Портреты дориана грея

>Наследники Дориана Грея

Произведения искусства, овеянные дурной славой

Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать всё.
Оскар Уайльд

В июле 1890 года в лондонском журнале Lippincott’s Monthly Magazine был впервые опубликован знаменитый роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Критики роман разгромили, назвав его непозволительным и аморальным, зато простой читатель был в восторге. В какой-то мере именно этот роман повлёк за собой появление множества различных историй о художниках, подписавших соглашения с дьяволом, о персонажах, сходящих с картин, о волшебстве палитры и кисти. Мы проанализируем ряд легенд, связанных с «дьявольскими» полотнами, и попытаемся понять, что лежит в основе суеверного отношения к произведениям искусства.

Немного о Дориане Грее

Стоит вкратце напомнить фабулу романа Уайльда. Молодой человек по имени Дориан Грей невероятно красив. Его друг, художник Бэзил Холлуорд, пишет замечательный портрет Грея. Дориан мечтает всегда оставаться таким же молодым и прекрасным, как на портрете, — и его желание сбывается. В какие бы тяжкие ни ударялся молодой человек, все следы его похождений впитывает в себя портрет работы Холлуорда, а сам он не меняется с течением времени, не стареет. Число преступлений Грея растёт, портрет становится всё более чудовищным.

«Портрет Дориана Грея» популярен и сейчас — не так давно в кинопрокате появился художественный фильм «Дориан Грей» режиссёра Оливера Паркера. Фильм с успехом прошёл в кинотеатрах Великобритании и США, хотя в России не снискал широкой известности.

Знал ли Оскар Уайльд, что его персонаж станет таким же популярным, как граф Дракула Брэма Стокера (созданный позже, в 1895 году) или Франкенштейн Шелли?

Таким увидел портрет Дориана Грэя знаменитый американский сюрреалист Айвен Оллбрайт в 1943 году; это изображение «финального» вида портрета считается сегодня каноническим.

Собственно, портрет работы Холлуорда — это классический вариант «таинственной картины». Изображённый на нём человек изменяется с течением времени; именно движение или изменение объектов на полотнах является наиболее типичной городской легендой, связанной с произведением искусства.

Хотя именно роман Уайльда заставил посетителей картинных галерей внимательнее всматриваться в детали полотен и верить в возможность оживления персонажей, сказки о живых картинах существовали задолго до этого. Ещё древние египтяне придавали изображениям серьёзное значение: многочисленные узоры, покрывавшие дворцы и гробницы, были призваны оберегать обитателей — живых и мёртвых, хранить их покой. Но в Египте такое отношение было обусловлено религиозными догмами, да и было это три тысячи лет тому назад. Сегодня же вера в паранормальную силу картины может объясняться лишь неискоренимыми человеческими суевериями.

Мы с вами рассмотрим наиболее известные, овеянные легендами полотна и связанные с ними события. Вполне возможно, в некоторых историях есть зёрна истины.

Сопротивление рук

Пожалуй, начать стоит не с глубокой древности, а с современной сказки, всколыхнувшей сетевую общественность около десяти лет назад.

«АНТИХРИСТ» МАРГАРИТЫ ПУШКИНОЙ

Дурная слава идёт не только о произведениях изобразительного искусства. Например, целый ряд мистических историй связан с культовой песней группы «Ария» — «Антихрист» из альбома «Кровь за кровь» (1989). Поэтесса Маргарита Пушкина рассказывала, что сразу после написания она перевернула листок текстом вниз, поддавшись суеверному страху, а вокалист Валерий Кипелов долгое время отказывался исполнять «Антихриста» на концертах. При первом же исполнении песни на сцене произошло короткое замыкание и за кулисами загорелось оборудование. Такой же эксцесс произошёл и во время второго концерта, где «Ария» играла «Антихриста». Спустя много лет во время концертного тура, посвящённого 15-летию группы, в качестве элемента дизайна над сценой висел настоящий «Харлей-Дэвидсон». Кипелов наотрез отказался петь любимую поклонниками песню под такой опасной декорацией.

В феврале 2000 года анонимный продавец выставил на аукцион eBay картину неизвестного автора под названием Haunted Painting («Преследующая картина»). Вполне возможно, появление этого лота прошло бы незамеченным, если б не комментарии, сопровождавшие изображение. В них продавец подробно рассказывал леденящую душу историю.

«Преследующая картина» принадлежала простой калифорнийской семейной паре. После приобретения хозяева повесили её в комнате своей маленькой дочери, рассудив, что изображение мальчика и куклы будет там как раз к месту. Но в первую же ночь четырёхлетняя девочка прибежала в родительскую спальню с криками о том, что мальчик и кукла на картине дерутся между собой. Родители успокоили ребёнка, но на следующую ночь персонажи сошли с картины прямо в комнату девочки — и так продолжалось несколько ночей.

Самым неприятным элементом картины является недетское, страшное лицо мальчика. Впрочем, пустые глаза куклы тоже не радуют взгляд.

Внимательно посмотрите на картину. Вы бы повесили такое полотно в детской спальне напротив кровати? Никогда в жизни. Так что страх ребёнка оправдан, и объяснением служит исключительная глупость родителей. Более того, несмотря на то, что девочка регулярно прибегала ночью к маме и папе в слезах, отец (он же продавец полотна) не перевесил картину в другую комнату, а установил в детской видеокамеру, направленную на картину. Скриншоты с видеокамеры прилагались к лоту на eBay. И ужасали.

Потому что — если это, конечно, не фотошоп — на одном из скриншотов у куклы в руках было ружьё: она принуждала ребёнка идти в темноту за дверью. На другом — кукла и мальчик сцепились в драке. Датчик движения в комнате срабатывал несколько раз за ночь. Лишь после этого муж принял решение продать картину за стартовую цену в 199 долларов. В итоге она «ушла» за 1025 — совсем недорого. Лишь после продажи журналисты раструбили историю таинственного полотна на весь мир. Сколько «Преследующая картина» стоит сегодня, страшно даже представить.

Естественно, журналисты нашли и автора загадочного полотна. Им оказался калифорнийский художник и график Уильям Стоунхем. Как выяснилось, между моментом написания картины и моментом её появления на eBay произошло немало занимательных событий.

Именно с этой фотографии Стоунхем «срисовал» свою знаменитую картину.

Стоунхем создал полотно ещё совсем молодым, в возрасте 25 лет — в 1972 году. Сюжетные мотивы он взял с детской фотографии, где он, пятилетний, стоит рядом с маленькой девочкой на пороге детского приюта в Чикаго. Стоунхем вырос сиротой: отца он никогда не знал, а мать, эпатажная художница, попросту отказалась от ребёнка.

«МАСТЕР И МАРГАРИТА» МИХАИЛА БУЛГАКОВА

Супруга Михаила Булгакова Елена рассказывала, что его предсмертными словами о романе были: «Чтобы знали…»

Вершина творчества Михаила Булгакова, роман «Мастер и Маргарита», считается самым страшным наказанием для постановщиков. Будто злой рок преследует тех, кто пытается снять по роману кинофильм или поставить пьесу. Характерной историей можно считать фильм Юрия Кары, законченный в 1994 году. Даже снятый целиком (хотя и не без проблем), он так и не вышел на экраны — и никогда не выйдет, пока длится тяжба за авторские права. Единственный закрытый показ фильма прошёл в 2006 году на Московском кинофестивале, но широкий зритель и сегодня не имеет возможности посмотреть картину. Другим примером можно считать оперу «Мастер и Маргарита» Сергея Слонимского, написанную в 1972 году и запрещённую раз и навсегда после первого же закрытого показа.

По словам художника, чёрная дверь олицетворяет границу между реальным миром и миром мечты. Мальчик находится в мире мечты, кукла — его провод ник, а руки — это его альтернативные жизни, оставшиеся в мрачном и тёмном реальном мире, но рвущиеся на свет. А называется полотно вовсе не «Преследующая картина», а The Hands Resist Him («Сопротивление рук» в художественном варианте перевода). Именно так и мы будем впредь именовать работу Стоунхема.

