Последний станет первым

Последние станут первыми

«Последние станут первыми» — широко известная фраза, есть вторая часть, она менее вдохновляющая.

В жизни много таких метаморфоз: когда открывается соседняя касса, из Азъ стала Я. Это всё наши земные вещи, более или менее приятные.

Но о чём она впервые была сказана — о нашем спасении.

И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними. (Луки 13:22-30)

Разве только немногие спасутся? — Человек догадался! Это расходилось с его представлением.

Когда люди слышат учение Христа, начинают читать Библию, возникает конфликт с их представлением. Это полезно — читать Библию.

То, что Иисус сказал дальше, наверное, совсем его привело в замешательство.

Главное, чтобы Бог тебя знал! Чтобы внешнее благополучие, эта обертка, фантик, не обманули нас. Как часто слышно: «Я живу хорошо, никого не обижаю, не убиваю, стараюсь делать добро».

Хорошо, но знает ли тебя Бог? — Да, конечно знает, но как кого?

Кто думает, что он лучше апостола Павла? Нет таких? Но вот, что Павел писал Титу: «…мы тоже были когда-то неразумными, непослушными и обманутыми. Мы были рабами страстей и удовольствий всякого рода. Мы проводили жизни свои в злобе и зависти. Мы были презренными, нас ненавидели другие, и мы ненавидели друг друга».

И наконец, вот она, та самая фраза (ст.30): И тот, кто последний в жизни сейчас, станет первым в Царстве Божьем, а тот, кто первый ныне, станет последним».

О чем же это? Конечно, о системе ценностей: у этого мира — своя, а у Бога — Своя!

Этот мир полон амбиций!

Ценности Бога: праведность, которая проявляется в честности, мире, любви, верности, уважении, помощи. Как часто мы, люди, поступаемся всем этим для достижения земного первенства!

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми. (Матфея 19:23-30)

Даже ученики были в заблуждении. Потому что богатство позволяет не зависеть от окружающих

Петр молодец — выразил то, что у всех было на уме: Как же Бог оценивает то, что я сделал?! Кстати: всегда полезно говорить Богу о своих чувствах.

Как же поддержано себя почувствовали ученики! Видно сердце Бога: Он высоко ценит веру и жертвы!

И это утверждение работает. В их жизнях все это сбылось. В моей — тоже. Хотя некоторые мои родственники, когда я стал учеником и миссионером, говорили: «Загубил жизнь свою!»

На стихе 30 не заканчивается объяснение, Иисус продолжает:

Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных. (Матфея 20:1-16)

Маленький тест: чему подобно Царство Небесное в этой притче? — Человеку, хозяину виноградника.

Эта притча уже для верующих, служащих Богу людей.

Общий смысл притчи:

Бог — Главный, Он — хозяин, и что Он не только справедливый, но что важнее — милостивый.

Бог нуждается в работниках, есть работа, призвание в разное время, плата у всех будет одна.

У некоторых верующих может появиться негативное отношение к Богу (и к другим работникам).

И ее можно рассматривать в нескольких ракурсах:

  • Израильские духовные лидеры (призванные давно) и ученики Христа (призванные последними);
  • Верующие по Ветхому Завету и по Новому Завету (Закон и Милость);
  • Все верующие по Новому Завету, призванные в разное время.

Хорошо, а как эта притча относится к нам?

Бог призвал нас всех в разное время. Но положил одинаковую награду — вечную жизнь на Небесах.

Почему же у нас может появиться негативное отношение к Богу и к другим работникам? Когда мы начинаем сравнивать себя с другими: а ему легче, он богаче.

Был зной в твоей жизни? Бог знает об этом, и когда призывал тебя знал. И ты знал, что он будет.

Скоро наши дети будут вести церковь. Как мы будем реагировать на это? Будем постоянно оценивать с высоты своего опыта, поправлять?

Или можно, видя как другие ревностно взялись за работу, успокоиться?

Что мотивирует тебя на служение Богу? Важно то, что, хотя хозяин и договорился о плате, само то, что он дал им работу — милость с его стороны!

Как чувствовали себя эти первые, когда их взяли утром на работу? Они были рады, у них работа!

Как ты чувствовал себя, когда был призван? Подумать только: мы могли бы остаться бесполезными для Бога!

Ты чувствуешь себя последним? — У тебя все шансы стать первым! Бог тебя любит.

Ты чувствуешь себя первым? — Помни о милости Бога к тебе и не сбавляй оборотов!

