Пост у католиков

Рождественский пост у католиков: история и традиции

Рождество Христово — один из важных праздников в церковном календаре. 1 декабря начинается Рождественский пост у католических верующих, который продлится до 24 декабря.

Рождественский пост в литургическом календаре

Адвент — это период, предшествующий празднику Рождества Христова. Он охватывает четыре воскресенья перед 25 декабря. Это время знаменует начало литургического года в календаре Католической Церкви, и начинается Адвент всегда с воскресенья.

Именно поэтому ежегодно его продолжительность составляет 23-28 дней. Каждое из четырех воскресений Адвента предназначено для определенной тематики, которая отражается в евангельских воскресных чтениях: в первом рассказывается о пришествии Христа в конце времен; второе и третье повествуют о переходе от Ветхого к Новому Завету, четвертое отображается евангельские события, которые происходили до Рождества Христова.

Что означает слово “Адвент”?

Адвент — это очень важный период для христиан. Слово Адвент означает пришествие. Для древних римлян данное слово знаменовало собой официальное прибытие Цезаря.

Для христиан это светлое время, когда они готовятся к рождению Господа. В связи с этим Адвент — это не только время покаяния, но и период благочестивого и радостного ожидания.

В дни Адвента духовенство облачается в одеяния фиолетового, покаянного, цвета.

Верующие в этот период должны отказаться от развлечений, шумных компаний и посещения увеселительных заведений.

Ключевым элементом Рождественского поста для католиков являются установки, которые дает себе перед его началом каждый верующий.

Серьезных ограничений в рационе верующих в католический Рождественский пост не предусмотрено. Каждую пятницу во время поста, как и на протяжении всего года, католики не едят мясо и продукты животного происхождения.

Священники отмечают, что ключевым моментом для верующих должно стать не ограничение в еде, а забота о своей душе, желание выполнять Христовы заповеди, молитвы и подготовка ко встрече со Христом.

В первые дни Рождественского поста в костелах устанавливают венок Адвента, собранный из еловых веток, также в него вплетают свечи.

В первое воскресенье Адвента на венке зажигают первую свечу — Свечу пророчества, которая символизирует связь Ветхого и Нового заветов.

Во второе воскресенье Адвента помимо первой свечи зажигается вторая, Вифлеемская, в честь памяти о путешествии девы Марии и святого Иосифа в Вифлеем и о рождении Иисуса.

Олицетворением третьего воскресенья Адвента является Свеча пастухов. Ее зажигают вместе с первыми двумя в память о пастухах, которые первыми прибыли, чтобы поклониться младенцу Иисусу.

И, наконец, в Сочельник (24 декабря) возжигают четвертую свечу – Свечу Ангелов, и в Рождественскую ночь в венке Адвента, который находится в костелах перед алтарем, горят все четыре свечи.

По завершении Рождественского поста вечером накануне праздника, в Сочельник, католики семьями собираются вместе. По традиции на столе стоят 12 блюд в честь каждого из двенадцати апостолов. Перед началом застолья верующие читают отрывок из Евангелия от Святого Луки о Рождестве Христа и общую семейную молитву.

С наступлением праздника Рождества каждый член семье по традиции предлагает другому родственнику отломить и съесть кусочек оплатки (рождественского хлеба), поздравляя с праздником и прощая все обиды.

Фото: из открытых источников

Елена Гутыро

Католический Рождественский пост в 2019 году

Рождество Христово – один из главных праздников в церковном календаре. Католики и протестанты отмечают его в ночь с 24 на 25 декабря по григорианскому календарю (так называемому новому стилю).

Этот праздник является непреходящим, то есть его дата закреплена в календаре и всегда приходится на один и тот же день (в отличие от переходящих праздников, имеющих плавающую дату, как, например, Пасха).

Если православные верующие считают главным праздником Пасху, то в западной традиции не менее почетное место занимает Рождество, поэтому связанные с ним традиции и обряды для католиков так же важны.

Рождественский пост у католиков в 2019 году

Накануне праздника соблюдается католический Рождественский пост. Эта традиция берет начало в глубокой древности. Первые упоминания об этом посте в письменных источниках относятся в IV веку. Первоначально он длился у одних христиан семь дней, у других – несколько дольше.

Мы расскажем, когда в 2019 году у католиков начинается пост перед Рождеством, и объясним, чем традиции католического Рождественского поста отличается от тех, которые соблюдают православные верующие.

Рождественский пост у католиков также называется Адвентом (от лат. adventus – пришествие) или ожиданием Рождества. В эти дни верующие готовятся ко второму пришествию Христа, вспоминают о предсказании пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя.

Когда начинается пост у католиков перед Рождеством 2019 года?

Ровно за четыре недели до Рождества, которое отмечается 25 декабря. Срок соблюдения Рождественского поста у католиков и представителей некоторых других христианских конфессий был окончательно установлен папой Григорием I Великим (590 –604 гг.). Однако дата начала поста не строгая, как в православной традиции, так что пост может длиться меньше.

С первого дня Адвента в Римско-католической церкви начинается литургический год. Адвент примерно на треть короче 40-дневного православного Рождественского поста. Длительность поста у католиков, который составляет от 23 до 28 дней, зависит от количества календарных воскресений, который выпадают на период с Дня святого Андрея (30 ноября) до кануна Рождества (24 декабря).

В Римско-католической церкви Адвент считается временем всеобщего покаяния. В эти дни духовенство носит облачения фиолетового, покаянного, цвета. Верующим следует избегать в это время посещения шумных компаний, чрезмерного веселья, чревоугодия и готовиться к исповеди.

Основным элементом Рождественского поста для католиков является постановление, которое дает себе перед его началом каждый верующий. Оно может касаться совершения добрых дел, ограничений в пище или развлечениях,.

Но если в старину Адвент считался периодом обязательного поста, то современные правила не предписывают его непременного соблюдения.

Каких-либо особых ограничений в рационе верующих в католический Рождественский пост не предусматривается, кроме обычного для представителей этой конфессии отказа от употребления по пятницам продуктов животного происхождения (мяса, яиц, молочных продуктов, в том числе сливочного масла и сыра).

Тем не менее, многие верующие принимают на этот период постные постановления. В то же время священники напоминают, что главным для верующих должно быть не ограничение в пище, а забота о своей душе, стремление выполнять Христовы заповеди любви, молитвенная подготовка своей души к встрече со Христом.

Каждое воскресенье Адвента имеет свой особый смысл. В храмах идут службы, посвященные определенной тематике, отражающейся в евангельских чтениях. Богослужение в первое воскресенье Адвента посвящено пришествию Христа в конце времен; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в третье воскресенье вспоминают о служении Иоанна Крестителя; в четвертое – об описанных в Евангелиях событиях, предшествовавших Рождеству.

Когда начинается католический Рождественский пост, в костелах устанавливается венок Адвента из еловых веток, в который вплетают свечи, а верующие соблюдают определенные обряды. В первое воскресенье Адвента, которое в 2019 году приходится на 1 декабря, в венке зажгут первую свечу – Свечу пророчества, символизирующую связь Ветхого и Нового заветов.

Во второе воскресенье Адвента (8 декабря 2019 года) вместе с первой свечой зажигается вторая, Вифлеемская, в память о путешествии девы Марии и святого Иосифа в Вифлеем и о рождении Иисуса.

15 декабря 2019 года наступит третье воскресенье Адвента, которое олицетворяет третья свеча – Свеча пастухов. Ее зажигают вместе с первыми двумя в память о пастухах, первыми пришедших поклониться младенцу Иисусу.

И, наконец, в Сочельник (24 декабря) возжигают четвертую свечу – Свечу Ангелов, символизирующую божественную сущность Христа, и в Рождественскую ночь в венке Адвента, который располагают в храмах перед алтарем, горят все четыре свечи.

Пост перед Рождеством – не повод для уныния для католиков, ведь он предшествует событию радостному. В это время открываются рождественские ярмарки, где можно купить ели, елочные игрушки, сувениры и продукты для праздничного стола, во многих магазинах проходят распродажи.

Согласно сложившейся традиции, детям дарят рождественские календари, которые делят на квадраты по числу дней Адвента, и за каждым листком с определенной датой спрятано лакомство.

По окончании Рождественского поста, вечером накануне праздника, в Сочельник, католики семьями соберутся вместе. По обычаю один стул оставляют свободным – для Христа, способного явиться в дом под видом странника. Перед началом застолья католики читают отрывок из Евангелия от Святого Луки о Рождестве Христа и общую семейную молитву.

Когда наступает праздник Рождества и пост у католиков заканчивается, члены семьи предлагают друг другу отломить и съесть кусочек облатки (рождественского хлеба), поздравляя с наступающим праздником и прощая нанесенные прежние обиды.

К столу на Сочельник предлагают постные блюда: кутью или сочиво, символизирующие райское изобилие, затем – олицетворяющий ветхозаветное время овсяный кисель с медовой водой, в знак того, что Иисус принес людям надежду на лучшую жизнь.

