Прагматичные отношения

Прагматическая вера

Прагматическая вера представляет собой определенную научную гипотезу, стройные логические и эмпирические доказательства которой отсутствуют. Таковыми являются, например, все математические аксиомы: о не пересекающихся параллельных прямых, о треугольнике, сумма внутренних углов которого равна двум прямым. На этих постулатах была построена геометрия Евклида.

Прагматическая вера сопутствует человеку в его обыденной жизни. Человек верит в целительное искусство врача. В этом случае вера покоится на нашем (человеческом) признании умения врача бороться с болезнью.

Сущность знания

3.1. Что такое знание?

Знание, являясь продуктом познавательного процесса, определяется социокультурным контекстом и личностью ученого, которая необходимо накладывает на него свой отпечаток. Предварительно его можно определить как совокупность сведений о какой-либо области жизни (науке, искусстве, философии).


В историко-философской традиции существовало множество определений понятия «знание». Так, знание можно интерпретировать как «…переживание, которое сравнивается субъектом с другими переживаниями и объектом которого является само сравниваемое переживание. На основании этого он делает вывод о непосредственном познании объекта из-за присутствия в знании вещи в оригинале…». Однако, К. Поппер выделяет уже два основных, с его точки зрения, понятия знания. Во-первых, знание им понимается как «состояние сознания», т.е. личные приоритеты и установки ученого в процессе исследования. Во-вторых, он выделяет знание как «объективное содержание мышления», результатом которого являются некие эмпирически верифицируемые результаты. Знание во втором его смысле уже не зависит от веры в него, дистанцировано от субъекта познавательного процесса.

Сама возможность теории познания коренится в существовании познавательной деятельности человека, стремлении человека познавать окружающую действительность. Из этого следует, что понятие знания необ-ходимым образом должно включать в себя как объек-тивный, так и субъективный контексты, что говорит о необходимости обоснования эвристичности знания, именуемого «состоянием сознания», подтверждает его связь с верой .

Знание лежит в основе многих областей человеческой деятельности, из чего следует, что невозможно дать понятию «знание» единственное определение. Знание, которым обладает лишь малая часть общества (научное знание), есть доля того, что считается знанием. Преобладают знания повседневные, дотеоретические, массовые, большая часть которых имеет социальное происхождение (передается нам в ходе обучения, общения, совместной деятельности) и без которых невозможно выработать знание теоретическое.

Виды знания

Научное знание

В настоящее время научные дисциплины принято подразделять на три большие группы: естественные, общественные и технические. Отрасли науки различаются по своим предметам и методам. В то же время резкой грани между ними нет и ряд научных дисциплин занимает промежуточное междисциплинарное положение, например, биотехнология, радиогеология.

Науки подразделяют на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки познанием законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы изучаются в «чистом виде», поэтому фундаментальные науки иногда называют чистыми науками.

Цель прикладных наук — применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем.

Создание теоретического задела для прикладных наук обусловливает, как правило, опережающее развитие фундаментальных наук по сравнению с прикладными. В современном обществе, в развитых индустриальных странах ведущее место принадлежит именно теоретическому, фундаментальному знанию, и роль его все время повышается. В цикле «фундаментальные исследования — разработки — внедрение» — установка на сокращение сроков движения.

Обыденное знание

В то время как научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий, обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия.

Прогресс науки в ХХ в. поставил популяризацию научных знаний на новый уровень. Главная проблема здесь – доступность этих знаний для неспециалистов, ибо, как оказалось, более совершенная наука не становится тем самым и более доступной и лишь частично может быть усвоенной через те или иные популярные формы подачи, особенно в абстрактно-теоретических областях. «Всякий, кому хоть раз приходилось популярно излагать какую-нибудь абстрактную научную тему,- писал А. Энштейн — знает, как это трудно. Изложение можно сделать понятным, обойдя существо проблемы и предлагая вниманию читателя лишь ее поверхностные аспекты или смутные намеки. При этом читатель будет введен в заблуждение, ибо у него создается обманчивое впечатление, что он все понял. Можно поступить иначе и написать с полным знанием дела обзор проблемы, но так, что изложение будет недоступно неподготовленному читателю… Если из современной научно-популярной литературы выбросить работы, относящиеся к этим двум категориям, то от нее останется удивительно мало».

