Православие и курение

Курение – это грех?

Все знают, как опасно курение для физического здоровья. А есть ли опасность духовная? Почему эта пагубная привычка считается грехом? Вон ведь в православной Греции курят даже священники. За разъяснениями мы обратились к пастырям Русской Церкви.

Никотинный дым занимает в душе место Божией благодати

Игумен Лука (Степанов):

– Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что тление папиросы являет образ вечного тления в адском пламени тех, кто не оторвет себя до исхода из временной жизни от этой губительной привычки. Иной мудрый пастырь говаривал, что никотинный дым хотя вдыхается телом, но занимает в душе место Божией благодати и не допускает ее. Этих просвещенных указаний достаточно. Сам я с детства к этому дыму питаю искреннее отвращение, а потому не могу понять скорбящих о необходимости расстаться с этим зловонным легочным прижиганием.

Протоиерей Олег Стеняев:

– Да! Все мы знаем, что курение наносит вред человеческому здоровью, а в Писании сказано: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3: 17).

Курение лишает Причастия

Протоиерей Павел Гумеров:

– Несомненно, курение – это грех. Поделюсь своим священническим опытом: я причащал умирающих, присутствовал на похоронах и видел, что смерть многих людей была напрямую связана с курением. Причем избавиться от этой пагубы очень сложно. Однажды я соборовал и причащал перед смертью женщину, умиравшую от рака гортани, так и в таком состоянии она не могла бросить курить. Даже перед Причастием затянулась несколько раз! Но так как она умирала, я не мог ее не причастить. А сколько людей умирает от рака легких, вызванного курением! Но не только на органы дыхания разрушительно влияет табак – на другие тоже.

Если ты ночью встаешь покурить, если утром затянулся, то как ты пойдешь потом к Причастию?

Пагубность этой привычки, вызывающей серьезную зависимость, еще и в том, что многие курильщики из-за курения не могут причащаться. Если ты ночью встаешь покурить, если утром затянулся, то как ты пойдешь потом к Причастию? Или даже ты дотерпел, причастился, а потом что? Выйдя из храма, жадно затягиваешься? Так что это греховное удовольствие лишает курильщика Таинства.

Невозможность бросить курить – это миф. Я лично знаю нескольких человек, которые, будучи курильщиками с серьезным стажем – лет по 30–40, сумели бросить дымить. С Божией помощью все возможно. Если человек обращается к Богу, Он ему помогает эту заразу бросить.

Старец Силуан: «Всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать»

Священник Валерий Духанин:

– Даже на упаковках сигарет официально пишут: «Курение убивает». Как же не является грехом то, что убивает, что мучает, лишает здоровья, доставляет страдание самому курящему и огорчает близких ему людей?

Все наши грехи делятся на три вида: грехи против Бога, против ближних и против самих себя. Так вот курение – это, безусловно, грех против себя, сознательное сокращение своей жизни, то есть разрушение бесценного дара Божия, данного нам для спасения нашей души. Но в каком-то смысле это и грех против ближних, которые вынуждены вдыхать дым сигарет в общественных местах.

Курение – это зависимость. Оно порабощает волю человека, заставляет вновь и вновь искать своего удовлетворения. В общем, имеет все признаки греховной страсти. А страсть, как известно, доставляет душе человека только новые муки, лишает ее и без того малой свободы.

Иногда курильщики говорят, что сигарета им помогает внутренне успокоиться и сосредоточиться. Однако известно, что никотин действует разрушающе на мозг и нервную систему. А иллюзия успокоения возникает потому, что никотин оказывает еще и тормозящее воздействие на рецепторы головного мозга. Ни одному человеку курение не принесло и минимальной пользы, и я уверен, что в мире не найдется такого курильщика, который хотя бы раз в жизни не пожалел, что он так сильно пристрастился к никотину.

В оправдание курения часто ссылаются на православную Грецию, где курят даже священники. Действительно, в Греции самый высокий уровень в мире потребления сигарет на душу населения. Но ничего хорошего в этом нет. Возможно, курение распространилось там под влиянием исламских традиций, которые разрешают курение. А вот если мы посмотрим на Афон, этот образец строго духовной жизни как для Греции, так и для всего православного мира, то увидим, что никакого курения там нет. Преподобный Паисий Святогорец относился к курению однозначно отрицательно. И преподобный старец Силуан Афонский так же.

Вспоминаю из жития преподобного Силуана, как он однажды посетил Россию, ехал в поезде в какой-то монастырь, а напротив него занял место купец, который предложил ему сигарету. Старец отказался, а купец стал настаивать, говорил: «Не потому ли, батюшка, вы отказываетесь, что считаете это грехом? Курение помогает часто в деятельной жизни: хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу…» Преподобный Силуан дал ему такой совет: «Вы, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, произнесите “Отче наш”». Купец ответил: «Молиться перед тем, как курить, как-то не идет». На это святой Силуан сказал: «Всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».

На каких бы авторитетных и знаменитых людей ни ссылались, что они курили или курят, как, например, император Николай II, это не оправдывает самого курения. Немощи были и у знаменитых людей. Но ведь никто не станет изображать на иконе государя императора Николая II с трубкой, потому что все понимают: это несовместимо. И курение, кстати, служило одной из официальных причин откладывания канонизации. Государь-страстотерпец прославлен за подвиг терпения ради Христа, а немощи есть у любого человека.

