Попить чайку или чайка?

Дорогие братья и сестры, мы рады вас приветствовать на православном молодежном портале «Чайка»!

Целью этого интернет-проекта клуба «Чайка» стало знакомство интернет-аудитории с жизнью нашего клуба, создание среды общения православной молодежи для знакомства между собой, обмена опытом, идеями и информацией между различными молодежными объединениями, организация диалогового пространства по проблемам молодежной жизни, просветительской и миссионерской деятельности, предоставлении актуальной информации по молодежной тематике в православной среде, сбор этой информации.

К сожалению, далеко не все православные молодые люди обретают радость общения со сверстниками из-за отсутствия единоверцев и единомышленников в своем повседневном кругу. Этим проектом мы хотели бы помочь делу объединения православной молодежи, ее более активному участию в общественной и церковной жизни.

Наш проект — это еще одна возможность найти друзей в этом непростом мире. Для этого на нашем сайте работают следующие разделы: молодежный форум, интернет-служба православных знакомств и поиск друзей по интересам.

Ищу любовь точка ру, или Православные знакомства в интернете

Мы познакомились в интернете, когда я искала героя для материала о православных знакомствах во всемирной паутине. Соня оказалась именно таким героем — яркая, живая, убедительная. Полгода ее анкета висела на одном из православных ресурсов. За это время она успела получить полсотни писем, встретиться с несколькими молодыми людьми, а спустя год вышла замуж за «виртуального» знакомого, который сначала в переписке, а затем и «в реале» покорил ее сердце.

Читайте также: Православные сайты знакомств: быть или не быть?

А жить-то хочется!

Соня не любит ни тусовок, ни посиделок в православных клубах, ни молодежных паломнических поездок. Тем более она не ходит в обычные городские клубы и не знакомится в метро. И где ей встретить свое счастье и познакомиться с православным молодым человеком? Ведь не на Литургии же парней разглядывать, пытаясь угадать их характер?! Наверное, поэтому застенчивая девушка решила попробовать познакомиться в интернете — через экран монитора проще начать разговор…

«Летом я работала в приемной комиссии. Жара, толпы абитуриентов, лучшая часть года пропадает даром… А жить-то хочется! Вот я и вывесила объявление на популярном православном сайте знакомств “Чайка”. Анкета там хорошо продумана, фотография вывешивается, а значит, составив представление о человеке, можно решить: стоит ли с ним общаться».

Сцена из спектакля «Обыкновенное чудо» в исполнении объединении православной молодежи «Сретение»

По мнению Сони, интернет, в котором размещают свои анкеты сотни и тысячи православных мужчин и женщин, дает шанс тем, кто не очень коммуникабелен, но не желает страдать от одиночества. И тем, кому элементарно не хватает свободного времени, чтобы заниматься устройством личной жизни. Она признаётся, что рассматривала претендентов на руку и сердце довольно строго. Возраст, внешность и даже состояние здоровья играли для нее не последнюю роль. Разумеется, важны и личные качества кандидата: умение поддерживать общие темы в беседе и быть тактичным. Отважиться на реальную встречу было сложно, возникал соблазн подстраховаться, и сначала попытаться больше узнать о молодом человеке из переписки. Но сейчас Соня говорит, — оптимальный вариант: после двух-трех писем пообщаться вживую, чтобы не терять понапрасну времени.
Впрочем, тогда опасения девушки были не напрасными — первый опыт свидания оказался не слишком удачным.

