Послушание

Непослушание Богу

«Jehovah thundering out of Sion»
«Иегова гремел от Сиона»
Джон Мильтон «Утерянный рай»
Пьеса в стихах
НЕПОСЛУШАНИЕ БОГУ
С библейским сюжетом по 3 главе книги «Бытие».
Действующие лица:
Голос бога Иеговы — бас;
Змей, он же херувим помазанный — баритон;
Адам — тенор;
Первая женщина — сопрано;
Ведущий — баритон.

Ведущий:
Сон спокойный был в самом начале,
В райских кущах Адам почивал,
С ним был Бог и он жил без печали,
Никакого он горя не знал.
Наблюдал, как животные жили,
Имена всем живущим давал,
Он заметил, что пары кружили,
Создавая семейный причал.
Чтобы радостно было Адаму,
Бог жену предоставил ему,
Ах, какая чудесная пара,
И ничто не мешало добру.
Чтобы жить под укрытием Бога,
Вечной жизни плоды пожинать,
То, что Бог запретил, ты не трогай,
Чтобы жизни свои не терять.
Чтобы люди прекрасно бы жили,
И наполнили Землю роднёй,
Надо женщины чтобы родили,
Люди стали единой семьёй.
Сад Эдемский, что раем зовётся,
В управление людям был дан,
Потрудиться всем миром придётся,
Патриархом бы стал сам Адам.

Ведущий:
Херувим был поставлен Иеговой,
Помогать людям райской земли,
Чтоб планета всегда была новой,
Поклоняться, чтоб Богу могли.
Размышлял херувим светоносный,
Что ходил средь огнистых камней:
Херувим:
‘Будет жизнь без меня ведь несносной,
Главным надо мне стать средь людей.
Как же так, поклонение Богу?
Я здесь труженик в поте лица,
Дам я полную людям свободу:
Обойдёмся мы здесь без Творца.
План Иеговы мне надо разрушить,
Миром буду я сам управлять.
Подчиню я людей себе души,
И на лаврах начну почивать.
Разделю я их всех по ранжиру,
Чтобы равенство в мире стереть,
Главари чтоб бесилися с жиру,
А голодных достала бы смерть’.

Ведущий:
Хитроумные планы замыслив,
Начал действовать тот херувим,
Как запутать бы женщине мысли,
Чтоб над ней стал бы он господин.
В центре рая, на видимом месте,
Знанья древо плоды принесло,
Чрез змею херувим начал действо,
Стал запутывать мысли её.
Возле древа жена проходила
И окликнула сверху змея:
Змей:
‘Вижу я, что ты очень красива,
Но нет знаний сейчас у тебя.
Правда ль Бог ваш запрет дал Адаму,
Не вкушать райских сладких плодов,
Чтоб не знали вы радости дара,
И не сняли вы божьих оков?’
Ведущий:
Имя Бога змея не назвала,
Мол, не важно, кто бог у неё,
— Ты подобие Бога — сказала, —
Ты ж не знаешь, как имя твоё.
Женщина:
‘Нет, плоды рая можем мы кушать,
Только с древа, где ты возлежишь,
Прикасаться к плодам нам не нужно,
В тот час смерти ты не избежишь’.
Змей:
‘Здесь на дереве я проживаю,
И питаюсь от сладких плодов,
Сама видишь: что не умираю,
Не боюсь никаких я богов.
Бог не хочет, чтоб много вы знали,
Не сравнялись бы с Ним по уму,
Чтоб познали вы много печали,
Поклонялись Ему одному’.
Ведущий:
С неба ангелы дружно смотрели,
Как восстанье поднял херувим,
И задумались: В самом ли деле:
Бог Иегова, для всех Господин?
Змей:
‘Поступил Он к вам несправедливо,
Станет лучше теперь твоя жизнь
И не будь ты такою наивной
А на свой ум теперь положись.
Сами будете вы словно боги
И законы себе создавать,
И не будьте к себе очень строги,
Вас потомство начнёт освящать’.
Ведущий:
Благодетелем выдал себя он,
Клевету наведя на Отца,
Смерть нависла, разя словно жалом,
Выбор сделала девы рука.

