Поэт Онегин гаджикасимов

Онегин Гаджикасимов: жена и дети, личная жизнь

Биография и личная жизнь самого Онегина (в семье его предпочитали звать Геной) были яркими и насыщенными. Женат знаменитый поэт был 4 раза. Первая жена Онегина Гаджикасимова — Валерия Бегутова вступила с ним в брак вскоре после того, как он вернулся к гражданской жизни, отслужив перед этим 4 года во флоте. За время службы Онегин успел отправить будущей жене около 800 писем.

Онегин Гаджикасимов

Второй брак Онегина был недолгим. В воспоминаниях племянницы упоминалось лишь то, что вторая жена являлась дочерью какого-то генерала, другие подробности неизвестны. Третья жена Онегина Гаджикасимова известна как дочь дирижёра Карамышева (очевидно речь идет о Карамышеве Борисе Павловиче, который был одним из соавторов Онегина).

Онегин Гаджикасимов и Татьяна Гаджикасимова

О последнем браке знаменитого поэта и его личной жизни в этот период известно чуть больше, но ненамного. Татьяна Гаджикасимова — последняя жена Онегина. Их брак продлился 14 лет, после чего поэт внезапно порвал все семейные связи, принял крещение, и ушел из мирской жизни в мужской монастырь. Онегина крестили именем Олег, он старался скрывать от всех свою прежнюю известность.

Иеросхимонах Симон (Гаджикасимов)

Дети Онегина Гаджикасимова

Родных детей у поэта было двое. Один родился в первом браке, второй в третьем. Обоих назвали в честь деда — Юсиф. В семье, однако, первого звали Михаилом, второй после разрыва третьего брака известен как Андрей Миронов (мать сменила фамилию). С Михаилом Онегин поддерживал постоянные отношения, по поводу Андрея информации нет.

Вообще о личной жизни Онегина Гаджикасимова известно на удивление мало. Считается, что в конце своей карьеры автора он попал в опалу, и информацию о нем старательно затирали, начиная с субтитров и заканчивая пленками и платежными ведомостями.

Краткая биография семьи Гаджикасимовых

Онегин Юсуф (Юсиф) Гаджикасимов (Гаджи-Касимов) родился в городе Баку, в 1937 году, четверного июня. Семья Онегина Гаджикасимова принадлежала потомственному аристократическому роду.

Отец семейства Юсиф-бей родился в 1892 году. Он закончил Московский юридический университет (возможно имеется в виду факультет Московского университета). Позже работал в НКВД в отделе материально-технического снабжения, борясь с экономическими преступлениями. Мать Махтабан-ханум родилась в 1905-м году. Ей удалось стать первой в истории Азербайджана женщиной, которая защитила кандидатскую по детской психологии. Она вела преподавательскую деятельность в Азербайджанском педагогическом университете.

На фото: Онегин Гаджикасимов с братом и с друзьями

Квартира, в которой проживала семья Гаджикасимовых находилась в бывшем купеческом доме, он был экспроприирован в годы революции. Позже, в 1978 году, дом снесли, после там возвели горком партии, затем его переделали в президентский дворец.

Онегин Гаджикасимов на службе во флоте

В семье Онегина было четверо детей. Два старших брата от первого брака по материнской линии и два младших от второго. Онегин был первым ребенком от второго брака. Есть некоторые упоминания, что детей от первого брака было трое, но один из них умер в раннем возрасте.

Онегин Гаджикасимов с братом Низами

Интересно отметить, что все братья нашли себя в творческих профессиях (кроме младшего). Один из старших братьев поступил на режиссерский факультет в Москве, второй стал оперным певцом и снимался в фильмах. Онегин стал знаменитым поэтом-песенником. Младший стремился стать актером и хотел поступать в соответствующий институт, но в силу семейных обстоятельств был вынужден отказаться от поступления и пошел работать по линии райкома.

Онегин Гаджикасимов стал весьма популярным поэтом-песенником в СССР. Произведения, созданные талантливыми композиторами, использовавшими его стихи, исполняли известные певцы. Кроме того, поэт перевел много зарубежных песен на русский язык.

«Льет ли теплый дождь, падает ли снег», «Опять я вижу сон, один и тот же сон», «Говорят, что некрасиво, некрасиво, некрасиво отбивать девчонок у друзей своих»… Слова для этих советских хитов написал Онегин Юсиф оглы Гаджикасимов. Он стал самым успешным и самым популярным поэтом-песенником в СССР, а в своей новой жизни, жизни иеромонаха Симона даже не хотел вспоминать о былых славе и благополучии.

Богатый и знаменитый

Удивительным именем — Онегин — он обязан своей маме. Махтабан-ханум преклонялась перед русской литературой, а ее сын родился в 100-летие Пушина, в 1937 году… Онегину было 17 лет, когда он уехал из Баку в Москву, поступать в Литературный институт. На своем курсе он был лучшим, и уже в студенчестве начал публиковать стихи и рассказы. Сокурсники его обожали, да и вообще люди к нему тянулись, а он еще и выглядел очень по‑шестидесятнически: красивый, спортивный. Онегин изумительно готовил, отлично разбирался в вине. Женщины любили его, а он их. Друзья восхищались его способностью зарифмовать любую фразу. В общем, он был харизматиком и душой любой компании.

После института Онегин устроился в музыкальную редакцию Всесоюзного радио, делал передачи про эстраду, и нашу, и зарубежную.

Ему очень нравились зарубежные песни, без дидактики, без идеологии; одни хотелось петь, потому что было грустно, другие пелись, когда пела душа.

Особенно нравились ему эти четверо парней из Ливерпуля. Хотелось, чтобы и у нас было что-то такое: искреннее, простое, талантливое и — прекрасное, черт возьми! И Онегин начал писать тексты для песен о любви, и сразу стал делать это лучше всех. Поэтому с ним хотели работать самые лучшие композиторы, и его песни пели популярнейшие Муслим Магомаев, Валерий Ободзинский…

Чтобы купить пластинку с песнями «на стихи О. Гаджикасимова», люди часами простаивали в очередях.

Тираж его пластинок был рекордным в СССР — 15 миллионов 795 тысяч!

Любой певец знал — если он получит песню Онегина Гаджикасимова — все, успех! Популярность, считай, в кармане.

В конце шестидесятых — начале семидесятых Онегин зарабатывал кучу денег. Он был богатым, известным, успешным. И он сделал себя сам.

«Горе-поэт»

Объяснить это все можно было только одним словом: талант. Онегин мог найти для песни совсем простые слова, которые хотелось слушать и слушать. Эти слова запоминались, как пароль к молодости, как письмо от далекого друга, которого никогда не увидишь.

Опять мне снится сон, один и тот же сон,
Он вертится в моём сознании, словно колесо…
Ты в платьице стоишь, зажав в руке цветок,
Спадают волосы с плеча, как золотистый шёлк…

Моя иль не моя?.. Теперь уж не моя…
Но кто он, кто тебя увёл, скажи мне хоть теперь.
Мне снятся вишни губ и стебли белых рук…
Прошло всё, прошло остался только этот сон,

Остался у меня на память от тебя
Портрет твой, портрет работы Пабло Пикассо…

Где талант — там и зависть. Зависть любит выходить в белом пальто, маскироваться под защитницу вечных ценностей. В 1971 году в «Советской культуре» вышла статья поэта Льва Ошанина, в которой он обвинял Гаджикасимова и других поэтов-песенников в примитивности, пошлости, неспособности сделать советских людей лучше, богаче духовно. Онегину в этой статье досталось больше всех.

Современники вспоминают Ошанина как доброго и хорошего человека. Ему было как бы обидно за поэзию, за то, что он ей Служит, а другие вот так: тяп-ляп, и гонорар в кармане.

В это время руководителем Гостелерадио СССР был такой Лапин, по прозвищу Инквизитор. До этой должности он был послом в Китае, и вынес оттуда огромную любовь к оперетте. Все эти лирические песни он не любил и не понимал.

После статьи Ошанина Инквизитор с большим удовольствием уволил Онегина с работы.

Его пленки размагнитили, а его песни перестали звучать по радио и на концертах, если и звучали, то имя автора текста не упоминалось. Никакого больше «слова О. Гаджикасимова».

Три дня с Библией

Но сила таланта Онегина была такой, что его жизнь это все не разрушило. Никто не мог запретить людям любить его песни. К тому же он быстро нашел новую нишу, стал писать тексты для зарубежных песен, которые в те годы уже пропускали в эфир. Онегин хорошо зарабатывал, у него все было в порядке.

Только не было ощущения, что все у него в порядке.

Что-то было не так. Онегин как будто потерял себя, жил не свою жизнь, и никак не мог понять, где же — его.

В середине восьмидесятых ему стало совсем нехорошо. Однажды он взял с полки Библию и стал ее читать. Читал, не отрываясь, три дня. Потом от такого напряжения отказали глаза и он несколько дней ничего не видел. Но за эти дни, когда внешний мир оказался спрятанным для его глаз, поэт смог пересмотреть всю свою прошлую жизнь и заново ее оценить. Оказалось, ничего в этой прошлой жизни ценности для него не больше не имело.

И Онегин сделал вот что. Он не стал никому ничего говорить, просто уехал из Москвы и крестился в небольшой деревенской церквушке. И с этого момента начался его пусть в монастырь.