Итак, в 1972 году картина была опубликована в художественном разделе газеты Los Angeles Times, а годом позже продана одной из калифорнийских картинных галерей. И всё, больше автор своего полотна не видел. Через некоторое время картину приобрёл американский актёр Джон Марли (известный по роли Вольца в «Крёстном отце»). В 1984 году Марли скончался. Кстати, журналисты, расследовавшие историю картины, тут же соорудили из этой смерти таинственную трагедию — мол, дети с картины задушили Марли во сне. На самом деле актёру было 76 лет, и его смерть не была чем-то из ряда вон выходящим.

Джон Марли и Джина Роулендс в фильме Джона Кассаветеса «Лица» (1968).

Имущество Марли было частично продано на аукционе. «Сопротивление рук» приобрела некая семейная пара. Вскоре их ограбили, вынеся в числе прочего и картину. А через некоторое время (порядка года) всё та же пара снова обнаружила украденное полотно — на свалке за собственным домом. Вообще, журналистское расследование обросло огромным количеством недоказуемых мифов: критик, писавший о картине статью в LA Times, вскоре умер; люди регулярно теряли сознание прямо перед полотном в выставочном зале, а у кого-то даже инфаркт случился.

Самое интересное, что до появления картины на eBay Стоунхем около 20 лет не занимался живописью. Сначала он работал художником в кинокомпании Джорджа Лукаса, а затем с головой ушёл в компьютерный дизайн. Широко известные игры, к которым он приложил руку, — это Myst и Riven, созданные за время работы в Eidos Interactive, 3DO Corporation и других компьютерных фирмах.

Сегодня «Сопротивление рук» находится в частной коллекции. Стоунхем вернулся к живописи — его мрачные сюрреалистические картины нарасхват, а сам он считается одним из ведущих мировых сюрреалистов.

Чем объяснить странную историю картины? Ответ прост. Скорее всего, желанием продавца сбыть своё имущество на eBay по максимальной цене. Он просто приукрасил реальные события и сделал рекламу своему товару. Даже если рассказанное — правда, то и она уже объяснена нами выше. Детское воображение плюс совершенно недетская картина породили на свет новую легенду. А Биллу Стоунхему сильно повезло: он внезапно стал известным, модным и очень дорогим художником.

Смерть натурщиков

Большую группу «искусствоведческих» легенд составляют истории о том, как картина забрала часть души натурщика, и тот скоропостижно скончался.

Чаще всего в различных «жёлтых» изданиях и на просторах интернета всплывает история портрета Марии Лопухиной, написанного великим русским художником Владимиром Лукичом Бо- ровиковским. Мария Ивановна Лопухина происходила из очень знатного рода, была сестрой легендарного дуэлянта и путешественника Фёдора Ивановича Толстого по прозвищу «Американец» (воспетого в том числе и Пушкиным). Портрет был написан Боровиковским в 1797 году, когда юной Маше было всего 18 лет. С холста на нас смотрит прекрасная молодая женщина, полная свежести и изящества, с лёгкой хитринкой в глазах. Лопухина скончалась от чахотки в 1803 году — в народе пошли слухи о том, что Боровиковский сглазил молодую дворянку своим портретом. Газеты раздули утку. Утверждалось, что молодые дворянки, лишь взглянув на портрет, обрекали себя на скорую смерть.

Мария Лопухина изображена на картине во всём блеске молодости и красоты. Жить ей оставалось всего шесть лет…

Слухи подтверждались тем, что многие модели Боровиковского недолго жили после работы с ним. Так, княгиня Анна Петровна Гагарина скончалась в возрасте 27 лет через четыре года после написания её портрета, портрет Екатерины II Боровиковский написал за два года до смерти императрицы, а Павла I — всего за месяц до убийства последнего. Впрочем, великая княжна Мария Павловна «пережила» свой портрет на 54 года, и не только она одна. Поэтому сложно обвинить Боровиковского в нелёгкой руке при изображении знатных особ.

Другая известная легенда связана с экспрессионистом Амедео Модильяни и его единственной и главной любовью Жанной Эбютерн. Жанна и сама была небезызвестной художницей, но наиболее прославила её работа натурщицей у Модильяни. Они познакомились в 1917 году, и за последующие три года художник более тридцати раз написал портрет своей музы. Год спустя после знакомства она родила Модильяни дочь, а в 1919-м забеременела снова — мальчиком.

Жанна на картинах Модильяни совершенно не похожа на Жанну в жизни и на фотографиях. Но влюблённый художник видел её такой и писал странный образ с искажёнными пропорциями снова и снова.

Журналистские легенды рассказывают, что полотна Модильяни «высосали» из Жанны жизнь и она покончила с собой 26 апреля 1920 года, будучи на девятом месяце беременности. Выбросилась из окна пятого этажа. Но что бы ни рассказывали жёлтые газеты, причина самоубийства молодой женщины (ей было 22 года) кроется в другом. 24 апреля 1920 года тридцатипятилетний Амедео Модильяни скончался от туберкулёза — когда уже была назначена дата их свадьбы. Вряд ли картины могли повлиять на Жанну сильнее, чем трагическая смерть любимого человека…

На большинстве фотографий Модильяни оборван, растрёпан и мрачен. Впрочем, это типичный облик гения.

Дурной славой пользовался в своё время Илья Ефимович Репин. Достаточно привести статистику смерти его моделей. В августе 1911 года Репин окончил работу над портретом Петра Столыпина — 1 сентября на того было совершено покушение, в результате которого министр скончался. Портрет хирурга Николая Пирогова Репин написал в ноябре 1881 года — 5 декабря Пирогов умер от рака (впрочем, эта смерть была предсказана задолго до начала работы над картиной). Также Репин написал единственный прижизненный портрет композитора Модеста Мусоргского — в военном госпитале, куда музыкант был помещён после приступа белой горячки. Свой портрет Мусоргский пережил на 5 дней. Среди «жертв» Репина также был Керенский (который вскоре попал в опалу, хотя умер гораздо позже). Но тут стоит вспомнить один момент. Чаще всего Репин изображал людей пожилых, а Мусоргского и Пирогова — уже в предсмертном состоянии. Разве что Столыпина он и в самом деле сглазил. Поэтому обвинить художника в причинении моделям вреда может разве что безумец.

Портрет, сделанный Ильёй Репиным, стал не просто последним, а единственным прижизненным художественным изображением Модеста Мусоргского. На фотографиях композитор выглядит более здоровым и привлекательным.

Расследуя подобные дела, можно углубиться и гораздо дальше в прошлое. Например, любимыми моделями Рембрандту служили его первая жена Саския, его вторая (гражданская) жена Хендрикье и его дети. И что же? Саския умерла в 1642 году в возрасте 30 лет, Хендрикье — в 1663 году в возрасте 37 лет, а трое детей Рембрандта не дожили даже до года. Старшего своего сына Титуса Рембрандт тоже пережил. Связь живописи и болезней, унесших родных великого фламандца, недоказуема.

Дамы — в обморок!

Портрет Саскии кисти Рембрандта написан в 1634 году. Супруге художника тут 22 года. Через 8 лет она умрёт.

Вторым направлением журналистских домыслов является влияние картины не на натурщика, а на зрителя. Конечно, один из самых наглядных примеров такого влияния — подробно рассмотренный случай с полотном Уильяма Стоунхема. Но его работа не единственная, подвергшаяся нападкам прессы.

ЛАДАН И МИРО

К разряду удивительных свойств относится явление мироточения икон. В процессе мироточения на поверхности иконы появляется маслянистая влага (миро), которая медленно стекает вниз, источая благоуханный запах. Рассказы об этом явлении (чуде, если пользоваться церковной терминологией) столь распространены, что при Русской православной церкви создана специальная комиссия освидетельствования мироточивых икон. Комиссия опрашивает свидетелей, изучает место хранения иконы и её состояние, затем запечатывает икону в специальную капсулу. В большинстве случаев мироточение немедленно прекращается, что говорит о подделке чуда. Тем не менее в анналах Церкви хранится целый ряд документально описанных и доказанных фактов мироточения. Правда, вопреки сказкам, мироточат в основном новые иконы, и на произвольном месте доски, а не там, где изображены глаза святого. Скорее всего, явление связано с химическими процессами, возникающими при определённой температуре и влажности в парах дерево-краска или дерево-позолота.

