Потир и дискос

Символизм (от др. греч. symbolon — знак, символ) — это направление в искусстве (в литературе, живописи и др.), когда автор использует символы для обозначения идей, придаёт им символическое значение, которое абсолютно отличается от их буквального смысла.

Для выражения своих идей автор показывает не реальный мир, а использует силу слов и образов, создаваемых им.

«Жизнь и смерть», художник Густав Климт, (1908 – 1911)
Вместо того, чтобы чувствовать угрозу от смерти, люди на картине Климта, кажется, игнорируют её. Несмотря на всеобщий душевный негатив того времени, в этой картине художник изображает нотку надежды.
Известно, что в то время сам художник приближался к своей смерти, и, возможно, эта работа символизирует его собственное смирение с грядущим будущим.

Символизм в искусстве

Символизм возник в конце 19-го века во Франции и Бельгии.

Сначала символизм установился в литературе, философии и театре, потом он пришёл в музыку и изобразительное искусство.

Символизм переплетается с романтизмом (направление в искусстве, которому характерны свобода самовыражения, естественность и раскованность, изображение идеального мира, живописность природы и чувств).

В искусстве символизм появился как конфронтация реализму и импрессионизму, где акцент делался на реальности. Символизм изображал идеи через символы, подчёркивал смысл формы, линии и цвета. Это был протест против развития буржуазных идей, показывал тоску и человеческую жажду духовно раскрепоститься.

Символизм открыл новые, абстрактные средства выражения психологической правды, и показал, что за физическим миром существует другая реальность — духовная.

Символисты могут взять абстрактные понятия, такие как сны и видения, и придать этому форму.

Особенности символизма

Мастера этого стиля не пытаются построить свои работы на реализме, они отображают эмоции и чувства, идеи и субъективность. Их работы выражают их собственные идеологии, они верят, что способны раскрывать правду.

В своих работах символисты часто обсуждают такие темы:

  • оккультизм;
  • религиозная мистика;
  • мир снов;
  • извращение;
  • эротика;
  • меланхолия;
  • патология;
  • зло;
  • декаданс;
  • смерть.

Художники-символисты, также как и писатели и музыканты этого движения, стремились указать лишь нюансы и намёки в личных, наполовину заявленных, неясных упоминаниях.

Символизм дал возможность перехода мирового искусства от романтизма (начало 19-го в.) к модернизму (начало 20-го в.).

Русский символизм

В промежутке между 1886 и 1900 символизм преобладал в большинстве видов искусств Европы. Художник начала 20 века, который оказал сильнейшее влияние на русское изобразительное искусство этого направления — Михаил Александрович Врубель.

Картина «Демон (сидящий)», 1890 г., художник М. А. Врубель (1856 – 1910)

Символизм в русской литературе

В русской литературе, как течение, символизм продлился приблизительно до 1910 года.

В России символизм стал первым, и самым главным, модернистским течением в поэзии. У нас его принято делить на два этапа: по времени становления, и по манерам мировоззрения.

Представители символизма

Символисты в литературе

Примеры русских писателей и поэтов-символистов:

Примеры иностранных поэтов-символистов:

  • Поль Верлен (1844 — 1896);
  • Артюр Рембо (1854 — 1891);
  • Стефан Малларме (1842 — 1898);
  • Граф де Лотреамон (прозаик и поэт, 1846 — 1870).

Символисты в изобразительном искусстве

Примеры художников-символистов:

Символисты серебряного века

Серебряный век русской культуры — это фаза русской культуры с 1890 года до начала 1920-х. Принято считать, что литература этого времени уступает «золотому веку» (пушкинская эпоха), т. к. название было придумано по аналогии. Например:

Старшие символисты (ещё их называют «декаденты») — старшее поколение символистов конца XIX века. Например:

  • Д. Мережковский;
  • З. Гиппиус;
  • К. Бальмонт;
  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • А. Добролюбов;
  • Н. Минский;

Младшие символисты («младосимволисты») — младшее поколение символистов начала XX века.