Ты чувствуешь себя в неприметной середине? — Ну, ты знаешь, что делать.

Итак, подведем итог:

Бог оценивает нас по Своим стандартам и мерилам — быстрее узнай их и живи по ним.

Береги сердце от корыстного отношения к Богу. Он справедлив, но главное — Он милостив!

И когда ты предстанешь перед Ним, пусть Он встретит тебя со словами: А, привет! Знаю-знаю! Ну, наконец-то! И пусть обнимет тебя крепко и усадит за стол!

Владимир Ерольский

Опубликовано 29 сентября 2018 г.

Другие библейские уроки

Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского

Было: социализм — восторженное слово! С флагом, с песней становились слева, и сама на головы спускалась слава. 10 Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула. Вместо гор восторга — горе дола. Стало: коммунизм — обычнейшее дело. Нынче словом не пофанфароните — 20 шею крючь да спину гни. На вершочном незаметном фронте завоевываются дни. Я о тех, кто не слыхал про греков в драках, кто 30 не читал про Муциев Сцев_о_л, кто не знает, чем замечательны Гракхи, — кто просто работает — грядущего вол. Было. Мы митинговали. Словопадов струи, пузыри идеи — мир сразить во сколько. 40 А на деле — обломались ручки у кастрюли, бреемся стеклом-осколком. А на деле — у подметок дырки, — без гвоздя слюной кле_и_ть — впустую! 60 Дырку не пос_а_дите в Бутырки, а однако дырки протестуют. «Кто был ничем, тот станет всем!» Станет. А на деле — как феллахи — неизвестно чем 60 распахиваем земь. Шторы пиджаками н_а_ плечи надели. Жабой сжало грудь блокады иго. Изнутри разрух стоградусовый жар. Машиньё 70 сдыхало, рычажком подрыгав. В склепах-фабриках железо жрала ржа. Непроезженные выли степи, и Урал орал непроходимолесый. 80 Без железа коммунизм не стерпим. Где железо? Рельсы где? Давайте рельсы! Дым не выдоит трубищ фабричных вымя. Отповедь 90 гудковая крута: «Зря чего ворочать маховыми? Где железо, отвечайте! Где руда?» Электризовало массы волю. 100 Массы мозг изобретательством мотало. Тело масс слоняло по горе, по полю голодом и жаждою металла. Крик, вгоняющий 110 в дрожание и в ёжь, уши земляные резал: «Даешь железо!» Возникал и глох призыв повторный — только шепот 120 шел профессоров-служак: де под Курском стрелки лезут в стороны, как Чужак. Мне фабрика слов в управленье дана. Я 180 не геолог, но я утверждаю, что до нас было под Курском г_о_ло. Обыкновеннейшие почва и подпочва. Шар земной, а в нем — 140 вода и всяческий пустяк. Только лавы изредка сверлили ночь его. Времена спустя на восстанье наше, на желанье, на призыв двинулись 150 земли низы. От времен, когда лавины рыже разжиж_е_ли — затухавших газов перегар, — от времен, когда вода входила еле в первые 160 базальтовые берега, — от времен, когда прабабки носорожьи, ящерьи прапрадеды и крокодильи, ни на что воображаемое не похожие, льдами-броненосцами катили, — от времен, которые 170 слоили папоротник, углем каменным застыв, о которых рапорта не дал и первый таборник, — залегли железные пласты. 180 Будущих времен машинный гул в каменном мешке лежит — и ни гу-гу. Даешь! До мешков, до запрятанных в сонные, до сердца 190 земного лозунг долез. Даешь! Грозою боль потрясенные, трещат казематы над жилой желез. Свернув гор_ы_ навалившийся груз, ступни пустынь, 200 наступивших на жилы, железо бежало в извилины русл, железо текло в океанские илы. Бороло каких-то течений сливания, какие-то горы брало в разбеге, 210 под Крымом ползло, разогнав с Пенсильвании, на Мурман взбиралось, сорвавшись с Норвегии. Бежало от немцев, боялось французов, глаза косивших 220 на лакомый кус, пока доплелось, задыхаясь от груза, запряталось в сердце России под Курск. Голоса подземные выкачивала ветра помпа. Слушай, человек, 230 рулетка, компас: не для мопсов-гаубиц — для мира разыщи, узнай, найди и вырой! Отойди еще на пяди малые, — 240 отойди и голову нагни. Глаз искателей тянуло аномалией, стрелки компасов крутил магнит. Есть. Вы, оравшие: «В лоск залускали, рассор_и_л 250 Россию подсолнух!» — посмотрите в работе мускулы полуголых, голодных, сонных. В пустырях ветров и снега бред, под ногою 260 грязь и лужи вместе, непроходимые, как Альфред из «Известий». Прославлял романтик Дон-Кихота, — с ветром воевал и с д_у_хами иными. Просто 270 мельников хвалить кому охота — с настоящей борются, не с ветряными. Слушайте, пролетарские дочки: пришедший в землю врыться, в чертежах размечавший точки, 280 он — сегодняшний рыцарь! Он так же мечтает, он так же любит. Руда залегла, томясь. Красавцем в кудрявом дымном клубе — за ней 290 сквозь камень масс! Стальной бурав о землю ломался. Сиди, оттачивай, правь — и снова земли атакуется масса, и снова иззубрен бурав. 