Ведущий:
И увидела дева, что древо,
Смачно манит приятным плодом,
Захотело испробовать чрево,
И не страшно, что будет потом.
Сорвала она плод очень зрелый,
С удовольствием съела его,
Для Адама сняла самый спелый,
Муженька накормить своего.
Женщина:
‘Милый мой, посмотри — я живая,
И хочу, чтоб ты большее знал,
Знанья светлые Бог укрывая,
Не хотел, чтоб ты враз прозревал’.
Адам:
‘Вижу я что помощница дева,
Не мертва и стоит предо мной’.
Ведущий:
Стал вкушать плод познания смело —
Адам понял — стоит он нагой.
Они взяли листков от инжира,
Опоясали ими себя,
Не дало им познание мира,
Прячась в зарослях в сердце скорбя.

Ведущий:
Бог ходивший в прохладное время,
Он Адама с женою позвал,
И любимое Богом творенье,
Из кустов Иегове сказал:
Адам:
‘Я услышал Твой голос из сада,
Испугался, поскольку я наг,
Получилась со мною досада,
Потому и не подал я знак’.
Бог:
‘Кто сказал, что нагим в раю бродишь,
Ты от древа запрета вкушал?
И глаза от меня ты отводишь’.
Ведущий:
Человек Богу тут отвечал:
Адам:
‘Ты Господь дал мне женщину эту,
Что должна быть моею женой,
Призывай теперь деву к ответу,
Виновата она пред Тобой.
Ведь она сорвала плод запрета —
С древа знания зла и добра,
И нарушила слово завета,
Сама ела и мне плод дала’.
Бог:
‘Ты нарушила женщина слово,
Дал запрет я всего лишь один,
Чтоб не брали вы в руки чужого,
И не я ли для вас Господин?
Не спросила совета у мужа,
Ты же кость от кости от него,
Он глава над тобой, его слушай
И решение жди ты его’.
Женщина:
‘Змей, вещавший, обманщик коварный,
Лишь один он во всём виноват,
Сделал так, что стал плод мне желанным,
Затуманил невинный мой взгляд’.
Ведущий:
Бог Иегова сказал тогда Змею:
Бог:
‘Проклят Мною средь прочих зверей,
И питаться от праха землёю,
Ползать будешь дни жизни твоей’.

Ведущий:
И пророчество главное сделал,
Людям надо его всем понять,
Планы жизни людей переделал,
Чтоб вернуть совершенство опять.
Бог:
‘Бог Иегова, Творец Я, Всевышний,
Вам условия новые дам,
Я вражду положу, ангел, слышишь?
Что заслужено — вам Я воздам.
Враждовать будешь с женщиной вечно,
И потомство твоё и её,
И вестись будет бой бесконечный,
До победы потомства её.
Поразит оно в голову точно,
От тебя не оставит следа,
И не сможешь сломить непорочность,
Лишь в пяту попадёшь, не беда’.
Ведущий:
И для женщины дал наказанье:
Бог:
‘Будешь к мужу влеченье иметь,
И чрез годы пойдёт увяданье,
Твоё тело всё будет стареть.
Твою боль Я при родах усилю,
В муках будешь рожать ты детей,
От мужчин будет в мире насилье,
Одиноких полно матерей’.
Ведущий:
А Адаму тот час Бог промолвил:
Бог:
‘Ты послушался гласа жены,
Обо мне, твоём Боге не вспомнил,
Съел запретные Мною плоды.
Совершенным ты был человеком,
И заданье Моё получил,
Нескончаемым мог жить ты веком,
Совершенных детей народил.
Но продал ты своё совершенство,
И поддался влиянью жены,
Потерял вечной жизни наследство,
За собою не видишь вины.
За тебя проклинаю Я землю,
В изнурении будешь пахать,
И закончится жизнь твоя смертью,
От болезней начнёшь умирать.
Возрастит тебе поле колючки,
Сорняки возрастут на жнивье,
И питаться растением жгучим,
И потомкам твоим на земле.
Будешь хлеб свой в трудах возращённый,
С потом сильным себе добывать,
Дети станут в веках развращённы,
Перестанут отцов уважать.
Мной душа твоя взята из пыли,
И в неё воротишься ты вновь,
От тебя не останется в мире —
Ничего — и сгниёт твоя плоть.
В Новом мире тебя я не вспомню,
Потому, что ты предан не Мне,
И людьми Я планету наполню,
Воскресив их на чистой Земле’.
Ведущий:
Адам всем жизням имена давал,
В раю животных наблюдая,
Особое он имя отыскал,
Жене, она ведь молодая.
Она стать матерью живущих всех,
Должна была по воле Бога,
Она хоть совершила смертный грех,
Но жизни длилася дорога.
И имя «Ева» выбрал ей Адам,
Чтоб знал потомок свою матерь.
Его сегодня знают стар и мал.
Но женщина была без платья.

