Политическая ситуация в России

Современная политическая ситуация в мире

Современную политическую карту мира характеризует небывалый динамизм, во многом связанный с растущей глобализацией всех сфер жизни и деятельности человечества.

Особенностью современной политической ситуации в мире является:

Усиление интеграционных процессов. Особенно бурно процессы экономической и политической интеграции проявляются в экономически развитых странах и, в первую очередь в Западной Европе. Здесь существует Европейский Союз (куда входят 15 стран-членов), с единым экономическим пространством и валютно-денежной системой, эффективно действующими наднациональными структурами законодательной и исполнительной власти, единым гражданством и визовым режимом. Все это, в конечном счете, означает зарождение и становление нового государственного образования в Европе, своего рода «Соединенных Штатов Европы» с населением более 400 млн. человек. В ближайшее время ожидается вступление в ЕС и других стран Европы.

Вторая крупная интеграционная группировка экономически развитых стран возникла в Северной Америке. Это НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли), возникшая в 1992 году и включающая США, Канаду и Мексику. Однако в отличие от ЕС в Северной Америке не предполагается создание единой валюты, координации внешней политики и политики безопасности.

На просторах бывшего Советского Союза также существует интеграционное объединение – СНГ. Однако интеграционные процессы в рамках СНГ не получили должного развития, что ставит под сомнение будущее этой организации.

Немало различного рода интеграционных группировок возникло в последние десятилетия и в развивающихся странах. В большинстве своем — это обычные группировки, которым до интеграции европейского и американского типа еще очень далеко. Однако некоторые из них стали приобретать более явственные интеграционные черты. В первую очередь это относится к Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Филиппин, Брунея и Вьетнама. Хотя внутрирегиональная торговля между ними невелика, они имеют некоторые наднациональные органы. К тому же в 1991 году страны АСЕАН заявили о создании в течение пятнадцати лет своей зоны свободной торговли.

Наряду с интеграционными процессами в современном мире получили развитие и процессы политической дезинтеграции. Следствием этого явилась новая международная политическая реальность – образование государств, не признанных мировым сообществом. Так называемые «самопровозглашенные государства» являются очагами серьезных политических и военных потрясений и постоянного давления на политическую карту мира. В настоящее время существуют более десятка таких государственных образований: Турецкая республика Северного Кипра (на Кипре), Нагорный Карабах (в Азербайджане), Приднестровская республика (в Молдавии), Коссово (в Сербии и Черногории), Бантустан (в ЮАР) и др.

Сохраняются очаги политической напряженности и вооруженных конфликтов в различных частях земного шара. Специалисты по международным проблемам насчитывают в мире около 300 мест («горячих точек» планеты), где имеются споры: территориальные, этнические, политические, пограничные и т.д.

Возникшая многополюсная система мира после распада мировой системы социализма привела к серьезным сдвигам в расстановке главных политических сил на международной арене. С одной стороны, это США, оставшиеся в качестве единственной супердержавы и претендующие на роль мирового арбитра, с другой стороны – Россия, Европейские государства, Китай и Япония, каждая из которых пытается претендовать на роль мировых держав.

В настоящее время можно говорить о существовании 3 главных центров силы в мировой экономике и политике. Это США, ЕС и Япония. Самостоятельными политическими силами рассматриваются страны «Большой семерки» (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада), а также страны «Большой пятерки» (страны, владеющие ядерным оружием и являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН – США, Россия, Китай, Франция и Великобритания).

Неуклонно и стабильно укрепляются международные позиции Китая, обусловленные его бурным экономическим ростом (Китай ныне по ВВП уступает только США). В тоже время отмечается падение экономической и политической роли в мире России. (по объему ВВП Россия уступает не только США, Китаю, Японии, но и многим западноевропейским странам).

4. Формы государственного устройства стран

Государственный строй любой страны характеризуют 4 основные политические признаки:

1. Политический статус страны.

2. Форма правления.

3. Форма административно-территориального устройства.

4. Форма государственного режима.

По каждому из этих признаков существуют свои классификации стран.

Политический статус страны определяется степенью ее политической независимости или государственного суверенитета. Суверенитет государства — это полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающий всякую иностранную власть.

В принципе суверенитет государства всегда является полным и исключительным. Это одно из неотъемлемых свойств государства.

Понятие суверенитет государства лежит в основе таких общепризнанных принципов международного права, как принцип суверенного равенства государств, принцип взаимного уважения государственного суверенитета, принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга и др.

Наряду с суверенными государствами, которые обладают самостоятельностью во внутренних и внешних делах, в современном мире существует и немалая группа стран (территорий), которые де-юре или де-факто таковыми не являются.

Таким образом, все объекты политической карты мира можно условно разделить на две большие группы: независимые государства и несамоуправляющиеся территории.

НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА. Такой статус имеют монархии и республики, они могут заключать равноправные договора с другими государствами, быть членами ООН, входить в международные экономические и политические организации. Форма государственного устройства оказывает влияние на общественно-политическую жизнь стран, традиции, но не определяет ни уровень экономического развития, ни особенности внутриполитической обстановки: зачастую монархии (например, в Европе) по сути более демократичны, чем некоторые республики.

МОНАРХИИ — форма государственного устройства, при которой власть сосредоточена в руках одного человека — царя, императора, короля, султана и передается по наследству. В абсолютных монархиях власть монарха практически безгранична. Их число на политической карте мира постоянно сокращается, большая их часть расположена в Азии (фактически абсолютными монархиями являются Бутан, Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн и Кувейт).

Главой теократических монархий является религиозный лидер. Таких государств на Земном шаре всего несколько — Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский; Саудовская Аравия — король этой монархии является одновременно главой религиозной общины мусульман-суннитов, и султанат Бруней.

В конституционных монархиях власть монарха ограничена конституцией, а в парламентских — парламентом. Фактически монархи «царствуют, но не управляют», превратившись в символ нации и дань традиции. Такую форму государственного устройства имеет большинство монархий Западной Европы — Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.

К концу 1990-х гг. в мире насчитывалось около 30 монархий: 2 — в Океании, 3 — в Африке, 13 — в Азии, 12 — в Европе, в том числе и Андорра, которая фактически — республика, формально — конституционная монархия (княжество), с конца XIII в. находящееся под двойным суверенитетом — Франции и Испании. Некоторые монархии обладают элементами республик, например, федерализмом. Верховные правители федеративных конституционных монархий избираются: на пять лет наследственными правителями малазийских султанатов (в Малайзии), Верховным советом эмиров (в Объединенных Арабских эмиратах). Конституционная монархия в Бельгии с 1993 г. согласно проведенному референдуму, стала состоять из федераций.

