Посох патриарха со змеями

Какой смысл имеют две змеи, размещенные на посохах патриархов Русской Православной Церкви?

Посохи архипастырей (патриархов и архиереев) имеет весьма символический вид. В верхней части можно заметить двух змей, головы которых обращены друг к другу. Здесь же имеется и изображение Креста. У верующих порой возникают вопросы о том, как появился такой посох и почему он имеет именно такой вид.

Символ мудрости

Патерисса (правильное название посоха) появилась в России при патриархе Никоне. Именно он ввел этот предмет в использование. Патерисса была заимствована с православного Востока. Дело не в том, что этот предмет очень красивый. Значение имеет тот сакральный смысл, заложенный в каждом из элементов посоха архипастыря.

Две змеи здесь символизируют мудрость, которую должен проявлять патриарх, направляя паству. Как говорил Спаситель: “Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби” (Мф. 10, 16). Крест в верхней части патериссы напоминает о том, что в своих действиях и наставлениях нужно руководствоваться примером, который подал Иисус Христос. Каждый из архипастырей должен ориентироваться на Спасителя и помнить, что он ведет народ во славу Христову.

Смысловое значение самого посоха

Сакральный смысл имеет и сам посох. Когда-то посохи использовались для того, чтобы пасти овец. Это были длинные и слегка изогнутые палки, с помощью которых не только направляли животных, но и отгоняли хищников, главным образом – волков. В православии посох служит как символ отеческой заботы и пастырской власти архипастырей над паствой.

Это также символ того, что православные иерархи обязаны отгонять так называемых “духовных волков” – хищников, готовых увести верующего с истинного пути и загубить его душу. Это могут быть самые разные люди: от атеистов и сектантов до людей, увлеченных материальным миром. В первую очередь, пастырь должен заботиться о душе пасомых. Поэтому ему стоит постоянно напоминать им о необходимости молитвы и покаяния.

Гордый человек, который забыл о Всевышнем, может быстро сбиться с пути и пасть жертвой одного из “хищников”. Тот же, в ком живет страх Господень, не забудет о своем предназначении и о том, как должен вести себя православный человек. Православный верующий живет по заветам, оставленным Первопастырем – Иисусом Христом.

Пастыреначальники, по словам иеромонаха Иова (Гумерова), в первую очередь направляют паству словом. Патерисса в данном случае символический предмет, однако людям, которые знают о значении посоха, она может рассказать о многом.

Церемония передачи патриарху Кириллу символов

Шестнадцатого патриарха Московского и всея Руси Кирилла облачили в патриаршую зеленую мантию, патриарший белый куколь и вручили ему посох как символ пастырского служения превосвятителя.

Что означают змеи на архиерейском жезле. Часть 3

Есть ещё три версии.
Одна из змей означает Иисуса Христа. Представьте, некоторые искусствоведы даже до такого договорились. А вторая, соответственно, дьявола. И вот они, значит, то ли в гляделки играют, то ли на крест шипят. Откуда пришла эта светлая мысль?