«После целого дня работы я вышла к Казанскому собору, где мы договорились встретиться… Лето, жара, масса народу. Было страшно и интересно… По фото я представляла себе симпатичного, высокого человека. Ищу глазами, никого не вижу. Звоню, внимательно смотрю на молодых людей… И вдруг (о ужас!) некий невысокий черноволосый субъект достает телефон и я слышу: ”Але”… Подойти все равно пришлось. Первым делом он осмотрел меня критически и очень недовольно заявил, что я совсем не похожа на фото, выложенные на “Чайке”… Что я могла возразить? Сказать то же самое да еще добавить про рост пару ласковых? Я решила его примеру не следовать — к чему обижать.
С первого взгляда я поняла: не мое… И все-таки мы погуляли по Петербургу… Правда, он даже не предложил зайти в кафе передохнуть, хотя и знал, что я с работы. Но упорно сыпал вопросами: почему до сих пор не замужем? скромная ли?.. Казалось, он считает меня чем-то ему обязанной… А я шла и думала: чему Господь меня учит такой встречей?»

Второй молодой человек, на встречу с которым отважилась девушка, был петербуржцем, умным и спокойным, но — деликатная деталь — необычайно полным. Из вежливости Соня погуляла с ним пару часов… Договорились, что она ему перезвонит, если возникнет желание встретиться. И долгое время он потом обрывал ее мобильник. Было жутко неудобно, но Соня твердо решила больше с ним не встречаться.
Впрочем, в конечном счете, опыт виртуального общения для моей героини оказался удачным. Недавно она вышла замуж за человека, с которым познакомилась на «Чайке». Свое счастье она хранит бережно. О том, как искала его, рассказывает охотно, а то, как нашла, — предпочитает не выставлять на всеобщее обозрение. Наверное, это правильно. В одном из писем она пожелала и мне поймать в бескрайнем море интернета свою «золотую рыбку».

«Мы выбираем, нас выбирают…»

Сонин пример избавил меня от предубеждения, что искать в интернете вторую половинку — бессмысленное занятие. Действительно, ежедневно на «Чайке», на «Светелке» (тоже одном из самых популярных сегодня сайтов знакомств для православных) появляются десятки новых объявлений от женщин и мужчин из России, стран СНГ, Ближнего Востока, Европы и Америки. Их пожелания к потенциальным женихам и невестам почти одинаковы. Православные мужчины ищут воцерковленных или хотя бы стремящихся к жизни в лоне Церкви девушек. На второе место при этом ставят отсутствие интимного прошлого. Без вредных привычек, приятной внешности, общительных, открытых, добрых, милосердных. Девушки, наверное, больше из кокетства пишут: «Ищу мужчину-друга, а дальше как получится». Спросом пользуются такие мужские качества, как надежность, ответственность, решительность. Плюс с чувством юмора, терпеливые и умные. Внешние данные, как правило, стоят на последнем месте. Но фотография всегда приветствуется.

Замечу, среди девушек немало мечтающих выйти замуж за будущего священника. А среди мужчин удивляет обилие выпускников семинарий. Как шутят они сами, объясняя посещение подобных православных ресурсов: «Остался один шаг до хиротонии. И этот шаг — ты». Говорят, это старая семинарская присказка.

Впрочем, по мнению Славы, студента Петербургской Духовной академии, увлекшегося несколько лет назад знакомствами во всемирной паутине, найти достойную невесту в интернете сложно. Слава разместил свою анкету на «Чайке», указал, что семинарист и ищет хорошую девушку, согласную стать матушкой. В результате — шквал писем! В какой-то момент он даже испугался перепутать одну девушку с другой. Однако время расставило всё по своим местам: кто-то пропадал сам, другим он переставал писать… В конце концов молодой человек нашел свою единственную в реальной жизни, без интернета. Но он уверен, что знакомства в сети способны принести пользу.

«Сидя за конспектами и учебниками, знакомиться просто некогда. Остается уповать на то, что поможет какой-то благодетель или что удастся привлечь внимание девушек, учащихся по соседству в регентской или иконописной школе. Но если ты скромен, да к тому же занят — то уже отчаиваешься кого-то встретить. И тогда знакомство через интернет становится отдушиной. Ведь здесь можно не торопиться, тщательно обдумать: что и как ответить…»

И Соня, и Слава уверены: с перепиской затягивать не стоит. Ведь, общаясь с человеком посредством электронных писем, можно не только придумать себе образ, но и увлечься им, а затем в жизни жестоко разочароваться.