  • А. Блок;
  • А. Белый;
  • С. Соловьёв;
  • Вяч. Ив. Иванов;
  • И. Анненский;
  • Ю. Балтрушайтис.

Также к этой эпохе причисляют некоторых художников того времени. Например:

Символизм в живописи

После того, как символизм был принят литературным миром, он появился и в работах молодого поколения художников, которые тоже отвергали условности натурализма.

Художники-символисты считали, что искусство не обязано отображать объективность, оно может показывать человеческие идеи и эмоции.

Они вернулись к Романтизму XIX века, когда ценность произведения было в воспроизведении эмоционального опыта у зрителя через композицию, цвет, линии и т. д.

«Глаз, как странный шар, направляется в бесконечность», художник Одилон Редон, 1882 г.

Символизм в музыке

Александр Скрябин (1871 — 1915) знаменит как гениальный русский пианист и композитор. Но не только. Его также помнят и по той магии, которая окутывала его в момент выступлений, представляя зрителю, казалось, весь мистицизм тайн Вселенной.

Он превращал аккорды в символы. Таким стал «прометеев» аккорд или «прометеевский» аккорд, который впоследствии использовался и другими композиторами.

Этот звуковой комплекс был абсолютно новаторским для того времени. Когда музыковеды говорят про его музыкальные творения, вспоминают такие слова, как: врата в авангардное мышление, мелодия-воздушность, хрустальность, стремление к звёздам и др.

Прометеев аккорд построен из звуков: фа-диез, си-диез, ми, ля-диез, ре-диез, соль-диез.

История символизма

Основоположником стал французский поэт Шарль Бодлер, когда в 1857 году опубликовал свой сборник стихотворений «Цветы зла» («Les Fleurs du mal»). Таким образом, направление началось с литературы.

Эта книга оказала огромное влияние и на других авторов. Притом суд посчитал книгу непристойной, оштрафовал Бодлера и заставил убрать из сборника несколько стихотворений.

Жан Мореас (французский поэт греческого происхождения, настоящее имя Иоаннес Пападиамантпулос) сыграл ведущую роль во французском символистском движении, опубликовав в сентябре 1886 года в литературном приложении французской газеты Le Figaro один из своих манифестов.

Жан Мореас не только впервые использовал название «символизм», но и описал его основные принципы (нового, на то время, направления).

Именно эта публикация помогла утвердить символизм как движение и заменить популярный в то время декаданс.

В том же 1886 году было основано периодическое издание Le Symboliste (Жаном Мореасом вместе с Густавом Каном и Полом Адамом), но долго оно не просуществовало.

В 1890-х годах символизм продолжил своё развитие с такими знаменитыми именами как: французские поэты Стефан Малларме, Артюр Рембо и Поль Верлен; бельгийский писатель Морис Метерлинк.

После символизм пленил и другие виды искусства, начиная с французского живописца Одилона Редона.

Акмеизм, футуризм и имажинизм

Акмеизм — модернистское течение русской поэзии, которое появилось в начале 20 века как ответ на максимализм символизма.

Ему характерны: ясность и чёткость образов, выразительность деталей, отрицание туманностей и др.

Футуризм — это авангардистское художественное направление начала 20 века, которое характеризуется почитанием будущего и отрицанием прошлого, отказом от реализма, для формирования собственного, нового стиля.

Имажинизм — авангардистское литературное направление 1920-х, существовало прежде всего в русской поэзии.

Главные особенности:

  • анархические мотивы;
  • применение метафоры для построения литературного образа;
  • использование шокирующих литературных приёмов;
  • сопоставлением несхожего («ресницы стучат как копыта»).

