Политический режим в США

Содержание

Государственный режим сша

Полномочия палат разграничены по вопросам, не связанным с законода­тельством. Они будут рассмотрены чуть далее.

Актами Конгресса являются законы (acts). Помимо зако­нов палаты Конгресса в соответствии с Конституцией США (разд. 7 ст. I) по вопросам своей компетенции принимают резо­люции, заявления, некоторые другие документы. Наиболее важными из них являются резолюции. Согласно постоянным правилам палат резолюции можно подразделить на совмест­ные, совпадающие и простые.

Совместные резолюции принимаются палатами по “слу­чайным, необычным или второстепенным вопросам законода­тельства” и имеют нормоустанавливающее значение. Поэтому на них Конституцией распространяется такой же порядок прохождения через палаты, санкционирования и промульга­ции, как и установленный для законов. Совместные резолюции обладают и юридической силой закона.

Государственные полномочия, не определенные для передачи в ведение федерального правительства конституцией, осуществляются штатами США.

В конституции США заложен принцип разделения властей, по которому федеральное правительство состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих независимо друг от друга. политический режим конституция право

В своей твердой приверженности принципу разделения властей отцы-основатели Конституции руководствовались опасением концентрации власти в любом ее проявлении. Так, стремясь не допустить централизации власти, творцы Конституции поделили ее между федерацией и штатами.
В осуществлении государственной власти на федеральном уровне участвуют различные органы – Конгресс, Президент и Верховный суд, олицетворяющие три ветви власти со строго разграниченными функциями и механизмами взаимоконтроля.

Форма правления и государственный режим сша

С одной стороны, в законотворческой деятельности все более активное участие принимает исполнительная власть: в ежегодных посланиях Президента фактически формулируется программа предстоящей законодательной работы Конгресса; все более широкое распространение приобретают первичное нормотворчество Президента и делегированное законодательство, необходимость которых выводится из конституционных полномочий Президента. С другой стороны, правотворчеством по сути можно, видимо, считать и деятельность Верховного суда по толкованию правовых норм (особенно Конституции и законов), посредством которой формулируются прецеденты, имеющие значение конституционно-правовых и законодательных норм.

Не остается неприкосновенной и сфера деятельности исполнительной власти.

ВниманиеДемократическая партия имеет в нижней Палате три комитета, а республиканская — пять.

В число комитетов фракции демократов входят рулевой и политический комитет, комитет по проведению избирательных кампаний, комитет по кадрам. Рулевой и политический коми­тет возглавляется лидером.

В его задачи входят формирование позиции фракции по вопросам законодательной деятельности, определение персонального состава постоянных комитетов от данной фракции, консультирование лидера. Комитет по про­ведению избирательных кампаний организует поддержку на выборах тем членам фракции, которые баллотируются в Па­лату на следующий срок.

Окончательное размежева­ние компетенции Конгресса и Президента в рассматриваемой области произошло с принятием Резолюции о военных полно­мочиях 1973 г. В соответствии с ней Президент может направ­лять Вооруженные силы для участия в военных действиях по собственному волеизъявлению только в том случае, если пос­ледние являются “неизбежными” и только после предвари­тельных консультаций с Конгрессом.

В течение 48 часов пос­ле принятия решения Президент обязан уведомить об этом Конгресс, представив доклад в письменном виде. Если в тече­ние 60 дней Конгресс не дает официального разрешения на их продолжение, Президент обязан отозвать войска из района военных действий.
В крайних случаях “для обеспечения безо­пасности вывода” американских Вооруженных сил этот срок может быть продлен еще на 30 дней.

Государственный режим сша по конституции

Кроме того, Президент и Кон­гресс (в лице Сената) могут оказывать влияние на Верховный суд, обладая правом совместного формирования его персо­нального состава. Наконец, Верховный суд “сдерживает” Кон­гресс и Президента правами признавать их акты неконститу­ционными (это право в Конституции не записано, но возникло в ходе ее применения), разрешения споров между ними, а также толкования Конституции.
Использование принципа раз­деления властей в качестве основополагающей идеи, с которой сообразуется вся конституционная организация государствен­ного механизма, породило концепцию “смешанной конститу­ции” (“mixed constitution”), которая не дает преимуществ ни одной из ветвей власти, а путем сочетания и взаимоконтроля их деятельности делает государственную власть ограниченной в своих притязаниях и наименее опасной для человека.

Государственный режим сша кратко

ВажноПомимо уже отмеченных самым значительным препятствием является опасение избирателей по поводу того, что они напрасно потеряют свои голоса. Как показывает практика, избиратели прибегают к стратегическому голосованию, меняя своё первоначальное решение и отдавая свои голоса тем, кому бы им хотелось отдать их, когда понимают, что у кандидата от третьей партии нет шансов на победу.
Существует и такое явление, как голосование за кандидатов третьих партий в качестве протеста.

Кроме того, в случае победы на президентских выборах кандидаты третьих партий и независимые кандидаты столкнулись бы потом с обескураживающей их проблемой.

Государственный режим сша при джордже буше

Участие Палаты представителей в осуществ­лении полномочий Конгресса выражается в том, что большая часть законопроектов на практике вносится именно в нее, а проекты финансовых законов должны вноситься только в нее (разд. 7 ст. I Конституции). Наравне с Сенатом участвует Палата и в преодолении президентского вето на законопроекты.