Последовательно, шаг за шагом, он отрекался от всего мирского: от вина, от посиделок с друзьями, от семьи…

Целый год он жил совсем один на заброшенной даче, а в 1988 году передал все свои сбережения монастырю и уехал послушником в Оптину Пустынь, готовиться к постригу. Ему был 51 год.

В монастыре Онегин никому не рассказывал про свою мирскую славу: нес послушание привратника и даже в дневнике дежурств расписывался как «Гакасимов». В декабре 1989 года его приняли в число братии Оптиной пустыни.

«…Службы здесь длительные, монастырские, поначалу сложно. Меня перевели в 2-х местную келью. Я только-только сейчас начинаю, кажется, что-то понимать, что-то нащупывать», — писал он.

В 1991 Гаджикасимова постригли в монашество с именем Силуан. Его талант приручать слова никуда не делся. Силуан стал популярнейшим, известнейшим проповедником. На его проповеди приезжали люди из самых далеких уголков страны. Он говорил как-то так, что хотелось верить каждому его слову о том, что Бог — это и есть Любовь, что каждый может сознательно избавится от грехов и встретиться со своей божественной природой, стать таким, каким и был задуман.

Свою жизнь популярного поэта-песенника он даже не вспоминал, считал, что никакой жизни у него тогда не было.

Через некоторое время он стал иеромонахом с именем Симон. По каким-то причинам он оставил Оптину Пустынь, поселился в Подмосковье, ходил в местную церковь. И там он тоже стал духовным магнитом для людей, к нему тянулись, рассказывали о самом сокровенном и больном, просили совета. Он никому не отказывал. 30 июня 2002 года отец Симон ушел из жизни.

Удивительная, невероятная судьба, которая вместила в себя сразу две жизни…

Читайте также: Маленький Принц и Роза: Экзюпери и Консуэлло.
Русалочка, где твой голос? История любви Аристотеля Онассиса и Марии Каллас.

28 июля 2011 г., в день равноапостольного великого князя Владимира, отошел ко Господу блаженный Христа ради юродивый схимонах Симон. В детстве к нему явилась Богородица и дала послушание собрать все Ее иконы по всему миру, чтобы создать храм «Собор всех Икон Пресвятой Богородицы» с храмовой иконой «Собор всех Икон Пресвятой Богородицы», и он ушел из дома и стал странником. Старец совершал паломничества по святым местам России и Зарубежья для благоговейного поклонения чудотворным иконам. Все поездки совершались с целью восстановления почитания забытых чудотворных икон Богородицы и собирания Ее Образов. За всю свою жизнь схимонах Симон собрал более 2000 икон Пресвятой Богородицы, Акафисты, тропари, службы этим иконам. Тридцать пять лет старец ездил по всем уголкам России и за рубежом, молился возле икон Божией Матери, посещал порой в далеких селах малоизвестные образы, неведомые широкому кругу верующих. Поездки давались ему очень нелегко, а каково было в советскую пору, когда он начинал, когда за веру преследовала власть. Прося милостыню и с трудом передвигаясь от храма к храму на подаяния верующих, он преклонял свои колена возле тысячи икон. Однажды проводница поезда, видя, как тяжело инвалиду в дороге на коляске, спросила: «Куда же вы его, такого больного, везете?». «Это не мы его, а он нас возит», — ответили священники и монахи. Подвиг его стал известен во многих краях России. В 1990 году старец Симон создал обитель и с монахами ездил по всему миру, собирая иконы Пресвятой Богородицы и совершая водосвятные молебны у каждой иконы, собирая Святую воду. Эта Святая Вода содержится в обители навсегда, дополняясь по послушанию старца Святой водой с молебнов от новых собранных икон Пресвятой Богородицы. Схимонах Симон всегда излучал какое-то необычное сияние любви и радости, будто пришел в Храм из другого, неведомого мира. Архиепископ Иваново — Вознесенский Амвросий в марте 1992 г. постриг отца Симона в схиму. Владыка Амвросий постоянно общался с о. Симоном и благоволил к нему. В свой очередной приезд в монастырь на празднование дня Ангела схимонаха Симона (в день памяти св. блаженного Симона Юрьевецкого) Владыка благословил о. Симону хрустальные четки и отметил, что они отражают силу его молитвы. В свое время приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) в знак уважения подарил отцу Симону свою книгу, в которой написал на титульном листе: «Печальнику земли русской схимонаху Симону на молитвенную память» и много еще теплых слов сказал в его адрес. Архиепископ Пензенский Серафим очень любил старца и имел с ним духовное общение. Когда отец Симон посетил остров Залит, отец Николай (Гурьянов) — всеми почитаемый старец, узнав о его приезде, оставил свои пастырские дела и вышел навстречу, проводив его в свой дом. Здесь, в домовой церкви отца Николая, они провели много времени в беседе, после чего отец Николай говорил своим духовным чадам, что отец Симон — высокой духовной жизни схимонах, и Господь уготовил ему место в Царствии Божием рядом с преподобным Серафимом Саровским и Илларионом Гдовским. Отца Симона очень любил митрополит Зиновий (Мажуга). Отцу Симону довелось много путешествовать и встречаться со многими подвижниками веры и благочестия. Патриарх Пимен, который относился к старцу с глубоким уважением, подарил ему пасхальное яичко, благословляя старца в духовную чистую одежду и сказал старцу: «Ты блажен перед Богом». Старец Симон знал и общался с архимандритом Таврионом (Батозский), прп. схиархимандритом Андроником (Лукаш), отцом прп. Амфилохием Почаевским, архимандритом Серафимом (Тяпочкин) и многими духовными православными подвижниками благочестия и блаженными. Патриарх Грузии Илия старца очень любил, часто с ним встречался, молился и поддерживал старца, когда на старца начались клевета и гонения. К старцу с большой любовью относились Христа ради юродивые, на молитвах которых держится Православная Вера. Схимонах Симон молился за весь мир и к нему за духовной помощью приезжали паломники со всей России. Старец брал на себя немощи близких и страдал, терпя болезни, уничижения и различные скорби, благодаря Бога и Пресвятую Богородицу. Один блаженный отрок, придя к старцу, увидел яркое сияние и в центре этого сияния с трудом разглядел лицо старца. В городе Шуя ребенку явилась Богородица, которая сказала, что такого старца, как схимонах Симон в России не было 300 лет. В поездках по святым местам старец совершал много чудес. При поездке на Кипр, где много месяцев не было дождя, игуменья женского монастыря попросила старца помолиться, чтобы Господь дал дождь. Старец помолился, и сильный дождь лил три дня. В поездке к иконе Пресвятой Богородице Леснинская во Франции, по молитве о Симона Господь открыл небо и вернул солнце вспять, как при солнечном восходе, хотя время было 21 час 42 мин. При жизни по молитвам старца были воскресения из мертвых, исцеления и другие чудеса. Особенно о. Симон достиг большого преуспевания в Иисусовой молитве, которая наполнила его душу дарами Духа Святаго. Монахи и духовные чада часто обращались к о. Симону за советом, особенно относительно молитвы Иисусовой. Старец безошибочно руководил ими в этом сокровенном делании. Его краткие наставления содержали в себе духовную силу, возгревали в братии ревность ко спасению и укрепляли в уповании на великую милость Божию и Его спасительное руководство. Подвиг старца Симона был отмечен особым наградным крестом от Владыки Амвросия. Схимонах Симон всю свою жизнь посвятил делу покаяния и молитвы к Божией Матери, поклонению ее иконам по всему миру. Тысячи икон Божией Матери — это тысячи явлений Ее людям в самых разных местах. Схимонах Симон создал книгу покаяния по 10 Заповедям и книгу грехов «Хула на Духа Святаго», оставил свои духовные поучения, как угодить Богу. Под его духовным руководством были созданы две обители для монашествующих и желающих принять монашество, где в настоящее время живут и спасаются православные. Не удивительно, что подвиг юродства Христа ради, терпя скорби и унижения, начался с детства и продолжался всю его жизнь под Небесным Покровом и заступлением Пресвятой Богородицы. Этому терпению и смирению старец обучал всех своих духовных чад. Где нет скорби, там нет и спасения. Ничего ценного не бывает достигнуто без скорбей. Надо к ним привыкать, чтобы через некоторое время они уже не казались скорбями. Схимонах Симон писал: «Каким бы путем не шел человек, он не может избежать скорби, боли физической или духовной. Все заключается в том, принимаем мы их как из рук Господних или сопротивляемся отчаянно. В первом случае они будут спасительны, а во втором они ввергнут душу в безпросветное уныние».

Оказывается Онегин замечательно переводил на русский песни Битлз… и не только их

Баку. Азербайджанская ССР. Жаркий день 4 июня 1937 года. В семье Гаджикасимовых родился мальчик. В этот год отмечалось 100-летие со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина. Мать малыша, Махтабан-ханум, знаток русской литературы и поэзии, решила дать сыну имя в честь своего любимого литературного героя — Евгения Онегина. Никто не мог предположить, что этот ребенок в будущем станет известным советским поэтом-песенником, автором стихов множества популярных песен, а закончит свой жизненный путь иеросхимонахом Оптиной пустыни.

В советской эстраде существовал забавный «перекос» – все знали композиторов замечательных мелодий, но авторы текстов (за исключением, пожалуй, Ильи Резника) почему-то всегда задвигались на задний план. Даже их имена в нотных альбомах и на пластинках писались после имен авторов мелодии.

