Православие в Грузии

Содержание

Как так получилось, что Грузия и Армения смогли остаться христианами?

Амиран Урушадзе 117 год назад историк-кавказовед, специалист по истории Кавказской войны Пользователю можно задать вопрос

Известно, что Армения и Грузия приняли христианство в IV веке, а в V успешно противостояли Сасанидской державе, пытавшейся насадить зороастризм на Кавказе. Грузия, которая при Давиде IV Строителе и царице Тамаре стала очень мощным государством, включавшим в себя всю территорию Кавказа, долго и успешно противостояла мусульманскому миру и сумела сохранить свою идентичность. Если армяне в конце концов стали диаспорным народом, то грузины еще долго сохраняли государственность.

Важно и следующее: Грузия смогла сохранить независимую церковь, даже находясь в вассальной зависимости от Персии и Турции, мусульманских держав. Эти страны никак не пытались или не могли воплотить в жизнь идею ликвидации грузинской автокефальной церкви. Более того, они не ликвидировали грузинскую царскую династию Багратионов — все это сделала Россия.

Единоверная Россия сначала, в 1801 году, упразднила царскую династию Багратионов, которая отправилась в ссылку — кто в Петербург, кто — в Тулу, кто — в Воронеж, кто — в Персию и т.д. Царская династия исчезла, а Грузия фактически стала очередной губернией Российской империи. А в 1811 году Александр I подписал документ Святейшего Синода, отменявший автокефалию грузинской православной церкви, которая была независимой на протяжении 1500 лет.

Вместе с тем, Россия провела масштабную реформу грузинской церкви. Храмы Грузии сильно отличались по убранству от русских православных храмов. Там не было золота, не было богатства, в грузинских храмах сразу в лицо бросается ближневосточный аскетизм. Русскому человеку — офицеру, чиновнику — это казалось богохульством; он заходил в грузинский храм, а там — бедность из каждой щели. Чиновники-администраторы из России говорили: зачем так позорят бога? Зачем так много храмов, огромного количества черного и белого духовенства, которое влачит жалкое существование? И провели своего рода оптимизацию — сократили в несколько раз численность духовенства и приходов грузинских церквей. Они не учитывали, что Грузия — горная страна, священнику зачастую было очень трудно добраться до своей церкви, поэтому нужно было иметь приход буквально в каждой деревне, а, следовательно, создавалось впечатление, что храмов и духовенства слишком много. Их начали сокращать, не понимая, что только так и может функционировать церковь в Грузии. Для грузинского общественного сознания это стало большой травмой.

Отец грузинской нации, знаменитый просветитель Илья Чавчавадзе, сформулировал собственную триаду (по аналогии с триадой Уварова): Язык, Отечество, Вера. И вера здесь только на третьем месте, потому что церковь, которая стала церковью государственной, не воспринималась как своя. Но с другой стороны, учитывая ту громадную роль, которую грузинская церковь играет в современной Грузии, мы можем сказать, что последствия российских имперских реформ были достаточно быстро изжиты уже в постсоветскую эпоху.

***

На этот и другие вопросы пользователей TheQuestion о Кавказе я отвечал в ходе презентации моей книги «Кавказская война. Семь историй» (НЛО, 2018).

Раскрытие тайны культуры Грузии: религия страны

Необычайна интересна для посещения туристами Грузия. Это страна с богатым культурным наследием. На её территории находится множество святынь, которые ежегодно посещают тысячи паломников.

Вероисповедание

Грузия стала православной страной в далеком 337 году (по иным данным в 326 году). Это вторая (после Армении) страна, которая приняла веру в Христа на государственном уровне. До этого в стране были распространены языческие традиции.

Грузины очень набожны, некоторые религиозные праздники имеют статус национальных.

Справка! На великие православные праздники распространена практика помилования заключенных.

Сколько раз страна меняла веру?

Выгодное географическое положение, богатство и красота природы Грузии привлекали многих завоевателей. Она подвергалась нападениям со стороны:

  • арабов;
  • персов;
  • османов;
  • монголов.

На протяжении многих веков страна вела кровопролитные войны с исламом.

В восьмом веке арабы во главе с беспощадным Мурваном напали на Грузию, подчинили множество земель и раздробили страну, что привело к исламизации некоторых территорий.

В десятом столетии в ряде мест Грузии был насажден ислам. Однако среди самих грузин сохранялось православие.

Грузия самоотверженно защищала свою веру. Согласно летописи, в 1226 году сразу 100 тысяч человек приняли мученическую смерть за отказ пройтись по иконам, положенным на мост по приказу персидского шаха Хорезмшаха Джалалетдина.

Официально Грузия меняла свою религию лишь единожды, в четвертом веке, когда отказалась от язычества и приняла православие.

Религиозный состав населения

Несмотря на то, что основная часть населения исповедает православие, в 2011 году была принята поправка к Гражданскому кодексу, которая уравнивает все религиозные конфессии. Грузины терпимо относятся к представителям иного вероисповедания. А их немало.

Это в первую очередь мусульмане. Часть абхазов, азербайджанцев, грузин южных и юго-западных районов исповедают ислам. Кроме того, в Грузии проживают представители:

  • католицизма;
  • иудаизма;
  • протестанты;
  • атеисты и другие.

Православие

Согласно результатам переписи 2014 года к православным относятся 83,41 % населения. Официальная православная церковь в Грузии называется Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь. Это значит отдельная, административно независимая церковь, которая имеет право:

  • самостоятельно варить миро;
  • издавать указы;
  • назначать главу.

На территории автокефалии другие поместные церкви не действуют, при этом соблюдается единство в литургии с другими автокефальными церквями (например, с Русской православной церковью, Болгарской православной церковью и прочими).

Предание гласит, что Грузия – это избранная страна Пресвятой Богородицы, так как изначально именно ей предстояло отправиться на территорию этой страны для проповеди. Однако она осталась в Иерусалиме по воле Спасителя. Вместо нее отправился Святой Андрей Первозванный. Он ходил по селам и городам с образом Божьей Матери и проповедовал учение Христово.

В одном из городов по его молитве воскрес умерший. Это чудо подвигло жителей принять крещение. В становлении христианской веры также участвовали апостолы Симон и Матфей. В Батуми на территории Гонио-Апсаросской крепости расположена могила Матфея.

Сначала христианство подвергалось гонениям со стороны правящей власти. Но благодаря проповеди Святой Нино, которая, исполняя волю Божьей Матери, пришла в Грузию из Иерусалима, христианство утвердилось окончательно. В то время заболела царица Нана. Ни лекари, ни молитвы идолам (она была ревностной поклонницей язычества) не помогали ей.

Нане ничего не оставалось, как обратиться за помощью к Нино, которая, по слухам, творила чудеса. После исцеления царица уверовала в Христа и приняла крещение, а позже христианство принял и царь Мириан. Благодаря этому состоялось Крещение Грузии.