В настоящее время можно зафиксировать две наиболее характерные позиции. Одна из них: научные проблемы и гипотезы имеют такие аналоги, с помощью которых возможен, хотя и не в полной мере, их перевод на язык неспециального знания. Другая: популярное знание всегда лишь иллюзия приобщения к научному знанию, лишь суррогат последнего. Специальные исследования свидетельствуют скорее в пользу первой точки зрения.

Вернуться на главную страницу…

Поиск по нашему сайту:

sdamzavas.net — 2020 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи…

Прагматизм

Основоположником прагматизма считается Ч. С. Пирс (1839-1914). Прагматизм (от греч. прагма – дело) утверждает, что философия должна иметь практическую направленность. Принципы прагматизма изложены в работах: «Как сделать наши идеи ясными» и «Закрепление убеждения (иногда переводят «верования»)».

С известной долей условности, можно утверждать, что прагматизм опирается на идею веры (убеждения). Вера – результат различных действий и сопутствующих им привычек. Осознание этих привычек и есть вера. Если разные веры приводят к одним и темже действиям то такое различие считается чисто внешним. Например, с этой точки зрения идеология германского национал–социализма ни чем не отличается от советского интернационального социализма, так как и та и другая привела к массовой гибели людей. Этот «американский» прагматизм справедливо раздражает большенство рассиян потерявших близких во второй мировой войне. Хотя и их критерии социальнах действий понятны.

В философии Сократа, утверждавшего: «я знаю, что ничего не знаю», в метафизике Р. Декарта и др., незаменимую роль играл принцип сомнения. Сомнение разрушает веру, поэтому прагматизм видит цель человека в освобождении от сомнения достижением веры. «Деятельность мысли возбуждается сомнением, и прекращается, когда верование достигнуто, таким образом, достижение верования есть единственная функция мысли».

Исторически сложившимся методам формирования и закрепления веры как духовной способности — «методу упорства» и «методу авторитета» — прагматизм противопоставляет «методологию науки». Первый метод предпологает отсутствие самокритики, неприятие критики со стороны и «спокойная вера» в собственные взгляды. Второй, опирается на авторитет семьи, церкви, государства и пр. Преимущество методологии науки в способности объяснять и предсказывать объективную рельность. Будучи потребителями системы образования мы усваиваем не факты и процессы той или иной сферы реальности – они быстро устаревают – а методы: описания, наблюдения, измерения, эксперимента, сравнения, анализа, синтеза, логического вывода и пр. Сейчас это называют «компетенциями».

Эту роль образования особенно подчеркивал Дж. Дьюи (1859-1952). Цель современного знания – приспособление человека к среде, критерий – успешная деятельность в выбранной сфере. Его концепция получила название «инструментализма» .

Экзистенциализм

Исходным пунктом экзитенцфилософии является философия С. Кьеркегора (1813-1855).

Экзистенциализм (фр. existentialism от лат. existential — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию» (личность), человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти или другого глубокого переживания. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

Основными понятиями такой философии были и остаются понятия «свободы», «личности», «выбора». Например, С. Кьеркегор настаивал, что ответом на «разбитое» и бессмысленное бытие мира должны быть страх и отчаяние, приближающее к Богу. Ж.. П. Сартр (1905-1980) утверждал, что отвращение к неразумному, вещественному, детерминированному, естественному, к привязанности к жизни является повивальной бабкой (условием) свободы. А. Камю (1913-1960) определял жизнь человека как «абсурд» из-за ее бессмысленности и безнадежности. Наш соотечественник Н. А. Бердяев (1874-1948) видел смысл жизни и свободу в творчестве.

Определение прагматичности и прагматичного человека

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что значит прагматичный человек. Вы узнаете, каковы характерные проявления такой личности. Выясните, что представляет собой прагматизм. Узнаете, каковы минусы данного состояния. Поговорим о том, как можно его развить в себе.