Кроме того, в соответствии с Конституцией Палата пред­ставителей имеет собственную компетенцию.

ИнфоТак, ей принадлежит право избрания Президента в рамках экстраординарной процедуры, исключительное право возбуждения преследова­ния и формулирования статей обвинения в порядке импичмен­та (разд. 2 ст. I), которым палата воспользовалась за всю исто­рию своего существования 65 раз.

Наконец, Конституция наделяет Палату представителей полномочиями внутриорганизационного характера.

Это избра­ние спикера и других должностных лиц Палаты (разд. 2 ст.

Политический режим сша

Техас и суд по уголовным апелляциям штата Техас.

В некоторых штатах проводятся референдумы.

В Луизиане действует романо-германское право, в то время как в остальных штатах английское (Общее право).

К компетенции штатов относится все, кроме того, что было передано в ведение федерального правительства. В ведении штатов находятся такие области как образование, в том числе финансирование государственных школ и вузов и управление ими, строительство транспортной инфраструктуры, выдача лицензий предпринимателям и специалистам, обеспечение общественного порядка и уголовного правосудия, выдача водительских прав и разрешений на заключение брака, надзор над финансируемыми государством больницами и домами престарелых, управление парками, надзор над выборами (включая федеральные выборы), руководство национальной гвардией штата.

Политический режим сша в настоящее время

Согласно обычаю, именно лидеру в дебатах первому предоставляется слово от соответствующей фракции. В сравнении с рядовыми конгрес­сменами лидеры получают более высокое жалованье, допол­нительные служебные помещения и больший штат аппарата.

Важную роль в обеспечении партийной дисциплины каж­дой фракции играют “кнуты” (“whips”) — партийные функци­онеры, также избираемые на собрании фракции.
“Кнуты” имеют таким же образом избираемых помощников. Главная задача “кнутов” — обеспечить партийную дисциплину, прежде всего посещаемость заседаний Палаты и комитетов, а также единство позиции депутатов своей фракции по всем обсужда­емым в Палате вопросам.

Еще одним структурным элементом фракций в Палате представителей являются партийные комитеты, формируемые общим собранием фракции.

Политический режим сша в 20 веке

4.1. Форма правления и государственный режим

В Конституции США нет прямого указания на то, что это государство с республиканской формой правления. Конституция гарантирует в ст.

IV республиканскую форму правления лишь штатам. Однако, наличие избираемого Президента, выполняющего функции главы государства и главы исполнительной власти, обременение его юридической ответственностью в форме импичмента перед парламентом есть убедительное доказательство существования в США республиканской формы правления. Причем, американская модель разделения властей обусловила установление такой разновидности республиканской формы правления, которая в теории получила наименование президентской республики.

Конституция США исходит из принципа жесткого разделения властей.

Форма правления и государственный режим в США

По форме правления США, как отмечалось, — президентская республика. Прямого указания о том, что данное государство представляет собой республику, в Конституции страны нет. Она гарантирует республиканскую форму правления лишь штатам. Однако наличие избираемого на определенный срок Президента, выполняющего функции не только главы исполнительной власти, но и главы государства, обременение его юридической ответственностью перед парламентом в форме импичмента служат неопровержимыми доказательствами существования в США именно республиканской формы правления.

При этом разработанная отцами-основателями (по образу и подобию дуалистической монархии в тогдашней Великобритании) американская модель разделения властей обусловила установление особой разновидности республиканской формы правления, которая в теории получила наименование президентской республики.

В своей твердой приверженности принципу разделения властей отцы-основатели руководствовались опасением концентрации власти в любом ее проявлении. Так, стремясь не допустить централизации власти, творцы Конституции поделили ее между федерацией и штатами. В осуществлении же государственной власти на федеральном уровне участвуют различные органы — Конгресс, Президент и Верховный суд, олицетворяющие три ее ветви со строго разграниченными функциями и механизмами взаимоконтроля.

Поскольку наибольшую тенденцию к возвышению имеет власть исполнительная (американцы того времени испытали это на себе в виде злоупотреблений со стороны английских монархов и их губернаторов в колониях), ее сделали выборной, обязанной следовать предписаниям законов, принимаемых Конгрессом. Но творцы Конституции опасались и чрезмерной власти законодательного органа. Поэтому он был разделен на две во многом равноправные палаты и в нормальной ситуации отстранен от выборов Президента.

Далее, остерегаясь «тирании большинства» и «выборного деспотизма», разработчики американской Конституции приняли меры и против «сговора» двух выборных органов, уравновесив демократические, «политические» ветви власти невыборной, а значит, не демократической и «не по-литической» судебной властью в лице прежде всего Верховного суда США.

Указанная схема, в основу которой легли идеи Ш. Монтескье, была дополнена (и этим сделан огромный шаг вперед в развитии теории и практики разделения властей) механизмом взаимоконтроля всех трех ветвей власти. Каждая из них стала как бы «сторожем» других, предостерегая их от попыток злоупотреблений, тирании и стремления к диктатуре, а также пресекая такие попытки. Указанный комплекс институтов взаимоконтроля получил название системы сдержек и противовесов (checks and balances) и впоследствии в различных модификациях чрезвычайно широко распространился в мировом конституционном пространстве.

В американском же, собственно первозданном, варианте конституционная система сдержек и противовесов выражается в том, что Президент «сдерживает» Конгресс правом вето на принятые палатами законы и некоторыми другими, не столь радикальными правомочиями. Конгресс «сдерживает» Президента правом преодоления его вето, возможностью выступить в отношении него в качестве суда посредством импичмента.