Святыни и храмы

В Грузии насчитывается 36 церквей и соборов, около 46 объектов исторических и архитектурных достопримечательностей.

  1. Светицховели – церковь 12 апостолов в городе Мцхета. Возводилась еще в 1010-1029 годах. Является главным и самым большим храмом Грузии. В нем хранится крест с частью Животворящего Креста Господня, частица мощей апостола Андрея. Храм находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  2. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Батуми). Храм возводился в 1898—1903 годах Степаном Зубалашвили в память о матери, которая просила построить в Батуми католическую церковь. Для строительства были приглашены архитекторы и художники из Италии. На возведение было потрачено 250 тысяч рублей. В 1980-е годы храм передали православной церкви.
  3. Цминда Самеба (Собор Святой Троицы) – расположен в Тбилиси. Общая площадь более 5 тысяч квадратных метров, высота верхнего храма – 68 метров. На полу – мраморная плитка с мозаичными узорами, стены покрыты фресками.Главными святыми, хранящимися в нем, являются рукописная Библия и икона «Надежда Грузии». В центре изображена Божья Матерь, окруженная практически четырьмястами грузинских святых. Размер иконы составляет 3 метра в высоту и столько же в ширину.
  4. Храм Сиони – расположен в Тбилиси. Главная ценность храма – крест Нино, который, согласно преданию, ей подарила Богородица перед тем, как оправить в Грузию. На территории собора расположены две колокольни. Одна из них – старинная трехъярусная постройка пятнадцатого века, другая – начала девятнадцатого века.
  5. Давид-Гереджа – комплекс пещерных монастырей, простирающийся на 25 км. Он делится на две части государственной границей между Грузией и Азербайджаном. В некоторых трапезных монастыря и церквях сохранились фрески восьмого и девятого веков.
  6. Монастырь Джвари – расположен на вершине горы в местности Мцхеты. Также входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Справка! В Тбилиси есть площадь 5 церквей, на которой одновременно располагается православная и армянская церкви, католический собор, еврейская синагога и мечеть.

Ислам

По данным Тбилисской мечети численность мусульман в Грузии составляет около 500 тысяч человек. В основном ислам исповедуют местные азербайджанцы. В Грузии насчитывается около 310 действующих мечетей и молельных домов.

В Тбилиси существует сохранившаяся со времён Советского Союза объединённая мечеть — единственная в своём роде, где шииты и сунниты молятся вместе.

Иудаизм

Евреи прибыли в Грузию с незапамятных времён и разделили с грузинским народом его историческую участь. В Грузии даже есть термин «грузинские евреи», который появился ещё в десятом веке. В основном они говорят на грузинском. Численность иудейской общины составляет около 4 тысяч человек. На территории Грузии насчитывается 19 еврейских святынь.

Католицизм

Численность исповедующих католицизм в Грузии, по разным сведениям, составляет 40-100 тысяч человек. В основном они проживают в больших городах. В 2012 году в городе Ахалцихе был открыт первый в Грузии католический созерцательный монастырь рядом с отстроенном из руин храмом Богоматери Розария.

Протестанты

В Грузии насчитывается около 20-35 тысяч протестантов. В стране живут представители разных ветвей протестантизма, в том числе баптисты, адвентисты, евангелисты – пятидесятники, представители евангелистко-лютеранской церквей и протестантской церкви Святой Троицы. Центром протестантизма является Тбилиси.

Другие течения

Какие другие конфессии представлены в стране? В немногочисленном количестве в Грузии встречаются и буддисты (несколько десятков человек), и кришнаиты (около 200 человек). Примерно 110 тысяч человек относится к Армяно-апостольской церкви. Свидетелей Иеговы насчитывается около 12,5 тысяч человек.Всего в стране зарегистрировано более 40 различных религиозных организаций.

Атеисты

По данным переписи 2014 года 63 тысячи человек считают себя атеистами. В основном это жители больших городов.

Процентное соотношение конфессий

  1. Православие – 83,41 %.
  2. Ислам – 10,74 %.
  3. Армянская православная церковь – 2, 94 %.
  4. Католицизм – 0,52 %.
  5. Иудаизм – 0,04 %.
  6. Протестантизм – 0, 07 %.
  7. Атеисты – 1, 7 %.
  8. Прочие – 0, 58 %.

Главные церковные праздники

  1. Мцхетоба-Светицховлоба – 14 октября – великий праздник, в основе которого лежит обретение Грузией хитона Господня. В честь обретения такой реликвии был построен храм Светицховели. В этот день проходит праздничная служба и проводится массовое крещение.
  2. Тамарооба – 14 мая – один из главных национальных праздников в честь мудрой царицы Тамары. Она причислена к лику святых.
  3. Нинооба – 1 июня – праздник, посвященный прибытию Святой Нино в Грузию.
  4. День Святого Георгия – 23 ноября. Святой Георгий очень почитаем в Грузии. В этот день все храмы звонят в колокола, а верующие преклоняют колени в молитвах. Это официальный выходной день.
  5. Рождество – 6 января – один из самых важных христианских праздников. В Рождественскую ночь принято зажигать свечу и ставить её у окна.
  6. Пасха – значимый христианский праздник. К этому дню проращивают пшеницу, пекут куличи и красят яйца. Начиная со страстной пятницы по понедельник включительно, в стране устанавливаются выходные дни. В понедельник принято ходить на кладбище и поминать усопших.

Несомненно, Грузия – это страна с необычайно интересной историей. Её культура, семейные ценности и традиции неразрывно связаны с православием. Несмотря на это, коренное население Грузии отличается исключительной терпимостью по отношению к другим конфессиям.

