Праведные сны

Почему нам снятся сны?

Сон – это разновидность вдохновения, дарованного Милостивым и Милосердным Аллахом своему рабу, через которое он может передавать определенные знамения и знания наиболее праведным из них. Сновидение является напоминанием, что Творец всегда видит и помнит о своих творениях.

Это своеобразное окно, через которое человек может познать, что недоступно ему в обыденной жизни. Связанный на протяжении всего дня мирскими проблемами, человек получает возможность при помощи сна познать богатство духовного мира и отдохнуть.

Обращая внимание на то, что сны бывают разной категории, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал своей умме:

«Праведный сон – одна часть из сорока шести частей пророческого откровения» (Бухари, Табир, 5).

Знаменитый Мухиддин ибн Араби считал, что сон является первой ступенью в путешествии в алями-мисал, то есть скрытый от человека мир.

Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Самые правдивые из вас те, кому снятся самые праведные сны» (Муслим, Руя, 6).

В другом же хадисе, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал на значимость снов в жизни человека следующим образом:

— После пророчества останутся лишь увещенья.

А когда сахабы спросили:

— Какие именно, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?

Он ответил:

— Праведные сны.

(Бухари, Табир,5; Муватта, Руя 3)

Православное отношение к сну и сновидениям. Часть 1

Само состояние сна упоминается в Священном Писании как нечто естественное для человека. Первое упоминание об этом состоянии встречается в рассказе о времени до грехопадения: Господь наводит на Адама сон, прежде чем создать из него Еву (см.: Быт. 2: 21).

Вот что говорится о хорошем сне: «Бог послал царю крепкий сон, этот добрый дар, от века ниспосылаемый Им и в нощи и во дни всем, кому Он хочет» (3 Мак. 5: 6). На то, каков сон, оказывает влияние жизнь человека: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» (Еккл. 5: 11); также и в другом месте говорится: «Здоровый сон бывает при умеренности желудка» (Сир. 32: 22).

Есть указания на то, что Бог использует сон людей или его отсутствие. Так, чтобы Давид мог выскользнуть из окружения, на Саула и всех, кто был с ним, напал «сон от Господа» (1 Цар. 26: 12); напротив, чтобы привести на память царю Артаксерксу благодеяние праведного Мардохея, «Господь отнял сон от царя» (Есф. 6: 1).

Что же касается сновидений, то о них сказано, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5: 2), и что «во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты» (Еккл. 5: 6). Это относится к обычным сновидениям.

Но в Писании нередко встречаются указания на то, что Бог иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях.

Сон Иакова

Во сне Господь говорил Аврааму (см.: Быт. 15: 12) и языческому царю Авимелеху (см.: Быт. 20: 3–6); видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.: Быт. 28: 12); посредством сна Бог вразумил Лавана (см.: Быт. 31: 24); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (см.: Быт. 37: 6–9), он же давал толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара (см.: Быт. 40), а затем и фараона (см.: Быт. 41: 15–32); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (см.: Суд. 7: 13); «в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» (3 Цар. 3: 5); пророк Даниил толковал вещий сон Навуходоносора (см.: Дан. 2) и сам видел во сне «пророческие видения» (Дан. 7: 1).

Среди этих случаев есть примеры того, как Господь говорит во сне прямо, а есть примеры, когда человек получает откровение посредством видения, которое, как правило, нуждается в истолковании. Такие сны от Бога случались как с праведниками, так и с грешниками и даже с язычниками, как с царями и пророками, так и с простыми людьми. Можно даже говорить о таких снах не столько как об исключениях, сколько как о некотором правиле: Господь говорит «с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов 33: 15–18).

Но в наибольшей и значительной степени это было свойственно пророческому служению: «если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Чис. 12: 6). Если простому человеку, как правило, бывают вещие сны, касающиеся только его судьбы, то пророк получает откровения о судьбах всего народа и даже всего человечества.

И в Новом Завете мы видим, что Господь продолжает вразумлять людей через сновидения. Дважды во сне являлся ангел Иосифу, извещая ему волю Божию; во сне были предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду; наконец, жена Пилата видела страшный сон, когда муж ее вершил суд над Иисусом Христом. Тот сон был дан ей как знак праведности Иисуса. Она сказала Пилату: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27: 19).