Давайте проверим меня, если я не прав… Вот, кто автор слов известнейших хитов советской эпохи «Восточная песня», «Алешкина любовь», «Позвони» и «Портрет работы Пабло Пикассо»? И…? А ведь пластинки выходили многомиллионными тиражами, например, «Алёшкина любовь» установила рекорд 16 млн. проданных экземпляров. Эх, сложно вспомнить то, чего не знал. Тексты этих шлягеров написал Онегин Юсиф оглы Гаджикасимов.

Онегин долгое время плодотворно сотрудничал известным советским композитором из Азербайджана Поладом Бюль-Бюль оглы, сочиняя тексты для его мелодий.

Гаджикасимов обладал удивительным талантом – он мог написать русский текст на любой западный шлягер, при этом Онегин четко придерживался ритмического рисунка и смысловой нагрузки оригинала. Если, к примеру, у кого-то из исполнителей или художественных руководителей ВИА возникала идея перепеть хит западной звезды, то одним из вариантов было исполнить его на русском. В таких случая худсовет смотрел на песню не столь пристально и, зачастую, допускал её к исполнению перед публикой или записью на пластинке. В 70-х даже вопроса не стояло «Кто?» — все знали, что лучше Гаджикасимова никто не адаптирует текст на «великий и могучий».

К середине 80х годов О. Гаджикасимов считался, по советским меркам, весьма обеспеченным человеком и находился на пике своей карьеры… Как вдруг, в 1985 году он принял православие, бросил все и ушел в монастырь, а в 1991 году был пострижен в монашество. Покинул сей бренный мир иеросхимонах Оптиной пустыни 30 июня 2002 года. Похоронен на кладбище села Лямцино Домодедовского района Московской области.

Предлагаю послушать на Завалинке хиты западных исполнителей, где русские тексты для отечественных исполнителей написал гениальный поэт-песенник Онегин Гаджикасимов:

Валерий Ободзинский — Девушка — (Д. Леннон/П. Маккартни)

ВИА «Весёлые ребята» — Анжелина (L. Prima)

Валерий Ободзинский — «Где же ты?» (песня из репертуара Джо Дассена – «L’ete indien»)

Валерий Ободзинский — Карнавал (К. Свобода)

Виктор Беседин — Жених (Г. Малгони)

Стахан Рахимов — Эмина (турецкая народная песня)

Муслим Магомаев — Лайла (Л. Рид, Б. Мейзон)

Нина Пантелеева — Птицы летят на юг (А. Заберски) .

Об иеросхимонахе Симоне (Гаджикасимове)

Иеросхимонах Симон (Гаджикасимов) «Не может быть! По меньшей мере, странно! Возможно, он принял это решение в порыве эмоций! Возможно, под действием импульса!» Именно так, отказываясь понимать, все тогда «рассуждали». Это сейчас некоторые из тех, кто знал его в те годы, готовы снять кавычки и действительно рассудить, попытаться понять. Но те, кто так и остался в той, прошлой для него, жизни, никогда не поймут.

Даже многие из паствы, не имея представления о том, кем он был до крещения, узнав, давались диву и, может быть, так же, как и те, кто оставался по ту сторону, в прошлом – в их общем прошлом и с ним прежним, до конца поймут его не скоро.

Можно подумать, речь идет об отчаявшемся человеке, потерянном для друзей, бесславно забытом, или о том, кто ушел – и сделал это самым безрассудным образом. Так, именно так мы склонны воспринимать людей, которые в одночасье лишают себя славы, денег, имущества и даже возможности быть сытым и в тепле. Почти как самоубийц. Но он ушел спасаться. Спасать тех, кого любил.

Православие иеросхимонах Симон, на то время в миру Онегин Гаджикасимов, принял в 1985 году. В возрасте 49 лет. Вскоре состоялся и постриг. Подвиг этот разрубил навсегда не только жизнь его на «до» и «после», но родных и друзей разделил на тех, кто «за» и кто «против».

Для того чтобы понять, кем он стал, важно знать, кем был. Слава и деньги сыпались как из рога изобилия. Статный, спортивный, красивый, любимец богемы 60–80-х годов прошлого столетия. Он приехал в Москву из Баку в 17 лет. Перспективный, талантливый и обаятельный поэт, создававший также и тексты к песням прославленных эстрадных композиторов. Его романтичная, лирическая поэзия пришлась по вкусу даже режиму того времени. Что уж говорить о советском человеке, у которого нарочитый патриотизм был на завтрак, обед и ужин. На смену идеологическим текстам песен пропагандистского характера приходят сонеты, баллады о любви О. Гаджикасимова.

Исламское происхождение Онегина во многом предопределяло его судьбу. Это был потомок прославленного иранского рода, что в каком-то смысле диктовало условия жизненной миссии. Его предками были муллы, дипломаты, политики, юристы, литераторы, врачи. Для любого восточного человека связь с предками неразрывна. Мусульманская культура, передавая из поколения в поколение дух, навыки, ориентиры, обязывает детей поддерживать и продолжать дело отцов. Полагаю, ислам в своем роде единственная религия, определяющая этнос и образ или даже смысл жизни в нем. Вот почему отказ от религиозной принадлежности мусульман словно обескровливает, лишает связи с предками, уничтожает традиции.

Человек, теряя богатства, мог бы надеяться на родных и друзей. Но когда лишаешься возможности рассчитывать и на близких, никого, кроме Бога, больше не остается. Тем самым возникает христианская форма потерь и форма действий – ради Бога. Найти силы разорвать связь с тем, что веками накапливали и создавали предки, а потом воплотилось в тебе, означало уничтожить память о себе, а в себе – то, что было до тебя. Предстояло расставаться и с имуществом, комфортом. Он никогда не знал того Бога, Которого принял сейчас. Генетическая память его предков всегда работала на борьбу с христианством. Невероятно для осознания и беспрецедентно в XX век. Подобные подвиги совершали в период раннего христианства. Случаи крещения мусульман случались, но в наши дни, тем более в эпоху социализма и приближающегося капитализма, а в реальности – в период разрушения и хаоса, это выглядело, по меньшей мере, дико. Что заставило его обратиться к христианству, а в скором времени уйти в монастырь? Не думаю, что смогу дать полный ответ на этот вопрос. Вероятно, поиск истины. Но очевидно – Промысл Божий. Возможно, нам не дано понять многое из того, что происходит с нами и вокруг, но ясно: любые перемены олицетворяют Господа, проявление Его воли.

Поэт Онегин Гаджикасимов В какой-то момент Онегин стал остро ощущать одиночество, интриги, зависть. Все это вполне в духе той среды, в которой он жил, и сопровождает публичный успех. Любой человек, искушенный славой или даже не прославленный, но подорванный отсутствием морали, смысла, подменой понятий, проходя через все те двери, которые якобы распахиваются на его пути, видит вовсе не то, чего жаждет душа как индикатор истины, и, вероятно, имеет возможность впасть в уныние. Но Господь не оставляет жаждущих истины. Готовый искать свое место, Онегин теряется из виду тех, кого знал, путешествует, ищет себя. Возникает потребность в изучении религиозной литературы, духовных практик. На глаза ему попадается издание Библии. Невозможно в это поверить, но человек неподготовленный, совершенно далекий по внешним признакам от глубоких да и воцерковленному человеку не всегда понятных библейских текстов осилил все главы в три дня. Когда он окончил читать, перестал видеть. Фактически ослеп. Зрение восстановилось три дня спустя. Но именно в тот момент, по его признанию, когда внешнее зрение было потеряно, открылось внутреннее.

Через два года после крещения он решает ехать в монастырь и принимает монашеский сан с именем Силуан. Там, в молитвенном подвиге и тяжком труде, проводит некоторое время. У отца Силуана никогда не было прихода, и настоятелем он не был. Но невероятный труд, постоянный подвиг – все это совершенствовало его, и уже он сам представлял собой храм души своей, вмещавшей огромное количество любви, людей, духовных сил и доброты. Возможно, в тот момент, когда он принимает решение подвизаться как монах, находясь в уединении, сам не осознавая того, встает на этот путь ради тех, кого ему только предстоит повстречать. Ради тех, кто так нуждался именно в его молитвах, наставлениях и просто заботе. Обладая невероятной мощью характера, своим примером и умением понимать любого приходящего к нему и просящего о помощи, отец Силуан укреплял в вере. На моей памяти никогда и никто не говорил о Боге с такой любовью. Это было на грани откровения. О любви он учил всегда, и главным образом выделял ту самую любовь и милосердие. Но величайшего благоговения исполнялся в тот момент, когда говорил о Боге. Временами, поучая в наставлениях, отец Силуан мог быть суров и даже, казалось, строг сверх меры, но сила, с которой он жалел, превышала ту меру в разы. Трепетная и трогательная была его любовь. Потому и истинная. Та, которую так боишься потерять.

Внешне отец Силуан обладал невероятной статью. Высокий, борода и длинные волосы с благородной сединой. И всегда бедно и, как мне казалось, холодно одет. Запомнились и стоптанные сапоги огромного размера. Кажется, они были у него одни. Впрочем, внешнее впечатление производили только две вещи – осанка и взгляд. Смотрел он чаще внутрь себя, но когда останавливал свой взгляд на мне, все нутро освещал. Видел насквозь. Страх и интерес бежали от меня к нему наперегонки. Возможно, подобные ощущения испытывала только я. Как правило, так случается с теми, кому есть чего бояться. Но, кроме всего прочего, сильнее была защита, которую он давал своей заботой, равносильным участием в решении самых сложных и самых малых проблем жизни. С любовью и терпением бесконечно повторял простые истины. Ведь это то, что в суете и за бытовыми заботами захламляет основы христианства.