Грузинская Православная Церковь является продуктом раскола и пренебрежения тысячелетними церковным канонами из национальных соображений. С 1917 по 1943 год Грузинская Церковь оставалась раскольнической и не признанной Московским Патриархатом. История вопроса вкратце такова:
Вхождение в состав России безусловно благотворно сказалось на Православии на грузинских территориальных образованиях. К этому моменту никакой единой Грузинской Церкви, как и Грузии, не существовало: было два католикосата, вполне независимых друг от друга. В 1811 году звание Католикоса Грузии было упразднено, поскольку и Патриаршего звания в России со времен Петра Первого уже не существовало. Образованный Грузинский Экзархат, сняв сливки с колоссальных вложений России в развитие Грузии, постепенно стал радикальной националистической организацией. Как только Россия ослабла, естественным для грузин образом возник союз церковных и политических сепаратистов.
Больше не нужны были ни русские священники, ни русская администрация, а убийство русского священника подвело под всеми этими процессами определенную черту. Все как в 1990-х, и частичное прозрение в России было как всегда запоздалым: «Грузины дошли до Геркулесовых столбов в преступных безобразиях против нас. Мы истратили уйму денег, уложили видимо-невидимо своих единокровных, не получив никаких моральных, ни материальных выгод».
Территориальные требования грузинских «автокефалистов» для своей Церкви поражают воображение не меньше, чем аналогичные претензии Грузии к Южной Осетии и Абхазии с 1989 по 2008 годы. В 1906 году они вместе со своим лидером епископом Кирионом ( которого сильно подозревали в инспирировании убийства архиепископа Никона два года спустя ) прибыли на заседание в Предсоборное Присутствие Синода, где и озвучили свои пожелания. Находившееся там и принимавшее участие в обсуждении вопроса негрузинское духовенство попросту опешило от картвельских аппетитов и их неадекватности.
По сути грузинские иерахи вели речь не о восстановлении Католикосата, а о создании поместной церкви никогда не существовавшей в канонических территориях, на которые оно сейчас почему-то претендовало. Основным оппонентом грузин в развернувшемся диспуте был протоиерей Иоанн Восторгов. Его полемика с грузинами просто обязательна к прочтению. У меня сложилось впечатление, что человек, слушая аргументы грузинских священников, чувствовал себя в королевстве кривых зеркал.
Кирион и его единомышленники требовали под свое управление практически весь христианский Кавказ, включая не только Восточную и Западную Грузию, но и Владикавказскую епархию вместе с Арменией. Восторгов отвечал: «В 1801 г. вся Грузия равнялась нашей Московской губернии и имела население в 160.000 человек, из которых половина была армяне. Вот все, что «присоединилось» к России. Всё прочее Россия отняла у Турции и Персии силою оружия».
В Грузии было большое количество церквей, построенных русскими, и все они, по плану Кириона сотоварищи, должны были перейти под начало грузинских священников. Возникала ситуация, парадоксальность которой была понятна любому адекватному человеку. Грузины ссылались на древность и величие своей Церкви ( на что им резонно говорили, что страх перед персами и персидское же золото становились достаточными поводами для перехода грузин в магометанство, поэтому сильно идеализировать свое прошлое не стоило ) и строили свои доводы на национальной основе.
Говоря проще, грузинские церкви не должны были быть в подчинении у российского Синода, потому что у грузин была своя традиция, и вообще они и русские — разные народы. Но когда речь шла о претензиях на осетинские, абхазские и другие инонациональные приходы, то эта самая логика у грузинских священников отключалась напрочь. Ее место занимал старый добрый шовинизм, непробиваемый и неистребимый. Восторгов спрашивал: «Карс, Сухум, Батум, Эривань, Баку всё завоевано и присоединено Россией. В этих пределах живут негрузинские православные племена. Почему же и они войдут в автокефальную Грузинскую Церковь?»
Ответ Кириона состоял в том, что все эти приходы, включая и русские, должны быть переданы грузинам обязательно. Довод? «Грузия просветила их христианством и имеет право на управление ими». Занавес)
В 1917 году, воспользовавшись создавшейся в стране ситуацией, грузины в одностороннем порядке отделились от Русской Православной Церкви, грубо нарушив все существующие канонические нормы. В своем послании епископам Грузинского Экзархата святой Патриарх Тихон, перечисляя все совершенное грузинским священством, писал:

«Ибо все эти деяния надлежит признать противоканоническими и весьма опасными для церковного благочиния и порядка. И вы, Преосвященные Епископы, не можете в глубине своего сознания найти оправдание вашим неканоническим деяниям. Прежде всего все вы получили хиротонию по избранию Святейшего Синода и от русских иерархов, все вы были архипастырями Русской Церкви и дали при хиротонии клятвенное обещание подчиняться и повиноваться ее Власти. Как же вы исполнили данное вами торжественное обещание? – Вы изменили своей присяге, нарушили обязанность церковного послушания и создали разделение в Церкви…Таким образом, вы, созвав Собор без ведома и согласия Святейшего Синода и вашего кириарха и вторгнувшись в пределы не подчиненной вам церковной области, подвергли себя осуждению церковных канонов. Ваше заблуждение состоит и в том, что вы провозгласили церковную автокефалию по способу, который совершенно уклоняется от канонического порядка, установившегося во Вселенской церкви в делах подобного рода».
Московский Патриархат признал автокефалию ГПЦ только в 1943 году, в разгар «безбожного времени». Как следует из послания Патриарха Тихона, причин это делать не было никаких, но и в государстве всеобщего равноправия был народ равнее других.

Православие и православные святыни в Грузии

Грузия – ближайшая к России закавказская страна, с которой её связывает не только вера, а крещение Грузии произошло на 664 года раньше крещения Руси, но история и культура. Немало славных имён православных святых, царей, великих полководцев, поэтов, писателей, музыкантов и актёров связывает две великие страны. Но самым главным является духовое родство, живущих в наших странах народов.

Жребий Пресвятой Девы Марии

Христианство в Грузии зародилось во времена первых апостолов. Иверия досталась Божьей Матери по жребию, когда первые апостолы выбирали страны для проповеди Христа. Но по воле Бога эта миссия была возложена на апостола Андрея.

Согласно преданию, там же вели проповедническую деятельность апостолы Матфей, Фаддей, Симон Каннаит, принявший там мученическую смерть. Становление христианства было непростым. В самом начале своего развития оно почти на протяжении трёхсот лет подвергалось гонениям. Царь Фарсман 1-й в первом веке устроил жестокие преследования на христиан, ссылавшихся на каторжные работы в Тавриду.

История становления православия в Грузии заслуживает особого внимания, потому что все события, связанные с крещением грузин, имеют конкретные исторические даты, а отдельные факты происходивших чудес, связанные с этим явлением, взяты не из легенд и преданий, а из реально произошедших событий, засвидетельствованных очевидцами.

Официальное признание православие в Грузии получило в 324 году. Связано это великое событие с именами:

  1. Святой Нино Каппадокийской. Её проповедничество способствовало принятию крещения грузинами.
  2. Царя Мириана, обратившегося к вере благодаря святой Нине и чудесному исцелению от поразившей его слепоты при обращении его к Господу.
  3. Святой царицы Наны.

Представить себе православную Грузию без этих имён, невозможно.

Святая Нино родилась в г. Каппадокии в семье в христиан и с детства получила соответствующее воспитание. Ещё в юности, спасаясь от гонений императора Диоклетиана в 303 г., она в числе 37 девушек-христианок бежала в Армению, где чудом избежала гибели, а затем в Иверию, где и проповедовала Христа.

Крещение

Правящий грузинский царь Мариан и его жена Нано были убеждёнными язычниками. Благодаря молитвам Нино, долго и тяжело болевшая царица была исцелена и приняла крещение от святой, чем вызвала гнев царя, готового казнить обоих женщин. Но 20 июля 323 года с ним произошла история, аналогичная той, что произошла с апостолом Павлом.

