Правление юстиниана в византийской империи дата

Юстиниан I

Флавий Пётр Савватий Юстиниан

лат. Flavius Petrus Sabbatius Iustinianus
греч. Φλάβιος Πέτρος Σαββάτιος Ιουστινιανός


Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне

Византийский император

1 августа 527 — 11 или 14 ноября 565

Совместно с

Юстин I (1 апреля 527 — 1 августа 527),
Феодора (1 августа 527 — 28 июня 548)

Предшественник

Юстин I

Преемник

Юстин II

Консул Римской империи Совместно с

Флавий Валерий

Предшественник

Флавий Рустиций и Флавий Виталиан

Преемник

Флавий Симмах и Флавий Боэций

Консул Римской империи Предшественник

Веттий Агорий Василий Маворций

Преемник

Флавий Деций Юниор

Консул Римской империи

533—534

Совместно с

Флавий Деций Павлин Юниор

Предшественник

Флавий Лампадий и Флавий Руфий Геннадий Проб Орест

Преемник

Флавий Велизарий

Рождение

11 мая 482
Тавресий, Македония

Смерть

14 ноября 565 (83 года)
Константинополь, Византийская империя

Место погребения

церковь Апостолов, Константинополь

Род

Юстиниана

Имя при рождении

лат. Flavius Petrus Sabbatius Justinianus

Отец

Савватий

Мать

Вигилантия

Супруга

Феодора

Дети

отсутствуют

Вероисповедание

христианство

Медиафайлы на Викискладе

Запрос «Юстиниан» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Фла́вий Пётр Савва́тий Юстиниа́н (лат. Flavius Petrus Sabbatius Iustinianus, греч. Φλάβιος Πέτρος Σαββάτιος Ιουστινιανός), более известный как Юстиниа́н I (греч. Ιουστινιανός Α’) или Юстиниан Великий (греч. Μέγας Ιουστινιανός; 483, Тавресий, Верхняя Македония — 14 ноября 565, Константинополь) — византийский император с 1 августа 527 вплоть до своей смерти в 565 году. Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским, так как при нём были присоединены многие земли Западной Римской империи, в частности, упразднены королевство вандалов и аланов в Африке, королевство остготов в Италии, присоединена часть земель королевства вестготов в Испании, а вестготы, франки, алеманны, анты признали себя вассалами императора. На Западе ему удалось реально завладеть большой частью земель Западной Римской империи, распавшейся после Великого переселения народов, где варварские правители земель Западной империей до Юстиниана признавали власть императоров Константинополя только номинально, в том числе Апеннинским полуостровом, юго-восточной частью Пиренейского полуострова и частью Северной Африки. Юстиниан был полон амбиций, однако ему не удалось совершить полную «реставрацию империи» (лат. renovatio imperii) с восстановлением её границ на Западе, существовавших до Великого переселения народов.

Юстиниан, полководец и реформатор, — один из наиболее выдающихся монархов поздней Античности. Его правление знаменует собой важный этап перехода от Античности к Средневековью и, соответственно, перехода от римских традиций к византийскому стилю правления. Ещё одним важным событием является поручение Юстиниана о переработке римского права, результатом которого стал новый свод законов — свод Юстиниана (лат. Corpus iuris civilis). Указом императора, желавшего превзойти Соломона и легендарный Иерусалимский храм, был полностью перестроен сгоревший собор Святой Софии в Константинополе, поражающий своей красотой и великолепием и остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом христианского мира.

Почитается в лике благоверных. Память совершается в Православной Церкви 14 (27) ноября и в среду Светлой седмицы в Соборе синайских святых.

В 529 году Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах, в 542 году император упразднил должность консула, возможно, по финансовым причинам. Во время правления Юстиниана произошли первая пандемия чумы в Византии и крупнейший бунт в истории Византии и Константинополя — восстание Ника, спровоцированное налоговым гнётом и церковной политикой императора.

Энциклопедичный YouTube

Юстиниановский период (527-565 гг.)