Определение прагматичности

Значение слова подразумевает предрасположенность к следованию узким, практическим интересам, поиску выгоды для себя, выстраивание линии поведения, поиск полезных приобретений, ценных результатов. Суть в формировании четких целей и поиске вариантов их достижения, а также реализации. Прагматичным индивидам свойственно здравомыслие и благоразумие.

Нередко прагматичность рассматривают, как отрицательную черту характера. Некоторые люди убеждены в том, что у человека она свидетельствует о наличии цинизма и меркантильности. Дело в том, что прагматики умело игнорируют все, что мешает в процессе реализации их плана, распределяют все свое время по минутам. А если рассматривать меркантильность, то для прагматичного человека не характерно наличие расчетливости и мелочности.

Кто такие прагматики

Прагматичный человек — это индивид, у которого суждения, в первую очередь, основываются на практике. Такая личность определяет перед собой четкую цель, делает все, чтоб ее достичь, спокойно решая любые проблемы, появляющиеся на жизненном пути. Такой человек не станет думать о прошлом, больше будет планировать.

Такие люди:

  • ответственные;
  • исполнительные;
  • обязательные;
  • требовательно относятся к другим и к себе тоже.

Существует ряд качеств, которые описывают прагматика.

  1. Любое событие, поступок или предмет оценивается с точки зрения выгоды. Такой индивид не задумывается о том, насколько красиво выглядит его наряд, главное, чтоб он был удобным.
  2. Нацеленность на результат. Такому человеку будет сложно понять потребность других людей в хобби, которое не имеет дохода.
  3. Прагматичные женщины являются отличными хозяйками, создают чистоту и уют.
  4. Наслаждаются маленькими радостями, ценят домашний комфорт, не видят смысла в роскоши.
  5. Может иметь место тяга к искусству, однако, преклонение ему отсутствует.
  6. Прагматики не являются эмоциональными людьми, и они не станут строить воздушные замки, романтические образы.
  7. Такие индивиды живут в реальном мире, им известно, как обрести желаемое.
  8. Такие люди ответственны и инициативны, могут придумать что-то новое и воплотить это в жизнь. Среди ученых встречается много прагматиков. Данное качество не только не препятствует открытиям, но и способствует им.
  9. Дисциплинированность, потребности выполнять все дела до конца.

У окружения прагматика могут возникнуть негативные чувства по отношению к нему. Это происходит по ряду причин:

  • прагматик выглядит циничным, он считает, что все можно купить и продать, а это указывает на его бесчувственность;
  • он никому не доверяет, поступки и слова других людей всегда ставит под сомнение, у такой личности нет авторитета;
  • прагматики ведут себя эгоистично.

Как стать прагматичным человеком

Чтоб стать прагматиком, научитесь ставить цели и достигать их, несмотря ни на что

  1. Поставьте перед собой цель. Все время тратьте на ее обдумывание.
  2. Продумайте, какими способами можно добиться результатов, какие «инструменты» будут самыми подходящими.
  3. Планируйте в перспективе. Прагматичные люди не являются мечтателями, потому как всегда задумываются над тем, как любую затею воплотить в реальность. Даже если возникает такое чувство, что какие-то Ваши планы нельзя реализовать, возможно, их нужно немного подкорректировать, трансформировать в что-то осуществимое.
  4. Если начинаете какое-то дело, не бросайте его недоделанным, каким бы сложным оно для Вас не казалась. Однажды поборов и пройдя этот нелегкий путь, решив трудную задачу, у Вас возникнет больше уверенность в себе.
  5. Нужно научиться мыслить стратегически. Попытайтесь вспомнить все свои желания, которые так и остались нереализованными. Выберите из данных событий самое значимое для Вас, продумайте, как воплотить его в жизнь. В частности, нужно продумать, не понадобится ли помощь со стороны, нужны ли будут какие-то финансовые затраты. Определитесь с тем, что может затруднить процесс достижения цели.
  6. Научитесь планировать сначала на неделю вперед, потом на месяц, на год. Так Вы научитесь определять, что ждет в конце проделанного пути. Кроме того, имея четкий распорядок своих задач, человек больше успевает, у него появляется время на совершение дел, которые давно ждали своего часа.
  7. Нужно научиться строить логические цепочки. При этом необходимо составить список желаний, выбрать одно, написать ориентировочный план, который позволит его достичь.