Традиционно также готовят блюдо из рыбы – символ Христа и христианства. Сладкий клюквенный кисель олицетворяет кровь Христову, уничтожившую горечь греха. А в завершение подают семь видов сладостей, символизирующие семь таинств. Трапеза, которая носит религиозный характер, очень торжественна. А после застолья католики посещают рождественскую мессу в храмах.

Католический пост

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 ноября 2014 года.

Пост в Римско-католической церкви, заключается в духовном и физическом воздержании от излишеств (в пище и в делах). Основным элементом поста является постановление, которое каждый верующий дает себе перед его началом. Постановление может касаться ограничений в пище, в развлечениях, в старании совершать дела милосердия и т. п.

Посты и постные дни у католиков

Пост в христианской Церкви имеет различные, зачастую взаимодополняющие значения (подробнее см. Значение поста). С течением времени практика постов на Востоке и Западе развивалась разными путями. В Католической церкви в конечном итоге сформировались следующие постные дни и периоды:

  • Великий пост. 40 дней до Пасхи, исключая воскресенья, то есть за 6 недель и 4 дня до Пасхи (с Пепельной Среды).
  • Адвент. 4 воскресенья до Рождества: период сосредоточенности, размышления о предстоящем приходе Христа (как в празднике Рождества, так и во Втором пришествии) и т. д.
  • Пятница. Пятницы всего года (за некоторыми исключениями) являются постными днями (вернее, днями воздержания, абсистенции, поскольку связаны с воспоминанием Страстей Христовых).
  • Кануны некоторых великих праздников, см. также вигилии (от латинского слова vigilia, «бдение»).
  • Quatuor anni tempora (устоявшегося русского названия нет; в русском издании «Общие нормы для литургического года и календаря» переведено как «Четыре Времени»). Особые дни поста и покаяния, по три дня (среда, пятница, суббота) в каждом из времён года. В настоящее время, впрочем, эти посты практически вышли из употребления.
  • Евхаристический пост. Воздержание от употребления пищи за час до принятия Святого Причастия

История и типы поста

Первоначальным смыслом поста было воздержание на какое-то время от пищи вообще. Так, распространённой практикой было невкушение пищи до вечера, либо до 3-го часа дня (библейский 9-й час). Впоследствии, особенно в монастырской практике, к воздержанию от пищи стали добавляться и качественные ограничения, запрет на мясо, молоко и т. д. В то время, как в Восточной Церкви сохранилось в основном второе, то есть запрет на определённые виды пищи без указания количества трапез в день (во всяком случае, на практике, ибо в Уставе эти ограничения, достаточно строгие, всё ещё сохраняются), на Западе сохранилась идея поста, как именно воздержание от пищи вообще. Однако с течением времени древняя практика воздерживаться от еды до вечера стала для христиан трудноисполнимой, поэтому позднее (приблизительно в XIV веке) эта единственная трапеза была постепенно перенесена на день. Впоследствии, чтобы дать возможность людям слегка подкрепиться перед сном, была добавлена ещё одна, лёгкая трапеза вечером (она получила название «collatio», от латинского слова, которым назывались читавшиеся в монастыре на этой трапезе святоотеческие чтения). Позднее была добавлена ещё одна лёгкая трапеза утром. Ограничения на род вкушаемой пищи также с течением времени облегчались; если в средние века нормой было воздержание от мяса, яиц и молочной пищи, то в XX веке осталось лишь ограничение на мясо.

Таким образом, Кодекс Канонического Права 1917 г. в Католической церкви различает две раздельные категории поста: собственно пост, и воздержание (кан.1251).

  • Пост предполагает ограничение числа вкушений пищи в день: одна полноценная трапеза, и, при этом не запрещаются два вкушения утром и вечером, причем род и количество принимаемой при этом пищи определяются утвердившимся местным обычаем.
  • Воздержание означает воздержание в этот день от вкушения мяса (кан. 1250).

Исходя из вышесказанного, традиционное расписание постов в РКЦ (действовавшее до реформ середины XX века) согласно ККП 1917 года можно представить следующим образом:

  • Великий пост
    • Все дни, кроме воскресений — пост (без воздержания)
    • Пятницы и субботы — пост и воздержание
    • Пепельная среда (день начала Великого поста) — пост и воздержание
    • Великая Пятница — пост и воздержание
    • Великая Суббота — пост и воздержание (до полудня)
  • Пятницы всего года (за исключением случаев, когда на этот день приходится праздник в ранге торжества) — воздержание
  • Quatuor tempora — пост и воздержание
  • Канун Пятидесятницы — пост и воздержание
  • 31 октября, канун дня Всех Святых — пост и воздержание. Если этот день придётся на воскресенье, пост и воздержание переносятся на субботу.
  • 24 декабря, канун Рождества Христова (сочельник) — пост и воздержание (кроме случая, когда этот день придётся на воскресенье)
  • 14 августа, канун праздника Успения (Взятия на небо) Пресвятой Богородицы — пост и воздержание. Если этот день придётся на воскресенье, пост и воздержание переносятся на субботу.

Данное расписание отражает практику, сложившуюся к началу XX века и соблюдаемую в настоящее время преимущественно католиками-традиционалистами. Более распространена, однако, другая, более облегчённая практика, о которой речь пойдёт далее.

Современный пост

По канонам

Действующий устав поста, как и многое другое в жизни Католической Церкви, определяет Кодекс Канонического Права (ККП). Вот выдержки из этого кодекса, касающиеся поста:

  • Кан. 1249 Все верные Христу, и каждый из них по-своему, в силу Божественного закона обязаны совершать покаяние. Но для того, чтобы все они соединились друг с другом, совместно совершая покаяние, предписываются покаянные дни, когда верные Христу должны особым образом предаваться молитве, исполнять дела благочестия и милосердия, отрекаться от самих себя, верно исполняя свои обязанности, но прежде всего — соблюдая пост и воздержание по нормам нижеследующих канонов.
  • Кан. 1250 Покаянными днями и периодами во вселенской Церкви являются все пятницы в течение всего года, а также время Великого поста.
  • Кан. 1251 Воздержание от мяса или других видов пищи согласно предписаниям конференции Епископов следует соблюдать во все пятницы всего года, кроме тех, на которые приходится то или иное торжество. Воздержание же и пост обязательны в Пепельную Среду, а также в пятницу Страстей и Смерти Господа нашего Иисуса Христа.
  • Кан. 1252 Закон воздержания обязателен для тех, кому исполнилось четырнадцать лет, а закон о посте — для всех совершеннолетних лиц, вплоть до начала шестидесятого года жизни. Однако пастырям, а также родителям следует позаботиться, чтобы и те, для кого в силу более юного возраста закон поста и воздержания ещё не обязателен, воспитывали в себе подлинное чувство покаяния.
  • Кан. 1253 Конференция Епископов может точнее определить порядок соблюдения поста и воздержания, а также полностью или частично заменить пост и воздержание другими формами покаяния, особенно делами милосердия и благочестия.

На практике

Как видно из приведённого текста канона, для дней Великого поста, хотя они и указаны как покаянные, не содержится конкретных указаний о посте. Это даёт основание многим христианам на практике не соблюдать «пищевые» ограничения в этот день, заменяя их, например, дополнительными молитвенными правилами (напр., богослужение «Крестного пути»), или делами милосердия, или отказом от увеселений, развлечений и т. п.

Подобным же образом, по решению Конференции епископов, может быть заменено и воздержание в пятницу. Таким образом, наиболее распространённая, особенно в Западной Европе и Америке, современная практика поста выглядит следующим образом:

  • Пепельная среда — пост и воздержание
  • Каждая пятница — воздержание
  • Каждая пятница Великого поста — воздержание
  • Великая Пятница — пост и воздержание

Кроме того, рекомендуется

  • Великая суббота — пост и воздержание
  • Рождественский сочельник — воздержание

При этом соблюдение поста и воздержания исключается для детей до 14 лет, стариков, больных, беременных и людей, находящихся в путешествии. В странах Восточной Европы, как, например, Польша, Литва, Белоруссия, может, напротив, сохраняться более строгое отношение к посту. Кое-где даже, помимо воздержания от мяса, практикуется воздержание и от молочной пищи, бывшее в РКЦ обязательным несколько веков назад.

Евхаристический пост

Отдельно следует упомянуть такой вид поста, как евхаристический пост, то есть воздержание от пищи перед принятием Причастия. В апостольские времена, как видно из текстов Нового Завета, такого поста не было. Однако достаточно скоро повсеместно было установлено требование приступать к Причастию натощак, то есть, до принятия любой пищи.

Когда в середине XX века, Папа Пий XII разрешил (вначале в отдельных приходах по особому разрешению, а затем — повсеместно) совершать мессы вечером, возникла необходимость ограничить длительность евхаристического поста, так как обходиться без еды до вечера многим было бы тяжело. Была установлена продолжительность поста в 3 часа.

В ходе реформ II Ватиканского Собора продолжительность евхаристического поста была сокращена до одного часа. Таким образом, католик, желающий приступить к Причастию, должен перед этим воздерживаться от еды по меньшей мере один час. Употребление воды (и лекарств, кому они необходимы) при этом не ограничивается. Больные и пожилые люди, как и те, кто за ними ухаживает, могут приступать к Причастию даже если они принимали пищу в течение ближайшего часа.