1. Правовая система Древнего Рима. Предмет и метод частного права2. Значение римского частного права для современной юриспруденции3. Периодизация римского частного праваАрхаический период (753—367 гг. до н. э.)Предклассический период (367—17 гг. до н. э.)Классический период (17 г. до н. э. — 235 г. н. э.)Постклассический период (IV-V вв.)Юстиниановский период (527-565 гг.)4. Основные системы римского частного права5. Источники римского частного праваОбычаи и обычное правоЗаконыЭдикты магистратов. Право цивильное и право преторское6. Рецепция римского частного права (6-13 вв., 13-17 вв., 18-19 вв.)7. Иски в римском частном праве: вещные, личные8. Типизация и конкуренция исков9. Легисакционный процесс10. Формулярный процесс11. Экстраординарный процесс12. Особые средства преторской защиты. Сроки в римском частном праве13. Физические лица в римском частном праве. Статусы правоспособности. Изменение правоспособности14. Правовое положение римских граждан15. Правовое положение латинов16. Правовое положение вольноотпущенников (либертинов)17. Правовое положение рабов18. Правовое положение колонов19. Правовое положение перегринов20. Юридические лица в римском праве: виды, признаки, особенности правового статуса21. Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты22. Лица своего права и лица чужого права23. Узуфрукт и квазиузуфрукт24. Брак в римском праве: понятие, виды, формы заключения, условия вступления и прекращения25. Личные и имущественные отношения супругов. Правовое положение приданого26. Институт отцовской власти: понятие, личные и имущественные отношения между отцом и детьми27. Усыновление и узаконение: понятие, основания установления, правовые последствия28. Опека и попечительство в римском праве: понятие, основания установления и прекращения29. Понятие и краткая характеристика вещных прав30. Классификация вещей и ее значение для торгового оборотаВещи движимые и недвижимыеВещи делимые и неделимыеВещи потребляемые и непотребляемыеВещи, определяемые родовыми признаками и индивидуально определенныеВещи простые и сложные (составные), совокупность вещей31. Владение: понятие, элементы, виды, способы установления и прекращения, защитаВиды владенияПроизводное владениеУстановление и прекращение владенияПрекращение владения32. Держание: понятие, содержание, защита, отличие от владения33. Право собственности: понятие, способы установления и прекращения, основания ограниченияПриобретение и прекращение права собственности34. Виды права собственности по римскому частному правуПровинциальная собственностьСобственность в праве Юстиниана35. Способы защиты права собственности36. Права на чужие вещи: сервитутыПриобретение, утрата и защита сервитутовПриобретение сервитутов могло иметь место:Защита сервитутовЗемельные сервитутыЛичные сервитуты37. Права на чужие вещи: суперфиций, эмфитевзис38. Обязательства: понятие, система, условия исполнения39. Виды обязательств40. Гарантии (средства обеспечения) обязательств: поручительство41. Гарантии (средства обеспечения) обязательств: задаток, неустойка42. Гарантии (средства обеспечения) обязательств: фидуция, пигнус, ипотека43. Средства защиты ипотечных отношений44. Исполнение обязательств: место, время, иные условия45. Преторские средства защиты интересов кредитора46. Основания прекращения обязательств: замена исполнения, смерть должника или кредитора, освобождение от долга, депозит, конкуренция обязательств, конфузия, невозможность исполнения47. Основания прекращения обязательств: зачет встречных требований, новация, цессия48. Договор: понятие, виды, толкование49. Умысел: понятие, виды, последствия при заключении сделок50. Насилие и угроза: понятие, значение при заключении договора51. Основания ответственности при неисполнении и ненадлежащем исполнении договоров52. Вина: понятие, формы, степени53. Возмещение убытков: объем, пределы взыскания54. Классификация договоров: общая характеристика55. Формализованные договоры: манципация, нексум, фидуцияМанципацияNexum56. Вербальные договоры: клятвенное обещание либертина, адстипуляция, адпромиссияАдстипуляцияАдпромиссия57. Вербальные договоры: стипуляция58. Литеральные договоры: кассовые записи, синграфы, хирографы59. Реальные договоры: понятие, краткая характеристика. Договор займа и его виды60. Реальные договоры: договор ссуды61. Реальные договоры: договор хранения62. Консенсуальные договоры: купля-продажа63. Эвикция: понятие, основания применения64. Консенсуальные договоры: договор найма вещей (аренды)65. Консенсуальные договоры: договор найма услуг66. Консенсуальные договоры: договор найма работ (подряд)67. Консенсуальные договоры: договор товарищества68. Консенсуальные договоры: договор поручения69. Безыменные договоры: понятие, виды70. Неформальные соглашения: понятие, виды71. Соглашение о дарении. Ограничения дарения72. Квазиконтракты: понятие, основания возникновения, виды. Ведение чужих дел без поручения73. Обязательства из неосновательного обогащения74. Деликты как источники обязательств: понятие, виды (частная месть, композиция, публичные и частные деликты)75. Обязательства из деликтов: понятие, виды, срок действия76. Квазиделикты: понятие, виды, особенности исковой защиты77. Общие положения наследственного права: понятие, наследственные правоотношения, наследственная масса, способы наследования, наследники78. Особенности наследования по цивильному праву79. Особенности наследования по преторскому праву80. Особенности наследования по императорскому праву81. Наследование по завещанию. Виды завещаний83. Завещательный отказ: понятие, формы установления84. Юридические факты в системе римского частного права85. Элементы (реквизиты) сделок

ЮСТИНИАН I ВЕЛИКИЙ

ЮСТИНИАН I ВЕЛИКИЙ (482 или 483–565), один из величайших византийских императоров, кодификатор римского права и строитель собора св. Софии. Юстиниан был, вероятно, иллирийцем, родился в Таурезии (провинция Дардания, близ совр. Скопье) в крестьянской семье, но воспитывался в Константинополе. При рождении получил имя Петр Савватий, к чему впоследствии добавились Флавий (как знак принадлежности к императорскму семейству) и Юстиниан (в честь дяди по матери императора Юстина I, правил в 518–527). Юстиниан, любимец не имевшего собственных детей дяди-императора, сделался при нем чрезвычайно влиятельной фигурой и, постепенно восходя по служебной лестнице, поднялся до поста командующего столичным военным гарнизоном (magister equitum et peditum praesentalis). Юстин усыновил его и сделал своим соправителем в последние несколько месяцев царствования, так что когда 1 августа 527 Юстин умер, Юстиниан взошел на трон. Рассмотрим царствование Юстиниана в нескольких аспектах: 1) войны; 2) внутренние дела и частная жизнь; 3) религиозная политика; 4) кодификация права.

Войны.