Преступая к созданию какой-то жизненной цели, необходимо придерживаться определенной последовательности действий.

  1. Определяемся с четкой целью.
  2. Рассчитываем нужные деньги, время и другие затраты, необходимые для достижения цели, а также возможные препятствия.
  3. Составляем четкий план для реализации задумки, начинаем выполнять все поэтапно, в соответствии с пунктами плана.
  4. Не переходим на новый этап, пока не будет завершен предыдущий.

Теперь Вы знаете определение прагматичности простыми словами. Человек должен понимать, что важно регулярно строить планы, даже для ситуаций, которые кажутся фантастическими и недостижимыми. Если человеком будут строиться определенные планы, ставятся задачи, это позволит достичь личностного развития, ведь появится серьезный стимул.

Прагматизм — это хорошо или плохо?

Мы часто слышим это слово в обычной жизни, бизнесе и политике. Может показаться, что «прагматизм» — это одно из самых популярных понятий нашего времени. Какой смысл подразумевают люди, когда говорят о ком-то, что он прагматик, или дают кому-то определение «прагматичный»? Попробуем разобраться.

Фото: tate.zone

Прагматизм: что это

Прагматизм — это качество человеческой личности. Оно означает, что человек, им наделенный, склонен во всем искать выгоды и пользу. На первом месте для такого индивидуума всегда стоят сугубо практические интересы.

Прагматик — это человек, который следует за разумом, а не за чувствами. Прежде всего он определяет, что ему вредно или полезно. Во вторую очередь такому человеку интересны и важны понятия «приятное» или «неприятное». Прагматичность выражается в том, что необходимо ко всему вокруг относиться с холодным расчетом, оставив эмоции в стороне.

Считается, что прагматизм более характерен для мужской половины человечества. Правда, количество женщин, которые стали президентами и премьер-министрами (в последние десятилетия) в ведущих странах мира заставляет в этом усомниться. То же самое можно сказать и о ведущих транснациональных корпорациях, в руководстве которых все чаще встречается слабый пол.

Фото: bpic.588ku.com

Прагматизм — это нацеленность на результат. Здесь важно следующее:

  1. Мышление должно быть благоразумным и здравым.
  2. Для прагматика главное не то, кто подал ту или иную идею, а насколько она хорошо воплощается в реальность.
  3. Считается, что главная мера успеха в прагматизме — материальная составляющая, а не моральная.

Прагматик всегда может уколоть романтика тем, что мечтать, конечно, не вредно, но и на хлеб надо масло намазывать каждый день. Мир прагматизма — это суровая реальность, в которой нужно твердо стоять на ногах. Здесь нет места фантазиям и иллюзиям.

Одно из главных правил прагматизма можно сформулировать так: «Сначала яд, потом нектар». Это значит, что прежде, чем достигнуть успеха, придется получить свою порцию обид и неудач, пережить череду ошибок и поражений. Но это выгодное вложение.

Прагматизм подразумевает, что договариваться и общаться можно со всеми и всегда. Главное — найти общий интерес.

Прагматизм: философия кратко

О прагматизме как одной из черт человека задумывались философы в Древней Греции. Свои ценные идеи по этому поводу оставил Сократ, Аристотель и другие отцы мудрости, рассуждая о том, что такое польза и прагматизм в действиях человека, государства, во всем мироустройстве.

В современной философии течение прагматизма сформировалось довольно поздно, в позапрошлом веке. Неудивительно, что первыми в этом стали американцы. США — одна из самых прагматичных стран мира, так сложилось исторически.

Американские философы-прагматики считали, что европейский идеализм уж слишком отрывается от реальной жизни. Самые известные из них так объясняли понятие «прагматизм»:

  • Чарльз Пирс.

Математик и логик Чарльз Пирс говорил, что прагматизмом являются такие действия с тем или иным объектом, которые позволяют получить практический результат.

Эта формула стала известна в истории как «принцип Пирса». У философа из США появились последователи.

  • Уильям Джеймс.

Уильям Джеймс даже создал свое особое направление, получившее название «радикальный эмпиризм».

Прежде всего, в исследовании жизненных процессов его интересовали факты. Американский мыслитель отвергал абстрактные идеи, которые невозможно подтвердить опытом.