Литургическая чаша

Другие ответы на вопросы

  • В каком городе на территории России с неба шел ливень из монет, как оказалось монеты были выполнены из серебра. 6 букв
  • В какой борьбе нужны не только мышцы и сила, но также театральное искусство? 7 букв
  • Аристотель относил это к одной из первичных энергий человеческого тела, а Платон процессом движения 6 букв
  • Словом Кахве, от которого происходит слово кофе, арабы называли и кофе, и вино, и что-то еще. 6 букв
  • В 19 веке этот промышленный город с прилегающими окрестностями англичане прозвали Черным краем: сажа из заводских труб оседала везде. 9 букв
  • При извержении какого вулкана погибли города Геркуланум и Помпеи? 7 букв
  • Как называется одно из амплуа козла в бродячем ярмарочном цирке?Василий Песков описывал этот цирковой номер. Правда, он видел это в Индии, но говорят, что когда-то и у нас был такой цирковой номер и тем более в книге рекордов Гиннесса даже описан такой козел, или такой номер с козлом, на рогах которого сидела мартышка. 11 букв
  • Что означает знак градуса в древней символике 6 букв
  • Парадоксально, однако этот красивейший поделочный камень в древности использовали как сырье при производстве меди. 7 букв
  • Премия Белла, учрежденная в ее честь, присуждается молодым поэтам. жюри оценивает претендентов по одному-единственному стихотворению. 10 букв