РЕСПУБЛИКИ. В республиках высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу, а глава государства избирается всем населением страны, имеющим право голоса, при проведении выборов. В президентских республиках, в отличие от парламентских, в руках президента сосредоточены полномочия главы государства и главы правительства. Президентскими республиками являются, например, США, Аргентина, Бразилия.

Административно-территориальные единицы, входящие в состав унитарных республик, подчиняются непосредственно центральному правительству.

Члены федерации в составе федеративных республик имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность и, как правило, атрибуты государственной власти — флаг, гимн, конституцию, парламент. Члены федерации имеют общие союзные, или федеральные органы управления, армию.

Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедераций. Статус конфедерации, имеет по конституции только Швейцария, хотя фактически форма государственного устройства этой страны близка к федеративной.

Почти 3/4 государств мира — республики. Эту форму правления, как правило, избирали с начала 19 века страны Латинской Америки, добившиеся независимости, Россия после революции 1917 г., почти все бывшие колонии в Азии и Африки в середине 20 века. После 2-ой мировой войны республиками были провозглашены страны Восточной Европы, Италия, Греция, Египет, Эфиопия, Иран.

Число федеративных республик в мире — около 20; они создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (Российская Федерация, Бельгия, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия), или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австрия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР, Коморские острова, Австралия, Федерация Микронезии).

НЕСАМОУПРАВЛЯЮЩИЕСЯ ТЕРРИТОРИИ. Великие географические открытия и захват европейскими державами земель в Новом Свете привели к появлению новых форм государственного устройства территорий, попавших в зависимость метрополий.

Термин территория в политической географии употребляется в настоящее время по отношению к землям, не обладающим суверенным статусом; менее обжитым, освоенным, с ограниченными правами местного управления или к землям с неопределенным статусом (например, Западная Сахара).

К несамоуправляющимся территориям относятся колонии (страны, находящиеся под властью иностранного государства и лишенные политической и экономической самостоятельности), протектораты (при этой форме зависимость устанавливалась неравноправным договором, по которому внешние экономические и политические отношения передавались государству-протектору).

Колониями официально считаются территории, официально включенные в список ООН, на них распространяется требование о предоставлении независимости. Не включены в «колониальный список» и «заморские департаменты», «свободно ассоциированные государства».

Мандатные (или подмандатные) территории. Так назывались бывшие колонии Германии, которые после 1-ой мировой войны по мандату Лиги наций перешли под управление странам-победительницам: Германская Восточная Африка — Танганьика (Великобритании), Тоголенд и Камерун (поделены между Великобританией и Францией), Германская Юго-Западная Африка — Намибия (Южно-Африканскому Союзу), Руанда-Урунди (Бельгии), Германская Новая Гвинея (Австралии), Каролинские, Маршалловы и Марианские острова (Японии), о-ва Науру и Самоа (Новой Зеландии). После 2-ой мировой войны мандатная система Лигий наций была заменена системой опеки ООН. Так, под опеку США после II мировой войны были переданы Марианские, Маршалловы и Каролинские острова, которые в 1991г. получили независимость.

Доминионами в 1867-1947 гг. назывались части Британской империи, входившие в Британское Содружество наций, которые признавали главой государства английскую королеву, например Канада (с 1867 г.), Австралийский Союз с (1901 г), Новая Зеландия (с 1907 г.), Южно-Африканский Союз (с 1910г.).

После образования в 1947 г. Содружества (Commonwealth), в которое к началу 1990-х гг. входило 48 независимых государств и зависимые от Великобритании, Австралии и Новой Зеландии территории, термин «доминион» вышел из употребления, хотя 17 бывших доминионов до сих пор продолжают признавать главой государства английскую королеву.

В Содружество входят формально равные страны, но различные по уровню экономического развития, этническим, языковым, конфессиональным особенностям и т.д. Содружество не имеет ни единой конституции, ни союзно-договорных соглашений, ни официальных атрибутов; оно не выступает на международной арене (например, в ООН, в каких-либо международных акциях и т.п.). Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из него, когда того пожелают. Им воспользовались Бирма, Ирландия, Пакистан. Все государства, входящие в содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах. Решения ежегодных конференций недействительны для страны, которая за них не голосовала.

Большинство членов Содружества имеют традиционную форму государственного правления: либо республики (Индия, Бангладеш, Нигерия, Гана, Замбия, Зимбабве и др.), либо — их немного монархии (Великобритания, Малайзия, Бруней, Свазиленд и др.). Часть членов сообщества — Канада, Австралийский Союз (Австралия), Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Тувалу, Маврикий, Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских островов, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Ямайка — не считают себя ни республиками, ни монархиями. Их жители фактически числятся не подданными королевы Великобритании, а лишь гражданами своих государств. Практически же любые вопросы внутренней жизни и внешних (международных) связей этих государств (официально: «государства в составе Содружества») их парламенты и правительства могут решать самостоятельно, формально независимо от Великобритании. Вместе с тем они добровольно избрали для себя главой государства, символом высшей власти королеву Великобритании, закрепив это в конституциях. Некоторые из них используют атрибуты Великобритании (например, Новая Зеландия — английский гимн «Боже, храни королеву», английские ордена, которыми королева Великобритании награждает новозеландцев по представлению правительства Новой Зеландии, и др.); фактически все они, хотя и в разной степени, ориентируются на политику, законы, традиции Великобритании (в том числе языковые, культурные, бытовые, ритуально-парадные и пр.), живут как бы с оглядкой на Англию.

Во Французский Союз входят заморские департаменты Франции — острова Мартиника, Гваделупа, Реюньон и заморские территории — Французская Гвиана, Французская Полинезия.

Статус государства, свободно ассоциированного с США имеет Пуэрто-Рико. Статус “свободной ассоциации” предполагает, что государство обладает внутренним самоуправлением и определенной самостоятельностью в области внешней политики.

Число несамоуправляющихся территорий на политической карте мира продолжает сокращаться.

3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И ПРИРОДНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СТРАН

1. Территория страны как объект изучения страноведения

Территория страны является ареной жизнедеятельности человека. Изучение территории, ее внутренних и внешних свойств позволяет глубже понять природные и социальные процессы, протекающие в стране.

К внутренним свойствам территории относятся ее размеры и конфигурация. Чем больше страна (ее территория), тем, как правило, разнообразнее и богаче ее природные ресурсы. Страны крупные по площади чаще используют экстенсивный путь экономического развития, тогда как небольшие страны – интенсивный. Размеры территории могут влиять на образ жизни и менталитет граждан страны («широкая русская душа»);

Конфигурация территории (ее компактность) во многом определяет особенности территориальной организации хозяйства страны.

Внешние свойства территории проявляются в понятии «географическое положение». Географическое положение страны включает ее физико-географическое, экономико-географическое и политико-географическое положение.

Физико-географическое положение – это положение страны в системе природно-климатической зональности.