Последние годы своей жизни и почти все время монашества он проповедовал. Он всегда был открыт для любой аудитории. Проповеди были разными. Образованный, эрудированный, он прекрасно ориентировался не только в духовных вопросах, но и в науке, медицине, искусстве и был во многом просветителем как для верующих христиан, так и для светских людей. И его ждали одинаково как на пресс-конференциях, так и в маленьких деревенских храмах.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Jo-Ann Онегин Гаджикасимов- ДВЕ ЖИЗНИ…


Вот уже почти неделю я под впечатлением от открытия для себя этого имени…
«….Я думаю, что все мы, кому за сорок или около сорока,
провели своё детство, можно сказать, «под знаком Гаджикасимова»,
хотя, наверное, в своё время мало кто знал
(а теперь вряд ли и вообще кто подозревает), кому именно
мы обязаны этими пленительными и пряно-ароматными песнями,
которые сопровождали нас с детства ,и при первых звуках которых мы, даже и в самые нежные наши годы, восторженно открывали рты и в восхищении замирали в предчувствии непонятно чего…
Ну да, и «Эти глаза напротив», и «Алёшкина любовь»
(«Говорят, что некрасиво-некрасиво-некрасиво отбивать
девчонок у друзей своих…»), и «Падает ли снег, льёт ли тёплый дождь»,
и, одна из самых моих любимых, «Позвони мне, позвони»
(из кинофильма «Карнавал»), и ещё десятки других, иные из которых
теперь бессовестно перепевает всякая эстрадная шелупонь,
наверняка не задаваясь вопросом об авторских правах,
— это всё Гаджикасимов, Онегин Гаджикасимов,
поэт, сценарист и прочая, и прочая.
В 60-70-х эти песни звучали свежо, смело, изысканно,
донося дух и аромат неизвестного нам Востока;
это был ветер то ли его родного Каспия, которым он надышался
ещё в детстве, то ли ещё более дальних и более древних
морей и рек…»
Ольга Щёлокова
Прикрепленное изображение
Иеросхимонах Симон (в миру Оне́гин Юси́ф оглы́ Гаджикаси́мов; 4 июня 1937, Баку — 30 июня2002, Оптина пустынь) — советский поэт-песенник, автор стихов множества популярных песен, впоследствии иеросхимонах Оптиной пустыни
.
Об Онегине снят документальный фильм «Храм для Онегина. После славы»
Родители принадлежали аристократическим семействам, давшим множество известных в истории и культуре Азербайджана политиков,юристов, врачей, литераторов.
Отец — Юсиф-бей Гаджикасимов (1892—1960), окончил юридический факультет Московского университета.
Мать — Махтабан-ханум Гаджикасимова (1905—1980), знаток русской литературы и поэзии.
В год рождения сына отмечалось 100-летие со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, и сын был назван в честь любимого героя матери — Евгения Онегина.
Младший брат Онегина, родившийся в 1942 году (в год 800-летия великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви),
был назван именемНизами.
Онегин окончил Литературный институт имени Горького в Москве,
став затем одним из самых популярных поэтов-песенников СССР 1960—1980-х годов.
Песни на его стихи написаны известными композиторами и исполнялись популярными певцами.
Онегин Гаджикасимов также известен, как переводчик на русский язык множества зарубежных песен.
В 1985 году принял православие.
В 1988 году стал иеросхимонахом Симоном моныстыря Оптина пустынь.
Скончался 30 июня 2002 года.
Похоронен на кладбище села Лямцино Домодедовского района Московской области
Прикрепленное изображение
Вот такая биография…..
Посмотрите этот ролик….кому не жалко будет 43 минуты своей жизни…..
Можно пересказать… но стоит ли….
Лучше рассказать о нем невозможно….
Онегин Гаджикасимов — поэт и христианин
http://www.youtube.com/watch?v=1G-PdRHa_N0
Песни на слова Онегина Гаджикасимова (в скобках — автор музыки):
 Ах, любовь, любовь — (А. Бояджиев) Нина Пантелеева
 Арба — (А. Двоскин) Алла Иошпе и Стахан Рахимов
 Балалайка — (А. Колл) Эмиль Горовец
 Еще вчера — (Ю. Антонов) Юрий Антонов
 Будьте счастливы — (А. Бабаджанян) Ара Бабаджанян
 Бэмби — (В. Шаинский) Ирма Сохадзе
 Вдохновение — (А. Мажуков) ВИА «Музыка»
 Верю в тебя (А. Зацепин) Алла Пугачёва
 Веточка вишни — (Х. Огава) Эмиль Горовец
 Влюбился я — (П. Бюль-Бюль оглы) Алибек Днишев
 Восточная песня — (Д. Тухманов) Валерий Ободзинский
 Всё начинается с тебя — (А. Мажуков) Нина Бродская
 Всё прошло — (П. Бюль-Бюль оглы) Полад Бюль-Бюль оглы
 Говорят, я некрасивый — (Е. Птичкин) Владимир Нечаев
 Горсть земли — (Р. Гаджиев) Рашид и Рашида Бейбутовы
 Дельфины — (А. Двоскин) Эмиль Горовец
 Дождь — (И.Гранов) Роксана Бабаян — победа на фестивале в Дрездене (1976)
 Дождись меня — (П. Бюль-Бюль оглы) Полад Бюль-Бюль Оглы
 Дождичек — (З. Бинкин) Ирина Бржевская
 Дождь и я — (Р. Майоров) Валерий Ободзинский
 Дождь и я — (Р. Майоров) Евгений Головин
 Дождь и я — (Р. Майоров) Эмиль Горовец
 Дождь и я — (Р. Майоров) Олег Ухналёв
 Дорожная — (А. Зацепин) Аида Ведищева
 Дорожная — (А. Зацепин) Алексей Секацкий
 Жених — (Малгони) Виктор Беседин
 Загляни в мой сон — (П. Бюль-Бюль оглы) Полад Бюль-Бюль оглы
 Запоздалое письмо — (Э. Салихов) Вадим Мулерман
 Золотое танго — (А. Бабаджанян) Ара Бабаджанян
 Золотое танго — (А. Бабаджанян) Иосиф Кобзон
 Золотое танго — (А. Бабаджанян) Георгий Минасян
 Золотое танго — (А. Бабаджанян) Карен Мовсесян
 Золотое танго — (А. Бабаджанян) Гаянэ Оганесян
 Иволга — (А. Мажуков) Валентина Толкунова
 Карнавал — (К. Свобода) Ренат Ибрагимов
 Колдунья — (Р. Майоров) Аида Ведищева
 Край любимый — (П. Бюль-Бюль оглы) Полад Бюль-Бюль оглы
 Лайла — (Л. Рид, Б. Мейзон) Муслим Магомаев
 Ледоход — (Ю. Милютин) Ирина Бржевская
 Лунная серенада — (А. Зацепин) Муслим Магомаев
 Магнит — (В. Пильщиков) Тамара Миансарова
 Мир без тебя — (Р. Гаджиев) Рашид и Рашида Бейбутовы
 На качелях — (Е. Мартынов) Евгений Мартынов
 Наташа и я — (Перевод с польск. Богуслав Крынчик) Юрий Петерсон (ансамбль «Весёлые ребята»)
 Наше танго — (В. Хорощанский) ВИА «Оризонт»
 Не гадайте, девочки — (Р. Майоров) Алла Савенко
 Не грусти пожалуйста — (Ю. Антонов) Юрий Антонов
 Не ревнуй — (П. Бюль-бюль оглы) Геннадий Каменный
 Не спорь со мной — (В. Шаинский) Алла Пугачёва
 Ну, кому какое дело — (Р. Майоров) Нина Бродская
 Обида — (В. Хвойницкий) Валерий Ободзинский
 Память — (Годе) Валентин Будилин
 Первая весна — (А. Зацепин) Аида Ведищева
 Первое танго — (С. Мелик) Мария Кодряну
 Песня о Душанбе — (А. Зацепин) Аида Ведищева
 Песня о Свердловске — (Б. Карамышев) Владимир Трошин
 Песня-чайка — (В. Хвойницкий) Валерий Ободзинский
 Подожди — (С. Мелик) Валерий Ободзинский
 Прости, любимая — (Г. Месколи) Эмиль Горовец
 Птицы летят на юг — (А. Заберски) Нина Пантелеева
 Пусть будет, что будет — (С. Адамо) Эмиль Горовец
 Разговор птиц — (П. Бюль-Бюль оглы) Лариса Мондрус, Муслим Магомаев и Полад Бюль-Бюль оглы
 Разговор птиц — (П. Бюль-Бюль оглы) Людмила Сенчина, Сергей Захаров и Полад Бюль-Бюль оглы
 Речка вспять не побежит — (Р. Майоров) Вероника Круглова
 Руки прочь от Вьетнама — (Б. Карамышев) Наталья Бродягина
 Сон в дороге — (Б. Савельев) Владимир Макаров
 Спасибо тебе, море — (Б. Терентьев) Валерий Ободзинский
 Старая мельница — (В. Купревич) Муслим Магомаев
 Старые часы — (Б. Савельев) Аида Ведищева
 Счастье с нами рядом — (П. Бюль-Бюль оглы) Полад Бюль-Бюль оглы
 Ты и я — (Э. Шварц) Лариса Мондрус
 Фиалки — (П. Бюль-Бюль оглы) Геннадий Каменный
 Фиалки — (П. Бюль-Бюль оглы) Муслим Магомаев
 Фиалки — (П. Бюль-Бюль оглы) Валерий Ободзинский
 Чарльстон — (В. Рубашевский) Ирина Бржевская
 Эмина — (Турецкая н.п) Стахан Рахимов
 Я буду ждать тебя — (А. Зацепин) Аида Ведищева
 Записка — (С.Дьячков) Весёлые Ребята, Синяя птица.
 Алёшкина любовь — (С. Дьячков) Веселые ребята
 Анжелина — (L. Prima) Веселые ребята
 На чем стоит любовь — (О. Иванов) Веселые ребята
 Первая любовь — (С. Дьячков) Веселые ребята
 Сон (Портрет) — (А. Шпильман) Веселые ребята
 Скачет ковбой — (П. Слободкин) Веселые ребята
 Тебе всё равно — (О. Иванов) Веселые ребята
 Взявшись за руки вдвоем — (М. Долган) Веселые ребята
 Страдание (Имя твое нежное) — (Д. Тухманов) Веселые ребята
А вот некоторые воспоминания о нем…для тех, кто не смог посмотреть ролик….
«….Больше всего меня потряс поступком мой добрый знакомый Онегин Гаджикасимов.
Я его часто вспоминаю, когда думаю о тайных, непостижимых извивах человеческой души.
Онегин писал великолепные стихи, многие из них легли в основу песен, которые были очень популярны в стране.
Он никогда не писал песни о партии и о том, как прекрасно
всем живется под ее мудрым руководством.
У него были песни лирические, очень человеческие.
Некоторые из них до сих пор исполняются по радио.
Вот, например, «Эти глаза напротив» в исполнении Валерия Ободзинского.
В то время песни Онегина пела вся страна.
По тем временам, кстати, он был несусветно богатым человеком.
Во всех ресторанах от Москвы и до самых окраин исполняли его песни,
за каждое исполнение отчислялись копейки, которые потом вливались в бурный денежный поток.
И в эфире его песни звучали часто, благо Онегин заведовал отделом концертов по заявкам Всесоюзного радио.
Он писал сценарии, по которым ставились телесериалы, он везде успевал.
Такого жизнелюба, любителя поесть и выпить, я не встречал больше никогда.
Он обожал женщин, устоять перед ним было невозможно.
Он был огромным, добрым, очень обаятельным, невероятно эрудированным и мягким в общении.
Щедрость его была неописуемой, словом, настоящий кавказский мужчина, сохранивший в Москве замечательные традиции,
свойственные выходцам из прекрасного уголка на земле.
Уходя от очередной жены, он оставлял ей квартиру и дачу,
а сам жил у знакомых и никогда не терял при этом оптимизма,
ни для кого не был в тягость, все его любили.
Для меня он был добрым и надежным Портосом, который никогда не подведет, поделится последним.
Мы с ним часто жили в одном номере в Доме творчества радио и телевидения в Софрино.
Он меня с утра угощал великолепными фруктами и коньяком и очень критиковал за то, что я человек непьющий.
Мне нередко приходилось гулять, чтобы не мешать общению Онегина с замечательными представительницами прекрасного пола.
Мы все, мужчины, готовы душу заложить за прекрасных дам.
