Православие и хиромантия

Вопрос:

Здравствуйте. Разъясните, пожалуйста, слова Елиуя Вузитянина: «Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его» (Иов 37:7) Поскольку этой цитатой пользуются приверженцы хиромантии и других эзотерических «наук», каково толкование этого стиха Православной Церкви? Благодарю.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Попытка хиромантов использовать этот стих – типичный пример буквализма: использование совпадения слов. Это явное злоупотребление священным текстом. Любому, кто берется за изъяснение Священного Писания, необходимо знать правила герменевтики – науки о методах толкования библейских текстов:

а) должен быть обязательно рассмотрен контекст данного стиха;
б) необходим сравнительный анализ употребления ключевых понятий в параллельных местах;
в) предложенное толкование данного стиха не должно противоречить библейскому учению в целом.

Ключевым понятием рассматриваемого нами стиха является полагать печать. Необходимо точно определить значение этого словосочетания, а не использовать его дилетантски для подтверждения своих заблуждений. В тексте стоит еврейское слово хатам (полагать печать). В Иов 37:7 хатам не означает делать оттиск какого-либо изображения или текста, а имеет другой смысл: запечатать, т.е. запретить, связать. Обратимся к параллельным местам. Слово хатам встречается в Иов.9:7: Бог скажет солнцу, – и не взойдет, и на звезды налагает печать. Значение слова печать здесь совершенно определенно: Бог может налагать печать на звезды, препятствуя их появлению на небе. То же слово хатам употребляет пророк Даниил: И принесен был камень и положен на отверстие рва, и царь запечатал (хатам) его перстнем своим, и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении о Данииле (Дан. 6:17).

В Иов 37:7 хатам (полагать печать) означает наложить запрет, связать руку человека. Это подтверждает и контекст данного стиха: Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые. Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти. Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его. Тогда зверь уходит в убежище и остается в своих логовищах (Иов 37:5-8). Весь этот фрагмент проникнут единою мыслью о всемогуществе Бога, Который может не только вызвать грозные явления природы, но ограничить человека, запечатав его руку. Эти явления в природе заставляют зверя скрываться в своих логовищах. Понимание, которое дают этому стиху хироманты, совершенно не согласуется с основной мыслью рассматриваемого библейского фрагмента.

Надо, наконец, решительно сказать, что хиромантия (греч. cheir – рука, manteia – гадание), как часть мантики, была распространена в древних языческих обществах. Закон же Моисеев строго запрещал подобные занятия: Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте (Лев.19:26).

Лариса! Даже с приставкой «лже»- назвать хиромантию наукой весьма проблематично. Скорее, она – оккультная практика, суеверие, заигрывание с бесами… Равно и судьба – оккультное понятие в том случае, если рассматривается как некая жесткая запрограмированность вне свободного выбора человека, каким-то образом отображённая на поверхности ладони.

Между тем, свобода воли, свобода выбора – самая существенная часть образа Божия в человеке, простирающаяся до того, что может быть направлена и против Самого Создателя. В таком случае судьба – лишь печальный итог человеческих грехов и заблуждений. Не судьба творит человека, но человек является творцом её. Исключительно по своим желаниям и устремлениям, в согласии или в противодействии промыслу Божию, направленность которого неизменна – ко благу и спасению души в вечности. Причём, для всех людей без исключения… Ниневитяны покаялись и были спасены, хотя по своим грехам были уже предопределены к погибели; Иуда отчаялся и погиб, хотя был призван к апостольскому достоинству.

Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал.5, 1). К свободе призваны вы, братия (Гал.5, 13). Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3, 17). В этом достоинство христианства и достоинство человека. В хиромантии же, как и в любом другом гадании, поругание его.

Наверное, «эти линии» для чего-то даны… Равно как и цвет сетчатки глаз, форма носа, ушей – у каждого человека они индивидуальны. Ум человеку тоже дан для чего-то… Хорошо, если для того, чтобы не становиться рабом диких суеверий, но строить свою жизнь в гармонии с совестью и своим предназначением в вечности.