Поскольку отец греха назван в Писании змеем, и всё рождённое змеем тоже есть змей, то, следовательно, и грех носит такое же имя, как и его родитель. И по апостольскому свидетельству Господь ради нас стал грехом (2 Кор 5:21) … Итак, этот символ действительно подходит и Господу. (Св.Григорий Нисский)
То есть змей родил грех, грех называется змеем, Господь стал грехом, а значит и змеем тоже. Так здравый смысл стал заложником риторических упражнений одного из Отцов Церкви.
На самом деле смысловой перевод выражения апостола предполагает, что Иисус стал не грехом, а жертвой за грех, но неважно. Совершенно очевидно, что никто не воспринимал и не трактовал всерьёз змеиную голову на посохе в качестве образа Иисуса Христа. Тем более, что всё равно непонятно, какая голова чья — они же абсолютно одинаковые.
На этой картине довольно точно изображён посох патриарха Никона (сер. XVII в.) На самом деле эти два петушка — типичные василиски, крылатые змеи с птичьим клювом. Ну всё равно драконы, в общем.
Змеи обозначают хтонических чудовищ. Это основательная точка зрения, но и у неё есть свои минусы.
Справка: Хтонические существа (от греч. «хтон» — земля, почва) — это мифологическое олицетворение первозданного хаоса и дикой природной мощи земли. В иудео-христианской культуре обычно представляются в форме змей и драконов, населяющих водные глубины.
В Ветхом завете они иногда позволяют отождествлять себя с Левиафаном, в Новозаветной традиции их можно встретить в молитвах и иконографии. При этом и морские чудовища, и загадочный Левиафан всегда очень близко соприкасаются с сатаной и силами ада.
Море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа … там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс 103:25-26)
Ты Иорданския струи́ освятил еси … и главы́ тамо гнездящихся сокрушил еси змие́в (Молитва водосвятная)
Богоявление (Крещение Господне). Греция, кон.XVI века. Водные гады фланкируют фигуру Иисуса точно так же, как крест на архиерейском жезле. Казалось бы — вот прямое указание и ответ на все вопросы.
Проблема здесь в том, что нет данных, будто змей на жезле изначально отождествляли с этими мифическими существами. Исключением были разве что противники никоновских реформ, нынешние старообрядцы (именно по Никону вползли греческие змеи в Русскую церковь). Эти как увидели змей на его посохе, так сразу объявили патриарха слугой сатаны. Подобное изображение змеев на иконе Крещения довольно редко и, вероятнее всего, перекликается с балканской традицией изображения змей (драконов) на иконостасе. А вот сами иконостасы со змеями, напротив, в Греции или Сербии чрезвычайно распространены.
Под крестом драконы теперь традиционно держат на себе иконы Богородицы и апостола Иоанна, стоявших у Креста на Голгофе. Таким образом христианские святые выступили в роли стражей, о которых см.ниже.

Обычно драконы там присутствуют либо в качестве детали самого тела иконостаса (иногда замаскировавшись под волюты — декоративные завитушки), либо в качестве подножия креста, венчающего иконостас.
Классическое навершие иконостаса в восточно-средиземноморской традиции. Эти гады могут притвориться змеями, рыбами, дельфинами, растительным орнаментом, но если приглядеться, это всё те же драконы.
И тут мы плавно переходим к следующей версии:
Змеи — стражи Древа жизни (кем бы они ни представлялись). В ряде древнейших культур (даже тех, что никак не повлияли на христианство) существует представление о некоем Древе жизни или Мировом древе. Это такое божество хтонического же характера, олицетворяющее жизнь вообще и плодородие в частности.
Традиционные изображения Древа жизни предполагают наличие двух его стражей (на роль которых драконы вполне годятся!). Но в ассирийской культуре, например, ими были два неких крылатых гения.
Фрагмент изображения на бронзовом шлеме (VIII в. до Р.Х.) Древо жизни в культуре Урарту изображалось на стенах крепостей и доспехах воинов. Возможно, именно из-за своего обязательного атрибута — пары мощных защитников, способных отогнать любого агрессора.
Формируя собственную культуру, христианство всегда смело заимствовало из других культур атрибуты, символы, традиции, понятия и т.д., переосмысливая их в собственном контексте. Соответственно, в христианстве древом жизни в силу понятных причин называется Крест Господень. Но как были переосмыслены стражи древа жизни? А вот посмотрим в следующий раз.
В руке у патриарха напрестольный крест в образе древа жизни вечной, с двумя гадами-охранниками. Посох, заметьте, тот самый — митрополита Петра. Потому что это фото с интронизации, когда новому патриарху он вручается как наследнику первого московского святителя, а так-то посох обычно в Оружейной палате хранится.
Окончание

«РУССКИЙ СТАРЕЦ С ПОСОХОМ В РУКЕ»