Экономико-географическое положение — положение страны относительно мировых экономических центров, мировых торговых путей, месторождений полезных ископаемых мирового значения и т.д.

Политико-географическое положение– положение страны относительно мировых держав, военно-политических блоков, очагов политической напряженности и т.п.

Военно-политическая обстановка в мире

С кем и как будем сотрудничать?

Военно-политическая обстановка в мире продолжает оставаться нестабильной. На её состояние влияет несколько факторов. Среди них:

— стремление отдельных государств закрепить за собой роль мирового лидера, установить либо упрочить своё господство в ряде регионов, имеющих исключительную экономическую и военно-стратегическую ценность;

— возникновение вооружённых конфликтов и политических противостояний, связанных с борьбой между отдельными государствами, претендующими на региональное лидерство.

В этих условиях особую важность для обеспечения национальной безопасности России приобретает её сотрудничество с различными государствами и международными организациями. Укрепление мер доверия в военной области и расширение международного военного сотрудничества способствуют снижению угрозы развязывания вооружённых конфликтов и войн различного масштаба.

Минобороны России осуществляет свою деятельность исходя из интересов обеспечения национальной безопасности. При её реализации немаловажная роль отводится выполнению международных договоров в военно-экономической сфере, а также осуществлению взаимовыгодного международного военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества.

Такой подход к международному военному сотрудничеству основывается на необходимости придерживаться принципа многовекторности.

Китай и Индия являются для России стратегическими партнёрами и основными покупателями российского вооружения, поэтому сотрудничество с ними представляет особый интерес. Сегодня полностью оправдан курс на наращивание сотрудничества с этими странами и другими международными организациями, который приводит к обеспечению безопасности в различных регионах.

Что касается отношений со странами — членами НАТО, то их характер и глубина будут оказывать определяющее влияние на европейские процессы в целом и на ход развития двусторонних отношений как с США, так и с остальными странами. На саммите Россия — НАТО в Лиссабоне приняты далеко идущие решения, по результатам которого Президентом России поставлены задачи о выстраивании подлинно стратегического партнёрства с альянсом. От обеспечения предсказуемости и стабильности в военно-политических делах с НАТО выиграет не только безопасность России, но и всех государств.

Предстоит и дальше выстраивать отношения с зарубежными странами многовекторно, как подобает сильному, миролюбивому и ответственному участнику мирового процесса, действуя при этом прагматично, не через конфронтацию, а через диалог и развитие сотрудничества.

Кто оценивает ситуацию?

Российскую Федерацию связывают с другими государствами политические, экономические, культурные и иные интересы, а с некоторыми из них, кроме того, и союзнические обязательства по совместному противодействию вызовам и угрозам коллективной безопасности, например с государствами — членами ОДКБ. Поэтому Россия на геополитическом пространстве не является обособленной страной и не стоит один на один с существующими вызовами и угрозами.

Происходящие в мире военно-политические процессы носят подчас негативный и деструктивный характер для безопасности нашего государства и требуют своевременного реагирования на военные угрозы России, основные из которых изложены в Военной доктрине РФ.

Минобороны России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти постоянно анализирует военно-политическую и стратегическую обстановку в мире и отдельных его районах, в том числе граничащих с нашим государством, осуществляет мониторинг существующих военных угроз, оценивает вероятность их реализации, прогнозирует появление новых военных опасностей и угроз.

Результаты этой работы становятся основой для разработки плана применения Вооружённых Сил Российской Федерации, детально регламентирующего вопросы обеспечения военной безопасности и обороны страны.

Что касается возможностей Вооружённых Сил по противодействию военным угрозам, то надо иметь в виду, что их переход на новый облик был продиктован необходимостью гарантированного отражения агрессии на любом угрожаемом направлении, независимо от складывающейся военно-политической обстановки.

Созданные в настоящее время группировки войск на стратегических направлениях, их боевой состав, рациональное расположение, уровень подготовки и обеспеченности позволяют констатировать способность Вооружённых Сил выполнить поставленные задачи.

Каков наш ответ на угрозы?

Основным фактором сдерживания внешней военной угрозы в России являются Стратегические ядерные силы. Система официально принятых в Российской Федерации взглядов по этому вопросу отражена в её Военной доктрине.

Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против неё и (или) её союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

Стратегические ядерные силы РФ уже в мирное время несут боевое дежурство, то есть находятся в постоянной готовности к применению ядерного оружия в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Чего мы ждём от НАТО?

Одним из ключевых событий саммита Совета Россия — НАТО в Лиссабоне стала инициатива Президента Российской Федерации по сотрудничеству в области ПРО. Д.А. Медведев предложил объединить усилия по обеспечению защиты Европы от возможных ракетных угроз.

Основной принцип, который должен соблюдаться при сотрудничестве в противоракетной сфере, — равноправное участие на всех этапах, от принятия решения по архитектуре ЕвроПРО до выполнения задач по прикрытию зоны ответственности.

Россия выразила готовность в рамках совместной системы противоракетной обороны принять на себя обязательство обеспечить обнаружение, а по мере развития потенциала этой системы и уничтожение ракет, пролетающих над территорией России и атакующих как её объекты, так и объекты в акваториях Чёрного, Балтийского и Баренцевого морей.

Реализация такого подхода позволит:

— устранить потребность в развёртывании на территории пограничных с Россией на северном и северо-западном направлении средств ПРО других участников проекта;

— снять озабоченности России, так как направление применения сил коллективной системы ПРО не будет ориентировано на российскую территорию.

Первым шагом могла бы стать совместная разработка концепции и архитектуры построения европейской системы ПРО.

Но, по имеющейся информации, в НАТО в настоящее время пока нет согласованной позиции в отношении архитектуры системы. Россия готова предложить участие экспертов с нулевого этапа работы над проектом.

Данные предложения в Португалии были озвучены впервые, поэтому о какой-либо «дорожной карте» пока говорить рано, в настоящее время российские предложения прорабатываются внутри альянса.

Для предметного обсуждения вопросов дальнейшего сотрудничества потребуются экспертные консультации. В качестве единственного временного ориентира для проведения промежуточных итогов определён июнь 2011 года.

Какова роль Военно-морского флота в ХХI веке?

В проекте долгосрочной программы военного кораблестроения, которая рассчитана до 2030 года, предусмотрено:

  • безусловное выполнение принятых решений по созданию группировки Морских стратегических ядерных сил к 2020 году;
  • реализация решения о строительстве серии многоцелевых атомных подводных лодок;
  • модернизация до 2020 года основного ударного ядра морских сил общего назначения;
  • закупка десантно-вертолётных кораблей-доков, создание и развёртывание серийного строительства эсминцев нового проекта до 2020 года;
  • создание и серийное строительство надводных кораблей основных классов (фрегат и корвет), в том числе строительство в интересах Черноморского флота.