Своя среди чужих, чужая среди своих

Вслед за моими героями я решила провести собственный эксперимент и оставила фото и анкету во всемирной паутине. На «Чайке» откликнулись многие — полноценное общение получилось только с одним. С Дмитрием мы переписывались долго, и я успела узнать едва ли не всю историю его жизни. Сын военного, окончил философский факультет Самарского университета, живет в Подмосковье и раз в две недели в Сергиевом Посаде читает лекции местным катехизаторам. Его будни — рутинная работа в одной из сотовых компаний, многочасовое простаивание в пробках и выплата долгов по ипотеке за однокомнатную квартиру в столице. Он ищет девушку, которая согласится стать матерью многодетного семейства. Наше общение сошло на нет, когда выяснилось, что в ближайшее время в Москву я не поеду, а сам Дмитрий в Петербург не стремился даже ради встречи с потенциальной невестой. Поскольку претенденток, как он выразился, хватает и в пределах столицы.

Москвич Олег предложил общаться по «аське». Рассказал, что в будни реализует бытовую технику, а по выходным помогает на приходе. Но и он, узнав, что я из Петербурга, ответил: «Ну, как-нибудь еще спишемся». Это было его последнее сообщение.

Иван выразил симпатию, увидев мои фотографии. Правда, между нами почти сразу возникли разногласия. Узнав, что я не состояла в гражданских браках и выступаю решительно против добрачных отношений, молодой человек меня не совсем понял: он-то недавно расстался с гражданской женой и ищет себе новую, но… тоже гражданскую. Нет, он не противник законного брака, но предпочитает сначала «попробовать». На мои недоумения, а как же быть с заповедями, ответил: «Я готов жениться на девушке, если мы устроим друг друга во всех отношениях». Такое широкое и всеобъемлющее понятие оказалось неприемлемым для моего «ограниченного православием» кругозора, так что с Иваном тоже не получилось.

Еще один потенциальный претендент на мою руку и сердце — Павел — считал, что общение существует для того, чтобы указывать друг другу на личностные недостатки и таким образом «спасаться». С первых писем он начал меня «лечить» от эгоизма и себялюбия, повторяя при этом: «Мы же свои, православные, больше тебе никто правды не скажет, и ты можешь погибнуть для вечной жизни». Когда я представила перспективу жизни с человеком, который будет каждую минуту «из любви» критиковать меня и указывать на недостатки, — ужаснулась и удалила его адрес из списка контактов.

В общей сложности, за месяц мне написали два десятка мужчин. В большинстве своем письма были скупыми и похожими друг на друга, так что через несколько дней стало даже как-то неинтересно их читать. Нескольким я ответила, но ни с кем так и не встретилась. Потом удалила анкету на «Чайке», но вступила в группу «Клуб Знакомств для православных христиан» в «Контакте». Оказалось, что это — затягивает.

«Люди встречаются, люди влюбляются, женятся…», или Хэппи-энд

Отдельные журналистские эксперименты имеют особенность менять жизнь автора самым кардинальным образом. Причем, как выяснилось, не только в кино. Это задание для «Фомы» для меня закончилось венчанием. В мире всегда есть место чуду. Чуду Любви, которая соединяет сердца, как бы далеко друг от друга они ни находились. Это подтверждает не только мой опыт, но и примеры разных людей, которых я встретила в интернете:

«В 2001 году мы познакомились в интернете. “Зацепились языками” на форуме, долго переписывались “по мылу”, потом созванивались, наконец решили встретиться — девиртуализоваться… 5 лет браку, 4 года дочери» (Ольга Владиславовна).

«14 лет назад у нас не было интернета, и мы познакомились через газету — я поспорила с подружкой, на чьи сообщения придут больше откликов. Писем пришло шесть, но зацепило только одно. Сначала переписывались, потом встретились, сейчас ждем четвертого ребенка» (Татьяна Зернова).

