Православие в Крыму

Мы уже обращались к истории Крыма в связи с пятилетием референдума в статье «Крым наш уже тысячу лет». В ней подтверждается, что возвращение древней Тавриды в родные пенаты – это исправление исторического недоразумения. Для России оно имеет важное геополитическое значение. А в духовном отношении оно возвращает русский народ, включая крымчан, к истокам христианства и крещения нашего любезного Отечества.

Многие христианские народы испытывают заслуженную гордость от того что на их землях проповедовали апостолы. По своей скромности, мы свою христианскую историю отсчитываем с Владимирова крещения. Однако первое благовествование и церковная жизнь на нашей земле началась с апостольских времён. Киевский патерик насчитывает несколько этапов крещения Руси: апостольский (проповедь апостола Андрея), затем – при князьях Аскольде и Дире, следующий – при великой княгине Ольге; и наконец, общерусский – при великом князе Владимире. Это исторически оправдано. Поскольку такое важное народное дело как принятие новой Веры, не может быть единовременным актом. Несомненно, это долгий и сложный духовный процесс. Вот как он проходил в наших пределах.

Первые этапы крещения Руси

Святому апостолу Андрею Первозванному выпал жребий проповедовать северным народам. Во времена Римской империи это были земли Причерноморья, Тавриды и Кавказа. Апостол Андрей предпринял несколько миссионерских путешествий по городам греческих колоний Крыма, а также в Абхазии и Алании (Осетии). Он обратил к Вере Христианской правительницу Сванетии.

«Повесть временных лет» сообщает о прохождении апостола Андрея вверх по Днепру, где он благовестил о предстоящем проявлении Славы Божией на Киевских горах, и последующей проповеди в Новгородских землях.

Некоторые историки подвергают сомнению факт андреева путешествия, не найдя тому весомых подтверждений. Однако, добросовестные исследователи (и церковные и светские) такие подтверждения (письменные и материальные) всё же обнаружили. Наиболее полно эти свидетельства собраны в труде митрополита Макария (Булгакова) «История Русской Церкви». Первый том его истории целиком посвящён апостольской проповеди и крещению Руси. В результате глубоких и всесторонних исследований митрополит Макарий подтвердил реальность апостольского служения в Тавриде, Причерноморье и на Днепре, сделав однозначный вывод о том, что: «нет основания отвергать безусловно или принимать за одну идею» путешествие Андрея Первозванного в русских землях.

Надо иметь в виду, что нашими «доброжелателями» подвергаются сомнению практически все важнейшие ключевые события нашей истории. Причём, если не удаётся их «научно» опровергнуть, то применяются домыслы, «сомнение в достоверности», или откровенная ложь. В то же время легенда об основании Рима братьями, вскормленными волчицей, принимается благосклонно. А «легенда» о происхождении человека от обезьяны и вовсе принята «цивилизованным миром» за научную аксиому.

Оставив сомнения, будем опираться на принятые нашей Церковью писания, предания, духовные изыскания и документальные свидетельства.

Памятник Андрею Первозванному

Проповедование апостола Андрея в Причерноморье, Тавриде и на Кавказе подробно описали ещё во III веке Ориген и Ипполит Пертуенский, получавшие информацию из «вторых уст», то есть от учеников самих апостолов. Согласно апокрифическим рукописям (подтверждённым светскими учёными) в Тавриде и Причерноморье проповедовали апостолы Петр, Матфей, Иуда и Симон Зилот. Апостолы Андрей и Варфоломей благовествовали на Кавказе. Здесь святой апостол Варфоломей принял свой мученический венец.

Писания и предания признают Андрея Первозванного, именуемого в апокрифах «просветителем южных, восточных и северных берегов Черного моря», «апостолом Севера».

Апостольская проповедь положила начало христианизации этих земель. Священномученик Климент, апостол от 70-ти, епископ Римский, ученик апостола Петра, сосланный в Херсонес Таврический, нашёл здесь до ста церквей (в основном катакомбных). Ссыльный Климент работал на Инкерманских каменоломнях не оставляя проповеди, и крестил множество херсонесцев. Разгневанный император Траян приказал его утопить.

