Православие о воспитании детей

Предлагаем вашему вниманию главы из книги «Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова» (издание Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, Малоярославец). Эти главы посвящены проблемам воспитания детей. Свои советы родителям дает христианский подвижник, которому, по свидетельству тех, кто его знал, было дано исключительное знание человеческой души — благодаря его жизни с Богом и для Бога.

Воспитание детей начинается с момента их зачатия

Воспитание детей начинается с момента их зачатия. Эмбрион слышит и чувствует во чреве своей матери. Да, он слышит и видит глазами своей матери. Он воспринимает ее движения и чувства, несмотря на то, что его ум еще не развился. Помрачается лицо матери, помрачается и его лицо. Нервничает мама, нервничает и он. Что чувствует мать — печаль, боль, страх, беспокойство и тому подобное,— живет этим и он. Если мать не желает ребенка, не любит его, то он это чувствует, и его душе наносятся травмы, которые сопутствуют ему всю его жизнь. Противоположное происходит со святыми материнскими чувствами. Когда у нее радость, мир, любовь к ребенку, тогда она таинственно передает ему это, как бывает с уже родившимися детьми.

Поэтому мать должна много молиться в период беременности и любить своего ребенка, ласкать свою утробу, читать псалмы, петь тропари и проводить святую жизнь. Это и ей приносит пользу. Но жертвы она приносит также и ради ребенка, чтобы чадо стало более святым, чтобы с самого начала оно приобрело святые задатки. Видите, каким тонким делом для женщины является беременность? Какая ответственность и какая честь!

Я расскажу вам нечто подобное об одушевленных и неодушевленных существах, и тогда вы поймете.

В Америке ставили такой опыт: в двух одинаковых комнатах при одной и той же температуре, при одинаковой поливке и в одинаковой земле сажали цветы. Было одно лишь различие: в одной комнате включали легкую и приятную музыку. Каков же результат? Что вам скажу! Цветы этой комнаты разительно отличались от других цветов. У них был более цветущий вид, краски насыщенные, а развитие гораздо лучше.

Сияние святости, а не человеческие усилия делают детей хорошими

Все бывает от молитвы, молчания и любви. Вы поняли плоды молитвы? Любовь в молитве, любовь во Христе. Она приносит подлинную пользу. Чем больше будете любить детей человеческой любовью, которая часто носит страстный характер, тем больше они будут запутываться, тем больше их поведение будет носить негативный характер. Но когда любовь между вами и ваша любовь к детям будет христианской и святой, тогда у вас не будет никаких проблем. Святость родителей спасает детей. Чтобы это произошло, Божественная благодать должна воздействовать на души родителей. Никто сам по себе не становится святым. Та же Божественная благодать будет потом просвещать, согревать и оживотворять души детей.

Часто мне звонят даже из-за рубежа и задают вопросы о детях и на другие темы. Вот и сегодня мне позвонила одна мать из Милана и спросила, как ей вести себя со своими детьми. Я сказал ей вот что: «Молись и, когда необходимо, говори с детьми с любовью. Побольше молись и поменьше слов им говори. И ко всем должно быть больше молитвы и меньше слов. Не будем навязчивыми, но будем молиться втайне, а потом говорить, и Бог будет нас внутренне уведомлять, восприняли ли люди нашу беседу. Если снова нет, то не будем говорить. Будем только молиться втайне. Потому что своими разговорами мы становимся назойливыми для других, вызываем их сопротивление и иногда возмущение. Поэтому лучше таинственно говорить с их сердцами посредством таинственной молитвы, чем с их ушами.

Послушай, что я тебе скажу: сначала молись, а потом говори. Так поступай и со своими детьми. Если будешь все время их наставлять, то сделаешься для них тягостной и они, когда подрастут, будут ощущать одно давление с твоей стороны. Так вот, предпочтение отдавай молитве. Говори с ними через молитву. Говори об этом Богу, а Бог скажет это внутри них. То есть не нужно давать детям советы при помощи голоса, чтобы слышали их уши. Можно поступать и так, но прежде всего ты должна говорить о своих детях Богу. Говори: “Господи Иисусе Христе, просвети моих деток. Я вверяю их Тебе. Ты дал их мне, но я бессильна, не могу их хорошо воспитать. Поэтому прошу Тебя: просвети их”. И Бог будет с ними говорить, и они скажут: “Ах, не нужно было огорчать маму тем, что я сделал!”. И это по благодати Божией будет исходить из них самих».

Это совершенно. Чтобы мать говорила Богу, а Бог говорил ребенку. Если так не произойдет, то ты будешь говорить, говорить, говорить… А все будет в одно ухо входить, а из другого выходить, а в конце станет восприниматься как одно давление. И когда ребенок станет взрослым, тогда начнет сопротивляться, то есть некоторым образом мстить своим отцу и матери, которые его принуждали. Хотя совершенным является лишь одно: слова любви во Христе и святость отца и матери. Сияние святости, а не человеческие усилия делают детей хорошими.

Когда дети травмированы какой-нибудь серьезной проблемой, не беспокойтесь по поводу их сопротивления и плохих слов. В действительности они этого не хотят, но в трудные минуты иначе поступать не могут. Потом они раскаиваются в этом. Но если вы будете нервничать и гневаться, то станете едины с лукавым, и он будет играть всеми вами, как игрушками.

Святость родителей — это лучшее воспитание в Господе

Будем видеть Бога в лицах детей и давать детям любовь Божию. Пусть дети тоже научатся молиться. Чтобы молились дети, нужно, чтобы в них текла кровь молящихся родителей. Здесь некоторые ошибаются и говорят: «Раз родители молятся, благочестивы, читают Священное Писание и своих детей вырастили в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4), следовательно, и дети вырастут хорошими». И вот, пожалуйста, мы видим, как из-за давления родителей мы имеем противоположный результат.

Родителям недостаточно быть просто благочестивыми. Нужно еще не принуждать детей, пытаясь через давление сделать их хорошими. Можно отогнать своих детей от Христа, если эгоистично следовать религиозным принципам. Дети не любят давления. Не принуждайте их ходить с вами в церковь. Можно говорить так: «Кто хочет, может пойти со мной сейчас или прийти позже». Дайте Богу возможность говорить с их душами. Причиной того, что дети некоторых благочестивых родителей, повзрослев, становятся непослушными, оставляют Церковь и все доброе и бегут в другое место, является давление, которое на них оказывают «хорошие» родители. Дети, пока малы, находятся под давлением. Но когда им исполняется шестнадцать, семнадцать или восемнадцать лет, то приходят к противоположным результатам. Сопротивляясь, они начинают водить дурные компании и говорить дурные слова.

Но когда они развиваются в свободе, одновременно видя добрый пример взрослых, то нам радостно на них смотреть. В этом — тайна: будучи хорошим и святым, вдохновлять и сиять. Очевидно, что на жизнь детей влияет излучение родителей. Родители настаивают: «Давай-ка поисповедуйся, давай-ка причастись, давай-ка делай то-то…». Ничего не происходит. Но они же видят тебя? Чем ты живешь, то и излучаешь. Сияет ли в тебе Христос? Это влияет и на твоего ребенка. В этом заключается тайна. И если так будет, когда ребенок маленький, то, повзрослев, ему не нужно будет прилагать большого труда. Говоря на эту тему, премудрый Соломон использует такой прекрасный образ, делая ударение на то значение, которое имеет доброе начало, доброе основание. В одном месте он говорит так: Утреневавый к ней (к премудрости) не утрудится: приседящую бо обрящет при вратех своих (Прем. 6, 14). «Утренеющий к ней» — это занимающийся мудростью с юного возраста. Мудрость — это Христос. «Приседящий» означает «находящийся рядом».

Когда родители святы и передают это ребенку, то есть воспитывают его в Господе, тогда ребенок, какие бы дурные влияния ни оказывала на него среда, не затрагивается ими, потому что при его дверях будет находиться Премудрость, Христос. Он не будет утруждаться, чтобы стяжать ее. Кажется, что стать хорошим очень трудно. Но в действительности это очень легко, когда у тебя с юности добрый жизненный опыт. При взрослении тебе не понадобится труд, потому что добро внутри тебя, ты им живешь. Ты не трудишься, ты им живешь, это твое достояние, которое ты, если будешь внимательным, сохранишь на протяжении всей своей жизни.

Детям нет никакой пользы от постоянных похвал

Детям нет никакой пользы от постоянных похвал. Они становятся эгоистами и тщеславными людьми. Они хотят, чтобы все хвалили их всю жизнь, даже если это будет ложью. К сожалению, сегодня все научились лгать, и тщеславные это принимают, это их пища. Богу это не угодно. Богу угодна истина. К сожалению, не все это понимают и поступают как раз наоборот.