Проект кораблестроительной программы будет представлен в Правительство РФ после утверждения параметров ГПВ-2020. Отказа от плановых ремонтов корабельного состава Минобороны России не планируется.

Начиная с 2011 года, предусмотрен переход к сервисному обслуживанию боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ в региональных центрах ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» и к сервисному обслуживанию вооружения кораблей и оружия в региональных центрах ОАО «Ремвооружение». Всего с учетом средств на сервисное обслуживание и технический надзор в процессе эксплуатации ГПВ-2020 предусматривает выделение на восстановление технической готовности корабельного состава ВМФ более 800 млрд. рублей.

Зачем России корабль-док «Мистраль»?

Десантно-вертолётный корабль-док (ДВКД) — крупный боевой надводный корабль, предназначенный для транспортировки военной техники и личного состава морского десанта, способный осуществлять его высадку на необорудованное побережье с использованием вертолётов и быстроходных десантных катеров. ДВКД является одним из самых быстроразвивающихся классов боевых надводных кораблей. Свыше десяти государств мира имеют или планируют иметь эти корабли в составе своих ВМС. Это самый крупный боевой надводный корабль после авианосца.

Данный корабль рассматривается Министерстом обороны России как уникальная передовая плавучая база, которая в кратчайшие сроки может быть развёрнута в любых районах Мирового океана для решения политических, военных, миротворческих и гуманитарных задач в целях:

  • проецирования и демонстрации силы;
  • обеспечения управления межвидовой группировкой войск (сил) оперативно-стратегического масштаба.

В этом состоит главная ценность такого рода кораблей. Для защиты интересов России в кризисных регионах возможности ДВКД позволят оперативно развернуть их в районы Индийского океана (Тихоокеанский флот), Средиземного и Чёрного морей (Северный флот).

Возможности ДВКД по управлению позволят обеспечить эффективное военное и государственное руководство группировкой сил (войск) непосредственно в районе конфликта (стихийного бедствия) без предварительной подготовки наземной инфраструктуры.

А что ещё готовы закупать?

Закупка вооружения и военной техники иностранного производства за рубежом является вынужденной мерой. В настоящее время в России утрачен ряд критических базовых технологий, снизился кадровый и профессиональный потенциал. Всё это существенно снизило научные и производственные возможности оборонно-промышленного комплекса. Многие сложные образцы вооружения и военной техники предприятия сегодня не в состоянии разработать и изготовить в заданные сроки и с заданным качеством.

Покупая новейшие образцы вооружения иностранного производства, мы имеем возможность детально проанализировать принятые технические решения, понять пути развития технической мысли и использовать полученные результаты в своей деятельности.

Решения о закупках иностранной военной техники принимаются на самом высоком уровне и после консультаций со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. При этом закупаются только отдельные образцы.

Одновременно максимально прорабатываются возможности производства данной техники на предприятиях нашего оборонно-промышленного комплекса с передачей современных технологий. При этом любая закупка вооружения за рубежом является сигналом отечественным разработчикам и производителям к принятию необходимых мер по ликвидации технологического отставания, по подготовке высококвалифицированных специалистов, а также по установлению реальных цен на выпускаемую продукцию.

Политическая ситуация в России в начале 2020 года и необходимость реальных перемен

Президентское послание 2020 года, поправки, спешно вносимые в Конституцию, и формирование нового правительства Российской Федерации свидетельствуют о сохранении курса власти, который завёл страну в тупик.

Главная черта президентского послания — нежелание говорить о состоянии страны, давать отчёт за сделанное и не сделанное, нести ответственность. Президент не только не попытался проанализировать то, что произошло в России за год, но даже не упомянул знаковые для страны события. Говоря о важности «национальных проектов», он не проанализировал причины невыполнения этих планов, а также утверждённой в 2008 г. «Стратегии 2020», которая полностью провалилась по всем показателям.

Раздача денег в виде увеличения материнского капитала, выдачи его основной части при рождении первого ребёнка и расширения срока действия пособий для малоимущих семей – это лишь популистская попытка сгладить негативный эффект «пенсионной реформы», но даже не компенсация потерь, понесённых людьми.

В послании нет ни честной, ни вообще никакой реакции на рост общественного недовольства, массовые протесты в Москве и регионах, на неадекватную реакцию на них со стороны государства, выразившуюся в полицейской жестокости, тюремных сроках, пропагандистском шельмовании оппозиции.

Очевидно, не будет пересмотрена провальная политика в области международных отношений и безопасности, приведшая к практически полному распаду глобальной системы контроля за ядерными вооружениями, втягиванию России в ближневосточный капкан, продолжению кровопролития в Донбассе, международной изоляции России и санкциям, тяжело бьющим по отечественной экономике.

Фактическое отсутствие оценки деятельности прежнего правительства и ход формирования нового кабинета не дают оснований полагать, что ситуация качественно изменится.

Шестое правительство Путина мы считаем неспособным выполнить задачи, которые оказались не под силу ни последнему кабинету Медведева, ни всем прежним правительствам Российской Федерации. Формирование нового кабинета, как и прежде, было непрозрачным, кулуарным — в худших традициях системы Путина.

Предложенные в президентском послании и спешно внесённые в Госдуму изменения в Конституцию, вопреки заявленному намерению, не расширяют полномочия представительной власти даже формально, они направлены на усиление авторитаризма и бесконтрольности власти.

Механизм отстранения судей Верховного и Конституционного судов, сокращение состава Конституционного суда до 11 человек, увеличение полномочий президента по отстранению судей — большой шаг назад в вопросе независимости судебной системы даже по сравнению с её нынешним состоянием.

Внесение специального положения о том, что международное законодательство, соответствующие договоры и обязательства нам не указ, закрепляют самоизоляцию России.

Мы также отмечаем очевидное движение в сторону плебисцитарного режима, свойственного популистским диктатурам. Это пролог дальнейшего редуцирования институтов общественного представительства, их замены подделкой под «прямую демократию». Эта тенденция не нова, уже президентские выборы 2018 были организованы как плебисцит.

Таким образом, инициативы власти, выдвинутые в начале 2020 года, подчёркивают, что к третьему десятилетию ХХI века в России установилась отсталая и неэффективная авторитарная система власти. В этой системе не уважают людей, в ней отсутствует представление о будущем, нет здесь и нравственных и ценностных ориентиров. Такая система неспособна ответить на вызовы современного мира, обеспечить сохранение и развитие страны в наступающей эпохе.

При этом очевидно, что Путин пытается эксплуатировать нарастающий запрос на перемены, но на деле занимается авторитарными волюнтаристскими манипуляциями. Это тот самый транзит без изменений, об опасности которого мы предупреждали.

Это реакция не на ту часть запроса на перемены, которая требует свободы, возможностей для творчества, открытости миру, а на существующие также ожидания бюрократии и силовиков на «наведение порядка», повышение управленческой эффективности авторитарной системы.