«Мы познакомились в “аське”, писали СМС, звонили друг другу. Через 2 недели я поняла, что влюбилась. Интересно, что у нас обоих чувства возникали одновременно. Увидеться в реале мы не могли хотя бы потому, что были в 886 км друг от друга! Встретились через 5 месяцев. Я его очень ждала, а он рвался ко мне. Когда увиделись вживую, не было никакого смущения — мы уже были родными и близкими людьми. И это было безграничное счастье и любовь!!!» (Яна).

«А я со своим мужем по телефону познакомилась. За 24 часа разговора поняли, что любим друг друга и, еще не увидев друг друга, приняли решение расписаться. Прошло уже 17 счастливых лет!» (Лана С.).

Четыре вопроса о знакомствах в интернете

На вопросы редакции отвечает протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, руководитель портала «Православие и мир».

Знакомство через интернет — нормально ли это?

По-моему, знакомства через интернет допустимы и могут привести к отношениям вполне серьезным, способным закончиться браком. Мне известны несколько счастливых семей, созданных с помощью интернета.

О чем следует задуматься, прежде чем начинать знакомиться в сети?

Прежде чем вступить в общение в сети, необходимо сформулировать для себя цель общения и определить границы, которые вы не позволите переходить самому себе и своему собеседнику. Совершенно права девушка, отказавшаяся от общения с молодым человеком, предложившим «попробовать» пожить вместе. Такие, мягко говоря, неблагородные предложения должны вызывать только презрение. Каждый человек — неповторимая, драгоценная в очах Божиих личность, а не «клубничка», которую можно «попробовать».

Виртуальный собеседник может выдавать себя за кого угодно. Как строить общение, чтобы не обмануться?

На мой взгляд, существенный недостаток интернет-общения заключается в том, что имеется возможность очень быстро писать и немедленно получать ответы. Эта стремительность препятствует вдумчиво вникать в полученные интернет-сообщения и не спеша беседовать со своим корреспондентом. Этим общение в сети отличается от традиционной переписки. Общение с помощью писем ушло в прошлое, унеся с собой особую атмосферу спокойствия и доброжелательности. Неторопливый темп написания письма резко отличается от стремительного темпа, навязываемого интернетом. Общение, если оно глубокое и затрагивает какие-то сокровенные стороны души, не терпит суеты, а требует вдумчивости и времени. Время на вашей стороне: если ваш интернет-собеседник — человек неглубокий, неискренний, корыстный, то он или сам прекратит общение, или вы почувствуете его невысокий нравственный уровень. Время также необходимо для того, чтобы убедиться в том, что ваши симпатии не случайны, что перед вами действительно тот, кто может стать близким человеком на всю жизнь.

Что можно порекомендовать человеку, который решил перейти от виртуального общения к реальному?

Если общение с самого начала было правильно поставлено, велось на серьезном уровне, то и реальное общение, хотя оно более эмоциональное, глубокое и ответственное, тоже можно будет построить правильно и серьезно. Конечно, для того, чтобы не допустить ошибок, необходимо советоваться с родителями, а церковному человеку — со своим духовником. Нужно внимательно следить за своим внутренним состоянием, чтобы не потерять душевного равновесия и не принимать скоропалительных решений. Надо просить у Господа Бога мудрости поступать по Его святой воле.

Источник: журнал Фома

Попить чайку

В деревне чаепитие – это событие. Народу по деревням становится всё меньше, видимся за хлопотами всё реже, потому и используем каждый подвернувшийся повод для встреч и разговоров.

Начинается всё очень безобидно и невинно: «А давайте после службы для отдохновения и общей пользы чайку попьем?» Некоторые настороженно напоминают, что «в прошлый раз от такого чаепития очень много продуктов осталось – потом всё сумками увозили». Другие, оптимисты, убеждают: «Ну, это же в прошлый раз! А нынче мы только чай. И ничего больше!» И действительно: что, чашек не сполоснуть после заварки, что ли? Можно даже и без сахару, если уж так прямо сурово. Потом начинается: «Ну как же без сахару? Вон стоит баночка. Чего, нам сахару жалко? Нет, совсем даже. Берите, насыпайте. Какая разница, какую чашку мыть – из-под чая с сахаром или из-под чая без сахара».