Пророк Иоиль предсказывает: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2: 28). На проповеди, произнесенной в день Пятидесятницы, апостол Петр засвидетельствовал, что это пророчество исполнилось в новозаветной Церкви, обратившей апостольское благовестие ко всем народам: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!.. Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть… и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2: 14, 16–17).

Однако это вовсе не означает, что любой сон человека – вещий. В Писании неоднократно упоминается о ложных снах и о том, как пагубно доверие им и попытка выдать их за откровения: «Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою» (Зах. 10: 2). «Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?» (Иер. 23: 27); «вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23: 32); «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» (Иер. 29: 8).

В еще большей внимания как состоянию сна, так и феномену сновидений уделяется в трудах святых отцов Церкви.

Состояние сна

Смысл сна

Блаженный Августин так описывает состояние сна: «То, что производит сон, возникает из тела и действует в теле. Сон приводит в бесчувственное состояние и некоторым образом заслоняет телесные чувства. Душа же уступает этому изменению с удовольствием, потому что оное изменение, возобновляющее телесные силы после трудов, происходит по закону природы… телесное изменение, какое представляет собою сон, может отнимать у души пользование телом, но не ее собственную жизнь».

Блаженный Феодорит Кирский указывает на промыслительное значение сна как отдыха для тел трудящихся: «Смотрение Божие… дало… сон сладкий и продолжительный, который может успокоить тело после усталости и сделать его более крепким для трудов следующего дня. Поэтому не смотри на одни только труды, но обрати внимание и на утешения после трудов и за все восхваляй Правителя всяческих».

Святитель Григорий Нисский говорит о состоянии сна как естественном явлении, обусловленном изменчивостью как непременным атрибутом земной жизни: «Сон ослабил напряженное в бодрствовании, потом бодрствование привело в напряжение то, что было ослаблено. И никакое из этих состояний не продолжается вместе с другим непрестанно, но оба уступают место друг другу при появлении того и другого, и, таким образом, естество этими переменами обновляет само себя… Если вовремя и умеренно быть в том и другом состоянии, то это дает естеству силу к поддержанию себя… Благовременный отдых для телесного состава необходим, чтобы пища беспрепятственно разошлась но всему телу известными в нем для этого путями, тогда как никакое напряжение не мешает этому переходу».

Святые отцы обращали внимание на то, что воплотившийся Господь Иисус Христос спал. По мысли блаженного Феодорита Кирского, «голод, жажда, а сверх того и сон свидетельствуют, что тело Господне есть тело человеческое». А святитель Григорий Богослов объясняет, что Господь «иногда и сон вкушает, чтобы и сон благословить, иногда утруждается, чтобы и труд освятить, иногда и плачет, чтобы и слезы сделать похвальными».

Говоря о состоянии сна, которому подвержены обычные люди, преподобный Иоанн Лествичник указывает, что оно может овладевать человеком по разным причинам: «Сон есть некоторое свойство природы, образ смерти, бездействие чувств. Сон сам по себе один и тот же; но он, как и похоть, имеет многие причины: происходит от естества, от пищи, от бесов, и, может быть, от чрезмерного и продолжительного поста, когда изнемогающая плоть хочет подкрепить себя сном».

Состояние сна как метафора

Сон часто употреблялся святыми отцами как метафора, обозначая нечто призрачное, непостоянное и ненастоящее. Весьма многие из них сравнивали настоящую жизнь со сном. В качестве иллюстрации достаточно привести одну цитату из преподобного Ефрема Сирина: «Как сон обольщает душу призраками и видениями, так мир обольщает своими удовольствиями и благами. Обманчив бывает ночной сон; он обогащает тебя найденными сокровищами, делает властелином, дает тебе высокие чины, облекает в пышные одежды, надмевает гордостью и в мечтательных призраках представляет, как приходят и чествуют тебя люди. Но миновала ночь, сон рассеялся и исчез: ты опять бодрствуешь, и все те видения, какие представлялись тебе во сне, стали чистой ложью. Так и мир обманывает своими благами и богатствами; они проходят, как ночное сновидение, и обращаются в ничто. Тело засыпает в смерти, а душа пробуждается, припоминает свои сновидения в этом мире, стыдится их и краснеет».