Сохранение и укрепление системы Путина в сочетании с её технологической модернизацией — очень опасная для общества тенденция. Это соединение мафиозного государства и новых технологий.

В целом, оценивая ситуацию, сложившуюся в начале 2020 года, есть все основания полагать, что послание Путина, скороспелые, весьма сомнительные с правовой точки зрения поправки в Конституцию, внезапная смена правительства — все это подготовка к дальнейшим шагам по опасному для страны «пути, которого нет», к дальнейшей изоляции, репрессиям, войне.

Федеральный Политический комитет РОДП «ЯБЛОКО»

считает, что в сложившейся ситуации единственный способ сохранения для нашей страны конструктивной созидательной перспективы — обращение к обществу, включение общества в политику, обретение обществом своего голоса.

Только активная часть российского общества, выступая с собственной позицией, программой, видением будущего и лидерами может обеспечить реальные перемены к лучшему в экономической, социальной, внутренней и внешней политике, делающие возможной жизнь в нашей стране без страха.

Наша кампания «Громче голос» доказывает свою актуальность, её необходимо продолжать и расширять.

Мы также поддерживаем инициативу о создании общественного Совета по выработке альтернативных поправок в Конституцию, направленных на закрепление в Основном законе гарантий прав и свобод граждан, создание в России современного демократического государства, основанного на европейских ценностях, лучших традициях отечественной и европейской культуры.

Социально-политическая ситуация в мире

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

политический социальный глобальный управление

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода «инкубационный период» современных глобальных проблем. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тысячелетий. Они были вызваны к жизни целым комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот период.

В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов и возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой политической системы, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения.

Таковы угрозы. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм, отчаиваться и драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и надежды.

1. Особенности социально-политических процессов современного мира

Современные международные отношения находятся в состоянии перехода от конфронтации и противостояния, основанных на ядерном сдерживании, к новому мировому порядку, опирающемуся на партнерство и сотрудничество во имя мира. Однако осуществить этот поворот на практике очень трудно. Новые механизмы, которые смогли бы обеспечить стабильность и всеобщую безопасность, только формируются. Еще сохраняются недоверие и предрассудки в отношениях недавних «врагов», а теперь партнеров. Значительные средства продолжают тратиться на гонку вооружения. Так, военные расходы в последнее время составляли 1000 млрд. долл. в год; более половины ученых мира работали над созданием новых видов оружия массового уничтожения. В это же время 80 млн. человек на планете жили в условиях абсолютной нищеты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирали от истощения.

Современный этап международных отношений характеризуется нарастающей взаимосвязью и взаимозависимостью участников мирового сообщества. Это обусловлено тем, что прогресс и выживание человечества можно обеспечить только совместными усилиями всех государств. Глобальные проблемы, которые встали перед человечеством (предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружения, мирное разрешение межгосударственных и межнациональных вооруженных конфликтов; преодоление нищеты, экономической и культурной отсталости, разрешение энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов; создание здоровой среды обитания человека и т.д.), можно решить, лишь объединив возможности и ресурсы всего мирового сообщества.

Новый мировой порядок формируется на основе таких принципов, как демократизация, демилитаризация, гуманизация партнерских отношений, независимо от возможностей и размеров конкретного государства.

От того, как будут складываться международные отношения в ближайшие годы, во многом зависит то, каким вступит мир в XXI век. По этой причине ученые стремятся раскрыть особенности современного состояния и развития международных отношений, чтобы выявить новые тенденции их изменений.

Так, современные американские ученые М. Зингер и А. Вилдавский отмечают разделенность мира на две части — зоны мира, благосостояния и демократии и зоны войны, брожения и развития. Большинство людей, по мнению авторов, проживает в зонах брожения, в которых преобладают бедность, анархия и тирания.

В зоны мира, благосостояния и демократии входят 25 стран: страны Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия. В них проживает 15% населения земного шара. В этих зонах преобладают богатые демократии, в которых уровень жизни рядовых граждан по историческим меркам весьма высок (от 10 тыс. до 30 тыс. долл. годового душевого потребления валового национального продукта), а продолжительность жизни — не менее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только благодаря наличию качественной наукоемкой экономики.

Сегодня постиндустриальные экономики характеризуются использованием компьютеров, электронных средств связи и информационной техники. Высокие технологии выдвинули вперед такие понятия, как тонкость, гибкость и способность к творчеству, оттеснив на задний план массовость и власть. Здесь успех определяется умением договариваться, финансировать и торговать, а также налаживать высокоадаптивное и эффективное производство. Наиболее верный путь к успеху — убеждение, а не принуждение. В условиях качественной экономики сами люди, а не вещи становятся главной ценностью. Отсюда следует, что неразумно жертвовать людьми во имя завоевания территорий и источников сырья, поскольку люди представляют собой большую ценность, чем эти приобретения.

Не со всеми доводами авторов данной концепции можно согласиться безоговорочно. Так следует признать, что богатство, демократия и мир неразрывно связаны друг с другом. Хотя из этого правила есть исключения. Достаточно заметить, что в мире имеется 8 стран, богатых нефтью (это страны Персидского залива) с населением по 1 млн. в каждой. Их называют «богатыми», но их богатство не связано с высокой производительностью труда их населения, оно не ассоциируется с демократией. И наоборот, полдюжины малых стран мира, ставших богатыми не имея нефти или других природных ископаемых, являются демократическими.

Альтернативная точка зрения на развитие современных международных отношений представлена упоминавшимися ранее американским социологом Ф. Фукуямой, автором концепции «конца истории». Он считает, что в XXI век мир войдет разделенным на две части: развитый «центр» и навеки отсталую «периферию». Естественно, «центр» представляет промышленно развитые страны Запада, а отсталую «периферию» — государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и страны Востока. Тем самым Ф. Фукуяма пытается доказать неоспоримые, с его точки зрения, преимущества стран либеральной цивилизации, их монопольного права «делать историю». Задача «периферии» — поставлять «центру» энергоносители и выступать в качестве свалки для ядовитых отходов. В обмен на это развитые страны будут представлять отсталым государствам гуманитарную помощь. Таким образом, по мнению Ф. Фукуямы, будет достигаться стабильность международных отношений.

Представляется, что Ф. Фукуяма переоценивает уровень развития и степень интегрированности западных стран. Во многом их интегрированность и сплоченность была обусловлена наличием общего врага в лице социалистических стран. Борьба с коммунистической угрозой заставляла западные страны забывать о разногласиях в собственном лагере, например, о противоречиях между Западной Европой и США, США и Японией и т.д. Теперь, когда «общего врага» уже нет, что может играть роль объединяющего начала и стимула для развития западных стран? На этот вопрос автор ответа не дает.