> Примечания

  1. Кодекс Канонического Права кан. 919 § 1
  2. Кодекс Канонического Права кан. 919 § 3

Ссылки

  • Paenitemini (1966) — Апостольская конституция Павла VI о посте и воздержании (на латыни, итальянском, испанском и английском).
  • Кодекс Канонического Права (на русском).
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Питание в Католический пост

Под редакцией эксперта: Надежда Примочкина, диетолог — 23.11.2019

Пост для верующих Римско-католической церкви – это не только воздержание от пищи, но и отказ от развлечений. Католический пост — не очень строгий, в сравнении с православным. Прихожане должны соблюдать его, отказываясь самостоятельно от вредной для организма еды. Каждый определяет то, что он не станет употреблять, например — сладости, газированные и спиртные напитки, фаст-фуд.

Также большинство католиков придерживаются специальной диеты.

Календарь католических постов – когда начинаются и когда заканчиваются посты в католической церкви?

Католики выделяют два поста: традиционный, его каноны формируются в середине 20-го века, и современный. Второй — более легкий, его придерживаются сейчас многие верующие. Последователей первого же мало.

  • Католический пост длится в течение 40 дней.
  • Начинается он в Пепельную среду, за 6 недель и 4 дня до Светлого праздника Пасхи. В этот день в храмах совершается древний обряд – в знак покаяния посыпают головы пеплом.

Чтобы было понятно, как построена система католического питания, отметим, что католическая церковь различает два понятия — «постный день» и «день воздержания».

  • В постные дни верующие обязаны отказать себе только в количестве потребляемой пищи. Разрешено покушать один раз полноценно, при этом — наесться досыта. А во время двух других приемов пищи следует уменьшить свою обычную порцию. Конечно же, пища должна быть постной, то есть — без мяса, молочных продуктов и яиц.
  • А день воздержания подразумевает ограничение в мясе и мясных блюдах. Многие католики отказываются также в этот день от молока, яиц, сыра, творога, так как они являются продуктами животного происхождения. Кушать или нет эти продукты – решает каждый верующий для себя сам. Как такового, запрета на молочные продукты в день воздержания не существует, это лишь — рекомендации, которые современные католики могут и не выполнять.

Теперь рассмотрим традиционную систему католического поста:

  • Начиная с понедельника по субботу – постный день.
  • Пепельная среда и все пятницы поста – совместно с постным днем проводят день воздержания.
  • Великая Суббота – постный день и день воздержания.
  • Каждое воскресение поста – обычный день.

Современная система католического поста отличается от базового, она более лояльна:

  • Пепельная среда – проводят постный день и день воздержания.
  • Все пятницы – день воздержания.
  • Великая Пятница, а также Великая суббота – совместно с постными днями поддерживают дни воздержания.
  • В остальные дни – обычное питание.

В 2015 году Католический пост начнется 18 февраля и закончится 4 апреля.

Список разрешенных и запрещенных продуктов

Продукты, которые разрешены во время Католического поста

  • Крупы.
  • Изделия из муки: макароны, хлеб, сухари, овсяное печенье, а также другие продукты, в составе которых нет молока и яиц, например, постные блины и пряники.
  • Свежие овощи: кабачки, картофель, морковь, огурцы, помидоры, капусту, баклажаны, перец, свеклу и другие.
  • Морепродукты: рыбу, крабы, креветки, мидии, кальмары, и т.п.
  • Зелень.
  • Любые фрукты и сухофрукты.
  • Грибы.
  • Из бобовых: фасоль, горох, чечевицу.
  • Орехи.
  • Мед, карамель.
  • Засолки и маринады.
  • Семечки, цукаты.
  • Сладкую и минеральную, газированную воду, квас, любые соки, компоты, кисели.
  • Соевые продукты.
  • Растительное масло.

Пища, которая запрещена в католический пост

  • Любое мясо.
  • Яйца.
  • Рыбу.
  • Растительное масло.
  • Молочные продукты.

Отметим, что рыбу можно кушать два раза в течение поста – на Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. Поэтому мы отнесли ее в две группы.

В любую субботу и воскресенье верующие могут позволить себе растительное масло, но в другие дни поста оно запрещено.

Что касается яиц, молочных продуктов, то употреблять их можно в любой день, кроме пятницы. Именно в каждую пятницу католики проводят дни воздержания и отказываются еще и от любого мяса.

Рацион питания католиков в пост – примерное меню в католический пост

Католические священники считают, что пост – это не диета. Верующим стоит уделить внимание духовной стороне. Важно – чтобы человек очищался не только телом, но и душой.

Система питания католиков очень проста. Она основывается на постных блюдах.

Рассмотрим рацион, опираясь на дни недели:

    • Первый день наступления поста

Верующие должны полностью отказаться от пищи. Можно пить воду в неограниченном количестве.

    • Во второй день постующие занимаются сухоедением

Можно кушать всего лишь один раз в день и употреблять сырые, свежие овощи и фрукты. В следующие дни сухоедения –понедельник, среду и пятницу – можно добавить в рацион хлеб.

  • В каждый вторник и четверг поста трапезничайте только один раз в день растительной пищей
  • В каждую субботу и воскресенье разрешено добавить в рацион растительное масло.

Часто у католиков возникают трудности с питанием и готовкой постных блюд. Ниже мы расскажем, какие блюда – постные, и как их приготовить:

  • В дни сухоедения оптимальным будет салат из свежих овощей, маринованных огурцов или квашеной капусты, а также изюма и орехов. Можно приправить блюдо лимонным соком, либо другими салатными заправками. А фруктовый салат можно заправлять медом.
  • Растительную пищу следует варить, готовить на пару или тушить. Можно отваривать овощные бульоны и добавлять в них разные крупы. Кроме того, подойдут и каши, сваренные на воде.
  • Готовьте пищу в мультиварке, духовке, пароварке или на тефлоновой сковороде.
  • Не злоупотребляйте специями.
  • Забудьте о жаренной, острой, соленой и сладкой еде на время поста.

Предлагаем примерное меню для тех, кто придерживается Католического поста. Так как верующим можно питаться два раза в день, составим меню с полноценным обедом и легким ужином. Если вы считаете, что необходимо трапезничать один раз в день, можете совместить два приема пищи в один.

Понедельник

  • Первое блюдо на обед – постные щи с грибами, морковью, картофелем, луком, квашеной капустой и зеленью.
  • На ужин приготовьте легкий салат из яблок, грецких орехов и тыквы. Можно заправить его столовой ложкой меда.

Вторник

  • В обед побалуйте себя запеченными овощами в горшочках. Блюдо будет состоять из кабачков, лук, моркови, перца, помидора. Можно добавить в него зелень, чеснок или лавровый лист.
  • Вечерний прием пищи – диетическая фасоль. Не пугайтесь слова диетическая, она очень полезна для организма и приносит необходимые витамины и вещества. Отварите фасоль, добавьте к ней свежий лук, соль и зелень.

Среда

  • Первое блюдо в обед – постный борщ. Он готовиться из белой фасоли, свеклы, сельдерея и зелени.
  • Второе блюдо на ужин – яблочный пирог. Его легко приготовить. В состав входят – яблоки, сахар, мука и манка. Также можно добавить корицу, мед, абрикосовый джем или орехи.

Четверг

  • В обед вы однозначно наедитесь гречневой кашей с грибами. Она готовиться в горшочках. Добавить к основным ингредиентам можно морковь, лук, зелень и соль по вкусу.
  • Вечером вы можете приготовить салат из свежей капусты, моркови, чернослива без косточек и лимонной цедры. По вкусу добавьте немного сахара и соли.

Пятница

  • На обед отварите риса и овощей, получится отличный суп.
  • А вечером трапезничайте тушеной капустой с овощами.

Суббота

  • В обед приготовьте на первое блюдо суп-пюре из картофеля и моркови. Добавьте в него чеснок и зелень.
  • Трапезничать вечером можно и обычным салатом из свежих овощей: свежего лука, огурцов, помидоров, перца и зелени. Добавьте в блюдо немного бальзамического уксуса. Сварите кисель или компот из сухофруктов.

Воскресенье

Свободный день от поста. Можете скушать все, что хотите.

Поделиться ссылкой:

Католический календарь 2019.

Праздничные даты:

Католическая Пасха- 2019, будет отмечаться — 21 апреля.

Великий пост в Римско-Католической церкви начинается в Пепельную Среду. Пепельная среда выпадает на 6 марта 2019 года.

Название «Пепельная среда» произошло от древнего обряда посыпать голову пеплом — как символ отпущения грехов.Обычай посыпать голову пеплом в знак покаяния известен во многих древних культурах и традициях, в том числе и в Древнем Египте, у арабов и в Греции. В Ветхом Завете посыпание головы пеплом являлось символом скорби, покаяния и смирения перед богом.Пепел, которым пользуются для посыпания голов верующих, должен быть из вербных (пальмовых) веток, освященных в Вербное воскресенье прошлого года.