А вот один очень близкий мне иеромонах рассказывал, как в молодости, на своем пути к храму он никак не мог бросить курить, и только после того, как он с верой приложился к мощам преподобного Амвросия Оптинского, дурную привычку как рукой сняло. Из этого можно извлечь два урока: первый – что курение все-таки препятствует человеку на его пути к Богу, и сама душа чувствует что-то неладное – совесть чувствует в этом греховную страсть; а второй тот, что иногда собственных сил не хватает для преодоления этой немощи и уже требуется особая Божия помощь.

Курение, безусловно, является грехом, точнее – греховной зависимостью. И значит, в этом надо каяться на исповеди, надо прилагать все силы к искоренению в себе этой страсти.

Если православный не может бросить курить, значит, у него есть не преодоленные духовные проблемы, а курение – лишь их проявление

Если человек ходит в храм, участвует в Таинствах, но не может бросить курить, значит, он еще не до конца разобрался в самом себе, внутри есть какие-то духовные проблемы, не разрешенные и не преодоленные, а само курение – лишь проявление этого. В любом случае, это признак нашей непреображенности. И на пути ко Христу курение должно само собой отпасть как привязанность совершенно ненужная, лишняя и пустая.

Тусклый мир курильщика

Священник Димитрий Шишкин:

– Является ли курение грехом? – Да, конечно. Хотя сейчас в Греции курение грехом не считается. Да что тут мудрить! Даже интуитивно курение воспринимается как что-то негативное: дым, вонища, вред здоровью… А главное – это же страсть, и вот в этом уже никаких сомнений быть не может. Скажу честно: в юности я курил. Недолго, лет пять, но так основательно, что даже и «Беломором» чадил, «Примой» не брезговал. Кто знает – поймет… Так вот, втянувшись в эту пагубную страсть, я очень скоро почувствовал: надо с этим делом завязывать – хотя я не был тогда еще крещен. Но совесть чувствовала. И вот из пяти лет своего курения я года три «бросал» и никак не мог бросить. Отчетливо помню свои ощущения. Я проснулся с утра в отличном настроении с решимостью больше не курить, но к обеду настроение гаснет, мир вокруг тускнеет, и всё без курева кажется пустым и бессмысленным – первый и верный признак действия страсти. Так что после обеда помаешься, помаешься и… эх, одну только! – закуришь с наслаждением, «порадуешься жизни», а через минуту уже думаешь с тоской: ну вот, опять сорвался. И действительно – снова начинаешь курить. Или даже так бывало: продержишься без курева неделю-другую и уже чувствуешь себя «героем», а потом оказался где-то в компании, расслабился и позволил себе мысль: «Одна сигарета ничего не решает», выкурил – и тут же понимаешь: всё, сорвался. И точно – опять начинаешь курить и маяться от того, что не можешь с этой пагубной страстью справиться. Больше того, даже когда я курить бросил, мне несколько лет снилось: я закурил – и с ужасом и тоской понимаю, что вот, сорвался и всё начинается сначала. Это говорит о том, что страсть продолжала гнездиться в душе. Так как же сказать после этого, что курение – не грех?

Апостол Павел говорит: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12).

Курение противоречит замыслу Божию о человеке, как и всякая бессмыслица

Священник Игорь Сильченков:

– Конечно, курение является грехом. Как и все бессмысленное. Какой смысл в курении? Что доброе получает от него человек? Никакого смысла и ничего доброго. А Господь сотворил все премудро и осмысленно. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31). Значит, курение противоречит замыслу Божию о человеке, как и всякое бессмысленное и ненужное.

Не будем забывать, что курение приносит и многоразличный вред человеку. А все, что вредит человеку, мучает его, тоже неугодно Господу. Какой это вред, все мы отлично знаем. Это и разрушение здоровья, данного Богом для совершения трудов по спасению своей души, и материальный ущерб, когда тратим деньги на бессмыслицу, а могли бы потратить на доброе, например подать милостыню.

Но главный вред курения, конечно, духовный. «Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска – это следствие болезненности души от табакокурения», – учит нас преподобный Амвросий Оптинский. А еще мы становимся рабами этого греха. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). А мы призваны к свободе во Христе: «И уразумеете истину, и истина освободит вы» (Ин. 8: 32). Дар Любви может воспринять только свободный во Христе человек.

Поэтому помоги нам, Господи, избавиться от всего вредного и ненужного, чтобы мы были в радости и любви, а не в мучении здесь и в вечности. И зависели только от Святого Бога, а не от сигарет, греховных удовольствий и, в конечном счете, от диавола, который за всем этим и стоит.

Кто ты, если сознательно губишь дар Божий?

Священник Максим Горожанкин:

– Каждый из нас примерно знает, как выглядит пачка сигарет. Там крупными буквами написано: «Курение убивает». Вот из этого уже можно сделать вывод, является ли грехом употребление того, что нас убивает. Конечно же, является.

Часто люди обращаются к Господу с просьбой о здоровье. И большинство наших молитв в какой-то мере тоже о здоровье. И друг другу мы здоровья желаем. А храним ли мы то здоровье, которое даровал нам Господь? Многие ли из нас занимаются спортом, делают зарядку по утрам? Думаю, немногие. Мы кушаем перед сном, хотя знаем, что этого делать нельзя. Потребляем пищу в избытке, понимая, что это приведет и к лишнему весу, и к проблемам со здоровьем. А мы должны хранить то, что Господь дал. То здоровье, которое есть. Курение же не приведет к прибавлению здоровья.

Если курильщик будет обращаться к Господу с просьбой: «Господи, дай мне здоровья!», кем он будет выглядеть в очах Божиих?