Документально факты мироточения икон подтверждены, однако исследователи склоняются к физико-химическому, а не чудесному объяснению этого явления.

Пожалуй, наиболее известна своим негативным воздействием картина Эдварда Мунка «Крик». Точнее, не картина, а целая серия картин — Мунк работал над различными вариантами «Крика» много лет. Практически все свои картины норвежский экспрессионист создавал в нескольких экземплярах. Например, его знаменитая «Мадонна» существует в пяти авторских версиях.

Мунк говорил, что «Крик» является автопортретом. Однажды они с друзьями шли по деревянному мосту, художник немного отстал и точно наяву услышал безмолвный крик природы.

Всю свою долгую жизнь Мунк страдал от нищеты и психических заболеваний различной степени тяжести. Его романы с женщинами заканчивались трагически, он не имел семьи, а его картины зачастую вызывали критику и отвращение зрителя. Признание, богатство и слава пришли к нему, старику, в 1930-е годы, когда Мунк уже ни в чём этом не нуждался. Но вернёмся к «Крику». Картина в самом деле пугает. Средствами экспрессионизма — яркими красками, волнистыми линиями, широкими мазками — Мунк сумел передать нечеловеческий ужас героя. Долго стоять и рассматривать «Крик» — тяжело: хочется быстрее перейти к следующей картине.

Пользуясь печальной славой самого Мунка и талантливой чудовищностью его картины, люди придумывают про «Крик» всё новые истории. Говорят, что музейные служащие, которые роняли картину или небрежно с ней обращались, впоследствии попадали в больницу в результате аварий и несчастных случаев. Рассказывали также, что некий зритель, перегнувшийся через парапет и дотронувшийся до картины (один из вариантов «Крика» хранится в музее Мунка в Осло), через неделю погиб при пожаре в своём доме.

Самое смешное, что примерно такие же истории рассказывают о «Джоконде» да Винчи. Начало байкам о «Моне Лизе» положил не кто иной, как писатель Стендаль. При посещении Лувра он упал в обморок от жары и толкотни аккурат около картины да Винчи. Сегодня работники Лувра фиксируют каждый случай обморока, случающийся в музее, — большинство приходится именно на «Джоконду». Впрочем, это легко объяснимо: вокруг знаменитого холста всегда толпится такое количество туристов, что немудрено потерять сознание от духоты и давки.

В год несколько десятков человек теряют сознание, рассматривая «Джоконду» Леонардо да Винчи. Правда, виновата в этом скорее плохая вентиляция Лувра, чем кисть художника.

Совершенно мирную и довольно скучную картину Клода Моне «Водяные лилии» окружают легенды о том, что она вызывает пожары. Правда, стоит отметить, что картин из этой серии Моне написал великое множество. Сам художник называл их «пейзажами-отражениями». Одни только лилии встречаются более десятка раз. Главная картина серии (собственно, полотно «Водяные лилии») попадала в пожар аж пять раз: дважды ещё в мастерской художника, впоследствии — в различных галереях. Совпадения? Наверняка.

И снова день сегодняшний

Если набрать в поисковике «Светлана Телец», то можно обнаружить несколько ссылок на информацию о малоизвестной украинской художнице, написавшей «одержимую злым духом» картину. Первое упоминание полотна «Женщина дождя» случилось в газете «Комсомольская правда» в июне 2007 года. В небольшой заметке рассказывалось о картине, которую трижды покупали и трижды возвращали обратно в галерею по невыясненным причинам.

Всем трём покупателям после того, как они вешали полотно в своих квартирах, изображённая дама в чёрной платье и шляпе начинала мерещиться и сниться. Последний покупатель, возвращая приобретение, особо подчёркивал страшные белые глаза героини. Светлана Телец ничего такого в своей картине не видит. Более того, работникам галереи «Женщина дождя» тоже не слишком мешает.

Как и в случае с «Сопротивлением рук», «Женщина дождя» является легко узнаваемым и неприятным образом. Человек с богатым воображением и не очень сильной психикой подсознательно запоминает такой образ и постоянно возвращается к нему, «накручивая» себя. Через некоторое время в сознании формируется кошмар, не имеющий почти никакого отношения к первоначальному изображению на полотне. С таким же успехом человеку может мерещиться любая другая неприятная вещь — труп, кровавая сцена из фильма, монстр из игры Silent Hill.

Дориан Грей по-прежнему смотрит на нас с картины.

Задача художника — потрясти воображение зрителя, «поселить» свою работу в его памяти. Если это получается — хотя бы таким образом, какой описан в этой статье, — можно смело говорить о таланте живописца. А сами картины… по сути, это просто холсты плюс небольшой слой грунта и краски. Не стоит их бояться.

Что почитать?

  • Стивен Кинг «Дорожный ужас прёт на север»

  • Эдгар Аллан По «Овальный портрет»

  • Брэм Стокер «Дом Судьи»

Что посмотреть?

  • «Призрак дома на холме» (1999)

  • «Ночь в музее» (2006)

Портрет Дориана Грея

Это статья о романе. Возможно, Вы искали статью о фильме Портрет Дориана Грея (фильм)

Портрет Дориана Грея

The Picture of Dorian Gray


Первое издание романа в Lippincott’s Monthly Magazine

Жанр:

роман

Оскар Уайльд

Язык оригинала:

английский

Публикация: Отдельное издание:

Текст произведения в Викитеке

«Портре́т Дориа́на Грея» (англ. The Picture of Dorian Gray) — единственный опубликованный роман Оскара Уайльда. Впервые напечатан в июле 1890 года в «Ежемесячном журнале Липпинкотта» (Lippincott’s Monthly Magazine), а позднее изданный отдельной книгой в апреле 1891 года, дополненной особым предисловием, ставшим манифестом эстетизма, а также шестью новыми главами. Некоторые главы были полностью переработаны.

О романе

После публикации романа в обществе разразился скандал. Вся английская критика осудила его как аморальное произведение, а некоторые критики требовали подвергнуть его запрету, а автора романа — судебному наказанию. Уайльда обвиняли в оскорблении общественной морали. Однако обычными читателями роман был принят восторженно. По жанру — это философский роман, написанный в декадентском стиле.

В Дориане Грее, главном герое романа, угадываются черты нового Фауста. В роли Мефистофеля выступает лорд Генри, именно он на протяжении всего романа соблазняет Дориана Грея идеями нового гедонизма, превращает невинного и талантливого юношу в порочное чудовище. Под роль Маргариты попадает Сибилла Вейн, новый Валентин — Джеймс Вейн. Интересно, что в сюжете романа есть значительные сходства с легендой о Фаусте. Например, Фауст также получил от Мефистофеля вечную молодость. Есть аллюзии и на другие произведения мировой литературы.

Роман «Мельмот Скиталец» был известен Уайльду с детства, поскольку его автор, Чарлз Роберт Метьюрин, приходился ему двоюродным дедушкой. Именно к «Мельмоту» восходит и идея о таинственном портрете, прототип которого не старится, и отчасти герой, который может позволить себе всё. Есть общее в романе и с «Шагреневой кожей» Бальзака. Близким по декадентскому духу к «Портрету Дориана Грея» является роман Гюисманса «Наоборот». Однако «Портрет Дориана Грея» рассматривается как абсолютно необычное, стоящее особняком в литературе произведение,в котором подняты вечные вопросы человечества — о жизни, об ответственности за содеянное, о величии красоты, о смысле любви и губящей власти греха. Одной из основных идей романа является то, что эстетизм — просто абстрактное явление, и что он приводит только к разочарованию, а не к возвеличиванию понятий о красоте. Сейчас «Портрет Дориана Грея» — один из самых известных романов мировой литературы.

Однажды художник Бэзил Холлуорд написал портрет молодого и прекрасного Дориана Грея. Юный красавец, любуясь своим изображением, не может избавиться от мысли, что портрет будет всегда обладать тем, чего он неизбежно лишится, — молодости. «О, если бы было наоборот! Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас! Я бы душу отдал за это!» Его пожелание исполнилось.

Главные персонажи

  • Дориан Грей — юноша, наделённый невероятной красотой. Попадая под влияние идей нового гедонизма, проповедуемых лордом Генри, посвящает свою жизнь жажде наслаждений и порока. Это фигура двойственная. В нём сочетаются тонкий эстет и даже романтик и порочный, безжалостный преступник. Эти две противоположные стороны его характера находятся в постоянной борьбе друг с другом. Данная двойственность героя характерна для многих готических романов.
  • Бэзил Холлуорд — художник, написавший портрет Дориана Грея. От других героев его отличает крайняя привязанность к Дориану Грею, в котором он видит идеал красоты и человека.
  • Лорд Генри — аристократ, проповедник идей нового гедонизма, «Принц Парадоксов». Его парадоксальное, противоречивое мышление проникнуто критикой на всё викторианское английское общество. Является своеобразным Мефистофелем для Дориана Грея.
  • Сибила Вэйн — актриса, один из самых удивительных образов романа. До встречи с Дорианом жила в своём выдуманном мире, мире театра, была талантливой актрисой. Любовь показала ей всю искусственность её мира, где она не жила, а только играла. С любовью в её душе пропадет талант, так как она пытается вырваться из мира иллюзий в мир настоящий. Но именно это и приводит к её гибели.
  • Джеймс Вэйн — брат Сибилы, моряк.

Интересные факты

  • Роман экранизировался более 25 раз.
  • Современный британский писатель Уилл Селф предложил в своём романе «Дориан» (Dorian, 1992) полупародийную версию истории Дориана Грея. Время действия книги Селфа — 80-е годы XX века.
  • Среди неологизмов, введённых Дугласом Коуплендом в романе «Поколение X», есть и такой:

    Дориан-грейство: желание скрывать признаки старения тела.

  • Этот роман был написан всего лишь за три недели
  • Ни один из пороков Дориана Грея чётко в романе не назван, кроме его злоупотребления опиумом. Сам Уайльд говорил, что каждый видит в его герое свои собственные грехи и пороки:

«Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чем состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнес их сам». Из письма О. Уайльда редактору «Скотс обсервер», 1890 г.

  • Существует болезнь «синдром Дориана Грея» — культ молодости, страх перед физическим увяданием и старением.
  • У писателя Рэя Брэдбери есть рассказ на эту тему под названием «Слава в вышних Дориану!», главный герой которого попадает в общество таких «Дорианов», которые предлагают ему вечную молодость, но он в последний момент отказывается.
  • В Токийском Диснейленде в Доме с привидениями (Haunted Mansion) можно увидеть на стене портрет Эдварда Грейси, прототипом которого являлся Дориан Грей, который как и Дориан из молодого, приятной наружности юноши превращается в отвратительного, порочного старика.
  • В компьютерной игре Unreal II: The Awakening космический крейсер-флагман флота TCA носит название Dorian Grey.
  • У французской dark-metal команды Ad Vitam Aeternam есть песня «Picture of Dorian Gray»
  • Исследователи творчества считают, что книга, которую Лорд Генри даёт Дориану, — это роман Ж.-К. Гюисманса «Наоборот». Хотя есть версия, что это выдуманная книга.

Русские переводы

  • 1906 — перевод А. Минцловой (Москва, Книгоиздательство «Гриф»)
  • 1912 — перевод М. Ф. Ликиардопуло под псевдонимом М. Ричардс для собрания сочинений, вышедшего как приложение к журналу «Нива» в книгоиздательстве А. Ф. Маркса под редакцией К. И. Чуковского. Собрание переиздано в 1914 году. Отдельным изданием роман переиздан в 1928 году.
  • 1960 — перевод Марии Абкиной для двухтомника «Избранных произведений» (Государственное издательство художественной литературы). Стал хрестоматийным и переиздается до сих пор.
  • 2007 — перевод Валерия Чухно для издательства «Эксмо»

Экранизации

Год Название фильма Страна производства Режиссер Исполнитель роли Дориана Грея Примечание
1910 Dorian Grays Portræt Дания Аксель Стрём (дат. Axel Strøm) Вальдемар Псиландер (дат. Valdemar Psilander)
1913 The Picture of Dorian Gray США Филлипс Смолли (англ. Phillips Smalley) Уоллас Рид (англ. Wallace Reid)
1915 The Picture of Dorian Gray США Мэтт Мур (англ. Matt Moore)
1915 Портрет Дориана Грея Российская Империя Всеволод Мейерхольд Варвара Янова
1916 The Picture of Dorian Gray США Фред Даррант (англ. Fred W. Durrant) Генри Виктор (англ. Henry Victor)
1917 Das Bildnis des Dorian Gray Германия Рихард Освальд (нем. Richard Oswald) Бернд Альдор (нем. Bernd Aldor)
1918 Az élet királya Венгрия Альфред Деэзи (венг. Alfréd Deésy) Норберт Дан (венг. Norbert Dán) Бела Лугоши в роли лорда Генри
1945 Портрет Дориана Грея США Алберт Луин Хёрд Хартфилд Премия «Оскар» за лучшую операторскую работу (Harry Stradling)
1953 The Picture of Dorian Gray
(фильм из телесериала «Tales Of Tomorrow»)
США Франклин Шэффнер
1958 The picture of Dorian Gray (телеспектакль из серии «Il novelliere») Италия Даниэле Д’Анца (итал. Daniele D’Anza)
1961 The Picture of Dorian Gray (фильм из телесериала «Armchair Theatre») Великобритания Чарльз Джарротт (англ. Charles Jarrott) Джереми Бретт (англ. Jeremy Brett)
1961 The Picture of Dorian Gray (фильм из телесериала «Golden Showcase») США Пол Богарт (англ. Paul Bogart) Шон Гаррисон (англ. Sean Garrison)
1968 Портрет Дориана Грея СССР Надежда Марусалова (Иваненкова),
Виктор Турбин
Валерий Бабятинский, В других ролях Юрий Яковлев
Александр Лазарев, ст.
1969 El retrato de Dorian Gray (телесериал) Мексика Эрнесто Алонсо (исп. Ernesto Alonso) Энрике Альварес Феликс (исп. Enrique Álvarez Félix)
1970 Dorian Gray Великобритания
Италия
ФРГ
Массимо Далламано (итал. Massimo Dallamano) Гельмут Бергер (нем. Helmut Berger)
1973 The Picture of Dorian Gray (телефильм) США Гленн Джордан (англ. Glenn Jordan) Шейн Брайант (англ. Shane Briant)
1976 The Picture of Dorian Gray (фильм из телесериала «BBC Play of the Month») Великобритания Джон Горри (англ. John Gorrie) Питер Фёрт (англ. Peter Firth)
1977 Le Portrait de Dorian Gray Франция Пьер Бутрон (фр. Pierre Boutron) Патрис Александр (фр. Patrice Alexsandre)
1977 El retrato de Dorian Gray (фильм из телесериала «Los libros») Испания Хайме Шаварри (исп. Jaime Chávarri) Агустин Бескос (исп. Agustín Bescos)
1983 «Грехи Дориана Грея» США Тони Мэйлам (англ. Tony Maylam) Белинда Бауэр (англ. Belinda Bauer) Дориан Грей в женском обличие. Энтони Перкинс в роли лорда Генри
1984 Dorian Gray im Spiegel der Boulevardpresse («Образ Дориана Грея в жёлтой прессе») ФРГ Ульрике Оттингер Вольное переложение: Дориан становится инструментом международного заговора.
2001 Дориан Грей. Дьявольский портрет США
Канада
Аллан Голдстайн Этан Эриксон Малкольм Макдауэлл в роли лорда Генри
2003 «Лига выдающихся джентльменов» США Стивен Норрингтон Стюарт Таунсенд Использован персонаж
2004 The Picture of Dorian Gray США Дэвид Розенбаум (англ. David Rosenbaum) Джош Дюамель (англ. Josh Duhamel)
2006 The Picture of Dorian Gray США Данкан Рой (англ. Duncan Roy) Дэвид Галлахер (англ. David Gallagher) Действие перенесено в наше время.
2007 The Picture of Dorian Gray Джон Каннингем (англ. Jon Cunningham)
2009 The Picture (of Dorian Gray) Джонатан Куртманш (англ. Jonathan Courtemanche)
2009 Дориан Грей Великобритания Оливер Паркер Бен Барнс В роли лорда Генри — Колин Фёрт

Мюзиклы

Роман неоднократно инсценировался, создавались и ставились мюзиклы по его мотивам. В театральном сезоне 2010 г. в Московском театре музыки и драмы Стаса Намина состоялась премьера мюзикла «Портрет Дориана Грея», являющегося русской версией спектакля «Dorian the Remarkable Mister Gray: A Portrait in Music» американского композитора и режиссера Рэнди Баузера (англ. Randy Bowser) Режиссер русской версии мюзикла — Роман Михеенков.

> См. также

  • Синдром Дориана Грея

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Портрет Дориана ГреяВ Викитеке есть тексты по теме
Портрет Дориана Грея

Рецензии

  • Дориан Грей: Мнение (рус.)

Примечания

Оскар Уайльд
Романы Портрет Дориана Грея
Повести и рассказы Кентервильское привидение | Преступление лорда Артура Сэвила | Портрет господина У. Х. | Натурщик-миллионер | Сфинкс без загадки
Письма De Profundis
Сказки сб. Счастливый принц | сб. Гранатовый домик
Пьесы Вера, или Нигилисты | Герцогиня Падуанская | Саломея | Веер леди Уиндермир | Женщина, не стоящая внимания | Идеальный муж | Как важно быть серьёзным
Поэмы Равенна | Сад Эроса | Мотив Итиса | Хармид | Пантея | Humanitad | Сфинкс | Баллада Редингской тюрьмы

Смысл книги Портрет Дориана Грея — Оскар Уайльд

Одна из самых фантастических, но в тоже время и нравоучительных книг 19 века. «Портрет Дориана Грея» — это невероятная история о том, как портрет впитал в себя душу человека и отражал на себе все ее изменения.

Один из главных персонажей книги – это молодой и прекрасный внешне юноша, которого зовут Дориан Грей. Ему едва исполнилось 20 лет, и он случайно оказался в высшем обществе, где познакомился с художником Бэзилом, который, увидев юношу, решил запечатлеть его портрет.

Смысл названия книги «Портрет Дориана Грея»

Смысл названия книги «Портрет Дориана Грея» отсылает читателей к главной вещи, вокруг которой завязывается действие в романе. Портрет является необыкновенным, он способен воплотить в жизнь главное желание героя: не стареть с возрастом, всегда оставаться красивым и молодым.

Дориан совсем юн, наивен и добросердечен, он красив как внешне, так и внутренне. Однажды Дориан знакомится с лордом Генри, это знакомство оказывается роковым для Дориана. Лорд Генри умен, интересен, он любит выдвигать шокирующие гипотезы. Дориан слушает его и все сказанное лордом Генри воспринимает за правду.

О чем книга «Портрет Дориана Грея»

Размышляя, о чем книга «Портрет Дориана Грея»необходимо рассматривать произведение с разных сторон. Нужно видеть, как Дориан меняется, воспринимая сказанное лордом Генри за чистую монету. Все, что говорит лорд Генри, Дориан мечтает воплотить в жизнь. Они искренне восхищается своим новым другом, не понимая, что некоторые высказывания носят ироничный характер.

Однажды Дориан влюбляется в красивую и прелестную актрису, которую зовут Сибила. Девушка юна, чиста и наивна. Она одаривает молодого человека своей искренней любовью. Молодые люди заводят страстный роман. Однако, Дориан начинает играть чувствами своей возлюбленной, чем доводит девушку до самоубийства. Некоторое время Дориан переживает на счет смерти девушки, ведь он ее искренне любил, но вскоре лорд Генри успокаивает героя, и Дориан забывает о своем горе.

Дориан начинает вести развязную жизнь, он имеет беспорядочные любовные связи, устраивает непотребства. О Дориане ходят по городу различные противоречивые слухи, которые шокируют людей, знавших Дориана прежде. Моральный облик главного героя резко падает, но на его лице это никак не отражается, зато портрет героя начал изменяться, начиная со смерти Сибилы.

Портрет искажается, на нем появляется злая усмешка и следы употребления вредных веществ и ведения разгульного образа жизни. Каждый опрометчивый шаг и дурной поступок запечатлевает на себе портрет.

Художник, нарисовавший портрет, Бэзил приходит в гости к Дориану, чтобы поговорить с ним, помочь герою разобраться в себе. Бэзил не верит, что Дориан, тот светлый и добрый юноша, которого помнил художник, стал злым и опасным человеком. Герой показывает художнику его портрет и упрекает Бэзила в своих грехах. Поведав Бэзилу правду про портрет, Дориан решает убить художника. Воплотив свое решение в жизнь, Дориан избавляется от трупа.

Главного героя постоянно преследует паранойя, он начинает опасаться всего вокруг и постепенно сходить с ума. Дориан со временем понимает, что устал от разгульной жизни. Он пытается сделать доброе дело, чтобы оно отразилось на портрете, возродило его душу. Однако, у Дориана ничего не получается. Им движут не искренние побуждения, а собственно тщеславие.

Обозлившись на себя самого и на свою злую судьбу, Дориан решает уничтожить свой портрет, так как именно он, по мнению героя, является единственным свидетельством разгульной и злой жизни. Когда герой вонзает нож в портрет, то с ужасом понимает, что портрет приобретает изначальные черты, а он, Дориан, умирает и превращается в старого, гнилого человека, на котором запечатлены все его пороки.

Смысл произведения «Портрет Дориана Грея»

Смысл произведения «Портрет Дориана Грея» заключается в том, что каждый поступок человека, любое его действие неизбежно остается на лице вечным отпечатком. Главный герой был юн и добр, но чужое мировоззрение его изменило, он поддался влиянию лорда Генри, который, сам того не желая, испортил юношу, привив ему новый взгляд на мир. Дориан Понял, что ему все разрешено, он чувствовал себя безнаказанным, однако, наказание нашло его.

Смысл финала романа «Портрет Дориана Грея» готовит о том, что ничто не проходит незамеченным. В результате, каждый получает то, что он заслужил. Дориан позволил себе разгульный образ жизни, он имел вредные привычки: пристрастился к опиуму, развратничал с разными женщинами. На портрете отобразились все грехи его обладателя: портрет старел, на нем появились следы сифилиса, который заработал его хозяин, посещая различные бордели. Внешне Дориан не старел и выглядел все так же прекрасно, однако душа его уже прогнила, что было отображено на портрете.

Дориан привык видеть во всех своих грехах чужую вину, он не желал признавать самого себя виновником всех бед, произошедшим с ним. Герой романа так и не осознал, что в первую очередь, он сам виновен во сем, что с ним произошло.

Автор, на примере своего героя, решил показать читателям, как опасно и вредно дурное воспитание. Дориан подвергся влиянию лорда Генри, который зародил в душе героя злые помыслы. Именно лорд Генри подтолкнул Дориана, молодого и доброго юношу, к распутствам и преступлениям. Стоит отметить, что сам лорд Генри, не смотря на свои рассуждения и идеологию, по ним не жил, многие свои мысли он выражал иронично, ставя своеобразный эксперимент над главным героем.