Последнее правомочие распространяется на всех гражданских должностных лиц вообще, включая судей. Тем самым право импичмента выступает как парламентский противовес и по отношению к судебной власти. Кроме того, Президент и Конгресс (в лице Сената) могут оказывать влияние на Верховный суд, обладая правом совместного формирования его персонального состава. Наконец, Верховный суд «сдерживает» Конгресс и Президента правами признавать их акты неконститу-ционными (это право в Конституции не записано, но возникло в ходе ее применения), разрешения споров между ними, а также толкования Конституции.

Использование принципа разделения властей в качестве основополагающей идеи, с которой сообразуется вся конституционная организация государственного механизма, породило концепцию «смешанной конституции» («mixed constitution»), которая не дает преимуществ ни одной из ветвей власти, а путем сочетания и взаимоконтроля их деятельности делает государственную власть ограниченной в своих притязаниях и наименее опасной для человека. Именно «смешанный» тип конституции, по утверждению американских специалистов, является на сегодня самым желательным и адекватным правовому демократическому государству.

Следует отметить, что система сдержек и противовесов изначально делала невозможным полное, абсолютное размежевание трех ветвей власти. Со временем происходило все большее переплетение их деятельности и полномочий. Так, исключительность права Конгресса законодательствовать существенно поколеблена.

С одной стороны, в законотворческой деятельности все более активное участие принимает исполни-тельная власть: в ежегодных посланиях Президента фактически формулируется программа предстоящей законодательной работы Конгресса; все более широкое распространение приобретают первичное нормотворчество Президента и делегированное законодательство, необходимость которых выводится из конституционных полномочий Президента.

С другой стороны, правотворчеством по сути можно, видимо, считать и деятельность Верховного суда по толкованию правовых норм (особенно Конституции и законов), посредством которой формулируются прецеденты, имеющие значение конституционно-правовых и законодательных норм.

Не остается неприкосновенной и сфера деятельности исполнительной власти. Суды посредством системы приказов могут обязывать органы и должностных лиц исполнительной власти выполнить те или иные действия либо воздержаться от их совершения. Воздействие на администрацию осуществляет и Конгресс, принимая резолюции и частные билли.

Юридические и фактические возможности ветвей власти по взаимовлиянию обусловили их неодинаковое соотношение в различные исторические периоды. Разумеется, речь идет прежде всего о борьбе за лидерство между Конгрессом и Президентом. Истории США известны времена возвышения то одного, то другого в зависимости от сочетания экономических, политических, социальных и иных факторов. Правда, чаще чаша весов склонялась в пользу президентской, то есть исполнительной, власти.

Периоды некоторого нарушения равновесия ветвей власти в пользу одной из них не меняют общей оценки президентской республики как формы правления, позволяющей наиболее полно и глубоко осуществить принцип разделения властей и установить баланс между различными ветвями власти. Благодаря этому в США прочно утвердился дуалистический государственный режим. Конечно, здесь сказался и общий сравнительно высокий уровень правовой культуры и политических сил, и должностных лиц государства.

Несмотря на определенную трансформацию юридического содержания и практической реализации принципа разделения властей в процессе исторического развития страны, несмотря на его оценку многими политологами как фактора снижения эффективности центрального правительства, этот принцип продолжает оставаться одним из основополагающих начал и в доктрине, и в практике американского конституционализма.

Во многом благодаря этому, как отметил американский исследователь Дуглас Леттер, «ни разу за двухсотлетнюю историю Соединенных Штатов не возникало серьезной угрозы, что какой-либо индивидуум или орган правительства станет настолько доминирующим, что сможет подорвать нашу демократическую систему управления».

США в 1920-е годы [Эпоха просперити, процветания]

Экономика

В 1927 г. на долю США приходилось 50 % мирового производства стали, 70 % добычи и переработки нефти. Средний душевой доход составлял 3000 долл. в год. В 1928 г. средний американец по­лучал зарплату в пять раз больше немца.

В 1920 г. в США было 8 млн автомобилей, в 1930 г. — 23,5 млн. Поскольку в «Форд» модели «Т» могли поместиться пять человек, то теоретически вся Америка одновременно могла усесться в эти автомобили. «Форд» в 1922 г. стоил три месячные зарплаты рабочего, к тому же четыре из пяти автомоби­лей продавались в рассрочку. В 1929 г. в США на один автомобиль приходи­лось 5 человек против 30 человек в Англии, 33 во Франции, 102 в Германии, 702 в Японии, 6130 в СССР.

Небывалый экономический подъём 1920-х гг. сделал США са­мой богатой страной мира: в 1928 г. 45 % американской территории занимала пашня, 20% населения состав­ляли фермеры. Это указывает на то, что основой богатства и процветания нации было сельское хозяйство.

Мировой экономический кризис

см. Мировой экономический кризис

Общество

Новые технологии

«Золотые двадцатые» характеризовались беспрецедентным ростом жизненного уровня населения страны. Но­вые потребительские товары — радиоприёмники, телефоны, холодильники и особенно автомобили — ста­ли непременным атрибутом повседнев­ной жизни. Благодаря широкому внедре­нию системы кредитования американцы могли покупать эти товары в больших масштабах.