Все мы прекрасно понимаем, какие риски сопровождают человека курящего: это и онкологические заболевания, и болезни желудочно-кишечного тракта, и нарушение мозговой деятельности… Это раньше курильщики не знали о том, как табак подтачивает здоровье. А если ты знаешь, что курение вредит тебе, но куришь, ты совершаешь грех: ты сознательно губишь свое здоровье. И если курильщик будет обращаться к Господу с просьбой: «Господи, дай мне здоровья!», кем он будет выглядеть в очах Божиих? И как просить у Бога здоровья теми же устами, которыми только что выкурил сигарету? Это нелепица какая-то. Вопиющее противоречие. А Господь призывает нас к целостности, целостности мышления прежде всего. Мы Евангелие читаем для чего? Чтобы ум наш по евангельски мыслил, чтобы во Христе был.

Так что курение – это грех. Причем грех страшный, наносящий ущерб богодарованному здоровью.

Мысли о курении и курящих

Табачная эволюция

С табаком борется, похоже, весь мир. Но так было не всегда. О том, какие изменения претерпело отношение к курению в Русской Церкви, рассуждают православные священники.

Поль Сезанн «Курильщик». 1890-1892

По словам настоятеля церкви св. мц. Татианы при МГУ им. Ломоносова прот. Максима КОЗЛОВА, еще сто лет назад общество относилось к курильщикам снисходительно. «Взять хотя бы известные воспоминания жены Достоевского о его похоронах, — рассказывает он. — Анна Григорьевна с величайшим удивлением отмечает, что после отпевания на полу собора Александро-Невской Лавры не было найдено ни одного окурка. Для продолжительных богослужений того времени это выглядело удивительно. Или посмотреть на дореволюционные фотографии выпусков Духовных Академий: на них студенты в неофициальной обстановке не стесняются фотографироваться с папиросами».

Отец Максим также напомнил, что из воспоминаний о русских дореволюционных святых можно видеть, что и некоторые из них курили. «Некоторые преодолевали эту привычку на протяжении десятилетий и преодолели, а кто-то так и не справился. Вспомним хотя бы святого царя-страстотерпца Николая, который был курильщиком».

Терпимое отношение к курению свойственно не только дореволюционной Русской Церкви, но и некоторым современным поместным Церквам: Элладской, Болгарской, Сербской. Как рассказал нам насельник московского Свято-Данилова монастыря игумен ПЕТР (Мещеринов), «в южных странах, например, в Греции, курение наряду с кофе традиционно распространены как дополнение к трапезе. Святитель Феофан Затворник описывает такую картину: после трапезы дьякона обносят трубками всех присутствующих, начиная с самого патриарха Константинопольского».

По словам главного редактора студенческого журнала МДА «Встреча» священника Андрея ИГУМНОВА, «в Греции многие курят, не только среди мирян, но и среди духовенства. Но надо помнить, что греки долгое время были под турецким игом и многое переняли от турок, в том числе и курение». Прот. Максим Козлов объясняет столь разное отношение к табаку в Греции и России культурными особенностями. «Это различие проявляется на примере клириков. В Русской церкви священнослужитель, допускающий курение в публичной обстановке — это большой соблазн для окружающих. А вот батюшка, выпивший на людях – это, может быть и не похвальная, но понятная слабость. А в Греции скорее наоборот: клирик, сидящий в кофейне с сигаретой, не вызывает ни у кого претензий, а перебравший вина — это настоящий скандал».

Прот. Максим Козлов: «Это, несомненно, греховный навык. Прежде всего, по отношению к самому себе. Ведь курение — это род медленного самоубийства. Во-вторых, по отношению к ближним: курение приносит вред окружающим. Далее, курение — особенно если речь идет о клирике или людях, о которых известно, что они церковные — большой соблазн для окружающих. Апостол Павел сказал: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор, 8, 11). Такое же отношение должно быть и к курению. Можно пофантазировать: если когда-нибудь, например, благодаря нано-технологиям, будут изобретены сигареты, улучшающие земную атмосферу, вырабатывающие кислород повышенного качества, укрепляющие здоровье курильщика и находящихся рядом с ним людей и не вызывающие зависимости — тогда можно будет поставить вопрос о переводе этой греховной привычки на уровень нравственно нейтральных навыков».

Игумен Петр (Мещеринов): «Курение, конечно, гораздо меньший грех, чем алкоголизм — под воздействием алкоголя поведение человека становится неадекватным, и он может нанести вред себе и окружающим, а при курении этого не происходит. Но курение требует от курильщика постоянного употребления табака, а это уже создает зависимость, делает человека рабом привычки».

Священник Андрей Игумнов: «Если в храм с покаянием придет преступник, то, конечно, я не стану ставить ему в вину курение, но по отношению к себе самому и к людям воцерковленным я считаю курение грехом. Впрочем, мне кажется, что грех этот сопоставим с любым другим пристрастием, подтачивающим здоровье: например, к крепкому чаю или кофе».

Отношение к курению меняется во всем мире. В первой половине XX века во всех странах курить было разрешено практически везде: в кинотеатрах, в общественном транспорте. Об этом ясно свидетельствуют кадры многих кинолент того времени. Но, начиная с 60-х годов, стало появляться все больше научных исследований, доказавших вредное влияние табака и его производных — смол и дыма — на здоровье не только курильщика, но и тех, кто находится рядом с ним. С 80-х годов прошлого века авиакомпании стали запрещать курение на бортах самолетов, постепенно вводится запрет на курение во всех общественных местах. О необходимости решительных действий против курения говорит статистика смертей, вызванных им: согласно докладу Всемирной Организации Здравоохранения, опубликованному в 2008 году, ежегодно от болезней, вызванных курением (рак, болезни легких, сердца, головного мозга и т.д.) умирают 5,4 миллионов человек. По данным российского Минздравсоцразвития, в нашей стране от курения ежегодно умирают около 400 тыс. человек. Неудивительно, что и в России принято решение поддержать общемировую борьбу с табаком.