Юстиниан никогда не принимал личного участия в войнах, поручая руководство боевыми действиями своим военачальникам. К моменту его восшествия на престол неразрешенным вопросом оставалась извечная вражда с Персией, вылившаяся в 527 в войну за господство над кавказским регионом. Полководец Юстиниана Велисарий одержал блестящую победу при Даре в Месопотамии в 530, но в следующем году потерпел от персов поражение при Каллинике в Сирии. Царь Персии Хосров I, пришедший на смену Каваду I в сентябре 531, заключил в начале 532 «мир на вечные времена», по условиям которого Юстиниан должен был выплатить Персии 4000 фунтов золота на содержание кавказских крепостей, противостоявших набегам варваров, и отказаться от протектората над Иберией на Кавказе. Вторая война с Персией разразилась в 540, когда поглощенный делами на Западе Юстиниан допустил опасное ослабление своих сил на Востоке. Боевые действия велись на пространстве от Колхиды на побережье Черного моря до Месопотамии и Ассирии. В 540 персы разграбили Антиохию и ряд других городов, однако Эдессе удалось от них откупиться. В 545 Юстиниану пришлось выплатить за перемирие 2000 фунтов золота, что, однако, не коснулось Колхиды (Лазики), где военные действия продолжались до 562. Окончательное урегулирование было похоже на предыдущие: Юстиниан должен был платить 30 000 aurei (золотых монет) ежегодно, а Персия обязалась защищать Кавказ и не преследовать христиан.

Гораздо более значительные кампании были предприняты Юстинианом на Западе. Некогда Средиземное море принадлежало Риму, но теперь Италией, южной Галлией, а также большей частью Африки и Испании владели варвары. Юстиниан вынашивал честолюбивые планы возвращения этих земель. Первый удар был направлен против вандалов в Африке, где правил нерешительный Гелимер, сопернику которого Хильдерику Юстиниан оказывал поддержку. В сентябре 533 Велисарий без помех высадился на африканском побережье и вскоре вошел в Карфаген. Приблизительно в 30 км к западу от столицы он выиграл решающее сражение и в марте 534, после длительной осады на горе Паппуа в Нумидии, вынудил Гелимера сдаться. Однако кампанию все еще нельзя было считать законченной, поскольку предстояло справиться с берберами, маврами и мятежными византийскими войсками. Умиротворить провинцию и установить контроль над горным массивом Орес и восточной Мавританией поручили евнуху Соломону, что он и исполнил в 539–544. Из-за новых восстаний в 546 Византия едва не лишилась Африки, однако к 548 Иоанн Троглита установил в провинции прочную и долговременную власть.

Завоевание Африки было только прелюдией к завоеванию Италии, в которой теперь господствовали остготы. Их король Теодат убил Амаласунту, дочь великого Теодориха, которой покровительствовал Юстиниан, и этот инцидент послужил предлогом для начала войны. К концу 535 была оккупирована Далмация, Велисарий занял Сицилию. В 536 он овладел Неаполем и Римом. Теодата сместил Витигис, который с марта 537 по март 538 осаждал Велисария в Риме, однако был вынужден ни с чем отступить на север. Затем византийские войска заняли Пицен и Милан. Равенна пала после осады, длившейся с конца 539 по июнь 540, и Италия была объявлена провинцией. Однако в 541 отважный молодой король готов Тотила взял дело отвоевания былых владений в свои руки, и к 548 Юстиниану принадлежали только четыре плацдарма на побережье Италии, а к 551 к готам перешли также Сицилия, Корсика и Сардиния. В 552 в Италию прибыл талантливый византийский командующий евнух Нарсес с хорошо оснащенной и снабженной армией. Стремительно двигаясь от Равенны на юг, он разбил готов при Тагине в центре Апеннин и в последнем решающем сражении у подножия горы Везувий в 553. В 554 и 555 Нарсес очистил Италию от франков и алеманнов и подавил последние очаги сопротивления готов. Территория к северу от По была частично возвращена в 562.

Остготское королевство перестало существовать. Равенна стала центром византийской администрации в Италии. Нарсес правил там как патрикий с 556 по 567, а после него здешний наместник стал называться экзархом. Юстиниан более чем удовлетворил свои честолюбивые замыслы. Ему покорилось также западное побережье Испании и южное побережье Галлии. Однако основные интересы Византийской империи находились все же на Востоке, во Фракии и Малой Азии, так что цена приобретений на Западе, которые не могли быть долговечными, возможно, оказалась чересчур высокой.

Частная жизнь.

Замечательным событием в жизни Юстиниана явилась его женитьба в 523 на Феодоре, куртизанке и танцовщице с яркой, но сомнительной репутацией. Он беззаветно любил и почитал Феодору до самой ее смерти в 548, обретя в ее лице соправительницу, которая помогала ему управлять государством. Однажды, когда во время восстания «Ника» 13–18 января 532 Юстиниан и его друзья были уже близки к отчаянию и обсуждали планы бегства, именно Феодоре удалось спасти трон.