  • Джон Дьюи.

Не менее известен был и Джон Дьюи. Философ видел главное предназначение прагматизма в том, чтобы облегчить и улучшить жизнь людей. О, он знал, о чем говорил! К моменту его смерти (в 1952 году) в США уже массово выпускались автомобили, стиральные машины, холодильники и телевизоры.

Это направление прагматизма было названо инструментализмом. Дьюи считал, что все идеи и теории — это всего лишь инструменты для того, чтобы сделать жизнь более удобной и комфортной.

  • Ричард Рорти.

Одним из наиболее ярких представителей философии прагматизма в ХХ веке стал Ричард Рорти (умер в 2007 году).

Он утверждал, что любое познание, даже полученное в результате практических опытов, ограничено рамками своей исторической эпохи.

Фото: nachrichtenspiegel.de

Тщеславие. Это хорошо или плохо?

Прагматизм — это хорошо?

После всего вышеизложенного возникает закономерный вопрос. Прагматизм — это положительное качество человека или нет?

Безусловно, в прагматизме невооруженным глазом каждый сразу находит позитивные моменты, помогающие жить. А это здравый смысл, логика, желание и умение достигать результата.

Известно, что прагматичные люди трезво смотрят на мир. Они не очаровываются. Но у них нет и разочарования (ни в людях, ни в событиях). Конечно, такие люди не строят несбыточных планов и не страдают из-за завышенных ожиданий. Их всегда приводят в пример наивным и ранимым романтикам.

Прагматик знает, что нужно действовать, а не мечтать. Не стоит витать в облаках, поскольку падение будет очень болезненным. Лучше уж заранее найти соломку, чтобы подстелить. Прагматиков можно встретить везде, в любой области человеческой деятельности:

  • политике;
  • экономике;
  • спорте;
  • искусстве.

Они ответственно подходят к любому делу.

Не стоит при этом путать прагматизм и меркантильность. Прагматичный человек не мелочен и не жлоб. Он знает цену себе и людям, способен на дружбу и любовь. Правда, и тут он чаще всего остается прагматиком.Что поделать?! Сколько раз прагматизм спасал жизнь отдельного человека и всего человечества в целом? Трудно сосчитать.

Фото: lzine.com

В то же время не бывает плюсов без минусов (как и наоборот). Прагматиков считают порой слишком бездушными и холодными, слишком расчетливыми. Но иногда надо уметь рисковать и мечтать. Среди романтиков великих людей можно встретить не меньше. Идеально, когда разные черты характера или люди дополняют друг друга. Но это так редко случается в жизни. «Нет в мире ничего идеального», — скажет прагматик. И он будет абсолютно прав.

Прагматизм — одно из основных качеств, присущих людям и всему человечеству. Это обусловлено тысячелетиями жестокой борьбы за существование с суровой природой и человека с человеком. В целом, прагматизм — это положительное качество, которое скорее поможет вам достичь поставленной цели, чем наоборот.

Но надо помнить, что без великих идей, которые рождались в умах романтиков, прагматизм не был бы так эффективен. Вот такой вот парадокс. А жизнь полна парадоксов — подтвердит вам любой настоящий прагматик, надо лишь уметь этим пользоваться.

Гипермаркет знаний>>История >>История 7 класс>> Китай на пути модернизации и реформирования

§ 26. Китай на пути модернизации и реформирования
1 октября 1949 г. с победой коммунистов в гражданской войне в Китае было провозглашено создание Китайской Народной Республики (КНР). Остатки войск гоминдана отступили под прикрытием американского флота на остров Тайвань, часть их отошла в Бирму.

Председателем созданного в КНР правительства стал Мао Цзэдун. Политический режим, утвердившийся в Китае, определил себя как «демократическая диктатура народа».

Строительство основ социализма в Китае.

Первые меры нового правительства были связаны с распространением на всю территорию Китая законов, которые уже действовали в освобожденных районах. Была проведена аграрная реформа. Земли помещиков, монастырей, собственников, не обрабатывавших их самостоятельно, а также скот и инвентарь были распределены между крестьянами на уравнительной основе. Необрабатываемые земли, недра земли, леса и т.д. стали собственностью государства. Особое внимание уделялось развитию системы образования, строительству железных дорог, предприятий тяжелой индустрии.