Диакон Федор КОТРЕЛЕВ

Медитация на сигарету

О том, что курение опасно для здоровья, знают все. Но есть и другой аспект проблемы – нравственный. Является ли курение грехом – ведь ни в Евангелии, ни у Святых Отцов о нем ничего не говорится? Следует ли бороться с этой вредной привычкой, или можно все-таки позволить себе маленькую слабость? Не мешает ли она духовной жизни? Отвечает психолог-консультант центра «Собеседник», священник Андрей ЛОРГУС

— Курение – грех или все-таки нет?

— Это вопрос казуистики. Грех — с какой точки зрения? Ведь грехов гораздо больше, чем названо в Библии, и такого свода грехов, который был бы принят всей Православной Церковью, тоже нет. Так что, если мы поставим перед собой задачу найти лазейку в тексте, в формальных правилах, то легко докажем, что курение — не грех. Не запрещено — значит разрешено. Но дело в том, что духовная позиция не опирается на пункты канонических правил. Подлинное православие — в духе. И с духовной точки зрения курение, конечно же, совершенно неприемлемо. Это привычка, затрудняющая духовную жизнь.

— А вино?

— Употреблять вино можно, упиваться — нет. Речь всегда идет о мере. Как ее определить? В православии мерой является совесть и сознание человека. Вся православная духовная практика нацелена на ясное, точное сознание, святые отцы постоянно говорили о трезвении, трезвомыслии. Никакие виды химического воздействия на сознание с точки зрения православия неприемлемы. Поэтому — сколько можно выпить вина? До той поры, пока сознание твое ясно, чисто и адекватно. Сколько можно выкурить? Нисколько. Ведь даже минимальное количество табака вызывает измененное состояние сознания.

— Даже одна сигарета? Одна затяжка?

— Да, несомненно. Если курильщик затянется натощак на фоне сильного стресса, он может упасть в обморок. О чем это говорит? Именно о том, что даже одна затяжка сильно влияет на сознание человека.

— Что такое «измененное состояние сознания»?

— Это состояние необычное, нетипичное. Например, человек может впадать в транс, в эйфорию или чувствовать себя оглушенным, подавленным. Иными словами — неадекватным. Нравственные ценности, семейные, родственные, дружеские связи на какое-то время отступают при этом на задний план или вообще пропадают. Например, человек в состоянии аффекта, озлобления может совершить любой поступок, потому что в этот никакие нормы для него не актуальны. Наркоман в состоянии ломки не помнит ни отца, ни матери, ни Бога, ни правил. Это и есть изменение сознания. По сути с курильщиком происходит то же самое. Конечно, совсем не в такой степени, как с наркоманом или алкоголиком. И всё же каждая затяжка воздействует на его сознание. А сколько таких затяжек от одной сигареты? А сколько сигарет в день? Эффект воздействия на сознание едва заметен, и потому курение не всеми признается опасным с психологической и духовной точки зрения. Но наркологи и христианские психологи считают, что курение делает человеческое мышление не совсем адекватным.

— Некоторые утверждают, что курение помогает им сосредоточиться.

— В действительности помогает – временно — не курение как таковое, а изменение дыхания. Существуют мистико-оккультные и парапсихологические дыхательные практики. Их суть — в медитации, в достижении того же самого измененного состояния сознания. Когда человек начинает дышать слишком интенсивно или в определенном ритме, с задержкой дыхания, например, у него могут возникать видения, галлюцинации, эйфория. Вот и во время курения тоже совершается определенный дыхательный ритуал — курильщик пользуется дыхательной практикой, как медитацией. Вообще, люди думают, что в курении главное — табак. Дым, конечно, влияет на сознание, но изменение дыхания тоже имеет большое значение.

— Но человек даже не замечает, что медитирует.

— Ну, так мы в жизни используем массу защит и приемов, не осознавая их. То же самое с едой. Люди ведь не замечают, что в состоянии стресса едят больше, чем нужно их организму. Или употребляют слишком много сладкого.

— Начинающий курильщик переживает массу неприятных ощущений, но все же продолжает себя насиловать. Зачем?

— Для новичка курение — это всегда стресс. Он получает дозу яда, на которую организм реагирует однозначно — отторжением. Да, это насилие над собой. Но чаще всего это насилие помогает человеку пережить какое-то более тяжелое насилие — травму, унижение, хронический стресс. Дело в том, что травмированные люди тянутся к травматическим способам жизни. Некоторые психологи называют курение «оральной аутоагрессией» — «причинением себе вреда через рот». Начало курения чем-то напоминает мазохизм — причинить себе боль, чтобы не слышать другой боли. Но организм быстро привыкает.

— Значит ли это, что первоначальной причиной курения всегда становится какая-то душевная травма?

— Причин очень много. Дети, например, могут начать курить для того, чтобы казаться «крутыми» или «взрослыми». Женщины часто курят напоказ: сигарета в красивых ручках — разве не элегантно! Поэтому для них очень важен маникюр, кольца, марка сигареты. Важно даже то, как на сигарете отпечатывается помада. А вообще мотивы могут быть самые разные, с каждым случаем надо разбираться отдельно. Чтобы понять, чего курильщику не хватает, надо понять, что для него значит курение. Возможно, ему недостает уверенности в себе, сосредоточенности, умения общаться, психологической защиты. И опять же, возвращаясь к вопросу о грехе: в каждом случае этот грех будет называться по-своему. Один таким образом уходит от реальности, другой не хочет разобраться в своих душевных проблемах и прибегает к таким псевдоспособам их решения. Видите, это же совсем разные грехи.