300 И снова — ухнем! И снова — ура! — в расселинах каменных масс. Стальной сменял алмазный бурав, и снова ломался алмаз. 310 и когда казалось — правь надеждам тризну, из-под Курска прямо в нас настоящею земной любовью брызнул будущего приоткрытый глаз. Пусть 320 разводят скептики унынье сычье: нынче, мол, не взять и далеко лежит. Если б коммунизму жить осталось только нынче, 330 мы вообще бы перестали жить. Будет. Лучше всяких «Лефов» насмерть ранив русского ленивый вкус, музыкой в мильон подъемных кранов цокает, 340 защелкивает Курск. И не тщась взлететь на буровые вышки, в иллюстрацию зо_о_логовых слов, приготовишкам соловьишки демонстрируют 350 свое унылейшее ремесло. Где бульвар вздыхал весною томной, не таких любовей лития, — огнегубые вздыхают топкой домны, рассыпаясь 360 звездами литья. Речка, где и уткам было узко, где и по колено не было ногам бы, шла плотвою флотов речка Т_у_скарь: курс на Курск — 370 и эСэСэСэРский Гамбург. Всякого Нью-Йорка ньюйоркистей, раздинамливая электрический раскат, маяки просверливающей зоркости в девяти морях слепят глаза эскадр. И при каждой топке, 380 каждом кране, наступивши молниям на хвост, выверенные куряне направляли весь с цепей сорвавшийся ха_о_с. Четкие, как выстрел, у машин эльвисты. 390 В небесах, где месяц, раб писателин, искры труб черпал совком, с башенных волчков — куда тут Татлин! — отдавал сиренами приказ 400 завком. «Слушай! д 2! 3 и! Пятый ряд тяжелой индустрии! 7 ф! Доки лодок и шестая верфь!» Заревет сирена и замрет тонка, 410 и опять засвистывает электричество и пар. «Слушай! 19-й ангар!» Раззевают слуховые окна крыши-норы. Сразу в сто 420 товарно-пассажирских линий отправляются с иголочки планёры, рассияв по солнцу алюминий. Раззевают главный вход заводы. 430 Лентами авто и паровозы — в главный. С верфей с верстовых соскальзывают в воды корабли надводных и подводных плаваний. И уже 440 по тундрам, обгоняя ветер резкий, параллельными путями на пари два локомотива — скорый и курьерский — в свитрах, в кепках запускают лопари. 450 В деревнях, с аэропланов озирая тыщеполье, стадом в 1000 — не много и не мало — пастушонок лет семи, не более, управляет 460 световым сигналом. Что перо? — гусиные обноски! — только зря бумагу рвут, — сто статей напишет обо мне Сосновский, каждый день 470 меняя «Ундервуд». Я считаю, обходя бульварные аллеи, скольких наследили юбилеи? Пушкин, Достоевский, 480 Гоголь, Алексей Толстой в бороде у Льва. Не завидую — у нас бульваров много, каждому найдется бульвар. Может, 490 будет Лазарев у липы в лепете. Обозначат в бронзе чином чин. Ну, а остальные? Как их сл_е_пите? Тысяч тридцать курских 500 женщин и мужчин. Вам не скрестишь ручки, не напялишь тогу, не поставишь нянькам на затор… Ну и слава богу! Но зато — на б_о_роды дымов, на тело гулов 510 не покусится никакой Меркулов. Трем Андреевым, всему академическому скопу, копошащемуся у писателей в усах, никогда не вылепить ваш красный корпус, заводские корпуса. 520 Вас не будут звать: «Железо бросьте, выверните на спину глаза, возвращайтесь вспять к слоновой кости, к мамонту, 530 к Островскому назад». В ваш столетний юбилей не прольют Сакулины речей елей. Ты работал, ты уснул и спи — 540 только город ты, а не Шекспир. Собинов, перезвените званьем Южина. Лезьте корпусом из монографий и садов. Курскам ваших мраморов не нужно. 650 Но зато — на бегущий памятник курьерский рукотворный не присядут гадить в_о_роны. Вас у опер и у оперетт в антракте, 660 в юбилее не расхвалит языкастый лектор. Речь об вас разгромыхает трактор — самый убедительный электролектор. Гиз не тиснет монографии о вас. 570 Но зато — растает дыма клуб, и опять фамилий ваших вязь вписывают миллионы труб. Двери в славу — двери узкие, но как бы ни были они узк_и_, навсегда войдете 580 вы, кто в Курске добывал железные куски.

