Подсвечник 7 свечей

Содержание

Сила обряда 7 церквей в один день: в каких случаях проводится

Обряд 7 церквей в один день — это особый ритуал, что избавит от негативной энергии, бед, разных хворей. Чтобы исполнить каждую часть старинного обряда, нужно соблюдать все предписания.

Суть ритуала 7 церквей

Православная религия порицает любые виды магии, она учит верующих надеяться на промысел Божий, решая проблемы с помощью молитв, посещения службы, литургии. Существуют особые церковные ритуалы, с помощью которых можно преодолеть темные силы, порчу, сглаз, проклятье.

Когда в один дом постучалась беда, найдены на пороге странные предметы, иголки, булавки, землю, волосы, клочья шерсти, первое, что приходит в голову — недоумение, чувство обиды и злости. Никто не знает за что постигла Божья кара и грех.

Промысел Божий остается за горизонтами происходящего, в обстоятельства вмешивается черная воля сплетников, завистников, конкурентов по бизнесу, соперников. Чаще соперниц за право обладания объектом страсти и желания.

Большинство пострадавших перед походом в церковь обращается к магическим обрядам проводя диагностику проблемы на куриное яйцо, воск или свечу. Затем мчаться к магам и ведуньям за помощью, оплачивая недешевые услуги по отработке страшного негатива, который потянется на поколения, лишая жизни, красоты и любви весь род. Многие поддаются психологическим методам влияния, технике НЛП, фокусам, трюкам шарлатанов.

Православный ритуал для снятия порчи 7 церквей в один день подойдет верующим людям, которые считают неприемлемыми обращение к магам, колдунам. Верят в Божью помощь, покровительство высших сил. Суть заключается в том, чтобы посетить от восхода до заката солнца семь храмов, когда идет служба, приобрести в каждой из них по три свечи, заказать сорокоуст за здравие, оставить милостыню на храм или семи нищим.

Какие материалы необходимы

Перед проведением обряда необходимо исповедаться, принять причастие, выдержать строгий пост в течение трех дней. Усердно молиться Пресвятой Деве, Иисусу Христу, Святой Троице, Николаю Чудотворцу, Матроне Московской превознося похвалы, прошения о помощи на богоугодное дело.

Обойти 7 церквей в один день потребует терпения, времени и желания, но результат обряда стоит таких усилий.

Собираясь в дорогу, необходимо до восхода солнца принять душ, сменить одежду, надеть нательный крест. Выходя за порог дома трижды перекреститься.

Не забудьте приготовить тексты молитв, которые нужно произнести в церкви, если не знаете наизусть.

Методика семь церквей для снятия порчи

Утром, подходя к воротам храма наденьте платок, перекреститесь, попросите помощи у Высших сил на богоугодное дело. Приобретите в один день минимум четыре свечи: одну зажигают перед образом Иисуса Христа, а три забирают домой, чтобы закончить действие. В каждой из 7 церквей необходимо подать записку, заказав сорокоуст за здравие, набрать святой воды, выходя на улицу оставить милостыню семи нищим. Такое действие, проводят в другом храме, но свечу ставят другому Святому, обращаясь за помощью и покровительством.

Нуждаетесь в помощи магических сил? Получите ответ на волнующий вопрос от мага и целителя. Напишите о проблеме
прямо сейчас, и в онлайн-режиме эксперт подскажет решение!Задать бесплатный вопрос Посмотреть все вопросы

Придя домой после посещения церкви, необходимо умыться, сменить одежду, слить святую воду в одну емкость. В один день окропить все углы в доме и приступать ко второй части обряда. Пройти в комнату, где находится семейная икона, зажечь свечи, принесенные из храмов, пока они горят, читать по очереди молитвы, что были произнесены ранее. Свечи должны догореть до конца, огарки выбрасываются в мусорное ведро.

Обряд в церкви проводить по несколько раз в год или тогда, когда есть предпосылки. Отец небесный поможет преодолеть беды, болезни, скорби.

В последнем посещенном храме из семи необходимо поставить свечку за своих врагов, недругов, завистников, искренне пожелать счастья тем, кто желает зла.

Тексты молитв для чтения в церкви

При проведении церковных обрядов в один день необходимо читать три молитвы. Первые две – классические неизменные молебны Высшим силам: Честному кресту, Псалом 90, а третья зависит от вида негатива (на семью, здоровье, отношения, бизнес, работу, другое). Исполняя ритуал нужно выучить тексты на память. Чтобы полностью погрузиться в медитативное состояние, можно молиться своими словами в церкви, главное, чтобы они были произнесены от чистого сердца.