Достойна внимания и еще одна метафора, менее распространенная, но не менее яркая. Блаженный Августин сравнивал свое обращение к вере с процессом пробуждения: «Мирское бремя нежно давило на меня, словно во сне; размышления мои о Тебе походили на попытки тех, кто хочет проснуться, но, одолеваемые глубоким сном, вновь в него погружаются. И хотя нет ни одного человека, который пожелал бы всегда спать, – бодрствование, по здравому и всеобщему мнению, лучше, – но человек обычно медлит стряхнуть сон: члены его отяжелели, сон уже неприятен, и, однако, он спит и спит, хотя пришла уже пора вставать. Так и я уже твердо знал, что лучше мне себя любви Твоей отдать, чем злому желанию уступать; она влекла и побеждала, но оно было мило и держало. Мне нечего было ответить на Твои слова: “Проснись, спящий; восстань из мертвых, и озарит тебя Христос”».

В этих метафорах видно и отношение к сновидениям как к тому, чему не следует доверять и к чему не следует привязываться, и к процессу сна как к тому, чему не должно предаваться сверх меры.

Аскетическое отношение к процессу сна

Описывая опасности от сна, преподобный Варсонофий Великий говорит: «Сон бывает двух родов: иногда тело отягощается многоядением, а иногда человек и от бессилия не может исполнить своего служения, и на него находит сон; за многоядением же следует брань блуда, ибо (враг) отягощает тело сном для того, чтобы осквернить его».

Преподобный Иоанн Кассиан указывает два вида вреда, какие монах может получить от сна: «Диавол, ненавидящий чистоту… силится осквернить нас во время покоя и повергнуть в отчаяние особенно после того, как мы принесли Богу покаяние… и ему удается иногда и в краткое время этого часа сна уязвить того, кого он не мог уязвить в продолжение всей ночи. Во-вторых… и чистый сон без опасных грез может расслабить монаха, которому нужно скоро встать, производит в духе ленивую вялость, ослабляет его бодрость на целый день, иссушает сердце, притупляет зоркость разума, которые на весь день могли бы сделать нас более осторожными и более сильными против всех наветов врага».

Преподобный Иоанн Лествичник еще подробнее пишет о том, как бесы используют сон в качестве способа борьбы с подвижником: «Когда, по гласу духовной трубы (колокола), видимо собираются братия, невидимо стекаются душевные враги. Одни приступают к постели, когда мы встали, и подущают нас снова лечь на нее, говоря: “Подожди, пока кончатся начальные песни, и тогда пойдешь в церковь”. Другие предстоящих на молитве погружают в сон»; «неискусный монах в беседах бывает бодр; а когда настал час молитвы, тогда и глаза его отяготились сном. Нерадивый монах искусен в многословии; а когда пришло время чтения, от дремоты смотреть не может».

А вот что святой отец говорит о вреде многоспания: «Бодрствующее око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу. Бодрый инок – враг блуда, сонливый же – друг ему. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений… Излишество сна – причина забвения; бдение же очищает память. Многий сон есть неправедный сожитель, похищающий у ленивых половину жизни или еще больше».

Преподобный Паисий Величковский пишет, что сон порождает леность, уныние, отчаяние, «и многие другие страсти». «Великое, братие, бедствие есть сон: как мгла покрывает солнце, так многий сон закрывает созерцательную силу ума и, как завесу, налагает забвение на ум, который становится от того нечувствительным ко всему доброму духовному и непамятлив… Бесы, как тьмою ум омрачают и как водою погашают огонь, так дремотою и сном они одолевают, чтобы иметь возможность лишить душу всех добрых дел и навести на нее страсти».

Учитывая указанные опасности от излишнего сна, неудивительно, что святые отцы уделяли внимание тому, как бороться с ним, и это должно было стать одним из первых аскетических деланий новоначального монаха. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Как много пить зависит от привычки, так и много спать. Потому-то и должно нам, особенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна; ибо трудно исцелить давний навык». Преподобный Паисий добавляет, что «как многоядение и многопитие переходит в обычай… так и сон: если кто ослабеет и не борется со сном, а хочет спать до насыщения, много тогда и природа требует сна… Если же кто навыкнет мало спать, мало и природа тогда сего просит… Ничто так не помогает против сна, как следующие четыре добродетели: воздержание, трезвение, молитва Иисусова и память смертная; эти добродетели называются бодрым и трезвым стражем… Без книги и рукоделия никогда не садись; не потому, что нужно рукоделие, но для того, чтобы поставить противодействие сну… Мера сна в сутки: новоначальным – семь часов, средним – четыре, совершенным – два часа и всенощное стояние».