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Православная Церковь считает хиромантию нравственно опасным заблуждением, лженаукой, вымыслом, который не имеет никакого отношения к жизни человека.

Хиромантия противоречит одному из основных принципов христианского мировоззрения, согласно которому человек является существом, обладающим личной свободой. Это означает, что все события человеческой жизни определяются его свободным выбором и Промыслом Божиим, а отнюдь не жесткой программой, которая может быть отображена на поверхности ладони.

Православная Церковь знает, что свобода воли, свобода выбора является самой существенной частью образа Божия в человеке, которая вызывает безусловное уважение у Самого Творца. О Божественном достоинстве свободы пишет преподобный Макарий Великий, святитель Григорий Нисский, другие выдающиеся богословы, которых Церковь называет святыми отцами. Подумайте — Бог создает возможности для реализации человеком своей свободы, хотя знает, что Его творение может использовать этот великий дар себе во вред. Бог создает человека свободным, чтобы призвать его к соединению с Собой. Бог призывает человека к обожению, и этот зов требует свободного ответа. Бог наделяет человека свободой, которая может быть направлена против Него Самого. Бог создает человека, который, как и Он, может принимать решения и выбирать, свободное существо, способное отказаться даже от Того, Кто его создал. Бог согласовывает Свой Промысел о человеке с его личной свободой.

Понятие свободы в Новом Завете встречается не реже, чем понятия веры и любви. Это основополагающая категория христианской этики. Достаточно наугад привести несколько цитат из Священного Писания, для того чтобы убедиться с каким бесконечным уважением к личной свободе человека относится Православная Церковь.

Церковь знает, что молитва человека, его покаяние могут мгновенно изменить его судьбу. Так, например, в Книге Пророка Ионы говорится о жителях ассирийской столицы Ниневии, покаяние которых было настолько глубоким, что Господь сохранил их город, который Он же ранее предопределил к гибели.

Нравственный вред хиромантии, как и любого другого гадания, состоит в поругании достоинства человека, уничижении образа Божия в человеке, неверии во всемогущество Божиего Промысла и силу Божественной Любви.

Вниманию читателей блога предлагается перевод статьи Кристофера Джонса, размещенной на сайте известного хироманта Джонни Финчема. В ней идет речь о взаимоотношениях средневековой католической Церкви и хиромантии, о значении авторитета Аристотеля для популярности чтения руки, а также о ролях Майкла Скота, Альберта Великого и Фомы Аквинского в истории хирологии. На русском языке публикуется впервые.

Широко распространено мнение, что Церковь всегда была настроена оппозиционно по отношению к оккультным искусствам и предсказательным наукам в лице астрологии и хиромантии, особенно в период Средневековья. Однако изучение работ тех авторов, что писали о подобных искусствах и местах их изучения и сохранения, совершенно отчетливо покажет нам, что в действительности все обстояло совсем не так. Ибо, как мы уже увидели ранее, хиромантия стала впервые процветать в Европе именно в контексте самой Церкви! Приобретение хиромантией признания в те далекие века может также объясняться связью с некоторыми ключевыми фигурами эпохи Средневековья, работы которых отчетливо показывают, сколь маловероятна была для них ситуация притеснений со стороны Церкви как за веру в хиромантию, так и за ее реальную практику.

Майкл Скот (Michael Scot) (ок.1195-ок.1236 гг.) был священником, доктором богословия и придворным астрологом* короля Италии Фридриха II** и известен как автор нескольких трактатов по астрологии и физиогномике. Известно, что однажды Папа Римский предложил Скоту должность архиепископа, однако тот отказался от этого предложения. Именно Скоту принадлежит авторство нескольких переводов работ Аверроэса с арабского на латынь, а также аристотелевской «Истории животных» и других работ, содержащих комментарии Аверроэса и Авиценны к сочинениям древнегреческого философа. Возможно, что именно эта его работа по переводам и вызвала интерес к теме изучения рук; во всяком случае, в работе «De Physiognomia» (Bodleian Library, Oxford Ms Bodl 266) содержится также и раздел по хирогномии руки, в котором особое внимание уделяется ногтям. Также известно, что копия его астрологического трактата, сделанная в XV столетии, содержит короткий фрагмент по хиромантии. В добавок, авторству Скота также приписывается трактат по хиромантии «Chiromantia Scientia». Благодаря изучению работ Скота становится совершенно ясным, что и хиромантия, и астрология воспринимались в ту эпоху как предметы, заслуживающие серьезного рассмотрения не только в теологических, но и в научных кругах.