Ведущий:
Решил Иегова им одежду дать,
Чтобы прикрыть нагое тело,
И в будущем чтоб не пришлось страдать.
Из кожи сшил одежду им умело.
Бог:
‘Вот человек, теперь он стал как мы,
Умеющих добро от зла различить.
И чтобы он не протянул руки,
И плод не взял ещё и с древа жизни,
И съев его не стал жить вечно…
Я высылаю их из сада Моего,
Не будут биться бесконечно,
Сердца отступников, то Мной запрещено’
Ведущий:
С словами этими Иегова Бог
Адама выслал и жену его,
Для назиданья поколений.
Из сада божьих наслаждений.
Чтобы возделывал он землю,
Ведь взят Адам был от земли,
По воле Божьей и любви.
Из рая изгнан Богом человек,
Стал властвовать над жизнью грех.
Чтобы в Эдем не мог вернуться он,
Поставил Бог охрану рая.
Тревожен стал Адамов сон
И стала трудной жизнь земная.
Рай охранять поставил херувимов,
С восточной райской стороны,
И меч вращающийся, длинный,
Огни на лезвии меча видны.
Ведущий:
Адам был совершенством одарён,
У Бога бывши в послушаньи,
Теперь путь к древу жизни прекращён,
Начало жизненных страданий.
Ведущий:
Закончена из Бытия глава,
Какой мы вывод можем сделать?
Кто в жизни нашей есть глава,
Кому должны мы больше верить.
Как избежать на нас влиянье зла,
Как нам вернуться в лоно Бога.
Свободу выбора дал людям Бог,
Кому и как, во что им верить,
Возможность к Богу нам развить любовь,
Кому же жизнь свою нам вверить?
1 июня 2010
Добавления 9.09.2012
На иллюстрации — Sadeler J. Broeck 1550-1600. «Изгнание из рая». На гравюре 2 раза употреблено имя Бога в виде тетраграмматона.
См. сонет «Обвинения Адама»

Глас

См. раздел ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ

  • Глас Богословско-литургический словарь
  • Тропари и кондаки воскресные восьми гласов (+Аудио)
  • Осмогласие
  • Тест: Осмогласие

Глас – особый мотив (лад), используемый в практике богослужебного пения Православной Церкви.

4 главных (прямых, или высоких) и 4 плагальных гласов (косвенных, или низких) вместе образуют осмогласие – систему восьми гласов.

Принцип осмогласия был в свое время принят Русской Церковью от Церкви Греческой и является музыкальной основой богослужения. Однако, понятие осмогласия в греческой традиции отличается от нашего. У греков глас- это лад, тональность. В русской традиции глас — это некоторая мелодия, закрепленная раз и навсегда. Каждый глас имеет помимо характерной для него тональности, лада, еще и наиболее употребительные в данном гласе мелодические обороты — попевки.

Большинство песнопений (из Октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов.

Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Каждый глас господствует в богослужении всю седмицу до субботы включительно, сообщая ей благодать минувшего дня воскресного. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги).

Звучание Описание
Глас 1 Т.н. глас Богоявления. Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 2 Глас Исхода, напоминающий о смирении. Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в соль-мажоре.
Глас 3 Глас Небесной радости. Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 4 Глас Всепразднственный. Обычный распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 5 Глас Поклонения. Киевский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 6 Глас Покаяния. Болгарский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 7 Глас Преображения. Болгарский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 8 Глас Вечности. Сокращенный киевский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.

Счет гласов начинается со второй седмицы после Пасхи (службы первой пасхальной седмицы — Светлой — совершаются по особому чину без участия Октоиха). За седмицей 1-го гласа следует седмица 2-го, потом 3-го — и так до 8-го, а затем снова 1-го, и цикл повторяется. И на каждый день седмицы каждого гласа в Октоихе содержатся изменяемые части богослужений.

Как определить глас Недели? – Если порядковое число (номер) Недели по Пятидесятнице больше 8, нужно от числа Недели отнять единицу (потому что на Неделю всех святых назначен глас 8-й, а не 1-й, первый же глас начинается с Недели 2-й) и остаток разделить на 8. Остаток от деления укажет глас. Если остатка не будет, это означает глас 8-й. Если порядковый номер Недели меньше 8, глас определяется опять же вычитанием единицы из номера Недели.

Восемь церковных гласов

составитель В. Хорецкая

Гласы – музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. – для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.

Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же – она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.

Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.