Если считаете, что происходящее — проклятье или порча на здоровье, то читают молитву Пресвятой Богородице. Защитить близких от негатива поможет молебен в церкви Гурию Самону, Авию. Проблема в семейной жизни: вмешалась соперница, муж ушел к другой, перестал поддерживать детей, нужно обращаться к Иоанну Богослову или святому Михаилу. При сглазе и порче на одиночество поклоняются Деве Марии.

Если в семью вмешалась злая воля и близкий начал злоупотреблять алкоголем, то обращаются к святому мученику Вонифатию.

Православные веряне почитают каждую молитву в обрядах, но распространенная – Отче наш. Ее читают в церкви, дома, в дороге, при болезнях, в здравии. Перед родами в благодарность Господу за новую жизнь, но существуют особые молитвы для прочтения:

  • Пречистой Деве Марии;
  • на разные случаи жизни;
  • в муках, скорбях и болезнях;
  • молитвенное слово;
  • духовных недугов;
  • молитва путешествующим;
  • обряд от нечистой силы;
  • Ангелам-хранителям;
  • за воинов и отечество;
  • заупокойные;
  • единоверческие;
  • Божественная литургия;
  • песнопения.

Существует много вариантов молитв и восхвалений, необходимо соблюдать правила прочтения святых слов в каждой из семи церкви во время обряда. Приступая к произношению в один день нужно очистить свои мысли, избавиться от суеты, смириться со своей участью. Затем поклониться, осенить себя крестным знамением, не спеша, вдумываясь в каждое слово, произносить текст от начала до конца, заканчивая его словами:

«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Православная религия, церковь учит смирению, а молитва открывает душу человека для Божьей благодати и Ангелов-покровителей.

Другие варианты для снятия порчи

С точки зрения православной религии и церкви, преградить путь темным силам может святой Дух, сильная вера, сила, Святая молитва, поклонение образам и Святым мощам. Прибегать к церковному методу снятия негатива могут люди, верующие в Бога, иначе способ не действует.

Действие святой воды помогает избавиться от злых влияний со стороны, недругов и доброжелателей, ее свойства доказаны учеными. На протяжении веков помогают избавиться от хворей, злых умыслов, черных деяний. Перед проведением обряда на святую воду, в один день необходимо исповедаться в церкви и причаститься, затем набрать святой воды и на протяжении недели выпивать на голодный желудок по три глотка.

После, необходимо вознести хвалу Господу и просить его, чтобы он защитил человека, его близких от врагов.

Обряд в церкви в один день убирает черный негатив, приносит духовный свет, особый знак, добро в жизнь, но бывают моменты, когда ритуал не дает результата. Если негативная программа мощная, наведена родовым колдуном, подпитана некротической энергией, кладбищенской магией. Чтобы избавиться от порчи необходимо заказывать сорокоуст одновременно в трех или семи храмах, заручившись поддержкой близких родственников. Усилия не принесут результата, если батюшка или священник нарушает последовательность прочтения сорокоуста.

Совершая обряды в 7 церквях, необходимо тщательно подготовиться, соблюдать пост, исповедаться, принять причастие, очистить свои мысли. Не рассказывать никому о своих намерениях, провести действо в храме. Никому не давать ничего взаймы, особенно после захода солнца. Часто за солью, сахаром и спичками на порог дома приходит нежданный друг, который причастен к проблемам.

Почему у евреев главный символ – подсвечник?

Ivan Renard 7487 2 года назад история Катoлическoй Церкви, ватиканистика Пользователю можно задать вопрос

Даже если просто открыть википедию, всё станет ясно) Итак, «Мено́ра (ивр. ‏מְנוֹרָה‏‎ — менора́, букв. «светильник») — золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма. Является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой. Менора изображена и на гербе государства Израиль».