— Но если тянет к сигарете, то разбираться в причинах надо всегда?

— Что значит надо? Есть люди, которые не разбираются с собой никогда, и не испытывают в этом потребности. Но если человек ставит перед собой хотя бы самую малую духовную задачу — «понять, кто я, зачем я живу» — то рано или поздно перед ним встанет вопрос «почему и зачем я курю?».

— А вопрос «почему я по утрам не могу обходиться без кофе?» перед ним тоже встанет?

— Вполне возможно. Даже чай может стать деструктивной привычкой. Люди, склонные к зависимости, найдут, от чего зависеть — от чая, курения, рулетки.

— Возможно ли курение без зависимости? Хочу — курю, не хочу — не курю.

— Тогда ответьте на вопрос, почему вдруг вы захотели курить? Ничего не бывает просто так.

— Например, оказавшись в компании однокурсников, среди запаха дыма, человек, давно бросивший курить, испытывает желание взять в руки сигарету.

— Надо разбираться, почему именно в этой среде у него возникает такое желание. Приятно пахнет? Значит, зависимость от курения живет в нем, тело ее помнит. Тяготение и есть зависимость: вы видите бутылку — и тянет выпить, слышите запах дыма — и тянет закурить. А любая зависимость есть порабощение воли. Это еще один аспект духовной страсти. Курение, с православной точки зрения — это страсть. Если в начале сигарета «успокаивает», то потом ее отсутствие может довести до бешенства. Для курильщиков «со стажем» большая проблема дождаться причастия, не выкурив ни одной сигареты с самого утра. Грустное зрелище, когда, выйдя за ворота храма, человек дрожащими руками достает пачку сигарет, затягивается и его лицо расплывается в блаженной улыбке…

— Бросать курить — это всегда болезненно?

— Бывают чудеса, когда закоренелый курильщик бросает и не переживает при этом никакой ломки. Но тут скорее можно говорить о вмешательстве Божией благодати. Как правило, преодолеть эту страсть непросто.

— Многие при этом становятся злыми, раздражительными, иногда неадекватными. Разве это не измененное состояние сознания?

— Конечно, измененное. Но ломка — как раз самое удачное время для того, чтобы задаться вопросом «Почему мне так плохо?» Есть ломка физиологическая как реакция организма на перестройку, и она довольно быстро проходит. Но существует еще психологическая ломка: вот я сижу в компании без сигареты и мне неловко, некомфортно, я как будто себя потерял. Как раз в этот момент можно распознать причину зависимости и начать с ней работать. С причиной – а не с симптомом! Ведь когда человек курит и ему хорошо, он не готов осознавать свои духовные проблемы. А вот когда ему плохо – тогда самое время разбираться.

— Говорят, отказаться от курения легче, если бросил кто-то из родственников или друзей. Значит, бросая курить, человек не только заботится о себе, но, возможно, помогает еще кому-то?

— Думаю, да. Антиреклама курения не будет действовать до тех пор, пока курят люди для нас значимые. И никакие запретительные меры тут не помогут. Государство принимает законы, но их же никто не выполняет. И дальше не будет выполнять, если не изменится настроение в обществе. Помните, во второй половине 90-х у нас в стране появилась мода на здоровый образ жизни? И сразу все изменилось! Как только элита общества начала посещать спортзалы, бегать трусцой, уезжать на дачи, это мгновенно стало нормой для большинства. Духовное состояние общества – это то, что мы называем общественным сознанием. Пока оно не изменится – ряды курильщиков будут расти. А если в обществе поймут, что курение — не вредная привычка, а манипуляция своим сознанием, тогда начнется освобождение от зависимости.

Библейское отношение к курению

Курение в библии освещено в специальной книге для священников. Там указаны правила курения и люди, которым это разрешено. У многих дома есть древняя книга. Одним досталась в наследство от бабушки, другие купили ради престижа, некоторые заглядывают в нее.

Исследуя вопрос о курении в свете священного писания, откроем библию и узнаем, что же говорит об этом Слово.

Что сказано в библии про курение?

Курение по библии – это только обряд каждения перед жертвенником. Причем курительный состав был строго регламентирован и не мог быть заменен ничем другим. Для курения сам Господь дал закон.

«И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ:

  1. Стакти.
  2. Ониха.
  3. Халвана душистого.
  4. Чистого ливана.

Сделай из них курительный состав и употребляй только в храме перед жертвенником. Больше нигде нельзя его использовать под страхом смерти. И другой состав делать нельзя по той же причине.»

Книга Исход, глава 30, с 34 стиха (здесь и далее тексты из библии).

Непослушание стоило дорого двум священникам Надаву и Авиуду, которые неточно сделали состав и пошли курить перед жертвенником – от жертвенника вышел огонь и убил их.

Видео взято с канала: Андрей Сетивиков

Хочется спросить: «Но причем здесь это?» – Как говорил Козьма Прутков: «Смотри в корень!»

Откуда в Европу пришла мода на табак?

Христофор Колумб в 1493 году нашей эры открыл Америку, в которой жили индейцы со своими традициями. Особо в них не вникали, сразу начав массовое истребление народов.