Будучи на охоте и узнав о принятии крещения своей женой, царицей Нано, в гневе поклялся казнить её и Нино. Но, как только он стал угрожать казнью Нино и царице и богохульствовать, то тут же ослеп. Помощи от своих идолов он не получил и в отчаянии обратился с молитвой ко Христу. Зрение к нему вернулось.

События эти происходили весной 323 года, а 6 мая этого же года исцелённый от внезапной слепоты, уверовавший в силу Христа, грузинский царь Мириан обратился в православие. Это событие стало поворотной вехой в истории Грузии, так как после своего обращения царь стал убеждённым проводником православия в своей стране.

14 октября 324 года (по некоторым источникам в 326 году) в Мцхете на реке Кура, епископ Иоанн, специально присланный для этой цели царём Константином Великим, крестил народ. В тот день крестились десятки тысяч грузин. Эта дата — время начала крещения Грузии. С этого времени православие стало официальной государственной религией.

В ознаменование победы христианства в горах Картли установлены кресты. А в Мцхете, царём Мирианом, положившим начало возведению храмов, построен первый в храмовой истории страны православный храм Светицховели (животворящий столб), то есть Собор Двенадцати Апостолов. Если вам доведётся побывать в Грузии, то обязательно посетите этот храм.

После крещения Православная Грузия уже никогда не возвращалась к язычеству. Венценосные отступники, пытавшиеся устраивать гонения на верующих во Христа, периодически появлялись. Но грузинский народ от веры уже никогда не отступал.

Более того, известно немало фактов массового подвига грузин во имя веры Христовой. Хорошо известен исторический факт, когда в 1227 году мусульмане во главе шахиншахом Джелаль Эд Дином взяли Тбилиси и горожанам было обещано сохранение жизни в обмен на осквернение икон, разложенных на мосту через Куру. 100 000 горожан, включая женщин стариков и детей, простых монахов и митрополитов предпочли смерть во имя Христа. Таких примеров в истории Грузии немало.

На протяжении всей истории православия в Иверии ей приходилось выдерживать неоднократные попытки не только насильственного уничтожения, ни и извращения чистоты учения:

  1. Архиепископ Мобидаг (434), пытался ввести ересь арианства. Однако был изобличён, лишён власти и отлучён от Церкви.
  2. Были попытки внедрения ересей Петра Фуллона.
  3. Албанцев (в 650 г.) с их ересью манихейства.
  4. Монофизитов и других.

Однако все эти попытки были провалены, благодаря Собору пастырей, жёстко осуждавших ереси, народу, который не воспринимал подобные попытки, Католикосу Кириону, запретившему верующим любое общение с еретиками, митрополитам, твёрдо стоявшим в вере и просвещавших верующих.

Грузины, сумевшие на протяжении многих веков отстоять чистоту и благочестие своей веры заслужили уважение даже иноплеменных верующих. Так греческий монах Прокопий писал: «Иверцы – это лучшие из христиан, самые строгие хранители законов и постановления Православия».

Сегодня 85% грузин считают себя православными, в Конституции государства отмечена большая роль Церкви в его истории. Это подтвердил ещё раз в своём выступлении председательправительства Ираклий Кобахидзе писал: «Церковь всегда боролась за свободу Грузии».

Христианство в Армении и Грузии

Армения стала христианской раньше Иверии (приняла православие раньше Руси). В церкви Армении есть отличия от православия Византии по некоторым вопросам, в том числе по обрядовости.

Официально православие утвердилось здесь в 301 году, благодаря активной проповеднической деятельности Св. Григория Просветителя и царя Тридата Третьего. Последний ранее стоял на позициях язычества и был ярым гонителем христиан. Он был виновником казни 37 девушек-христианок, бежавших от преследований римского императора Диоклектиана, в числе которых была и святая Нино, будущая просветительница Грузии. Однако, после ряда чудесных событий, произошедших с ним, уверовал в Господа и стал активным проводником христианства среди армян.

Существующие некоторые расхождения в догматах с церковью Грузии и России берут свои истоки во временах четвёртого Вселенского Собора, проходившего в Халкидоне в 451 г. по поводу монофизитской ереси Евтихия.

Христианами Армянской Апостольской Церкви признаются постановления только трёх Вселенских Соборов, ввиду того, что на четвертом армяне не участвовали, так как их прибытию помешала война. Но именно на четвёртом Соборе были приняты довольно существенные догматы христианства, касающиеся ереси монофизитства.

Отказавшись от решений прошедшего Собора из-за отсутствия своих представителей, армяне фактически ушли в монофизитство, а для православных отрицание двуединства природы Христа есть впадение в ересь.

Также отличия заключается в следующем:

  1. В совершении евхаристии.
  2. Производимое на католический манер исполнение креста.
  3. Отличия некоторых праздников по датам.
  4. Использование при богослужении, как у католиков, органа.
  5. Расхождения в толковании сущности «Благодатного огня».

В 491 г. на поместном соборе в Вагаршапате грузины также отказалась от решений Четвёртого Вселенского собора. Причина такого шага заключалось в видении в постановлениях четвёртого Собора о двух природах Христа возвращения к несторианству. Однако в 607 г. решения 491 года были пересмотрены, от них отказалась, отношения с Армянской церковью, продолжавшей стоять на прежних позициях, были порваны.

Автокефалия, то есть административная независимость церкви, была получена в конце пятого столетия при правителе Иверии Вахтанге Горгасали. Первым главой единой церкви Грузии, католикосом-патриархом, стал Иоанн Окропири (980—1001). После присоединения к России в 19 в., грузинская церковь стала частью Русской, лишившись автокефалии.

Такое положение просуществовало до 1917 г., тогда всё вернулось на прежние места и автокефалия ГПЦ была восстановлена. В 1943 г. официально признана Московским патриархатом, а 3 марта 1990 г. и патриархатом Константинополя.

Сегодня в диптихе Церквей занимает первое место после РПЦ. Главой Грузинской Православной Церкви является Католикос-Патриарх Илия II.

Грузинское и русское православие ничем не отличается. Лишь политики пытаются рассорить братьев по вере. Для этого используется любой повод, вплоть до попыток изменить название страны. Так слово Сакртвело переводится с грузинского на русский, как Грузия, а коренной народ, населяющий страну, именуется грузинами. Эти наименования в несколько изменённой форме применяются на языках других народов уже веками.

Однако сегодня некоторые псевдопатриотичные грузинские политики находят в этих названиях влияние России. Ссылаясь на то, что на Западе Грузию многие называют Georgian или Georgia, что, по их мнению, более правильно, так как традиционно принятые привычные названия ассоциируются с тем, что Грузия является частью России. Такие высказывания позволяют себе озвучивать некоторые руководители в правительстве государства.