Дальше идет проверка на прочность. Вот, к примеру, «если печеньки принести, это же не нужно после них никакой посуды мыть…» Упаковку в печь, а сами печеньки очень быстро съедаются. «Главное – много не покупать». Ну, и «дети печенье прекрасно едят. Если с трапезы останутся, так можно на следующей службе после Причастия раздать ради поддержания хрупких детских сил». Или вот, скажем, пряники. «Печенье-то не каждый ест: там и подсластители, и заменители, и маргарин. А пряники – это наше, исконное». И тоже, главное, много не брать, а если останется, то после Причастия детям раздать.

«Ну, пряники с печеньями! – начинается вторая серия драмы. – Что всё покупное да покупное?! Сами прекрасно печем!» Вот Лена пироги умеет такие, что пальчики оближешь. У тети Шуры «хворост прекрасно выходит». А Игорь Петрович, между прочим, такие оладушки умеет делать, никогда не подумаешь: «Такой солидный мужчина – и вдруг такие оладушки…» А кстати, «Лена-то не только пироги, а и запеканку чудесную делает. Творог у нее свой, яйца свои, а сухофрукты она у бабы Маши возьмет – той внуки привозят хорошие, из Питера, качественные!» – «Ой, уж запеканку. Запеканку – это прекрасно, конечно. Но такого холодца, как та же тетя Шура, никто не сделает. Это же чудо что за холодец. Притом без всякого желатина, только на куриных лапках! И такой у него вкус, у холодца, что если бы были все сокровища мира, то за лишний кусочек холодца – к ногам бы тети Шуриным бросил».

Все согласно кивают. Ни одного ложного заявления сказано не было, но чай без сахара неспешно и незаметно перешел в обсуждение холодца.

Так незаметно чай без сахара перешел в… обсуждение холодца

Тут Игорь Петрович, обласканный за свои оладушки, невзначай упомянет, что «холодные закуски – это прекрасно, конечно. Но без горячего блюда обед – не обед». И он, например, может «потушить картошечки с бараниной и травами». Барашка как раз собираются резать, и, что же, «своих да не угостить?!» Он «чисто символически – каждому по ложке достанется». Но барашек такой, что «нельзя, совершенно нельзя не угостить».

Затем баба Маша вспоминает, что «давненько они ее плова не пробовали». Женя-маленькая говорит, что щей наварит с грибами. Лёшка-хромой рыбы наловил и может ее в печке запечь. Два Шурика подписываются на оливье. Семья Лопатиных наварит киселя: он у них очень знатный – его ножом резать надо. А робкая и тихая Наташа вдруг говорит, что научилась печь пиццу! Только у нее оливок нет. Оливки тут же находятся у бабы Маши – от внуков из Питера. Стоит банка, только место занимает. А тут – в дело.

Ну, сговорились.

На следующей неделе после службы все уставшие идут в трапезную, где уже накрыты столы, разложены по салатникам разносолы и яства. Молятся, садятся за стол…

– А заварка-то есть? – спросит первый кто-нибудь.

– Ой! Заварку купить забыли! – вскакивает Андрей, который на машине всех туда-сюда развозит. – Сейчас, я мигом до магазина и обратно!

Деревенское чаепитие, оно такое.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Булгакова_Татьяна ПОПЬЕМ ЧАЙКУ ПО-РУССКИ

Чаепитие по-русски

Художник К.Маковский «За чаем»

Чай по-русски – это нечто особенное. Наше традиционное чаепитие не похоже ни на английское, ни на японское, ни на китайское, хотя, конечно, мода на чай пришла к нам из-за границы. Ну, скажите, у кого еще есть пузатый самовар, бокастые чашки с яркими цветами, привычка пить чай из блюдца и вприкуску с кусочками колотого твердого сахара?