Расизм

В пе­риод 1920-х годов в США имело место усиление раси­стских, антисемитских, антикатолических настроений.

Сухой закон

Все 1920-е гг. в США действовал «су­хой закон», отменённый только в 1933 г. Однако полное запрещение продажи спиртных напитков привело не к сниже­нию преступности, как это предполага­лось, а наоборот — к её разгулу.

Законы об иммиграции

Отражением духа нетерпи­мости в Америке стало изменение имми­грационных законов. Например, имми­грация из Восточной Азии была вообще запрещена, а на иммигрантов из других стран вводились квоты. Эти квоты отдавали предпочтение выходцам из Великобритании, Германии, Ирландии и Скандинавии перед иммигрантами из стран Центральной и Восточной Европы. Америка перестала быть при­бежищем для преследуемых.

Культура

Социально-экономические перемены США в 1920-е годы отразились на сфере культу­ры — всё более распространялись газеты, журналы, кино, необыкновенную попу­лярность получила лёгкая музыка (джаз).

Внутренняя политика

Вудро Вильсон

Для внутренней жизни США большое значение имели прези­дентские выборы в 1920 г. Действующий президент В. Вильсон сде­лал ставку в своей предвыборной кампании на мировые проблемы. Но ему не удалось убедить американцев в необходимости играть роль мирового лидера. В период экономического спада они были поглощены внутренними проблемами, а не вопросами мировой политики.

Уоррен Гардинг

Под лозунгом «возвращение к нормальной жизни» по­бедил республиканец У. Гардинг. Новая республиканская админист­рация пошла по пути ликвидации мер государственного регулиро­вания и вмешательства государства в социальную жизнь. Так, пра­вительство отменило действие антитрестовских законов и закона о налоге на сверхприбыль, чрезвычайного закона о регулирова­нии ценообразования.

Калвин Кулидж

Известна фраза К. Кулиджа, следующего республиканского президента США: «Дело Америки — это бизнес». Она отражала общее настроение американского общества.

Герберт Гувер

В 1929 г. на президентских выборах победу одер­жал представитель от Республиканской партии Р. Гу­вер, выдвинувший программу борьбы с бедностью под лозунгом «Курица в каждой кастрюле и автомо­биль в каждом гараже». До «чёрной пятницы» 25 ок­тября 1929 г., с которой началась Великая депрес­сия, оставалось семь месяцев.

Внешняя политика

Латинская Америка

Ещё в годы Первой мировой войны усилилась экспансия США в страны Ла­тинской Америки. До 1914 г. 80 % иностранных инвестиций приходилось на ев­ропейцев, а после 1918 г. на долю США приходилось более 50 % инвестиций. Во многом благодаря этим инвестициям 1920-е гг. для Латинской Америки были благоприятным периодом. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

В сфере внешней политики по договору Гондра (М. Гондра — министр иностранных дел Парагвая) в 1923 г. США получили в Ла­тинской Америке право принимать решения без участия своих бывших европейских партнёров. Европа перестала быть единст­венным вершителем судеб мира. Это стало важным дополнением доктрины Монро, провозглашавшей взаимное невмешательство Европы и Америки в дела друг друга.

Пакт Бриана — Келлога

В 1928 г. США и Франция, стремясь устранить некоторые оче­видные бреши Версальской системы, выступили с важной инициа­тивой. В августе этого года в Париже 15 государствами (Франция, США, Германия, Великобритания, Япония и др.) был подписан пакт Бриана — Келлога, названный по имени его инициаторов — французского министра иностранных дел А. Бриана и государственного секретаря США Ф. Келлога. В нём говорилось об отказе от войны как орудия на­циональной политики. Позже к этому пакту присое­динился СССР и ещё 48 государств.

Картинки (фото, рисунки)


  • Благополучная американская семья 1920-х гг.

  • Полиция выливает алкоголь в канализацию

  • Президент США Р. Гувер

Категории:На этой странице материал по темам:

  • Экономический подъем сша в 1920е годы

  • Внутренняя политика сша в 1920-е годы

  • Установление государственного контроля над производством рузвельт

  • Ветераны первой мировой сша, 1920-е.

  • 1922 г расцвет сша и европы

Вопросы к этой статье:

  • В чём заклю­чалась противоречивость развития США в 1920-х гг.?

  • Каковы итоги социально-экономического и политического развития США к концу 1920-х гг.?

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Политический режим США

Соединенные Штаты Америки — крупнейшая мировая держава с развитой демократической государственностью и прочными правовыми традициями. Источником конституционного права этой страны на федеральном уровне выступают Конституция, законы и резолюции Конгресса, нормативные правовые акты Президента, решения Верховного суда, некоторые обычаи. Аналогичные источники образуют конституционные системы штатов.

Государственный строй США, его концепция и правовые институты, основаны на идеях демократии и защиты прав человека.

Конституционное развитие США начинается с принятия 13 штатами Декларации независимости 1776 года, в которой закреплены равенство всех людей, неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и стремление к счастью. Правительство учреждается «с согласия управляемых» и служит целям их прав. В Декларации также закреплено право народа изменять или упразднять форму правления, если она стала губительной для их целей, и учредить новое правительство. Эти важнейшие положения сохраняют свое значение и поныне.

Высшая законодательная власть принадлежит двухпалатному Конгрессу, исполнительная — Президенту США, судебная — Верховному Суду США.