Но Онегин в этом смысле был для всех его знакомых замечательным — и недостижимым — примером.
А как он любил поесть, как разбирался в сортах вин!
Нет, воистину мне не доводилось в жизни встречать такого раскованного жизнелюба, такого потрясающе обаятельного человека, как Онегин. «
Михаил Бузукашвили (Нью-Йорк)
Очень много информации о судьбе этого человека на страничке В контакте :
Русский поэт Онегин Гаджикасимов (в монашестве — Симон)
Автор — Василий Иванов-Ордынский
http://vk.com/topic-10399682_23281724
Для тех, кому некогда посмотреть тот фильм о поэте — песеннике , предлагаю отдельно видеоролики с песнями на его стихи…
Юрий Антонов-Еще вчера
http://www.youtube.com/watch?v=tSoEz8DPu2o
Валерий Ободзинский – Восточная песня
http://www.youtube.com/watch?v=DWnCkB4w9qI…feature=related
ЛУННАЯ СЕРЕНАДА — Муслим Магомаев
http://www.youtube.com/watch?v=OrdwwojqLF8…feature=related
Евгений Мартынов – На качелях
http://www.youtube.com/watch?v=GbrTvc0MHuc
ВИА Веселые ребята Алешкина любовь.
http://www.youtube.com/watch?v=acGrz1IOxlE…feature=related
Лариса Мондрус — Ты и я
http://www.youtube.com/watch?v=eyXHXdceen8
РЕНАТ ИБРАГИМОВ — Карнавал
http://www.youtube.com/watch?v=Y9WzOpz1Phg
Роксана Бабаян Дождь
http://www.youtube.com/watch?v=EY8IHpU-eVA
Ирма Сохадзе – Бэмби
http://www.youtube.com/watch?v=04hUludIIfk
Полад Бюль-бюль Оглы — Всё прошло
http://www.youtube.com/watch?v=kyNi0FgZjIE
Олег Ухналев. — Дождь и я
http://www.youtube.com/watch?v=tPTFV3Qt1bU
Перейти в начало страницы
статья Кетевана Циклаури об Онегине Гаджикасимове
«»Не может быть! По меньшей мере, странно!
Возможно, он принял это решение в порыве эмоций!
Возможно, под действием импульса!»
Именно так, отказываясь понимать, все тогда «рассуждали».
Это сейчас некоторые из тех, кто знал его в те годы,
готовы снять кавычки и действительно рассудить, попытаться понять.
Но те, кто так и остался в той, прошлой для него, жизни,
никогда не поймут.
Даже многие из паствы, не имея представления о том,
кем он был до крещения, узнав, давались диву и,
может быть, так же, как и те, кто оставался по ту сторону, в прошлом
– в их общем прошлом и с ним прежним, до конца поймут его не скоро.
Можно подумать, речь идет об отчаявшемся человеке,
потерянном для друзей, бесславно забытом, или о том,
кто ушел – и сделал это самым безрассудным образом.
Так, именно так мы склонны воспринимать людей,
которые в одночасье лишают себя славы, денег, имущества
и даже возможности быть сытым и в тепле.
Почти как самоубийц.
Но он ушел спасаться.
Спасать тех, кого любил.
Православие иеросхимонах Симон, на то время в миру Онегин Гаджикасимов, принял в 1985 году.
В возрасте 49 лет. Вскоре состоялся и постриг.
Подвиг этот разрубил навсегда не только жизнь его на «до» и «после»,
но родных и друзей разделил на тех, кто «за» и кто «против».
Для того чтобы понять, кем он стал, важно знать, кем был.
Слава и деньги сыпались как из рога изобилия.
Статный, спортивный, красивый, любимец богемы 60–80-х годов
прошлого столетия.
Он приехал в Москву из Баку в 17 лет.
Перспективный, талантливый и обаятельный поэт,
создававший также и тексты к песням прославленных эстрадных композиторов.
Его романтичная, лирическая поэзия пришлась по вкусу даже режиму того времени.
Что уж говорить о советском человеке, у которого нарочитый патриотизм был на завтрак, обед и ужин.
На смену идеологическим текстам песен пропагандистского характера приходят сонеты, баллады о любви О. Гаджикасимова.
Исламское происхождение Онегина во многом предопределяло его судьбу. Это был потомок прославленного иранского рода,
что в каком-то смысле диктовало условия жизненной миссии.
Его предками были муллы, дипломаты, политики, юристы, литераторы, врачи.
Для любого восточного человека связь с предками неразрывна.
Мусульманская культура, передавая из поколения в поколение дух,
навыки, ориентиры, обязывает детей поддерживать и продолжать
дело отцов.
Полагаю, ислам в своем роде единственная религия,
определяющая этнос и образ или даже смысл жизни в нем.
Вот почему отказ от религиозной принадлежности мусульман словно обескровливает, лишает связи с предками, уничтожает традиции.
Человек, теряя богатства, мог бы надеяться на родных и друзей.
Но когда лишаешься возможности рассчитывать и на близких,
никого, кроме Бога, больше не остается.
Тем самым возникает христианская форма потерь и форма действий
– ради Бога.
Найти силы разорвать связь с тем, что веками накапливали и создавали предки, а потом воплотилось в тебе, означало уничтожить память о себе,
а в себе – то, что было до тебя.
Предстояло расставаться и с имуществом, комфортом.
Он никогда не знал того Бога, Которого принял сейчас.
Генетическая память его предков всегда работала на борьбу с христианством.
Невероятно для осознания и беспрецедентно в XX век.
Подобные подвиги совершали в период раннего христианства.
Случаи крещения мусульман случались, но в наши дни,
тем более в эпоху социализма и приближающегося капитализма,
а в реальности – в период разрушения и хаоса,
это выглядело, по меньшей мере, дико.
Что заставило его обратиться к христианству, а в скором времени
уйти в монастырь?
Не думаю, что смогу дать полный ответ на этот вопрос.
Вероятно, поиск истины.
Но очевидно – Промысл Божий.
Возможно, нам не дано понять многое из того, что происходит с нами и вокруг, но ясно: любые перемены олицетворяют Господа,
проявление Его воли.
В какой-то момент Онегин стал остро ощущать одиночество,
интриги, зависть.
Все это вполне в духе той среды, в которой он жил,
и сопровождает публичный успех.
Любой человек, искушенный славой или даже не прославленный,
но подорванный отсутствием морали, смысла, подменой понятий,
проходя через все те двери, которые якобы распахиваются на его пути, видит вовсе не то, чего жаждет душа как индикатор истины,
и, вероятно, имеет возможность впасть в уныние.
Но Господь не оставляет жаждущих истины.
Готовый искать свое место, Онегин теряется из виду тех,
кого знал, путешествует, ищет себя.
Возникает потребность в изучении религиозной литературы,
духовных практик.
На глаза ему попадается издание Библии.
Невозможно в это поверить, но человек неподготовленный,
совершенно далекий по внешним признакам от глубоких да и воцерковленному человеку не всегда понятных библейских текстов
осилил все главы в три дня.
Когда он окончил читать, перестал видеть.
Фактически ослеп.
Зрение восстановилось три дня спустя.
Но именно в тот момент, по его признанию, когда внешнее зрение было потеряно, открылось внутреннее.
Через два года после крещения он решает ехать в монастырь
и принимает монашеский сан с именем Силуан.
Там, в молитвенном подвиге и тяжком труде, проводит некоторое время.
У отца Силуана никогда не было прихода, и настоятелем он не был.
Но невероятный труд, постоянный подвиг – все это совершенствовало его,
и уже он сам представлял собой храм души своей,
вмещавшей огромное количество любви, людей, духовных сил и доброты.
Возможно, в тот момент, когда он принимает решение подвязаться как монах, находясь в уединении, сам не осознавая того,
встает на этот путь ради тех, кого ему только предстоит повстречать.
Ради тех, кто так нуждался именно в его молитвах, наставлениях и просто заботе.
Обладая невероятной мощью характера, своим примером и умением понимать любого приходящего к нему и просящего о помощи,
отец Силуан укреплял в вере.
На моей памяти никогда и никто не говорил о Боге с такой любовью.
Это было на грани откровения.
О любви он учил всегда, и главным образом выделял ту самую любовь и милосердие.
Но величайшего благоговения исполнялся в тот момент,
когда говорил о Боге.
Временами, поучая в наставлениях, отец Силуан мог быть суров
и даже, казалось, строг сверх меры, но сила, с которой он жалел, превышала ту меру в разы.
Трепетная и трогательная была его любовь.
Потому и истинная.
Та, которую так боишься потерять.
Внешне отец Силуан обладал невероятной статью.
Высокий, борода и длинные волосы с благородной сединой.
И всегда бедно и, как мне казалось, холодно одет.
Запомнились и стоптанные сапоги огромного размера.
Кажется, они были у него одни.
Впрочем, внешнее впечатление производили только две вещи
– осанка и взгляд.
Смотрел он чаще внутрь себя, но когда останавливал свой взгляд на мне, все нутро освещал. Видел насквозь.
Страх и интерес бежали от меня к нему наперегонки.
Возможно, подобные ощущения испытывала только я.
Как правило, так случается с теми, кому есть чего бояться.
Но, кроме всего прочего, сильнее была защита,
которую он давал своей заботой, равносильным участием в решении самых сложных и самых малых проблем жизни.
С любовью и терпением бесконечно повторял простые истины.
Ведь это то, что в суете и за бытовыми заботами захламляет основы христианства.
Последние годы своей жизни и почти все время монашества он проповедовал.
Он всегда был открыт для любой аудитории.
Проповеди были разными.
Образованный, эрудированный, он прекрасно ориентировался не только в духовных вопросах, но и в науке, медицине, искусстве
и был во многом просветителем как для верующих христиан,
так и для светских людей.
И его ждали одинаково как на пресс-конференциях,
так и в маленьких деревенских храмах»
Кетеван Циклаури
И ещё материал Елены Мартынюк
«ПО НОЧАМ В ТИШИ Я ПИШУ СТИХИ…»
«»Алешкина любовь» («Говорят, что некрасиво отбивать девчонок у друзей своих…»), «Позвони» («Ты мне вчера сказала, что позвонишь сегодня…»), «Дождь и я» («Желтый дождь стучит по крышам, по аллеям и по листьям…») и многие другие песни, а также несметное количество зарубежных шлягеров в его переводе, ставших достоянием российской культуры, исполнялись в концертах, по радио и ТВ, звучали изо всех окон домов с магнитофонов и проигрывателей, а то и под дворовую гитару… «Я бы взял твои ладони, к ним губами прикоснулся…», «Быть может, ты смеешься над нежностью моей…», «Я тебя назвал самой нежной и красивой;
о, и это правда!»
— сколько трепета в стихах, искренних, как молитва!
Истинно пушкинская распахнутость и благодарность жизни,
какой бы она ни была!