Святой Климент был первым в сонме крымских мучеников.

В первые века здесь совершили свой подвиг за Веру херсонесские епископы священномученики Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон. Здесь же приняли венец мученичества Мартин исповедник и Параскева Римская. В XIX веке на месте её кончины был основан Топловский монастырь во имя святой мученицы Параскевы.

С IV века в Тавриде началось строительство православных монастырей.

Одним из первых был вырублен в скалах недалеко от Херсонеса Инкерманский Климентовский, где первоначально хранились мощи Климента.

Пещерный монастырь в Качи-Кальоне был основан в VI веке, Успенский (пещерный) в урочище Мариам-Дерей в VIII, Балаклавский Георгиевский в IX веке.

Не удивительно, что многие называют Крым – русским Афоном.

Христианские епархии в Тавриде и Причерноморье

Апостольская проповедь и кровь мучеников укрепили основание Церкви Христовой в северном и восточном Причерноморье. В первые века Христианства были образованы Херсонесская, Боспорская, Готская и Сугдейская епархии в Тавриде и Скифская (самая ранняя) на Дунае. Паству этих епархий в основном составляли православные греки, жители древнегреческих городов (к тому времени Византийской провинции), а также наши предки славяне.

Особое место в истории Православной Церкви в наших землях занимает Боспорская епархия.

Пантикапей – один из древнейших городов мира, основанный в VII веке до Рождества Христова, в годы римского правления назывался Боспор. Он и стал ядром епархии, которая объединяла земли восточного Крыма и Тамани. В IX-XII веках эти земли входили в состав Древнерусского Тмутараканского княжества. Таким образом, город Керчь – Тмутаракань (Таматарха) – Боспор – Пантикапей является преемником Древнерусского Мира, раннехристианской Церкви, античной цивилизации и доисторических времён. Здесь обнаружены неолитические стоянки 5 тысячелетия до н.э.

Церковь Иоанна Крестителя в Керчи

Кстати, на Таманском полуострове находится и древний город Фанагорея (V век до н.э.) откуда и были фанагорейцы – любимые солдаты А.В. Суворова.

Старинная Готская епархия, основанная ещё в IV веке, уже во время турецкого владычества, почти в полном составе переселилась в Мариуполь в XVIII веке. И, соответственно, тоже передала Русской Земле раннехристианские традиции.

В следующем столетии был основан Судак-Сурож-Сугдея. Несколько веков Сугдея была центром Сугдейской (Сурожской) епархии.

Отсюда можно начинать отсчёт русских правителей, принявших Святое Крещение. Здесь в 790 году крестился некий князь руссов.

В житии Стефана Сурожского приводится рассказ о походе новгородского князя Бравлина, который завоевал многие греческие города и после десятидневной осады захватил и Сурож, в Софийском соборе которого находились мощи святого Стефана. Когда князь попытался разорить могилу святого, чтобы отыскать клад, то лицо его «обратилось назад». Князь Бравлин вернул всё награбленное, но только после крещения, принятого в 842 году, исцелился. Это было первое зафиксированное крещение русского правителя и его присных.

В 866 году произошло крещение русских князей Аскольда и Дира. Их поход на Византию завершился гибелью киевского флота и принятием крещения обоими князьями со «болярами».

В средние века приходы Сугдейской епархии были разделены между Готской и Кафской митрополиями. Крупный генуэзский город-порт Каффа также имеет древнюю историю. Первоначальное, а также современное название города Феодосия. Он был основан в VI веке до Рождества Христова. Со временем обе митрополии были объединены под общим названием «Готфская и Кафская».