Тема: И последние станут первыми

Известная фраза, Евангелие от Матфея. Разумеется, выражение на слуху без того текста, к которому она относится. После «кто был ничем, тот станет всем» она также истолковывается превратно, в отрыве от заложенного в Евангелие смысла. Как сейчас понимается «и последние станут первыми…»? Понимается она в смысле нашего, современного понятия справедливости, напоминает, что все в жизни может перевернуться с ног на голову, с оттенком надежды тем, кто испытывает страдания и унижения: воздастся каждому по делам его. Человека, заслужившего блага, судьба вознесет, а «плохой», стоявший ранее выше, наоборот, будет низвергнут.
Теперь о первоисточнике: «и последние станут первыми» часть притчи о винограднике
Книга Библии: Новый Завет
Евангелие от Матфея, текст: глава 20, стихи 1 — 16
Сказал Господь такую притчу: Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию в день, послал их в виноградник свой.
Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник свой, и, что следовать будет, дам вам. Они пошли.
Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, получите.
Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию, и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мной? Возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? ТАК БУДУТ ПОСЛЕДНИЕ ПЕРВЫМИ, И ПЕРВЫЕ ПОСЛЕДНИМИ, ИБО МНОГО ЗВАНЫХ, А МАЛО ИЗБРАННЫХ.
Итак, истинный смысл притчи? Не завидуй? Окажись в нужном месте в нужное время? Я хозяин своих денег — что хочу, то и делаю? Назло дам премию не работягам, а тем, кого и нанимать то никто не хотел? Бог подаст — держитесь Бога?

Последние будут первыми, первые последними? Как?