США — демократическое, федеративное правовое, светское государство с республиканской формой правления и разделением властей. Конституция США принята от имени народа. Народ осуществляет свою власть через избранных представителей в Конгрессе (представительная демократия) и избранного главу государства (Президент США). Демократическим путем формируются исполнительная и судебная власти. В качестве основы для определения взаимоотношений народа и государства признается положение, согласно которому народ является свободным и делегирует государственной власти только полномочия, закрепленные в Конституции, и только для охраны прав и свобод граждан.

США — договорная федерация, ее образовали ранее независимые штаты для решения общих дел. Федерация не является способом решения каких-либо национальных проблем, она рассматривается как разумная децентрализация власти и приближение ее к народу.

Правовое государство признается в США в форме «государства господства права», что означает приоритет права и обязанность государства во всех своих действиях опираться на закон и другие правовые нормы. Правовое государство — в то же время конституционное государство, которые все, и прежде всего органы власти, обязаны следовать, подчиняться Конституции, соблюдать ее и действовать в соответствии с ней. В этом видится фундамент конституционной законности и правопорядка, главная гарантия против злоупотреблений власти в отношении прав и свобод.

Принцип светского государства означает, что в США нет государственной религии, и признается свобода вероисповедания и всех конфессий. В стране много религиозных меньшинств, но все в равной степени имеют доступ к государственной службе, дискриминация преследуется.

По конституции США, принятой в 1787 году, определенные полномочия для осуществления государственной власти переданы федеральному правительству США. Государственные полномочия, не определенные для передачи в ведение федерального правительства конституцией, осуществляются штатами США.

В конституции США заложен принцип разделения властей, по которому федеральное правительство состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих независимо друг от друга. политический режим конституция право

В своей твердой приверженности принципу разделения властей отцы-основатели Конституции руководствовались опасением концентрации власти в любом ее проявлении. Так, стремясь не допустить централизации власти, творцы Конституции поделили ее между федерацией и штатами. В осуществлении государственной власти на федеральном уровне участвуют различные органы — Конгресс, Президент и Верховный суд, олицетворяющие три ветви власти со строго разграниченными функциями и механизмами взаимоконтроля. Поскольку наибольшую тенденцию к возвышению имеет власть исполнительная, ее сделали выборной, обязанной следовать предписаниям законов, принимаемых Конгрессом. Но творцы Конституции опасались и чрезмерной власти законодательного органа. Поэтому он был разделен на две во многом равноправные палаты и в нормальной ситуации отстранен от выборов в Президента. Далее остерегаясь «тирании большинства» и «выборного деспотизма», разработчики американской Конституции приняли меры и против «сговора» двух выборных органов, уравновесив демократические, «политические ветви власти не выборной, а значит, не демократической и «не политической» судебной властью в лице, прежде всего Верховного суда США.

Указанная схема, была дополнена (и этим сделан огромный шаг вперед в развитии теории и практики разделения властей) механизмом взаимоконтроля всех трех ветвей власти. Каждая из них стала как бы «сторожем» других, предостерегая их от попыток злоупотреблений, тирании и стремления к диктатуре, а также пресекая такие попытки. Указанный комплекс институтов взаимоконтроля получил название системы сдержек и противовесов (checks and balances) и впоследствии в различных модификациях чрезвычайно широко распространился в мировом конституционном пространстве.

В американском варианте конституционная система сдержек и противовесов выражается в том, что Президент «сдерживает» Конгресс правом вето на принятые палатами законы и некоторыми другими, не столь радикальными правомочиями. Конгресс «сдерживает» Президента правом преодоления его вето. Возможностью выступить в отношении него в качестве суда посредством импичмента. Последнее право распространяется на всех гражданских должностных лиц вообще, включая судей. Тем самым право импичмента выступает как парламентский противовес и по отношению к судебной власти. Кроме того Президент и Конгресс (в лице Сената) могут влиять на Верховный суд, обладая правом совместного формирования его персонального состава. Наконец Верховный суд «сдерживает» Конгресс и Президента правами признавать их акты неконституционными.

Использование принципа разделения властей в качестве основополагающей идеи, с которой образуется вся конституционная организация государственного механизма, породило концепцию «смешенной конституции», которая не дает преимуществ ни одной из ветвей власти, а путем сочетания и взаимоконтроля их деятельности делает государственную власть ограниченной в своих притязаниях и наименее опасной для человека. Именно «смешенный» тип конституции, по утверждению американских специалистов. Является на сегодня самым желательным и адекватным правовому демократическому государству.

Благодаря полному и глубокому осуществлению принципа разделения властей и установлению баланса между различными ветвями власти в США прочно утвердился демократический политический режим. Конечно, здесь сказался и общий сравнительно высокий уровень правовой культуры и политических сил, и должностных лиц в государстве.

Пути и способы укрепления и смены политических режимов

Политический режим обеспечивает управляемость масс со стороны обладающих властью классов, социальных групп, политических партий, политической элиты и политических лидеров. Важнейшими условиями эффективности политического режима являются его стабильность и легитимность. Стабильность политического режима проявляется в устойчивости политической системы и государственного правления, их широкой поддержки со стороны народа, высокой легитимности политической власти, надёжности функционирования механизма политического властвования. Важнейшими показателями стабильности политического режима являются: содержание, характер и динамика политического процесса в обществе, способность господствующей политической элиты адаптироваться к социальным изменениям, равновесие и баланс социально-политических сил. К основными критериям стабильности политического режима относятся: срок пребывания той или иной политической элиты у власти, социальная база её поддержки; характер взаимодействия правительства с политическими партиями и общественно-политическими объединениями, представленными в законодательных органах; формы и способы взаимоотношений политических сил в парламенте; характер взаимоотношений государства и граждан.