Когда ты непрестанно и без рассуждения хвалишь детей, их начинает искушать супостат. Он поднимает у них жернов эгоизма. Привыкнув с малых лет к похвалам со стороны родителей и учителей, они, возможно, будут преуспевать в учебе. Но что пользы? В жизни из них выйдут эгоисты, а не христиане. Эгоисты никогда не смогут стать христианами. Эгоисты хотят, чтобы их все непрестанно хвалили, все их любили, все говорили о них хорошее. А этого не желают ни Бог, ни Церковь, ни Христос…

Итак, когда мы похвалами развиваем в ребенке это гипертрофированное «Я», когда развиваем его эгоизм, то совершаем для него великое зло. Мы делаем его более склонным к диавольским вещам. Если мы так его воспитываем, то удаляем его от истинных ценностей жизни. Вы не думаете, что это и есть та причина, по которой дети портятся, по которой люди бунтуют? Это эгоизм, который с детства насадили в них родители, Диавол — это великий эгоист, великий денница. То есть внутри нас живет этот денница, мы живем диаволом. Мы не живем смирением. Смирение — Божие, это нечто совершенно необходимое для души человека, нечто для нее органическое. И когда его нет, это все равно, что в организме нет сердца. Сердце дает жизнь телу, а смирение дает жизнь душе. Из-за эгоизма человек находится на стороне злого духа, то есть он развивается со злым духом, а не с добрым.

Вот чего добился диавол. Он сделал землю лабиринтом, в котором мы не можем понять друг друга. Отчего мы страдаем и не понимаем этого? Видите, в какое заблуждение мы впали? Мы дошли до того, что в наше время сделали землю одной психбольницей! А мы и не понимаем, в чем здесь причина. Все находимся в недоумении: «Что с нами стало, куда мы идем, почему наши дети уходят, почему ушли из своих домов и слоняются без цели, почему оставили жизнь, почему оставили образование? Почему это происходит?». Диаволу удалось сокрыть самого себя и подтолкнуть людей к тому, чтобы они использовали другие имена. Врачи, психологи часто говорят, когда человек страдает: «А, у тебя невроз! А, у тебя стресс!» — и тому подобное. Они не соглашаются с тем, что диавол развивает и поднимает в человеке эгоизм. Но диавол существует, это дух зла. Если мы скажем, что он не существует, это все равно что отречься от Евангелия, которое говорит и о нем. Это наш враг, наш супостат в жизни, противник Христа, и называется он антихристом. Христос пришел на землю, чтобы освободить нас от диавола и даровать нам спасение.

Вывод напрашивается следующий: мы должны учить детей жить смиренно и просто и не искать похвалы и «браво». Будем учить их тому, что существует смирение, которое является здоровьем души.

Образ мыслей современного общества причиняет детям зло. У общества другая психология, другая педагогика, которая направлена на детей-атеистов. Такой образ мыслей ведет к произволу. Результат вы видите на детях и молодежи. Сегодня молодежь кричит: «Вы должны нас понять!». Но мы не должны идти к ним. Напротив, будем молиться о них, будем говорить правильные вещи, будем жить правильно, будем проповедовать это, но не будем приспосабливаться к их духу. Не будем портить величие нашей веры. Мы не сможем им помочь, приобретя их образ мыслей. Мы должны быть такими, какие мы есть, и проповедовать истину, свет.

Пусть дети учатся у святых отцов. Учение отцов научит наших детей исповеди, расскажет им о страстях, о зле, о том, как святые побеждали зло в себе. А мы будем молиться, чтобы Бог глубоко проник в них.

Печатается по книге: Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Издание Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. Малоярославец, 2006.

Воспитание детей: Пять практических правил для родителей-христиан

Сегодня мы в Церкви прикладываем огромные усилия, чтобы удержать наших детей в православии. Во многих случаях они не проявляют к этому интереса. Можем ли мы как-то побудить своих детей с радостью исполнять заповеди и быть православными христианами? Я думаю, есть такой способ. Он требует целеустремленности и упорного труда.

Моя мама умерла, когда мне было восемь лет, а когда мне исполнилось десять, мой отец снова женился. Одним летним вечером, мне было около четырнадцати, я сидел на ступеньках у входа в наш дом и размышлял, как сильно мне не хватало мамы. Тем вечером я решил, что мое самое заветное желание иметь крепкий брак и семью. Я поставил это превыше образования, превыше успешной карьеры и превыше положения в обществе.

Мы с моей женой Мэрилин посвятили свои жизни Христу, когда учились в Университете Миннесоты. Однажды профессор колледжа Бетхель* в Сент-Поле, доктор Боб Смит читал лекцию на тему брака и семьи. Как-то в процессе выступления, он нарисовал такой образ, который неизгладимо отпечатался в моей памяти. Он сказал: «Однажды я буду стоять на судилище Христовом как отец и моя цель в том, чтобы рядом стояли моя жена и дети и говорили: «Господи, мы все здесь. Вот Мэри, вот Стив, вот Джонни, все на месте». В ту ночь я молился: «Господи, вот чего я хочу, когда я женюсь, и у меня будут дети, чтобы мы все вместе смогли войти в Твое Вечное Царствие»

За время обучения в колледже, в семинарии, и за сорок пять лет семейной жизни моя решимость иметь большую семью и привести ее с собой в Вечное Царствие ни разу не поколебалась. Мы с женой сохранили здоровый брак и всегда стремились быть благочестивыми родителями, а потом и дедушкой с бабушкой. Я хотел бы выделить пять вещей, которые мы с Мэрилин пытались исполнять и которые по Божией милости исполнялись нами успешнее всего на пути построения семьи во Христе и Его Церкви.

1. Отдавать приоритет своей семье.

Самое важное после Царствия Божия это наша семья. Мне кажется, если мы хотим взращивать Православные христианские семьи, наши супруги и дети должны стать для нас превыше всего после Христа и Его Церкви.

Для верующего человека наш путь во Христе и Его Церкви всегда на первом месте. В этом отношении Священное Писание, Святые Отцы, Литургия говорят однозначно. По крайней мере, четырежды за воскресной Литургией мы поминаем Пресвятую и Преблагословенную Богородицу со всеми святыми, говоря: «сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Наши взаимоотношения с Богом стоят на первом месте, наша преданность семье на втором, а увлеченность нашей работой на третьем.

Как родители мы должны принять на себя строжайшее обязательство, что прежде работы, прежде общественной жизни, прежде всех других дел, которые будут состязаться за пользование нашим временем, мы должны отдать приоритет семье.

Папа и воспитание

В начале своей семейной жизни, я работал в «Campus Crusade for Christ»**. Потом я проработал три года в Университете Мемфиса, и затем одиннадцать лет в издательстве «Thomas Nelson Publishers» в Нэшвиле. И на каждом из этих этапов свирепствовала борьба за равновесие между работой и семьей. Мне бы хотелось свидетельствовать, что выиграть это борьбу легко, но это не так. Я не могу перечислить, сколько моих друзей и знакомых христиан остались без своих семей, потому что по их собственному признанию, карьера была у них на первом месте. Это были вечно отсутствующие дома мамы и папы, и их работа их поглотила.

На всех своих работах в течение долгих лет я ездил в поездки, когда я работал в Campus Crusade в 60х годах, в Thomas Nelson в 70х и 80х, и сегодня в Антиохийской Православной Митрополии. Почти половину своего времени я в разъездах. Когда авиалинии несколько лет назад стали предлагать бонусные перелеты для постоянных клиентов, я подумал: «Минуточку, это же выход. Я буду брать с собой детей».

Таким образом, за время работы в издательстве я стал иногда брать с собой в поездки кого-нибудь из детей. Во время поездки на восток США я взял с собой одну из дочерей, в Нью-Йорке мы взяли в аренду машину и поехали в сторону Хариссбурга в Пенсильванию. Мне кажется, мы никогда так не общались вдвоем, как во время этой поездки. В другой раз мне нужно было ехать всю ночь из Чикаго в Атланту, и я взял собой своего сына Грэга. Когда мы выехали за город, где не было городских огней, он заметил, что он никогда еще в своей жизни не видел звезды так ясно. В ту ночь мы с ним говорили о Божьем творении. Уже взрослыми, большинство их наших шестерых детей говорили: «Папа, одними из лучших мгновений нашей жизни были наши с тобой поездки».

Если вы очень заняты, найдите время это восполнить. Я назначал встречи со своими детьми. Если у вас нехватка времени, и при этом вы не выкраиваете время на детей, вы их потеряете. Если вам звонит кто-то, кому нужно с вами встретится, вы говорите: «Послушай, Джо, у меня встреча. Мы можем встретиться завтра». Вы решаете отдать предпочтение семье.

2. Расскажите детям о любви Божией

Во Второзаконии 4, Моисей говорит детям Израиля о важности исполнений Господних постановлений. А потом он обращается напрямую к родителям и прародителям. «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» (Второзаконие 4:9).

Возможно вы из тех родителей, которые пришли ко Христу в позднем возрасте и духовно не работали со своими детьми должным образом. Что ж, теперь у вас есть шанс попытаться с внуками. Эта возможность не означает, что вы станете родителем своим внукам. Но вы всегда можете рассказать внукам, что Господь сделал для вас, как сказал Моисей. Разговаривайте с ними. Если вы стали ближе ко Христу в более позднем возрасте, расскажите внукам об этом. Расскажите, какие вы вынесли уроки. Расскажите о реальных случаях, свидетельствующих о любви Бога и Его милости к вам.