Далее, электронная еврейская энциклопедия: «МЕНОРА́ (מְנוֹרָה; буквально `светильник`), восходящее к Библии обозначение семиствольного светильника (семисвечника), одного из культовых атрибутов скинии, затем — Храма. Изготовление меноры (как и всей священной утвари в скинии, а также ее устройство) было предписано Богом Моисею на горе Синай (Исх. 25:9). (здесь идёт описание меноры) Начиная со 2 в. распространяется обычай, особенно в диаспоре, украшать изображениями меноры стены гробниц, саркофаги и т. п., а в Эрец-Исраэль — вводить их в декор синагог и в их оснащение. В противовес кресту как символу христианства менора становится символом иудаизма. Римские катакомбы (конец 2–4 вв.) изобилуют изображениями как креста, так и меноры. В некрополе Бет-Ше‘арима (2–4 вв.), где были захоронены также евреи из стран диаспоры, именно на их саркофагах имеются изображения меноры. Живя в христианском окружении, эти евреи, видимо, в большей мере ощущали потребность отмечать соответствующим символом свою религиозно-национальную принадлежность. Предполагают, что меноре придавалось также и мессианское значение и она символизировала веру в будущий приход Мессии. Мистическое значение приписывали меноре каббалисты (см. Каббала). Изображения меноры нередки, например, на стеклянных сосудах, печатках, камеях и т. п. (…) В настоящее время менора (наряду с маген-Давидом) — наиболее распространенная национальная и религиозная еврейская эмблема. Она служит основным элементом герба Государства Израиль».

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 13 -1

Иудаизм входит в число наиболее древних религий. В процессе его развития ряд предметов получил культовое значение, и теперь ассоциируются исключительно с евреями и их традициями. В этот список входят оригинальные светильники семисвечник менора и ханукия. Многие люди имеют о них крайне смутное знание, в большинстве случаев даже не представляя себе их предназначение.
Более известной для рядового обывателя считается менора. С древнееврейского языка это слово переводится как «светильник» и означает сложную рожковую конструкцию, в чашечки которой в древности заливалось оливковое масло, а сейчас вставляются свечи. Основная особенность светильника меноры — семь рожков. Согласно Торе (Библии) идею семисвечника предложил Моисею сам Всевышний во время хождения лидера евреев на гору Синай. Чуть позже, пользуясь божественными подсказками, эту мысль воплотил в реальное изделие мастер Бецалель бен Ури. После того как первая менора была готова, ее поместили в Скинию собрания. Впоследствии после обоснования евреев на новых землях и возведения Храма в Иерусалиме священный предмет перенесли в него.

Ряд современных историков оспаривает такое развитие событий, утверждая, что подобные многосвечные светильники имели довольно широкое распространение именно среди народов, населявших территории современных Сирии и Палестины. Просто пришедшие сюда евреи приспособили уже известный предмет обихода для своих нужд. Нечто подобное впоследствии часто происходило и в христианстве, когда его проповедникам приходилось приспосабливать языческие верования и традиции для нужд своей религии.

Однако при всем уважении евреев к меноре символом иудаизма ее изображение стало после жесточайшего поражения от римлян в ходе восстания в I веке н.э. После ликвидации древнего Израиля как государства сотни тысяч пленников-евреев заполнили просторы великой империи, и изображение меноры для них постепенно стало религиозной и национальной эмблемой.

10 февраля 1949 года в недавно сформировавшемся государстве был официально представлен герб Израиля. Он являл собой щит синего цвета с изображенным на нем семисвечным светильником менорой, основанием которого выступает каменная кладка.
Ханукия представляет собой светильник несколько иного типа. Если менора предназначена для использования исключительно как общественный аксессуар и зажигается ежедневно, то ханукия – это бытовой еврейский светильник. По идее, его обязана иметь каждая еврейская семья, причем количество его должно соответствовать числу мужчин в доме. В отличие от меноры зажигается ханукия строго в период отмечания Хануки – восьмидневного празднования чудесной победы Маккавеев в период восстания против греков.

В древние времена ханукии подвешивали на стенах домов слева от входных дверей. Когда же открытое использование еврейских символов в Европе попало под запрет, данный светильник стали зажигать внутри дома. Изменялась и его конструкция. Если раньше это был просто набор масляных светильников либо подсвечников, выстроенный в одну линию и прикрытый в задней части пластиной из металла (обычная мера противопожарной безопасности), то начиная с X века, они получили собственный стандарт, а в XVIII—XIX веках даже было налажено их массовое производство. При этом главным оставалось одно правило: все 8 горелок располагались на одном уровне, что вовсе необязательно для меноры, и различался каждый отдельный огонек.

Материалом для ханукальных светильников мог служить самый разный материал: от камня и глины до различных типов металла вплоть до драгоценных. Форма и размеры данных предметов специально не оговариваются, ограничиваясь только финансовыми возможностями заказчиков и фантазией изготовителей. В результате наиболее совершенные конструкции стали настоящими произведениями искусства.