Сохранение и укрепление политического режима, независимо от его типа, всегда были и остаются предметом особой заботы правящих в обществе социально-политических сил. Главным при этом является поддержание такой организации власти, которая соответствует социальной системе, адекватна настроениям и менталитету населения страны, обеспечивает единство и целенаправленность его действий в процессе социально-экономического развития общества.

Поддержание стабильности и устойчивости политического режима и его укрепление достигаются различными путями, широким спектром действий, как по содержанию, так и по форме. Прежде всего, правящая политическая элита для достижения стабильности своего господствующего положения в обществе всегда стремится представить свой собственный интерес, как всеобщий. Она в действительно общий интерес народа, заключающийся в поддержании в обществе порядка и стабильности, обеспечении социально-экономического благосостояния большинства населения страны, включает и частный интерес правящей политической группировки. Это обеспечивается: разработкой концепции развития политического процесса в стране; обоснованием места и роли страны в мировой политике с точки зрения правящей элиты; выработкой стратегии развития общества и системы мер по достижению общезначимых целей; проведением мероприятий по созданию системы привилегий определенным социальным силам, являющихся социальной базой существующего политического режима.

Важным путем укрепления и стабилизации политического режима является предание законообразности всем действиям и мероприятиям, осуществляемым правящей политической элитой. В правовом государстве это находит выражение в неуклонном следовании власти законам, в отмене устаревших и легальном принятии новых правовых актов. В неправовом – в игнорировании норм права, неисполнении якобы устаревших законов, замене этих законов противоречащими им подзаконными актами, являющимися по сути нелегальными.

Одним из эффективных путей укрепления политического режима является проведение властью такой политики, которая бы учитывала и сочетала интересы всех слоев общества, гарантировала достойные условия жизни людей. Но это возможно лишь при достаточно высоком уровне социально-экономического развития общества. Как показывает опыт современных наиболее экономически развитых стран, в таких условиях происходит снижение политической активности людей, а политическая власть является устойчивой и стабильной.

Достижение и поддержание устойчивости и прочности политического режима обеспечивается также путём ограничения со стороны власти деятельности наиболее агрессивных противников правящих политических сил. Выбор вариантов того, как сделать людей послушными и нейтрализовать неудобных правящей политической группировке участников политического процесса, довольно велик. При этом немногие политические деятели, обладающие властью, склонны придерживаться нравственных ограничений, ориентироваться на моральные нормы.

Особый путь укрепления политического режима – использование различных форм насилия, создание системы принуждения. Причем принуждения в широком смысле – экономического, политического, идеологического, морально-психологического и даже физического. Это достигается с помощью создания властью специальных органов, призванных осуществлять насилие. Чем шире система этих органов, выше их активность и разнообразие используемых средств, тем больше в обществе утверждаются страх, чувство неуверенности, покорность политическому режиму. Однако необходимо иметь в виду, что угроза применения насилия или его использование могут также привести к снижению и даже утрате политическим режимом своей стабильности, к сопротивлению народа властвующей элите. Поэтому использование насилия, как средства укрепления режима политической власти, должно всегда носить умеренный, выверенный характер, учитывать существующие объективные и субъективные реальности.

Распространенным приемом, используемым политической элитой для сохранения и укрепления своего властвующего положения в обществе, является подкуп определенных социальных групп. Это может происходить посредством выплат им денежных сумм, назначения на престижные должности, создания системы привилегий и льгот и т.д. в обмен на политическую лояльность. Чем большее число социальных групп общества будет охвачено теми, или иными видами вознаграждения, тем большую социальную поддержку обеспечивает себе власть.

Значимую роль в укреплении политического режима играют методы и приёмы воздействия на общественное сознание. Такое воздействие в науке называют «идеологической индокринацией», а в обыденной жизни «промыванием мозгов». Любая властвующая политическая сила, используя средства массовой информации, как правило, манипулирует общественным сознанием, как на уровне политической идеологии, так на уровне политической психологии, создавая, таким образом, приемлемый для себя имидж. Для достижения этой цели используются апелляция к различным ценностям (общечеловеческим, нравственным, демократическим и т.д.), к традициям политической жизни, насаждение иллюзий и мифов, привитие людям определенных стереотипов мышления и поведения и многие другие широко известные в политической практике приёмы и способы воздействия на сознание людей.

Чрезвычайно широко для поддержания и укрепления властвующего положения политических группировок используется также политическая демагогия. С ней рядом всегда идут ложь, изворотливость, нечестность, невыполнение обещаний. Политическая демагогия, как свидетельствует общественная история, была во все времена и остаётся в современных условиях достаточно эффективным способом выживания в политике.