Эти меры соответствовали историческим традициям деятельности центральной власти Китая прежних веков. Они встретили поддержку большинства населения, особенно крестьянства, составлявшего свыше 80% населения страны. Взяв курс на строительство социализма, соответствующего советской модели, руководство КНР вступило на путь кооперации крестьянства, включая обобществление земли. За счет национализации экономика почти полностью перешли под кон-троль государства.

Большую помощь Китаю оказывал Советский Союз. Китаю был передан Порт-Артур, предоставлены кредиты на льготных условиях. Оказывалась помощь в перевооружении армии, особенно в связи с войной в Корее, в создании тяжелой промышленности, в частности машиностроения, автомобилестроения. Готовились кадры для народного хозяйства Китая, советские специалисты ра-ботали на китайских предприятиях. Постепенно, однако, отношения между СССР и Китаем начали ухудшаться.

Развенчание XX съездом КПСС культа личности И.В. Сталина, преступлений, совершенных в годы сталинизма, вызвало раздражение в руководстве Компартии Китая. Мао Цзэдун считал, что КПСС не имела права единолично оценивать деятельность Сталина — лидера всего коммунистического движения.

Кроме того, считал Мао Цзэдун, Советскому Союзу следовало поделиться с Китаем секретом ядерного оружия. Любые симптомы улучшения советско-американских отношений, в частности визит Н.С. Хрущева в США в 1959 г., воспринимались как предательство интересов Китая, поскольку США продолжали считать гоминдановский режим на Тайване единственным законным представителем китайского народа.

Социально-политические эксперименты в КНР.

В 1958 г. по инициативе Мао Цзэдуна была принята стратегия «большого скачка», смысл которой состоял в том, чтобы в кратчайший срок обогнать СССР и первым построить коммунистическое общество, соответствующее идеалу, распространенному в коммунистическом движении. Со своим лозунгом «Три года упорного труда — десять тысяч лет счастливой жизни» Мао Цзэдун творчески развил идеи Н.С. Хрущева, поставившего цель к 1970 г. обогнать США и в 1980-е гг. построить в СССР коммунизм.

Итоги «большого скачка» оказались катастрофическими. Создание аграрных коммун, обобществление всей собственности крестьянства, уравнительное распределение произведенной продукции означали перевод всей страны на казарменное положение. Под страхом наказания трудящиеся были обязаны работать с полной отдачей при минимальном обеспечении продовольствием. От коммун требовалась не только аграрная, но и промышленная продукция. По всему Китаю создавались примитивные печи для выплавки железа. Правда, его качество исключало возможность его использования.

Итогом коммунистического эксперимента стало падение производства, в 1959 г. Китай столкнулся с проблемой голода. В возникновении трудностей были обвинены советские специалисты (в 1960 г. они были отозваны из Китая), а также внутренняя оппозиция.

Для борьбы с оппозицией Мао Цзэдун использовал молодежь — студентов, школьников, воспитанных в духе поклонения идеям председателя Мао. Провозглашенная Мао Цзэдуном «культурная революция» должна была искоренить в обществе «контрреволюционные элементы о, к которым оказались отнесены управленческие кадры, люди с высшим образованием, особенно полученным в СССР. Сформированные из молодежи отряды «красных охранников» хунвейбинов при помощи армии громили школы, университеты, местные органы власти, заставляя свои жертвы каяться в преступлениях против идей Мао Цзэдуна. Выжившие «преступники» отправлялись на «пе-ревоспитание» в сельские коммуны.

Голод, спад промышленного производства, полностью дезорганизованного «культурной революцией», сопровождались милитаризацией страны. С конца 1950-х гг. Китай вел подготовку к воссоединению с Тайванем силой, им было создано собственное ядерное оружие-Китай оказывал поддержку Вьетнаму, народ которого боролся за воссоединение страны, против американского вмешательства в ее дела. Однако территория Китая была закрыта для поставок помощи из СССР во Вьетнам по суше. В 1969 г. произошли вооруженные столкновения на советско-китайской границе. В Китае не скрывали, что считают войну с СССР реальной перспективой. В 1971 г. Китай нормализовал отношения с США, которые признали законность режима Мао Цзэдуна, согласились с тем, что Тайвань должен рассматриваться как неотъемлемая часть Китая.