Однако во внутренней жизни страны православие принимает активное участие и играет важную роль. Об этом свидетельствует лишь один факт того, что на значимые православные праздники государство объявляет о помиловании осужденных. Ежегодной традицией стало проведение обряда крещения лично католикосом-патриархом Илией Вторым. Событие это происходит 14 октября, в память о крещении грузин епископом Иоанном в октябре 324 г. в Куре. Выпущена книга, в которой запечатлены фотографии десятков тысяч крестников патриарха. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал крестником патриарха, то постарайтесь приехать сюда к этому времени.

Довольно комфортно чувствуют себя здесь старообрядцы. Порядка двадцати их общин находится в стране. Юрисдикционно они относятся к Русской православной старообрядческой церкви в Румынии (Зугдийская епархия) и Русской Древлеправославной церкви.

В составе Грузинской Православной Церкви находится 36 епархий, которые возглавляют 36 грузинских митрополитов. Патриархаты располагаются в Мцхете и Тбилиси. Помимо епархий, находящихся внутри государства, существует шесть епархий зарубежных, в которые входят:

  1. Западноевропейская с кафедрой в Брюсселе.
  2. Англоирландская, кафедра находится в Лондоне.
  3. Епархия Восточной Европы.
  4. Канадская и Северо-Американская с кафедрой в Лос-Анджелесе.
  5. Епархия в Южной Америке.
  6. Австралийская.

ГПЦ именуется — Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь. В международной транскрипции — Georgian Apostolic Autocephalous Orthodox Church.

О ситуации в Грузии и грузинских святых

О безобразиях в Грузии и новом витке напряженности между Грузией и Россией говорят на всех российских федеральных каналах, в социальных сетях и на кухнях. Кто-то с любовью и сожалением, кто-то со злорадством и злобой, но равнодушных нет. И это хороший знак: он свидетельствует о том, что грузины для русских (и русские для грузин) не просто соседи, связанные какими-то часто меняющимися политическими интересами и экономической выгодой, а гораздо большим, тем, что связывает братьев-единоверцев, жертвующих, не задумываясь, своей кровью ради защиты брата. Спасая грузин от физического уничтожения могущественной Османской империей, которая стремилась не просто поработить маленькую христианскую Грузию, но поголовно уничтожить весь ее свободолюбивый народ, Россия вступала в кровопролитные войны, портя и без того непростые отношения не только с мусульманским Кавказом, но и со всем цивилизованным миром во главе с Английской империей, стоящим за Турцией.

Справедливости ради стоит вспомнить и о том, что, подписывая Георгиевский трактат в конце XVIII века, которым Россия официально взяла на себя покровительство над Восточной Грузией, одним из его условий Екатерина II поставила воссоединение Восточной и Западной Грузии и примирение царя Ираклия II и Соломона I: так страна объединилась. А после строительства Военно-грузинской дороги, обеспечившей бесперебойную связь двух наших стран, все враждебные амбиции Ирана и Турции были сведены к минимуму. И в Великую Отечественную войну мой дед-грузин Михаил, не задумываясь, ушел добровольцем на фронт не за родное Дигоми, а за Советскую Родину, которая была в опасности.

Глядя на происходящее в Грузии, мне, человеку по фамилии Ахалашвили, родившемуся в Тбилиси, чьи родители венчались в Светицховели, просто больно, больно до слез, как было больно, когда в 1990-х я ездил на каникулы к грузинской бабушке в Дигоми и слушал от многочисленных родственников истории о страшной Российской империи, высасывающей из Грузии последние соки, и новой богатой и свободной жизни в дружбе с Западом. За прошедшее время из самой процветающей республики Советского Союза Грузия превратилась в одну из самых отсталых на постсоветском пространстве, и казалось, успешно преодолела детские болезни самоидентификации, разобравшись, кто для нее враг, а кто друг. Но оказалось, что кучке бессовестных провокаторов и горлопанов, наживающих на вражде свои бессовестные политические 30 серебряников, под силу снова втянуть Грузию в новый омут нестабильности и вражды.

Сначала грузины пригласили депутата из России, и не просто куда-то, а на Межпарламентскую ассамблею Православия, что подразумевает теплое братское христианское отношение к его участникам, усадили в кресло председателя Парламента, а после этого начали его оскорблять, травить, преследовать, устраивать беспорядки, призывая к неповиновению властям и ненависти к России. Как-то уж очень складно всё получилось: тут тебе и организованная толпа с заготовленными антироссийскими лозунгами, которую вели подготовленные люди, и немедленное бескомпромиссное объявление России виноватой из уст высшего руководства Грузии, и западные телеканалы, старательно всё это тиражирующие на весь мир.

Как-то уж очень складно получилось: тут тебе и организованная толпа с антироссийскими лозунгами, и объявление России виноватой во всем

И как взрослые дети, которых жизнь ничему не учит, грузины на эту провокацию клюнули, поправ древний грузинский закон, который гласит, что гость в доме – это Бог в доме, и одним махом перечеркнув практически все достижения последних лет по установлению хоть каких-то добрососедских отношений с Россией.

Комментируя протесты в Тбилиси, театральный классик Роберт Стуруа написал на своей странице в Фейсбуке: «Злой дух победил… нацисты празднуют: нет больше Грузии». Мои московские и питерские друзья – писатели, журналисты, священники, – да и просто обычные верующие люди, которые ездили к святыням Грузии и просто в гости, как один публикуют в Фейсбуке посты о том, как в Грузии замечательно и с какой теплотой грузины принимают русских.

У мощей прп. Гавриила (Ургебадзе)

Когда мы с женой на днях заехали к нашему другу-священнику в гости, он рассказал нам такую историю. Месяца три назад он прочитал книгу о преподобном Гаврииле (Ургебадзе), а потом увидел сон, где ему явился преподобный Гавриил и сказал, чтобы он вместе с женой и детьми приезжал к нему в Самтавро. Мой друг поначалу не придал сну особого значения, если бы его матушка, которая, как оказалось, в это время что-то читала о святынях и святых Грузии, в том числе и о преподобном Гаврииле, вдруг, смущаясь, не завела разговор, что видела странный сон, где преподобный Гавриил позвал их с мужем-священником и детьми в Самтавро. Когда они поняли, что видели один и тот же сон, наши друзья не на шутку разволновались и решили молиться преподобному Гавриилу о вразумлении. Потому что сны – они бывают разные и не все от Бога.

И почувствовал он: надо отложить все дела и ехать к преподобному Гавриилу

А на третий день, как рассказал нам батюшка, он проснулся с мыслью, что надо просто отложить все дела и ехать к преподобному Гавриилу. Легко сказать: ехать – а как это сделать очень скромной многодетной семье священника из уральской глубинки? Родители собрали семейный совет с детьми, как всегда делают в экстренных случаях, и обо всем честно им рассказали. Что деньги, которые семья копила больше года на ремонт в доме, можно потратить на запланированную новую гостиную и долгожданную детскую игровую и другие нужные и полезные вещи, а можно просто взять и потратить на поездку в Грузию к преподобному Гавриилу. И дети как один хором ответили: «Едем к преподобному Гавриилу!»