Итак, в миноре 7 свечей, в ханукие — 9. Менора в доме может быть только одна, а количество ханукий ограничено только числом мужчин в семье, проживающих под одной крышей. Часто случается так, что в дни празднования Хануки в многочисленных и дружных семьях на подоконниках выстраиваются настоящие гирлянды из подсвечников, часто с абсолютно разного вида. Важным моментом является и то, что принцип приобретения данных аксессуаров никак не ограничен постулатами Торы. Каждому человеку не возбраняется приобретать светильник, как для своих нужд, так и в качестве подарка.

>16 фактов о меноре (ханукие), которые должен знать каждый еврей

1. Менора – это ханукальный подсвечник

Слово менора в переводе с иврита буквально означает «светильник» и обычно относится к специальным канделябрам, которые мы зажигаем во время праздника Ханука.

2. Это же название относится к семисвечнику, который был в Иерусалимском Храме

В Святых Иерусалимских Храмах (и их предшественнике, Мишкане) среди роскошной утвари был подобный канделябр, но состоявший не из 9, а из 7 ветвей. Этот светильник, сделанный из цельного слитка чистого золота, зажигали ежедневно. Храмовая менора стала одним из важнейших символов еврейского народа и непосредственно Храма – ее очертания можно обнаружить даже на современных израильских монетах.

Кроме того, она была в центре чуда с маслом, которое длилось восемь дней, что и вдохновило мудрецов на решение установить такой праздник, как Ханука.

3. В современном иврите ханукальная менора называется ханукия

В наши дни большая часть евреев, особенно носители иврита, называют ханукальную менору ханукией. Это название является довольно-таки современным изобретением, так как его авторство приписывается Хемде Бен Йеуде (1873-1951 гг.).

4. Каждый вечер прибавляется по свече

Во времена Талмуда существовали две крупные школы толкования устного закона Торы: Бейт Гилель и Бейт Шамай. В Бейт Гилель учили, что каждую ночь Хануки мы должны добавлять по одной свече. А в Бейт Шамай, напротив, утверждали, что мы должны начать праздник с зажжения восьми свечей и в последующую ночь по одной убавлять. Однако общепринятый закон в том виде, каким мы его знаем по сей день, был постановлен в соответствие с учением Бейт Гилель.

5. В ханукальной меноре 9 свечей вместо 7

Как мы уже сказали, храмовая менора представляла собой семисвечник, все огни которого располагались на одном уровне. Ханукальный светильник отличается тем, что в нем, во-первых, девять свечей, а во-вторых, восемь из них расположены на одном уровне, а девятая чуть выше (в редких случаях чуть ниже). Эта особенная девятая свеча называется шамаш и является вспомогательной – с ее помощью зажигаются остальные огни меноры, после чего она занимает свое выделенное место.

Кроме того, ханукия не всегда изготавливается в виде храмовой меноры с дополнительными ветвями, чаще она представляет собой монолитный подсвечник для 8 свечей, у которого с правой стороны есть отдельное место для шамаша.

6. Свет ханукии нельзя использовать в практических целях

После того, как свечи были зажжены, принято исполнять традиционные ханукальные песни, например, а-Нерот а-Лалу и Маоз Цур, в которых рассказывается о чудесах, которыми сопровождалась история еврейского народа, а дети играют в севивон – ханукальный волчок.

Удивительно, но хотя мы в эти моменты обычно и сидим возле свечей, согласно алахе нам категорически запрещается использовать их огни для чтения, тепла или какой-либо другой деятельности. И в этом заключается еще одна функция шамаша – если вдруг вы окажетесь без света, наличие этой дополнительной свечи поможет вам не нарушить заповедь освещения комнаты за счет ханукальных свечей.

7. На зажигание ханукальных свечей есть особое благословение

Прежде чем зажечь ханукию в первый вечер праздника, мы произносим три благословения:

  1. Благодарность Всевышнему за то, что он дал нам заповедь зажигания ханукальных свечей (через мудрецов, которые установили праздник);
  2. Благодарность Ему за чудеса, которые Он совершил для наших предков во времена Хануки;
  3. Благословение Шеехияну (Благословен… давший нам дожить до этого времени), которое мы обычно произносим перед зажиганием свечей любого праздника.

Начиная со второго вечера Хануки, третье благословение при зажигании не произносится.