Моисей продолжает пояснять важность таких разговоров, вспоминая, как Господь сказал ему: «Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дня жизни своей на земле и научат сыновей своих» (Второзаконие 4:10). Дети, которым преподали Слово Господне правильно, научат и своих детей.

Как мы учили своих детей? Прежде чем ответить, я бы хотел сказать, что в этом деле можно переусердствовать. Вы не можете вдолбить христианство в головы своей семье. Если вы будете фанатичны, у вас может возникнуть искушение оказывать на них давление, пока они не взбунтуются. Я встречал в семинарии нескольких человек, которые там оказались не по собственной воле или по Божьему призванию, а скорее, чтобы угодить родителям. И это страшно.

Самое важное, что мы пытались исполнять всей семьей, — ходить на воскресное богослужение. Даже несмотря на трудности подросткового периода, никогда не возникало вопроса, что мы будем делать в воскресенье утром. Я еще не был священником, когда старшие дети были в подростковом возрасте, но, несмотря на это, мы всей семьей в воскресное утро были в церкви. А если мы путешествовали, мы шли в храм, там, где мы оказывались.

Я знал, что если я дам поблажку своим собственным детям, они буду давать поблажки своим. Если вы будете делать уступки, они будут делать еще большие уступки. Поэтому данный вопрос никогда не вызывал сомнений. Слава Богу, все наши шестеро детей православные, с православными супругами и все наши 17 внуков православные. И каждое воскресное утро они в храме.

Сейчас у православных больше богослужений, чем у протестантов. Что же мы делали? Мы всегда были в субботу на всенощной, на воскресной литургии, и на основных праздничных богослужениях. Было ли это милосердным? Безусловно. Неужели я не отпустил бы их на школьный вечер или большой футбольный матч в субботу вечером? Конечно, это не так. Просто мы не хотели, чтобы они гуляли допоздна, так, что это могло им помешать участвовать утром в воскресном богослужении. В праздники, если у них должна была быть контрольная на следующий день, разве я заставлял их идти в церковь? Конечно нет. Я старался придерживаться принципа, в котором Христос и Церковь должны были на первом месте, но не вбивать это насильно. Тут была дисциплина, но было и милосердие.

Православное воспитание детей. С кем должен дружить православный ребенок?

Тот же дух мы пытались сохранить на домашней молитве. Когда дети были маленькими, мы читали им каждый вечер истории из Библии. Мы молились все вместе. Мы делали так всегда, а когда они подросли, мы учили их по вечерам произносить свои собственные молитвы.

Становясь православными, мы изучали церковный календарь. Во времена Рождественского и Великого постов в журнале «Лексикон» появлялись библейские отрывки из Старого и Нового Завета. На протяжении Рождественского и Великого Постов мы читали эти отрывки каждый вечер за общим столом. Если я был в дороге, я просил кого-нибудь почитать. Таким образом, наша семья соблюдала духовный пост, который предписывается Церковью в продолжение этих двух периодов. Если я был дома, я читал и комментировал отрывки. Мы обсуждали, как отрывок можно было применить к нашей жизни, и как он соотносился с Рождественским и Великим Постом.

В остальное время года, я обычно благословлял пищу и затем зачастую разговор за ужином шел о Христе. Если у детей возникали вопросы, я открывал Писание вместе с ними. Таким образом, мы обнаружили, что ритм церковного года привносил душевное равновесие.

3. Любите своих супругов.

В-третьих, я не могу не придать этому значения, мы очень поддерживаем своих детей, когда мы любим наших супругов. Психологи говорят, что для детей важнее не столько ощущать любовь родителей к себе, а знать, что папа и мама любят друг друга. Дети инстинктивно чувствуют, что если любви в браке больше нет, то немного ее остается и для них самих.

Красивый отрывок из Послания к Ефесянам описывает такую любовь. Это тот отрывок, который читается в качестве Апостольского послания на православном венчании. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (ст.25). Это означает, господа, что мы любим ее так, чтобы мы могли умереть за нее. Мы жертвуем собой друг ради друга. Это то, о чем свидетельствуют венцы на церемонии. Я люблю свою жену больше, чем я люблю свою жизнь. Венцы также свидетельствуют о царском достоинстве. В своем наставлении на венчании младшего сына я сказал: » Питер, обращайся с ней как с королевой! Кристина, относись к нему, как к королю». Такая расстановка прекрасно работает.

Еще мне кажется, мы никогда не перестаем ухаживать друг за другом. Мы с Мэрилин до сих пор ходим на свидания, а ведь мы уже женаты сорок пять лет! Иногда просто необходимо отдохнуть, сходить куда-то вместе, поговорить и выслушать друг друга и продолжать пребывать в любви. До свадьбы, я спросил одного своего друга, у которого были прекрасные отношения с женой. Я спросил его, в чем секрет. Он ответил: «Постарайся узнать, что ей нравится, и делай это». Мэрилин любит ходить по магазинам. В начале нашей совместной жизни мы ничего не могли себе позволить, поэтому ходили и смотрели на витрины, после того как магазины уже закрывались.

Сейчас, когда выдается свободный день, я спрашиваю ее: «Что бы тебе хотелось поделать, дорогая?»

Она обычно отвечает: «Пошли по магазинам».

Я надеваю спортивную куртку, и мы едем в центр, я держу ее за руку, пока мы изучаем витрины, и я покупаю что-нибудь в подарок внукам. Возрастайте в своей любви, и не переставайте ухаживать друг за другом.

4. Никогда не наказывайте в гневе

Бывают времена, когда дела идут неважно, даже очень плохо. Мне очень хотелось бы вам сказать, будто никому из наших шестерых детей никогда не доставалось на орехи. Или, что мама или папа были абсолютно непогрешимы. Я не знаю такой семьи, где такое бывает. Я бы сказал, что в сравнительном отношении, троих из наших детей было относительно легко воспитывать, а трое были более трудными. Если кто-то из них начинал упрямствовать в подростковом возрасте, я говорил Мэрилин: «Помнишь, какими мы были в этом возрасте? Они ничем не отличаются от нас». Я был трудным подростком, и частично это проявилось в наших детях.

Св. Иоанн Богослов сказал: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Ин 4). И наоборот. Нет большей сердечной боли, чем когда дети твои не ходят в истине. У нас было несколько больших неприятностей в семье. Были ночи, когда я и моя жена рыдали в подушку, пытаясь уснуть. Мы говорили: «Господи, есть ли свет в конце этого тоннеля?»

Будучи еще молодым родителем, я запомнил одну из строк Ветхого Завета из Книги Притчей Соломоновых: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Уверяю вас, это обетование от Бога истинно. Бывали времена, когда я сомневался, что наша семья будет стоять перед Господом в полном составе. Я благодарю Бога за раскаяние и прощение, исправление и Его милость.

Сразу за наставлением Св.Апостола Павла в отношении брака в Послании к Эфесянам, он продолжает поучение на тему отношений родителей и детей. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать» — это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (6 Еф 1-3). Это еще одно достоверное обетование. Если ребенок слушается родителей, он проживет долгую жизнь. Поэтому мы учим их послушанию.

Полезно время от времени садиться со своими детьми и напоминать им, почему так важно слушаться родителей. Потому что, если дети не научаться подчиняться своим родителям, они не научатся подчиняться Господу. А последствия этому ужасны, и в этой, и в будущей жизни. Поэтому одна их причин, почему мы слушаемся своих пап и мам, это то, что таким образом мы исполняем Господни заповеди.

Следующая строка демонстрирует нам обратную сторону монеты: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, и воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (6Эф4). Не помню, где я взял эту идею (а сам я редко их изобретаю), но когда мне приходилось делать замечания нашим дочерям, я брал их за руку. Когда я был еще молодым отцом, я обычно сажал их на стул, и сам садился напротив. Но однажды я сказал себе, что это не передает того, что мне хочется им сказать. Поэтому я стал садиться с ними на диван, брал за руку, и, глядя им в глаза, говорил, чего я от них хочу.

Когда мои дочери стали взрослыми, двое из них не сговариваясь, благодарили меня за то, что я держал их за руку, когда делал им замечания. У них обеих были друзья, чьи отцы приводили их в большое смущение своей возможно слишком строгой манерой наказания. Я призываю отцов остерегаться такого дисциплинарного воздействия на детей, которое может породить у тех гнев. После любого назидания, обнимите их и покажите им, что вы их любите.

Временами отцу необходимо воздержаться от наказания, потому что сам он находится в гневе. Помните строчку из Мультфильма «Невероятный Халк»? «Я могу вам не понравиться, когда я в гневе». Если это так для персонажа мультфильма, насколько это более актуально для реального отца?

5. Помогите вашим детям распознавать Божию волю.

Давайте еще раз заглянем в Книгу Притчей Соломоновых: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Фраза «он не уклонится от него, когда и состарится» не подразумевает того пути, который вы для него определили. Это тот путь, который определил для него Господь. Другими словами, принимая во внимание дарования ребенка, его эмоциональный склад, его личность, его интеллект, его призвание, вы должны помочь ему распознать тот путь, который Господь для него определил.