Символичное место — Cat Statue

    • Туризм в Мальте
    • Отели Мальты
    • B&B/мини-отели в Мальте
    • Турпакеты в Мальту
    • Авиабилеты в Мальту
    • Рестораны Мальты
    • Развлечения Мальты
    • Форум путешественников о Мальте
    • Фото Мальты
    • Карта Мальты
    • Все отели Мальты
    • Спецпредложения отелей в Мальте
    • Горящие туры в Мальте
    • По типу отеля
        • Мальта: мотели
        • Хостелы: Мальта
        • Мальта: кемпинги
        • Лучшие семейные отели Слимы
        • Слима: отели бизнес-класса
        • Отели у пляжа: Слима
        • Слима: спа-курорты
        • Романтические отели Слимы
        • Отели класса «люкс» в Слиме
    • По классу отеля
        • Слима: 5-звездочные отели
        • Слима: 4-звездочные отели
        • Слима: 3-звездочные отели
    • По сети отелей
        • Отели InterContinental (IHG) Hotels в Мальте
        • Отели ST Hotels в Мальте
        • Отели AX Hotels в Мальте
        • Отели Corinthia в Мальте
        • Отели Marriott в Мальте
        • Отели Radisson в Мальте
    • Популярные удобства
        • Oтели с бассейном в Слиме
        • Отели в Слиме, где разрешено проживание домашних животных
        • Отели с бесплатной парковкой в Слиме
    • Популярные категории в Мальте
        • Спа-Отели в Слиме
        • Отели С Трансфером в Слиме
        • Современные Отели в Слиме
        • Отели Класса Люкс в Слиме
        • Тематические Отели в Слиме
        • Отели Все Включено в Слиме
        • Апарт-Отели в Слиме
        • Бутик-Отели в Слиме
        • Отели с балконами в Слиме
        • Отели Слимы с мини-кухней в номере
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — Cat Statue
        • Отели рядом — Valletta Ferry Services
        • Отели рядом — Captain Morgan Cruises
        • Отели рядом — Prestige Cabs Malta Private Tours
        • Отели рядом — Independence gardens
        • Отели рядом — Saint Patrick’s Church
        • Отели рядом — Parish Church of Jesus of Nazareth
        • Отели рядом — 3 Maltese Actors Statue
    • Аэропорты поблизости
        • (MLA) Аэропорт Лука: отели поблизости
    • Университеты поблизости
        • Отели рядом — ITIS Malta
        • Отели рядом — European Institute of Education
        • Отели рядом — University of Malta
    • Мальта: все рестораны
    • Рестораны поблизости Cat Statue
    • Популярные блюда
        • Мальта: Каре ягненка лучшего качества
        • Мальта: Тефтели лучшего качества
        • Мальта: Аранчини лучшего качества
        • Мальта: Тальятелле лучшего качества
        • Мальта: Тортеллини лучшего качества
        • Мальта: Тортеллони лучшего качества
        • Мальта: Меренга лучшего качества
        • Мальта: Краб лучшего качества
        • Мальта: Крем-брюле лучшего качества
        • Мальта: Французские блинчики (крепы) лучшего качества
        • Мальта: Начос лучшего качества
        • Мальта: Вафли лучшего качества
        • Мальта: Макарон лучшего качества
        • Мальта: Пикша лучшего качества
        • Мальта: Красный карри лучшего качества
    • Мальта: все развлечения
    • Cat Statue: развлечения поблизости.
        • Roman Baths
        • Saint Julian’s Tower
        • Dive Systems
        • Independence gardens
        • Ta’ Bajri Wine Bar
        • La Parrandera
        • Saint Patrick’s Church
        • Dive Malta Dive Centre
        • Plough and Anchor
        • Flyboard Malta
        • Concept Scuba Malta
        • Thai Sawadee Spa
        • San Girgor il-Kbir St. Gregory the Great
        • Parish Church of Our Lady of Mount Carmel
        • Nappa Bar
    • Мальта: Достопримечательности и культурные объекты
        • Мальта: Древние руины
        • Мальта: Архитектурные достопримечательности
        • Мальта: Поля сражений
        • Мальта: Кладбища
        • Мальта: Священные места и религиозные достопримечательности
        • Мальта: Правительственные здания
        • Мальта: Исторические достопримечательности
        • Мальта: Военные базы и объекты
        • Мальта: Смотровые площадки и башни
        • Мальта: Пирсы и пляжные променады
        • Мальта: Прогулки по живописной местности
        • Мальта: Арены и стадионы
        • Мальта: Фермы
        • Мальта: Ранчо
        • Мальта: Церкви и соборы
    • Популярные категории в Мальте
        • Мальта: Туры
            • Мальта: Обзорные экскурсии
            • Мальта: Туры по фабрикам
            • Мальта: Автобусные туры
            • Мальта: Водные виды спорта
            • Мальта: Наблюдение за дельфинами и китами
            • Мальта: Сплав на каяках и каноэ
            • Мальта: Серфинг, виндсерфинг и кайтсерфинг
            • Мальта: Экотуры
            • Мальта: Рыболовные туры и чартеры
            • Мальта: Туры по природным и заповедным зонам
            • Мальта: Культурные туры
            • Мальта: Вертолетные туры
            • Мальта: Обзорные городские туры с остановками
            • Мальта: Частные туры
            • Мальта: Самостоятельные туры и аренда
        • Мальта: Активный отдых на открытом воздухе
            • Мальта: Пляжи
            • Мальта: Маршруты для верховой езды
            • Мальта: Зоопарки
            • Мальта: Водные виды спорта
            • Мальта: Аренда лодок
            • Мальта: Наблюдение за дельфинами и китами
            • Мальта: Сплав на каяках и каноэ