Восстание «Ника» разразилось при следующих обстоятельствах. Партии, сложившиеся вокруг скачек на ипподроме, обычно ограничивались враждой друг с другом. Однако на этот раз они объединились и выдвинули совместное требование освободить своих взятых под стражу товарищей, за чем последовало требование уволить трех непопулярных должностных лиц. Юстиниан проявил уступчивость, но здесь к борьбе подключилась городская чернь, недовольная непомерными налогами. Волнениями воспользовались некоторые сенаторы, которые выдвинули в качестве претендента на императорский трон Ипатия, племянника Анастасия I. Однако властям удалось расколоть движение, подкупив лидеров одной из партий. На шестой день верные правительству войска напали на собравшийся на ипподроме народ и учинили дикую резню. Претендента на трон Юстиниан не пощадил, но в дальнейшем проявил сдержанность, так что из этого тяжелого испытания он вышел еще более сильным. Следует отметить, что рост налогов был вызван расходами на две широкомасштабные кампании – на Востоке и Западе. Министр Иоанн Каппадокийский проявлял чудеса изобретательности, добывая средства из любых источников и любыми способами. Другим примером расточительности Юстиниана была его программа строительства. Только в одном Константинополе можно указать следующие грандиозные сооружения: отстроенный заново после разрушения во время восстания «Ника» собор св. Софии (532–537), который до сих пор является одним из величайших сооружений в мире; не сохранившийся и до сих пор недостаточно изученный т.н. Большой (или Священный) дворец; площадь Августион и великолепные примыкающие к ней сооружения; построенная Феодорой церковь св. Апостолов (536–550).

Религиозная политика.

Юстиниан интересовался вопросами религии и считал себя теологом. Будучи страстно приверженным православию, он боролся с язычниками и еретиками. В Африке и Италии от него пострадали ариане. К монофизитам, которые отрицали человеческую природу Христа, относились с терпимостью, поскольку их взгляды разделяла Феодора. В связи с монофизитами Юстиниан оказался перед непростым выбором: он хотел мира на Востоке, но не желал ссориться также и с Римом, который для монофизитов ровно ничего не значил. Сначала Юстиниан попытался добиться примирения, но, когда на Константинопольском соборе 536 монофизиты были преданы анафеме, преследования возобновились. Затем Юстиниан начал готовить почву для компромисса: он пытался склонить Рим к тому, чтобы была выработана более мягкая трактовка православия, и принудил находившегося у него в 545–553 папу Вигилия фактически осудить положение символа веры, принятого на 4-м Вселенском соборе в Халкидоне. Эта позиция получила одобрение на 5-м Вселенском соборе, проходившем в Константинополе в 553. К концу царствования позицию, которую занимал Юстиниан, едва ли можно было отличить от позиции монофизитов.

Кодификация права.

Более плодотворными оказались колоссальные усилия, приложенные Юстинианом к разработке римского права. Римская империя постепенно отказалась от прежней жесткости и негибкости, так что все в больших (быть может, даже чрезмерных) масштабах в расчет стали приниматься нормы т.н. «права народов» и даже «естественного права». Юстиниан решил обобщить и систематизировать этот обширный материал. Работу наладил выдающийся юрист Трибониан с многочисленными помощниками. В результате на свет явился знаменитый Corpus iuris civilis («Свод гражданского права»), состоящий из трех частей: 1) Codex Iustinianus («Кодекс Юстиниана»). Впервые его издали в 529, но вскоре он был значительно пересмотрен и в 534 получил силу закона – именно в той форме, в которой мы его теперь знаем. Сюда вошли все представлявшиеся важными и сохранявшие актуальность императорские постановления (constitutiones) начиная с императора Адриана, который правил в начале 2 в., в том числе 50 постановлений самого Юстиниана. 2) Pandectae или Digesta («Дигесты»), подготовленная в 530–533 компиляция взглядов лучших правоведов (в основном 2 и 3 вв.), снабженная поправками. Комиссия Юстиниана взяла на себя труд по примирению различных подходов юристов. Законодательные нормы, описанные в этих авторитетных текстах, стали обязательными для всех судов. 3) Institutiones («Институции», т.е. «Основы»), учебник права для студентов. Учебник Гая, юриста, жившего во 2 в. н.э., был осовременен и выправлен, и с декабря 533 этот текст вошел в учебные программы.

Уже после смерти Юстиниана были опубликованы Novellae («Новеллы»), дополнение к «Кодексу», где содержатся 174 новых императорских постановлений, причем после смерти Трибониана (546) Юстиниан издал лишь 18 документов. Большинство документов составлено на греческом, который приобрел статус официального языка.

Репутация и достижения.

Оценивая личность Юстиниана и его достижения, следует учитывать роль, которую играет в формировании наших представлений о нем его современник и главный историк Прокопий. Прекрасно осведомленный и компетентный ученый, по неизвестным нам причинам Прокопий испытывал к императору стойкую неприязнь, которую не отказал себе в удовольствии излить в Тайной истории (Anecdota), особенно по поводу Феодоры.

История еоценила заслуги Юстиниана как великого кодификатора права, только за одно это деяние Данте отвел ему место в Раю. В религиозной борьбе Юстиниан сыграл противоречивую роль: сначала он пытался примирить соперников и достичь компромисса, затем развязал преследования и закончил тем, что почти полностью отказался от того, что исповедовал вначале. Его нельзя недооценивать как государственного деятеля и стратега. В отношении Персии он проводил традиционную политику, добившись определенных успехов. Юстиниан замыслил грандиозную программу возвращения западных владений Римской империи и почти полностью ее осуществил. Однако этим он нарушил баланс сил в империи, и, возможно, впоследствии Византии крайне не хватало энергии и ресурсов, которые были впустую израсходованы на Западе. Умер Юстиниан в Константинополе 14 ноября 565.