Шмуцтитул книги-альбома.
Приступаю к публикации последнего из оставшихся еще не выложенных в моем ЖЖ разделов недавно вышедшей книги-альбома о Г.Е. Распутине. Первые материалы из нее, напомню, были опубликованы в «ЦАРСКОМ ДРУГЕ» ровно год назад – в августе 2014 года.
Эта последняя часть рассказывает о Григории Ефимовиче, как страннике. Начале этого его подвига.
О тех местах, где он побывал: обителях, святынях, некоторых людях, встретившихся на его пути. Одни из них духовно поддержали его, другие стали его друзьями и единомышленниками, некоторые (немногие) – врагами, замышлявшими даже убийство.
По сравнению с бумажной версией, иллюстративный ряд публикации в нашем ЖЖ существенно расширен, как за счет архивных снимков, так и сделанных автором в его поездках по местам, связанным с жизнью «Опытного Странника».
Однако и с окончанием публикации глав из новой книги тема Г.Е. Распутина из моего ЖЖ не уйдет.
Будет продолжена уже ранее начавшаяся публикация уникальных документов из Юсуповского архива.
Со временем предполагаю дать и некоторые из написанных, но неопубликованных глав из «расследования».
Ну, а первым после завершения обнародования постов заявленного раздела книги-альбома выйдет продолжение моих воспоминаний.
Если вспомнить предыдущую их подборку («Да, помню я ваш дом, радушьем знаменитый»), то во временном смысле она как бы предшествует им.
++++++++++
++++++++++
++++++++++
Приобрести книгу-альбом «“Весь ветром подбит”. Образ Г.Е. Распутина в фотографиях и произведениях искусства»,можно, заказав его наложенным платежом по почте.
Для этого нужно позвонить по телефону 8-985-426-97-86
Москвичи и жители ближнего Подмосковья могут получить заказ прямо в городе, по договоренности по тому же телефону.
Стоимость одного экземпляра альбома 3500 рублей, не считая почтовых расходов.

Посох — символ мудрости и власти

Посох — трость определенного типа и предназначения. Основной функцией посоха была опора на него при ходьбе. Следует выделить посох монашеский — знак власти архиерея. Бывают «богослужебные» и «небогослужебные» посохи. Навершие «богослужебного посоха» увенчивается крестом, такие посохи предназначены для церемоний и, следовательно, богаче украшаются. «Небогослужебные» посохи выглядят более просто и используются в повседневной жизни.

Это сухое определение ни в коей мере не может выразить то уважение, которое испытывали простые крестьяне к незнакомым путникам, бредущими по дороге, опираясь на посох, не может рассказать об удивительном отношении к этому простому предмету. Посох… Это не просто палка, на которую в прошлом опирались нищие странники. В древности посохи наделялись особой силой, чаще магической. Посох олицетворяет силу, власть, достоинство, мудрость и старость, магическую силу. Не случайно атрибутом практически всех легендарных старцев и просто уважаемых странников являлся посох: мудрец Лао-Цзы и бог Шоусин в Китае, поэты-странники Сайгё: и Басё: в Японии, былинные старцы в России, бард Оссиан и друиды в Ирландии и Шотландии, Моисей… Этот список можно продолжать бесконечно. Во многих европейских языческих верованиях посох ассоциировался с мировой осью и солнцем (навершие посоха часто было круглой формы, что символизировало Солнце).
Можно подумать, что во всех странах отношение к посоху было одинаковым, но это не верно. В каждой культуре его ассоциировали с чем-то специфическим, свойственным только данной культурной среде.

В Древнем Египте с посохом изображались почти все боги и богини, у каждого из них, начиная от Ра и заканчивая Сетом, имелся свой, особенный посох. Он был основной принадлежностью Озириса, бога-судьи мертвых, посох с пером был обязательным атрибутом бога письменности Тота (он же Тевт).
У индийцев-вайшнавов (индуисты, поклоняющиеся Вишну и его обличьям) посох, состоящий из трех палок, символизируют три гуны (три составляющих реальности): гуна благости, гуна страсти, гуна невежества – определяющие образ жизни, мышления и деятельности души. Святой или мудрец, обладая таким посохом, демонстрировал свою принадлежность к данному направлению философии.