Они жили в Мцхете, где гостеприимная хозяйка домашней гостиницы выделила для их большой семьи целый этаж, молились в Самтавро и Светицховели, где моего друга-священника любезно приглашали в алтарь, ездили к Шио Мгвимскому и много куда еще. С ними вообще во время этой поездки произошло много замечательного. Оказалось, что таксист, который возил их по святыням, когда-то служил в армии в военной части города, откуда были наши друзья, и обязательно приглашал их к себе в гости на следующее лето, когда достроит большой дом. Потому что до сих пор помнит всех своих сослуживцев из военной части уральского города и бабушку Наташу, которая зимой приезжала к своему внуку, товарищу этого таксиста, и подарила замерзающему от непривычных уральских морозов грузину вязанные из шерсти теплые носки, шарф и варежки, которые согревали его в холода и которые он потом хранил долгие годы как память. А после молитвы у преподобного Гавриила дети наших друзей гуляли где-то на пустыре, где, как рассказали местные, когда-то был большой рынок, и нашли там около 20 лари. Эти деньги ребята потратили не на мороженное и сувениры и даже не отнесли в храм, а всё до копейки раздали бедным. Узнав об этом, родители только головой покачали и поблагодарили преподобного за наставление.

Во время беспорядков в Тбилиси, когда друзья меня, как русского грузина, просили прокомментировать происходящее, а я качал головой и разводил руками, моя близкая московская православная подруга, которая множество раз ездила по святым местам Грузии, посещая самые отдаленные монастыри и святыни, неожиданно сделала мне удивительные подарки. Она подарила мне икону Пресвятой Троицы из Троицкой церкви в Гергети (Гергетис Цминда Самеба) XIV века на слюдяной пластине, икону 100 тысяч мучеников Тбилисских и икону преподобного Давида Гареджийского из его монастыря. «Молись, – говорит, – Денис, им за нашу любимую Грузию! Когда люди перестают слушать голос разума, остается одно – говорить с ними на языке любви и молитвы!»

Грузия

Гру́зия (груз. საქართველო , Сакартве́ло) — государство, расположенное в Передней Азии и на Ближнем Востоке, в западной части Закавказья на восточном побережье Чёрного моря. Грузия граничит с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке и Россией на востоке и севере. Столица — Тбилиси. Государственный язык — грузинский.

>Крупнейшие города

  • Тбилиси
  • Батуми
  • Кутаиси

Грузинская православная церковь

Грузи́нская правосла́вная це́рковь (официальное название: Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь, груз. საქართველოს სამოციქულო ავტოკეფალური მართლმადიდებელი ეკლესია) — автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов. Одна из древнейших христианских церквей в мире. Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали, а также на территорию частично признанных Абхазии и Южной Осетии и на север Турции. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери. В 337 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви. Сложным является вопрос получения грузинской церковью автокефалии. По мнению историка грузинской церкви, священника Кирилла Цинцадзе, Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью со времен царя Мириана, но полную автокефалию получила лишь в V веке от Собора, созванного Антиохийским Патриархом Петром III.

Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».

История

Ранний период

Согласно грузинской легендарной истории, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.

Вскоре после этого события, Апостол Андрей отправился проповедовать христианство. Сначала он пошёл на север от Палестины, затем повернул на восток, достиг города Трапезунда, находившегося в тот период в пределах Эгриси (современная Мингрелия), после проповедования там Евангелия перешёл в пределы Иверии, в землю Дид-Адчары.

Там апостол проповедью и творением чудес обратил множество людей в христианство и крестил их. По рассказу царевича Вахушти, сына царя Вахтанга V, на том месте, на котором Апостол Андрей поставил икону Божией Матери, открылся целебный источник. Поставив новообращенным христианам иереев и диаконов, построив храм в честь Божией Матери и установив церковный порядок, оставил их апостол.

Перед уходом святого Андрея из той земли, новообращенные просили его оставить икону Божией Матери, но апостол не согласился на таковую просьбу, а велел сделать доску, величиной, как эта икона, и принести ему. Когда доска была готова, он положил её на икону Божией Матери, и икона полностью изобразилась на доске. Апостол отдал христианам новый образ, который они поставили в своей новой церкви. Затем святой Андрей отправился в другие земли.

Перейдя через гору, называемую горой Железного Креста, и дзархийское ущелье, он вступил в пределы Самцхе и остановился в селении Заден-гора. Отсюда он отправился в город Ацкури, называвшийся в древности Сосангети. Достигнув Ацкури, апостол выбрал один дом близ главного капища города и поселился в нём. В то время там царствовала одна вдова, имевшая единственного сына, которого любила более всего в мире, который был единственным наследником её царства. К несчастью, сын вдовы скончался незадолго до прихода апостола в Ацкури.

Согласно преданиям, во время пребывания апостола Андрея в Ацкури произошло несколько чудес — главным из которых является воскрешение сына вдовы и уничтожение статуй языческих богов. Затем, поставив новообращённым епископа, иереев и диаконов, святой Андрей хотел уже отправиться в другие страны, однако царица и её подданные просили Андрея не оставлять их, или же оставить им нерукотворную икону Божьей Матери. Оставленную Святым Андреем икону поставили в новом храме, воздвигнутом в честь Богородицы.

Вскоре после описываемых событий Андрей отправился в Нигли, Кларджети и в Артан-Панкола, где он после долгой проповеди обратил в христианство жителей тех мест и крестил их. Затем он возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.

После Пятидесятницы святой Андрей взял с собой апостола Симона Кананита, Матфея, Фаддея и других. С ними он отправился первоначально к царю Авгарю, где, проповедав слово Божие и крестив жителей, оставил апостола Фаддея для утверждения новой Церкви. Прочие же, обходя с проповедью города и села Каппадокии и Понта, достигли наконец Картли (Карталинской стран) (Иверии). Далее, они прошли часть Мтиулетской земли до реки Чорохи.

Затем апостолы посетили Сванети, в правление вдовствующей царицы, жены убитого Понтийского царя Поламона Пифодоры, которая со многими подданными приняла христианство и была крещена самим Андреем. В Сванети при царице остался апостол Матфей с прочими учениками для утверждения новоосвещенных в христианстве, как свидетельствует об этом блаженный Иероним. Из Сванети Андрей вместе с Симоном Кананитом отправился в Осетию, где достиг города Фостафора. Здесь апостолы многих обратили в христианство. Оставив Осетию, они пошли в Абхазию и достигли города Севасти (ныне Сухуми), где также обратили многих. Тут Андрей оставил апостола Симона Кананита с другими для утверждения новообращенных, сам же отправился в землю джикетов . Джикеты не приняли христианства, и, более того, сам апостол едва не был убит. Оставив их, Андрей отправился в Верхний Суадаг.