святой Юстиниан Второй как приговор «историческому православию»

Разговор об этом святом садисте был начат утром тут

Некоторые усомнились — вправду ли греки объявили его святым
Что ж, смотрите:
В греческих святцах именно он прославляется — 2 августа

«Οσίων Ιουστινιανού Β’ του ευσεβούς βασιλέως»
О процедуре его канонизации надо бы еще поспрашивать гугл: Αγιοποίηση του Ιουστινιανού Β’
Но, вроде, это лишь актуализация древней канонизации:
«После Ираклия в синодик были включены лишь Константин 4 и Юстиниан 2 и две женщины — Феодора, супруга Феофила, и Феофано, жена Льва 6, которых без опасения можно было провозгласить святыми» (Дагрон Ж. Император и священник. Спб., 2010, с. 200). Кпльский синаксарь исходил из замечательной логики: Вселенские соборы святы -значит, созвать их мог только святой человек. Поэтому все цари, созывавшие Вселенские соборы — святые. Трулльский собор в Кпле считался вселенским — поэтому и Ю-2 обречен был попасть во святые.
Исторические источники о правлении Юстиниана — Феофан Византиец и патриарх Никифор

И в книге Величко:

… предал казни все семейства славян, расселённые в Малой Азии. В свою очередь, террор по отношению к мирному населению дал новый стимул славянским воинам, отныне верно служившим арабам и устраивавшим грабительские набеги на греческие территории…
… Юстиниан каким-то образом сумел заманить к себе посланца хана и своими руками задушил вначале его, а затем и правителя Боспора, который должен был принять участие в убийстве бывшего императора….
Проплывая на своём суденышке мимо устья Днестра и Днепра, заговорщики попали в страшную бурю. Волна заливала лодку, и всем казалось, что нет никакой возможности спастись. Как христиане, приближённые Юстиниана посчитали, что Господь не попускает им вернуться в столицу, поскольку бывшим царём двигали жажда мести и гнев к врагам. Поэтому один из заговорщиков обратился к Юстиниану с просьбой: «Владыка! Нам грозит погибель. Дай обет Богу за своё спасение, что если Он возвратит тебе царство, ты не станешь мстить никому из своих врагов». Но в ответ прозвучали такие слова Юстиниана: «Если я пощажу кого-нибудь из своих врагов, то пусть Бог меня потопит!».
Всё же судно спаслось, и заговорщики вошли в устье Дуная. Там Юстиниан отправил посланца к Болгарскому хану Тербелу с просьбой помочь вернуть царство законному владыке, то есть ему самому. В случае удачи он обещал хану богатое вознаграждение и руку своей малолетней дочери от первого брака. Безусловно, этот поступок, который, к сожалению, впоследствии, как пример, станет распространённым способом достижения поставленной цели для многих претендентов на царский трон, не имеет оправдания. Никогда ранее ни один Византийский император не ставил личные планы в зависимость от безопасности Римского государства, никогда не торговал Отечеством ради царства. Теперь счёт таким изменам был открыт…
Ринотмет («с обрезанным носом» — прозвище, данное царю византийцами) вернул с лихвой обещанный долг болгарам. Тербелу выплатили обещанные суммы и подарили убранство царского стола — роскошный подарок. Но этого мало — император вызвал Болгарского хана в столицу и облёк в царские одежды, объявив варвара своим соправителем! Все подданные обязаны были совершать поклонение Тербелу, как царю.
И ранее в силу обстоятельств Римские кесари нередко одаривали варваров высокими наградами, титулами и должностями. Но, чтобы варвар, к тому же некрещёный, стал именоваться Римским василевсом, живым образом Бога на земле, судьёй справедливости и защитником Церкви — такого никогда не случалось…
… пал св.патриарх Каллиник (694–705), которого по приказу царя ослепили и, как еретика, отправили в Рим к папе..
Затем начались массовые казни. Брат казнённого императора Тиверия полководец Ираклий и все его командиры были схвачены и повешены на городской стене — так отечество в лице возвратившегося царя отблагодарило их за службу. ..
Как правило, выбор кандидатов на смерть происходил во время пиров, которые давал царь. По окончании торжеств он лично определял, кто из гостей отправится под топор палача, а кто на виселицу. Некоторых зашивали живыми в мешок, а затем бросали в море, наслаждаясь криками ужаса несчастных. По некоторой оценке Юстиниан «считал верёвку, секиру и палача единственными орудиями верховной власти»
в 709 г. стратиг сицилийского войска Феодор получил приказ произвести экзекуцию Равенны. Форма, в которой произошло очередное злодеяние царя, поражает своим коварством.По сложившемуся обычаю, приезд высших сановников в Равенну, где квартировал царский экзарх, сопровождался организацией массового застолья, на которое приглашались видные граждане и местный епископ. Так было и на этот раз, но, прежде чем гостей пустили к столу, их по двое приглашали к стратигу, где заковывали в колодки и отправляли в трюм военного корабля, пришвартовавшегося рядом.
Арестованные были доставлены в Константинополь, где их казнили, а Равеннского епископа Феликса ослепили и сослали в далёкое горное селение в Понте. Вошедшие в это время в Равенну сицилийские солдаты разграбили город, похитив, в том числе, церковные драгоценности
Жестокости Юстиниана Ринотмета вызвали настоящее восстание в Равенне. Жители покарали императорского экзарха, который казнил в Риме нескольких клириков, препятствующих подписанию актов Трулльского Собора папой…
Это известие окончательно вывело Юстиниана Ринотмета из себя. Впав в дикую ярость, он приказал зарезать детей Илии, не сумевшего исполнить его приказы, а жену сановника выдал замуж за её же раба-негра, имевшего безобразный внешний вид…
(Тут Величко неправ: он дает ссылку на Феофана, тогда как на самом деле пересказывает Никифора; кроме того, оба источника говорят не о негре, а об индусе: «разгорелся величайшим гневом и умертвил детей Илии в объятиях матери, ее же принудил к браку со своим поваром, индусом по происхождению (Ινδω τω γενει) и крайне безобразным». Не уверен, что византийцы
8-9 веков Эфиопию еще называли Индией, хотя францисканец Иоанн де Плано Карпини и много позже Эфиопию называл «Малой Индией» — http://agnuz.info/app/webroot/library/187/529/page32.htm).
***
Совр. рисунок