Святые отцы также давали и конкретные советы о том, как подвижнику надлежит каждый день готовиться ко сну, чтобы во время его не получить вреда. Преподобный Антоний Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души, смежение очей твоих – истинным видением Бога, и молчание твое, будучи преисполнено чувством блага, от всей души и силы воздаст восходящую горе сердечную славу Богу всяческих».

А преподобный Нил Сорский советует обращать внимание и на положение тела, готовясь ко сну: «Наипаче должно соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями, внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом всегда должно иметь пред очами своими Бога… Поступающий так всегда в молитве пребывает».

Преподобный Варсонофий дает такой совет о том, как монаху надо бороться с излишней сонливостью: «Произноси на каждую песнь по три псалма и делай земной поклон, и сон не овладеет тобою, исключая немощи. Так должен ты поступать каждую ночь».

Высказанные аскетические предписания касаются не только монахов, но в общих принципах полезны и для мирян. Это следует, во-первых, из того, что некоторые из указанных выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый православный христианин.

Так, в первой молитве на сон грядущий (преподобного Макария Великого) верующий просит: «Даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире», а в четвертой молитве (того же святого) говорит: «Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго… и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и без мечтания: и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину детель отжени от мене… да не усну в смерть. И посли ми ангела мирна… да избавит мя от враг моих, да востав со одра моего, принесу ти благодарственныя мольбы». В молитве преподобного Иоанна Дамаскина молящийся вспоминает о смерти: «Владыко Человеколюбче, не уже ли мне одр сей гроб будет?.. Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит». А после пробуждения христианин в шестой из утренних молитв (святителя Василия Великого) благодарит Бога, «подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея, и ослабление трудов многотрудныя плоти».

Во-вторых, об актуальности для мирян аскетического отношения ко сну прямо писали некоторые святые. Так, святитель Амвросий Медиоланский предписывает тому, кто хочет каяться во грехах, «спать меньше, нежели требует природа, сон прерывать стонами и разделять его с молитвой». И святой Иоанн Кронштадтский замечает: «Кто долго спит, для того интересы духовные делаются чуждыми, молитва трудною, наружною и несердечною, а интересы плоти становятся на первом плане… Излишний сон вреден, расслабляет душу и тело».

Однако в борьбе с многоспанием надлежит соблюдать разумную умеренность, поскольку впадение в другую крайность – чрезмерный отказ от сна – также приносит большой вред не только телу, но и душе монаха, как о том предупреждает преподобный Иоанн Кассиан, излагая опыт подвижников из Скитской пустыни: «По коварному действию диавола сон до того удалился от глаз моих, что я, проведши много ночей без сна, молил Господа, чтобы немного заснуть мне. И я был в большей опасности от неумеренности в посте и бдении, нежели от чревоугодия и многого сна… И чрезмерное желание плотского удовольствия, и отвращение от пищи и сна возбуждаются врагом нашим; притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения; потому что, при содействии раскаяния, можно от последнего перейти к правильному рассуждению, а от первого нельзя».

О той же умеренности в подвигах пишет и святитель Игнатий (Брянчанинов): «Должно довольствоваться пищею и сном постоянно умеренными, соразмерными с силами и здоровьем, чтоб пища и сон доставляли телу должное подкрепление, не производя непристойных движений, которые являются от излишества, не производя изнеможения, которое является от недостатка».

(Окончание следует.)

Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии души. 14.

Феодорит Кирский, блаженный. Десять глав о промысле. 7.

Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

Феодорит Кирский, блаженный. Сокращенное изложение Божественных догматов. 12.

Григорий Богослов, святитель. Слово 37.

Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 1–2.

Ефрем Сирин, преподобный. Слово на Еккл. 1: 14.

Августин Иппонийский, блаженный. Исповедь. V. 12.

Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 500.

Иоанн Кассиан, преподобный. О постановлениях киновитян. 2. 13.

Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 3

Там же. 20.12–13.