8. Обычно сефарды зажигают одну менору на всю семью, но ашкеназы поступают иначе

Обычай, распространенный во многих сефардских сообществах, заключается в том, что глава семьи зажигает ханукию от имени всех своих домочадцев. Таким образом, в каждом доме горит только одна ханукия.

Однако слова Талмуда о том, как правильно зажигать ханукальные свечи, можно объяснить иным образом – что у каждого члена семьи должна быть персональная ханукия, – и такая трактовка принята у большинства ашкеназов.2

9. Женщины не работают, пока свечи горят

В ряде общин принято, что замужние женщины сами не зажигают ханукии, за них это делают мужья. Таким образом они предпочитают быть «частью» заповеди своих мужей. И это одна из причин, почему многие женщины воздерживаются от какой-либо работы по дому, пока горят свечи – чтобы, освобождая для себя время насладиться их светом, продемонстрировать, что и они участницы этой заповеди.

10. Ханукии бывают общественные и для личного использования

В дополнение к ханукиям, зажигаемым в еврейских домах, принято устраивать еще одно общественное зажигание для всех, например, в синагоге – даже если все присутствующие там прихожане после этого пойдут по домам, чтоб зажечь уже самостоятельно. Это своеобразный акт объединения и сплочения народа Израиля и возможность в очередной раз почувствовать себя частью общины.

В последние годы это явление получило распространение на новом уровне в виде зажигания огромных менор, украшающих городские площади, торговые центры и другие общественные места по всему миру. Нередко в первый вечер праздника устраивается особая торжественная церемония зажигания таких менор с участием глав города и других деятелей общественности и известных персон.

Однако поскольку такие мероприятия предназначены главным образом для “рекламного” распространения истории о ханукальном чуде, а не для того, чтобы соблюсти заповедь, технически не всегда это зажигание соответствует букве еврейского закона, а потому может не являться действительным (в некоторых случаях вместо настоящих свечей вообще используются лампочки). Поэтому даже если вы решили посетить торжественное зажигание в вашем городе, вам все равно для исполнения заповеди нужно будет по возвращении зажечь дома свою личную ханукию.

11. Зажигание приходится на время наступления темноты

Обычай многих общин заключается в том, чтобы зажигать ханукальные свечи вскоре после захода солнца (кроме пятницы, когда это необходимо сделать раньше, перед шабатними свечами, и следующей ночи, когда зажигание откладывается на время после произнесения авдалы).

В других же общинах ханукию зажигают уже после наступления полной темноты (примерно через полчаса после захода солнца). Чтобы уточнить актуальную для вас информацию о времени зажигания свечей, обратитесь в свою общину или загляните в календарь, где указано время захода солнца. В любом случае ханукальные свечи должны соответствовать определенным требованиям и гореть после захода солнца не менее 30 минут.3

12. Свечи и масло одинаково пригодны

Выбирая ханукию для покупки, вы можете увидеть, что одни предназначены для свечей, а другие – для масла. Оба вида подсвечников можно использовать, однако предпочтительнее все же выбрать масляную ханукию и зажигать в ней именно оливковое масло: потому что ханукия напоминает нам о храмовой меноре (в которой горело оливковое масло), и именно с ним произошло ханукальное чудо, когда маленького кувшинчика масла хватило для на целых 8 дней.

И независимо от того, какую ханукию вы предпочтете, обязательно убедитесь, что ваши свечи (чашечки с маслом) смогут гореть не менее получаса. В крайнем случае всегда можно сделать ханукию из составленных в ряд свечей-таблеток, которые обычно горят не менее 3 часов – тогда у вас абсолютно точно будет кошерная менора.

13. Огоньки меноры должны представлять ровный ряд

Каждый огонек вашей ханукии должен быть отчетливо виден тому, кто на него смотрит, и не сливаться с остальными. Поэтому принято, чтобы все восемь основных свечей были расположены по прямой линии, а не по полукругу. Не менее важно проследить и за тем, чтобы изначально все свечи были одинаковой высоты, а если вы используете масляный подсвечник, то чтобы в каждой чашечке было одинаковое количество масла.

14. Бывают меноры, которые можно прикрепить на стену

Если вам доводилось видеть ханукии, которые обычно включают в праздничные наборы различные организации по распространению атрибутов праздника, вы помните, что они представляют собой металлический подсвечник со стенкой вдоль длинной стороны. Такая форма связана с тем, что в прошлые столетия меноры нередко прикреплялись в жилищах прямо к стене, и такая конструкция с защитной стенкой предотвращает повреждения стены дома от огня и дыма.