Кирилл и Мефодий

В IX веке в Крыму проповедовали братья Кирилл и Мефодий. На обратном пути из Хазарии Кирилл остановился в Корсуне-Херсонесе. Здесь он обрёл мощи священномученика Климента. Здесь же обнаружил «Евангелие и Псалтирь, русьскими письмены писана», а также человека, говорившего на том же языке. Об этих письменах тоже ведутся споры не одну сотню лет. Мы не станем вступать в эти споры. Они требуют специального рассмотрения. Оставим так, как они записаны черноризцем Храбром, – «русские письмена».

Памятник Кириллу и Мефодию в Мариуполе

Священное Писание, переведённое на славянский язык равноапостольными Кириллом и Мефодием, было представлено папе Римскому Адриану II вместе с мощами священномученика Климента. Адриан благословил богослужение на славянском языке, и переведённые книги приказал положить в римских церквях.

Ольга и Владимир

Следующей важной вехой просвещения Руси Светом Христовым было крещение правительницы Древней Руси княгини Ольги и её приближённых. Будет уместным вспомнить, что крещение последней русской правительницы Императрицы Александры Фёдоровной было совершено в Крестовоздвиженской церкви Ливадийского дворца.

Многовековое созревание Веры в русском народе привело к общенародному крещению при князе Владимире.

И вновь важное событие нашей истории было связано с благословенной Крымской землёй. В очередной раз русами был совершён поход на византийские владения. На этот раз в Корсуне-Херсонесе Владимира ждала военная победа и ослепление. С чем пришло исцеление? Опять с крещением! Таинство Крещения Великого князя Владимира совершил митрополит херсонесский в сослужении цареградских священников. Вслед за князем крестилась и его дружина. По слову преподобного Нестора Летописца Владимир «крестился в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг».

Крещение Владимира и дружины, Корсунь

Таким образом, в Херсонесе-Корсуне Русь приняла Свет Христовой Веры из одного апостольского корня. От проповеди самого апостола Андрея Первозванного и от Византийской Церкви, им же созданной.

Здесь же в Херсонесе Владимир венчался с Византийской Царевной Анной.

С Православной Верой Русь восприняла от Византии и высокий Имперский Дух в период её расцвета. Вера Христова и Имперский Дух навсегда определили судьбу Руси как Православной Вселенской Державы. В этом заключается Промысел Божий о России.

«После всего этого, – сообщает летописец, – Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города; стоит церковь та и доныне… Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев».

Многовековое духовное восхождение подготовило народ к принятию Веры Христовой. Во святые дни 988 года от Рождества Христова произошло завершение многотрудного духовного пути Крещением Русского Народа. Вот почему крещение киевлян и всей Руси происходило в основном мирно и вдохновенно. Несмотря на болезненность такой духовной «операции» она проходила почти безкровно. Столкновения, неизбежные при таких жизненно важных эпохальных изменениях, не имели массового характера. Скорее происходило воодушевление.

Величественные, и при этом изящные соборы, выстроенные тогда в Киеве, Новгороде, Чернигове, Пскове, Ростове, Суздале, Полоцке, Смоленске и по всей Земле Русской, как неизменные свидетели тех благословенных дней, подтверждают это своим несказанным небесным видом. Они светлы и жизнерадостны.

За что мы и воздаём славу и благодарение Спасителю и Просветителю нашему Иисусу Христу.

Литература:

6 удивительных мест православного Крыма

Руины древних храмов, пещерные монастыри в долинах рек и на обрывах скал, старейшие действующие церкви, мощи великих святых притягивают сюда паломников со всего света. Полуостров Крым — хранитель уникальных христианских святынь разных эпох. «Фома» выбрал несколько самых интересных мест Крыма.

Древнейший храм Крыма

Фото Vahe Martirosyan/Wikimedia Commons/CC BY-SA 2.0

Один из древнейших городов мира — Керчь: известно, что его территория была заселена еще в доисторические времена. Среди главных достопримечательностей Керчи — многочисленные раскопки античных городов и курганов, старинные крепости. Именно здесь находится самый древний в Крыму и один из древнейших на всей территории СНГ храмов.