Я очень рад, что Питер Джон семинарист, а муж Вэнди православный дьякон. Но это не значит, что я рад за них больше чем за Грэга, который работает маркетологом, или за Терри, мать пятерых детей, или за Джинжер и Хайди, которые работают, чтобы помочь своим мужьям обеспечивать своих сыновей.

Я повторю, что наша родительская задача, помочь нашим детям определить, чего Господь ждет от них, и затем обучать их в этом направлении. Каким бы ни было их призвание, предпринимательство или юриспруденция, продажи или служение Церкви, я хочу, чтобы они прикладывали в своем деле все свои усилия, во Славу Божию. И между прочим, каждый из нас находится на служении Христу по завету нашего Святого Крещения. Миряне или клирики, мы все определены на служение Ему. Поэтому, что бы мы ни делали, мы стремимся делать это во Славу Божию.

Вот те шаги, которые мы старались предпринимать в отношении наших детей. Слава Богу, эти усилия принесли достойные плоды. На настоящем этапе жизни, когда нас осталось дома всего двое, приятно мысленно возвращаться в прошедшие годы и благодарить Господа за детей, супругов, и внуков, которые являются верными членами Церкви. Нет ничего лучше этого.

Это не значит, что больше никогда не будет никаких проблем. Я, конечно, наивный, но не настолько, чтобы в это поверить. В нашей жизни могут случиться неприятности. Но как мы говорим на свадьбах: «Молитвы родителей закладывают основания домов». Наши годы это не время почивать на лаврах, а время благодарственных молитв.

Да даст вам Господь радость воспитания вашей семьи во Христе, как испытали ее мы, воспитывая наших детей.

О.Питер Е.Гиллкист – директор Департамента Миссионерства и Евангелизма Антиохийской Православной Митрополии в Северной Америке, издатель Conciliar Press . Он и его жена Мэрилин живут в Санта-Барбаре, в Калифорнии.

*(Bethel College) Христианский колледж в штате Миннесота.

** Campus Crusade for Christ -Американская Христианская транснациональная миссия

Статья впервые напечатана в журнале AGAIN, номер 4, лето 2004 г. Перевод с английского Марины Леонтьевой, специально для «Православие и мир»

Воспитание детей

Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.

Виктор Иванов. Семья. 1945 г.

На встрече выпускников семинарии один мой одноклассник, а ныне настоятель нескольких храмов, благочинный, встал и сказал: «Для меня служение Церкви и служение семье стоит на одном месте». Не совсем обычно было слышать это от благочинного, который по долгу службы отвечает за несколько приходов, строит храмы, окормляет множество людей. Но потом я подумал и понял, что он прав. Если у священника неблагополучно в семье, ему очень сложно делать Божие дело. Святой апостол Павел пишет: Если же кто о своих и особенно домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим 5, 8). Вот так жестко. Не пишет, например: «Кто плохо молится и не радеет о своем деле», а кто о своих домашних не печется. И даже священник, совершая служение, выше которого нет ничего в мире, служа литургию и устрояя Церковь Божию, не может забывать о своем доме, семье. Жена, семья даются батюшке один раз в жизни. Он не может жениться вторично, и он особенно должен беречь свою матушку и помогать ей. Свято место пусто не бывает, на любой, даже самый ответственный пост можно найти замену, придут другие люди, но детям отца, а жене мужа никто не заменит.

В современном мире, где осталось так мало любви, семья — тихая пристань, спасительный оазис, куда человек должен стремиться ото всех бурь и забот. Заповедь о любви к Богу и ближним воплощается в первую очередь в семье. Кого же еще любить, как не самых близких для нас людей — детей, родных? Любя их, научаемся любви к Богу. Ибо как можно полюбить Того, Кого не видел, не возлюбив тех, с кем живешь?

Нас часто несет совершать какие-то подвиги, кому-то помогать, спасать, — а спросит с нас Господь в первую очередь о том, как мы заботились о своей семье, вверенных нам детях, как воспитали их.

Немного на этом остановимся. Кто они, наши дети? Продолжение нас? Наша собственность? Или, того хуже, материал для реализации тех проектов и амбиций, которые не удалось воплотить в своей жизни нам? Детей дает Бог. Они — чада Божии и только потом — наши. И Бог дает их нам на время, чтобы спросить за них. Когда мы это поймем, то не будем питать ложных иллюзий и скорбеть от обиды на них. Мол, потратили на детей всю жизнь, силы, а получили вовсе не то, что хотели.

Родители в большинстве случаев любят детей больше, чем дети родителей. И ожидание огромной детской любви — самый настоящий эгоизм. Начнем с того, что нормальный отец, нормальная мать заводят детей для самих себя, в тот момент они вовсе не думают, что их кто-то будет за это благодарить. Мотивы, по которым люди рожают детей: 1) любовь к детям; 2) чтобы иметь опору в старости. И вряд ли кто-то думает при этом, что облагодетельствовал свое будущее чадо или улучшил демографическую ситуацию в стране. Дети не просили их рожать, мы это делаем для себя. Те, кто любит детей, знают, что они могут нам дать гораздо больше радости, счастья, чем мы им. Тяжкий крест — не иметь чад. Это мы должны быть им благодарны, что они у нас есть.

Горько бывает выслушивать жалобы родителей на детей, на которых они якобы потратили лучшие годы жизни, кучу денег и душевных сил и которые отплатили им черной неблагодарностью. Не надо уподобляться Рокфеллеру, который выставил счет своим уже взрослым детям за все те годы, когда он их поил и кормил. Нужно сожалеть не о потерянных годах и средствах, а о том, что не смогли воспитать детей достойной опорой своих родителей, не смогли завоевать их любовь.

И поэтому главная задача родителей не в том, чтобы дать ребенку лучшую одежду, еду и игрушки, а чтобы образовать его. То есть взрастить в нем образ Божий, спасти его душу, а остальное приложится.

О школьном образовании я знаю не понаслышке, так как довольно долго преподавал и в воскресной школе, и в самом обычном профтехучилище. И с болью вижу, что с каждым годом ситуация с детьми становится все хуже. Да и как может быть иначе, когда детьми никто не занимается: ни родители, ни школа. Раньше хотя бы были воспитательные программы, кружки, секции. Сейчас их почти нет.

Зато в школах вводятся уроки сексуального просвещения. Остается телевизор и компьютер. Ребенок включает телевизор и видит, например, фильм Федора Бондарчука «9-я рота», где речь постоянно сдабривается матом и показана сцена группового секса. Говорят, один «афганец» в гневе сломал диск с этим фильмом, сказав, что это неправда и клевета на афганскую войну, это даже историческая неправда, 9-я рота не погибла, как показано в картине. В фильме «Антикиллер» главный герой, «рыцарь без страха и упрека», курит травку. И таких примеров можно привести множество, ведь у нас даже министр культуры Швыдкой призывал объявить мат нашим национальным достоянием. По TV постоянно транслируются фильмы, которые еще несколько лет назад подпадали под статью «Изготовление и показ порнографии». К этому нужно добавить детские (!) эротические журналы, уроки полового просвещения в школе и многое другое. По тому же TV постоянно идет явная и скрытая реклама алкоголя и табака, а во многих фильмах — даже наркотиков. Наркотики стали весьма доступны, а пиво вообще продается по цене минеральной воды. Когда я учился в школе, мы знали только одного наркомана из нашей школы, сейчас эта беда захлестнула все учебные заведения.

Для чего я все это рассказываю? Не для того, чтобы кого-то запугать. Я думаю, все и так об этих проблемах знают. Важно понять другое: сейчас не то время, когда росли и воспитывались мы, не говоря уже о старшем поколении. И без веры в Бога, без христианских нравственных заповедей, без православной культуры мы детей не воспитаем. Еще лет 17–20 назад можно было опираться в воспитании на общечеловеческие ценности, сегодня — нет. Время потеряно. Христианское, православное воспитание дает ребенку прививку, духовный иммунитет против всего того зла, которое усиливается с каждым днем. И борьба за душу ребенка идет не только через культ доллара, секса и материальных ценностей. Мы живем в стране победившего оккультизма и сатанизма. Чтобы понять это, достаточно полистать любую газету с объявлениями о колдовских услугах и подойти к любому книжному лотку.

Этот род (бесовский) победить материальными средствами невозможно. Вот для чего нужна вера. Если ребенок узнает, «что такое хорошо и что такое плохо» не по Маяковскому, а по Закону Божьему, если получит в своей жизни стержень веры в Бога, если узнает, что за все наши дела мы дадим ответ не только за гробом, но и в этой жизни, он сможет противостать миру и его злу. У Высоцкого есть слова: «Если путь прорубая отцовским мечом, ты соленые слезы на ус намотал, если в жарком бою испытал, что почем, значит, нужные книги ты в детстве читал». И наша задача дать детям эти книги, то есть воспитание.