Там же. 20. 3–5, 9, 11

Паисий Величковский, преподобный. Крины сельные. 30.

Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 2.

Паисий Величковский, преподобный. Крины сельные. 30.

Антоний Великий, преподобный. Наставления о доброй нравственности и святой жизни. 170.

Нил Сорский, преподобный. О спасении души.

Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 245.

Амвросий Медиоланский, святитель. О покаянии две книги. II. 11.

Иоанн Кронштадтский, праведный. Живой колос. III.

Иоанн Кассиан, преподобный. Десять собеседований отцов. 2. 17.

Игнатий (Брянчанинов), святитель. Беседа старца с учеником. 2.

Сны — дар или соблазн?

Святые отцы советуют не обращать внимания на сны. Но современный священник нередко рекомендует духовным чадам обращаться к психологам, а те, изучая проблемы пациентов, как правило, просят рассказывать о своих снах. Так как же относиться к этому противоречию? И существует ли оно?

Письмо или бред

По Священному Писанию, иногда сон — вроде письма от Бога. «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: Во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, Чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, Чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечем» (Иов. 33: 14-18).

Благодаря снам были найдены Казанская икона Божией Матери и сотни других чудотворных икон. Царю Алексею Михайловичу во время ночевки в лесу во сне явилась святая великомученица Екатерина и сообщила о рождении его дочери. На этом месте был основан Екатерининский мужской монастырь (сейчас район г. Видное под Москвой). Видения в момент тонкого (т. е. неглубокого, когда сознание еще бодрствует) сна были у преподобного Сергия, преподобного Серафима и других святых. И не только у святых. Мать декабриста Рылеева отмолила его в детстве от смерти во время болезни, хотя ей было предсказано во сне, что если мальчик не умрет, то его ждет страшная судьба. Было и показано, какая именно, — вплоть до повешения. По свидетельству протоиерея Джона Ли, в феврале 2003 года больному раком владыке Антонию Сурожскому приснилась его бабушка и, перелистав календарь, указала дату: 4 августа. Владыка, вопреки оптимизму лечащего врача, сказал, что это день его смерти. Что и сбылось.

Но уже в Ветхом Завете есть оговорки, что далеко не каждый достоин такого послания. «…Слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось» <…> Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого — Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь» (Иер. 23: 25, 28). В Новом Завете ангел во сне успокаивает праведного Иосифа и остерегает волхвов, но чаще сон здесь — следствие усталости, немощи, форма кратковременной смерти. Господь выговаривает апостолам за то, что в Гефсиманском саду они спали в то время, как он молился. В евангельской притче о нерадивых девах сон — метафора духовной расслабленности. Апостол Павел вслед за Христом в своих посланиях призывает учеников вывести сознание из дремотных сумерек: «Бодритесь и трезвитесь!»

Помощь в виде закодированного сигнала

Современная психология видит в снах важный механизм человеческой психики: работу подсознания. «Сознание, несмотря на свои широчайшие возможности, все же способно заблуждаться, поддаваться самообману. В этих случаях та часть психики, которая зовется бессознательным, одним из основных проявлений которого и являются сны, начинает выполнять компенсаторную, или комплиментарную (дополняющую), функцию. Сновидения — это своего рода подсказки бессознательного, дающего ответ на те вопросы, с которыми наше дневное сознание не справляется. Но язык бессознательного чужд разуму. Это язык символов. Для того чтобы раскрыть этот образный символический язык, необходимо, как при дешифровке текста на незнакомом языке, подвергнуть придирчивому анализу весь контекст сна, события, на основе которых он возник, дневные переживания», — говорит кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии РАО Татьяна Снегирева. Психологи, начав изучать сны в середине ХХ века, пришли к выводу, что сны помогают адаптироваться к действительности. «Изучались особенности сна в связи с проблемой адаптации рабочих, с одной стороны, к ночной смене в условиях сменного режима труда, а с другой — к экстремальным экологическим условиям (северо-восток России), — рассказывает Снегирева. — Бодрствующий человек на такие трудности может реагировать по-разному: может испытывать желание сдаться, отступить. Но оказалось, что на определенных стадиях сна (так называемый быстрый сон, когда и возникают сновидения) на материале сновидческих образов непроизвольно осуществляется поисковая активность, задача которой — компенсировать регрессивное состояние, что порой возникает в бодрствовании, — отказ от поиска. Это выработка именно внутренней, психологической адаптации к ситуации, а не поиск способов изменения самой ситуации, на который чаще всего бывает направлено дневное поведение человека. Обнаружилась удивительная особенность: если сновидец не забыл сюжет сна и, проснувшись, рассказал экспериментатору о том, что ему снилось, то есть зафиксировал сон в своем сознании, происходит спонтанная адаптация к тем условиям жизни и деятельности, которые на уровне сознания в бодрствовании воспринимались как невозможные. Просто пересказ сна, без какого-либо осмысления его сюжета и образов, позитивно сказывался на адаптивных возможностях человека, расширяя их».