В античной традиции посох с крыльями (посох вестника) неотделимо ассоциировался с Гермесом (Меркурием в Риме), а увитый виноградной лозой посох являлся непременным атрибутом Вакха, бога виноделия и его спутниц вакханок.

В христианстве посох — атрибут всех «Добрых Пастырей» (обычно пастухи много ходили – пастбища находились далеко от поселений, также они использовали посохи, чтобы погонять скот). В католичестве и протестантстве Христос как «Добрый Пастырь» также изображается с посохом. Вообще, тема посохов в христианстве очень хорошо развита: с посохами ходили все ветхозаветные старцы, ими пользовались и паломники. Христианский посох – атрибут мудрости и власти. На церемониях его несут перед лицом, занимающим высокий пост, также, находясь в левой руке, он указывает на аббатский или кардинальский пост.

И, наконец, самый могущественный и добрый волшебник современности, Дед Мороз, никогда не расстается со своим посохом.

Что означает облачение Патриарха

В наше время по повседневной одежде трудно понять, кем человек работает. Форма требуется только для определённых профессий, например для врачей или военных. Чтобы в случае необходимости вы сразу видели, к кому обратиться. Но есть и другие люди, увидев которых, вы всегда поймёте, кто они — это священнослужители.

Их одежда совсем не похожа на нашу с вами. Когда-то — в Римской империи -она была вполне обычной. Со временем одежда изменилась, но в Церкви сохранился её древний вид, освящённый традицией.

Такая верность установленным традициям, связь с прошлым, свойственна не только церковным людям. Во многих странах, например, с любовью продолжают носить старинные парадные военные формы, а на судебных заседаниях судьи появляются в длинных чёрных одеждах и даже в париках.

Патриарх Алексий 2

Особая одежда говорит о принадлежности священнослужителей к иному Царству — Царству Христовой Церкви. Ведь Церковь, хотя и проходит свое странствие и служение в мире, тем не менее глубоко отлична от него по природе своей. В сознании христиан служители Божии всегда и везде должны быть теми, кем они являются перед Богом и Церковью.

Если мы посмотрим на Патриарха не за богослужением, обычно он одет в чёрную рясу, на голове — белый куколь, в руке — посох, на груди — образ Божией Матери — панагия. Так же на Патриархе может быть длинная мантия зелёного цвета.

Что-то из этой одежды и предметов имеет право носить только Патриарх. Это знаки патриаршего достоинства. По ним мы можем понять, что перед нами не просто священник или епископ, а Предстоятель нашей Церкви.

Ряса

Ряса — повседневная верхняя одежда монахов и священнослужителей всех степеней. Это длинная, до пола, одежда с широкими, опускающимися ниже ладоней рукавами. Как правило, ряса бывает чёрного цвета и застёгивается на вороте и на поясе.

Слово «ряса» в переводе с греческого значит «вытертая», «лишённая ворса», «поношенная» одежда. Именно такую, почти нищенскую, одежду носили в Древней Церкви монахи. Из монашеской среды ряса вошла в обиход всего духовенства. Свободная длинная одежда с широкими рукавами была распространена на Востоке и является традиционной национальной одеждой многих народов и поныне. Такая одежда была распространена и в Иудее времен земной жизни Спасителя. О том, что Христос Сам носил похожую одежду, свидетельствует церковное предание и древние изображения

Мантия

Мантия — длинная, спускающаяся до земли накидка без рукавов, с застёжкой только на вороте. Надевается поверх рясы.

Слово «мантия» в переводе с греческого значит «покрывало», «плащ». В древности такую одежду носили бродячие философы, учителя, врачи. Впоследствии мантия стала монашеской одеждой. Теперь её носят и епископ, и простой монах.