Кстати, о книгах. Очень важно привить ребенку с детства любовь к чтению, вкус к хорошей литературе. Делать это нужно как можно раньше, не ленясь читать детям вслух. Если малыш привыкнет к хорошим, настоящим книгам, у него не будет желания читать плохие. Сейчас время компьютеров, DVD и мобильных телефонов, и молодежь читает очень мало. Но научиться пользоваться компьютером можно очень быстро, а вот научиться читать книги, не имея с детства такой привычки, очень сложно. То же можно сказать и про качественные, хорошие фильмы и мультфильмы. Воспитав вкус ребенка в этой области, мы убережем его глаза и уши (а главное, душу) от похабных, бездарных поделок. Он, скорее всего, сам не сможет их смотреть. Покупая для детей диски, я с удивлением узнал, какое у нас огромное количество замечательных отечественных фильмов и мультфильмов для детей. И конечно, они не идут ни в какое сравнение с западной продукцией. А теперь перейдем к нашей основной теме: воспитанию детей в семье.

Может быть, скажу банальную вещь, но воспитание ребенка нужно начинать с работы над собой. Есть известные пословицы: «С осины не собирают апельсины» и «Яблоко от яблони недалеко падает». Какими бы мы хотели видеть своих детей в будущем, такими мы должны быть сейчас, когда наши дети живут и общаются с нами. Учить надо примером жизни. Если отец разглагольствует о вреде алкоголя и табака, затягиваясь сигаретой и прихлебывая пиво, даст ли это какой-либо результат?

Однажды я наблюдал очень неприятную сцену. Две молодые мамаши стояли на улице и разговаривали. В двух шагах играли их маленькие дети (не более четырех лет). И вот из уст этих женщин через каждое второе слово вылетала самая чудовищная матерная брань. Такой ругани я не слышал от матерых слесарей и бывших зэков. Кто вырастет из детей этих мамаш? Нетрудно догадаться. Такие же любители сквернословить. А где мат, там обязательно и другие пороки. Когда я был подростком, почти невозможно было встретить женщину, дымящую на улице. Сейчас курят даже молодые мамы, толкающие коляску, даже на детской площадке. Притом часто люди делают это не злонамеренно, просто они совершенно потеряли способность различать «хорошее» и «плохое». Они настолько свыклись с выпивкой, курением, сквернословием, что считают все это нормой жизни. Однажды мы с женой и детьми пришли на детскую площадку. Кроме нас там было несколько старушек на скамейках да мужчина и женщина, которые сидели прямо на досках песочницы. Мужчина курил. Я подошел к нему и попросил уйти, так как здесь детская площадка, гуляют дети. Как ни странно, он совершенно нормально воспринял мой призыв, извинился, погасил сигарету и ушел. Я думаю, он просто не задумывался, что его курение кому-то неприятно или вредит.

Приведу пример, как за неблагочестивую жизнь родителям посылаются вразумления и как Господь показывает им, сколь большой вред они наносят своим чадам.

Архимандрит Троице-Сергиевой лавры Кронид (Любимов) рассказывал про случай, который приключился с его земляком, крестьянином деревни Кетилово Волоколамского уезда. Звали его Яков Иванович. Он имел сына Василия восьми лет. С некоторых пор у него начались припадки невыносимого сквернословия, которые сопровождались хулой на святыню. Лицо его делалось при этом черным и страшным. Отец пытался наказывать его, бросал в подвал, но мальчик и оттуда продолжал сквернословить. Отец отрока поведал, что сам он трезвый не ругается, а как выпьет — первый сквернослов на улице и ругается при детях. Он сам сознавал, что виноват в одержимости сына. Архимандрит Кронид посоветовал крестьянину слезно каяться в грехах и молиться преподобному Сергию об исцелении сына. Приехав через год в лавру, крестьянин рассказал, что сын вскоре заболел, начал таять как свеча. В течение двух месяцев он болел и был необыкновенно кроток и смирен сердцем. Никто не слышал от него скверного слова. За два дня до смерти он исповедовался и причастился и, попрощавшись со всеми, умер. Потрясенный отец бросил пить и никогда более не произносил бранных слов.

Этот случай показывает, какую ответственность мы несем за каждый наш поступок и слово, произнесенное в присутствии детей. О том, что ждет того, кто соблазнит единого от малых сих, мы хорошо знаем из Евангелия.

Главным воспитательным фактором является атмосфера, царящая в семье. То, что ребенок видит и получает в семье, в детстве, на 80% формирует его характер.

Сейчас появилась теория о том, что не существует плохой наследственности от родителей алкоголиков и наркоманов. Просто подростки, находясь в среде, где пьют и употребляют наркотики, сами перенимают эти пороки.

Я не медик, мне сложно судить о правильности этой гипотезы, но скажу одно: ребенок не имеет грехов, грехи совершают взрослые. Известны многие примеры, когда дети из семей алкоголиков воспитывались в благополучных семьях и вырастали совершенно нормальными людьми. Наследственность была преодолена любовью и заботой.

То же можно сказать и о других грехах. Например, отец подвержен гневу, часто кричит на жену. Сын вырастает точно таким же. И все говорят, что он весь в отца. На самом деле он действительно унаследовал от родителя импульсивный, эмоциональный характер, но вот образец для подражания он взял уже сам от своего папы. Дети наследуют от нас свойства характера и темперамента, но как они их применят и разовьют, зависит от нашего поведения и от того, как мы их воспитываем. Бережливость может стать рачительностью, а может — скупостью. Твердость может развиться в упорство, а может превратиться в упрямство, самодурство. Поэтому важно разглядеть особенности характера чада еще в младенчестве и дать им правильное развитие, а не стремиться любой ценой переделать их или навязать что-то, ребенку совсем не свойственное. То же можно сказать и о способностях. Если у подростка талант художника, а из него хотят любой ценой сделать математика только потому, что папа у него профессор мехмата, можно очень сильно повредить любимому чаду.

Очень влияет на состояние детей то, какие отношения между супругами. Ведь семья — это единый организм, и дети неотделимы от нас. Психолог Максим Бондаренко приводит такой пример: «Отец приходит на консультацию с сыном. Заявляется проблема плохой успеваемости сына в школе, его нежелание учиться. По ходу беседы выясняется, что отец постоянно ругается с матерью, так как ревнует ее. Казалось бы, какое это имеет отношение к учебе сына? Оказывается, прямое. Поскольку он боится развода родителей, то часть конфликтной энергии в семье неосознанно оттягивает на себя. Для этого ему и “пришлось стать” плохим учеником. В результате родители часть своей агрессии, адресованной друг другу, направляют на сына, который таким образом неосознанно “спасает” семью от развала. Вот и получается, что отец и мать занимаются его “воспитанием” вместо того, чтобы решить проблему собственных отношений». «Когда семья вместе — тогда душа на месте», — говорит народная мудрость.

Если родители хотят воспитать хороших детей, они должны разобраться сами с собой, достичь хороших взаимоотношений. Тогда и детей воспитывать будет легче. Беда современных родителей — недостаток свободного времени, в этом цейтноте очень мало часов остается на детей, особенно у отцов. И это объяснимо, время тяжелое, нужно зарабатывать деньги. Но все же выкроите время и поиграйте, позанимайтесь с детьми. И они вас за это отблагодарят, даже тем, что вы станете ближе друг другу.

Один папа рассказывал: «Мне раньше казалось непозволительной роскошью пойти с детьми в зоопарк, на природу или на цирковое представление. Я не считал себя настолько свободным человеком, чтобы тратить время на такие пустяки. Лучше помолиться, почитать Евангелие. Но Бог разбил и полностью изменил мои представления о духовной жизни. Я понял, что моя отцовская духовность состоит в том, чтобы уделять моим детям все свое свободное время. Никакая духовность не оправдает необходимости воспитания собственных детей. И теперь мы ходим в зоопарк, вместе играем и гуляем в лесу».

Роль отца особенно важна в воспитании мальчиков. То, как вы играли с детьми в футбол, ходили в поход, совершали паломничества, что-то вместе мастерили, запомнится на всю жизнь. Воспоминания детства — самые светлые, яркие, они светят нам как звездочки всю нашу жизнь.

Многие папы, чувствуя вину перед детьми из-за недостатка общения, задаривают чад дорогими вещами, игрушками, но зачастую детям это совсем не нужно. Для них было бы гораздо ценнее, если бы папа сделал что-нибудь вместе с ними, починил машину или научил пилить и забивать гвозди. Мы часто жалуемся на дурное влияние улицы, школы. А сами-то много ли времени проводим с детьми, влияем на них, интересуемся, чем они живут, какие фильмы и песни их волнуют? Родители должны быть первыми друзьями своих детей, сохраняя, конечно, субординацию, избегая панибратства.

Нужно ли хвалить детей? Я считаю, что нужно. Семья, папа и мама, для ребенка — целый мир. Он что-то сделал, но еще не может объективно оценить свой успех, не имеет жизненного опыта. Взрослый человек может получить оценку своего труда на работе, от друзей, родных, а ребенок — только от родителей. И похвала, даже за маленький успех, имеет огромное значение для дальнейшего творческого роста.

