокруг Успенского собора. Перед преданием тела земле литию совершил архиеп. Алексий Орехово-Зуевский, затем – еп. Саратовский Лонгин. В конце братский хор исполнил песнопения Пасхи, стихиры русским святым, текст которых составил свт. Афанасий (Сахаров; † 1962), а о. Матфей положил их на ноты подобна «Доме Еврафов». Погребен почивший о. архимандрит у Духовского храма в Лавре. На табличке на дубовом кресте надпись гласит: «Архимандрит Матфей (Мормыль). 5.03.1938 – 15.09.2009 г.» . Во время последовавшей затем поминальной трапезы зачитывались поступившие в Лавру телеграммы с соболезнованиями. После кончины о. Матфея на радиостанции «Радонеж» прошел ряд передач о нем.

Архимандрит Матфей (Мормыль)

Архим. Матфей управлял лаврскими хорами Троице-Сергиевой Лавры более 40 лет. С ним связана целая эпоха в истории русского богослужебного пения. Своими неустанными трудами он преумножил многие таланты, дарованные ему от Господа. Его творческий путь был наполнен большими трудами, начинаниями и свершениями. Начиная с конца 60-х гг. XX в. он украсил важнейшие церковные торжества песнопениями праздничных концертов, а также записями грампластинок. Не имея специального образования, но горя любовью к Богу, он не только максимально развил свой талант, но и сумел воспитать как первоклассных регентов и певцов студентов, которые впоследствии стали архипастырями и пастырями нашей Церкви. Нотные сборники песнопений, составленные о. Матфеем, имеются ныне во многих православных храмах и монастырях Русской Церкви, а также и зарубежья.

Могила архим. Матфея. Фото 2010 г.

Он не только учил петь, но более всего прививал любовь к богослужению, учил жизни во Христе. Несмотря на свою требовательность и подчас суровость по отношению к певчим, о. Матфей любил их отеческой любовью и они отвечали ему тем же. Как необыкновенно звучал хор под его руководством! Только этому хору присуща стилистическая манера, созданная о. Матфеем. Этот стиль – совершенно особенный; молитвенный дух сразу охватывает всякого человека, слышащего этот хор, поющий поистине едиными усты и единым сердцем. Его личность и творческое наследие несомненно станут предметом тщательного изучения в последующее время.

Вечная память архимандриту Матфею!

Источник: Макарий (Веретенников), архим. Честнии друзи Божии: Сб. ст. к 60-летию автора и к 15-летию его сотрудн-ва в журнале «Альфа и Омега». – М., 2011. С. 276-288.

ПРИМЕЧАНИЯ

Принял монашество с именем Марк. Скончался игум. Марк (Лозинский) в 1973 г.

Трофимчук М.X. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. – СТСЛ, 2005. С. 277.

Там же. С. 270.

Там же. С. 282.

Там же. С. 330.

Там же. С. 316-317.

Там же. С. 491.

Впечатления студента-хориста см. в журнале «Встреча» (2002. № 1(15). С. 63).

См. о нем: Голубцов С., протодиак. Жизнь и судьба иером. Нафанаила // Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002-2003. Наука. История. Образование. Практика муз. оформления Богослужения. Сб. ст., воспомин., архивн. докум. – М., 2006. С. 148-158; Нафанаил (Бочкало), иером. Всенощное бдение. – СТСЛ, 2009. С. 8-15.

Укажем некоторые подготовленные им издания: Последование Страстей Христовых. Утреня Великого Пятка. Для однородного хора / Сост. архим. Матфей (Мормыль). – М., 1997. 104 с.; Всенощное бдение. Неизм. песнопения для монастырских хоров / Сост. архим. Матфей (Мормыль). – ТСЛ, 1999. 492 с. Книга имеет надзаголовок: «Посвящается 2000-летию Рождества Христова. Из репертуара Свято-Троицкия Сергиевы Лавры». С таким же надзаголовком издано «Акафистное пение Иисусу Сладчайшему» / Сост. архим. Матфей (Мормыль). – ТСЛ, 1999. 47 с.; Песнопения Страстной Седмицы. Нотн. сб. для монастыр. хоров / Сост. архим. Матфей (Мормыль). – ТСЛ, 2000. 424 с.; Песнопения Постной Триоди. Нотн. сб. для монастыр. хоров / Сост. архим. Матфей (Мормыль). Ч. 1: Подготовит. недели к Великому Посту, Ч. 2: Первая седмица Великого Поста, Ч. 3: Пассии. – ТСЛ, 2000. 269 с.; Последование Страстей Христовых. Утреня Великого Пятка. Для однородного хора / Сост. архим. Матфей (Мормыль). – Изд. 2-е исправл. – М., 2003. 107 с.; Песнопения Божественной Литургии для однородного хора / Сост.: архим. Матфей, игум. Никифор. – СТСЛ, МДА, 2006. 175 с.

Трубачев С., диак. Полн. собр. Богослуж. песнопений. – М., 2007. Т. 1. С. 8.

По прошествии некоторого времени деревянный крест был заменен на новый, из черного гранита. На его горизонтальной перекладине выгравированы слова пасхального приветствия: «Христос Воскресе!».

Фото из медиаархива Троице-Сергиевой Лавры