Храм святого Иоанна Предтечи, построенный, по разным предположениям ученых, между VIII и XI веками, — единственная из византийских церквей Северного Причерноморья, которая уцелела в ходе множества исторических катаклизмов. За время своего существования храм и побывал важнейшим христианским центром, и был переоборудован в мечеть, и неоднократно доходил до полуразрушенного состояния с выбитыми окнами и травой на крыше.

В начале 30-х годов XX века церковь закрыли «из-за отсутствия прихода», затем в ней разместили музей античного искусства, и только в 1990 году храм был передан Православной Церкви.

Сегодня церковь святого Иоанна Предтечи — действующий храм, состоящий из древней части и постройки XIX века, благодаря своей уникальной и многовековой истории овеянный множеством преданий и легенд.

Храм в 400-х метрах над уровнем моря

Фото Alex Malev/Flickr/CC BY-SA 2.0

Храм Вознесения Христова в Форосе уникален по своему расположению — он возведен на отвес­ной скале и обращен алтарем не на восток, а в сторону моря — особенность, присущая только южнобережным храмам. Со стороны моря церковь ярко выделяется на фоне скал и служит маяком для морских путешественников.

Удивительна и история храма. Он был построен в память о чудесном спасении Александра III и его семьи. 17 октября 1888 года поезд, в котором ехала императорская семья, сошел с рельсов, но Александру удалось удержать обваливавшуюся крышу вагона так, что все успели выбраться.

В 30-е годы XX века церковь была разграб­лена, а во время Великой Отечественной войны служила убежищем для пограничников и находилась под обстрелом фашистов. После войны в храме был ресторан: его закрыли в 1960-е годы после того, как шах Ирана, путешествовавший по Крыму в сопровождении Н. С. Хрущева, отказался войти в него, посчитав это кощунством. После этого церковь использовалась как склад до тех пор, пока там не произошел пожар. Храм забросили окончательно и вернули Православной Церкви только в 1990 году, а в 2004 году он был полностью восстановлен и открыт для посещения.

Место почитания самого известного крымского святого

Фото NoPlayerUfa/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0

История собора Святой Троицы в Симферо­поле уникальна: в советские годы он был одним из немногих действующих храмов на всем Крымском полуострове, стал кафедральным собором Симферополя и получил широкую известность благодаря служившему здесь в последние 15 лет своей жизни святителю Луке (Войно-Ясенецкому).

Улица, на которой находится собор, до 1946 года именовалась Греческой, так как здесь жило много греков. И именно потому, что большинство прихожан храма были подданными Греции, собор, который в 1933 году уже было начали перестраивать под детский интернат, все же не был упразднен. Однако за спасение храма отдали жизнь два его служителя: в 1937 и 1938 годах были расстреляны епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (Гулевич) и протоиерей Николай Мезенцев. Недавно священномученики были причислены к лику местночтимых святых.

В 70-летнем возрасте архиепископ Лука — великий диагност, врач-хирург и профессор медицины, за свои ученые труды удостоенный Сталинской премии, но за свою веру подвергшийся одиннадцати годам тюрем и ссылок, — стал архиепископом Симферопольским и Крымским. До конца жизни он отдавал все силы пастырскому служению и в то же время не оставлял медицинскую практику.

Мощи священноисповедника Луки покоятся в Свято-Троицком соборе, в народе известном как храм святителя Луки. Недавно при соборе был учрежден женский монастырь, а сестры обители открыли рядом с храмом музей святителя Луки.

Крымское чудо света

Фото eltpics/Flickr/CC BY-NC 2.0

Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае летом ежедневно посещают сотни паломников и туристов, однако мало кто знает, что в окрестностях города находятся еще 11 средневековых пещерных монастырей и храмов, окруженных первозданной природой, расположенных на обрывах скал или в долинах рек, рядом с руинами замков и крепостных стен.

Среди них монастыри Челтер-Коба, Челтер-Мармара, Шулдан, комплекс пещерных монастырей на горе Мангуп, комплекс из трех храмов в пещерном городе Эски-Кермен, остатки храмов на горе Тепе-Кермен и в пещерном городе Бакла и другие.