Альберт Великий

Дополнительное доказательство в пользу отсутствия противодействия изучению хиромантии со стороны Церкви в Средние века связано с трудами Альберта Великого (ок.1193-1280 гг.), одной из самых важных фигур тринадцатого столетия. Альберт являлся теологом, епископом, членом Доминиканского ордена, ученым и философом, а также проявлял большой интерес к предсказательным искусствам. Известно, что в течение жизни он много путешествовал, а занимал несколько лекторских постов в различных университетах. Альберт Великий вместе со своим учеником Фомой Аквинским считаются одними из самых выдающихся философов своего времени; вместе они являются теми фигурами, благодаря которым натурфилософия Аристотеля была адаптирована к догматам христианства. Помимо богословских сочинений, комментариев к Библии и Аристотелю, Альберт Великий также писал о естествознании, алхимии, астрологии и практике предсказания по снам. В некоторых своих работах он даже излагает аргументы в пользу практики мантических искусств; так он специально пишет сочинение «Speculum Astronomiae» с целью защитить юдициарную астрологию*** и продемонстрировать ее совместимость с христианской верой. Известно, что Альберт писал о физиогномике; кроме того, его имени приписывают авторство нескольких трактатов по хиромантии, в частности, «Chiromantia Alberti» и «Alberti de Colonia ars Chiromantiae». Одна из любопытных рукописей, датируемая второй половиной XIV столетия, может быть найдена сегодня в Национальной библиотеке Парижа (Ms 7420a): она вполне может являться более поздней копией одного из оригинальных текстов по хиромантии Альберта Великого. Отметим, что Альберт Великий широко цитируется в анонимном сочинении пятнадцатого века «Cyromancia Aristotelis cum Figuris» и других ранних текстах по хиромантии. Свидетельства, подобные приведенным нами, только усиливают впечатление, что Альберт Великий в самом деле писал о хиромантии.

В любом случае, очень маловероятно, что Альберт Великий считал хиромантию еретическим или же опасным искусством. В своих сочинениях по физиогномике он описывает эту науку как способность предугадывать человеческий характер по физической форме различных частей тела. Из этих размышлений было бы логичным сделать вывод, что Альберт Великий, учитывая его отношению к изучению физиогномики, вряд ли имел возражения против хиромантии как предсказательного искусства. Более того, насколько нам известно, он с удовольствием признавал магию и искусство предсказания естественными явлениями и, следовательно, вполне разумными предметами изучения. И хотя он принципиально разделяет магию на «добрую» и «злую», все естественные формы дивинации, не связанные тем или иным образом с общением с демонами, предполагаются приемлемыми. Из тех текстов Альберта, что у нас есть, становится очевидным, что он не находил каких-либо особых проблем или противоречий в изучении таких предсказательных искусств, как астрология или хиромантия, и в то же самое время продолжал оставаться авторитетным членом христианской Церкви.