И напротив, дети, которым родители твердят: «Ты у меня глупый, неумеха, толстый», «Ничего хорошего из тебя не выйдет», — вырастают глупыми, неумелыми, неудачниками. Если ребенка, даже действительно больного, постоянно опекать, оберегать от всего, он всю жизнь будет считать себя больным, ущербным. Возникает так называемый комплекс неполноценности.

А теперь поговорим о таком важном разделе воспитания, как наказание детей. Священное Писание и опыт Церкви не отрицают необходимости строгого наказания чад. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Притч 13, 25). Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери (Притч 29, 15). Но тут есть одно «но»: любое наказание в гневе, раздражении не принесет пользы. …Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф 4, 26). Родители, срывающие злобу, выпускающие пар, наказывают не детей, а себя. Наказание (особенно телесное) должно преследовать одну цель — пользу для ребенка, воспитывать надо с любовью, спокойно и без крика. Возраст, когда можно шлепать ребенка, должен быть не очень ранним (малыш даже не поймет, за что его били) и не поздним (нанесем травму и обиду подростку). Если соблюсти эту меру, после пяти лет наказывать телесно уже не придется, достаточно строгого напоминания о порке.

Рассказывают, что к Макаренко пришла мать и просила посоветовать, как воспитывать непослушного сына. Известный педагог спросил, сколько ему лет, мама сказала, что шестнадцать. Тогда Макаренко ответил: «Вы опоздали на шестнадцать лет». Чтобы не опоздать, начинать надо с первых дней, а еще лучше с беременности. И начинать воспитание нужно с себя. Недавно слышал рассказ врача-гинеколога. Она рассказывала о том, что родовые воды матерей, которые не курили во время беременности, чистые и светлые, а у курящих мамаш коричневые и с устойчивым запахом табака. Человек становится курильщиком и алкоголиком еще в утробе матери.

Но продолжим о наказаниях. В Священном Писании есть такая фраза: Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в наставлении Господнем (Еф 6, 4). В воспитании нужно избегать раздражения и пустопорожних слов. Наставление должно быть конкретным и по делу. Например, ребенок нечаянно разбил вазу. Грозный отец пристает к нему с бессмысленным вопросом: «Ты зачем разбил вазу?» — «Я не хотел…» — «Нет, признавайся, зачем разбил вазу?» Раздражение ребенка нарастает, потому что он не знает, что отвечать. Ярость отца тоже усиливается. Терпение ребенка может лопнуть. Однажды отец вполне может услышать: «Папа, ты что, дурак?» Что ж, каков вопрос — таков и ответ.

Частая ошибка — делать замечания на каждом шагу, превращать их в разменную монету. И ребенок скоро начинает воспринимать их как бессмысленный, ничего не значащий фон.

Настало время поговорить о главном. О христианском воспитании детей. Существует расхожее мнение, что ребенку не стоит навязывать религиозное воспитание: мол, вырастет — сам выберет веру, придет к Богу. Ничему не учить и вообще не воспитывать так же безумно, как не читать ребенку никаких книг: вырастут — сами выберут, что читать. Ведь мы же пытаемся привить ребенку то, что сами считаем хорошим, правильным, и не задумываемся над тем, что у кого-то другая шкала ценностей.

Второй момент: дети лишены жизненного опыта, не могут еще сами выбрать, что хорошо и что плохо. Вопроса, воспитывать в вере или нет, для верующего человека не существует. Вера для нас — смысл жизни, и неужели мы не хотим передать детям то, что является для нас святыней?

Недавно мы с одним диаконом, моим другом, рассуждали за чашкой чая, нужно ли заставлять детей молиться, ходить в храм. И каждый из нас приводил много примеров «за» и «против». Как ребенка с детства заставляли молиться, а потом он ушел из Церкви, и, наоборот, как люди, воспитанные с детства в вере, становились благочестивыми священнослужителями. Мне кажется, самое главное — не только ставить ребенка на молитву и водить к причастию, но и самим жить молитвой и службой. Ребенок не терпит фальши, формализма. Если для родителей молитва — часть их жизни, души и они смогли показать это детям, то ребенок, несмотря на внешнее противление, сам потом не сможет жить без Бога. Бывали случаи, когда подростки отходили от Церкви, но потом возвращались, вспоминая родительские наставления. Главное — все, что мы делаем в семье, делать с одним чувством — любовью к детям и близким. Стремясь воцерковить детей, нужно не перегнуть палку. Вряд ли малыш выстоит всенощную или литургию полностью, сможет прочесть все правило к причастию. В храме ребенку не должно быть тягостно и скучно. Можно прийти не к началу, объяснить ребенку заранее, что будет на службе, спеть с ним тропарь праздника. Мы сами ленимся почитать чаду Евангелие с картинками, рассказать про праздники, а потом жалуемся, что дети не хотят идти в храм. Ребенок — это человек-привычка. Он привыкает кушать, ложиться и вставать по режиму, ходить в кружки, потом в школу. И поход в церковь тоже должен стать такой благой привычкой. Регулярные занятия очень дисциплинируют, это пригодится во всех случаях жизни. И не нужно смущаться, что у ребенка нет пламенного горения во время молитвы. Дети очень любопытны, они ждут наших объяснений. А мы часто ограничиваемся: «Пошли за мной, потому что так надо». Так ребенок даже на прогулку не пойдет, не то что в храм. Очень хорошо объяснить малышу, где какая икона в церкви и что на ней нарисовано, во что одеты батюшки, алтарники, выучить с ним «Верую», «Отче наш», чтобы он пел с народом. Но учить, конечно, не зубря. У меня ребенок знал эти молитвы уже в три года. Просто мама читала их утром, перед сном, перед едой. Ведь есть же выражение: «знать, как “Отче наш”».

В связи с этим хотелось бы затронуть еще одну тему: трудовое воспитание.

Дети привыкли играть. И играют они не только в машинки и куклы. Для наших детей самыми любимыми игрушками были кастрюли, крышки, какие-то совсем взрослые вещи. Это нужно использовать. Дети с удивительной радостью участвуют в совместном приготовлении пищи, трут овощи на терке, размешивают салаты, моют посуду. Еще бы! Ведь обычно им этого не дают. Это вам не детский мобильный телефон или надоевшая машина. Собирать разбросанные игрушки можно, привозя их на детском грузовике. А с каким удовольствием дети помогают сажать зелень или забивают гвозди! Если вы что-то умеете (шить, рисовать, мастерить), самыми любимыми и интересными игрушками будут те, которые вы сделали вместе с детьми. Занятия с малышами доставляют родителям не меньшую радость, чем детям. Мой ребенок просто визжал от радости, когда я взял его с собой в лес. Я пилил сухие деревья, а он таскал сучья к машине. Сложно сказать, кто из нас получил большее удовольствие.

В рамках нашей темы есть пункт о воспитании детей в семье, а не в детских учреждениях.

Конечно, воспитывать ребенка должна семья, никто детям не заменит отца и матери. Однако сказать, что детей ни в коем случае нельзя отдавать в детский сад, я не могу. Бывают ситуации, когда мать растит ребенка без отца, вынуждена работать или учиться, кормить семью. Сейчас у многих семей весьма затруднительное материальное положение, оба родителя работают, чтобы обеспечить семью. Да мало ли какие бывают ситуации. Конечно, детсад — скорее, терпимое зло. В нем есть ряд серьезных минусов. Ребенок еще очень мал, чтобы знать, что хорошо, а что дурно. Дети приносят из сада плохие слова, игры, замашки. Часто воспитатели плохо следят за подопечными, а то и обижают их. Малыши в саду чаще болеют. Ребенок отучается молиться перед едой, перед сном, в саду этого не делают. Все-таки в школьном возрасте ребенок более крепок душевно и телесно, уже имеет свое мнение. Так что, если есть возможность, воспитывайте детей в семье. Если мать не ленится, ребенок в семье разовьется гораздо быстрее, чем в детсаду. А родительская ласка и тепло — само по себе воспитание.

Если в семье не один ребенок, проблем с общением тоже не будет. Актриса Анна Михалкова в интервью журналу «Фома» говорит: «Боюсь, множество людей вообще не задумываются о воспитании детей. Сколько семей, где вопрос о том, как воспитывать детей, попросту не ставится… Скинули в детский сад, пошли работать. Потом забрали из сада, помыли, покормили, уложили спать. Многих ситуация заставляет жить по инерции».

Кратко остановимся на теме многодетности. Сколько иметь детей? Вот мнение психолога Т. Шишовой: «У единственного ребенка в семье гораздо больше шансов вырасти эгоистом, а такие люди повышенно ревнивы. Им хочется, чтобы весь мир вращался вокруг них… Подчас женщина даже по телефону спокойно поговорить не может: ребенок тут же начинает ныть, выкрутасничать, требовать, чтобы она положила трубку. Единственным детям труднее приходится в коллективе, дети же из многодетных семей очень рано получают навыки общения. Причем общение с детьми другого возраста дает им дополнительные преимущества: опекая младших, они учатся самостоятельности, обретают уверенность в своих силах. Имея рядом старшего брата или сестру, малыш чувствует себя более защищенным. Подражая старшим братьям и сестрам, малыши гораздо быстрее обучаются и развиваются. Многие многодетные мамы рассказывают, что они учили чтению и счету только первенцев. Далее дети учились по эстафете — от старших к младшим».