Средневековое урезание носов

Еще деталь:
«Каллиника ослепили и сослали в Рим. Выбор именно этого города связан с тем, что император хотел лишить ссыльного патриарха сочувствия и поддержки местного клира, поскольку К., как и его предшественник на К-польской кафедре Павел III (688-693), был в конфликте с Римским папой из-за решений Трулльского Собора (691-692). Согласно Житию, в Риме К. по приказу императора был заживо замурован в стену. Когда через 40 дней кладку вскрыли, К. был еще жив, однако скончался через 4 дня от истощения».

На его место Юстинианом был поставлен Кир
«Свя­ти­тель Кир Кон­стан­ти­но­поль­ский († 714), пат­ри­арх, из пре­сви­те­ров и за­твор­ни­ков ама­стрид­ских был воз­ве­ден на Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­ар­ший пре­стол по­сле воз­вра­ще­ния к вла­сти им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на II Ри­нот­ме­та и управ­лял Цер­ко­вью с 705 го­да. Ак­тив­но бо­рол­ся с мо­но­фе­лит­ской ере­сью, за­щи­щал ре­ше­ния V и VI Все­лен­ских со­бо­ров, при нем бы­ли из­да­ны ак­ты этих со­бо­ров.
Вско­ре по­сле па­де­ния Юс­ти­ни­а­на в де­каб­ре 711 го­да, пат­ри­арх Кир за несо­гла­сие с по­ли­ти­кой, ве­ду­щей к уступ­кам ере­ти­че­ским те­че­ни­ям на тер­ри­то­рии им­пе­рии, был сме­щен но­вым им­пе­ра­то­ром Филип­пи­ком Вар­да­ном и уда­лен в кон­стан­ти­но­поль­ский мо­на­стырь Хо­ра, где скон­чал­ся мир­но в 714 го­ду.
При­ме­ча­ние
Па­мять 21 ян­ва­ря (греч.). Не вклю­чён в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви».

А в греческом календаре — вот он:

Ну такой византийский Иван Грозный…
Стоит ли за этой канонизацией Дух Святой? Или же обычное обожествление власти и похотливое возвеличивание своей национальной истории? (напомню — канонизация эта совсем недавняя, 2000-годов).
Епископ извращенец или вымогатель-взяточник — это лишь экземпляры. Легко отмахнуться от этого «иконостаса» поговоркой «в семье не без урода».
Но канонизация таких людей как Ю-2 говорит о катастрофической утрате дара различения духов, об утрате Церковью Христовой элементарного духовно-нравственного вкуса. И эта безвкусица уже не диагноз одного иерарха. Канонизация навязывается всей Церкви и предполагает «рецепцию» ею. Все православные теперь по решению Элладского синода обязаны молиться Ю-2.
Если церковь совершает ошибки в политике или экономике — это одно. Но если допускаются столь брутальные ошибки в определении святости -значит церковь сама уже давно не помнит вкуса и запаха святости. То есть церковь не разбирается уже в самом главном своем деле. Подчеркну: вся церковь, а не только синодалы. Ибо этим безумцам с панагиями ни в день канонизации, ни в последующие годы никто ведь не сказал «НЕЕЕТ!». Ни в их приходах, ни в соседних синодах.
Важней всего партийно-корпоративные интересы. Раз его собор приподнял «авторитет Кпльской кафедры», то можно закрыть глаза на человеческие слезы и кровь, и садиста навязать в друзья Христу.
И кто тут «парасинагога»?
Ну, а учебники христианской этики, наверно, пора переписывать — чтобы Иустинианы Виссарионовичи Грозные смотрелись в них органично.

Грешная святая императрица

Феодора, жена Юстиниана: жадная, развратная и циничная — в описании современника, раскаявшаяся грешница, ставшая святой, — в описании другого святого

Подготовила Юлия Богатко

Свидетельства о жизни византийской царицы Феодоры (500–548; на троне с 527 года) чрезвычайно противоречивы. С одной стороны, она героиня разнообразных исторических сочинений (прежде всего — скандального памфлета Прокопия Кесарийского о нравах византийского двора). С другой — о ней идет речь в рассказах о жизни божьих угодников. Святой Димитрий Ростовский проповедник и писатель конца XVII — начала XVIII века. упоминает ее в своих «Житиях святых» — правда, в связи с мужем Юстинианом  Память благоверного царя Юстиниана и царицы Феодоры чтят 14 ноября.: «Так, живя в чистоте и благочестии, он царствовал 39 лет и мирно скончался о Господе. За заслуги Церкви и за благочестие он причислен по смерти к лику святых. Вместе с ним причислена к лику святых и его супруга, царица Феодора, которая была сначала грешницей, но потом раскаялась и провела остаток жизни в чистоте и благочестии».