Но поэма Лонгфелло «Песня о Гаявате» осталась, как исторический и культурный памятник традиций американских индейцев. Они курили трубку мира, набивая ее ивовой корой и табачными листьями, стараясь выпустить в небо как можно больше дыма. Традиция выпускания дыма из трубки связана с поклонением Гаявате, их лжебогу.

Индейцы курили до тех пор, пока не впадали в транс, общаясь с потусторонним миром демонов.

Почему европейским христианам приглянулся этот обычай, история не сохранила данных. В Америке стали возделывать табак в промышленных масштабах. Табак перекочевал в Европу. Люди, называющие себя христианами, стали кадить чужому лжебогу.

Как относились священники средних веков к курению табака?

Католическая церковь строго предупреждала о греховности пагубной привычки. Священники заявляли, что пускающие дым из ноздрей связаны с дьяволом. Курильщиков отлучали от церкви и предавали анафеме.

На Руси наказывали палками, а в XVII веке ввели смертную казнь за употребление табака. Сегодня богословы, толкующие библию, называют курение табака грехом непотребства. Согласно толкованию библейских текстов, курильщик идет в ад. Смерть от сигарет наступает не только физическая, но и духовная.

В библии один раз сказано:

«Курение отвратительно для меня!»

Исаия 1 глава 13 стих.

Видео взято с канала: Елицы ТВ

Господь говорит, чтобы люди не приносили курене в храм, а лучше соблюдали закон, правду и суд. А каждение грешников, не осознающих своей неправды, не приносит никакой пользы человеку, а Господу только огорчение.

Что говорит о курении Новый завет?

Ничего, ни одного слова.

Но в послании к коринфянам апостол Павел предупреждает, чтобы к причастию подходили свободными от грехов.

глава 11, стихи 28-30.

Библия предупреждает, что курящий человек может заболеть после причастия и, даже умереть. Надеюсь никто не хочет себе такой участи.

Православная церковь запрещает употреблять сигареты перед причастием, евангельская не преподает крещения, если человек не свободен от пагубной привычки.

Эта привычка опасна не только в плане здоровья, демоны знают курильщиков и воздействуют на их психику. Люди страдают от плохого настроения, постоянно заставляющее брать сигарету.

Рассказ человека, который бросил курить с помощью библии.

Моя соседка никогда не расставалась с библией. Сидя на лавочке во дворе или идя в свое собрание, она всюду таскала с собой довольно увесистую книжку и зачитывала из нее тексты всем, кто соглашался слушать.

Мой курительный опыт уже насчитывал лет 18 и кашель не давал спать по ночам. Дети просили: «Мама, ты уже взрослая, тебе стыдно, болеешь. Надо бросить». А как это сделать? Я пошла к соседке посоветоваться.

Она приветливо открыла свою книгу и прочитала: «Молитвой и постом». Вот еще, я никогда не могла поститься, особенно по 40 дней. Соседка снова открыла библию и прочитала из книги Ездры, глава 8, стих 21. Там было написано о посте, не так, как я себе думала.

«Постись, я буду тебя поддерживать» – сказала она, объясняя, что мне делать, а скорее, не делать:

  • Не ешь и не пей воды;
  • Не смотри телевизор;
  • Не читай газет;
  • Не сплетничай;
  • Читай покаянный 50 псалом из библии и молись, проси у Господа, что тебе нужно.

Я удивилась, что она согласилась меня поддерживать – оно ей надо? Но поддержку приняла с радостью и пустилась в свой первый серьезный подвиг.

Семью предупредила, чтобы меня сегодня не беспокоили, а сама взялась за чтение покаянного 50 псалма. Так как я любитель читать, то стала просматривать следующий псалом, к вечеру добравшись до 65.

Там в конце в 20 стихе было написано:

«Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости своей».

Приняв написанное для себя, я успокоилась, попила воды и решила, что избавилась от многолетней привычки. Так и есть, с тех пор прошло 20 лет, сигареты меня не интересуют.

Мало того, я свободно могу находиться в одной комнате с курильщиками, дым меня совершенно не раздражает. Он для меня просто не существует. Удивительную победу над табаком я приписываю силе Слова и помощи соседки, которая разбирается в писании.

Если кто-то хочет попробовать такой метод, разрешите посоветовать: не делайте этого сами. Найдите человека, разбирающегося в Слове. Пусть он подскажет и поддержит. Неопытный человек может потерпеть поражение, а наша цель победить пагубную привычку навсегда.

Курение в свете библии – это грех отступничества от истоков христианства. Подводя итог, снова зададим себе вопрос: можно ли курить по библии? Ответ: да.

Только правильным курением, только священникам и только в храме. Остальным книга Екклесиаста говорит: делай что хочешь, но за все придется отвечать.

Глава 11, стих 9.

С уважением Аманда Харшман!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый знает, что это — пагубная привычка, которая негативно влияет на здоровье и жизнь. Но этот известный и доказанный факт является лишь своеобразной «теорией» тела человека, а вот его влияние на духовный мир — это скорее вопрос веры и праведности. Итак, является ли курение грехом в православии, расскажет данная статья.

Церковь против курения

Обращаясь к вере в тех или иных жизненных обстоятельствах, человек должен понимать, что ему придётся осознать и изменить свой привычный образ жизни, а значит, прежде всего избавиться от тех привычек и страстей, которые церковь считает греховными.

Так, по основным канонам, и курение является грехом. Ведь это — пагубная страсть, а она, как и любая другая, мешает идти по пути спасения и прощения. Господь создал человека по образу и подобие своему, дабы он обладал совершенством и достиг главного — вечной жизни.