Ниже приведем небольшие «описания» каждого гласа, а также далеко не полный перечень наиболее знакомых верующим песнопений разных гласов.

ГЛАС 1 – древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.

Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;
Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;
Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;
Догматик «Всемирную славу»;
Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;
Рождества Христова «Христос раждается, славите»;
Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».

ГЛАС 2 – «исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания». Поется несколько вариантов этого гласа, однако общее – гибкая мелодия, светлая интонация – присутствует во всех вариантах распевов.

Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий»;
Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами»;
Тропарь субботы, всем святым и усопшим
«Апостоли, мученицы и пророцы»;
Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево»;
Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда», «Грядите, людие».

ГЛАС 3 – «глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг». Эта характеристика древних относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа. Стихирный же распев более безмятежен.

Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает»;
Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый»;
Воскресная стихира «Твоим Крестом, Христе Спасе».

ГЛАС 4 – «двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати». Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем.

Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе
Боже наш»;
Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся»;
Тропарь свт. Николаю «Правило веры и образ кротости»;
Догматик «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид»;
Ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя»;
Ирмосы воскресного канона «Моря чермную пучину».

ГЛАС 5 – «успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.

Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя»;
Воскресные тропари «Ангельский собор» («Благословен еси,
Господи, научи мя оправданием Твоим»);
Догматик «В Чермнем мори».

ГЛАС 6 – «рождает благочестивые чувства – преданность, человечность, любовь». Так писали древние. Мы же знаем этот глас и как глас сосредоточенности и скорби – минорная интонация, в которой, как по «ступенькам», поднимаются слова текста.

Воскресная песнь по Евангелии «Воскресение Христово видевше»;
Тропарь (стихира) Святому Духу «Царю Небесный»;
Стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси»;
Погребальная стихира «Зряще мя безгласна»;
Ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль»
(6-я песнь «Житейское море»).

ГЛАС 7 – «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении». Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.

Тропарь Преображению «Преобразился еси на горе, Христе Боже»;
Тропарь блаж. Ксении Петербургской «Нищету Христову возлюбивши»;
Воскресный тропарь «Разрушил еси Крестом Твоим смерть».

ГЛАС 8 – «выражает веру в будущую жизнь, созерцает небесные тайны, молится о блаженстве души». Восьмой глас можно еще назвать гласом восклицания: большинство песнопений подчеркивают эту восклицательную сторону. Многие из них прямо начинаются междометиями: «Увы!» или «О!». Восьмой глас можно рассматривать и как глас «трубный», глас высокого проповедания и похвалы.

Заупокойный тропарь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй»;
Тропарь Пятидесятнице «Благословен еси, Христе Боже наш»,
«Достойно есть» и «Взбранной воеводе» часто поют на 8-й глас;
Заупокойная стихира «Плачу и рыдаю»;
Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6-я песнь «Молитву
пролию ко Господу»).

Значение слова &laquoпослушаться»

Цитаты из русской классики со словом «послушаться»

  • Ну, отступилась, послушалась меня. Стала уезжать, подошла ко мне прощаться, обняла… «Бедный ты!..» Ребяток обнимать заставляет. «Что ты? – говорю. – Не скверни младенцев. Душегуб ведь я…» Опасался признаться, что детки и сами греха моего забоятся. Да нет, поднесла она маленьких, старшенький сам подошел. Как обвился мальчонко вокруг шеи моей ручками – не выдержал я, заревел. Слезы так и бегут. Добрая же душа у бабы этой!.. Может, за ее добрую душу и с меня господь греха моего не взыщет…
  • – Да, да, – прервал боярин, – мирвольте этим бунтовщикам! уговаривайте их! Дождетесь того, что все низовые города к ним пристанут, и тогда попытайтесь их унять. Нет, господа москвичи! не словом ласковым усмиряют непокорных, а мечом и огнем. Гонсевский прислал сюда пана Тишкевича с региментом; но этим их не запугаешь. Если б он меня послушался и отправил поболее войска, то давным бы давно не осталось в Нижнем бревна на бревне, камня на камне!
  • Прасковьи Ивановны я не понимал; верил на слово, что она добрая, но постоянно был недоволен ее обращением со мной, с моей сестрой и братцем, которого она один раз приказала было высечь за то, что он громко плакал; хорошо, что маменька не послушалась.
  • (все цитаты из русской классики)

ПОСЛУШАНИЕ

Смотреть что такое «ПОСЛУШАНИЕ» в других словарях:

  • послушание — См … Словарь синонимов

  • Послушание — имеет несколько значений: Послушание (поведение) добровольное подчинение авторитету. Послушание (монашество) работа или вид епитимии в монастырях. См. также Послушник … Википедия

  • послушание — многие родители считают, что ребенок не слушается потому, что упрямится или ленится. Но, согласно Л. С. Выготскому, неверно мнение, что ребенок через послушание овладевает своим поведением. Напротив, послушание возможно, когда он научится… … Большая психологическая энциклопедия

  • послушание — ПОСЛУШАНИЕ, арх. У приказных людей веджется наряд, а у посадских людей послушание с ними, но толк с обоих (так! – Б.Ш.) сторон тот, чтобы теснить татар, вогулов и остяков во всяких промыслах и рыбных ловлях (3. 385) … Словарь трилогии «Государева вотчина»

  • ПОСЛУШАНИЕ — ПОСЛУШАНИЕ, я, ср. 1. Повиновение, покорность. Требовать от детей послушания. П. родителям. 2. В монастырях: обязанность, к рая возлагается на каждого послушника или монаха, а также специальная работа, назначаемая в искупление греха, проступка.… … Толковый словарь Ожегова

  • послушание — • безоговорочное послушание • безропотное послушание • беспрекословное послушание … Словарь русской идиоматики

  • ПОСЛУШАНИЕ — (deference) 1. Позиция, основанная на убеждении в том, что существует естественный порядок подчиненного положения и превосходства, то есть признание нижестоящим права вышестоящего на управление. 2. Последствия властного отношения, требующие… … Большой толковый социологический словарь

  • Послушание — акт подчинения своей воли воле другого человека. Послушанием также называется дело, Поручение его выполнить по назначению настоятеля монастыря. В широком смысле послушание – это покорность, повиновение, смирение человека перед другим человеком,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • послушание — ПОСЛУШАНИЕ, я, ср Работа, поручение, которое выполняют монахи и послушники в монастырях, а также специальное поручение, даваемое во искупление греха, проступка. С радостью выполняла сестра Анна любое послушание, которое ей давала настоятельница … Толковый словарь русских существительных

  • послушание — paklusnumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Parengtis vykdyti vyresniųjų nurodymus. Tai pirmoji jaunesniųjų moksleivių drausmingumo apraiška, turinti didelę reikšmę dorovinei asmenybės patirčiai. Didėjant paauglio savarankiškumui,… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Преслушание

Смотреть что такое «Преслушание» в других словарях:

  • преслушание — неповиновение … Cловарь архаизмов русского языка

  • преслушание — неподчинение … Църковнославянски речник

  • Лотова жена — (Лук.17:31 ,32). Вспоминайте жену Лотову , сказал Господь в одной из бесед о разрушении Иерусалима и конце мира. Обращение ее в соляной столп, несомненно, было особенным наказанием Божиим за ее преступление. Преступление же ее, как замечает М.… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • ПРЕСЛУШИВАТЬ — ПРЕСЛУШИВАТЬ, преслушать кого, что и преслушаться, преслушаться кого, чего, ослушаться, не повиноваться, нарушить приказание, преступить завет, наказ. Глаголах, и преслушасте, и сотвористе лукаво предо мною. Подобает не преслушатися наставника… … Толковый словарь Даля

  • Первородный грех — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы … Википедия

  • Миропомазание — «Епископ совершает конфирмацию» (Рогир ван дер Вейден, XV век) Миропомазание (Конфирмация) одно из христианских таинств в … Википедия

  • ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ — (329/30, г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, Турция) или г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) 1.01.379, г. Кесария Каппадокийская), свт. (пам. 1 янв., 30 янв. в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; … Православная энциклопедия

  • АСКЕТИЗМ — , в языческой Греции слово «А.» обозначало упражнения тела (Геродот, Фукидид), упражнения ума и воли (софисты), религ. смысл стал прослеживаться уже у пифагорейцев, но особенно в поздней античности у Филона… … Православная энциклопедия

  • ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ — (325 330, поместье Арианз (ныне Сиврихисар, Турция) близ Карвали (ныне Гюзельюрт), к югу от г. Назианза, Каппадокия 389 390, там же), свт. (пам. 25 янв., 30 янв. в Соборе Трех святителей; пам … Православная энциклопедия

  • ГРИГОРИЙ ПАЛАМА — (ок. 1296, К поль 14.11.1357, Фессалоника), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2 ю Неделю Великого поста), архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви. Жизнь Источники Свт. Григорий Палама. Икона. Посл. треть … Православная энциклопедия