В 60 — 80-х годах XX века Онегин Гаджикасимов был одним из самых популярных и востребованных поэтов-песенников СССР. На его стихи писали известнейшие композиторы тех лет — Давид Тухманов, Александр Зацепин, Арно Бабаджанян, Полад Бюль-Бюль оглы, Сергей Дьячков, Владимир Хвойницкий… Их включали в свой репертуар самые популярные певцы — Валерий Ободзинский, Муслим Магомаев, Рашид и Рашида Бейбутовы, Иосиф Кобзон, Алла Йошпе и Стахан Рахимов, Вадим Мулерман, Лариса Мондрус, Эмиль Горовец, Ирина Бржевская, Ольга Пирагс…
Такая глыба песенного творчества!
Но мы практически ничего не знаем о нем,
заслужившем людскую любовь и оставшемся без вести ушедшим.
Как пишет племянница Онегина Юсиф-оглы — Нигяр (Ника) Гаджикасимова, «фамилия «Хаджи-Гасымов» в русской версии звучит как «Гаджи-Касимов» и… берет начало от нашего предка Касима (по-азербайджански — Гасыма), совершившего паломничество в Мекку, которое должен совершить каждый правоверный мусульманин.
После паломничества, официально называемого «хадж»,
перед именем ставится «хаджи»…
Семья наша по праву считается носительницей дворянской фамилии (отчет идет от XVI века).
Дядя Гена (Онегин)… учился в одной из центральных школ Баку… учился хорошо, правда,… писал пародии на педагогов, в связи с чем дедушку не раз вызывали в школу».
Онегин Гаджикасимов был красив, высок, широкоплеч, с вьющимися иссиня-черными волосами, пользовался дружбой и симпатией ровесников.
Четыре года прослужил в армии в военно-морском флоте.
Поступил в Москве в Литературный институт имени Горького.
Говорил и писал по-русски безупречно — образно, изысканно, поэтично,
знал тюркские наречия.
Слава не заставила себя ждать.
«Я хорошо помню, — продолжает Ника, — как с приездом дяди Гены в доме появлялись певцы, композиторы, режиссеры, поэты:
все что-то бурно обсуждали, смеялись, четко стучала пишущая машинка (это дядя Гена писал стихи или сценарии).
Бывало, что и ругались в пылу обсуждения какой-то роли или песни… одним словом, — люди искусства.
Папа и дядя Гена любили вкусно и много поесть, и моя мама — настоящий ас в этом деле — готовила потрясающие блюда.
Папа и дядя Гена были веселыми, шумными и гостеприимными людьми. Собирались обычно у нас дома большими компаниями;
вокруг всегда раздавался хохот (это дядя Гена кого-то пародировал или папа рассказывал какую-нибудь смешную историю…
Дядя Гена меня любил очень сильно: видимо, он хотел дочку,
а у него сплошь и рядом были мужчины: три брата и два сына.
Я еще очень похожа на бабушку, и он плакал, когда смотрел на меня…»
«…По душе и культуре О. Гаджикасимов считал себя вполне русским,
причем именно православным русским, прекрасно осознавая всю трагичность положения «чужого среди своих, своего среди чужих»,
— пишет литератор Ольга Щелокова (Газизова),
знавшая его уже отцом Силуаном.
«…В 1985 году, — продолжает Ника, — дядя Гена приехал совершенно другим (как мы позже поняли, он принял крещение и переосмыслил всю свою жизнь).
…Хочется отметить, что в нашей семье не было и намека на религиозность, будь то мусульманская или христианская.
Сами понимаете: люди искусства далеки от набожности, особенно принимая во внимание тот факт, что речь шла о «совковых» 70-х — 80-х.
Поэтому нетрудно представить, что пережил мой отец,
когда в один прекрасный летний день 1985 года дядя Гена приехал в Баку с Библией в руках и странными по тем временам умозаключениями.
Мой папа, я так понимаю, пережил колоссальный стресс.
Человек, которого он боготворил, которым дышал, вдруг заговорил на другом языке (я имею в виду, что это был тот же, русский, язык, но многие дядю Гену не понимали …)
Папа, конечно, как и принято, все так же любил и уважал своего старшего брата, но главное было утеряно безвозвратно:
дружба и взаимопонимание.
…Дядя Гена, ничего не объяснив, вдруг порвал со всеми всякие отношения и исчез.
Мы пытались его найти через его жену Татьяну, но она, рыдая в трубку, сказала:
«Он ушел, все бросил. Я ему сказала: «Как мне жаль тебя!»,
а он взглянул на меня и сказал:
«Это мне вас жаль, вы ничего не поняли и не понимаете».
«А что такое произошло в 1985 году?
Что было причиной его обращения? — рассуждает Ольга Щелокова.
— Тайна сия велика есть… к этому времени у него накапливалось ощущение… неправильной жизни…
И своей собственной, и жизни вообще.
Своей, потому что… все в жизни вроде было:
и слава, и любовь, и благополучие, и признание,
и возможность жить по-богемному вольготно, и ни в чем не нуждаться…
Все было, но ничего нового, более вдохновляющего, не предвидится… середина 80-х — это было время какого-то гигантского разлома и разлада
во всем и, прежде всего, в общественном сознании…
это было понятно ему, человеку сейсмографической, так сказать, чуткости…
Сознание всеобъемлющей, катастрофической пустоты того «мира искусства», в который он когда-то стремился и в котором потом так блистал,
— это сознание было в нем мощным и властным.
Но тех людей из него, которых он любил и ценил,
ему было искренне жаль».
В 1985 году Онегин Юсиф-оглы Гаджикасимов принял православие, а в 1988-м стал иеросхимонахом Симоном (Силуаном) моныстыря Оптина пустынь.
«Человек, который всю жизнь был остроумнейшим весельчаком, душой любой компании, собрался с духом и просто вышел из этой двери,
чтобы войти в другую.
Но в какую? Почему христианство?
Почему православие? — продолжает Щелокова.
— Во-первых, как это ни странно, Гаджикасимов невероятно, без всякой меры … любил Россию.
Как профессиональный музыковед, он очень хорошо знал русский песенный фольклор…
И не просто знал, но и любил — с неумеренной восторженностью.
Кроме того, у него еще в юности сложилось какое-то почти мистическое представление о том, что спасение — только в России…
С каких-то пор он начал все видеть, так сказать, «через призму Троицы»…
Это было логическим завершением и воплощением любви к России…
Однако Гаджикасимов был всегда и во всем — ПОЭТ,
а потому его обращение к Богу и не могло не быть,
при всей его аскетической серьезности, поэтически возвышенным…
Будучи по всему (и по стати, и по характеру, и, главное, по умению нести ответственность) в высшей степени мужчиной,
или даже, в библейском и античном смысле, «мужем»,
в то же время, воспитанный Востоком, где женщины из его рода и, в целом, его традиции были нежны, кротки и восприимчивы, по своей изысканной, тонкой и нежной восприимчивости, чуткости и даже чувствительности он обладал артистично-женственной, но ни в малейшей степени не женоподобной душой…
Как верный сын своего отца, раздавший свои имения и угодья,
Онегин Юсиф-оглы оставил свою квартиру, все до копейки незнакомым людям,
отчего на старости лет …скитался по чужим углам и в буквальном смысле иногда не имел где главу преклонить.
О своих достижениях поэта и композитора он принципиально не говорил;
не хотел, чтобы об этом вспоминали; считал, что все это было пустой тратой времени и т. д., то есть воспринимал себя исключительно религиозным человеком,
к которому прежний не имел ни малейшего отношения.
В общем, все мы — и друзья, и близкие, и родственники — его, каждый по-своему, его «не догоняли».
По-моему, просто он шел слишком быстро…»
Из письма Ники Гаджикасимовой:
«Доходили слухи, что дядя Гена теперь зовется Олегом, потом, что он в Оптиной пустыне,
но никто толком ничего не говорил.
Поэтому я думала, что когда вырасту, то обязательно найду дядю Гену (мне абсолютно было все равно, как его потом звали, какую религию он принял или отверг: я хотела найти своего родного человека).
Я очень любила дядю Гену.
Кстати, за те два последних раза, которые он провел в Баку перед своим исчезновением,
он совершил в душе маленькой девочки своего рода религиозную революцию.
И я из истинной пионерки-атеистки превратилась в верующего человека.
Мне кажется, ведь ребенок настолько чист, что слово Божие легче понять ребенку, чем взрослому человеку.
И поэтому мне хотелось сказать дяде Гене, что я на его стороне,
что я его понимаю, что я безумно скучаю, задать вопрос:
почему он оставил папу? нас? ничего не объяснил?
Оставил тех, кого он любил и кто его любил, без права хотя бы на встречу, на коротенькую переписку?…
Видимо, так ему было легче уйти…»
Воистину, почему «сердце любит, но не скажет о любви своей?»
Завершился земной путь поэта 30 июня 2002 года.
Он погребен на кладбище села Лямцино Домодедовского района Московской области.
В памяти прихожан Онегин Гаджикасимов останется отцом Силуаном.
Но мирскую жизнь он украсил своими песнями.
Они живут и будут жить, потому что божественно прекрасны.
И «грусти не тая», мы называем его, «самым нежным и красивым» поэтом. И это правда!
А на последней церемонии вручения общественной премии «Киноватсон» приз за творчество дедушки получил московский студент Трифон Гаджикасимов.
P. S. Редакция газеты «Азеррос» выражает огромную благодарность Ольге Рашитовне Щелоковой (Газизовой) за помощь в подготовке данной публикации.
Тем, кто интересуется жизнью и творчеством Онегина Гаджикасимова, рекомендуем ознакомиться с дневниковыми записями Ольги Щелоковой (Газизовой) «Эти глаза напротив…» на сайте http://regenta.livejournal.com/59623.html
Подготовила Елена МАРТЫНЮК
Все в мире,
Знай, что все в мире —
И рассвет, и день, закат и ночь,
Боль и радость, смех любви и грусть разлуки —
Начинается с тебя!
И я знаю, что пути странствий
На земле и в облаках, и в синем море
Сквозь годы и сквозь невзгоды
Приведут меня опять к тебе.
То, что мы встретились с тобой, — судьба.
И, значит, суждена нам она была.
Так знай, что где б ни быть мне в пути
странствий —
На земле и в облаках, и в синем море, —
Сквозь годы и сквозь невзгоды
Я приду, приду всегда к тебе.
Онегин Гаджикасимов
Музыка А. Мажукова
Исполняет Нина Бродская
http://www.youtube.com/watch?v=mU3mKRTdkgA
ИСПЫТАЛА ПОТРЯСЕНИЕ СУДЬБОЙ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА…
КОНЕЧНО, ИМЯ ЕГО БЫЛО НА СЛУХУ, НО ЖИЗНЬ ЕГО ОТКРЫЛА ДЛЯ СЕБЯ ТОЛЬКО ЧТО.
ПОСТ ПОЛУЧИЛСЯ,МОЖЕТ БЫТЬ ГРОМОЗДКИЙ,
НО НЕ МОГЛА СОКРАТИТЬ ИЗ ЖЕЛАНИЯ ДОНЕСТИ РОВЕСНИКАМ И ЧУТЬ МОЛОЖЕ, ЭТУ УДИВИТЕЛЬНУЮ СУДЬБУ НАШЕГО ПЕСЕННИКА, СПИСОК НАШИХ ПЕСЕН,ЕГО ИСПОЛНИТЕЛЕЙ…