Всегда нужно помнить о том, что любая страсть есть «болезнь» души и сцеплена с другими, не менее страшными недугами. И если она стойко укорениться там, то будет способствовать формированию других пороков и грехов, а именно:

  • проявление эгоизма (курящие родители, в частности женщины-матери);
  • возникновение постоянного чувства уныния по поводу личной свободы, а в православии уныние — тяжкий грех;
  • появление греха самооправдания;
  • притупление чувства нравственности;
  • прощение себе самому других слабостей.

Исходя из этих и других достаточно важных причин, можно точно сказать одно — пагубная привычка является злом. Оно разрушает здоровье как физическое, так и моральное. Учение святых говорит о том, что жизнь дана человечеству Богом как величайший дар. И сокращать её пагубными привычками — это страшный грех. Стоит только задуматься, ведь курящий человек вредит не только своему здоровью, но и здоровью окружающих. И оправдать это невозможно.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше …ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью …ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и …Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как…ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала …ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте http://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Священники о курении

Священнослужители всегда выступают против курения и говорят о нём следующее:

  • любая пагубная страсть является результатом соединения человеческой греховной воли и бесовских сил, участие которых в падении людей доказать очень сложно, так как их влияние невидимо;
  • данная привычка делает людей рабами в большинстве случаев до самой смерти, которая может быть достаточно скорой в виду плохого состояния здоровья;
  • грех курения можно победить, если воля человека и сила Господа сольются воедино;
  • человек будет выше данной страсти лишь тогда, когда твёрдо осознает, какой вред несёт такая привычка. Ведь, как известно, табак расслабляет душу, усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье;
  • следствия болезненности состояния души от влияния курения — раздражительность и тоска;
  • перед тем, как избавиться от греха табакокурения, нужно исповедаться, пройти обряд причастия Святых Таин и каждый день стоя читать Евангелие и молитву помогающую бросить курить.

Подарок диавола

Именно так называют курение в православии. Расстаться с ним очень сложно, но тот, кто сумел это сделать, имеет внутреннюю решимость, а это значит, его духовный путь к Богу откроет главное — вечную благодать.

Мало знает, как церковь относится к курению, нужно принять эти знания и постараться искоренить грех, ибо он не приведёт к хорошему, а только усугубит все сложности жизни. Воля человека — сильна и непоколебима, если она правдива и направлена на исцеление тела и души, дабы получить уникальную возможность — приблизиться к Богу, внять его силу и обратить её в вечную веру.

Господь всегда с Вами!

Является ли курение грехом?

Недавно случайно услышал при выходе из одного храма, как благочестивые прихожанки сокрушались о пристрастии какого-то их общего знакомого к табаку. Притом беспокоились они не о его легких или сердце, нет-нет… Беспокоились о его душе. Мол те кто курит сигареты тем самым «кадит бесам», ну а раз так, то может ли человек такой спастись….

Давай те разберемся. Христианская традиция не знала и не знает запретов на курение табака. Более того, в некоторых восточных монастырях как в древности так и теперь даже монахи иногда позволяют выкуривать по сигаретке в день… Невероятно, но факт…

Курение — просто вредная привычка. Вредная именно для здоровья. На общеизвестных медицинских аспектах вреда курения не будем останавливаться. Стоит только отметить, что курильщики тоже бывают разные. Едва ли есть какой-то вред здоровью у девушки, которая раз в неделю встречаясь с подругами выкуривает пару ментоловых сигарет под бокал вина. Другое дело — заядлые курильщики, которые и спать без сигареты не могут. В остальном же, курение — выбор каждого.

С точки зрения христианской нравственности курение само по себе не грех. Но если рассмотреть глубже, то грехом является вред здоровью, который по собственной воле может причинять себе человек, злоупотребляя табаком. Поскольку здоровье — дар Божий, то и вред, который в подобных случаях приносит себе курильщик греховен.

Одна из таких ситуаций, когда предмет имеющий нейтральную природу, может иметь греховные последствия. И для христианина важно это понимать, чтобы соблюдать баланс между нейтральным и греховным. В этом часто и есть суть борьбы за самого себя, которую христианин переживает ежедневно.

>Курение — бесам каждение. По учению Никодима Святогорца и других святых отцов

№11 (188) / 15 марта ‘02

Цветник духовный

В этой теме:

Цветник духовный

Как святые боролись с плотскими искушениями

Цветник духовный

Беседа о посте протоиерея Александра Шаргунова

Многие простительные или так называемые “несмертные” грехи часто настолько овладевают некоторыми людьми, что они становятся настоящими рабами этих грехов, или, если говорить точнее, — рабами диавола. И в отношении их исполняется написанное святыми апостолами: “Ибо кто кем побежден, тот тому и раб” (2 Пет. 2, 19) и “Всякий, делающий грех, есть раб греха” (Ин. 8, 34). Один не может жить без кофе, другой — без табака, третий — без трубки, причем они кажутся уже наполненными до краев желчью и отравой, они не могут говорить или что-то делать, если не выпьют чашку кофе и не вставят в рот трубку или сигарету. И эти неразумные не знают, что для христиан лучше воздерживаться от всего, что возбуждает чувства. Святой Григорий Богослов говорит: “Не будем развращать вкус наш и не будем ослаблять обоняние”. Если же некоторые и считают курение табака не нарушающим норм приличия или благовоспитанности, то пусть послушают хотя бы современных этических философов, которые очень сильно порицают подобные мнения, справедливо спрашивая, в чем же здесь проявляется вежливость и благовоспитанность? Видел ли кто-нибудь разумное живое существо, которое курило бы трубку, наполненную дымящейся и дурно пахнущей травой, и испускало бы целые облака зловонного табачного дыма, как если бы это была горящая печь? В таком виде человек уподобляется дракону, а этот мифический зверь аллегорически изображает диавола, ибо так говорит и Сам Господь, обращаясь к Иову: “Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя” (Иов. 42, 12 — 13). Какая же может здесь быть благовоспитанность, какое приличие?! Я думаю, что нельзя найти более варварской и отвратительной привычки, чем курение.