Анализ романа Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»

1. История создания произведения.
Роман «Портрет Дориан Грея» был написан в 1890 году. По мнению исследователей, замысел романа возник не без влияния «Фауста» Гёте» и «Шагреневой кожи» Бальзака.
Перед написанием Оскар Уайльд поспорил с приятелем, что из-под его пера выйдет роман, который взбудоражит весь Лондон. За три недели, на одном дыхании, роман был написан. Пари Уайльд выиграл, но публикация произведения вызвала скандал в среде литературной элиты. Роман был признан аморальным, отдельные критики настаивали на запрещении романа и ответственности автора перед судом. Рядовому же читателю «Портрет…» пришёлся по вкусу.
Первая публикация произведения состоялась в американском ежемесячнике (1890, июль). В 1891 году, уже в отдельном издании, автор добавил шесть глав и предисловие, в котором изложил принципы эстетизма.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
«Портрет…» относится к эпическому (прозаическому) жанру. Конкретнее — это роман, так как произведение содержит много проблем, показывает человека в процессе его развития, и по тематике его можно назвать романом воспитания. Роман можно отнести к разряду философских, поскольку герои являются выразителями тех или иных философских взглядов.
3. Название произведения и его смысл.
Название романа «Портрет Дориана Грея» содержит глубокий смысл. Портрет — отражение главного героя, в нём сосредоточена тайна жизни Дориана и его подлинное лицо. Вместе с тем образ, заключённый в портрете, символизирует философию индивидуализма, эстетства, лишённого нравственности.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование в романе ведётся от третьего лица (автора), то есть с установкой на объективность. Такое повествование характерно для литературы 19 века.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Внешняя и внутренняя красота; искусство и жизнь.
Проблематика: Столкновение эстетизма (Бэзил) и гедонизма (лорд Генри).
Художник Бэзил Холлуорд поклоняется красоте, но в его понимании эстетика неотрывна от этики, красота — от нравственности. Его мировоззренческий оппонент лорд Генри Уоттон главным в жизни считает наслаждение, при этом красоту не связывает ни с какими нравственными законами. Подобно Мефистофелю, он искушает юного Дориана своим взглядом на молодость и красоту как единственную ценность, тем самым развращая душу молодого человека.
Идея: Уродство души неминуемо поражает внешнюю красоту; искусство — воображение художника — превосходит жизнь (принцип эстетизма Оскара Уайльда).

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Бэзил, художник, работает над портретом юного красавца Дориана Грея. Юноша пожелал оставаться в жизни всегда таким молодым и прекрасным за счёт старения на портрете. Знакомство Дориана с циничным лордом Генри, исповедующим гедонизм, губительно отразилось на моральном облике молодого человека. Он прельщается красотой молоденькой актрисы Сибилы Вэйн и грубо бросает её после неудачного спектакля, чем толкает её на самоубийство.
После этого Дориан обнаружил изменение в портрете: жестокая складка у рта. Нравственное падение героя продолжается, и лицо на портрете становится всё более отталкивающим. Сам Дориан всё так же молод и красив.
Прошли годы, и Бэзил, взволнованный слухами о Дориане, пытается узнать правду. Грей демонстрирует художнику портрет, а потом убивает его, полагая, что Бэзил виновен в его порочности. После совершённого злодеяния Дориан теряет покой, его преследуют страхи. Он решает творить добро. Он совершил, по его разумению, хорошее дело: не стал бесчестить влюблённую в него девушку, отпустил с миром. Дориан напрасно надеялся после этого увидеть в портрете перемену к лучшему, ведь им руководило тщеславие. Герой пронзает ножом портрет — свидетельство его греховности — и умирает.
Слуги обнаружили неповреждённый портрет прекрасного юноши, а подле него — отвратительного старика с ножом в груди. И только кольца на его руках подсказали, что это Дориан Грей.
7. Система образов произведения.
Дориан Грей — юный красавец. Под влиянием гедонистических идей предаётся наслаждению и пороку. Его натура двойственна: романтик и развратник.
Бэзил Холлуорд — талантливый живописец, автор портрета Дориана Грея. Художник, приверженец эстетизма, он восхищается красотой Дориана, видит в нём прекрасного человека и очень к нему привязан. Гибнет от руки Дориана.
Лорд Генри Уоттон — искуситель Дориана Грея идеями гедонизма и едкой критикой традиционных ценностей викторианского общества.
Сибила Вэйн — семнадцатилетняя актриса. Первая любовь, испытанная к Дориану, уводит её из иллюзорного мира, и актёрский талант девушки исчезает. Неудача Сибилы на сцене отвращает от неё Грея, и она идёт на самоубийство.
Джеймс Вэйн — суровый юноша, брат Сибилы, одержимый желанием отомстить за сестру.
8. Композиция произведения.
Экспозиция: работа художника Бэзила в мастерской над портретом натурщика Дориана Грея.
Завязка: высказывание Дорианом желания стареть только на портрете.
Развитие действия: любовь и трагическая кончина Сибилы; появление складки жестокости у рта на портрете; жизнь Дориана в духе гедонизма; постепенное падение; убийство Бэзила; безуспешная попытка делать добро.
Кульминация: удар ножом в портрет.
Развязка: гибель Дориана Грея с ножом в груди.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Выразитель эстетизма, Оскар Уайльд и роман написал в эстетическом стиле. Детали в повествовании отмечены изысканностью и изяществом. Автор не скупится на сочные метафоры в описании ароматов, драгоценных камней. С изяществом описаны костюмы героев.
10. Отзыв о произведении.
Роман обладает несомненными художественными достоинствами, в целом поучителен, полезен для юношества: подталкивает задуматься о жизни. Но эстетизм, принципы и идеи которого легли в основу романа, — лишь сухая теория, не подтверждённая жизнью, а эстетство прозы Уайльда докучает претенциозностью — чрезмерным описанием тканей, драгоценностей, цветов.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ новеллы Оскар Уайльд «Кентервильское привидение»
  • Анализ сказки Оскар Уайльд «Звёздный мальчик»
  • Запрос «Дориан Грей» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

    Портрет Дорианa Грея

    The Picture of Dorian Gray


    Первая (журнальная) публикация

    Жанр

    роман

    Автор

    Оскар Уайльд

    Язык оригинала

    английский

    Дата первой публикации

    Издательство

    Lippincott’s Monthly Magazine

    Текст произведения в Викитеке

    Цитаты в Викицитатнике

    Медиафайлы на Викискладе

    «Портре́т Дориа́на Гре́я» (англ. The Picture of Dorian Gray) — единственный опубликованный роман Оскара Уайльда. В жанровом отношении представляет смесь романа воспитания с моральной притчей. Существует в двух версиях — в 14 главах (июль 1890 года) и в 20 главах (апрель 1891 года), — в новое отдельное издание были добавлены главы III, V, XV-XVIII. Стал самым успешным произведением Уайльда, экранизировался в разных странах мира более 30 раз.

    Сюжет

    Художник Бэзил Холлуорд пишет портрет молодого и прекрасного Дориана Грея. Любуясь своим изображением, юноша выражает желание, чтобы портрет старел, а он всегда оставался молодым. Далее он случайно знакомится с другом Бэзила, лордом Генри Уоттоном — саркастичным гедонистом, презирающим традиционные викторианские ценности, и попадает под влияние его порочных идей. Дориан влюбляется в актрису, юную красавицу Сибилу Вэйн, но после провала спектакля, на который он пригласил лорда Генри и Бэзила, он грубо критикует её и уходит с друзьями. На другое утро он собирается жениться на Сибиле Вэйн, поскольку они уже были помолвлены, но узнает, что Сибила Вэйн покончила жизнь самоубийством. Дориан искренне расстроен: он испытывал к Сибиле Вэйн чувства. Внешне он не изменился, но заметил что лицо на портрете исказилось в злой усмешке.

    Брат Сибилы, моряк Джеймс Вэйн, клянётся отомстить. Поддавшись дурному влиянию Генри, Дориан становится всё более порочным и развратным, что отражается на портрете, но сам он при этом сохраняет молодость и по-прежнему хорош собой.

    У Бэзила Холлуорда есть теория: каждый поступок человека накладывает отпечаток на его внешность и чем хуже поступки, тем уродливее становится человек. Спустя несколько лет художник встречается с Дорианом: Дориан все также красив и безупречен внешне, однако Бэзил наслышан о массе пороков, которым подвержен его друг. В приватной беседе он рассказывает об этом Дориану, и последний показывает Бэзилу портрет, на котором изображен уродливый и неприятный человек. Бэзил осознает, что все слухи о Дориане правда. Грей убивает Холлуорда, так как именно его считает виноватым в своём моральном падении. После убийства его начинают преследовать навязчивые страхи, которые только усиливаются после случайной встречи в опиумном притоне с Джеймсом Вэйном, мечтающим отомстить за смерть сестры.

    Дориану удаётся уйти от Вэйна, убедив его, что тот перепутал его с кем-то другим — ведь он по-прежнему выглядит молодым, как и 18 лет назад. Однако Вэйн быстро осознаёт свою ошибку и снова начинает искать его, но погибает, будучи случайно застреленным на охоте.