2. Глобальные проблемы современности, их политический аспект

В отношении настоящего времени все большее количество политологов, социологов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.

Этимологически термин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» — то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако глобализация процессов — это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Таким образом, в современную эпоху, по сравнению с прошлыми историческими эпохами, неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов, государств и народов, ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления.

Благодаря широкому развитию микроэлектроники, компьютеризации, развитию средств массовой информации и коммуникаций, углублению разделения труда и специализации, человечество объединяется в единую социокультурную целостность. Существование такого единства диктует свои требования к человечеству, в целом, и к отдельной личности, в частности. В этом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение, приобретение нового знания, овладевание им в процессе непрерывного образования, а также его технологическое и человеческое применение.

Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек будет рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.

Решение глобальных проблем современности — это общее дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволяли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально — политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентации. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы справедливо считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.

Угроза термоядерного пожара все еще сохраняется. Призрак «судного дня», глобального уничтожения всех и вся все еще бродит по планете. Возможности возникновения все сжигающего пламени и последующей «ядерной зимы» отнюдь не абстрактны, у них есть зримые черты. Еще 38-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила подготовку и развязывание ядерной воины величайшим преступлением перед человечеством. В Декларации ООН 1981 года о предотвращении ядерной катастрофы было заявлено, что с законами человеческой морали и высокими идеалами Устава ООН несовместимы любые действия, подталкивающие мир к ядерной катастрофе. Тем не менее, ядерные вооружения не прекратились. Мораторий на подъемные ядерные испытания нарушается то Китаем, то Францией, то другими членами «ядерного клуба». Люди Земли еще не перестали быть заложниками атомной мифологии и ядерных маньяков. Далеко не все еще осознали, почувствовали, что ядерная мощь не столько мускулы, сколько раковая опухоль.

Джонатан Шелл, автор знаменитой книги «Судьба Земли», с горечью говорил: «Мы сидим за столом, спокойно пьем кофе и читаем газеты, а в следующее мгновенье можем оказаться внутри огненного шара с температурой в десятки, тысяч градусов». И заветы, ценности, идеалы, тонкие движения души все окажется бессильным перед разверстой пастью атомного чудовища. И это не мультипликационные «ужастики», не сказки-страшилки, а трезвая оценка наличного положения вещей. Действительно, договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, пока они молчаливо соблюдаются, но еще ни одним ядерным государством не ратифицированы, не приобрели статуса закона. Пока уничтожено лишь несколько процентов огромных ядерных запасов. Процесс ядерного разоружения может растянуться на неопределенно длительный срок. И только на территории США и бывшего СССР в середине 1995 года насчитывалось около 25 тысяч ядерных боеголовок.

Сейчас вроде бы уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных сверхдержав, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза слепой технологической случайности — «чернобыльского варианта». Кстати, до сих пор не установлены причины катастрофы на Припяти. Есть немало версий, но версии еще не истина. Любая техника, как свидетельствует история, когда-либо ломается. И абсолютной гарантии от повторения Чернобыля никто не даст. Нельзя забывать, что на планете сейчас работает более 430 атомных электростанций, их количество увеличивается. Армения восстановила свою АЭС, Китай намерен построить 15 новых атомных станций.

К тому же идет расползание атомной технологии. Уже готовы к производству ядерного оружия Индия, Пакистан, ЮАР, Израиль и ряд других государств. Нарастает опасность попадания ядерного оружия в руки безответственных политических авантюристов и даже криминальных элементов.

С появлением могучих ядерных, арсеналов еще совсем недавно публицисты с завидной уверенностью заявляли: «Человечество отвоевалось! В ядерную эпоху крупные военные столкновения не только не допустимы, но и невозможны». Конечно, ядерное оружие в условиях достигнутого паритета помешало прямому столкновению двух главных военно-стратегических блоков — НАТО и Варшавского договора. И все же оно не помешало возникновению очагов локальных войн, каждая из которых может стать запалом для всемирной войны, в которой не будет победителя.

Появление ядерного и термоядерного оружия и средств его доставки довело роль и место войны в жизни цивилизации до ее логического конца. Возникла настоятельная необходимость, чтобы законы нравственности, которыми должны руководствоваться простые люди во взаимоотношениях между собой, стали законами международного права.

Мир характеризуется отсутствием войны. Война и мир одновременно существовать не могут: либо война, либо мир. В годы «холодной войны» между СССР и США не было войны, однако данное состояние можно назвать перемирием, мирным сосуществованием, но отнюдь не миром. Хотя вечный мир есть, может быть, недосягаемый идеал, но уто идеал, к которому стремится человечество в своем развитии и к которому оно может и должно приближаться. Приходится с сожалением констатировать, что к этому идеалу уже за порогом XXI века мы если и приблизились, то ненамного.

Принцип мирного разрешения международных споров, закрепленный в Уставе ООН, является одним из основных принципов современных международных отношений. Устав ООН обязывает государства разрешать свои споры мирными средствами. Стороны могут передать свои споры для мирного разрешения в Совет Безопасности, Генеральную и Международный Суд. В отдельных случаях Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея могут поручать Генеральному секретарю ООН выполнение некоторых посреднических функций под строгим контролем указанных политических органов ООН.

3. Политическая глобалистика

Непосредственно термин глобальные проблемы в его настоящем значении стал употребляться относительно недавно, во второй половине 1960-х годов. В то время ученые различных стран, обеспокоенные обострением многих сложных и взаимосвязанных негативных явлений планетарного масштаба в жизнедеятельности всего человечества, обратились к их целенаправленному специальному исследованию и теоретическому осмыслению. В довольно короткий срок сформировалась новая система научных знаний о жизненно важных общечеловеческих затруднениях, получившая название — глобалистика.

Работы ученых глобалистов во многом пособствовали возникновению огромного интереса к общечеловеческим проблемам во всем мире, положили начало процессу осознания того, что от их решения зависит будущее всех жителей нашей планеты, как ныне живущих, так и грядущих поколений. Глобальные проблемы оказались также в центре внимания государственных и политических деятелем, широкой общественности, К обсуждению этих кардинальных вопросов современности и поиску путей их решения обратилась Организация Объединенных Наций и её специализированные учреждения, Проявили интерес к планетарным проблемам и правительства многих государств. Они поощряют в своих странах различные исследования в указанной области. Важную роль в развитии современной глобалистики играет изучение вопросов, имеющих политологический характер или связанных с политической сферой. В 1990-е годы в рамках рассматриваемой нами области знаний сформировалось новое направление, получившее название политическая глобалистика. Однако процесс политологизации глобалистики на практике протекал весьма неравномерно и противоречиво. Авторы первых глобальных проектов Дж. Форрестер, Д. Медоуз и другие в начале отказались от целенаправленного познания политической стороны планетарной проблематики. И все же отражение этого аспекта обнаружило себя в данных исследованиях в виде ориентированности на достижение определенных политических целей, при выдвижении программ и стратегий выживания человечества, явно затрагивающих область политики и т.д.