На международной арене Китай стремился создать собственное коммунистическое движение, ориентирующееся на Пекин, подтолкнуть страны Азии и Африки к выбору китайской модели со-циализма. Принятие этой линии национально-освободительными силами Камбоджи, которые в 1975 г. свергли проамериканский режим, привело к национальной трагедии. Лидер «красных кхмеров» Пол Пот уничтожил города, промышленность, отменил деньги. Все население страны было переселено в сельскохозяйственные коммуны, созданные по образцу китайских. Физически уничтожено было около 5 млн. человек, примерно половина населения страны: погибли все, кто не мог трудиться, кого считали оппозиционером. В 1977 г. режим Пол Пота, надеясь на помощь Китая, начал войну против соседнего Вьетнама.

Со смертью Мао Цзэдуна в 1976 г. ситуация в КНР стала меняться, хотя влияние сторонников продолжения его линии сказывалось еще несколько лет. В 1979 г., когда армия Вьетнама разгромила силы «красных кхмеров» и вступила на территорию Камбоджи, Китай развернул против него боевые действия. Однако армия Вьетнама, имеющая опыт многолетней войны против США и южновьетнамского диктаторского режима, разгромила агрессоров.

Это поражение способствовало изменению политики КНР. Осуществление реформ, начавшееся в 1981 г., было связано с идеями Дэн Сяопина, который, не занимая высших постов в китайском руководстве, считался их идейным вдохновителем.

Курс прагматических реформ.

Курс реформ в Китае рассматривался как прагматический, то есть ориентированный на получение отдачи в ближайшем будущем. КПК не отказалась от своей руководящей роли в обществе, целей строительства социализма. Не подвергались критике и действия Мао Цзэдуна, идеи которого по-прежнему рассматриваются КПК как основополагающие.

В то же время в практической политике начали осуществляться реформы, ведущие к возрождению элементов рыночной экономики. Ограничивались кооперативные формы хозяйства, ликвидировались коммуны. Крестьяне стали арендаторами на принадлежащей государству земле, получили возможность приобретать скот, технику в личную собственность, нанимать батраков, реализовывать часть произведенной продукции на свободном рынке.

Сократилась численность вооруженных сил, приоритет отдавался производству потребительских товаров, к модернизации привлекался иностранный капитал, создавались свободные экономические зоны. Предприятиям предоставили значительную самостоятельность, разрешили кооперативный и частный секторы в сфере производства, торговли и обслуживания. При этом Компартия Китая стремилась сохранить за собой руководящую роль в политической жизни. Выступление в Пекине интеллектуалов, студенчества с требованием демократизации норм жизни было подавлено в 1989 г. военной силой.

Сочетание политической стабильности с открытой для зарубежных инвесторов экономикой сделало Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые темпы роста производимого ВНП на душу населения в Китае в 1980 — 1990-е гг. были самыми устойчи-выми и высокими в мире — 8,2% . Китай, население которого является самым многочисленным в мире — 1200 млн. чел., обеспечивает свои потребности в продовольствии. Производство ВНП на душу населения в 1990-е гг. достигло 620 долл. США, что примерно соответствует уровню СССР середины 1930-х гг., периода после выполнения первых пятилеток.

Китай остается аграрно-индустриальной страной. Удельный вес городского населения за последние десятилетия возрос с 20% до 30%, но попрежнему большая часть рабочей силы занята в сельском хозяйстве. В то же время за счет промышленного производства в КНР создается около половины ВВП, Китай освоил производство продукции высоких технологий.

Относительно новой для Китая проблемой выступает рост социального неравенства. Это связано с возникновением нового слоя имущих — зажиточных крестьян, городской буржуазии, увеличением числа чиновников, обогащающихся за счет служебного положения. Начатая кампания борьбы с коррупцией и незаконным обогащением помогла мало.