Январь

1 января 2019 г. — Пресвятой Богородицы Девы Марии. Торжество Пресвятой Богородицы (Sollemnitate Sanctae Dei Genetricis Mariae)
День Нового года. Этот день посвящен Деве Марии.
Всемирный день мира (День всемирных молитв о мире).
В XIX веке в католических странах в канун Нового года жгли большие костры и организовывали факельные шествия. Всемирный день мира (World Day of Peace) — это праздник романо-католической церкви, отмечаемый ежегодно 1 января в День торжества Божией Матери Марии.

5 января 2019 г — Сочельник(Epiphany Eve) — канун (навечерие) праздника Богоявления.Сочельники бывают накануне праздников Богоявления и Рождества Христова соответственно. Иногда упоминаются также сочельники на Благовещение и субботу первой седмицы Великого поста — в память чуда Феодора Тирона.

6 января 2019 г. — Богоявление (День Трёх царей) Епифания, Теофания (Epiphany, Theophany)
В западной церкви праздник получил название Богоявление (греч. Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.
Празднуются одновременно три события жизни Иисуса: поклонение волхвов, крещение и чудо в Кане Галилейской.
Праздник Крещения Господня, или Богоявления, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан.
Также содержанием праздника является евангельское сказание о поклонении младенцу Иисусу королей (в иной традиции — волхвов) — Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех царей, в храмах совершаются святые Мессы. По евангельской традиции, приношения волхвов, трактуются как приношения Христу-Царю — золото, Христу-Богу — ладан, Христу-человеку — мирро.

10 января — День памяти 20000 мучеников.

Февраль

2 февраля 2019 г — Сретение Господне(Chandeleur) Светильник
В память о словах праведного Симеона, назвавшего Иисуса «светом к просвещению язычников», в праздник Сретения с 11 в. в храмах совершается обряд освящения свечей, которые затем зажигаются во время богослужения. Верующие бережно хранят сретенские свечи на протяжении всего года и зажигают их, когда обращаются с молитвой ко Христу в тяжелые для себя минуты: во время болезни, семейных неурядиц и других житейских трудностей.
Праздник установлен в память о знаменательном для христиан событии — встрече (славянск. сретении) в Иерусалимском Храме Младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном.
Сретение в Римско-католической церкви — праздник Очищения Девы Марии, посвященный воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершенном его матерью на сороковой день после рождения первенца.
В качестве обряда очищения в костелах святили свечи, а целые процессии с горящими свечами обходили улицы и поля.

14 февраля 2019 г – День святого Валентина
(Valentine’s Day, Saint Valentine’s Day, Feast of Saint Valentine) или День всех влюблённых —
праздник, который 14 февраля отмечают многие люди по всему миру.
Этот светский праздник связан с именем Святого Валентина. Известная легенда о возникновении Дня Святого Валентина гласит о том, что римский император Клавдий, правивший в III веке до нашей эры, издал указ о запрете жениться солдатам его армии. Однако один из священников пренебрег указом императора и продолжал тайно венчать влюбленных солдат, за что и был заточен в тюрьму.
Стражник, охранявший узника, узнал, что тот обладает даром врачевания, попросил его исцелить свою незрячую дочь. Чудесным образом девушка была исцелена. Священник и девушка полюбили друг друга, но их ждала печальная участь — Валентина казнили. День его казни — 14 февраля — остался в памяти людей как символ всепобеждающей силы любви.
Отмечающие этот праздник дарят любимым и дорогим людям цветы, конфеты, игрушки, воздушные шарики и особые открытки (часто в форме сердечка), со стихами, любовными признаниями или пожеланиями любви — валентинки.Март

Март

Великий пост(Great Lent, Great Fast),с 6 марта по 20 апреля 2019 г

Великий пост в Римско-католической церкви начинается в Пепельную среду (в амвросианском — в понедельник, а Пепельная среда вообще не выделяется в календаре), за 46 календарных дней до Пасхи, хотя три последних дня перед Пасхой в литургическом календаре выделяются в отдельный период: Священное Пасхальное триденствие. До литургической реформы 1969 года перед началом Великого поста также были три подготовительные недели, первая из которых называлась Septuagesima, последующие, соответственно, Sexagesima и Quinquagesima (60 и 50).
Пост заключается в духовном и физическом воздержании от излишеств (в пище и в делах). Основным элементом поста является постановление, которое каждый верующий дает себе перед его началом. Постановление может касаться ограничений в пище, в развлечениях, в старании совершать дела милосердия и т.п.
Все дни, кроме воскресений — рекомендуется пост (без воздержания).
Последняя неделя Великого Поста — «Страстная». В это время совершаются богослужения в память страданий и смерти Христа, тема которых — земная жизнь Иисуса Христа, начиная от входа его в Иерусалим. Каждый день Страстной недели почитается как «Великий».
Первый из них — праздник Пальмового (вербного) воскресенья, предшествующий Пасхальному. В этот день принято святить в церкви ветки пальмы, оливы, лавра, самшита, вербы. Большие ветки украшают сладостями, фруктами, лентами и преподносят детям. Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов, в стойлах. С Великого четверга до полудня субботы молчат церковные органы и колокола. Это период Пасхального Триденствия (Triduum Paschalis) — четверг, пятница и суббота. Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи — зажигаются пасхальные свечи.
6 марта– Пепельная среда (Ash Wednesday), (Dies Cinerum лат.) — начало Великого поста.
Название ее произошло от старого обряда посыпания голов пеплом как символа отпущения грехов. Сохранилась древняя традиция, когда во время святой Мессы, после проповеди, священник посыпает горсткой пепла головы подходящим верующим, произнося слова: «Из праха вышел и в прах возвратишься».
Обязательны: пост и воздержание.

10 марта 2019 г – Прощеное воскресенье (Forgiveness Sunday)
— первое воскресенье Великого поста.

11 марта 2019 г— Чистый понедельник (Clean Monday).

19 марта 2019 г — День святого Иосифа, обручника Девы Марии(Feast of St. Joseph)
В некоторых странах День святого Иосифа является официальным общенародным праздником, в некоторых странах в этот день чествуют отцов, например, в Испании и Италии.

25 марта 2019 г — Благовещение Девы Марии(Annunciation)
В Евангелии от Луки рассказывается, как архангел Гавриил был послан Богом возвестить Марии, деве, обрученной с Иосифом, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца Иисуса, который станет Мессией и наречется Сыном Божьим.

31 марта 2019 г — Радуйтесь (Laetare Sunday)
— четвёртое воскресенье Великого поста.
Этот день — своеобразный перерыв в посте — символизирует радость грядущего праздника. Это единственный день Великого поста, когда священники имеют право служить не в фиолетовых облачениях, символизирующих покаяние, а в розовых, символизирующих радость.

Апрель

4 апреля 2019 г — День святого Исидора.Католический святой Исидор Севильский (Saint Isidore of Seville, ок. 560 — 4 апреля 636), епископ Севильский, получил известность не только благодаря своему благочестию, но и благодаря любви к наукам. Он является автором одной из первых книг по этимологии, первым представил работы Аристотеля в Испании, был реформатором и человеком широких взглядов. Святого Исидора считают одним из последних древних христианских философов, а также последним из отцов великой Латинской Церкви. Его принято считать покровителем Интернета.

7 апреля 2019 г- Суббота акафиста (Saturday of the Akathist)
Устав говорит о Великом акафисте, который читается на утрене праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота 5-й седмицы Великого поста).

13 апреля 2019 – Лазарева суббота (Lazarus Saturday)
В этот день христиане воспоминают чудо воскрешения Христом праведного Лазаря (Ин.11:1-45), которое совершено в удостоверение грядущего воскресения всех умерших. Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времён, она предваряет Вход Господень в Иерусалим.

14 апреля 2019 г – Вход Господень в Иерусалим (Пальмовое воскресенье) (Palm Sunday)
Отмечается за неделю до Пасхи, в шестое воскресенье Великого Поста. Еврейский народ, находившийся под владычеством Римской империи, ожидал Мессию как политического освободителя, и многим казалось, что Чудотворец, способный воскресить мертвого и накормить несколькими хлебами пять тысяч человек, и есть тот, кто поведет евреев к политической свободе. Поэтому Иисуса и приветствовали как царя — пальмовыми ветвями.

18 апреля 2019 г – Великий четверг (Holy Thursday)
Великий четверг (также его называют Страстной четверг или Чистый четверг) — четверг Страстной недели, первый день Пасхальных торжеств (Пасхального триденствия). В этот день вспоминается Тайная Вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии — Святого Причастия.

19 апреля 2019 г — Великая Пятница (Holy Friday) обязательны: пост и воздержание.

20 апреля 2019 г — Великая Суббота (Holy Saturday)-конец Великого поста- рекомендуется:пост и воздержание.

21 апреля 2019 г- Католическая Пасха — Светлое Воскресение Христово (Easter)
Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи — зажигаются пасхальные свечи.
Центром Пасхального Торжества является воскресший Христос. Утром в Пасхальное воскресенье после торжественной утренней Мессы дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки — возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки.

21 апреля 2019 г- 27 апреля 2019г— Сплошная Светлая Пасхальная седмица — неделя после Пасхи. (Continuous Light Easter sedmitsa)
В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения в церквах, продолжаются уличные представления на религиозные темы.