Художник Борис Кустодиев

Кстати, для того, чтобы колоть сахар, практически в каждом доме были специальные щипчики. У некоторых они наверняка сохранились и по сию пору.

Визуально представить яркость и своеобычность отечественного чаепития помогают картины Б.М. Кустодиева – например, «Купчиха за чаем».

Художник Борис Кустодиев «Купчиха за чаем»

Русское чаепитие – это не только традиция, но и возможность перекусить (не зря же гостям принято предлагать чаю), способ согреться в мороз и расслабиться после трудового дня. Да и беседовать гораздо приятнее за чашкой чая, нежели всухомятку.
Отменно живописал бытовую картинку русского чаепития у наших предков А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин»:

Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам тёмною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал…

Впрочем, мы вполне можем воссоздать нечто подобное этой идиллической сцене и в наши дни. Самовар подойдет электрический, если вам не хочется возиться с дымящим пузатым агрегатом. Аромат чаю помогут придать мята, чабрец, душица, листья смородины и малины (если чай по-русски, то никаких заморских изысков в виде бергамота, жасмина, искусственных ароматизаторов быть не должно).

Художница Переверзева А. К.

Чаевничали все – от аристократов и дворян до простых людей.

Художник Борис Кустодиев

Чай пивали малый, большой и с полотенцем. «С полотенцем» – это значить пить много и долго, до пота, который этим полотенцем и предполагалось утирать.
Издавна ценился чай с пенкой. Считается, что именно пенка является показателем крепости напитка и свидетельствует о том, что чай свежезаваренный. Чтобы соответствовать этому стереотипу, наши сообразительные соотечественники в былые времена шли на хитрости: наливали чай с высоты (падающая жидкость пузырится, что создает иллюзии пенки), добавляли какие-то посторонние примеси в чай.
Особо стоит рассказать о самоваре – предмете традиционного русского быта.


Император белых чашек,
Чайников архимандрит,
Твой глубокий ропот тяжек
Тем, кто миру зло дарит.

Николай Заболоцкий

Художник Стожаров Владимир Федорович

Можно сказать, что вокруг самовара строилась семейная жизнь. Утро начиналось с того, что ставили (растапливали) самовар, а вечером собирались вокруг большого стола у самовара и опять пили чай. Практически любая трапеза завершалась чаепитием. И не случайно когда-то особой популярностью пользовалась песня Фанни Гордон (Квятковской) «У самовара»:

У самовара я и моя Маша,
А на дворе совсем уже темно.
Как в самоваре, так кипит страсть наша!
Смеётся месяц весело в окно.
Маша чай мне наливает,
И взор её так много обещает…

Художница Лучанова Полина «Чаепитие»

Как известно, самовар – это устройство для кипячения воды и приготовления чая. Классический агрегат представляет собой тонкостенный сосуд, внутри которого проходит вертикальная труба. В топке трубы горит топливо, и жар от трубы нагревает воду, налитую в резервуар.

Художница Лучанова Полина

Самовары отличаются по форме, внешнему оформлению, размеру и объему.
Но у каждого самовара должны быть: стенка (емкость, куда наливается вода), кувшин (внутренняя жаровая труба с решеткой, куда помещается топливо), крышка, кран (из него наливается вода), две ручки (без них горячий самовар не переместить), отдушник (из этого отверстия выходит пар, образовавшийся при кипячении) и основание. Воздух поступает в самовар снизу и проходит наверх, что создает естественную тягу в топке и поддерживает процесс горения топлива. Для усиления тяги сверху на самовар надевали Г-образную трубу и подсоединяли ее к домашнему дымоходу.
Сверху у самоваров обычно есть конфорка, на которую устанавливается заварочный чайник.