Автор самых крутых советских шлягеров ушёл в монахи

Онегин Гаджикасимов оставил свою квартиру незнакомым людям и скитался по чужим углам

Совершенно незамеченным прошло в этом году 80-летие со дня рождения знаменитого поэта-песенника Онегина ГАДЖИКАСИМОВА, автора «Алешкиной любви» и «Портрета работы Пабло Пикассо» ВИА «Веселые ребята», «Позвони» Полада БЮЛЬ-БЮЛЬ ОГЛЫ, «Восточной песни» Валерия ОБОДЗИНСКОГО и многих других шлягеров.

Появившийся на свет в Азербайджане в год 100-летия смерти ПУШКИНА и названный матерью в честь любимого героя Александра Сергеевича, Онегин Юсиф оглы в конце 80-х неожиданно для всех порвал со своим прежним окружением и стал монахом в православном монастыре Оптина пустынь. Мы попытались выяснить, что побудило поэта столь радикально изменить свою жизнь.

— Не помню, какой именно был год — 1988-й или 1989-й, зато дату нашей первой встречи с Гаджикасимовым я помню совершенно точно: это было 17 октября, день моего рождения, — поделилась писательница Ольга Щелокова, автор интернет-блога regenta.livejournal.com. — Я тогда жила в новой квартире, куда меня отселили родители по причине наличия у меня малолетней дочери Сашеньки.

Средства на пропитание я зарабатывала трудом внештатного сотрудника отдела писем «Литературной газеты». Но больше всего мне нравилось ходить в церковь. В масштабах прихода Знамения Божией Матери, что у метро «Рижская», я слыла своего рода авторитетом. Со мной водили знакомство многие, в том числе Люда Дрознес по прозвищу Цунами, слывшая в кругах благочестивой публики внештатной осведомительницей.

В молодости, в 50 — 60-е годы, она работала фельдшером, что не мешало ей быть вхожей в тогдашнюю художественно-артистическую богему, однако не в качестве художницы, а в качестве «эффектной женщины», собиравшей на этой ниве разного рода трофеи, о которых из стыдливости умолчим, ограничившись лишь именем Володи Высоцкого, каковой как-то раз, после очередной пьянки, обнаружил в своей комнате эту «эффектную женщину», чем благочестивая Люда очень гордилась.