В ходе дальнейшей эволюции глобалистики произошел постепенный поворот к вопросам политической природы. Он заключался в следующем: во-первых, в признании роли и значения политических, факторов в решении глобальных проблем. Во-вторых, в понимании необходимости выдвижения новых политологических концепций, способствующих стабилизации мирового развития и обеспечению выживания человечества. В-третьих, проекты преодоления всемирных затруднений стали разрабатываться как с учетом вероятных изменений мирового политического порядка, так и на основе анализа важнейших процессов и явлений мировой политики. В настоящее время накопленный опыт изучения планетарной проблематики и моделирования развития мировой системы в условиях обострения общечеловеческих затруднений позволяет сделать вывод том, что конечные результаты исследований подобного рода существенно обедняются без рассмотрения политических факторов и изучения политических аспектов.

С другой стороны, оригинальные работы в области глобалистики сами оказывают существенное влияние на политическую жизнь в различных странах. Так, широко известный первый доклад Римскому клубу «Пределы роста» вызвал большую дискуссию в мире по поводу характера дальнейшего роста нашей цивилизации. В данной связи американский политолог О. Тоффлер отметил, что во Франции, Японии, Германии, Голландии и в других государствах вопрос о продолжении или прекращении роста привел к сильной политической поляризации между принимавшими участие в дебатах руководителями корпораций и высокопоставленными правительственными чиновниками, а также политическими лидерами.

В качестве другого примера могут послужить получившие всеобщее признание политико-глобалистские труды Института всемирного наблюдения (США), среди которых особой популярностью пользуются ежегодные доклады «Состояние мира». Каждый их выпуск представляет собой событие по поводу, которого созываются пресс-конференции Б Вашингтоне с присутствием представителей дипломатических посольств и миссий, с широким участием корреспондентов ведущих средств массовой информации.

Внимательное отношение представителей практической политики к глобальным исследованиям, во многом, связано с нетрадиционным и инновационным анализом в этих работах вопросов, имеющих политическую природу. Среди них прежде всего выделяются задачи наиболее общего, фундаментального характера. Таковыми являются:

— изучение политических причин и факторов возникновения и обострения планетарных, проблем;

— поиск политических путей преодоления общечеловеческих затруднений;

— прогнозирование политического устройства грядущего мирового сообщества, которое сможет стабильно и устойчиво развиваться, находя адекватные ответы, как на уже известные, так и на новые глобальные вызовы.

4. Основные принципы и политические пути разрешения глобальных проблем

Специфика глобальных проблем состоит, прежде всего, в том, что они касаются каждого живущего на Земле человека, требуют для своего решения объединённых усилий всего человечества. Наконец, они все находятся в такой сложной взаимозависимости, что решение одной из них невозможно без учёта других проблем.

Глобализация человеческих проблем закономерно предполагает гуманизацию международных и межгосударственных отношений. Это означает, что политика ведётся ради людей, что интересы человека, его права выше прерогатив государства: не люди живут ради государства, а государство функционирует ради людей, призвано быть их оружием, средством, а не самоценностью.

Главный критерий государственных и общественных институтов — служение людям. Однако идея верховенства не должна превращаться в абсолют, отрываться от реальностей бытия.

Взаимосвязь, масштабность и долговременность глобальных проблем поновому ставит перед человечеством вопрос о том, как нейтрализовать или хотя бы ослабить их. Речь идёт о необходимости совместного коллективного решения глобальных задач, объединения усилий всех стран мира и всех политических сил планеты. На каких основах это можно сделать?

Понятно, что первым и главным условием является мир, мирное развитие, резкое сокращение военных затрат.

Другим условием выступает всестороннее сотрудничество, взаимный учёт интересов, развитие науки и обогащение её достижениями всех государств. Все народы сегодня должны пройти трудные университеты глобальной проблематики и заново переосмыслить практику своей жизни, политику своих государств, переоценить свои ресурсы развития. Необходимо значительное расширение международного сотрудничества на самых разных уровнях — двустороннем, многостороннем, региональном и всемирном, с использованием различных международных институтов и организаций, и, прежде всего, ООН.

Новые перспективы этого сотрудничества и решения глобальных проблем открывает принципиальное изменение положения дел в мире в результате ликвидации противостояния двух систем, краха тоталитарных режимов в Восточной Европе и Советском Союзе. Значительно спала напряжённость, началось сокращение ядерных арсеналов, численности войск, развернулся процесс мирного урегулирования региональных конфликтов.

В этих условиях появилась возможность строительства нового международного политического порядка на основе баланса интересов различных стран и повышение меры управляемости миром.

Ученые-глобалисты предлагают различные варианты решения глобальных проблем современности: изменение характера производственной деятельности — создание безотходного производства, теплоэнергоресурсосберегающих технологий, использование альтернативных источников энергии (солнца, ветра и т.п.); создание нового миропорядка, выработка новой формулы глобального управления мировым сообществом на принципах понимания современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей; признание общечеловеческих ценностей, отношение к жизни, человеку и миру как к высшим ценностям человечества; отказ от войны как средства решения спорных вопросов, поиск путей мирного разрешения международных проблем и конфликтов.

В 1970-х гг. были введены в действие разного рода программы, начали работу местные, национальные и транснациональные организации. Разработана Программа Объединенных Наций в защиту Окружающей среды, вызвавшая в 1992 г. в Рио-де-Жанейро первый саммит Земли. Забота об окружающей среде становится институциональной. РФ участвует в международных программах, развивается школа российской глобалистики.

5. Место и роль России в современной политической картине мира

После распада СССР и Варшавского Договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация. Если до этого момента всеобщая безопасность была основана на принципе ядерного сдерживания и равновесия сил двух военных блоков, то после роспуска Варшавского Договора соотношение сил изменилось в пользу НАТО. Его границы, если желание о вступлении в него ряда прибалтийских государств и некоторых государств Восточной Европы исполнится, достигнут государственной границы России. В таком случае Россия фактически одна будет противостоять военной мощи НАТО. Нынешняя ситуация требует от России выработки такой модели поведения на международной арене, которая позволила бы ей проводть международную политику, отвечающую ее национальным интересам. Однако сделать это непросто. Во-первых, в результате осуществления ряда непродуманных решений в самом начале реформ, экономический и военный потенциал страны заметно снизился. Сегодня, пожалуй, лишь один фактор заставляет считаться с Россией — это наличие у нее ядерного оружия. Во-вторых, снижение экономической, технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается, как, например, при разрешении «югославского кризиса».