Сам для себя тайна

Разберемся, каково отношение православной антропологии к самому понятию бессознательного? «Бессознательное как часть личности, возможно, возникало постепенно, — допускает отец Андрей Лоргус, священник и психолог. — После грехопадения по мере накопления чувства виновности перед Богом и перед собой человек мог постоянно вытеснять из своего сознания многие слои своих чувств, мыслей, впечатлений. Так могло накапливаться бессознательное, которое со временем стало постоянной, врожденной частью психики.

У святых отцов можно найти мнение, что первозданный человек — Адам до грехопадения — не имел ничего, что было бы скрыто от его мысленного взора, то есть бессознательного. Однако не все придерживались такого мнения. Например, блаженный Августин считал, что только благодать Божия могла “осветить” душу человека полностью, а по своей природе душа была для сознания не вся открыта. Потому что если бы Адам ведал все тайны своей души, он бы не согрешил, не допустил бы даже на порог сознания искусительные помыслы. Возможно, часть душевной жизни и в первозданном состоянии не была открыта человеку и его сознанию.

С психологической точки зрения бессознательное многообразно и многофункционально. Часть его принадлежит психофизиологии, а часть связана множеством связей с сознанием. Несомненно, что бессознательное активно влияет на сознание и на поведение. Страсти принадлежат бессознательному, и борьба с ними — это борьба осознавания. Умное делание также связано с расширением и прояснением сознания».

Часть снов в психологии называют бытовыми остатками. Их значение в психической жизни невелико. «Наибольшее значение психотерапия придает снам, в которых отчетливую связь с реальностью установить трудно, — объясняет о. Андрей Лоргус. — В них, как считается в психоанализе, происходит то, что дневное, рациональное, сознание исключает. Тому, что человек проживает в таких снах, в реальности произойти человек не даст и не допустит это в сознание (механизм вытеснения). Считается, что в снах бессознательное человека как бы обращается к рациональной части, к сознанию. Обращение это носит импульсивный характер. При этом чувства и эмоции в снах не соответствуют реальным — картина его душевной жизни развертывается перед человеком в превращенной форме. Считается также, что в таких снах абсолютно все фигуры сюжета есть различные “части” самого человека, его здоровье, его тело, его чувства. Принято считать, что все фигуры сна носят метафорический характер, ни один компонент сна не может быть истолкован буквально. Толкование сновидений в современном психоанализе — удел немногих высокопрофессиональных специалистов. Сам человек этого сделать не может».

Откуда взялись доктор Джекил и мистер Хайд

Через пять минут после пробуждения мы уже не помним и половины своих снов, а уже через десять минут едва ли сможем припомнить 10% из них. И все-таки по разным свидетельствам (достоверность которых, впрочем, сравнима с достоверностью сновидений), благодаря записанным снам мир получил немало шедевров и гениальных научных идей. Например, кэрролловскую Алису. Два рассказа Р. Л. Стивенсона, в том числе — историю раздвоения личности на доброго доктора Джекила и злого мистера Хайда. Отрывок поэмы Сэмюэля Колриджа «Кубла Хан», признанный образцом английского сладкозвучия. Рассказывают, что химик Дмитрий Менделеев во сне попал в комнату, где по стенам сплошь стояли какие-то кубы, в них что-то кипело, булькало. Эта загадочная комната навела его на мысль о периодической системе элементов. В прошлом году профессор лондонского университета Дарен Кроуди сумел найти решение теоремы Шварца-Кристоффеля, которую ученые безуспешно пытались разрешить почти 140 лет. По сообщению Times, Кроуди озарило, когда он засыпал во время ответа одного студента.