Двор императрицы Феодоры. Фрагмент мозаики в базилике Сан-Витале, Равенна, VI век © Wikimedia Commons

Сегодня уже точно известно, что «Тайная история» — исторический подлинник. Прокопий, имевший возможность непосредственно наблюдать жизнь Феодоры, описывал не только ее юность, но и ее замужнюю жизнь как имеющую мало общего с благочестием. Например, так: «Никто никогда не видел, чтобы Феодора примирилась с тем, кто досадил ей, даже после его смерти. Но и сын умершего, словно нечто, принадлежавшее отцу, заполучив в наследство вражду василисы, передавал ее до третьего колена. Ибо ее пыл, крайне расположенный возбуждаться для того, чтобы губить людей, был совершенно не способен к умиротворению».

Как же случилось, что эта противоречивая женщина была признана святой?
Судя по описанию Прокопия, юность Феодоры и вправду была яркой:

«Часто в театре на виду у всего народа она снимала платье и оказывалась нагой посреди собрания, имея лишь узенькую полоску на пахе и срамных местах, не потому, однако, что она стыдилась показывать и их народу, но потому, что никому не позволялось появляться здесь совершенно нагим без повязки. В подобном виде она выгибалась назад и ложилась на спину. Служители, на которых была возложена эта работа, бросали зерна ячменя на ее срамные места, и гуси, специально для того приготовленные, вытаскивали их клювами и съедали. Та же поднималась, ничуть не покраснев, но, казалось, даже гордясь подобным представлением. <…> С таким безграничным цинизмом и наглостью она относилась к своему телу, что казалось, будто стыд у нее находится не там, где он, согласно природе, находится у других женщин, а на лице. Те же, кто вступал с ней в близость, уже самим этим явно показывали, что сношения у них происходят не по законам природы. Поэтому когда кому-либо из более благопристойных людей случалось встретить ее на рынке, они отворачивались и поспешно удалялись от нее, чтобы не коснуться одежд этой женщины и таким образом не замарать себя этой нечистью. Для тех, кто видел ее, особенно утром, это считалось дурным предзнаменованием».

Прокопий Кесарийский «Тайная история»

Однако историк конца XIX — начала XX века Шарль Диль, автор многих работ по истории Византии, в своих «Византийских портретах» замечает, что «еще при жизни ее необычайное счастье так поражало современников, что константинопольские обыватели для объяснения его выдумывали самые невероятные истории, множество всяких сплетен, тщательно собранных Прокопием для потомства в „Тайной истории“. После смерти Феодора стала еще больше достоянием легенды».

Актриса и куртизанка Феодора до знакомства с императором Юстинианом. Франция, 1888 год © Leemage / Bridgeman Images / Fotodom

Сам Диль рисует ее портрет так: Феодора совсем еще девочкой была привезена родителями в Византий и выросла в развращенной столице империи. Когда ее отец, дрессировщик медведей, скоропостижно умер, матери пришлось «сойтись с другим мужчиной», тоже из цирковых. Девочка росла среди актеров цирка, обе сестры ее уже имели успех на сцене, и все трое стали посещать светские собрания, где «познакомились с грязными прикосновениями и нескромными разговорами». Довольно рано Феодора стала пленять народ как актриса, принимая участие в живых картинах, «где она могла выставлять без всякого прикрытия свою красоту, которой гордилась, и в пантомимах, где могли проявляться вполне свободно ее веселость и живой комизм».

«Сверх всего остального она обладала исключительно страстным темпераментом и быстро добилась успеха, и не только на сцене.
В профессии, не требующей добродетели, она развлекала, забавляла
и скандализировала Константинополь. На сцене она решалась на самые нескромные выходки и показывалась самым откровенным образом.
В городе она скоро прославилась безумной роскошью своих ужинов, смелостью речей и множеством любовников. Ей не было тогда
и двадцати лет».

В общем, заключает Диль, немудрено, что в таких обстоятельствах у нее было «мало развито нравственное чувство».

И вот в разгар своей славы Феодора исчезает со сцены светской жизни. Историки установили, что в ту пору она сошлась с любовником — правителем одного из городов римской провинции, была им брошена и осталась без средств к существованию. Тогда ей пришлось перебраться в египетскую столицу — Александрию, которая кроме того что была большим коммерческим центром, также известна с IV века как одна из столиц христианства. Богословские споры, религиозные фанатики всех мастей — в такой обстановке оказалась Феодора. Тут она попала под влияние некоторых церковных деятелей, в частности святителя Чин святых высшей степени священства — архиереев. Тимофея IV Александрийского и будущего святого Севира Антиохийского  Антиохийский патриарх (512–518 годы), основатель севирианства. Почитается некоторыми древневосточными церквями как святой., обращавшегося с проповедями к женщинам. Так что, пишет Диль, «когда она возвратилась в Константинополь, это уже была женщина более положительная, зрелая, чувствовавшая усталость от скитальческой жизни и безумных приключений; она старалась, искренно ли или нет, вести самую уединенную и целомудренную жизнь. Одно предание гласит, что она жила в маленьком домике, скромно и честно, занималась пряжей и охраняла дом, как римские матроны доброго старого времени. Тут она и встретилась с Юстинианом». Юстиниан влюбился до безумия, сошелся с ней сначала как с любовницей, потом ее возвел в сан патрикии, осыпал всевозможными милостями, богатствами и наделил полномочиями.

Вероятно, здесь и начинается другая Феодора — «великая императрица, занимавшая значительное место возле Юстиниана и часто игравшая в делах правления решающую роль, женщина ума выдающегося, редкой сообразительности, энергичная, существо деспотическое и высокомерное, неистовое и страстное, настолько сложное, что часто могла всякого сбить с толку».