Всем известны слова: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных». (Мф.20,16)
Надо сказать, что каждое слово ХРИСТА имеет духовный смысл, а потому применимо, казалось бы, в разных ситуациях, совершенно не схожих внешне, но духовно взаимосвязанных.
1. Те, кто понимает Библию примитивно и извращенно, делает вывод, что последние преступники и кощунники последуют в Рай, а верующие, любящие, смиренные – в муки ада.)) Но зря еретики и сатанисты на это надеются – так не будет, читайте Евангелие. ))
Смысл же в том, что «последние» — это о скромных и смиренных перед БОГОМ православных людях, они не ищут славы от людей, богатства, власти, но милости БОЖИЕЙ.
В глазах беснующихся и вопящих о своём величии и уме, упивающихся своей властью, богатством и скандальной славой, а также тщеславных гордецов, мнящих себя ниспровергателями БОГА и Православия, эти скромные люди считаются «последними» из тех, кто заслуживает внимание, серой массой, и потому презираемы «вершителями судеб»-«первыми» мира сего.
Но именно среди набожных и скромных православных людей являлись величайшие святые, молитвами которых держится мир, именно эти бесправные и смиренные люди без шума, тихо, но неуклонно шли в Вечность к БОГУ, первыми преступая порог Царства Небесного.
«…иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. (Евр. 11,35-38)
А «первые» в мире — те, кто кичился своим богатством, властью и славой, немилосердно издевавшиеся и насмехавшиеся над «последними», с плачем и скрежетом зубов будут изгнаны в тьму вечную.
2. Правильно и следующее объяснение этих слов, подтверждённое притчей, сказанной Иисусом сразу после фразы: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» и этой же фразой завершенной.
Вот сама Притча: «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что; следовать будет, дам вам. Они пошли.
Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то; же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что; вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что; следовать будет, получите.
Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то; же, что; и тебе; разве я не властен в своем делать, что; хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных». (Мф. 20,1-16).
Первые торговались с хозяином, желая получить большую плату, пока не договорились, а последние не торговались и даже не спрашивали, что им дадут за их работу, полностью полагаясь на милость хозяина дома.
Хозяин заплатил сначала тем, кто трудился, уповая на его милость, и в этом они были первыми по сравнению с теми, кто высчитал сколько они должны получить в сравнении с другими и хотели доплаты, но оказались последними при расчёте.
Но заметьте, что получили все наёмники за свои труды поровну и не слишком много. Почему? Потому, что БОГУ нужны не рабы(которые трудятся от страха наказания), ни наёмники (которые работают за мзду), а сыновья, которые жертвенно, бескорыстно, из любви во славу БОЖИЮ трудятся для ОТЦА Небесного и людей. Они — сыновья БОЖИИ,
им как сонаследникам принадлежит Царство Небесное в Вечности.
Поэтому, если скрупулезно подсчитываешь свои добрые дела, то сколько бы их не сделал, не надейся на богатое воздаяние.
Если ты делаешь благие дела, то не следует гордиться ими, считать их, скупиться на них, и, тем более, делать их напоказ — добро следует творить ради самого добра, не ради тщеславия. Пусть левая рука не знает, что делает правая. (Матф.6,2-4).
Есть такие люди, которые не видят своих грехов, но считают, что делают много хорошего, а потому гордятся собой и мнят себя более достойными, чем другие (как фарисей в Притче о фарисее и мытаре), и требуют от БОГА особенных воздаяний. А есть люди, подобные мытарю, зная свои грехи, ставя в ничто свои достоинства и понимая, что не достойны даже говорить с БОГОМ, каются и плачут, и молят БОГА о милости и прощении.
И сказано, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей.
4. Расширяя толкование слов «о первых и последних», нужно вспомнить, с чего начинается восхождение к БОГУ.
Страх БОЖИЙ – начало премудрости, это страх Суда БОЖЬЕГО и воздаяния, «начало премудрости страх Господень» (Притч. 1:7). Страх заставляет человека чувствовать себя рабом. Но быть рабом БОЖИИМ, то есть передать БОГУ всё попечение о себе, а взамен обрести защиту, это лучше, чем быть побеждённым, пленённым и погубленным диаволом.
Ведомые страхом Господним, обретя начало премудрости, первыми пришли к БОГУ.
Но вот человек совершенствуется и панический ужас наказания адом и бессилия перед тёмными силами отступает, и приходит надежда на воздаяние за хорошие поступки, за многие труды на ниве нравственного возрастания. В какой-то момент человек начинает осуществлять свои религиозные обязанности в ожидании награды за каждое доброе дело. Он становится наёмником.
И только когда человек начинает любить БОГА как ОТЦА и людей, более чем себя, бескорыстной жертвенной любовью, тогда в нём не остаётся страха. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви» (1Ин.4:18).
И когда верующий уже не ищет своего, как наёмник, но пользы другого, когда он пребывает в любви, а » любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь н превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Кор. 13,4-7), только тогда он становится сыном БОЖИИМ.
Пройдя путь раба и наёмника, сынами БОЖЬИМИ становятся в последнюю очередь. Но именно «последние становятся первыми, ибо много званых, а мало избранных». Им, оБОженным людям, предназначено стать сонаследниками Царства БОЖИЯ и, став Богами, обрести Вечную Жизнь во ХРИСТЕ и со ХРИСТОМ.

Оригинальный текст и слова песни Время покажет:

Не спеши, не гонись за из рук ускользающим веком,
Всё прийдет — только верь, все случится своим чередом.
Не мудри, не крои, просто будь на Земле человеком,
Не скупись на добро, не откладывай жизнь на «потом»!

Не жалей ни о чем, не стремись к похвале и наградам,
Промелькнут словно тень – не успеешь и глазом моргнуть,
Всё прийдет, только верь, если это действительно надо…
Не торгуйся с судьбой выбирая свой жизненный путь!

Время покажет, время расставит
Всё по своим местам:
Кто чего стоит, много ли значит,
Чьим доверять словам.
Первый последним стал в одночасье,
Дождь превратился в снег…
Не торопитесь в гонке за счастьем,
Слишком обманчив век.

Если спросят – ответь, не вступая с толпой в перебранку,
Если просят помочь – помоги, словно лучшим друзьям!
Если песню запел – душу выверни всю наизнанку…
Остальное прийдёт – только верь, по-другому нельзя!

Перевод на русский или английский язык текста песни — Время покажет исполнителя Слуцкий Игорь: