Православие

Православные и псевдо-православие

Православные люди — это те, кто правильно славят Бога. Отсюда и название ПРАВОСЛАВНЫЕ.

Критерий здесь — Истина — Христос, Который Сам сказал: АЗ ЕСМЬ ПУТЬ, ИСТИНА И ЖИЗНЬ. Христианин, считающий себя православным, неуклонно следует воле Христа и уподобляется Ему в подвиге и любви.

Православный христианин терпелив, молитвеннен, услужлив, всепрощающ, вежлив, внимателен, обладает верой, надеждой и любовью, а также премудростью… Все эти качества он получает от Бога и благодарен Богу за все. Он доверяет Богу свою жизнь и вверяет Богу самого себя и ближних.

Но есть еще одна категория людей, которые возомнили себя хранителями Истины в последней инстанции. Хотя ими по сути не являются. Им постоянно мерещится, что на них нападают все кругом, они находятся в состоянии борьбы… Начитавшись духовной литературы, говорят они категорически и безаппеляционно. Дружелюбием и не пахнет. А тем более — любовью Христовой.

Недавно прочитал высказывание одного мыслящего реально парня: есть люди православные, и есть люди ПРАВОСЛАВНУТЫЕ. Речь идет не о хранении Истины, но о нездоровом фанатизме, который граничит с человеконенавидением. Несовершенный в любви мог бы называться христианином? Подумаем.

Посмотрите как часто внешние люди жалуются, что пришли мол в храм, а там их бабка отругала за внешность или еще что-то неправильно сделанное! Это понятно, что церковь — учреждение Божье, и в нем надо вести себя в соответствии с правилами. И выходки пуссирайтиков неуместны… Девочки явно попутали место своего выступления.

Но мы не о них, а о тех, кто ходит в церковь и считает себя истинно верующим, но другим жить не дает своей «православностью». Надо ли свои комсомольские выходки переносить на церковное поведение?

Вчерашняя комсомолка пришла в Церковь. Похвально. Бог просветил и простил заблуждения. В прошлом веке она боролась за светлое будущее на земле, притом, до крови. Теперь борется там, где давно принесена Жертва на Кресте.

Недавно переписывался с одной оппоненткой, обвинившей меня в цинизме. Я поблагодарил за критику. Мне полезно посмотреть на себя со стороны. Но ей этого было недостаточно. Взялась учить уму-разуму того, кто Богом сам поставлен учительствовать. И невдомек человеку, что сказал апостол Павел: женщина в церкви да молчит!

У нас почему-то в обществе принято говорить о чем попало и считается это нормально. Осудить ближнего — вообще не считается за грех. А если батюшка мне не симпатичен или мыслит не так, как мне бы хотелось? Значит, плохой? Тупой, отсталый, не верит в эзотерику… гороскоп…

Сегодня меня один хороший собеседник прямо пожалел — мол веришь мощам святого, а не знаешь, что тот был туберкулезником. Бедный ты (то есть я) и отсталый!

Прежде суждения, отвечаю, изучи вопрос! Что ты вообще знаешь о святости подвижников благочестия?

«Если сердце не согрето любовью, то христианину нет никакой пользы от его благочестия».
Святитель Тихон Задонский

Бывает и в обратную сторону. Если отец духовный говорит в угоду своей аудитории и притом то, что хотят услышать, то такого надо носить на руках! Раболепно поклоняться. Смотреть прямо в рот. Так?

А разве врач только приятное делает пациенту, чтобы его вылечить? А тренер готовит спортсмена, заставляя снова и снова выполнять неприятное, но нужное действие, чтобы тот стал чемпионом?

Вот и людям надо опираться на опыт духовника, наставника, старца, который прошел путь проб и ошибок, искушений и побед во Христе, умеет молиться и имеет дар рассуждения. Иначе человек забредает в закоулки собственный измышлений, где его бес и побалует вволю. И наигравшись над такой нестойкой душой, вышвырнет на попрание…

Жизнь справедлива.

Дорогие мои! Наш Наставник Христос — воплощение любви и добродетели! А Святое Евангелие — Его слово — руководство к действию. Вот на что надо опираться.

Мать Церковь на то и создана Христом, чтобы мы объединились в вере и единомыслии и вели себя соответствующе.

Берегите друг друга, берегите себя в мире полном соблазнов и разврата духовного!

Христианство

Библия

Троица

История христианства

Христианское богословие

Христианское богослужение

Направления в христианстве

Критика христианства

Другое

Портал:Христианство

Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное славление (прославление)», исторически, по смыслу — «правильное мнение») — одно из основных и древнейших направлений в христианстве, сложившееся на протяжении первого тысячелетия в Византии, в эпоху семи Вселенских соборов. Занимает третье место по численности (около 300 млн человек) среди христианских направлений после католицизма (1,25 млрд) и протестантизма (800 млн).

После разделения Церквей (1054 год), ставшего итогом длительного процесса отчуждения между Церковью на Западе и Церковью на Востоке Римской империи, вследствие богословских споров и стремления римских епископов (пап) подчинить себе Восточные церкви, первое по чести место среди Православных церквей принадлежит кафедре епископа Константинополя — Нового Рима (до раскола, согласно правилам Вселенских соборов, первенство чести принадлежало Римской кафедре).

Православие, по смыслу слова рассматривающее себя — в отличие от ересей — как исповедание истинной апостольской веры, запечатлённой в Священном Писании и Священном Предании, есть вероучение Православной церкви, под которой понимается сообщество административно независимых друг от друга автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.

Православная церковь исповедует Никео-Цареградский Символ веры и признаёт постановления семи Вселенских соборов, рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и глава которой — Иисус Христос.

Православие в настоящее время является преобладающей конфессией в следующих странах: Россия, часть стран Балканского полуострова (Греция, Сербия, Болгария, Румыния, Северная Македония, Черногория), Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Кипр.

Человек

  • 20 064 Духовная жизнь 9,9|Голосов: 279 Христианин не может быть трусом (+ВИДЕО) Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным) О том, правы ли те, кто отказывает христианам в смелости, когда от христианина требуется особое мужество, чего он должен действительно бояться, о смелости в ее мирском и христианском понимании, о подлинной силе и силе мнимой.
  • 29 659 Духовная жизнь 9,8|Голосов: 670 Как преодолеть рассеянность на молитве? Советы пастырей Что делать, если, вычитывая правило, отвлекаешься посторонними мыслями? Как сохранить сосредоточенность на словах молитвы, избежать механического их повторения?
  • 12 185 Духовная жизнь Пример веры Слово в день памяти апостолов Петра и Павла Иеромонах Алексий (Годлевский) Апостолы явили самый яркий пример веры в Господа Иисуса Христа и любви к Нему.
  • 4 201 Духовная жизнь «Сретенская духовная семинария»| 9,8|Голосов: 114 С Христом без «не» Виктория Ковалева Чем мы, христиане, отличаемся от людей, не знающих Христа? Ведь едва ли тот, кто рядом с нательным крестиком вешает знак зодиака, или тот, кто водружает рядом с иконой талисман на привлечение денег – лучше православного и воцерковленного, но не доверяющего Богу – так, как доверяют дети. Или не так?..
  • 30 163 Праздники и посты 9,8|Голосов: 323 Апостолы Петр и Павел (+ВИДЕО) Проект «Лето Господне» Протоиерей Артемий Владимиров Соединим и в себе эти две добродетели – смирение Павлово и Петрову горячую веру в Иисуса Христа Богочеловека, прибавим к скромности и самоукорению апостола Павла еще и Петрово радостное стремление служить Господу.
  • 84 767 Святые, подвижники благочестия 9,9|Голосов: 1861 Последний день преподобного Паисия в больнице Покидая больницу, смертельно больной старец Паисий с любовью благословил всех, кто вышел его проводить
  • 30 138 Духовная жизнь 9,8|Голосов: 382 Что значит быть миротворцем? Игумен Нектарий (Морозов) Те, кто подражает Христу, главному Миротворцу, в превращении вражды в мир, настолько Богу угодны, что они становятся Ему сынами. Однако быть миротворцем не значит впадать в другую крайность – проявлять малодушие и человекоугодие.
  • 55 954 Святые, подвижники благочестия 9,9|Голосов: 931 В каливе отца Паисия Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай Перед нами открывается вид на смиренную каливу старца Паисия. До нее осталось минут пятнадцать ходьбы. Мы продолжаем спуск и в то же время, возможно, духовно мы поднимаемся к высочайшей точке земли!..
  • 115 632 Праздники и посты День памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня / 12 июля О святых апостолах Петре и Павле – Проповеди – Вопросы священнику – Библейские события – Храмы – Паломничества
  • 51 339 Духовная жизнь Что связывает с Богом Слово в день памяти святых апостолов Петра и Павла Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) Что может связывать человека с Богом? Только одно – Любовь. Только её Он ждет от нас.
  • 13 684 Духовная жизнь 11 июля 2016 г.| Слово Патриарха Неделя 3-я по Пятидесятнице Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Господь учит нас тому, как нужно жить, чтобы человек не превращался в животное, чтобы инстинкты не разрушали силу разума и нравственного чувства.
  • 52 879 Духовная жизнь 9,9|Голосов: 679 Боль расширяет сердце Часть 2: Смиренный не чувствует боли Архимандрит Андрей (Конанос) Когда мы спорим с Богом, негодуем и теряем веру, это значит, что у нас нет смирения. Если веришь в вечную жизнь, то всему имеется объяснение и толкование. Во Христе мы найдем ответ на вопросы почему, как и когда.
  • 53 797 Путь к вере 9,9|Голосов: 952 «Я был как будто в тумане и вдруг проснулся» Беседа с Хуршедом (в крещении Павлом) Нумановым, генерал-майором милиции, православным таджиком О своем пути к Православию, работе в полиции, родном Таджикистане и заветах отца.
  • 74 771 Духовная жизнь 9,8|Голосов: 1083 Промысл Божий (+ВИДЕО) Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 18-я Протоиерей Андрей Ткачев Жизнь человеческая – это нитка в гобелене. Это кусочек слюды большой мозаики. Отойди на расстояние – и узнаешь, что ты вшит, вставлен, вмонтирован в огромную картину.
  • 47 998 Святые, подвижники благочестия 10|Голосов: 779 «Сердцем моим страдаю о вас» О схиархимандрите Серафиме (Романцове) Зиновий Чесноков «Последние сто метров я уже не мог идти, на мне стала замерзать одежда, и тогда я стал молиться: “Господи, молитвами раба Твоего схиархимандрита Серафима помоги дойти до кельи”. Не помню, как я одолел подъем – сила какая-то подняла».
  • 76 816 Духовная жизнь Как святые достигли чистоты ума Слово на Литургии в неделю 3-ю по Пятидесятнице Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) Как христианину без вреда, а напротив, в соответствии с Божией волей надлежит взирать на мир? Как воспринимать мир, как правильно допускать и с пользой для спасения вводить его внутрь своей души? Знать это – жизненно важно для каждого ученика Христова.
  • 8 200 Духовная жизнь Портал «Православная жизнь»| 9,6|Голосов: 160 Беседы о молитве. Часть 1 Протоиерей Андрей Николаиди Очень часто перед человеком, только-только начинающим делать свои первые шаги на пути к Богу, встает вопрос: «А почему я должен молиться? Что такое молитва, об обязательности и необходимости которой так часто говорят верующие люди? Разве не достаточно просто верить, признавая существование Высшего Разума? Неужели во что бы то ни стало надо ежедневно читать какие-то малопонятные слова? Разве Богу нужна наша молитва?»
  • 16 744 Духовная жизнь Портал «Православная жизнь»| 9,8|Голосов: 446 Какие опасности таит в себе чрезмерное «обрядовое благочестие»? Иерей Андрей Чиженко Господь и Бог наш Иисус Христос сказал: «Cуббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:27, 28).Что это значит? Что во всех церковных Таинствах и обрядах, установленных Богом и святыми людьми по внушению Духа Святого, мы должны видеть живого Господа и Его образ и подобие – живого человека, то есть ближнего своего.

Кто такой — православный,

По одним данным, у нас в стране около восьмидесяти процентов православных, по другим — чуть больше пяти. Истина на сей раз вовсе не посередине. Это редкий случай, когда со своими диаметрально противоположными подходами правы и те, и другие. Но при этом, как ни парадоксально, трудно считать верной и ту, и другую, и вообще какую-либо цифру в таких измерениях.
Как, например, быть с тем, кто крещен, называет себя православным, но в церкви не бывает, не знает ни одной молитвы, верит в приметы и нарушает все заповеди? А если человек во время поста мяса не ест, на богослужениях стоит со свечкой, но при этом ближних грабит? Его в какую «графу» занести?
Дело даже не в статистике. Многие из нас и со своей-то душой разобраться не могут. Где та граница, за которой становишься верующим или перестаешь им быть? Можно ли, наконец, совместить настоящую веру с современной жизнью, где суета, бизнес, карьера, развлечения вроде бы не оставляют и места для забот о душе?
С таких вот размышлений начался наш разговор с Сергеем Леонидовичем Кравцом, человеком, которому эта тема чрезвычайно близка. В его жизни и личности светское и церковное тесно переплелись. Он один из ближайших сотрудников Патриарха Алексия, руководитель синодального учреждения — научного центра «Православная энциклопедия», весьма влиятельная фигура в Московской Патриархии. В то же самое время — человек вполне светский по образованию и своей многообразной деятельности, как говорили раньше, «государев человек», руководитель Большой российской энциклопедии, а также многих издательских и телевизионных проектов.
— Итак, сколько же у нас, по-вашему, православных, кого считать истинно верующим, можно ли сохранять веру в житейской суете и как часто для этого надо бывать в церкви?
— Когда пытаются определить, является человек верующим или нет и сколько у нас верующих, я вспоминаю Евангелие, вот те последние часы, когда Господь был на Кресте. И распятого рядом разбойника, который никогда не ходил в церковь, не соблюдал обряды, но который попросил Иисуса помолиться о нем в Царствии Его. То есть — который поверил. И Господь что ему говорит? «Ныне же будешь со Мною в раю». Потому что водораздел проходит не между двумя и десятью посещениями церкви в год, а в душе человеческой. Собственно, там, где прошел он у разбойника. Каждый из нас стоит перед этим внутренним выбором. Когда Достоевский говорил: «здесь Бог борется с дьяволом, а поле битвы — сердце человеческое», он был точен, потому что поле битвы — действительно человеческое сердце, человеческое сознание. Если там есть вера, все остальное производно.
— Но ведь это остальное тоже важно. Мы-то в жизни сталкиваемся прежде всего с внешними проявлениями веры или неверия.
— Это уже другая вещь, связанная с тем, как человек умеет организовать свою веру, растить ее, насколько он сопрягает свою жизнь с верой. И вот здесь появляются какие-то внешние признаки. Они могут быть очень индивидуальными. Каждый устраивает свою жизнь так, как ему это требуется и как для него возможно. Предъявлять всем единые требования сложно.
— Почему же? Существуют ведь общецерковные правила: когда что можно есть, какие молитвы читать утром, какие вечером, когда класть земные поклоны, сколько раз бывать на службах… Это разве не критерии веры?
— Тут вот в чем дело. У нас вся богослужебная жизнь, связанная с постами, другой церковной дисциплиной, ориентирована на монашество, потому что монашество — это высшее достижение служения Богу. Но это вовсе не исключает других форм служения. Конечно, современный человек, который работает, участвует в общественной жизни, не в состоянии полностью исполнять все церковные правила. Или ему надо уходить с работы. И, кстати, такая тенденция в первые годы перестройки была. Русский человек — действительно человек крайностей. Инженеры, врачи, журналисты, ученые уходили в монастыри. Я, например, с опаской на это смотрел. Потому что быть священнослужителем — это призвание, как и любое другое. Даже более ответственное. А, на мой взгляд, наша страна, наш народ тогда будут жить хорошо и правильно, когда вера станет нормальным образом жизни нормально работающих людей, у которых семьи, дети, масса забот по службе, дому, общественной жизни, но значительную часть их внутренней жизни и достаточную часть их внешней жизни занимает Церковь.
— Чтобы разобраться в себе, в собственных потребностях, иногда полезно обратиться к чужому опыту. Как верят другие? Как находят меру светского и церковного? Можно ли попытаться описать более или менее нормальное поведение верующего человека хотя бы в самых общих и принципиальных чертах?
— Я думаю, такой человек ходит в церковь по большим праздникам и во время поста, стремится ходить в церковь по воскресеньям, хотя не всегда у него это получается. Раза три-четыре в год он исповедуется и причащается. Как правило, причащается постом. Вот получается: четыре поста в год — четыре причастия. Он не во всем соблюдает эти посты, но старается хоть в чем-то себя ограничить. Один, например, отказывается только от мяса. Другой — от мяса и молочного, но ест рыбу. Третий просто в последнюю, Страстную неделю не ест, допустим, сосисок… Любое ограничение — это дело человека и его духовника, если он у него есть. Кто-то, скажем, не отказывает себе в еде, но считает важным ограничиться в это время в просмотре каких-то развлекательных программ. Кто-то начинает читать Евангелие и другие церковные книги. Главное — чувствовать смысл того, что ты делаешь.
— А молитвы такие люди знают? Читают их вслух, когда это положено?
— Дома в православных семьях, конечно, все это происходит более тщательно и подробно. А в обществе, на людях, бывает по-разному. Сейчас креститься или молиться уже не опасно и не «вызывающе». Но выставлять свою веру напоказ все равно не принято. Я вижу, что, садясь за стол, многие читают про себя «Отче наш» или просто говорят «Господи, помилуй», «Благослови, Господи, трапезу».
— Ну а милостыню подают обязательно?
— Это во многом зависит от человека, от его характера. Я не могу сказать, что верующие подают, а неверующие — нет. Бывает и наоборот. Но верующий человек, когда проходит мимо нищего и не подает, у него все равно что-то звякает в душе, все равно какое-то борение происходит. И не нам ведь решать, кто милостыни достоин, а кто нет. Есть притча: когда Бог пришел в виде странника и его прогнали. Так вот, ты никогда не знаешь, кто есть кто. Но дело даже не только в этом. Православный человек, наверное, тем и отличается от других, что не просто ведет себя как-то по-особому, а точно чувствует, как надо бы себя вести.
— То есть человек может плохо поступать, грешить, но сознавать это и оставаться православным?
— Дело в том, что Христос же говорит: не праведников пришел спасать, а грешников. Поэтому жить на земле и быть праведником невозможно. Святые почему святые? Потому что они другие, не такие, как мы. Они жили более праведной жизнью. Но чем, как мне кажется, отличается сознание христианина от сознания другого человека? Тем, что христианин не позволяет себе зло называть добром. Пусть он его совершает, но в сердце что-то ему говорит: ты совершаешь дурной поступок. И христианство тут абсолютно не амбивалентно. Не допускает никаких двойных стандартов. В отличие от некоторых других религий здесь, например, нет понятия «друг — враг». Враг только один — дьявол. Все остальные не враги. Поэтому нет, как у других, доблести в том, чтобы обмануть врага. Ты не имеешь права этого делать. Обманывая нехристианина, ты точно так же, как если бы это был и христианин, наносишь ущерб своей душе. В этом смысле я бы сформулировал так: православие «эгоистично». Оно говорит: ты не думай, как спасти остальных. В отличие, скажем, от протестантства, которое считает, что, собирая толпы вокруг себя, этим набирает очки для спасения. Ты этим не спасешься, ты себя спаси. Думай только о себе, о своем грехе, о своей душе. Как говорил Серафим Саровский, «стяжи мирен дух и тысячи вокруг тебя спасутся».
— Ну а в светской жизни, в работе, бизнесе, карьере мешают или помогают эти рецепты личного спасения?
— Да ведь, собственно, как таковых рецептов спасения и не существует. В православии нельзя заслужить спасение. Оно даруется Богом. У нас нет такого, как у тех же протестантов: выполняй то-то — и получишь спасение. Господь Сам оценивает. И не только поступки, но и помыслы. Важно, например, не только то, что подал, но и с каким намерением. Если ты не подал, потому что не было денег, но подумал, хотел бы — так эта мысль, может быть, для Бога в сто крат ценнее, чем если бы ты отстегнул от своих миллионов сто рублей. А легче или труднее православному человеку добиваться успеха в мирской жизни, не знаю. Во всяком случае мне вера никогда не мешала. Но и в Большую российскую энциклопедию меня, например, позвали вовсе не потому, что я православный, а потому, что «Православная энциклопедия», которой руковожу, — успешный уникальный проект, и наши технологии создания энциклопедического издания весьма эффективны.
— И что же сегодня происходит в том и другом изданиях, а также в центре «Православная энциклопедия»?
— Закончена работа над первым томом Большой российской энциклопедии. Это том «Россия» — интереснейший труд, в котором участвовали не только ведущие ученые страны, но и, так сказать, «делатели» нашей современной истории: государственные деятели, политики. В этом одна из причин опоздания с его выпуском: структура государственной власти изменилась, и мы задержали выпуск, чтобы не оказаться с заведомо устаревшей энциклопедией. Но том уже верстается и в ближайшее время выйдет из печати. А у «Православной энциклопедии» появился уже восьмой том, содержащий огромное количество уникальных материалов. Продолжается еженедельная телевизионная передача «Православная энциклопедия» на ТВЦ. При непосредственном участии нашего центра готовятся телепроекты, связанные с историей и сегодняшним днем русского православия. Один из них, сериал «Земное и небесное», идет сейчас на РТР.
— Фильмы и передачи может посмотреть любой желающий, а вот получить том «Православной энциклопедии» возможно далеко не каждому. Может быть, восполним этот дефицит отчасти на страницах «Труда»? Если будут у читателей вопросы по истории, теории или повседневному православию — смогут ли они получить ответы через нашу газету?
— С удовольствием наладим такой диалог. К услугам читателей «Труда» все возможности, информационно-справочная база, авторы нашей энциклопедии.
Ждем вопросов.
Беседу вел
Коновалов Валерий, обозреватель «Труда».
Труд N086 за 12.05.2004