Поддержание стабильности и укрепление политических режимов различными путями, при помощи разнообразных средств и методов, формирование для этого широкого спектра предпосылок и условий всегда является важнейшей проблемой для правящих политических группировок. Однако история государств и политических систем свидетельствуют о том, что нередко господствующие в обществе политические силы в тех или иных условиях, по различным причинам сталкиваются с серьёзными проблемами в организации, функционировании и реализации политической власти. Довольно частыми являются и кризисы политических режимов, их дестабилизация, которые проявляются со в резком падении реальной поддержки народом государства, правящей политической группировки, делегитимации политической власти, что влияет на качественное выполнение ими своих ролей и функций в обществе. Это, обусловлено, главным образом тем, что процесс общественного развития затрагивает коренные интересы различных слоёв общества, а государство, господствующая политическая элита, являющиеся регуляторами общественных отношений, своей политикой, методами и приёмами властвования, не оправдывают надежды и ожидания широких социальных слоёв, касающихся перемен в общественной жизни.

Нередко предкризисное и кризисное состояние в организации и функционировании политической власти, складывалось во второй половине ХХ века в советской и постсоветской России. Это было связано с тем, что многие обещания властвующей в то время политической элиты по положительному изменению социально-экономической ситуации в стране не выполнялись. В результате у российского народа подрывалась вера в правильность избранного пути общественного развития, в компетентность политического руководства, в обществе осознавалась необходимость корректировки политического курса. Естественно, в этих условиях требовалось совершенствование существующей системы политической власти, изменение характера и черт политического режима, переход к новым формам его организации и функционирования, адекватным складывающимся общественным условиям.

Смена политических режимов, их переход от одного типа к другому представляют собой объективный процесс, обусловленный содержанием и характером общественного развития. Как свидетельствует исторический опыт, они могут осуществляться двумя основными путями: мирным и немирным. При этом трансформация демократического политического режима или политического режима с преобладающими признаками демократического в антидемократический (тоталитарный, авторитарный) осуществляется, как правило, по немирному пути с использованием радикальных способов и методов: революция, война, терроризм, военный переворот. Примером этому в Новейшей истории является военный переворот в сентябре 1973 года в Чили, в результате которого было свергнуто народное правительство С. Альенды и установлен режим личной власти А. Пиночета. Переход же от антидемократического к демократическому политическому режиму в большинстве случаев осуществляется мирным путем с помощью реформ или так называемых «бархатных революций». Так произошла смена антидемократических политических режимов в большинстве социалистических стран в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ столетия, в Грузии в конце 2003 года.

Основной тенденцией функционирования и развития современных политических режимов является их трансформация от антидемократических к демократическим. Особенно сложным по содержанию и характеру является переход от тоталитаризма к демократии. Это связано с тем, что практически всегда этот процесс предполагает не только смену политической власти, но и глубокие изменения в социально-экономическом устройстве общества. Значительные трудности возникают и потому, что тоталитарная политическая элита более однородна, чем авторитарная и поэтому отстранение её от власти требует больших усилий. В целом же, переход от антидемократических к демократическим режимам осуществляется при наличии определенных условий, с использованием конкретных способов, приёмов и средств решения общественных проблем.

Наиболее общим и главным условием трансформации антидемократических режимов в сторону демократии является кризис существующего режима политической власти. Проявляется он, прежде всего, в том, что принятие важнейших политических решений по основным направлениям развития общества осуществляется только одним человеком, политической группировкой или правящей политической партией. Они полностью подчиняют себе парламент, законодательная власть фактически становится частью исполнительной. Кризис режима политической власти выражается также в росте социальных конфликтов внутри правящей политической элиты. Снижается эффективность принимаемых политических решений, усиливается делегитимация политической власти. В обществе возрастает интерес к политике, формируются новые идеологические и политические ценности, правозащитные движения, отрытая политическая оппозиция режиму власти. На фоне этих явлений идет поиск способов и форм преодоления кризиса политической власти, формирования новых основ организации и функционирования ее институтов, адекватных сложившимся общественным условиям.

Смена антидемократических политических режимов демократическими происходит в основном при помощи мирных перемен. Основными, наиболее распространенными способами этих перемен являются: реформа сверху, «абдикция» (добровольный отказ правящей политической элиты от власти), постепенная реформа. Реформа сверху возможна тогда, когда политическая верхушка по своей воле, а не в результате давления со стороны оппозиции, решает изменить существующую систему политической власти и обладает достаточной мудростью и волей для реализации программы демократических перемен. Однако следует отметить, что преобразование властвующей в обществе политической группировкой антидемократических режимов в демократические нередко обречено на провал. Главной причиной тому является недостаточная последовательность проведения демократических реформ. Кроме того, в условиях реформ сверху в обществе действуют две основные социально-политические силы, интересы которых часто не совпадают. Одна – социально-политические группы и объединения, обладающие властью и контролирующие государственную машину, заинтересованы в том, чтобы максимально сохранить своё правящее положение и роль в обществе, действует консервативно. Другая – большинство народа, социально-политические объединения и организации, находящиеся в оппозиции политическому режиму, стремится усилить своё влияние на государственную власть и стать полноправным субъектом политико-властных отношений, действует широким фронтом, активно и даже радикально. Под влиянием такого рода действий демократические преобразования тормозятся, осуществляются противоречиво и хаотично, что иногда приводит к серьёзным общественно-политическим потрясениям. Например, во второй половине 80-х – начале 90-х годов ХХ века демократические реформы в Советском Союзе, проводимые по инициативе его политического руководства, привели к распаду страны.