Фома Аквинский

Подобное благожелательное отношение к предсказательным искусствам мы можем также обнаружить и в трудах святого Фомы Аквинского (1225-1274). Аквинский стал доминиканским монахом в возрасте шестнадцати лет и, возможно, является самым знаменитым средневековым мыслителем; его праведный образ жизни в итоге привел к канонизации Фомы Аквинского со стороны Римско-католической Церкви. Помимо работ по теологии и комментариев к Аристотелю, Аквинат также писал тексты по естествознанию, в которых заявлял, что алхимия является истинным искусством, а астрологическая теория играет важную роль в изучении естественных наук. Хотя он и осуждал большинство гадательных практик (подобных некромантии****) как работу демонов, но все же утверждал, что допустимы те предсказательные искусства, которые имеют естественную (природную) основу. Следовательно, такие формы прорицания, как интерпретация снов или же искусства, основанные на астрологии и связанные с ней, как, например, хиромантия и физиогномика, вполне приемлемы. В то время любой метод предсказания, основывающийся на астрологии, уже по умолчанию считался обоснованным. Несмотря на то, что Фома Аквинский не написал работ о чтении рук, он совершенно точно знал о существовании подобного искусства и при желании имел возможность раскритиковать его, если бы желал этого; однако он лишь мимоходом упоминает о хиромантии, причем без какого-либо неодобрения. Подобные наблюдения, а также сами замечания Аквинского показывают нам, что он рассматривал хиромантию как естественное искусство и, следовательно, вполне легальную форму прогностического исследования.

Фактически работы Фомы Аквинского и Альберта Великого сыграли важную роль в широком распространении аристотелевской мысли в Европе того времени. Возможно, рост интереса к изучению руки в то же самый период является чем-то большим, нежели просто совпадением. Правда это или нет, но многие люди полагали, что изучение хиромантии восходит непосредственно к имени Аристотеля. Рост влияния идей Аристотеля в ту эпоху привел к появлению многочисленных безымянных работ, приписываемых греческому философу, особенно если они были связаны с предсказательными искусствами и другими формами эзотерического знания. Как мы полагаем, эта склонность приписывать различные тексты Аристотелю была скорее средством усиления респектабельности и обоснованности изучения подобных искусств, нежели скверной попыткой мошенничества и обмана. Ведь не вызывает сомнений, что именно рост признания аристотелевских идей на протяжении XIII и XIV веков ответственен за процветание хиромантии и подобных предсказательных искусств в то время. Именно восстановление интеллектуальной связи с древнегреческой мыслью вымостило путь к возрождению изучения естественных наук во всех их формах, и несомненно, что именно усвоение аристотелевских идей оказало то мощное влияние, что в конечном итоге освободило европейское мышление из ограничений интеллектуальной смирительной рубашки католической Церкви, в которой оно пребывало на протяжении всего Средневековья.

О взаимоотношениях католической Церкви и хиромантии в XII веке .

* По современным данным, годы жизни Майкла Скота (Скотта) — 1175-ок.1234. Уточним, что звание «астролог» в Средние века было синонимом для слова «ученый», кем Майкл также и являлся, помимо карьеры священника. Майкл Скот обучался в Сорбонне и Оксфорде, где досконально изучил математику, психологию, философию, астрологию и теологию.

** Фридрих II Штауфен (1194-1250) — король Германии (римский король) с 5 декабря 1212 года, император Священной Римской империи с 22 ноября 1220 года, король Сицилии (под именем Фридрих I, в 1197-1212 годах и с 1217 года). Представитель династии Штауфенов. В 1229 году Фридрих II принимал участие в VI Крестовом походе. Благодаря необычным для средневековых правителей и опережающим время делам, получил среди современников прозвище «Stupor mundi», что в переводе с лат. означает «Чудо мира».

*** Юдициарная — устаревший синоним термина «предсказательная» астрология. В Средние века астрологию разделяли на два больших направления: собственно юдициарную, занимавшуюся предсказаниями судеб людей и государств и обычно критикуемую Церковью как ересь, и «естественную», или натуральную, природную, связанную с определением погодных условий и медициной.

**** Некромантия — способ гадания, который предполагает общение с душами умерших и в переводе с др.-греч. означает «вопрошение душ умерших о будущем». В основе данной практики лежит убеждение в том, что мёртвые обладают особым могуществом и могут покровительствовать живым.

LiveInternetLiveInternet

1. Квадрат на холме Юпитера
Холм Юпитера расположен у основания указательного пальца. Отражает амбиции человека, властность, честолюбие. Квадрат, расположенный в этой зоне – хороший знак во всех отношениях. Наличие квадрата на холме Юпитера говорит о наличии ангела-хранителя. Знак предотвращения излишних амбиций, защита от дурной славы, наличие внутреннего стержня. Стабильное социальное положение и счастливый брак.