15. Менора должна располагаться на подоконнике или у двери

Во времена Талмуда, когда люди жили в частных домах, выйти из которых на улицу можно было только пройдя через внутренний двор, было принято ставить ханукию у входа во двор. Наличие мезузы справа от входа и меноры слева1 придавало ему особую святость.

Когда обстоятельства изменились и люди стали селиться в домах, рассчитанных на большее количество семей, ханукия переместилась внутрь помещения. В наши дни чаще принято ставить ее на подоконник, чтобы с улицы или из соседних домов можно было увидеть свет наших свечей, однако некоторые по древней традиции продолжают располагать ханукию ближе к входной двери.

16. Огни Хануки должны быть видны людям снаружи

Как уже было несколько раз упомянуто, мы стараемся сделать так, чтобы свет наших ханукальных свечей могло видеть максимально возможное количество людей. Поэтому мы зажигаем менору с наступлением темноты, когда, во-первых, огни Хануки ярче видны, а во-вторых, можно предположить, что именно в это время люди возвращаются домой и собираются вместе, готовые засвидетельствовать память о чуде.

Если вы возвращаетесь домой с работы поздно вечером, обязательным условием считается, чтобы при зажигании вами ханукии присутствовал хотя бы один свидетель. В противном случае существуют разногласия между мудрецами, нужно ли произносить благословение на свечи.

Сноски

  1. Именно с таким расположением ханукии и связан тот факт, что в наше время обычно шамаш располагается не в середине подсвечника, а с правой стороны.
  2. Подробнее об этом вы можете прочесть в статье “Почему в Хануку мы каждый вечер прибавляем по свече”.
  3. Этот вопрос подробнее разбирается в статье “Какой должна быть кошерная ханукия”.

Менора — Древняя модель мира

Менора — символ света, веры и надежды. В его миссии — сохранение веры в спра­вед­ливость. Менора в иудаизме символизирует: божественный свет, мудрость, защиту, возрождение, жизнь, преемственность, чудо.

Идеи древа жизни, древа познания добра и зла, а также восьмиконечной звезды созвучны, инвариантны идее иудейской меноры.

Мено́ра (ивр. менора́, букв. “светильник”) — золотой семиствольный светильник (семисвечник). Менора имела семь ветвей, заканчивающихся семью светильниками, орнаментированными в виде золотых цветков.

Семиконечный подсвечник, по мнению авторов, имплементирует и развивает идею древнеармянской восьмиконечной фигуры креста. В настоящее время МЕНОРА (наряду с маген-Давидом) — наиболее распрос­тра­нен­ная национальная и религиозная еврейская эмблема.

Она служит основным элементом герба Государства Израиль. Однако в Израиле не смогли найти прототип Меноры, который согласно библейскому тексту был сделан по образцу, показанному на горе (то есть по наскальному рисунку). “…Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе”. (Исх.25:31-40).

Его образ был перенят евреями, которые сделали светильник из золота. Следовательно, до появления технологии плавки золота древними евреями архаичный прототип образа ими не использовался, не входил в религиозную традицию.

По предположению археологов, начало системной добычи было положено на Ближнем Востоке, откуда золотые украшения поставлялись, в частности, в Египет. В Египте в гробнице королевы Зер и одной из королев Пу-аби Ур в Шумерской цивилизации были найдены первые золотые украшения, датируемые III тыс. до н. э.

Следы развития металлургии можно отследить во многих прошлых культурах и цивилизациях Среднего и Ближнего Востока, древнего Египта, Армянского нагорья и Араратских — Армения и т. д.

Латинское aurum означает «жёлтое» и родственно с «Авророй» (Aurora) — утренней зарёй (восходом Солнца или Ваагна и появлением утренней звезды Венеры или Астхик по армянской традиции). «Золото» санскр. hiranyam, авест. zaranya, осет. zærījnæ, также санскр. hari «жёлтый, золотистый, зеленоватый», на арм. «зард» украшение, «зардонк» пробуждение, «зардавест» орнаментальное искусство.

По апокалиптическому видению Св. Иоанна Богослова: “…и обратившись, уви­дел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Чел­о­ве­ческому… Он держал в деснице своей семь звёзд…

Тайна семи звёзд, которые ты ви­дел в дес­нице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей”. — Откр. 1:12-20. “…и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих…” — Откр. 4:5.