    Несмотря на миновавшую опасность, Дориан никак не может найти покоя и решает, что теперь будет делать добро. Сделав, по его мнению, доброе дело — отпустив влюбившуюся в него крестьянскую девушку, не обесчестив её, он идёт к портрету, надеясь, что тот стал лучше, но, взглянув на него, понимает, что его помыслами руководит лишь тщеславие. Исходя из желания уничтожить единственного свидетеля своих грехов, Дориан вонзает нож в портрет, после чего умирает сам.

    Слуги находят нетронутый портрет, на котором изображён прекрасный молодой человек, а рядом с портретом — отталкивающего старика, вонзившего нож себе в грудь. В старике «только по кольцам на руках» они узнают Дориана Грея.

    • Дориан Грей — юноша, наделённый невероятной красотой. «Ему уже минуло 20 лет». Попадая под влияние идей нового гедонизма, проповедуемых лордом Генри, посвящает свою жизнь жажде наслаждений и порока. В нём сочетаются тонкий эстет, даже романтик и порочный развратник, способный на преступление. Эти две противоположные стороны его характера находятся в постоянной борьбе друг с другом. Данная двойственность героя характерна для многих готических романов.
    • Бэ́зил Хо́ллуорд — художник, написавший портрет Дориана Грея. Его отличает крайняя привязанность к Дориану Грею, в котором он видит идеал красоты и человека. Обречённый погибнуть от его руки, художник является проигравшим ангелом-хранителем Дориана. Со смертью Бэзила и Дориан Грей становится беззащитен.
    • Лорд Ге́нри Уо́ттон — аристократ, проповедник идей нового гедонизма, «принц Парадоксов». Его парадоксальное, противоречивое мышление, изливающееся едкими афоризмами, проникнуто критикой на всё викторианское английское общество. Выступает в роли своеобразного Мефистофеля для Дориана Грея.
    • Сиби́ла Вэйн — актриса, «девушка лет семнадцати». До встречи с Дорианом жила в своём выдуманном мире, мире театра, была талантливой актрисой. Вспыхнувшая любовь показала ей всю искусственность её мира, где она не жила, а только играла. С первым ярким чувством в душе Сибилы резко пропадает актёрский талант, так как она пытается вырваться из мира иллюзий в мир настоящей страсти. Разочарование Дориана на спектакле приводит её к внезапному самоубийству.
    • Джеймс Вэйн — брат Сибилы на год младше её, желает отправиться моряком в Австралию. Джеймс — суровый и грубоватый, бедно одетый молодой человек военной выправки, ревнующий экзальтированную и влюблённую Сибилу к неприятному ему богатому аристократу Дориану Грею. После самоубийства сестры Джеймс потерял смысл жизни и живёт лишь желанием мести.

    Источники вдохновения

    Памятник Оскару Уайльду с лицом, искажённым усмешкой. Аллюзия на Дориана Грея. Дублин

    По жанру «Портрет Дориана Грея» — это conte philosophique, интеллектуально-аллегорическая повесть, столь популярная в эпоху Просвещения, однако написанная с позиций декадентства конца века. В Дориане Грее, главном герое романа, угадываются черты нового Фауста. В роли Мефистофеля выступает лорд Генри, именно он на протяжении всего романа соблазняет Дориана Грея идеями нового гедонизма, превращает невинного и талантливого юношу в порочное чудовище. Под роль Маргариты попадает Сибила Вэйн, новый Валентин — Джеймс Вэйн. Как известно, Фауст также получил от Мефистофеля вечную молодость.

    Основным источником вдохновения для Уайльда служил, по-видимому, аллегорический роман Бальзака «Шагреневая кожа». Декадентский же дух произведения восходит к модному роману Гюисманса «Наоборот» (1884). Вероятно, это и есть та книга, которую лорд Генри даёт Дориану. Готический роман «Мельмот Скиталец» был известен Уайльду с детства, поскольку его автор, Чарлз Роберт Метьюрин, приходился ему двоюродным дедушкой. Именно к «Мельмоту» восходит и идея о таинственном портрете, прототип которого не старится, и отчасти герой, который может позволить себе всё.

    Работа над романом. История публикации

    Роман был написан всего лишь за три недели. Впервые напечатан в июле 1890 года в американском «Ежемесячном журнале Липпинкотта» (Lippincott’s Monthly Magazine). В апреле 1891 года издан в Лондоне отдельной книгой, дополненной особым предисловием, ставшим манифестом эстетизма, а также шестью новыми главами внутри основного повествования. Некоторые главы во второй версии полностью переработаны.

    После публикации романа в обществе разразился скандал. Литературный истеблишмент осудил его как аморальное произведение, а некоторые критики требовали подвергнуть его запрету, а автора романа — судебному наказанию. Уайльда обвиняли в оскорблении общественной морали. Однако обычными читателями роман был принят восторженно.

    По мнению Ф. С. Фицджеральда, этот роман «в общем-то, лишь несколько возвышенная сказка, которая полезна подросткам лет семнадцати, потому что побуждает их кое о чём серьёзно подумать» и в котором за образец взяты «Шагреневая кожа» Бальзака и «Наоборот» Гюисманса.

    По наблюдению Екатерины Гениевой, в эстетской прозе Уайльда «живое начало исчезало, его убивали манерность и претенциозность», отсюда характерный для романа «переизбыток описания дорогих тканей, редкостных безделушек, экзотических цветов».

    В романе ни один из пороков главного героя чётко не назван, кроме убийства художника и злоупотребления опиумом. Сам Уайльд говорил, что каждый видит в его герое свои собственные грехи и пороки:

    Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чём состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнёс их сам. Из письма О. Уайльда редактору «Скотс обсервер», 1890 г.

    • 1906 — перевод Анны Минцловой (Москва, Книгоиздательство «Гриф»).
    • 1909 — перевод Михаила Ликиардопуло под псевдонимом М. Ричардс для собрания сочинений, вышедшего как приложение к журналу «Нива» в книгоиздательстве А. Ф. Маркса под редакцией Корнея Чуковского. Собрание переиздано в 1914 году. Отдельным изданием роман переиздан в 1928 году.
    • 1960 — перевод Марии Абкиной для двухтомника «Избранных произведений» (Государственное издательство художественной литературы). Стал хрестоматийным и переиздаётся до сих пор.
    • 1999 — перевод Валерия Чухно для издательства «Эксмо».
    • 2010 — перевод Анастасии Грызуновой и Максима Немцова для издательства «Эксмо».

    Прочие адаптации

    • Современный британский писатель Уилл Селф предложил в своём романе «Дориан» (Dorian, 1992 г.) полупародийную версию истории Дориана Грея. Время действия книги Селфа — 80-е годы XX века.
    • Роман неоднократно инсценировался, создавались и ставились мюзиклы по его мотивам. В 2010 году в Московском театре музыки и драмы Стаса Намина состоялась премьера мюзикла «Портрет Дориана Грея». Он представляет собой русскую версию спектакля «Dorian the Remarkable Mister Gray: A Portrait in Music» американского композитора и режиссёра Рэнди Баузера (англ. Randy Bowser). Режиссёр русской версии мюзикла — Роман Михеенков.
    • В 2013 году в Московском драматическом театре им. М.Н. Ермоловой состоялась премьера спектакля «Портрет Дориана Грея». Режиссёр Александр Созонов. В роли лорда Генри художественный руководитель театра Олег Меньшиков.
    • В 2017 году в Санкт-Петербургском театре «Мюзик-Холл» состоялась премьера мюзикла «Портрет Дориана Грея» российского композитора Владимира Баскина, либретто Эдуарда Гайдая и Натальи Индейкиной, режиссёр постановки — Наталья Индейкина, музыкальный руководитель — Фабио Мастранджело.