Основной показатель положения дел в области социального равенства — соотношение доходов 20% самых бедных и самых богатых семей. В Китае в период 1981 —1993 гг. он определялся пропорцией 1 : 6,5. По данным 1995 г. он составил уже 1 : 8,6. По этому показателю в Китае уровень социального неравенства выше, чем в демократических странах с социально ориентированной рыночной экономикой. В Швеции он составляет 1 : 4,6, в Японии — 1 : 4,3, в Германии — 1 : 5,8. Показатели Китая одинаковы с США (для сравнения, показатели России составляют примерно 1 : 15).

С началом реформ Китай нормализовал отношения с СССР. Он стремится проводить сбалансированную политику, избегать жестких внешних обязательств, поддерживать торгово-экономические отношения со всеми странами мира. После присоединения к Китаю Гонконга значительно возросла степень участия Китая в системе международного разделения труда. В стоимостном выражении его внешнеторговый оборот достиг 40% ВВП. При этом 74% китайского экспорта составляют трудоемкие промышленные товары (в 1975 г. их доля в экспорте составляла лишь 36%).

Особенно тесные отношения у Китая сложились с соседними государствами, декларирующими свою приверженность социалистическим принципам. В 1980-е гг. нормализовались отношения Китая с Вьетнамом, также вступившим на путь осуществления рыночных реформ при сохранении руководящей роли правящей партии. Традиционно с начала 1950-х гг. дружеские отношения Китай поддерживал с Северной Кореей, которая стремилась к построению социализма с корейской спецификой, во многом близкой к модели общества, которое Мао Цзэдун стремился воплотить в жизнь в период «Большого скачка».
Документы и материалы
Дэн Сяопин. Из вступительной речи на XII Всекитайском съезде КПК, 1 сентября 1982 г.:

«Дела Китая должны вестись в соответствии с его реальной обстановкой, притом силами самого китайского народа. Независимость, самостоятельность и опора на собственные силы были и будут нашей исходной позицией. Китайский народ высоко ценит дружбу и сотрудничество с другими государствами и народами, но вдвойне дорожит своим правом на независимость и самостоятельность, завоеванные в длительной борьбе». (Антология мировой политической мысли М ,1997. Т. 2. С. 489 )

Дэн Сяопин. Из речи «О строительстве социализма с китайской спецификой», 30 июня 1994 г.:

«Мы ставим себе цель создать к концу XX века общество со среднезажиточным уровнем жизни <…> Достижение среднезажиточного жизненного уровня означает, что к концу нынешнего века валовой национальный продукт на душу населения должен составить у нас 800 американских долларов <…> Миллиардное население Китая возрастет к тому времени до 1 миллиарда 200 миллионов человек, а валовой национальный продукт — до триллиона американских долларов. При капиталистическом способе распределения эта сумма мало что значит и не избавила бы нашу страну от бедности и отсталости — иными словами, зажиточной стала бы жизнь нескольких процентов населения, остальные 90 с лишним процентов постоянно пребывали бы в нужде. Но при социалистическом принципе распределения жизненный уровень всего народа страны достигнет среднезажиточного уровня. Вот почему мы твердо придерживаемся социализма. Без социализма в Китае не создать общество со среднезажиточным уровнем жизни» (Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т. 2. С. 490.)

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте сущность политического режима, сложившегося в Китае после второй мировой войны. Какое значение для Китая имели его отношения с СССР?
2. В чем состояли смысл, содержание, итоги и значение политики «большого скачка» в Китае?
3. Опираясь на текст учебника, рассмотрите сущность прагматического курса реформ с начала 80-х гг.: цель, содержание, позитивные и негативные результаты. Какие из направлений этих реформ имели наибольшее значение для развития страны?
4. Найдите главный тезис фрагмента речи Дэн Сяопина 1982 г. Какой из названных им принципов политики Китая, с вашей точки зрения, имел наибольшее значение для страны в тот период?
5. Какую основную цель ставит Дэн Сяопин (второй фрагмент) перед страной? Что он понимает под средне-зажиточным уровнем жизни населения? Почему связывает его достижение с социализмом? Попытайтесь определить на основе текста учебника, на какой стадии реализации этой цели находится современный Китай?
6. Какую роль играет Китай конца XX века в Азии, в мире?