У простых монахов мантия может быть только чёрного цвета. А епископская, или архиерейская, мантия со временем приобрела ряд отличий и теперь служит знаком епископского достоинства. Она просторнее и длиннее обычной монашеской. У епископов она бывает фиолетового цвета, а у митрополитов — голубого. Цвет патриаршей мантии — зелёный.

облачение патриарха

На епископской мантии спереди, вверху у плечей и внизу у подола нашиваются «скрижали» — прямоугольники с отделкой по краям и крестами или иконами внутри верхних прямоугольников. В нижних скрижалях могут стоять инициалы епископа. Скрижалями называются каменные доски, на которых были высечены десять заповедей, данных Богом еврейскому народу. Эти заповеди стали основанием ветхозаветной религии, приняли их и христиане. Скрижали на мантии означают, что епископ, управляя Церковью, должен руководствоваться заповедями Божиими.

По всей ширине мантии проходят три широкие двухцветные полосы, называемые «источниками», или «струями». Они символически изображают учение, истекающее из Ветхого и Нового Заветов, проповедовать которое — обязанность епископа.

Архиерейская мантия надевается во время торжественных процессий, при входе в храм и в определённых случаях на богослужении. Вообще же, при облачении в богослужебные одежды, мантия снимается.

Куколь

Куколь — повседневный головной убор Патриарха, в котором он совершает и некоторые богослужения.

Куколь, или кукуль, — латинское слово, означает оно «капюшон». Такие островерхие шапочки, иногда доходящие до плеч или пришитые к плащу, были повсеместно распространены в Римской империи. Куколи именно такой формы носили первые египетские монахи. Поскольку похожие шапочки надевали и на младенцев, то они напоминали монахам о детском незлобии и простоте, которым надо подражать.

Куколь Патриарха белого цвета, он имеет форму круглого колпака, обтянутого наметкой — белой тканью, ниспадающей на спину и плечи. Наметка разделяется на три части. Они, вероятно, произошли из обычая монахов завязывать концы покрывала под подбородком в холодную погоду, а также так снимать головной убор в храме на молитве, чтобы куколь висел на спине и не занимал рук.

Куколь с наметкой, которая двумя нижними концами охватывает шею спереди, а третьим спускается на спину, оказывается очень похож на воинский шлем с бармицей. Образ монаха-воина, облачённого в доспехи для битвы, соответствует исконному пониманию христианского монашеского подвига как внутренней духовной борьбы с силами зла.

На лобной стороне и передних концах куколя вышиты изображения шестикрылых серафимов, на вершине патриаршего куколя находится крест. Белый цвет — это символ невещественного Божественного света и душевной чистоты. А образы серафимов — ангелов, стоящих ближе всего к Богу, — показывают верховное положение Патриарха в нашей Церкви. Может быть поэтому появилось выражение: «Патриарх — ангел Церкви».

Панагия

Панагия

Панагия — медальон на длинной цепочке с небольшой иконой Богоматери. Это отличительный нагрудный знак всякого епископа. Одно из наименований Богоматери — Всесвятая, по-гречески — «Панагия». Называя так Богоматерь, Церковь признает Её высшей всех святых, превосходящей Своей близостью к Богу даже ангелов.

Такие небольшие иконки или другие знаки носили на груди ещё в древности. Это были образы Богоматери, Иисуса Христа, иногда — просто крест на шнурке. Часто икону рисовали на маленькой коробочке, куда вкладывали какую-нибудь святыню, и носили тоже на груди. Отсюда греческое название «энколпион», что буквально значит «нагрудник», или «наперсник» (по-славянски «перси» — грудь). В наше время панагия представляет собой образ Богоматери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями.

Со временем панагия становится обязательной частью облачения епископов. Она возлагается при посвящении в епископский сан вместе с нагрудным крестом. Патриарху, чтобы выделить его среди остальных епископов, полагается носить две панагии и крест. Но сразу три нагрудных знака Патриарх носит только во время богослужения, обычно на груди у Патриарха мы можем видеть одну панагию.

Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви. Эти образы духовно означают, что спасение людей в Церкви осуществляется через крестный подвиг Иисуса Христа и заступничество Богоматери.