22 апреля 2019 г — Пасхальный понедельник (Easter Monday)
празднуется в память о первом дне после воскресения Иисуса Христа.
В Библии повествуется о том, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам. Он разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин.
«…Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам».

Май

30 мая 2019 г — Вознесение Христово (Вознесение Господне)(Ascension of Jesus)
— вознесение Иисуса Христа на небо в присутствии учеников — апостолов из 12-ти — 40-й день после Пасхи.
После того, как Христос Воскрес, ученики Христа ощущали праздник. Все 40 дней Он иногда являлся им, то кому-то одному, то сразу всем вместе. Ученики видели, как Христос поднялся над землей, что было символом того, что при наступлении конца света, Он точно также вернется на землю, как отошел к Отцу. При своем Вознесении Христос обещал своим ученикам, что на десятый день спустится к ним как Утешитель от Бога-Отца в виде Святого Духа. Произойдет Единое явление Святой Троицы (Отца, Сына и Святого Духа).

30 мая 2019 г — День святой Жанны д’Арк (Feast of Saint Joan d’Arc)

31 мая 2019 г — Посещение Девой Марией Елизаветы(Visitatio Mariae)
Встреча Марии и Елизаветы, Посещение Марии— встреча Девы Марии и праведной Елизаветы, состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки (Лк.1:39-56). Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин». Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!»

Июнь

9 июня 2019 г — Пятидесятница (Сошествия Святого Духа)(Pentecost)
(сошествие Святого Духа на апостолов в виде языков пламени на 50-й день после Пасхи)
— 50-й день после Пасхи.
Через десять дней после Вознесения Господня сбылось обещание Господа Иисуса Христа, и к его ученикам-апостолам от Бога-Отца спустился Святой Дух в виде огненных языков. Тем самым ученики смогли овладеть всеми языками мира и смогли преподавать христианство по всей Земле.

11 июня 2019 г — День Святого Варнавы(Feast of Saint Barnabas)
Святой апостол Варнава принадлежит к лику святых семидесяти апостолов.

13 июня 2019 г — День Святого Антония (Feast of Saint Anthony)
Святой Антоний Падуанский (St. Anthony of Padua) — несомненно, один из самых любимых и широко почитаемых святых Католической церкви.

16 июня 2019 г — День Святой Троицы (Trinity Sunday)
С 14 века праздником Троицы в Католической Церкви стало называться первое воскресенье после Пятидесятницы. Троица в христианских представлениях — Бог, сущность которого едина, но Его бытие есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына — абсолютного Смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого — животворящего Начала. По католической доктрине, Третья ипостась исходит от Первой и Второй (по православной — от первой).

20 июня 2019 г — Пресвятое Тело и Кровь Христа (Corpus Christi)
Это сравнительно новый католический праздник, официально учрежденный в память установления Иисусом Христом таинства причащения (Евхаристии). Католическая Церковь рассматривает Евхаристию как священный дар, оставленный Христом Своей Церкви.

Ночь с 23 на 24 июня 2019 г— Иван Купала (Kupala Night)
Иван Купала — народный праздник летнего солнцестояния древнего происхождения.
Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20—22 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. С этим связано его национальное название в разных странах.
Издревле Иванов день праздновался в ночь с 23 на 24 июня практически по всей Европе. В эту ночь холмы и речные долины покрывались многочисленными огнями. В Славии, Германии, Скандинавии, Британии и Руси люди зажигали костры — «очи Света».
И, пока длится это святое и странное время, нужно многое успеть: перепрыгнуть через костер, омыться в живительных водах, собрать травы, которые только на Купалу и набираются особой целебной силы. А еще нужно прогнать через угли стадо, чтобы избавить скот от всех хворей. Самые отважные купальщики ходили в чащу на поиски цветка папоротника. Кто его добудет, тот без труда любой клад отыщет.

24 июня 2019 г — Рождество Святого Иоанна Крестителя(Sacred John the Baptist’s Christmas)
Праздник установлен в воспоминание событий, связанных с рождением Иоанна Крестителя, которые описаны в Евангелии от Луки (Лк.1:24-25, 57-68, 76, 80). По учению иудаизма, перед приходом Мессии должен явиться его предшественник — предтеча, которым в соответствии с пророчеством Малахии (Мал. 4:5) считается пророк Илия. В христианстве учение о провозвестнике Мессии — Иисуса Христа — связано с образом пророка Иоанна Крестителя, возобновившего и продолжившего служение Илии. Как повествует Евангелие, сам Иисус назвал Иоанна «Илией, которому должно прийти» (Мф. 11:14).
Отличительная черта Дня святого Иоанна — огни, костры, фейерверки, зажигаемые не только в деревнях, но и на площадях больших городов. Верующие ходят с факелами и на общие молебны в ближайшие часовни. Празднование Дня святого Иоанна продолжается несколько дней вплоть до Дня святого Петра и Павла (29 июня). Во Франции культ святого Иоанна распространен особенно широко: более тысячи церковных приходов считают его своим патроном.

28 июня 2019 г — Пресвятое Сердце Иисуса(Feast of the Sacred Heart of Jesus)
Праздник Святейшего Сердца Иисуса отмечается в пятницу, на 19-й день после Пятидесятницы и, соответственно, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых. Темой праздника является любовь Бога, явленная нам в сердце Его, благодарность за нее и дарованное спасение. Именно Иисус является источником искупленной и дающей искупление милосердной и целительной любви, которая помогает нам самим возрастать в любви к Христу, а через него и в любви ко всем ближним.

29 июня 2019 г — День святых апостолов Петра и Павла (Feast of Sacred Apostles Peter andPavel)
Апостолы Петр и Павел особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру.

29 июня 2019 г — Непорочное Сердце Девы Марии(Feast of the Pure Heart of Virgin Mary, Virgin Mary’s Pure Heart)(суббота, 20-й день по Пятидесятнице)

Июль

26 июля 2019 г — День святой Анны (Feast of Saint Anne)
Святая Анна (Saint Anne, также Ann или Anna, от еврейского Hannah) — в христианстве мать Богородицы,жена святого Иоакима (St. Joachim), родившая дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака.

Август

6 августа 2019 г — Преображение Господне (Transfiguration of Jesus)
В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть.
После этого Он возвел трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета — Моисей и Илия — явились Господу на горе и беседовали с Ним, а глас Бога Отца из светлого облака, осенившего гору, свидетельствовал о Божестве Христа.
Преображением на горе Фавор Господь Иисус Христос показал ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время Его грядущих страданий и Крестной смерти не поколебались в вере в Него — Единородного Сына Божия.

14 августа – Канун праздника Успения (Взятия на небо) Пресвятой Богородицы — рекомендуются: пост и воздержание.

15 августа 2019 г — Успение и Вознесение Девы Марии(Assumption of Mary)
Праздник основывается на истине, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба вместо останков был обнаружен букет роз. В 1950 году папа Пий XII особым декретом принял Догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар Марии. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией.

Сентябрь

8 сентября 2019 г — Рождество Пресвятой Богородицы(Feast of the Nativity of the Virgin Mary)
Праздник Рождества Божией Матери Девы Марии посвящен воспоминанию рождения Матери Иисуса Христа — Пресвятой Девы Марии.

14 сентября 2019 г — Воздвижение Креста Господня(Feasts of the Cross)
Праздник установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа. C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием.

29 сентября 2019 г – День святого Михаила (Feast of the Archangel Michael)
Праздник святого Михаила, отмечаемый в католической традиции 29 сентября, в средние века считался обязательным, но, начиная с 18 века, постепенно утратил свое торжественное значение.

Октябрь

7 октября 2019 г — День памяти Пресвятой Девы Марии Розарии.

14 октября 2019 г – (в Канаде)
28 ноября 2019 г – (в США) — День Благодарения (Thanksgiving Day)
День Благодарения — государственный праздник в США и Канаде, отмечается во второй понедельник октября в Канаде и в четвёртый четверг ноября в США. С этого дня начинается праздничный сезон, который включает в себя Рождество и продолжается до Нового года. День благодарения изначально был праздником выражения благодарности и признательности Богу, а равно семье и друзьям за материальное благосостояние и доброе отношение.

31 октября 2019 г – канун Дня Всех Святых — рекомендуются: пост и воздержание.
В ночь перед Днём Всех Святых отмечается Хэллоуин (Halloween, All Hallows’ Eve или All Saints’ Eve). Хэллоуин — современный праздник, восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии, история которого началась на территории современных Великобритании и Северной Ирландии. Главным символом праздника является так называемый Светильник Джека (англ. Jack-o’-lantern — Джек-Фонарь). Он представляет собой тыкву, на которой вырезано зловеще усмехающееся лицо; внутрь тыквы помещается зажжённая свеча. Традиция изготовления тыкв-светильников пошла от кельтского обычая создавать фонари, помогающие душам найти путь в чистилище.