Я сам счастлив, что вырос в семье, где было трое детей. Чего-чего, а избалованности во мне нет.

Главной причиной, по которой люди не хотят иметь много детей, является причина экономическая. То есть им кажется, что они не смогут прокормить большую семью. Хотя, конечно, есть и другие факторы. Могу совершенно точно сказать: если человек хочет иметь много детей, Господь ему обязательно поможет. И примеров тому тьма. Приведу лишь один. Мой знакомый алтарник жил со своей женой, мамой и тремя детьми в очень маленькой двухкомнатной квартирке. Даже ванна там была сидячая. И вот они решаются родить четвертого. И что ж? Их дом (который не должны были ломать, он был девятиэтажным и кирпичным) признают аварийным, и им дают сразу три квартиры в новом доме. Одну трехкомнатную и две однокомнатные. Одну из однушек они сдают, что является большим подспорьем.

В завершение приведу слова императрицы Александры Федоровны, которая сама являлась образцом матери и жены: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей, — не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».

Воспитание детей в православных традициях

Большинство современных родителей считают, что православное воспитание детей не влияет на развитие сильных качеств. Однако, глядя на нынешнее поколение можно понять, что границы “хорошего” и “плохого” начинают стираться. Почему же важно воспитывать детей по православным законам? С какого возраста знакомить малыша с религией?

Воспитание в православии

Важно понимать, что православное воспитание это не только вера в Бога и полное погружение в веру. Православное воспитание включает в себя знание и следования традициям, почитание родителей и безграничная любовь.

Современные мамы задумываются о нравственном состоянии своих детей, когда видят “падение нравов” нынешней молодежи. В надежде обойти стороной хамство, лицемерие, агрессию родители знакомят малышей с верой. Православное воспитание детей дошкольного возраста должно быть не навязчивым, малышу достаточно видеть родительский пример. Посещение воскресных школ при церкви дают немало знаний, однако поступки мамы и папы играют огромную роль в правильном восприятии православия.

Христианская семья

В православной христианской семье первое место в жизни занимает, собственно, семья. Православие дает понять, что семья будет всегда рядом и в счастье и в горе. Никакие друзья и работа не заменят близких людей, детей и родителей. Главное отличие православной семьи от других является любовь к людям и вера в добро. Православные родители учат детей не обижаться на окружающих, а принимать ситуацию как испытание и преодолевать ее.

Отношения между верующими родителями уважительные, выяснение отношений происходит без детских ушей и глаз. Проявление неуважения отца к матери подрывает авторитет у подрастающего поколения.

Воспитание детей в православной семье подразумевает послушание детей, соблюдение традиций. Однако, исключается ведение поста детьми любого возраста. Возможно воздержание от сладкого, только малыш это должен делать осознанно, а не по решению родителей.

Православие детям

Для малышей, воспитываемых в христианской семье, православие является частью жизни. Восприятие детьми вечерних и утренних молитв должно быть как обычный разговор с Богом, оценка своих поступков. Воспитывая детей в православии родители с малых лет знакомят с христианскими обычаями, законами, нормами поведения. Не стоит забывать, что главный учитель — правильный пример родителей.

Малышей от года до трех лет стоит приводить в церковь и рассказывать о происходящем там (соответственно тихим тоном), покажите своему чаду иконы, дайте все рассмотреть ему. Объясните, что шуметь в церкви нельзя, а если малыш устал и не может устоять спокойно, просто выйдите на улицу. Православные христиане никогда не будут “шикать” на крох в церкви, только могут помочь отвлечь его или проигнорируют.

Детсадовские дети готовы принять информацию о христианстве. В некоторых садах проходят беседы на тему религии и веры. В крупных городах России стали открывать православные сады, в которых с самых малых лет знакомят деток с православием.

Проблемы православия

Самой главной проблемой в вопросе религии, является вера. Точнее ее отсутствие, имеется ввиду не только вера в Бога, а вообще вера людям, правительству, близким. Современное поколение скептически относится к нравственности, обманутые не раз люди перестали доверять.

Еще одной проблемой являются, так называемые, “трудные подростки”. Каждому родителю хотелось бы видеть свое чадо искренне верующего в Бога, почитаемого традиции, нравственного. Однако, в подростковом возрасте, когда гормоны берут верх над разумом, некоторые дети выбирают ложный путь. Задача родителей разобраться в причине изменений в поведении, стать еще ближе и заслужить доверие. Посещение службы в церкви, а также причастие пойдет только на пользу Вашему подростку. Не оставляйте без внимания любые увлечения, старайтесь быть в курсе ближайших планов, познакомьтесь с друзьями.

Помните, что мама и папа — это крепость, за которой малыш должен чувствовать себя защищенным.

Традиции православного воспитания детей в семье

Конечно, главным источником информации является семья. Сын или дочь не будет следовать традициям, если дома никто их не соблюдает.

В каждой семье должны быть свои традиции, помимо общественных. Если в семье малыш воспитывается в духовно-нравственной обстановке, то повзрослев он сможет отличить добро от зла, и выбрав добро сможет устоять от соблазнов. Чтобы прививать детям добро, необходимо брать их на службы, вместе помогать больным.

Можно выделить главные традиции, которые можно укоренить в каждой семье:

  • крещение;
  • посещение храмов;
  • оказание почтения церковным праздникам;
  • совместная трапеза;
  • почитание взрослых;
  • уход за маленькими и больными;
  • обсуждение семейных вопросов, совместное решение проблем.

Раньше, православие начиналось с крещения, которое считалось чуть ли не обязательным. Посещение церкви, участие в семейных молитвах, исповедь, причастие тоже считалось неотъемлемой частью жизни каждого мальчика и девочки. Все это было частью духовно — нравственного воспитания детей.

Современному человеку необходимо возрождать забытые традиции и знакомить с православными традициями, культурами, обычаями с самого раннего возраста. Ведь одной из главных причин утраты знаний, является несоблюдение связи между поколениями.

Ядро духовного воспитания закладывается в семье, поэтому духовно — нравственное воспитание детей возможно при условии правильного духовного и нравственного состояния семьи в целом.

Семейное воспитание — тяжелый труд для родителей и детей. Дети должны восприниматься как семя, которое необходимо вырастить в хорошей, спокойной, счастливой среде. Дети не бывают виноваты в чем-то, всему виной неправильное воспитание или его отсутствие.

Любите своих детей такими какие они есть и старайтесь давать правильные знания, вводите свои традиции и следуйте церковным ежегодным праздникам.

Правила воспитания детей от святых отцов

7 правил воспитания детей в соответствии с учениями Иоанна Златоуста, Нила Синайского, Макария Оптинского, Иоанна Кронштадтского, Амвросия Харьковского.

1. Учите детей личным примером. Он во сто крат сильнее назидательных слов и поучений. «Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому». (Иоанн Златоуст)


2. Не балуйте детей, воспитывайте их в скромной обстановке с твёрдым укладом. «Кто хочет рачительно воспитать детей своих, воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках, и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих». Преподобный Нил Синайский
3. Не стройте воспитание на запретах, давайте детям свободу выбора (например, из двух приемлемых вариантов), учите разбираться в том, что вредно и что полезно для них, через рассуждения с ними: «К чему приведёт твой выбор? Как ты думаешь, будет ли это полезно?»
«Сколько можно, надобно внушать детям, что для них вредно, смотря на других детей, упражняющихся в сих забавах, или будут им завидовать, или осуждать, а себя считать лучшими их. И тут подобает иметь мудрость, но не со своим разумом, а молить Господа, да умудрит вас, как поступать в воспитании детей, и да сохранит их от тлетворного духа вредных обычаев мирских».
(Макарий Оптинский)
4. Не потакайте детским капризам, не идите на поводу, но научитесь спокойно находить причину негативного поведения детей: если в ответ на замечание, ребёнок на время уступает, значит ему не хватает Вашего внимания. Если продолжает настаивать на своём, «бросает вызов», а в Вас вскипает возмущение — «борется за власть». Ласково посмотрите в глаза, не ввязывайтесь в ссору, стойте на своём: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Притчи 15,1). Если в ответ на замечание Вы видите попытку «отомстить», не вымещайте свою обиду в ответ, отделите грех ребёнка от него, вспомните о том, что эта скорбь дана Вам за грехи, начните восстанавливать отношения первыми. «Остерегайте детей своих со всею заботливостию от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою. Каприз — зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу».
(Иоанн Кронштадский)
5. Учите детей жить в присутствии Божием. «При обсуждении детских проступков не ограничивайте ваши замечания словами: «Как это стыдно или неприлично», а говорите чаще: «Как это грешно и страшно, как Господь страдал из-за наших грехов». Сколько сами понимаете силу греха, сколько сами боитесь его — пусть это будет написано на лице вашем»