В течение двадцати одного года царствования Феодора вникала во все государственные и церковные дела, ко всему приложила руку: назначала
и смещала пап, патриархов, министров и генералов, не боялась открыто противостоять воле Юстиниана и даже заменять своими приказами его собственные. Влияние ее на мужа не всегда было положительным и часто оборачивалось печальными последствиями, но историки все же отдают должное тому, что часто она правильно оценивала интересы государства.

Одна из самых ярких политических побед Феодоры — усмирение бунта, названного словом «Ника»: бунтовщики объединились против Юстиниана, сожгли центр города (храмы, термы, сенат) и выдвинули в качестве претендентов на престол племянников бывшего императора Анастасия — Ипатия и Помпея. Юстиниан, забрав деньги и сокровища, хотел бежать, но Феодора произнесла в синклите вдохновенную речь, в результате которой все одумались, вооруженные силы были приведены в готовность, бунтовщики подкуплены, разделены и перебиты, претенденты на престол казнены, и порядок восстановлен.

Действительно (и тут все историки соглашаются), колеблющийся
и нерешительный Юстиниан много своих решений не смог бы провести
без жены. А его неоценимый вклад в политику государства и церкви Димитрий Ростовский перечисляет в «Житиях…»: он вел успешные войны с врагами Византийской империи, издал полное собрание римских законов, предпринял немало забот к распространению христианства и искоренению язычества, закрыв языческие школы в Афинах и поручив преподавание инокам, крестил
с помощью епископа Иоанна Эфесского 70 тысяч язычников в Малой Азии
и построил для обращенных 90 церквей. Борясь с монофизитами, он составил песнь «Единородный Сыне и Слове Божий», которую и сейчас исполняют
в литургиях, созвал Пятый Вселенский собор для осуждения несторианской ереси и прекращения раздора в церкви. Издал закон об обязательном праздновании Рождества, Крещения, Воскресения Господня и Благовещения. Кроме того, Юстиниан построил множество храмов, самый величественный
из которых — храм Святой Софии в Константинополе.

Даже критически настроенный Прокопий отмечает верность и единодушие супругов по многим вопросам: » в своей совместной жизни ничего не совершали друг без друга. Долгое время всем казалось, что они всегда совершенно противоположны друг другу и образом мыслей, и способом действий, но затем стало понятно, что они намеренно создавали такое представление о себе, чтобы подданные, составив о них единое мнение, не выступили против них».

Императрица Феодора. Испания, XIX век © Look and Learn / Bridgeman Images / Fotodom

В частности, дружба Феодоры с монофизитами (она вернула их из изгнания и разрешила пользоваться своим дворцом для служб и уставной жизни) объяснялась историками как дальновидная милость и благоволение
к диссидентам, что в случае их победы могло гарантировать Юстиниану милость теперь уже к нему и его династии.

Конечно, пишет Диль, возможно, что в «силу своего властолюбивого характера и привычки подчинять все целям своей политики Феодора иногда несколько нескромно вмешивалась в дела, ничуть ее не касавшиеся». Здесь имеются в виду браки, которые любила устраивать императрица. Вот как Прокопий описывает этот ее обычай в «Тайной истории»:

«…все браки она устраивала с неким божественным могуществом.
До совершения брака люди не устраивали никакой помолвки
по добровольному согласию. Но у каждого мужчины жена объявлялась неожиданно, и не потому, что она ему понравилась, что в обычае даже
у варваров, но потому, что того пожелала Феодора. И то же самое приходилось претерпевать женщинам. Зачастую она удаляла новобрачную из брачного чертога, оставив новобрачного в одиночестве лишь потому, что это ей не нравилось, как в ярости говорила она».

Феодора действительно считала институт брака святым и пеклась о его упрочении, иногда заставляя силой почитать священные узы. По словам одного историка, она также была «по природе склонна помогать женщинам, попавшим в беду». Сама пройдя через нужду и унижение, она пользовалась своим влиянием, чтобы облегчить участь падших женщин и актрис или же тех,
кто неудачно вышел замуж и с кем дурно обращались.

«Феодора радела и о том, чтобы придумать наказания для тех, кто грешил своим телом. И вот, собрав более пятисот блудниц, которые торговали собой, только чтобы не умереть с голоду, и отправив их
на противолежащий материк, она заключила их в так называемый монастырь Раскаяния, принуждая их переменить образ жизни.
Некоторые же из них ночью бросились с высоты и таким путем
избавились от нежеланной перемены».

К концу Феодориной жизни Севир именует ее «царицей, которая чтит Христа». Для Иоанна Эфесского  Иоанн Эфесский (ок. 507–586) — епископ Асийский. она — «правоверная царица». Михаил Сириянин  Михаил Сириянин — историк, патриарх Антиохии с 1166 по 1199 год. свидетельствует, что она заботилась ο мире церквей больше, чем муж,
и побуждала его работать в этом направлении. Умело двигая политические фишки, Феодора и Юстиниан сохранили единство империи и церкви.

29 июня 548 года Феодора умерла от рака. Память о ней для Юстиниана была священной, он имел обыкновение клясться ее именем, а те, кто хотел понравиться императору, напоминали ему о прекрасной и мудрой царице, которая «быв тут, на земле, его верной сотрудницей, молила теперь Бога о своем супруге».