Ноябрь

1 ноября 2019 г — День всех святых (All Saints’ Day)

2 ноября 2019 г — Родительский день. День поминовения усопших (All Souls’ Day)
Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших: 1 ноября День всех святых (All Saints’ Day) и 2 ноября День поминовения усопших (All Souls’ Day) следуют один за другим.
Праздник Всех святых был введен в начале VII папой Бонифацием IV, а позднее, в начале XI века был установлен День поминовения усопших, со временем они слились в один день — День поминовения святых и усопших.
Католическая Церковь считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но могут, находится в Чистилище, где Бог очищает их, спасенных, от последствий греха. Сократить срок пребывания в Чистилище могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих. Первый день католики проводят в храмах, участвуя в святых Мессах, а во второй день с самого утра отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями общей процессией. Там молятся, приводят в порядок могилы и оставляют горящие свечи. Праздник Христа-Царя завершает литургический год Римско-католической Церкви.

21 ноября 2019 г — Введение Богородицы во храм(Presentation of the Blessed Virgin Mary)
Христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом.

Декабрь

Адвент-(преддверие Рождества). Адвентом(лат. Adventus v пришествие) называется четырехнедельный период, предшествующий празднику Рождества Христова. Он начинается с воскресенья.Самой известной традицией Адвента, которая распространилась по всему миру, является венок Адвента. Обычно он делается из еловых ветвей, сплетённых в круг в которые вплетены четыре свечи, каждая из которых имеет свой символический духовный смысл.

1 декабря 2019 г — Первое воскресенье Адвента.В этот день зажигают первую свечу в венке Адвента — свечу Пророчества. Она символизирует ветхозаветные пророчества пришествия Спасителя.

4 декабря 2019 г- День святой Варвары (St. Varvara’s Day)
Святая великомученица Варвара была дочерью знатного язычника Диоскора, жила она с отцом в городе Илиополе Финикийском, в царствование Максимиана Галерия (305—311). Она рано лишилась матери и была окружена прислугой, среди которой было немало христиан. Приняв тайно христианство, она погибла в страшных муках, отданная своим отцом в руки палачей.

6 декабря 2019 г- День святого Николая (Saint Nicholas Day)
Рождественские праздники в Европе начинаются со дня святого Николая — 6 декабря. В этот день католики почитают память святого Николая, покровителя путешественников и детей.
Святой Николай был богатым человеком и заботился о бедных людях того времени. В этот день принято дарить подарки. В католических странах на праздник Святого Николая дети перед тем, как ложиться спать, ставят около кровати большие носки для подарков, в которые Святой Николай положит им подарки.

8 декабря 2019 г — Второе воскресенье Адвента. В этот день зажигают Свечу пророчества и вторую свечу в венке Адвента — Вифлеемскую свечу. Вифлеемская свеча представляет пришествие на землю Иисуса, Сына Божьего.
8 декабря 2019 г — День непорочного Зачатия Девы Марии(Immaculate Conception)
Согласно католическому вероучению, избранница Отца Небесного, была чистой от последствий первородного греха от рождения.

15 декабря 2019 г— Третье воскресенье Адвента. В этот день зажигают первые две свечи и присоединяют третью свечу — Свечу Пастухов. Свеча Пастухов означает пришествие Спасителя в сердца через веру в Его святое Слово.

22 декабря 2019 г— Четвертое воскресенье Адвента. В этот день зажигают первые три свечи и присоединяют последнюю — Ангельскую Свечу. Она означает последнее пришествие Спасителя во славе со всеми Ангелами

24 декабря 2019 г – Сочельник (Christmas Eve)
Обязательно воздержание, а также рекомендуется пост.
Строгий пост в рождественский сочельник не является обязательным, но принят в качестве благочестивой традиции во многих католических странах. Трапеза носит религиозный характер и очень торжественна. Перед самым началом застолья читают отрывок Евангелия от Св. Луки о Рождестве Христа и читают общую семейную молитву. Весь ритуал трапезы сочельника возглавляет отец семейства. В восточноевропейских странах существует обычай преломлять на этой трапезе облатки (рождественские хлебцы). После окончания семейной трапезы верующие направляются в церковь на богослужение навечерия Рождества.
Постящиеся в сочельник отказываются от пищи до первой звезды, когда пост заканчивается. Сама традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, но в уставе церкви она не записана. Разговляться принято сочивом (кутьёй) — зернами размоченной пшеницы с медом и фруктами — в соответствии с обычаем, когда готовящиеся к принятию крещения, намереваясь совершить его в Рождество Христово, готовились к таинству постом, а после крещения вкушали мёд — символ сладости духовных даров.

25 декабря 2019 г — Рождество Христово(Christmas)
Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого верующего. Во всех католических странах широко распространен обычай изготовления своеобразных яслей-вертепов. Этот обычай церковного происхождения, приписываемый святому Франциску из Ассизы. В католических храмах с XIII веке устраиваются небольшие ниши, в которых изображаются сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины.
Рождество — семейный праздник. В канун праздника, в сочельник, традиционная семейная трапеза состоит из постных блюд. Это рыба, овощи и фрукты, сладости. После появления первой звезды, в храмах начинаются торжественные богослужения, присутствие на которых для католиков обязательно. В первый день Рождества подается праздничная кормная пища — мясные блюда: свинина,индейка, гусь, ветчина. Изобилие на праздничном столе считается залогом благополучия в новом году. Повсюду принять дарить друг другу подарки.
Рождественские блюда.

26 декабря 2019 г- День святого Стефана (Feast of St. Stephen)
Первый христианский мученик, архидиакон Стефан (St. Stephen), был одним из семи апостолов, избранных апостолом Петром для помощи нищим и проповеди христианства. Он принял мученическую смерть (Стефана забили камнями).

27 декабря 2019 г — День апостола и евангелиста Иоанна (Feast of St. John the Evangelist)
Апостол Иоанн-автор одного из Евангелий Иисуса Христа и Откровения.

28 декабря 2019 г — День святых невинных младенцев Вифлеемских(Day of Sacred Innocent Babies Bethlehem)
— день воспоминания уничтожения по приказу царя Ирода всех младенцев, которые по возрасту могли быть Христом.

29 декабря 2019 г — Святое семейство (Sacred Family) — Дева Мария с младенцем Иисусом Христом и супругом Иосифом Обручником. День Святого семейства — в католической церкви праздник, отмечаемый в следующее воскресенье после Рождества Христова.

31 декабря 2019 г- День святого Сильвестра (Day of Sacred Silvestre)
Папа римский Сильвестр I родился в III веке в Риме в христианской семье. О жизни этого Святого проповедника известно очень мало, но одна легенда дошла до наших дней через многие века. Согласно этой древней легенде, в 314 году нашей эры, Святой Сильвестр изловил ветхозаветное чудовище — морского змея Левиафана.Сильвестр спас мир от библейской катастрофы.

Посты в католицизме

Пищевые предписания постов в католицизме существенно отличались от таковых в православии уже в прошлом, а с середины ХХ в. эти различия стали еще более резкими. Напомним, что первоначальным правилом христианского поста был полный отказ от пищи, чаще всего – до вечера. Далее, особенно в монастырях, к воздержанию от пищи добавились запреты на мясо, молоко и т. п. В православии сохранились в основном запреты на определенные (скоромные) виды пищи без указаний на количество трапез в день, а в католицизме сохранилась идея поста как полного воздержания от пищи до вечера.
Со временем древняя практика отказа от еды до вечера стала для многих католиков трудноисполнимой, поэтому уже в XIV в. эта единственная (вечерняя) трапеза была перенесена на дневное время. Впоследствии, чтобы дать людям слегка подкрепиться перед сном, была добавлена легкая трапеза вечером. Наконец позднее добавилась еще одна легкая трапеза – утром. Ограничения на виды вкушаемой пищи также с течением времени облегчались: если в Средние века в католицизме нормой было воздержание от мяса, молочной пищи и яиц, то в ХХ в. осталось лишь ограничение на мясо.
Таким образом, в католицизме различают два вида поста: 1) собственно пост, когда число приемов пищи в день ограничено тремя – одна полноценная трапеза, и две неполные (перекусы), без регламентации рода принимаемой пищи; при этом воду, чай и другие «ненасыщающие напитки» можно пить без ограничений; 2) воздержание, что означает воздержание в этот день от еды мяса. Иногда разделяют воздержание на полное, и частичное; в последнем случае допускается одно вкушение мяса в течение дня. Молоко, молочные продукты, яйца и, конечно, рыба отнесены в современном католицизме не к скоромной, а к постной пище.
Пост 1-го вида следует соблюдать с 14 лет и до конца жизни, а пост 2-го вида (то есть «воздержание») – с 21 года до 60 лет. При этом по различным причинам могут быть послабления или вообще освобождения от соблюдения поста.
До реформ 1966 г. в Римско-католической церкви действовал традиционный, довольно широкий перечень дней собственно постов, воздержаний или их сочетаний. В настоящее время это расписание соблюдается преимущественно католиками-традиционалистами.
Наиболее распространенная, особенно в Западной Европе и США, современная облегченная практика поста выглядит следующим образом: Пепельная среда – пост и воздержание; каждая пятница Великого поста – воздержание; Великая пятница – пост и воздержание. Кроме того, рекомендуется: Великая суббота – пост и воздержание; канун Рождества Христова (сочельник) – воздержание.
В странах Южной Америки, Польше и Литве нередко сохраняется более строгое отношение к посту. Кое-где, помимо воздержания от мяса, практикуется воздержание и от яиц, и от молочной пищи.
Особо выделим евхаристический пост, то есть воздержание от пищи перед принятием причастия. В прошлом приступать к причастию можно было только натощак, иногда после многочасового голодания. В середине XX в. продолжительность поста до причастия была сокращена до 3 ч, а с 1966 г. – до 1 ч. Употребление воды (и лекарств, кому они необходимы) при этом не ограничивается.
Как объясняют сами католики значительное ослабление пищевых ограничений в посты? Они утверждают, что пост не самоцель, а внешнее благочестие с серьезными ограничениями в питании не должно подменять собой подлинное исполнение заповедей Иисуса Христа. Поэтому основным элементом поста для современных католиков является постановление, которое каждый верующий дает себе перед его началом. Постановление может касаться ограничений в питании, сексе, делах и развлечениях, в старании совершать дела милосердия и благочестия при подлинном чувстве покаяния и искренней молитве.
Нельзя сказать, что католическая церковь стала совсем либеральной по отношению к питанию. Так, в 2008 г. итальянский теолог (богослов) Массимо Салани, признанный эксперт в сфере религиозного аспекта еды, обрушился с критикой на сеть «Макдональдс». Он заявил, что «фаст-фуд» («быстрая пища») попирает основы католицизма, ибо представляет собой «полное забвение сакрального (священного) подхода к принятию пищи. В этих богопротивных заведениях люди быстро утоляют свой голод, чтобы сразу же заняться чем-то другим, и таким образом уничтожается священное содержание совместной трапезы». На эту критику закусочных сетей «Макдоналдс» их владельцы заявили: «Фаст-фуд означает быстрый сервис, а не быстрое поедание пищи, так как посетителей никто не изгоняет».