            • Мальта: Туры на подводных лодках
            • Мальта: Серфинг, виндсерфинг и кайтсерфинг
            • Мальта: Туры с восхождением на горы
            • Мальта: Экотуры
            • Мальта: Рыболовные туры и чартеры
            • Мальта: Туры по природным и заповедным зонам
            • Мальта: Авиатуры
            • Мальта: Сафари
        • Мальта: Лодочные туры и водные виды спорта
            • Мальта: Лодочные туры
            • Мальта: Водные виды спорта
            • Мальта: Аренда лодок
            • Мальта: Наблюдение за дельфинами и китами
            • Мальта: Туры на скоростных моторных лодках
            • Мальта: Сплав на каяках и каноэ
            • Мальта: Парасейлинг и парапланеризм
            • Мальта: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
            • Мальта: Туры на подводных лодках
            • Мальта: Серфинг, виндсерфинг и кайтсерфинг
            • Мальта: Катание на водных лыжах и мотоциклах
            • Мальта: Рыболовные туры и чартеры
            • Мальта: Стоячий серфинг с веслом
        • Мальта: Ночная жизнь
            • Мальта: Бары и клубы
            • Мальта: Гей-клубы и бары
            • Мальта: Джаз-клубы и бары
            • Мальта: Караоке-бары
            • Мальта: Бары с пианистом
            • Мальта: Танцевальные клубы и дискотеки
            • Мальта: Кофейни
            • Мальта: Винные бары
            • Мальта: Туры с посещением баров, клубов и пабов
        • Мальта: Транспорт
            • Мальта: Паромы
            • Мальта: Такси и маршрутные автобусы
            • Мальта: Автобусные перевозки
        • Мальта: Покупки
            • Мальта: Художественные галереи
            • Мальта: Антикварные магазины
            • Мальта: Универмаги
            • Мальта: Блошиные и уличные рынки
            • Мальта: Торговые центры
            • Мальта: Магазины сувениров и деликатесов
            • Мальта: Показы мод и фэшн-туры
            • Мальта: Шопинг-туры
        • Мальта: Природа и парки
            • Мальта: Игровые площадки
            • Мальта: Пляжи
            • Мальта: Гроты и пещеры
            • Мальта: Сады
            • Мальта: Геологические образования
            • Мальта: Морские причалы
            • Мальта: Горы
            • Мальта: Национальные парки
            • Мальта: Природные и заповедные зоны
            • Мальта: Парки
            • Мальта: Маршруты для верховой езды
            • Мальта: Пешеходные маршруты
            • Мальта: Океанариумы
            • Мальта: Зоопарки
            • Мальта: Водоемы
        • Мальта: Спа и оздоровление
            • Мальта: Спа
            • Мальта: Оздоровительные/фитнес-клубы и тренажерные залы
            • Мальта: Хаммамы и турецкие бани
            • Мальта: Термальные спа-центры
            • Мальта: Йога и пилатес
        • Мальта: Музеи
            • Мальта: Художественные галереи
            • Мальта: Музеи искусств
            • Мальта: Исторические музеи
            • Мальта: Военные музеи
            • Мальта: Музеи естествознания
            • Мальта: Научные музеи
            • Мальта: Обсерватории и планетарии
            • Мальта: Специализированные музеи
        • Мальта: Развлечения и игры
            • Мальта: Игровые площадки
            • Мальта: Кинотеатры
            • Мальта: Казино
            • Мальта: Игровые и развлекательные центры
            • Мальта: Дорожки для верховой езды
            • Мальта: Боулинг
            • Мальта: Спортивные комплексы
            • Мальта: Эскейп-квесты
            • Мальта: Игра Scavenger hunt (Поиск сокровищ)
            • Мальта: Другие виды игр и развлечений
            • Мальта: Мини-гольф
            • Мальта: Художественные студии и гончарные мастерские
        • Мальта: Еда и напитки
            • Мальта: Винодельни и виноградники
            • Мальта: Пивные дегустации и туры
            • Мальта: Кофейные и чайные туры
            • Мальта: Кулинарные мастер-классы
            • Мальта: Гастрономические туры
            • Мальта: Винные туры и дегустации
            • Мальта: Винные бары
            • Мальта: Еда и напитки – другое
            • Мальта: Экскурсии по ликеро-водочным заводам
        • Мальта: Мастер-классы и семинары
            • Мальта: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
            • Мальта: Уроки и мастер-классы
            • Мальта: Кулинарные мастер-классы
            • Мальта: Художественные студии и гончарные мастерские
        • Мальта: Концерты и представления
            • Мальта: Джаз-клубы и бары
            • Мальта: Бары с пианистом
            • Мальта: Представления
            • Мальта: Театры
        • Мальта: Аквапарки и парки развлечений
            • Мальта: Тематические парки развлечений
            • Мальта: Аквапарки
        • Мальта: Казино и азартные игры
            • Мальта: Казино
            • Мальта: Дорожки для верховой езды
    • Что обычно ищут в Мальте
        • Приключения
        • Скрытые жемчужины
        • Подходит для любителей адреналина
        • Место для медового месяца
        • Подходит для детей
        • Подходит для больших групп
        • Подходит для дождливого дня
        • Бесплатный вход
        • Подходит для пар
        • Недорого
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры

Ответы на сканворд дня из «Одноклассников» номер 20281

20280 20282

  • на фото —
  • Советский артист и певец —
  • Автомашина из Японии —
  • на фото —
  • Совокупление, спаривание —
  • Резус из приматов —
  • Журнал фантастики —
  • Лекарств. цветок, похож. на ромашку —
  • Полная форма имени Ефим —
  • Каракульские овцы —
  • Археологическая культура —
  • Российский писатель —
  • Нож для щетины —
  • Японские цитры —
  • Оконечная часть рея —
  • Древняя столица Армении и кукушка —
  • на фото —
  • Сумка конника —
  • Клеймо на теле раба —
  • Парусное судно —
  • Река в Бразилии —
  • на фото —
  • Почтовая дорога на Руси —
  • Деньги из рук в руки —
  • Выкос —
  • Мелкие насекомые —
  • Силикат алюминия —
  • Боксёр-тяж —
  • Звездица на дискосе —
  • «… Гра» —
  • Вшитая цветная тесьма —
  • «… Мария» (молитва) —
  • Царь Иудейского царства —
  • Португальский футболист —
  • Древнегреческая буква «Т» —

комментарии, вопросы и ответы к сканворду дня:

СЛУЧКА ж. Действие по знач. глаг.: случить, случиться.

АРНИКА ж. Высокое травянистое растение семейства сложноцветных, используемое в фармакологии.

БРИТВА ж. 1. Инструмент для бритья. 2. перен. разг. Острый, меткий или язвительный язык кого-л.

НОК м. Оконечность всякого горизонтального или наклонного рангоутного дерева на судне.

САКВА ж. Небольшой мешок для овса и продуктов, предмет кавалерийского снаряжения.

СТИГМА ж. 1. Клеймо на теле раба или преступника (в Древней Греции).

СТИГМА ж. 1. Светочувствительный глазок у некоторых одноклеточных класса жгутиковых. 2. Отверстие, которым открывается на поверхности тела орган дыхания у членистоногих; дыхальце.

СТИГМА ж. 1. Кровавая язвочка или красное пятно на теле человека. 2. Общее название кожных заболеваний, обычно наблюдаемых при истерии.

КАРАВЕЛЛА ж. Морское парусное судно с высокими бортами, распространенное в странах Средиземноморья в XIII-XVII вв.

БАРЕТКИ мн. разг. Закрытые туфли на шнуровке или на пуговицах.

ТРАКТ м. устар. Большая проезжая дорога.

ТРАКТ м. Совокупность средств для передачи, перемещения чего-л.

ЛУГ м. Пространство земли, покрытое травянистой растительностью; сенокосное, пастбищное угодье.

СИЛЛИМАНИТ м. Минерал из класса силикатов, пригодный для получения огнеупорных и кислотоупорных материалов.

КАНТ м. 1. Многоголосная песня, распространенная в XVII-XVIII вв., исполняемая ансамблем певцов или хором без сопровождения, первоначально — на религиозные, с XVIII в. — на бытовые, лирические, военно-патриотические тексты.

ТАУ ж. нескл. Название буквы греческого алфавита.

Потир и дискос.

Такую же трехчастную форму, как и водосвятная чаша, имеет потир. – символ Евхаристической чаши которую держал в руках Христос и которая имеет важное значение в Таинстве Евхаристии. Если через Крещение человек входит в Церковь Христову, то через Святое Причастие Тела и Крови Христовых происходит очищение его греховного естества. Следовательно, потир есть символом всей Церкви образующей Тело Христово. Его трехчастное строение символизирует также трехчастную Церковь Христову: верхняя чаша как символ Церкви Небесной — Торжествующей, нижний поддон, имеющий так же форму чаши, но более плоский как символ Церкви Земной – Воинствующей и пространство Ангельских Сил славящих Бога и служащих по воле Божией человеку. Потиры изготовлялись из различных материалов: дерева, олова, меди, серебра и золота. Использовались и различные техники для их украшения: чеканка, чернь, финифть.

Рисунок 32. Потир. Сардоникс, позолоченное серебро, перегородчатая эмаль, жемчуг. Высота 22,4 см. 10 в. Венеция, Прокуратория ди Сан-Марко. Близость памятника Лимбургской Ставротеке и надпись на основании «Господи, помоги Роману, православному императору (деспоту)» позволяют датировать его 10 в., правлением Романа I или II. Обкладка верхней части сардониксовой чаши украшена 15 пластинами перегородчатой эмали. Первоначальный порядок в их распределении нарушен; образы Христа и Предтечи должны были быть диаметрально противоположны образам Богоматери и двух Архангелов по сторонам Её. Между этими двумя группами персонажей располагались эмали с изображением Петра и Павла, четырёх Евангелистов и четырёх Отцов церкви.