Однако, памятуя о наличии ядерного оружия, западные аналитики все больше склоняются к мысли о постепенной интеграции России и других республик бывшего Советского Союза в единую Европу. Так, американский предприниматель Дж. Сорос выступает за новый международный порядок с прозрачными государственными границами и свободой транснациональных связей. Именно такой порядок, по мнению Дж. Сороса, позволит объединить Западную Европу и бывшие социалистические страны, включая Россию.

Но сохранение и развитие России как экономической, политической и культурно-психологической целостности возможно обеспечить усилиями ее народа, при разумном использовании гуманитарной, финансовой и иной помощи западных стран. Лишь экономическое процветание, политическая стабильность, нравственное здоровье российского общества способны гарантировать ее национальную безопасность и возвращение ей высокого международного авторитета. Престиж России на международной арене во многом зависит от успеха экономических, политических и социокультурных преобразований внутри страны, достижения согласия и мира между ее народами.

Заключение

По своей сути все глобальные проблемы имеют биосоциальный характер. Но признавая важность естественно-природной стороны, всегда следует иметь в виду, что главное значение в решении глобальных проблем принадлежит социально-политическим изменениям. Разработка технико-экономических мер для решения проблем глобального характера при современных темпах развития научно-технического прогресса не представляет особой сложности. Научное знание позволяет сегодня предложить техническую сторону решения любой самой сложной проблемы, с которой столкнулось человечество. А вот уже практическая реализация данного проекта зависит, прежде всего, от реального политического курса, от социально-политических условий, от основополагающих целей данного государства или политической партии.

Осознание первенства социально-политических факторов при решении глобальных проблем способствовало тому, что глобалистика во многих странах стала не только специальной отраслью научного знания, но и важным направлением государственной политики. И в современных условиях можно даже говорить о глобальном моделировании развития, как неотъемлемой части политики всех государств. Конкретное руководство в данной сфере осуществляют специально созданные министерства, государственные комитеты или другие специальные органы, занимающиеся этими вопросами.

Глобалистская политика, проводимая в обществе, направлена на преодоление возникающих проблем глобального характера и является важной неотъемлемой составной частью общей политической деятельности государства. Она формируется и складывается с учетом конкретных социально-политических особенностей и остроты глобальных проблем в обществе, в каждом отдельном государстве.

Список литературы

1. Алексеев, В.В. Современный политический процесс и проблемы глобализации / В.В. Алексеев. — М.: Инфра-М, 2008. — 412 с.

2. Белов, Г.А. Политология / Г.А. Белов. — М.: ЧеРо, 2004. — 380 с.

3. Бро, Ф. Политология / Ф. Бро. — М.: Кнорус, 2002. — 502 с.

4. Ветренко, В.И. Политическая история России / В.И. Ветренко. — М.: Инфра-М, 2009. — 440 с.

5. Демидов, А.И. Основы политологии / А.И. Демидов. — М.: Высшая школа, 2008. — 500 с.

6. Ершов, Ю.Г. Политология / Ю.Г. Ершов. — Екатеринбург, 2008. — 584 с.

7. Зеркин, Д.И. Политология / Д.И. Зеркин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 552 с.

8. Лазарев, В.В. Партология / В.В. Лазарев. — М.: Владос, 2005. — 338 с.

9. Неминущий, В.П. Основы политологии / В.П. Неминущий. — М.: Академия, 2008. — 488 с.

Размещено на Allbest.ru

Современная политическая ситуация в России

Официально, Россия считается демократической страной. Но некоторые исследователи её таковой не считают, обосновывая это тем, что её население не оказывает существенного влияния на политическую жизнь, так как не участвует в «институциализированных демократических процессах. Более того, основные политические шаги, например приватизация, были предприняты вопреки воле большинства. Так было при Ельцине, так происходит и при Путине. В этом отношении оба президента обнаружили начатки диктаторских склонностей».

И всё же, несмотря на тревожащие тенденции, Россия, начиная с 1990-х годов стала — и в значительной степени до сих пор остается — свободной страной. Её граждане имеют право свободного передвижения, они могут селиться в любом месте по собственному усмотрению, уезжать из страны и возвращаться, когда сочтут нужным. Они также могут свободно выражать свое мнение, если только не захотят непременно воспользоваться для этого одним из каналов российского телевидения.

Хотя и с последним утверждением на сегодняшний момент многие не согласятся, указывая на то, что сегодня карают и за мыслепреступления.

Как я отметила выше, одним из факторов становления гражданского общества является материальное благополучие его граждан. Если обратиться к статистике, то окажется, что уровень жизни Россиян за последние 12 месяцев упал на 25 процентов. Называется много причин, начиная от ослабления курса национальной валюты, до падения реальных доходов. Вышесказанное привело к тому, что 23 миллиона россиян живут за чертой бедности.

Что же касается нашей экономики, то некоторые исследователи, в их числе Симон Кордонский, утверждают что на сегодняшний момент она рыночная лишь номинально, тогда как на самом деле остается с советских времён ресурсной. Одним из факторов, доказывающим справедливость такого подхода, является совершенная неприменимость традиционного западного экономического понятийного аппарата для описания существующей действительности Кордонский Симон. Ресурсное государство. М., 2007. С. 12.

Из всего вышесказанного следует, что наша «почва» сильно отличается от той, которая, по мнению исследователей, необходима для произрастания гражданского общества. Наши представления о нём основаны, по большей части, на иностранных примерах реально существующих обществ и на заграничных исследованиях собственной действительности. Именно из-за этого разрыва между понятиями о необходимых факторах становления гражданского общества и реальностью российского государства формируется убеждение, что в России такого общества либо нет, либо его нужно срочно искусственно поддерживать.

Выше назывались пять ключевых сфер государственности, с которыми в России как раз дела обстоят не важно. Все они, безусловно, есть, но работают отнюдь не для общего блага, а используются отдельными группировками в своекорыстных интересах. Одной из причин называется недостаточная или отсутствующая уверенность у различных политических и социальных групп в рациональности существующих правил и в том, что другие будут им следовать. Такое недоверие не вымышлено, оно коренится в практическом опыте.

В России из-за ряда исторических причин происходит процесс разрушения тоталитарных обществ и возникновение на их месте более либеральных и свободных. По мнению учёных, такая трансформация проходит в три этапа:

  • · конец автократического режима,
  • · институциализация демократии,
  • · упрочение демократических институтов, отношений и «опосредующих структур.

Что касается России, то первый этап уже пройден, второй — тоже. У нас созданы все институты, из которых складывается демократическое общество: парламент, формально независимые суды, свободная (хотелось бы верить) пресса, право на собственность, и, то что напрямую касается темы данного реферата, право человека добровольно и без принуждения вступать в общественные организации.

Однако третья фаза далеко не завершена, поскольку демократические институты в России или совсем не работают, или не так, как должно.