    > См. также

    • Синдром Дориана Грея (культ молодости, страх перед физическим увяданием и старением)
    1. 1 2 Гениева Е. Ю. Уайльд // История всемирной литературы. Том 8. — М.: Наука, 1994. — С. 374—378.
    2. 1 2 С. И. Бэлза. Роман жизни Оскара Уайльда // в кн. Оскар Уайльд. Избранное. Примечания. — М.: Правда, 1989. — С. 719.
    3. Портрет Дориана Грея. Глава I, монолог Холлуорда
    4. Портрет Дориана Грея. Глава IV, монолог Дориана Грея
    5. Портрет Дориана Грея. Глава V. Монолог Сибилы
    6. Le Portrait de Dorian Gray de Oscar Wilde: Les Fiches de lecture d’Universalis — Encyclopaedia Universalis — Google Книги
    7. Les années de la Belle Epoque: 1890-1914 — Jean Jacques Lévêque — Google Книги
    8. Christa Satzinger. The French Influences on Oscar Wilde’s The Picture of Dorian Gray and Salome. Edwin Mellen Press, 1994.
    9. Савельев К. Н. Английский декаданс: французский фактор // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 5.
    10. Уайльд О. Портрет Дориана Грея:
    11. Луков В. А., Соломатина Н. В. Феномен Уайльда: тезаурусный анализ:
    12. Отрицая действительность, существующую объективно, вне сознания человека, Уайльд пытается доказать, что не искусство отражает природу, а наоборот — природа является отражением искусства. «Природа вовсе не великая мать, родившая нас, — говорит он, — она сама наше создание. Лишь в нашем мозгу она начинает жить. Вещи существуют потому, что мы их видим». Лондонские туманы, по словам Уайльда, никогда не были такими густыми, пока «поэты и живописцы не показали людям таинственную прелесть подобных эффектов». (недоступная ссылка) (Цитируется по: Царенко Я., Надольская Е. Принципы эстетима в произведении Оскара Уайльдда «Портрет Дориана Грея» // 2014. Идеи. Поиски. Решения: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Минск, 25 ноября 2014 г. / Редкол.: Н. Н. Нижнева (отв. редактор) . Ч. 4. — Минск: БГУ, 2015. — ISBN 978-985-500-282-7. — C. 114—121.)
    13. Мотив одушевлённого портрета — общее место литературы романтизма (ср. «Портрет» Гоголя).
    14. Пимонов В. И., Славутин Е. И. «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда: структура сюжета // Известия Самарского научного центра РАН: Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. Т. 18. — 2016. — № 1 (2). — С. 240—246.
    15. Фицджеральд Ф. С. Портрет в документах: Худож. публицистика. Пер. с англ. / Предисл. и коммент. А. Зверева. — М.: Прогресс, 1984. — С. 154.
    16. Авторы о себе // «Новый Берег» (журнал). — 2014. — № 43.
    17. Театр музыки и драмы Стаса Намина — Мюзикл по роману Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» (14+)

    Тексты произведений

    Тематические сайты

    MusicBrainz · MusicBrainz · OCLC · OCLC

    Словари и энциклопедии

    BNF: 11959847x · GND: 4130762-8 · LCCN: n80070830 · NLA: 35607732 · NLP: A28208183 · SUDOC: 027591492 · VIAF: 186701310 · WorldCat VIAF: 186701310

    В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

    Портрет Дориана Грея – захватывающая история, которая открывает безграничный мир удовольствий перед своим героем. Держа книгу в руках, многие читатели задаются вопросом – стоит ли читать произведение, насколько оно интересно.

    Правдоподобность истории обусловлена тем, что ее сюжет был списан с реальной истории, которая произошла в Англии в 19 веке. История началась с того, что автор произведения однажды пришел к своему другу, который писал портрет удивительно красивого юноши.

    Оскар сказал, что ему очень жаль, что такая красота с возрастом покроется морщинами. На что художник ответил, что готов ежегодно писать портрет удивительного юноши, чтобы только старость не коснулась его.

    Эти слова опечатались в разуме писателя и стали основой его фантастического романа. Автор заключил пари со своим приятелем, что напишет удивительную историю, которая покорит мировую общественность и станет классикой всего за 14 дней.

    Роман писался удивительно легко и стал настоящим бестселлером. Популярности произведения завидуют до сих пор. Его проходят по зарубежной литературе в старших классах и филологических университетах. Множество дипломов и научных трудов лингвистов пишется именно по этому удивительному роману.

    Начинается история на английском вокзале, куда проезжает молодой Дориан, получивший богатство своего дядюшки. Это удивительный молодой человек, невероятной красоты покорил весь городской бомонд.

    Известный в те времена художник захотел написать прекрасного юношу и пригласил его к себе. Здесь и началось все самое интересное… У художника юноша встретил нового приятеля, смыслом жизни, которого были развлечения и удовлетворение собственного эго.

    Гарри показался Дориану идеалом, которому он хотел подражать. Случайно они заключили пари. Юноша признался, что готов продать душу дьяволу, лишь бы навсегда остаться молодым, таким как его написал художник.

    Смыслом жизни Дориана стало удовольствие, он жил, не зная границ, делал только то, что ему хотелось. Его любили все – и женщины, и мужчины.

    Но как известно, всему рано или поздно приходит конец…Так случилось и в этой истории. Из-за охоты провести жизнь ярко, смело и без ограничений во всем Дориан потерял самое важное – любовь, которую с ним хотела разделить прекрасная юная девушка, покончившая жизнь самоубийством из-за безответного чувства.

    С возрастом молодой человек стал жестким, перестал отличать реальность от иллюзии. Стал употреблять запрещенные вещества и устраивать настоящие оргии в своем доме.

    Все это привело к тому, что в один день молодой человек в порыве ярости убил художника, который когда-то нарисовал его портрет. После он отправился путешествовать, именно в этот момент Гарри заподозрил неладное и стал искать правду.

    Чему учит произведение

    История о прекрасном Дориане не просто увлекательная, она очень поучительная. Из нее можно узнать, что можно жить за гранью дозволенного, что многое навязанное нам обществом тяготит и делает жизнь скучной.

    Однако, рано или поздно роскошная жизнь с морем удовольствия надоест любому. Всем захочется состариться и провести в спокойствии свой остаток дней. Так случилось и с Дорианом, которому пришлось заплатить высокую цену за свою вечную молодость.

    Его жизнь потеряла всяческий смысл – вот основная идея великого произведения. Роман научит разграничивать рамки дозволенного и навязанного обществом.

    Почему стоит прочитать

    Прочитать роман безусловно нужно каждому, кто хочет разобраться в себе и своей жизни. Из этой истории можно вынести следующее:

    • Значение человеческой жизни.
    • Смысл красоты естественной.
    • Невечность молодости.
    • Соотношение высокой красоты и низкого безобразия.

    Это поучительная история, в которой каждый найдет что-то особенное для себя. Это мир, где каждый сможет почувствовать себя свободным.

    Эту книгу можно перечитывать регулярно, более того, она наполнена афоризмами на все случаи жизни. На каждой странице романа видна великая мудрость, а проблемы людей того времени актуальны и в наши дни.

    Причины, заставляющие брать книгу в руки снова и снова:

    1. Великая мудрость великого автора.
    2. Цитаты на любой случай жизни.
    3. Поучительное повествование.
    4. Легкий авторский слог.
    5. Мистика и таинственность, которая с каждым прочтением открывает все более интригующие детали.
    6. Захватывающее противостояние добра со злом.

    Только после прочтения романа можно взглянуть на собственную жизнь совершенно другими глазами. Произведение позволит разрушить рамки и границы, покажет сколько мы не замечаем в рутине серых будней. Это великое произведение изменит сознание читателя навсегда.

    Почему не нужно читать

    Однозначно сказать, что читать роман не стоит невозможно. Единственное, что может не понравится читателю – откровенные отношения между людьми одного пола, которые ярко описываются в произведении.

    Здесь каждый найдет для себя что-то интересное и поучительное. С этим произведением лучше всего познакомиться после 18 лет, чтобы понять все правильно и не испортить впечатление о романе.

    Если нет желания читать произведение, то можно посмотреть фильм. Однако, стоит понимать, что он будет отличаться от печатной версии, так как здесь присутствует художественный замысел режиссера.

    Вывод

    Итак, все, кому попалась в руки книга — Портрет Дориана Грея просто обязаны начать его чтение. Уже с первых страниц читатель очутится в удивительном мире. Роман написан настолько реалистично, что даже современный человек мигом окажется в Англии 17 века и ощутит на себе все события, о которых написал великий Оскар Уальд.