Изображенные на Потирах орнаменты и иконописные изображения раскрывали богословский смысл Таинства Евхаристии смысл следующим образом: на верхней чаше, вмещающей причастие и символизирующей Торжествующую Церковь Небесную, помещается изображение Спасителя (поясное на Убрусе), Распятие, Воскресение Христово, Деисусный Чин как символ всей Небесной Церкви и так же произнесенные на Тайной Вечери слова Господа Нашего Иисуса Христа. На нижнем поддоне, который иногда имеет восьми или четырехчастное деление в форме розетки, имеется растительный орнамент, а иногда покрывается чеканным рисунком – символом молитвенного пламени, обращенного к Господу. Четырехчастное деление поддона есть символ соборности Земной Церкви просвещенной четырьмя Евангелистами. Восьмичастное деление поддона определено символом числа восемь — образом восьмиконечной звезды на мафории пресвятой Богородицы. Средняя часть Потира, имеющая название стояна с «яблоком», иногда украшается образами херувимов (примером чему может служить Потир 1686 года из Успенского Собора во Владимире) или драгоценными камнями (изумруды, рубины и др.), имеющие свое числовое (4, 6, 8, 12) и символическое толкование. Красный цвет рубина есть символом Жертвы Христовой и Пасхи, а зеленый цвет изумруда (ясписа) – символ Спасителя, как «Божественное естество вечноцветущее, живоносное и питающее всех…».

Рисунок 33. Евхаристическое блюдо или дискос. Алебастр, золото, серебро, перегородчатая эмаль, хрусталь, жемчуг. Диаметр 34 см. 11 в. Венеция, Сан-Марко. В центральном медальоне в технике перегородчатой эмали изображён Христос Пантократор. Евхаристическое назначение блюда выражено обрамляющей его круговой надписью: «Приимите, ядите, сие есть Тело Моё» (Мф 26, 26). .

Евхаристические блюда или же дискосы, так же как и потиры, нередко создавались из драгоценных металлов, украшались жемчугом и драгоценными камнями, а так же декорировались священными изображениями Евхаристической тематики.

Крест.

Крестная Жертва Христова яркое свидетельство Всеблагой любви Отца к людям, даровавшим им Животворящий Крест как непобедимое орудие против зла, символ вечного спасения и символ личностного выбора в следовании за Христом по пути жертвенной любви к ближнему своему и борьбы со злом.

Рисунок 34. Крест с образами Константина, Елены и четырёх пророков. Золото, перегородчатая эмаль. 7 х 6 см. 11 в. Тбилиси, Художественный музей. Пластина происходит из грузинского монастыря Гелати, была вмонтирована в Хахульский триптих. Четырёхконечный крест имеет форму квадрифолия с дисковидными расширениями на концах и средокрестии. На них изображены свв. Константин и Елена по сторонам обретённого крестного древа (в центре), пророки Исайя, Илия, Елисей, Даниил (на концах). Прямые аналогии этому памятнику неизвестны.

Есть кресты: нательные, наперсные, напрестольные, процессионные и киотные.

Нательный крест носит в обязательном порядке каждый христианин как символ верности избранному пути, силы и свидетельства Спасительной Жертвы Христовой. Материал для их изготовления разнообразный: дерево, медь, олово, бронза, камень в металлической оправе с накладным изображением распятия (малахит, янтарь были популярны в 16-17 вв.), серебро и золото. Классическая форма: четырехконечный крест с помещенным внутрь восьмиконечным Крестом с Распятием Христовым. На обратной стороне, украшенной растительным орнаментом надпись: «Иисус Христос» или же «Кресту Твоему поклоняемся Владыко…», «Крест хранитель всея Вселенныя». Исходящее от средокрестия сияние в образе лучей – образ Славы Господней и стилизированный символ ветвей Древа Жизни.