Данная история напоминает рождение огнеокого Ваагна – Сына Человеческого, который как символ креста имплеметирован в образ светильника (восьмиконечной звезды). Крест является ключом, раскрывающим тайну семи звезд.

Древняя модель мира включала в себя семь небес, состоящих из семи планет и семи сфер. Еврейский философ Филон Александрийский придерживался подобной модели и утверждал, что семь планет — это высшие небесные объекты, доступные восприятию наших органов чувств, что золото меноры и свет меноры символизируют Божественный свет или Логос (Слово), ср. с арм. словами бан, ван, ванк, аван, иванд. Армянский Ваагн и есть Божественный свет или Логос (Слово).

“Светильник, состоящий из семидесяти составных частей, напоминает знаки, через которые проходят планеты, а семь светочей на нем указывают на течение планет, которых также семь”. Ветви меноры напоминают дерево и, таким образом, символизируют Древо Жизни.

Рис.25. Наскальный рисунок мотива древа жизни, прототип меноры (а), Армения. Фигура божества — древа жизни (б), 2 тыс. до н.э., ГМИА, обнаружен при раскопках на Кармир-Блуре, Музей “Сардарапат”. Образец каменного идола, Музей “Эребуни” (б), Армения. Символ троицы (трезубца — безглавого тела Сына Человеческого с приподнятыми руками) — знак царской власти в образе дерева жизни (в). Надписи на арамейском языке. Граничный камень из Армении (г). Мотив дерева жизни с изображением солнца и растительных элементов – аналог восьмикрылого креста (д), Урарту, 11-7 вв. до н.э. Монета (Матитьягу) Антигона II последнего царя Иудеи (е) из династии Хасмонеев (37г. до н.э.)Рис.26. Фрагмент наскального рисунка (а), Армения. Ваагн и Астхик сидят на тронах у древа жизни, прототипа меноры (б), Музей цивилизаций Армянского нагорья (музей Анатолийских цивилизаций). Древо жизни, менора, Крест, св. Эчмиадзин, Армения. Менора (г, д), Израиль

Начиная со II века менора становится опознавательным символом иудаизма. В иудаизме, как и в христианстве, свече придаётся особенное значение, как сказано: «Душа человека — светильник Господень» (Прит.20:27).

Менора была единственным предметом храмовой утвари, который был сделан из единого куска золота. Долгое время учёные сомневались в том, что описание меноры принадлежит эпохе не ранее V или IV веков до н.э. Древнее происхождение ме­но­ры не оспаривается.

В Каппадокии были найдены ассирийские печати с изображением светильника с семью разветвлениями. Семисвечники были обнару­же­ны при раскопках древних святилищ Си­рии и Ханаана, (главным образом — в слоях, относящихся к XVIII-XV вв. до н.э.), а также в Армении, в Мецаморе 5-4 тыс. до н. э. Однако это бы­ли глиняные светильники с семью углублениями для фитилей, либо с семью чашечками.

Свечи используются в религиозных церемониях различных верований. Их использование восходит к древней форме языческого мировоззрения, выражавшегося в уважительном отношении к огню, солнцу. «Свечи церковные — принадлежность богослу­жения, восходящая к древним представлениям об очистительной силе огня» (Христианство: Словарь / Под ред. Л. Н. Митрохина. М., 1994. стр. 411).

Свечи используются для выражения покло­нения Богу, как символ божественного света. «По традиции, заимствованной у языч­ни­ков, иконы украшали цветами и возжигали перед ними светильники, по-гречески — лампады» (Кузищин В. И. История Древнего Рима. М.: Высшая школа, 1993. стр. 273). Первоначально в алтарях древних христианских храмов возжигали две свечи как символ двух естеств во Христе. Постепенно при формировании алтаря по подобию Скинии на престол стали ставить семисвечник, подобный меноре.

© Ваганян Г.А., Ваганян В.Г., 2013

Крест в наскальном искусстве Армении — Этимология знака

“Крещение в колыбели” — Прототип библейского мотива крещения

Генеология восьмиконечного креста и восьмиконечной звезды — От Армении до Европы

Генеология свастики — Архетипы свастик в наскальных рисунках Армении

“Патеразма Хач” Сасунци Давида и щит Давида — “маген”

Крест как венец

Могендовид — Древнейший интернациональный символ