© РИА Новости. Вадим Жернов

С Пепельной среды, которая в этом году приходится на 10 февраля, у католиков наступает время духовной и физической подготовки к «празднику праздников» – Воскресению Христову. И, несмотря на общий смысл, она у западных христиан сильно отличается от предпасхального поста православных, который начнется позже, 14 марта.

Пепельная среда

Пепельная среда традиционно начинает католический Великий пост. В этот день во всех соборах мира священники в знак смирения и покаяния совершают обряд «возложения пепла» – посыпают им головы верующих или чертят им на лбу крест. Это пепел сожженных пальмовых ветвей, сохраненных с прошлогоднего Пальмового (или Вербного) воскресенья – праздника Входа Господня в Иерусалим.

Этот обряд имеет ветхозаветные корни, но есть свидетельства, что еще в III веке его совершали в христианских церквях. А в день особого празднования в Римско-католической церкви он превратился приблизительно в X веке.

«Когда-то и на Западе Великий пост начинался с воскресенья. В храм торжественно входили кандидаты, готовящиеся к крещению на Пасху – ведь с древнейших времен эти сорок дней перед Пасхой были временем подготовки к восприятию новых членов Церкви, а крещение совершалось один раз в году, в пасхальную ночь. Но была и другая категория людей – те, кто за какие-то серьезные грехи были отлучены от церковного общения: за время Великого поста они должны были подготовиться к воссоединению с Церковью. И специально для них проводился обряд, который символизировал процесс их возвращения – в среду, за несколько дней до начала Четыредесятницы (Великого поста – ред.), епископ посыпал головы кающихся пеплом в знак их покаяния или рисовал им этим пеплом на лбу крест, который они не смывали до начала поста. Обряд этот был настолько ярким, зримым, символичным и привлекательным, что постепенно в западной традиции и стал началом Четыредесятницы «, – рассказал РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.

Символика сорока дней

По смыслу Пепельная среда должна наступать ровно за сорок дней до Пасхи, однако, если посчитать календарные дни, их окажется чуть больше. Все дело в том, что в католической церкви «в зачет» идет не все.

«Изначально сорок дней было числом условным: когда-то, в первые века христианства, пост длился всего две-три недели и даже меньше. Но и тогда он назывался именно Четыредесятницей в память о 40-дневном посте самого Христа. Цифра 40 вообще символична для христианства, и Церковь стремилась привести практику в соответствие с этим названием. И сегодня в католической церкви Великий пост все-таки длится ровно сорок дней – просто с древнейших времен и до сих пор воскресенья не являются постными днями в строгом смысле слова», – пояснил священник Кирилл Горбунов.

Воскресные дни католической Четыредесятницы приравниваются по своей значимости к великим праздникам и посвящены воспоминанию о важнейших событиях земной жизни Иисуса Христа: сорокадневном пребывании в пустыне, преображении, беседе с самарянкой, исцелении слепорожденного и воскрешении Лазаря.

Священное Триденствие

Завершается Четыредесятница у католиков так называемым Священным Пасхальным Триденствием – с вечера Великого (Страстного) четверга до Пасхи. Это уникальное литургическое последование, во время которого верующие как бы сами становятся участниками смерти и воскресения Христа.

«Страстной четверг – это воспоминание о Тайной Вечере и установлении таинства Евхаристии. Тогда Христос, омыв ноги ученикам, показал им на своем примере, как жить этим таинством, и этот обряд сегодня совершается в Великий четверг во всех католических храмах: епископ или священник омывает ноги 12-ти прихожанам.

В Страстную пятницу мы вспоминаем смерть Спасителя. В католической церкви это единственный день в году, когда не служится месса, причащаются только заранее освященными дарами, алтарь обнажен и открыта пустая дарохранительница – то есть зримо показывается отсутствие Бога среди людей.

Страстная суббота – день скорби и покоя, день отдохновения Бога от трудов, когда Христос покоится во горбе.

И, конечно, вершина Триденствия и всего церковного года – «матерь всех бдений», Великая Пасхальная ночь», – говорит католический священнослужитель.

Еще одна особенность Великого поста в латинской традиции – богослужение Крестного пути, когда верующие идут по храму процессией, как бы молитвенно сопровождая Спасителя в Его пути на Голгофу.

И что еще важно: в католической церкви перед началом Четыредесятницы каждый верующий дает себе некоторое «постановление». Этот «подвиг», который он принимает на себя, может касаться как ограничений в пище, так и отказа от развлечений, удобств, всего привычного комфорта. И конечно, все католики, начиная с 14 лет, обязаны воздерживаться от мясных блюд по пятницам, а с момента достижения совершеннолетия и до 60 лет – соблюдать строгий пост в Пепельную среду и Страстную пятницу. Во все остальные дни католическая церковь не накладывает ограничений на еду.

Пост, молитва, милостыня

«Когда мы говорим слово «пост», мы подчеркиваем лишь один из аспектов этого времени, причем, не всегда самый важный. Потому что существенной составной частью этого периода является не только, и даже не столько воздержание от пищи, но и молитва и милостыня. Великий пост – это не просто гастрономическое упражнение силы воли. Это добровольный отказ от каких-либо благ вообще – для того, чтобы разделить эти блага с другими людьми, теми, кто в них нуждается. И этот аспект Великого поста –добровольный отказ от благ ради восстановления справедливости – Церковь очень подчеркивает, особенно в последние десятилетия, когда весь мир охватило безразличие», – отметил Кирилл Горбунов.

«Пост – то самое время, когда мы просим Бога преодолеть это безразличие как по отношении к Нему, так и по отношению к нашим ближним, и, в каком-то смысле, по отношению к своей собственной судьбе и вечной жизни», – добавил он.

Конечно, российские католики, которые «живут в пространстве русской христианской культуры», кое-что позаимствовали и у православных. В частности, многие не только в отдельные дни, но и весь Великий пост ограничивают себя в еде, особенно мясной. Кроме того, в латинском церковном календаре появилось Прощеное воскресенье, хотя пост им и не начинается.

Православное вхождение в пост

Православные, в отличие от католиков, начинают подготовку к Великому посту загодя: в византийской традиции «Церковь смотрит на человека, как на существо духовно-телесное» и чтобы подготовить душу и тело к строгому посту, обязательному в православии, вхождение в Четыредесятницу занимает несколько недель, поясняет профессор Московской духовной академии и семинарии, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.

«Эти подготовительные недели содержат несколько воскресных воспоминаний – о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде и изгнании Адама из рая (Прощеное воскресение): для того чтобы связать с постом некоторое внутреннее целеполагание, не только ограничение в еде, тех или иных развлечениях и отвлечениях, но и поставить нравственную, духовно-аскетическую цель, которую человек с помощью Божией постарался бы достигнуть во время святой Четыредесятницы» – отметил он.

И хотя подготовка к посту – еще не пост, с точки зрения «пищевого устава» эти недели тоже имеют свои особенности.

«Если первая из них, начиная с Воскресенья о мытаре и фарисее, является «сплошной» то есть пост отменяется даже в среду и пятницу, то вслед за Воскресеньем о блудным сыне идет неделя обычная, то есть с постом в среду и пятницу. А неделя о Страшном суде, более знакомая нам как масленица или сырная неделя, – уже, по сути, полу-постная, когда запрещено есть мясо, от которого православные, соблюдающие Великий пост, воздерживаются не семь недель – с начала поста до Пасхи – а восемь» – продолжает Максим Козлов.