В свое время поставили переработку снов на поток сюрреалисты: они просто записывали приснившееся и выдавали за произведения искусства. Культура ХХ века в ее модернистской части — это выход бессознательного на поверхность, отвердевшая лава сновидений. В наши дни сновидческие реалии любят иллюстрировать в основном деятели массовой культуры. Так, в американском сериале «Твин Пикс» детектив в своей работе использует подсказки бессознательного, в том числе — из сновидений. Кончается тем, что и сам сыщик оказывается во власти злого духа, бывшего причиной расследуемых преступлений.

Сновидения — визуальное эхо глубинной работы сознания, и только серьезно подготовленный специалист способен извлечь рациональное зерно из этой многоцветной сюжетной каши.

Чтобы защититься от соблазнов бессознательного, святые отцы советуют и во сне призывать Господа Иисуса Христа, не оставлять молитвы. Преподобный Антоний Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души».

Разрыв в сновидениях

Преподобный Макарий Оптинский пишет: «Святые отцы велят не верить снам нам, страстным и самомнительным. Вместо того чтобы смущаться о пустой мечте, надобно смотреть свои грехи и всегда себя укорять за неисправление и смиряться, чем привлечешь на себя помощь Божию». В Библии прямо сказано: «сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир. 35: 7). «Бессознательное беззнаково. Там есть все: и высокое, и низкое. И когда мы пытаемся бездумно и бесстрашно внедряться туда, мы не застрахованы от совершенно необратимых последствий, от вреда душе. Мы можем выпустить на волю такие греховные импульсы, с которыми не сможем справиться. Даже самоанализ — вещь небезопасная, всегда нужен другой человек, которому мы доверяем», — предостерегает психолог, ведущий программы «Точка опоры» на телеканале «Спас» Наталья Инина.

«С антропологической точки зрения сны не могут быть “вещими”. В ткани снов нет ангелов или бесов, нет и других людей. Явление благодати или демонов происходит, хотя и в сонном состоянии, но не в самом сне, а как бы сквозь сон. То есть сюжет сна к явлениям не имеет отношения. В житиях и сказаниях это выражено в словах “в сонном видении”, “в тонком сне”, что можно понимать как “во время сна”. Страшные фигуры снов (черный человек, черные кошки, страшные преследующие призраки) — все это картины собственного сознания человека. Явление духовных сил происходит под видом обыденных фигур. Демон является в чужих образах, в несобственной форме. Обман — его способ. Явления духовных сил, как правило, разрывают сны, вмешиваются в сновидения. Такие явления случаются крайне редко, и попускаются Богом в особых случаях, и помимо воли Божией не бывают, — объясняет священник Андрей Лоргус. — Недоверие подвижников к снам вполне оправдано. Лишь один процент снов из ста может значить что-либо серьезное для душевной пользы. Но принять эту пользу сможет только духовно опытный человек. Неопытный человек попадает во власть фантазии и романтического самообмана, если пытается разгадывать сны».

Нейроэлектрохимия ночи Экспериментальная психология и нейрофизиология различают две фазы сна — медленный и быстрый. И пять субфаз, или стадий, четыре из которых принадлежат медленному сну, а пятая и образует фазу быстрого сна, еще ее называют стадией быстрого движения глаз (БДГ), которое вдруг начинается у спящего в этом промежутке. Если изобразить глубину сна в этих фазах на графике, то получится несколько спусков, как по лестнице, вниз, затем — стремительный, как на лифте, подъем в поверхностный, быстрый сон. Один такой цикл занимает примерно полтора часа. Ночной сон складывается из четырех-пяти подобных циклов. По мере приближения к утреннему пробуждению доля быстрого сна внутри цикла возрастает. Основная часть сновидений приходится именно на БДГ-фазу, хотя от них не закрыты и некоторые стадии медленного сна.

Лучше всех описал сновидения святитель Григорий Нисский — как «некие призраки умственной деятельности», которые «составляются случайно той душой, которая неразумна». Академик И. П. Павлов рассматривал сон как разлитое корковое торможение, считая, что по физико-химической основе внутреннее торможение условного рефлекса и сон — один и тот же процесс.