В те поры уже пенсионерка, хотя и изрядно молодившаяся, она считала нужным меня опекать и регулярно навещала нас с «младенцем Александрой», ее крестницей.

17 октября в мою квартиру позвонили. Открыв дверь, я обнаружила на пороге улыбающуюся Люду с букетом дешевеньких осенних цветов. Рядом с ней стоял высокий широкоплечий мужчина с иссиня-черными и слегка тронутыми сединой длинными, ниже плеч, волосами. В руках он держал гигантского размера арбуз.

Люда сияла, всем своим видом демонстрируя радость от того, что она не хухры-мухры, а, несмотря на свой пенсионный возраст и наличие взрослой внучки, все еще очень даже в состоянии нравиться и иметь в качестве своего спутника такого вот импозантного мужчину.

Так началось мое знакомство с Онегином Гаджикасимовым — в то время уже носившим данное ему при крещении имя Олег, а потом, при пострижении в монашество, принявшим поочередно имена Афанасий, Силуан и Симон.

Онегин с женой Татьяной (1977 г.)

Свидетели последних часов его жизни говорили, что, умирая, он простил всех своих многочисленных врагов и отошел в вечность, по выражению одной его почитательницы, «эфирным старчиком». Я же запомнила его фантастической красоты человеком, настоящим восточным красавцем.

Духовную собранность Олега многие принимали за угрюмость. Но когда он бывал в хорошем и даже игривом настроении, он умел, не изменившись в лице, представлять целые сцены из своей прежней жизни. Вспоминал то ли Кобзона, то ли Магомаева, который, исполняя в ресторане песню со словами: «…проплывает в тумане белая лебедь, подруга весны», вместо «лебедь» спел «лошадь». «Послушай, — сказал ему тогда наш герой, — все-таки лебедь, а?» — «Да какая разница! — отвечал ему певец. — Ресторан ведь. Все равно никто не слушает — что лебедь, что лошадь». Я едва не каталась от смеха.

Олег несколько раз вскользь упоминал о своих братьях, не называя имен и даже не уточняя, что речь шла и о родном младшем брате Низами, и о двух старших, от первого брака матери, Фахри и Фаиге Мустафаевых. Упоминал в том контексте, что «какая разница, что они братья по плоти, если не существует духовного родства».

Но один его рассказ был более подробным. «Ведь я бы запросто мог умереть в младенчестве», — говорил Олег.

В юности наш герой служил на флоте

Его мать с тремя сыновьями — двумя старшими Мустафаевыми и младенцем Онегином — ехала куда-то на поезде. На какое-то время она вышла из купе, а возвратившись, остолбенела: двое старших мальчишек перебрасывались младенцем, как мячом. Трудно сказать, что за этим стояло — то ли неосознанная неприязнь к «чужому» брату, похищавшему у них материнскую любовь, то ли, скорее всего, просто мальчишеский пофигизм. Онегин летал в воздухе каждую секунду, а вагон-то, понятное дело, изрядно трясло — мог упасть и расшибиться. Но Бог не попустил.

Свою последнюю жену Татьяну Олег вспоминал всего раз. «Какое счастье, что теперь мне больше не надо ничего покупать — ни лисьей шапки жене, ни шубы!» — признался он и иронически улыбнулся. А потом добавил, что ему приснился сон, будто он с женой и ее дочерью от предыдущего брака плыл на лодке, они упали за борт, а он, понимая, что бессилен их спасти, поплыл дальше.

В самом первом миньоне группы «Цветы» великолепный Александр ЛОСЕВ сделал хитом его песню «Не надо»

Уже после смерти Гаджикасимова мне довелось общаться с его племянницей Нигяр, дочерью его брата Низами. «Ничего не объяснив, дядя вдруг порвал со всеми всякие отношения и исчез, — рассказывала племянница. — Его жена рыдала: «Он ушел, все бросил». — «Как мне жаль тебя», — сказала ему она. А он взглянул на нее и сказал: «Это мне вас жаль, вы ничего не поняли и не понимаете».

Олег отнюдь не считал любивших его людей бесчувственными болванами, якобы не способными к духовной жизни. С одной стороны, не считал. А с другой — был уверен, что ощущение Бога на пальцах не объяснишь и что чем больше он стал бы объяснять, тем больше росло бы их отчуждение.

Колоссальные доходы

— О своем обращении к Богу Олег никогда подробно не говорил, — продолжает Щелокова. — Рассказывал только, что это ощущение приходило к нему постепенно.

Как я потом узнала от племянницы Гаджикасимова, его отец Юсиф, дворянин по происхождению, в 1905 году вступил в социал-демократическую партию, раздал свои имения и угодья малоимущим и после революции работал в НКВД, но в 40-х годах разочаровался в новой власти и ушел из органов преподавателем латинского языка в Азербайджанский университет.

Эволюция взглядов Юсифа Гаджикасимова имела явные параллели в судьбе его сына. В свое время Онегин тоже был членом партии. Его доходы (от трансляции и издания песен, написанных на его стихи. — М. Ф.) были по советским временам настолько колоссальными, что одни только его ежемесячные партийные взносы равнялись нескольким инженерским зарплатам.

Валерий ОБОДЗИНСКИЙ стал звездой, исполнив его «Girl» (музыка Джона ЛЕННОНА), «Восточную песню», «Солнце не спит», «Спасибо тебе, море» и «Обиду»

Но к концу 80-х у него на счет партии никаких иллюзий уже не осталось. Он никогда не был диссидентом. Просто, как и многие в те годы, не любил «коммуняк» и относился к ним с той брезгливостью, которую я назвала бы эстетической, а не идеологической.

Так что его обращение к вере и церкви имело свои корни. В уверенности, что он начал абсолютно новую жизнь, Олег даже свою квартиру оставил незнакомым людям, отчего на старости лет скитался по чужим углам и в буквальном смысле иногда не имел, где главу преклонить.

Когда Олег собрался идти в монастырь, я, хорошо знавшая нравы русско-советского духовенства, отнеслась к этому довольно кисло и пыталась как можно деликатнее отговорить его от этого шага, который интуитивно казался мне опрометчивым, а в перспективе, возможно, и трагическим. Естественно, он меня не послушал.

Одна дорога

— Я встречал Онегина Гаджикасимова в 1997 году, когда он уже принял монашество, — поведал музыковед Сергей Фролов, один из создателей энциклопедии «Легенды ВИА». — Я тогда устроился работать завхозом на базу отдыха «Космос» в подмосковном Домодедово. Это было легендарное место, куда, по слухам, привозили многих известных людей — от курировавшего строительство аэропорта Лаврентия Берии до опоздавшего на самолет Владимира Высоцкого.

15 июля 1970 года вышел диск «Весёлых ребят» под названием «Алёшкина любовь». В честь его главной песни, написанной на слова ГАДЖИКАСИМОВА. Фирма «Мелодия» в короткий срок продала 14 млн. пластинок! На долгие годы этот шедевр стал матрицей для создания хитов советской поп-музыки

Однажды наш директор-азербайджанец Вагиф Анверович Караев попросил меня съездить на моей «шестерке» за священником. Забирал я его в селе Константиново, где находился так называемый дом путешественника Пржевальского. Сопровождала его женщина в монашеской одежде. Дорога была вся разбитая. Машину сильно трясло и подбрасывало на ухабах. Я извинился перед моими пассажирами за эти неудобства. Священник ответил философски: «Нет у нас дорог плохих. Есть одна наша дорога, которая нам предназначена».

Когда мы приехали к нам на базу отдыха, он зашел в домик к директору и долго с ним общался. А вечером я отвез священника и его спутницу обратно в Константиново. Я и предположить не мог, что возил великого поэта, чьи песни любил с детства. Я даже не знал, как он выглядит. А Вагиф Анверович мне ничего не объяснил.

Спустя несколько месяцев священник снова появился у нас. Его пригласили на день рождения мамы директора, где собралась вся их азербайджанская родня. На этот раз возил его племянник Вагифа Анверовича, который еще удивленно спросил: «Зачем тут русский батюшка?» А я только встречал его и помогал дойти от машины до места празднования.

Для суперзвезды 60-х Аиды ВЕДИЩЕВОЙ он написал «Колдунью», «Не родись красивой», «Первую весну», «Старые часы» и «Я буду ждать тебя»

Как мне показалось, ему было тяжело ходить. А на улице уже лежали снег и лед. Пробыл он на дне рождения не очень долго. Сказал виновнице торжества какие-то правильные слова и вскоре откланялся. А после дня рождения директор неожиданно попросил меня записать на кассету песни на стихи нашего гостя. Тут-то я и узнал, что это был Онегин Гаджикасимов.

Естественно, у меня возникло желание с ним пообщаться. Но я был так загружен работой, что до этого так и не дошло. Спохватился только в начале «нулевых», когда Гаджикасимова начал разыскивать композитор Сергей Дьячков, написавший на его стихи «Алешкину любовь».

Могила поэта на Лямцинском кладбище под Москвой

К сожалению, выяснилось, что Онегин уже умер. «Пока не увижу его могилу, не поверю, — говорил Сергей Константинович. — Часто человека объявляют умершим, а он оказывается жив».

Но вскоре нашлась и могила великого поэта. Я на своей «шестерке» ездил из Домодедово в Егорьевск. И, проезжая мимо Лямцевского кладбища, обратил внимание на огромный шатер над одной из могил. Оказалось, что под именем иеросхимонаха Симона там похоронен Онегин Гаджикасимов.