Наперсные кресты имеют право носить на груди священнослужители, облеченные во Христа благодатию Духа Святого, который в День Пятидесятницы снизошел на Апостолов. Таким образом, этот тип креста есть символом созидательной Апостольской Церкви, которая получила свое начало от Крестной Жертвы Иисуса Христа и Его Воскресения. В Византии, а в последствии и в Древней Руси, были популярны наперсные двустворчатые кресты-мощевики, в которых помещались частицы Креста Господня и частицы мощей Святых угодников Божьих. В Древней Руси правом ношения наперсных крестов-мощевиков пользовались так же князья и представители родового боярского сословия. Кресты передавались по наследству от отца к сыну и считались семейной реликвией. Ярким образцом тому может служить фамильный крест-мощевик династии Романовых, который, наконец, вернулся на Родину и находится как святыня во Введенском женском монастыре г. Санкт-Петербург. Аналогичную функцию крестов-мощевиков выполняют нательные иконки (энколпионы), в которых так же могут храниться реликвии.

Рисунок 35. Энколпион со свв. Георгием и Димитрием. Лондон, Британский музей. Золото, перегородчатая эмаль. Диаметр 3,8 см. Около 1200 г. Фессалоника (?). Лондон, Британский музей. Редкий пример драгоценного энколпиона (нательной иконы), возможно, некогда хранившего реликвии св. Димитрия Солунского. С лица, на внешней поверхности 4-угольной крышечки энколпиона показан лежащий в гробнице св. Димитрий, в ранневизантийских патрицианских одеждах, и над ним горящая лампада. Тот же образ повторен под крышечкой, на внутренней поверхности энколпиона, но уже чеканным способом. Обратную сторону энколпиона занимает погрудное изображение св. Георгий, в воинских доспехах и мечом в руке. Сохранившаяся по внешнему краю оправы грузинская надпись относится к 17 в., когда энколпион использовался как реликварий Истинного Древа царицей Грузии св. Кетеван.

Наиболее распространенной формой крестов-энколпионов был четырехчастный Крест с Распятием в центре и круглыми медальонами на концах, в которых традиционно помещали изображения Архангелов, Св. Апостолов и Угодников Божьих. В каждом регионе Киевской Руси сформируется местная иконографическая традиция и иконографический сюжет. На Киевских крестах обычно встречаются изображения Богородицы — Оранты и пророка Илии, а на крестах Новгородских изображение Богородицы – Знамение. Кресты 14-16 вв. изобилуют образами Архистратига Михаила, воинов-мучеников Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца, св. Николая Чудотворца, пр. Сергия Радонежского.

Напрестольные Кресты в киеворусской традиции имели восьмиконечную форму и выполнялись из различных материалов, как-то: резные из дерева (иногда обложенные серебряной и золоченой басмой), из кости, перламутра. Под влиянием Ренессансных и Барочных традиций в период 16-17 вв. кресты украшают жемчугом и драгоценными камнями, образующими нимб (асист) вокруг головы Богородицы или Иисуса Христа, а так же на перекрестье и концах Креста.

Выносящиеся в период богослужения запрестольные или же процессионные кресты изготовлялись из метала, и предназначались для выноса на литийные богослужения, которые совершались вне стен храмов с участием духовенства и мирян. Процессионные кресты так же могли использоваться в обряде Малого Входа и на утренних богослужениях в городских соборных храмах. В некоторых монастырях существует традиция устанавливать процессионные кресты на поминальных богослужениях.

Рисунок 36. Крест. Бронза, чернь.75 х 44 см.10 в.Константинополь (?) Афины, музей Каннелопулос. Обе стороны тонкого бронзового креста украшены орнаментальными гравировками. На средокрестии укреплён синий эмалевый медальон с изображением равноконечного креста. В нижней части горизонтальных ветвей отверстия для несохранившхся подвесок. На верхней ветви вертикальная надпись «святой Пётр Илии(?)», возможно, указывающая на храм, в собственности которого находился крест.