«Абдикция» – добровольный отказ правящей политической элиты от власти, как способ трансформации антидемократических режимов в демократические на практике явление исключительное. Это связано, прежде всего, с тем, что правящая политическая элита, являясь в своей основной массе неоднородной, как правило, не способна добровольно передать власть другой политической силе. Кроме того, в условиях антидемократического режима, особенно при тоталитаризме, крайне затруднительно формирование такой политической группировки, которая в короткие сроки способна и готова взять на себя всю полноту власти, профессионально и эффективно управлять обществом и осуществлять демократические преобразования в стране. Однако, при определенных обстоятельствах «абдикция» возможна. Её проявление в различных аспектах неоднократно имело место в историческом прошлом и в современных условиях. В 1999 году, например, добровольно, до истечения срока, сложил полномочия Президента России Б. Ельцин.

Наиболее оптимальным и эффективным способом трансформации антидемократических в демократические политические режимы принято считать постепенную реформу. Постепенная реформа представляет собой совместные действия, по заранее согласованным правилам, политических сил стоящих у власти и политической оппозиции, направленные на демократические преобразования в обществе. Эта реформа возможна тогда, когда явно проявляется неспособность существующей власти эффективно осуществлять управление обществом, происходит делегиматизация политического режима. В результате в обществе активизируется политическая оппозиция, которая в союзе со сторонниками «мягкой линии» на демократические преобразования в составе правящей политической группировки, определяет приоритетные направления и способы перехода общества к демократии. Такой переход, как правило, является длительным, комплексным процессом, охватывающим все сферы общественной жизни. Он требует политической мудрости и прозорливости от возглавивших реформу политических сил, терпения и выдержки всех социальных слоёв и групп общества. Постепенные реформы авторитарных политических режимов, ведущие к демократизации общественной жизни и её отдельных сторон, осуществляются с определёнными особенностями и спецификой практически во всех странах образовавшихся в конце ХХ века после распада СССР, а также в Китае и в большинстве бывших социалистических странах Восточной Европы.

Следует отметить, что практический переход антидемократических в демократические политические режимы не является простым. В процессе его, в зависимости от особенностей той или иной страны, в различных вариантах сочетаются мирный и немирный пути, разнообразные способы демократических общественных преобразований. В полной мере это относится и к современной России, которая постепенно движется к демократии, либерализации всех сфер общественной жизни и человеческой деятельности. Активизация и оптимизация движения России по этому пути могут быть достигнуты: изучением общественного мнения и поддержанием постоянных контактов власти с населением; разъяснением целей и задач общественно-политических преобразований; широким использованием правовых методов для достижения политических целей, постоянным обновлением законодательства; совершенствованием государственного правления, уравновешиванием ветвей государственной власти; модернизацией политического режима с учетом политических традиций российского общества; распространением и укреплением демократических ценностей в обществе, преодолением правового нигилизма и развитием политической культуры населения; поддержанием законности и правопорядка в обществе; разработкой и осуществлением государственных программ и политики, направленных на преодоление глубокого социально-экономического расслоения общества. Утверждение демократических основ организации и функционирования политической жизни является важнейшим условием общественного прогресса, одной из тенденций развития современной мировой цивилизации.

* *

*

Политический режим представляет собой основную характеристику качества политического господства и властвования. Установление и функционирование той или иной разновидности политического режима обусловлено не только политическими вкусами и амбициями властвующих политических элит, но и уровнем цивилизованности страны, ее политическими традициями, степенью осознания народом себя субъектом политической жизни.

Стабильность и надежность политического режима определяют эффективность политической власти, устойчивость политического господства тех или иных политических сил. Любая господствующая в обществе политическая группировка постоянно заботится об укреплении существующего политического режима, его легитимации и использует для этого различные пути и средства. Вместе с тем, политический режим не является раз и навсегда установившейся данностью. В процессе функционирования он постоянно развивается, эволюционирует от одного типа к другому. Пути и способы смены одного политического режима другим зависят от совокупности складывающихся в обществе объективных и субъективных предпосылок, степени их зрелости и проявления в разных сферах общественной жизни. Смена режимов всегда носит конкретно-исторический характер и отличается национально-специфическим содержанием.

Контрольные вопросы

1. Что такое политический режим? Как взаимосвязаны понятия «политическая система», «политический процесс» и «политический режим»?

2. По каким критериям выделяются типы политического режима? Сравните основные разновидности современного политического режима, выделите их слабые и сильные стороны.

3. В чем, на Ваш взгляд, зависимость силовых структур государства от типа политического режима? Какую роль играют в обществе вооруженные силы при различных типах политического режима?

4. Раскройте основные черты и тенденции развития политического режима в России.

5. Что такое стабильность политического режима? Перечислите её признаки и критерии.

6. Перечислите и охарактеризуйте основные пути и способы укрепления и стабилизации политического режима в современных условиях.

7. Какие пути и способы трансформации политических режимов от одного типа к другому Вы знаете? Приведите примеры из современной общественно-политической практики.

Литература

Раймон А. Демократия и тоталитиризм. – М., 1993.

Галкин В.В., Красин А.Ю. Россия на перепутье. Авторитаризм или демократия: варианты развития. – М., 1998.

Громыко А.А. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. – М.: Общ-во «Знание» РФ, 2003.

Даль Р. О демократии: Пер. с англ. – М.: Аспект-Пресс, 2000.

Сумбатян Ю.Г. Политические режимы в современном мире. – М., 1999.

Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М., 1995.

Эйзенштадт Ш.Н. Парадокс демократических режимов: хрупкость и изменяемость // Полис. – 2003. – № 2,3.