2. Звезда на холме Юпитера
Звезда – знак событий, не зависящих от человека, часто – роковых событий, оборачивающихся в итоге благом. Расположение звезды на холме Юпитера указывает на предрасположенность к влиянию на людей невербально. Человек, обладающий звездой на холме Юпитера, может добиться власти и высокого положения без особых усилий. Звезда четко посередине холма – вероятность знакомства с влиятельной личностью, которая внесет свою лепту в дальнейшее развитие карьеры.


3. Решетка на холме Юпитера
Решетка изначально несет суть препятствия, но в каждом случае имеет частное значение. Например, наличие решетки на холме Юпитера указывает на то, что человек находится в рабстве качеств, свойственных подопечным Юпитера: то есть, склонен к суевериям и завышенной самооценке, полон желания блистать и господствовать. Нередко решетка на этом участке ладони указывает на распущенность. Но вместе со всем выше перечисленным этот знак указывает и на глубокую чувствительность человека и его желание быть дальше от социальных стереотипов.


4. Крест на холме Солнца
Холм Солнца или, как его еще называют, холм Аполлона, располагается у основания безымянного пальца и отвечает за творческие способности человека. Наличие креста на этом участке ладони говорит о некоторых трудностях в творческом развитии и реализации, о финансовых трудностях, а также о склонности к религиозности. Также может указывать на необходимость помощи третьих лиц для реализации своих идей и на разочарование в случае, если задуманное не осуществится.


5. Треугольник на холме Солнца
Сам по себе треугольник на ладони указывает на способность к наукам или дипломатические способности. Расположение треугольника на холме Аполлона может указывать на возможность реализации в качестве ученого, а также на талант художника или живописца, тонкое понимание искусства и тягу к литературе. Интересный факт – треугольником на холме Солнца обладал ученый и художник Леонардо да Винчи.


6. Квадрат на холме Солнца
Квадрат или четырехугольник на ладони указывает на энергию и широкие возможности того участка, на котором он находится. Так, квадрат, расположенный на холме Солнца, говорит о счастливом стечении обстоятельств, помогающих не слишком одаренному творческими способностями человеку пробиться и получить успех, в том числе, финансовый, не прилагая больших усилий. При этом квадрат на холме Солнца защищает от большого желания славы и слишком больших амбиций.


7. Звезда на холме Венеры
Холм Венеры находится у основания большого пальца и напрямую связан с любовью, браком и семьей, а также отвечает за здоровье и жизненную силу. Наличие звезды в этом секторе указывает на способность человека к высоким чувствам и поддержанию гармоничных и стабильных отношений. Человек, отмеченный этим знаком, имеет успех у противоположного пола и может похвастать большим количеством любовных побед, если стремится к ним. В то же время, звезда на холме Венеры – знак подверженности дурного влияния со стороны противоположного пола.


8. Решетка на холме Венеры
Рабство. Рабство любви, страсти и сексуальных фантазий. Решетка на холме Венеры может указывать на склонность человека к полигамии, страстности и разного рода извращениям. Распущенность, непостоянство в характере и любовных связях. Капризная натура, которой чужды такие понятия, как целомудрие и верность в отношениях.


9. Крест на холме Венеры
Крест на любом участке считается дурным предзнаменованием. Наличие креста на участке, связанном с любовью и отношениями, может говорить о несчастной любви или несчастливом браке. Другой вариант – человек не склонен к высоким чувствам и вступает в брак исключительно по расчету.

10. Родинки на ладони
Родинки на ладони считаются плохим знаком и являются своеобразными кармическими отпечатками из прошлых жизней. Тем не менее, не стоит расстраиваться, обнаружив родинку на каком-либо из участков ладони: родинки имеют свойство появляться и исчезать в течение всей жизни, поэтому воспринимать их наличие стоит не как нечто неизбежное, а как указание на ту область в жизни, в которой необходимо что-то менять.