( Амвросий, архиепископ Харьковский)


6. Учите детей молиться. «Научайте детей не словам только молитвы, а знакомьте их с состоянием и опытом молитвы. Не делайте молитву слишком краткою, не бойтесь за усталость детей, введите их в труд молитвы, объясняя им науку собирания мыслей и бодренного предстояния ума перед Богом. Молитесь сами при них с горячностью и усердием: теплота вашего сердца сообщится и их сердцам, они узнают утешения, находимые в молитве, и она будет для них отрадою и прибежищем во всех испытаниях и скорбях жизни».
( Амвросий, архиепископ Харьковский)
7. Учите детей бороться со злыми помыслами. «Раскройте им науку испытания помыслов и внутренней борьбы с мыслями и склонностями греховными»
Амвросий, архиепископ Харьковский)
С самого младенчества начинается эта борьба за душу. И те родители, которые упустили время – например, крестили ребеночка не сразу или даже и крестили рано, а потом в церковь его не носят, не причащают, не воспитывают по-христиански, потому что сами ничего не знают, – они дают спокойно возрастать в ребенке злу. А когда человеку уже пятнадцать-семнадцать лет, зло, которое в нем было в зачатке, распускается пышным цветом, так что родители, небрегущие о своих детях, потом пожинают то, что они сеют, вернее, то, что посеяно грехом. И они обычно ужасаются: откуда в нем это? он был маленький такой хорошенький. Да, конечно, любое маленькое дерево очень нежное на вид, а когда ему лет триста, то это уже огромный корявый кряж, в нем и дупла, и сухие сучья, и черви, и гниль.
Многие отцы и матери потом ругают детей, проклинают, хулят их: вы такие-сякие, непослушные, – не задумываясь, кто в этом виноват. Конечно, само дитя тоже имеет часть вины на себе, но во многом виновато и его окружение. Тот родитель, который к Господу Иисусу пришел, сказал, что сын его беснуется. Но беснование – это же следствие порабощения грехами. И в наших детях тоже бесы сидят: бес гордости, зависти, непослушания, непочтения, хулы, ругательства и всякие другие. Многих бесов мы передаем детям сами, по наследству и через воспитание, потому что они в нас кипят и, естественно, переходят на наших детей; мы заражаем их этими дурными, греховными болезнями. Что есть в нас, то есть и в детях наших.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Страница 1 из 14

Кто хочет рачительно воспитать детей своих, воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках, и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих.

(Преподобный Нил Синайский)

Святитель Тихон Задонский

Из инструкции учителям «Как им в должности звания своего поступать»:

  • Учителям учеников обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божьему, потому грамота без страха Божьего не что иное, как меч у безумного.
  • Неисправных и ленивых и своевольных наказывать розгами, а иногда и словами, а своею рукою в голову или иначе как не дерзать.
  • Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать и так бесстрашно и своевольно им попускают жить; другие безмерную строгость употребляют и более гнев и ярость свою над ними совершают, нежели наказывают их. Оба — и те, и другие — погрешают. Везде ибо излишество порочно; строгость и милость безрассудная во всяком чине порицается. Сия в расслабление, своевольство, развращение и явную погибель приводит юных, от природы ко злу всякому склонных; другая огорчение, раздражение и уныние в них соделывает. Везде ибо умеренность и средний путь похваляется. Сего ради родителям благочестивым среднего пути держаться должно.

Из должности родителей и детей:
1. Как только начнут дети приходить в разум и понимать учение, тотчас должно им вливать молоко благочестия и в познание приводить Бога и Христа Сына Божия: кто есть Бог Тот, в Которого веруем, и поминаем имя Его, и исповедуем и молимся Ему? И кто есть Христос и как Его должно почитать? Ради чего на сей свет все рождаемся и крестимся и чего после смерти ожидаем? Нынешнее житие наше не что иное, как путь, которым идем к вечности, добрый — к благополучной, злой — к неблагополучной. Рождаемся на сей свет не ради чести, богатства, пищи сладкой, одеяния красивого, богатых домов и прочего, ибо все сие при смерти оставляем. Но рождаемся, чтобы здесь благочестиво пожить, и Богу угодить, и после смерти к Нему перейти и в вечном Его блаженстве пребывать. Иначе ежели бы к сей жизни рождались мы, то нам бы во веки надо пребывать здесь; но противное видим. Ибо к иной жизни рождаемся и на путь мира сего вступаем, чтобы к тому дойти. Сего ради и крестимся, и веруем в Бога и Христа Сына Божия, и призываем имя Его, и в церковь ходим и молимся, да получим от Него то будущее блаженство. Все сие и прочее нужно вначале предлагать детям юным, чтобы они, приходя в возраст, приходили и в познание Божие и должности и надежды христианской. Отсюда чаять можно доброй надежды в юном сердце, когда оно так воспитываться начнет. Ибо как зло, так и добро в юношеском сердце крепко вкореняется; и чему в юности научаемся, в том, и в совершенный возраст придя, пребываем, как молодое дерево, к которой стороне приклонится, так и стоит до конца. Сего ради нужно юности такое благочестивое воспитание. И когда сами родители или не могут, или звание их не допускает того делать, нужно им таких наставников искать и обучать детей. Многие детей своих учат иностранным языкам и художествам, но в деле благочестия не обучают, отчего видно, что и сами того не знают, хотя и христианами называются. Полезно ради общества и коммерции и языкам иностранным обучать; но таинствам веры обучать нужно, и нужно неотменно, и «едино есть на потребу» (Лк. 10, 42). Что во французском или другом каком языке, когда язык научен будет, а сердце не научено добру? Язык хорошо и красно витийствует, но сердце пусто без веры и издает смрад неверия, что и родителям беспечным, и детям бедственно.
2. Так как, по Писанию, «начало мудрости — страх Господень» (Пс. 110, 10), вначале в юные сердца должно всадить страх Божий; ибо юность, от природы ко злу склонная, ничем более, как сим страхом, от того отвращается, как и всякий человек. А чтобы страх Божий всадить в сердца их, нужно им часто напоминать, что Бог везде есть, и со всяким человеком присутствует, и, что человек ни делает или мыслит, видит, и, что ни говорит, слышит, и за всякое слово, дело и помышление худое гневается и будет судить, и грешников вечному мучению предаст, как и праведным и добрым людям воздаст мзду за добрые их дела, и согрешающего или зло творящего может в самом деле показнить, как о том читаем в историях, и ныне то же самое бывает. Сие им вначале нужно вкоренять, дабы не только явно, но и тайно от всякого зла уклонялись, дабы как дети пред родителями своими, рабы пред господами своими, подвластные пред властями ничего непристойного не делали, но благоговейно поступали, как бы они пред Богом, все наблюдающим, поступали бы и ходили со страхом и думали, что Бог и с ними есть, и все их поступки видит, и может их показнить, когда худо будут делать. Хотя случается, что человек худого дела не видит, но Бог, больший всего света и Судия всех, все видит. От такого учения и рассуждения о Боге может в юных страх Божий насадиться, что и пожилым и старым помнить нужно…
3. Детей неисправных должно наказывать родителям. Так слово Божие повелевает им: «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Притч. 23, 13-14). Видим, что Сам Бог любит чад Своих, но от любви их наказывает: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12, 6). Так и плотские родители должны последовать Богу и детей своих от любви наказывать. Ибо та любовь отеческая слепа, которая оставляет детей неисправных без наказания; истинная же и мудрая та любовь, которая своевольство их смиряет наказанием. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13, 25).
4. Не должно в наказании безмерной строгости употреблять, как и апостол повелевает: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3, 21), но средним путем поступать, как выше сказано.
5. Во образ добрых дел самих себя им представлять. Ибо юность, да и всякий возраст лучше наставляется к добродетели житием добрым, нежели словом; особенно же юные дети за правило себе имеют житие родителей своих; так, что в них примечают, то и сами делают, доброе ли то будет или худое, что видят. Ради чего родителям должно как от соблазнов беречься, так и пример добродетельного жития подавать детям своим, когда хотят их к добродетели наставить. Иначе ничего не могут успеть. Ибо более смотрят на житие родителей своих и то воображают в юных своих душах, нежели слова их слушают. Всякого наставника слово, с жизнью соединенное, — изрядное и сильное наставление, сколько же более родительское наставление.
6. Любить детей и само естество родителей влечет и убеждает: и бессловесные любят свои исчадия. Чего ради и не нужно о том упоминать, только бы не была безрассудная любовь, как выше сказано.
7. Родителям о детях своих должно молиться Богу, дабы их Сам Он наставил на страх Свой и умудрил во спасение.
8. Насколько вредно небрежение о правильном воспитании и наказании детей и самим родителям и детям их, из вышеописанного всякий видит, и история свидетельствует об Илии, жреце израильском, который за то, что правильно не воспитывал и не наказывал сынов своих за предерзости их, и сам и дети его были наказаны от Бога.

  • Назад
  • Вперёд >>