Курильщик лишь проснется поутру, так и тянется его рука к куреву, и, смотришь, он сидит уже да попыхивает вместо утренних молитв. И при таком непочтительном к Богу поступке курильщик уверен, что он ничего богопротивного не делает. При службах Божиих воскуривают же ладаном, как и рабам греха не изобрести своего рода курения?

Первое приятно Богу, а второе должно быть приятно врагу Божию — диаволу. Не думаю я, чтобы мое слово могло вразумить хотя бы одного курильщика, но говорю так из сожаления только. Любезен ли Ангелу-хранителю тот человек, который то и дело окружает свою голову облаком табачного дыма? Не знаю, право, помнит ли Бога тот человек, который любит омрачать свой разум и быть как бы в постоянном опьянении! Входит ли когда-либо Дух Утешитель в сердца тех людей, которые, изобретя своего рода утешение, иного утешителя и не ищут себе?

Курение — страсть духовная: по природе курить человеку несвойственно так, как, скажем, есть, пить, иметь семью. Наверное можно сказать, что курение — некий антипод молитвы. Молитва называется у святых отцов дыханием души. Сосредоточивая ум человека в себе и в Боге, она доставляет ему истинное успокоение, очищение ума и сердца, ощущение духовной силы и бодрости. Курение, связанное с дыханием тела, вызывает суррогаты этих чувств. И сам символ молитвы — курение благовонного фимиама, весьма наглядно выражает противоположность благоухания ладана — употреблению зловонного диавольского зелья. Не случайно великий всероссийский молитвенник святой праведный Иоанн Кронштадтский с такой силой обличает порок табакокурения: “Человек извратил самые наслаждения чувственные. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самого дыхания, он изобрел и воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым, принося это как бы постоянное кадило демону, живущему во плоти, заражая этим дымом воздух жилища своего и воздух внешний, а прежде всего пропитывается этим зловонием сам — и вот вам постоянное огрубление своего чувства и своего сердца поглощаемым постоянно дымом не может не действовать и на тонкость сердечного чувства, оно сообщает ему плотяность, грубость, чувственность”.

Итак, кто же может сказать, что эти пороки, эти привычки являются малыми или простительными грехами, когда мы видим, что эти привычки овладевают людьми не меньше, чем серьезные страсти, ведущие к смертным грехам? И чем же, спрашивается, отличаются выше описанные мной люди от тех, кем всецело владеют смертные грехи блуда, сребролюбия, зависти и другие? В действительности — ничем, потому что и те, и другие совершенно одинаково порабощены, совершенно одинаково побеждены страстями. И хотя одни захвачены меньшими пороками, другие — большими, они все равно захвачены: ведь если два львенка попадутся в капкан, один — всеми четырьмя лапами, а другой — лишь одной лапой, они оба пойманы и не могут спастись. Поэтому святой Василий Великий и сказал, что в Новом Завете нет различия между малым и великим грехом: Христос, придя в мир, дал всем людям силы бороться с грехами и побеждать их, и ни один христианин не должен подчиняться никакому греху.

По слову епископа Сан-Францисского Иоанна, “необходимость отвержения даже самого мелкого греха приводит нас к самому важному вопросу человеческой жизни: вопросу о жизни после смерти.

Откровение Церкви утверждает, что не освободившаяся от той или иной страсти душа перенесет эту свою страсть в потусторонний мир, где ввиду отсутствия тела (до воскресения) невозможно будет эту страсть удовлетворять, отчего душа будет пребывать в непрестанном томлении самосгорания, непрестанной жажде греха и похоти без возможности ее удовлетворить.

Легко сделать опыт. Пусть курильщик не покурит двое-трое суток. Что он будет испытывать? Известное мучение, смягчаемое еще всеми отношениями и развлечениями жизни. Но отнимите жизнь с ее развлечениями… Страдание обострится. Страдает не тело, но душа, живущая в теле, привыкшая через тело удовлетворять свою похоть, свою страсть.

Конечно, курение — очень небольшая похоть, как и спичка — небольшой огонь. Но и эта похоть — духопротивна, и невозможно себе даже представить кого-либо из ближайших учеников — курящими папиросы.

Духовный смысл курения и всех мелких “оправдываемых” противозаконий есть распущенность. Не только тела, но и души. Это есть ложное успокаивание себя (своих “нервов”, как говорят иногда, не вполне сознавая, что нервы — плотское зеркало души). “Успокаивание” это ведет ко все большему удалению от истинного покоя, от истинного утешения Духа. Это успокоение — мираж.

Миражное счастье — папироса. Не нужно искать таких счастий. Блажен человек, кто, найдя такое счастье, оттолкнет его с праведным святым гневом. Это царствующее в мире демоническое счастье есть блудница, вторгнувшаяся на брак души человеческой со Христом, Богом Истины и чистой блаженной радости.

Всякое утешение вне Духа Святого Утешителя есть тот безумный соблазн, на котором строят свои мечты устроители человеческого рая. Утешитель — один только Творческий Дух Истины Христовой”.