Жители Верхнего Суадага приняли религию от апостола. Отсюда он отправился к верхним берегам Чёрного моря, посещая города и села, и наконец достиг города Патры в Ахаи, где и принял смерть на кресте от анфипата Эгеата в 55 году.

Вера, проповедуемая св. Андреем и оставшимися после его ухода апостолами, стала укореняться в народе. Адерки, или Фарсман I, воцарившийся в Картли (Иберии) за три года до нашей эры и управлявший страной шестьдесят три года, услышал о том, что его подданные обратились от язычества к христианству, и начал гонения на христиан. Многие из них во время этого гонения приняли мученичество вместе с апостолом Симоном Кананитом. Христианство, подавленное по-видимому неистовством царя, в действительности все-таки не было побеждено: оставались христиане, скрывавшиеся в горах и лесах, имевшие места общих собраний и молитв. Вскоре могила Симона Кананита, находящаяся в горах Абхазии близ Сухуми, сделалась предметом глубокого почитания.

Со времени этого гонения почти полвека Иберия не получала более ниоткуда проповедников Христианства и не имела руководителей, которые бы утверждали новопроообращённых в их исповедании.

Уже в сотом году священномученик Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном в безлюдные места Тавриды, творением чудес и наставлениями помогал многим колхидцам остаться верными Христианству. По мнению Михаила Сабинина между семьюдесятью церквями, построенными святым ещё при его жизни на берегах Чёрного моря, была и Колхидская.

Между тем, окончательное утверждение христианства и то, что оно стало господствующей религией, было плодом долговременной и усердной проповеди апостола всея, святой просветительницы, блаженной матери Нины.

Христианство как государственная религия

В период между 318 и 337 годами, скорее всего в 324—326 гг. трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.

В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии, приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса). В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, нарушив каноническое единство с Армянской Апостольской Церковью..

При Сассанидах (VI—VII вв.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI—XVIII вв.) — с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия и утере церквей и монастырей на Святой земле.

В 1744 году в Грузинской Церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси.

Грузинский экзархат Российской Церкви

В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская. 21 июня 1811 года Святейший Синод снял Католикоса-Патриарха Антония II с должности.

С 30 июня 1811 года до марта 1917 года (де-факто) Церковь в Грузии имела статус Грузинского экзархата Российской Церкви; звание Католикоса было упразднено. Первым экзархом 8 июля 1811 года стал Варлаам (Эристави) (30 августа 1814 — 14 мая 1817;

К концу 1810-х был упразднён также и Абхазский католикосат, включённый в состав Грузинского экзарха.

После Варлаама (Эристави) экзархами назначались из епископов-негрузин, что нередко приводило к трениям с местным духовенством и эксцессам, как то, убийство Экзарха Никона (Софийского) 28 мая 1908 года в здании Грузинско-Имеретинской синодальной конторы.

Восстановление автокефалии. Новейший период

12 марта (25 марта) 1917 года на Мцхетском Соборе была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви; блюстителем престола Католикоса был избран епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропидзе). Последний 13 марта уведомил Экзарха Грузии архиепископа Карталинского-Кахетинского Платона (Рождественского) о его смещении с кафедры, что не было признано Русской православной церковью.

27 марта 1917 года Временное правительство признало автокефалию Грузинской Церкви в принципе. 10 июля 1917 года совместное заседание Временного правительства и Синода постановило учредить Кавказский экзархат для добровольного вхождения в него русских приходов Тифлисской, Елизаветпольской, Бакинской, Эриванской, Кутаисской, Черноморской губерний и Карской, Батумской областей, Артвинского, Закатальского и Сухумского округов. Епископом в Тифлисе был назначен Феофилакт (Клементьев), вскоре удалённый грузинскими архиереями из Грузии.

Московский Патриарх Тихон своим посланием от 29 декабря 1917 года к Католикосу Кириону II (Садзаглишвили), избранному на Соборе в сентябре 1917 года, осудил самочинный характер восстановления автокефалии более древней Грузинской Церкви. Общение между Московским Патриархатом и Грузинской Церковью было прервано.

В 1927 году Грузинская церковь перешла на новоюлианский календарь, но по давлением верующих должна была «отложить» своё решение.

Официально общение было восстановлено Определением Священного Синода РПЦ от 19 ноября 1943 года.

В 1997 году Грузинская Православная Церковь вышла из Всемирного совета церквей.

Предстоятель с 23 декабря 1977 года — Его Святейшество и Блаженство Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети Илия II.

Церковь состоит из 35-ти епархий, объединяющих около 300 общин; Абхазская епархия после 1992 года де-факто не входит в состав Грузинской Церкви. Также существует каноническая неурегулированность в Южной Осетии, где, по утверждению Католикоса Илии II, «присутствуют представители Русской зарубежной церкви».

Отношения с Московским Патриархатом

Официальный представитель Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в августе 2008 года в связи с военным конфликтом в Грузии заявил: «Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами».

9 ноября 2008 года Председатель ОВЦС МП митрополит (Ныне Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл в интервью каналу «Вести» сказал, в частности об «Аланской епархии»: «Нужно сказать, что это не просто раскольническая как бы епархия, а дело в том, что архиерейское рукоположение руководитель этой епархии получил от греческих старостильников. Совершенно верно, от так называемого Киприяновского синода. Вся деятельность этого синода в отношении России направлена на ослабление Русской Православной Церкви. И что же получается: с одной стороны, русские солдаты пролили кровь за осетинский народ, за то, чтобы защитить Южную Осетию, а с другой стороны духовные лидеры этой страны находятся в юрисдикции раскольнической церкви, которая главной своей целью ставит разрушение единства Русской Православной Церкви. Но так же не бывает. Поэтому первое, что необходимо сделать, это, конечно, решить вопрос с этой раскольнической юрисдикцией».

12 сентября 2009 года, во время заседания дискуссионного клуба «Валдай», позиция Московского Патриархата по вопросу о территории Грузинской Церкви была подтверждена председателем Отдела внешних церковных связей МП архиепископом Волоколамским Иларионом (Алфеевым).

Святые

  • Преподобный Гаврии́л (Ургебадзе) Самтаврийский, архимандрит
  • Мученик Гео́ргий Афонский
  • Преподобный Дави́д Гареджийский
  • Равноапостольная Нина, просветительница Грузии

>Святыни

Все святыни Грузии

Храмы

Основные храмы Грузии

Троицкая церковь (Гергети)

Троицкая церковь в Гергети (груз. გერგეტის წმინდა სამება, Гергетис Цминда Самеба) расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.

Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.

В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви. Популярна среди туристов.

Проезд: Если вы решили восходить на Казбек, то маршрут пролегает как раз мимо храма. Так что он является своего рода бесплатным культурным приложением. У восходителей есть обычай устраивать здесь первую ночевку, чтобы адаптироваться к высоте.

До церкви Святой Троицы в Гергети можно дойти пешком на своих двоих. Пусть вас не пугает её высота, если вы готовы потратить час-два на восхождение и ваша физическая форма позволяет вам это сделать, то почему бы и нет? Пеший подъем наверх занимает порядка трех часов. Вам нужно будет пройти через село Гергети, повилять по небольшому неопасному лесному серпантину, иногда срезая дорогу вытоптанными тропинками, и подняться на верх по тропинке, которая идёт вверх под большим углом.

Светицховели (Мцхета)

Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели (груз. სვეტიცხოველი — животворящий столп) является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.

Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.

В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012—1030, 1039—1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде).

Адрес: Расположен в юго-восточной части Мцхеты, в древнем центре города

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Батуми)

Храм был возведён в 1898—1903 годах Степаном Зубалашвили в память о скончавшейся матери Елизавете, которая просила построить в Батуми католическую церковь. Степан пригласил для строительства художников и архитекторов из Италии. Всего строительство обошлось в 250 тысяч рублей.

В годы советской власти храм подвергался угрозе разрушения. Среди выступавших в его защиту был писатель Константин Гамсахурдия. Режиссёр Тенгиз Абуладзе снял по мотивам этой истории фильм «Покаяние». В итоге, здание сохранилось и в разные годы использовалось с разными целями: здесь были лаборатория высоких напряжений, архив и другие учреждения.

В 1970-е годы храм был отреставрирован, а в 1980-е — передан Грузинской православной церкви. 16 мая 1989 года Католикос-Патриарх Грузии Илия II освятил храм, после чего состоялось крещение около 5 тысяч чел.

Приказом министра культуры и охраны памятников № 3/31 от 21 февраля 2011 года собор внесён в список объектов культурного наследия, памятников истории и культуры Батуми.

В настоящее время храм является действующим кафедральным собором Батумской и Лазской епархии Грузинской православной церкви.

Адрес: Грузия, г. Батуми, ул. Чавчавадзе, 25

Монастыри

Монастыри Грузии

Гелатский мужской монастырь Богородицы (Кутаиси)

Монастырь был основан царём Давидом IV Строителем в 1106 году и стал его усыпальницей. Соборная церковь строилась до 1125 года и ещё пять лет украшалась мозаиками, которые почитаются лучшими во всём Закавказье. В то время монастырь был местопребыванием Гелатской академии, члены которой живо интересовались древнегреческой философией.

В XIII веке к монастырскому ансамблю добавились церкви св. Николая и св. Георгия, а также трехъярусная звонница. Стенопись относится к разным периодам грузинской истории, с XII по XVIII века; особенно примечательны портретные изображения венценосных особ. Прежде в монастыре сохранялось немало ценных икон и предметов прикладного искусства; в советское время они были изъяты и распределены по музеям.

Адрес: Грузия, Гелати (11 км. от Кутаиси).

Проезд: Монастырь находится чуть в стороне от трассы Кутаиси-Ткибули. Поворот имеет указатель. От трассы надо пройти по извилистой дороге километра три. Перед входом есть парковка и несколько киосков с сувенирами.

Давидо-Гареджийский мужской монастырь

Дави́д Гаре́джа— комплекс пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.

Адрес: Гора Гареджи, Кахетия, Грузия

Проезд: Монастырь находится в 45 километрах на юг от Сагареджо, 30 километров по прямой или 45 по извилистой дороге. От Гардабани 30 километров по дороге, но ей редко пользуются. Одно время в Гареджи ходили автобусы из Тбилиси, однако это нерегулярный вид транспорта. Можно ехать маршруткой в Сагареджо и уже там искать такси. Некоторые таксисты возят туда прямо из Тбилиси. В 13 километрах перед монастырем находится поселок Удабно (пустыня), оттуда также можно добраться на частном транспорте. Вся дорога асфальтированная.

В Сагареджо можно найти таксиста за скромные деньги, примерно за 35 лари (туда-обратно и там 2 часа ожидания).

В 2014 году появился новый способ доставки, это ежедневный автобус из Тбилиси. Он отходит в 11:00 с улицы Пушкина (около Площади Свободы) и стоит 25 лари. За эти деньги вас отвезут в Давид-Гареджи, ожидают там 3 часа и затем везут обратно, с пищевой остановкой в кафе «Оазис-Клаб». Телефон для связи: 551 951 447 (рейс действует до 15 октября).

Икалтойский мужской монастырь

Икалтойский монастырь – один из первых в Грузии, а в Кахетии почти самый первый. Он основан одним из ассирийских отцов, Зеноном Икалтойским (ზენონი იყალთოელი) где-то после середины VI века. От строений той эпохи уже ничего не осталось. Существующие ныне храмы построены, самое раннее, в VIII веке. Видимо, есть какая-то связь с возникновением независимого Кахетинского царства в те века. В тот же период на территории монастыря были построены давильни для винограда и винохранилища, частично сохранившиеся по сей день.

В XII веке при царе Давиде Строителе был построен Успенский храм и пристроен корпус Академии. Эта академия вошла в историю тем, что в ней учился Шота Руставели. По этому случаю где-то в ноябре (в выходные) здесь отмечается локальный праздник Шотаоба.

В 1616 году шах Аббас во время знаменитоо нашествия сжег академию и тем поставил точку в ее истории. С этого момента монастырь почти прекратил свое существование и был восстановлен только в XIX веке.

Адрес: Республика Грузия, Кахетия, муниципалитет Телави, с. Икалто.

Фото

Видео

Ссылки

  • Официальный сайт Грузинской Православной церкви
  • Грузинская православная церковь. Неофициальный сайт
  • Съемка с воздуха ,Самые красивые церкви и храмы Грузии
  • По стране святого Георгия. Тбилиси (фото)
  • Паломничество в Грузию
  • Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ)
  • Грузия Православная (ВИДЕО)
  • Грузия: страна любви, святости и простоты
  • Съемка с воздуха ,Самые красивые церкви и храмы

Подкатегории

В этой категории отображается 5 подкатегорий из имеющихся 5.

Г

  • ► Грузия (Монастыри)‎ (1 К, 32 С)
  • ► Грузия (Населённые пункты)‎ (2 К)
  • ► Грузия (Приходские храмы)‎ (1 К, 29 С)
  • ► Грузия (Святыни)‎ (61 С)
  • ► Грузия (Субъекты)‎ (5 К)

Страницы в категории «Грузия»

Эта категория содержит единственную страницу.

  • Грузия (святыни)