Два этапа Четыредесятницы

В этом году Великий пост у православных начнется 14 марта – с Чистого понедельника – и продлится до 30 апреля, а это не 40, а 49 дней. Впрочем, православная Четыредесятница, всегда проходит как бы в два этапа.

«В православной традиции, собственно Великим постом называются дни от Чистого понедельника, до пятницы, предшествующей воспоминанию Воскрешения Лазаря, когда на богослужении уже поют: «душеполезную совершившие (окончившие – ред.) Четыредесятницу» А последующие дни – Воскрешение Лазаря (Лазарева суббота), Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) и Страстная седмица – с точки зрения их содержания воспринимаются совершенно особенно: здесь личные аскетические усилия и память о собственных грехах должны уйти на второй план, растворится в воспоминаниях о том, что в этот период некогда происходило с нашим Спасителем. В эти девять дней христианин призывается день за днем, а в иных случаях час за часом прожить вместе с Ним, Божией Матерью и апостолами всю Страстную седмицу и предваряющие ее два праздничных дня» – поясняет богослов.

Не случайно все дни этой недели называются Великими.

В Великий четверг православные, как и католики, вспоминают Тайную Вечерю и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. Но обряд «умовения ног» совершается только в кафедральных соборах (где архиерей омывает ноги 12 священникам) и в некоторых монастырях. И в этот же день предстоятели поместных церквей освящают свежесваренное миро (в древней Церкви накануне Пасхи в Великую субботу совершались таинства Крещения и Миропомазания оглашенных, поэтому освящение мира происходит на литургии Великого четверга, поскольку в Страстную пятницу литургия не совершается).

На утрени Великой пятницы, которая сейчас совершается вечером в четверг, читаются 12 отрывков из всех четырех Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя. Около восьми часов утра совершается особенное последование Царских (Великих) часов с чтением ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых. А около трех часов дня (в евангельский «девятый час» – время смерти Спасителя) из алтаря торжественно выносят Плащаницу, символизирующую снятое с креста тело Иисуса Христа.

Великая суббота у православных посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса во гробе и сошествии Его во ад, которое завершило Его искупительную миссию и явилось пределом умаления (кеносиса) Христа и одновременно началом Его славы.

Великая суббота – единственная постная суббота в году и одновременно канун Светлого Воскресения, и в ее богослужении слышатся и скорбные, и праздничные мотивы. На утрени (совершаемой накануне вечером) Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма, подносят к открытым Царским вратам и возвращают на середину храма. А на литургии читают 15 ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе новозаветной Церкви. А после литургии совершается освящение пасхальных куличей – обычай унаследованный от древней Церкви, в которой после окончания субботней литургии молящиеся не расходились, ожидая пасхальную утреню в храме, и священники совершали благословение хлебов и раздавали их верующим для подкрепления.

Пассии

Одним из особых богослужений православного Великого поста – кстати, заимствованным, из латинского обряда – является чин пассии, во время которого читаются отрывки из Евангелия, повествующие о страданиях Христа.

Слово «пассия» происходит от латинского passio («страдание» или «страсть»). Пассиями издревле называли особые службы, составленные из песнопений Страстной седмицы и чтения отрывков их евангельских повествований о страданиях Спасителя.

В Русской церкви пассии появились в XVII веке на юго-западе: в 1702 году этот чин впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Сегодня в богослужебной практике РПЦ пассии принято совершать по вечерам в четыре воскресенья (2-е, 3-е, 4-е и 5-е) Великого поста.

Поминовение усопших

Еще одна особенность православной Четыредесятницы – сугубая молитва об усопших. В принципе, поясняет Максим Козлов, в византийской традиции каждая суббота года посвящена памяти умерших. Но Великим постом это поминовение «более акцентировано»

«Одна из этих суббот – перед мясопустным воскресеньем (началом масленицы) – называется Вселенской родительской, на ней мы поминаем всех «от века почивших православных христиан» Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста также посвящены поминовению усопших. Скорее всего, это связано с тем, что в это время литургии (на которых поминают и живых, и усопших – ред.) служатся только в субботние и воскресные дни, а в среду и пятницу совершаются так называемые литургии Преждеосвященных даров (на них верующих причащают Святыми Дарами, освященными на предыдущей литургии – ред.), и бескровная жертва за живых и усопших не приносится. Воскресный же день, в логике церковного Устава, вообще не является днем молитвы за усопших. Поэтому, естественно, выделяются субботние дни, на которых это поминовение и сосредотачивается» – поясняет православный священнослужитель.

И только 5-я суббота Великого поста выпадает из этой череды поминальных дней – в этот день, который называют еще Субботой акафиста (торжественного хвалебного песнопения – ред.) или Похвалой Богородицы, совершается праздничное богослужение, посвященное прославлению Божией Матери.

Торжество Православия

В первое воскресенье Великого поста православные отмечают праздник Торжества Православия – в воспоминание Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи.

Особый чин праздника сложился к XI веку, тогда же он был введен и в России. Во время службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями и утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место занимает и чин анафематствования тех, кто, по мнению Церкви, совершил тяжкие прегрешения перед православием.

Нет ничего необычного в том, что Торжество Православия приходится именно на Великий пост, продолжает профессор Московской духовной академии.

«Если мы вспомним, как понимали пост в первом тысячелетии существования христианской Церкви, то литургия – это всегда праздник, всегда некоторое освобождение и уменьшение поста. Она как бы отменяет или, как минимум, смягчает его, что, кстати, сохраняется и в нашем богослужебном Уставе: будние дни Четыредесятницы являются более строгими с точки зрения «пищевого устава» чем субботние и воскресные» – поясняет Максим Козлов.

Великопостное путешествие

«Длинная дорога до Пасхи» помимо Торжества Православия включает и другие праздники – преимущественно это воспоминание о тех или иных святых. Среди них – святитель Григорий Палама (2-е воскресенье Великого поста), преподобный Иоанн Лествичник (4-е воскресенье Великого поста),преподобная Мария Египетская (5-е воскресенье Великого поста). Третье воскресенье особое – Крестопоклонное, когда из церковного алтаря в центр храма выносится для поклонения распятие, чтобы напомнить о страданиях и смерти Спасителя и воодушевить и укрепить постящихся к продолжению поста.

«Память о тех или иных святых вошла в канон святой Четыредесятницы не сразу, и история их связи с конкретными воскресеньями не однозначна. Например, день памяти святителя Григория Паламы не мог появиться в богослужебном Уставе раньше XIV века, в котором он жил. А Торжество Православия вообще имеет самостоятельный смысл. Однако постепенно все они были объединены в общее шествие по Великому посту, и сегодня образ каждого святого, который в эти дни вспоминается, уже воспринимается как логическая смысловая часть этого единого целого. Например, покаяние Марии Египетской и «Лествица» (аскетическое сочинение Иоанна Лествичника, описывающее ступени добродетелей, по которым христианин должен восходить к духовному совершенству – ред.) – это две стороны постного делания: раскаяние в грехах и аскетическое усилие. А память Григория Паламы – это видение цели христианской жизни как стяжания Духа Святого, которое напоминает о подлинной цели поста, а не об относительном улучшении качества собственной земной жизни» – заключил протоиерей Максим Козлов.

РИА Новости

>Пепельная среда 2019: как начинается Великий пост у католиков

Пепельная среда 2019: церковные традиции

В римско-католической церкви на богослужении в первый день Великого поста проводят обряд,который символизирует покаяние и смирение,а также напоминает о бренности жизни человека,пишет ria.ru.

Обряд заключается в возложении пепла на голову верующих. Его проводят по-разному: священник может пеплом нарисовать крест на лбу католика,а может посыпать пепел на голову. Для обряда используют особый пепел: сжигают пальмовые ветви,которые хранились с праздника Вход Господень в Иерусалим.

Не все западные христиане исполняют этот обряд. Протестантская,англиканская и лютеранская церкви в Пепельную среду просто проводят особое богослужение.

Церковь католическая СС0

Великий пост у католиков: суть и традиции

Великий пост у католиков — время подготовки к Пасхе,период для покаяния. По-другому его называют Священной Четырехдесятницей,пишет cathmos.ru. Пост длится 40 дней до Пасхи(исключая воскресенья), то есть он начинается за 6 недель и 4 дня до Воскресения Христова.

По сути,пост в латинской традиции существует в двух категориях: это собственно пост и воздержание от мясной пищи.

  • Воздержание от мясной пищи — это запрет на употребление мяса. При этом можно есть яйца,молочные продукты,рыбу,использовать животные жиры для приготовления пищи.
  • Пост означает,что в день можно есть три раза,и только один из них — досыта.

Католическая церковь ССО

Католики в Пепельную среду прибегают к посту и воздержанию. Кроме того,каждую пятницу Великого поста западные христиане воздерживаются от мяса,а в Великую Пятницу соблюдают пост и воздержание,пишет catholic.ru. Это самая популярная практика поста в Западной Европе и Америке.

Кроме ограничений в еде,обязательные элементы поста у католиков — это молитва,покаяние и дела милосердия.