Одно из поистине уникальных святых мест под Бахчисараем — скит святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне. Обитель, основанную приблизительно в VIII веке, почитали все: известно, например, что многие татары получали исцеление от местного святого источника и затем принимали святое крещение. Однако было время, когда христиане были вынуждены покидать Крым, а в монастыре оставался всего один насельник.

В XIX веке в скиту снова появились монахи, и к началу XX века монастырь был хорошо известен как крымскому народу, так и русским богомольцам. Однако в 1932 году советская власть постановила ликвидировать церковь и монастырское подворье. Церковное имущество было передано в соседний хутор «под культурные нужды», а судьба выселенных монахов осталась неизвестной. Тем не менее в скальной церкви святой Софии на территории монастыря местные христиане продолжали тайно совершать богослужения.

В 2005 году к руинам скита приходит иеромонах Дорофей из Бахчисарайского Успенского монастыря, и приблизительно в 350 метрах от них начинает благоустраивать обитель. Теперь вместе с игуменом Дорофеем здесь живут десять монахов и до двадцати трудников в летнее время. А приезжающие паломники могут посетить здесь как действующий скит, так и его историческое место.

Любимые места царской семьи

Фото Кирилла Новотарского

Имение в Ливадии — Ливадийский дворец, большой живописный парк — более 50 лет являлось летней резиденцией трех семей российских царей: почти каждое лето сюда приезжал Александр II, здесь окончил свой жизненный путь Александр III, здесь принял присягу на верность Российскому престолу Николай II.

Принятие присяги происходило в храме Крестовоздвиженской церкви, которая была построена рядом с имением еще при Александре II и существует до сих пор. В этом храме совершал панихиды по почившему императору Александру III святой праведный Иоанн Кронштадтский, а будущая императрица Александра Федоровна приняла православную веру. Поэтому небесными покровителями этого храма считаются девять святых: святой праведный Иоанн, царственные страстотерпцы Николай II, Александра Феодоровна, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, цесаревич Алексей и преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна.

При Николае II на месте старого дворца был возведен новый — больший по размеру. Царская семья часто проводила здесь время. Весной, как и в Ялте, в Ливадийском имении проходил знаменитый «Праздник Белого цветка».

Царская семья в Ливадии. 1911

+10

Николай II любил прогуливаться по тропинке, которая вела от дворца вдоль моря, и распорядился сделать тропу длиннее — так появилась Царская тропа, любимое место пеших и конных прогулок всей императорской семьи. В советское время тропу переименовали в «солнечную», однако это место известно своей тенистостью и прохладой.

Во время прогулок по Царской тропе открываются удивительные морские пейзажи, а в окрестностях тропы располагаются храм Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный при содействии великого князя Константина Николаевича, и построенный в 2006 году на месте древнего монастыря храм Архистратига Михаила.

Место проповеди Андрея Первозванного и крещения князя Владимира

Фото Alex Malev/Flickr/CC BY-SA 2.0

На окраине Севастополя располагаются руины древнегреческого города-государства Херсонес. Сегодня он входит в число самых значительных древних памятников мира и стоит в одном ряду с египетскими пирамидами, римским Колизеем и другими чудесами света.

Херсонес был основан в V веке до нашей эры. Первые последователи христианства появляются здесь уже в I веке. По преданию, через Херсонес проходил путь апостола Андрея Первозванного в Скифию, к месту его служения. В начале IV века для утверждения христианства сюда были направлены семь епископов-миссионеров: пятеро из них были зверски убиты местными язычниками. В память о семи Херсонесских мучениках здесь воздвигнут храм.

Уже к концу века Херсонес становится христианским центром Крыма, и вскоре входит в состав Византийской империи. И именно здесь в 988 году, согласно «Повести временных лет», в храме «посреди града, где собираются корсунцы на торг», совершается одно из ключевых событий в истории — князь Владимир принимает Святое Крещение. Сейчас на предполагаемом месте его крещения возвышается Владимирский кафедральный собор.