Епископский жезл или посох

Жезл епископа — это посох с рукояткой. В древности назначение посоха было вполне опредёленным: его брали с собой в путь, когда надо было преодолеть пешком большое расстояние. Такими посохами пользовались и пастухи, и монахи. Длинный посох не только облегчал подъём в гору, но и помогал погонять овец.

Один из основных символов раннего христианства — пастырь, т. е. пастух. Он пасёт, знает и любит своих овец, заботится о них и поэтому стадо слушается его. Образ пастуха прочно вошёл в христианскую жизнь. В древности Христа часто изображали в виде Пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским. Возможно, посохами пользовались и ученики Христа — апостолы, призванные проповедовать по всему миру радостную весть о Сыне Божием.

С древних времён известен также и жезл. Он являлся символом власти или почётного положения (вспомните царский скипетр — знак верховной власти). Такой жезл — это короткая украшенная палка.

Епископский жезл, или посох, таким образом, с одной стороны, воплощает идею странничества, проповедничества, а с другой — является символом пастырства, мудрого руководства и власти.

Посох вручается каждому епископу при посвящении. Византийскому Патриарху его передавал сам император. Вначале форма епископского жезла была подобна пастушескому посоху — с изогнутой верхней частью. Затем появились посохи с верхней перекладиной, концы которой были слегка загнуты вниз, что делало их похожими на якорь.

Дело в том, что ещё один очень распространенный символ христианства — это корабль. Он означает Церковь, которая в мире подобна надёжному кораблю, с чьей помощью мы можем переплыть неспокойное море нашей жизни. Якорь этого корабля — надежда на Бога.

Жезл, которым епископ пользуется во время богослужения, издревле было принято украшать драгоценными камнями, узорами, инкрустациями. Повседневные посохи епископов гораздо скромнее. Обычно это длинные деревянные палки с набалдашником из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Такое отличие существует потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается в быту украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами. Торжественность и пышность уместны только за богослужением.

Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок — два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины рукояти. Сулок возник из-за русских морозов, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний — от внешнего холода.

Великий параман

Параман представляет собой четырёхугольник из ткани с изображением креста. По углам к нему пришиты завязки: ленты или шнурки. Надевается он таким образом, что четырёхугольник оказывается на спине, а завязки образуют на груди крест.

Параман — очень древняя часть монашеского одеяния. У первых монахов это были просто сплетённые из шерстяных нитей перевязи, которые завязывались так же крестообразно. Вместе с поясом параман стягивал свободные одежды, чтобы было удобней двигаться во время работы. Параман напоминает о Кресте, который взял на себя инок, пожелав следовать за Христом. Его носят все монахи под повседневной одеждой. Патриарший параман больше, чем обычный, и потому называется великим. Он одевается Патриархом поверх подрясника только перед богослужением.

Предносной крест

Патриарший предносной крест — это художественное изображение Распятия Христа, прикреплённое к древку. Во время богослужения его носят перед Патриархом.

Крест — самый главный христианский символ. Знак победы жизни над смертью, напоминающий христианам о подвиге Христа ради нашего спасения. С первых дней истории христианской Церкви крест использовался на богослужениях. Его изображали на священных книгах, церковной утвари, одеждах священнослужителей, устанавливали на куполах храмов и монастырей.

Обычай носить крест перед Патриархом возник в глубокой древности. Начиная с IV века в Иерусалиме, Константинополе, Риме и других важнейших городах христианского мира большое значение имели богослужебные шествия по городу с остановками на городских площадях, с совершением служб в тех или иных городских церквях (в зависимости от праздника). Наиболее торжественные из шествий возглавлялись Патриархами, и тогда перед ними носили большие украшенные кресты. Впоследствии предносной крест стал неотъемлемой частью Патриаршей службы вообще. Обычай носить крест во время любых богослужебных шествий, а не только Патриаршей службы, сохранился и доныне — недаром сами эти шествия принято называть «крестными ходами».