Художник Борис Кустодиев «Купчиха, пьюшая чай»

Корпус самовара может быть цилиндрическим, конусообразным, яйцевидным, в виде бочки или вазы. Самовары часто украшали гравировкой, чеканкой, узорами, цветной росписью.
Лучшее топливо для самовара – древесный уголь. Он имеет высокий КПД (не менее 70%), создает оптимальную температуру и позволяет вскипятить воду во всем резервуаре. При топке дровами нагрев воды идет преимущественно вверху самовара, у крышки, а внизу она остается холодной, и КПД топлива составляет не более 15%. К тому же дрова дают много золы, которую надо удалять.

Художник Бусыгин Валерий «Натюрморт с самоваром»

… Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!

Александр Блок

Художник Нестерчук Степан

Растапливать самовар надо умеючи – сначала в топку помещают крупные куски угля, потом разжигают его лучиной (и вдобавок раздувают при необходимости), а затем насыпают еще угля и устанавливают трубу для тяги. Как вода закипит, трубу снимают. И тогда закипевший самовар несут к столу и устанавливают на специальный поддон, чтобы не испортить стол его горячими ножками.

Художник Нестерчук Степан «Натюрморт с самоваром»

За самоваром надо ухаживать – чистить топку и корпус. Не зря раньше говорили, что в стенки сверкающего самовара можно смотреться, как в зеркало.

Художник Бусыгин Валерий

Говорят, что, как и многое другое, самовары стали изготавливать на Руси во времена правления Петра I – именно государь повелел наладить самоварное производство. Впервые российские самовары появились на Урале. А первое документальное свидетельство о знаменитых и поныне тульских самоварах датировано 1778 годом. Русскую чайную машину (так называли наш самовар иностранцы) впервые сделали на оружейном заводе из меди. В дальнейшем материалом для самоваров служили медь, латунь, нержавеющая сталь, никель, серебро и даже золото. И уже не одно столетие тульский самовар является российским брендом.
Раньше чай из самовара пили не только дома, но и в общественных местах – трактирах, чайных, ресторациях. Устанавливали самовары на ярмарках, в местах народных гуляний, на городских площадях, на вокзалах, в банях и т.д.

Художник Н.П.Богданов-Бельский

Кроме жаровых (угольных, дровяных) есть еще и иные типы самоваров – керосиновый, самовар «Паричко» (у него кувшин съемный), медный самовар Черниковых (труба у него располагалась сбоку) и современный электрический (он напоминает бочку с кипятильником внутри).
Любители старины могут посетить музей самоваров в Туле, ознакомиться с историей этого уникального предмета и полюбоваться на произведения декоративно-прикладного искусства.

Художница Лучанова Полина

А те, кто хочет дома обустроить интерьер в русских традициях, могут самовар купить. Благо, есть и красивые сувенирные модели, и жаровые (они в большей степени предназначены для открытых пространств – в закрытых помещениях их растапливать небезопасно), и современные электрические. Есть даже комбинированные агрегаты, которые можно растапливать как углями, так и с помощью электричества. Так что давайте попьем чайку по-русски!

Суксунский самовар

Единственный в России памятник самовару высотой 3 метра 20 сантиметров. Такого нет даже в «самоварной» Туле. Памятник выполнен из кусков металла и находится в живописном липовом парке в посёлке Суксун Пермского края.
Четыре скульптуры символизируют достаток, крепкие семейные отношения и гостеприимство. Существует поверье, что тот, кто потрет Суксунский самовар, всегда будет окружен друзьями и близкими людьми. После регистрации брака сюда приезжают молодожены, чтобы совершить своеобразный ритуал: подержавшись за краник самовара, они загадывают желание и верят в то, что их семейная жизнь будет долгой и счастливой. Жители и гости поселка – в надежде вернуться сюда вновь – наполняют монетками чайную чашку.
Автором памятника является преподаватель Пермского филиала Российской академии живописи ваяния и зодчества Иван Иванович Сторожев.