На протяжении двух тысяч лет своего существования Херсонесу приходилось вести непрерывные войны, и уже в XVI веке на месте некогда богатого и славного гречес­кого города оставались лишь развалины.

Сегодня Херсонес — это национальный музей-заповедник и самое крупное место археологических работ на побережье Черного моря. Здесь можно увидеть руины антич­ного театра, множества храмов, башен и стен, а также всевозможные предметы, которыми пользовались жители Херсонеса. Кстати, наиболее ценные из них находятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург) и в Государственном Историческом музее и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).

Религии Крыма

За свою богатую историю Крым был домом древнегреческих колонистов, византийских греков, римлян, татар, турков, украинцев и русских. Богатая история оставила след не только в виде огромного количества достопримечательностей, музеев и руин древних городов, но и отразилась на пестроте религий, до сих пор действующих в Крыму.
В настоящее время 1362 религиозные организации зарегистрированы в Республике Крым. Эти организации относятся к пятидесяти конфессиям и религиозным направлениям, а религиозные организации владеют 690 культовыми зданиями.
В числе традиционных конфессий Крыма следует отнести православие, иудаизм, католичество, караизм, армянское апостольское христианство и суннизм (наиболее распространенное в исламе направление).

Первой из этих религий является православие, появившееся в Крыму в I веке н. э. Когда в XV веке Крым оказался под властью турок, начались гонения на православных, продолжавшиеся вплоть до XVIII века, когда Крым оказался под властью Российской империи, и Православная община начала доминировать.

В VII веке н. э. под влиянием Волжской Булгарии и Хорезма происходит распространение ислама, а после завоеваний Чингисхана и прихода татаро-монгол – его насаждение. В 1262 году в городе Солхате («Старый Крым») была построена одна из древнейших мечетей. Ислам суннитского толка пришел на территорию Крыма после турецкого завоевания и вхождения в состав Османской империи. Когда Крым стал частью России, распространение ислама приостановилось, а из библиотек стала изыматься исламская литература.
В конце IV века н. э. в Крым проник тюркский язык, и когда тюркоязычные хазары приняли иудаизм, крымские народы, находившиеся под властью Хазарского каганата, перешли в иудаизм. С изменением политической ситуации, падением каганата и приходом Византии еврейские общины полностью не исчезли. Большинство их были истреблены в Великую Отечественную войну, однако некоторые существуют и в наши дни. К иудаизму следует отнести и караимизм, отличающийся от него неприятием Устного закона.

Проникновение в Крым католицизма связано с тем, что на его территории долгое время существовали генуэзские колонии, куда прибывали многочисленные миссионеры, особенно, из ордена францисканцев, которые старались обратить в католическое христианство местные тюркоязычные народы. Генуэзские колонии пережили татаро-монгольское иго, образование Крымского ханства, но их процветанию положило конец владычество Османской империи. Католицизм в больших объемах вернулся в Крым вместе с переселенцами-католиками, к которым относились поляки, итальянцы и немцы, прибывшие в Крым после его присоединения к России. Гонения на католиков, как и гонения на остальные церкви, возобновились с установлением советской власти, однако в 1991 году началось восстановление деятельности Католической церкви в Крыму. В настоящее время там действуют 13 католических приходов.

С XV века велось строительство храмов армянской апостольской церкви, и несмотря на непродолжительные гонения накануне присоединения Крыма к Росси и куда более продолжительные – в советское время, эта церковь и по сей день работает на территории Крыма.
Наиболее известными крымскими культовыми сооружениями, оставшимися от многочисленных религиозных конфессий, являются: Владимирский православный собор (Севастополь), мечеть Джума-Джама (Евпатория), караимская кенасса в Евпатории, католическая церковь в Керчи и относящийся к армянской апостольской церкви монастырь Сурб-Хач. Более подробное знакомство с культовыми сооружениями Крыма может растянуться на несколько визитов – настолько они многочисленны и разнообразны.