Современные нейроисследования дали более подробную картину. Было открыто, что в медленном сне лучше всего работает гормон роста и регенерируются ткани. В состоянии бодрствования в мозге происходит передача электрических импульсов от нейрона к нейрону, что создает дисбаланс зарядов внутри и снаружи мозговых клеток. В медленном сне происходит выравнивание электромагнитных потенциалов. В это время активнее всего действуют тормозящие нейромедиаторы (посредники между клетками) — гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) и пептид галанин. Они препятствуют выбросу нейромедиаторов, характерных для дневного состояния, когда все отделы мозга постоянно на связи друг с другом. В фазе быстрого сна многие отделы мозга тоже интенсивно работают, хотя и с совсем другим набором нейромедиаторов, чем днем (прежде всего — с ацетилхолином). В это же время глицин почти полностью отключает мышечную систему (в медленном сне она лишь заторможена). При дефиците глицина спящий проделывает те движения, которые ему снятся. У здоровых людей во сне мышечная система дезактивирована в пользу коры, продуцирующей сновидения. Исследователи из Цюрихского университета Дитрих Леман и Марта Куку предположили, что во время быстрого сна и сновидений мы не только перерабатываем информацию прошедшего дня, но комбинируем недавно приобретенные знания с уже имеющейся информацией. Жуве, первооткрыватель нейромедиаторов, считал, что происходит перекомбинация новой информации с врожденными инстинктами. Врач и биолог, лауреат Нобелевской премии за открытие структуры молекулы ДНК Фрэнсис Крик полагал, что в быстром сне ненужная информация удаляется из памяти — т. е. происходит что-то вроде дефрагментации внутричерепного «жесткого диска».

Сном праведных спать

Смотреть что такое «Сном праведных спать» в других словарях:

  • сном праведных спать — Ср. Генерал… только что дотронулся до дивана, как тотчас же склонился на бок, повернулся к стене и заснул сном праведника. Достоевский. Идиот. 1, 12. Ср. Усните здесь сном силы и покоя, Как боги спят в глубоких небесах. А.С. Пушкин. Скупой… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • спать — (засыпать, заснуть, уснуть), дремать (вздремнуть), отдыхать, почивать, храпеть (всхрапнуть); клониться ко сну, клевать носом; (простонар. ) дрыхнуть; (поэт.) лежать в объятиях Морфея. Ложиться спать, идти спать, отправляться на боковую, отходить… … Словарь синонимов

  • десятый сон видеть — спать беспробудным сном, спать без задних ног, спать, спать сном праведника, спать сном праведных, спать сном младенца, спать сладким сном, спать как сурок, спать мертвым сном, спать как убитый Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

  • сон — сна, м. 1. Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания. Забыться сном. Клонить ко сну. Пробудиться ото сна. Потягиваться со сна. □ Сон … Малый академический словарь

  • УСЫПЛЯТЬ — УСЫПЛЯТЬ, усыпить кого, успити, церк. наводить сон, заставить спать. Усыпить ребенка, укачать, убаюкать. Скука усыпляет, наводить дремоту. Опий усыпляет. * Усыпить боль, унять. Игорь и Всеволод уже лжу убуди, которую бяше успил отец их Святослав … Толковый словарь Даля

  • пра́ведный — ая, ое; ден, дна, дно. 1. Строго соблюдающий правила религиозной морали; благочестивый. Вот кто свят! вот кто праведен! раздавались возгласы , вот кому в старцах сидеть. Достоевский, Братья Карамазовы. || Отвечающий правилам религиозной морали,… … Малый академический словарь

  • праведный — I. ПРАВЕДНЫЙ ого; м. = Праведник. Спать сном праведных (безмятежно, крепко). ◁ Праведная, ой; ж. II. ПРАВЕДНЫЙ ая, ое; ден, дна, дно. 1. Строго соблюдающий правила религиозной морали; благочестивый, безгрешный. П. старец. П ая душа. Господь… … Энциклопедический словарь

  • праведный — I ая, ое; ден, дна, дно. см. тж. праведно, праведность 1) Строго соблюдающий правила религиозной морали; благочестивый, безгрешный. Пра/ведный старец. П ая душа. Господь праведный (о Боге) 2) Отвечающий правилам религиозной морали, но … Словарь многих выражений